Митрополит нижегородский и арзамасский
Содержание
- ГЕОРГИЙ (ДАНИЛОВ)
- Награды
- Использованные материалы
- Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм
- Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский
- Митрополит Георгий (Данилов)
- Русская Православная Церковь
- Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский (Данилов Василий Тимофеевич)
ГЕОРГИЙ (ДАНИЛОВ)
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Георгий (Данилов) (род. 1964), митрополит Нижегородский и Арзамасский, глава Нижегородской митрополии, член президиума и председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, ректор Нижегородской духовной семинарии, священноархимандрит Саровской Успенской пустыни
В миру Данилов Василий Тимофеевич, по национальности белорус, родился 14 августа 1964 года в городе Жлобин Гомельской области Беларуси, в многодетной семье. Родной брат — игумен, избранный епископом Котласским Василий (Данилов) . Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.
В 1981 году закончил среднюю школу. По окончании школы работал водителем, с мая 1984 по июнь 1986 года служил в рядах Советской Армии.
После увольнения в запас в 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. В ноябре того же года был принят послушником в Троице-Сергиевскую Лавру. Монашеский постриг с именем Георгий (в честь св. великомученика Георгия Победоносца) принял 22 декабря 1989 года.
В 1990 году закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 9 октября 1990 года рукоположен во иеродиакона епископом Бендерским Викентием, викарием Кишиневской епархии. 9 апреля 1991 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во иеромонаха.
С ноября 1991 года нес послушание заведующего свечной мастерской. 20 января 1993 года назначен экономом Троице-Сергиевской Лавры.
В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви тема диссертации — «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)». По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе Московской духовной семинарии, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом Лавры, с августа 1998 года, назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. С 1999 года проводит обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории ( в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола). 31 мая 2001 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской Лавры и Московских духовных школ.
26 декабря 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским.
1 февраля 2003 года в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского.
Епископ Георгий (Данилов). Фото 2003 года.
2 февраля 2003 года, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), Истринский Арсений (Епифанов), Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич), Верейский Евгений (Решетников), епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный), Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков), Дмитровский Александр (Агриков), Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев).
18 августа 2004 года назначен ректором Нижегородской духовной семинарии.
Архиепископ Георгий (Данилов)
24 февраля 2006 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведён в сан архиепископа.
27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 5 марта 2010 года и его президиума . С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия .
15 марта 2012 года был определён главой новоучреждённой Нижегородской митрополии. С того же времени и до 17 ноября 2013 года являлся временно управляющим Лысковской епархией .
18 марта 2012 года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом .
21 октября 2016 года был утверждён в должности священноархимандрита Саровской Успенской пустыни .
Награды
Церковные:
Светские:
- орден Дружбы
Использованные материалы
- Биография на сайте Русское Православие:
- Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
- Биография на сайте Нижегородской Митрополии:
Биография Василий (Данилова), епископа Котласского и Вельского, на официальном сайте Русской Православной Церкви:
«Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года. Журнал № 4», официальный сайт Московского Патриархата, 5 марта 2010, —
«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — ; «Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы по комиссиям», официальный сайт Московского Патриархата, —
Журнал № 7 заседания Священного Синода от 15-16 марта 2012 года:
В неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 18 марта 2012 года:
«Журнал № 97», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 21 октября 2016,
Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Спасском Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода, официальный сайт Русской Православной Церкви, 11 сентября 2009 года:
Митрополит Нижегородский Георгий освятил храм преподобного Серафима Саровского в г. Жлобине (Гомельская область), официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 сентября 2012 года:
Патриаршее поздравление митрополиту Нижегородскому Георгию с 50-летием со дня рождения:
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм
— Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности?
— Проведение Архиерейских Соборов дает возможность прежде всего епископам участвовать в принятии решений, касающихся жизни всей Церкви и чувствовать личную ответственность за то, что в ней происходит. Слова о соборности не обретут силы, если не будут подтверждены реальными действиями. Архиерейский Собор призван быть выразителем полноты Поместной Церкви. А в полноте Церкви пребывает и епископат, и клир, и народ. И мы видим сегодня, как в дискуссию по самому широкому кругу вопросов церковной жизни вовлекаются представители разных кругов церковного сообщества: миряне, духовенство, монашествующие, преподаватели и студенты духовных школ. Открытое обсуждение проблем и предлагаемых к принятию на Соборе документов стало условием вынесения на соборное решение тех или иных вопросов. Позиция архиерея, с которой он прибывает на Собор, не является лишь его личным мнением, она сформулирована им по результатам обсуждений, предварительно прошедших в епархиях. Важно отметить и то обстоятельство, что епископ, как правило, занимая определенную позицию, знаком и с другими точками зрения, ему известна аргументация разных сторон участников дискуссии.
