Монастырь Иоанна кормянского
Содержание
Праведный Иоа́нн Кормянский, пресвитер
Краткое житие праведного Иоанна Кормянского
Святой Иоанн Гашкевич родился в 1837 году в белорусской деревне Шерстин. Когда мать носила его во чреве, один блаженный предсказал, что под сердцем у нее избранный сосуд славы Божией. С самого детства Иоанн прислуживал в алтаре своему отцу – сельскому священнику, проводил долгие часы в горячей молитве. В 18 лет он поступил в Могилевскую духовную семинарию, а по ее окончании был направлен законоучителем в церковноприходскую школу. Женившись, святой Иоанн принял священный сан (1862) и стал служить в родной деревне.
В 1876 году по собственной просьбе он был переведен в селение Огородня Гомельского уезда. Все силы он целиком отдавал служению Церкви и прихожанам, не имел никакой собственности.
После рождения младшего сына, когда Иоанну исполнилось 48 лет, он осуществил свою мечту: посетил Киево-Печерскую лавру. Там святой получил благословение от старцев на монашеский образ жизни и уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного воды; во время долгих ночных бдений он неустанно читал Иисусову молитву. Святой Иоанн любил повторять слова: «Вера без дел мертва» (Иак.2:20), – и сам подавал пример любви к ближнему, по-отечески заботясь о вдовах и сиротах.
Однажды он отдал бедной вдове и ее пятерым детям корову, от которой кормилась его собственная семья. Когда к нему приводили бесноватых, те тут же падали ниц, как только святой Иоанн творил над ними крестное знамение. Он без устали призывал людей к покаянию, пророчески предчувствуя, что близится мерзость запустения и вскоре потоки крови оросят Русскую землю. Предсказав день своей кончины, он мирно отошел ко Господу осенью 1917 года.
В 1950 году коммунисты сожгли церковь, в которой он служил, а на ее месте устроили танцевальную площадку. Когда уничтожали фундамент церкви, в нем обнаружили гроб святого отца. Обретение его мощей и перенесение их в храм селения Корма состоялись лишь 27 августа (9 сентября) 1997 года, по случаю приезда Патриарха Московского Алексия II. Тогда было обнаружено, что мощи святого угодника нетленны. С тех пор возле них происходит множество чудесных исцелений.
Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. /
Адаптир. пер. с франц. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011
Полное житие праведного Иоанна Кормянского
Родился праведный Иоанн в семье священника Свято-Покровской церкви д. Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии, тоже Иоанна, Гашкевича в ночь на 7 октября (ст. ст.) 1837 года. Был крещен с именем Иоанн – «благодать Божия» — в честь апостола любви Иоанна Богослова. Его будущее служение было предопределено Господом и открыто родителям еще до его рождения. Однажды, когда мать будущего праведника, как обычно, молилась в храме на службе, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у него (ребенка) взять благословение, но не доживу».
С этого дня родители знали, что у них родится второй сын и тоже станет священником. (Их первенец Николай также повторил судьбу отца, окончил Могилевскую семинарию и служил священником в городе Ветка). С ранних лет (уже в 4 года) Иоанн вместе с братом помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной с отрочества стали главными чертами отца Иоанна.
По окончании церковноприходской школы он успешно учится в духовном училище, а затем поступает в Могилевскую Духовную семинарию. В 1859 году, по окончании семинарии, по Промыслу Божию его направляют законоучителем в церковноприходскую школу д. Огородня, где он знакомится с девицей Марией, дочерью покойного иерея Никольской церкви Филиппа Трусевича. В 1862 году после праздника Крещения Господня они венчаются, а вскоре, 24 февраля, Преосвященнейший Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский и Мстиславский рукополагает Иоанна Гашкевича во иереи и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачевского уезда. Молодой 25-летний иерей Иоанн с матушкой Марией приехали на новое место в канун Великого поста, и это символически отразило их дальнейшую жизнь в молитвах и трудах, покаянии и посте. За 14 лет в д. Шерстин в семье Гашкевичей родилось четверо детей: трое сыновей – Михаил, Игнатий, Симеон (Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий – псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии – учительница церковноприходской школы).
