Монастырь святого антония в Египте
Содержание
- Храм преподобного Антония Великого (Дзержинск)
- История строительства
- Приход
- Примечания
- Ссылки
- Монастырь Святого Антония
- История
- В настоящее время
- Галерея
- Литература
- Монастырь Св. Антония в Египте
- Абзац истории
- Обитель в наши дни
- Практическая информация
- Детство и отрочество преподобного Антония
- Призвание Божие
- Отшельничество
- Борьба святого Антония с диавольскими кознями
- Духовное наследие
Храм преподобного Антония Великого (Дзержинск)
Православный храм | |
Храм в честь преподобного Антония Великого | |
Страна | Россия |
Город | Дзержинск |
Конфессия | Православие |
Епархия | Нижегородская и Арзамасская |
Архитектурный стиль | древне-византийский |
Первое упоминание | 2006 год |
Строительство | 2007—2010 годы |
Приделы | Главный — в честь Антония Великого |
Статус | действующий |
Сайт | Официальный сайт |
Координаты: 56°15′23.83″ с. ш. 43°27′58.09″ в. д. / 56.256621° с. ш. 43.466138° в. д. (G) (O) (Я)
Храм преподобного Антония Великого — действующий православный храм на северной окраине города Дзержинска, у пересечения Чернореченского шоссе и проспекта Чкалова. Входит в состав Дзержинского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии.
История строительства
В 2006 году был выделен участок земли. 2 ноября 2006 года архиепископ Георгий освятил крест на месте будущего строительства. Возведение церкви началось в июне 2007 года. Основным спонсором и попечителем строительства был Валерий Артамонов, генеральный директор компании «Тосол-Синтез». В апреле 2009 года в рамках архиерейского визита был заложен алтарь и состоялось освящение престола.
Первым в храме было проведено пасхальное богослужение, которое совершил 4 апреля 2010 года настоятель храма иерей Илья Шитов. На первую Пасхальную вечерню, которая проходила среди установленных в храме строительных лесов, собралось около 50 членов прихода.
24 августа архиепископ Георгий совершил чин освящения крестов. Храм был освящен архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием 22 сентября 2010 года. Накануне освящения был завершён четырёхярусный иконостас, выполненный в академическом стиле мастерами Нижегородской епархии.
Приход
Настоятелем с 13 марта 2009 года назначен иерей Илья Шитов, который до этого времени был настоятелем Прихода церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы посёлка Пыра.
14 ноября 2010 года при храме открылась вторая в городе воскресная школа. Первой в 1995 году была открыта школа при Храме Воскресения Христова.
Иерей Иоанн Сорокин, назначен настоятелем 29 августа 2012 года.
Примечания
- 1 2 3 Туманов, Андрей В праздник Пасхи в Дзержинске прошло первое богослужение в храме в честь Антония Великого. Нижегородская епархия (5 апреля 2010 года). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 6 апреля 2010.
- Инвестиционный совет одобрил заявку на выделение земли в Дзержинске под строительство православного храма. Нижегородская епархия (19 сентября 2006 года). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 4 декабря 2010.
- Владыка Георгий освятил крест на месте строительства будущего храма в городе Дзержинске. Нижегородская епрахия (2 ноября 2006 года). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 4 декабря 2010.
- 1 2 3 4 Центром социальной жизни Дзержинска станет Храм в честь преподобного Антония Великого, Телеканал «Союз» (31 августа 2010 года). Проверено 4 декабря 2010.
- В новом храме. Телекомпания Дзержинск (21.09.2010). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 4 декабря 2010.
- Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Указ № 92 от 13 марта 2009 года. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 4 декабря 2010.
- Ермолина, Анна При дзержинском храме в честь святого преподобного Антония Великого открылась воскресная школа. Нижегородская епархия (18 ноября 2010 года). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 18 декабря 2010.
Ссылки
- Архиепископ Георгий совершил чин освящения храма в честь преподобного Антония Великого в Дзержинске (видео). Телекомпания Образ.(недоступная ссылка — история) Проверено 4 декабря 2010.
