Монахи воины в православии
Содержание
Святые покровители военных
Православные святые покровительствующие и защищающие военных различных родов войск.
Военным покровительствуют и защищают следующие святые:
Святой Георгий Победоносец, христианский святой, великомученик.
Пострадал за веру при императоре Диоклетиане. Восемь дней над ним издевались — толкали кольями, колесовали, бросали в негашёную известь, перебили руки, ноги, надевали раскалённые сапоги и заставляли в них бежать, избивали плетьми, заставили выпить две чаши ядовитого снадобья. Но благодаря непрестанным молитвам и заступничеству Господа, он оставался живым. Причём, после второй чащи он оживил павшего вола и воскресил умершего человека. Это послужило принятию христианства многими жителями. На восьмой день император Диоклин спустился в темницу, пытаясь уговорить Георгия принять языческую веру. Тогда великомученик попросил отнести его в храм к Аполлону. Он, обратившись к скульптуре, спросил, осенив себя и статую крестом, может ли тот принять от него жертву заклания как Бог. Тогда бес, обитавший в ней, признался, что он падший ангел, а все статуи в храме рассыпались. Перед казнью к святому явился Спаситель, сказав, что его ожидает рай. Георгий велел слуге записать эти слова, а его тело отвезти в Палестину. О подвигах Георгия Победоносца существует много легенд, поэм, в том числе о змее, которого он пронзил копьём, спасая девушку. Его поминают в православной церкви 6 мая, в католической — 23 апреля.
Илья Муромец
Русские люди чтут память богатыря. Преподобный Илья Муромец Печерский из села Карачалово под Муромом, родившийся в 1143 году в семье крестьянина, отождествляется с былинным богатырём. До 30 лет был парализован. Его исцелили три старца (нищие странники), предсказавшие ему бессмертие в бою. Попросив родительское благословение, поехал в «Киевград» помолиться чудотворцам и поступить на службу князю Владимиру, постоять за христианскую веру. С тех пор начались его подвиги. Преподобный Илья Муромец причислен к собору Муромских святых.
Военно-морской флот.
Апостол Андрей Первозванный
Брат Петра, оба были рыбаками на Галилейском озере во Вифсаиде. Андрей сначала был учеником Иоанна Крестителя. После крещения в Иордане Иисус призвал его в ученики, он стал первым апостолом, отсюда название первозванный. Затем он привёл к Христу брата и ещё двоих. После того, как на апостолов сошёл Святой Дух, ходил с проповедью Слова Божия по различным странам. Будучи в Киеве предсказал великое будущее этому городу и многочисленные церкви в нём. Затем пошёл выше по Днепру до Новгорода, далее через земли варягов дошёл до Рима; в маленьком византийском селении (будущем Константинополе) основал церковь. В своём путешествии он подвергался различным мучениям от язычников. По молитвам Богу совершил много чудес исцеления и обращения людей в христианство. За обращение в христианство большинства города Патры, правитель города Эгеат приказал распять его на кресте, но для более длительного мучения его не прибили гвоздями, а привязали к кресту. Святой два дня читал проповеди, тогда Эгеат распорядился прекратить казнь, боясь возмущения огромной толпы. Апостол в молитве Богу просил удостоить его смерти на кресте. Воины пытались снять с креста проповедника. Но им это не удавалось. Наконец, после слов святого, просящего Господа принять его дух, появилось сияние, осветившее крест и мученика. После исчезновения сияния душа Андрея отошла к Богу. При императоре Константине Великом мощи апостола Андрея Первозванного поместили в храме Святых Апостолов в Константинополе рядом с мощами святого евангелиста Луки, ученика апостола Павла — апостола Тимофея.
Федор Ушаков
Канонизирован в 2000 г.
Воздушно-десантные войска.
