Монастыри в Вологодской области
Содержание
- «Единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь»
- Список монастырей Вологодской области
- Белозерское благочиние
- Великоустюжское благочиние
- Вологодское благочиние
- Тотемское благочиние
- Харовское благочиние
- Центральное благочиние
- Череповецкое благочиние
- Литература
- Примечания
- См. также
Северо-Западный федеральный округ — большую его часть принято называть Русским Севером — по площади превышает всю Западную Европу. При этом, туристов сюда едет мало. Точнее сказать, их много, но в отдельных местах.
Тысячи людей посещают Петербург, поменьше — Валаам и Соловки. До Архангельска, Мурманска или Пскова добираются десятки. А на Вологодскую область уже остаются единицы, самое раскрученное место региона: дом Деда Мороза в Великом Устюге.
Это при том, что на вологодчине находится древнейший город Белозерск (тот самый, куда «сел править» условный брат Рюрика Синеус). Рядом, в Кириллове, стоит самый большой монастырь страны. Чуть в стороне, в деревне Ферапонтово, храмы сохранили фрески 500-летней давности, нигде больше такой росписи нет. В Череповце работает единственный у нас музей металлургической промышленности — экспозиция полностью интерактивная, все можно трогать руками. Стенды в буквальном смысле позволяют самому выплавить железо в печи.
В общем, я решил заполнить пробелы в знании наших северных земель и поехал от Вологды до Череповца. Это интересный и незаслуженно забытый регион. Между двумя городами находится масса потрясающих достопримечательностей.
ВОЛОГДА
Классический провинциальный купеческий город. Весь центр застроен двухэтажными деревянными домами. Надо отдать должное руководству, новые здания в исторической части строятся в том же ретро-стиле.
Все знают, что где-то в Вологде есть дом с резным палисадом (низкий заборчик из фигурных досок). Ходит легенда, будто такое здание тут одно — это то ли сумасшедший дом, то ли бордель. Правда, как обычно, находится где-то посередине. Сегодня резных палисадов в городе много. А вот в 70-х годах, когда написали знаменитую песню про Вологду, такой палисад был один. Он стоял напротив местного кожвендиспенсера.
Сейчас в самой Вологде делать особо нечего. Достаточно 2-часовой прогулки, чтобы представить, как выглядит поселение. Два самых интересных музея города: про знаменитые местные кружева и про вологодскую ссылку.
До сих пор тут стоит дом, где недолго жил Сталин. Сюда его сослало царское правительство за революционную деятельность. Мне понравилось, что администрация не стала зацикливаться на одном Отце народов. Можно послушать лекцию о быте всех арестантов того времени — как и где они находили жилье, сколько им выдавали денег, на что этого хватало, как работала жандармерия. На самом деле, очень интересно.
Сайт
ДЕРЕВНЯ СЕМЕНКОВО
Считается пригородом Вологды. Сюда не один год из окрестных сел свозят старинные избы. Их разбирают по бревнам, а потом собирают заново. В итоге, получилась настоящая русская деревня 18-19 века! Музейщики сохранили не только старые дома, но и все внутренне убранство.
В Семенково из окрестных сел свозят старинные избы.Фото: Олег АДАМОВИЧ
Тут есть избы главных сельских социальных слоев: бедных и богатых крестьян, школьного учителя, деревенского старосты, мельника, кузнеца, батюшки. Каждый дом не похож на другой.
Посмотреть на оригинальные косы, наличники и иконы 150-летней давности безусловно интересно. Но музейщики пошли дальше. В каждом доме живет «настоящая» крестьянская семья! Они готовы рассказать о своем быте, объяснить назначение каждого предмета или устроить целое представление.
Я вот попал к зажиточным крестьянам, которые на маслобойке делают вологодское масло. Делают они его не сами, а силами туристов. Под чутким руководством Романа мне за 20 минут получилось взбить солидную порцию масла. В конце каждый его может попробовать — свое получается вкуснее, чем магазинное.