У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно:
|
Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. Антоний с юности был всегда серьезным, сосредоточенным. Он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними. Святому Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Посещая церковные службы, юноша проникся благоговейным чувством к тем христианам, которые, как повествуется в Деяниях апостольских, продавали свои имения, а цену их полагали к ногам Апостолов. Услышав в церкви Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” (Мф. 19, 21), Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, роздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда святой юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу. К одному из подвижников он обратился за руководством в духовной жизни. В этот период жизни преподобный Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола. Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, пытался склонить Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги. Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться – это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения. Но диавол не оставлял своих ухищрений и, пытаясь устрашить преподобного, являлся под видом чудовищ, но святой с непоколебимой верой ограждал себя Животворящим Крестом. Наконец враг явился ему в виде страшного черного отрока и лицемерно признал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости. Но преподобный отогнал врага молитвой. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу. И здесь бесы, напав на подвижника с намерением убить его, нанесли ему тяжкие побои. Однако Господь не допустил смерти Антония. Друг святого, принесший по обычаю пищу, увидел его замертво лежащим на земле и отнес в селение. Святого сочли умершим и стали готовиться к погребению. Но преподобный глубокой ночью пришел в сознание и умолил своего друга отнести его обратно в гробницу. Твердость святого Антония была сильнее ухищрений врага. Приняв вид диких зверей, бесы вновь пытались принудить святого покинуть избранное им место, но он опять отогнал их силой Животворящего Креста. Господь подкрепил силы Своего угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул: “Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?” Господь ответил: “Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире”. После этого явления преподобный Антоний встал исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет. Приобретя духовный опыт в борьбе с диаволом, преподобный задумал уйти в глубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Он просил старца-подвижника (к которому обращался в начале своего иноческого пути) удалиться вместе с ним в пустыню, но старец, благословив преподобного на новый, до тех пор неизвестный вид подвига – отшельничество, по старческой немощи, не решился ему сопутствовать. Преподобный Антоний ушел в пустыню один. Диавол пытался остановить его, бросая перед преподобным драгоценности и золото, но святой, не обращая на них внимания, прошел мимо. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды. В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. В полном уединении и непрестанной борьбе с бесами преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах. Когда настало время, Господь открыл людям Своего великого подвижника. Преподобному предстояло наставить многих мирян и монахов и руководить иноками. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня. В 311 году Церковь постигло испытание – жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! Господу угодно было сохранить его на пользу христианам. По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворений: преподобный изгонял бесов и исцелял больных силой своей молитвы. Множество приходящих к нему людей препятствовало его уединению, и преподобный ушел еще дальше, в так называемую “внутреннюю пустыню”, и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.
Святые Константин Елена и Агафия
Еще раз преподобному Антонию пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ересей манихеев и ариан. Зная, что имя преподобного Антония почитается всей Церковью, ариане возвели на него клевету – якобы он придерживается их еретического учения. Прибыв в Александрию, преподобный Антоний всенародно, в присутствии епископа, проклял арианство. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников. К преподобному приходили языческие философы, желая своими умствованиями поколебать его твердую веру, но он простыми, убедительными речами привел их к молчанию. Равноапостольный царь Константин Великий (+ 337, память 21 мая) и его сыновья глубоко почитали преподобного Антония и просили его посетить их в столице, но преподобный не пожелал оставить своих братьев-пустынников. В ответном послании он убеждал императоров не гордиться высоким положением и помнить, что и над ними есть Нелицеприятный Судия – Господь Бог. 85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них. Еще и еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах. “Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом, и потом со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых”, – так передано предсмертное слово преподобного в его житии. Преподобный завещал двум из своих учеников, находившимся при нем последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих мантий одну преподобный завещал святителю Афанасию Александрийскому (память 18 января), другую – святителю Серапиону Тмунтскому. Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.
Святители Афанасий и Кирилл
Жизнь прославленного подвижника, преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия – первый памятник православной агиографии – считается одним из лучших его писаний; святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. “Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, – пишет святой Афанасий, – однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души”. Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.
