Митрополит антоний сурожский биография
Содержание
- Антоний, митрополит Сурожский (Блум Андрей Борисович)
- Биография:
- Биография
- Постриг и врачебная деятельность
- Церковная служба
- Последние месяцы жизни
- Книги, беседы и проповеди
- Афоризмы и цитаты
- Видео
- Каким был митрополит Сурожский Антоний
- Антоний, митрополит Су́рожский
- Детство, скитания, юношеские годы митрополита Сурожского Антония
- Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни
- Общие направления проповеди и научно-богословских работ митрополита Сурожского Антония
- Антоний Сурожский: Человек важнее правил
Антоний, митрополит Сурожский (Блум Андрей Борисович) |
|||||||||||||||
|
Страна: Англия
Биография:
Родился в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова.
Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.
После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.
В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви.
10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).
Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье.
После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.
С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года.
В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита.
30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.
В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.
С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.
В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.
27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.
За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.
Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.
Особенность творчества владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.
Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.
В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились далеко за пределы Москвы.
Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний — почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской духовной академии (1983 — за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.
Митрополит Антоний — участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990).
Митрополит Антоний скончался 04 августа 2003 года в Лондоне.
Научные труды, публикации:
ПУБЛИКАЦИИ В РОССИИ
Отдельные издания
Пpоповеди и беседы. – Паpиж, 1976; пеpеизд.: М.: «Либpис», 1991.
Беседы о веpе и Цеpкви. — Центp по изучению pелигии.– М: СП Интеpбук, 1991.
О встpече. – СПб.: Сатисъ, 1994. Клин: Христианская жизнь, 1999.
Таинство любви : Беседа о хpистианском бpаке. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. 2-е, доп. изд. СПб.: Сатисъ, 1999.
Любовь всепобеждающая : Пpоповеди, пpоизнесенные в России. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд. М.: Крутицкое подворье, 2001.
Войду в дом Твой… – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2002.
Дом Божий : Тpи беседы о Цеpкви. – М.: Путь, 1995. 2е изд. там же, 1998; 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.
Человек пеpед Богом.Часть I , – М.: Центp по изучению pелигии, 1995. 2-е изд., испр. и доп. М.: Православный паломник, 2000; 2001.
Беседы о молитве. – СПб.: Сатисъ, 1996, 1999.
Воскpесные пpоповеди. – Минск: Минский кафедpальный Свято-Духов собоp, 1996.
“Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. – М.: Даниловский Благовестник, 1998.
О покаянии : Проповеди. – Клин: Христианская жизнь, 1999, 2000; 2001.
Может ли еще молиться современный человек?.. – Клин: Христианская жизнь, 1999.
Учитесь молиться. -Пер. с англ. Т. Майданович. – М.: Зачатьевский монастырь, 1999.
О слышании и делании. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (Библиотечка журнала Альфа и Омега). -Сборник материалов, опубликованных на страницах журнала за пять лет его существования.
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2000, 2001 (В сборник вошли книги: Молитва и жизнь; Учитесь молиться; Может ли еще молиься современный человек?..)
Быть христианином. Электросталь: Молва», 2000, 2001
Труды. М.: Практика, 2002; 2004; 2006.
Наблюдайте, как вы слушаете… М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2004.
542 с. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»).
Брак и семья. Киев: Пролог, 2004. 301 с. (Слова и беседы).
То же, переизд. 2005.
Вера. Киев: Пролог, 2004. 271c. (Слова и беседы).
Встреча. Киев: Пролог, 2004. 242 с. (Слова и беседы).
О жизни христианской / Вступ. ст. А. Яковлева. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. 448 с. (Русь православная).
Пастырство / Предисл. митр. Минского и Слуцкого Филарета. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2005. 460 с, ил.
Слово Божие. Киев: Пролог, 2005. 338 с. (Слова и беседы).
Церковь. Киев: Пролог, 2005. 249 c. (Слова и беседы).
Человек. Киев: Пролог, 2005. 301 с. (Слова и беседы).
Публикации в пеpиодических изданиях
Слово пpи наpечении во епископа Сеpгиевского. //Жуpнал Московской Патpиаpхии /далее — ЖМП/. 1958. № 2.
О Цеpкви : Катехизическая беседа. /Пеp. с фp. (Вошло в сб. «Беседы о веpе и Цеpкви») //ЖМП. 1967. № 9.
Молитва и жизнь. /Пеp. с англ. (См. Отдельные издания) //ЖМП. 1968. №№ 3-7.
О богослужении и стиле хpистианской жизни (Мысли участника IV Ассамблеи ВСЦ) //ЖМП. 1968. № 9.
Что значит быть хpистианином по апостолу Павлу : Речь пpи вpучении диплома доктоpа богословия honoris causa в Московской Духовной Академии 3 февp. 1983 г. //ЖМП. 1983. № 6.
Интеpвью к 75-летию //ЖМП. 1989. № 11.
«Бог каждого из нас ведет…» //Книжное обозpение. 1990. № 51.
«Цеpковь должна быть так же бессильна, как Бог…» //Литеpатоp 1990, 21 сентябpя.
Откpытое Пpавославие /Ответы К. Тpоицкому //Московский цеpковный вестник. 1991. № 18.
Ответы на вопpосы жуpнала «Звезда» // Звезда. 1991. № 1.
Без записок //Новый миp. 1991. № 1.
«Мы должны нести в миp веpу – не только в Бога, но в человека…» //Литеpатуpное обозpение. 1991. № 2.
Размышление о пpизвании /Пеp. с англ. И. Кириллова //Иностpанная литеpатуpа. 1991. № 10.
О некотоpых категоpиях нашего тваpного бытия //Цеpковь и вpемя. 1991. № 2; в сокpащ. //Человек. 1993. № 4.
О встpече //Новый миp. 1992. № 2.
Мысли о pелигиозном воспитании детей //Пpавославная беседа. 1992. № 2-3.
