Молитва от эпилепсии православная

Эпилепсия

Один мой знакомый атеист, большой чудак, сочинил как-то жутковатую историю в оруэлловском духе. Мне запомнилась часть, когда в воскресный день на выходе из храма к людям подходят крепкие бородатые ребята в чёрных рубашках и смазных сапогах, берут под локоток и, ласково заглядывая в глаза, спрашивают каждого:

— Брат, а о чём было сегодняшнее Евангелие?

Тех, кто отвечал с запинками или молчал, тихонько отводили к стоящему неподалёку чёрному воронку. Больше их никто не видел…

Смейтесь или плюйтесь, но я каждый раз вспоминаю эту историю, когда в храме читают Евангелие. Мозг изощряется в привычных аскетических аналогиях. Воспитанное патериками воображение послушно рисует привычные символы. Бородатые ребята суть бесы. А коль в Церкви не молишься, то самое место тебе с ними, в чёрном воронке. Потом допросы, пытки, лагеря, расстрелы. Такая вот трагикомедия…

В общем, тренинг действует. Я очень редко щёлкаю ушами, когда читают Евангелие. Ближе к Великому Посту оно становится потребностью. Вот человек маленького роста, но большой души залазит на дерево вместе с мальчишками. Вот выходят их храма двое, и один из них более оправдан. А в это время где-то в далёкой стране блудный сын уже плачет над свиным кормом, и отец готов принять его в любой момент, стоит только прийти. Притчи рассказывают о жизни, а сама жизнь напоминает притчу, если внимательно присмотреться. Художественный образ скажет больше, чем самая подробная инструкция по эксплуатации.

Где-то к средине поста читают отрывок, который мне особенно памятен, дорог — и невыносимо тягостен. Больной ребёнок, безутешный отец и растерянные апостолы, которые уже получили власть изгонять бесов, но в данном случае ничего не могут сделать.

И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мёртвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9).

У меня был друг. У него была эпилепсия. С детства. Первый раз она проявилась лет в 12. Мы бегали по стройке, его догнал сторож и ударил какой-то резиновой палкой по голове. Припадки периодически повторялись, но не слишком заметно. Многие вообще ничего не подозревали. Настоящей проблемой это стало уже во взрослом возрасте.

Эпилепсия сильно влияет на характер и поведение человека. Не верьте, если вам скажут, что это не так. Любая болезнь не делает из человека душку, но эта имеет свои прелести. А с моим другом получилось вообще жестоко.

Голливудская внешность, таланты, ум, чувство юмора, стиль, вкус. И при этом он был одним из самых несчастных людей на земле. Девчонки, которые сворачивали себе шеи, провожая взглядами на улице, в суеверном ужасе шарахались позже, если становились свидетелями его недуга. Так бросила его первая девушка. Потом первая жена. Потом он многих футболил сам. А тех, кто всё же искренне его любил (были и такие!), тех, кто готов был чем-то для него жертвовать, — этих он доводил с особенной жестокостью. Мы часто зачем-то мстим тем, кто рядом. А рядом всегда самые близкие и преданные.

Мы вместе росли. Одно время вместе работали. Вместе выпивали. По девушкам он ходил сам. У меня уже были свои, целых две, одной из которых нужно было покупать фрукты и памперсы, а второй цветы на годовщину свадьбы.

У него был миллион приятелей, но я знал, что ближе меня никого нет. Приятели сдувались ветром после первого припадка. У него перебывали почти все одинокие (иногда и не совсем одинокие) молодые привлекательные женщины нашего (и не только нашего) района. Они все были вытолканы из койки. И из жизни. А та, которую не вытолкал он, — вышвырнула его сама, подло променяв на «папика» с денежным мешком.

У него был полный комплект родственников, но любила его, кажется, одна лишь старшая сестра. Но у сестры была своя жизнь и были те, кто нуждался в её любви больше. Потом у него была ещё какая-то случайная, нелепая женитьба и дочка, которая осталась после развода, конечно, у жены.

Он оттолкнул от себя такое огромное количество людей, что становилось непонятно: почему они вообще с ним общались? Конечно, в итоге он отпихнул и меня. Он был так одинок и несчастен, что я не представляю, как он вообще мог с этим жить? Нехорошо быть человеку одному. Он и не смог — умер. Задохнулся с похмелья, во время последнего приступа, сидя в ванной. В полном одиночестве.

