Монастырь Иоанна кормянского

Праведный Иоа́нн Кормянский, пресвитер

Краткое житие праведного Иоанна Кормянского

Свя­той Иоанн Гаш­ке­вич ро­дил­ся в 1837 го­ду в бе­ло­рус­ской де­ревне Шер­стин. Ко­гда мать но­си­ла его во чре­ве, один бла­жен­ный пред­ска­зал, что под серд­цем у нее из­бран­ный со­суд сла­вы Бо­жи­ей. С са­мо­го дет­ства Иоанн при­слу­жи­вал в ал­та­ре сво­е­му от­цу – сель­ско­му свя­щен­ни­ку, про­во­дил дол­гие ча­сы в го­ря­чей мо­лит­ве. В 18 лет он по­сту­пил в Мо­гилев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по ее окон­ча­нии был на­прав­лен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Же­нив­шись, свя­той Иоанн при­нял свя­щен­ный сан (1862) и стал слу­жить в род­ной де­ревне.

В 1876 го­ду по соб­ствен­ной прось­бе он был пе­ре­ве­ден в се­ле­ние Ого­род­ня Го­мель­ско­го уез­да. Все си­лы он це­ли­ком от­да­вал слу­же­нию Церк­ви и при­хо­жа­нам, не имел ни­ка­кой соб­ствен­но­сти.

По­сле рож­де­ния млад­ше­го сы­на, ко­гда Иоан­ну ис­пол­ни­лось 48 лет, он осу­ще­ствил свою меч­ту: по­се­тил Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру. Там свя­той по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние от стар­цев на мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни и уже до смер­ти не вку­шал мяс­ной пи­щи, пре­да­вал­ся стро­го­му по­сту в сре­ду и пят­ни­цу, лишь по­сле ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния вку­шая просфо­ру и немно­го во­ды; во вре­мя дол­гих ноч­ных бде­ний он неустан­но чи­тал Иису­со­ву мо­лит­ву. Свя­той Иоанн лю­бил по­вто­рять сло­ва: «Ве­ра без дел мерт­ва» (Иак.2:20), – и сам по­да­вал при­мер люб­ви к ближ­не­му, по-оте­че­ски за­бо­тясь о вдо­вах и си­ро­тах.

Од­на­жды он от­дал бед­ной вдо­ве и ее пя­те­рым де­тям ко­ро­ву, от ко­то­рой кор­ми­лась его соб­ствен­ная се­мья. Ко­гда к нему при­во­ди­ли бес­но­ва­тых, те тут же па­да­ли ниц, как толь­ко свя­той Иоанн тво­рил над ни­ми крест­ное зна­ме­ние. Он без уста­ли при­зы­вал лю­дей к по­ка­я­нию, про­ро­че­ски пред­чув­ствуя, что бли­зит­ся мер­зость за­пу­сте­ния и вско­ре по­то­ки кро­ви оро­сят Рус­скую зем­лю. Пред­ска­зав день сво­ей кон­чи­ны, он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду осе­нью 1917 го­да.

В 1950 го­ду ком­му­ни­сты со­жгли цер­ковь, в ко­то­рой он слу­жил, а на ее ме­сте устро­и­ли тан­це­валь­ную пло­щад­ку. Ко­гда уни­что­жа­ли фун­да­мент церк­ви, в нем об­на­ру­жи­ли гроб свя­то­го от­ца. Об­ре­те­ние его мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в храм се­ле­ния Кор­ма со­сто­я­лись лишь 27 ав­гу­ста (9 сен­тяб­ря) 1997 го­да, по слу­чаю при­ез­да Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го Алек­сия II. То­гда бы­ло об­на­ру­же­но, что мо­щи свя­то­го угод­ни­ка нетлен­ны. С тех пор воз­ле них про­ис­хо­дит мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М.: Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011

Полное житие праведного Иоанна Кормянского

Ро­дил­ся пра­вед­ный Иоанн в се­мье свя­щен­ни­ка Свя­то-По­кров­ской церк­ви д. Стре­шин Ро­га­чев­ско­го уез­да Мо­гилев­ской гу­бер­нии, то­же Иоан­на, Гаш­ке­ви­ча в ночь на 7 ок­тяб­ря (ст. ст.) 1837 го­да. Был кре­щен с име­нем Иоанн – «бла­го­дать Бо­жия» — в честь апо­сто­ла люб­ви Иоан­на Бо­го­сло­ва. Его бу­ду­щее слу­же­ние бы­ло пред­опре­де­ле­но Гос­по­дом и от­кры­то ро­ди­те­лям еще до его рож­де­ния. Од­на­жды, ко­гда мать бу­ду­ще­го пра­вед­ни­ка, как обыч­но, мо­ли­лась в хра­ме на служ­бе, к ней по­до­шел юро­ди­вый, низ­ко по­кло­нил­ся и про­из­нес про­ро­че­ские сло­ва: «Хо­тел бы я у него (ре­бен­ка) взять бла­го­сло­ве­ние, но не до­жи­ву».

С это­го дня ро­ди­те­ли зна­ли, что у них ро­дит­ся вто­рой сын и то­же станет свя­щен­ни­ком. (Их пер­ве­нец Ни­ко­лай так­же по­вто­рил судь­бу от­ца, окон­чил Мо­гилев­скую се­ми­на­рию и слу­жил свя­щен­ни­ком в го­ро­де Вет­ка). С ран­них лет (уже в 4 го­да) Иоанн вме­сте с бра­том по­мо­гал от­цу в хра­ме. По­слу­ша­ние, труд и мо­лит­ва, а так­же пре­да­ние се­бя в во­лю Бо­жию и под По­кров Ца­ри­цы Небес­ной с от­ро­че­ства ста­ли глав­ны­ми чер­та­ми от­ца Иоан­на.