В конце 1876 года, по случаю освобождения священнического места в д. Огородня Гомельского уезда, 39-летний иерей Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь. Прошение было удовлетворено, и семья возвратилась в Огородню, теперь уже насовсем. Храм, посвященный перенесению мощей святителя Николая, становится местом усиленного молитвенного подвига отца Иоанна. На этом месте служения в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника.
На новом приходе батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек. Недвижимой собственности он никогда не имел до конца своих дней, а проживал в церковном домике рядом с церковью. Жена Мария в Огородне родила ему еще троих детей: дочь Анну и сыновей Платона и Иоанна (тоже стали священниками). После рождения младшего сына Иоанна (в 48 лет) отец Иоанн-старший исполнил свою мечту: посетил Киево-Печерскую Лавру и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни, и уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего Богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. На Богослужение к нему приходили люди из разных деревень, чтобы насладиться в храме явной благодатью, которая присутствовала там вместе с добрым пастырем.
Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяны. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови, и это предсказание его сбылось.
Многим батюшка помогал и словами совета, и молитвами, и делами, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. За годы своего служения отец Иоанн исполнял ответственные послушания: три года подряд был духовным следователем в Благочинии, 12 лет – членом Благочиннического совета; в 70 лет был возведен в сан протоиерея. Был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, в 1906 году – орденом Святой Анны ІІІ степени, в 1912 году – орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В том же году отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения своему младшему сыну Иоанну.
Земная жизнь святого праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 года. Батюшка не дожил до октябрьской революции, но предсказал ее. Еще он предсказал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру – солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». И, действительно, в час кончины батюшки был ясный погожий день. Сыновья-священники Симеон, Иоанн, Михаил и Платон омыли дома тело старца и перенесли его в храм. Три дня прощались люди со своим пастырем. Свято-Никольская церковь не закрывалась ни днем, ни ночью. Священнослужители из ближних деревень прибыли на погребение собрата во Христе. Были совершены две Литургии, после них – панихиды. На третий день, при стечении духовенства округи и множества народа, был совершен чин погребения. Гроб с телом почившего батюшки Иоанна под звон колоколов и пение «Помощник и покровитель» обнесли вокруг храма и опустили в могилу, с правой стороны от алтаря. Так протоиерей Иоанн Гашкевич, достойно завершив свой земной путь, перешел в Царство Небесное.
В июле 1991 года его нетленные мощи были обретены и перенесены в деревню Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Покровской церкви. На этом месте стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.
9 сентября 1997 года мощи были извлечены из-под спуда и поставлены в Покровском храме деревни Корма. Став местом паломничества, Покровский приход в 2000 году был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь.
31 мая 1998 года протоиерей Иоанн Кормянский (Гашкевич) был канонизирован в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении отца Иоанна Кормянского.
Некоторые случаи чудесной помощи отца Иоанна, записанные в Кормянском монастыре матушкой Софией (в начале марта 2006 года)
1. Лет пять назад приезжала в Корму раба Божия Любовь из Витебской области. У нее был запущенный рак груди. Она очень поздно обратилась к врачам, и, по их словам, опухоль лечению не поддавалась. Любовь молилась у мощей праведного батюшки Иоанна, приобрела его иконку, освященное масло и рукавичку. Приехав домой, каждый день она стала читать тропарь батюшке Иоанну, смазывать больное место маслицем от мощей и прикладывать рукавичку. Через неделю на врачебном осмотре обнаружилось, что опухоль прошла.
2. Крестная дочь Любови, ученица девятого класса, жила в интернате и дружила с юношей Вадимом, с которым вместе училась. Однажды у Вадима на лице и руках появилась экзема, причем корка образовалась такая, что врачи ничем не могли ему помочь. Одноклассники смеялись и говорили ему: «Если ты выздоровеешь – мы поверим, что Бог есть». Узнав об этом, Любовь передала Вадиму масло и рукавичку от мощей праведного Иоанна Кормянского. Юноша стал молиться батюшке Иоанну, каждый день читал ему тропарь и кондак, смазывал освященным маслом лицо и руки, прикладывал рукавичку. Через несколько недель мучившая его экзема прошла. 31 мая, в день канонизации отца Иоанна Кормянского, Вадим принял Святое Крещение.
