Митрополит Марк рязанский

Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) о проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях. О том, как живут священники, и как не стать циником.

Архиепископ Егорьевский Марк — интервью

Если быстрым взглядом окинуть большинство дискуссий о церковной жизни, как среди нецерковных людей, так и в церковной среде, окажется, что самые болевые точки – это деньги и взаимоотношения священника и архиерея. Внешних интересует, откуда у батюшки такая машина, батюшка круглосуточно решает проблемы ремонта или восстановления храма (опять же деньги), взаимоотношения священника и архиерея нередко непросты с обеих сторон.

О проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях наш разговор сегодня с архиепископом Егорьевским Марком, руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Марк – викарий Святейшего Патриарха, управляет двумя викариатствами города Москвы: Северным и Северо-Западным, настоятель храма Св. Троицы в Хорошеве.

Романтики работают бесплатно

— Владыка, если начать сначала, что больше всего беспокоит в сегодняшних священниках?

— Мы видим сокращение желания пастырства среди активных и успешных людей. Часто в семинарию идут люди из неблагополучных семей, из сельских приходов, где тяжело жить, ограниченная зарплата, семья неполная.

Архиепископ Егорьевский Марк

— Почему активные и успешные не идут в священники?

— Причина — в общей атмосфере жизни и в том, какие ценности ставятся в обществе во главу угла.

Я не так давно беседовал с одним экскурсоводом, зашла речь о романтизме, и экскурсовод сказала: «У меня была недавно группа школьников и я спросила, кто такие для вас романтики? И услышала ответ, который меня поразил. Романтики — это те, кто работают бесплатно». Ни слова об оптимизме, об интересных задачах, свершениях, подвигах.

Вот атмосфера современного общества. Священство не всех привлекает, потому что здесь другие цели и часто невысокий уровень жизни.

— Священники сегодня живут очень по-разному.

— Социальное расслоение духовенства — это острая проблема сегодня.

Многие священники ведут очень скромную жизнь, получают совсем небольшие деньги. Один священник (сейчас он служит за границей) в ответ на мой вопрос рассказал, что он получал в России, в областном городе, две тысячи рублей в месяц: пятьсот — за преподавание в семинарии и полторы тысячи — за служение в храме. Излишне говорить, что такая сумма крайне мала для молодого человека, которому нужно не только себя содержать, но и свою семью.

С другой стороны, есть и настоящие сибариты среди духовенства: у них завышенная планка потребления, они считают, что священник должен красиво одеваться, ездить на хорошей машине, отдыхать за границей в престижных местах.

Общая погоня за деньгами, за благополучием не чужда и священникам. Все это вызывает у людей удивление или разочарование. Послушайте разговоры духовенства – о чем они? Какое вознаграждение получили за требу, какая зарплата на приходе. К сожалению, это не редкость.

— Есть решение для этой проблемы?

— Очень трудно переломить сознание, сформировавшееся под действием ценностей этого мира, телевизора, СМИ. Человеку трудно избавиться от этих стереотипов. Но что-то и делается. Например, сейчас в рамках Межсоборного присутствия готовится документ, где подчеркивается необходимость бескорыстного служения. Важно доводить до сведения семинаристов, что желание обогащения является очевидным признаком непризванности к священству. Конечно, это только слова. Но будущий пастырь должен постоянно помнить об этом.

Выпрошенный мерседес

— А если священнику все же дарят очень дорогой подарок, скажем, шестисотый мерседес. Он может его принять и пользоваться, или он должен его поменять на какую-то более дешевую модель?

— Я особенно часто не слышал, чтобы священникам дарили шестисотые мерседесы. Может быть, случаи такие есть, но очень немного. Чаще всего священники выпрашивают такой подарок или просто очень поддерживают такую идею. Конечно, машины духовенству дарят, но не такие дорогие.

photosight.ru. Фото: Дмитрий Ивойлов

Разумный священник не будет ездить на вызывающе дорогой машине, потому что машины, к сожалению, – это то, что наиболее видно. Не видно, какая у человека обстановка дома, не каждый знает, в какой квартире священник живет, сколько стоит его квартира. Но вот машина — это то, что все люди видят. И по машине, конечно, судят.

Я вспоминаю, как несколько лет назад выступал с беседой в милиции на северо-западе и мне задали вопрос: вот, вы ездите на дорогих иномарках. Я говорю: «Смотрите, я приехал к вам на Волге!» Кстати, священники, которых можно упрекнуть в роскоши, как правило, не ориентированы на жертвенное пастырское служение, не имеют большого количества детей и с самого начала нацелены на стяжание.

Корень проблемы — отсутствие жертвенности и коррозионное влияние среды, которая разрушает человека и постепенно обращает его внимание лишь на какие-то атрибуты жизни, атрибуты благополучия, а не на суть его призвания.

— Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?

— Людей смущает, когда они не видят принципиальной разницы между духовным человеком и мирским, когда священники бывают слишком мирскими.

— Что значит – слишком мирскими?

— Например, если, вместо того чтобы пригласить прихожан помолиться или в паломничество, он зовет их на светский пикник или ведет разговоры не о спасении души, а обычные житейские разговоры о житейских темах — это создает для нецерковного или малоцерковного человека оправдание его жизненной позиции.