Тут бы и закончить, но есть ещё кое-что. Я пытался ему помочь — в перерывах между переворачиваниями его на бок и разжиманием губ (почему-то носом в те моменты он не дышал совершенно), замыванием крови на полу (падал со всех своих метр девяносто, с размаху, лбом на угол мебели, на металл, на стекло, почему-то всегда на что-то твёрдое или острое), вытиранием пены. Я рассказывал ему об одном своём родственнике, который излечился от подобного почти полностью. У раки с мощами преподобного Сергия, у которой он не пропустил ни одной воскресной службы в течении года. О чём думал этот человек и как именно молился Богу, я не знаю. Знаю только, что он совершенно правильно выбрал место, время и способ лечения. Тяжёлые припадки прошли, сменившись лёгкими минутными напоминаниями.

Всё это я рассказывал, как мог, а «мочь» было нелегко, потому что если мой друг не обнимал после приступа очередную кошечку, то обнимал бутылку с пивом. Стараясь не бросать бисера в грязь, я рассказал ему о Таинствах. Шёл Великий Пост, в храмах совершали Соборование. И он неожиданно согласился. Я попросил подготовиться к этому и вести себя как человек, а не как чмо какое-нибудь. Так он меня и послушал! Рано утром мне открыла дверь его очередная полуголая подруга. Та самая, которая потом хладнокровно и расчётливо его бросила. Он сказал, что едет с ней. Она тоже хочет. Ну что ж, помиссионерим, подумал я тогда. Заведём в храм — там видно будет. Не знаю до сих пор, правильно ли я поступил? По крайней мере, если впоследствии и возникают у меня иллюзии о моём миссионерском призвании, то воспоминание об этом дне их успешно развеивают.

В нижнем храме они притихли, подруга даже вытащила откуда-то платочек. Покорно отстояли всё Таинство. Потом я предложил подняться наверх, в большой храм, свечки поставить. Я зашёл первый, чуть замешкался, оглянулся на них. Они стояли такие молодые, ослепительно красивые, нарядные. Подруга взяла его под руку. У него обе руки были в карманах, нижняя губа слегка оттопырена, глаза глядели сквозь тёмные очки-поляроиды. Очень я его полюбил в тот момент. Так бы и двинул подсвечником по многострадальной голове… Через минуту он сказал:

— Мы пойдём. Спасибо, — и пожал руку.

И ушёл.

Теперь он там, у него уже есть ответы на все вопросы. А мне до сих пор много чего не ясно. Я думаю о нём каждый раз, когда читают это место Евангелия. Наверное, это хорошо. Потому что Евангелие не должно быть просто книгой. Это наша жизнь. Для того оно и писалось, чтобы главы стали её вехами. Чем больше — тем лучше. И я не боюсь теперь чернорубашечников на выходе. Текст забыть можно, а вот забыть свою жизнь… ну зачем же тогда жить?

Такая вот история. Вы меня спросите: эпилепсия — это одержимость или болезнь? А у меня нет ответа. Строго говоря, я не знаю. Знаю только, что любая болезнь — это, по сути, и есть одержимость тем самым злым духом, который вошёл в человека после грехопадения. Можно приносить обильные жертвы, танцевать с бубном, ходить на «вычитки» или заполнять себя до краёв противосудорожными препаратами. Я почему-то думаю, что не поможет. Потому что верю в слова о посте и молитве. А вера — такой же способ постижения окружающей действительности, как и знание.

По прошествии лет, после угасания неофитского зуда, после почти полной утраты этой самой веры и последующего её обретения, — я всё ещё верю в чудо. И я хорошо понимаю, что полного исцеления не наступает почти никогда, но понимаю также, знаю по опыту, верю и чувствую, что правильно воспринятая болезнь становится благословением и путём к банальному человеческому счастью. И что самое главное Таинство совершается в сердце человеческом, а самое главное чудо — это изменение его.

Молитва от эпилепсии

Может ли помочь молитва от эпилепсии?

Помимо помощи от знания и опыта врачей эпилептологов, некоторые наши пациенты и их родственники нуждаются в духовной поддержке и вере в исцеление.

В православной вере люди, страдающие эпилепсией, взывают с молитвой к Пресвятой Богородице и к Господу Богу.

