Митрополит лазарь симферопольский и крымский
Содержание
ЛАЗАРЬ (ШВЕЦ)
Митрополит Лазарь (Швец)
Лазарь (Швец) (род. 1939), митрополит Симферопольский и Крымский, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви
В миру Швец Ростислав Филиппович, родился 22 апреля 1939 в селе Комарин Кременецкого района Тернопольской области Украины в крестьянской семье.
В 15 лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Успенской Почаевской Лавры, затем два года нес послушание в Успенском Жировицком монастыре.
В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию.
В 1958-1961 годах служил в рядах Советской Армии.
В 1964 году окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1968 году — Ленинградскую духовную академию, со степенью кандидата богословия.
В 1968-1971 годах занимался в аспирантуре при Московской духовной академии, нёс послушания в Отделе Внешних Церковных Сношений. После окончания аспирантуры был референтом в филиале ОВЦС в Киеве.
5 марта 1972 года митрополитом Киевским и Галицким Филаретом был рукоположен во диакона, а 12 марта того же года — во пресвитера . Служил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе Киева.
25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии, где в течение пяти лет исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.
В 1978 году возведён в сан протоиерея.
Архиерей в Южной Америке
1 апреля 1980 года в Почаевской Лавре был пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита, а 18 апреля того же года хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского с назначением Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки. Хиротонию совершали митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископы Харьковский и Богодуховский Никодим, Черниговский и Нежинский Антоний, Уманский Макарий; епископы Черновицкий и Буковинский Варлаам и Житомирский и Овручский Иоанн.
20 июня 1985 года возведён в сан архиепископа.
26 июня того же года назначен архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским.
4 октября 1985 года вновь назначен архиепископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки.
За время своего пребывания на Аргентинской кафедре владыка Лазарь объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. При нем был построен ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе города Буэнос-Айрес. За счет этого участка владыка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта-Роса приобретен епархиальный дом. В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.
Архипастырство на Украине
10 апреля 1989 года был назначен на Тернопольскую кафедру. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В городе Кременец Почаевской Лавре было возвращено здание музея, в котором впоследствии расположилась духовная семинария.
11 февраля 1991 года переведен на Одесскую кафедру. За недолгое служение здесь архиепископа Лазаря был открыт Борисовский женский монастырь, в котором в застойные годы располагался ЛТП. Было возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась духовная семинария, и другие храмы и здания.
В 1992 году был сторонником раскола Филарета (Денисенко). Из Одесской епархии в адрес патриарха было направлено обращение с просьбой принять епархию в непосредственное патриаршее управление, разразился конфликт в Одесской духовной семинарии. Ректор семинарии Тихон (Бондаренко) вспоминал: «Для того чтобы сломить нашу непоколебимую позицию, он вызвал на территорию монастыря и семинарии вооруженный отряд ОМОНа. Мы оценили это как вмешательство государства в церковные дела. Не добившись своего, Лазарь приказал… закрыть учебное заведение. Возмущенные бесчинством монахи и студенты выгнали тирана, перед ним закрылись ворота храмов» . Фактически архиеп. Лазарь был изгнан из епархии .
В первой половине 1992 года, в период вдовства Херсонской епархии, был назначен её временным управляющим .
Владыка Крымский
27 июля 1992 года был назначен Симферопольским и Крымским.
25 ноября 2000 года он был возведен в сан митрополита.
За время служения на Крымской кафедре были прославлены многие местные святые — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в честь которого в Симферополе был установлен памятник и переименован сквер, а также крымские новомученики во главе со священномучеником Порфирием, в 2008 году — святитель Гурий (Карпов).
В 2001 году был восстановлен Владимирский Херсонесский собор, а с 2003 года ведется восстановление Симферопольского Александро-Невского кафедрального собора.
8 мая 2012 года введён в число постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви .
Награды
Церковные:
- орден равноап. кн. Владимира 2-й степени (1989)
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени (за служение в Аргентине)
- орден прп. Серафима Саровского 1-й степени (2014, в связи с 75-летием со дня рождения)
- орден прпп. Антония и Феодосия Печерских (Украинская Православная Церковь)
- Знак отличия Предстоятеля Украинской Православной Церкви (2014, в связи с 75-летием со дня рождения)
Светские:
- Государственный орден СССР «Дружбы народов» (от правительства СССР за миротворческую деятельность в Аргентине).
- Государственные ордена Украины «За заслуги» 1-й, 2-й и 3-й степеней (от президента Украины, 1997, 2000, 2002).
- Государственная медаль Аргентины «Сан-Мартино» (от Аргентинского правительства).
- Почетная грамота Верховной Рады Украины (за особые заслуги перед украинским народом, 2004).
- Грамота Посольства СССР в Аргентине.
- Почетный крест «Святой князь Александр Невский» (от Украинского фонда научно-экономического и юридического сотрудничества, 2006).
- Орден «Ярослава Мудрого» 4-й степени (2013) .
Использованные материалы
- Биография на сайте Русской Церкви:
- Биография на сайте Русское Православие:
- Страница официального сайта Симферопольской епархии:
Так согласно . По — те же дни, но 1971 года; на странице Симферопольского епархиального сайта, , указано что был рукоположен во диакона и иерея в 1973 году.
Русская Православная Церковь ХХ век. 17 апреля // Православие.RU —
Митрохин Н., ХУДШЕЕ, КОНЕЧНО, ВПЕРЕДИ: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ, сайт «Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии», —
«История епархии», официальный сайт Херсонской епархии Православная Херсонщина,
Журнал № 28, журналы заседаний Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 8 июня 2012 года:
КРИМ. Місцеблюститель Київської митрополичої кафедри очолив урочистості з нагоди 75-річчя митрополита Сімферопольського і Кримського Лазаря. Новость на сайте пресс-службы УПЦ, 25.04.2014:
Указ Президента Украины № 35/2013 «Про відзначення державними нагородами України з нагоди Дня Соборності та Свободи України»:
Владыке Крыма угрожает покой
Фото с официальный сайта Храм святого праведного воина Феодора Ушакова.
Симферопольский митрополит Лазарь (Швец) может быть отправлен в отставку по формальным основаниям – ему исполнилось 75 лет. После присоединения Крыма к России он вызывает недовольство части верующих полуострова западноукраинским происхождением. Митрополит также поддерживает связи со сторонниками автокефалии украинской части РПЦ. Однако со стороны противников излишнего влияния Москвы на православную Украину может быть нанесен ответный удар в виде отставки Одесского митрополита Агафангела (Саввина) – неформального лидера «пророссийского крыла» Киевской митрополии.
Глава Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Лазарь 22 апреля отпраздновал 75-летие. Для православного епископа этот возраст имеет особое значение: согласно уставу РПЦ и УПЦ МП, по достижении его правящий епископ может быть отправлен в отставку, как правило, по собственному желанию. Так, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) по решению Синода РПЦ в марте был «почислен на покой по состоянию здоровья и в связи с достижением 75-летия».
Правда, митрополит Владимир отпраздновал «переходную» дату не в марте, а в мае, и не в этом году, а 10 лет назад. Однако его отставка случилась по собственному желанию. Другое дело, если епископ становится неугоден – в таком случае 75-летие может стать вполне законным основанием для удаления смещенного владыки в монастырь. Как писала «НГ» в номере от 02.04.14, Симферопольским митрополитом недовольны антиукраински настроенные верующие нового российского региона. Митрополит Лазарь не проявляет видимой нелояльности как к российскому, так и к церковному руководству в Москве. Однако он происходит из Тернопольской области и его обвиняют в протекционизме священнослужителям украинского происхождения.
В гостях у главы Симферопольской епархии в эти дни побывал митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), которого считают одним из лидеров автокефалистского крыла УПЦ МП. С именем митрополита Александра связана цепочка скандалов, в основе которых борьба за власть в Киевской митрополии. Драбинко – личный секретарь отстраненного от дел митрополита Киевского Владимира (Сабодана). При этом отношения у нынешнего руководства РПЦ и УПЦ МП достаточно сложные. Напомним, местоблюститель Киевского митрополичьего престола Онуфрий (Березовский) так и не приехал на мартовское заседание Синода, на котором его включили в число членов этого органа управления Церковью. В подвешенном состоянии находится и вопрос о нахождении трех крымских епархий в составе УПЦ МП.
