Митрополит Владимирский евлогий
Содержание
НИКОН (СМИРНОВ)
О. Никон (Смирнов)
Никон (Смирнов) (род. 1940), игумен, настоятель Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря
В миру Смирнов Вадим Васильевич, родился 25 апреля 1940 года в семье рабочих. Отец — водопроводчик, мать — кулинар. Семья состояла из 7 сыновей и 3 дочерей, за что был пожалован родительнице орден «Мать героиня». Старший брат — митрополит Евлогий (Смирнов).
Получил духовное образование в Московской духовной академии.
18 октября 1967 года был рукоположен в сан диакона.
28 августа 1970 года рукоположен в сан иерея.
На 1976 год был возведен в сан протоиерея.
Долгое время преподавал в Московских духовных семинарии и академии, заведовал регентской школой . С 1990 по 1993 год также был первым заведующим новоучреждённой Иконописной школы при Московской духовной академии .
4 января 1994 года принял монашеский постриг.
На 1995 год носил сан игумена .
Не позднее 15 июля 2004 года стал настоятелем храма представительства Афонского Пантелеимонова монастыря в Москве, каковым оставался на 2014 год.
Игум. Никон (Смирнов)
Сочинения
Использованные материалы
- Страница официального сайта Центрального и Южного викариатств Московской епархии:
- Каталог статей Журнала Московской Патриархии:
«Настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон встретился с учащимися Регентской Школы», официальный сайт Московской духовной академии, 24 ноября 2010,
«История», официальный сайт Иконописной школы при Московской духовной академии,
Cм. частный сайт Чудо схождения Благодатного Огня,
Взял у expertmus
В начале 1970-х гг. агенты болгарской спецслужбы «Държавна сигурност» (ДС) приложили максимум усилий, чтобы внедриться в болгарский монастырь Зограф на горе Афон (см. илл.). Эта хитроумная операция была направлена не только на то, чтобы взять под контроль «души» насельников, но и наложить руки на богатства Афона — редкие книги, иконы и другие религиозно-исторические реликвии. Как пишет в Le Figaro Александр Леви (Jeu d’espions au mont Athos. Lévy, Alexandre, 16/02/2012), информация об этой тайной операции «Цитадель» до сих пор засекречена, некоторые исследователи опасаются, что ее могли уничтожить.
Однако некоторые доказательства все-таки существуют: в январе были опубликованы досье высших иерархов Болгарской православной церкви, сотрудничавших с ДС. «Для «Цитадели» нам были нужны высококвалифицированные агенты, способные долго жить там, не выдав себя», — цитирует издание досье митрополита Варнского Кирилла (см. илл.), известного в ДС как «агент Ковачев». Вместе с другим монахом — Натанаилом — он оказался в числе избранных монахов, завербованных еще в очень молодом возрасте. Сначала они прошли инструктаж по основам разведдеятельности и конспирации, затем были направлены изучать богословие в Афины. В 1976 г. Ковачеву вручили специальный фотоаппарат и отправили на первое задание, поставив двойную задачу: тщательно изучить материальное наследие монастырей и оценить настроения в религиозном сообществе.
Прибыв в Зограф, Ковачев подробно описывает внутримонастырские интриги, фотографирует ценные предметы, говорится в статье. Из Софии приходит указание глубже изучить содержимое монастырской библиотеки, и Ковачеву удается разузнать о сокровищах русского Свято-Пантелеимонова монастыря. «Архимандрит Авель был направлен Москвой, чтобы разграбить монастырь, — говорится в его отчете. — Рассказывают, что русские даже устроили пожар, чтобы облегчить ограбление. Патриарх Московский Пимен уехал с 300 чемоданами ценных предметов, то же самое говорят о митрополите Никодиме».