По окон­ча­нии цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы он успеш­но учит­ся в ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем по­сту­па­ет в Мо­гилев­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1859 го­ду, по окон­ча­нии се­ми­на­рии, по Про­мыс­лу Бо­жию его на­прав­ля­ют за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу д. Ого­род­ня, где он зна­ко­мит­ся с де­ви­цей Ма­ри­ей, до­че­рью по­кой­но­го иерея Ни­коль­ской церк­ви Филип­па Тру­се­ви­ча. В 1862 го­ду по­сле празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня они вен­ча­ют­ся, а вско­ре, 24 фев­ра­ля, Прео­свя­щен­ней­ший Ев­се­вий (Ор­лин­ский), ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский и Мсти­слав­ский ру­ко­по­ла­га­ет Иоан­на Гаш­ке­ви­ча во иереи и на­прав­ля­ет слу­жить в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в д. Шер­стин Ро­га­чев­ско­го уез­да. Мо­ло­дой 25-лет­ний иерей Иоанн с ма­туш­кой Ма­ри­ей при­е­ха­ли на но­вое ме­сто в ка­нун Ве­ли­ко­го по­ста, и это сим­во­ли­че­ски от­ра­зи­ло их даль­ней­шую жизнь в мо­лит­вах и тру­дах, по­ка­я­нии и по­сте. За 14 лет в д. Шер­стин в се­мье Гаш­ке­ви­чей ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей: трое сы­но­вей – Ми­ха­ил, Иг­на­тий, Си­ме­он (Ми­ха­ил и Си­ме­он ста­ли свя­щен­ни­ка­ми, Иг­на­тий – пса­лом­щи­ком) и дочь Та­тья­на (впо­след­ствии – учи­тель­ни­ца цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы).

В кон­це 1876 го­да, по слу­чаю осво­бож­де­ния свя­щен­ни­че­ско­го ме­ста в д. Ого­род­ня Го­мель­ско­го уез­да, 39-лет­ний иерей Иоанн по­да­ет про­ше­ние о пе­ре­во­де в Ни­коль­скую цер­ковь. Про­ше­ние бы­ло удо­вле­тво­ре­но, и се­мья воз­вра­ти­лась в Ого­род­ню, те­перь уже на­со­всем. Храм, по­свя­щен­ный пе­ре­не­се­нию мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ста­но­вит­ся ме­стом уси­лен­но­го мо­лит­вен­но­го по­дви­га от­ца Иоан­на. На этом ме­сте слу­же­ния в пол­ной ме­ре Гос­подь рас­крыл ду­хов­ные спо­соб­но­сти Сво­е­го из­бран­ни­ка.

На но­вом при­хо­де ба­тюш­ка при­ло­жил мно­го тру­дов по бла­го­устрой­ству хра­ма и при­над­ле­жа­щих ему по­стро­ек. Недви­жи­мой соб­ствен­но­сти он ни­ко­гда не имел до кон­ца сво­их дней, а про­жи­вал в цер­ков­ном до­ми­ке ря­дом с цер­ко­вью. Же­на Ма­рия в Ого­родне ро­ди­ла ему еще тро­их де­тей: дочь Ан­ну и сы­но­вей Пла­то­на и Иоан­на (то­же ста­ли свя­щен­ни­ка­ми). По­сле рож­де­ния млад­ше­го сы­на Иоан­на (в 48 лет) отец Иоанн-стар­ший ис­пол­нил свою меч­ту: по­се­тил Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру и по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние от стар­цев на мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, и уже до смер­ти не вку­шал мяс­ной пи­щи, пре­да­вал­ся стро­го­му по­сту в сре­ду и пят­ни­цу, лишь по­сле ве­чер­не­го Бо­го­слу­же­ния вку­шая просфо­ру и немно­го во­ды. Ум свой ба­тюш­ка все­гда за­ни­мал Иису­со­вой мо­лит­вой, на­учая это­му сво­их сы­но­вей и ду­хов­ных чад. На Бо­го­слу­же­ние к нему при­хо­ди­ли лю­ди из раз­ных де­ре­вень, чтобы на­сла­дить­ся в хра­ме яв­ной бла­го­да­тью, ко­то­рая при­сут­ство­ва­ла там вме­сте с доб­рым пас­ты­рем.

Про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, отец Иоанн при­зы­вал всех к по­ка­я­нию: «Ско­ро Гос­подь изо­льет на нас ча­шу гне­ва Сво­е­го, ес­ли мы не по­ка­ем­ся, как ни­не­ви­тя­ны. Гря­ду­щее по­ко­ле­ние узрит в хра­мах мер­зость за­пу­сте­ния». Од­на­жды он ска­зал, что за кровь по­ма­зан­ни­ка Бо­жия Рос­сия про­льет мно­го кро­ви, и это пред­ска­за­ние его сбы­лось.

Мно­гим ба­тюш­ка по­мо­гал и сло­ва­ми со­ве­та, и мо­лит­ва­ми, и де­ла­ми, ча­сто по­вто­ряя сло­ва апо­сто­ла Иа­ко­ва: «Ве­ра без дел мерт­ва». За­по­ведь о люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му отец Иоанн ис­пол­нил всей сво­ей жиз­нью. Это от­ме­ча­ли и при­хо­жане хра­ма, в ко­то­ром он на­сто­я­тель­ство­вал на про­тя­же­нии 36 лет, и ду­хов­ное на­чаль­ство. За го­ды сво­е­го слу­же­ния отец Иоанн ис­пол­нял от­вет­ствен­ные по­слу­ша­ния: три го­да под­ряд был ду­хов­ным сле­до­ва­те­лем в Бла­го­чи­нии, 12 лет – чле­ном Бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та; в 70 лет был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, ску­фьей, ка­ми­лав­кой, зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом, в 1906 го­ду – ор­де­ном Свя­той Ан­ны ІІІ сте­пе­ни, в 1912 го­ду – ор­де­ном свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра IV сте­пе­ни. В том же го­ду отец Иоанн вы­хо­дит за штат по воз­рас­ту (75 лет) и со­сто­я­нию здо­ро­вья, усту­пив ме­сто свя­щен­но­слу­же­ния сво­е­му млад­ше­му сы­ну Иоан­ну.