Однако в случае возможной отставки митрополита Лазаря в сложном положении оказывается митрополит Одесский Агафангел, который неформально возглавляет «промосковскую» группу в УПЦ МП. Саввин – уроженец России, Липецкой области. Его политическая позиция уже была причиной разговоров о возможной отставке в сентябре 2013 года, когда митрополит Агафангел перешагнул 75-летний возрастной рубеж.
Лазарь (Швец)
Митрополи́т Ла́зарь (в миру — Ростисла́в Фили́ппович Шве́ц; 22 апреля 1939, село Комарин, Кременецкий район, Тернопольская область, УССР) — епископ Украинской православной церкви; митрополит Симферопольский и Крымский, постоянный член Священного синода УПЦ.
- 1 Биография
- 2 Конфликты и скандалы. Общественно-политическая роль
- 3 Награды
- 4 Примечания
Биография
15-и лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры.
В 1958—1961 годы служил в Вооружённых силах СССР.
5 марта 1971 года был рукоположён во диакона, 12 марта — во иерея, служил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе Киева.
25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии, где исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.
В 1978 году был возведён в сан протоиерея.
1 апреля 1980 года в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита.
18 апреля 1980 года хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен Патриаршим экзархом в Центральной и Южной Америке.
В 1990 году баллотировался в Верховный Совет Украины в Збаражском избирательном округе (Тернопольская область), за — 38,3 % голосов, 2-е место, уступил литератору Дмитирию Павлычко.
11 февраля 1991 года был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Из-за активной приверженности идеи автокефалии УПЦ «был в буквальном смысле слова изгнан своей паствой с кафедры». Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви.
В 1992 году был переведён на Симферопольскую кафедру.
8 мая 2012 года назначен постоянным членом Священного синода УПЦ.
Конфликты и скандалы. Общественно-политическая роль
Как епископ Украинской православной церкви, часто оказывается в центре этнополитических конфликтов в Крыму.
В 2007 году был обвинён «Союзом русских православных верующих Крыма» в притеснениях этнически русских священников и замене их выходцами с Западной Украины: «За 16 лет пребывания митрополита Лазаря в Крыму из Симферопольской и Крымской епархии выехали почти все русские священники, имеющие образование Московской и Ленинградской духовных академий и семинарий». Также подвергался критике за якобы неправильную межконфессиональную политику в Крыму, в частности, по отношению к мусульманам; по мнению профессора Московской духовной академии дьякона Андрея Кураева, в Крыму отсутствует мудрая межконфессиональная политика.
Награды
Церковные:
- орден «Рождество Христово — 2000» I степени;
- орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
- орден прп. Сергия Радонежского III степени;
- орден прп. Сергия Радонежского II степени;
- орден прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Государственные:
- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (21 апреля 2009 года) — за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия
- Орден «За заслуги» трех степеней (1997, 2000, 2002);
- Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
- Орден Дружбы (23 апреля 2009 года, Россия) — за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества
- Орден Дружбы народов (СССР);
- правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино»;
- награжден грамотой посольства СССР в Аргентине.
Примечания
- Биография на официальном сайте УПЦ
- Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский (Швец Ростислав Филиппович) На официальном сайте Московского Патриархата
- Лазарь (Швец): сайт Православие. База данных.
- Официальный сайт Симферопольской и Крымской епархии
- Сайт Крым для россиян
- Святослав Терентьев. Останется ли Крым православным? «Исход» русской культуры с канонических территорий: МН № 18 за 2007 год (11.05.2007)
- Кто есть Кто в Крыму
Под святительским благословением
Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь служит Русской Православной Церкви более 60 лет, с тех пор как в 15 лет стал послушником Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры. На нынешний свой пост он был назначен 24 года назад и стоял у самых истоков возрождения Православия на полуострове. О том, как это происходило, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие главные задачи стоят сегодня перед епархией, митрополит Лазарь рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии».