Кроме того, агент Ковачев представлял ДС подробный анализ влияния Греческой Церкви на полицию, армию и разведслужбы Греции. Из-за слишком активной деятельности монаха греческой контрразведке был отдан приказ удвоить бдительность при наблюдении за иностранными «монахами в погонах». Весной 1979 г. греческие власти приказали Ковачеву покинуть страну за «превышение полномочий». «Однако крайне унизительные обстоятельства его выдворения с Афона — монаха тащили за волосы, лишили духовного сана и привязали к мулу — наводят на мысль о том, что истинная природа его деятельности не укрылась от внимания хозяев», — отмечает газета. Спустя несколько месяцев после возвращения в Софию агент Ковачев был направлен представлять Болгарскую Церковь при Московском Патриархате.
А в это время полковник ДС Христо Маринчев направил на Афон второго агента — монаха Натанаила, он же «агент Благоев». При чтении его отчетов становится очевидно, что как минимум еще двое монахов Зографа были завербованы ДС, однако не знали о существовании «коллег», что позволяло им доносить друг на друга, пишет газета. Однако Натанаил пользовался наибольшим доверием в ДС благодаря своим лингвистическим способностям и умению установить хорошие отношения с греками; он стал лучшим шпионом и дипломатом, чем Кирилл. По меньшей мере дважды он оказался полезен спецслужбам: при обнаружении недвижимости, принадлежащей монахам на континенте, и при доказательстве славянско-болгарского происхождения монастыря Зограф, который Афины регулярно пытались вернуть под свою опеку. Когда Натанаил вернулся на родину, по настоянию спецслужб он был возведен в сан архимандрита, затем отправился в Регенсбург и Лондон, а в 1994 г. стал митрополитом Неврокопским.
По всей видимости, продолжает Леви, ДС готовилась к самой главной и дерзкой операции — произошедшей в 1988 г. краже оригинального манускрипта «Славяно-болгарской истории» (см. илл.) — основополагающего текста для болгарской национальной идентичности, написанного в XVII веке Паисием Хилендарским. По признанию бывшего офицера ДС Бончо Асенова, эта кража остается их «лучшей операцией». ДС удалось заменить оригинальный манускрипт на почти совершенную копию, изготовленную на основе шпионских микрофильмов. После недолгого пребывания в Национальном историческом музее Болгарии манускрипт в начале 1998 г. был возвращен афонским монахам демократически избранным президентом Петром Стояновым. Полковник Маринчев в 2000 г. унес все секреты с собой в могилу; отпевал его лично митрополит Варнский, со времени своей работы на ДС на Афоне ставший одним из самых могущественных иерархов БПЦ, пишет в заключение издание.
От редакции. Нужно заметить, что внедрение агентов КГБ в состав насельников православных монастырей касалось не только дальнего зарубежья. Так, в декабре 1982 г., когда в Псково-Печорском монастыре возникло недовольство среди части братии (10 человек), обратившейся к патриарху Пимену с жалобой на наместника относительно порядков в обители, внедрённые в монастырь сексоты сразу указали инициаторов, которые были высланы из монастыря на приходы, а то и за пределы епархии (Из Центрального архива КГБ СССР. Ф. 6. Оп. 6/16. № 24. Д. Т-175. Л. 291).
Ныне можно констатировать, что в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон власть полностью захватили сексоты. В частности, духовник монастыря о. Макарий (Мокиенко) давно не имеет никакого решающего голоса (у него отняли, по собственному признанию, даже факс), а всем богатством монастыря, включая библиотеку и архив, распоряжается эконом Философ, бывший дьякон архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова), внедрённый в Руссик … Родной брат вл. Евлогия (Смирнова) иеромонах Никон (Вадим Смирнов) является настоятелем московского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, где занимается тщательным отбором и отправкой на Афон лишь «проверенных кадров»:-)
Напомним, что именно во Владимиро-Суздальской епархии впервые был запущен на Рождество 2004 г. новый пиаровский ход с «картинкой» Путина не в качестве «подсвечника» ХХС, а как бы «плоть от плоти православной паствы», хотя в сам Суздаль с 12-тысячным населением ближе к визиту Путина перестали пускать даже местных жителей, а всю трассу Владимир-Суздаль оцепили омоновцы под контролем офицеров ФСО.
