Митрополит минский Павел

Рождественское послание

митрополита Минского и Заславского ПАВЛА,

Патриаршего Экзарха всея Беларуси,

архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим

и всем верным чадам Белорусской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе архипастыри,

всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сёстры!

Сердечно поздравляю всех вас со светозарным и мироспасительным праздником Рождества Христова!

«Слово стало плотию, то есть Сын Божий, собезначальный Богу Отцу и Духу Святому, соделался человеком, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы. <…> Безначальный — принял начало по человечеству; бестелесный — стал плотоносцем; Бог — человеком, не переставая быть Богом; неприступный, Которого трепещут Серафимы и Херувимы, лица закрывая, — стал для всех доступным!» — так рассуждает над смыслом Рождества Господа нашего Иисуса Христа святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Сын Божий пришёл на землю по всеблагой воле Бога Отца, бесконечно любящего сотворённое Им человечество. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). А посему Рождество Христово — это совершенно особый праздник.

По слову святителя Льва Великого, «никто не отлучён от участия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, Победитель греха и смерти, не найдя ни одного безгрешного человека, пришёл, дабы всех сделать свободными». Свобода от зла, греха и оков самой смерти — вот тот бесценный дар, который принёс всем нам Спаситель, родившийся под сводами Вифлеемской пещеры.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2: 14) — такими словами воспели Ангелы рождение Богомладенца. Свыше двух тысяч лет христиане с трепетом внимают этому дивному благовестию о Боге — Всемилостивом Подателе мира, неиссякающем Источнике мирного устроения человеческого бытия. Но очень важно для всех нас, верующих во Христа Спасителя, не только возлагать своё упование на Господа и надеяться на Его Промысл, но и самим стремиться стяжать мирное расположение духа, став для своего ближайшего окружения блаженными миротворцами, о которых говорит Сын Божий в Нагорной проповеди (Мф. 5: 9). Мы призваны сделать наши души обителью Богоугодного благоволения и быть способными к совершению добрых дел.

Постараемся запечатлеть на скрижалях наших сердец нетленное свидетельство Христово: …был голоден Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. <…> Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 35-36, 40).

Наша христианская миссия — творить добро не от случая к случаю, но регулярно и постоянно. В наших силах, с помощью Божией, совершать добрые дела каждый день.

Господь призывает всех нас творить добро по мере наших возможностей и помнить, что есть такие добрые дела, к которым призваны все христиане. Это искреннее прощение нанесённых нам обид и молитва за наших ближних, сердечное сострадание к нуждающимся и молитвенное воздыхание к Богу о тех, кому мы не можем помочь физически.

Если мы будем проявлять больше терпения, чуткости, внимания, уважения друг ко другу, если будем прощать и молиться друг за друга, то мир, в котором мы живём, станет лучше. Если мы хотим изменить и направить общество к добру, святости и правде, то нам следует начать этот процесс с самих себя, с преображения наших душ светом Евангельских заповедей. Только в этом случае благодатные дары Духа Святого — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23) — могут стать началом созидания Царства Божия, которое, по слову Христа Спасителя, внутри нас есть (Лк.17: 21).

Размышляя сегодня о Боговоплощении Сына Божия и Спасителя мира, и о пройденном трудном и долгом пути к Вифлеемской пещере персидских мудрецов, каждый из нас также призван пройти свой непростой путь к Богу.

Пусть, подобно Вифлеемской звезде, нас ведут по жизненному пути слова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Сердечно желаю всем вам, возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, иноки и инокини, дорогие братия и сёстры, чтобы пример благочестивых волхвов вдохновил всех нас на исполнение Христовых заповедей, дабы нам достойно присоединиться к вселенскому празднованию Рождества Христова, принеся Богомладенцу Христу свои скромные, но искренние дары — дела добра, любви и милосердия.

«Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!» — провозглашает в эти светлые дни Святая Церковь. Встретим же Господа подобающими дарами и принесём Ему вместо золота, ладана и смирны крепкую веру, вдохновенную надежду, деятельную любовь. Почтим Боговоплощение соборной молитвой, участием в богослужениях и святых Таинствах, нерасторжимым единением в Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15).

Возрадуемся и возвеселимся, яко с нами Бог!