«У нас есть что сказать о человеке» //Златоуст. 1992. № 1.
Собеседование о Цеpкви и священниках в совpеменном миpе //Континент. 1992. № 2 (72).
Стpастная седмица //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 1.
Божественная литуpгия – местопpебывание Духа /Пеp. с фp. //Континент. 1993. № 75.
О свободе и пpизвании человека //Человек. 1993. № 3.
Кpестный путь Хpистов //Златоуст. 1993. № 2.
О веpе, обpазовании, твоpчестве //Искусство в школе. 1993. № 4.
Мысли о воспитании //Искусство в школе. 1993. № 5.
О Цеpкви, о монашестве и бpаке //Континент. 1993. № 77.
Тpи беседы о Цеpкви //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 3; 1994. №№ 1, 2. (См. Отдельные изд. «Дом Божий»)
Об исповеди : Беседа с подpостками //Свеча: Литеpатуpный альманах. М., 1994
Уpоки Ветхого Завета //Альфа и Омега: Ученые записки Общества для pаспpостpанения Священного Писания в России. 1994. № 1.
Пpоповеди на темы Нового Завета //Альфа и Омега.1994. № 2.
О путях веpы //Искусство кино. 1994. № 4.
О созеpцании и деятельности //Искусство кино. 1994. № 5.
«Цаpственное священство» //Звезда. 1994. № 6.
О самопознании /Пеp. с фp. //Вопpосы психологии. 1994. № 6.
Цеpковь и Евхаpистия //Новая Евpопа. 1994. N 5.
Интеpвью; Иеpаpхические стpуктуpы Цеpкви //Континент. 1994. N 82.
О единении хpистиан //Альфа и Омега. 1994. № 3.
Духовность и духовничество //Моск. психотеpапевтический жуpнал. 1994. № 1.
О созеpцании и подвиге //Там же. 1994. № 2.
Беседы pазных лет //Там же. 1994. № 4.
О монашестве //Вестник РХД. 1994. № 170.
Пасхальная проповедь (1 мая 1994 г.) // Альфа и Омега. 1995. № 1(4).
«Быть пpавославным в Англии…»: (О Сурожской епархии) //Альфа и Омега. 1995. № 2 (5).
Человеческие ценности в медицине //Вpач. 1995. № 6.
Введение в чтение Евангелия //Альфа и Омега. 1995. № 3(6).
О жизни хpистианской //Путь Пpавославия. 1995. № 4.
Взаимоотношения Цеpкви и миpа с пpавославной точки зpения /Пеp. с фp. //Континент. 1996. № 89.
Проповедь на погребение архим. Льва (Жилле) /Пер. с фр. // Альфа и Омега. 1996. № 1(8).
Зов Божий и путь спасения //Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10).
«Пpоповедник должен говоpить о том, что является его опытом Бога» /Пеp. с англ. //-общественный вестник. 1996. №5.
«Хpистианство – единственная последовательная фоpма матеpиализма»//Континент. 1996. № 90.
Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым /// Альфа и ОмегаАльфа и Омега. 1996. № 4(11)
«Оживший из меpтвых» /Пеp. с фp. //Человек. 1996. № 6; 1997. № 1.
Размышления на пути к Пасхе //Альфа и Омега. 1997. № 1 (12).
Заметки о тpудностях и надеждах экуменического диалога /Пеp. с фp. //-общественный вестник. 1997. № 18.
Проповеди // Альфа и Омега 1997. № 2(13).
Мысли при чтении Священного Писания //Альфа и Омега. 1997. № 3 (14.
Разговор о молитве /Пер. с англ. //Страницы. 1997. № 4.
Духовность и душевность: Беседа с православными священниками. Финляндия, Куопио. Август 1974 г. /Пер. с англ. //Московский психотерапевтический журнал: Спецвыпуск “Христианская психология”. 1997. № 4.
Царственное священство мирян //Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).
Об истинном достоинстве человека /Пер. с англ. А. Кырлежев //Соборность: Сб. Избран. статей. – М.: FSAS; ББИ, 1998.
Первые прошения Молитвы Господней // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16).
“Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…”: Доклад на ежегодной епархиальной конференции /Пер. с англ. //Русская мысль. 6-12 августа 1998.
Святость/ Пер. с англ. // ХРIСТIАНОС 1998. Вып. VII .
Проповеди // Альфа и Омега 1998. № 3(17).
О святых завтрашнего дня //Страницы. 1998. Т. 3. № 3.
Беседа о притчах /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18).
Три проповеди // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19).
Пасхальные проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 2 (20).
Утешитель: Доклад на епархиальной конференции 29 мая 1999 /Пер. с англ. //Русская мысль. 20-26 июня 1999.
“Берегитесь, братья мои, священники!” : Митрополит Антоний о трудностях пастырского служения и злоупотреблениях в духовнической практике : //Церковь и время. 1999. № 2(9).
Эволюция образа Отца и христианская вера. /Пер. с нем. Альфа и Омега. 1999.
Проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 4(22).
Диалог атеиста с христианином //Альфа и Омега. 2000. № 1(23).
«Христианство подобно лесу» /Пер. с англ. //Истина и жизнь. 200. № 7.
«Я хочу говорить только том, что созрело у меня в душе» // Русская мысль. 20-26 июля 2000.
Встреча с владыкой Антонием : Из «Записок православного» Алексия раба Божиего //Русский дом. 2000. № 11.
«Я не хороший человек, но все, что я говорю о Боге — правда…» //Фома. Православный журнал для сомневающихся. 2000. № 10.
Вступая в Великий пост (проповеди) //Альфа и Омега. 2001. № 1(27).
Катехизис для родителей //Альфа и Омега. 2001. № 2(28).
Ответы на вопросы . //Альфа и Омега. 2001. № 3(29).
О сомнении //Фома. 2001. № 2(12).