Вызывает недоумение, что многочисленные церковные публицисты и аналитики никак не комментируют столь удручающие перемены в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, о которых идёт широкая молва по всему Афону. Казалось бы, политологами вот-вот будет поднята такая резонансная тема на фоне весьма странных обстоятельств привоза в Россию Пояса Богородицы аккурат под выборы в Госдуму и последовавшего вслед за этим ареста ватопедского игумена Ефрема: http://expertmus.livejournal.com/87846.html Но словно по отмашке сверху начавшееся было бурление СМИ тут же умолкло …
Точно также никто из журналистов церковных СМИ до сих пор не удосужился обратить внимание на то, почему вдруг афонской тематикой вплотную занялся Издательский совет РПЦ с приходом вл .Климента (Капалина)?!
Для справки: Климент, закончивший учебу в 1974 г., сразу был направлен управляющим патриаршими приходами в Канаде и США, что знающим людям говорит о многом. По сведениям редактора парижского издания Orthodox Press Service Антуана Нивьера (Antoine Niviere), Климент (Капалин) был человеком «конторы». В 1990 г. о. Климент (Капалин) стал заместителем митрополита Кирилла, председателя ОВЦС, и архиепископом Калужским и Боровским. Как сообщил в 1992 г. бывший офицер КГБ Шушпанов, «большинство сотрудников Отдела внешних церковных связей были агентами, и были обязаны отчитываться о контактах с иностранцами, как в стране, так и за рубежом». В том же 1992 г. священник РПЦЗ, настоятель вашингтонского храма в честь Иоанна Предтечи протоиерей Виктор Потапов опубликовал брошюру «Молчанием предается Бог», в которой утверждается, что «Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) – агент «Топаз»».
После перевыборов Путина президентом на второй срок в 2003 г. начался стремительный взлет владыки Климента. Со вторых ролей в одном из синодальных отделов за 2 года он вырос до управляющего делами Московской патриархии, постоянного члена Священного синода и стал митрополитом. Такую карьеру в церкви люди делают десятилетиями. Комментируя сей «феномен» вл. Климента (Капалина), историк религии Борис Фаликов в январе 2009 г. заметил, что «у Климента были в кремлевской администрации и вообще во власти те, кто его поддерживал. Неслучайно же в свое время Климента выдвинули в Общественную палату, а Кирилл туда не прошел». По сведениям из информированных источников, загадочному продвижению вл. Климента (Капалина) всячески способствовал кремлевский «кукловод» Владислав Сурков, который с подачи Александра Волошина стал помощником Путина в 2004-2008 гг.
В феврале 2007 г. стал набирать большую популярность в РПЦ епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), который в своих публичных обращениях и заявлениях выступил с обличением священноначалие в попрании канонов Православной Церкви, а также подверг резкой критике путинский режим, называя его антинародным. Уже вскоре в прессу просочилась информация от представителя силовых структур, что по инициативе вл. Климента (Капалина) спецслужбам было дано указание собирать сведения и компромат на вл. Диомида с тем, чтобы подвести его под ст.282 УК РФ, которая снискала печальную известность своим откровенным русофобством. Нужно заметить, что министр юстиции Александр Коновалов, духовным наставником которого называют в СМИ именно вл. Климента (Капалина), даже не включил в предложенный им список поправок в УК эту статью, за которую так держатся Путин и его доверенные лица, как показывают предвыборные дебаты в феврале 2012 г.
В портфеле редакции нашего музейного блога уже находится целый ряд статей, раскрывающих причины и обстоятельства проникновения на Афон сотрудников вл. Климента, так что следите за дальнейшими публикациями…
См. подробнее по данной теме статьи «Зачем Медведеву пиар с Афоном?»: http://expertmus.livejournal.com/83380.html
«Люстрация церковной агентуры в Болгарии, следующая — Россия?»: http://rublev-museum.livejournal.com/281771.html
«О нравах, царящих в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне»: http://rublev-museum.livejournal.com/285450.html
Mитрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов Юрий Васильевич)
Биография
Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семеро сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).