Фото из архива Крымской и Симферопольской епархии
Судьбоносная встреча
— Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере вы ощущаете себя его преемником?
— Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии. Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении таинства крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку.
— Вы были с ним знакомы?
— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.
Аргентинская паства
— Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение?
— В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию.
Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.
На наши общественные рождественские праздники всегда приходили представители Министерства по делам религий Аргентины. Я неоднократно встречался с президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Господь сподобил переименовать площадь Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус была переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Я, как Патриарший Экзарх, открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.
— Почему аргентинцы согласились на все эти переименования? Неужели для них — католиков — так много значит святой князь Владимир?
— В общей сложности я жил в Южной Америке 14 лет. За это время там удалось объединить вокруг православного храма в Буэнос-Айресе многих наших соотечественников. Приходилось много встречаться с местными властями, чтобы положительно повлиять на их отношение к Православной Церкви, а также убедить их к 1000-летию Крещения Руси разрешить переименования и установить памятник святому князю. Благодаря чему всё это происходило? Благодаря милости Божией. Ибо будем помнить слова Спасителя, обращенные к нам и сегодня: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но, конечно, недаром у нас в народе говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Приходилось много и кропотливо трудиться, изучать язык, особенности жизни этой страны… Слава Богу за всё!
— Что вам вспоминается из жизни эмигрантов, которых вы окормляли?
— Скажу сразу: на чужбине им жилось очень трудно. Но, невзирая на препятствия, славянский человек в основной своей массе демонстрирует всему миру не только выносливость, но и трудолюбие, а еще стремление к духовному общению со своими соотечественниками. Последнее обстоятельство я и решил использовать. Так, в Аргентине на базе литературных клубов для соотечественников появились православные приходские общины и архиерейский хор из 40 человек. А начинался он всего с одной певчей — 90-летней рабы Божией Матроны. Царство ей Небесное, всегда поминаю ее, как и многих других своих «аргентинцев», когда служу Божественную литургию.
«Крестоповал»
— Вы возглавляете Крымскую кафедру с 1992 года. Как возрождалась здесь православная жизнь?
— Без преувеличения скажу, что руководство Симферопольской и Крымской епархией по благословению священноначалия Господь судил мне принять в сложный исторический период. Тогда здесь было около 50 приходов и ни одного монастыря. Епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято-Троицком соборе в Симферополе. В течение двух лет сменилось три правящих архиерея.
С первых месяцев много сил и времени было положено на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Свято-Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, в который вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для сквера послужили деревья, которые росли на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и обелиск в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.
В 2005 году мы столкнулись с явлением, которое журналисты назвали «крестоповал». Всё началось с села Морского, где хулиганы повалили 10-метровый поклонный крест. Затем похожие случаи произошли в ряде других районов. Иногда это делалось открыто руками активистов крымско-татарского меджлиса, которые заявляли, что вид крестов оскорбляет их религиозные чувства. В Судаке же, на горе Ферейная, возле санатория для военных, был сожжен двухметровый поклонный крест. Но казаки вместо него установили новый — сварной пятиметровый — и стали его охранять.
Вопрос о недопустимости таких провокаций мы решали с местными и республиканскими властями. И с помощью так называемой мягкой силы Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий», созданного в 1992 году. С самого основания и до настоящего времени я являюсь его сопредседателем. Благодаря межрелигиозному диалогу в Крыму и нашей совместной работе «крестоповалы» больше не повторяются.
Молодежь — наше будущее
— Как изменилась духовная жизнь епархии за последние два года?
— Возрождение православной веры на Крымском полуострове довольно сложно разделить на какие-то периоды или по годам. Сегодня, как и прежде, мы открываем храмы, восстанавливаем крымские обители, в том числе древние пещерные, куда устремляются десятки тысяч паломников. Так, у нас действует 16 монастырей, 8 из них — пещерные. В любом, кроме Симферопольского Свято-Троицкого, можно остановиться на 2–3 дня. Но следует учитывать, что условия проживания там скромные.
