Монастырь в аризоне
Содержание
- Монастырь Святого Антония (Аризона)
- История
- Современное состояние
- Примечания
- Монастырь во имя преподобного Антония Великого в пустыне Сонора (штат Аризона, США).
- Мохаве (пустыня)
- Климат
- Города и регионы
- Растения и животные
- Ссылки
- Пустыня Мохаве
- ***
- LiveInternetLiveInternet
- Отзыв: Монастырь Святого Антония (США, Аризона) — Аккуратное, ухоженное православное чудо в американской пустыне
Монастырь Святого Антония (Аризона)
У этого термина существуют и другие значения, см. Монастырь Святого Антония.
Монастырь
St. Anthony’s Monastery
США
округ Пинал, штат Аризона, США
православие
Сан-Францисская митрополия
архимандрит Ефрем (Мораитис)
1995 год
архимандрит Паисий
Медиафайлы на Викискладе
Монастырь святого Антония Великого (греч. Ιερα Μονή Αγίου Αντωνίου του Μεγάλου, Греческий православный монастырь святого Антония, англ. St. Anthony’s Greek Orthodox Monastery) — православный мужской монастырь Сан-Францисской митрополии Американской архиепископии Константинопольского патриархата, расположенный в пустыне Сонора между городами Финикс и Тусон в штате Аризона, в США.
Монастырь был основан летом 1995 году, в 15 км от города Флоренс известным афонским подвижником старцем Ефремом Филофейским и пятью афонскими монахами.
История
В 1995 году решивший поселиться в США архимандрит Ефрем (Мораитис) вместе со своим знакомым священником Антонием из города Тусон посетил пустыню Сонора в штате Аризона, чтобы найти подходящее место для нового монастыря. На одной из безлюдных территорий отец Антоний отчётливо услышал колокольный звон, обратившись к архимандриту Ефрему со словами: «Старче, слышишь? Колокола звонят!». Последний воспринял этот звон как особое указание Божие. Священнослужители направились в ближайший город Флоренс в 15 км от того места, чтобы узнать о возможности приобретения участка земли там, где они услышали звон. Хозяин участка, узнав, для чего они хотят купить землю, в два раза снизил её цену.
Архимандрит Ефрем решил не медлить с основанием монастыря. Летом 1995 года и пятеро монахов-афонитов основали монастырь в Аризоне. Первоначально жилищем монахов были четыре трейлера: в одном была устроена церковь, в другом — трапезная, в остальных насельники жили сами. Отсутствовало электричество, вода, не было стройматериалов. Монахам приходилось жить и работать в местности, кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Архимандрита Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим; были скептики и среди православных. Вскоре им стали жертвовать и деньги, и материалы.
Сразу же развернулись строительные работы. Трудились по 15 часов в сутки, не считая времени на монашеское правило. В скором времени были построены храм во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского, трапезная и корпуса для братии и паломников. Рассказывают, что храм воздвигли в рекордно короткий срок — за четыре месяца, как раз к престольному празднику — памяти преподобного Антония Великого. Практически все постройки монастыря были возведены руками самой братии, лишь иногда, если позволяли средства, приглашали наёмных рабочих.
Вокруг монастыря было приобретено 1200 стремм земли, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли, была необходима вода, которая была найдена в результате подземных изысканий.
В мае 2016 года в связи планами строительства более 200 новых домов в непосредственной близости от монастыря, что угрожает в значительной степени нарушить спокойствие этого духовного центра, появилась петиция «Preserve the Sacred Grounds of Saint Anthony’s Monastery», в которой было написано «Девелопер предлагает радикальные изменения в зонировании и землепользовании для земельных участков в непосредственной близости от Монастыря святого Антония. Эти изменения будут иметь огромное и значительное негативное воздействие на Монастырь святого Антония. Это также будет иметь негативное влияние на всех местных жителей и посетителей, прибывающих из-за пределов штата, которые посещают там службы, всем семьям, которые имеют родственников, захороненных на кладбище, а также всех, кто в настоящее время наслаждается спокойной и изящный природой монастыря».
Современное состояние
Главный храм, построенный в стиле греческой базилики, освящён в честь святого Антония Великого и Нектария Эгинского. Также были построены часовни, посвященные святым Серафиму Саровскому (в стиле северных деревянных церквей), Димитрию Солунскому (в русском стиле), Иоанну Крестителю, великомученику Георгию (в стиле румынских церквей), Николаю Чудотворцу (в стиле сербских церквей), великомученику Пантелеймону и Илии Пророку. Иеродиакон Никон (Горохов) так обозначил архитектуру монастыря: «вся архитектура монастыря — это некая эклектика, в которой лишь чуть преобладают элементы того или иного стиля. Как таковой ни один стиль последовательно не выдержан, каждая постройка сочетает элементы, присущие разным стилям. Но общий ансамбль от этого ничуть не проигрывает, а скорее даже выигрывает». Монастырь обрамляет символическая ограда, отделяя монастырь-оазис от пустыни.
В настоящее время является одним из самых крупных монастырей США; на середину 2010 годов в нём проживало более 50 монахов. Монастырь располагает обширным хозяйством: оливковой, цитрусовой и финиковой рощами, виноградниками.
За год обитель посещают около 25 тысяч человек. Женщин без платков и в брюках в монастырь не пускают, мужчин в рубашках с коротким рукавом тоже.
Примечания
Архимандрит Ефрем Аризонский.
- Официальный сайт монастыря святого Антония (англ.)
- Монастырь святого Антония Великого в Аризоне (США)
- Иван Роса: Монастырь Святого Антония (США, Аризона).
Монастырь во имя преподобного Антония Великого в пустыне Сонора (штат Аризона, США).
Часть 1. Часть 2.
О богослужении
Воскресное богослужение. То, что у нас называют всенощным бдением, совершаемым в субботу вечером (часов около 17 или 18), здесь начинается в 1 час ночи. Эта служба объединяет вместе воскресную полунощницу, утреню и литургию. Главной особенностью местной богослужебной традиции является то, что воскресное богослужение мало чем отличается от обычной шестеричной вечерней службы, единственное отличие – это большее число стихир или тропарей канона, которые распеваются, и поэтому служба становится длиннее на 1 час.
На воскресной полунощнице обязательно поется на два клироса канон Святой Троице. Здесь пение хором практикуется редко, и поют все вместе только особые торжественные песнопения, а так на клиросах поют по одному человеку в сопровождении одного или двух исонов, когда помощники главного протопсалта тянут одну основную ноту, а тот поет мелодию того или иного гласа. Получается молитвенно и очень мелодично. Голоса у головщиков самые лучшие и красивые, особенно выделяется этим даром молодой иеромонах Ефрем-младший – келейник старца и главный регент обители.
Электричества в храмах нет, певчие стоят у специальных круглых тумб, на которые кладут певческие книги, а над тумбами всегда весит особый светильник, бросающий свет только на эти книги. Сила освещения регулируется с помощью колесика сбоку светильника. Здесь все сделано так, чтобы не мешать молиться другим (монахам или паломникам).
Я ни разу не видел, чтобы священники все вместе выходили на литию, или на полиелей, или на акафист. Такое здесь не практикуется. Многие песнопения, которые у нас принято петь торжественно и хором, здесь просто читаются, например «Сподоби, Господи», Великое славословие, «Верую», «Отче наш». Их дают читать или особо почетным гостям монастыря из священнослужителей, или читает сам старец или игумен монастыря. Шестопсалмие также должно читаться игуменом монастыря.
Убранство храма свт. Николая чудотворца.
После отпуста полунощницы начинается утреня (возглас, Двупсалмие, каждение, ектения, Шестопсалмие, Великая ектения). Затем выходит на средину храма канонарх и возглашает только первые два слова «Феос Кириос» («Бог Господь»), и на клиросах повторяют 4 раза, добавляя стихи, которые у нас произносит диакон с амвона. Потом поют положенные на этот день тропари и сразу за ними вставляют чтение из Синаксаря, которое читает чтец на клиросе. Кафисмы здесь опускают и приступают к пению канона. Тропари и ирмоса поют по клиросам по очереди, но канон короткий, так что минут через 15–20 уже поют «Честнейшую херувим» с поясными поклонами на каждый припев. Затем стихиры, ектении, и после отпуста утрени начинается сразу литургия. Седмичные священник и диакон совершают входные во время канона, а все послушники и монахи собираются в это время в алтаре и поминают по запискам о здравии и о упокоении, поэтому во время литургии записки уже не читают.
Часы, которые у нас читают перед литургией, по афонской практике здесь опускаются. Когда перед литургией открывают царские врата, все склоняют свои главы и выходят из своих стасидий. Священник дает возглас, затем Мирная ектения, и по окончании ее на клиросах поют праздничные антифоны «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: аллилулиа», а еще «Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас»; «Единородный Сыне» поется, а «Блаженны» («Макарии» – по-гречески) читаются или поются. Вход с Евангелием, которое подносят целовать старцу. Затем по клиросам поют тропари. После них читают Апостол и Евангелие, которые здесь читаются только дневные. Никаких других чтений здесь не вставляют; естественно, в праздники читают праздничные чтения. Затем диакон произносит на амвоне ектении, в том числе и ектению «об оглашенных», и далее диакон совершает каждение. «Херувимская» поется хором. Великий вход совершают два свещеносца, диакон и священник, при этом поминание говорит только диакон. «Верую» здесь читает почетный или старший священник. Во время Евхаристического канона главный протопсалт один очень умилительно поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…», а все падают ниц и молятся, пока священник не скажет из алтаря возглас «Изрядно о Пресвятей…» Тогда клирос поет хором «Достойно есть». Ектения произносится диаконом, а «Отче наш» читается старшим священником. Здесь собором почти не служат, поэтому священники заходят в алтарь и облачаются для причащения после «Отче наш», а потом, причастившись в алтаре, выходят и становятся на свои места в храме. Вся остальная братия обходят все иконы, прикладываясь к ним, подходят по очереди к середине храма и делают земные поклоны на три стороны, прося у всех прощения, и становятся на свои места.