В Нижегородской епархии за последние годы выработан механизм обсуждения проектов документов Межсоборного присутствия. Вначале их рассматривают в благочиниях епархии, причем духовенство, особенно молодое, бывает достаточно подготовлено к дискуссии, так как благодаря порталу Богослов.ру и другим интернет ресурсам знакомится с темой заранее. Отдельно обсуждение документов проходит в духовной семинарии. Часто именно там вызревает наиболее компетентное и аргументированное мнение. И наконец, на епархиальном совете делается обобщение представленных в письменном виде суждений и составляется развернутый рапорт архиерею.
Таким образом, не только сам Архиерейский Собор, но вместе с ним и предсоборное широкое обсуждение проектов документов играют в настоящее время большую роль. Все это в целом формирует соборное сознание и открывает возможность каждому члену нашей Церкви реально участвовать в ее жизни.
— Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, с Вашей точки зрения особенно актуальны?
— Документ «Позиция Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» представляется мне весьма важным, во-первых, потому что учитывает существующую в православной среде духовную озабоченность введением новых систем учета и контроля за гражданами страны. Желание православных христиан сохранить верность Господу, не оказаться в числе Его предателей, не потерять надежду обрести Царство Небесное свидетельствует о наличии в нашем народе живой веры во Христа. Авторы соборного документа весьма уважительно и с пониманием относятся к тем, кто опасается впасть в заблуждение и понести духовный ущерб. В то же время в документе есть предостережения от ревности не по разуму, губительной для души не менее, чем сами новые технологии. Во-вторых, документ обращен к государственным мужам, которые несут ответственность за принятие решений в этой области. Нечуткость власти к настроениям в обществе, игнорирование существующей духовной озабоченности в среде законопослушных и патриотически настроенных православных граждан может привести к трагическим последствиям. О злоупотреблении современными компьютерными технологиями, вмешательстве в частную жизнь, попытках управлять целыми государствами говорят в последнее время не только православные. Спокойный, исполненный мудрости и духовной трезвости голос Церкви должен быть услышан государственной властью и учтен при модернизации систем учета персональных данных своих граждан.
Отдельно хотелось бы сказать о документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции», в котором злободневный и весьма болезненный вопрос о насилии родителей над детьми и государственном контроле за положением дел в семье рассматривается в комплексе всех проблем современной семьи и прежде всего духовно-нравственного ее состояния. Духовный кризис семьи породил все те уродливые явления, которые мы наблюдаем сегодня. Его преодоление возможно на пути обращения к христианским семейным ценностям, где во главу угла полагаются не эгоизм, наслаждение и потребительство, а чистая любовь, жертвенное служение и христианское терпение. Церковь призывает государство объединить усилия в духовном оздоровлении общества и предостерегает его от опасности вмешательства в семью с применением таких мер воздействия, которые будут иметь разрушительные последствия.
Ценность принятых Архиерейским Собором документов на мой взгляд заключается в том, что они являются реакцией Церкви на современные вызовы общественной жизни. Выраженная в них позиция помогает людям разобраться в сложных вопросах, требующих духовной трезвости, мудрости, опыта. Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм. Ее соборное творчество — яркое тому подтверждение.
— Какие вопросы церковной жизни, по Вашему мнению, следовало бы обсудить на следующих Архиерейских Соборах?
— Эти вопросы подсказывает сама жизнь. Самые оживленные дискуссии прошли при обсуждении проектов документов о богослужебном языке, об исповеди и подготовке к Святому Причащению, о монастырских уставах. Документы приняты не были, вопросы остались открытыми. Сослаться на их сложность и отказаться от поиска решений было бы неверным. Даже заявление о том, что поднятые темы нужно отложить до времени и обосновать это — уже результат, но, к сожалению, и его пока нет.