Много времени и сил мы уделяем духовно-патриотическому воспитанию молодежи, ведь она — наше будущее. Продолжают работу воскресные школы, но главный акцент в религиозном образовании мы ставим на взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и с Министерством образования и науки Республики Крым. Причины две: первая — воскресные школы посещают практически дети уже воцерковленные, а вторая — значительное число крымчан и их детей не переступили еще порог храма.
Создана целая система сотрудничества священнослужителей, педагогов и представителей органов власти в решении важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания детей и внесения православных ценностей в учебно-воспитательный процесс. У нас активно работает общество православных педагогов республики, в котором уже более тысячи человек. Между епархией и Минобразования Крыма подписаны договоры, утверждена учебная программа «Основы православной культуры Крыма», а также программы «Возрождение духовных ценностей семьи». В некоторых школах курс ОПК введен с 1-го по 11-й класс. Например, в Таврической школе-гимназии № 20 Симферополя. Есть такие школы в Севастополе и Ялте.
Работает также расширенная программа повышения квалификации преподавателей курса ОПК, включающая в себя краеведческие экскурсии, паломнические поездки, конференции по истории Православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности», «Семейный очаг» и многое другое.
— Расскажите о ваших совместных проектах с близлежащими епархиями?
— Конечно, Симферопольская и Крымская епархия активно сотрудничает и с другими епархиями. Главным образом, мы всех приглашаем к себе приобщиться к духовному наследию епархии, к святыням и ее истории. Епархия организует и паломнические поездки, и различные конкурсы, музыкальные и кинофестивали. Кроме того, в Крыму проходит республиканский и международный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», на который приезжают команды одноклассников из многих стран. В 2015 году по инициативе Краснодарской епархии осуществился проект «Поезд творческих идей»: православные учителя Краснодара приехали к нам для обмена педагогическим опытом.
Милостию Божией сегодня православная жизнь в Крыму получила широкие возможности для плодотворного развития. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем мы смогли также исполнять свой долг духовно-нравственного воспитания, возрождения духовности и культуры.
Счастливый человек
— Вы в храме с детских лет и, наверное, не раз сталкивались с притеснениями за веру.
— Однажды, еще в начальной школе, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Попом!» После этого школьные учителя старались не пускать меня в церковь, но моя мама всегда меня защищала. Сейчас ей уже 102 года, дай Бог ей здоровья. Пришлось выдержать давление и в армии, куда меня призвали в 1958 году после окончания 1-го курса Минской духовной семинарии. Нас, семинаристов, трое ушло в армию, а вернулся в семинарию я один. Двоих удалось морально сломить. Меня тоже пытались соответствующим образом «обработать» — направили в роту, где были ребята из разных вузов, интеллигенция, — для того, чтобы они меня «перевоспитали». А мы с ними подружились. В моем домашнем фотоальбоме до сих пор хранится подаренная одним из них на память фотокарточка с благодарной надписью «Спасибо тебе, Ростислав, за то, что ты помог мне стать верующим человеком».
Я служил в Подмосковье, в Ногинске, и мечтал попасть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Но командование ни разу меня туда не отпустило. Когда демобилизовался, не дали на руки паспорт, чтобы я сразу ехал домой, а не в семинарию. Но Господь меня сподобил перенести все искушения и продолжить обучение.
— Кто еще помимо святителя Луки служит вам духовным маяком?