Пророк Илия
Пророк Илия — помазанник Божий, прожил земную жизнь за 900 лет до появления слова Божия. Согласно церковному преданию, родителю будущего пророка было видение, в котором святые отцы приветствовали новорожденное дитя — «Пеленали огнём и питали пламенем». С детства, мальчику была привита Любовь ко Господу, он часто молился и почитал всевышнего, а по другому и не могло быть, ведь имя Илия, означает — крепость Господня. Во времена правления в Израиле ярого идолопоклонника царя Яхве, народ земли обетованной отвернулся от веры предков и обратился к язычеству. Беззаконие и падение нравственности воцарились в Израиле, как раз в это время по благословению Господа Илия стал пророком, он призывал израильтян одуматься и покаяться, обратившись к истинной вере. Илия предсказывал людям, что за неповиновение слову Господа, наступит ужасная засуха, которая продлиться в течении трех лет, и только молитва благочестивого пророка Илии, сможет призвать дождь. Но люди Израиля не услышали призывы пророка, и началась засуха, которую мог прекратить Истинный Бог, но он не сделал этого, так как нарушил бы слово своего пророка. Сам же Илия, в это время по указанию Господа молился и помогал всем нуждающимся. Он вернул к жизни умершего сына бедной вдовы, по его искренним молитвам в доме появилась пища и питье, которые не истощались до конца засухи и голода.
Спустя ровно три года, Господь послал в Израильское царство пророка Илию, дабы выполнил он слово свое, данное заблудшим три года назад. Илия собрал на горе Кармил всех израильтян и велел соорудить два жертвенника, один — языческий, другой — Истинного Бога. По утверждению пророка, на какой жертвенник падет огонь с небес, тому Богу и надлежит поклоняться, ибо он есть настоящий. Язычники на протяжении суток призывали своего идола, но огня не было, и только после того, как Илия стал молиться Истинному Богу, сошел огонь с небес, опаливший дрова и воду в углублении вокруг жертвенника. Таким образом народ Израиля был обращен в христианскую веру, кроме супруги царя того времени Ахава, которая задумала убить пророка. Но сотворить задуманное ей не удалось, ведь Господь спас своего помазанника, направив его к горе Хорив, для посвящения на пророческое служение — Елисея. Пророк Илия выполнил волю Божию, пророк Елисей получил дар пророчества сильнее, нежели у Илии. После этого, Господь забрал живого пророка Илию на небо в огненной колеснице.
Пророк Илия — покровительствует воздушно — десантным войскам России. Православная церковь поминает Илию пророка ежегодно — 2 августа.
Войска специального назначения.
Александр Невский
Второй сын князя Ярослава Всеволодовича (князя Переяславского, позже Киевского и Владимирского). Одержал блестящую победу над шведами в 1240 году, когда шведский флот вошёл в Неву, собираясь захватить Ладогу. Причём, он не попросил помощи и, не успев собрать всё ополчение, только со своей дружиной и отрядами новгородцев и ладожан, атаковал шведский лагерь в устье Ижоры.
Илья Муромец
Танковые войска.
Великий князь Дмитрий Донской
Князь Московский и Владимирский. Назван Донским за блестящую победу на Куликовском поле (верховья Дона) в 1380 году. Он возглавил борьбу русского народа против монголо – татарского ига. Под его руководством русские разгромили татар в битве на реке Вожа в 1378 году. Его выдающийся талант полководца способствовал победе в Куликовской битве с монголо – татарами.
Ракетные войска стратегического назначения.
Илья Муромец
Ракетчики и артиллеристы.
Единственная дочь знатных родителей. После смерти жены отец, оберегая её от посторонних глаз и от общения с христианами, построил замок, из которого без разрешения отца она не могла выходить. Наблюдая с высоты замка красоту мира, Варвара пришла к выводу, что такое не могли сотворить боги, сделанные руками человека. Она самостоятельно поняла, что мир создан нерукотворным единым Богом. Позже, встречаясь с подругами с разрешения отца, получила подтверждение своим доводам. Попросила, приехавшего из Александрии священника, совершить над ней Таинство Крещения. Отец, узнав о переходе дочери в христианство, отдал её на пытки городскому правителю. А когда, укрепляемая Спасителем, она выдержала все пытки и не отреклась от веры, собственноручно отсёк ей голову. Через несколько минут его поразила молния, что явилось основанием признать Варвару патронессой артиллерии, ракетной техники и противопожарной службы. По мнению католиков Варвара обладает даром спасать от насильственной смерти, от бурь на море.