Братия в монастыре в обязательном порядке причащаются 3 раза в неделю (во вторник, четверг и субботу), а также в каждое второе воскресение. Во время службы никто не исповедует. Вся исповедь бывает отдельно – каждый день с 12:00 до 14:00 принимают исповедь два старца – отец Ефрем и отец Паисий. Здесь исповедь принимают не все священники, но только те, над которыми архиереем прочитана молитва и которым дано благословение старца. Под причастие можно подходить без исповеди, а исповедоваться отдельно 1 раз в 2 недели, иногда чаще, кому как нужно, хоть каждый день. Но во время литургии исповеди нет. Под причастие братия подходит по чину друг за другом, плат берут сами по очереди и сами вытирают уста и идут запивать. Как таковой «запивки» здесь нет, а вместо нее на клирос выносят из алтаря кусочки агничной просфоры. Когда братия не причащаются, то после литургии священник раздает антидор, и все подходят и берут его от руки священника и идут пить святую воду.
В воскресный день сразу после литургии бывает праздничная трапеза, когда братия вместе с паломниками в сопровождении двух свещеносцев и с каждением двух кацей идут под удары била в трапезную. Трапеза бывает обильная и торжественная, потому что в конце совершается особое моление, вкушают панагию, отщипывая от единой просфоры, которую разносит трапезарь всем братиям и паломникам. Выходят из трапезы так же чинно и стройно. И так, вкусив пищу в 5 часов утра, все расходятся отдыхать, немного уставшие и намолившиеся. В воскресный день не работают, кроме, может быть, поваров и некоторых служб по приему паломников. В воскресный день можно погулять, поспать, почитать. Обеда в 11:30 уже не бывает, а есть только ужин, который бывает после вечерни. Затем выносят мощи, и бывает повечерие в храме с чтением акафиста. Мощей в монастыре преподобного Антония не так уж много, как это бывает на Афоне. Зато здесь хранится глава старца Иосифа Исихаста, которую каждый день приносят в главный храм обители, и к ней можно подойти и приложиться с 14 до 15 часов дня.
Несколько слов о молитвенном правиле
Здесь, в монастырях, возникших по благословению старца Ефрема (Мораитиса), вся жизнь настроена на глубокое внутреннее делание и на внимательную Иисусову молитву. Собственно говоря, ради молитвы старец Ефрем убрал некоторые псалмопения из служб, заменив их молитвенным деланием по четкам. Именно молитве по четкам здесь отводится центральная роль. С утра братия выполняют молитвенное правило по четкам, а в течение дня они непрестанно молятся вслух, уже без счета произнося молитву Иисусову. На службе же большинство из братий – да почти все – перебирают четки, не прекращая молитву Иисусову. Перед сном тоже молятся по четкам. И так привыкая, молятся непрестанно. Старец считает, что строгое общежитие при правильном уставе и должном руководстве быстрее всего и легче всего приводит монаха к преуспеянию.
Ту жизнь, которую прожил старец Иосиф Исихаст, можно назвать экстремальным подвигом. Он сам говорил впоследствии так: «Как я чрезмерно подвизался, так подвизаться не нужно. Это было следствием того, что не было никакого руководства. И приходилось самому все пробовать и искать, а для этого я испробовал все возможные виды подвига. Но это не нужно вам делать. Есть пути более легкие и простые. И если бы я знал тогда их, то не налагал бы на себя чрезмерных трудов».
От монахов и послушников, от паломников и гостей, приезжающих надолго, тут требуют, чтобы молитву произносили вслух. В голос или вполголоса, медленно или быстро, на любом языке, но непременно вслух и непременно без перерывов. И надо сказать, что даже вот такое, казалось бы, механическое произнесение молитвы Иисусовой способствует очищению ума, исцелению сердца от страстей и усвоению умом и сердцем сладчайшего имени Иисуса, просвещению, очищению и в конце концов преображению падшей человеческой природы.
В монастырях, подчиняющихся старцу Ефрему, монашеское правило абсолютно обязательно к исполнению, и никакие отговорки не принимаются к оправданию того, чтобы оставить его или не выполнить. Правило – это вещь фундаментальная, равно как и ночное молитвенное делание, без которого, считал старец Иосиф Исихаст, монах не может называться монахом. Поэтому здесь день начинается с вечера, когда весь монастырь как по команде встает на монашеское правило в 22:30 (кто чуть раньше, кто чуть позже). Многие выполняют правило на ходу – это когда видишь идущего монаха с четками и громко читающего молитву Иисусову, пока не вычитает 1200 раз. Потом делаются земные поклоны, затем, если есть время, можно читать святых отцов или потренироваться опустить ум в сердце и сочетать произнесение молитвы с дыханием, когда на вздохе говорится «Господи Иисусе Христе», а на выдохе «помилуй меня». Делать это надо с глубоким вниманием и сокрушением.
После молитвенного правила все собираются в храм, и там продолжается молитвенное делание. Затем короткий сон – часа 3–3,5, и все выходят на свои послушания: кто под палящие лучи аризонского солнца, кто на кухню к жарким плитам, кто в офис к приему паломников. И так изо дня в день.
Здесь, в монастыре преподобного Антония Великого, практически невозможно проспать правило. На правило встают абсолютно все – весь монастырь «от мала до велика». Просыпаешься к 22:00 от того, что весь корпус наполняется ароматом свежезаваренного греческого кофе, начинается какое-то движение по корпусу, скрипят двери и гремит посуда на кухоньке. Так уж здесь заведено, и это древняя афонская традиция, когда, встав ночью на правило, прежде чем начать его, выпивают чашечку прекрасного душистого кофе, чтобы отогнать остатки сна и получить заряд бодрости на всю ночь. Кофе заваривает каждый сам для себя как умеет и как знает. Некоторые вместо кофе заваривают крепкий чай, есть и такие, кто предпочитает матэ как альтернативу кофе, но все что-то пьют для бодрости.
Я сначала просто заливал кипятком мелко смолотый пахучий кофейный порошок, который всегда есть на кухоньке (за этим здесь следят), добавлял одну-две чайных ложечки сахара и шел к себе в комнату выполнять правило. Но, как оказалось, такой способ заварки не совсем правильный. Правильно по-гречески заваривают кофе вот как: берут подходящую турочку и наливают туда холодной воды; потом в нее насыпают мелкодисперсный порошок хорошо перемолотого кофе и ставят все это на газовую конфорку или электроплитку. Ждут, пока кофе нагреется, появится пеночка, и оно станет подыматься. Когда кофе начинает закипать – его снимают. Переливают в кружку, добавляют сахар и пьют.
Итак, после броуновского движения по корпусу постепенно все смолкает. Хлопающая дверь возвещает о том, что часть братии вышли на улицу – для выполнения там, на ходу, молитвенного правила. Оказывается, это тоже древняя практика. В своей книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» отец Ефрем описывает, как они часто выходили на воздух и совершали правило ночью у своих келий. Я, честно скажу, один раз сходил и больше не стал, потому что, становясь на правило, мне хотелось делать его сосредоточенно, с закрытыми глазами, а не вышагивать по палисадникам с четками в руках. Но так, на ходу, правило не обязаны делать все – это лишь один из вариантов.
Правило занимает от 45 минут до часа. Начинаешь стоя читать молитву Иисусову и на каждую молитву крестишься и делаешь что-то вроде глубокого кивка головой и корпусом, затем возвращаешься в исходное положение и продолжаешь дальше. Чтобы не отвлекаться на счет, держишь в руках четки, лучше всего – на 300 узелков. После каждой молитвы берешь новый узелок пальцами – и так, пока не пройдешь все четки. Мне рекомендовали делать земные поклоны не сразу все, а поделив их на три части – по 50 поклонов. Для этого я откладываю в сторону четки-трехсотки, беру четки меньшего размера: или на 100, или 50 узелков – и начинаю класть земные поклоны, пока не пройду все четки. Затем беру опять четки-трехсотки и начинаю снова молитвы по ним. И так три раза. А в конце читаю 300 молитв «Пресвятая Богородице, спаси нас», и здесь можно добавить еще 50 земных поклонов, если есть силы. Послушники делают по 100 земных поклонов, а монахи – по 150, некоторые – по 200 и более.
Интерьер главного храма в честь преп. Антония и свт. Нектария.
Поначалу было очень тяжело привыкать к такому правилу, и я выполнял его за 1,5 часа. Но под конец моего пребывания в монастыре я привык к правилу, и оно стало приносить мне большое удовлетворение. Надеюсь, что я его не брошу. Мне кажется, что оно нужно, чтобы разогреть человека и привести его в такое легкое состояние, чтобы ему не хотелось спать, а хотелось молиться. Оставшееся до службы время братия проводит или в умно-сердечной молитве, или в чтении книг аскетической монашеской литературы. Я читал «Изложение монашеского опыта» старца Иосифа Исихаста, его письма к монашествующим или книгу старца Ефрема «Моя жизнь со старцем Иосифом», и это чтение приносило огромное духовное удовольствие.
Мне нравилось заранее приходить в храм, прикладываться к иконам и занимать свое место в стасидии. В храме совершенно темно, и только видно, как пономари затепливают лампады и вешают их с помощью специального приспособления на свои места. Постепенно собирается вся братия. Они тоже прикладываются к иконам и рассаживаются по стасидиям – каждый на свое место. В храме тихо, но видно, как братия тянут чётки. Все ждут богослужения, которое, безусловно, является центром духовной жизни монастыря.
