Молитва об абортированных младенцах православная

Содержание

>Молитвы матери о загубленных во утробе своей душах (после абортов)>Все молитвы после абортов

Господи, помилуй мя за убитых во чреве детей моих.

Молитва 2

Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного.

Молитва 3

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на Небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 4

О, Боже, Премилосерднейший Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль плачевную и многогрешную, Ты приял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, уязвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы: приими их, о Преблагий Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и праведный гнев Твой за беззакония наша на ны движимый отврати от нас. Кровию Твоею Всечестною обновивый падшее естество наше, обнови, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего. С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия, и молим Тя: благодатию Твоею очисти нас от всех неправд и беззаконий жития нашего. Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим Всесвятое Имя Твое, со Отцем и Преблагим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!

В мире происходит более 50 миллионов абортов ежегодно. Миллионы младенцев безжалостным конвейером смерти отправляются на небеса. Тем женщинам, которые искренне раскаиваются в совершенном грехе, поможет молитва об убиенных в утробе матери младенцах.

Особенности молитвы

Уже с момента зачатия Спаситель посылает младенчику душу. На 20 сутки у маленького человечка начинает биться сердечко и прокачивается кровь по сосудам. Так является ли аборт убийством? В православной церкви он расценивается как тяжелый грех. Некоторые считают, что нерожденное дитя – это всего лишь эмбрион, но горько ошибаются все те, кто так полагает.

Кровь беззащитного малыша остается на совести женщины, так и не ставшей мамой. Убийство в утробе матери в современном мире превратили в узаконенную бойню.

Наиболее часто для аборта выбирают с 4 по 12 неделю. По медицинским канонам, это оптимальное время.

Ничто не может оправдать этот грех: ни безденежье, ни отсутствие мужа, ни возраст, ни болезни.

Ответственность за убийство невинного малыша, если не придет раскаяние, будет действовать до 3–4 поколения. Многие даже не подозревают, что страдания из-за прегрешений вызваны абортом в роду.

Женщины, совершившие аборт, зачастую мучаются всю жизнь. На 10 лет на грешницу накладывается епитимья. Она не получает должного истинной верующей благословенья. Не раскаявшись в смертоносном грехе, в жизни они страдают от:

  • бесплодия;
  • проблем с родственниками и второй половиной;
  • одиночества;
  • болезней физических и духовных.

Не меньше страдают от убийства души малышей, которые не были крещены и обращены в веру. Чтобы помочь нерожденным деткам и облегчить страдания, матерям следует раскаяться и читать молитвы.

Чем больше молиться за деток, убиенных во чреве, чем искреннее каяться в грехе, тем ближе прощение.

Епитимья помогает:

  • смягчить сердце Спасителя;
  • омыть слезами кровь малыша;
  • пройти очищение;
  • исцелиться духовно и душевно.

По словам священников, великое покаяние позволяет омыть грех, как будто ничего и не было. Бог есть любовь и раскаивающимся от всего сердца женщинам Спаситель дарует прощение и очищение. Не нужно жить с болью в сердце, отчаяние и неверие отталкивают грешниц от Бога. Великая Божья любовь дает возможность каждой омыться от греха и вымолить души младенцев.

Святая Антония, в прошлом страдающая от греха аборта, пошла в церковь и долго молилась, но Богородица прятала от нее свой лик. На следующий день она пришла в храм и молилась от всего сердца. Вдруг почувствовала прикосновение к плечу – это была монахиня, которая поведала ей, что есть только три греха, которые не прощаются:

  • суицид;
  • гордость;
  • хула на Святого Духа.

Антония узнала, как правильно молиться. Когда женщина выходила из храма, то спросила у охранника об игуменье, с которой беседовала в церкви. Но храм стоял закрытый, и женщина поняла, что ей явилась сама Божья матерь.

Чтобы вымолить прощение за страшный грех, следует молиться дома, так как нерожденные детки не были окрещены. Для этого в священный уголок ставят иконы:

  • плачущий об абортах Христос;
  • Утешительница абортированных младенцев.

Святая Антония у православных христиан – небесная заступница всех деток, умерших во чреве. Священный текст об убиенных малышах читают 3 раза на протяжении 40 дней. Перед образом зажигают свечу и молятся от чистого сердца. Тяжкий грех тяжело отмолить, но искренняя вера и раскаяние творят чудеса.

Покаянию нет пределов, Господь прощает и благословляет раскаивающихся несчастных женщин. Важно после совершения греха сходить к священнику и покаяться.

Для домашнего отмаливания священники рекомендуют читать такие молитвы:

  • об убиенных во чреве младенцах;
  • правило за убиенных младенцев.

Согласно многочисленным свидетельствам верующих, после молитв младенческие души освобождаются от страданий и мучений. В жизни семей происходят удивительные изменения в лучшую сторону: исцеления, налаживание отношений и быта.

Матушка Антония советовала грешницам приобрести крест, распашоночку и все для крещения, и отдать в крестильню.

Пожертвование пригодится семьям неимущих, но желающих окрестить дитятко, или для деток из приюта.

Раскаяние и молитва помогают искупить грех детоубийства и помочь невинным ангельским душам.

Видео «Молитва об убиенных во чреве младенцах»

В этом видео вы узнаете, что ждет души убиенных младенцев во чреве, какое наказание должна понести мать за содеянное, и поможет ли молитва о младенце.

Какие молитвы читать

Милосердному Господу

Помяни Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли нечаянно от случайных действий от трудного рождения, или от некоей неосторожности, или сознательно загубленных и потому не принявших Святого Крещния.

Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизречённою Твоею благодатию, а меня, грешную (имя), совершившую убийство младенцев в утробе моей, прости и не лиши Твоего милосердия. Аминь.

Боже, Милостив буди мне, грешной. (земной поклон)

Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей, за веру и слёзы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного.

Пресвятой Богородице

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Старцы – об абортах

В 1920 году РСФСР стала первым государством мира, узаконившим убийство младенца во чреве матери, однако в 2016-м мы вспоминаем другую дату.

Уже к 1924 году в правительстве словно одумались, и был выпущен циркуляр, существенно ограничивавший доступ к «прерыванию беременности», а в 1936 году аборты запретили вовсе – за исключением тех, что разрешалось делать «по медицинским показаниям».

Аборты оставались под запретом до 1955 года, когда, уже в бытность главой государства Никиты Сергеевича Хрущева, им снова придали законный статус. В результате в 1960-годы в СССР было убито детей больше, чем погибло людей в Великой Отечественной войне или во время массовых репрессий в конце 1930-х.

В 1960 году в СССР было сделано более 4 млн. 300 тыс. абортов. Далее эта цифра продолжила расти, достигнув 5 млн. 463 тыс. в 1965-м, потом снизилась до тех же 4 млн. плюс-минус несколько сотен тысяч – и так и держалась, пока уже в 1990-х несколько не пошла на спад – возможно, благодаря тому, что на сцену вышли платные клиники, не подававшие статистических данных.

Многие любят поспорить: а является ли зачатый младенец человеком, и если да, то с какой недели, и прочая. Ответ на этот вопрос, как и на все вопросы нашей жизни, дает Святое Евангелие: когда Пресвятая Богородица пришла к святой праведной Елисавете, Младенцу в Ее утробе было всего несколько дней, а младенцу в утробе святой Елисаветы – полгода, и вот Иоанн Креститель узнает Господа Своего и радуется: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1: 41–45).