На маслобойке нашего корреспондента научили делать вологодское масло.Фото: Олег АДАМОВИЧ
Полтора века назад у русских крестьян была масса суеверий, предрассудков и каких-то бытовых заговоров. В Семенково все это при желании можно изучить. Местное «население» с радостью расскажет, как защитить скотину и дом от злых духов, как приучить корову к своему двору, как задобрить домового.
Сайт
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Самый большой по площади монастырь (и крепость) России. Основан еще в 14 веке. Гигантскими стенами обнесены 12 гектар земли. Это 15 футбольных полей. Высота самой высокой башни — называется Московской — около 60 метров. Это как 20-этажный дом!
Не одно поколение русских царей вкладывали сюда деньги, чтобы усилить оборону цитадели. В итоге, монастырь никто никогда не захватывал. Пять лет поляки штурмовали стены в Смутное время, пытаясь добраться до государевой казны, которую здесь спрятал Иван Грозный. Не смогли интервенты осилить неприступную крепость.
Многие монастырские постройки сейчас закрыты — за последние лет сто они пришли в упадок. Сегодня старые храмы восстанавливают. Но церквей тут много, а реставраторов мало, поэтому дело идет не спеша.
Зато в монастыре собрана большая коллекция икон. Около 1,5 тысяч произведений, датированных 15-20 веком, выставлены на обозрение. Основа экспозиции — иконы из крупнейших монастырей Белозерья. Многие из них были созданы выдающимися мастерами Москвы, Ростова, Новгорода, Ярославля, Белозерска, Вологды.
В музее можно увидеть уникальные иконостасы 15-19 веков. К примеру, сюда перевезли оригинальный иконостас Успенского собора Московского кремля.
Сайт
УСАДЬБА СУГОРЬЕ
Если в деревне Семенково музейщики сохраняют реальные избы и быт позапрошлого века, то в Сугорье пошли дальше. Тут восстановили княжий двор образца 11 века.
Местные «дружинники» в одеждах покроя тысячелетней давности не просто рассказывают о быте тех лет. Туристы становятся чуть ли не главными действующими лицами представления.
Из группы посетителей выбирается князь, княжна, главный воевода и «сенная девка» (условно говоря, придворная дама). Всем выдают положенные одежды и знаки власти.
Князь, княжна, воевода выбираются из числа туристовФото: Олег АДАМОВИЧ
Я вот стал древнерусским воеводой. Ведущий надел на меня кольчугу, железный шлем, выдал стальной меч и деревянный щит. Весь костюмчик потянул на 20 кило! Зато все очень реалистично.
По стенам «княжьей гридницы» (парадного зала для пиров) развешан целый средневековый арсенал. Все мечи, топоры, доспехи, кольчуги, палицы можно смело брать и одевать. Понятно, что экспонаты не оригинальные, а новодел. Зато ими не запрещают пользоваться.
Раз туристы собираются в зале для пиров, то и сидеть они должны не за пустыми столами. Нам в глиняные чашки разлили очень вкусную медовуху. На закуску были пирожки, испеченные по каким-то традиционным вологодским рецептам.
Усадьба Сугорье двухэтажная — наверху заседает русский князь, а внизу сделали зал правителя викингов. В скандинавском мире туристов точно так же переодевают в ярла, его жену и двух берсеркеров.
Я опять стал воином. Только вместо кольчуги и меча получил шкуру волка и большой двуручный топор. А шикарные тут аватарки для соцсетей сделать можно!
В скандинавском жилище пить-есть не дают. Зато жену ярла викингов учат, как изгонять из еды злых духов. Один из викингов-организаторов играет на волынке боевую песню, остальные в это время стучат топорами по щитам.
Экскурсия заканчивается эффектно — гости усадьбы уходят не через ворота, а по тайному подземному лазу. Там же рассказывают, что подобные ходы тысячу лет назад использовали, как холодильник, арсенал, кладовую и место для закапывания кладов с казной.
Сайт
ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ
Монастырь включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В главном соборе полностью сохранились фрески знаменитого древнерусского мастера Дионисия. Это единственный случай, когда историческая роспись даже частично не закрашивалась и не переделывалась в поздние века.