Зачем к чему-то стремиться, если священники такие же люди? Зачем я пощусь, если священник не постится? Почему я не пью, если батя пьет уже вторую бутылку? Как я буду воздерживаться от злословия и лицемерия, если батюшка второй час раздраженно о ком-то злословит?

С другой стороны, не должно быть искусственности в церковной жизни. Невозможно говорить только на духовные темы. Потому что иногда можно видеть обратную ситуацию, когда человек начинает играть в духовность.

— Что значит «играть в духовность»?

— Священник начинает таким тоном делать замечания, как будто сам является суперсвятым человеком: а вот вы не венчаны, а от вас пахнет табаком, а вот вы вчера на службу опоздали и так далее.

Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, – это фарисейство. Эти разговоры имеют целью не только заботу о спасении души, а желание привлечь внимание к себе, желание понравиться людям, в том числе желание конвертировать эти разговоры, это внимание к себе, в какие-то материальные составляющие.

Когда это делается нарочито, напоказ — это вызывает у людей отторжение.

Помню, как жена одного известного человека пренебрежительно говорила об одном известном священнослужителе, называя его артистом.

Люди чувствуют фальшь и обращают внимание на то, насколько поведение священника уместно, насколько естественно, насколько соответствует месту, положению, а самое главное, насколько это проистекает из души человека.

Кто становится циником?

— Как-то я спросила одного известного журналиста о профессиональном цинизме. Он сказал, что журналистскому цинизму далеко до цинизма православных…

— Не могу согласиться с этим утверждением. Людям свойственно хвалить свое и ругать чужое. Хотя случаи проявления цинизма можно встретить везде, в том числе и среди православных.

Мне как-то рассказали случай, который произошел в православном вузе несколько лет назад. Один человек, в прошлом выпускник Бауманского университета, шел сдавать зачет, который принимали две преподавательницы из светского вуза. Они спросили экзаменуемого: «А где вы работаете?» А он в то время нуждался в деньгах, были трудности и он подрабатывал где-то грузчиком. Услышав его ответ и смерив учащегося пренебрежительным взглядом, они сказали: «Так и видно». Причем сделали это при нем. Они не знали какое у него образование, не знали обстоятельств жизни. Просто так при всех унизили. После такой экзекуции он бросил учебу.

Люди становятся циниками, когда атмосфера жизни подталкивает их к этому. Атмосфера жизни в Церкви другая. Она к цинизму не располагает. Хотя и среди служителей Церкви циники есть. Но они, как правило, свой цинизм вынуждены маскировать. Иначе они просто останутся в одиночестве.

Быть циником в каком-то смысле легко, потому что не нужно подключать сердце к вопросам, заботам. Но это страшно, и это разрушительно для Церкви.

Завтра работаю: Литургию служу

— Как Вы интересно сказали: не подключать сердце. Это происходит, когда служение становится работой?

— Да, когда служение становится работой. Когда я только поступил в семинарию, туда же для сдачи экзаменов приехал один священник, симпатичный, интеллигентный. Кстати, сейчас он хорошо трудится на ниве пастырства. Я услышал в алтаре от него фразу: «Когда служишь раз-два в неделю — это служение. А когда служишь каждый день — это уже работа». Меня эта фраза поразила. Я ее услышал больше 20 лет назад и до сих пор, как живые, эти слова у меня в голове стоят. Не могу с этой мыслью примириться….

— Это не так?

— Конечно, не так. Горе, если священник так вот воспринимает свое служение.

Я вспоминаю своего одноклассника в семинарии — после первой проповеди в семинарском храме он рассказывал, что у него дрожь была от волнения. Собратья ему сказали, что это скоро пройдет, а он ответил: «Дай Бог, чтобы такое чувство у меня было всегда, когда я буду выходить на амвон…»

— Это возможно? Ведь существуют элементарные психологические защитные реакции. Когда ты выходишь в первый раз читать лекцию — тебе страшно. Когда выходишь читать в 1001-й раз — уже совершенно по-другому.

— Амвон и кафедра — это разные вещи.

Сама атмосфера богослужения, молитвы, люди, которые стоят и ждут слова, — это создает такую атмосферу, к которой трудно привыкнуть и не нужно стараться привыкать. Наоборот, нужно стараться возгревать в себе такое ощущение, чтобы каждый раз это было событием, не рутиной, не возможностью сказать людям традиционное, заученное или уже привычное слово-поучение, а чтобы это было каким-то творческим событием.

Я считаю, что нужно разделять интеллектуальную составляющую и эмоциональную. Люди-то обращают внимание в проповеди не только на слова, но и на то, кто и что говорит.

Слова одного человека – умные, правильные слова – теряются и забываются. А простые слова другого человека остаются на всю жизнь, врезаются в память, остаются в сердце.

photosight.ru. Фото: Mikka Hallakas

— Владыка, как Вы оцениваете развитие приходской жизни в последние лет 10-20? Патриарх говорит, что есть два критерия оценки «эффективности работы» пастыря: сколько крещеных им людей ходит в храм и сколько венчаных им пар не развелись… Какие вопросы духовничества Вам представляются самыми важными?