Отец Небесный, на руках молитвы я приношу Тебе своего близкого (имя), страдающего эпилепсией. Я верю, что Твоя воля – исцелять людей, потому что Сам Иисус делал это, живя на земле. Прикоснись к нему Духом Святым. Наполни Своей исцеляющей силой. Именем Господа Иисуса Христа я связываю тебя, дух эпилепсии, и повелеваю навсегда оставить его тело. Господь, я прошу тебя о созидательном чуде – даруй ему новый мозг. Всели в его сердце Твой мир и покой. Верю, Господи, что Тебе все возможно. Благодарю Тебя за полное исцеление моего (имя). Тебе, мой Бог, слава, честь и величие, во имя Иисуса. Аминь.

Святой Валентин В католической и протестантской вере покровителем неврологических, психических больных (включая эпилепсию) является святой Валентин. День святого Валентина – день всех влюбленных, а также день больных эпилепсией, отмечается 14 февраля.

Святой Валентин, римский священник, принявший мученическую смерть в 270 году, во времена императора Клавдия II. Люди обращаются с молитвой к святому Валентину, чтобы выздороветь от эпилепсии.

Одним из древних названий эпилепсии «болезнь святого Валентина». Предания гласят, что святой Валентин избавляет от любовной лихорадки и мук, а молитва на могиле святого Валентина исцелила от эпилепсии юношу. Известно изображение Валентина – чудотворца – избавителя от душевных ран и судорог.

В России заступником больных эпилепсией называют святого мученика Трифона. День святого Трифона отмечается церковью тоже 14 февраля.

С детства Трифон молитвой избавлял поля от уничтожавших урожай насекомых. Рассказывают, что он сотворил чудо изгнания беса из дочери римского императора. Мог помогать молитвой от эпилепсии, а также в скорби, пропажах, тяжелых обстоятельствах жизни.

В настоящее время части его мощей хранятся в Москве, в церкви святого Трифона в Напрудном, в Киево-Софийском соборе, в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне.
Святому мученику Трифону молятся об исцелении различных недугов (особенно эпилепсии и нарушения сна).

Молитва от эпилепсии

Молитва от эпилепсии Святому Трифону

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим, и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, (со­зданием на похвалу святому имени твоему), и предста­тельствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Три­фоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твое­го от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у него дар сей: аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лю­тых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник, и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Пре­стола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков. Аминь.

Скачать эту статью

Хотя и у детей, и у взрослых эпилепсия способна вызвать немало проблем, всё же она — не приговор. У Иисуса Христа получалось поднимать мёртвых, так что исцеление от эпилепсии — для высших сил не проблема.

Некоторые исследователи утверждают, что это болезнь подробно описана в Библии. Разберёмся, так ли это, а также обеспечивают ли такие разные явления, как молитвы и заговоры, исцеление от эпилепсии. Если да, то кому молиться и как.

Молитва может помочь от эпилепсии, но нельзя ограничиваться ею и забыть о врачах

Может ли помочь молитва от эпилепсии? Такой вопрос часто задают верующие, которые столкнулись с падучей болезнью.

Будем искренними: это тяжёлое заболевание головного мозга, которое требует вмешательства врача.

Молитва к Господу Богу или святому мученику может помочь — да.

Но Всевышний не просто так создал весь мир с доступными нам инструментами.

Не для того есть врачи, и прочий специалисты, чтобы всякий раз отворачиваться от материального мира и пытаться решить его трудности духовными средствами.

Вера решает вопросы души — это в первую очередь. А такие вещи, как исцеление от эпилепсии, — второстепенные задачи.

Исцеление Христом бесноватого отрока — этот эпизод часто трактуют, как излечение от эпилепсии

Но истинная вера творит чудеса. О больных, у которых прекратились приступы эпилепсии после молитв, известно. Но не перелагайте земное на Бога. Быть может, Он поможет найти хорошего специалиста, на которого и возложит лечение эпилепсии.

Для больных эпилепсией молитва — это способ попросить поддержки Господа.

Поэтому, молитва — это просьба сделать по-нашему, но она не равна бездействию. Для больных эпилепсией недостаточно сидеть перед иконой для выздоровления. Мы просим Бога помочь и продолжаем действовать уже с Его поддержкой.

Некоторые толкователи Библии, полагают, что в ней есть эпизод, где описано излечение человека, страдающего от эпилепсии:

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет.

Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

(Мф. 9:17-29)

Если принять идею о том, что речь об эпилептическом припадке, то мы видим, что даже для учеников Иисуса Христа борьба с этим заболеванием стала большой трудностью. Поэтому молитва — это прекрасное дополнение, но не основное средство.