По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г. С 1956 по 1960 годы иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I, продолжил это служение после 1963 года и по 1967 год.
Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в г. Выборг 3 года и 5 месяцев.
15 марта 1965 г., в праздник Державной иконы Божией Матери, пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени Евлогий в честь мученика, в Палестине (память 18 марта).
21 марта 1965 г., в день празднования в честь чтимого образа Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, рукоположен во иеродиакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым), впоследствии Святейшим Патриархом Московским, в храме Богоявления, что в Елохове, Патриаршем соборе.
В 1966 г. окончил Московскую духовную академию вторым со степенью кандидата богословия, защитив богословскую работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского». Оставлен при МДА профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в семинарии.
19 октября 1969 г. рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Московским Алексием I.
В 1967 г. назначен помощником, в 1969 г. — старшим помощником инспектора академии. 7 апреля 1970 г. возведен в сан игумена. С 1972 г. по 1983 г. исполнял послушание эконома объединённого хозяйства Лавры и Академии. 7 апреля 1973 г. возведен в сан архимандрита. С 1973 г. преподавал в МДАиС литургику, сравнительное и пастырское богословие. В 1975 г. за чтение пробной лекции по Истории возведён в звание доцента Академии. В 1977 г. удостоен ученой степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1978 г. возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории.
23 мая 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря, где проходил служение до сентября 1986 г. Данилов монастырь стал первой в Москве обителью, возвращенной Церкви советской властью. Монастырь, закрытый в 30-е годы, был передан для восстановления и создания духовно-административного центра Русской Церкви в связи с подготовкой к проведению 1000-летия Крещения Руси.
С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия.
13 августа 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 27 октября 1990 г. архимандриту Евлогию было определено стать епископом Владимирским и Суздальским. 10 ноября 1990 г., после Всенощного бдения в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира состоялось его наречение во епископа Владимирского и Суздальского, а затем, 11-го числа, сама хиротония, которую совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.
С 27 октября 1990 г. по 16 июля 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей.
По случаю 1000-летия града Владимира 25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II возвел управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.
Архиепископ Евлогий<tr><td colspan=»2″ style=»text-align: center; border-top: solid darkgray 1px;»>Архиепископ Евлогий</td></tr>
Архиепископ Владимирский и Суздальский
Русская православная церковь
Владимирская Епархия
Валентин (Мищук)
Юрий Васильевич Смирнов
13 января 1937 (83 года)
Кемерово, РСФСР, СССР
15 марта 1965
Архиепи́скоп Евло́гий (в миру Ю́рий Васи́льевич Смирно́в; 13 января 1937, Кемерово) — епископ Русской православной церкви; с 11 ноября 1990 года епископ (с 25 февраля 1995 — архиепископ) Владимирский и Суздальский. Магистр богословия (1977; тема диссертации: «Православное монашество в служении Церкви и миру». Почётный гражданин города Владимира (2006).
Биография Править
Родился в рабочей семье, отец — водопроводчик, мать — кулинар. В семье было семь сыновей и трое дочерей.
По окончании неполной средней школы в 1955 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1959 году.
С 1956 по 1960 годы был иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I. Весной 1960 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. Осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в Выборге 3 года и 3 месяца. После демобилизации и по 1967 год вновь служит иподиаконом у Святейшего Алексия I.
15 марта 1965 года в день памяти Державной иконы Божией Матери пострижен в монашество . Постриг принял под именем Евлогий, в честь Святого мученика Евлогия.
В 1966 окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив богословскую работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского», после чего становится профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. С 1967 года преподавал в Московской духовной семинарии. Был назначен помощником инспектора Московских духовных школ.
18 октября 1967 года, в день памяти Московских святителей, рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Алексием I. В том же году назначен помощником инспектора академии. В 1969 года назначен старшим помощником инспектора академии. 4 июля 1969 года возведён в сан игумена.
