Многоженство в ветхом завете

Почему Бог позволял многожёнство / двоежёнство в Библии?

Вопрос: Почему Бог позволял многожёнство / двоежёнство в Библии?
Ответ: Вопрос многожёнства чрезвычайно интересен, так как сегодня множество людей считают полигамию аморальной, хотя в Библии она нигде конкретно не осуждается. Первым примером многожёнства / двоежёнства в Священном Писании является Ламех в книге Бытие 4:19: «Ламех взял себе двух жён» (тут и далее используется современный перевод Российского Библейского Общества). Несколько выдающихся мужей в Ветхом Завете имели нескольких жён. Авраам, Иаков, Давид, Соломон и другие жили в полигамии. Во 2 Царств 12:8 Бог, говоря через пророка Нафана, сказал, что если Давиду было недостаточно своих жён и наложниц, то Он дал бы ему ещё больше. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц (фактически, жён нижнего статуса), согласно 3 Царств 11:3.
Как нам быть с этими примерами полигамии в Ветхом Завете? Следует ответить на три вопроса: 1) Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? 2) Как Бог рассматривает полигамию сегодня? 3) С чем связаны изменения?
1. Почему Бог позволял многожёнство в Ветхом Завете? Библия не говорит конкретно, почему Бог позволял полигамию. Размышляя о молчании Бога, следует учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, в мире всегда было больше женщин, чем мужчин. Текущая статистика показывает, что приблизительно 50,5% мирового населения относятся к женскому полу. Допуская, что похожее соотношение имело место и в древние времена, женщин было на десятки тысяч больше, чем мужчин. Во-вторых, войны в древние времена были особенно жестокими, с чрезвычайно высоким уровнем смертности. Это приводило к тому, что соотношение ещё больше перевешивало в пользу женщин. В-третьих, из-за патриархальных сообществ незамужней женщине было почти невозможно обеспечивать себя. Зачастую женщины были необразованными и неподготовленными к самостоятельной жизни. Они полагались на своих отцов, братьев и мужей для обеспечения и защиты. Незамужние женщины часто были обречены на проституцию и рабство. Значительные различия между женщинами и мужчинами оставляли многих женщин в неблагоприятном положении.
Поэтому, вероятно, что Бог мог позволить полигамию, чтобы защитить и обеспечить женщин, которые не могли бы найти мужей иным путём. Мужчина брал многих жён и служил кормильцем и защитником для всех них. Хотя, несомненно, это явление было неидеальным, жизнь в полигамном семействе была значительно лучшей, чем альтернативы, существующие в то время: проституция, рабство или голод. Кроме фактора обеспечения / защиты, полигамия вела к более быстрому распространению человечества, отвечая Божественному указанию: «Будьте же плодовиты и многочисленны, заселяйте землю» (Бытие 9:7). Мужчины способны оплодотворить многих женщин в один и тот же период, приводя к тому, что человечество росло значительно быстрее, чем если бы каждый мужчина давал жизнь лишь одному ребёнку раз в год.
2. Как Бог рассматривает полигамию сегодня? Даже позволяя многожёнство, Библия представляет моногамию наиболее точно соответствующей Божественному идеалу брака. Библия говорит, что Божье первоначальное намерение было, чтоб один мужчина был женат на одной женщине: «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и соединяется с женою, и становится с нею единой плотью» (Бытие 2:24). Хотя указанный текст скорее описывает, чем является брак, а не то, сколько людей в нём участвуют, следует обратить внимание на постоянное использование единственного числа. Во Второзаконии 17:14–20 Бог говорит, что цари не должны иметь многих жён (как и лошадей или золота). Хотя данное указание не может истолковываться как указание царям быть моногамными, его можно воспринимать как утверждение, что наличие многих жён ведёт к проблемам. Это можно отчётливо увидеть на примере жизни Соломона (3 Царств 11:3–4).

В Новом Завете 1 Тимофею 3:2, 12 и Титу 1:6 упоминают о мужчине, женатом «не больше одного раза», в списке качеств духовного руководства. Хотя эти качества относятся непосредственно к духовным лидерам, они должны ровным образом применяться ко всем христианам. Не следует ли всем христианам быть людьми «безупречной жизни… трезвомыслящими, рассудительными, степенными, гостеприимными, способными учить, не пьяницами, не драчунами, умеющими владеть собой, мягкими, не задиристыми, не падкими до денег» (1 Тимофею 3:2–3)? Если мы призваны быть святыми (1 Петра 1:16) и если эти стандарты являются святыми для старейшин и диаконов, тогда они святы для всех.
Послание к Ефесянам 5:22–33 говорит об отношениях между мужем и женой. Говоря о муже в единичном числе, оно так же всегда говорит и о жене. «…Потому что муж – глава жены (в единичном)… Кто любит жену (в единичном), тот любит себя… Вот почему оставит человек отца и мать и соединится с женой (в единичном), и станут двое единой плотью… Каждый (в единичном) из вас, должны любить своих жён, как самих себя. И жена (в единичном) пусть почитает мужа» (в единичном). Хотя параллельный текст в Колоссянам 3:18–19 говорит о мужьях и жёнах во множественном числе, очевидно, что Павел обращается ко всем мужьям и жёнам среди верующих Колосс, а не утверждает, что муж может иметь многих жён. В отличие к этому тексту, в Ефесянам 5:22–23 конкретно обсуждаются брачные отношения. Если бы полигамия была разрешена, то иллюстрация отношений Христа с Его телом (церковью) на примере отношений между мужем и женой не имела бы смысла.
3. С чем связаны изменения? Бог не столько запретил что-то, прежде разрешённое Ним, сколько восстановил брак к Своему первоначальному плану. Даже возвращаясь к Адаму и Еве, полигамия не была первоначальным Божественным намерением. Вероятно, Бог позволил полигамию, чтобы разрешить проблему, но это – не идеал. В большинстве современных обществ абсолютно не существует нужды в полигамии. В большинстве культур сегодня женщины способны обеспечивать себя и защищать, упраздняя единственный «позитивный» аспект многожёнства. Более того, большинство современных народов запрещают полигамию. Согласно с Римлянам 13:1–7, мы должны подчиняться законам, учреждённым правительством. Единственным случаем, когда непослушание закону разрешено Священным Писанием, является то, когда закон противоречит Божьим заповедям (Деяния 5:29). Так как Бог лишь позволяет полигамию, а не утверждает её, закон, запрещающий полигамию, должен быть исполнен.
Существуют ли случаи, в которых разрешение полигамии все ещё может быть применено сегодня? Может быть, но непостижимо, чтобы не было другого возможного решения. Из-за аспекта брака, состоящего в «одной плоти», необходимости в единстве и гармонии в браке, а также отсутствия реальной необходимости в полигамии, мы твёрдо убеждены, что многожёнство не прославляет Бога и не является Его замыслом относительно брака.