9 глава Евангелия от Марка, возможно, описывает исцеление от эпилепсии

Заговоры от эпилепсии — это не молитва, православие их не одобряет

Православие отличает молитву от заговора. Первое — это обращение к Богу. Именно к Нему, даже если мы читаем молитву к какому-то святому. Христианская традиция не приписывает старцам, мученикам, святителям и т.д. способность творить чудеса.

Всё, что они делают, — это обращаются за помощью к Господу, присоединяют свою просьбу к молитве верующего.

То есть, если Вы молитесь на икону Николая Чудотворца, значит, можно рассчитывать, что святой в этот момент молится Всевышнему за Вас.

Молитва — это обращение к Богу, у заговора иная природа.

У заговора иная природа. По крайней мере, так утверждают богословы. Разные оккультисты могут иметь на этот счёт свою точку зрения. Например, есть такое утверждение: всё в мире — от Бога и оно же — есть Бог, так что можно молиться Солнцу, а адресат всё равно — Всевышний.

Разделять такую позицию или нет — дело каждого, но если человек называет себя православным, его мировоззрение — это отрицание подобных оккультных подходов. Поэтому мнение эзотериков в расчёт верующими православными не берётся. Для них есть строго:

Молитва — обращение к Богу прямо, либо через святого или ангела.

Заговор — магическое действо, порицаемое православной Церковью.

Иногда в тексте заговоров встречаются имена святых, есть обращение к Богу, и тогда довольно сложно отличить одно от другого. Но заговор выделяют следующие черты:

  • он читается по каким-то правилам: выходя из дома, на новолуние и т.д;
  • его нет в официальных церковных молитвословах;
  • он гарантирует результат после выполнения ритуального действа.

Может ли заговор вылечить от эпилепсии? Православная Церковь не правомочна рассуждать на эти темы и ручаться за результаты оккультизма. Возможно, что результат и будет.

Но православие негативно относится к подобным практикам, так как считает их вредными для души верующего человека. Прибегая к заговорам, человек действует уже не в лоне православной традиции и может быть отлучён, либо наказан, к примеру, епитимьей.

Поэтому если кто-то советует заговорить косточку словами: «Заговариваю я раба Божия (имя). Архистратиг Михаил, Архангел Гавриил, Иоанн Воин, победите беса…» и т.д. — священник советуют воздержаться.

Молитва к старице Матроне от эпилепсии у детей — это заговор, Церковь предостерегает верующих от него

От эпилепсии у детей часто советуют молиться старице Матроне Московской. При жизни она принимала у себя много людей, лечила, давала советы. И сейчас к ней обращаются для излечения различных недугов.

Молитва Матроне Московской — не православная молитва, а заговор, но к святой можно обратиться своими словами

Многие источники приводят вот текст молитвы:

«Блаженная Старица, Матрона Московская.

Пусть голова ребенка успокоится, от эпилепсии в молении укроется.

Прошу тебя, чтоб исцелилось чадо, ты заступить, нам очень это надо.

За все грехи, я каюсь и рыдаю, скажи Христу, как сильно я страдаю.

Да будет воля твоя. Аминь.

Матрона Московская, Блаженная Старица. Падучая болезнь меня изводит, из головы дрожащей не уходит.

Лекарства пусть помогут исцелиться, я буду верить и в душе молиться.

Коль эпилепсия мне послана Христом, скажи, пусть отведет ее перстом.

Да будет воля твоя. Аминь.

Блаженная Старица, Матрона Московская.

От судорог сознание теряю, в болезни никого не обвиняю.

Одна надежда на тебя осталась, ведь эпилепсия во мне еще осталась.

Пусть все грехи Господь мои отпустит, и, защитив, припадков не допустит.

Да будет так. Аминь».

Но здесь кроется некоторая загвоздка. Дело в том, что эта молитва не содержится в молитвословах. Она — не церковная, и её, по инструкции, должен сопровождать ритуал, похожий на оккультный заговор. Молитву читают обязательно при свечах, на воду, затем пьют.

Православной молитвы от эпилепсии к Матроне Московской не существует.

Исходя из этого, православным христианам Церковь не рекомендует использовать эту молитву от эпилепсии.

От эпилепсии можно молиться Иисусу Христу и Богородице

Иисусу Христу и Богородице можно молиться всегда. От эпилепсии тоже

Есть молитва от эпилепсии к Иисусу Христу и Богородице:

«Отец Небесный, на руках молитвы я приношу Тебе своего близкого (имя), страдающего эпилепсией.