Когда входит игумен Паисий, все встают и умолкают; стоят не шелохнувшись и смотрят на своего игумена. Вскоре за ним приходит в храм старец Ефрем. Все с благоговением смотрят на него, как на родного отца: как он крестится, как прикладывается к иконам, как идет к своему месту. Когда он встает на свое место, тогда все, начиная от старших и заканчивая младшими, подходят к нему за благословением. А потом все отходят каждый на свое место. На некоторое время в храме водворяется полное молчание – минут на 10. Потом седмичный священник берет благословение старца, идет в притвор и дает возглас. В притворе начинают читать полунощницу, и служба идет своим чередом.
Старец Иосиф Исихаст писал в своих письмах, что тот монах, который не держится молитвенного правила и не молится ночью, совершая молитвенное бдение по четкам, не может называться настоящим монахом, а есть только по внешности монах, но не суть таковой на самом деле.
Здесь, в пустыне Сонар, да и во всех монастырях, подчиняющихся отцу Ефрему, стараются держаться неукоснительно того правила, которого держался старец Иосиф Исихаст и которое он заповедал выполнять своим ученикам. Начинается оно, как я уже сказал, в 22:00 и заканчивается в 4:00, когда все монахи расходятся по кельям и отдыхают до 7 часов утра.
Школа молитвы и училище благочестия
Сюда поучиться благочестию приезжают гости со всей Америки и Канады, а также со всего мира. Например, при мне приезжал греческий архиерей из Германии, а перед этим – делегация из Румынии, состоящая из нескольких священнослужителей (игумен монастыря и несколько иеромонахов), а еще – два священника из Финляндии.
Днем все выходят на послушания и работают с 7:30 или с 8:00 до обеда, который, как я уже упоминал, всегда в одно и то же время – в 11:30. Старец Ефрем на обед не ходит; трапезу возглавляет игумен монастыря архимандрит Паисий. Старец принимает приехавших в обитель с 12:00 до 14:00 и затем уходит к себе. Также приехавших принимает и отец Паисий.
Братия работает на послушаниях с 12:00 до 15:00. Потом начинается вечерня – ровно в 15:30, она длится до 17:00, после вечерни бывает ужин, и сразу после ужина начинается повечерие, которое длится минут 40. На повечерии всегда читают Акафист Божией Матери; обычно это делает простой чтец, который читает очень быстро, а все крестятся в конце каждого икоса и кондака и делают поясной поклон. В конце повечерия поются тропари в честь Божией Матери, и все делают по 6 земных поклонов; потом расходятся по кельям. После повечерия запрещается ходить по кельям и разговаривать, можно гулять и творить непрестанно молитву Иисусову.
Большинство братий ложатся спать в 18:00, но кто-то и позже. И получается, что спят здесь 2 раза по 3–3,5 часа. Но, привыкая к такому графику сна и бодрствования, не чувствуешь ни усталости, ни переутомления.
Последние дни в святой обители
Долгое время я скорбел по поводу того, что не принимает меня старец Ефрем. Я все время молился о том, чтобы мне встретиться с ним и поговорить о своих проблемах. И вот груз с моей души был снят промыслительным образом.
Мы, трое выходцев из России, работали у Константина в ангаре, где руками (в резиновых перчатках) шелушили и перетирали, а потом просеивали сквозь самодельное сито высохшие пучки той самой «мериды», которую неделю назад так усердно собирали вместе с игуменом монастыря. Отец Паисий и теперь пришел и стал нам помогать, давая ценные указания, как и что делать. Работа спорилась. «Вот настоящий пастырь, – подумал я про себя. – Он всегда впереди овец и служит им своим примером праведной жизни и трудолюбия. Он несет наравне со всеми тяготы работ – да с таким пастырем и тягот не замечаешь, и работается легче и веселее». Но вот отец Паисий вышел по каким-то делам.
Мы немного разговорились с Анатолием, уроженцем Украины, который в Америке живет уже 20 лет. Он приезжает сюда, в Аризону, уже не первый раз, и его здесь хорошо знают. Мне кажется, он хочет поступить в этот монастырь послушником, хотя у него есть и работа, и бизнес, и взрослая дочь. Я рассказал ему, как очень скорблю от того, что не могу попасть к старцу. А он мне и говорит:
– Так старец Ефрем тебя и не примет, потому что паломников из России и других стран принимает отец Паисий, игумен монастыря. Он тоже старец.
И тут меня словно осенило: так вот оно – то самое, что я искал. Зачем мне тревожить старца Ефрема, если все мои проблемы может разрешить отец Паисий?!
Я попросил Анатолия сказать отцу Паисию, что очень хочу с ним поговорить. Анатолий тотчас же передал старцу мою просьбу, и отец Паисий назначил время, когда мне прийти к нему. Как будто гора с плеч свалилась! Сразу стало легко, и светло, и ясно! В тот же день я встретился со старцем, и все мои вопросы были разрешены. Слава Богу, Промыслителю всяческих! Наконец я сбросил груз своих проблем.
Подошли к концу дни моего пребывания в самом жарком и благодатном месте Америки – оазисе Святого Духа посреди безводной, покрытой колючками пустыни Сонора. Удивительные и запоминающиеся на всю жизнь воспоминания я увозил с собой на родину в надежде, что опыт такого монашеского делания, которое я встретил здесь, в Аризоне, пригодится в будущем и послужит духовным уроком не только мне, но и многим другим, ищущим путей спасения в этой переменчивой жизни.
Другая Америка
Не секрет, что чаще всего представление о Соединенных Штатах у нас, живущих в России, складывается по кинофильмам, сериалам и многим другим передачам, которые можно видеть по разным каналам нашего телевидения. Небоскребы, хайвэи, чайна-тауны, ковбои, индейцы, супергерои, рок-звезды и многое другое, что предлагают нам шоу-бизнес и киноиндустрия. Но Америка – это сложная и многоликая страна, и образ ее не может исчерпываться только перечисленным выше.
Храм вмч. Георгия в румынском стиле.
Если мы хотим найти пищу для страстей, то этого здесь предостаточно. Расфасовано в яркие, привлекательные упаковки и лежит готовое на прилавках – бери не хочу! Но оказывается, существует и другая, сокровенная Америка, где есть и православные храмы, и православные святыни, и пустынные монастыри, и святые угодники, и строгие монашеские уставы. Но такую Америку в кинофильмах не показывают. Вот именно об этой Америке мне и хотелось рассказать.
Я поехал сюда для того, чтобы увидеть старца Ефрема, последнего из учеников старца Иосифа Исихаста, и разрешить некоторые духовные вопросы, вставшие передо мной. И еще мне очень хотелось прикоснуться к живой монашеской традиции, носителем которой является отец Ефрем, и испытать ее на себе; хотелось окунуться в жизнь пустынного монастыря, воздвигнутого в непригодной для жилья местности, увидеть своими глазами рукотворное чудо современной Америки – монастырь преподобного Антония Великого. Надеюсь, что съездил я не зря.
Монастырское кладбище.
Удивительное дело: до приезда в Америку старца Ефрема никто и не думал, что менее чем за 20 лет по всей стране в разных штатах начнут возникать и строиться православные монастыри, начнется духовное пробуждение, желание духовной жизни, искание святости там, где, казалось бы, ничего доброго и вырасти не может. Но, как говорится, невозможное человеку возможно Богу.
Безусловно, отец Ефрем с его монастырями – это Явление с большой буквы в православной жизни Америки. Да и не только Америки – всего мира. И мне кажется, такое явление нельзя оставить без внимания ни американцам, ни нам, хотя мы и живем за 12 часовыми поясами в другой части света, потому что это явление подлинной духовной жизни, явление очень яркое и благодатное. И нам, если мы хотим духовного преуспеяния на родине, обязательно надо перенимать тот духовный опыт, о котором явно засвидетельствовано свыше. Этот опыт надо всесторонне изучать, а то и по необходимости применять, адаптируя его к нашим условиям.
Надеюсь, что мой рассказ об устроении монашеской жизни в аризонской обители заинтересует российское монашество и послужит для пользы читающих и практикующих монашеский образ жизни здесь, в России.
Мохаве (пустыня)
У этого термина существуют и другие значения, см. Мохаве.
исп. Mojave
песчаная
35 000 км²
Мохаве
35°00′30″ с. ш. 115°28′30″ з. д.HGЯOL
- США
Калифорния, Юта, Невада, Аризона
Мохаве
Моха́ве (исп. Mojave, по названию индейского племени Мохаве) — пустыня на юго-западе Соединённых Штатов Америки, занимает значительную часть южной Калифорнии, юго-запад Юты, юг Невады и северо-запад Аризоны.
Площадь пустыни составляет свыше 35 000 км². На северо-востоке пустыня ограничена горным массивом Техачапи (англ. Tehachapi Mountains), на юге хребтами Сан-Габриель и Сан-Бернардино. Границы гор обозначены довольно чётко, так как они выделены двумя большими геологическими разломами: Сан-Андреас и Гарлок. Бессточная область Большой Бассейн лежит к северу от пустыни, более жаркая пустыня Сонора к югу. Северная и восточная границы не такие отчётливые — их можно определить по присутствию древовидного растения юкки коротколистной (лат. Yucca brevifolia). В пустыне можно найти от 1750 до 2000 различных видов растений.
Климат
Восточная часть пустыни Мохаве.
