Митрополит калужский и Боровский
Содержание
Климент (Капалин)
Митрополи́т Кли́мент (в миру Ге́рман Миха́йлович Капа́лин, 7 августа 1949, Удельная, Раменский район, Московская область, РСФСР, СССР) — епископ Русской православной церкви; с 20 июля 1990 года — архиепископ (c 25 февраля 2004 года митрополит) Калужский и Боровский; с 31 марта 2009 года — председатель издательского совета Московского патриархата. Доктор исторических наук, профессор Калужского государственного университета.
В 2003—2009 годах — управляющий делами Московской патриархии и постоянный член Священного синода.
Биография
Родился 7 августа 1949 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего; младший брат — митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) (р. 1952).
По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.
В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии (МДС).
С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии; после чего продолжил обучение в семинарии.
В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия; оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.
С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Экуменическом совете молодёжи Европы (ЭСМЕ).
7 декабря 1978 года пострижен в монашество архимандритом Александром (Тимофеевым) с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского. 24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположён во иеродиакона. 7 апреля 1979 года рукоположён во иеромонаха. 14 октября 1981 года возведён в сан игумена.
В 1981—1982 годы исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.
16 июля 1982 года решением Священного синода был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.
18 июля 1982 года патриархом Пименом в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведён в сан архимандрита. 8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), епископ Тульский и Белёвский Герман (Тимофеев), епископ Пинский Афанасий (Кудюк).
23 марта 1987 года освобождён от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.
19 мая 1989 года удостоен сана архиепископа.
С 20 июля 1990 года — архиепископ Калужский и Боровский и первый заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.
В 1993—1996 годах — член Общественной палаты при Президенте Российской Федерации.
С 1996 года является ректором Калужской духовной семинарии и преподаёт в ней православную аскетику.
В 1997—2000 годах представлял Русскую православную церковь (РПЦ) в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.
26 декабря 2003 года назначен управляющим делами Московской патриархии. По назначении на должность управделами рассматривался церковными аналитиками как один из наиболее вероятных преемников патриарха Алексия II.
29 февраля 2004 года возведён Патриархом Алексием II в сан митрополита.
С 2005 года — председатель Международных образовательных рождественских чтений и председатель комиссии по их подготовке и проведению. С 2006 года по его инициативе и при его активном участии начались образовательные чтения в федеральных округах России.
В 2005—2010 годах — член Общественной палаты Российской Федерации, в том числе с января 2006 года — председатель комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.
Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 года), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 года), празднования 625-летия Куликовской битвы (май — ноябрь 2005 года), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской православной церкви (октябрь — ноябрь 2007 года).
Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006—2009).
25 января 2009 года Архиерейским собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.
27 января 2009 года на Поместном соборе РПЦ в Москве набрал 169 голосов из 677, уступив митрополиту Кириллу.
31 марта 2009 года решением Священного синода был освобождён от должности управляющего делами Московского патриархата и назначен председателем издательского совета Московского патриархата.
Выступление на Астраханском православном народном форуме 21 сентября 2015 года
21 января 2010 года решением диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присуждена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).
29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.
22 марта 2011 года как глава издательского совета вошёл в состав возрождённого Высшего церковного совета Русской православной церкви.
16 сентября 2014 года защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII—XIX вв. (по материалам Аляски)».
Член объединённого диссертационного совета Д 999.073.04 по теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
1 февраля 2017 года решением Священного синода включён в состав созданного тогда же организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.
15 октября 2018 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Основные работы
статьи
- Наш долг — преданность Родине (юбилейные дни в МДА) // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 2. стр. 20.
- Речь при наречении во епископа Серпуховского. // Журнал Московской Патриархии. — 1982. — № 10. — С. 6;
- Братья Киреевские — путь христианского становления. // Иван и Пётр Киреевские в русской культуре. — Калуга: Гриф, 2001. — С. 5—10.
- Миссионерское служение Русской православной церкви на Аляске. // Богословско-исторический сборник. — № 1. — 2003. — С. 35—78.
- Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской Духовной семинарии. 2004. — № 2. — С. 35-126.
- Мировоззрение и образ жизни современной молодежи // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. — С. 9-19.
- Православная семья в становлении Российского государства // Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. — С. 5-9.
- Благополучие общества состоит в твёрдости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (матариалы церковно-общественного форума) 18—19 октября 2004 г. — М., 2005. — С. 11-18;
- Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 года. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
- Святитель Иннокентий и расцвет православной миссии на Аляске (1824—1867) // Богословско-исторический сборник. 2005. — Вып. 2. — С. 35-126
- Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный вестник. — № 23 (324). — 2005.
- Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. 2006 — № 5 (56). — С 17—26.
- Истоки Православия на Аляске // 200 лет российско-американских отношений. М.: ОЛМА Медиа Групп. 2007.
- О перспективах изучения православной культуры и духовно-нравственного образования в российской школе // Журнал Московской Патриархии. М., 2008. № 3. стр. 40-44.
- Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72—79;
- О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17—21;
- К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. — Вып. 2 (82). — С. 219—224;
- Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского ун-та. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. — Вып. 3 (83). — С. 307—316;
- Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В. Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734—1735 гг. // Исторический архив. — 2010. — № 3. — С. 199—206;
- Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник ТюмГУ. Серия История, Филология. — Тюмень, 2010. — № 1. — С. 119—126;
- Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Учёные записки РГСУ. — № 2. — 2010. — С. 6—10;
- Петров А. Ю., митрополит Климент (Капалин), Малахов М. Г., Ермолаев А. Н., Савельев И. В. История и наследие Русской Америки // Вестник РАН. — № 12. — 2011. — С. 1090—1099;
- Православная церковь на Североамериканском континенте после продажи Аляски Соединённым Штатам. Острова Прибыловы // Богословские труды. — 2012. — Вып. 43—44. — С. 541—568;
- Петров А. Ю., Капалин Г. М., Ермолаев А. Н. О продаже русской колонии Форт-Росс в Калифорнии // Вопросы истории. — № 1. — 2013. — С. 3—18. — ISSN 0042-8779;
- Петров А. Ю., митрополит Климент (Капалин), Ермолаев А. Н. Представители Сибири и отечественного Дальнего Востока в истории Форта-Росс и освоении Калифорнии // Проблемы Дальнего Востока. — № 5. — 2013. — С. 144—153;
- Миряне в распространении русской духовной культуры среди коренного населения Аляски // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2013. — Вып. 5 (121). — С. 235—242;
- Освещение миссионерской деятельности РПЦ в Сибири в светских периодических изданиях XIX в. // Библиотековедение. 2013. — № 6. — С. 48-53;
- Corpus Theophanicum: О подготовке первого научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника // Журнал Московской Патриархии. 2012. — № 3. — С. 80-82;
- У рецензирования православной литературы нет альтернативы // Журнал Московской Патриархии. 2013. — № 2. — С. 82-87;
- Аляска: Успешная миссия // Журнал Московской Патриархии. 2014. — № 1. — С. 36-43;
- Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске свт. Иннокентия (Вениаминова) // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманит. науки. 2014. Вып. 1(129). С. 105—109.
Отдельные издания
- В стране святых воспоминаний. — Изд-во Калужской духовной семинарии, 2004.
- Возрастание в вере: автобиографические заметки и богословские статьи. — 2009.
- Русская православная церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 с.;
- Слово и вера. Книга размышлений митрополита Климента, председателя издательского совета Русской православной церкви. — Изд-во Белорусского экзархата, 2012.
- Миссия Церкви сегодня. — 2003
- Русская православная церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII—XIX вв. (по материалам Аляски). // Докторская диссертация, 2014.
- Православие на Аляске: ретроспектива развития в 1741—1917 гг. — Тверь, 2014. — 432 с.;
- Вечные вопросы. Беседы о Боге, творении и человеке — М.: Никея, 2017. — 270 с.
- Действуй сегодня. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. — 288 с.
- Вехи Великого поста. — М.: Сибирская Благозвонница, 2019. — 317 с.
Награды
Вручение митрополиту Клименту Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством»
Государственные и ведомственные награды
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры, укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (19 ноября 2009 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепления дружбы между народами
- Орден Почёта (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
- Орден Дружбы народов (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- Медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2002)
- Памятная юбилейная медаль «70 лет Президентскому полку» (2006)
- Медаль «За защиту семьи и детства» (2016)
- Орден имени министра внутренних дел Российской империи Вячеслава Константиновича фон Плеве (2018)
- Почетный памятный знак «Орден Вифлеемская звезда» (ИППО) (2019)
- Орден Российского книжного союза (2019)
- Медаль «Василий Шукшин» (2019) — за большой вклад в изучение и популяризацию творческого наследия В. М. Шукшина, в многонациональную российскую культуру, литературу, искусство и сохранение русского языка
- Медаль «Николай Петрович Румянцев — основатель Российской государственной библиотеки» (2019)
Награды Русской православной церкви
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (2004)
- Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени (2009) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием иерейской хиротонии и грядущим 60-летием со дня рождения
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996)
- Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1986)
- Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007)
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (1999)
- Орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени (2014)
- Орден святого мученика Трифона II степени (2001)
- Премия памяти митрополита Макария (Булгакова) II степени (2009)
- Медаль в память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира (2015)
- Медаль Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть», I степени (2015)
- Медаль в память 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (2015)
- Медаль «100-летие епископской хиротонии сщмч. Платона» (2017)
- Медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I степени (2017)
- Медаль в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской православной церкви (2017)
- Медаль «100-летие Петропавловской и Камчатской епархии» (2018)
- Медаль «25 лет Кемеровской епархии» (2018)
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2019)
- Орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского (2019)
- Медаль «За усердные труды на ниве духовного просвещения» I степени (2019)
Ордена прочих Поместных православных церквей
- Орден преподобного Германа Аляскинского Американской православной церкви (1989 год)
- Орден Святогробского братства I степени Иерусалимской церкви (1997 год)
- Орден Святого Климента Охридского I степени Болгарской церкви (1998 год)
- Орден апостола Марка Александрийской церкви I степени (2000 год)
- Памятная медаль в честь Святой Троицы Элассонской митрополии (2019 год)
Награды субъектов Российской Федерации
- Почётный гражданин Калужской области (2009 год) — за особые заслуги перед Калужской областью в сфере государственной и культурной деятельности
- Медаль «60 лет Калужской области» (2004 год)
- Грамота Президента Республики Саха (Якутия) (2007 год)
- Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст. (2007 год)
- Медаль «За особые заслуги перед Калужской областью», II ст. (2007 год)
- Медаль «300 лет добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства» (2007 год)
- Медаль «65 лет Калужской области» (2009 год)
- Медаль «За заслуги в строительстве» (2014 год)
- Медаль «70 лет УМВД России по Калужской области» (2014 год)
- Медаль «За особые заслуги перед Калужской областью», I ст. (2014 год)
- Медаль «75 лет Кемеровской области» (2018 год)
- Почетный знак Губернатора Калужской области «За личный вклад в развитие Калужской области» (2019)
- Знак Городской Думы города Калуги «За личный вклад в развитие Калуги» (2019)
Прочие награды
- Медаль «За вклад в наследие народов России» (2002 год)
- Серебряная Звезда «Общественное признание» (2006 год)
- Орден «За пользу отечеству», I ст. (2008 год)
- Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН (2009 год)
- Орден «Поборнику справедливости» (2011 год)
- В 2001 и 2003 удостаивался национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года». В 2013 году стал лауреатом этой премии.
- Национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2013» (2014; за развитие книгоиздательского дела)
- Медаль «За вклад в ветеранское движение»
Примечания
- Профессорско-преподавательский состав (ППС) кафедры педагогики Института педагогики Калужского государственного университета Архивная копия от 9 октября 2018 на Wayback Machine.
- Солдатов А. Операция «Преемник». Версия РПЦ. Архивная копия от 23 июня 2008 на Wayback Machine // Огонёк : журнал. — № 12. — 17—23.3.2008.
- Московская Патриархия становится «однопартийной» // НГ Религии. — 21.1.2004.
- Его Святейшество удостоил наград ряд архиереев Русской Православной Церкви
- Проблемы и перспективы развития религиозного образования в России и Синодального отдела религиозного образования и катехизации
- Журналы заседания Священного Синода Русской православной церкви от 31 марта 2009 года, Журнал № 18
- Священный Синод принял важные кадровые решения и внёс изменения в структуру управления Церковью. NEWSru, 31.3.2009.
- Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту присвоена учёная степень кандидата исторических наук за исследования по истории русской православной миссии на Аляске.
- Утверждены комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
- Создан Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви.
- Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук.
- Митрополит Климент защитил докторскую диссертацию в РАНХиГС Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2016 № 601/нк «О выдаче разрешения на создание объединённого совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук на базе учреждения профессионального религиозного образования Русской православной церкви „Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия“, негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет“, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования „Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова“, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования „Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации“».
- ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 1 февраля 2017 года / Официальные документы / Патриархия.ru
- Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018) / Официальные документы / Патриархия.ru. Патриархия.ru. Дата обращения 11 января 2019.
- Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 года № 199 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2009 года № 1304 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивная копия от 6 ноября 2011 на Wayback Machine.
- Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2000 года № 1491 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Официальный сайт Президента России. Дата обращения 4 августа 2016.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года № 9057—XI «О награждении орденами СССР религиозных деятелей»
- Игорь Колесников. Митрополит Климент награжден орденом имени Вячеслава Константиновича фон Плеве (рус.) (неопр.) ?. Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения 14 августа 2019.
- Игорь Колесников. Глава Калужской митрополии награжден почетным памятным знаком «Орден Вифлиемская звезда» (рус.) (неопр.) ?. Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения 14 августа 2019.
- Игорь Колесников. Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден Орденом Российского книжного союза (рус.) (неопр.) ?. Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения 14 августа 2019.
- Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды ряду иерархов Русской православной церкви
- Патриаршее поздравление Управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с юбилеем архиерейской хиротонии
- В день памяти священномученика Кукши Печерского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троицком соборе Калуги и возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского
- В Калуге состоялась церемония награждения митрополита Климента званием Почётного гражданина Калужской области
- Игорь Колесников. За личный вклад в развитие Калуги награжден митрополит Калужский и Боровский Климент (рус.) (неопр.) ?. Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения 14 августа 2019.
- Игорь Колесников. За личный вклад в развитие Калуги награжден митрополит Калужский и Боровский Климент (рус.) (неопр.) ?. Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения 14 августа 2019.
- Названы лауреаты национальной премии «Человек года — 2013»
- Национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2013»
Ссылки
- Климент, митрополит Калужский и Боровский (Капалин Герман Михайлович) на сайте patriarchia.ru
- Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) на официальном сайте калужской епархии — биография и публикации (послания, интервью, выступления, книги)
- Климент (Капалин) на сайте Русское православие
- Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский на сайте bogoslov.ru
интервью
- Любовь к служению. Интервью управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента «Российской газете»
- Ответы митрополита Калужского и Боровского Климента на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
- Митрополит Калужский и Боровский Климент о святых, в земле Калужской просиявших
- Феофановский проект. Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента
- Интервью председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента «Российской газете»
- Митрополит Калужский Климент: Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг // patriarchia.ru, 5 ноября 2012
- Отношение к инвалидам как к людям низшего сорта недопустимо
Предшественник: Илиан (Востряков) |
митрополит (до 25 февраля 2004 года архиепископ) Калужский и Боровский 20 июля 1990 — |
Преемник: ‘ |
Предшественник: Ириней (Середний) |
архиепископ (до 19 мая 1989 года епископ) Серпуховской 8 августа 1982 — 20 июля 1990 |
Преемник: Илиан (Востряков) |
- Климент (Капалин) (с 2013)
- Председатель: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
- Руководители Синодальных учреждений: Дионисий (Порубай) — управления делами Московской патриархии
- Иларион (Алфеев) — отдела внешних церковных связей
- Климент (Капалин) — издательского совета
- Максим Козлов — учебного комитета
- Игнатий (Депутатов) — финансово-хозяйственного управления
- Меркурий (Иванов) — отдела религиозного образования и катехизации
- Пантелеимон (Шатов) — отдела по церковной благотворительности и социальному служению
- Иоанн (Попов) — миссионерского отдела
- Стефан (Привалов) — отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами
- Кирилл Сладков — отдела по делам молодёжи (и.о.)