— Мой небесный покровитель — преподобный Лазарь Муромский, к которому я постоянно обращаюсь за благословением. В этом году наша епархия торжественно отмечает 625-летие со времени его отшествия ко Господу. В моей жизни был случай, когда помощь Божия была явлена мне, возможно и по его молитвам. В пору служения в Аргентине мне часто приходилось летать туда и обратно. И однажды с самолетом, на котором я летел, случилась авиакатастрофа. Наша первая остановка намечалась в Люксембурге. Но, заходя на посадку, самолет напоролся на водонапорную башню и был вынужден сесть на поляну в лесу. Еще в небе, при приземлении, трижды прозвучала команда пристегнуться. Я хотел пристегнуть ремни, но что-то меня удержало. Во время удара самолета о землю меня перебросило через кресло и я ударился спиной о бортовую стенку. Ничего не сломал и даже сознание не потерял. Когда самолет приземлился, вместе со мной вышли лишь те, кто мог идти. И тут раздался сильный взрыв! Часть самолета разлетелась вдребезги! Пассажиры, пристегнувшие ремни, получили тяжелые травмы, и многие из них погибли при взрыве, не успев выйти.
В госпитале на осмотре мне сказали: «Вы — счастливый человек!» А представитель «Аэрофлота», который потом ко мне приходил, очень удивлялся, что этот самолет с горящим хвостом не взорвался еще в воздухе. Я считаю, что это спасение только милость Божия! Действительно, перст Божий спас меня в ту минуту для моего же, наверное, покаяния. Из всего объемного багажа для церковных нужд сохранились лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, остальное полностью сгорело. Они и сейчас хранятся у меня.
Главу Крымской епархии призывают прекратить контакты с украинизаторами
Симферополь, Апрель 19 (Новый Регион, Михаил Рябов, Анна Сергеева) — В воскресенье 18 апреля исполнилось 30 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.
30 лет назад он, уроженец Тернопольской области, был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Из Латинской Америки Лазарь вернется только в 1989 году.
В официальной биографии митрополита Лазаря не указывается, что в 1992 году он был назначен архиепископом Крымским после перевода с кафедры в Одессе, где открыто выступал за предоставление независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата, поддерживая Филарета.
Тем не менее, большинство политиков и экспертов, опрошенных «Новым Регионом», оценивают роль митрополита Лазаря позитивно. Хотя единого мнения, все же, нет.
Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ (Москва):
«При большевиках Крым стал одним из полигонов атеизма, безбожия. А атеизм — это опиум для народа, фактор слабости русских. Именно потому что русский Крым и Юго- Восток были максимально атеизированы, они до последнего времени проигрывали бандеровской Галиции, ибо еретическая униатская вера и активные действия греко- католиков — это залог западенской активности. Следовательно, русская Победа наступит тогда, когда православная активность, пассионроность будет сильнее униатской. И, соответственно, КПД епископов следует оценивать именно с этих миссионерских позиций.
Итак, каковы же итоги правления митрополита Лазаря? Митрополит Лазарь, несмотря на свое западноукраинское происхождение (надо оговорить, что оно православно-почаевское, а не галицийское), служит русскому Крыму. Он не осудил, не мешал русским силам Крыма, что в условиях диктата Кравчука и Кучмы — уже очень много. Более того, во времена Ющенко он стал активно взаимодействовать с Русской общиной Крыма. В условиях русофобской и раскольничьей истерии митрополит Лазарь делает Крым одной из первых территорий на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, где повсеместно введены «Основы Православной Культуры».
Несомненным достоинством митрополита Лазаря является то, что он поддерживает таких блестящих интеллектуалов, как настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде о. Николая Доненко, который собрал высказывания святых Новомученников, подавляющее большинство из которых гласно обличали идею отделения Украинской Церкви от Русской. Например, св. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский, на допросе в НКВД (большевики проводили политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола на Украине) сказал, что считает разделение Украины с Россией злом, «следствием духовной деградации русского народа».
Митрополит Лазарь благожелательно относится к молодежному миссионерству, не препятствовал миссионерскому рок-концерту в Севастополе и знаменитому миссионерскому рок-туру российских и украинских рок-музыкантов во главе с о. Андреем Кураевым в 2008 году.
Но время требует еще большего миссионерского напряжения Церкви, незамедлительного исполнения решений Священного Синода Московского Патриархата о введении штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора в каждом приходе, создания Попечительских Советов из пассионарных мирян. Ибо пока еще плотность исламских религиозных организации крымско-татарского меньшинства выше, чем у православных. Чтобы сохранить русское большинство в Крыму, необходим жесткий запрет абортов, пропаганда многодетности, искоренение всякого морального разложения, иначе смерть. А это возможно только в следствии тотальной всеобъемлющей креативной, завлекающей православной миссии, которая должна охватить каждого крымчанина и курортника.