— Как увеличение числа епархий и архипастырей сказывается на работе Архиерейского Собора?
— Собственно сам Архиерейский Собор является итогом предшествующей ему кропотливой подготовительной работы. Во многом от нее и зависит его результат. Поэтому увеличение числа епархий и архипастырей положительно сказывается именно на той части деятельности Собора, в которой происходит выработка его решений. Епископы несомненно стали ближе как к приходскому духовенству, так и к прихожанам. В нашей митрополии епископ Выксунский и Павловский Варнава даже находит время исповедовать мирян, а епископ Городецкий и Ветлужский Августин совершает исповедь для духовенства. Я регулярно встречаюсь с прихожанами и общественностью при посещении храмов, районных центров, а в Нижнем Новгороде провожу встречи также с педагогами, школьниками и их родителями, студентами и преподавателями вузов, представителями власти, врачами, социальными работниками и многими другими. Все это позволяет сегодня архипастырям быть причастными к реальной жизни приходских общин, монашеских обителей, духовных школ, современного общества в целом, чувствовать их проблемы и заботы. Поэтому есть все основания надеяться, что деятельность Архиерейских Соборов после образования новых епархий, которые со временем будут крепнуть и развиваться, станет еще более плодотворной, ибо только живая духовная связь всех членов Церкви со Христом и друг с другом является залогом успеха деятельности Соборов. Для этого в настоящее время Святейшим Патриархом создаются все условия. Наша святая обязанность оказывать ему всяческую поддержку и следовать принятым соборным решениям в нашем служении.
— Какую часть постановлений Архиерейского Собора 2013 года оказалось наиболее сложно выполнить в Вашей епархии?
— С Божией помощью все постановления Архиерейских Соборов мы стараемся выполнять, прилагая к этому максимум усилий. Они направляются прежде всего на то, чтобы познакомить православную общественность и околоцерковных людей с позицией Церкви по жизненно важным вопросам, изложенной в соборных документах. Это осуществляется через епархиальные, частные и государственные средства массовой информации, организацию конференций, круглых столов, встреч с вузовской молодежью, педагогическим корпусом различных учебных заведений. Мы по слову Спасителя сеем и при дороге и в терниях, надеясь, что Сам Господь определит меру духовного урожая и число тех, кто обретет единомыслие с соборным разумом Церкви.
Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский
Митрополит Георгий (Данилов) родился 14 августа 1964 года в г. Жлобин Гомельской области, республики Беларусь. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина. С мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных cилах.
В 1986 году поступил в Московскую духовную cеминарию. В ноябре 1988 года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 22 декабря 1989 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца) наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом в Троицком соборе. В июне 1990 года закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
9 ноября 1990 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеродиакона епископом Бендерским Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне — митрополит Ташкентский и Узбекистанский). 9 апреля 1991 года (вторник Светлой Седмицы, праздник Иверской иконы Божией Матери) за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В январе 1993 года назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви. Тема кандидатской диссертации: «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Беллавина)». С августа 1995 года читал курс «Византология» в Московской духовной семинарии. С августа 1999 года назначен по должности (как эконом Лавры) директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. 31 мая 2002 года назначен экономом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ.
В 2000 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года архимандрит Георгий, эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначен на Нижегородскую кафедру. Наречение архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского состоялось 1 февраля 2003 года в домовом храме в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Московском Свято-Даниловом монастыре. Архиерейскую хиротонию совершил 2 февраля 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев Русской Православной Церкви.
Указом № 1154 Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 9 сентября 2004 года владыка Георгий в составе коллектива авторов был награжден Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники за 2003 год за разработку научно обоснованной технологии воссоздания архитектурных памятников истории и ее применение при реставрации колокольни Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад Московской области).
24 февраля 2006 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан архиепископа.
11 сентября 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил архиепископа Георгия орденом Преподобного Серафима Саровского II степени.
15 марта 2012 г. Священный Синод Русской Православной Церкви назначил архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия главой вновь образованной Нижегородской митрополии, в состав которой вошли Нижегородская, Городецкая, Выксунская и Лысковская епархии.
18 марта 2012 г., в третье воскресенье Великого поста — Неделю Крестопоклонную, во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в сан митрополита.