- Владимир Легойда — отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
- Иринарх (Грезин) — отдела по тюремному служению
- Кирилл (Покровский) — комитета по взаимодействию с казачеством
- Феогност (Гузиков) — отдела по монастырям и монашеству
- Тихон (Шевкунов) — Патриаршего совета по культуре
- Руководители подразделений Московской патриархии: Антоний (Севрюк) — управления по зарубежным учреждениям
- Фома (Мосолов) — административного секретариата
- Иные должностные лица Московской патриархии: Дионисий (Порубай) — первый викарий патриарха Московского и всея Руси по городу Москве
- Димитрий Смирнов — председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
Митрополит Климент: биография и фото
Широкую известность в светском мире митрополит Калужский и Боровский Климент получил в 1993 г, когда стал членом общественной палаты при Ельцине. Черный клобук с крестом среди дикой зарождающейся демократии воспринимался неоднозначно. Кто-то кричал о разделении церкви и государства, другие считали, что священники предали веру, ударившись в политику.
Второй раз на уста российской публики он попал в 2008, после кончины патриарха Всея Руси Алексия II. Споры о том, кто займет «свято место», Кирилл или Климент, шли до Архиерейского собора. Третий кандидат свою кандидатуру снял. Два святейшества рассматривались в СМИ как противостояние различных концепций, борьба амбиций. Святой отец Климент проиграл (508/169 голосов).
Детство
Митрополит Калужский и Боровской Климент, биография которого была необычной для того времени, в миру носил имя Герман. Родился Герман Капалин 07.08.1949 г. в Раменском районе Московской области в многодетной рабочей семье. Советский Союз восстанавливался после Второй мировой войны, строил развитой социализм, считая религию опиумом народа. В то время даже октябрята считались строителями коммунизма. Мальчик ни в одной детской организации не состоял: ни октябрятской звездочки, ни пионерского галстука, ни комсомольского билета у него не было. Это создавало определенные трудности, но он никогда об этом не распространялся.
Православие пришло с молоком матери, это не красивый оборот, а факт. В одном интервью митрополит Боровский Климент рассказывал, что научился молиться в школьные годы, когда мама перенесла два инфаркта за три года. Когда врачи опустили руки, четыре сына умирающей женщины читали акафисты и просили Бога об исцелении. Он уверен, что молитвы мамы, ее сыновей и монахов Троице-Сергиевой Лавры не позволили осиротить детей.
Отец мальчика прошел всю Великую Отечественную с иконой в нагрудном кармане. Мать шестилетнего мальчика вложила в голову — от Бога не отрекайся ни при каких обстоятельствах. В дни приема в пионеры дети не ходили в школу. Уверенность в том, что пропущенные уроки можно выучить самостоятельно, а пропустить молитву невозможно, устроила его жизнь иначе, чем у обычных советских детей.
Юность
Троице-Сергиева Лавра, куда Капалины всей семьей ездили довольно часто, определила судьбу — все четыре брата стали священниками. Схимонахиней впоследствии стала и мать Германа. Страницы биографии можно прочитать в написанной им книге «Возрастание в вере». Через всю жизнь он пронесет твердость и непоколебимую веру в Бога, считая советский период жизни для народа, лишенного истины, путем в неведение.
Есть несколько моментов, о которых митрополит вспоминает неохотно. Одно — машиностроительный техникум, который он окончил сразу после школы. Осознав ошибку, в 21 год будущий священник поступил в Московскую семинарию, сразу во второй класс. Но через месяц его призвали в армию. В каких войсках он служил, чем занимался — тоже не афишируется. В любом случае, шесть лет мирской «обязаловки» не самые лучшие его воспоминания о молодости. В остальном митрополит Климент биографию свою не скрывал, не переписывал, не подрисовывал.
Первые шаги в духовенстве
Отслужив в армии, Капалин вернулся в семинарию. С 1974 г. учился в Московской духовной академии. Активно участвовал в деятельности молодежной организации «Синдесмос», ЭСМЕ. Завершил академическое образование в статусе кандидата богословия. Трудовой путь на ниве христианства начался здесь же с должности преподавателя.
Старец Серафим Саровский сказал, что главная цель верующего христианина — стяжание Духа Святаго. К Богу люди идут разными путями, общий для всех — молитва и покаяние, благочестивые дела и милосердие. Тем, кто может подняться по этой лестнице выше, в мирском понимании будет сложней (физически), но это приблизит к Богу. Этот путь выбрал Герман: 7 декабря 1978 он принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре, наречен именем Климент. Милосердие и стойкость римского епископа становятся примером для его собственной жизни.
Через две недели после пострига инок рукополагается в иеродиаконы. Через четыре месяца становится иеромонахом. Менее полугода прошло с того момента, как первая ступень была пройдена.