Пограничные войска, ВДВ.
Евгений Родионов
Аннотация. В статье на основе архивных материалов уточняется количество участников «ложной переправы» через реку Свирь 21 июня 1944 года в ходе Свирско-Петрозаводской операции Красной армии.
САДОВ Юрий Валентинович — преподаватель отдельной дисциплины история и обществознание Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса Министерства обороны РФ, кандидат исторических наук, доцент
(Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
«СЕГОДНЯ НОЧЬЮ ВЫСТУПАЕМ НА ФОРСИРОВАНИЕ РЕКИ СВИРИ»
О количестве участников «ложной переправы» через реку Свирь 21 июня 1944 года в ходе Свирско-Петрозаводской операции Красной армии
Во многих публикациях при описании форсирования советскими войсками реки Свирь 21 июня 1944 года приводится разное количество участников «ложной переправы». В одних источниках называется число 12, в других — 16. Серьёзные научные труды окончательно установили всех бойцов пофамильно, но кто читает эти материалы? Научные и музейные работники. В публикациях для массового читателя по-прежнему фигурируют разные цифры. Кроме того, причину подобного разночтения никто не исследовал. А она достаточно показательна для периода Великой Отечественной войны.
К началу зимы 1941 года наступление финских войск было остановлено на рубеже реки Свирь, где фронт стабилизировался. И хотя в 1943 и 1944 гг. войска Карельского фронта не проводили больших наступательных операций, обеим противоборствующим сторонам было ясно, что инициатива окончательно перешла к советским войскам. Однако заключать перемирие на предложенных СССР условиях правительство в Хельсинки не считало на то время возможным. Расчёт финского руководства был на затягивание войны, упорную оборону, которая позволила бы смягчить условия перемирия. Стало ясно, что только разгром противника Красной армией остудит головы «горячих финских парней».
Благоприятные условия для проведения Красной армией крупной наступательной операций в Карелии сложились к лету 1944 года, после поражения немецких войск под Ленинградом. Однако враг был ещё силён. Кроме того, за три года войны финские войска, используя труднопроходимые естественные рубежи — озёра, реки, болота, лесные массивы, создали глубокоэшелонированную оборону, которая на направлении Лодейное Поле, Олонец, Питкяранта состояла из трёх полос и отдельных узлов сопротивления.
С целью разгрома финской армии, освобождения Карелии и вывода Финляндии из войны по указанию Ставки Верховного Главнокомандования штаб Карельского фронта (КФ) при активном участии командующего генерала армии Кирилла Афанасьевича Мерецкова начал подготовку наступательной операции. К.А. Мерецков первоначально планировал наступление в районе Лапландии, но Ставка ВГК во главе с Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным настояла на нанесении главного удара именно со стороны Лодейного Поля, в полосе 7-й армии КФ. Задача стояла сложная.
Линия фронта проходила по широкой и полноводной реке Свирь. На противоположном берегу финские укрепления, подступы к берегу во многих местах прикрывались затопленными плотами с колючей проволокой и обширными минными полями. Преодолеть водную преграду с минимальными потерями при активном противодействии противника, опиравшегося на долговременные оборонительные сооружения, казалось невозможным. Для нанесения максимального урона противнику войска армии усилили артиллерией, танками и авиацией. В первом броске через водную преграду должны были принять участие приданные плавающие танки Т-37А/38 и амфибии американского производства «Форд» GPA. Сил и средств для огневого поражения противника было достаточно.
Однако сложный рельеф горно-лесистой местности и широкая водная преграда затрудняли ведение разведки, что не позволяло полностью вскрыть систему обороны финских войск. Советское командование вполне обоснованно предполагало, что после завершения артподготовки значительное количество огневых точек противника останутся непоражёнными, что затруднит ведение наступления и приведёт к значительным потерям. Как осуществить сложнейшую операцию с преодолением водной преграды и не допустить неоправданно больших потерь?