— Можно говорить о критериях, приводимых Святейшим, однако их применение зависит от многих условий. Иногда и священник хороший, и трудится хорошо, но не способен преодолеть человеческую косность.

Самое важное – правильные, гармоничные, по-настоящему духовные отношения между пастырями и паствой. Все больше строится или восстанавливается храмов. У людей появляется возможность выбирать храм, выбирать священника. Идут туда, где священник являет образ настоящего пастыря.

Мы часто повторяем эти слова, не задумываясь над их смыслом. Не случайно Христос говорит именно об овцах. Неоднократно имел возможность наблюдать в быту этих животных. Овцы – это скромные, даже пугливые животные. Они просто так не подойдут к человеку. Они идут лишь к тому, кто не обидит их, накормит. Вот об этом следует помнить в первую очередь.

Священник не должен диктовать людям свою волю.

А бывает, что священник навязывает свои услуги. Он стремится стать духовником, приглашает людей исповедоваться у него, создает своего рода духовную армию своих пасомых, причем случается это не в силу желания самих людей, а благодаря именно его личной активности.

Подобных случаев могу привести немало. Вспоминаю случай, когда однажды человек приехал в монастырь с женой, а ему тут же мать-игуменья сказала: «Вы не венчаны? Ну все, сейчас же венчаться!» Человек опешил, они повенчались, но было ощущение, что это не совсем правильно произошло.

Важна везде добровольность. Бывает, что священник начинает людей пугать.

Пугать святыми

— Болезнями?

— Иногда даже святыми пугают! Вот у нас святой в монастыре, и если вы не пожертвуете, или плохо отнесетесь, или не отблагодарите, то всё!

Это ставит важный вопрос духовнической практики — как мы привлекаем людей ко Христу. Опасно, если вместо Христа мы приводим людей к себе.

В одну европейскую страну приезжал из России священник. Приезжал, чтобы окормлять своих духовных чад. Сформировал даже небольшую общину. Казалось бы, что здесь плохого? Однако он постоянно повторял, что «священники, которые служат у вас в стране, — безблагодатные, они духовно слабые, давайте мне записки, я буду за вас молиться, а если кто-то не слушается, я молиться перестану, и вас тяжелые болезни постигнут». Духовные чада собирали ему пожертвования, ездили к нему в паломничество… Лишь через несколько лет часть из прихожан «прозрела». Для многих это стало тяжелым испытанием в вере.

— Можно ли сформулировать основные правила поведения священника с прихожанами?

— Прежде всего, конечно, священникам надо помнить о том, что человек приходит к Богу, а не к священнику, что не должно быть культа личности в Церкви. Пастырь не должен доминировать, не должен подавлять личность прихожан.

Второе — священник ни в коем случае не должен никого пугать. Однажды ко мне пришли напуганные мама с дочкой. Оказывается, девочке священник в наставлении сказал: а может быть, ты под машину попадешь. И она стала бояться переходить через дорогу.

Важно, чтобы священник объяснял прихожанам духовные истины, побуждал их к христианской жизни, но не заставлял. Учил жить в состоянии свободы и ответственности.

И, конечно, важно, чтобы главной целью священника была забота о душе, а не о своем кармане.

— Спрашивая священников о результатах разделения епархий, мне приходилось нередко слышать: «К счастью, архиерея мы как не видели, так и не видим». Что Вы можете сказать о таком противостоянии священников и архиерея?

— Прежде всего, это свидетельство того, что есть ненормальные или однобокие отношения. Нередко причина нестроений — в материальной области. Иногда священник считает, что приход — это чуть ли не его вотчина, его достояние.

Один священник как-то в присутствии своего архиерея сказал следующие слова: «Вы знаете, я очень болезненно отношусь к переводам священников, духовенства и я вообще считаю, что священников нужно переводить с их согласия. Мне еще нужно много потрудиться, купить квартиру сыну, квартиру зятю»…

— Перевели его или оставили?

— Перевели через некоторое время.

А бывают случаи несправедливого отношения архиерея к местному священнику: возникает впечатление, что на приходе слишком большие доходы, а в реальности такого нет. Понятно, что везде нужны деньги для содержания семинарий, для социальной деятельности, для функционирования епархий и так далее. Но когда возникает несправедливое отношение архиерея к священнику — тоже почва для конфликта.

Важно, чтобы священник чувствовал, что архиерей к нему относится с уважением. Что архиерей его защитник. Важно и то, чтобы сам священник воспринимал архипастыря своим отцом, а не помехой собственному благополучию. Нужно уметь устанавливать с людьми правильные отношения.

— А как их устанавливать? Это реально?

— Конечно, реально. Здесь важно, чтобы каждый понимал свое место и свою меру. Архиерей — ограниченность своего владычества, а священник — что интересы церкви являются главными интересами, а интересы семьи, благосостояния находятся на втором плане. Материальные интересы священника не должны наносить ущерб церковной жизни.

— Конечно, материальные интересы – это звучит очень приземленно, и все же – есть-то хочется! А если еще дети?