С 1972 по 1983 годы исполнял послушание эконома объединённого хозяйства Лавры и Академии.
В 4 июля 1973 в день Благовещения Пресвятой Богородицы возведён в сан архимандрита.
С 1973 — преподаватель литургики, сравнительного и пастырского богословия в Московских духовных школах.
В 1975 году за чтение пробной лекции по Истории Балканских церквей возведён в звание доцента Академии.
В 1977 году удостоен учёной степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру».
С 1978 — профессор, руководитель кафедры истории Балканских церквей.
23 мая 1983 года назначен наместником московского Данилова монастыря, переданного Советской властью Московской Патриархии. Руководил реставрационными работами. Служил на этом посту до сентября 1986 года. В 1998 была опубликована книга «Это было чудо Божие», посвящённая возрождению обители.
В 1986—1988 — профессор кафедры пастырского богословия и первый проректор Московской духовной академии. Занимался ликвидацией последствий пожара в Московских духовных школах, случившегося в 1986 (во время этого бедствия погибли пять семинаристов, сгорела часть зданий, был повреждён академический храм). К 1988 восстановительные работы были в целом завершены).
В 1988—1990 — наместник Введенской Оптиной пустыни, возвращённой государством церкви. Сыграл значительную роль в возрождении в обителей монастырской жизни. К концу 1990 в монастыре насчитывалось уже более 45 человек братии. Вслед за Оптиной пастынью была открыта Казанская женская обитель в Шамордине, основанная преподобным Амвросием Оптинским.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 27 октября 1990 ггода архимандриту Евлогию было определено стать епископом Владимирским и Суздальским. 10 ноября 1990 года в Свято-Успенском кафедральном соборе Владимира состоялось Евлогия наречение во епископа Владимирского и Суздальского, а 11-го числа, хиротония, которую совершили Патриарх Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.
В 1990—1995 — председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Русской православной церкви.
25 февраля 1995 по случаю 1000-летия Владимира Алексий II возвёл управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.
22 декабря 2006 года депутаты Владимирского горсовета приняли решение о присвоении Архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию звания «Почетный гражданин города» «за активную созидательную деятельность по восстановлению памятников истории и архитектуры, возрождению исторических традиций Владимирской земли, большой личный вклад в воспитание молодежи в духе общечеловеческих, нравственных ценностей, оказание помощи социально незащищенным жителям».
ОценкиПравить
Файл:Vladimir Putin 28 December 2000-10.jpg
По словам игумена Кирилла (Сахарова), ставшего монахом Свято-Данилова монастыря в период, когда архимандрит Евлогий был наместником этой обители.
архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) произвёл на меня одно из самых сильных впечатлений в жизни: человек глубокого благочестия, колоссальной работоспособности, теплый проповедник, выдающийся организатор и строитель. Это был пример органичного сочетания усердного монашеского делания и неутомимой хозяйственной деятельности. Все были глубоко потрясены и опечалены его освобождением от должности наместника, говорили, что это было сделано под давлением властей, обеспокоенных размахом монашеской жизни в центре Москвы. Возникло также недопонимание по поводу продолжительных уставных служб.
По данным агентства Regnum (2007) Евлогий во время управления епархией добился следующих успехов:
Была восстановлена система духовного образования — воскресных школ, училищ и Владимирской семинарии, создано десятки мужских и женских монастырей, возобновлена церковная периодическая печать, более чем в три раза увеличилось число приходов. Реализуется программа социального служения Церкви, создаётся сеть приютов для детей и социально-незащищенных граждан, ведётся духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы и больницах. Налажен диалог с другими конфессиями, представителями разных уровней и ветвей власти, средствами массовой информации.