Ставка была сделана на количественное превосходство в силах и средствах, на мужество и мастерство личного состава, накопленный за 3 года войны опыт советского командования, помогла и… природная русская смекалка.
После мощной артподготовки было решено провести «ложную переправу» — двинуть на форсирование реки не боевые части, а размещённые на плавсредствах чучела в красноармейской форме. «Атака манекенов», как её назвали впоследствии, должна была помочь выявить уцелевшие после артиллерийского и воздушного налёта огневые точки финнов. Подавить «ожившие огневые средства» предполагалось последующим ударом артиллерии и авиации.
Подготовка «ложной переправы», разумеется, проводилась максимально скрытно — заготовляли плоты и лодки, мастерили чучела в советской форме, тщательно подбирали бойцов, готовых транспортировать эти переправочные средства. Десантники, находясь в воде, должны были толкать их, создавая видимость активного движения большого количества войск и вызывая огонь на себя. При удачном исходе «ложного десанта» им предстояло достичь противоположного берега и завязать там бой, прикрывая высадку главных сил. Задача сверхтрудная: Свирь — река полноводная с сильным течением, вода в ней — даже летом — холодная. Потому отбирали в отряд только добровольцев, физически и морально крепких бойцов, готовых пожертвовать собой ради успеха операции.
Сохранились письма участников той легендарной переправы. Вот одно из них: «Здравствуйте, дорогие мои папа и мама! Привет от Миши. Письмо это пишу перед боем. Сегодня ночью выступаем на форсирование реки Свири. Это письмо вы получите только тогда, когда меня не будет в живых. Я решил написать вам это последнее письмо. Конечно, вам сообщили бы об этом и без меня, но я думаю, что это будет вернее. Я очень вас прошу не расстраиваться. Ведь не впервые теряете своих последних детей. Я знаю, что это очень тяжело. Но что же поделаешь? Ведь слезами горю не поможешь. Я помню, как вы переживали потерю Маруси, и потому очень беспокоюсь за вас. И ещё раз прошу насколько возможно умерить свои чувства. Всё, прощайте. Ваш сын Миша. 20/VI.1944″1.
Свирско-Петрозаводская операция началась 21 июня 1944 года в 8 ч 40 мин. с артиллерийской подготовки, которая продолжалась 3 ч 32 мин. Это была самая длительная артиллерийская подготовка в ходе Великой Отечественной войны. В ней участвовала и тяжёлая самоходная артиллерия, орудия вели огонь прямой наводкой прямо с береговой черты.
После мощного удара артиллерии и интенсивной бомбардировки с воздуха Свирь на плотах начали форсировать чучела. А передвигал их в воде отряд добровольцев. Немедленно открыли огонь уцелевшие орудия и пулемёты финнов. Не все плоты достигли цели, некоторые были разбиты попаданиями снарядов и мин. Но, несмотря на плотный огонь, герои-десантники успешно выполнили поставленную задачу, провели разведку боем и вызвали на «ложную переправу» огонь противника. По выявленным целям ударила советская авиация и артиллерия. Под прикрытием огневого вала горсть отважных смельчаков захватила небольшой плацдарм и помогла подоспевшему первому эшелону закрепиться на противоположном берегу, овладеть первой траншеей и продолжить атаку в глубину финской обороны. После того как враг был отброшен от реки, началось строительство 20 понтонных переправ, по которым главные силы 7-й армии форсировали Свирь. В результате стремительного наступления 28—29 июня был освобождён город Петрозаводск, Красная армия вышла к государственной границе с Финляндией. Финское правительство было вынужденно начать переговоры о выходе из войны.
Советские солдаты и офицеры во время Свирской операции и освобождения Карелии проявили мужество и массовый героизм. Около 24 тыс. воинов были награждены орденами и медалями, а 51 человек удостоен звания Героя Советского Союза, в их числе — добровольцы, осуществившие «ложную переправу» через Свирь.