Изучая Священное Писание Ветхого Завета, мы видим, что в давние времена мужчины имели несколько жён и наложниц. Попробуем разобраться и понять, почему такая форма отношений в тот исторический период имела место быть, ведь многие задают вопрос: «Неужели Бог поощряет многожёнство (полигамию), и как к этому вопросу относится Православная Церковь сегодня»?

Первым, кто взял себе двух жён, был Ламех, потомок Каина (Быт. 4:19). Каин ушел от лица Господня (Быт. 4:16). Его род был нечестивым, и его потомки делали всё вразрез с волей Божией. Если вы внимательно прочитаете родословие Каина (Быт. 4:17–22) и сравните его с родословием Адама по третьему сыну Сифу (Быт. 5), то обратите внимание, что в родословии праведников нет многоженцев. Однако повествуя об истории богоизбранного народа, книги Ветхого Завета говорят о многожёнстве, которое в течение нескольких столетий было характерно для потомков Авраама. Вспомним этого известного израильского патриарха. Он берет себе наложницу Агарь не потому, что так повелевает ему Господь, а по настоянию своей жены Сарры, которая не верит, что у неё, пожилой женщины, могут быть дети. Когда Авраам взял себе в наложницы Агарь, то, как видно из текста, Бог не приходил к нему 13 лет. Ведь Творец напоминает Аврааму о Своём всемогуществе дать ему потомство от Сарры и говорит, что он должен быть непорочным и ходить пред Богом. В этих словах Господь не приветствует поступок Авраама. Свою следующую жену Хеттуру Авраам вводит в дом только после смерти Сарры. Далее, Сын Авраама Исаак имеет единственную жену Ревекку. Две жены Иакова, Лия и Рахиль, — результат недоразумения и обмана. Итак, мы видим, что в Библии многожёнство предстаёт в очень неприглядном свете. Нет никакого «санкционирования» Богом многожёнства, а, напротив, показано, что это ведёт к потере мира в отношениях. Возникают семейные конфликты, зависть, ревность и нестроения.

Мы видим, как многожёнство появляется в среде израильтян в эпоху царей из-за некоего «культурного обмена» с язычниками — хананейскими народами, которые жили по соседству. Бог велел израильским царям «не умножать себе жен» (Втор. 17:17). Последствия непослушания Господу должны были быть очевидны людям. Но человек всегда учился на своих ошибках. Так, например, история Давида и Вирсавии показывает, что сластолюбие является причиной преступления, а семьсот жён и триста наложниц царя Соломона настолько развратили сердце мудреца, что он впал в идолопоклонство, разрушившее его мощное государство. Появившееся многожёнство в Ветхом Завете всегда шло параллельно с серьезными духовными проблемами человека.

А теперь стоит обратиться к началу того же Священного Писания Ветхого Завета. Творец создал мужчину и женщину:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 27-28).

Заметьте, сказано это мужчине и женщине — паре. Адам же, увидев жену, сказал:

«вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа . Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 23–24).

Опять видим подтверждение моногамии в браке. Причём если учесть, что это происходило в Эдемском саду, до ослушания Бога и грехопадения первых людей, то смело можно предполагать, что именно таким был Божественный замысел о муже и жене — семье. Об этом пишет и Аврелий Августин:

«То, что хорошая цель брака лучше достигается одним мужем с одной женой, чем одним мужем с несколькими женами, показано достаточно ясно самым первым союзом супружеской пары, которая была сотворена Самой Божественной Сущностью».

И это вполне подтверждает Христос уже в Новом Завете в Евангелии:

«Посему оставит человек отца своего и мать. И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 6–9).

Так и святитель Василий Великий пишет не только о многожёнстве, но даже и о третьем браке, что «такое состояние уже не называется брак, но многожёнство или даже умеренный блуд».

Таким образом, можно убедиться, что многожёнство является следствием повреждения человеческой природы после грехопадения. Первоначальный замысел Божий о муже и жене — моногамия. Полигамия в Ветхом Завете была явлением, характерным для многих народов на пути их исторического развития, однако она никогда не считалась Божественным установлением, нормой и идеалом для устроения семейной жизни. И сегодня, открывая современному человеку эту тему, хочется подчеркнуть неизменность христианского учения и Божественных истин, потому как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

иерей Павел Марковский (pavel_markovsky)

Брак Агнца

В неделю 14-ю по Пятидесятнице – Мф 22:1–14 (зач. 89):

Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Обращаясь с проповедью к Своим слушателям, произнося притчи, Спаситель не стремился к оригинальности. Мы можем заметить, что одну и ту же мысль, одну и ту же идею Господь пытается донести до нас в разных притчах.

Представление о «несправедливости» Бога мы можем почерпнуть из притч о наемных работниках и о немилосердном заимодавце.

Драгоценность человеческой души, пусть и запятнанной грехами, провозглашают притчи о заблудившейся овце, потерянной драхме и о блудном сыне.

Строгость Божьего суда и возможность падения тех, кто был уверен с собственной избранности, видны в притче о злых виноградарях, которую мы слышали в прошлое воскресенье, и в притче о званных на брачный пир, представляющую собой сегодняшнее евангельское чтение.

Но каждая притча многогранна, своеобразна и, в соответствии со своей иносказательной, метафорической природой, предполагает различные толкования и прочтения.

В сегодняшней притче можно усмотреть изображение евхаристического пира. Бог Отец – Небесный Царь – устроил брак Своего Сына с Церковью. Все мы, именующие себя христианами, приглашены на свадьбу, на брачный пир. Этот пир имеет начало, но не имеет конца. Мы можем участвовать в нем каждое воскресенье, даже каждый день, – и нас там ждут, нас зовут туда. Но откликаемся ли мы на этот призыв? Далеко не все и далеко не всегда.

Многие пропускают воскресное богослужение по неуважительным причинам (с точки зрения образцового прихожанина): нужно успеть сделать домашние дела, а когда-то нужно и отдохнуть. Сегодня друзья пригласили в гости, а завтра мы сами принимаем гостей. В прошлое воскресенье я приболел, а в это – выздоровел и отправился на дачу. По-житейски, по-человечески всё это понятно, но получается, что человек неделя за неделей, месяц за месяцем отвергает призыв Сына Божьего, оскорбляя Его и Его Невесту.

Но не менее часто встречается и другое. Представим себе: человек принимает приглашение, приходит на свадьбу, но ничего не ест и не пьет. Почему? Боится, что отравлено? Избегает вводить хозяина в издержки? Презирает пригласившего и его близких? Так или иначе, но в любом случае такое поведение выглядит странным и вызывающим.

Между тем подобную картину мы можем регулярно наблюдать в наших храмах. Мирянин посещает воскресное богослужение, но не причащается. То есть он, конечно, причащается, но редко. Каковы причины? Они весьма солидны и основательны: не пропостился нужное число дней, не вычитал положенное правило, не был накануне на всенощной или (самый веский довод!) уже причащался в прошлое воскресенье.