Примечания Править
- Биография
- Биография
- Биография
- Архиепископу Евлогию — 70 лет
Предшественник: Валентин (Мищук) |
архиепископ (до 25 февраля 1995 года епископ) Владимирский и Суздальский 11 ноября 1990 — |
Преемник: ‘ |
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий: Любовь к Богу и людям не знает одиночества
«Примет ли сегодня Владыка?» — спрашиваю снова секретаря, который уже, наверное, в пятый раз переносит мою встречу с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Интервью срывается. «В отъезде Владыка, сегодня служит в Юрьев-Польском районе», — слышу в телефонной трубке немного виноватый голос, но нисколько не огорчаюсь, потому что сама знаю – Владыка, действительно, очень любит служить в селах, в отдаленных и почти заброшенных храмах и церквях, где из прихожан – одни только бабушки.
Часто за неделю в свои семьдесят с лишним лет (!) проезжает более тысячи километров, чтобы встретиться с верующими, совершить вместе с ними Литургию, пообщаться, разделить трапезу, поддержать, ободрить, благословить… Во время одной из таких дальних поездок по епархии года три назад он попал в тяжелую аварию. Затем были несколько месяцев лечений переломов. И снова – поездки по дальним и сельским приходам, проповеди, беседы. Литургия, крестные ходы, живой разговор с паствой – это всегда было у Владыки на первом месте. И, тем не менее, все же нашлось время и для интервью.
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).
По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г. С 1956 по 1960 годы иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I, продолжил это служение после 1963 года и по 1967 год.
Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в г. Выборг 3 года и 3 месяца.
В 1965 г. пострижен в монашество с наречением имени Евлогий. В 1966 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1969 г. рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Московским Алексием I.
В 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря. С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия. В 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.
В 1990 г. архимандриту стал епископом Владимирским и Суздальским. С 1990 г. по 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей. По случаю 1000-летия града Владимира 25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II возвел управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.
— Ваше Высокопреосвященство, с какими проблемами сегодня, по Вашему мнению, приходит человек в храм? Приходит ли только со скорбями? Что волнует мужчин? Что волнует женщин?
— Чаще всего люди сегодня приходят в храм с какой-то болью. Хотя основным побуждением все-таки для них должно служить благодарение и славословие Бога. И мужчин, и женщин смущают грехи и страсти, они ищут покаяния, чистоты и мира с Богом, нуждаются в Спасителе, во Враче и в Его Лекарствах-Таинствах Церкви.
К пустому колодцу, сказано, не ходят за водой. Православная Церковь отражает красоту Вечного Неба, чего невозможно обрести на земле как преходящей и тленной части мира. Люди ищут эту красоту. Надо помнить, что не количество верующих определяет саму веру и церковность, а качественность этих духовных сил жизни.
— В чем, на Ваш взгляд, самые большие заблуждения современного человека?
— Господь Иисус Христос говорит нам в Евангелии, что бы мы не искали в первую очередь земных благ и удовольствий, а ревновали бы «Царства Божия и правды Его» как идеального жительства, достигаемого через веру и добрые дела. Но большинство современных людей одержимы чисто мирским духом сребролюбия и стяжательства, что приводит к забвению Бога и вражде против Него.
— Владыка, свое пастырское служение Вы начинали еще в Троице-Сергиевой лавре. Затем восстанавливали Данилов монастырь в Москве и Оптину пустынь. И вот уже более двадцати лет возглавляете Владимиро-Суздальскую кафедру. Как изменились приходящие в Церковь люди за последние 20 лет?
— По традиции мы все как будто православные. Даже некрещеных взрослых людей не много. Но на самом деле людей воцерковленных, живущих как подобает христианину, очень мало. Статистика нам говорит, что в России 80% православных, а мы лидируем по количеству абортов, разводов, по числу зависимых от наркотиков… Причина у всего этого одна – потеря веры и любви как основных качеств человека. Здесь вся катастрофа времени.
— Сегодня мы живем в совершенно особом пространстве медийных технологий. Жизнь становится виртуальной. Как Вы считаете, Владыка, не создает ли все это условий для предельного одиночества современного человека?
— Человек может быть одиноким только по причине своей бездуховности и греховности, удаляющих его от Бога – источника радостной жизни, где царит одна общность. Нас могут оставить люди, близкие, общество, по разным и чисто земным причинам. Но Бог никогда не покидает своего создания, даже когда он грешит, в этом – вся сила веры. Спаситель говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14;19). Любящий Бога и людей никогда не будет одинок, но всегда весел и доволен в жизни.