3. Из Гомеля приезжала семья с двумя дочками. У одной из них, четырехлетней Вики, была больная печень, и девочка часто лежала в больницах. У мощей батюшки Иоанна мама сказала ей: «Доченька, ты попроси отца Иоанна, чтобы он дал тебе здоровья». И Вика по-детски попросила: «Батюшка Иоанн, ты меня исцелишь, ладно? Хорошо, батюшка Иоанн?» И по вере ее Господь послал ей исцеление.
4. Однажды в Корму приехал с семьей священник одного из сельских приходов, отец Сергий. Его сын Илюша, лет пяти, был болен эпилепсией, не мог ни говорить, ни ходить, и в храм батюшка занес его на руках. Они пробыли в Корме три недели, слезно молились у мощей, каждый день причащали сына. И ребенок постепенно начал ходить, говорить – сначала «мама», а потом и другие слова. Ильюша оказался живым, подвижным и смышленым мальчиком. За несколько приездов в Корму он исцелился совсем.
5. Из Гомельской области приехала семья, в которой была дочка лет четырнадцати. В девятом классе она заболела эпилепсией. Родители, невоцерковленные люди, обращались и к врачам-психиатрам, и к «бабкам». В результате «лечения» девочке стало настолько плохо, что она постоянно крутилась вокруг себя: ей казалось, что вокруг нее бездна, она боялась в нее свалиться. В Корму семья приехала вечером. Так как к исповеди и причастию они были не готовы, утром побыли на службе, помолились у мощей и уехали. Через месяц, приехав вновь, рассказали, что на следующий день после Кормы их дочь выздоровела. Теперь она занимается домашними делами, вяжет, вышивает – и опять стала обычным ребенком.
6. Праведный Иоанн Кормянский помогает и в таких тяжелых недугах души, как пьянство, курение, наркомания. Так, человек лет 30-ти по имени Николай долгое время был одержим страстью наркомании. По молитвам батюшки Иоанна Господь его исцелил. Раб Божий Александр вылечился от пьянства, а одна паломница, много лет курившая, наконец, оставила эту привычку.
7. Самый поразительный случай был рассказан на проповеди летом 2004 года архимандритом (теперь – епископом Туровским и Мозырским) Стефаном. Из Минска в Корму приехал молодой человек. Он был в сильнейшем отчаянии – по словам врачей, жить ему оставалось лишь несколько месяцев, так как проведенные неоднократно анализы показывали наличие у него вируса СПИДа. Молодой человек молился как мог, слезно просил батюшку Иоанна о помощи. Вернувшись в Минск, пошел сдавать анализы. Вируса СПИДа в крови больше не было.
Святой праведный Иоанн Кормянский
По милости Божией осенью 2013 года в два храма Пуховичского благочиния из Гомельской епархии были переданы для молитвенного поклонения верующих частицы мощей святых угодников Божиих: преподобной Манефы Гомельской и праведного Иоанна Кормянского. Храниться они будут в храме Благоверного князя Александра Невского в Марьиной Горке и в приходском храме в честь Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск.
Многие пуховчане уже побывали в паломнических поездках в Гомеле и в Корме, у мощей преподобной матушки Манефы и праведного батюшки Иоанна, смотрели посвященные им видеофильмы «Невеста Христова» и «Рядом с небесами», телепрограммы «Існасць» и «Таямніцы душы», испытали на себе чудесную помощь этих святых.
Высокопреосвященнейший Аристарх, архиепископ Гомельский и Жлобинский, сравнивал жизнь святых Манефы Гомельской и Иоанна Кормянского с лампадой: «они были высокой духовной жизни, терпения и постоянного молитвенного подвига. Они были лампадой, огоньком, который освещал жизненный путь другим людям в темном атеистическом мире. Они очень близки к нам и по времени, и по духу, и по жизни, и всегда будет нам помогать по нашим к ним молитвам».
Матушка Манефа и батюшка Иоанн озарили и мою жизнь светом своей любви, одарили своим чудесным заступничеством. В знак признательности и благодарности к ним я хочу, чтобы и другие люди — верующие и еще неверующие в Господа — узнали о них.
