Митрополит Георгий нижегородский

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм

— Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности?

— Проведение Архиерейских Соборов дает возможность прежде всего епископам участвовать в принятии решений, касающихся жизни всей Церкви и чувствовать личную ответственность за то, что в ней происходит. Слова о соборности не обретут силы, если не будут подтверждены реальными действиями. Архиерейский Собор призван быть выразителем полноты Поместной Церкви. А в полноте Церкви пребывает и епископат, и клир, и народ. И мы видим сегодня, как в дискуссию по самому широкому кругу вопросов церковной жизни вовлекаются представители разных кругов церковного сообщества: миряне, духовенство, монашествующие, преподаватели и студенты духовных школ. Открытое обсуждение проблем и предлагаемых к принятию на Соборе документов стало условием вынесения на соборное решение тех или иных вопросов. Позиция архиерея, с которой он прибывает на Собор, не является лишь его личным мнением, она сформулирована им по результатам обсуждений, предварительно прошедших в епархиях. Важно отметить и то обстоятельство, что епископ, как правило, занимая определенную позицию, знаком и с другими точками зрения, ему известна аргументация разных сторон участников дискуссии.

В Нижегородской епархии за последние годы выработан механизм обсуждения проектов документов Межсоборного присутствия. Вначале их рассматривают в благочиниях епархии, причем духовенство, особенно молодое, бывает достаточно подготовлено к дискуссии, так как благодаря порталу Богослов.ру и другим интернет ресурсам знакомится с темой заранее. Отдельно обсуждение документов проходит в духовной семинарии. Часто именно там вызревает наиболее компетентное и аргументированное мнение. И наконец, на епархиальном совете делается обобщение представленных в письменном виде суждений и составляется развернутый рапорт архиерею.

Таким образом, не только сам Архиерейский Собор, но вместе с ним и предсоборное широкое обсуждение проектов документов играют в настоящее время большую роль. Все это в целом формирует соборное сознание и открывает возможность каждому члену нашей Церкви реально участвовать в ее жизни.

— Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, с Вашей точки зрения особенно актуальны?

— Документ «Позиция Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» представляется мне весьма важным, во-первых, потому что учитывает существующую в православной среде духовную озабоченность введением новых систем учета и контроля за гражданами страны. Желание православных христиан сохранить верность Господу, не оказаться в числе Его предателей, не потерять надежду обрести Царство Небесное свидетельствует о наличии в нашем народе живой веры во Христа. Авторы соборного документа весьма уважительно и с пониманием относятся к тем, кто опасается впасть в заблуждение и понести духовный ущерб. В то же время в документе есть предостережения от ревности не по разуму, губительной для души не менее, чем сами новые технологии. Во-вторых, документ обращен к государственным мужам, которые несут ответственность за принятие решений в этой области. Нечуткость власти к настроениям в обществе, игнорирование существующей духовной озабоченности в среде законопослушных и патриотически настроенных православных граждан может привести к трагическим последствиям. О злоупотреблении современными компьютерными технологиями, вмешательстве в частную жизнь, попытках управлять целыми государствами говорят в последнее время не только православные. Спокойный, исполненный мудрости и духовной трезвости голос Церкви должен быть услышан государственной властью и учтен при модернизации систем учета персональных данных своих граждан.

Отдельно хотелось бы сказать о документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции», в котором злободневный и весьма болезненный вопрос о насилии родителей над детьми и государственном контроле за положением дел в семье рассматривается в комплексе всех проблем современной семьи и прежде всего духовно-нравственного ее состояния. Духовный кризис семьи породил все те уродливые явления, которые мы наблюдаем сегодня. Его преодоление возможно на пути обращения к христианским семейным ценностям, где во главу угла полагаются не эгоизм, наслаждение и потребительство, а чистая любовь, жертвенное служение и христианское терпение. Церковь призывает государство объединить усилия в духовном оздоровлении общества и предостерегает его от опасности вмешательства в семью с применением таких мер воздействия, которые будут иметь разрушительные последствия.

Ценность принятых Архиерейским Собором документов на мой взгляд заключается в том, что они являются реакцией Церкви на современные вызовы общественной жизни. Выраженная в них позиция помогает людям разобраться в сложных вопросах, требующих духовной трезвости, мудрости, опыта. Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм. Ее соборное творчество — яркое тому подтверждение.