Я верю, что Твоя воля – исцелять людей, потому что Сам Иисус делал это, живя на земле.

Прикоснись к нему Духом Святым. Наполни Своей исцеляющей силой.

Именем Господа Иисуса Христа я связываю тебя, дух эпилепсии, и повелеваю навсегда оставить его тело.

Господь, я прошу тебя о созидательном чуде — даруй ему новый мозг.

Всели в его сердце Твой мир и покой. Верю, Господи, что Тебе все возможно.

Благодарю Тебя за полное исцеление моего (имя).

Тебе, мой Бог, слава, честь и величие, во имя Иисуса. Аминь».

От эпилепсии православные верующие молятся мученику Трифону

Мученик Трифон стал известен благодаря тому, что силой веры смог исцелить дочь императора Гордиана. Но христианам в ту пору жилось нелегко: повсеместно происходили гонения, аресты, казни. Трифон тоже не избежал этой участи. Но свою судьбу он принял смело.

Мученик Трифон не испытывал боли и теперь помогает верующим преодолеть недуги.

Вера в этом храбром человеке оказалась такой твёрдой, что он не испытал боли, когда его били, резали и жгли. В итоге святому отрубили голову, но мощи его продолжали творить чудеса.

Мученик Трифон помогает избавиться от эпилепсии

К мученику обращают такую молитву от эпилепсии:

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим, и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю!

Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, (со­зданием на похвалу святому имени твоему), и предста­тельствуй о нас пред Господем на всяком месте.

Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Три­фоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твое­го от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у него дар сей:

аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякаго прилога злаго.

И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лю­тых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас.

Буди нам тогда помощник, и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Пре­стола Божия.

Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков. Аминь.

От падучей стоит молиться мученику Виту Римскому

Кому молиться при эпилепсии, кроме Трифона и Иисуса Христа? В молитвослове есть ещё подходящий текст — молитва при падучей болезни святому мученику Виту Римскому.

Святому Виту Римскому молятся от эпилепсии

Этот святой прославился тем, что исцелял людей молитвой от разных недугов. Те же, кто пытался строить козни Виту, начинали страдать от ужасных болезней. Врагов Вит прощал и тоже излечивал.

Тропарь, глас 4:

«Мученик Твой, Господи, Вит, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».

Молитва:

«О святый угодниче Божий, мучениче Вите!

Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его.

Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси,

о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим,

аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь».

– Если говорить об отроке, которого исцелил Господь, то здесь Евангелие однозначно говорит, что ребенок был одержим злым духом, очевидно из-за грехов родителей: «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф. 17:18). То есть, это была духовная болезнь. По попущению Божьему, злой дух связывал волю ребенка и навязывал ему разного рода действия.

Болезнь же под названием эпилепсия — следствие органического поражения головного мозга врожденного или приобретенного характера. Патогенез болезни был открыт только в конце XIX в. – в начале XX в. Он заключается в нарушении процессов возбуждения и торможения в коре и двигательных центрах головного мозга, которое и приводит к развитию судорожных приступов.

До этого времени люди, конечно же, очень суеверно относились к больным эпилепсией, считая ее проявлением нападения духов, как добрых, так и злых, или же действия луны либо других небесных тел. Поэтому в древности названиями болезни были: «Божественная», «демоническая», «лунная», «дурная», «геркулесовая», «чёрная немощь», «трясучка», «падучая», «горестное страдание», «наказание Христа» и другие.

Понятно, что таким людям было нелегко — не только из-за болезни, но и из-за непонимания людей. К больному могли применять разного рода способы изгнания бесов или же варварские средневековые методы лечения психически больных.

С развитием медицины, благодаря изучению механизмов этого заболевания и изобретения методов его лечения, положение эпилептиков в обществе изменилось. К ним начали относиться с пониманием, как к больным телесно. К тому же, современное лечение позволяет в 70% случаев добиться приостановки судорожных приступов, медицине удалось резко сократить число серьезных осложнений (в том числе летальных).

Но, несмотря на столь оптимистический прогноз, как христиане мы знаем, что любая болезнь является результатом поврежденности человеческой природы, произошедшего вследствие грехопадения. Поэтому всякий человек (а больной в особенности) нуждается во Христе как Спасителе и Небесном Враче.