Человек и Бог /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 2001. № 4(30).
Вызов современости (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)
Друг друга тяготы носите: Беседа со священником Христофором Хиллом. Оксфорд, 27 мая 2001 (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)
Труды /Предисл. еп. Керченского Илариона. М.: Практика, 2002
«…мужчину и женщину сотворил их» //Альфа и Омега. 2002. № 2(32). С. 5-14.
Православная Церковь и «женский вопрос» // Вестник РХД. 2002. № 184. С. 26-42.
Слово и молчание в богослужении //Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 178-194.
Может ли верить современный человек /Пер. с англ. // Континент. 2003. № 117.
С. 23—29.
О страхе Божием и об исповеди //Московский Психотерапевтический Журнал. 2003.
№ 3. С. 130—144.
О миссионерстве //Церковь и Время. 2004. № 2(27). С. 82—91. 11 марта 2000 г.
Миссионерство Церкви //Континент. 2004. №. 120. С. 244—251. 18 апреля 2001 г.
Воспитание детей в вере //Отечественные записки. 2004. № 3. С. 94—100.
Уверенность в невидимом : Выступление во Фрейдовском Психоаналитическом обществе 25 ноября 1987 // Московский Психотерапевтический Журнал. 2004. № 4. С. 116—130. Пер. с англ.
Если Христос не воскрес… // Фома. 2005. Т. 2(25). С. 42—44, фот. Сокр. пер. с англ. Женева, 30 марта 1967.
«Первенство» и «преимущества чести» // Вестник Русского студенческого движения.
2005.№ 189. С. 31—43. Пер. с англ. Выступление 9 ноября 1982 г.
Святой Дух /Пер. с англ. // Альфа и Омега. 2005. № 3(44). С. 225—234.
Награды:
Митрополит Антоний Сурожский по праву считается одной из самых знаковых духовных фигур православия XX века. Будучи прекрасно образованным, он, благодаря своей живой, искренней вере и неподдельному человеколюбию, умел достучаться до сердца простого слушателя.
Его миссионерские труды получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. А способность владыки говорить о самом главном для человека, рассказывать о Христе, не углубляясь в сложные богословские термины, стала отличительной чертой его проповедей.
Биография
Митрополит Антоний Сурожский, биография которого представлена ниже — не просто значимая историческая личность православного мира. Это целая эпоха для многих, источник знаний о Христе и вере в условиях длительного информационного голода. Это пример безмерной любви к людям, взращиваемой непрестанным служением каждому, кто встречался на его тернистом и трудном жизненном пути.
Семья и детство митрополита Антония
Владыка Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) происходил из семьи сотрудника российской дипломатической миссии. Его отец — Борис Эдуардович Блум — имел шотландские корни, а мать — Ксения Николаевна Скрябина — была сестрой известного русского композитора Александра Скрябина.
Родился Андрей Блум 6 (19) июня 1914 года в швейцарской Лозанне, где семья пробыла еще несколько месяцев после его появления на свет. В течение почти двух лет они прожили в Москве, до тех пор, пока отец не получил назначение в Персию, где и прошло детство Андрея. Воспитанием мальчика в основном занимались мать и бабушка по материнской линии, хотя некоторое время при нем находилась русская няня.
Скитания
С началом революции в России для семьи Блум наступили особенно тяжелые времена. В то время, как отец вынужден был оставаться в Персии, мать и бабушка пытались вывезти мальчика из страны. Начался период постоянных изнуряющих переездов. Ища приют, они несколько лет скитались по Европе и лишь в 1923 году осели во Франции.
Франция отнюдь не была радушна, и встретила эмигрантов новыми трудностями и безработицей. Ксении Николаевне, однако, удалось найти работу благодаря знанию иностранных языков и навыкам стенографистки.
Школьные годы
Андрея отдали в школу. Это была не просто общеобразовательное учебное заведение, это была настоящая школа жизни, терпения и мужества. Находилась она на окраине Парижа, в той ее части, куда после захода солнца не решались заглядывать даже полицейские.
Издевательства и побои, наносимые старшими учениками, делали жизнь там еще более невыносимой.
Воспоминания об этом месте были настолько тяжелы для митрополита Антония, что уже в зрелом возрасте, когда, проезжая на метро, он услышал название той станции, где раньше находилась его школа, владыка упал в обморок.
В таких сложных условиях приходилось расти и выживать маленькому Андрею. И хотя жизнь семьи проходила вдали от России, нежное и трепетное чувство к Родине сохранилось в матери и бабушке мальчика и, безусловно, передалось и ему самому.
Обретение веры
Долгое время будущий митрополит был глубоко равнодушен к вере. Однако произошедшая однажды встреча юного Андрея с католиками полностью изменила его мировоззрение. Случилось это тогда, когда мать, стесненная в средствах, привела юношу к ним на «смотрины» с целью получения стипендии, объявленной для русских детей.
Андрей с успехом прошел собеседование и мог быть облагодетельствован, если бы не жесткое требование принять католичество.
Такой подход серьезно возмутил мальчика, и он выразил свой отказ с особой, недетской твердостью. Встреча оставила после себя неизгладимое впечатление и привела к непринятию Церкви в целом.
Вторым поворотом духовного пути стала беседа четырнадцатилетнего Андрея с проповедником — отцом Сергием Булгаковым.
Слова, произнесенные тогда священником, затронули тонкие душевные струны юноши, однако и вызвали в нем бурю негодования и протеста. Придя домой, он попросил у матери Евангелие, чтобы самому удостовериться в своей правоте, но внимательное и вдумчивое чтение Священного Писания произвели на Андрея абсолютно противоположное действие. Новый день он встречал уже верующим человеком, столкнувшимся лицом к лицу со Христом. Это событие определило всю последующую жизнь Андрея.
С 1931 года юноша начинает пономарить на Трехсвятительском подворье Парижа, принадлежащем Православной Церкви Московского Патриархата.