Зем­ная жизнь свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Гаш­ке­ви­ча, по­движ­ни­ка бла­го­че­стия на­шей зем­ли, окон­чи­лась осе­нью 1917 го­да. Ба­тюш­ка не до­жил до ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, но пред­ска­зал ее. Еще он пред­ска­зал бу­ду­щее лю­дей, об­ра­щав­ших­ся к нему за со­ве­том, сво­их де­тей, судь­бу Свя­то-Ни­коль­ско­го при­хо­да. Так, он го­во­рил: «Умру – сол­ныш­ко све­тить бу­дет, день яс­ный. Век не ез­дил на ма­шине, а по смер­ти по­ка­та­ют. Бу­дут пры­гать на мне, да гроб креп­кий бу­дет». И, дей­стви­тель­но, в час кон­чи­ны ба­тюш­ки был яс­ный по­го­жий день. Сы­но­вья-свя­щен­ни­ки Си­ме­он, Иоанн, Ми­ха­ил и Пла­тон омы­ли до­ма те­ло стар­ца и пе­ре­нес­ли его в храм. Три дня про­ща­лись лю­ди со сво­им пас­ты­рем. Свя­то-Ни­коль­ская цер­ковь не за­кры­ва­лась ни днем, ни но­чью. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли из ближ­них де­ре­вень при­бы­ли на по­гре­бе­ние со­бра­та во Хри­сте. Бы­ли со­вер­ше­ны две Ли­тур­гии, по­сле них – па­ни­хи­ды. На тре­тий день, при сте­че­нии ду­хо­вен­ства окру­ги и мно­же­ства на­ро­да, был со­вер­шен чин по­гре­бе­ния. Гроб с те­лом по­чив­ше­го ба­тюш­ки Иоан­на под звон ко­ло­ко­лов и пе­ние «По­мощ­ник и по­кро­ви­тель» об­нес­ли во­круг хра­ма и опу­сти­ли в мо­ги­лу, с пра­вой сто­ро­ны от ал­та­ря. Так про­то­и­е­рей Иоанн Гаш­ке­вич, до­стой­но за­вер­шив свой зем­ной путь, пе­ре­шел в Цар­ство Небес­ное.

В июле 1991 го­да его нетлен­ные мо­щи бы­ли об­ре­те­ны и пе­ре­не­се­ны в де­рев­ню Кор­ма и по­ло­же­ны в ка­мен­ном скле­пе за ал­тар­ной ап­си­дой По­кров­ской церк­ви. На этом ме­сте ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния.

9 сен­тяб­ря 1997 го­да мо­щи бы­ли из­вле­че­ны из-под спу­да и по­став­ле­ны в По­кров­ском хра­ме де­рев­ни Кор­ма. Став ме­стом па­лом­ни­че­ства, По­кров­ский при­ход в 2000 го­ду был пре­об­ра­зо­ван в Иоан­но-Кор­мян­ский жен­ский мо­на­стырь.

31 мая 1998 го­да про­то­и­е­рей Иоанн Кор­мян­ский (Гаш­ке­вич) был ка­но­ни­зи­ро­ван в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии от­ца Иоан­на Кор­мян­ско­го.

Неко­то­рые слу­чаи чу­дес­ной по­мо­щи от­ца Иоан­на, за­пи­сан­ные в Кор­мян­ском мо­на­сты­ре ма­туш­кой Со­фией (в на­ча­ле мар­та 2006 го­да)

1. Лет пять на­зад при­ез­жа­ла в Кор­му ра­ба Бо­жия Лю­бовь из Ви­теб­ской об­ла­сти. У нее был за­пу­щен­ный рак гру­ди. Она очень позд­но об­ра­ти­лась к вра­чам, и, по их сло­вам, опу­холь ле­че­нию не под­да­ва­лась. Лю­бовь мо­ли­лась у мо­щей пра­вед­но­го ба­тюш­ки Иоан­на, при­об­ре­ла его икон­ку, освя­щен­ное мас­ло и ру­ка­вич­ку. При­е­хав до­мой, каж­дый день она ста­ла чи­тать тро­парь ба­тюш­ке Иоан­ну, сма­зы­вать боль­ное ме­сто мас­ли­цем от мо­щей и при­кла­ды­вать ру­ка­вич­ку. Через неде­лю на вра­чеб­ном осмот­ре об­на­ру­жи­лось, что опу­холь про­шла.

2. Крест­ная дочь Лю­бо­ви, уче­ни­ца де­вя­то­го клас­са, жи­ла в ин­тер­на­те и дру­жи­ла с юно­шей Ва­ди­мом, с ко­то­рым вме­сте учи­лась. Од­на­жды у Ва­ди­ма на ли­це и ру­ках по­яви­лась эк­зе­ма, при­чем кор­ка об­ра­зо­ва­лась та­кая, что вра­чи ни­чем не мог­ли ему по­мочь. Од­но­класс­ни­ки сме­я­лись и го­во­ри­ли ему: «Ес­ли ты вы­здо­ро­ве­ешь – мы по­ве­рим, что Бог есть». Узнав об этом, Лю­бовь пе­ре­да­ла Ва­ди­му мас­ло и ру­ка­вич­ку от мо­щей пра­вед­но­го Иоан­на Кор­мян­ско­го. Юно­ша стал мо­лить­ся ба­тюш­ке Иоан­ну, каж­дый день чи­тал ему тро­парь и кондак, сма­зы­вал освя­щен­ным мас­лом ли­цо и ру­ки, при­кла­ды­вал ру­ка­вич­ку. Через несколь­ко недель му­чив­шая его эк­зе­ма про­шла. 31 мая, в день ка­но­ни­за­ции от­ца Иоан­на Кор­мян­ско­го, Ва­дим при­нял Свя­тое Кре­ще­ние.