Андрей Первозванный и Антоний Великий
В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х – XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке – в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.
Монастырь Святого Антония
Монастырь
Египет
Красное Море
Коптская православная церковь
мужской
Антоний Великий
действующий монастырь
Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Монастырь Святого Антония (значения).
Монастырь святого Антония (араб. دير الأنبا أنطونيوس Dair al-Anbā Anṭūnīyūs) — древнейший христианский монастырь мира. Находится в 290 км к югу от Каира на севере мухафазы (провинции) Красное Море в районе нагорья Эль-Галала Аравийской пустыни, принадлежит Коптской православной церкви. Располагая площадью ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае).
История
В этих местах в скальном гроте выше монастыря вёл аскетический уединённый образ жизни и скончался отец монашества — святой Антоний Великий (251—356 гг.). Его младший современник святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, написал житие Святого Антония.
После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран.
Первые постройки монастыря были заложены в III в. В V столетии в монастырь Святого Антония из-за постоянных набегов бедуинов начали переселяться монахи из Вади-Натрун. В XI в. монастырь был разграблен и разрушен арабами, но был восстановлен коптами через 100 лет. В Средние века монастырь подолгу стоял заброшенным, без дверей; насельников было всего несколько.
Церковь Святого Антония, которая находится у южных стен монастыря, была построена в XVI веке. К западу от неё расположен храм Святых Апостолов. В этой церкви сохранилась фреска X в. с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а в её небольшой капелле фрески XI—XIII вв. с изображениями первых Александрийских патриархов: евангелиста Марка, Петра, Афанасия, Феофила, Кирилла и др.
В настоящее время
Литургия совершается в храме Святого Марка, построенном в XVIII веке. Как и в монастырях Вади-Натрун, в монастыре Святого Антония хранятся древние рукописи (1700 манускриптов) с текстами преимущественно на коптском и арабском языках.
Местом постоянного паломничества является пещера святого Антония, расположенная выше монастыря на высоте 276 м (680 м над уровнем Красного моря).
В 2002—2010 году государство предприняло реставрацию монастыря, которая обошлась в 14,5 миллионов долларов США.
Галерея
> См. также
- Искушение святого Антония
- Коптское монашество
- Отшельничество
- Монастырь Павла Фивейского
Литература
Монастырь Св. Антония в Египте
Монастырь Св. Антония в Египте (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Подворье монастыря Св. Антония
Монастырь Св. Антония Великого в Египте — старейший в стране. Более того, после монастыря Св. Екатерины в Синае, он самый крупный по территории, занимаемой монастырскими и храмовыми комплексами, — около 7 га. Кроме всего прочего, обитель эта очень почитается христианами Египта, именно здесь все они собираются для того, чтобы отпраздновать Пасху — Воскресение Господне. Ведь, как известно, преподобный Антоний, впоследствии названный Великим — самый известный христианский святой в истории Египта, некогда полностью перешедшего от язычества к православию.
Абзац истории
Антоний родился в христианской семье. Он был богат, но после смерти родителей в возрасте всего 20 лет решил отречься от мирского. В Евангелии он прочел наставление, где говорилось: человек, желающий обрести совершенство, должен раздать свое богатство нищим и уйти вслед за Богом, чтобы обрести сокровище духовное. Так он и сделал: ушел в горы и поселился отшельником в тесной пещере. До самой своей смерти он жил в горах и каждый день проделывал многокилометровый путь за водой и обратно. Сейчас этот путь устилает лестница в 1700 ступеней, ведущих к пещере Антония.
Антоний считается отцом монашества, а точнее — основателем отшельничества в Египте. Он отправился в уединение еще будучи совсем молодым.
С Павлом Фивейским Антоний познакомился во время одного из своих посещений Александрии, города, на тот момент носившего статус столицы Египта. Павел был глубоко потрясен общением с Антонием, и впоследствии именно он принимал участие в похоронах учителя и закладке антонианского монастыря. Павел исполнил последнюю волю учителя: сделать тайное захоронение, чтобы никто не знал, где находится его гробница. Современные арабы-христиане уверяют, что святой Антоний до сих пор покоится под стенами монастыря. Однако французы опровергают эту версию, полагая, что мощи Антония были найдены и перевезены в монастырь Сент-Антуан.