Поскольку человек есть существо не только телесное, но и духовное, то и лечение должно быть двояким — помимо медицинского лечения, необходимо и духовное врачевство. То есть нужна вера, которая дарует прощение личных грехов (очень часто являющихся причиной наших страданий), духовные силы и Божью милость. Больному необходимо исповедоваться, причащаться, собороваться. В этом залог как успешного лечения, так и духовной пользы.

К слову, в такой болезни может быть сокрыта польза. Ещё будучи студентом медицинского института, я познакомился с выдержками книги верующего психиатра Д. Е. Мелехова о некоторых выдающихся исторических личностях, страдавших психическими отклонениями и эпилепсией. Так там описано, как эпилепсия отложила свой отпечаток на творчество Ф. Достоевского и даже послужила раскрытию его таланта. Поэтому, слава Богу за все и, Господи, помоги!

Эпилепсия: болезнь блаженных, мудрецов и пророков

Эпилепсия (в переводе с древнегреческого — «схватывание») известна с древнейших времен. Этому заболеванию приписывали магическую природу и называли священным. Считалось, что таким образом боги наказывают тех, кто ведет неправедный образ жизни. Внезапно начинающиеся припадки производили жуткое впечатление на окружающих, так как никто не мог объяснить причины «падучей». В древней греции, а также в древнем риме любое общественное мероприятие или богослужение прерывалось, если у кого-либо из присутствующих начинался приступ.

«ВСЕЛЕНИЕ ДЕМОНОВ» ИЛИ «ПЕЧАТЬ БОЖЬЯ»?

Эпилепсию пытались лечить заговорами, молитвами, постами. В давние времена существовали заведения, схожие с монастырями, где спасались от преследования больные эпилепсией.

До наших дней сохранились свидетельства того, что древние целители предпринимали попытки «изгнать демона», трепанируя череп несчастных.

Еще в 400 г. до н.э. Гиппократ свой первый трактат «О священной болезни» посвятил эпилепсии. Величайший врачеватель полагал, что болезнь передается по наследству и что обусловлена она патологией мозга, а припадок могут спровоцировать солнце, ветер, холод, изменяющие консистенцию мозга. Клиническую картину эпилепсии в Х веке н.э. впервые описал Авиценна, у которого также было это заболевание.

В эпоху средневековья отношение к эпилепсии было неоднозначным. С одной стороны, ее боялись, с другой — преклонялись перед нею, так как многие святые и пророки страдали «падучей». Известно, что эпилептические припадки наблюдались у Сократа, Платона, Нобеля, Достоевского, Флобера, Ван Гога и др.

По свидетельству биографов, «мучался припадками» и великий предсказатель Нострадамус. В молодые годы талантливый студент-медик, астроном и историк после очередного припадка почувствовал тягу к предсказаниям. Впоследствии все видения являлись ему после мучительных приступов болезни.

Эпилепсией страдала и Жанна д’Арк. В 12 лет она «увидела» архангела Михаила, Святых Маргариту и Екатерину, которые сообщили девушке, что ей суждено спасти Францию: «Ты облечешься в мужскую одежду, возьмешь оружие и будешь управлять всем…». Через пять лет этому пророчеству суждено было сбыться.

Наличие связи между эпилепсией и незаурядными интеллектуальными способностями до сих пор не подтверждено, но и не опровергнуто. Различные пророчества и откровения, которые являлись эпилептикам во время приступов, давали верующим основания считать, что эти больные «ближе к Богу». В воспоминаниях Софьи Ковалевской приводится случай, рассказанный самим Достоевским: «…Я почувствовал, что небо сошло на землю и поглотило меня. Я реально постигнул бога и проникнулся им… Вы все, здоровые люди, и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком. Магомет уверяет в своем Коране, что видел рай и был в нем. Он не лжет! Он действительно был в раю в припадке падучей, которою страдал, как и я. Не знаю, длится ли это блаженство секунды, или часы, или месяцы, но, верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него!».

Что это, игра больного воображения, или то, к чему стремятся все верующие? И что же такое эпилепсия — «вселение демонов», как думали древние, или «печать божья»? Ответа на этот вопрос нет и поныне.