Выглядит всё это весьма благочестиво, но результат – ровно тот же самый, что и в предыдущем случае. Сегодня человек пришел на воскресную литургию и не причастился, в следующий раз – то же самое, а затем заболел, а затем и вовсе поленился прийти (всё равно «не готовился» – что же и ходить?). И незаметно для себя мирянин из категории ревностных и благоговейных прихожан переходит в разряд захожан, составлявших еще недавно предмет его сожаления и даже презрения. Душа, лишенная благодати, становится уязвима для диавольских искушений; сознавая свое падение, человек искренне считает себя недостойным Божьей милости – и еще дальше отдаляется от храма, от собрания верных, от Христа.

Но Господь милостив. И проходят месяцы, годы – и многие из таких горе-молитвенников всё-таки, с Божьей помощью, приходят в храм. Приходят – и видят много новых лиц. Однако, присмотревшись, прислушавшись, они понимают, что лица-то не такие уж и новые. Вот сосед-пьяница, который допился чуть не до белой горячки, – и ничего, стоит себе, молится, вот и к причастию пошел. А вот наш преподаватель – уж как я его агитировал прийти в храм, а он ни в какую. Я уж тогда рукой махнул – а вот привел же Господь. А это что за странные люди восточной наружности? Так это же цыгане, которых часто приходилось видеть неподалеку от храма. Что – и они исповедуются и причащаются? Да, исповедуются и причащаются. – А где же был я?

Но ни ревностные прихожане, ни вчерашние захожане, ни цыгане не застрахованы от того, что их церковная жизнь будет течь беспреткновенно. То, что мы крещены, что имеем стаж хождения в храм длиной в несколько десятилетий, что часто исповедуемся и причащаемся, – всё это само по себе не дает нам никаких гарантий, что дальше будет так же.

Каждое воскресенье мы получаем приглашение на брак Агнца, на брак Сына Божьего – и каждый раз мы должны с благодарностью и радостью откликаться на это приглашение, на этот призыв, не забывая при этом надеть подобающую одежду, то есть очистить свое сердце от мирской суеты, от страстей и принести всё свое естество в благодарственную жертву Небесному Отцу.

Церковь — невеста, жена Агнца

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне : напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откр.19:6-9). Брак Христа и церкви будет кульминационным событием всей вечности, ради этого и был создан мир и человек. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было , чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:16-20). Бог хочет чтоб все люди спаслись и наследовали Его вечное царство, и те которые будут с Ним распределены на три категории: «Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр.17:14).
К верным относится церковь, «которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу» (Откр.14:4). Церковь есть слава Христа, и её предназначение быть соответственной образу Мужа своего, «жена есть слава мужа» (Кор.11:7). И хотя церковь состоит из людей, где «всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1Пет.1:24), она омыта Кровью Христа, что дает право быть святой и облечься в висон праведности. А Дух Христа наполняет её славой, «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была Богу, а не нам» (2Кор.4:6,7). Поэтому церковь как луна отображает свет Солнца, и по мере нашего доверия и послушания Христу, когда наш «адам – земляной», меньше заслоняет Христа, Его слава все более является в нас. Чтоб войти в число искупленной невесты необходимы три требования:
1. Христианин должен быть рожденным свыше и соединён с Духом Христа (1Кор.6:17).
2. Христианин должен прийти в меру полного возраста Христова, и не быть духовным младенцем — колеблющимся и увлекающимися всяким ветром учения, между которыми зависть, споры и разногласия (1Кор.3:3), «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:14,24).
3. Христианин должен быть верным Богу духом. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» (Иак.4:4,5). Жизнь в удовлетворение плотских желаний, характеризуется как плотский христианин – сладострастие и измена Христу. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Иак.4:4,5; 1Иоан.2:16).
Ко всем пришедшим ко Христу в молитве покаяния, Господь дарует полное прощение и делает их совершенными перед Собой (Евр.10:14). Но те кто сделал это искренне, Христос желает ввести в церковь – невесту Свою. Он рассчитывает на ответную любовь в жертве ради Него. Ибо как Христос возлюбил церковь предав Себя за неё, так и от верующих Он ожидает полного повиновения и следования Ему (Ефес.5:22-33). Церковь есть возрожденные от Его Духа христиане, умершие для себя чтоб жить для Господа, они сораспялись со Христом для мира и совоскресли для святой жизни. Первое в чем это проявляется – в помыслах сердца о небесном. «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:1-4).
Затем Господь предъявляет высокие стандарты, соответствующие подаренному положению и званию – святых. В готовности отречься от себя и посвятить себя Христу – познавая Его и достигая царства божьего внутри себя. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его… царство Божие усилием берется и употребляющие усилие восхищают его… ибо царство Божие внутрь вас есть… праведность и мир и радость в Духе Святом» (Мф.6:33; Рим.14:17). Любовь к слову Господа и жажда духовной пищи есть отличительной чертой верных. В работе, спорте, в экономической и общественной жизни ко всем, желающим достичь признания, предъявляются серьезные требования. Бегуну на длинные дистанции приходится ежедневно пробегать по многу километров. Бизнесмен может работать по 16 часов в день всю неделю. Музыканты упражняются часами день за днем, годами и всю жизнь. Что мы считаем логичным и необходимым для достижения успеха в земной жизни, многим христианам кажется нелогичным и не нужным, когда речь идет о духовных ценностях Царства Божьего. Настоящий духовный успех, достигается силой и дисциплиной в послушании Слову Божию. В своей известной книге «Истинное ученичество» Вильям Мак-дональд перечисляет семь условий следования за Господом:

  • Всё превышающая любовь к Иисусу Христу (Лук.14:26).
  • Постоянное пребывание в Его слове (Иоан.8:31).
  • Отречение от своего «я» (Мат.16:24).
  • Жизнь следования за Христом (Мат.16:24).
  • Сознательный выбор креста (Мат.16:24).
  • Братская любовь ко всем последователям Христа (Иоан.13:35).
  • Смелое благовестие Евангелия Христова (Мф.28:19-20)
    Церковь достигает единения со Христом в Духе, «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). Это видно в плодах Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Христиане имеют ум и чувствования Христовы и хранят добрую совесть. «человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Церковь имеет чувствования, ум и желания Христовы, которое в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Поэтому они не могут молчать, но всегда и везде свидетельствуют о своём Господе и о том что Он совершил ко спасению людей. Церковь следует Христу в Его благодати: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою… как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2Кор.8:9; 9:9). Так и наше благочестие должно быть на практике: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27).
    Христос также ожидает от церкви готовности быть верной если понадобится страдать, взять Его крест гонений и следовать за Ним. А кто не берет креста, «тот не может быть Моим учеником», «тот недостоин Меня» — говорит Господь (Лук.14:26,27,33). Страдания и гонения за Христа могут быть не только от внешних, но врагами могут стать и домашние. Поэтому следующая ступень верности – возлюбить Господа более чем отца, мать, жену и детей. Для этого часто требуется не возлюбить души своей до смерти и отрешиться от всего что имеем. Церковь живёт под девизом: «для меня жизнь Христос а смерть приобретение», они называют себя странниками и пришельцами и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (Ев.11:13-16). Как говорил Мартин Лютер: «Живут они так, как будто бы Христос умер за них вчера, воскрес сегодня и придёт завтра». Кто полностью доверится авторитету своего Учителя, не оставив для себя никаких сомнений и прав, тому дана слава быть в числе Его верной церкви ождающей своего Жениха — «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр.22:13).
    Главным моментом брака есть благословение отца жениха. Отец небесный приготовил свадебный пир и подарок Сыну, «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр.21:2,3). Христос Сущий в недре Отчем, оставил Отца и воплотился в тело человека, чтоб искупить людей и навсегда соединиться с ними в новом Иерусалиме. По воскресении Христос стал Первенцем из умерших, и ожидает когда церковь воскресших и измененных первенцев соединиться с Ним. «Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство… собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Кол.1:18; Евр.12:23).
  • Многоженство в иудаизме и христианстве