А для этого необходимо превращение каждого прихода и монастыря в миссионерский, необходимо вывешивать в храмах платки для заходящих курортников, а не выкидывать людей из-за отсутствия «православного хиджаба» в 40-градусную жару, что иногда встречается в некоторых прибрежных монастырях; необходимы огромные многотысячные молодежные миссионерские лагеря в Херсонесе и у других святынь Крыма, которые помогут дебандеризировать молодежь Украины; необходима помощь всей Русской Церкви для того, чтобы максимально использовать потенциал Крыма как колыбели Русского Православия.
С этой же точки зрения (КПД) необходимо подходить и к вопросу разделения епархий. Важно, кто станет во главе новых епархий — если это будут молодые бойцы-миссионеры, сторонники единства Русской Церкви, которые все сделают, чтобы воцерковить молодежь и ликвидировать раскол (который держится именно из-за отсутствия массовой православной миссии), то это будет только хорошо».
Сергей Шувайников, председатель «Конгресса русских общин Крыма», экс-кандидат в президенты Республики Крым:
«Деятельность Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря лично у меня вызывает искреннее уважение и признание. Я хорошо помню, как летом 1992 года тогда еще архиепископ Лазарь появился в Крыму. Это было нелегкое политическое время, когда шло формирование Республики Крым, только что в мае была принята Конституция Крыма, которая принципиально утверждала самостоятельность автономной республики по отношению к недавно провозглашенной независимой Украине. Все «украинское» воспринималось в штыки, и появление нового правящего архиерея с гражданским именем Ростислав Швец, уроженца Тернопольской области, было воспринято настороженно и с холодком.
Тем более, что за ним был политический щлейф, когда он высказывал мысли о предоставление УПЦ автокефалии, мотивируя это тем, что раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, была даже личная попытка баллотироваться в 1990 году в депутаты Верховной Рады Украины в Тернопольской области, где он занял второе место, уступив «руховцу» Дмитрию Павлычко.
Придя в Крым, владыка Лазарь не стал вникать в политические проблемы Республики Крым, а выбрал основным направлением своей деятельности возвращение и строительство православных соборов и храмов, защиту духовных ценностей Православия, восстановление соборов, разрушенных в годы войны и большевистского лихолетья. Он не отказался от общения с государственными мужами и политиками, но делает это очень мудро — для укрепления позиций Православной Церкви в Крыму. Именно при нем был восстановлен величественный Собор святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе (Севастополь), а ныне возрождается кафедральный собор Святого благоверного великого князя Александра Невского в Симферополе. Сотни новых храмов на крымской земле появились за 18 лет именно благодаря подвижнической деятельности владыки Лазаря. Его личной заслугой является также возрождение и деятельность на крымской земле около двадцати православных монастырей и скитов.
Деятельность этого православного подвижника получила признание сотен тысяч верующих и представителей других религий, с которыми он умеет находить общий язык и взаимопонимание. Сегодня митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь достойно представляет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на крымском полуострове.
Общаясь с ним лично, я могу отметить, что владыка Лазарь обладает незаурядными организаторскими качествами, высоким искусством дипломатии, умением расположить к себе любого человека и понять его проблемы. Он с пониманием отнесся к установке Памятного знака в память жертв, которые понес русский народ и народы России в годы Гражданской войны и политического террора, и благословил русские организации на его создание, также как и строительство часовни на месте расстрела безвинных жертв в районе Симферопольского водохранилища. Многие мероприятия русских организаций Крыма проходят по благословению владыки Лазаря и священников его епархии.
Позволю себе от имени всех русских общественных организаций, которые входят во Всекрымское Движение «Русское единство», поздравить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 30-ти летней датой его архирейской хиротонии и пожелать ему здоровья и долгих лет на благо православной Церкви и православной паствы Крыма».