О святом Павле, в честь которого назван второй христианский монастырь, известно немногое. Однако его имя связано с легендой: святой, решивший вести жизнь отшельника в пустыне, жил благодаря подаяниям… ворона. Тот каждый день прилетал, чтобы принести ему хлеба и фиников. Павел не общался с другими христианами, он жил уединенно и слишком далеко от мирской суеты. Известно, что умер он в почтенном возрасте — более ста лет. Его могила находится под стенами монастыря, названного в честь святого.
Первые постройки монастыря были заложены в 3 веке нашей эры, практически сразу же после смерти Св. Антония. Тогда же на место его погребения стали стекаться верующие со всего Египта, а также из других стран — Сирии, Эфиопии. Сюда переселилось и множество монахов из долины Вади-Натрун, чьи монастыри были разрушены бедуинами. Так обитель росла и населялась новыми иноками. Страна хранила верность кресту до самого нашествия арабов и тотальной «муслимизации», зачастую – насильственной и неизбежной. И монастырь также пострадал от набегов арабов-мусульман. В 11 веке он был полностью разрушен, пустовал около 100 лет, и лишь спустя это долгое время был вновь отстроен коптами.
Монастырь Святого Антония в Египте
Обитель в наши дни
Сегодня монастырь Св. Антония поражает своей величественностью и удивительным ощущением святости и благодати не только паломников, но и обычных туристов. Одна из самых древних построек в монастырском комплексе — это церковь, которая была заложена еще в первые годы существования монастыря. Конечно, она не сохранилась в первозданном виде, но может похвастаться внутренними интерьерами с фресками 13 века. Это одноименная церковь — церковь Св. Антония, помимо которой в монастырском комплексе есть еще несколько церквей.
Больше всего туристы любят находиться у святых источников, самый знаменитый среди них, согласно легенде, обнаружен самим Антонием, вода в нем обладает целебной силой.
Выше монастыря на расстоянии около 2,5 км расположена пещера Антония, в которой он проводил годы своей жизни, отказавшись от мирских утех. Внутри каменного грота есть алтарь с несколькими иконами, а на большие церковные праздники здесь проводят богослужения. Удивительно, но вокруг монастыря, в таких же небольших пещерах, до сих пор обитают монахи — старцы, которые отреклись от благ цивилизации.
Практическая информация
Монастырь расположен в 290 км на юг от столицы Египта Каира на севере провинции Красное Море. От Хургады до монастыря можно добраться с групповой экскурсией — это лучший вариант посещения святыни.
Монастырь открыт ежедневно с 4:00 до 17:00, кроме последних дней Великого Поста перед Пасхой.
Вход в монастырь бесплатный.
>преподобный Антоний Великий
День памяти: 17(30) января
Детство и отрочество преподобного Антония
Преподобный Антоний Великий по происхождению был египтянином. Родился он в 251 году, в благородной, богатой семье, в селении Кома (близ Гелиополя).
Родители Антония были христианами, и он рос и воспитывался на Заветах Христа. Раннее детство Антония прошло в родительском доме. Когда же он достиг отрочества, и его полагали отдать для обучения грамоте, он предпочел оставаться ближе к родителям, не желая ни покидать отчий дом, ни общаться со сверстниками.
В общем он был послушным ребёнком, охотно посещал Божий храм вместе с матерью и отцом, внимательно слушая, что там читалось. Несмотря на завидный семейный бюджет, Антоний не был избалованным дитятей, не требовал изысканных яств и прочих излишеств, довольствовался тем, что давали, а давали, в педагогических целях, умеренно.
Призвание Божие
По смерти родителей Антоний остался за старшего. На его плечи легла забота о хозяйстве и малой сестре. К тому времени он был достаточно взрослым человеком (по свидетельству древних источников ему было от 18 до 20 лет).