Ежегодно в пустыне в среднем выпадает менее 150 мм осадков, однако в горах — от 1000 до 2000 мм. На территории пустыни расположены национальный заповедник Мохаве и национальный парк Джошуа-Три, а также находится самое низкое и самое жаркое место Северной Америки — национальный парк Долина Смерти, где в июле-августе температура обычно поднимается до +50 °C. На границе пустыни Мохаве, Большого Бассейна и плато Колорадо в штате Юта находится национальный парк Зайон. Несмотря на засушливый климат, пустыня (в частности, долина Антилоп на юго-западе) долгое время являлась центром по выращиванию люцерны, орошаемой с помощью грунтовых вод и калифорнийского акведука.
Летом температура в пустыне Мохаве может подниматься выше 49 °C на территории долин и выше 54 °C в низинных участках. Зимой в горах пустыни выпадает снег, в том числе на горе Кларк или пике Телескоп (3392 м над уровнем моря). Снегопады иногда приводят к закрытию автомагистралей. Средняя зимняя температура — около 0 °C.
Одним из факторов, влияющих на климат, является ветер. Если в городе Лас-Вегас, расположенном на востоке пустыни, ветер относительно редкое явление, то на западе ветер дует каждый день и его сила нередко превосходит 80 км/ч. В районе перевала Техачапи установлены ветряные турбины, вырабатывающие электричество.
Города и регионы
В пустыне находится ряд обезлюдевших «городов-призраков». Одними из самых крупных таких поселений можно назвать Калико (англ. Calico) в Калифорнии, жители которого ранее работали на серебряных рудниках; а также город и железнодорожное депо Келсо (англ. Kelso). Некоторые другие города обезлюдели, когда вместо дорог, возле которых они находились, были построены более современные автомагистрали.
Среди более популярных и уникальных достопримечательностей Мохаве является самый высокий термометр в мире (высота более 40 м), расположенный возле автомагистрали I-15 в районе города Бейкер в Калифорнии. Другим популярным местом отдыха являются дюны Келсо.
Река Мохаве, протекающая через пустыню, является важным источником воды в регионе.
В пустыне расположены крупные города Лас-Вегас и Палмдейл, а также ряд более мелких населённых пунктов.
Недалеко от городка Мохаве находится международный аэрокосмический порт Мохаве (ИАТА: MHV, ИКАО: KMHV), лицензированный правительством США для горизонтальных запусков кораблей многоразового использования.
Сухой воздух пустыни препятствует коррозии, что способствует хранению военных и гражданских самолётов: в пустыне расположено одно из крупнейших в мире «кладбищ» самолётов.
В пустыне расположены несколько парков, например, Ред-Рок-Каньон. Одной из достопримечательностей пустыни является телефонная будка, неоднократно упоминавшаяся в американских СМИ на пике своей популярности в 1999 году.
Растения и животные
Растения
- Пихта одноцветная (Abies concolor)
- Adenophyllum cooperi
- Аргемона щитковидная (Argemone corymbosa)
- Астрагал Ньюбери (Astragalus newberryi)
- Камиссония полевая (Camissonia campestris)
- Каулантус вздутый (Caulanthus inflatus)
- Dalea searlsiae
- Живокость Периша (Delphinium parishii)
- Eremalche rotundifolia
- Мелколепестник изящный (Erigeron concinnus)
- Эриофиллум шерстистый (Eriophyllum lanosum)
- Ферокактус (Ferocactus)
- Ипомопсис аризонский (Ipomopsis arizonica)
- Можжевельник жёсткосемянный (Juniperus osteosperma)
- Ларрея трёхзубчатая (Larrea tridentate)
- Линантус свисающий (Linanthus demissus)
- Лядвенец жёсткий (Lotus rigidus)
- Люпин аризонский (Lupinus arizonicus)
- Люпин мелколистный (Lupinus microcarpus)
- Губастик (Mimulus rupicola)
- Monoptilon bellioides
- Опунция низовая (Opuntia basilaris)
- Цилиндропунция Бигелоу (Cylindropuntia bigelovii)
- Цилиндропунция сверкающая (Cylindropuntia fulgida)
- Фацелия калужницелистная (Phacelia calthifolia)
- Фацелия мелкогородчатая (Phacelia crenulata)
- Сосна однолистная (Pinus monophylla)
- Шалфей мохавский (Salvia mohavensis)
- Сенна Кауса (Senna covesii)
- Жожоба (Simmondsia chinensis)
- Вашингтония нитеносная (Washingtonia filifera)
- Юкка широколистная (Yucca baccata)
- Юкка коротколистная (Yucca brevifolia)
- Юкка щепная (Yucca schidigera)
Животные
- Зеброхвостая игуана (Callisaurus draconoides)
- Койот (Canis latrans)
- Гремучие змеи (Crotalus и Sistrurus)
- Пустынная игуана (Dipsosaurus dorsalis)
- Гила двуцветная (Gila bicolor)
- Пустынная черепаха-гофер (Gopherus agassizii)
- Аризонский ядозуб (Heloderma suspectum)
- Зайцы (Lepus)
- Снежная коза (Oreamnos americanus)
- Толсторог (Ovis canadensis)
- Жабовидная ящерица плоскорогая (Phrynosoma platyrhinos)
- Пума (Puma concolor)
- Чаквелла (Sauromalus)
- Скорпионы
- Тарантулы
- Песчаная игуана
- Лисица карликовая (Vulpes macrotis)
> Примечания
- Stephen Dowling. The secrets of the desert aircraft ‘boneyards’ (англ.). BBC (18 September 2014). Дата обращения 22 ноября 2016.
Ссылки
- Мохаве // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Мохаве // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Mojave desert. www.worldwildlife.org. Дата обращения 18 декабря 2019. — WWF Terrestrial Ecoregions
- Mojave National Preserve. www.nps.gov. Дата обращения 18 декабря 2019. — National Park Service
- Rose Houk. Mojave Desert. — 2001. — 48 с.
- Google, Chevron и Goldman Sachs строят крупную солнечную электростанцию (недоступная ссылка). Архивировано 27 мая 2008 года. 26.05.2008
Пустыня Мохаве
Видео: Пустыня Мохаве
«Нрав» пустыни
«Характер» у Мохаве горячий – летом температура достигает +49 градусов в районе долин, а на низменных участках – более +54. На погоду влияет ветер, ведь местами его порывы достигают 80 км/час. Несмотря на климат, длительное время здесь выращивали люцерну – орошали растения благодаря калифорнийскому акведуку и грунтовым водам.
Самая жаркая полоска – Долина смерти. Индейцы называли это место «Горящей землей», а сегодня жители ближайших штатов величают его земным адом. Находиться в Долине смерти опасно: всего через несколько часов без воды человек может погибнуть. Но люди любят бросать вызов сложностям – ежегодно тут проводят экстремальный марафон Бэдуотер. Пробежать нужно чуть более 200 км под палящим солнцем. Дорога проложена по раскаленному асфальту, а в лицо дует встречный ветер – около 20 м/с. Но желающие находятся – в среднем участвуют 70-80 человек. Лишь около 50 доходят до финиша.
Только зимой можно спокойно прогуливаться по этой территории – столбик термометра показывает около 0 °C. Ежегодно в Мохаве выпадает около 150 мм осадков, но в горах больше – от 1000 до 2000 мм. Зимой в пустыне бывают снегопады, да настолько сильные, что перекрывают движение на автомагистралях.
Главным источником воды для этой иссушенной земли является одноименная река Мохаве.
Преображение Мохаве
Несмотря на климат, пустыня не упускает возможности покрасоваться. Весной земля покрывается яркими цветами. Поскольку отсутствуют обильные дожди, многие растения не приживаются. Но акация, полынь, разные виды пальм и узколистные кустарники чувствуют себя здесь превосходно. Встречаются тут и кактусы, креозотовый куст, древовидная юкка – многолетние растения. Всего в Мохаве насчитывается около 2 тысяч видов растений.
К непростым условиям пришлось привыкать и животным. Многие млекопитающие спасаются от дневной жары в норах, выбираясь на поверхность ночью. Мохаве – дом для пум, лисиц, койотов, коз и зайцев. Встречаются тут и черепахи, игуаны, скорпионы, ящерицы, змеи. Обитают в пустынной местности и птицы.
Города-призраки
Сегодня по Мохаве гуляет в основном ветер, изредка посещают пустыню туристы. Совсем иная картина была в XIX веке. После открытия залежей серебра и золота сюда потянулась череда золотоискателей. На территории пустыни возникли города, но почти все со временем оказались заброшены. Одни были покинуты после того, как месторождения благородных металлов истощились, другие – когда автомагистрали проложили в обход.
Один из городов-призраков – Калико. Когда-то местные жители трудились на серебряных рудниках. Сегодня от шумного городка осталось только заброшенное железнодорожное депо. Даже дорожные указатели именуют Калико «призраком». Благодарить за то, что город сохранился, нужно Уолтера Нотта. Этот человек выкупил территорию в 1951 году и принялся за его реставрацию. Теперь каждый может приехать сюда, чтобы проникнуться атмосферой настоящего Дикого Запада.
Есть в Мохаве и «живые» города – Лас-Вегас и Палмейдл, а также несколько населенных пунктов поменьше. Известный мировой центр развлечений находится в самом «сердце» пустыни. Местный климат влияет на жизнь городка – главной проблемой остается водоснабжение. Но Лас-Вегас продолжает существовать как оазис в пустыне.
Прогулки по заповедникам
В Мохаве располагается несколько национальных парков и заповедников. Среди них – Джошуа-Три, Долина смерти, Зайон. В первую очередь парки созданы для сохранности местной флоры. Но безжизненные пейзажи, напоминающие о далеких планетах, привлекают и туристов. Они ищут интересные растения, например, юкку коротколистную. Местные жители прозвали ее деревом Иисуса Навина. С февраля по июнь растение цветет, радуя красивыми белыми соцветиями.