Из всего сказанного преподобным Паисием об абортах – а Господь послал ему видение о посмертной участи убитых до рождения младенцев, чтобы матери, читая об этом, устрашались и вразумлялись, – особенно грозно звучат слова о том, что если государство на уровне закона разрешает совершать преступление, то ответственность падает на весь народ. «Можно ли предпринять что-то, чтобы был отменен закон, легализующий аборты?» – спросили старца, и он ответил: «Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились – чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи – со своей стороны – должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина…

Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать». Это было в 1989 году.

Сегодня настоятель Афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис), говорит о том же самом: «Один известный греческий писатель – Филофей (Зервакос), игумен монастыря Лонговард, что на острове Парос, – говорил так: “Не надо делать аборты. Родите, крестите своего ребенка и зарежьте его – и вы будете иметь меньше греха в День Судный, так как абортированные дети уходят на тот свет некрещеными”.

Тема деторождения и абортов очень сложна, и она должна занимать в проповеди Церкви совершенно особое место. Говорят, в Сербии перед тем, как случилась катастрофа, что привела к разрухе целой страны и множества православных храмов, произошло изменение законодательства, после чего клиники были залиты кровью. И вот мы видим возмездие».

Именно поэтому, когда однажды старца Илию (Ноздрина) спросили, должны ли быть аборты запрещены законодательно, он ответил: «Да, обязательно».

А вот что писали другие подвижники о грехе детоубийства.

Архимандрит Ефрем Филофейский

Архимандрит Ефрем Филофейский

Последний удар. Об абортах

Дорогие мои чада!

Сегодня на земле льётся много крови и очень много крови невинной, эта кровь чище крови Авеля – это кровь убитых младенцев, это кровь невинных младенцев, беззащитных существ, которую проливают сами матери!

Все больницы и все роддомы превратились в бойню Иродову. Миллионы и миллионы младенцев во всём мире оказываются брошены в мусорный ящик или в канализацию – даже котят так не выбрасывают. В одном фильме показано, как убийца – врач-акушер – убивает скальпелем младенца в матке, а потом специальным приспособлением раздробляет головку ребёнка и вытягивает из чрева. Мать при этом ничего этого не видит, встаёт с кресла и спокойно уходит домой.

Несколько дней назад мне в руки попала публикация одного врача, я хотел бы вам её прочитать, чтобы вы увидели, что же такое аборт с научной стороны. Статья называется «Последний удар». Я прочитаю вам её дословно.

«По сообщениям прессы, готовится принятие законопроекта, разрешающего аборты. Этот законопроект будет самым преступным из всех когда-либо принятых Парламентом Греции. Для греков в момент, когда под угрозой находится само существование нашего народа как нации, это будет последний удар. К сожалению, преступление возводится в статус закона. Но прежде чем господа депутаты проголосуют за принятие этого законопроекта, нам хотелось бы внести два предложения.

Когда хирургическое орудие убийства касается эмбриона – он открывает рот в безмолвном крике!

1) Чтобы все они посмотрели фильм под названием «Безмолвный крик». Здесь с помощью ультразвука снят один из абортов. Зрелище страшное… Когда орудия убийства проникают в матку, эмбрион чувствует присутствие постороннего тела и начинает сопротивляться, делая резкие движения. Частота сердцебиения с нормальных 140 ударов в минуту возрастает до 200. В момент же, когда хирургическое орудие убийства касается эмбриона, происходит невообразимо ужасное! Зародыш открывает рот в безмолвном крике и умирает!!! Проводивший съёмку врач акушер-гинеколог (приводится его фамилия), сделавший с 1949 года до настоящего времени 10 000 абортов, был вне себя, увидев это жуткое зрелище, – ничего подобного он не мог себе представить – и решил не только впредь не делать абортов, но и бороться за их запрещение.

Если господа депутаты посмотрят этот фильм, то, думаем, они скорее предпочтут, чтобы им отрубили руку, чем проголосовать за этот закон.

2) Наше второе предложение – в следующем:

пусть господа депутаты позаботятся, чтобы этот фильм был показан по телевидению и греческий народ увидел и понял, что совершаемые в Греции ежегодно 300 000 абортов – это не простые хирургические операции, а 300 000 узаконенных преступлений. Если же принятие этого законопроекта не будет отменено, тогда кровь этих беззащитных созданий, как море, накроет и погубит Грецию. И тогда многочисленные враги нашей Родины напишут крупными буквами: “Греции больше нет”. Надпись эта у врагов будет вызывать преступную радость, а у настоящих православных греков – боль и стыд».

Как ужасен аборт, какое это великое преступление! С этим должно быть покончено. Невинные существа не должны погибать таким ужасным образом только из-за того, что кто-то считает, что не может себе позволить иметь другого ребёнка. Мы сами решаем за Бога? Определяем – можем или нет вырастить детей, данных нам Богом? Решаем за Бога, что Ему делать?..

Преступление это начинает принимать самые угрожающие масштабы. Женщины наконец должны осознать весь его ужас, бороться, останавливать тех, кто по дьявольскому действию собирается его совершить, ведь обычно на него склоняются либо по незнанию, либо под давлением внешних сил, либо из-за внутреннего смятения. Главный сообщник здесь дьявол, он предлагает беспочвенные оправдания – видимые слабости: недостаток средств, болезни, требование мужа – и, с другой стороны, как бы неведение – именно всем этим пользуется дьявол и с успехом склоняет матерей на сей трагический грех.

Не знаю, известно ли вам, что эти дети, зародыши, после аборта не уходят в небытие. Каждый эмбрион – это уже полноценный человек, с душой. Эти дети продолжают жить в Ином мире, и из них на Небесах составилось уже многомиллионное войско. И все они вопиют к Богу о том, что были безвинно убиты, что не приняли Святого Крещения и не стали православными христианами. На кого ложится вина за это? Можно не говорить, на кого – и так ясно. У Бога для этого кровопролития одно название – «преступление»! И чем эта кровь может быть омыта? А чем отмывается грязь? Водой, чистой водицей. Так вот и здесь нужно, чтобы вода непрестанно текла из двух неиссякаемых источников, а два неиссякаемых источника – это глаза. Внутреннее покаяние должно вовне проявиться как неиссякаемый источник слёз, и так до конца жизни.

Конечно, грех прощается, как только он будет открыт во святом и всесильном таинстве Исповеди, где прощается всё. Бог есть любовь, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4: 16). Но Он же есть Правосудие. Поэтому женщины, которые совершили этот грех, пусть не успокаивают себя тем, что уже покаялись в совершении абортов. Они должны всю свою жизнь проливать слёзы покаяния. Многие из них, хоть и покаялись, но чувствуют неудовлетворённость. Почему? Потому что ещё не покаялись внутренне, не пролили слёз достаточных, чтобы омыть кровь совершённого аборта или абортов. Покаяние не имеет границ. Доказательством любви и благоутробия Божия является жизнь – то, что человек живёт и после совершения преступления. Живёт, и это значит, что Бог его ещё ждёт, а если ждёт – значит, человек не должен терять шанса, но обязан им воспользоваться.

Одной исповеди матери, убившей своих детей, недостаточно – нужны и ее покаянные слёзы

И к епитимье, которую накладывает духовник за этот серьёзный, исключительный грех, нужно относиться очень внимательно. Епитимья помогает душевному исцелению, но, как мы сказали, должны также открыться и источники слёз, которыми омоется кровь аборта, чтобы затем человек почувствовал общение с Богом. То есть одной исповеди здесь недостаточно. Для того чтобы переменить сердце у Бога, чтобы в Нём не осталось боли и горечи, чтобы Оно возобновилось таким, каким было до того, как человек совершил грех, нужны всего два источника покаянных слёз. И тогда до того, как окончится наша жизнь, сердце Божие должно умилосердиться.