Советские газеты того времени опубликовали Указ Президиума Верховного Совета от 21 июля 1944 года, в котором поименно перечислен 51 Герой Советского Союза. Газеты и журналы печатали на своих страницах фотографии десантников — участников «ложной переправы»: их было двенадцать. Собственно, эти двенадцать смельчаков и будут долгое время именоваться героями Свири. Впоследствии в их честь была названа улица в Ульяновске, ульяновской школе № 31 будет присвоено имя героев Свири, к 20-летию подвига снят документальный фильм2.
В своих воспоминаниях «Неколебимо как Россия», изданных в 1965 году, бывший командующий Карельским фронтом К.А. Мерецков также упоминает о 12 десантниках3. Но уже в первом издании другой книги К.А. Мерецкова — «На службе народу. Страницы воспоминаний» (1968 г.) приводится иная цифра: «Первыми вступили в воды Свири шестнадцать воинов (выделено мной. — Прим. авт.) 296-го и 300-го гвардейских стрелковых полков — комсомольцы-добровольцы Немчиков, Юносов, Тихонов, Павлов, Мытарев, Зажигин, Попов, Паньков, Маркелов, Барышев, Бекбосунов, Малышев, Алиев, Елютин, Морозов, Чухреев. Опоясавшись поплавками, они плыли к вражескому берегу, толкая впереди себя лодки и плотики с чучелами в форме солдат. Приняв чучела за десант, противник открыл по ним огонь. Наша артиллерия тут же ударила по огневым точкам врага. Достигнув противоположного берега, комсомольцы захватили небольшой плацдарм и завязали бой. Вслед за комсомольцами, которым позднее всем было присвоено звание Героя Советского Союза, ринулись в воду автомобили-амфибии с десантом автоматчиков»4.
Так сколько же было воинов-десантников: двенадцать или шестнадцать? И почему произошла неразбериха с количеством бойцов? На эти вопросы отвечают архивные материалы.
Известно, что 21 июня 1944 года и в последующие дни на Карельском фронте в ходе наступления советских войск было осуществлено несколько успешных переправ, которые проходили в разное время и в разных местах. С первых часов наступления информация в большом количестве поступала в штаб армии, часто она была неполной, иногда противоречивой, и разобраться в деталях не представлялось возможным. Всё было в движении, части с командованием стремительно перемещались за Свирь, штабы действовали с полным напряжением.
Почти ничего не было известно о первой, той самой «ложной переправе», которая тщательно и скрытно планировалась и исполнялась командованием и личным составом 300-го и 296-го гвардейских стрелковых полков. Сами герои-десантники после переправы принимали участие в общем наступлении, потому необходимую информацию можно было получить только из донесений штабов полков, стекавшихся в штаб армии. Итак, первая официальная информация о двенадцати десантниках появилась на страницах газеты «Во славу Родины» — печатного органа 7-й армии от 22 июня 1944 года, т.е. уже на следующий день после переправы. На второй странице газеты была напечатана статья военного журналиста Георгия Холопова, в которой описан подвиг двенадцати героев5. Это была большая статья, но без подробностей и детального освещения хода операции: в ней нет информации о том, где была переправа, как бойцы плыли по реке, как финны потопили несколько плотов и как десантники прорвались на берег.
Это свидетельствует прежде всего о том, что автор статьи лично не встречался с участниками переправы, что изложенные в ней факты — первичные, «горячие» и, возможно, потому не до конца проверенные. Да и не мог Г. Холопов встретиться с десантниками 22 июня. Герои в это время уже были на противоположном берегу, а корреспондент находился в штабе армии в селе Алеховщина, в 30 км от описываемых им событий. Скорее всего, Г. Холопов извлёк необходимую для статьи информацию из наградных листов, присланных из 300-го гвардейского полка, в которых значились именно 12 десантников. Подписаны были эти наградные листы как раз 22 июня6. Следует учесть и тот факт, что в Алеховщине располагалась и редакция газеты «Во славу Родины».
Оперативно реагируя на героические события, корреспонденты уже не армейской, а всесоюзной газеты «Известия» Н. Коновалов и Г. Фиш пишут статью «Победа на Свири», которая выходит 24 июня того же, 1944 года7. Таким образом, вся страна очень скоро, практически по горячим следам, узнала о подвиге 12 десантников.