Митрополит Георгий (Данилов)
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Василий Тимофеевич Данилов) родился 14 августа 1964 года в городе Жлобине Гомельской области Белорусской ССР. Крещен в том же году в храме в честь Живоначальной Троицы города Жлобина.
В 1981 году окончил среднюю школу, работал водителем, с мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных Силах.
В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. В ноябре того же года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
22 декабря 1989 года, в день праздника иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», пострижен в монашество с именем Георгий (в честь св. Великомученика и Победоносца Георгия) наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом, в Троицком соборе Лавры.
В июне 1990 года окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
9 октября 1990 года, в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во иеродиакона епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский).
9 апреля 1991 года (вторник Светлой Седмицы, празднование в честь Иверской иконы Божией Матери) за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во иеромонаха Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
С ноября 1992 года иеромонах Георгий (Данилов) нес послушание заведующего свечной мастерской.
20 января 1993 года он был назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
6 мая 1994 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры иеромонах Георгий (Данилов) возведен в сан игумена.
В июне 1995 года он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви, тема кандидатской диссертации «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».
С августа 1995 года преподавал в Московской духовной семинарии (читал лекции по общецерковной истории, затем — по византологии), продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители.
24 апреля 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры игумен Георгий возведен в сан архимандрита.
С августа 1999 года, как эконом Лавры, архимандрит Георгий назначен по должности директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. Под его началом были проведены обширные работы по реставрации храмов и построек обители, реконструкции монастырской территории — в частности, предпринята масштабная реставрация Лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-е годы крупнейшие колокола.
31 мая 2002 года архимандрит Георгий (Данилов) Указом священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ.
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 26 декабря 2002 года, определил архимандриту Георгию (Данилову), эконому Троице-Сергиевой Лавры, по рукоположении в архиерейский сан быть епископом Нижегородским и Арзамасским.
Во исполнение этого постановления 1 февраля 2003 года в Домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря, чин наречения архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты — Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы — Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы — Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
2 февраля 2003 года в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского. Его Святейшеству сослужили митрополиты — Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы — Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы — Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
По окончании Божественной литургии Первосвятитель Русской Православной Церкви напутствовал новохиротонисанного Владыку Георгия на архиерейское служение в Нижегородской епархии и вручил ему архиерейский жезл.
Епископа Георгия приветствовали Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, заместитель председателя Государственной Думы Л. К. Слиска, губернатор Нижегородской области Г. М. Ходырев, мэр Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, министр атомной энергетики А. Ю. Румянцев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е. Б. Люлин, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Нижегородской области Д. И. Бедняков.
ПРИБЫТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ГЕОРГИЯ, ЕПИСКОПА НИЖЕГОРОДСКОГО И АРЗАМАССКОГО, В НИЖЕГОРОДСКУЮ ЕПАРХИЮ.
НАЧАЛО ЕГО СЛУЖЕНИЯ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ
По совершении архиерейской хиротонии Владыка Георгий возвратился в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в молитве просил у Господа крепости душевных и физических сил. Но недолго оставался он в Сергиевом Посаде и уже 7 февраля прибыл в богоспасаемый град Нижний Новгород.
Вся Нижегородская епархия с особым трепетом и надеждой ожидала своего нового архипастыря и духовного отца, достойного продолжателя трудов нижегородских архиереев, молясь, чтобы под его омофором «тихое житие пожить во всяком благочестии и чистоте».
В 11 часов 7 февраля 2003 года Преосвященнейший епископ Георгий пересек границу Нижегородской области. На Земле Нижегородской его встречали представители администрации — министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Нижегородской области В. И. Лимаренко, председатель Городской думы И. Н. Карнилин, секретарь Нижегородской епархии протоиерей Николай Быков, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Кирилл (Покровский), игумения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Сергия, благочинный Дзержинского округа иерей Александр Лошкарев, духовенство и миряне Нижегородской епархии.
Первым храмом Нижегородчины, который посетил новопоставленный Владыка, стала церковь во имя святителя Василия Великого в селе Мячково Володарского района. Промыслом Божиим этот храм посвящен тому святому, чье имя получил при крещении епископ Георгий.