— Какие вопросы церковной жизни, по Вашему мнению, следовало бы обсудить на следующих Архиерейских Соборах?

— Эти вопросы подсказывает сама жизнь. Самые оживленные дискуссии прошли при обсуждении проектов документов о богослужебном языке, об исповеди и подготовке к Святому Причащению, о монастырских уставах. Документы приняты не были, вопросы остались открытыми. Сослаться на их сложность и отказаться от поиска решений было бы неверным. Даже заявление о том, что поднятые темы нужно отложить до времени и обосновать это — уже результат, но, к сожалению, и его пока нет.

— Как увеличение числа епархий и архипастырей сказывается на работе Архиерейского Собора?

— Собственно сам Архиерейский Собор является итогом предшествующей ему кропотливой подготовительной работы. Во многом от нее и зависит его результат. Поэтому увеличение числа епархий и архипастырей положительно сказывается именно на той части деятельности Собора, в которой происходит выработка его решений. Епископы несомненно стали ближе как к приходскому духовенству, так и к прихожанам. В нашей митрополии епископ Выксунский и Павловский Варнава даже находит время исповедовать мирян, а епископ Городецкий и Ветлужский Августин совершает исповедь для духовенства. Я регулярно встречаюсь с прихожанами и общественностью при посещении храмов, районных центров, а в Нижнем Новгороде провожу встречи также с педагогами, школьниками и их родителями, студентами и преподавателями вузов, представителями власти, врачами, социальными работниками и многими другими. Все это позволяет сегодня архипастырям быть причастными к реальной жизни приходских общин, монашеских обителей, духовных школ, современного общества в целом, чувствовать их проблемы и заботы. Поэтому есть все основания надеяться, что деятельность Архиерейских Соборов после образования новых епархий, которые со временем будут крепнуть и развиваться, станет еще более плодотворной, ибо только живая духовная связь всех членов Церкви со Христом и друг с другом является залогом успеха деятельности Соборов. Для этого в настоящее время Святейшим Патриархом создаются все условия. Наша святая обязанность оказывать ему всяческую поддержку и следовать принятым соборным решениям в нашем служении.

— Какую часть постановлений Архиерейского Собора 2013 года оказалось наиболее сложно выполнить в Вашей епархии?

— С Божией помощью все постановления Архиерейских Соборов мы стараемся выполнять, прилагая к этому максимум усилий. Они направляются прежде всего на то, чтобы познакомить православную общественность и околоцерковных людей с позицией Церкви по жизненно важным вопросам, изложенной в соборных документах. Это осуществляется через епархиальные, частные и государственные средства массовой информации, организацию конференций, круглых столов, встреч с вузовской молодежью, педагогическим корпусом различных учебных заведений. Мы по слову Спасителя сеем и при дороге и в терниях, надеясь, что Сам Господь определит меру духовного урожая и число тех, кто обретет единомыслие с соборным разумом Церкви.

Георгий (Данилов)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Георгий. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Данилов; Данилов, Василий.

Митрополит Георгий

47-й Митрополит Нижегородский и Арзамасский
до 18 марта 2012 года — архиепископ
до 24 февраля 2006 года — епископ

c 2 февраля 2003 года
Избрание 26 декабря 2002 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Евгений (Ждан)
Феодосий (Васнев) (в/у)

временно управляющий
Лысковской епархией

15 марта 2012 — 17 ноября 2013
Предшественник епархия учреждена
Преемник Силуан (Глазкин)
Образование Московская духовная академия
кандидат богословия
Учёная степень кандидат богословия
Имя при рождении Василий Тимофеевич Данилов
Рождение 14 августа 1964 (55 лет)

  • Жлобин, Гомельская область, Белорусская ССР, СССР
Принятие священного сана 9 октября 1990 года
Принятие монашества 22 декабря 1989 года
Епископская хиротония 2 февраля 2003 года
Награды


Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Гео́ргий (в миру Василий Тимофеевич Данилов; 14 августа 1964, Жлобин) — епископ Русской православной церкви, митрополит Нижегородский и Арзамасский, глава Нижегородской митрополии.