Через несколько месяцев после того, как он осиротел, с ним произошёл случай, круто повлиявший на его дальнейшую жизнь. В один из дней Антоний, по обычаю и влечению сердца, направился в храм. По пути предался раздумьям: вспоминались апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом, вспоминались те верующие, которые, продавая имущество, приносили врученные средства и смиренно полагали перед Господними учениками.
Едва он вступил за порог Божьего храма, как услышал слова, прозвучавшие словно из уст Самого Искупителя. Это были слова из Евангелия, обращённые к богатому юноше, которые произнёс Иисус Христос (Мф.19:21) и которые легли в основу одного из важнейших монашеских обетов — нестяжания. Смысл этих возвышенных слов — кто хочет быть совершенным, должен продать, что имеет и последовать за Спасителем — Антоний воспринял так близко, как будто они были адресованы лично ему.
Выйдя из храма, он незамедлительно продал всё, что унаследовал от почивших родителей (а это был немало: одной только плодородной земли — десятки гектаров), часть средств раздал местным жителям, чтобы не беспокоили ни сестру, ни его самого, часть оставил сестре, а часть раздал нищим.
В очередной раз войдя в храм Господень (вскоре после случившегося), Антоний услышал другие слова из Евангелия, располагавшие опираться на Промысл (Мф.6:34) и вновь отнёс их к себе. Он тут же вернулся, раздал беднякам остатки имущества, вверил сестру попечению добродетельных дев, проживавших в обители, и, расположившись вблизи родного дома, предался уединению и молитвенным подвигам.
Отшельничество
Едва встав на путь строгой подвижнической жизни, преподобный Антоний не имел надлежащего духовного опыта и нуждался в советах мудрых людей. Ради этих советов время от времени он покидал место уединения и отправлялся на поиски тех, о ком слышал как о рачителях правды и добродетели. Получив от того или иного праведника мудрое наставление, он возвращался и продолжал упражняться в подвижничестве.
Шаг за шагом обогащая свой опыт крупицами преподанной мудрости и внимательными наблюдениями за образом жизни Божьих угодников, он пополнял его и за счёт наблюдения за собой: внимал собственным помыслам, мыслям, желаниям.
Вместе с тем преподобный Антоний занимался физическим трудом. Так он зарабатывал на пропитание, а от излишков жертвовал нуждавшимся.
Жители окрестностей, видя добродетельность Антония, относились к нему с уважением и любовью.
Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко он проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.
Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний удалился к гробницам. Затем, выбрав из нескольких одну, заточил себя в ней, завалив вход большим камнем. Предварительно он условился со знакомым, что тот будет приносить ему хлеб. Пребывая в гробнице святой испытал множество искушений, но при содействии свыше сумел преодолеть их и не только устоял на спасительном пути, а и окреп духом, возрос возрастом духовным.
По некоторым подсчётам, преподобный Антоний подвизался в гробницах около 15 лет, затем, в 285 году, удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила. Там он жил и трудился, прославляя Бога, на протяжении 20 лет.
Когда он ещё только искал, где устроить жилище, обнаружил ограждённое, совершенно запущенное место. Люди давно там не жили; место было заполнено пресмыкающимися. Но как только это пустынное место сделалось местом жительства и подвигов преподобного, пресмыкающиеся удалились, словно их изгнала оттуда какая-то могучая сила.
Антоний, заранее позаботившись о питании и имея с собой полугодовой запас хлеба (питался он до крайности скудно), укрылся внутри (воду для питья он добывал прямо там). В дальнейшем хлеб ему приносили два раза в год.
Время от времени к нему приходили люди, искавшие встречи, но внутрь ограды не допускались. Иногда они проводили снаружи по нескольку дней. Если была на то воля Божья, Антоний беседовал с приходящими через небольшое оконце.
Как-то раз очередные посетители, сами того не ожидая, услышали, что из-за ограды доносится странный шум, как если бы на внутренней территории находилась большая толпа: стуки, вопли, стенания. Среди этого странного гама улавливались и вполне отчетливые слова: кто-то настоятельно требовал от святого убраться прочь из пустыни и поскорей. Всмотревшись в стенное отверстие и не обнаружив за оградой никого постороннего, слышавшие уразумели, что стучащие и вопящие — демоны. Устрашившись, люди, естественно, стали кричать, звать святого Антония, а тот, подойдя к двери с внутренней стороны, посоветовал им положиться на Бога, не впадать в страх, и удалиться.