Священство
Первая забота монаха-священника — преподавание общей церковной истории в семинарии. Два с половиной года научает он семинаристов. Вот отзыв о Клименте-преподавателе диакона Артема Мартынова:
Владыка — замечательный человек. Строгий аскет, заботливый отец для семинаристов, молитвенник. Доктор педагогических наук, серьезный богослов.
Осенью 1981 г. его возводят в сан игумена. Приняв во внимание недюжинные коммуникативные и литературные способности священника, его отправляют трудиться в исполком ЭСМЕ.
В июле 1982 г. Климент возведен в высший монашеский чин второй степени, он стал архимандритом. Он облачился в черную монашескую мантию с красными скрижалями и митру. Его Высокопреподобие, так положено обращаться к архимандриту, назначается управлять приходами в Канаде и США. Перед этим он прошел посвящение, разрешающее совершать обряды и таинства, читать публичные проповеди.
Через пять лет в Канаду направляют другого настоятеля, архимандрит управляет православными приходами в Америке, занимается научной работой. Семь лет священник был обладателем советского дипломатического паспорта. Весной 1989 г. патриарх Пимен возвел Климента в сан архиепископа. Пройдена вторая степень.
Епископат
На родину священнослужитель вернулся в июле 1990, когда в СССР вовсю гремела перестройка. Став архиепископом Калужским и Боровским, он являлся первым замом руководителя отдела внешних связей. Но, заняв публичную должность, редко являлся публике, предпочитая прямые контакты с конкретными людьми по каждому решаемому вопросу.
Перестройка разрешила населению не скрывать свои религиозные убеждения. Но это был непростой период, ибо десятилетиями религия в стране была под запретом, имущество экспроприировано, уровень святости критично низок. Здесь и проявились отличные организаторские способности служителя.
Четыре года при Ельцине он трудился в Общественной палате. В конце 2003 г. священник назначается управделами Московской Патриархии.
Еще более важное назначение — полноправный участник Священного Синода. Между Архиерейскими соборами он в мирском понимании является советом министров, решая насущные вопросы жизни. В последние зимние дни 2004-го архиепископ становится митрополитом Климентом.
Должности и регалии
Митрополит Калужский Климент продолжает налаживать связи со светским миром:
- 2005-й — представитель Общественной палаты при В. Путине;
- 2009-й — руководитель Издательского Совета РПЦ;
- 2011-й — участник высшего Церковного Совета.
С 2013-го его епархия стала митрополией, которой он успешно руководит, совмещая с должностью ректора Калужской духовной семинарии. За время служения святой отец Климент много раз поощрялся и награждался. Вряд ли можно увидеть все награды на облачении, монахам не пристало гордиться своими заслугами. Но в биографии все они указываются. Двадцать церковных наград, среди которых ордена преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского (США), Алексия Московского II, Святогробовского братства (Иерусалим).
Имеет светские награды, знак благодарности за объединение усилий государства и церкви в деле сохранения традиций, возрождения духовности. Здесь ордена Почета, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Медали, национальные премии, грамоты — все это результат деяний святого отца. В его копилке есть особо дорогие награды — отзывы верующих христиан о служении митрополита Климента Калужского и Боровского. Отзывы есть и от мирян неверующих, это особо дорогие награды: «Общественное признание», «Поборнику справедливости», «Человек года».
Публикации
Доктором исторических наук митрополит Климент стал в 2014 году, защитив диссертацию о русской христианской Аляске. До этого и после им написано около 200 книг, статей, материалов. Есть среди них книга, в которой собраны наиболее значимые цитаты из всех его трудов — «Слово и вера». Назидания, советы, помощь в воспитании — мудрость святого отца в одной книге.
Достижения
За время правления митрополита Климента в епархии в несколько раз стало больше храмов, добавилось два духовных учебных заведения, семь монастырей, центры и миссии. Появились свои газеты, журналы, интернет-сайт.
Особое внимание в своей деятельности митрополит всегда уделял молодежи, молодой семье, их нравственности. С его подачи в школах появились основы православной культуры, капелланы в армии. Он активно продвигает идею запрета абортов, узаконил «церковные поправки» в российских кодексах.
Да, когда патриархом всея Руси был избран Кирилл, Клемента убрали из ближайшего патриаршего окружения, но задвинуть так и не получилось, слишком весомая фигура митрополит Калужский и Боровский Климент. Это доказывают и отзывы всех людей, которые с ним знакомы или хотя бы раз были на его службе.
Климент, митрополит Калужский и Боровский
Архиерей Русской православной церкви, глава Издательского совета Московской патриархии
Митрополит Калужский и Боровский, с марта 2009 года — глава Издательского совета Московской патриархии, ранее — управляющий делами Московской патриархии (2003-2009). Постоянный член Священного Синода, член Общественной палаты РФ. Награжден высокими государственными и церковными наградами. В январе 2009 года являлся официальным кандидатом на пост главы РПЦ.
Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего , .
По окончании средней школы Капалин поступил в Московский машиностроительный техникум, а позднее, в 1970 году, поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии (МДС), которую окончил в 1974 году. Во время обучения в семинарии (в 1970-1972 годах) он призывался на службу в ряды Советской армии .
После окончания семинарии Капалин поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1978 году со степенью кандидата богословия, после чего был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. В этом качестве Капалин начал выезжать за границу по линии Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ) , .