Биография

Родился в 1964 году в семье участника Великой Отечественной войны Тимофея Николаевича Данилова. Из шести детей двое избрали служение Богу в монашеском чине. Брат — епископ Котласский и Вельский Василий.

Обучался в средней школе города Жлобина, которую окончил в 1981 году. После этого работал водителем. В 1984—1986 годах проходил срочную службу в Советской армии.

В 1986 году, демобилизовавшись, поступил в Московскую духовную семинарию.

22 декабря 1989 года в Троице-Сергиевой лавре наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Георгий в честь великомученика и Победоносца Георгия.

В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

9 октября 1990 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Викентием (Морарем) рукоположён во иеродиакона.

9 апреля 1991 года в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий II рукоположил Георгия во иеромонаха.

В ноябре 1992 года назначен заведующим свечной мастерской Троице-Сергиевой лавры. 20 января 1993 года назначен экономом Троице-Сергиевой Лавры.

6 мая 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры возведён в сан игумена.

В июне 1995 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской церкви, тема кандидатской работы «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».

С августа 1995 года — преподаватель Московской духовной семинарии. С 1995 года по 1999 год читал лекции по общецерковной истории на 3-м курсе семинарии. С 1999 года по 2002 год читал лекции по византологии на 3-м курсе семинарии.

24 апреля 1998 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры возведён в сан архимандрита.

С августа 1999 года как эконом Лавры назначен по должности директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой лавре.

31 мая 2001 года назначен экономом объединённого хозяйства Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ.

26 декабря 2002 года решением Священного синода определён быть епископом Нижегородским и Арзамасским.

1 февраля 2003 года патриарх Алексий II в сослужении собора архиереев совершил в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре, наречение Георгия во епископы.

2 февраля 2003 года в храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Нижегородского и Арзамасского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный), епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков), епископ Дмитровский Александр (Агриков), епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) и епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев).

7 июня 2005 года в своей резиденции встречался с главой Русской православной старообрядческой церкви — митрополитом Андрианом.

24 февраля 2006 года, «учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской православной церкви, и во внимание к усердному служению Церкви Божией» возведён в сан архиепископа.

15 марта 2012 года назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии и временным управляющим Лысковской епархией (управлял до 17 ноября 2013), в связи с этим 18 марта 2012 года возведён в сан митрополита.

16 апреля 2016 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви для участия во Всеправославном соборе.

19 апреля 2016 года принял участие в научно-практической конференцим «Всеправославный Собор: мнения и ожидания» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

21 октября 2016 года митрополит Георгий назначен священноархимандритом Успенского монастыря Саровской пустыни.

Публикации

  • Спасо-Вифанская семинария: К 200-летию основания: Ист. обзор // Богословский вестник. М., 1998. Т. 2. № 1. стр. 3-36.
  • Патриарший архитектурно-реставрационный центр: Тез. докл. // Исторический вестник. М., 2000. № 7(11). стр. 161—162.
  • Экклесиологические аспекты поста // богослов.ру, 17 ноября 2010

Награды

церковные

  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (11 сентября 2009)
  • Орден святой праведной Софии Слуцкой (БПЦ; 15 сентября 2012)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (28 августа 2014 года) — во внимание к усердным архипастырским трудам на благо Христовой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения
  • Орден Святого Гроба Господня II степени (Иерусалимская Православная Церковь, 2 апреля 2015)

светские

  • Орден Дружбы (29 июля 2003 года) — за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление дружбы и сотрудничества между народами.