После торжественной встречи на границе области Владыка направился в Нижний Новгород, где ждала его верная паства — земная Церковь, люди, переполнившие по этому праздничному случаю Спасский Староярмарочный кафедральный собор.
В этом главном храме Нижегородской епархии собралось и многочисленное духовенство. Под звон колоколов Владыка проследовал под своды Спасского собора, где был совершен благодарственный молебен и отслужена лития по всем прежде почившим архипастырям Нижегородским. Затем Преосвященнейший епископ Георгий обратился к собравшимся с приветственным словом. Передав благочестивой пастве благословение Святейшего Патриарха Алексия, архиерей Нижегородский пожелал своим новообретенным духовным чадам мира и согласия: «Я принес вам мир и благодать святынь Троице-Сергиевой Лавры…» По словам Владыки, век 20-й был веком тяжелейших испытаний для нашей страны и ее народа, веком, поселившем в обществе множество раздоров, которые необходимо преодолевать. Владыка говорил и о великом духовном событии, ожидаемом ныне всем православным миром, — 100-летии со дня прославления в лике святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и напомнил всем слова святого старца: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Завершая речь в Нижегородском кафедральном соборе, Владыка просил усердных молитв о себе у своей паствы.
От имени клириков Нижегородской епархии Преосвященнейшего епископа Георгия приветствовал епархиальный секретарь протоиерей Николай Быков, выразив уверенность в том, что годы правления Владыки станут временем благоденствия для нижегородской паствы, и пожелав ему помощи Божией в несении архипастырского креста.
С приветственным словом к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию обратились губернатор Нижегородской области Г. М. Ходырев, другие руководители, а также представители традиционных для Нижегородского края конфессий — председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области Умяр-хазрат Идрисов, глава Нижегородской еврейской общины Э. М. Чапрак.
По окончании встречи Преосвященнейшего епископа Георгия на Нижегородской земле в Гербовом зале Нижегородской ярмарки состоялся торжественный прием.
В тот же день в Спасском Староярмарочном соборе Владыка отслужил Всенощное бдение, а утром 8 февраля — Божественную литургию. После Божественной литургии глава Нижегородской епархии Владыка Георгий вместе с сопровождавшими его духовенством и гостями отбыл в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь…
По Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, от 27 февраля 2003 года, Преосвященный епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий является по должности постоянным членом Государственно-церковной комиссии по подготовке и проведению торжеств в честь 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского.
В начале марта 2003 года Нижний Новгород соборно, в единении церковных и светских властей, встречал Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на которого Святейшим Патриархом Алексием возложено руководство организацией торжеств по случаю 100-летия прославления и обретения мощей преподобного Серафима. Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший митрополит Филарет прибыл в Нижегородскую епархию, чтобы ознакомиться с ходом работ по подготовке юбилейных торжеств в Сарове и Дивееве, а также принять участие в заседании оргкомитета по подготовке празднеств.
5 марта в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре Преосвященнейший епископ Георгий возглавил молебен преподобному Серафиму, чудотворцу Саровскому. Затем он вместе с Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, губернатором Нижегородской области Г. М. Ходыревым и другими членами оргкомитета и Государственно-церковной комиссии осмотрел подлежащие восстановлению к юбилейным торжествам объекты Сарова и Дивеева — в частности, восстанавливаемый храм во имя преподобного Серафима.
Эта церковь во имя преподобного, в городе Сарове (или, как иначе ее называли, храм над кельей Серафима Саровского), была освящена в 1903 году и оставалась действующей до 1932 года.
В богоборческий период, пережитый Россией, а именно с 1949 года, в здании храма размещался городской драматический театр. До декабря 2002 года храм еще не был передан Русской Православной Церкви, однако реконструкция его началась уже с ноября 2002 года. С этого времени здесь активно проводились работы. 15 января 2003 года, ко дню памяти преподобного Серафима, был установлен первый купол с крестом, изготовленный на средства жертвователей. К празднику Святой Пасхи, 27 апреля 2003 года, завершился монтаж еще семи куполов этого храма.
Храм, по милости Божией и трудами людскими, воссоздается в первоначальном своем виде. При демонтаже бывшего театрального амфитеатра у западной стены храма реставраторы обнаружили остатки кельи, где жил и в 1833 году мирно окончил свои земные труды святой старец.