    Многоженство нельзя считать практикой, распространенной лишь в исламской религии. Наоборот, это явление было хорошо известно с давних времен еще среди «обладателей Писания», то есть среди иудеев и христиан. На самом деле, лишь в последнее время их религиозные лидеры стали неодобрительно отзываться о полигамии или объявлять ее полностью запрещенной. Но если кто-то из нас решит посмотреть на раннюю историю этих религий, обнаружит много интересных свидетельств того, что многоженство было вполне приемлемой практикой, если не сказать еще сильнее – одобрительным поступком.

    Многоженство в иудаизме

    Многоженство существовало среди потомков Израиля еще до времен появления пророка Моисея. Он лишь продолжил эту практику, не став даже ограничивать определенное количество жен, на которых еврейский мужчина мог жениться. Так, Еврейская Энциклопедия сообщает нам:

    «В связи с тем, что нет свидетельств о полиандрическом образе жизни примитивного еврейского общества, многоженство (полигамию) можно считать широко распространенным явлением, возникновение которого следует отнести к древнейшим временам, а существование которого продолжалось практически вплоть до наших дней».

    Другим широко распространенным явлением было содержание любовниц. В более позднее время Талмуд Иерусалима ограничил количество женщин, содержать которых разрешалось мужчине. Так, некоторые раввины советовали не брать больше четырех женщин. В конце концов, многоженство было объявлено вне закона, но сделали это сами раввины, а не Господь. Запрещение полигамии приписывают раввину по имени Гершом бен Иуда, который жил в XI-ом веке и объявил многоженство запретным для восточно-европейских евреев (ашкенази) на тысячу лет (этот срок истек в 1987). При этом евреи-сефарды (испанского или португальского происхождения) продолжали практиковать многоженство в своей жизни. Уилл Дюран (Will Durant) отметил: «Многоженство существовало среди обеспеченных евреев, живших в исламских странах, но было крайне редким явлением среди евреев, живших в христианском мире» . По оценкам Джозефа Гината (Joseph Ginat), профессора социологии и культуры антропологии в Университете Хайфы, многоженство распространено среди 180 000 бедуинов Израиля и эта цифра продолжает увеличиваться. Также случаи многоженства нередки среди средиземноморских евреев, живущих в Йемене, там раввины разрешают евреям брать до четырёх жен. В современном Израиле, если жена не может рожать или умственно неполноценна, раввины дают мужу право жениться на второй женщине, не разводясь при этом с первой женой.

    Многоженство в христианстве

    Иисус также допускал многоженство для своих последователей, хотя сам не стал создавать семью, и в течение своего пребывания на земле ни разу не женился. Как отметил христианский религиозный деятель Юджин Хиллман (Eugene Hillman): «Нигде в Новом Завете нет ни одной заповеди, утверждающей, что брак должен быть моногамным, так же как нет ни одной ясной заповеди, запрещающей многоженство». Несмотря на это, Римская Церковь запретила полигамию, чтобы соответствовать греко-римской культуре, которая предписывала иметь только одну законную жену и при этом разрешала внебрачные связи и проституцию.

    Римский император Валентиниан I (Valentinian I), живший в IV веке, позволил христианам брать двух жён. В восьмом веке король Карл I Великий (Charlemagne), силой захватив и церковную, и государственную власть, объявил полигамию дозволенной, показав при этом собственный пример, взяв шесть или, согласно некоторым сообщениям, девять жён. Как отмечает Джозеф Гинат, автор книги «Полигамные семьи в современном обществе», Католическая Церковь обычно проявляла недовольство, но иногда разрешала вторые браки политическим лидерам.

    Св. Августин (St. Augustine), судя по всему, также не видел в этом явлении ничего, что могло бы считаться безнравственным или греховным. Он писал, что полигамия не была преступлением, но была юридически узаконенным институтом в стране. В своей книге «Польза брака» (том 15, параграф 17) он писал о полигамии:

    «…оно считалось разрешенным среди древних отцов: сказать законно ли это теперь, я не тороплюсь. Ведь теперь нет той же потребности рождения детей, какая была тогда. Раньше, несмотря на то, что жёны рожали детей, позволялось жениться на других женщинах, чтобы получить более многочисленное потомство. Но теперь это, конечно, не требуется».

    Он отказывался осуждать патриархов, несмотря на то, что те продолжали разрешать многоженство. В другом месте он написал: «Именно в наше время и в соответствии с римской традицией непозволительно брать другую жену, чтобы сожительствовать с более, чем одной женщиной».

    Во времена Протестантской Реформации Мартин Лютер сказал: «Я признаю, что если мужчина желает жениться на двух или более женщинах, мы не должны запрещать ему этого, потому что это не противоречит Священному Писанию». Он посоветовал Филипу Гессенскому (Philip of Hesse) хранить свой второй брак в тайне, чтобы избежать общественного скандала. Один из великих английских поэтов и известный представитель пуританского направления христианства (Церковь Англии) Джон Милтон (1608 — 1674) написал: «Я не сказал «брак одного мужчины с одной женщиной», чтобы не обвинить косвенно святых патриархов и столпы нашей веры, Авраама и других, которые имели более одной жены одновременно, в обычном грехе. Иначе я вынужден был бы исключить из статуса праведников Божьих целое потомство, произведённое от них, истинно, всех сыновей Израиля, для которых сама святость была создана. Как сказано во Второзаконии (xxiii. 2): «Сын блудницы не может войти в общество Господне даже к десятому поколению»». А вот сведения, датированные 14 февраля 1650 года, когда парламент в Нюрнберге установил своим декретом, что по причине больших потерь среди мужчин, погибших в течение Тридцатилетней Войны, каждому мужчине разрешается брать в жёны до десяти женщин.