Примечания

  1. 1 2 Сотрудники НП ПЦ «Глагол» выражают соболезнование архиепископу Георгию в связи с кончиной его отца. Нижегородская епархия, 3.11.2009.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Георгий (Данилов) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XI. — С. 32. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Журнал Московской патриархии. — № 2. — 2003.
  4. В Нижнем Новгороде обсудили пути сближения Русской и Старообрядческой Православных Церквей. Патриархия.ru. Дата обращения 25 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  5. Святейший Патриарх огласил указы о возведении в сан архиепископа и вручил церковные ордена иерархам Русской Православной Церкви.
  6. Журналы заседания Священного Синода от 15—16 марта 2012 года. Журнал № 7.
  7. В неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского.
  8. Журнал заседания Священного синода от 16 апреля 2016 года. Патриархия.ru.
  9. В Москве прошла научно-практическая конференция, посвященная предстоящему Всеправославному Собору. Патриархия.ru.
  10. Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года.
  11. Святейший Патриарх наградил архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия орденом преподобного Серафима Саровского II степени, Нижегородская епархия, 11 сентября 2009 года
  12. Митрополит Нижегородский Георгий освятил храм преподобного Серафима Саровского в г. Жлобине (Гомельская область)
  13. В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
  14. Член ИППО Митрополит Георгий подарил Иерусалимскому Патриарху картины на евангельские темы и получил высшую награду
  15. Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 2003 года № 850 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивная копия от 6 мая 2014 на Wayback Machine

Ссылки

  • Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский на сайте Патриархия.ru
  • Публикации на научно богословском портале Богослов. РУ
  • Биография на научно богословском портале Богослов. РУ
  • Георгий (Данилов) на сайте Русское православие

Митрополит Георгий продолжит дело Шанцева и Сорокина по уничтожению Старого Нижнего?

Жизнь преподносит сюрпризы – иногда горькие, но неизменно поучительные. Хоть плачь, хоть смейся: едва отбились от варваров в пиджаках – объявились вандалы в клобуках. Никогда б не подумал, что придется мне защищать русское деревянное зодчество от… Русской православной церкви. От алчных застройщиков, угодливых проектировщиков, гламурных лоббистов, от незабвенного прораба Грехова, признавшегося мне у руин чеботарёвского особняка в порыве глумливой откровенности, что за хорошие деньги снесет хоть кремль («только не московский, за это посадят»). От продажных экспертов, от криворуких «реставраторов» – да, дело привычное, житейское. От Хохлова, Сорокина, Шанцева… Но от церкви!? От митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, Свято-Успенской Саровской пустыни священноархимандрита, за которого молюсь на каждой литургии?! Хочется проснуться.

Однако такова суровая реальность. Да, конечно, слово «церковь» я пишу тут с маленькой буквы, подразумевая вовсе не мистическое Тело Христово, ломимое за жизнь мира, и даже не полноту православных христиан, проживающих на канонической территории с именем Россия. Я имею в виду управленческий аппарат, неизбывную консисторскую бюрократию – ту, которая зачастую полностью сливается в общественном сознании с Церковью Христовой, но которая, по словам духовного писателя и исповедника веры XX века Сергея Фуделя, нередко превращается в ее «темного двойника».

Но даже со всеми этими оговорками – горько. Горько, что вынужден напоминать людям, у которых речи о патриотизме не сходят с елейных уст, о любви к отеческим гробам и родному пепелищу. Вдвойне горько, что делать это приходится «во дни печальные Великого поста», когда лучше бы обратить внимание на свои собственные прегрешения. Но ничего не попишешь: зло вползает в мир, не сверяясь с календарем, и позволить ему беспрепятственно действовать – грех гораздо более серьезный, чем напоминание своему ближнему о его обязанностях. Даже если этот ближний – архипастырь.

Фабула происходящего безобразия, вкратце, такова. Лет семь назад полукаменный дом № 2 по улице Славянской, построенный во второй половине XIX века и входящий в границы заповедного района исторической застройки, был расселен и передан подворью Дивеевского монастыря для последующего ремонта (на фото ниже).

Предполагалось, что он будет сохранен и приспособлен под нужды обители. Наступали, однако, времена «окончательного решения наследного вопроса»: к 800-летнему юбилею администрация Сорокина и Шанцева планировала избавить центр Нижнего Новгорода от значительной части его архитектурного наследства; памятники с охраны снимались десятками, бульдозер работал безостановочно, встававшие на его пути нижегородцы неизменно паковались в автозак и препровождались в цугундер. Заповедную территорию также должны были зачистить от следов истории, а освобожденную землицу пустить с молотка под новое строительства в стиле любезного предыдущему губернатору кубизма. Мать-настоятельница решила не отставать от веяний времени и также поучаствовать в кубистском проекте: на месте исторического здания, аккурат напротив храма, она запланировала возведение четырехэтажного холодильника из стекла и бетона, смиренно поименованного «келейным корпусом».