Монастырь, основанный в 14 веке, получил в собственность все окрестные земли и быстро разбогател. У него нашлись средства, чтобы заказать роспись стен собора Рождества Богородицы у лучшего мастера 15 века Дионисия. Фрески покрывают все внутреннее пространство храма: стены, колонны и потолок.
Во время Смутного времени поляки полностью разграбили Ферапонтов монастырь. Обитель обеднела, а монахи не смогли восстановить благополучие.
Ферапонтов монастырь основан в 14 векеФото: Олег АДАМОВИЧ
Несколько раз священники пытались собрать деньги на то, чтобы заново расписать собор Рождества Богородицы. Но средств не было. В конце 18 века монастырь окончательно закрыли. Местные храмы стали работать, как обычные приходские церкви.
Вот так богатство обители в один период и бедность в другой сохранили наше древнерусское достояние. В монастырях, которые не подвергались разграблению, было принято обновлять фрески каждые несколько веков. Поэтому работы тех же Андрея Рублева и Феофана Грека часто закрашены поздними росписями.
Сайт
ЧЕРЕПОВЕЦ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
В самом городе нет никаких архитектурных достопримечательностей — пара домов начала 20 века и небольшой квартал со сталинскими пятиэтажками не в счет. Единственное, чем тут все живут — это Череповецкий металлургический комбинат. Предприятие известно тем, что у него самая большая в Европе домна, выплавляющая чугун.
Этот же промышленный гигант построил в городе музей, посвященный металлургии. Я думаю, это лучший технический музей в мире.
В нем все сделано так, чтобы экспонаты можно было трогать руками или как-то с ними взаимодействовать. К примеру, в музее работает интерактивная игра, имитирующая средневековую кузницу. Для выполнения задания (сковать подкову, выплавить из руды железо, сделать кольчугу) надо покупать нужное оборудование. На выбор десятки товаров: дрова, руда, уголь, всякие молотки, кирпичи и другие инструменты. Деньги можно заработать, отвечая на вопросы о металлургии.
Результат получится только тогда, когда все сделано правильно. Печь грамотно заполнена топливом, руда на своем месте. Выполнить задание без ошибок возможно, если тщательно изучить все в музее.
Вовсю используются технологии дополненной реальности. Ты смотришь на макет заводской печи через планшет, а на экране все оживает и работает. Тут же появляются комментарии, объясняющие, что происходит.
В музее показано, как железо получали в древности, в 19 веке и как его выплавляют теперь. Экспозиция составлена так, чтобы интересно было и детям и взрослым. Через месяц обещают открыть зал со специальными обучающими аттракционами. Там можно будет экспериментировать со всеми видами металлов.
Сайт
УСАДЬБА ГАЛЬСКИХ
В принципе, место похоже на другие такие же помещичьи усадьбы позапрошлого века. Внутри анфилада комнат с картинами, кроватями, старой мебелью и многочисленными бронзовыми подсвечниками. Уникальность усадьбы в том, что сохранился не только господский дом, но и все хозяйственные постройки (конюшня, людские избы, 2 амбара, маслобойня, круглый сад, шорная мастерская).
Но главные в музее не экспонаты, а люди! Тут работники местного ансамбля «ЧереповецЪ» вживую играют обитателей дома.
Вот комната для прислуги. Две женщины в крестьянских платьях — мать и дочь — что-то шьют. Когда экскурсовод заканчивает рассказывать о роли прислуги в помещичьей жизни, крестьянки начинают звонко петь. Поют хорошо на старорусский манер.
Благодаря артистам усадьба Гальских оживаетФото: Олег АДАМОВИЧ
В курительной мужской комнате туристов встречают окрестные «помещики», обсуждающие цены на овес. У каждого в зубах трубка, а в руках губернская газета.
Ключевое действо начинается тогда, когда экскурсия доходит до бального зала. «Дворяне» уже готовы петь, танцевать и развлекаться, как это было принято в середине 19 века. Перед зрителями вальсируют два десятка человек.
Понятное дело, артисты не каждый день устраивают представление в усадьбе Гальских. Представление надо заказывать заранее, услуги коллектива оплачиваются отдельно. Обо всех условиях можно узнать на сайте музея.