Площадь парка Джошуа-Три – более 3 тысяч кв. км. Туристы спешат сюда, чтобы увидеть все разнообразие калифорнийской природы. Цветущие кактусы, скалистые образования, валуны на фоне заката, одиноко стоящие деревья, ступенчатые скалы – пустыня Мохаве по-своему очаровательна.
Еще один заповедник – Каньон Красной скалы (Red Rock Canyon). Достопримечательность располагается в 27 км на запад от Лас-Вегаса. Туристы могут взглянуть на остатки древнего океана – камни из песчаника и известняка. Разноцветные скалы удивляют разными оттенками – от светло-кирпичного до темно-красного. Заповедник славится разнообразием растительного и животного мира, а также наскальной живописью – она осталась от индейцев.
По дороге Красных скал размещается ранчо Банни-Спрингс. Раньше это был шахтерский городок, который переоборудовали в парк развлечений для туристов. В XIX веке тут отдыхали переселенцы из Калифорнии, набираясь сил перед путешествием через Долину смерти. Сегодня прямо на улицах городка установлены сцены, где показывают представления для гостей. Тут можно наведаться в местный музей восковых фигур, побывать в старинных шахтах и мастерских ремесленников.
В национальном парке Мохаве стоит взглянуть на природное чудо – Пещеры Митчелл. Они украшены сталактитами и сталагмитами. Это результат осадочного мрамора и известняка, которые растворены подземными водами. Также на территории заповедника находятся гудящие дюны Келсо. Когда пески осыпаются, они создают низкий гул. Длится гудящий звук до 15 минут. Это «пение» раньше вызывало страх у местных жителей.
Самая известная достопримечательность пустыни – гигантский термометр. В высоту он достигает 40 метров. Чтобы увидеть его, нужно добраться до автомагистрали I-15 около городка Бейкер, расположенного в штате Калифорния.
Пристанище для самолетов и космических кораблей
В Мохаве есть пристанище и для ненужных самолетов. Сюда отправляют воздушный транспорт, который когда-то выполнял коммерческие рейсы. Место напоминает аэровокзал, но никто не объявляет о ближайших рейсах. Самолеты постоянно находятся на жаре, благодаря чему не ржавеют – им в этом помогает иссушенный воздух. У большинства нет двигателей, крыльев и иллюминаторов. «Кладбище» летательных аппаратов находится в пустыне, на пересечении автострад 14 и 58. Неподалеку располагается еще одна площадка для транспорта – космического. Это единственный космодром в США, откуда совершаются коммерческие рейсы в космос. От Лос-Анджелеса до этого места – три часа езды на автомобиле.
Путешествие по пустыне
Для передвижения по пустыне многие гости Мохаве выбирают джип. В пустыне мало дорог, и асфальтовые пути часто переходят в грунтово-песочные. Построили их давно и теперь лишь изредка ремонтируют. Но сложности передвижения с лихвой перекрывает удовольствие от местной красоты.
Духовным наставником старца Ефрема был Иосиф Исихаст (†1959), известнейший афонский подвижник. Его бесценные письма к монашествующим, мирянам и послание к исихасту пустыннику, впервые изданные на английском языке в 1998 году именно в аризонском монастыре, имеют большую внутреннюю силу и помогают внимательному читателю на пути к духовному совершенству…
***
История основания Антониева монастыря уникальна.
Много лет назад на Афон прибыл молодой человек — будущий архимандрит Ефрем. Он вступил в братство старца Иосифа Исихаста, который предсказал юноше, что по истечении некоторого времени он станет просветителем большой страны.
Прошло время. Отец Ефрем стал архимандритом, настоятелем афонского монастыря Филофей. После многих молитвенных вопрошаний подвижника Господь открыл ему, что он призван к проповеди на Американском континенте. В конце 1994 года отец Ефрем вместе с шестью монахами покинул Святую Гору и отправился в далекий путь.
Однажды, уже находясь в США, по пути из Финикса отец Ефрем неожиданно попросил остановить машину. В пыльной и «колючей» аризонской пустыне — в безлюдном обиталище шакалов, гремучих змей и скорпионов — афонский старец услышал колокольный звон. Через некоторое время один состоятельный грек приобрел в этом районе участок земли и пожертвовал его на строительство монастыря. Никто и подумать не мог, что всего через десять лет посреди красных песков и кактусов будут возведены изумительные по красоте храмы, колокольни, колоннады, бельведеры с испанскими фонтанами, проложены тропы, зацветут сады и зазеленеют оливковая рощица и виноградник.
Признаюсь, сама я и не предполагала, что когда-нибудь попаду в Антониев монастырь, но подвернувшаяся вдруг возможность решила все за меня. Помогли искреннее желание и насущная потребность побывать у отца Ефрема. И вот мы направились из Нью-Йорка в Финикс.
Мой бессменный спутник в паломнических поездках по Америке — мистер Эндрю Коуркумелис, глава семьи, магистр политологии, директор школы . Старец Ефрем — его духовный отец, поэтому Эндрю едет в обитель помолиться, получить духовный совет и заодно показать мне монастырь. Мистер Коуркумелис — человек блестящего интеллекта и монашеского умонастроения, поэтому наши с ним разговоры вращаются вокруг православного богословия и соответствуют конечной цели поездки.
Дорога неблизкая и сложная — почти 4000 километров через всю страну. За окном автобуса проносятся причудливые ландшафты Пенсильвании, Огайо, Индианы, Иллинойса, Миссури с хрестоматийной рекой Миссисипи, которая почему-то напоминает мне родной пересыхающий Урал…
В городе Сент-Луисе штата Миссури есть поселение выходцев из Германии, которые живут здесь уже третье столетие. По религиозным соображениям они отказываются почти от всех благ цивилизации: не пользуются телефоном, вручную возделывают поля, сами шьют себе одежду — в общем, ведут натуральное хозяйство и здоровый образ жизни. На автостанции мы с любопытством наблюдали за мужчинами из этого поселения: в париках в виде короткого каре с завитыми кверху волосами и в соломенных шляпах, верхом на лошадях — как картинка из учебника истории! Было впечатление, что время здесь остановилось или кинокомпания «Коламбия пикчерз» снимает очередной фильм. Удивительно, в какие крайности впадают люди, желая найти Истину…
Характерная для Америки деталь: радиодикторы на всех автостанциях, отправляя пассажирский автобус в путь, подробно комментируют маршрут и неизменно при этом прибавляют: «Да благословит Господь Америку! Да благословит Господь вас!». Неуловимым образом это скрашивает трудности и придает силы. Вот бы и российские диспетчеры призывали Божие благословение на Россию!..
Мы проезжаем знаменитый Даллас в Техасе, горы Сакраменто в Нью-Мексико, где из-за близости границы с Мексикой приходится пройти паспортный контроль… И наконец — благословенная Аризона. Двенадцать штатов, от восточного до западного побережья Северной Америки, все разнообразие климатических зон и пейзажей пронеслось перед нами…
Последняя остановка, и мы в столице Аризоны, в благоухающем и цветущем Финиксе. Но впереди еще 100 километров мексиканской пустыни Соноры. Безжизненная земля в этой части юго-западного штата принадлежит американским индейцам. От горизонта до горизонта — выжженная солнцем однообразная местность, огромные кактусы, колючки и изнурительная жара…
Но вот как дуновение прохладного ветерка — серебристый крест на горе. Словно чудесный сон возникает монастырь. Мы у цели.
С мистером Коуркумелисом мы входим в главные ворота и направляемся к книжной лавке, где проходят регистрацию все паломники. Отношение монахов — сдержанное, но приветливое. Тут же нас знакомят с правилами проживания.
Необходимо соблюдать тихие часы монастыря — с восьми вечера до трех часов утра и три часа после утренней службы. Тот, кто хочет остаться в Антониевой обители дольше десяти дней, должен получить специальное разрешение. На монастырской территории запрещено курить и пользоваться мобильными телефонами. Видео- и фотосъемку можно вести бесплатно — в любое время и в любом месте, но снимать насельников монастыря или его гостей без их согласия не разрешается.
Одежда паломников должна быть скромной и свободной. Внешний вид женщин оговорен особо: запрещено носить обтягивающую одежду (тут же выдают свободные рубашки с длинными рукавами), юбки — длинные, без разрезов. Никаких шляпок или маленьких шарфиков — головной платок повязывается спереди, носить его как косынку или повязку нельзя.
В большой беседке у входа в монастырь висит клетка со всеми любимым зеленым попугаем. Русские паломники научили его говорить «Привет!», и эта милая древняя птица иногда пугает несведущих людей приветственным шепотом на русском и английском.
Атмосфера монастыря — атмосфера вневременья. Вся его территория — необыкновенный оазис душистого многоцветья тропических цветов, экзотических птиц и бабочек. Рукотворный рай в пустыне созидается и поддерживается трудолюбивыми насельниками и молитвами духоносного настоятеля, старца Ефрема.
Монахи — в основном греки, один из них говорит по-русски. Зовут его Тарас, но здесь, на греческий лад, называют Тарасиус. С ним мне удалось пообщаться.
Помимо молитвенных трудов, насельники обители несут послушания по приему гостей, трудятся в винограднике и в садах, работают на строительстве и благоустройстве монастыря, в деревообрабатывающих мастерских, занимаются издательским делом.
Так же как в нашей Троице-Сергиевой Лавре, в центре Антониевой обители расположен Крест Господень с источником воды.
Просторные площади монастыря у центрального входа и перед храмами выложены красно-розовыми шлифованными камнями, они словно вырастают из такой же красноватой аризонской почвы. Монастырские дорожки — сплошной лабиринт! Гуляя по ним, можно очень просто заблудиться — спина впереди идущего через пару шагов скрывается в пышной тропической растительности. Дорожки эти прямо символизируют тесные врата нашего спасения среди мирских соблазнов…
В большом саду, недалеко от цитрусовой рощи с молодыми апельсиновыми и лимонными деревьями, построены солнцезащитные теплицы. Удивительно устроен мир — в России, в климате средней полосы, теплицы строят, чтобы уберечь растения от холода, здесь же они служат защитой от нестерпимого солнечного жара!