Праведный батюшка Иоанн Кормянский
происходит из славного западно-русского рода Гашкевичей (в русском и украинском варианте — Гошкевичей), потомки которого на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в духовную и культурную жизнь белорусского, русского и украинского народов как выдающиеся священники, ученые, археологи, врачи, преподаватели. Наиболее известны из них дядя святого праведного Иоанна Кормянского — первый консул России в Японии, ученый-востоковед Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1875; его именем названа улица в минском микрорайоне «Лошица»), Виктор Иванович Гошкевич (1860-1928; киевский, а затем херсонский общественный и культурный деятель, археолог, музеолог, краевед, журналист, основатель и первый директор херсонского музея старобытностей и утонченных искусств (его дочь Екатерина Ивановна Бутович-Сухомлинова (1882-1918) была женой военного министра и подругой последней российской императрицы Александры Феодоровны), брат Виктора Ивановича — Леонид Иванович Гошкевич, проживший 95 лет (1868-1963), почитавшийся и духовенством, и верующими людьми, и даже властями как праведник, имевший множество церковных и светских наград, из-за преклонных лет отказавшийся от монашества и епископства, и многие другие.
Будущий Кормянский чудотворец родился в семье священника Свято-Покровской церкви деревни Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии (теперь — Жлобинского района Гомельской области) Иоанна Гашкевича в ночь 20 октября (н.ст.) 1837 года и был крещен с именем Иоанн («благодать Божия») в честь апостола любви Иоанна Богослова. Будущее служение ему было предопределено Господом и открыто родителям еще до его рождения. Когда его мать, как обычно, молилась в храме, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у твоего ребенка взять благословение, но не доживу». С этого дня родители знали, что у них родится еще один сын и тоже станет священником (до Иоанна у них уже были сыновья Лев и Николай, впоследствии также священники, и дочь Анна).
Уже в 4 года маленький Иоанн вместе с братьями помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной, с отрочества стали главными чертами будущего праведника.
По окончании церковноприходской школы Иоанн успешно учится в духовном училище, а затем в Могилевской Духовной семинарии, после окончания которой в 1859 году его направляют законоучителем в церковноприходскую школу деревни Огородня (теперь в Добрушском районе Гомельской области), где он знакомится с дочерью покойного настоятеля Никольской церкви Марией Трусевич. В 1862 году молодые люди венчаются, и Иоанн Гашкевич подает прошение на рукоположение. Молодого иерея направляют служить в церковь Рождества Богородицы в деревню Шерстин Рогачевского уезда (теперь — Ветковский район Гомельской области). Отец Иоанн с матушкой Марией приехали на новое место в канун Великого поста, что символически отразило их дальнейшую жизнь в молитвах и трудах, покаянии и посте. За 14 лет в Шерстине у них родилось четверо детей: трое сыновей (Михаил и Симеон стали священниками, Михаил — членом Первой Государственной Думы от Могилевской губернии, Игнатий — псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии — учительница церковноприходской школы). В конце 1876 года, по случаю освобождения священнического места в родной деревне матушки Марии, 39-летний отец Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь, и семья, теперь уже насовсем, возвращается в Огородню. Свято-Никольский храм становится местом усиленного молитвенного подвига батюшки, где в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника.
Батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек, хотя сам недвижимой собственности никогда не имел, а проживал в церковном домике рядом с церковью. В Огородне у Гашкевичей родилось еще трое детей: дочь Анна и сыновья Платон и Иоанн (тоже ставшие священниками). После рождения Иоанна-младшего (в 48 лет) отец Иоанн-старший исполнил свою мечту детства: посетил Киево-Печерскую Лавру (с которой была связана судьба многих его родственников) и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни, уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. На богослужение к нему приходили люди из разных деревень, чтобы насладиться в храме благодатью, которая присутствовала там вместе с добрым пастырем.
Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся… Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови. Оба этих предсказания сбылись. Как сбылось и то, что в Свято-Никольский храм на Божественную литургию явится сама Пресвятая Богородица (это случилось через 19 лет после смерти отца Иоанна, после чего, как он и предупреждал, власти храм закрыли).
Многим батюшка помогал и советами, и молитвами, и делами, воплощая слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. За время своего служения отец Иоанн многие годы занимал ответственные должности в благочинии, в 70 лет был возведен в сан протоиерея, имел церковные награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест, орден Святой Анны ІІІ степени, орден святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 1912 году отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения младшему сыну Иоанну.