Постриг и врачебная деятельность
После окончания школы, Андрей поступает в Сорбонну на естественный, а затем на медицинский факультет, который и оканчивает к 1939 году. Избрав своей профессией специальность хирурга, юноша, однако, не перестает мечтать о монашеском призвании и в преддверии отправки его на фронт произносит иноческие обеты перед своим духовным отцом. Но из-за недостатка времени постриг будущий архиерей примет позже, лишь в 1943 году, получив при этом имя Антоний.
Молодой человек прошел всю войну, исполняя обязанности полевого хирурга, оперируя и спасая раненых. Он врачевал подопечных не только с помощью скальпеля, но и своей искренней любовью, заботой и участием. Сталкиваясь со многими врачами за годы военной службы, Антоний видел порой их крайнее очерствение и огрубение, вызванное ужасами войны. Но сам он оставался человеколюбивым и милосердным как во время военных действий, так и до самой своей кончины.
Церковная служба
Еще одна значимая встреча происходит в жизни молодого монаха на православно-англиканском съезде. На этот раз архимандрит Лев (Жилле) оказывает непосредственное влияние на судьбу Антония, высказывая в личном разговоре мнение о необходимости принятия молодым человеком священнического сана и оставлении профессии врача.
В 1948 году Антония рукополагают в сан иеродиакона, а в скором времени и в иеромонаха, после чего он принимает духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества.
С этого момента отец Антоний стремительно приближается к главному служению своей жизни. В 1950 году его назначают настоятелем храма в Лондоне, а в 1953 посвящают в сан игумена. Еще через три года он становится архимандритом и чуть позже — настоятелем храма Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне. Уже в 1957 получает сан епископа, а в 1962 — архиепископа.
Вскоре в Британии утверждается Сурожская епархия, которая становится первой архиепископской кафедрой владыки Антония. А с 1966 по 1974 год, возведенный уже в сан митрополита, он исполняет обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе.
Все это время архиерей ведет активную проповедническую деятельность, пишет статьи, читает лекции. Чуть позже он выступает на радио и телевидении, и эти выступления транслируются в России и становятся духовным маяком для тысяч российских граждан, имеющих ограниченный в то время доступ к любой духовной и богословской литературе.
В 1983 году за пастырские, богословские и миссионерские труды митрополиту была присуждена степень доктора богословия.
Последние месяцы жизни
Последний год управления епархией выдался для владыки особенно тяжелым, положение усугубилось перенесенной в начале 2003 года хирургической операцией. Ослабленный болезнью, митрополит Сурожский вынужден был подать прошение об уходе на покой, которое было удовлетворено Священным Синодом РПЦ 30 июля 2003 года, всего за 5 дней до смерти владыки. В последнее время больной не мог уже говорить и общался при помощи жестов, поэтому сотрудники Лондонского хосписа пускали к умирающему лишь немногих.
Скончался митрополит Антоний 4 августа 2003 года, а 13 числа в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении других иерархов церкви совершил над ним чин отпевания. Так, со смертью этого выдающегося человека закончилась целая эпоха в истории Русской Православной Церкви.
Книги, беседы и проповеди
Впервые книги митрополита Сурожского Антония появились на английском языке в 1960-х годах. Стоит отметить, что книги эти в основной своей массе не являются непосредственно плодом его писательского труда. Это лишь переработанные записи проповедей и бесед владыки, произнесенных им в разных местах для разной аудитории. Когда митрополита однажды попросили подписать свежее издание, он удивленно воскликнул: «Представляете, я даже не знаю, о чем эта книга!».
В России труды владыки Антония появились позднее, когда по радио BBC начали звучать его проповеди и беседы. Магнитофонные записи его выступлений и сборники, составленные по ним, издавались самиздатом и бережно передавались из рук в руки.
Основной чертой всех трудов владыки Антония является то, что каждое его слово находит отклик в душах слушателей. Происходит это по той причине, что все сказанное им представляет собой личный духовный опыт, сокровенные переживания и открытия автора.
Сегодня его труды широко известны во всем мире:
- Одним из самых читаемых трудов владыки является книга «Человек перед Богом», которая представляет собой сборник проповедей, произнесенных с 1969 по 1991 год. Все беседы объединены одной общей темой: внутренняя жизнь человека, определяющая его отношения с Богом. Произведение адресовано не только верующим, оно обращено ко всем, к каждому человеку лично. Владыка напоминает, что вера не есть нечто отдельное, оторванное от повседневной жизни — напротив, вера пронизывает все сферы и прочно вплетается в существование любого из нас.
- Еще одним замечательным трудом является книга «Воскресные проповеди», которая включает в себя цикл бесед на воскресные евангельские чтения, охватывающие весь годичный богослужебный круг. Слова, никогда не произносимые митрополитом по бумажке, затрагивают тут важные богословские, нравственные и просто бытийные моменты жизни людей.
- Сборники трудов: «Быть христианином», «Может ли верить и молиться современный человек», «О слышании и делании», «О встрече», «Ступени», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Беседы о вере и Церкви», «Пути христианской жизни». Все эти произведения призваны не просто рассказать читателю о вере. Их основная задача — раскрыть значимость и глубину духовной жизни, познакомить людей с Богом, научить усердному труду над собой и искренней, бескорыстной любви к ближнему.
- Такие книги, как «Пробуждение к новой жизни», «Бог. Да или нет?», «Уверенность в вещах невидимых» и ряд других, открывают перед читателем глубокий и до конца не постижимый мир веры, служат маяком на тернистом пути духовного возрастания.
Афоризмы и цитаты
Антоний Сурожский был тем человеком, который обладал даром произносить слова, способные коснуться души того, к кому были обращены. Более того, они до сих пор оставляют неизгладимый след в сердцах людей, заставляют задуматься, взглянуть на себя с новой стороны и, в конечном итоге, переменить жизнь. Каждое его слово наполнено глубочайшей искренней верой и особой мудростью, основанной на любви к Творцу и Его творению.
«Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова почти ничего не передают. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределами всякого словесного выражения».
«Может быть, молчание Бога – это всего лишь трагический аспект нашей собственной глухоты?»
«Духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена».
Несмотря на то, что прошло уже более 15 лет со дня кончины этого великого проповедника, его проповеди все так же актуальны для нас потому, что несут в себе не только нравственные идеалы, но и неподдельную любовь к человеку.
Видео
В видео можно послушать размышления митрополита Орховскоого и Болховского Антония о браке и семье.
Каким был митрополит Сурожский Антоний
Митрополит Антоний Сурожский Когда преставился владыка Антоний, мне захотелось что-то в его память написать, почтить его, поблагодарить. Я знал, что в журнале «Альфа и Омега» это событие не пройдет незамеченным. Но что мне сказать о великом человеке? Первая мысль была: не надо подводить черту и стараться обрисовать образ владыки. Даже комплименты в его адрес как-то смотрелись ущербно. Чересчур пафосно, официально или нагловато: сейчас я поставлю оценку покойному, поскольку я много постиг и преисполнен великодушия, – ставлю ему «отлично». Да кто я такой, чтобы за это браться?
Тогда, неожиданно для себя, я написал несколько строк, обращаясь к владыке Антонию, будто он живой. Сейчас уже и не вспомню, что именно. Но получилось очень личное. Вот и ладно… Сам владыка был очень-очень «личным» во всех своих проявлениях. Передал я эти строки редактору. Помимо меня в журнал прислали слова памяти и другие авторы. Однако всё это осталось неопубликованным, причины какие-то возникли. Но я рад, что так получилось. Пусть всё, что я сказал, остается между нами. Не надо читателей, как не надо было мне оценивать вклад митрополита Антония в современную православную жизнь.
***
Владыка проповедовал повсюду, не отказывался от диалога даже там, где диалог вряд ли возможен
Сто лет назад человек вошел в мир. Радовались его родители. Он вырос. Его голос зазвучал на весь мир. Его молитва обо всем мире восходила к небу как благоуханный дым церковного фимиама. Его любовь согревала ожесточенные, потерявшие веру сердца людей. Его мысль о Христе и церковной жизни будила людей. Владыка проповедовал повсюду, не отказывался от диалога даже там, где диалог вряд ли возможен.
Однажды я увидел плакатик 50-летней давности с объявлением о встрече: на какое-то протестантское собрание прибудет митрополит Антоний. Меня как кипятком обожгло: направленность собрания не оставляла сомнений. В объявлении говорилось о Charismatic Christ. Да-да, это было собрание «харизматов», неопятидесятников. Детали позволяли установить, что собрание состояло из умеренных неопятидесятников, – от этого легче не становилось. Как владыка Антоний согласился туда поехать?
Много лет занимаясь сектоведением, я без труда представляю это собрание. Представляю, какие запросы в духовной жизни бывают у неопятидесятников. И не представляю, как православный проповедник пробивался к сердцам собравшихся. Неопятидесятники весьма любят слушать рассказы о духовности. Только вот интерес у них специфический: как из рассказа извлечь для себя конкретную пользу, как опробовать новые пути к получению харизмы. От проповедника требуется не просто найти общий язык с собравшимися, надо настроить их на «нехаризматический» лад. Значит, нужно плыть против течения, против сильного течения. Впрочем, насколько я понимаю, владыка Антоний был к этому готов. И править против сильного течения ему было не привыкать.
Я перечитываю его книгу «Молитва и жизнь». В ней есть места полемические – по отношению к неопятидесятничеству. Я уверен, он критически относился к легким путям увеличения «харизмы». Об этом не сказано в лоб, но тематика звучит уж точно неопятидесятническая: христианин воспринимает огонь Бога, молитва – это захватывающее путешествие.
Молитва – это путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую ответственность.
Вот точные слова митрополита Антония: «Нередко можно услышать: “Учитесь молиться! Молиться так интересно, так увлекательно, это открытие нового мира, вы встретитесь с Богом, вы найдете путь к духовной жизни”… при этом забывается нечто гораздо более серьезное: что молитва – это путешествие опасное, и мы не можем пуститься в него без риска. Апостол Павел говорит, что страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10: 31)… по слову Писания, Бог есть огонь. И если только мы не готовы без остатка предаться божественному пламени и стать горящей в пустыне купиной, которая горела, не сгорая, это пламя опалит нас, потому что опыт молитвы можно познать лишь изнутри и шутить с ним нельзя… перед тем как отправиться в так называемое “захватывающее путешествие молитвы”… мы должны сознавать, что в этом процессе потеряем жизнь: ветхий Адам в нас должен умереть… Молитва – это путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую ответственность… как только мы что-то узнали, мы отвечаем за то, как употребляем свое знание. Пусть оно дано нам в дар, но мы ответственны за каждую частицу истины, нами узнанную… Недостаточно, устроясь удобно в кресле, сказать: “Вот, я приступаю к богопоклонению перед лицом Божиим”. Мы должны понять, что, если бы Христос стоял перед нами, мы держали бы себя иначе».
Достаточно цитировать, вернемся к вопросу о проповеди митрополита Антония. Как мог владыка перед собранием неопятидесятников рассказывать о духовной жизни?
Я намеренно привел развернутую цитату, чтобы показать – как он мог. Без открытой конфронтации и в то же время оставаясь на принципиальных позициях, завещанных нам святыми отцами. Митрополит Антоний умел оставаться самим собой. Большая привилегия, между прочим.