По имеющимся описаниям и фотографиям начала XX века келья преподобного Серафима будет полностью восстановлена, как и весь храм в целом.
Высокопреосвященнейший митрополит Филарет по приезде в Саров с членами комиссии, после ознакомления с результатами ведущихся восстановительных мероприятий высоко оценил ход работ по подготовке к августовским торжествам. Существующие трудности и проблемы обсуждались и решались на заседании оргкомитета.
Владыка Филарет подчеркнул, что значение духовного подвига преподобного Серафима Саровского для всех православных христиан столь велико, что данные торжества непременно станут Вселенским Православным Собором.
Нижегородскому же Владыке Преосвященнейшему епископу Георгию совместно с членами Государственно-церковной комиссии, а также при участии духовенства всей епархии предстоят сугубые труды по подготовке к общецерковным торжествам в честь памятной для Церкви Православной даты.
Вся Церковь Нижегородская, вновь обретшая архипастыря и отца, — духовенство и богоспасаемая паства Нижегородской епархии — желают своему Владыке всесильной помощи Божией, Царицы Небесной и святых угодников на пути многотрудного апостольского служения, моля Господа, чтобы Он сохранил ныне служащего святителя Земли Нижегородской «в мире честна, здрава, долгоденствующа».
На многая и благая лета, Владыко!
Слово архимандрита Георгия при наречении его во епископа Нижегородского и Арзамасского, 1 февраля 2003 года
Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Изволением Божиим, по представлению и определению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, насельником которой я являюсь, Священный Синод Русской Православной Церкви определил быть мне епископом Нижегородским и Арзамасским.
Сознавая высоту и значение архипастырского служения, со смирением исповедую перед Вами свое недостоинство. С трепетом в глубине сердца я благодарю Господа нашего Иисуса Христа за то, что Его изволением и молитвами Преподобного Сергия Радонежского я в молодом возрасте переступил порог древней обители, и сердце мое навсегда прилепилось к Троице-Сергиевой Лавре.
Ваше Святейшество! Весь мой иноческий путь в святой Лавре — от инока до архимандрита — я прошел под Вашим Первосвятительским омофором. Сердечно благодарю Вас за Ваше отеческое внимание, за заботу и попечение обо мне, грешном.
Я благодарен братии Троице-Сергиевой Лавры, наместнику епископу Феогносту и духовнику архимандриту Кириллу, которые с любовью приняли меня в обитель. В Лавре я был вскормлен, взращен и воспитан в том духе, который заложил сам Авва Сергий: «Братие, любовию и единением спасемся». Шестнадцать лет я провел в стенах святой обители, будучи сначала учащимся Московских Духовных школ, а затем иноком. Глубоко осознаю, что своим церковным становлением и духовным возрастанием я обязан Преподобному Сергию — Игумену земли Русской. Сердце посещает легкая грусть при мысли о необходимости покинуть святую Лавру Аввы Сергия.
Я благодарен своим родителям, которые с детства заложили во мне страх Божий.
Невольный трепет пронизывает мой ум и сердце, когда думаю о величии того жребия, который Господь вручает мне, недостойному, чрез Вас, Святители Божии. В постриге мне было дано имя Георгий — в честь св. Великомученика и Победоносца Георгия. Церковь Христова стоит на Крови мучеников, Сам Господь сказал Своим ученикам: «Будут предавать вас на мучения и убивать вас» (Мф. 24. 9). Жертвуя земной жизнью ради жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, святые мученики сим подвигом засвидетельствовали свою веру во Христа как Спасителя мира.
Жизнь епископа также есть свидетельство — свидетельство веры, свидетельство Евангелия, свидетельство святости Церкви. «Посему, — говорит Апостол Павел, — и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр. 12, 1-2).
Сознавая многотрудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые человеческие силы, а на помощь благодати Духа Святаго, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет. Постоянно совершая службу Божию, по слову Апостола языков, «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Я также надеюсь получить помощь в своем дальнейшем служении на Нижегородской земле у великого святого нашего Отечества преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 1 августа 2003 года вся полнота Русской Православной Церкви будет отмечать 100-летие его прославления в лике святых. Святейший Патриарх и Священный Синод оказали великую честь и проявили огромное доверие, благословив меня именно в это время нести епископское служение на древней Нижегородской кафедре.