Земная жизнь праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 года. Батюшка не дожил до Октябрьской революции, но предсказал ее. Еще он предсказал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру — солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». А старшему сыну, протоиерею Михаилу, говорил: «В одном месте лежать будем». Действительно, так и случилось. Похоронили отца Иоанна в Огородне, с правой стороны от алтаря Свято-Никольского храма. Через 19 лет рядом был похоронен и отец Михаил. В середине 1930-х храм закрыли, а в 1956 году сожгли, и все, что осталось после пожара, вместе с могилами священников счистили трактором в ров, а сверху устроили футбольное поле и танцплощадку. Несколько лет назад я разговаривала с редактором одного из минских журналов, Анной, родом из Огородни, которая, посмотрев фильм о святом Иоанне Кормянском и прочитав его житие, слезно каялась в том, что она в молодые годы вместе с другими односельчанами танцевала на этой танцплощадке…
Обретение мощей праведного протоиерея Иоанна Гашкевича состоялось в июле 1991 года и совпало по времени с посещением Гомеля Святейшим Патриархом Алексием Вторым. Во время проведения раскопок фундамента Свято-Никольского храма настоятелем Свято-Покровского храма близлежащего села Корма иеромонахом Стефаном (Нещеретом) (ныне епископ Гомельский и Жлобинский) был обнаружен гроб с нетленными останками священника. По фотографии, принесенной местной жительницей, было установлено, что они принадлежат протоиерею Иоанну Гашкевичу. Рядом были найдены останки его сына — священника Михаила Гашкевича. С благоговением они были перевезены на машине в Корму (как и предсказывал праведный отец Иоанн) и после совершения нескольких панихид, на которые стеклось несколько сотен людей и множество духовенства, захоронены в мраморном склепе возле алтаря Покровского храма. Как рассказывали мне очевидцы этих событий — регент Свято-Покровского храма Екатерина Кузьминична Хацкова и другие местные жители — тело отца Иоанна было нетленным и благоухало…
Учитывая интерес к личности отца Иоанна верующих людей, а также чудесные знамения и исцеления, происходящие у его гробницы, Преосвященнейший епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх обратился к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Филарету с просьбой рассмотреть возможность прославления отца Иоанна для почитания его как местночтимого святого. И вскоре было получено благословение на изъятие из-под спуда мощей батюшки Иоанна Гашкевича.
Это событие произошло 9 сентября 1997 года, а 31 мая 1998 года состоялась канонизация протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича в лике Собора Белорусских Святых как праведного Иоанна, чудотворца Кормянского.
По молитвам ко святому праведному Иоанну Кормянскому произошло множество случаев исцелений, причем не только в Беларуси. Помогает батюшка Иоанн православным (и не только) людям, живущим во многих странах. А частички его святых мощей находятся в православных храмах в Украине, России, Литве, Польше, Германии, Болгарии, Австралии, Америке, Канаде, на Кипре… Храмы и храмовые приделы в честь праведного Иоанна Кормянского построены в городах Гомеле, Минске и Волковысске (Гродненская область), в деревне Малые Летцы (Витебская область). В Свято-Преображенском храме города Чечерска Гомельской области находится чудотворная миро- и кровоточивая икона святого Иоанна Кормянского.
Насельницы Свято-Иоанновского Кормянского монастыря собирают свидетельства о чудесах, происходящих по молитвам к праведному батюшке Иоанну. Исцеленные люди присылают письма с рассказами, прилагая к ним медицинские документы. Так, в архиве монастыря хранятся папки со свидетельствами об исцелении от многих заболеваний: опорно-двигательного аппарата, туберкулеза, опухолей (в том числе онкологических) и гидроцефалии, кожных, зубных, нервных, желчно-каменной болезни, глухоты и слепоты, ожогов… (Свидетельницей таких случаев неоднократно я была сама).
Наверное, многие в нашем районе знают семью музыкантов и художников Ковальчуков, которая жила в Руденске (несколько лет назад они переехали в Жировичи). Именно с ними произошли, наверное, самые необыкновенные случаи исцелений по молитвам праведного Иоанна, чудотворца Кормянского (об этом они сами рассказывают в фильме «Рядом с небесами»). В начале 2000-х их старшая внучка Машенька обожгла кипятком руку. Ожог был настолько сильным, что кожа с руки слезала, как перчатка. Тогда бабушка, узнав, что в Гомельской области есть мощи святого праведного Иоанна Кормянского, поехала в Кормянский монастырь, где усиленно молилась за внучку. Из монастыря она привезла Машеньке рукавичку, освященную на мощах праведного батюшки Иоанна. Как только девочка надела эту рукавичку, боль сразу прошла. А вскоре рука зажила, не оставив следа от ожога.