    Африканские церкви долго признавали полигамию. На конференции в 1988 году в Ламбете они заявили: «На протяжении длительного периода Англиканской общиной признавалось, что полигамию в Африке, так же как и традиционный брак, следует одинаково считать проявлением верности и справедливости». Христианский президент Кении Мваи Кибаки (Mwai Kibaki), победа которого Пресвитерианской Церковью Восточной Африки была приписана «руке Бога», имел нескольких жен. А освободившись от контроля белых христиан, постапартеидная Южная Африка также легализовала институт многоженства.

    Переместимся в Соединенные Штаты, где «Церковь Иисуса Христа Современных Святых» длительное время позволяла полигамию для своих последователей. А после того, как Церковь запретила многоженство, различные группы последователей откололись от нее, дабы продолжать эту практику. Многоженство среди этих групп сохраняется и по сей день, особенно в штате Юта, в соседних штатах, а также во многих отколовшихся общинах и среди отдельных ее последователей, не относящих себя ни к какому церковному объединению.

    В Соединенных Штатах многоженство считается вне закона, но оно существует неофициально. Так, приблизительно 30 000 — 80 000 человек живут как многоженцы на Западе. Как правило, это семьи мормонов или отдельные христианские группы, которые продолжают поддерживать многоженство как почитаемую временем и Библией практику.

    Таким образом, обсуждая вопрос многоженства в современном мире, необходимо иметь достаточно знаний по этому предмету и его истории, прежде чем пытаться обвинить Ислам и мусульман в отхождении от общепринятых правил. Никому не разрешается осуждать практику, существовавшую на протяжении всей истории человечества, основываясь лишь на современные предрассудки и предубеждения. Наоборот, нужно постараться как можно лучше исследовать этот предмет, и, что немаловажно, – стремиться найти Божественное руководство.

    Примечания:

    Статью под названием “Polygamy” можно прочитать в Еврейской Энциклопедии на сайте (http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=425&letter=P).

    См. статью под названием “Pilegesh” там же, по ссылке: (http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=313&letter=P).

    Кристофер Смит (Christopher Smith), “Polygamy’s Practice Stirs Debate in Israel,” Salt Lake Tribune Dec. 7, 2001.

    Пегги Флетчер Стак (Peggy Fletcher Stack), “Globally, Polygamy Is Commonplace,” The Salt Lake Tribune 20 Sep. 1998.

    «Polygamy Reconsidered», с. 140.

    Там же, с. 17.

    Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), “Woman, Church And State,” с. 398.

    Пегги Флетчер Стак (Peggy Fletcher Stack), “Globally, Polygamy Is Commonplace,” The Salt Lake Tribune 20 Sep. 1998.

    Св. Августин (St. Augustine), lib. ii. cont. Faust, ch. xlvii.

    Деферрари (Deferrari), vol. 27: “Saint Augustine — Treatises on Marriage and Other Subjects” (1955), pp. 31, 34, 36, 18.

    Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), “Woman, Church And State,” p. 398-399.

    Матильда Джослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), “Woman, Church And State,” p. 400.

    О. Хенсен (O. Jensen), «A Genealogical Handbook of German Research» (Rev. Ed., 1980) p. 59.

    Робин Гилль (Robin Gill), “Churchgoing and Christian Ethics” (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1999) 249,

    Сэм Гонза (Sam Gonza), “Churches Celebrate Kenya’s New President,” Christianity Today Feb 20. 2003.

    Многобрачие в христианстве

    Многобрачие — это брачное сожительство более чем двух людей. Хотя в Ветхом Завете есть многочисленные примеры многожёнства, но в современном христианстве многожёнство, как правило, считается неприемлемым. Некоторые христиане активно спорят о том, разрешает ли или запрещает многобрачие Новый Завет или христианская этика. Этот спор, почти исключительно ведётся относительно многожёнства, и почти никогда о многомужестве.

    Многожёнство в Ветхом Завете

    Первым многоженцем, упомянутым в Библии, был Ламех, который имел двух жён — Аду и Циллу (Бытие. 4:19). Авраам был женат на Сарре, Агари (Бытие. 16:3), Хеттуре (Бытие. 25:1), а также имел наложниц (Бытие. 25:6). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль (Бытие. 29:16–30) и их служанок: Валлу и Зелфу (Бытие. 30:3, 4, 9, 10). Брат Иакова, Исав, имел трёх жён: Иегудифу, Васемафу и Махалафу (Бытие. 26:34, Бытие. 28:9).

    Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору (Исх. 2:21, 18:2–5) и эфиопку (Чис. 12:1). У Гедеона было много жён и одна наложница (Чис. 8:30, 31). Елкана, отец пророка Самуила, имел двух жён: Анну и Феннану (англ.) (1Цар. 1:1, 2).

    Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола (1Цар. 18:27, 19:11–17, 25:44, 2Цар. 3:13–16), Авигея Кармилитянка (1Цар. 25:39, 1Пар. 3:1), Ахиноама из Изрееля (1Цар. 25:43, 1Пар. 3:1), Эгла (2Цар. 3:5) и Вирсавия (2Цар. 12:24). Ещё о трёх женщинах, входивших в гарем царя Давида, упоминается без указания относительно того, кем они ему были — жёнами или наложницами. Это Мааха (англ.), дочь Фалмая, царя Гессурского (2Цар. 3:3, 1Пар. 3:2), Авитала (англ.) (2Цар. 3:4, 1Пар. 3:3) и Аггифа (англ.) (2Цар. 3:4, 1Пар. 3:2). И кроме того, у Давида было 10 жён или наложниц, о которых идёт речь в следующих отрывках: 2Цар. 5:13, 12:7, 8, 15:16, 16:21, 22, 1Пар. 14:3. В итоге получается, что в гареме Давида было 18 женщин, часть которых была его жёнами, а другая часть — наложницами.

    Сын Давида, царь Соломон, имел 700 жён и 300 наложниц (3Цар. 11:3). Царь Иудеи Иоас имел двух жён (2Пар. 24:1–3).

    В дополнение к этим многочисленным примерам многожёнства, в Пятикнижии также содержатся принципы и правила, регламентирующие многожёнство, устанавливающие, что «если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10).

    Практика левиратского брака делает многожёнство обязательным для мужчин, у которых брат оставил вдову без наследника — в этом случае оставшийся брат должен на ней жениться. При этом неважно, есть ли у него уже жена (Втор. 25:5–10). Также в Пятикнижии содержится запрет царю «умножать жён» (Втор. 17:16, 17), что авторы Талмуда трактуют как разрешение царю иметь «не более 18 жён».

    Период между заветами

    Многожёнство было исключением (хотя и не редким) в период изгнания Израиля. Практика многожёнства стала подвергаться критике и отвержению в период между заветами (англ.), однако есть и сохранившееся свидетельство о том, что евреи практиковали многожёнство и в период Нового Завета. Кумранские рукописи содержат сведения о том, что несколько мелких еврейских сект запрещали многоженство до и во время Христа. Храмовый свиток (англ.), возможно, содержит запрет многожёнства.