Но с начала прошлого года веяния, как известно, начали меняться. Новая администрация города и области отказалась от безумных планов уничтожения заповедной территории: сначала были отменены аукционы, затем по нашим заявкам Управление госохраны присвоило статус вновь выявленных памятников практически всем объектам деревянного зодчества, расположенным в окрестностях церкви Трех святителей. Градозащитники подали заявку и на включение в списки охраняемых объектов дома № 2. Но нам неожиданно отказали – выяснилось, что ранее управление (в лице шанцевской креатуры – недоброй памяти Владимира Хохлова) уже успело согласовать на этом месте новое строительство (эскиз будущего объекта ниже).

Понимая, что схиигуменский кубизм неизбежно перечеркнет планы по созданию здесь городского парка деревянного зодчества, мы отправились к новому руководителю УГО ОКН Надежде Преподобной, с которой к этому времени у нас сложились хорошие рабочие отношения. Надежда Александровна выглядела явно обескураженной: она полагала, что перед лицом выданного ранее согласования включение дома в число выявленных памятников может вызывать конфликт с монастырем, а возможно – и многолетние судебные тяжбы. Не лучше ли, убеждала нас она, найти в лице церкви не противника, а союзника? Тем более что митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий культурному наследию уж точно не враг: смотрите, какое количество памятников возрождается на территории епархии. Главное – предоставить ему убедительное обоснование ценности объекта, и здравое решение будет найдено. В конце концов, можно найти компромисс: скажем, монастырь обеспечивает сохранение и реставрацию основного объема здания и делает не бросающуюся в глаза пристройку со двора – и это позволит начать восстановление уже в ближайшее время, да еще из внебюджетных средств!

Эти соображения (тут должна вступать музыкальная тема романса: «Боже, какими мы были наивными…») показались убедительными. И вправду: ну не будет же митрополит Георгий уничтожать один из последних сохранившихся в Нижнем Новгороде ансамблей исторической улицы, ведущей к храму и камерной церковной площади, по которой гуляли Шаляпин, Горький, Чехов, отец Петр Альбицкий, наконец! И подумать о таком – почти кощунство! А что мать игумения начудила – ну с кем не бывает… Через несколько дней мы опубликовали открытое письмо на имя Его Преосвященства, в котором сто первый раз подробно рассказали об уникальности заповедной территории, связанной с именами выдающихся деятелей российской культуры, особенностях ее композиции, ценности конкретного дома, важности сохранения его подлинных конструкций, декора, и попросили «воспользоваться словом архипастырского увещевания и повлиять на руководство Серафимо-Дивеевского монастыря с целью побуждения его к сохранению и реставрации указанного дома». В добавок к этому мы предложили «любое необходимое содействие со стороны специалистов в области реставрации и приспособления деревянных зданий к их современному использованию». Документ подписали историки, архитекторы, экскурсоводы и другие представители культурного сообщества. Мы настроились на серьезный диалог и последующее сотрудничество, начали переговоры с лучшими российскими реставраторами памятников деревянного зодчества.

Ответом на наше письмо стало оглушительное молчание.

Месяц проходил за месяцем, а реакции со стороны досточтимого Владыки так и не следовало. Мы ждали. И в начале текущего месяца, наконец, дождались: Нижегородская митрополия обратилась в УГО ОКН за разрешением на снос указанного здания.

И вот какая странная получается история. Для сбережения уникального для города и значимого для всей России историко-культурного комплекса все чем-то пожертвовали. Администрация города отказалась от потенциальной выручки, связанной с проведением аукционов, приобрела массу правовых, организационных и финансовых проблем с расселенными зданиями и начала тратить средства на работы по сохранению. Областное правительство также отказалось от предшествующих решений в области градостроительной и инвестиционной политики, от наезженной и надежной колеи, проторенной вчерашними «крепкими хозяйственниками», и приняло на себя риски новых подходов.