3. Из Го­ме­ля при­ез­жа­ла се­мья с дву­мя доч­ка­ми. У од­ной из них, че­ты­рех­лет­ней Ви­ки, бы­ла боль­ная пе­чень, и де­воч­ка ча­сто ле­жа­ла в боль­ни­цах. У мо­щей ба­тюш­ки Иоан­на ма­ма ска­за­ла ей: «До­чень­ка, ты по­про­си от­ца Иоан­на, чтобы он дал те­бе здо­ро­вья». И Ви­ка по-дет­ски по­про­си­ла: «Ба­тюш­ка Иоанн, ты ме­ня ис­це­лишь, лад­но? Хо­ро­шо, ба­тюш­ка Иоанн?» И по ве­ре ее Гос­подь по­слал ей ис­це­ле­ние.

4. Од­на­жды в Кор­му при­е­хал с се­мьей свя­щен­ник од­но­го из сель­ских при­хо­дов, отец Сер­гий. Его сын Илю­ша, лет пя­ти, был бо­лен эпи­леп­си­ей, не мог ни го­во­рить, ни хо­дить, и в храм ба­тюш­ка за­нес его на ру­ках. Они про­бы­ли в Кор­ме три неде­ли, слез­но мо­ли­лись у мо­щей, каж­дый день при­ча­ща­ли сы­на. И ре­бе­нок по­сте­пен­но на­чал хо­дить, го­во­рить – сна­ча­ла «ма­ма», а по­том и дру­гие сло­ва. Илью­ша ока­зал­ся жи­вым, по­движ­ным и смыш­ле­ным маль­чи­ком. За несколь­ко при­ез­дов в Кор­му он ис­це­лил­ся со­всем.

5. Из Го­мель­ской об­ла­сти при­е­ха­ла се­мья, в ко­то­рой бы­ла доч­ка лет че­тыр­на­дца­ти. В де­вя­том клас­се она за­бо­ле­ла эпи­леп­си­ей. Ро­ди­те­ли, нево­цер­ко­в­лен­ные лю­ди, об­ра­ща­лись и к вра­чам-пси­хи­ат­рам, и к «баб­кам». В ре­зуль­та­те «ле­че­ния» де­воч­ке ста­ло на­столь­ко пло­хо, что она по­сто­ян­но кру­ти­лась во­круг се­бя: ей ка­за­лось, что во­круг нее без­дна, она бо­я­лась в нее сва­лить­ся. В Кор­му се­мья при­е­ха­ла ве­че­ром. Так как к ис­по­ве­ди и при­ча­стию они бы­ли не го­то­вы, утром по­бы­ли на служ­бе, по­мо­ли­лись у мо­щей и уеха­ли. Через ме­сяц, при­е­хав вновь, рас­ска­за­ли, что на сле­ду­ю­щий день по­сле Кор­мы их дочь вы­здо­ро­ве­ла. Те­перь она за­ни­ма­ет­ся до­маш­ни­ми де­ла­ми, вя­жет, вы­ши­ва­ет – и опять ста­ла обыч­ным ре­бен­ком.

6. Пра­вед­ный Иоанн Кор­мян­ский по­мо­га­ет и в та­ких тя­же­лых неду­гах ду­ши, как пьян­ство, ку­ре­ние, нар­ко­ма­ния. Так, че­ло­век лет 30-ти по име­ни Ни­ко­лай дол­гое вре­мя был одер­жим стра­стью нар­ко­ма­нии. По мо­лит­вам ба­тюш­ки Иоан­на Гос­подь его ис­це­лил. Раб Бо­жий Алек­сандр вы­ле­чил­ся от пьян­ства, а од­на па­лом­ни­ца, мно­го лет ку­рив­шая, на­ко­нец, оста­ви­ла эту при­выч­ку.

7. Са­мый по­ра­зи­тель­ный слу­чай был рас­ска­зан на про­по­ве­ди ле­том 2004 го­да ар­хи­манд­ри­том (те­перь – епи­ско­пом Ту­ров­ским и Мо­зыр­ским) Сте­фа­ном. Из Мин­ска в Кор­му при­е­хал мо­ло­дой че­ло­век. Он был в силь­ней­шем от­ча­я­нии – по сло­вам вра­чей, жить ему оста­ва­лось лишь несколь­ко ме­ся­цев, так как про­ве­ден­ные неод­но­крат­но ана­ли­зы по­ка­зы­ва­ли на­ли­чие у него ви­ру­са СПИДа. Мо­ло­дой че­ло­век мо­лил­ся как мог, слез­но про­сил ба­тюш­ку Иоан­на о по­мо­щи. Вер­нув­шись в Минск, по­шел сда­вать ана­ли­зы. Ви­ру­са СПИДа в кро­ви боль­ше не бы­ло.

Святой праведный Иоанн Кормянский

По милости Божией осенью 2013 года в два храма Пуховичского благочиния из Гомельской епархии были переданы для молитвенного поклонения верующих частицы мощей святых угодников Божиих: преподобной Манефы Гомельской и праведного Иоанна Кормянского. Храниться они будут в храме Благоверного князя Александра Невского в Марьиной Горке и в приходском храме в честь Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск.