Антоний, митрополит Су́рожский
Детство, скитания, юношеские годы митрополита Сурожского Антония
Митрополит Сурожский Антоний (в миру, до вступления в монашество: Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года на территории Швейцарии, в Лозанне. Его дед по материнской линии принадлежал к русским дипломатическим кругам; служил консулом в разных местах. С будущей бабушкой митрополита Антония, уроженкой Триеста (Италия), дед познакомился, когда находился там по долгу государственной службы. Он же обучал её русскому языку. После того, как они соединили себя узами брака, дед привез её в Россию.
Их дочь, Ксения Николаевна Скрябина (сестра известного композитора А. Скрябина), мать Андрея (Антония), познакомилась с будущим мужем, Борисом Эдуардовичем Блумом, во время каникул, когда ездила в Эрзерум, где в то время служил её отец. Борис Эдуардович трудился там в должности переводчика. После того как между ними зародилось серьезное чувство, они поженились.
По рождении Андрея его семья пребывала в Лозанне около двух месяцев, а затем перебралась в Россию, в Москву. Около 1915-16 года, в связи с назначением Б. Блума на Восток, семья перебралась в Персию. Там и провел своё детство будущий архиерей. Какое-то время у него была русская няня, но в основном его воспитанием занимались бабушка и мама.
Детство Андрея выпало на беспокойное время. Ввиду Первой мировой войны, революционного хаоса и политических преобразований в России семейству пришлось столкнуться с трудностями скитальческой жизни. В 1920 году мать Андрея, сам он и его бабушка покинули персидское жилище, тогда как отец вынужден был остататься. На сложности, связанные с бесконечными переездами, то верхом, то в повозках, накладывались опасности встречи с разбойниками.
В 1921 году все вместе добрались до Запада. Исколесив множество европейских дорог и оказавшись, в итоге, во Франции, семья, наконец, обрела возможность осесть. Произошло это в 1923 году. Трудностей, связанных с особенностями эмигрантской жизни, было много. Всё это усугублялось безработицей. Трудоустройству матери способствовало знание ею иностранных языков, владение навыками стенографистки.
Во Франции Андрею приходилось жить порознь с родными. Школа, куда он был устроен, располагалась за окраиной Парижа, в настолько неблагополучном районе, что туда, начиная с вечерних сумерек, не дерзала входить даже местная полиция, потому что «там резали».
В школе Андрею, как и многим другим, приходилось терпеть издевательства и побои от учеников. Можно сказать, что в тот период образовательная школа служила для него школой терпения, выживания, мужества. Много лет спустя, когда однажды, зачитавшись в метро, он отвлекся и бросил взгляд на табличку с названием станции, и оказалось, что это была та станция, невдалеке от которой когда-то находилась его школа, от нахлынувших воспоминаний он упал в обморок.
Следует отметить, что и текущие трудности, и вынужденность жить вдали от России не лишили близких Андрея любви к ней. Со временем эта любовь передалась и ему.
Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни
Долгое время отношение Андрея к Церкви, как он впоследствии сам отмечал, было более чем равнодушным. Одним из ближайших поводов к серьёзному неприятию послужил опыт его общения с католиками. Когда из-за нехватки средств к существованию мать решила воспользоваться их предложением о стипендии для русских детей и привела к ним Андрея на «смотрины», тот прошёл собеседование и получил было утвердительный ответ, однако здесь же ему было выставлено жёсткое условие: он должен принять католичество. Расценив это условие как попытку купли-продажи, Андрей возмутился и выразил не по-детски твёрдый протест. Тогда он ещё не понимал существенной разницы между Западной и Восточной Церквями и в результате распространил своё негодование на «Церковь вообще».
Обращение Андрея ко Христу произошло лишь в возрасте 14 лет. Однажды он стал свидетелем проповеди отца Сергия Булгакова. Проповедь всколыхнула его, однако он не спешил доверять проповеднику и по возвращении домой испросил у матери Евангелие, чтобы подтвердить недоверие и убедиться в собственной правоте. Однако случилось обратное: внимательное, вдумчивое прочтение Писания изменило его отношение к вере.
Постепенно Андрей приобщился к христианскому деланию, к усердной молитве. В 1931 году он, получив пастырское благословение, начал прислуживать в храме при Трехсвятительском подворье (единственном в то время храме в Париже, принадлежавшем Московской Патриархии). Надо заметить, что с той поры Андрей не нарушал верности и не разрывал канонического общения с Русской Патриаршей Церковью.
Окончив школу, он поступил на естественный, а затем и на медицинский факультет Сорбонны. Студенческая жизнь не мешала ему строить планы на то, чтобы связать свою жизнь с монашеским подвигом. Сорбонну он окончил в 1939 году, перед самой войной, а вскоре отправился на фронт в должности хирурга. Но прежде он дал монашеские обеты, которые принял его духовник, хотя при этом и не был пострижен в связи с недостатком времени. Пострижение в монаха состоялось лишь в 1943 году. Собственно, тогда он и получил имя Антоний.
Во времена оккупации Антоний участвовал во французском Сопротивлении, затем снова оказался в армии, врачевал раненых и больных. Демобилизовавшись, он отыскал свою маму и бабушку и привез их в Париж.
Примечательно, что осуществляя врачебную деятельность, Антоний не забывал о необходимости живого сочувствия и сострадания к своим пациентам, чего, к сожалению, он не мог сказать о некоторых, лично знакомых ему докторах, огрубевших от ужасов войны. Достойно замечания, что сопереживание и чуткость к человеку, умение видеть в нём не просто гражданина, а ближнего, желание созерцать в нём образ и подобие Творца, способствовало отцу Антонию на всём протяжении пастырской деятельности.
В 1948 году он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре — посвящён в сан иеромонаха, после чего принял духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Как впоследствии вспоминал сам митрополит Антоний, этому повороту в судьбе способствовала встреча с архимандритом Львом (Жилле), случившаяся на православно-англиканском съезде. Тогда, разговорившись с Антонием, архимандрит посоветовал ему оставить профессию врача, стать священником и продолжить служение Богу на территории Англии.