7 декабря 1978 года Капалин принял монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского, а 24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. Иеромонахом Климент стал в 1979 году. В том же году он был назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. После того, как в октябре 1981 года Климент был возведен в сан игумена, он до 1982 года являлся исполняющим обязанности старшего помощника инспектора МДС. Продолжил он и свою деятельность и на поприще международных церковных контактов, и в 1981 году был избран членом исполкома ЭСМЕ , .
В июле 1982 года Климент был возведен в сан архимандрита. В том же году он был возведен в сан епископа Серпуховского, викария Московской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска) и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Тогда же он стал обладателем советского дипломатического паспорта. От управления патриаршими приходами в Канаде Климент был освобожден в 1987 году, после чего назначен управляющим патриаршими приходами в США , .
В мае 1989 года указом святейшего патриарха Пимена Климент был возведен в сан архиепископа, а в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией — архиепископом Калужским и Боровским. Одновременно с этим он занял пост первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (в этой должности курировал загранучреждения и паломнические поездки) , .
В сообщениях о деятельности Климента как главы епархии, подчеркивалось, что при нем количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 7 монастырей, духовная семинария и духовное училище. Также были открыты 2 благотворительные миссии, духовно-просветительский центр «Вера, Надежда Любовь» в Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в Калуге. Епархией Климента стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. В 2003 году под редакцией архиепископа вышел в свет альбом «Земля Калужская — земля святая», удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации «Лучшие книги и издательства года». Отмечалось также, что особое внимание архиепископ Калужский и Боровский уделял работе с молодежью — вопросам ее духовного и нравственного воспитания, проблемам молодой семьи и прочим . Известен Климент как сторонник запрета абортов, поборник введения в курс общеобразовательной школы предмета «Основы православной культуры» и прихода священников в российскую армию. В прессе подчеркивалась его роль во внесении «церковных поправок» в Налоговый и Земельный кодексы РФ, согласно которым храм может получить в собственность землю, на которой стоит. «Для социального служения нужна недвижимость», — приводили слова владыки «Московские новости» , .
В декабре 2003 года Климент был назначен управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода. В феврале 2004 года патриархом Алексием II иерарх был возведен в сан митрополита , . По данным на 2008 год, Климент, помимо управления делами, также курировал пресс-службу, Отдел религиозного образования и катехизации, а также учебный комитет Московской патриархии .
Известен Климент и как общественный деятель. В 1993-1996 годах он являлся членом Общественной палаты при президенте РФ Борисе Ельцине . В октябре 2005 года он вошел в состав Общественной палаты Российской Федерации , , где в 2006 году возглавил комиссию по сохранению духовного и культурного наследия . СМИ писали, что у многих наблюдателей вызвал удивление тот факт, что РПЦ в Общественной палате будет представлять митрополит Климент, поскольку его фигура была малознакома светской публике. Особо было отмечено то обстоятельство, что назначение Климента произошло вскоре после того, как председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев), фигурировавший в СМИ как иерарх, известный своим «стремлением рассматривать РПЦ в качестве ‘равноправного партнера’ путинской администрации», высказался против включения в Общественную палату духовных лиц. Более того, он публично призвал лидеров других российских конфессий, входивших в опекаемый палатой Межрелигиозный совет России, в Общественную палату не входить. Однако вскоре президент России Владимир Путин включил в состав Общественной палаты нескольких религиозных деятелей, а представлять РПЦ поручил Клименту .
В 2005-2006 годах о Клименте заговорили как об одном из потенциальных преемников главы РПЦ Алексия II (другим и, по мнению наблюдателей, наиболее вероятным кандидатом назывался митрополит Кирилл). Поводом для упоминания о Клименте как о возможном преемнике патриарха стали ситуации, когда он вместо Кирилла сопровождал Алексия в ряде его зарубежных поездок , .
В декабре 2008 года, после скоропостижной кончины Алексия II , Климент и Кирилл вновь были названы наиболее вероятными кандидатами на патриарший престол. Высказывалось мнение, что противопоставлении Кирилла и Климента можно рассматривать как «всего лишь церковное преломление классического противостояния политиков-‘харизматиков’ и политиков-‘аппаратчиков'» . Однако некоторые наблюдатели считали, что в нем стоит усматривать не противопоставление «концепций Церкви», а «борьбу личных амбиций относительно молодых иерархов» (Кириллу на тот момент было 62 года, Клименту — 59 лет) .
В том же месяце разразился скандал с участием младшего брата Климента — архиепископа Тобольского Димитрия, которого, по данным СМИ, тот прочил на должность главы учебного комитета Московской патриархии . Димитрия в прессе характеризовали как «чрезвычайно властного и жесткого, совершенно безапелляционного», что в полной мере проявили обстоятельства состоявшихся в декабре 2008 года выборов представителей духовных учебных академий — делегатов от Поместного собора, где должен быть избран новый глава РПЦ — и стремление архиепископа Димитрия «продвинуть» Климента на патриарший престол. Сообщалось, что на совещании ректоров духовных образовательных заведений архиепископ Димитрий навязал свою повестку дня, «захватил микрофон и никому его не отдал». В соответствии с требованием архиепископа, делегатами собора стали представители семинарий Дальнего Востока, Сибири и Одессы — люди, по словам известного церковного публициста диакона Андрея Кураева, «церкви абсолютно неизвестные», чей «главный признак — послушность местному епископу и заведомое согласие с позицией архиепископа Димитрия». Охаракатеризовав действия Димитрия как «рейдерский захват», Кураев сделал вывод о том, что произведен он был с целью не допустить на собор «людей, которые могли бы поддержать нынешнего местоблюстителя митрополита Кирилла» .