Приведу вам простой пример. Представим, что ребёнок своим непослушанием и неуважительным отношением расстроил мать. Если он раскается и скажет: «Прости, мама, я больше так не буду», – мать, конечно, ответит: «Хорошо, иди и больше так не делай». Прощение получено. Но если он со слезами бросится к ней в объятия, станет горько плакать, просить и умолять, чтобы она от всего сердца его простила, тут в сердце матери не останется и следа огорчения и обиды. То же происходит и с человеком, когда он кается и обращается к Богу после совершённого греха.

Некоторые спрашивают: «Почему люди, кающиеся постоянно, плачут, даже те, кто, так сказать, ближе к Богу, кто носит рясу и посвятил Ему всю свою жизнь, живёт в пустыне, кто исповедуется, не совершает грехов, получил прощение, ведёт иной образ жизни?» А вот: чем больше кается человек и чем больше проливает слёз, тем больше сердце Божие переменяется. Происходит глубинное примирение грешного человека с Богом. Особенно в случае, когда совершён преступный грех аборта, потоки слёз не должны прекращаться до самого последнего вздоха.

Расскажу один случай.

В Македонии в одном храме, где хранились мощи весьма почитаемого святого, был престольный праздник. В этом храме работала некая благочестивая женщина. Она помогала готовить церковь к празднику, убирала, а после обеда однажды прилегла отдохнуть – хотела полежать немного, а потом продолжить работу.

Легла и уснула, и проспала несколько суток. Позвали врача. Врач посмотрел и говорит:

– Не надо пытаться её будить, с ней что-то происходит, с медицинской точки зрения этого объяснить нельзя. Рано или поздно она проснётся сама.

Не знаю, сколько уж именно прошло времени, но в конце концов женщина проснулась, пришла в себя и спросила:

– А всенощная уже началась?

Она думала, что проспала несколько часов. Ей отвечают:

– Нет, не началась, но скоро начнётся.

Женщина поверила. Когда же она окончательно осознала ситуацию, то попросила старосту храма:

– Пожалуйста, позовите сюда всех женщин нашей деревни.

Собрались все, кто мог прийти, и она поведала:

– Послушайте, что я видела. С одним светлейшим мужем я спустилась вниз. Я спускалась всё глубже и глубже в сердце земли, видела там темницы, видела тьму, видела заключённых, много чего видела. Между людьми, которых мне показали, я видела женщин, сделавших аборт, – они поглощали свою кровь, оставшуюся после аборта! Я ужаснулась такому зрелищу, и Ангел мне сказал: «Сейчас ты вернёшься на землю. Собери всех женщин и расскажи им, что ты здесь видела, дабы удержать их от этого преступления. Если они достойным образом не покаются, то окажутся здесь в таком же положении».

Мы все должны помогать людям избегать этого преступления. Как только узнаём, что кто-то хочет сделать аборт, нужно с твёрдостью стараться этого не допустить и объяснить последствия. Обычно женщина, делающая аборт, не видит и не понимает того, что у неё внутри в этот момент происходит. При первой возникшей трудности – к тому же это сделалось модным – она идёт к врачу и делает аборт, словно речь идёт о щенке или котёнке. Остановим её, побеседуем, отговорим, поможем осознать, на какое страшное преступление она собирается пойти!

Как духовник, я советую тем, кто совершил этот грех один или несколько раз: постарайтесь через слёзы обрести душевное исцеление, или, говоря языком антропоморфизмов, изгладить из сердца Божия печаль и горечь. Человек, который кается, плачет, подвизается, понуждает себя – приклоняет к себе сердце Божие. Великие отцы Церкви говорят, что покаяние так велико, что совершенно может изгладить из сердца Божия память о прегрешениях, то есть сделать так, что грехов у человека словно бы и не было.

Что нужно сделать? Покаяться! Сколько раз человек говорит: «Прости!» – столько же раз Господь отвечает: «Прощаю»

Видите, каково величие покаяния? Что нужно сделать всем, и мне, прежде всего? Покаяться! Сколько раз человек говорит: «Прости!» – столько же раз Господь отвечает: «Прощаю». Но надо ещё засвидетельствовать прощение в таинстве святой Исповеди – и со дерзновением, которое подаёт нам это таинство, осознавая безграничную силу покаяния, приступим к Престолу Благодати Божией.

Не будем бояться, впадать в отчаяние, но прибегнем к таинствам. Отчаяние? – никогда! Тут-то и происходит главная наша борьба. Каким бы преступником ты себя ни чувствовал, никогда не предавайся отчаянию. Будь твёрд в своей надежде, не допусти, чтобы тебя столкнули в ров отчаяния и погубили, а то получится «из огня, да в полымя». Своим отчаянием ты оскорбляешь и унижаешь Бога. Утверди Бога в сердце, в силе и великолепии, которые Ему подобают, ведь Он в состоянии изгладить любой грех. Если Бог распялся и стёр грехи всего человечества, то что по сравнению с этим твои собственные грехи, грешный человек?!

Поэтому мы принимаем всех приходящих к этой спасительной бане, в эту пристань, которая называется Исповедью. Тут принимают любой корабль, истрёпанный океанскими штормами. Пусть он разбит ветрами и бурей, покалечен разбойниками – тихая гавань для него открыта. Мачты поломаны, паруса разорваны, остался один корпус, но вот корабль заходит в док, и после ремонта это уже новое судно.

Как-то пришёл один такой искалеченный человек – пришла на исповедь женщина (мне было её так жалко!) – и кается, несчастная, в том, что совершила… пятьдесят абортов! Представьте: пятьдесят убитых детей – и вот ты должен решить, что здесь делать! Если она ещё жива, то, значит, Бог ещё её терпит, ждёт покаяния, значит, и ты, как духовник, должен относиться к ней не иначе, как с любовью. Я принял её с любовью, как мог утешил и назначил лекарство, какое ей было нужно.

Подумайте, сколько лет она держала всё это в себе, терзалась грехом, но не смела его раскрыть! И вот она пришла в надежде спасения. Поистине велика любовь Божия! Велика же и радость Ангелов: Яко тако радость будет на Небеси о единем грешнице кающемся (Лк. 15: 7). Тут дело не только в том, что грешник кается, а Бог его спасает, но и на Небе в этот момент великая радость: всё Небо радуется и ликует, Ангелы воспевают и прославляют Бога за спасение этой бессмертной души!

Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси (Пс. 31: 1) – то есть счастлив тот человек, который удостоился прощения грехов. Какую благодарность воздаст человек Богу! Подумать только: пусть я жил тысячу лет, пусть совершил все преступления, на которые только способен самый страшный преступник, а потом милость Божия просветила меня: я обратился, во всём покаялся – и во мгновение ока оправдан, омыт, вознесён на Небеса! А как же та тысяча лет? Исчезла, эти года не считаются, их нет, они стёрты, изглажены из бесовских списков. Таково повеление Божие! Грех исповедан – и словно нажимается кнопка «Delete» на компьютере – грех прощён. Прощён! Прощён!!!

В результате ноль – твоё «личное дело» чисто. Можно ли после этого не поклониться в благодарении Богу, не пасть к Его ногам и не рыдать от любви?

Потому, дети мои, из тьмы греха, в которой мы пребываем, да перейдём в свет покаяния и надежды! Своей надеждой мы прославляем Бога любви и милости. Давайте же в покаянии, исповедании, любви и надежде на Бога идти вместе рука об руку к своему спасению!