С 1950 года отец Антоний исполнял обязанности настоятеля храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1953 году он был посвящен в сан игумена, а в 1956 году — в сан архимандрита. Немного спустя он принял должность настоятеля храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне.
В 1957 году отец Антоний был поставлен во епископа Сергиевского. В 1962 году посвящен в сан архиепископа, на вновь утвержденную на Британских островах Сурожскую епархию. С 1966 года, по возведении в сан митрополита, и до 1974 года Антоний Сурожский исполнял обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе, после чего был освобожден от этой должности по собственному желанию. Между тем он продолжал окормлять свою паству. Нужно отметить, что за период его руководства в епархии сформировалась четко организованная структура приходов, с хорошо налаженной просветительской работой.
К тому времени митрополит Антоний сыскал заслуженное уважение среди христиан разных стран мира и его горячая проповедь распространялась повсюду: посредством многочисленных лекций и публикаций, переводившихся на всевозможные языки; посредством радиовещания и телевидения.
В 1983 году Советом Московской духовной академии митрополиту Антонию, была присуждена степень доктора богословия, за совокупность пастырских и богословских трудов. Помимо этого в разное время он удостаивался звания почетного доктора Абердинского (1973 г.) и Кембриджского (1996 г.) университетов, Киевской Духовной Академии (2000 г.).
В последние месяцы жизни владыка, ввиду ухудшения здоровья, служил редко и реже появлялся на публике. Умер он 4 августа 2003 года. А 13 августа 2003 года, в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, состоялось его отпевание. Чин отпевания совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
Общие направления проповеди и научно-богословских работ митрополита Сурожского Антония
Несмотря на существование большого количества трудов, опубликованных под авторством митрополита Антония, многие из этих произведений в действительности не являют собой плод его писательской деятельности. Большая часть изданных работ составляет воспроизведение записей устных проповедей и бесед, произнесенных при разных обстоятельствах, в различных аудиториях (см.: Труды. Том I; Труды. Том II).
Далеко не всегда митрополит посвящал свои речи заранее определенной тематике. Достаточно часто предметами его проповеди становились вопросы, интересовавшие конкретных слушателей в конкретной обстановке, в конкретный момент. И это были самые разносторонние вопросы. Отчасти именно этим и объясняется широта спектра охватываемых его поучениями тем.
Общая характеристика наставлений митрополита отмечена несколькими ярко выраженными особенностями. Во-первых, существенная часть его трудов составлена ясным и доступным языком, и может быть воспринята непосредственно самым широким кругом людей. Во-вторых, богословский контекст «сочинений» излагается в тесном единстве с духовно-нравственными увещеваниями. В-третьих, множество его произведений направлено не только на укреплении веры человека в Бога, но и веры человека в себя, как в образ и подобие Божие (см.: Человек). В-четвертых, большое внимание уделено объяснению смысла и необходимости литургической жизни (см.: В доме Божием). Наконец, мысль о значении и миссии Церкви раскрывается им таким образом, чтобы каждый его слушатель, каждый читатель видел в Церкви не просто Собрание верующих, но и видел себя, осознавал свою личную роль.
Антоний Сурожский: Человек важнее правил
Он получил образование врача в Сорбонне, был почетным доктором богословия Абердинского, Кембриджского университетов, Киевской и Московской духовных академий и говорил, шутя, что настоящий диплом у него один — медицинский, остальные — фальшивые.
Антоний Сурожский (1914—2003) знал о своем призвании с юношеских лет, не обладал бунтарским духом и не искал благодатной тишины — он в ней жил и нес ее людям.
В миру Антония Сурожского звали Андреем Борисовичем Блумом. Предки его отца прибыли в петровскую Россию из Шотландии. Утонченная и образованная мама находилась в родстве с великим композитором Александром Скрябиным. Андрей появился на свет в Лозанне незадолго до начала Первой мировой войны, провел раннее детство в Персии (ныне — Иран), где его отец работал консулом, и первым детским его воспоминанием была бескрайняя пустыня, пастух и отара овец.
А затем — революция, нищета, скитания по Европе, унизительная эмигрантская неустроенность. Наконец его семья осела на окраине Парижа.
Андрея отдали в школу в районе с такой высокой преступностью, что на его улицах после наступления темноты даже полицейские не показывались. Митрополит Антоний вспоминает: «Били меня в школе беспощадно — вообще считалось нормальным, что новичка в течение первого года избивали, пока не научится защищаться. Помню, я раз из толпы рванулся, бросился к преподавателю, вопия о защите, — он просто ногой меня оттолкнул: «Не жалуйся!»
И в эту школу явился с рассказами о Христе известный богослов. Он выступал перед учениками и воспевал смирение, кротость, тихость — все черты личности, наиболее презираемые обозленными подростками. Андрей до крайности возмутился откровенным враньем богослова, так как считал, что в мире выживает сильнейший, и преклонялся перед не ведающим жалости «сверхчеловеком» Ницше. Подросток не мог себе представить, чтобы взрослый мужчина искренне восхищался подобными качествами.
Он прибежал домой и схватился за Новый Завет, ах, как ему не терпелось уличить богослова во лжи. Он выбрал Евангелие от Марка, самое короткое и самое понятное, быстро прочитал треть страниц. И вдруг ясно ощутил, что перед ним стоит Иисус Христос. Закрыл книгу и поднял глаза — Христа не видно, но присутствие его ясно осознается. Мальчик понял: Иисус явился ему, чтобы подтвердить: все написанное в книге — правда. Ощущение незримого присутствия Христа сопровождало Андрея всю его жизнь. И спустя много лет он выразил пережитое в ранней юности в поразительном, мудром творении «Безмолвная молитва».