— Я очень хорошо эту ситуацию понимаю, потому что для развития церковной жизни тоже нужны деньги. Священнику деньги могут быть нужны не только на приобретение квартиры или машины, а на ремонт храма, содержание сотрудников. Деньги нужны. Однако они обладают удивительной способностью развращать людей.

Денег никогда никому не бывает достаточно. Тем более — в Церкви. Но я бы не сказал, что это всегда плохо. Лучше пусть будет чуть меньше, чем чуть больше.

Владыка Матфей

АРХИЕПИСКОП ЕГОРЬЕВСКИЙ МАТФЕЙ

(Копылов Константин Иванович)

Дата рождения:

5 июля 1979 г.

Дата хиротонии:

3 января 2016 г.

Дата пострига:

31 марта 2006 г.

День ангела:

29 ноября

Страна:

Россия

Биография:

Родился 5 июля 1979 г. в г. Перми. Крещен в отрочестве.

Окончил 9 классов средней школы № 8 г. Перми. В 1994-1997 гг. обучался в профессиональном училище № 19 г. Перми.

В 1997 г. поступил на химико-технологический факультет Пермского государственного технического университета по специальности «Машины и аппараты промышленных производств и строительных материалов». По окончании 3-го курса перевелся на заочное отделение. В январе 2002 г. со степенью бакалавра защитил дипломную работу по направлению «Технологические машины и оборудование».

С апреля 2002 г. — насельник Михайло-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Новосибирской обл. В обители проходил различные послушания, связанные со строительством Троице-Владимирского собора на подворье в г. Новосибирске. С июня 2003 г. — регент монастырского братского хора, с апреля 2008 г. по апрель 2011 г. — благочинный подворья.

31 марта 2006 г. наместником монастыря игуменом Артемием (Снигуром) пострижен в монашество с наречением имени Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея.

В 2002-2007 гг. обучался в Томской духовной семинарии (заочно).

17 июня 2007 г. архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном рукоположен в сан иеродиакона, 5 апреля 2009 г. — в сан иеромонаха.

В июне 2010 г. назначен преподавателем церковного пения в Новосибирской духовной семинарии.

В апреле 2011 г. для дальнейшего несения церковного послушания переведен в клир Петропавловской и Камчатской епархии. 11 июня 2011 г. назначен на должность секретаря епархиального управления. С января 2012 г. — руководитель епархиального архитектурно-строительного отдела. В марте 2013 г. избран председателем Совета Фонда им. митрополита Нестора (Анисимова) в поддержку строительства храмов в Камчатском крае.

С 2012 г. — член Общественного совета при Управлении Росреестра по Камчатскому краю.

В 2009-2015 гг. обучался в Московской духовной академии (заочно). Защитил дипломную работу по теме «Гонения на Церковь в г. Кунгуре и Кунгурском благочинии Пермской епархии 1917-1941 гг.».

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 99) избран епископом Анадырским и Чукотским.

25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 26 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 3 января 2016 г. за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 20 сентября 2016 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве г. Москвы.

4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 50) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Егорьевский».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным и Западным московскими викариатствами. Также Патриаршим указом от 27 июля освобожден от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве и назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 11 июня 2019 г. освобожден от управления Западным викариатством г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы.

Образование:

2007 г. — Томская духовная семинария (заочно).

2015 г. — Московская духовная академия (заочно).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Матфея (Копылова) при наречении во епископа Анадырского и Чукотского.

Награды:

Церковные:

2014 г. — медаль им. митрополита Нестора (Анисимова) III ст. (Петропавловская епархия);

2015 г. — Патриаршая грамота.

Марк (Головков)

Марк (Головков) Сергей Анатольевич Головков

Сан: митрополит

Окончил: МДС, МДА

Организации: ОВЦС, Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года, Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Православное епископское собрание Австрии, Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви

Пресса: Журнал Московской Патриархии, Православный паломник (журнал)

Направление: Церковная реформа

в миру Сергей Анатольевич Головков (31 марта 1964 — ) — деятель Церковной реформы.

образование

В 1981 году окончил среднюю школу.

В 1982—1984 годы — служба в Вооруженных силах СССР.

В 1984-1988 годы обучался в Московскую духовную семинарию, окончил по первому разряду.

В 1988-1992 годы обучался в Московскую духовную академию; как студент дважды удостаивался патриаршей стипендии, защитил на кафедре истории Древней Церкви кандидатскую диссертацию на тему «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды».

иерархия

19 октября 1990 года пострижен в монашество.

21 ноября 1990 года рукоположен в иеродиакона.

7 января 1991 года рукоположен в сан иеромонаха.

В 1997 году возведен в сан игумена.

3 мая 2000 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) был возведен в сан архимандрита.

26 декабря 2003 года епископЕгорьевский, викарией Московской епархии.

13 января 2004 года наречение архимандрита Марка во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

14 января 2004 года хиротонисан в сан епископа. .

1 февраля 2010 года возведен в сан архиепископа. В 2019 году поручено управление Будапештско-Венгерской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Будапештский и Венгерский»

церковные должности

12 августа 1992 года член Русской духовной миссии в Иерусалиме.