С любовью о Христе Родившемся

+ ПАВЕЛ,

митрополит Минский и Заславский,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рождество Христово

ПАВЕЛ (ПОНОМАРЕВ)

Митрополит Павел (Пономарев)

Павел (Пономарёв) (род. 1952), митрополит Минский и Заславский, глава Минской митрополии, патриарший экзарх всея Белоруссии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, ректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла, член президиума и председатель Комиссии по вопросам организации церковной миссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Не путать с Ярославским архиеп. Павлом (Пономарёвым) (1749 — 1806)

В миру Пономарёв Георгий Васильевич, родился 19 февраля 1952 года в городе Караганде, в семье рабочих. Внук ссыльного священника. Был крещен преподобным Севастианом Карагандинским .

Учился в средней школе. Служил в армии. После демобилизации работал шофёром, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973 году поступил, а в 1976 году — окончил Московскую духовную семинарию.

В октябре 1977 года был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры.

17 декабря того же года пострижен в мантию с именем в честь первоверховного апостола Павла наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым).

5 марта 1978 года рукоположен во иеродиакона, 6 мая — во иеромонаха архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры.

С 1979 по 1981 год — референт Отдела внешних церковных сношений.

В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Хиротессии в Русской Православной Церкви. История и чины поставления», был оставлен слушателем аспирантуры при академии.

В 1980-1981 годах — слушатель аспиратуры при МДА.

С 15 сентября 1981 года — член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

С 16 июля 1982 года — заместитель начальника Миссии.

В 1983 году возведён в сан игумена патриархом Иерусалимским Диодором I.

С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 года — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

15 августа 1986 года возведён в сан архимандрита патриархом Иерусалимским Диодором I.

С 26 августа 1988 по март 1992 года — наместник Псково-Печерского монастыря.

19 февраля ему определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

21 марта 1992 года был наречён, а 22 марта того же года года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Хиротонию в Московском Богоявленском кафедральном соборе совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), Псковский и Великолукский Владимир (Котляров), архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), епископы Истринский Арсений (Епифанов) и Подольский Виктор (Пьянков).

29 декабря 1999 года был назначен епископом Венским и Австрийским с поручением архипастырского окормления приходов Венгерского благочиния .

С образованием самостоятельной Будапештской епархии 19 апреля 2000 года стал также управлять и ею и титуловаться «Венским и Будапештским».

Архиепископ Павел (Пономарев)

23 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.

С 7 мая 2003 года — архиепископ Рязанский и Касимовский.

С 5 октября 2011 года именуется «Рязанский и Михайловский».

6 октября 2011 года назначен главой новообразованной Рязанской митрополии.

8 октября 2011 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

25 декабря 2013 года переведён на Минскую кафедру, назначен патриаршим экзархом всея Беларуси и стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по кафедре .

С сентября 2014 года — ректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла при БГУ .

23 октября 2014 года назначен главой новообразованной Минской митрополии с титулом «Минский и Заславский» . В тот же день вошёл в состав президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и был назначен председателем Комиссии по вопросам организации церковной миссии Межсоборного присутствия .

Награды

  • орден преподобного Сергия Радонежского II степени
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
  • орден преподобного Серафима Саровского I cтепени (9 марта 2017, в связи с 65-летием со дня рождения и 25-летием архиерейской хиротонии ) и II степени
  • серебрянный орден свт. Иннокентия Московского, просветителя Америки (Американская Православная Церковь)
  • орден святителя Иннокентия Московского II степени (19 февраля 2012, в связи с 60-летием со дня рождения и 20-летием архиерейской хиротонии )
  • ордена Иерусалимской и Антиохийской Православных Церквей
  • вторая панагия (4 декабря 2017, в соответствии с новым Положением о наградах Русской Православной Церкви )

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:

Коновалов, В. Старцы. Рядом с ними всегда чудо и тайна:

Заседание Священного Синода Русской Церкви от 28-29 декабря 1999 года:

Журнал № 126, журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2013 года :

Патриарший экзарх всея Беларуси избран ректором Института теологии Белорусского государственного университета. Официальный сайт Московского Патриархата, 23.09.2014:

«Журнал № 93», Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года,

«Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы по комиссиям», официальный сайт Московского Патриархата,

«Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 марта 2017,

Патриаршее поздравление митрополиту Рязанскому Павлу с 60-летием со дня рождения, официальный сайт Московского Патриархата, 19 февраля 2012,

В соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви, гласящим: Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа; «Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского», официальный сайт Московского Патриархата, 4 декабря 2017,

«Дело Грозова», бывшего руководителя издательства Белорусского экзархата Русской православной церкви, закончилось очень жёстким приговором – семь лет в колонии строгого режима плюс конфискация имущества. Приговор огласили 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Событие получило широкое освещение в белорусских СМИ, но это почти не проливает свет на то, что произошло. А произошло следующее.

Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, получивший назначение в 1989 году, в конце 2013 года в 75-летнем возрасте ушёл на покой. Существовали (и существуют) силы, которые планировали поставить на его место епископа из местных, заражённого идеями автокефалии. Однако эти планы разрушил Московский патриарх – предстоятелем Белорусской православной церкви был назначен митрополит Павел, постоянный член Священного синода Русской православной церкви, до этого возглавлявший Рязанскую митрополию РПЦ.

В этом назначении и кроется суть «дела Грозова» – как та самая сказочная игла в яйце, которое – в утке, а она – в зайце, а заяц – в сундуке, а тот – меж ветвей высокого дуба. А дуб, как мы помним, Кощей «как свой глаз бережёт». Так и в этой запутанной истории: про дуб и сундук на нём всем известно, а вот яйцо с иглой ни официальная, ни «свободная» пресса увидеть не захотели. Достаточно, что суд признал Владимира Всеволодовича Грозова мошенником.

А самое главное – заступничество митрополита Павла не возымело никакого действия. Хотя по ходу судебного процесса владыка трижды (!) просил прощения у бывшего директора издательства Белорусского экзархата «от себя лично и Церкви за все причинённые им тяготы и лишения», заявляя, что Владимира Грозова оклеветали, и ходатайствовал о снятии с него обвинений и об освобождении в зале суда.

Митрополит Павел – вот мишень тех, чьи задумки перечеркнул в 2013 году патриарх Кирилл. Не случайно после оглашения приговора Грозову оппозиционные белорусские СМИ с плохо скрытым удовлетворением разбирали детали выступления Патриаршего экзарха на процессе в качестве свидетеля и подчёркивали, что к свидетельствам митрополита Павла суд не прислушался. За приговором Грозову и демонстративным отказом суда принять во внимание свидетельство и просьбу митрополита Минского и Заславского – оскорбление Церкви. Грозов – лишь фигура в большой игре. Конечно, не пешка, но и не ферзь.

С 1990-х годов Запад внедряет в общественное сознание в постсоветских странах идею: каноническая территория Русской православной церкви должна быть разделена в соответствии с границами новых независимых государств. На Украине, кажется, это удаётся: в 1992 году раскольник Денисенко организовал «Киевский патриархат», а после февральского (2014) государственного переворота, когда бразды правления Украиной забрали США, обществу был навязан вопрос об «украинской автокефалии». В дело впрягли Константинопольский патриархат, а президент Украины сделал создание ЕППУЦ («единой церкви») своим предвыборным лозунгом. В начале сентября в Киев прибыли «вестники томоса» – «экзархи» Константинополя; один из них уже заявил, что «путь к автокефалии необратим», поскольку украинцы «имеют каноническое право на свою поместную церковь, которая свободно владеет своим родным языком».

В поддержку автокефалии на Украине выступил и Государственный департамент США (?!), назвав Константинопольского патриарха Варфоломея «голосом религиозной толерантности и межконфессионального диалога». А митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий занесён на сайт «Миротворец» и записан как «агент влияния Русской православной церкви в Украине». Занесены в разряд «врагов» и другие иерархи – «противники создания независимой поместной церкви в Украине». Впереди – захват храмов национал-радикалами и насилие в отношении УПЦ (МП). Публикация личных данных иерархов УПЦ на «Миротворце» – это лицензия на преследование Церкви и репрессии вплоть до физической расправы. Украину ждут углубление церковного раскола, издевательства над священниками и прихожанами, отказавшимися предать Церковь и переметнуться в религиозно-политическую секту ЕППУЦ.

Нетрудно понять: Беларусь станет следующей. «Дело Грозова», которое в первом приближении выглядит плодом труда клеветников, – это выпад против митрополита Минского и Заславского Павла и Русской церкви в его лице.

Реакция Священного синода Русской православной церкви на вторжение Экуменического патриархата на Украину показала, что создать «Белорусский патриархат» было бы гораздо труднее, чем получить в лице Патриаршего экзарха, назначенного Москвой, местного сторонника автокефалии.