Многие пуховчане уже побывали в паломнических поездках в Гомеле и в Корме, у мощей преподобной матушки Манефы и праведного батюшки Иоанна, смотрели посвященные им видеофильмы «Невеста Христова» и «Рядом с небесами», телепрограммы «Існасць» и «Таямніцы душы», испытали на себе чудесную помощь этих святых.
Высокопреосвященнейший Аристарх, архиепископ Гомельский и Жлобинский, сравнивал жизнь святых Манефы Гомельской и Иоанна Кормянского с лампадой: «они были высокой духовной жизни, терпения и постоянного молитвенного подвига. Они были лампадой, огоньком, который освещал жизненный путь другим людям в темном атеистическом мире. Они очень близки к нам и по времени, и по духу, и по жизни, и всегда будет нам помогать по нашим к ним молитвам».
Матушка Манефа и батюшка Иоанн озарили и мою жизнь светом своей любви, одарили своим чудесным заступничеством. В знак признательности и благодарности к ним я хочу, чтобы и другие люди — верующие и еще неверующие в Господа — узнали о них.

Праведный батюшка Иоанн Кормянский
происходит из славного западно-русского рода Гашкевичей (в русском и украинском варианте — Гошкевичей), потомки которого на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в духовную и культурную жизнь белорусского, русского и украинского народов как выдающиеся священники, ученые, археологи, врачи, преподаватели. Наиболее известны из них дядя святого праведного Иоанна Кормянского — первый консул России в Японии, ученый-востоковед Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1875; его именем названа улица в минском микрорайоне «Лошица»), Виктор Иванович Гошкевич (1860-1928; киевский, а затем херсонский общественный и культурный деятель, археолог, музеолог, краевед, журналист, основатель и первый директор херсонского музея старобытностей и утонченных искусств (его дочь Екатерина Ивановна Бутович-Сухомлинова (1882-1918) была женой военного министра и подругой последней российской императрицы Александры Феодоровны), брат Виктора Ивановича — Леонид Иванович Гошкевич, проживший 95 лет (1868-1963), почитавшийся и духовенством, и верующими людьми, и даже властями как праведник, имевший множество церковных и светских наград, из-за преклонных лет отказавшийся от монашества и епископства, и многие другие.
Будущий Кормянский чудотворец родился в семье священника Свято-Покровской церкви деревни Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии (теперь — Жлобинского района Гомельской области) Иоанна Гашкевича в ночь 20 октября (н.ст.) 1837 года и был крещен с именем Иоанн («благодать Божия») в честь апостола любви Иоанна Богослова. Будущее служение ему было предопределено Господом и открыто родителям еще до его рождения. Когда его мать, как обычно, молилась в храме, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у твоего ребенка взять благословение, но не доживу». С этого дня родители знали, что у них родится еще один сын и тоже станет священником (до Иоанна у них уже были сыновья Лев и Николай, впоследствии также священники, и дочь Анна).
Уже в 4 года маленький Иоанн вместе с братьями помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной, с отрочества стали главными чертами будущего праведника.
По окончании церковноприходской школы Иоанн успешно учится в духовном училище, а затем в Могилевской Духовной семинарии, после окончания которой в 1859 году его направляют законоучителем в церковноприходскую школу деревни Огородня (теперь в Добрушском районе Гомельской области), где он знакомится с дочерью покойного настоятеля Никольской церкви Марией Трусевич. В 1862 году молодые люди венчаются, и Иоанн Гашкевич подает прошение на рукоположение. Молодого иерея направляют служить в церковь Рождества Богородицы в деревню Шерстин Рогачевского уезда (теперь — Ветковский район Гомельской области). Отец Иоанн с матушкой Марией приехали на новое место в канун Великого поста, что символически отразило их дальнейшую жизнь в молитвах и трудах, покаянии и посте. За 14 лет в Шерстине у них родилось четверо детей: трое сыновей (Михаил и Симеон стали священниками, Михаил — членом Первой Государственной Думы от Могилевской губернии, Игнатий — псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии — учительница церковноприходской школы). В конце 1876 года, по случаю освобождения священнического места в родной деревне матушки Марии, 39-летний отец Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь, и семья, теперь уже насовсем, возвращается в Огородню. Свято-Никольский храм становится местом усиленного молитвенного подвига батюшки, где в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника.
Батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек, хотя сам недвижимой собственности никогда не имел, а проживал в церковном домике рядом с церковью. В Огородне у Гашкевичей родилось еще трое детей: дочь Анна и сыновья Платон и Иоанн (тоже ставшие священниками). После рождения Иоанна-младшего (в 48 лет) отец Иоанн-старший исполнил свою мечту детства: посетил Киево-Печерскую Лавру (с которой была связана судьба многих его родственников) и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни, уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. На богослужение к нему приходили люди из разных деревень, чтобы насладиться в храме благодатью, которая присутствовала там вместе с добрым пастырем.
Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся… Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови. Оба этих предсказания сбылись. Как сбылось и то, что в Свято-Никольский храм на Божественную литургию явится сама Пресвятая Богородица (это случилось через 19 лет после смерти отца Иоанна, после чего, как он и предупреждал, власти храм закрыли).
Многим батюшка помогал и советами, и молитвами, и делами, воплощая слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. За время своего служения отец Иоанн многие годы занимал ответственные должности в благочинии, в 70 лет был возведен в сан протоиерея, имел церковные награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест, орден Святой Анны ІІІ степени, орден святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 1912 году отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения младшему сыну Иоанну.