Сергей Цеков, председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения «Русское единство»:
«Я абсолютно положительно оцениваю почти двадцатилетний период пребывания владыки Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Это был очень непростой период в истории Крыма, в истории нашего единого Отечества, которое, к сожалению, оказалось разрушенным в 1991 году.
Нужно отдать должное, что митрополит Лазарь сыграл одну из ключевых ролей в восстановлении позиций канонического Православия в Крыму, которое неразрывно связано с Русской Православной Церковью.
За эти годы число приходов Симферопольской и Крымской епархии увеличилось в десятки раз. Восстановлены практически все действовавшие до революции монастыри на территории Крыма. Хочу особо отметить роль владыки Лазаря в восстановлении кафедрального Свято — Александро — Невского собора в Симферополе. Уверен, что Свято — Александро — Невский собор через два-три года станет одним из самых посещаемых храмов в Автономной Республике Крым. Лазарь сыграл значительную роль в восстановлении Свято-Владимирского собора на территории Херсонеса, на священной для Русского Православия земле, где крестился святой равноапостольный князь Владимир.
Владыка Лазарь по своему характеру — человек-созидатель. Где бы он ни был, он ведет активное храмовое строительство, оставляя после себя след на века. Достаточно вспомнить плоды деятельности владыки Лазаря в бытность епископом Аргентинским и Южноамериканским. В частности, даже в непростые годы нахождения у власти небезызвестного диктатора Пиночета, когда храмовое строительство было запрещено, в Чили по инициативе Лазаря был построен церковный зал, впоследствии преобразованный в храм.
Для Русской общины Крыма и движения «Русское единство» особенно значим тот факт, что митрополит Лазарь всегда подчеркивает неразрывную связь Симферопольской и Крымской епархии с Русской Православной Церковью. Вспомните, на каком высоком уровне встречали в Крыму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Лазарь традиционно отмечает вместе с Русской общиной Крыма русские памятные даты, благословляет проводимые нами мероприятия.
В целом деятельность Лазаря заслуживает глубокого уважения. С ранних лет он настроен на служение Богу, на служение Русской Православной Церкви. Еще раз подчеркну — он много сделал для Крыма, для развития Православия на полуострове. Не случайно, что присвоение Лазарю звания Почетного крымчанина прошло единогласно».
Юрий Егоров, Всеукраинское братство Александра Невского:
«Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя. Показательный пример: насколько известно, он благословлял униатов, а именно духовный центр Украинского реестрового казачества, он был заложен под Симферополем, его возглавляет Анатолий Шевченко. На территории университета, который он возглавляет, находится униатский храм. Я считаю, что эта организация занимается украинизацией, а Лазарь ее благословлял».
Атаман Сергей Юрченко, председатель Совета атаманов Крыма:
«Во-первых, от казаков Крыма я бы хотел поздравить владыку Лазаря с 30-летием хиротонии. Крым — довольно сложный регион, мир и спокойствие здесь во многом зависит от позиции священнослужителей. Казаки как военные люди готовы прийти на выручку нашему духовенству, поскольку казаки всегда считались воинством Христовым.
Но мы все помним недавние события, когда к 2000-летию Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия по всему миру устанавливались поклонные кресты. В Крыму со стороны ОПГ меджлис был ряд провокаций. В результате были достигнуты договоренности, и установка крестов прекратилась. Я считаю, что тогда православным следовало занять более жесткую позицию, а мы, казаки, были готовы встать на защиту.
К слову, сегодня появилась масса казачьих формирований. Как председатель Совета атаманов Крыма, хочу попросить владыку Лазаря, чтобы он благословлял действительно казаков, а не псевдоказачьих атаманов, у которых есть лишь огромные звезды и лампасы, но никакого личного состава.
Владыке Лазарю мы желаем здоровья. А на православных казаков он может рассчитывать, мы всегда готовы прийти на помощь».
(C) 2010, «Новый Регион — Крым»
постоянный адрес на сайте | обсуждение на сайте
При использовании информационных материалов
ссылка на «Новый Регион» обязательна
Добавить комментарий