28 декабря 1999 года заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Курировал вопросы административно-хозяйственной работы Отдела и осуществлял практическое взаимодействие с государственными инстанциями России и других стран.

С 26 января 2000 года настоятель московского храма Св. Троицы в Хорошеве.

10 декабря 2008 года решением Священного Синода включен в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

С 12 февраля 2009 года исполняющий обязанности председателя Отдела внешних церковных связей.

31 марта 2009 года на первом заседании Священного Синода под управлением Патриарха Кирилла освобожден от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и назначен главой новоучрежденного секретариата Московской патриархии по зарубежным учреждениям, созданного «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви» и временно управляющий Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

С 27 мая 2009 года член новообразованной Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

26 июля 2010 года, в связи с переименованием секретариата Московской патриархии по зарубежным учреждениям в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, назначен руководителем Управления.

С 22 декабря 2010 году окормляет приходские храмы Успенского благочиния, расположенного в границах Северо-Западного административного округа города Москвы

С 26 апреля 2011 года заместитель председателя Конференции православных епископов Австрии.

С 31 декабря 2011 году управляет Северо-западным и Северным викариатствами города Москвы.

С 16 июля 2013 года временно управляющий приходами Московского Патриархата в Италии.

С 25 июля 2014 года председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с временным сохранением за ним должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

22 октября 2015 года преосвященный Рязанский и Михайловский, глава Рязанской митрополии, при освобождении его от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и приходами Московского Патриархата в Италии, и от должности руководителя Управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям.

3 ноября 2015 года освобожден от управления Северным и Северо-западным викариатствами города Москвы.

4 ноября 2015 года возведен в сан митрополита.

пресса

Гл. редактор журнала «Православный паломник».

патологическая речь

ви́дение

  • У архиерея более глобальное видение церковной жизни и миссии.

неоднозначный

  • Хотя многое в фильме («Остров». — Ред.) неоднозначно, но именно то, что его посмотрело такое огромное количество самых разных людей ― верующих и неверующих, православных и мусульман, молодых и не очень, ― говорит о том, что интерес к вере очень велик в России.

позиционирование

  • Если сотрудничество (Церкви с властью. — Ред.) являет собой просто позиционирование себя рядом с властью — это одно, а когда оно наполнено реальным добрым содержанием, делами, которые на пользу людям,— это совсем другое, и ни у кого, я думаю, язык не повернется обвинить Церковь в таком соработничестве

демократия

  • Демократия — готовность принять другого таким какой он есть.

награды

  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени («Во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с сорокалетием со дня рождения»; 12 апреля 2004)
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (6 июня 2006)
  • Орден Дружбы (Россия) (20 июля 2011 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
  • Почетная грамота Президента Российской Федерации (11 апреля 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (30 марта 2014)
  • Орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви

сочинения

статьи

  • Статья архиепископа Марка (Головкова) «О современных нововведениях в наименованиях храмов и монастырей» // pravoslavie.ru. — 2005. — 7 октября. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 184 с.

интервью

  • Архиепископ Егорьевский Марк: «Мы только учимся единству в Церкви» // Патриархия.ru. — 2010. — 22 сентября. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк о строительстве первого русского православного храма в Мадриде // Патриархия.ru. — 2011. — 27 декабря. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк: «Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, — это фарисейство» // Патриархия.ru. — 2012. — 13 марта. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк: В православных храмах Таиланда вместе молятся люди разных национальностей // Патриархия.ru. — 2012. — 16 марта. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Интервью архиепископа Егорьевского Марка газете «Крестовский мост» // Патриархия.ru. — 2012. — 15 февраля. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк: «В Церкви я с детства» // Патриархия.ru. — 2012. — 26 октября. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Проектом русского храма не доволен не только Парижский мэр // Православие и мир. — 2012. — 27 декабря. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк: «Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге — это событие в своем роде уникальное» // Патриархия.ru. — 2013. — 9 января. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк: Для полноценной жизни тела и души нужна церковь // Патриархия.ru. — 2013. — 11 октября. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Должна быть мера во всем. Беседа с архиепископом Егорьевским Марком // Патриархия.ru. — 2013. — 24 декабря. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Когда мы говорим о церковных сайтах — нужна строгая простота во всем. Беседа с архиепископом Егорьевским Марком // Патриархия.ru. — 2013. — 28 декабря. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Архиепископ Егорьевский Марк: На строительство храма в Страсбурге нужны деньги. // Патриархия.ru. — 2015. — 2 октября. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Бог в помощь. // mediaryazan.ru. — 2016. — 07 января. — Дата обращения: 30.11.2017.
  • Самая большая радость владыки Марка. // «Благовест». — 2016. — 1 ноября. — Дата обращения: 30.11.2017.