Этот небольшой дар, который вы получили, пусть же во сто крат умножится в вашей душе, глубоко укоренится в ней, чтобы вам встать на добрый духовный путь, и пусть покаяние всегда будет с вами. Подвизайтесь, сколько есть сил, держать в чистоте душу и тело, потому что непорочность означает великое дерзновение к Богу.

Пусть благодать Святого Духа осеняет всех нас и хранит во Христе! Аминь.

(Из книги «Искусство спасения. Беседы». Т. 2)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

***

Дорогая С.!

А я Вам скажу единственный довод против всех Ваших, которые сейчас толкают Вас в ад.

Знайте, что за каждого по воле матери нерожденного младенца те, другие, которых она родит на «радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово – ад.

Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние Вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу.

Вот и подумайте. Покайтесь, что и мысль-то появилась такая в Вашем сознании.

***

Дорогая о Господе А.!

Ну как Вы – христианка – спрашиваете у меня об абортах? Это ведь убийство младенца и одновременно убийство матери.

Вот и осознайте дела свои с этим чувством, ведь и всякий причастный к этому греху – убийца. А блудники и прелюбодеи и убийцы – Царства Божия не наследуют. Ибо делают дела демонские – а он человекоубийца искони.

***

Раба Божия Н.!

Как Вам поступать, изберите сами, а я Вам только напишу, что Вы будете иметь, посягнув на жизнь младенца. Ведь именно эти помыслы побудили Вас задать мне свой вопрос.

Детоубийство – грех смертный, последствия его отразятся в первую очередь на Вашей душе, а потом и на тех детях, которых Вы уже родили. Они будут в жизни мучиться и Вам воздадут за загубленного братика таким горем, что и не пережить Вам будет.

Вот и выбирайте.

(Письма // http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma/pisma05.htm)

Преподобный старец Паисий Святогорец

Преподобный старец Паисий Святогорец

Страшный грех аборта

– Геронда, одна сорокалетняя госпожа, мать взрослых детей, забеременела и сейчас уже на третьем месяце. Ее муж настаивает на аборте и угрожает, что в противном случае разведётся с ней.

Если мать делает аборт, то расплачиваются за него её другие дети – болезнями и несчастными случаями

– Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут её другие дети – болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться насчёт его загробной участи. У родителей оставались другие – крепкие – дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по Англиям да по Америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом, из поколения в поколение дети рождаются всё менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не умрут и вступят в брак, то рождённые ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребёнка больного. Больной ребёнок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.

– Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов, от которых умирает 200 тысяч женщин.

– Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведёт к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю . А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом.

Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт – это страшный грех. Аборт – это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.

Однажды ночью, по произволению Божию, мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно, – я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность – одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, – это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.

– Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменён закон, легализующий аборты?

– Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились – чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи, со своей стороны, должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали её в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак…

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать.

(Из книги «Слова». Т.4: «Семейная жизнь»)

Преподобный Паисий Святогорец об абортах

— Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут её другие дети — болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться на счёт его загробной участи. У родителей оставались другие — крепкие — дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по англиям да по америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом из поколения в поколение дети рождаются всё менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не умрут и вступят в брак, то рождённые ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребёнка больного. Больной ребёнок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.

— Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов 23, от которых умирает 200 тысяч женщин.

— Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведёт к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю . А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом.

Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт — это страшный грех.

Аборт — это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.

Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно — я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность — одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, — это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.

— Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменён закон, легализующий аборты?

— Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились — чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи — со своей стороны — должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали её в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак…

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ — для того чтобы его воспитать.

Из книги “Семейная жизнь”. Том IV, часть вторая.

Билет в один конец: истории женщин, переживших аборты

Ева — 20 лет.

Я встречалась с парнем три года до моей беременности. Мы начали с ним общаться, когда мне было 14 лет. Мы жили в одном дворе, находились в одной компании. Он был мальчиком постарше и очень мне понравился. Я была девочкой рослой и тоже его заинтересовала. Так начался наш детский роман. На самом деле, детства там было мало, потому что мы очень быстро перешли к интимным отношениям.

Спустя год он ушел в армию, я его дождалась. У нас были серьезные отношения, он, как мне казалось, строил на меня конкретные серьезные планы. Жизнь шла своим чередом, он устроился на работу, я училась в школе. Мы не скрывали отношения, все наши родственники, друзья знали, что мы вместе и одобряли. Когда я училась в десятом классе, в октябре я узнала, что забеременела. Мне на тот момент было 16 лет.

Несмотря на кучу сложностей материальных, моральных, я еще к тому же была школьницей, мой парень он хотел оставить ребенка. Я помню, когда мы начали встречаться, у нас все произошло, он сказал мне, что если вдруг я забеременею, он никогда не будет настаивать на аборте.

«Для мамы информация о беременности стала ударом, рождение ребенка могло перечеркнуть все мои перспективы. Она убедила меня не оставлять ребенка»

Мы решили пойти к родителям и все им рассказать. Моя мама очень сильно расстроилась. Не было криков и скандалов, она просто настаивала на аборте и очень хотела, чтобы я продолжала учиться, жить без обременения. В школе я была активисткой, отличницей, красавицей. Для мамы информация о беременности стала ударом, рождение ребенка могло перечеркнуть все мои перспективы. Она убедила меня не оставлять ребенка. Моя сестра поддержала маму. Они призывали меня очень хорошо подумать, честно, без прикрас рассказывали обо всех последствиях и лишениях.

Когда я сказала своему молодому человеку, что решила сделать аборт, он меня не поддержал и пропал на несколько дней. От наших общих друзей я узнала, что он ушел в запой, ему плохо и он вообще не в себе.

В это время сестра отвела меня к своему гинекологу на консультацию. Врач сказал, что беременность протекает хорошо, сердечко бьется. Все анализы у меня были идеальными. В смотровой врач начал рассказывать мне про аборты, их виды, последствия и возможные осложнения. Это меня очень сильно напугало.

Я испугалась больше, чем когда узнала о беременности. Потому что, когда это только выяснилось, меня поддерживал мой парень, а когда я сидела у врача, я понимала, что я совсем одна. Мне было действительно страшно. Я постоянно думала о ребенке. Мне говорили, что это всего лишь клеточка, но я вспоминала слова, что сердечко у этой клеточки уже бьется. Сработал психологический фактор.

Я не ярая противница абортов. Я уверена, что каждый человек сам в праве сделать выбор. Никто не может искусственно запретить человеку принимать определенные личные решения. Это неправильно.

Я понимала, что несмотря на мнение близких, я хочу оставить ребенка. Мне было страшно и за свое здоровье. Когда мы вышли из клиники, сестра сказала, что выбор за мной, и я решила родить.

В тот же вечер мы обсудили с парнем, что будем делать, когда жениться, где жить. На тот момент о моей беременности знали моя мама, сестра и мама парня. Папе мы сказали при особом случае на семейном торжестве. Он был шокирован, но отреагировал положительно. Несмотря на то, что отцы в таких ситуациях хотят прибить парня, мой папа сказал, что всячески будет нам помогать.

Беременность протекала хорошо. Что было удивительным лично для меня, я не встретила никакого осуждения. Моя директриса, педагоги, врачи абсолютно поддержали мой выбор, помогли со всеми справками для перевода на домашнее обучение (для этого нужен особый диагноз, а у меня эта графа была пустой). Положительная реакция была и среди моих одноклассников, друзей из других параллелей. Были случаи, когда учителя, которые не вели у меня ничего, высказывали что-то за спиной, но насколько я знаю, их позиции не одобряли. Мой авторитет, заработанный до этого, не смог испортить даже факт ранней беременности. Это безусловно очень поддерживало.