Со временем к Антонию стало тянуться всё больше и больше людей. Многие стремились подражать его жизни, хотели поселиться подле него. Однажды, желая встретиться со святым богомольцем, люди взяли и выломали запертые двери. И тогда Антоний вышел к собравшимся. К тому времени он провёл в добровольном заточении (в крепости) около 20 лет.
Многие из присутствовавших получили тогда исцеление, из кого-то были изгнаны бесы. Кроме того вдохновенною речью подвижник утешил страждущих, примирил находящихся в ссоре; кого-то убедил встать на иноческий путь. С этого времени в местных горах стали селиться желавшие встать на монашеский путь, стали появляться обители. Антоний, движимый волей Божьей, принял над ними духовное руководство. Монастыри в основном устраивались по подобию скитов.
Около 308 года, при Максимиане, было развернуто очередное гонение на Церковь: потекла христианская кровь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Он готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период он мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище он поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности.
Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы они не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Антоний же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всём чистом. Но Богу была не угодна его скорая смерть.
После мученической кончины епископа Петра Александрийского преподобный Антоний покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своем монастыре.
Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, он, ища покоя и не желая, чтобы о нём думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда он сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если он действительно ищет покоя, пусть идёт во внутреннюю пустыню.
В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути Антоний увидел гору, окруженную равниной, на которой росло несколько пальм; под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось; он понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь Антоний остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой.
Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, Антоний возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди всё равно шли. Тогда он стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.
Когда дикие звери стали докучать преподобному частыми повреждениями огорода, он, милосердно поймав одного, повелел ему именем Господа рассказать остальным, чтобы больше не приближались к посевам и грядкам и не наносили вреда. После этого случая звери, все как один, стали обходить огороды стороной.
Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, он отдавал приносящим (как бы расплачиваясь) корзины, которые изготавливал собственноручно.
Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и он согласился. По пути у них кончилась вода и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где он молился пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монаществующих, Антоний вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги.
Впрочем, время от времени он оставлял это место по разным обстоятельствам, ради угождения Богу.
Постепенно к Антонию стало обращаться все больше и больше людей. Кого-то он исцелял, кого-то напутствовал.
Со временем молва о великом подвижнике дошла до ушей царя Константина Великого и его сыновей. Те, желая получить от подвижника мудрое наставление, написали ему послания. Антоний же отказывался принимать эти письма, объясняя присутствующим, что следует удивляться не вниманию царя и его сыновей, составивших письма, а Богу, написавшему закон и открывшемуся через Единородного Сына. И только по вмешательству монахов, представивших Антонию, что те цари помогают христианам, но могут соблазниться, если послания будут проигнорированы, Антоний отправил ответ.
О приближении смерти Антоний узнал заблаговременно. Перед своей блаженной кончиной он посетил монахов, живших на «Внешней горе», предупредил их, что скоро оставит сей мир и дал им последнее напутствие. Те стали слёзно упрашивать его остаться и принять смерть в их обители. Но он отказался и вернулся на Внутреннюю гору.
Через несколько месяцев он заболел, а перед самой кончиной призвал двух монахов, живших при нём (по причине глубокой старости) и прислуживавших, по-христиански простился с ними и завещал похоронить его тело в земле. В 355 или 356 году (день памяти: 17 января) преподобный Антоний мирно отошёл ко Господу.
Борьба святого Антония с диавольскими кознями
Ещё в самом начале подвижнической жизни Антония ненавистник добра и завистник, диавол, зная о его успехах на пути в Царство Небесное и не желая с этим мириться, возвёл против него брань, стал создавать всевозможные претыкания, вить путы, раскидывать сети.