    Новый Завет

    3 места в пасторских посланиях (англ.) (1 послание Тимофею 3:2, 3:12 и Послание Титу 1:6) устанавливают, что дьякон, пресвитер и епископ должны быть «мужем одной жены». Одни направления христианства воспринимают это как запрет многожёнства для всех христиан, другие утверждают, что эти слова означают запрет многожёнства только для священнослужителей, а для христиан, не являющихся дьяконами, пресвитерами и епископами, такого запрета нет. Другие толкуют эти места так, что дьяконы, пресвитеры и епископы не должны разводиться со своими первыми жёнами. Вальтер Лок (англ. Walter Lock) в своей книге утверждает, что в этих отрывках речь идёт просто о супружеской измене, так как «ни одному христианину, является ли он священнослужителем, или нет, не разрешено многожёнство».

    Период ранней Церкви

    См. также: Брак в Древнем Риме

    Многожёнство у евреев диссонировало с моногамией, установленной у римлян.

    Когда христианская церковь появилась на свет, многожёнство всё ещё имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем никаких ссылок на него в Новом Завете, а из этого некоторые сделали вывод, что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа еврейский народ стал моногамным. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик делает его предметом упрёка Трифону так как еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. На самом деле, когда в 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым терпеть многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона, чтобы гражданин имел более одной жены. В 285 году нашей эры Конституция Диоклетиана и Максимиана запретила многоженство для всех подданных империи без исключения. Но, по крайней мере, на евреев принятие этого закона не оказало никакого эффекта, и в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого национального обычая. Но даже и это их не вынудило приспособиться.

    По мнению ряда исследователей, учение о греховности многожёнства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали.

    Тертуллиан, живший в конце II — начале III века нашей эры, писал, что брак является законным, а многожёнство — нет:

    На самом деле мы не запрещаем союз мужчины и женщины, благословенный Богом как школа рода человеческого, и созданный для наполнения земли и для распространения по всему миру и, следовательно, допускается, но по отдельности. Ибо Адам был единственным мужем Евы, и Ева была его единственной женой, единственной женщиной, единственным ребром.

    В III веке Евсевий Кесарийский написал утраченный труд (англ.) «О многочисленном потомстве древних» (англ. On the Numerous Progeny of the Ancients). Евсевий ссылался на него дважды: в «Приготовлении к Евангелию», VII, 8 и в «Доказательстве в пользу Евангелия». Хотя его работа является примером того, как многоженство согласовывается с аскетической жизнью, рассматриваемая проблема была контрастом между желанием Патриархов многочисленного потомства и чести, и воздержанием в этом отношении, которое соблюдалось христианами.

    Василий Великий, живший в IV веке нашей эры, писал о многожёнстве, что «такое состояние уже не называется брак, но многожёнство или даже умеренный блуд». Он приказал, чтобы многоженцев и женщин, состоящих в браке с многоженцем, следует отлучать от Церкви на срок до пяти лет, и «только после того, как показали некоторые плоды покаяния» они могли быть приняты в церковь. Также он заявил, что учение против многожёнства «принимается как наша обычная практика, не от канонов, но в соответствии с нашими предшественниками».

    Аврелий Августин во второй половине IV века писал:

    То, что хорошая цель брака лучше достигается одним мужем с одной женой, чем одним мужем с несколькими женами, показано достаточно ясно самым первым союзом супружеской пары, которая была сотворена Самой Божественной Сущностью

    и «Таинство брака к нашему времени ограничено одним мужчиной и одной женой».

    Сократ Схоластик в V веке писал, что римский император Валентиниан I взял двух жён и разрешил своим подданным брать две жены, поддерживая, чтобы и христиане практиковали многожёнство. Нет никаких других упоминаний такого эдикта в любом из дошедших до нас сборнике римских законов. Иоанн Малала, Пасхальная хроника и Иоанн Никиусский говорят о том, что Валентиниан I развёлся со своей первой женой, прежде чем жениться на своей любовнице. Это рассматривалось как двоежёнство Сократом, так как Церковь не принимала разводов (англ.).

    Юстин Мученик, Ириней Лионский и Тертуллиан все высказывались против многожёнства, осуждая его. Тертуллиан явно пытался преодолеть возражение, что многожёнство было разрешено для патриархов. Он писал: «Впрочем оба сии закона, по видимому противоречащие один другому, происходят от одного и того же Бога, который сперва хотел, чтобы род человеческий размножился, а мир наполнился людьми для приятия нового завета; ныне же, когда мы приблизились к прекращению времен, Богу угодно было прекратить и прежнее дозволение».