25 января 2009 года на Архиерейском соборе Климент наряду с митрополитом Кириллом и митрополитом Минским и Слуцким Филаретом стал официальным кандидатом на пост главы РПЦ. Как отмечалось, список мог быть расширен, поскольку Поместный собор наделен правом выдвижения дополнительных кандидатов , . Однако Филарет взял самоотвод и призвал своих сторонников отдать голоса за митрополита Кирилла , Поместный же собор не предложил никаких кандидатур. 27 января 2009 года митрополит Кирилл был избран патриархом: за него проголосовали 508 членов собора, за Климента — 169 , .
В марте 2009 года на первом заседании Священного синода РПЦ под председательством патриарха Кирилла были приняты решения о кадровых перестановках в церковном руководстве. Так, митрополит Климент был понижен в должности — с поста управляющего делами Московской патриархии он был переведен на должность главы Издательского совета МП. Это назначение было воспринято неоднозначно: если противники патриарха расценили его «как расправу с оппонентом», то сторонники заявили о решимости Кирилла «быстро приступить к управлению церкви при помощи более профессиональной команды» , .
О Клименте в прессе писали как о совершенно непубличной фигуре, незнакомой светской публике , противопоставляя его «медиаактивному» Кириллу . Однако, по мнению «Независимой газеты», Климент «компенсировал этот недостаток умелым закулисным лоббированием интересов РПЦ», временами отодвигая «достижения Кирилла на второй план» .
Климент — автор многочисленных научно-богословских трудов и публикаций, а также большого числа публикаций в прессе — как церковной, так и светской . Среди наград владыки в СМИ упоминались как государственные — медаль 850-летия Москвы (1997), орден Дружбы народов (1988), орден Почета (2000), так и награды Русской Православной Церкви — орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1986), орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996), орден святителя Иннокентия Московского II степени (1999), орден мученика Трифона II степени (2000), орден Святого равноапостольного князя Владимира II степени (2004), преподобного Серафима Саровского II степени (2007). Награжден Климент и различными орденами поместных православных церквей .
Использованные материалы
Михаил Мошкин. Назначения свыше. — Время новостей, 01.04.2009. — №54
Юлия Таратута. Клир клиром вышибают. — Коммерсант, 01.04.2009. — №57 (4112)
Юлия Таратута. К службе угоден. — Коммерсант, 28.01.2009. — № 14(4069)
Митрополит Филарет взял самоотвод в пользу митрополита Кирилла. — РИА Новости, 27.01.2009
Митрополит Кирилл избран патриархом Московским и всея Руси. — РИА Новости, 27.01.2009
Надежда Кеворкова. За день до патриарха. — Газета (gzt.ru), 26.01.2009. — №11
Михаил Мошкин. Возлюбил ближнего своего. — Время новостей, 26.12.2008
Станислав Минин. Кто станет новым Патриархом? — Независимая газета, 10.12.2008
Скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Интерфакс, 05.12.2008
Кого могут избрать новым главой РПЦ. — NEWSru.com, 05.12.2008
«А вообще Избиратель только Один. И Он уже свой выбор сделал». — Сайт партии «Единая Россия», 26.01.2008
Павел Коробов. «Если не придет священник, то придут другие». — Газета.Ru, 13.02.2006
Александр Солдатов. Климент Калужский и… кремлевский. — Московские новости, 14.10.2005
Кто вошел в Общественную палату: подробности. — Полит.ру, 30.09.2005
Климент, митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии. — Архиерейский Собор 2008
Члены Палаты. Климент митрополит Калужский и Боровский. — Общественная палата Российской Федерации
Просмотры: 186
В интервью изданию «Вечерняя Москва» глава Издательского совета РПЦ, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал о том, как он относится к действиям Константинополя в Украине, снятию анафем с патриарха Филарета (Денисенко) и к разрыву евхаристического общения с Вселенским патриархатом.
Так, говоря о неправоте патриарха Филарета, митрополит Климент дал понять, что решения Архиерейского собора РПЦ практически идентичны решениям Святого Духа:
«Важно понимать, что в архиерейском служении Денисенко был запрещен не кем-то единолично, патриархом или другим епископом, а именно собором епископов. Члены Архиерейского собора — преемники апостолов Христовых. В своих деяниях при принятии решений Архиерейский собор законно использует апостольскую формулировку „изволися Духу Святому и нам“ (Деян. 15, 28). Эти слова подчеркивают принцип совместного действия в Церкви Божественного и человеческого начал.
Епископам, которых в архиерейской хиротонии поставил сам Христос, содействует благодать Святого Духа точно так же, как она содействовала и апостолам. Нарушая решение церковного собора, Денисенко идет против Духа Святого. В этом противлении он не только преступает каноны Церкви, но и хулит Духа Святого. Ведь хула на Духа Святого — это не оскорбительные слова в адрес Третьей Ипостаси Святой Троицы, а сознательное противление Истине».
Таким образом выходит, что любое решение Архиерейского собора — это Истина. Митрополит, правда, запамятовал, сколько было «разбойничьих» соборов, которые даже претендовали на статус Вселенских, тоже использовали формулу про «изволися Духу и нам», но другие соборы — «правильные» — отменили их решения как «неистинные».