В статье собственно о героическом подвиге десантников почти ничего не сказано. Фамилии двенадцати бойцов, клятва выполнить задачу и короткий эпизод переправы через реку вмонтированы в общий сюжет форсирования реки и занимают три небольших абзаца. Можно с уверенностью сказать, что корреспонденты газеты «Известия» не имели полной и достоверной информации об участниках «ложной переправы» на реке Свирь, что они по большей части воспользовались материалами статьи Холопова и описаниями подвига из наградных листов.
Доказательством этого является и то, что опечатка, допущенная Георгием Холоповым, перекочевала в статью Н. Коновалова и Г. Фиша. Так, Холопов неправильно указал фамилию одного из героев. Вместо сержанта Виктора Малышева напечатано «Мамашев». Этот же «Мамашев» фигурирует в «Известиях».
В то же время, 21 июня 1944 года, на этом же участке фронта была совершена другая переправа через реку Свирь — десантниками-добровольцами 296-го гвардейского стрелкового полка. Она являлась составной частью «ложной переправы». Из наградных листов видно, что в ней участвовали девять человек, но добрались до противоположного берега только четверо. Наградные листы на этих бойцов из штаба 296-го полка пришли значительно позже и датированы 28 июня8. Потому, видимо, они остались в тени. Этим четверым бойцам также присвоили звание Героя Советского Союза, но статей им не посвящали и в газетах их портреты не печатали.
Для участников тех событий истинное количество десантников, принимавших участие в «ложной переправе», не было секретом, но официальное признание всем 16 героям заслуженно пришло лишь в 60-е годы XX века. В документе, составленном А.И. Гутаровым «Отчёт, описание и сводки боевых действий»9, в разделе, посвящённом «ложной переправе», наконец появляется цифра 16. А фундаментальный труд Академии наук СССР, монография «Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»10, окончательно ставит точку в этом вопросе. Участников «ложной переправы» было шестнадцать.
В Лодейнопольском краеведческом музее на почётном месте долгое время висели фотографии двенадцати бойцов в военной форме. Когда же выяснилось истинное количество героев, пришлось довешивать ещё четыре фотографии незаслуженно забытых героев переправы, но это уже послевоенные снимки, где бывшие десантники — в гражданской форме одежды. Через много лет справедливость всё же восторжествовала.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Письмо-копия. Архив Лодейнопольского историко-краеведческого музея. Раздел XXI. «Участники Свирских боёв».
2 Документальный фильм «Однополчане». Автор Н.М. Егоров. Ульяновское телевидение. 1964 г.
3 Мерецков К.А. Неколебимо, как Россия. М.: Политиздат, 1965. С. 122.
4 Он же. На службе народу. Страницы воспоминаний. 1-е изд. М.: Политиздат, 1968. С. 382.
5 Холопов Г. Переправа // Во славу Родины. 1944. № 148. 22 июня. С. 2.
В библиотеке имени Янки Купалы г. Полоцка состоялся духовно-просветительский час «Святые покровители воинов» для учащихся 9 класса Полоцкого кадетского училища. Мероприятие прошло по благословению протоиерея Александра Шаховича в рамках программы «Праздники православного календаря».
Кадеты узнали, что с давних времен у военных существует благочестивая традиция – молиться святым воинам – своим небесным покровителям.
Одним из самых почитаемых святых воинов является великомученик Георгий Победоносец. Он был римским военачальником и принял мученическую смерть в 303 году во время гонений на христиан. В последствии с именем Георгия Победоносца было связано множество побед русских воинов. А в 18 веке, по повелению императрицы Екатерины II, была учреждена высшая военная награда Российской империи – военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Награждали за военные подвиги орденом 1-ой, 2-ой, 3-ей степени, за выслугу лет – орденом 4-ой степени…
Святителя Николая Чудотворца почитают как небесного покровителя моряков, путешественников, узников, неправедно осужденных. Перед иконой «Николай Ратный» или «Николай Можайский» с давних времён особо молились воины на поле битвы. На этой иконе святитель Николай одной рукой поднимает сверкающий меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держит храм. Меч и храм как символы воинской победы и помощи Божией в ратных трудах, одновременно напоминают о горячей защите Православной веры и учения Христа. Святителя Николая Чудотворца также считают небесным покровителем Полоцкого кадетского училища…
Святого богатыря Илию Муромца почитают как небесного покровителя казаков и всех православных воинов. Мощи преподобного Илии из града Мурома и поныне почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры…
Особо почитают военнослужащие благоверного князя Александра Невского. Известно, что в 1239 году он женился на княжне Александре, дочери Полоцкого князя Брячислава. 15 июля 1240 года благоверный князь Александр одержал блестящую победу над шведами, за что его стали называть Невским.