Вообще, здесь испытываешь некое ощущение нереальности происходящего. Сад цветет и благоухает, а за оградой обители — совсем другой мир. Серо-зеленая масса чахлых суккулентов всех мастей мается под нестерпимо ярким, белым палящим солнцем. Скрюченные ветки карликовых деревьев унизаны, как инеем, серебристыми иголками колючек, а высоченные мексиканские кактусы, словно часовые, охраняют пустыню…
Я не знаток архитектуры, но скажу, что разнообразие форм монастырских строений приятно удивляет. Из-за горного ландшафта здания, в основном, строятся на сваях. Например, часть храма во имя великомученика Пантелеимона стоит на земле, а другая «парит» почти на метровой высоте. Кстати, здесь практически ежедневно Божественную литургию служит сам отец Ефрем. Тут же находятся частицы мощей угодников Божиих, а также — честная глава святого Иоанна Русского. В определенное время разрешается прикладываться к святым мощам не через стекло, а непосредственно.
Два больших монастырских храма построены в греческом стиле, один — в сербском и три небольшие церкви выполнены в традициях русского зодчества. «Сербская» красавица-церковь во имя великомученика Георгия Победоносца с черепичными куполами утопает в пышной зелени. Многометровые гладкие пальмы вместе с колокольней окружают ее кольцом, будто хоровод пасхальных свечей. В русском стиле выстроены часовня во имя великомученика Димитрия Солунского и маленький летний храм, освященный во имя преподобного Серафима Саровского, похожий на беседку. «Русские» церкви греческого монастыря очень напоминают екатеринбургские деревянные храмы Ганиной ямы. Все они хотя и небольшие, но очень уютные…
В греческих церквях нет такой пышной позолоты, как в российских храмах, нет фресок на стенах и потолке, столь привычных и милых нашему взору. Здесь все строже: афонские иконы на белых стенах, воздушное кружево деревянной резьбы царских врат и киотов.
Для россиян храм — это белокаменная церковь с золотыми куполами. Греческие же храмы — это праздник красок. Стены их бежевые, красноватые, серо-белые — из бутового камня, майолики, разноцветной мозаики. Вместо златоглавых маковок — причудливая черепица на куполах.
Самый большой и главный храм в Антониевой обители — красно-розовый, с незолочеными светло-серыми куполами. Он посвящен преподобному Антонию Великому и святителю Нектарию Эгинскому, святым чудотворцам. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери «Аризонская». По своей композиции она напоминает «Всецарицу». Вообще икон в монастыре много, в основном они написаны на Святой Горе. Среди них множество икон русских святых. Здесь очень почитают преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского…
В монастырских храмах все устроено на афонский манер: и стасидии — специальные сиденья с высокими резными спинками вдоль стен, и хорос — узорный золотой круг на цепях (как паникадило) в центре храма. Мне сказали, что греки раскачивают его во время праздничных служб — это символ плавания корабля Православия среди суетного мира.
На территории монастыря устроены арки, пандусы, стоят вазы, скульптуры животных и птиц. Возле часовни сооружена колоннада, как в афинских развалинах, только с византийским гербовым орлом наверху. Прямо среди цветущих акаций, пальм, кактусов и алоэ можно увидеть массивные киоты с иконами святых, в честь которых воздвигнуты здешние храмы (удивительно, как краски не выгорают под таким палящим солнцем?!). Возникает впечатление, что вся обитель — большой храм Божий.
Фонтаны и питьевые фонтанчики выполнены в «стиле Калифорнии» — это что-то вроде раннего барокко. Живительная влага смягчает горячий пустынный воздух и предохраняет от обезвоживания. Воды в обители много и хватает на все. В каждой беседке-ротонде есть небольшой фонтан. Это одно из чудес монастыря в пустыне…
Перед закладкой Антониевой обители американские специалисты со всей современной техникой никак не могли найти водоносные пласты. Воды не было! Отец Ефрем указал место, где нужно бурить скважину. Теперь здесь есть источник.
Вечером монастырь озаряется светом многочисленных фонариков. Освещено все — кресты, фонтаны, входы в храмы, колокольни, дорожки, есть даже разноцветный ручеек! Первое впечатление — это сказочный городок детства. Не забыть и аризонских закатов — четко очерченные православные кресты на фоне пылающего солнца. Правда, строгость монастырского уклада, память о смысле поездки не дают развиться мечтательному настроению у паломников. А белые кладбищенские кресты за воротами обители напоминают нам о бренности и быстротечности земной жизни…
Попасть на прием к отцу Ефрему не так просто. И разговаривать нужно через переводчика, так как старец говорит только на греческом языке. А сначала нужно идти на прием к иеромонаху Паисию, исповедоваться. Если на встречу со старцем есть воля Божия, то все пройдет просто и благодатно.
О силе молитв отца Ефрема известно далеко за пределами монастыря, поэтому паломников здесь всегда много. Это люди разных национальностей: греки, сербы, американцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, испанцы, палестинцы… Само существование такой православной обители в протестантской Америке есть проявление Божией милости к ее жителям.
Моя новая знакомая Наталия из Калифорнии рассказала, что именно в США осознала свой грех — грех гордыни. И она, и многие другие эмигранты из России взялись в этой стране за работу, выполнять которую на родине сочли бы ниже своего достоинства. Наталия, кандидат философских наук с двумя высшими российскими образованиями, зарабатывает на жизнь репетиторством с дошкольниками. В Америке так: плохо, если ты не закончил МГИМО или институт имени Баумана, потому что дипломы других вузов надо подтверждать. А это значит — снова учиться, для учебы нужны большие деньги… Сначала это было шоком для Наталии, то теперь, переосмыслив свою жизнь, она благодарна Богу.
Обитель живет по установленному распорядку. Утренняя полуторачасовая служба начинается в три часа ночи, поэтому спать мы ложимся рано — в восемь вечера отбой. После утрени паломникам раздают артос, благословение отца Ефрема на предстоящий день. Около пяти утра все идут в трапезную, затем следует отдых до обеда. Вечерняя служба начинается в четыре часа дня, а вечером читают акафисты. В церкви висит объявление, что неправославные посетители не должны заходить в храм, но могут оставаться в притворе.
Насельники монастыря и все паломники трапезничают в общей комнате, рассаживаясь согласно иерархии. По традиции воду за трапезой разрешается пить только после того, как старший из монахов позвонит в колокольчик.
Послушания паломники в монастыре выполняют по собственному желанию и разумению. Так как монастырь мужской, то в трапезной послушания несут только мужчины, а женщины могут, например, что-то постирать или навести порядок в гостинице для паломников.
Гостиниц две, женский и мужской корпуса расположены в разных частях обители. Светлые благоустроенные комнаты в женском корпусе рассчитаны на 3-4 человека. В комнатах нет ничего лишнего: белые кровати, тумбочки с настольными лампами, комод, платяной шкаф, небольшие иконы и распятия. На каждом этаже — уютная кухня, на стенах развешаны тексты молитв. В холодильнике есть запас фруктов, так что всегда можно перекусить и пообщаться, не мешая другим паломницам.
К тишине в монастыре относятся ревностно. Необходимо уважать святость и уединенность обители, не мешать молитве, говорить вполголоса. Общение гостей друг с другом происходит в беседках или за оградой монастыря. В беседках же, которых здесь довольно много, паломники готовятся к исповеди.
Правила Греческой Церкви более строги по отношению к мирянам, чем правила Русской Церкви. Здесь, например, к причастию не допускается тот, кто состоит в невенчанном браке, даже если в этом браке рождены дети. Кстати сказать, до середины 1980-х годов в Греции официально признавался только церковный брак. За провинности, к которым у нас порой относятся очень мягко (недолжное выполнение молитвенного правила, несоблюдение поста), в обители вполне могут наложить епитимью.
Требы почти такие же, как и в России. Но в записках о здравии и упокоении рядом с именем поминаемого не пишут «младенец», «отрок», «болящий» и тому подобное. Греки считают, что Всеведущий Господь не нуждается в таких уточнениях, ибо видит каждого, о ком возносится молитва. Меня удивило, что в обители служат специальный молебен о некрещеных. Многие паломники, да и я сама, подавали записки с именами своих знакомых, близких и дальних, с надеждой, что когда-нибудь Господь вразумит их и они примут Святое Крещение.
В монастыре хорошая библиотека, много книг — на русском языке. В книжной лавке большой выбор литературы, икон, можно купить самодельные плетеные четки, витые свечи, компакт-диски с церковными песнопениями. Также здесь продают знаменитое цветочное мыло из пальмового масла и козьего молока, которое делают насельники Канадского подворья обители. Здесь варят изумительное прозрачное оранжевое желе из кактусов, по вкусу напоминающее клубничный джем.
Обитель расширяется и благоустраивается. Размеренная монастырская жизнь идет своим чередом — в трудах и молитве. Изо дня в день у центрального входа ставят свои автомобили вновь прибывшие паломники, хрустит гравий под их ногами. Они идут в храм по слову Господа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф, 11, 28).
Наше пребывание в монастыре закончилось. Мы выезжаем за ворота обители, оставляя позади благоухающий остров Православия в безжизненной пустыне, чудо Американского континента. Покидая это благодатное место, мы искренне надеемся на монашеские молитвы и свято верим в помощь небесных заступников.
Вселенское Православие объединяет всех людей, независимо от их национальности, традиций, уклада жизни. Объединяют Господь Иисус Христос и Его Невеста — Церковь. Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас!