Сноски

  1. Митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы в Хорошево : Русская Православная Церковь
  2. Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2003 года : Русская Православная Церковь. — Дата обращения: 30.11.2017.
  3. 3,0 3,1 Предстоятель Русской Православной Церкви совершил хиротонию архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии — Новости — Церковно-Научный Це….// Седмица.ru — Дата обращения: 30.11.2017.
  4. Председатель Отдела внешних церковных связей возведен в сан митрополита.// официальный сайт ОВЦС 1 февраля 2010 года. — Дата обращения: 30.11.2017.
  5. Журналы заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года // Патриархия.ru. – 2019. – 30 августа. – Дата обращения: 1.9.2019.
  6. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. — М. — 1992. — № 10. IV.
  7. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 декабря 2008 года.// Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  8. В Русской Православной Церкви создан Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. — Дата обращения: 30.11.2017.
  9. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года / Официальные документы // Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  10. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 мая 2009 года / Официальные документы / Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  11. Решением Священного Синода внесены изменения в структуру Московской Патриархии.// Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  12. Викарии Московской епархии будут окормлять приходские храмы по благочинническим округам российской столицы. // Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  13. Архиепископ Егорьевский Марк избран заместителем председателя Конференции православных епископов Австрии.// Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  14. «Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла назначены управляющие епархиальными викариатствами г. Москвы». // Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  15. Журналы заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года.// Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  16. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года. Журнал № 64. // Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  17. Журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года. Журнал № 62. // Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  18. Распоряжение № Р-02/7 от 3 ноября 2015 года// Официальный сайт «Московской городской епархии»
  19. В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. // Патриархия.ru — 2015. — 04 ноября. — Дата обращения: 30.11.2017.
  20. Архиепископ Егорьевский Марк: Главная задача архиерея ― молиться за вверенную ему паству // Патриархия.ру. – 2013. – 26 апреля. – Дата обращения: 13.05.2018.
  21. Архиепископ Егорьевский Марк: Главное ― это опыт жизни в Боге // Патриархия.ru. – 2010. – 8 апреля. – Дата обращения: 29.5.2018.
  22. Архиепископ Егорьевский Марк: «Мы только учимся единству в Церкви» // Патриархия.ru. – 2010. – 22 сентября. – Дата обращения: 5.06.2018.
  23. Епископ Егорьевский Марк прокомментировал доклад госдепартамента США по соблюдению религиозных свобод // Патриархия.ru. – 2006. – 18 сентября. – Дата обращения: 27.11.2018.
  24. Святейший Патриарх Алексий наградил епископа Егорьевского Марка орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени) : Русская Православная Церковь. — Дата обращения: 30.11.2017.
  25. В Даниловом монастыре начались торжества по случаю 60-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. — Дата обращения: 30.11.2017.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 975 «О награждении орденом Дружбы»
  27. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 110-рп «О поощрении».// 2014. — 13 апреля. — Архив. — Дата обращения: 30.11.2017.
  28. В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме.// Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.
  29. Патриаршее поздравление архиепископу Егорьевскому Марку с 50-летием со дня рождения.// Патриархия.ru. — Дата обращения: 30.11.2017.

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Марк и фамилией Головков.

Митрополит Марк

Архиепископ Марк в Вене. 16 августа 2013 года

88-й Митрополит Рязанский и Михайловский
до 4 ноября 2015 года — архиепископ

c 22 октября 2015 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Вениамин (Зарицкий)

Председатель финансово-хозяйственного управления Московской патриархии

c 25 июля 2014 года
Предшественник Тихон (Зайцев)

Временный управляющий Касимовский и Сасовский

c 14 июля 2018 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Дионисий (Порубай)

Временный управляющий приходами Московского Патриархата в Италии

16 июля 2013 года — 22 октября 2015 года
Предшественник Нестор (Сиротенко) (в/у)
Преемник Антоний (Севрюк)

Временный управляющий
Венско-Австрийской епархией

31 марта 2009 года — 22 октября 2015 года
Предшественник Иларион (Алфеев)
Преемник Тихон (Зайцев)

Временный управляющий
Венгерской епархией

31 марта 2009 — 22 октября 2015
Предшественник Иларион (Алфеев) (в/у)
Преемник Тихон (Зайцев)

1-й руководитель (до 26 июля 2010 года — секретарь) управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям

31 марта 2009 — 22 октября 2015
Предшественник должность учреждена
Преемник Антоний (Севрюк)

Архиепископ Егорьевский,
викарий Патриарха Московского и всея Руси
до 1 февраля 2010 года — епископ

14 января 2004 — 22 октября 2015
Избрание 26 декабря 2003 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Алексий (Сергеев)
Преемник Тихон (Шевкунов)
Имя при рождении Сергей Анатольевич Головков
Рождение 31 марта 1964 (54 года)

  • Пермь, РСФСР, СССР
Принятие священного сана 21 ноября 1990 года
Принятие монашества 19 октября 1990 года
Епископская хиротония 14 января 2004 года
Награды

Митрополит Марк на Викискладе

Митрополи́т Марк (в миру Серге́й Анато́льевич Головко́в; 31 марта 1964, Пермь) — архиерей Русской православной церкви, митрополит Рязанский и Михайловский, глава Рязанской митрополии, председатель финансово-хозяйственного управления Московской патриархии. Настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве (Москва).

Тезоименитство: 8 мая (апостола и евангелиста Марка).

Биография

В 1981 году окончил среднюю школу. В 1982—1984 годах — служба в Вооружённых силах СССР.