Через несколько лет в этой семье произошел еще один удивительный случай. У Машеньки уже были младшие полуторагодовалый братик и трехлетняя сестренка Настенька. Однажды малыши баловались, бегали из комнаты в комнату, и Настеньке дверью (а в старом доме она была тяжелая) обрубило фалангу пальца. Была зима, в доме топилась печь, и Настенькина мама в сердцах бросила обрубок пальчика в горящую печь… Девочку сразу же повезли в больницу, пальчик зашили и посочувствовали, что больше ничем уже невозможно помочь… Но родители вспомнили о чудесной рукавичке. Настенька надела ее и носила не снимая, и через несколько недель… стала расти новая фаланга пальчика… Теперь пальчики на левой и правой руке у Насти почти не отличаются (на снимке).
Более подробно о житии и чудесах святого праведного Иоанна Кормянского можно узнать на сайте korma-hram.by
Ангелина Миронычева-Добровольская,
редактор интернет-сайта «Святой праведный Иоанн Кормянский».
korma.hram.by
Иоанн Кормянский
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иоанн и фамилией Гашкевич.
Иоанн Иоаннович Гашкевич
7 октября (20 октября) 1837
деревня Стрешин, Рогачевский уезд, Могилёвская губерния ныне Жлобинский район, Гомельская область
осень 1917
в православии
31 мая (н. ст.) 1998 года
праведников
мощи в Свято-Покровском храме с. Корма, кровоточивая и мироточивая икона в Спасо-Преображенском храме г. Чечерск
31 мая, 9 сентября, в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских Святых
прозорливец, чудотворец, молитвенник, целитель
Иоа́нн Кормя́нский (по паспорту Иван Иванович Гашкевич; 7 (20) октября 1837, деревня Стрешин, Рогачёвский уезд, Могилёвская губерния — осень 1917, деревня Огородня, Гомельский уезд, Могилёвская губерния) — протоиерей Русской православной церкви.
В 1998 году Синодом Белорусской православной церкви причислен к лику святых как праведный для местночтимого почитания.
Биография
Происходит из известного священнического рода Гошкевичей (в русском и украинском варианте написания) — Гашкевичей (в белорусском варианте написания). Его родственником является первый консул России в Японии, известный ученый-востоковед Иосиф Антонович Гошкевич (1814—1875).
Родился в ночь на 7 октября (ст.ст.) (20 октября н.ст.) 1837 года в семье священника Иоанна Иоановича Гашкевича, рукоположеного Архиепископом Даниилом к Свято-Покровской церкви (построена в 1807) в деревне Стрешин 1836 году. Избран духовником по Рогачевскому благочинию. Мать Мария Иосифова. Братья Лев и Николай Гашкевичи, обучались в Могилевской Духовной семинарии. Сестра Анна.
С ранних 4 лет и Иоанн вместе с братьями помогал отцу в храме.
Учился в приходской школе, поступил в Могилёвское духовное училище, успешно учился, а затем продолжил учебу в Могилёвской духовной семинарии, где учились братья, а впоследствии и сыновья Иоанна. В 1859 году, по окончании семинарии, Иоанна Гашкевича преподаёт сам в церковно-приходской школе деревни Огородня Гомельской области.
В 1862 году Иоанн Гашкевич венчается с дочерью протоиерея Огородненской церкви Марией Трусевич. С февраля 1862 года рукополагается во иереи и служит в церкви Рождества Богородицы в деревне Шерстин Рогачёвского уезда.
У Гашкевичей родилось четверо детей: трое сыновей — Михаил, Игнатий, Симеон (Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий — псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии — учительница церковно-приходской школы).
По прошению в 1876 года Иоанн перемещён к Огородненской Свято-Никольской церкви. Проходил должность духовного следователя в течение трёх лет с 1893 года.
Состоял членом Благочиннического совета в течение 12 лет.
В Корме первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в город. К 1900 году она обветшала.
Бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место нового храма. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету прозорливого старца: в центре деревни, на бугорке, вечером сами собой загорались свечи, там и решили строить храм.