    Примечания

    1. Zeitzen, Miriam Koktvedgaard. Polygamy: a cross-cultural analysis (неопр.). — Berg, 2008. — С. 3. — ISBN 1-84520-220-1.
    2. 1 2 Вавилонский Талмуд. Сангедрин
    3. Polygamy. Jewish Encyclopedia. Дата обращения 4 марта 2010.
    4. 1 2 Instone-Brewer, David. Divorce and Remarriage in the Bible: The Social and Literary Context (англ.). — Wm. B. Eerdmans Publishing Company (англ.)русск., 2002. — P. 59—62. — ISBN 0-8028-4943-1.
    5. Strong, James. Cyclopaedia of Biblical, theological, and ecclesiastical literature, Volume 8 (англ.). — Crane House Books, 2009. — P. 365.
    6. Vermes, Geza. Post Biblical Jewish Studies (неопр.). — Brill Academic Pub, 1975. — С. 76. — ISBN 90-04-04160-5.
    7. 1 2 Brooke, George. Dead Sea Scrolls and the New Testament (неопр.). — Fortress Press (англ.)русск., 2005. — С. 4, 100—101. — ISBN 0-8006-3724-0.
    8. Murphy, Catherine. Wealth in the Dead Sea Scrolls and in the Qumran Community (англ.). — Brill Academic Publishers (англ.)русск., 2002. — P. 380. — ISBN 90-04-11934-5.
    9. Loader, William. The Dead Sea Scrolls on Sexuality: Attitudes towards Sexuality in Sectarian and Related Literature at Qumran (англ.). — Wm. B. Eerdmans Publishing Company (англ.)русск., 2009. — P. 45. — ISBN 0-8028-6391-4.
    10. Брак // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 146-181. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
    11. Selinger, J. Moral and Canonical Aspect of Marriage // In The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. Retrieved February 20, 2013
    12. Gaskiyane, I. Polygamy: A Cultural and Biblical Perspective (англ.). — 2000.
    13. Ratzinger, Joseph. Catechism of the Catholic Church (неопр.). — 1994. — С. 411.
    14. Abbott, Walter. The Documents of Vatican II (неопр.). — 1966. — С. 249.
    15. Why did God allow polygamy / bigamy in the Bible?. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    16. Marriage (недоступная ссылка). Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    17. Marriage. An Online Orthodox Catechism. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    18. Van Wagoner, Richard (англ.)русск.. Mormon Polygamy: A History (неопр.). — 1992. — ISBN 1-56085-057-4.
    19. Polygamy (Plural Marriage). The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    20. Southern Baptist Basic Beliefs. SBC. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    21. The Mennonite Confession of Faith: Acticle 19. Family, Singleness, Marriage. MennoLink. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    22. Dordrecht Confession of Faith 1632. GAMEO. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    23. Human Sexuality: A Theological Perspective. Lutheran Church Missouri Synod 10–11. Дата обращения 21 мая 2014. Архивировано 20 ноября 2010 года.
    24. Polygamy reconsidered: African plural marriage and the Christian churches / Eugene Hillman. — Orbis Books, 1975. — С. 266. — ISBN 0883443910, 9780883443910.
    25. Walter Lock, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles: (I & II Timothy and Titus), Continuum, 1999, ISBN 0-567-05033-5, p. 37. (англ.)
    26. Donald Guthrie, The Pastoral Epistles: An Introduction and Commentary, 2nd ed, Eerdmans, 1990, ISBN 0-8028-0482-9, p. 92. (англ.)
    27. здесь имеется в виду «Диалог с Трифоном»
    28. Joyce, George (англ.)русск.. Christian Marriage: An Historical and Doctrinal Study (англ.). — Sheed and Ward (англ.)русск., 1933. — P. 560. (англ.)
    29. Олег Русов. Глава I Наступление моногамии // Полигамия — История и Практика. — Санкт-Петербург: Диля, 2005. — 160 с. — 5000 экз. — ISBN 5-88503-351-X.
    30. Alexander Roberts, James Donalson, Arthur Cleveland Cox. The Ante-Nicene Fathers: The Writings of the Fathers Down to A.D. 325 Volume IV Fathers of the Third Century -Tertullian Part 4; Minucius Felix; Commodian; Origen. Parts First and Second. Chronologically arranged, with brief notes and prefaces. From the material on Ad Uxorem libri duo, chapt.II. 1885 Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan (англ.)
    31. Eusebius of Caesarea: Demonstratio Evangelica. Translated by W.J. Ferrar (1920). From the material on «Demonstratio Evangelica I,9» (англ.)
    32. The Catholic Encyclopedia
    33. 1 2 3 Mark P. Shea. When Evangelicals treat Catholic tradition like revelation (англ.) // New Oxford Review (англ.)русск. : magazine. — 1996. — September. Reprinted by EWTN (англ.)
    34. On Marriage and Concupiscence,I,10 (англ.)
    35. Fathers of the Church > Of the Good of Marriage (St. Augustine) (англ.)
    36. Matilda Joslyn Gage Women, Church and State. Ch VII. (англ.)
    37. «О целомудрии» (Этот трактат также иногда называют «О единобрачии» или «Книга о единобрачии»)

    в религиях

    по странам

    Бутан • Казахстан • Мозамбик • Нигерия

    см. также

    Вопросы к православным. 2 Многоженство в Библии?