В 1984 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1988 году. В том же году был принят в Московскую духовную академию (МДА); как студент дважды удостаивался патриаршей стипендии.

19 октября 1990 года, на 3-м курсе академии, в Покровском академическом храме был пострижен в монашество с именем Марк в честь евангелиста евангелиста Марка. 21 ноября того же года был рукоположён в иеродиакона; 7 января 1991 года — в сан иеромонаха.

В 1992 году окончил МДА, защитив на кафедре истории Древней церкви кандидатскую диссертацию на тему «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды».

12 августа 1992 года решением Священного синода был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В праздник Пятидесятницы 1997 года патриархом Московским Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме был возведён в сан игумена.

28 декабря 1999 года определением Священного синода назначен заместителем председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Курировал вопросы административно-хозяйственной работы отдела и осуществлял практическое взаимодействие с государственными институтами России и других стран.

Указом Патриарха от 26 января 2000 года назначен настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хорошёве.

3 мая 2000 года в храме Живоначальной Троицы в Хорошёве митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом был возведён в сан архимандрита.

Архиерейство

26 декабря 2003 года решением Священного Синода определён быть епископом Егорьевским, викарием Московской епархии.

13 января 2004 года в храме во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение архимандрита Марка во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

14 января 2004 года в храме Христа Спасителя в Москве был хиротонисан в сан епископа. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископ Красногорский Савва (Волков), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Балтийский Серафим (Мелконян), епископ Дмитровский Александр (Агриков), епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), епископ Люберецкий Вениамин (Зарицкий), епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин).

10 декабря 2008 года решением Священного Синода включён в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

12 февраля 2009 года назначен исполняющим обязанности председателя Отдела внешних церковных связей.

31 марта 2009 года на первом заседании Священного Синода под управлением Патриарха Кирилла освобождён от должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и назначен главой новоучреждённого секретариата Московской патриархии по зарубежным учреждениям, созданного «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви» и временно управляющий Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

27 мая 2009 года назначен членом новообразованной Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

1 февраля 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возведён в сан архиепископа.

26 июля 2010 года, в связи с переименованием секретариата Московской патриархии по зарубежным учреждениям в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, назначен руководителем Управления.

22 декабря 2010 году распоряжением Святейшего Патриарха предписано окормлять приходские храмы Успенского благочиния расположенного в границах Северо-Западного административного округа города Москвы

26 апреля 2011 года избран заместителем председателя Конференции православных епископов Австрии.

31 декабря 2011 году распоряжением Святейшего Патриарха поручено управление Северо-западным и Северным викариатствами города Москвы.

16 июля 2013 года решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии.

25 июля 2014 года назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с временным сохранением за ним должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

22 октября 2015 года решением Священного Синода назначен преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии, при освобождении его от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и приходами Московского Патриархата в Италии, и от должности руководителя Управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям.

3 ноября 2015 года распоряжением Патриарха Кирилла освобождён от управления Северным и Северо-западным викариатствами города Москвы.

4 ноября 2015 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Семья

  • отец, Анатолий Григорьевич Головков, «окончил Саратовскую семинарию, некоторое время иподиаконствовал, потом пел в хоре, совмещая это со светской работой. Одно время был казначеем кафедрального собора в Перми, занимался храмовым хозяйством, старался помогать и другим храмам».
  • мама, Анна Васильевна, «удивительно добрый человек, <…> прививала нам начала христианства. Вспоминаю, как она читала нам, детям, жития святых, рассказывала о подвижниках благочестия. Она трудилась в епархии, всегда пела в храме».
  • старший брат — архимандрит Лука (Головков), заведующий иконописной школой при Московской духовной академии
  • младший брат — протоиерей Владимир Головков.
  • три сестры; все они связали жизнь с Церковью.

Примечания

  1. Православный календарь 2014. Архивировано 15 июля 2013 года.
  2. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. — 1992. — № 10. — IV.
  3. Митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы в Хорошёве. Русская православная церковь.
  4. Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2003 года : Русская Православная Церковь
  5. 1 2 Предстоятель Русской Православной Церкви совершил хиротонию архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии — Новости — Церковно-Научный Це…
  6. http://www.patriarchia.ru/db/text/506730.html
  7. В Русской Православной Церкви создан Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.
  8. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  9. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 мая 2009 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  10. Председатель Отдела внешних церковных связей возведён в сан митрополита официальный сайт ОВЦС 1 февраля 2010 года
  11. Решением Священного Синода внесены изменения в структуру Московской Патриархии
  12. Викарии Московской епархии будут окормлять приходские храмы по благочинническим округам российской столицы. // Патриархия.Ru
  13. Архиепископ Егорьевский Марк избран заместителем председателя Конференции православных епископов Австрии.
  14. «Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла назначены управляющие епархиальными викариатствами г. Москвы». // Патриархия.Ru
  15. Журналы заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года.
  16. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года. Журнал № 64. // Патриархия.Ru
  17. Журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года. Журнал № 62. // Патриархия.Ru
  18. Распоряжение № Р-02/7 от 3 ноября 2015 года (рус.) // —. — Официальный сайт «Московской городской епархии». Архивировано 10 декабря 2015 года.
  19. В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Патриархия.Ru. Проверено 4 ноября 2015.
  20. Святейший Патриарх Алексий наградил епископа Егорьевского Марка орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени) : Русская Православная Церковь
  21. В Даниловом монастыре начались торжества по случаю 60-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
  22. Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 975 «О награждении орденом Дружбы» (недоступная ссылка)
  23. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 110-рп «О поощрении» Архивировано 13 апреля 2014 года.
  24. В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме
  25. Патриаршее поздравление архиепископу Егорьевскому Марку с 50-летием со дня рождения