Земная жизнь праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 года. Батюшка не дожил до Октябрьской революции, но предсказал ее. Еще он предсказал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру — солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». А старшему сыну, протоиерею Михаилу, говорил: «В одном месте лежать будем». Действительно, так и случилось. Похоронили отца Иоанна в Огородне, с правой стороны от алтаря Свято-Никольского храма. Через 19 лет рядом был похоронен и отец Михаил. В середине 1930-х храм закрыли, а в 1956 году сожгли, и все, что осталось после пожара, вместе с могилами священников счистили трактором в ров, а сверху устроили футбольное поле и танцплощадку. Несколько лет назад я разговаривала с редактором одного из минских журналов, Анной, родом из Огородни, которая, посмотрев фильм о святом Иоанне Кормянском и прочитав его житие, слезно каялась в том, что она в молодые годы вместе с другими односельчанами танцевала на этой танцплощадке…
Обретение мощей праведного протоиерея Иоанна Гашкевича состоялось в июле 1991 года и совпало по времени с посещением Гомеля Святейшим Патриархом Алексием Вторым. Во время проведения раскопок фундамента Свято-Никольского храма настоятелем Свято-Покровского храма близлежащего села Корма иеромонахом Стефаном (Нещеретом) (ныне епископ Гомельский и Жлобинский) был обнаружен гроб с нетленными останками священника. По фотографии, принесенной местной жительницей, было установлено, что они принадлежат протоиерею Иоанну Гашкевичу. Рядом были найдены останки его сына — священника Михаила Гашкевича. С благоговением они были перевезены на машине в Корму (как и предсказывал праведный отец Иоанн) и после совершения нескольких панихид, на которые стеклось несколько сотен людей и множество духовенства, захоронены в мраморном склепе возле алтаря Покровского храма. Как рассказывали мне очевидцы этих событий — регент Свято-Покровского храма Екатерина Кузьминична Хацкова и другие местные жители — тело отца Иоанна было нетленным и благоухало…
Учитывая интерес к личности отца Иоанна верующих людей, а также чудесные знамения и исцеления, происходящие у его гробницы, Преосвященнейший епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх обратился к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Филарету с просьбой рассмотреть возможность прославления отца Иоанна для почитания его как местночтимого святого. И вскоре было получено благословение на изъятие из-под спуда мощей батюшки Иоанна Гашкевича.
Это событие произошло 9 сентября 1997 года, а 31 мая 1998 года состоялась канонизация протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича в лике Собора Белорусских Святых как праведного Иоанна, чудотворца Кормянского.
По молитвам ко святому праведному Иоанну Кормянскому произошло множество случаев исцелений, причем не только в Беларуси. Помогает батюшка Иоанн православным (и не только) людям, живущим во многих странах. А частички его святых мощей находятся в православных храмах в Украине, России, Литве, Польше, Германии, Болгарии, Австралии, Америке, Канаде, на Кипре… Храмы и храмовые приделы в честь праведного Иоанна Кормянского построены в городах Гомеле, Минске и Волковысске (Гродненская область), в деревне Малые Летцы (Витебская область). В Свято-Преображенском храме города Чечерска Гомельской области находится чудотворная миро- и кровоточивая икона святого Иоанна Кормянского.
Насельницы Свято-Иоанновского Кормянского монастыря собирают свидетельства о чудесах, происходящих по молитвам к праведному батюшке Иоанну. Исцеленные люди присылают письма с рассказами, прилагая к ним медицинские документы. Так, в архиве монастыря хранятся папки со свидетельствами об исцелении от многих заболеваний: опорно-двигательного аппарата, туберкулеза, опухолей (в том числе онкологических) и гидроцефалии, кожных, зубных, нервных, желчно-каменной болезни, глухоты и слепоты, ожогов… (Свидетельницей таких случаев неоднократно я была сама).
Наверное, многие в нашем районе знают семью музыкантов и художников Ковальчуков, которая жила в Руденске (несколько лет назад они переехали в Жировичи). Именно с ними произошли, наверное, самые необыкновенные случаи исцелений по молитвам праведного Иоанна, чудотворца Кормянского (об этом они сами рассказывают в фильме «Рядом с небесами»). В начале 2000-х их старшая внучка Машенька обожгла кипятком руку. Ожог был настолько сильным, что кожа с руки слезала, как перчатка. Тогда бабушка, узнав, что в Гомельской области есть мощи святого праведного Иоанна Кормянского, поехала в Кормянский монастырь, где усиленно молилась за внучку. Из монастыря она привезла Машеньке рукавичку, освященную на мощах праведного батюшки Иоанна. Как только девочка надела эту рукавичку, боль сразу прошла. А вскоре рука зажила, не оставив следа от ожога.
Через несколько лет в этой семье произошел еще один удивительный случай. У Машеньки уже были младшие полуторагодовалый братик и трехлетняя сестренка Настенька. Однажды малыши баловались, бегали из комнаты в комнату, и Настеньке дверью (а в старом доме она была тяжелая) обрубило фалангу пальца. Была зима, в доме топилась печь, и Настенькина мама в сердцах бросила обрубок пальчика в горящую печь… Девочку сразу же повезли в больницу, пальчик зашили и посочувствовали, что больше ничем уже невозможно помочь… Но родители вспомнили о чудесной рукавичке. Настенька надела ее и носила не снимая, и через несколько недель… стала расти новая фаланга пальчика… Теперь пальчики на левой и правой руке у Насти почти не отличаются (на снимке).
Более подробно о житии и чудесах святого праведного Иоанна Кормянского можно узнать на сайте korma-hram.by

Ангелина Миронычева-Добровольская,
редактор интернет-сайта «Святой праведный Иоанн Кормянский».
korma.hram.by

Иоанн Кормянский

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иоанн и фамилией Гашкевич.