Сайт
КРУЖЕВО ЛЕТНИХ СОБЫТИЙ
Сейчас в Вологодской области активно развивают так называемый событийный туризм. Власти придумывают разные фестивали, чтобы на них приезжали новые люди. Устраиваются конкурсы авторского кино, необычные театральные представления, музыкальные концерты, исторические реконструкции.
Календарь событий можно посмотреть на сайте вологодского туристского портала.
Вообще, под эгидой Ростуризма создается новый бренд: «Серебряное ожерелье России». Про «Золотое кольцо» все слышали, а вот на севере будет что-то свое.
ТРАНСПОРТ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В принципе, по Вологодской области можно путешествовать на общественном транспорте. Расписание автобусов, которые едут из Вологды в города региона, есть на сайте местного правительства. Маршруты курсируют каждые несколько часов.
Проблема автобусов в том, что они не курсируют между достопримечательностями. Чтобы из одного интересного места попасть в другое, надо вернуться в Вологду, где сходятся разные направления.
Лучше всего по Русскому Северу путешествовать либо на личной машине, либо на экскурсионных автобусах, где туристов везут группой.
«Единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь»
Игумения Елисавета (Жегалова), монахиня Анна (Клыгина)
В этом году будет 25 лет, как в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, по благословению правящего архиерея Владимирской епархии владыки Евлогия (Смирнова) поселились три первые насельницы. Поначалу это был скит Александровского Свято-Успенского женского монастыря, с 1995 года ставший самостоятельным монастырем. А в 2004 году монастырь получил статус ставропигиального. Как вспоминается начало пути, который привел к рождению крепкой монашеской семьи в одном из самых на сегодняшний день благоустроенных обителей России? Живая история в лицах предстает перед нами из рассказов его настоятельницы игумении Елисаветы и монахини Анны, несущей послушание казначеи.
Матушка, известно, что Вы долгое время подвизались в Пюхтицком Свято-Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии, но когда начал разваливаться Советский Союз, когда начало рушиться наше государство, то вернулись в Россию. Здесь стали насельницей возрождающегося Свято-Успенского монастыря в городе Александрове. Наверное, первое впечатление от увиденного в селе Махра на месте древнего мужского монастыря было гнетущим?
Скажу, о чем я подумала, увидев руины монастыря, основанного в XIV веке преподобным Стефаном Махрищским по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. За минувшие века монастырь переживал периоды расцвета и упадка. Всякое было. Однако в годы советской власти он оказался настолько разрушенным, так был осквернен людьми без Бога в душе, что в голове пронеслось: потребуются многие десятилетия и неимоверные усилия, чтобы вернуть его к жизни. И еще одна сочувственная мысль вспыхнула: «Несчастный тот настоятель, которого пришлют возрождать обитель. Практически с нуля!» Мы, то есть несколько сестер из Александрова, приехали в Махру с владыкой Евлогием. Посмотрели, погоревали и уехали. Владыка – во Владимир, сестры – в Александров. А через несколько дней меня вдруг назначают сюда старшей монахиней! Все столетия вплоть до революции монастырь являлся мужским, теперь из-за малочисленности братии в возрождающихся православных обителях было решено возобновить его как женский скит. И вот я с двумя сестрами в конце октября прибыла в эту разруху. На территории находился единственный жилой корпус (бывшие архимандритские покои), в котором базировался пионерский лагерь Северного пароходства. Детей из Мурманска привозили лишь на лето. Поскольку их осенью не было, директор лагеря разрешил нам там поселиться. Мы заверили его, что мешать никому не будем. Директор растрогался и подарил владыке Евлогию старую монастырскую икону преподобного Стефана Махрищского, попавшую к нему каким-то образом. В этот момент преподобный как бы вернулся в обитель.
Что сестрам-первопроходцам оказалось под силу? С чего начали?