«Возможно, конечно, за спиной они и говорили что-то, но по крайней мере в лицо мне никто ничего не высказывал и не давал этого понять»

Говорят, что юных рожениц не любят в роддомах, но и здесь мне повезло. Я рожала бесплатно, в обычном городском роддоме. У меня были очень хорошие акушеры, от которых я не слышала никакого осуждения. Возможно, конечно, за спинойи они и говорили что-то, но по крайней мере в лицо мне никто ничего не высказывал и не давал этого понять.

Родила я здоровую девочку в июле после десятого класса, а в сентябре пошла в 11-й. Родственники и друзья помогали смотреть за ребенком, сидели с дочкой, когда я была на уроках. Я действительно оказалась в очень мягком и удобном положении. В этом плане лично мне повезло. Впоследствии ребенок не помешал мне сдать ЕГЭ, вступительные экзамены в вуз и пройти на бюджет. Наличие у меня ребенка помогло и с трудоустройством. Я работаю в сфере образования, поэтому несмотря на мой юный возраст работодатели, когда слышат, что у меня есть дочь, отмечают это как положительный фактор.

А с мужем мы все же развелись. Он говорил, что хочет ребенка, но на деле оказался не готов к такой ответственности. Ему хотелось еще погулять, скажем так, хотелось свободы.

Я нисколько не жалею о своем выборе. Все эти обстоятельства помогли мне повзрослеть. Сейчас моему ребенку три года, и за этот короткий период я пережила то, что люди пытаются пережить годами. Я не сломалась. Если бы я опустила руки, я бы уронила дочь.

Это всего лишь мой опыт. Мне просто очень повезло. Но это не означает, что всех, кто окажется в таком же положении, будет ждать положительный исход.

По данным Отдела народонаселения ООН, аборт разрешен законом в 55 государствах из 194. Самыми лояльными в отношении к абортам признаны США, Китай, Канада, Северная Корея. Здесь процедуры избавления от плода законны по любой причине на любых сроках, вплоть до родов. Россия также признает право женщины отказаться от рождения ребенка по личному желанию.

***

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от рождения ребенка отказываются около 50 миллионов женщин, то есть более 20% беременностей заканчивается абортом. При расчете на тысячу женщин: 28 потенциальных матерей признают свою беременность нежелательной. Из общего ежегодного числа, половина приходится на криминальные операции. Это около 25 миллионов случаев. Одна женщина из десяти до 45 лет ни разу не делала аборт, а каждая пятая беременность, исходя из статистических данных, заканчивается избавлением от плода.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

По закону, чтобы получить направление но бесплатный аборт, нужно обязательно пройти предварительную беседу с психологом. Что видят, слышат и о чем сами говорят с пришедшими женщинами эти психологи?

«Я хочу в отпуск, а не ребенка!»

Елена Шабалина — психолог в центре зашиты материнства «Покров». Город Тюмень

Однажды ко мне пришла семейная пара, собиравшаяся прервать беременность по причине… отпуска. Они спланировали поездку за несколько месяцев, купили билет на самолет, забронировали отель — а тут вдруг такая «неприятность». Подсчитали, что когда придет время лететь в отпуск, уже будет виден животик, а это же неудобно!

Слава Богу, я смогла убедить этих людей, что не в отпуске смысл жизни, и что нельзя ради отдыха на курорте убивать своего ребеночка. В тот год в отпуск они не поехали, а вот через год отправились на море уже втроем, с малышом.

И с такой мотивацией (отпуска ради!) в моей практике я встречаюсь вовсе не впервые.

Или вот еще нередкая история муж заставляет жену сделать аборт, потому что УЗИ показало: будет девочка, а он хотел мальчика.

Еще часто бывает, что беременных девушек приводят за руку мамы, настаивающие на аборте. И работать приходится уже не столько с самими девушками, сколько с их мамами. Однажды с такой вот мамой пришлось говорить до глубокой ночи, офис уже закрылся и нас выставил охранник. Зато удалось сохранить жизнь ее будущему внуку.

А однажды девушку привела на аборт свекровь, и когда мы с пациенткой поговорили, выяснилось, что она сама аборт делать не хочет. Когда она в слезах вышла из моего кабинета, свекровь крикнула на весь коридор: «Что она с тобой сделала?!» А малыш все-таки родился, всем на радость. И больше всех нянчится с ним та самая непримиримая свекровь!

По-моему, самая частая причина аборта — нежелание лишиться комфорта, и в этом нежелании проявляется всепобеждающий эгоизм.

Трудное материальное положение — это, конечно, серьезно, но вовсе не причина, чтобы лишить жизни своего ребенка или внука. Причем нередко бывает так, что женщины, у которых практически нет средств к существованию, нет поддержки, рожают вопреки всему. А аборты в основном делают женщины благополучные, у которых есть и мужья, и деньги! Статистика это подтверждает.

Был случай, женщина пришла на предабортную консультацию и обозначила причину аборта так: «Муж сказал, выбирай — или машина, или ребенок». Женщина выбрала машину… А есть и такие женщины, которые даже не говорят мужьям, что беременны — сразу идут на аборт. И мне кажется, скрывать от мужа то, что его род мог быть продолжен, идти на аборт втайне от мужа — это ошибка вдвойне судьбоносная…

Конечно, когда рождается ребенок, жизнь семьи меняется, приходится отказываться от каких-то планов, от каких-то развлечений. Но в глобальном смысле ситуация никогда не ухудшается. При четких жизненных установках проблемы обязательно разрешатся, учеба закончится, жилье, работа и средства к существованию обязательно найдутся. Когда побеждает жизнь и любовь, когда мать решает родить ребенка — все выигрывают и так или иначе становятся счастливыми. Как бы ни было трудно, жизнь удивительным образом выстраивается. Ни я, ни мои коллеги не знаем ни одного случая, чтобы женщина родила и пожалела об этом.

А вот наоборот — сколько угодно. В моей практике была, например, такая история. Девушка красивая, высокая, стройная, как фотомодель, забеременела от своего молодого человека, а он велел идти на аборт, потому что ребенок ему на тот момент был но нужен. Она очень долго сомневалась, колебалась. Несколько раз приходила ко мне на консультацию, мучилась, не могла сделать выбор — видимо, интуиция ей подсказывала, что нельзя этого делать, Но однажды все-таки решилась, пошла к врачу и выпила ту страшную абортивную таблетку. Выходит из поликлиники, а ей на встречу молодой человек: «Ты знаешь, я подумал, давай все-таки родим!» А она уже все сделала, обратной дороги нет…

Поведение парня ничто не оправдывает, но видимо, сомнения и мучения девушки на него как-то подействовали. Наверное, в конце концов он все-таки поверил, задумался о своей ответственности и сделал шаг навстречу. Но опоздал.

Девушка эта на следующий день после аборта чуть не покончила с собой. С парнем она, конечно, рассталась и вскоре уехала из нашего города, потому что все здесь напоминало ей о том страшном решении…

Страшно комфортно и … страшно обидно

Алла Лобанова, психолог, руководитель Краевого центра медико-психологической и социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, город Барнул.

Недавно у меня была пациентка, ей сорок лет, мужу сорок семь, двое сыновей-подростков. И вот она беременеет. «Ну зачем мне это сейчас!» — говорит, объясняет свое решение об аборте. Мол, она уже в возрасте и как-то все это некстати.