Протоиерей Иоанн Гашкевич осуществил закладку, а затем и освящение храма — в 1907 году — с в сослужении с местным священником Николаем Страдомским. В походах не был. Под судом и следствием не состоял. В отпусках не был. За штатом не был. По прошению протоиерей уволен за штат в 1912 года.
Скончался в деревне Огородня осенью 1917 года, не дожив до революции (то есть в сентябре — октябре).
Канонизация
В 1991 году были обнаружены нетленные мощи протоиерея Иоанна и настоятель храма иеромонах Стефан (Нещерет) переносит их под спуд возле алтаря Покровской церкви.
Обретение честных мощей протоиерея Иоанна состоялось 9 сентября (н. ст.) 1997 года. Мощи были поставлены на поклонение в храме с левой стороны алтаря.
31 мая 1998 года состоялась канонизация Иоанна Кормянского в лике праведного как местночтимого святого Белорусской Православной Церкви, которую возглавил патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).
всенощное бдение в Свято-Покровском храме Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря. Епископ Стефан возле раки с мощами преподобного
8 Августа 2000 г. определением Синода Белорусской Православной Церкви решено учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским женским монастырем.
В 2000 году Определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского.
Интересный факт
Старший сын праведного Иоанна Кормянского, протоиерей о. Михаил Иванович Гашкевич (1864—1936) был депутатом Государственной думы II созыва от Могилёвской губернии, членом фракции кадетов.
Литература
- Игум. Савва (Мажуко). Иоанн Кормянский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 352-353. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.
Ссылки
- «Ведомости о церкви Покрова Богоматери Рогачевского уезда местечка Стрешина за 1848-й год» (НГАБ, Фонд № 3061, вопіс 1. Справа 11, л. 51 об.).
- Журнал «Ступени» 2001 год № 2 (3) «Могилевская Духовная Семинария»
- «Ведомости о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год» (НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1).
- «Журнал Московской Патриархии» 2001 г.
Примечания
- Святой праведный Иоанн Кормянский (недоступная ссылка). Дата обращения 29 мая 2013. Архивировано 8 декабря 2015 года.
- Идентифицировать депутата о. Михаила Гашкевича как сына Святого праведного Иоанна Комянского позволяет совпадение дат рождения ( Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine, Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 5 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.) и записи в «Ведомости о церкви Свято-Николаевской, в селе Огородне Гомельского уезда за 1896 год» Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine «Михаил 32 г. <служил> Священником в селе Онуфриеве Черниговского уезда.» (неправильное прочтение рукописного текста, должно быть «Чериковского уезда»)
Монахиня Ангелина, благочинная Свято-Иоанна-Кормянского монастыря, рассказала, как пришла к вере
| 10-03-2018 В давние времена, когда солнце было богом, люди пришли в прекрасную дубовую рощу, расположенную на мысу у небольшой речки. Стали вместе держать речь: остаться здесь или идти дальше. И молвил старец, посмотрев на прекрасную дубовую рощу: «Добра ж!». И распростер руки к реке Ипуть. С тех пор место, которое люди выбрали для жизни, стали называть Добруш, а реку, служившую им дорогой и дающую пищу, — Ипуть.
Впервые здесь храм построили в XVIII веке. Когда он обветшал, отец Иоанн Гашкевич подсказал, как узнать место для строительства нового. Местные жители три дня провели в посте и молитве и увидели, как в центре деревни стали загораться свечи. Знак получен, здесь и быть храму. В прошлом столетии его несколько раз закрывали — при большевиках и во время немецкой оккупации. Теперь храм стал культовым местом, здесь хранятся мощи Иоанна Кормянского.
Его мощи обрел настоятель храма, а ныне архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Было это так. В начале девяностых на месте сожженной в Огородне церкви, где служил Иоанн, хотели поставить крест. Нашли фундамент, место алтаря и престола, а также гроб с нетленными останками. Молва об обретении мощей, о чудесах и исцелениях, связанных с ними, привела в храм многочисленных паломников.
Интересно, что еще в советские времена из Брянской области в Корму приходила женщина. Блаженная просила милостыню на монастырь и, указывая на храм, говорила: «Один поклон царице, другой игуменье». Местные жители посмеивались над странной гостьей, ведь о духовной обители тогда даже речи не шло.