3 января 2003 года, в день памяти Святителя Петра, Митрополита Московского и всея России чудотворца, я сподобился сослужить Божественную литургию Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского кремля. Под сводами этого древнего храма, у мощей Святителя Петра, особо остро чувствуется связь времен и еще глубже осознается, что Господь наш Иисус Христос «не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12, 27). Святитель Петр некогда молился: «Господи, прости нас, грешных. Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас — озлобленных, жестоких и не помнящих родства. И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времен, и наполнятся светом и любовью души людей, и да возгорится свеча всей Русской земли».
Эти же слова своей жизнью, ревностью о Боге, заботами о Русской Православной Церкви, многочисленными поездками по епархиям сегодня утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
И это послужит для меня, новоначального, высочайшим примером в предстоящем епископском служении. Когда закончится мой жизненный путь, мне не будет оправдания перед Богом, если буду относиться к своему служению с небрежением. Я не смогу сказать: «Господи, я не понимал, я не видел, у меня не было живого примера, как нужно жить, служить Богу и трудиться в Церкви Христовой, окормлять паству Божию». Этот пример у меня есть! Это Вы, Ваше Святейшество.
Предстоя ныне пред Вами, богомудрые архипастыри, я искренне выражаю свое намерение все силы души и тела, всего себя отдавать на служение Русской Православной Церкви, неся послушание в Нижегородской епархии. Я говорю себе: «Не трать драгоценное время зря, не суетись, не нарушай заповеди Божией в угоду дружбе человеческой, не будь «неверен, но верен» (Ин. 20. 27)».
Такова моя исповедь перед Вами.
Смиренно преклоняя главу, прошу Вас, Ваше Святейшество, и Вас, богомудрые архипастыри, вознести Ваши святительские молитвы обо мне, грешном, к Престолу Всевышнего. Вашими святыми молитвами да ниспошлет на меня Милосердный Господь Божественную благодать Духа Святаго через Таинство епископской хиротонии, дабы мое служение было полезно для Церкви Христовой и спасительно для моей души.
С полным смирением предаю себя всеблагой и всесовершенной воле Божией.
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
при вручении архипастырского жезла епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя города Москвы
Преосвященный епископ Георгий, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш!
Ныне Всемогущий Господь, Спаситель мира, призвал тебя к подвигу епископского служения и приобщил к лику архиереев Русской Православной Церкви.
Божественное призвание не восхищается самовольно, но дается от Небесного Пастыреначальника Христа. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, — обращает Свое слово Бог к пророку Иеремии, — Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 5). Потому можно понять благоговейный трепет, который наполняет сейчас твое сердце. Ты простой, скромный человек, но призван к исключительному апостольскому служению в Церкви Христовой.
Ответственность, возлагаемая на епископскую совесть, бесконечно велика и страшна. И если бы не Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, то никто не мог бы понести тяжкого жребия архиерейского служения.
Благословляем тебя на этот подвиг, который ты теперь подъемлешь на себя. Ты не искал этой почести, а был взыскан ею. Ты не желал ее, а тебя возжелал Господь, чтобы ты был крестоносцем, подвижником за Церковь Его Святую. Но да не смущается сердце твое. Призвавший тебя к высокому служению даст и силы нести крест предлежащего тебе подвига. И мы, и твои собратья-епископы сегодня за Божественной литургией усердно молились, чтобы Господь исполнил тебя всеми необходимыми дарами для этого служения. «Ты, Господи, и сего явленного строителя архипастырской благодати сотвори быти подражателя Тебе, Истинного Пастыря, положившего душу свою за овцы Твоя, путевождя слепых, свет сущих во тьме, наказателя немудрых, учителя младенцев, светильника в мире».
В Святой Церкви издревле установлено произносить речь при вручении жезла новохиротонисанному архиерею. За долгие годы моего Архипастырского служения в 81-й раз я простираю свое слово назидания к рукоположенному во епископы. И сегодня, напутствуя тебя при вступлении на тернистый, жертвенный, многотрудный путь, выражаем тебе нашу поддержку, поддержку твоих новых собратьев и всего народа Божия.
Предостерегаю тебя от печалей и соблазнов, которыми так богата архиерейская жизнь. Вместе с апостолом Павлом напоминаю тебе «возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1, 6-7).