Многие люди наивно думают, что прерывать беременность большинство женщин приходит в состоянии какой-то критической ситуации: крайней нищеты, полного отсутствия поддержки, из-за тяжелой болезни, в результате изнасилования. Обстоятельства, конечно, бывают разные. Серьезные болезни, к сожалению, действительно нередкое явление. Но вот со случаями, когда женщина пришла бы на аборт по причине изнасилования, больше чем за три года моей работы в Центре я ни разу не сталкивалась.

Нет, чаще всего женщины или семейные пары приходят с похожим вопросом: «Ну зачем мне это сейчас?» — это слишком поздно или, наоборот, слишком рано, ну или просто не до того. «Нежелательная беременность» — самая частая причина абортов. Не ждали, не гадали, а тут на тебе. На втором месте — оправдание, что нет денег. Правда, для одних семей «нет денег» — это ситуация крайней нищеты, когда реально не на что хлеба купить, а для других «нет денег» — это невозможность заменить 5-й айфон 6-м айфоном. Но если усреднить, то приходят те, у кого деньги есть, но просто не хочется выходить из привычной, как сегодня говорят, зоны комфорта.

Пациентка, с которой я начала рассказ, была настроена, казалось бы, непробиваемо. «Мы с мужем решили», — сказала она. Но в процессе разговора непробиваемая стена дала трещину. Мы, психологи, всегда обращаем внимание на позу и жестикуляцию человека. Женщины, которые не хотят делать аборт, обычно сидят, обхватив себя руками — то есть как бы прикрывая живот — либо очень активно жестикулируют, то есть их тело каким-то образом всегда выдает их волнение. Есть такие, которым, увы, вообще все равно: «Ой, да мне эти дети, да зачем они мне нужны!» А есть те, кто вроде бы и намерен прервать беременность, но на самом деле это их желание нестойкое, внутри у них есть тяга к материнству.

В этой женщине я такую тягу увидела. Она говорила, что не хочет ребенка, а сама все это время закрывала живот руками и постоянно пыталась куда-то отвернуться. И я попыталась за это ухватиться: «А почему вы решили, что вам в сорок лет уже не нужно тепла детских рук, не нужно, чтобы вас в третий раз назвали мамой?» И в конце концов она сказала: «Вы знаете, я-то вообще ребенка хочу. Муж не хочет». Я говорю: ведите мужа.

Муж — начальник, очень из себя важный, говорил мне, что мы тут ерундой занимаемся. И тогда я ему говорю: «Да? Ерундой? То есть сами вы знаете, что такое аборт? Знаете, как ребенок развивается внутри женщины? Вы, наверное, считаете, что там сгусток крови, сгусток клеток. А вы знаете, что на 21-й день у ребенка уже бьется сердце, уже есть своя кровеносная система, что на 28-й день на экране УЗИ уже видны маленькие ручки, которыми он потом будет вас обнимать, что на восьмой неделе у ребеночка уже видны черты лица, и он уже различает, вкусно или невкусно мама покушала?»…

Мужчина после этих слов просто поменялся в лице. Ребенка они оставили, и его жена вот-вот должна родить.

А вот другая типичная история. Моей пациенткой была одна женщина, очень хорошая воспитательница в детском саду. От первого брака у нее был ребенок. Жила она с любимым мужчиной, забеременела, и до шестого месяца этот ребенок был для нее желанным, она очень радовалась.

А потом мужчина находит себе другую женщину. И с шестого месяца у нее начинает расти обида на него. Чудовищных масштабов обида. К нам женщина попала в критическом состоянии, кричала, что, если мы ей не сделаем аборт, она проколет живот спицей.

Мы работали с ней очень долго. В конце концов предложили ей сохранить беременность, а потом отказаться от ребенка. Даже родив, она еще была убеждена, что оставит его в доме малютки. Но мы рассказывали ей о том, как непросто детям в детских домах, о том, что не всегда у ребенка счастливо складывается жизнь в приемной семье.

И она сказала: «Мне стыдно. Ребенок ни в чем не виноват». И она его забрала. Помню, как она сидела у меня в кабинете и плакала. «Как я, воспитатель детского сада, вообще могла об этом думать?»

Насколько иногда обида на мужчину может в нас, в женщинах, душить наш главный инстинкт — материнский!

«Закон же не запрещает!»

Альбина Алдошина. Психолог в женской консультации, город Шахты Ростовской области

Женщины, которые приходят на предабортное консультирование, как правило, считают, что их решение сделать аборт — непреложное и окончательное. Им нужно от меня как можно быстрее получить подпись, галочку, что прием у психолога они прошли. Поэтому, говоря научным языком, такие клиенты немотивированны: сам по себе разговор с психологом им не нужен.

И потому почти всегда на вопрос о причинах аборта они, не углубляясь в детали, озвучивают так называемые «социально одобренные» причины. Часто это нехватка денег, часто это убежденность, что «детям, которые уже есть, нужно дать все самое лучшее», непонимание в семье, отсутствие поддержки («и так все в семье делаю я, мне больше детей не нужно»), желание карьерного роста, неподходящий возраст для материнства, и так далее.

А моя задача как психолога — выстроить доверительные отношения с женщиной, помочь ей разобраться в том, что она на самом деле сейчас чувствует и переживает, услышать саму себя, и уже на основании этого сделать свой выбор.

Вот очень яркий пример. С одной девушкой мне удалось выйти на такой контакт. Я сейчас уже не помню конкретных причин, которыми она обосновывала свой выбор, но помню ее удивление, когда я предложила ей посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны. Совершенно искренне и серьезно эта девушка сказала: «Ну а что же тут рассматривать? Все же делают аборты, и ничего. И закон не запрещает, и делают это профессиональные врачи в отделении больницы, a я привыкла доверять авторитету доктора, тем более, она моя хорошая знакомая! На приеме сказала — все будет хорошо!..»

И тогда я ее спросила: «Скажите, пожалуйста, а вот если бы вышел закон, запрещающий делать аборты, вы бы все равно на это пошли? Ну, может быть, нелегально, за деньги?» И тогда на ответила: «Вы что! Я же законопослушный гражданин!»

Дальше выяснилось, что ее знакомая доктор ничего не рассказала о медицинских последствиях аборта, об осложнениях, которые могут возникнуть у женщины в ответ на вероломное вмешательство в гармоничную работу организма. Удивительно, но только на нашей консультации эта девушка впервые задумалась и о нравственном измерении этой проблемы. Она считала аборт такой же процедурой, как, например, лечение зубов — ну разве что чуть более сложной… Она думала, что это нормальная медицинская услуга: если эту операцию так часто делают, да еще и бесплатно, если закон не запрещает, — то вообще никаких проблем!

Парадокс: сегодня активистов противоабортных движений часто обвиняют в том, что мы якобы затерроризировали общественность своими призывами сохранять жизни еще не рожденных малышей. Но на практике оказывается, что многие девушки и женщины (а пример, который я привела, далеко не единственный) не знают, что аборт — это страшный и непоправимый шаг, который угрожает их здоровью, а иногда даже и жизни, меняет их будущее. Ведь как только женщина становится беременной, в ней происходят не только физиологические, но и психологические изменения, включается, так сказать, «программа материнства», она внутренне настраивается на то, чтобы стать мамой — быть может, поначалу и не осознавая этого явно. И если она сделает аборт, в ней эта программа материнства не выключается автоматически, она все равно остается мамой своему неродившемуся малышу, и это создает незаживающую травму.