Среди святых покровителей воинов был назван и Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков) – выпускник Полоцкого кадетского корпуса. Он отличался благородством и доблестью на военной службе. Дослужился до чина полковника… Но, решив посвятить всю свою жизнь служению Богу, принял монашеский постриг в Оптиной Пустыни…
В настоящее время в Беларуси благочестивая традиция возрождается. В некоторых военных подразделениях строятся полковые храмы, освящаются хоругви с изображением небесного покровителя войсковой части…
В конце мероприятия был объявлен конкурс на лучший пересказ жития святого воина. Победители конкурса — Павел Тамулёнок (1 место), Алексей Зайцев (2 место), Александр Бабич (3 место) – были награждены сладкими призами.
Информационная служба прихода храма Святого Архангела Михаила г. Новополоцка.
Статью прочитали 742
Святые воины России
Если выстроить повременно жития святых воинов, то получится полноценная история Руси. Князь Владимир, приняв святую Веру Христову, положил начало внушительной череде русских правителей, причисленных к лику святых. А поскольку княжение в те далёкие времена неизбежно сопровождалось военными столкновениями, то и выходит, что нашу древнюю историю составляет рать святых воинов.
Христианское учение миролюбиво. Не допускается не только убийство живой твари, но и насилие. Причём не только физическое, но и нравственное. «Вложи меч свой в ножны» (Ин. 18: 11) — говорит Иисус своему ученику Петру, когда он попытался защитить своего Учителя. К миру призывает Господь. К миру на земле и к миру в душе. В этом есть путь спасения.
Но мир во зле лежит со дня грехопадения. И вся история человечества наполнена войнами и смертоубийствами. Перед христианином часто встаёт жестокий и неизбежный вопрос: убивать или не убивать своего соперника? Не убивать — взывает его совесть. И он милует противника. Но если твоей жизни угрожает смертельная опасность, то твоя обязанность защитить тот дар, который тебе вручил Господь — живую душу.
Христос пожертвовал своей жизнью ради спасения всех людей. Многие святые следовали его примеру. Но распятие и предшествующее этому пленение в Гефсиманском саду были не первой угрозой Его жизни. В праздник Обновления в притворе Соломоновом Он прошёл сквозь толпу, желавшую побить Его камнями. Значит, есть причины, по которым христианин обязан сохранять свою жизнь. Более того, есть исключительные случаи, когда меч из ножен доставали монахи, да ещё по благословению смиреннейшего миролюбивого игумена Сергия. Какой же это исключительный случай, когда монах становится воином? Ответ в самой нашей истории. Преподобные Пересвет и Ослябя вышли на поле Куликово, чтобы защитить тех, кому грозила смертельная опасность. Тысячи убитых невинных людей, тысячи пленённых, тысячи надругательств над жёнами, несчётное число сирот, сожженные города и веси, поруганные храмы — вот что неизбежно грозило Русской земле, не встань на пути мамаевых полчищ христолюбивое воинство князя Димитрия.
Многие тогда отдали жизнь «за други своя» (Ин. 15: 13). Их подвиг священен. И память о них священна. Этим героям обязана Русь своим спасением.