Иоанн Кормянский

Имя в миру

Иоанн Иоаннович Гашкевич

Родился

7 октября (20 октября) 1837
деревня Стрешин, Рогачевский уезд, Могилёвская губерния ныне Жлобинский район, Гомельская область

Умер

осень 1917

Почитается

в православии

Канонизирован

31 мая (н. ст.) 1998 года

В лике

праведников

Главная святыня

мощи в Свято-Покровском храме с. Корма, кровоточивая и мироточивая икона в Спасо-Преображенском храме г. Чечерск

День памяти

31 мая, 9 сентября, в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских Святых

Подвижничество

прозорливец, чудотворец, молитвенник, целитель

Иоа́нн Кормя́нский (по паспорту Иван Иванович Гашкевич; 7 (20) октября 1837, деревня Стрешин, Рогачёвский уезд, Могилёвская губерния — осень 1917, деревня Огородня, Гомельский уезд, Могилёвская губерния) — протоиерей Русской православной церкви.

В 1998 году Синодом Белорусской православной церкви причислен к лику святых как праведный для местночтимого почитания.

Биография

Происходит из известного священнического рода Гошкевичей (в русском и украинском варианте написания) — Гашкевичей (в белорусском варианте написания). Его родственником является первый консул России в Японии, известный ученый-востоковед Иосиф Антонович Гошкевич (1814—1875).

Родился в ночь на 7 октября (ст.ст.) (20 октября н.ст.) 1837 года в семье священника Иоанна Иоановича Гашкевича, рукоположеного Архиепископом Даниилом к Свято-Покровской церкви (построена в 1807) в деревне Стрешин 1836 году. Избран духовником по Рогачевскому благочинию. Мать Мария Иосифова. Братья Лев и Николай Гашкевичи, обучались в Могилевской Духовной семинарии. Сестра Анна.

С ранних 4 лет и Иоанн вместе с братьями помогал отцу в храме.

Учился в приходской школе, поступил в Могилёвское духовное училище, успешно учился, а затем продолжил учебу в Могилёвской духовной семинарии, где учились братья, а впоследствии и сыновья Иоанна. В 1859 году, по окончании семинарии, Иоанна Гашкевича преподаёт сам в церковно-приходской школе деревни Огородня Гомельской области.

В 1862 году Иоанн Гашкевич венчается с дочерью протоиерея Огородненской церкви Марией Трусевич. С февраля 1862 года рукополагается во иереи и служит в церкви Рождества Богородицы в деревне Шерстин Рогачёвского уезда.

У Гашкевичей родилось четверо детей: трое сыновей — Михаил, Игнатий, Симеон (Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий — псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии — учительница церковно-приходской школы).

По прошению в 1876 года Иоанн перемещён к Огородненской Свято-Никольской церкви. Проходил должность духовного следователя в течение трёх лет с 1893 года.

Состоял членом Благочиннического совета в течение 12 лет.

В Корме первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в город. К 1900 году она обветшала.

Бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место нового храма. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету прозорливого старца: в центре деревни, на бугорке, вечером сами собой загорались свечи, там и решили строить храм.

Протоиерей Иоанн Гашкевич осуществил закладку, а затем и освящение храма — в 1907 году — с в сослужении с местным священником Николаем Страдомским. В походах не был. Под судом и следствием не состоял. В отпусках не был. За штатом не был. По прошению протоиерей уволен за штат в 1912 года.

Скончался в деревне Огородня осенью 1917 года, не дожив до революции (то есть в сентябре — октябре).

Канонизация

В 1991 году были обнаружены нетленные мощи протоиерея Иоанна и настоятель храма иеромонах Стефан (Нещерет) переносит их под спуд возле алтаря Покровской церкви.

Обретение честных мощей протоиерея Иоанна состоялось 9 сентября (н. ст.) 1997 года. Мощи были поставлены на поклонение в храме с левой стороны алтаря.

31 мая 1998 года состоялась канонизация Иоанна Кормянского в лике праведного как местночтимого святого Белорусской Православной Церкви, которую возглавил патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

всенощное бдение в Свято-Покровском храме Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря. Епископ Стефан возле раки с мощами преподобного

8 Августа 2000 г. определением Синода Белорусской Православной Церкви решено учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским женским монастырем.

В 2000 году Определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского.

Интересный факт

Старший сын праведного Иоанна Кормянского, протоиерей о. Михаил Иванович Гашкевич (1864—1936) был депутатом Государственной думы II созыва от Могилёвской губернии, членом фракции кадетов.

Литература

  • Игум. Савва (Мажуко). Иоанн Кормянский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 352-353. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.

Ссылки

  • «Ведомости о церкви Покрова Богоматери Рогачевского уезда местечка Стрешина за 1848-й год» (НГАБ, Фонд № 3061, вопіс 1. Справа 11, л. 51 об.).
  • Журнал «Ступени» 2001 год № 2 (3) «Могилевская Духовная Семинария»
  • «Ведомости о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год» (НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1).
  • «Журнал Московской Патриархии» 2001 г.

Примечания

  1. Святой праведный Иоанн Кормянский (недоступная ссылка). Дата обращения 29 мая 2013. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  2. Идентифицировать депутата о. Михаила Гашкевича как сына Святого праведного Иоанна Комянского позволяет совпадение дат рождения ( Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine, Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 5 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.) и записи в «Ведомости о церкви Свято-Николаевской, в селе Огородне Гомельского уезда за 1896 год» Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine «Михаил 32 г. <служил> Священником в селе Онуфриеве Черниговского уезда.» (неправильное прочтение рукописного текста, должно быть «Чериковского уезда»)

Монахиня Ангелина, благочинная Свято-Иоанна-Кормянского монастыря, рассказала, как пришла к вере

| 10-03-2018 В давние времена, когда солнце было богом, люди пришли в прекрасную дубовую рощу, расположенную на мысу у небольшой речки. Стали вместе держать речь: остаться здесь или идти дальше. И молвил старец, посмотрев на прекрасную дубовую рощу: «Добра ж!». И распростер руки к реке Ипуть. С тех пор место, которое люди выбрали для жизни, стали называть Добруш, а реку, служившую им дорогой и дающую пищу, — Ипуть.