Вот еще одна частая ситуация. Передо мной женщина, у нее уже есть двое деток. Я ей говорю: «Поздравляю, вы мамочка уже трех замечательных малышей!» И, перечислив имена рожденных деток, начинаю говорить о ребенке в ее животике, с которым она пришла ко мне на прием, дополняя свой рассказ особенностями развития малыша на ее сроке беременности.

И это привело ее в такой ступор! Немного успокоившись, она начинает меня убеждать, что там еще не ребенок, что на уроке биологии ей показывали табличку стадий развития эмбриона с картинками — и на этом сроке беременности там «просто рыбка»!

Я часто наблюдаю такой эффект: когда родители оказываются в ситуации «нежелательной» (как сейчас это принято называть) беременности, они начинают расчеловечивать образ ребенка. А ведь к ребенку, который был желанным, те же самые мамы сразу относились как к своему родному и любимому, с самого начала своей беременности начинали обращаться к нему, разговаривать с ним, поглаживая свой животик!

И это абсолютное нежелание, неумение заглядывать внутрь своей души, пытаться осознать свои истинные чувства, выявить собственное отношение к искусственному прерыванию беременности — очень пугает. Стереотип о «нормальности» аборта позволяет женщинам рассматривать свою беременность просто как одну из проблем. От которой, в случае чего, можно избавиться. Если у женщины есть какие-то сложности (не важно, надуманные или реальные), и она беременеет, то часто у нее возникает иллюзия, что после аборта все закончится и встанет на свои привычные места… И это очень мешает ей самостоятельно увидеть целый спектр возможностей, которыми она на самом деле может воспользоваться.

По опыту скажу, что выход есть всегда. И выбор в пользу сохранения жизни можно сделать даже в самых, казалось бы, критических ситуациях. Но в этом случае женщине обязательно нужна помощь со стороны, и мы, психологи, помогаем объективно оценить собственную жизненную ситуацию и почувствовать поддержку.

Однажды ко мне на консультацию пришла молодая мама троих детей. В отличие от многих других, она сразу начала горько плакать и сокрушаться: «Я хорошо понимаю, что я мама, у меня под сердцем еще один мой родной малыш. Я не хочу, чтобы мой ребенок погиб, я не хочу делать аборт, я никогда этого не делала, но у меня нет выбора!»

Она рассказала мне свою историю: ее младшую сестру, незамужнюю девушку, которая год назад забеременела, мама отправила на аборт. Но моя пациентка сказала сестре: «Да ты что! Посмотри, у меня трое, и как я счастлива! И ты с детками тоже будешь счастлива!», — и приняла младшую сестру в свою семью. Сестры жили дружно, по очереди работали и ухаживали за детками, а основным добытчиком в семье был муж моей новой знакомой. И вот, когда моя пациентка беременеет четвертым ребенком, муж теряет работу — и вся эта большая семья оказывается в кризисной ситуации. «Мне сегодня детей кормить уже нечем!» — закончила она свой рассказ.

Но я, конечно, сразу рассказала своей пациентке о действующих социальных проектах нашего Центра, которые реально помогут справиться с ситуацией: она в этот же день забрала со склада продуктовые наборы, мы помогли ее мужу официально трудоустроиться на предприятие города. И как только эта женщина поняла, что выход действительно есть, она ушла от меня с радостью и легкой душой.

Оказалось, что их семья живет в частном секторе, и сестры могут и хотят вести домашнее хозяйство. Тогда активные прихожане нашего храма подарили им коз. Это во многом решило проблему с детским питанием — обеспечило их домашним молочком, а также поддержало в финансовом отношении. А затем они пошли дальше и завели большое хозяйство. Им удалось встать на ноги — и теперь они даже помогают другим нашим подопечным, нуждающимся в помощи!

Женщина эта благополучно родила четвертого ребенка. А недавно — и пятого. Девочке, которая у нее родилась после той нашей консультации, сейчас три годика. На крестины ей подарили игрушечную коляску и куклу. Она с радостью катает ее по двору и всем говорит шепотом: «Тише, ребенок спит!»

Выход можно найти всегда. Но здесь, конечно же, необходимы прежде всего настоящая любовь и жертвенность родителей. А также наша помощь и поддержка. Ведь если мы молчим, если мы не оказываем деятельную помощь, то какие мы христиане?

Подготовила Дарья Баринова

Благодарим организаторов добровольческого общественного движения «За жизнь» за содействие в подготовке материала

Мнение людей об аборте различны и противоречивы. В середине прошлого века, все люди признавали это как преступление и умышленное убийство и в большинстве стран это было запрещено законом. Сегодня все изменилось, многие уже не считают аборт преступлением и даже многие государства приняли политику по поощрению практики абортов. Знаете ли вы, что 37,5% случаев смерти матери в Молдове является аборт? В 2004 году были совершены 441 аборта на каждые 1000 детей, родившимися живыми, а в Приднестровье 1190 абортированных детей на каждые 1000 детей, родившихся живыми. В нашей стране 10% абортов делают в подростковом возрасте. В статье, написанной Людмилой Шаргов говорится, что по статистике 78% женщин в Молдове сделали 2 и более абортов, а шесть лет назад 83% от всех беременностей были прерваны. Смотря на статистику, создается впечатление, что это настоящий геноцид. Законодательство Республики Молдова поддерживает практику абортов. А что говорит Бог об этом?

Так выглядит абортированный ребенок.

Слово «аборт» не упоминается на страницах Священного Писания, но Библия говорит очень много об убийстве и даже представляет специальный закон, который применим к нашей теме и проливает много света на практику аборта. Текст находится в книге Исход 21:22-25 и говорит следующее:

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Этот текст ясно показывает следующие истины:

1. Бог защищает жизнь не рожденного ребенка и мамы в одинаковой степени

Библия говорит, что если ребенок родится раньше определенного времени, но не будет другого вреда, люди, начавшие ссору и ударившие беременную женщину, должны заплатить ущерб, потому что они прервали нормальное развитие плода. Если же будет причинен и «другой вред», они должны заплатить соответственно. Каким мог быть другой вред? Это может быть потеря жизни плода или мамы, или даже обоих. В любом из этих случаев, ссорившиеся люди должны были заплатить своей жизнью, будет применима смертная казнь, даже если убийство, совершенное ими было не было преднамеренным. Аборт является преднамеренным убийством и намного больше заслуживают смерти убийцы. Но люди сегодня стали верить лжи, которая часто повторяется с экранов телевизоров, в газетах, журналах и т.д., что плод еще не имеет жизни, не является личностью, не является человеком и т.д. Бог категорически заявляет в Библии, что…

2. Жизнь абортированного ребенка имеет ту же ценность, что и жизнь каждого из нас

Даже в этом тексте из книги Исход Бог не указывает никакой разницы, когда говорит, что может случиться несчастье и говорит в одинаковой степени о ценности жизни ребенка и его мамы. И поскольку жизнь плода имеет такую же ценность как и каждого из нас, в случае когда он умрет, убийцы, то есть люди, которые решали свои проблемы и ударили женщину, должны были заплатить своей жизнью. Не позволь быть обманутым теми, кто говорит, что ребенок не имеет жизни, кроме как в определенный период. Бог дает жизнь со всей ее ценностью в момент зачатия.

3. Отец обязан защищать жизнь не рожденного ребенка и мамы

Очень часто мужья заставляют жену сделать аборт. А возможно они имеют аморальные отношения и потом, чтобы не жениться и не нести никакой ответственности, заставляют девушку или женщину сделать аборт. Эти люди будут всю жизнь нести вину за убийство своего ребенка, даже если мы и живем в государстве, которое не наказывает это преднамеренное убийство, они не избегут суда Божьего. Отец ребенка обязан перед Богом и перед ребенком предоставить хорошие условия для своей жены на протяжении всей беременности и таким образом обеспечить хорошие условия для развития их ребенка. Эта обязанность не ограничивается только им.