ПАДУЧАЯ В НАСЛЕДСТВО

Давнее предположение, что эпилепсия является наследственным заболеванием, имело серьезные основания. Психиатр Вильям Говерс в 1896 г. отмечал, что «…приблизительно в половине случаев эпилепсии у предшественников или родственников были эпилепсия или помешательство… Они сменяют друг друга и встречаются вместе столь часто, что оправдывают значение, признающее половину случаев результатом прирожденного расположения, переданного через посредство родителей». Из биографий выдающихся личностей известно, что отец Наполеона был алкоголиком, сестры — истеричны. У Флобера отец отличился аффектно-вспыльчивым характером, мать была подвержена галлюцинациям, старший брат Ахилл страдал психическим заболеванием.

Аналогичные проблемы наблюдались во многих царских семьях. Психические отклонения отмечались у Ивана Грозного, оба его сына унаследовали жестокость, агрессивность и психическую неуравновешенность. Царевич Дмитрий с младенчества болел эпилепсией, которая в 10-летнем возрасте стала причиной его гибели. Юный отрок играл ножиком, когда начался очередной припадок, во время которого он случайно порезал себе шею и скончался от кровопотери.

Мучили припадки также Петра I и его дочь, царицу Елизавету. Из-за тяжелых и частых приступов в последние годы жизни веселая и общительная Елизавета вынуждена была отказаться от балов и скрываться в опочивальне.

В настоящее время установлено, что некоторые формы эпилепсии обусловлены «поломками» в генах, известно даже в каких именно. Сегодня ученые работают над созданием препаратов, которые будут воздействовать непосредственно на поврежденный ген.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Согласно современной классификации, эпилепсия относится к «заболеваниям нервной системы с эпизодическими расстройствами», так же как и мигрень, нарушение мозгового кровообращения, сна и др. Психические проблемы, возникающие у лиц с этой патологией, как правило, обусловлены сопутствующими заболеваниями мозга (опухолью, атрофией мозга), а не с самой болезнью. Некоторые изменения психики (заторможенность, сонливость) могут быть вызваны побочным действием противосудорожных противосудорожных препаратов.

Сегодня эпилепсия диагностирована у 1% населения земного шара. В странах СНГ — у 2,5 млн человек. За последние 10 лет заболеваемость эпилепсией возросла в 1,5–2 раза. По прогнозам специалистов,
в XXI веке каждый третий житель планеты хотя бы один раз в жизни перенесет судорожный приступ. Такое предположение они объясняют ухудшением окружающей среды, качества продуктов питания, хроническим стрессом.

Обычно приступы болезни появляются в детстве (в 50% случаев — к 11 годам), последний пик отмечается в пожилом возрасте, когда припадки становятся следствием перенесенных инсультов, опухоли головного мозга. Эпилепсия может быть также вызвана родовой или черепно-мозговой травмой, сосудистыми заболеваниями мозга, инфекцией. Но основной ее причиной (в 65,5% случаев) являются генетические изменения.

Некоторые больные перед припадком испытывают особые ощущения — ауру. У каждого она разная. Одни чувствуют холод, другие — «ветерок в животе», третьи подвержены слуховым или зрительным галлюцинациям. Описание сочетания зрительной и слуховой ауры можно встретить у Флобера в мемуарах его друга Максима дю Кампа: «Густав внезапно, без всякой причины поднимал голову и делался очень бледным; он чувствовал ауру… он говорит, что в левом глазу у него пламя… Затем он кричит: «Я держу вожжи… Здесь извозчик… Я слышу колокольчик…», а затем он издает такой душераздирающий крик, что он остается долго в моих ушах, и начинаются судороги».

Наполеон перед приступами нередко испытывал обонятельные галлюцинации — улавливал запахи, которых никто не чувствовал. У каждого больного аура отличается постоянством, приступы же довольно разнообразны: от парциальных припадков с кратковременной потерей сознания (на 2–3 секунды), совершенно незаметных для окружающих, или с малозаметными судорожными подергиваниями конечностей до генерализованных.

Генерализованные припадки очень ярко описал Достоевский в романах «Идиот» и «Бесы». «Известно, что припадки эпилепсии приходят мгновенно. В это мгновение чрезвычайно искажается лицо, особенно взгляд. Конвульсии и судороги овладевают всем телом и всем лицом. Страшный, невообразимый и ни на что не похожий вопль вырывается из груди… и никак невозможно, по крайней мере, очень трудно наблюдателю вообразить, что это кричит этот же самый человек. На многих вид человека в падучей производит решительный и невыносимый ужас, имеющий в себе нечто мистическое». «Пенящаяся слюна, открытые глаза и бледное или посиневшее лицо человека, который к тому же упал в грязь и порвал одежду, у многих людей связаны с их представлениями об эпилепсии, — пишет врач С.И. Фомичев. — Во время приступа человек выглядит как мертвый, это внушает страх и отвращение».