— Но ведь обретение Бога и веры – это не остановка, а начало пути постоянного взросления. Не все, вероятно, хотят взрослеть?
— Духовный рост – это основной стимул веры, ему нет предела. Именно для духовного роста дана нам временная и вечная жизнь. Без желания человека взрослеть невозможно говорить с ним о чем-то высоком и святом. Совершенство христианина состоит в познании себя как человека земного и в разумении Истины о Боге как своем Творце и Спасителе.
— Ваше Высокопреосвященство, сейчас мы столкнулись с таким явлением в церковной жизни, как расцерковление. Как Вы считаете, почему дети верующих родителей перестают ходить в храм? Почему люди расцерковляются? Как им помочь? Как им помогает Владимиро-Суздальская епархия?
— Всем известно: дети копируют поведение родителей. Недостаточная в вере ревность родителей сказывается и на их детях. В современном мире нужно быть живым исповедником веры во Христа с самого детства, что в корне изменит ситуацию в лучшую сторону.
Сейчас Русская Православная Церковь берет на себя особую миссию, трудится в трех направлениях. Это катехизация, т.е. научение вере крещеных, но не воцерковленных людей, работа с молодежью и социальное служение. Люди крещены, но не воцерковлены, и основная цель – спасение души – ими не достигнута. Сейчас Таинства Крещения и Брака (Венчания) будут совершаться через научение вере, предварительно священник или катехизатор на приходе проведет огласительную беседу, расскажет о православной вере, о смысле жизни, о том, как жить по-христиански в этом мире, и только затем совершится Таинство. Особый статус придан работе с молодежью. Берутся под духовное окормление школы, училища, институты.
Главное научить молодых вере, воцерковить, и тогда у России и Церкви будет прекрасное будущее. Так же почти на каждом приходе организовано социальное служение. Не секрет, что сейчас много людей бедных, больных, стариков, которым необходима помощь. И здесь мы всячески помогаем нуждающимся – и словом, и делом.
— Владыка, почему же происходят разводы среди православных?
— У настоящих христиан, боящихся Бога, исключен развод. Если брак распадается – это катастрофа. Мы глубоко верим, что брак от Бога и условия крепкого союза – во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько – внутренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак.
Если же в семью вошли ревность и раздор, значит – уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через христианскую любовь и единомыслие. Кто больше любит, тот больше и прощает – в этом и состоит первоевангелие для семьи, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение. Нужно всеми силами стараться жить по-христиански. Соблюдать вместе церковные посты, не упускать молитвенное правило как вечером, так и утром, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Знать своего священника как пастыря и духовника.
— Ваше архиерейское наставление — как победить гнев? Как бороться с осуждением?
— Оба эти порока происходят от гордости человеческой, самой страшной и смертельной страсти, свойственной одному дьяволу. Человек унижает и осуждает всех и вся, когда поставляет себя выше всего и всех, что совершенно безумно. Напротив – смиренный человек видит и ценит добро в людях, считая себя последним, не дерзая ни на кого иметь гнева и никого осуждать, кроме себя. Людям свойственно ошибаться, но никто не знает человека так, как знает его только Бог. Вера и духовность не знают тупика в жизни.
Сегодня очень, очень часты обращения людей к вере на смертном одре. Смерть становится для человека последним громом и молнией. И огромное счастье, если в начале своего пути он встретит того, в глазах которого увидит свет вечной жизни.
— А была ли у Вас такая встреча?
— Была, но ее трудно изъяснить в словах, она незримо ощутилась душой. Жизнь проходит быстрее света. Но в ней исключаю случайное. Все было промыслительным от Того, Кто жаждет нашего спасения души, как вечной радости для Него. Только не все было мною познано благом для себя, не все было воспринято достойно, благодарно и смиренно.
Екатерина Цветкова
Добавить комментарий