    ПОЯСНЕНИЕ:
    Всем добрый день. Продолжая данный цикл статей-вопросов, и принимая во внимание отзывы и пожелания, полученные после первого вопроса, несколько модифицирую вводную часть.
    Я интересуюсь религией, особенно тщательно изучаю православие, и задаю эти вопросы, потому что мне интересно мнение народа. При этом мне поступали предложения задавать вопросы богословам, а не широкой аудитории. Но смысл моих статей в другом. У богословов-то я уже и так спросил. Как я отмечал во введении к первому вопросу, определенную теоретическую подготовку имею. Сейчас мне интересно именно мнение народа, которое не всегда совпадает с официальной доктриной РПЦ.
    Первый вопрос был посвящен франчайзингу, и на мой взгляд, являлся довольно нейтральным. Я не ожидал, что он привлечет столько внимания.
    Поэтому сейчас рискну перейти к более проблемному (хотя и не самому проблемному) вопросу – о многоженстве в Библии.
    ВОПРОС 2: Многоженство в Библии?
    Собственно, поскольку Библия одна на всех, вопрос этот не только к православным, а ко всем христианам. В очной форме мне удалось его задать, кроме православных, еще католикам и адвентистам.
    При этом выяснилось, что из православных, с которыми я беседовал, практически никто Библию полностью не читал, хотя вроде не с быдлом общаюсь. Что меня удивило – как же так? Почему мы игнорируем главную священную книгу? Некоторые, однако, вовсе не стесняются этого – говорят, мол, мало ли что там написано две тыщи лет назад, это все ерунда. Главное – мы русские – православные, в нас дух великого народа! Но не буду отвлекаться, это скорее тема для еще одного вопроса.
    В отличие от православных, большинство католиков Библию читали, правда, сколько-нибудь толково ответить на мой вопрос они все равно не смогли.
    Протестантов среди моих знакомых не нашлось, если только не рассматривать адвентистов седьмого дня как их разновидность, что теоретически верно, но вряд ли стоит их учитывать. Во-первых, они тоже ничего толкового не сказали. Во-вторых, сама конфессия, на мой взгляд, недостаточно репрезентативна: если сравнивать по численности разновидности христианства, то цифра в 16 млн. адвентистов не катит против 1150 млн. католиков, 426 млн. протестантов и 240-300 млн. православных (данные из Википедии, проверено также по другим источникам).
    Поскольку некоторые православные (из тех, что не читают книг) яростно доказывали мне, что в Библии и речи нет о многоженстве, начну сразу с цитат.
    Книга «Бытие», раздел 28:
    Пункт 9. и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, СВЕРХ ДРУГИХ ЖЕН СВОИХ.
    Раздел 30:
    Пункт 14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
    Пункт 15 Но сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: ТАК ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ С ТОБОЮ ЭТУ НОЧЬ, ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО.
    Пункт 16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: ВОЙДИ КО МНЕ , ИБО Я КУПИЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО. И лег он с нею в ту ночь.
    Пункт 17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.
    Пункт 18 И сказала Лия: БОГ ДАЛ ВОЗМЕЗДИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО Я ОТДАЛА СЛУЖАНКУ МОЮ МУЖУ МОЕМУ. И нарекла ему имя: Иссахар .
    Раздел 32:
    Пункт 22 И встал в ту ночь, и, ВЗЯВ ДВУХ ЖЕН СВОИХ И ДВУХ РАБЫНЬ СВОИХ, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иаков вброд;
    Раздел 36:
    Пункт 1 Вот родословие Исава, он же Едом.
    Пункт 2 ИСАВ ВЗЯЛ СЕБЕ ЖЕН ИЗ ДОЧЕРЕЙ ХАНААНСКИХ: АДУ, ДОЧЬ ЕЛОНА ХЕТТЕЯНИНА, И ОЛИВЕМУ, ДОЧЬ АНЫ, СЫНА ЦИВЕОНА ЕВЕЯНИНА,
    Пункт 3 И ВАСЕМАФУ, ДОЧЬ ИЗМАИЛА, СЕСТРУ НАВАИОФА.
    Вторая Книга Царств
    Раздел 4:
    Пункт 13 И ВЗЯЛ ДАВИД ЕЩЕ НАЛОЖНИЦ И ЖЕН ИЗ ИЕРУСАЛИМА, после того, как пришел из Хеврона.
    Вторая книга Паралипоменон
    Раздел 11:
    Пункт 18 И взял себе Ровоам в жену МАХАЛАФУ, дочь Иеромофа, сына Давидова, И АВИХАИЛЬ, дочь Елиава, сына Иессеева,
    Пункт 19 и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама.
    Пункт 20 ПОСЛЕ НЕЕ ОН ВЗЯЛ МААХУ, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа.
    Пункт 21 И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ИБО ОН ИМЕЛ ВОСЕМНАДЦАТЬ ЖЕН И ШЕСТЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ И РОДИЛ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ СЫНОВЕЙ И ШЕСТЬДЕСЯТ ДОЧЕРЕЙ.
    Книга Судей израилевых
    Справочно: Гедеон — один из спасителей Израиля, которого лично направлял Бог
    Раздел 6:
    Пункт 12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
    Пункт 13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это ? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Пункт 14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.
    Пункт 16 И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.
    Раздел8:
    Пункт 30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, ПОТОМУ ЧТО У НЕГО МНОГО БЫЛО ЖЕН.
    Пункт 31 ТАКЖЕ И НАЛОЖНИЦА, жившая в Сихеме, РОДИЛА ЕМУ СЫНА, и он дал ему имя Авимелех.
    Отрицательные библейские персонажи также имели много жен, но я намеренно сконцентрировался на положительных. Подобного рода цитат можно набрать в Библии огромное количество. Про Соломона уж и упоминать не стал.
    Более того, ссылаясь на англоязычный перевод Библии, Н.Д. Уолш цитирует:
    «Брак представляет собой союз одного мужчины и одной или более женщин (2 Цар 3:2-5). Брак не лишает мужчину права брать себе наложниц вдобавок к жене или женам (2 Цар 5: 13; 3 Цар 11: 13; 2 Пар 11: 21)» .
    Справедливости ради отмечу, что приведенные цитаты относятся к Ветхому завету. Что, впрочем, не снимает вопроса.
    Ветхий завет не только самая большая часть Библии по объему – в моем издании он занимает 1082 из 1499 страниц. Более важно другое. Несмотря на слово «Ветхий», церковь рассматривает его как неотъемлемую часть Библии и не считает его устаревшим.
    СОБСТВЕННО, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ БИБЛИЮ КАК НАБОР ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАМЕТОК, А НЕ КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ СРАЗУ ПОТЕРЯЮТ СМЫСЛ.
    Однако рассматривать книгу как историческую запрещено самой церковью. Церковники прямо говорят, что это «воспитательная» книга, которая «дает правила, служит примером», и все, что в ней написано, «утверждается и излагается» Духом Святым.
    Несколько раскрою карты. А то в предыдущий раз меня все спрашивали – зачем задал этот вопрос? В данном случае, вопрос о многоженстве взволновал меня с практической точки зрения. Дело, конечно, не в женах – тут и с одной-то иногда бывает непросто, а если их еще и несколько, так вовсе небо с овчинку покажется :).
    Практический аспект тут в другом. Так сложилось исторически, что с детства я сопричастен эзотерике и иже с ней. И хотя непосредственно колдовством не занимаюсь за ненадобностью, определенные познания в этой части имею.
    Но православные мне всегда говорили, что занятия эзотерикой запрещены Библией. И действительно ведь, запрещены! Именно в Ветхом завете говорится о греховности волшебства, колдовства, гаданий и тому подобного. Это так, сам читал.
    Но позвольте, если Ветхий завет говорит истину, тогда колдовать действительно нельзя. Но баб-то, получается, можно?! Ровно по той же причине – что Ветхий завет истинен.
    Ведь если колдовать нельзя, и баб тоже нельзя, то, согласно формальной логике, которую никто не отменял, Ветхий завет содержит как истинные, так и ложные положения. А поскольку он является неотъемлемой частью Библии, то, согласно той же логике, и Библия содержит как истинные, так и ложные положения.
    Однако я ни разу не слышал, чтобы кто-то из представителей церкви соглашался с последним тезисом. Наоборот, все они говорят, что эта Священная Книга истинна вся от начала до конца (и даже – БОГОДУХНОВЕННА!), и никто не скажет, что отельные части Библии истинны и святы, а отдельные – ложны и святости не имеют. Но почему же тогда из Библии одни идеи выбирают, а другие напротив, стараются не заметить?
    Одним из стандартных ответов является фраза, что мир изменился и теперь многое надо понимать и применять по-другому. Но признать эту фразу ответом можно только в том случае, если совершенно не иметь привычки задумываться. Да, мир изменился, это очевидно. А потому и банально. Важнее другое: где тот критерий, согласно которому одни части Библии мы признаем актуальными и готовы им следовать, а другие – устаревшими, и их мы игнорируем? И если уж говорить о сексуальной стороне жизни, то мир радикально изменился в сторону большей раскрепощенности, а не наоборот. Кроме того, если эта Книга – Священная и Богодухновенна, кто дал право выбрасывать из нее какие-то части и идеи? Разве незыблемость божественной истины может поколебаться от изменчивости мира?
    Говорят еще о меньшей значимости Ветхого завета по сравнению с Новым и с Евангелиями. Эта позиция выглядит разумнее. Но пусть тогда церковь выскажется определеннее: издаст какой-нибудь указ, где напишет, что значение Ветхого завета не велико и исполнение его не обязательно. Или что-то в этом роде.
    Нельзя это просто подразумевать. Иначе получается что-то в стиле моего знакомого. В Министерство, где он служил, он ездил на машине, при этом каждый день разворачиваясь через две сплошные и под знаком «Разворот запрещен». При этом говорил, что рассматривает эти знаки как рекомендательные. Поскольку он был близок к вертикали власти, если у него и отбирали права, то через несколько дней они к нему всякий раз возвращались. Для него, видимо, все знаки рекомендательные.
    Но ведь лучше, когда есть четкие правила, и они одни на всех, как на Западе. Так и с Ветхим заветом – скажите конкретно, как его понимать и трактовать? Чтобы без недомолвок? Как к нему относиться? Тем более, что в нем столь много странных, страшных, а порой и ужасных историй! На их фоне многоженство – житейские мелочи.
    Так что же такое Ветхий завет – исторический экскурс, а не священная книга, или все-таки неотъемлемая часть Библии, и все, что там написано, нужно принимать на веру и следовать этому?