Инвесторы и застройщики тоже вынуждены были поменять привычные методы работы в Старом Городе. Представители общественности потратили сотни, тысячи никем не оплаченных человекочасов для разработки инновационных концепций сохранения и развития исторической среды, переговоры с потенциальными инвесторами, изучение иркутского и томского опыта сохранения деревянного зодчества. Эксперты и власть приступили к созданию «Агентства по развитию исторической среды Нижнего Новгорода» – управляющей компании, которая уже в ближайшие месяцы примет на себя ответственность за сохранение и возрождение десятков расселенных деревянных домов. Неравнодушные нижегородцы собрали около полумиллиона рублей на консервацию объектов деревянного зодчества и неотложные противоаварийные работы. Волонтеры пожертвовали свой труд и свой досуг, чтобы привести в порядок здания, которые еще год назад считались приговоренными к уничтожению. И – я не перестаю этому удивляться – на строительных лесах бок о бок работали верующие и атеисты, христиане и мусульмане, коммунисты и бизнесмены, мэр, жена действующего губернатора, члены областного правительства и сторонники Навального, члены общественной палаты и активные участники протестных митингов. Все оказались достаточно мудры для того, чтобы, не отказываясь от своих убеждений, объединиться в общем деле во имя сохранения культурного наследия. Какой поразительный пример единства в многообразии, о котором так много говорят, и в котором так мало понимают сильные мира сего!

И только организация, Сам Основатель которой принес величайшую жертву в истории человечества, которая была оставлена на земле как живое воплощение этого жертвенного служения, волею митрополита Георгия оказалась не просто чужда этому общему порыву; она фактически сводит на нет усилия всех остальных его участников. Потому что дом № 2 по ул. Славянской, который епархиальные структуры намерены уничтожить, занимает столь ответственное градостроительное положение (образуя створ глубинной перспективы улицы, замыкаемой объемом храма), что его утрата неминуемо разрушит всю и так уже находящуюся на грани распада композицию заповедного района. А сохранять отдельные здания здесь не имеет смысла – ведь наибольшей ценностью обладает не каждый отдельный дом, а весь комплекс подлинных деревянных и полукаменных построек XIX-нач. XX веков в их неразрывной совокупности и связью с композиционной доминантой – церковью Трех Святителей. Так что в случае реализации планов епархии вклад остальных действующих лиц (областной и городской власти, специалистов, волонтеров, благотворителей) в спасение этого уникального уголка Старого Города обнуляется. Вот так все мы оказались заложниками в руках одного очень духовного лица.

Можно, конечно, спросить, не слишком ли я много на себя беру. В конце концов, единственная задача церкви – соединять человека с Богом. На каком основании навешивать на нее еще и обязанности в области сбережения культурного достояния? Мой ответ состоит в том, что одно без другого просто невозможно, особенно в нынешних российских условиях. Двадцатый век железным катком прокатился по нашей стране и нашему народу, оставив руины и на улицах, и в душах людей. Живое чувство красоты утрачивалось одновременно с убиением в людях живого чувства Предвечного Источника всякой красоты. Те люди, что возводили постройки, которые мы сейчас защищаем – архитекторы, каменщики, плотники, резчики – очень бы удивились, если бы узнали, что их скромные творения когда-то будут объявлены архитектурными памятниками. Они создавали отнюдь не шедевры – просто добротные дома для нижегородцев средней руки на городской окраине. Но вот сейчас, спустя столетие, даже лучшие современные зодчие едва могут достичь в своих постройках той меры, той гармонии, той чуткости соотношения общего и частного, которая была тогда нормой практически для любого ремесленника средней руки. Сохраняя эти драгоценные осколки прошлого, мы сберегаем свидетельства народного гения, вызревшего в недрах великой христианской культуры – теперь практически разрушенной. Не являются ли эти осколки зернами, ростками возможного возрождения? Столь ли мы ныне духовно богаты, чтобы их вытаптывать?

Кстати, сам Нижегородский Владыка прекрасно ощущает силу этой красоты, предпочитая жить исключительно в исторических, и почти всегда – в деревянных зданиях. Все его резиденции – на улице Пискунова в Нижнем Новгороде, в Печерском монастыре, в Зимёнковской усадьбе Башкировых, в Арзамасе и Дивееве – построены в XVII-XIX веках и теперь любовно восстановлены силами лучших российских реставраторов. Почему же он отказывает остальным своим соотечественникам в праве жить и растить детей в окружении таких же зданий?