Несмотря на то, что проявления припадка у многих окружающих вызывают отрицательные эмоции, следует помнить, что это вовсе не «душевная» болезнь. После приступа больные эпилепсией ничем не отличаются от здоровых людей.

ПОЖИЗНЕННАЯ ТЕРАПИЯ

В основном лечение эпилепсии заключается в длительном приеме противосудорожных препаратов. Правда, противоэпилептические средства обладают целым рядом побочных эффектов. В зависимости от токсичности их разделяют на группы. Наименее токсичными являются такие препараты, как фенобарбитал, карбамазепин, бензодиазепины и валпроаты, более токсичны барбитураты, гидантоины и сукцинимиды. Чтобы назначить другие противосудорожные средства, требуются серьезные обоснования.

Правильное и своевременно подобранное лечение позволяет добиться у большинства пациентов стойкой и длительной ремиссии либо снизить частоту приступов. У взрослых эпилепсия полностью излечивается крайне редко. У детей, если терапия начата в ранней стадии заболевания, есть шанс (в 70% случаев) полностью избавиться от припадков. Однако их отсутствие не означает выздоровления. Противоэпилептические препараты обычно необходимо принимать на протяжении всей жизни.

Некоторые формы эпилепсии лечат хирургическим путем. К вспомогательным видам лечения относятся диетотерапия, голодание. Иногда неплохие результаты дают психо- и фитотерапия, гомеопатия. Но эти методы не могут заменить медикаментозной терапии.

Больным эпилепсией нужны не только лекарственные препараты, но и внимание, доброжелательное отношение окружающих. Протяните руку тем, кому необходима ваша поддержка.

НАЛИЧИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭПИЛЕПСИЕЙ И НЕЗАУРЯДНЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ДО СИХ ПОР НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО, НО И НЕ ОПРОВЕРГНУТО. РАЗЛИЧНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА И ОТКРОВЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЛИСЬ ЭПИЛЕПТИКАМ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПОВ, ДАВАЛИ ВЕРУЮЩИМ ОСНОВАНИЯ СЧИТАТЬ, ЧТО ЭТИ БОЛЬНЫЕ «БЛИЖЕ К БОГУ»

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОМ ПРИПАДКЕ

• Если у больного начался приступ, необходимо вынести его из опасных зон — с проезжей части, из воды.
• Удалить все предметы, которые могут стать причиной травм при судорогах.
• Во время приступа необходимо придерживать голову больного. Не следует пытаться предотвратить прикус языка путем введения в рот различных предметов. Это может нанести больному больше вреда, чем пользы.
• После окончания судорог нужно осторожно перевернуть больного на бок, чтобы он не захлебнулся слюной.
• Несмотря на остановку дыхания, которая может продолжаться 10–15 с, нет необходимости в искусственном дыхании.
• Не разговаривайте с больным и не пытайтесь привести его в сознание. Ведите себя спокойно, и если после приступа он задаст вам вопросы, ответьте на них.
• Если припадок длится слишком долго или повторяется через короткие промежутки времени, следует вызвать «скорую помощь».

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БОЛЬНЫЕ ЭПИЛЕПСИЕЙ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ИЗГОЯМИ. ИХ ЧУРАЛИСЬ, БОЯЛИСЬ И ПЫТАЛИСЬ ИЗОЛИРОВАТЬ ОТ ОБЩЕСТВА — СОДЕРЖАЛИ В «ДОМАХ ДЛЯ УМАЛИШЕННЫХ». ПОСТОЯННО ОПАСАЯСЬ ВНЕЗАПНЫХ ПРИПАДКОВ, ОНИ НЕ МОГЛИ ВЕСТИ НОРМАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. СЕГОДНЯ, БЛАГОДАРЯ СОЗДАНИЮ ПРОТИВОСУДОРОЖНЫХ ПРЕПАРАТОВ, ЛЮДИ С ЭТОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ПОЛНОЦЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА ПОМОГАЮТ ПРЕДОТВРАТИТЬ РАЗВИТИЕ И СНИЗИТЬ ЧАСТОТУ ПРИПАДКОВ, УМЕНЬШИТЬ ИХ ВЫРАЖЕННОСТЬ.