4. Государство и общество обязаны защищать жизнь не рожденного ребенка и мамы

Писание говорит, что если двое людей ссорились и ударили беременную женщину, так что она родила прежде времени, без того чтобы был причинен еще какой-то вред, они должны «взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках». Посредниками были судьи, которые представляли государство и от них ожидалось принимать правильные решения для защиты жизни и здоровья плода, мамы и в целом для защиты семьи. Как печально видеть сегодня как государство, сделав программы и больницы для защиты мамы и ребенка в это же самое время по закону принимают и пропагандируют аборты, которые являются умышленным убийством. Бог по-другому смотрит на это, потому что…

5. Бог защищает жизнь человека

Тот, кто создал и дает жизнь просит в Своем Слове забрать жизнь убийцы. Это не потому, что Он не ценит его жизнь, но именно потому, что жизнь каждого человека бесценна и не может быть ничем заменена, поэтому цена жизни жертвы может быть оплачена только ценой жизни преступника. Эта истина очень часто повторяется на страницах Библии и Бог категорически говорит:

Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть. И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти. (Числа 35:30-31)

Если вы сделали аборт или муж заставил сделать свою жену, или женщину, которая не является вам женой, но вы жили с ней в блуде – тогда вы виновны в умышленном убийстве. Эту вину несут и врачи, которые совершили это преступление, после того как они были призваны и подготовлены исцелять людей и защищать жизнь, после того как они дали Клятву Гиппократа, они стали мучителями и убийцами. Даже если все «великие ученые» будут убедительно настаивать, что вы «поступили хорошо», знайте, что вы являетесь преступником и ваша совесть, которая есть закон Божий, вложенный Богом в ваше сердце, не оставит вас в покое. Грядет суд Божий, когда вы дадите отчет за убийство невинных детей.

Как священник Бога и согласно авторитету Слова Божьего хочу сказать, что есть выход для вас только во Христе Иисусе, если вы заключите с Ним завет. Читайте внимательно Священные Писания, чтобы узнать характер Господа Иисуса и Его план спасения для вашей жизни. Найдите церковь и ходите в неё, где проповедуется Слово Божье и дается здравое учение, которое вам поможет построить отношения с Богом. Не позвольте времени уйти, потому что вы не властны ни над временем, ни над своей жизнью. Покайтесь и примите правильно отношение против этого зла.

Если вы не совершили этого преступления, не будьте равнодушны к тому, когда видите как злые люди пропагандируют это преступление. Займите правильную позицию, чтобы мы вместе могли остановить геноцид. Скажите другим об истине, которую вы узнали из этой статьи. Распечатайте ее и дайте прочитать и другим.

Перевод: Моисей Наталья

Библия об аборте

или

Почему многие христиане не согласны со своей священной книгой ?

Как много раз вы слышали фразу «Аборт это убийство !» ? Думаю не раз и не два. Причем чаще всего ее любят произносить люди, называющие себя христианами. Еще бы, ведь их религия, их Книга книг запрещает убивать ! «Не убий !», — гласит одна из заповедей, и не беда, что некоторые библейские «святые» убивали невинных людей сотнями, а то и тысячами. И среди этих невинных людей были как младенцы, так и беременные женщины, что уже само по себе ставит под сомнение нелегитимность аборта с библейской точки зрения. Но ведь бедная женщина без средств к существованию, девушка, изнасилованная подонком (иногда даже близким родственником !), мать, которую роды просто-напросто убьют и сделают других ее детей сиротами — не святые. Им нельзя «убивать» — Господь не разрешил. И начинает струиться низкосортная пропаганда, вроде известного фильма Убийца врача, делающего аборты, зачастую становится просто героем. А как же, ведь врач-«детоубийца» должен быть наказан !

Но является ли аборт убийством ?

Оставим в стороне споры о пользе или вреде абортов — не это нас сейчас интересует. Нас интересует другое — является ли плод во чреве матери человеком с библейской точки зрения ? Говорит ли Библия о том, что человек появляется сразу после зачатия ? Если да, то тогда нам, по крайней мере, будет понятно возмущение, которое аборт вызывает у христиан — для них это действительно выглядит убийством.

А что если нет ?

Начнем с того, что аборт в Библии вообще не упоминается. В заповедях Моисея нет запрета на насильственное прекращение беременности. А эти заповеди, зачастую, касаются гораздо менее важных тем. Например:

«В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие; в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая; гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.» (Втор. 25:13-16)

О гирях позаботились, а о младенцах забыли ? Или, может быть, не было повода для беспокойства ?

Есть ли в Библии сведения о том, что человек появляется сразу после зачатия, что плод является человеком еще до третьего триместра (когда появляются мозговые волны, а аборт уже невозможен) ? Если есть, то тогда аборт действительно является нарушением заповеди «не убивай». Противники абортов иногда цитируют 13-16 стихи 138-го (139-го) псалма, а также 5 стих первой главы книги Иеремии. Рассмотрим эти места поподробнее, и выясним, о чем же там говорится.

«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.» (Пс. 138(139):13-16)

Где же здесь свидетельство о том, что плод является человеком ? Оказывается некоторые видят его в словах «соткал меня во чреве матери моей». Довольно туманная фраза, не правда ли ? Можно, конечно, усилием воли поверить в то, что автор псалма имел в виду именно человеческую сущность плода, однако не будем забывать и о том, что псалмы — это в первую очередь поэтические произведения . Если так буквально толковать поэтические строки, то надо признать, что Земля держится на неких «столпах». Ведь написано же в Псалтири

«Когда изберу время, Я произведу суд по правде. Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее.» (74(75):2-3)

А что с книгой Иеремии ?

«…прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.»(1:5)

Можем ли мы однозначно заявить, что этот стих сообщает о том, что человек появляется сразу после зачатия ? Нет. Первая часть стиха («прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя») свидетельствует лишь о всеведении бога. Действительно, всезнающий бог может познать (и знает !) человека еще до его рождения. Вторая же часть («прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя») либо свидетельствует о планах бога относительно будущего пророка, либо о факте завершения формирования человека еще в утробе матери (не о том, что человек появляется сразу после зачатия !).

Итак, в Библии нет мест, опираясь на которые можно было бы однозначно заключить, что человек возникает сразу же после зачатия. «Но даже если нет упоминания, это не значит, что плод не является человеком !», — возразят некоторые. Разумеется. Но отсутствие упоминания уже означает, что возражения против абортов основаны на чем угодно, только не на Библии.

Но нет ли в Библии мест, где опровергался бы миф о том, что плод якобы является человеком ? Одно такое место есть ! Заглянем в книгу Исход (глава 21, стихи 22-24):

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу …»

Итак, мы видим, что за нечаянный вред, нанесенный женщине, виновник должен быть наказан согласно причиненному ущербу. Если женщина умрет, то следует » душу за душу». За нечаянный же вред, нанесенный плоду, надо всего лишь … заплатить пеню ! Тут уж любому ясно, что если бы автор этого закона считал плод человеком, то наказание для виновного было бы намного более суровым (а, если точнее, таким же, как и в случае с женщиной или любым другим человеком). Значит автор заповеди не считал плод человеком ! Ну а автор, конечно же, сам бог Яхве. Так почему же многие христиане не согласны с Библией?

Неужели они не доверяют своему богу ?

Возмущался Heimdall.

Посмотреть и оставить отзывы (4)