LiveInternetLiveInternet
Автор поста Моисеева Надежда
Записи во время паломничества Екатерины Черновой
Саратов — Финикс-Нью-Йорк.
Удивительный греческий православный монастырь преподобного Антония Великого в пустыне американского штата Аризона недалеко от города Финикс основал архимандрит Ефрем (Мораитис), афонский монах, который сейчас там и подвизается. Православные рассказывают много благочестивых историй о благодатной силе молитв старца Ефрема, его прозорливости. В Антониев монастырь приезжают паломники со всего света за утешением, с надеждой на мудрый совет в сложной жизненной ситуации, на исцеление души. Многие люди, побывав несколько раз в обители, перебираются поближе к монастырю на постоянное место жительства. Здесь говорят, что сама Святая Гора спустилась на землю Аризоны.
Самоотверженными трудами отца Ефрема в США и Канаде открыто восемнадцать православных обителей с афонским уставом. Говорят, что когда их будет двадцать, старец выполнит таким образом свое послушание перед Господом и его земной путь подойдет к концу.
Духовным наставником старца Ефрема был Иосиф Исихаст (†1959), известнейший афонский подвижник. Его бесценные письма к монашествующим, мирянам и послание к исихасту пустыннику, впервые изданные на английском языке в 1998 году именно в аризонском монастыре, имеют большую внутреннюю силу и помогают внимательному читателю на пути к духовному совершенству…
История основания Антониева монастыря уникальна.
Много лет назад на Афон прибыл молодой человек — будущий архимандрит Ефрем. Он вступил в братство старца Иосифа Исихаста, который предсказал юноше, что по истечении некоторого времени он станет просветителем большой страны.
Прошло время. Отец Ефрем стал архимандритом, настоятелем афонского монастыря Филофей. После многих молитвенных вопрошаний подвижника Господь открыл ему, что он призван к проповеди на Американском континенте. В конце 1994 года отец Ефрем вместе с шестью монахами покинул Святую Гору и отправился в далекий путь.
Однажды, уже находясь в США, по пути из Финикса отец Ефрем неожиданно попросил остановить машину. В пыльной и «колючей» аризонской пустыне — в безлюдном обиталище шакалов, гремучих змей и скорпионов — афонский старец услышал колокольный звон. Через некоторое время один состоятельный грек приобрел в этом районе участок земли и пожертвовал его на строительство монастыря. Никто и подумать не мог, что всего через десять лет посреди красных песков и кактусов будут возведены изумительные по красоте храмы, колокольни, колоннады, бельведеры с испанскими фонтанами, проложены тропы, зацветут сады и зазеленеют оливковая рощица и виноградник.
Мой бессменный спутник в паломнических поездках по Америке — мистер Эндрю Коуркумелис, глава семьи, магистр политологии, директор школы. Старец Ефрем — его духовный отец, поэтому Эндрю едет в обитель помолиться, получить духовный совет и заодно показать мне монастырь. Мистер Коуркумелис — человек блестящего интеллекта и монашеского умонастроения, поэтому наши с ним разговоры вращаются вокруг православного богословия и соответствуют конечной цели поездки.
Последняя остановка, и мы в столице Аризоны, в благоухающем и цветущем Финиксе. Но впереди еще 100 километров мексиканской пустыни Соноры. Безжизненная земля в этой части юго-западного штата принадлежит американским индейцам. От горизонта до горизонта — выжженная солнцем однообразная местность, огромные кактусы, колючки и изнурительная жара…
Но вот как дуновение прохладного ветерка — серебристый крест на горе. Словно чудесный сон возникает монастырь.
Мы входим в главные ворота и направляемся к книжной лавке, где проходят регистрацию все паломники. Отношение монахов — сдержанное, но приветливое. Тут же нас знакомят с правилами проживания.
Необходимо соблюдать тихие часы монастыря — с восьми вечера до трех часов утра и три часа после утренней службы. Тот, кто хочет остаться в Антониевой обители дольше десяти дней, должен получить специальное разрешение. На монастырской территории запрещено курить и пользоваться мобильными телефонами. Видео- и фотосъемку можно вести бесплатно — в любое время и в любом месте, но снимать насельников монастыря или его гостей без их согласия не разрешается.
Одежда паломников должна быть скромной и свободной. Внешний вид женщин оговорен особо: запрещено носить обтягивающую одежду (тут же выдают свободные рубашки с длинными рукавами), юбки — длинные, без разрезов. Никаких шляпок или маленьких шарфиков — головной платок повязывается спереди, носить его как косынку или повязку нельзя.
Вся территория монастыря — необыкновенный оазис душистого многоцветья тропических цветов, экзотических птиц и бабочек. Рукотворный рай в пустыне созидается и поддерживается трудолюбивыми насельниками и молитвами духоносного настоятеля, старца Ефрема.
Помимо молитвенных трудов, насельники обители несут послушания по приему гостей, трудятся в винограднике и в садах, работают на строительстве и благоустройстве монастыря, в деревообрабатывающих мастерских, занимаются издательским делом.
Так же как в нашей Троице-Сергиевой Лавре, в центре Антониевой обители расположен Крест Господень с источником воды.
Просторные площади монастыря у центрального входа и перед храмами выложены красно-розовыми шлифованными камнями, они словно вырастают из такой же красноватой аризонской почвы. Монастырские дорожки — сплошной лабиринт! Гуляя по ним, можно очень просто заблудиться — спина впереди идущего через пару шагов скрывается в пышной тропической растительности. Дорожки эти прямо символизируют тесные врата нашего спасения среди мирских соблазнов…
Разнообразие форм монастырских строений приятно удивляет. Из-за горного ландшафта здания, в основном, строятся на сваях. Например, часть храма во имя великомученика Пантелеимона стоит на земле, а другая «парит» почти на метровой высоте. Кстати, здесь практически ежедневно Божественную литургию служит сам отец Ефрем. Тут же находятся частицы мощей угодников Божиих, а также — честная глава святого Иоанна Русского. В определенное время разрешается прикладываться к святым мощам не через стекло, а непосредственно.
Два больших монастырских храма построены в греческом стиле, один — в сербском и три небольшие церкви выполнены в традициях русского зодчества. «Сербская» красавица-церковь во имя великомученика Георгия Победоносца с черепичными куполами утопает в пышной зелени. Многометровые гладкие пальмы вместе с колокольней окружают ее кольцом, будто хоровод пасхальных свечей. В русском стиле выстроены часовня во имя великомученика Димитрия Солунского и маленький летний храм, освященный во имя преподобного Серафима Саровского, похожий на беседку. «Русские» церкви греческого монастыря очень напоминают екатеринбургские деревянные храмы Ганиной ямы. Все они хотя и небольшие, но очень уютные…
В греческих церквях нет такой пышной позолоты, как в российских храмах, нет фресок на стенах и потолке, столь привычных и милых нашему взору. Здесь все строже: афонские иконы на белых стенах, воздушное кружево деревянной резьбы царских врат и киотов.
Для россиян храм — это белокаменная церковь с золотыми куполами. Греческие же храмы — это праздник красок. Стены их бежевые, красноватые, серо-белые — из бутового камня, майолики, разноцветной мозаики. Вместо златоглавых маковок — причудливая черепица на куполах.
Самый большой и главный храм в Антониевой обители — красно-розовый, с незолочеными светло-серыми куполами. Он посвящен преподобному Антонию Великому и святителю Нектарию Эгинскому, святым чудотворцам. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери «Аризонская». По своей композиции она напоминает «Всецарицу».
Вообще икон в монастыре много, в основном они написаны на Святой Горе. Среди них множество икон русских святых. Здесь очень почитают преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского…
На территории монастыря устроены арки, пандусы, стоят вазы, скульптуры животных и птиц. Возле часовни сооружена колоннада, как в афинских развалинах, только с византийским гербовым орлом наверху. Прямо среди цветущих акаций, пальм, кактусов и алоэ можно увидеть массивные киоты с иконами святых, в честь которых воздвигнуты здешние храмы (удивительно, как краски не выгорают под таким палящим солнцем?!). Возникает впечатление, что вся обитель — большой храм Божий.
Фонтаны и питьевые фонтанчики выполнены в «стиле Калифорнии» — это что-то вроде раннего барокко. Живительная влага смягчает горячий пустынный воздух и предохраняет от обезвоживания. Воды в обители много и хватает на все. В каждой беседке-ротонде есть небольшой фонтан. Это одно из чудес монастыря в пустыне…
Перед закладкой Антониевой обители американские специалисты со всей современной техникой никак не могли найти водоносные пласты. Воды не было! Отец Ефрем указал место, где нужно бурить скважину. Теперь здесь есть источник.
Вечером монастырь озаряется светом многочисленных фонариков. Освещено все — кресты, фонтаны, входы в храмы, колокольни, дорожки, есть даже разноцветный ручеек! Первое впечатление — это сказочный городок детства. Не забыть и аризонских закатов — четко очерченные православные кресты на фоне пылающего солнца. Правда, строгость монастырского уклада, память о смысле поездки не дают развиться мечтательному настроению у паломников. А белые кладбищенские кресты за воротами обители напоминают нам о бренности и быстротечности земной жизни…
Попасть на прием к отцу Ефрему не так просто. И разговаривать нужно через переводчика, так как старец говорит только на греческом языке. А сначала нужно идти на прием к иеромонаху Паисию, исповедоваться. Если на встречу со старцем есть воля Божия, то все пройдет просто и благодатно.