Андрей поступил на медицинский факультет Сорбонны. Во время обучения с ним приключился любопытный эпизод. На практике, в психиатрической лечебнице, студентам показали угрюмого пациента, который несколько лет ни с кем не общался и хранил молчание. Андрей пожалел его и решил до него достучаться. Как это сделать? В течение нескольких недель он приходил в палату к пациенту, долго сидел возле него и уходил, не вымолвив ни слова. Наконец больной посмотрел на него и спросил: «Ну и чего ты тут молчишь?» — после чего вступил в контакт с окружающими и резко пошел на поправку.
Сразу после получения диплома Андрей принял монашество и в 1939 году отправился на фронт. Работал военно-полевым хирургом. Потом, во время оккупации Франции, был врачом подполья. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, стал священником, иеромонахом, и в 1949 году его направили в православный приход в Великобританию, в Лондон, несмотря на то, что никакого богословского образования у него не было. Так Андрей Блум превратился в Антония Сурожского.
В чужой стране ему пришлось туго. Среди прихожан оказалось много англичан, а он английский знал плохо. Пришлось составлять проповеди на русском, отдавать для перевода маме и читать по бумажке. После одной из бесед к Антонию подошел священник, отец Лев Жилле, и сердито сказал, что никогда не слыхал более скучного доклада. Отец Антоний расстроился: «Что же мне делать?» — «Говорите без записок». — «Я по-английски говорить не могу. Я как открою рот — так что-нибудь такое скажу, вы только смеяться будете». — «Именно! Тогда мы сможем смеяться от души и не будем погибать со скуки».
С тех пор отец Антоний никогда не записывал свои беседы и лекции. Он говорил с огромным количеством ошибок. Прихожане хохотали над ним, он смеялся вместе с ними и постепенно изучил английский язык в совершенстве.
С годами его приход из запущенного и малолюдного превратился в солидную многонациональную епархию. Антоний Сурожский рассказывал: «Приходит к нам увлеченный православием англичанин, и я ему говорю: «Побудь с нами, помолись, познакомься с другими прихожанами». Через некоторое время слышу от него: «Православие замечательно, но с русскими совершенно невыносимо…» И человек уходит. Но вскоре он возвращается со словами: «Нет, ради православия я готов и русских потерпеть».
В 1979 году отец Антоний вместе с прихожанами выкупил у властей свой храм — иначе его бы продали под китайский ресторан. Деньги собирали среди прихожан и просто среди добрых людей — и 80 000 удалось собрать за год.
В душе отца Антония всегда жил тот беззащитный мальчик, которого когда-то оттолкнул и не защитил учитель. Он прекрасно понимал всех слабых, сочувствовал беззащитным и старался не отказывать никому, кто в нем нуждался, невзирая ни на какие правила. Отец Антоний считал, что «лучше нарушить правило, чем сломать человека» — и дарил последнее утешение умирающим разных вероисповеданий, сочетал браком женихов и невест, принадлежащих к разным конфессиям, никому не отказывал ни в совете, ни в беседе.
Он был бесконечно далек от формального выполнения долга. Однажды он причащал умирающую пожилую женщину, отпустил ей грехи, тут бы и перейти ему к таинству причастия да побыстрее домой удалиться. Но что-то в выражении лица женщины его насторожило. И он переспросил ее, всех ли она простила. Женщина помолчала и ответила: «Всех, кроме зятя!» И отец Антоний категорически отказался ее причащать. Женщина впала в панику: «Как же я умру не причащенной? Я погибну!» Отец Антоний сообщил ей, что она все равно уже погибла, раз зятя не простила. Женщина задумалась: «Я не могу так сразу простить…» Тогда отец Антоний сказал, что уйдет на два часа, и пусть она за это время решит, примириться ли ей с зятем или уйти на тот свет без причащения. «И молите Бога о даровании вам двух часов жизни для принятия решения», — добавил он. Через два часа отец Антоний вернулся, узнал, что женщина вызвала зятя и помирилась с ним, дал ей причащение, и она умерла умиротворенной.
Отец Антоний внутренне пребывал в благости — и, как все благостные люди, пренебрегал мелочами и выходил за обыденные рамки. Они его не тревожили. Для него не существовали понятия «времени» и «точности». Он в них не вмещался, старался всюду успеть, выступал на радио и на телевидении, читал лекции, проводил собрания, беседы и семинары, отчего всюду опаздывал, отменял встречи или вовсе про них забывал.
Однажды он пригласил к себе на ужин своего друга, отца Джона Ли с его женой и семь раз в последний момент переносил встречу. Гости семь раз подряд собирались к нему, в спешке переделывали все дела, приглашали к детям няню и на седьмой раз вновь застали на его дверях записку: «Извините, хозяина нет дома». На следующий день Джон Ли пришел к митрополиту в кабинет и гневно заявил, что подобное поведение он не прощает даже жене. Отец Антоний в очередной раз извинился и заметил: «Позвольте сказать, дорогой Джон: я очень рад, что мы с вами не муж с женой», — и на встречи с Джоном стал опаздывать реже.
В России слово митрополита Антония звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы радио Би-би-си. Магнитофонные записи его речей и самиздатские сборники проповедей, словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Скончался он в августе 2003 года в Лондоне, окруженный друзьями. Его жизнь и взгляды важны и интересны для всех — независимо от вероисповедания, уж больно человек он был мудрый, значительный и добрый.
«Мы очень мало знаем по опыту, что такое глубокое безмолвие тела и души, когда в душе царит совершенная тишина, когда совершенный мир наполняет тело, когда прекращается всякая суета и движение и мы стоим перед Богом до конца открытыми в акте поклонения. Бывают моменты, когда мы чувствуем себя физически хорошо, нам не хочется напрягать ум, мы устали от слов, потому что уже столько произносили их; нам не хочется шевелиться, и мы испытываем радость в этом хрупком равновесии. Внутреннее безмолвие — это отсутствие всякого внутреннего движения мыслей или эмоций, но это состояние полной бдительности, открытости к Богу». (Антоний Сурожский) опубликовано econet.ru
Галина Зайцева
Добавить комментарий