Ратные подвиги полководцев. История Руси хранит немало таких подвигов. В боях с теми же монголо-татарами сложили свои головы великий князь Георгий Всеволодович Владимирский, его сыновья Владимир, Всеволод и Мстислав, Ростовской князь Василько, воин Меркурий Смоленский. Последствия того нашествия были страшны. Двести сорок лет потребовалось Руси, чтобы победить в решающей схватке на поле Куликовом. И ещё сто лет, чтобы освободиться от тяжёлого ига татарского.
Митрополит Геронтий решительно поддержал великого князя Ивана Васильевича III в его намерении сорвать басурманское иго с народной выи. Он назидал князя, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». Их личные отношения складывались не просто, но в судьбоносный час митрополит Геронтий укрепил князя Ивана своим духовным авторитетом. Он участвовал в княжеских советах и благословил московское войско, выступившее в поход против хана Ахмата. Позже Геронтий, чувствуя колебания князя, посылал грамоты в походный лагерь. В 1480 году на реке Угре русская рать остановила татарское войско. Четыре дня продолжалось вооружённое противостояние. Ахмат так и не смог преодолеть этот рубеж, и был вынужден оставить русские пределы.
Русь победила! Русский народ завоевал долгожданную независимость.
Немало в нашей истории примеров личного мужества полководцев. Не единожды русские князья принимали бой в рядах своих ратников. Великий князь Новогородский Александр в сражении на Неве «наложил печать» своим копьём предводителю шведского войска ярлу Биргеру. В ледовом побоище Александр Невский победил в поединке тевтонского магистра и захватил его в плен.
Великий князь Московский Димитрий на Куликовом поле передал свой княжеский плащ боярину Бренку и встал в ряды русских ратников. В жестокой битве он был тяжело ранен, но победил вместе со своим войском.
Адмирал флота Российского праведный воин Феодор Ушаков в боях с турецкой эскадрой часто вставал со своим флагманским кораблём в передовой ряд, не прячась за борты других кораблей.
В 1791 году у мыса Калиакрия в северной Болгарии, несмотря на явное превосходство противника, адмирал Ушаков предпринял смелый манёвр, направив эскадру между турецкими кораблями и береговой батареей. Таким образом «выиграв ветер» (что в сражениях парусных судов имело первостепенное значение), он заставил корабли противника сбиться в кучу. Пушечным огнём турецкие корабли были сильно повреждены и после нескольких часов перестрелки бросились в бегство. Султан Селим услышал роковые для себя слова «Великий, твоего флота больше нет».
Это событие отразилось в русском гимне «Гром победы раздавайся»: «Уж не могут орды Крыма// Ныне рушить наш покой;// Гордость низится Селима,// И бледнеет он с луной».
Православным часто бросают упрёк в том, что они прибегают к молитве вместо решительных действий. Приведённые примеры наглядно свидетельствуют о том, что в решающие моменты миролюбивое воинство Христово действует смело, забывая об опасности, и готово жертвовать собой ради спасения беззащитных людей, родной земли и Веры.
Во время Первой мировой войны, называемой у нас Второй Отечественной, военный священник 3 гренадерского Перновского полка иеромонах Амвросий (Матвеев), совершил свой подвиг во имя спасения Родины. Во время ожесточённого боя, когда воины полка дрогнули и начали без приказа отступать, пред ними предстал отец Амвросий. Он устыдил малодушных и призвал вспомнить о воинском долге. Воодушевлённые своим пастырем, гренадеры не только вернулись на позиции, но и бросились в штыковую контратаку против врага. Бесстрашный иеромонах шёл с поднятым крестом в руке в рядах атакующих и погиб в бою. Мужественный пастырь посмертно был удостоен ордена святого Георгия.
Эти и многие другие события и судьбы русских воинов и полководцев вошли в книгу «Русские святые воины», вышедшую недавно в издательстве «Вече».
Нам следует не только помнить, но и носить в сердце подвиги наших предков — святых воинов. Они передали нам великую Державу, которую на протяжении веков неоднократно пытались покорить «надменные соседи».
Русские святые воины для нас пример и воинской доблести, и святости в жизни земной. Это небесная рать, укрывающая Россию своими святыми молитвами.
Владимир Робертович Анищенков, писатель, главный редактор радиостанции «Победа»
Добавить комментарий