Между тем ее слова оказались пророческими. Много лет спустя при храме начали строить монастырь. Быть ему женским или мужским, решали так: в зависимости от того, кто первым приедет. Вскоре прибыли три пожилые женщины. Матушки ютились в старом деревянном одноэтажном доме, потом возвели двухэтажный.
В Свято-Иоанно-Кормянском женском монастыре — одном из самых молодых в стране — одиннадцать сестер-послушниц и монашествующих. Дорога к последней и самой строгой ступеньке — иноческому постригу — занимает, как правило, несколько лет. Решение посвятить себя служению Богу должно быть истинным и глубоко осознанным. Нередко люди, которые уходят в монастырь из-за жизненных трудностей, после того, как затягиваются раны, опять стремятся в мир.
Живут сестры скромно, но далеко не в каменных кельях с узкими окнами. В быту помогают современная техника, у монастыря есть и сайт. В остальном все строго: подъем в половине шестого. В течение дня у каждой сестры свое послушание: работа на кухне, огороде, стирка, уборка, шитье. Но большая часть времени отдана молитвам.
Монахиня Ангелина, благочинная Свято-Иоанна-Кормянского монастыря, рассказала, как пришла к вере
— Матушка Ангелина, что почувствовали, когда впервые здесь оказались?
— В Корму приехала с мамой, когда мне было тринадцать лет, на празднества, посвященные канонизации Иоанна. В храме было тысяч десять человек, пропускали только священнослужителей. Мне чудом удалось пробраться через милицейское ограждение. Оказавшись на службе, почувствовала невероятное счастье, одухотворение, все казалось таким родным. Я настолько увлеклась происходящим, что впервые в жизни забыла про маму. Она же, потеряв меня из виду, сильно волновалась.
— Какие дороги судьбы привели вас к служению Богу? Что помните о том времени, когда так кардинально изменили жизнь?
— Мы жили в Гродно и часто ездили в паломнические места, побывали даже на Валааме и в Соловках. Мама хотела, чтобы я выздоровела. С детства у меня редкая форма анемии, я часто была в коме. Когда училась в шестом классе, перенесла клиническую смерть. Медики вышли из палаты, чтобы мама со мной попрощалась. Тогда она попросила Господа, чтобы он позволил мне жить, и пообещала: если вернет дочь, отдаст ее ему в служение.
Чуть позже мама ездила к старцу Николаю Гурьянову за советом: как поступить, если она дала обет? Старец успокоил, сказал, что Господь все устроит. Об этом я узнала, когда несколько лет жила в монастыре. Мама ничего не рассказывала, чтобы не влиять на мой выбор.
Когда приехали в Корму во второй раз, даже не знали, что здесь открылся монастырь. Все это время меня очень тянуло сюда. После молебна у святых мощей сказала маме: «Я остаюсь, я дома». Она сильно переживала, особенно из-за моей болезни: как же смогу работать?
Первые годы в обители испытывала удивительную радость, спокойствие. Несмотря на физическую усталость, чувствовала себя умиротворенной. Когда человек приходит к Богу, он как будто держит тебя на руках, ощущаешь себя как в раю. Потом становится сложнее: надо учиться мудрости, подчиняться старшим, пресекать своеволие. Молодым проще влиться в монастырскую жизнь. Никогда не думала, что все так сложится: была общительной, занималась бальными танцами, хотя и болела. Все, кто меня знал, очень удивились уходу в монастырь. Долго не могли поверить.
— У вас бодрый настрой, глаза светятся радостью. Победили недуг?
— Мне стало легче, по благословению владык согласилась на две операции. Когда готовилась к первой, врачи удивились: с такими анализами люди в коме, а я живу и работаю.
— Я читала о чудесах, которые случаются с людьми в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Какие из них запомнились вам?
— Семьи, у которых после посещения храма рождались долгожданные дети. К слову, именины они нередко они отмечают в дни Иоанна. Как-то приехали состоятельные супруги из России. Женщина пятнадцать лет не могла иметь детей, лечилась за границей, но бесполезно. В Корме оказались случайно — проездом. Пришли в храм, приложились к мощам Иоанна, а через два года приехали с мальчиком. Ваня на тот момент не знал о чуде своего появления на свет, но первым делом побежал к мощам святого Иоанна. Детская душа, видать, что-то почувствовала.
Добавить комментарий