Впервые здесь храм построили в XVIII веке. Когда он обветшал, отец Иоанн Гашкевич подсказал, как узнать место для строительства нового. Местные жители три дня провели в посте и молитве и увидели, как в центре деревни стали загораться свечи. Знак получен, здесь и быть храму. В прошлом столетии его несколько раз закрывали — при большевиках и во время немецкой оккупации. Теперь храм стал культовым местом, здесь хранятся мощи Иоанна Кормянского.
Его мощи обрел настоятель храма, а ныне архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Было это так. В начале девяностых на месте сожженной в Огородне церкви, где служил Иоанн, хотели поставить крест. Нашли фундамент, место алтаря и престола, а также гроб с нетленными останками. Молва об обретении мощей, о чудесах и исцелениях, связанных с ними, привела в храм многочисленных паломников.
Интересно, что еще в советские времена из Брянской области в Корму приходила женщина. Блаженная просила милостыню на монастырь и, указывая на храм, говорила: «Один поклон царице, другой игуменье». Местные жители посмеивались над странной гостьей, ведь о духовной обители тогда даже речи не шло.
Между тем ее слова оказались пророческими. Много лет спустя при храме начали строить монастырь. Быть ему женским или мужским, решали так: в зависимости от того, кто первым приедет. Вскоре прибыли три пожилые женщины. Матушки ютились в старом деревянном одноэтажном доме, потом возвели двухэтажный.
В Свято-Иоанно-Кормянском женском монастыре — одном из самых молодых в стране — одиннадцать сестер-послушниц и монашествующих. Дорога к последней и самой строгой ступеньке — иноческому постригу — занимает, как правило, несколько лет. Решение посвятить себя служению Богу должно быть истинным и глубоко осознанным. Нередко люди, которые уходят в монастырь из-за жизненных трудностей, после того, как затягиваются раны, опять стремятся в мир.
Живут сестры скромно, но далеко не в каменных кельях с узкими окнами. В быту помогают современная техника, у монастыря есть и сайт. В остальном все строго: подъем в половине шестого. В течение дня у каждой сестры свое послушание: работа на кухне, огороде, стирка, уборка, шитье. Но большая часть времени отдана молитвам.
Монахиня Ангелина, благочинная Свято-Иоанна-Кормянского монастыря, рассказала, как пришла к вере

— Матушка Ангелина, что почувствовали, когда впервые здесь оказались?
— В Корму приехала с мамой, когда мне было тринадцать лет, на празднества, посвященные канонизации Иоанна. В храме было тысяч десять человек, пропускали только священнослужителей. Мне чудом удалось пробраться через милицейское ограждение. Оказавшись на службе, почувствовала невероятное счастье, одухотворение, все казалось таким родным. Я настолько увлеклась происходящим, что впервые в жизни забыла про маму. Она же, потеряв меня из виду, сильно волновалась.
— Какие дороги судьбы привели вас к служению Богу? Что помните о том времени, когда так кардинально изменили жизнь?
— Мы жили в Гродно и часто ездили в паломнические места, побывали даже на Валааме и в Соловках. Мама хотела, чтобы я выздоровела. С детства у меня редкая форма анемии, я часто была в коме. Когда училась в шестом классе, перенесла клиническую смерть. Медики вышли из палаты, чтобы мама со мной попрощалась. Тогда она попросила Господа, чтобы он позволил мне жить, и пообещала: если вернет дочь, отдаст ее ему в служение.
Чуть позже мама ездила к старцу Николаю Гурьянову за советом: как поступить, если она дала обет? Старец успокоил, сказал, что Господь все устроит. Об этом я узнала, когда несколько лет жила в монастыре. Мама ничего не рассказывала, чтобы не влиять на мой выбор.
Когда приехали в Корму во второй раз, даже не знали, что здесь открылся монастырь. Все это время меня очень тянуло сюда. После молебна у святых мощей сказала маме: «Я остаюсь, я дома». Она сильно переживала, особенно из-за моей болезни: как же смогу работать?
Первые годы в обители испытывала удивительную радость, спокойствие. Несмотря на физическую усталость, чувствовала себя умиротворенной. Когда человек приходит к Богу, он как будто держит тебя на руках, ощущаешь себя как в раю. Потом становится сложнее: надо учиться мудрости, подчиняться старшим, пресекать своеволие. Молодым проще влиться в монастырскую жизнь. Никогда не думала, что все так сложится: была общительной, занималась бальными танцами, хотя и болела. Все, кто меня знал, очень удивились уходу в монастырь. Долго не могли поверить.
— У вас бодрый настрой, глаза светятся радостью. Победили недуг?
— Мне стало легче, по благословению владык согласилась на две операции. Когда готовилась к первой, врачи удивились: с такими анализами люди в коме, а я живу и работаю.
— Я читала о чудесах, которые случаются с людьми в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Какие из них запомнились вам?
— Семьи, у которых после посещения храма рождались долгожданные дети. К слову, именины они нередко они отмечают в дни Иоанна. Как-то приехали состоятельные супруги из России. Женщина пятнадцать лет не могла иметь детей, лечилась за границей, но бесполезно. В Корме оказались случайно — проездом. Пришли в храм, приложились к мощам Иоанна, а через два года приехали с мальчиком. Ваня на тот момент не знал о чуде своего появления на свет, но первым делом побежал к мощам святого Иоанна. Детская душа, видать, что-то почувствовала.