Далее. Совершенно очевидно, что разрушение силами епархиальных структур любимого нижегородцами заповедного уголка Старого города неминуемо приведет к громкому медийному скандалу и еще одному конфликту между церковью и обществом, причем – наиболее творческой, духовно подраненной его частью. Неужели возведение энного количества квадратных метров недвижимости стоит душ тех нижегородцев, что неизбежно окажутся отторгнуты от Церкви Христовой очередной демонстрацией жадности и бескультурья ее служителей – тех, кто подобно безумному богачу умножают житницы, но богатеют не в Бога (Лк. 12:16-21)? Не сам ли Господь говорил о Добром пастыре, оставляющем девяносто девять овец и отправляющегося на поиски одной, потерявшейся (Мтф. 18:12-14)? А тут – мы отваживаем от Христа и Его Евангелия людей тысячами! Еще четверть века назад, после краха коммунистической утопии, подавляющее большинство россиян с верой и упованием смотрели на Русскую православную церковь – среди моря цинизма, стяжательства и насилия от нее ждали свидетельства о Христовой правде, явления в мир Божьей любви. Сегодня у большинства думающих людей православная церковь прочно ассоциируется со стяжательством, обрядоверием и фарисейством. В обиход снова вошло презрительное словечко «попы», которые, по распространенному убеждению, «лезут во все щели», чтобы «состричь побольше бабла». Мне, чаду этой церкви, писать о том невыносимо больно, но Господь учит быть честными перед собою и людьми: виноваты в таком положении дел вовсе не «кощунники и безбожники», а мы сами; по слову Апостола, имя Божие во языцех ради нас хулится (Рим. 2.24). Понимаю, что Владыка, давно живущий в специфическом окружении полностью зависимых от него людей, преданно смотрящих ему в рот и ловящих каждое изроненное им златое слово, никогда не слышит этих глаголов хулы. Я слышу их едва ли не каждый день – почти всегда, когда пытаюсь говорить со своими соотечественниками, особенно молодыми людьми, о Боге и Его Церкви. Те, кто попроще, пожимают плечами или крутят пальцем у виска: папаша мил, но видно спятил. Те, кто пообразованней – напоминают о волках в овечьей шкуре, слепых поводырях слепых или пересказывают содержание 23-ей главы Матфея. У нас был величайший кредит доверия – мы обменяли его на чечевичную похлебку внешнего благополучия, удовлетворенного любоначалия, поддержку мироправителей тьмы века сего. Может быть, хотя бы сейчас стоит остановиться? Хотя бы сейчас принять всерьез слова Спасителя: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». (Мф. 20: 25-26)

Впрочем, не особенно верю, что со своими призывами спустя год я буду, наконец, услышан за толстыми стенами митрополичьих покоев. Поэтому обращаюсь непосредственно к руководству Управления охраны памятников: если мы живем или хотя бы пытаемся жить в правовом государстве XXI века, давайте перестанем играть в Византию. Оставим это увлекательное занятие ролевикам – молодым и старым, клирикам и мирянам. Закон должен быть един для всех. А он предусматривает «презумпцию сохранения памятника при любой намечаемой хозяйственной деятельности» (73-ФЗ, ст.29). Если все окружающие исторические здания комплекса улицы Славянской, обладающие сходными художественными, стилистическими и конструктивными характеристиками, были приняты на государственную охрану, – должен быть принят и дом № 2 по ул. Новой. Несмотря на любые бумажки о «ветхости» – такие бумажки, как известно, имеются на все окружающие дома, что не помешало сделать их предметом государственной охраны и не помешает дальнейшим восстановительным работам. Дом №2 должен охраняться государством. Даже если это огорчит Его Высокопреосвященство и введет епархиальную казну в дополнительные расходы.

Время наивных компромиссов с законом и совестью прошло.

Пора взрослеть.

P.S. Несколько дней назад нижегородские градозащитники снова обратились в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области с заявлением о включении дома № 2 по ул. Славянской в списки выявленных объектов культурного наследия.

Фото Алексея Фоменко.

Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.
18+