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Марк (Головков)
  • Марк (Головков) На сайте Русское Православие
  • Биография на официальном сайте РПЦ
  • Марк (Головков), архиепископ Егорьевский на сайте Богослов.ру
  • Авторские колонки Владыки Марка

статьи

  • Статья архиепископа Марка (Головкова) «О современных нововведениях в наименованиях храмов и монастырей» // pravoslavie.ru, 7 октября 2005
  • Церковный протокол. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 184 с.

интервью

  • Архиепископ Егорьевский Марк: «Мы только учимся единству в Церкви» // patriarchia.ru, 22 сентября 2010
  • Архиепископ Егорьевский Марк о строительстве первого русского православного храма в Мадриде // patriarchia.ru, 27 декабря 2011
  • Архиепископ Егорьевский Марк: «Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, — это фарисейство» // patriarchia.ru, 13 марта 2012
  • Архиепископ Егорьевский Марк: В православных храмах Таиланда вместе молятся люди разных национальностей // patriarchia.ru, 16 марта 2012
  • Интервью архиепископа Егорьевского Марка газете «Крестовский мост» // patriarchia.ru, 15 февраля 2012
  • Архиепископ Егорьевский Марк: «В Церкви я с детства» // patriarchia.ru, 26 октября 2012
  • Проектом русского храма не доволен не только Парижский мэр // «Православие и мир», 27 декабря 2012
  • Архиепископ Егорьевский Марк: «Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге — это событие в своем роде уникальное» // patriarchia.ru, 9 января 2013
  • Архиепископ Егорьевский Марк: Для полноценной жизни тела и души нужна церковь // patriarchia.ru, 11 октября 2013
  • Должна быть мера во всем. Беседа с архиепископом Егорьевским Марком // patriarchia.ru, 24 декабря 2013
  • Когда мы говорим о церковных сайтах — нужна строгая простота во всем. Беседа с архиепископом Егорьевским Марком // patriarchia.ru, 28 декабря 2013
  • Архиепископ Егорьевский Марк: На строительство храма в Страсбурге нужны деньги // patriarchia.ru, 2 октября 2015
  • Бог в помощь // mediaryazan.ru, 07.01.2016
  • Самая большая радость владыки Марка // «Благовест», 1 ноября 2016

  • Председатель: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Руководители Синодальных учреждений: Варсонофий (Судаков) — управления делами Московской патриархии
  • Иларион (Алфеев) — отдела внешних церковных связей
  • Климент (Капалин) — издательского совета
  • Максим Козлов — учебного комитета
  • Марк (Головков) — финансово-хозяйственного управления
  • Меркурий (Иванов) — отдела религиозного образования и катехизации
  • Пантелеимон (Шатов) — отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Иоанн (Попов) — миссионерского отдела
  • Сергий Привалов — отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами (и.о.)
  • и.о. Кирилл Сладков — отдела по делам молодёжи
  • Владимир Легойда — отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
  • Иринарх (Грезин) — отдела по тюремному служению
  • Кирилл (Покровский) — комитета по взаимодействию с казачеством
  • Феогност (Гузиков) — отдела по монастырям и монашеству
  • Тихон (Шевкунов) — Патриаршего совета по культуре
  • Руководители подразделений Московской патриархии: Антоний (Севрюк) — управления по зарубежным учреждениям
  • Сергий (Чашин) — административного секретариата
  • Иные должностные лица Московской патриархии: Димитрий Смирнов — Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Митрополиты

  • Павел (Пономарёв) (2011—2013)
  • Вениамин (Зарицкий) (2013—2015)
  • Марк (Головков) (с 2015)

Русская Православная Церковь

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский (Головков Сергей Анатольевич)

Дата рождения: 31 марта 1964 г.

Дата хиротонии: 14 января 2004 г. Дата пострига: 19 октября 1990 г. День ангела: 8 мая

Страна: Россия Биография:

Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА.

19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена.

28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

С 26 января 2000 г. — настоятель храма Святой Троицы в Хорошеве (Москва).

3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита.

14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние).

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-Западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

4 ноября 2015 г. за Литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.

В июле-ноябре 2018 г. временно управлял Касимовской епархией.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 5) освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 26 февраля 2019 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 97) в дополнение к несомому послушанию поручено управление Будапештско-Венгерской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Будапештский и Венгерский».

Председатель Патриаршей наградной комиссии.

Образование:

1988 г. — Московская духовная семинария.

1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Епархия: Будапештская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Место работы: Московская Патриархия (Руководитель Наградной комиссии)