Научись свою волю человеческую подчинять воле Божией, не ищи славы человеческой, славы земной. Все, что делаешь, говорит апостол, делай от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получишь наследие, ибо ты служишь Господу Христу (Кол. 3, 23-24).
Всецело отдавай себя на служение Богу и людям. С готовностью и долготерпением врачуй духовные тяготы пасомых, помогай преодолевать силу инерции, пробуждай от духовной спячки и безразличия, имей в сердце своем сострадательную любовь Христову ко всем. Да будет твое служение святым, непорочным, ревностным и благодатным.
Свое епископское служение ты начинаешь как преемник покойного митрополита Николая, который продолжительное время с усердием и мудростью управлял Нижегородской епархией, а также архиепископа Евгения, которому Господь судил малое время отдать заботам по окормлению нижегородской паствы, но успевшего много сделать для углубления духовных, патриотических, миротворческих традиций нашей Церкви в регионе.
Ты призываешься нести крест архиерейского подвига в год столетия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Весь православный мир готовится достойно встретить эту памятную дату. Тебе же предстоят сугубые труды по подготовке к общецерковным торжествам, которые пройдут в Сарове и Дивееве. Необходимо завершить восстановление возвращенного Русской Православной Церкви храма преподобного Серафима Саровского, где недавно при реконструкции обнаружили остатки келлии преподобного, в которой он жил и мирно окончил свое земное странствование.
Молитвы преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, да будут укреплять и поддерживать тебя.
Какие бы трудные и ответственные послушания ни возлагала на тебя Церковь, трудись с максимальной отдачей, осознавая, что делаешь святое Божие дело.
До настоящего дня ты был экономом Троице-Сергиевой Лавры. Немало лет ты потрудился под руководством Владыки наместника над тем, чтобы вернуть Лавре ее былое благолепие. Верим, что Преподобный Сергий, благословивший твое служение его святыне и своей благодатной помощью направляющий твои труды, и впредь будет твоим покровителем и заступником.
Благодать тебе «и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (Кол. 1, 3).
А сейчас прими архиерейский жезл как видимый знак твоего епископства, взойди на кафедру этого величественного соборного храма России и, по данной тебе благодати Святого Духа, преподай твое архипастырское благословение благочестивому и боголюбивому народу сему, вместе с нами принявшему молитвенное участие в твоем освящении.
24 февраля 2006 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан архиепископа .
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.
Русская Православная Церковь
Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский (Данилов Василий Тимофеевич)
Дата рождения: 14 августа 1964 г.
Страна: Россия Биография:
Родился 14 августа 1964 г. в г. Жлобин Гомельской обл. Белоруссии в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.
В 1981 г. закончил среднюю школу. В 1984-1986 гг. служил в рядах Советской армии.
В 1986-1990 гг. обучался в Московской духовной семинарии.
В ноябре 1986 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 22 декабря 1989 г. пострижен в монашество с именем Георгий в честь св. вмч. Георгия Победоносца.
В 1990-1995 гг. обучался в Московской духовной академии.
9 октября 1990 г. епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии, рукоположен во иеродиакона.
9 апреля 1991 г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеромонаха.
С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской Троице-Сергиевой лавры, 20 января 1993 г. назначен экономом обители.
В июне 1995 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви (тема диссертации — «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)»). По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе МДС, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом лавры, с августа 1998 г., назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевской лавре.
С 1999 г. проводил обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории (в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола).
31 мая 2001 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен экономом объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ.
Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 г. избран епископом Нижегородским и Арзамасским.
Наречен 1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Богослужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
Хиротонисан 2 февраля 2003 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богосолужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
24 февраля 2006 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии.
18 марта 2012 г. возведен в сан митрополита.
С марта 2012 г. по ноябрь 2013 г. — временный управляющий Лысковской епархией.
Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. (журнал № 97) утвержден в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской обл.
***
Член Синодальной библейско-богословской комиссии.
Образование:
1990 г. — Московская духовная семинария.
1995 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
Место работы: Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского (Председатель правления фонда) Место работы: Нижегородская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Нижегородская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:
Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина) (кандидатская диссертация).
Награды:
Церковные:
Светские:
- орден Дружбы.
Добавить комментарий