Также, по этой логике, и решения Синода Константинопольской Церкви должны считаться истинными и исполненными Духа — или же это касается сугубо РПЦ?
Митрополит Климент подчеркнул, что «Филарет решил стать главой церкви на Украине и пошел на раскол. Причем следует отметить, и это решение, и предпринятые им в этом направлении действия были сделаны при участии и поддержке светской власти».
Тут даже не стоит комментировать, нужно лишь дать митрополиту в руки учебник по церковной истории, чтобы он освежил семинарские знания — кто в Церкви всегда решал подобные вопросы, начиная с самого первого Вселенского собора.
Что же касается разрыва евхаристического общения с Константинополем, то калужский архиерей уверен, что, вступив в общение с Филаретом, Константинопольская Церковь утеряла благодать, а значит все ее таинства стали безблагодатными. Как и у католиков ранее:
«…Константинопольский патриарх снял соборное прещение с Денисенко, признал действительными совершаемые им таинства, дает им возможность служить вместе. Для нашей Церкви то, что совершает Денисенко, не может являться таинством. А если он будет служить совместно с патриархом Варфоломеем, тогда для нас не будет таинством и то, что будет совершать патриарх Варфоломей, потому что он сознательно и добровольно вошел в общение с человеком, который делами хулит Духа Святого.
В сообществах, где нет Духа Святого, мы не можем принимать таинства. Ведь таинство — это не магия, не результат тех или иных человеческих слов и действий, а реальная жизнь Церкви, которая осуществляется Духом Святым. Именно действием Святого Духа совершаются все церковные таинства. По этой причине для нас невозможно участие в таинствах Католической церкви. Ведь некогда католики своими действиями поставили себя вне Церкви Христовой. Мы прерываем евхаристическое общение только в том случае, когда видим, что это общество потеряло благодать, ибо у них не действует Святой Дух — совершитель евхаристии».
В общем, митрополит Климент голосует за Дух, Истину, благодать и братскую любовь, не испорченную лицемерием:
«Атмосфера враждебных действий константинопольского патриарха и его Синода по отношению к нам не дает возможности действовать духу любви, который должен присутствовать во время совершения Евхаристии. Сказать во время литургии „Христос посреди нас“ будет лицемерием в настоящее время».
Справка:
Митрополит Калужский и Боровский Климент Капалин (р. 1949).
Светское образование — машиностроительный техникум.
В 1970 г. поступил в МДС. После службы в армии вернулся в семинарию, потом поступил в духовную академию. Окончил со степенью кандидата богословия, остался работать в МДА.
Принял постриг в 1978 г. В том же году принял сан иеродиакона, на следующий год стал иеромонахом.
В 1982 году рукоположен в сан епископа. В 2003 году стал управделами Московской патриархии.
В 2014 году выпускник машиностроительного техникума и кандидат богословия защитил докторскую диссертацию по истории.
В 2009 году стал основным соперником (после самоотвода митрополита Минского Филарета) митрополита Кирилла (Гундяева) в борьбе за патриаршество. Тогда к черному пиару подключился дьякон Андрей Кураев, который вытащил на свет большое количество компромата на братьев Капалиных — митрополита Климента и Тобольского архиепископа Дмитрия, чем способствовал победе на выборах Гундяева.
После поражения в выборах митрополит Климент вскоре был из управделами патриархии переведен в главы Издатсовета РПЦ.
В Калужской епархии находится знаменитый Никольский Черноостровский женский монастырь во главе с игуменьей Николаей, о чем была написана знаменитая книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы». Митрополит Климент никак не отреагировал на обвинения в адрес игуменьи.
О порядках в мужском монашестве Калужской епархии нашему проекту рассказывал бывший клирик епархии, известный миссионер, а ныне епископ альтернативной юрисдикции, Игнатий (Душеин) (см. истории «Амвросий», «Пахомий», «Авксентий»).
Не так давно в одной из проповедей митрополит Климент сказал, что изучение иностранных языков может быть опаснее, чем пьянство:
«Почему кому-то приходится бороться со страстью алкоголизма, и для него будет личным достижением выпить не шесть рюмок, а пять. А другой человек, из семьи полиглотов, в это время учит шестой иностранный язык. Какие разные судьбы! И судьба второго, на внешний взгляд, привлекательнее.
Но если смотреть с точки зрения спасения, Господь не будет с нас спрашивать: сколько мы знаем иностранных языков и в каком объеме. Или умеем ли мы решать интегралы, извлекать в уме корни из больших чисел и так далее. Эти навыки нужны исключительно для земной жизни. Да, лучше учить иностранный язык, чем пьянствовать, наркоманить или блудить. Но и тут есть своя духовная опасность, например, впасть в гордость, решить, подобно приточному фарисею, что „я не таков, как прочие человецы“. Все выпивают и транжирят время, а я развиваюсь. Неизвестно, что опаснее для духовной жизни».
Автор этих строк лично слышал несколько лет назад по телеканалу «Союз» (это было в Екатеринбурге, в храме-на-крови, 26 марта 2016 года, на всенощной) проповедь митрополита Климента, главы Издатсовета, богослова и доктора исторических наук , который сказал, что «Библия — это самая первая, самая древняя книга. Скрижали — это самые первые письмена, которые Бог дал человечеству».
Добавить комментарий