Что мы видим на Украине? Филарет-Денисенко – скорее тормоз «украинской автокефалии», чем мотор. Анафема удерживает священников УПЦ, тайно поддерживающих автокефалию, от предательства Церкви. «Под Филарета» они идти не хотят, снять с него анафему по церковным канонам может только РПЦ. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) – тоже неканоническая структура, признанная лишь своей белорусской сестрицей БАПЦ. Но если деятельность УАПЦ после бегства в 1930-х годах в США и Канаду снова развернулась на Украине в 1986-м, то у БАПЦ судьба сложилась иначе: на территории Беларуси этой организации нет. И у сторонников автокефалии одна надежда – заменить митрополита Павла на то лицо, которое в будущем поведёт Белорусскую православную церковь по «украинскому пути».

Кампания против назначения митрополита Павла Патриаршим экзархом всея Беларуси началась ещё в 2013 году. Белорусские националисты, продвигая лозунг «церковь в границах государства», обрушились на митрополита с обвинениями в отсутствии гражданства и незнании языка. «Дело Грозова» – подарок для тех, кто ждёт скорого удаления Павла из Беларуси. Речь митрополита на суде пресса разобрала буквально на цитаты. «Я переехал в Беларусь в первых числах января 2014 года. До этого я был всего два раза в Беларуси – в 1980-е и в 2013-м. Конечно, для меня здесь все было новым. Я должен был входить в курс дел», – цитирует владыку «Наша Ніва», зачем-то выделяя эти слова жирным шрифтом в статье под заголовком «Как митрополита Павла допрашивали в суде». Читая, не поймёшь: владыка – свидетель или преступник? «Ты ошибся – а человек в тюрьме», – так назвала свою публикацию «Хартыя-97», рассказывающая о выступлении митрополита в суде. «Свободные СМИ», прежде всего, свободны от правды: в заголовок этого издания вынесены слова владыки Павла о следователе, который признался ему в своей ошибке по «делу Грозова». Только кто это поймёт? И разве всё это – не преддверие к тому, что происходит в церковной жизни у украинских соседей?

В 2017 году Патриарший экзарх Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел назвал идею автокефалии «дьявольским искушением»: «Вот посмотрите, как здорово, чтобы у нас была церковь национальная, чтобы она была вот своя, самостоятельная, – повторил владыка аргументы автокефалистов. – Где ни служил, все были едины, никто никогда не разделял друг друга на какие-то языки, на национальности, мы все братья и сестры во Христе. А сегодня вот под таким благовидным предлогом – свобода, независимость – пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет». В этих словах – «вина» митрополита. Он – препятствие для адептов раскола православия в Беларуси.

Владыка Павел, проникающий в планы разделения Церкви, – главное препятствие для реализации проекта белорусской автокефалии, а потому и главная мишень. «Дело Грозова» – лишь этап большой игры против РПЦ в Беларуси.

Патриаршим экзархом всея Беларуси стал митрополит Павел

Митрополит Павел.

Прошение митрополита Филарета об уходе на покой было рассмотрено в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством патриарха Кирилла на последнем в 2013 году заседании Священного синода.

В официальном сообщении пресс-службы говорится, что Священный синод постановил удовлетворить прошение и «выразить сердечную благодарность Преосвященному Митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественными организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в Москве 21 марта 1935 года. Белорусскую митрополию он возглавил в октябре 1978 года, тогда же став патриаршим экзархом Западной Европы. 16 октября 1989 года был назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Священный синод удовлетворил прошение митрополита Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летия, назначив его почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси с сохранением права участия в работе Священного Синода и почетного протокольного места за богослужениями и в официальных церемониях.

Митрополит Минский и Слуцкий Павел (в миру — Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. В 1980-81 — годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая — во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП.

С 15 сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. — заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. — в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.

28 декабря 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским с окормлением Венгерского благочиния. 19 апреля 2000 года Венгерское благочиние преобразовано в Венгерскую епархию и изменен титул правящего епископа на «Венский и Будапештский».

23 февраля 2001 г. епископ Павел возведён в сан архиепископа. 7 мая 2003 г. освобожден от управления Австрийской и Венгерской епархиями и назначен архиепископом Рязанским и Касимовским. На заседании Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.

Александр ЭХТ.