Поначалу он силился искушать преподобного, возбуждая воспоминания о богатстве; внушая мысли об оставленной сестре, об удобствах, изысканных яствах, немощи плоти и многотрудности монашеского поприща. Всем этим козням святой противопоставлял сердечную молитву, стойкость духа, искреннюю веру и твёрдую надежду на Бога, непреклонную любовь.
Не довольствуясь поражением, диавол принял женское обличье и явился Антонию ночью, но тот, вместо того, чтобы разжечься блудною страстью, воспламенился ревностью о Господе, привёл на ум мысль об адском огне и угасил жар сатанинского обольщения.
Диавол, видя, что не одолевает, но сам одолевается ревностным подвижником, призвал дружественных ему духов, явился к Антонию ночью и так жестоко избил его, что тот остался лежать на земле без признаков жизни. По свидетельству преподобного, эти побои были настолько болезненными, что не шли в сравнение с болью, причиняемой побоями от людей. Господь не оставил святого без помощи и утешения. Антоний был исцелён и продолжил славить Владыку новыми подвигами.
Раздосадованный сатана, разрываясь от злобы и ненависти, вновь приступил к подвижнику. На этот раз он задумал сломить волю святого, доведя его до состояния отчаянного ужаса. С этой целью среди ночи был произведён сотрясающий гром, от которого стены жилища Антония словно распались. В этот момент с разных сторон на подвижника ринулись демоны в образе диких, свирепых зверей. Всем своим видом звери демонстрировали, что готовы наброситься на Антония: лев сгруппировался для прыжка; волк обнажил оскал; змий извивался, готовясь к атаке; вол напрягся, чтобы бодать.
Уязвляемый незваными визитёрами, Антоний испытывал сильнейшую физическую боль, но без страха в душе. Наконец, он изобличил демонов, сказав им, что если бы они и действительно обладали могуществом, то достаточно было бы прийти одному; но так как их много, значит Бог отобрал у них силу. Потом, оградившись щитом веры, добавил, что если они в состоянии причинить ему то, чем пугают, — пусть нападают; если же у них такой власти нет, нечего и стараться. После этого мужественного заявления кровля как будто разверзлась и сквозь освободившееся пространство проник световой луч. Демоны стали невидимы, боль исчезла, жилище приобрело прежний вид. Антоний предался молитве, Бог ободрил его, а посрамленные духи рассеялись, словно дым.
В следующий раз диавол изощрился представить Антонию серебряное блюдо, имея в виду прельстить его через помысел сребролюбия. Но когда преподобный уразумел в этом мерзкий подвох и произнёс, что блюдо будет диаволу в погибель, — блюдо исчезло.
Однажды демоны посетили Антония в призраке света, стремясь убедить его в том, что они — от Бога. Но Антоний сомкнул свои очи и предался молитве, после чего свет исчез. В другой раз сатана, стремясь сломить дух Антония, назвался Богом и Промыслом Божьим. Однако и эта уловка осталась безрезультатной.
Случилось, что диавол наслал на святого стаю свирепых гиен. Но Антоний не дрогнул, а Господь не попустил Своим тварям наброситься на Антония, и они ушли откуда пришли.
Много и других козней строил ему враг; он же отражал их верой, упованием и молитвой.
«Св. Антоний молился в келье своей и услышал глас, говоривший ему: Антоний, ты еще не пришел в меру такого-то башмачника, в Александрии! Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника, и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Он сказал: я не знаю, чтоб когда-нибудь делал какое-либо добро, почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в царствие Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всей искренностью сердечной повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать. Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру (Patr. lat. t. 73, р. 785).» Добротолюбие
Всегда Христом дышите и веруйте в Него – призывал умирающий Антоний своих учеников.
Духовное наследие
Антоний Великий не был церковным писателем в традиционном понимании этого слова. Несмотря на это до нас дошло множество его поучений, составленных теми или иными добролюбцами. Среди прочих пособий можно выделить: Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония, Слово о суете мира и воскресении мертвых, Послания братиям, обитающим повсюду, Устав отшельнической жизни, О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, Письма, Изречения св. Антония Великого и сказания о нем.
Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2
Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, // отцев начальниче, Антоние.
Добавить комментарий