О силе молитв отца Ефрема известно далеко за пределами монастыря, поэтому паломников здесь всегда много. Это люди разных национальностей: греки, сербы, американцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, испанцы, палестинцы…
Обитель живет по установленному распорядку. Утренняя полуторачасовая служба начинается в три часа ночи, поэтому спать мы ложимся рано — в восемь вечера отбой. После утрени паломникам раздают артос, благословение отца Ефрема на предстоящий день. Около пяти утра все идут в трапезную, затем следует отдых до обеда. Вечерняя служба начинается в четыре часа дня, а вечером читают акафисты. В церкви висит объявление, что неправославные посетители не должны заходить в храм, но могут оставаться в притворе.
Насельники монастыря и все паломники трапезничают в общей комнате, рассаживаясь согласно иерархии. По традиции воду за трапезой разрешается пить только после того, как старший из монахов позвонит в колокольчик.
Послушания паломники в монастыре выполняют по собственному желанию и разумению. Так как монастырь мужской, то в трапезной послушания несут только мужчины, а женщины могут, например, что-то постирать или навести порядок в гостинице для паломников.
Гостиниц две, женский и мужской корпуса расположены в разных частях обители. Светлые благоустроенные комнаты в женском корпусе рассчитаны на 3-4 человека. В комнатах нет ничего лишнего: белые кровати, тумбочки с настольными лампами, комод, платяной шкаф, небольшие иконы и распятия. На каждом этаже — уютная кухня, на стенах развешаны тексты молитв. В холодильнике есть запас фруктов, так что всегда можно перекусить и пообщаться, не мешая другим паломницам.
К тишине в монастыре относятся ревностно. Необходимо уважать святость и уединенность обители, не мешать молитве, говорить вполголоса. Общение гостей друг с другом происходит в беседках или за оградой монастыря. В беседках же, которых здесь довольно много, паломники готовятся к исповеди.
Правила Греческой Церкви более строги по отношению к мирянам, чем правила Русской Церкви. Здесь, например, к причастию не допускается тот, кто состоит в невенчанном браке, даже если в этом браке рождены дети. Кстати сказать, до середины 1980-х годов в Греции официально признавался только церковный брак. За провинности, к которым у нас порой относятся очень мягко (недолжное выполнение молитвенного правила, несоблюдение поста), в обители вполне могут наложить епитимью.
Требы почти такие же, как и в России. Но в записках о здравии и упокоении рядом с именем поминаемого не пишут «младенец», «отрок», «болящий» и тому подобное. Греки считают, что Всеведущий Господь не нуждается в таких уточнениях, ибо видит каждого, о ком возносится молитва. Меня удивило, что в обители служат специальный молебен о некрещеных. Многие паломники, да и я сама, подавали записки с именами своих знакомых, близких и дальних, с надеждой, что когда-нибудь Господь вразумит их и они примут Святое Крещение.
В монастыре хорошая библиотека, много книг — на русском языке. В книжной лавке большой выбор литературы, икон, можно купить самодельные плетеные четки, витые свечи, компакт-диски с церковными песнопениями. Также здесь продают знаменитое цветочное мыло из пальмового масла и козьего молока, которое делают насельники Канадского подворья обители. Здесь варят изумительное прозрачное оранжевое желе из кактусов, по вкусу напоминающее клубничный джем.
Обитель расширяется и благоустраивается. Размеренная монастырская жизнь идет своим чередом — в трудах и молитве. Изо дня в день у центрального входа ставят свои автомобили вновь прибывшие паломники, хрустит гравий под их ногами. Они идут в храм по слову Господа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф, 11, 28).
Вселенское Православие объединяет всех людей, независимо от их национальности, традиций, уклада жизни.
Отзыв: Монастырь Святого Антония (США, Аризона) — Аккуратное, ухоженное православное чудо в американской пустыне
До поездки в Аризону я неоднократно слышала легенду о четырех греческих монахах, которые заблудились в пустыне Сонора и спаслись благодаря колокольному звону, который им почудился и помог тем самым найти правильную дорогу. На этом самом месте, откуда якобы послышался звон, и было решено построить православный монастырь. Греческий монастырь Святого Антония находится южнее Финикса примерно на 130 километров, рядом с городом Флоренц. Заинтересовало уже само по себе наличие православного монастыря в глубинке Америки. Не столь распространенное явление надо сказать. Сюда мы ехали целенаправленно, место было отмечено на маршрутной карте.
Монастырь находится на горе. Поднимаемся все выше и выше, мимо величественных кактусов сагуаро, которых в пустыне Сонора великое множество. Первым бросается в глаза белоснежный Храм имени Илии Пророка.
Посреди пустыни, даже такой красивой и экзотичной как Сонора, он смотрится просто великолепно. Его видно за много-много километров. Этакий белеющий парус посреди песков и колючек.
Монастырь Святого Антония, — это действующий мужской монастырь, где проживает около 70-ти монахов из разных стран. Много среди них русских. Ворота открыты для всех, для мужчин, женщин и детей. Посещать монастырь можно с 10.00 до 14.30. На его территории следует придерживаться общепринятых православных правил: женщины должны быть в юбках ниже колен, закрытой обуви и с закрытыми плечами. Голову следует покрыть палантином или косынкой. Мужчины должны быть в рубашках с длинным рукавом. Если у Вас не оказалось подходящей одежды, Вам её предложат тут же.
Как только вступаешь за ворота, возникает ощущение рая. Территория монастыря прекрасно спланирована, засажена пальмами и цветами, украшена статуэтками и фонтанами. Красиво, тихо и уютно. Здесь Вам всегда предложат стакан холодной воды. Даже если Вы не спрашиваете, просто подойдут и предложат. И это будет очень кстати, потому что жарко.
По всей территории монастыря выложены плитками узкие дорожки с розовыми бордюрами. В многочисленных переходах можно затеряться.
Такое ощущение, что мы идем из одной комнаты в другую, еще более украшенную. Трудно представить, что раньше здесь ничего не росло кроме кактусов. Имя основателя монастыря — старец Ефрем. Это именно он, окончивший 6 классов средней школы и не знающий английского языка, основал этот и еще 11 монастырей в Америке. Вот такие вот есть на свете православные греки.
На территории высажены различные виды кустарников и цветов, характерных для пустыни Сонора. Ярких красок добавляет богенвия. Очень красивое растение, жаль что из Америки нельзя вывозить отростки.
Каждый дворик не похож на другой, отличается своеобразным убранством. Если бы не тишина и не мелькающие туда-сюда монахи, я бы не подумала, что это именно монастырь. Такое ощущение, что находишься в загородной резиденции где-нибудь во Флориде. Глаза непроизвольно выискивали среди пальм бассейн и розовых фламинго, которых здесь в помине нет и быть не может.
Заходим в маленькую и скромную церквушку. Здесь на вас не накинутся с воплями, что нельзя фотографировать. Делайте что хотите. Здесь рады каждому посетителю. Нельзя фотографировать только монахов. Это было бы неуважением к их деятельности и выбору образа жизни. Самые главные иконы — Аризонской Божией Матери и Святого Антония. Икона Божией Матери считается чудотворной, исцеляющей.
Вся архитектура монастырских построек представляет собой эклектику, смешение разнообразных стилей. Как чувствовали монахи, так и строили. Подумать только, монастырь и вся его территория, — все это было построено исключительно усилиями монахов, которые очень хотели донести слово Божие до православных Америки. Первоначально они испытывали нужду буквально во всем: стройматериалах, электричестве, воде, еде. Между тем на улице шел 1995 год. Затем про строительство монастыря узнали люди из близлежащих селений и вскоре стали жертвовать деньги, стройматериалы, помогать физически. Монахи ни о чем не просили, но помощь принимали с благодарностью. Какую же красоту они отстроили! Вот что значит вложить душу.
Рукотворное чудо не осталось незамеченным. Сюда потекли рекой туристы и паломники. Прочитала на их сайте, что здесь бывает до 25 тысяч туристов в год. Да, именно, у монастыря есть сайт, туда можно написать и условиться с монахами о времени визита. Они могут предоставить туристическую келью на несколько дней. Электронную переписку ведет русский монах Серафим, который знает несколько языков. Есть одно условие для паломников, проживающих на территории монастыря, — они должны участвовать во всех службах и трудиться точно также как монахи.
Заходим в следующий дворик. Все постройки вместе с растительным антуражем напоминают некую пряничную панораму, которую хочется просто с аппетитом съесть.
Часовня с колокольней с разных ракурсов.
На территории парка обилие фонтанов и фонтанчиков, они создают особый микроклимат. Приятно ощущать влагу в пустынной местности, да и для растительности хорошо. Удивительно одно, откуда здесь вода? Мы находимся в пустынной местности. Секрет прост, — сами монахи бурили скважины. Это просто чудо, но именно на месте строительства монастыря оказалась чистейшая горная вода. Главный фонтан — Фонтан Креста. Выполнен в форме традиционного православного креста. Необычно конечно. Такое я видела впервые в жизни.
Во внутреннем дворике небольшой фонтанчик расположен внутри беседки. Приятно сидеть в тени и ощущать на себе его влагу. Беседок здесь великое множество. Они, как правило, не пустуют. Здесь проводят беседы монахи, отдыхают паломники и туристы.
Еще один журчащий фонтанчик попался. Надо сказать, территория монастыря достаточно большая. Чтобы её обойти, надо потратить как минимум целый день.
Монастырь до сих пор строится, добавляются дорожки, жилые постройки, рассаживаются оливковые и апельсиновые деревья. Кто знает, может лет этак через пяток здесь будет самый большой Православный Храм в мире. Пока это самый большой Православный Храм в Америке. Очень приятное место для того, чтобы и полюбоваться и привести свои мысли в порядок. После посещения этого места на душе становится очень светло и… весело. Не знаю почему. У меня не осталось впечатления монастыря как такового. Этакий курорт для монахов всего мира с достаточной развитым бизнесом на туристах.
На этом все. На выход.
Добавить комментарий