Перво-наперво стали восстанавливать корпус с трапезной внизу, кельями наверху и отдельным помещением – жильем для священника. И крохотный Петропавловский храм, сначала превращенный в спортивный зал, затем со временем оказавшийся без окон и дверей, без отопления. Два месяца мы ходили молиться в городской храм в Карабаново. Шли шесть километров пешком, в резиновых сапогах, в телогрейках, стараясь не обращать внимание на осенне-зимнее ненастье. Эти два месяца ушли у нас на восстановление храма, в котором пришлось тогда жить. 30 декабря храм освятили, и как начались в нем службы в предпоследний день 1993 года, так богослужения и совершаются в монастыре каждый день. Никогда они больше не прерывались… Сама я очень люблю клиросное послушание, люблю хор, но нередко с грустью думала, что в этой Владимирской глуши уж точно сестринского хора не будет. Видимо, думала я, придется смиряться и петь с бабушками без всяких красивых песнопений, совсем просто. И тут случилось чудо: прошло всего несколько месяцев и Великим постом, особо запомнившимся пургой и метелями, сюда друг за другом прибыли в качестве послушниц пять выпускниц музыкального училища из Вологды. Четверо из них сразу стали петь на клиросе. Духовные чада одного батюшки они приехали к нам по его благословению. Хор сложился сразу. Мы жили службами. Восстанавливать что-либо не могли, поскольку нам ничего не принадлежало – ни монастырская территория, ни здания на ней. И так прошло два года. Сестры обязательно бывали на полунощнице, утрене, Литургии, вечерне и повечерии. Три канона, трехсотница, Евангелие, Апостол, вечерние молитвы – все прочитывалось в храме, и тоже никто никогда не уклонялся. Такая сосредоточенность на службах, возможность усиленно молиться стали, можно сказать, той закваской или основой, которая держала монастырь, когда началось его восстановление с бурным строительством. Строительство нас не раздавило, поскольку мы сохранили внутренний стержень, заложенный в течение первых двух лет.
А как началось бурное строительство?
Этот этап и последующие годы связаны с именем замечательного человека – Эрика (в крещении Эраста) Николаевича Поздышева, возглавлявшего в то время концерн «Росэнергоатом». Вышли мы на него, находясь в напряженном поиске угля. Дело обстояло следующим образом: через два года нашего пребывания на монастырской территории истопники отправились праздновать Новый год, бросив огромную угольную котельную, как говорится, на произвол судьбы. Пришлось сестрам заступить «на вахту», и с тех пор она стала для нас постоянной, круглосуточной. Какое-то время с углем помогал район, затем не смог. В стране были тяжкие времена, кругом разруха страшная, а мы в зиму оказались без угля. Стали искать благотворителей в Москве. Куда только и к кому только не обращались – увы, безрезультатно. В конце концов дозвонились до президента концерна «Роэсэнергоатом» и услышали от него: «Что, шуб вам не хватает? Замерзаете?» – «Нет, не шуб, а угля!» – закричали мы в трубку. И тут же спросили: «Можно, кто-то из сестер к Вам приедет и покажет фотографии, как на сегодняшний день выглядит монастырь?» Он согласился. А вскоре последовал ответный визит. Эрик Николаевич приехал к нам как раз на праздник святой великомученицы Екатерины. Со своим заместителем и еще с одним сотрудником концерна. Они все посмотрели, обо всем расспросили, посовещались. «Будем восстанавливать» – услышали мы их решение. Позже наш благотворитель рассказывал, как он пришел к вере. Будучи атомщиком, он, много поездив по заграницам, задавался вопросом: почему там люди просто живут, а в России выживают? В какой-то момент осенило: причина скорее всего в том, что в других странах не разрушали свои святыни. Мы же кощунственно их разрушили. Осквернили, взорвали, где-то разобрали по кирпичику. И единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь. Поэтому ехал он к нам осознанно.
Люди, привыкшие иметь дело с атомными станциями (а Эрик Николаевич, замечу, после страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС был назначен ее директором, строил «саркофаг» или объект «Укрытие» над 4-м блоком) взялись за монастырь очень серьезно. Работы шли в стремительном темпе. Восстанавливались жилые корпуса, монастырская трапезная, появилась новая котельная (теперь уже на солярке), были переложены инженерные коммуникации по всей территории. Первое время кормить десятки людей приходилось в крохотной трапезной. Было около70 рабочих, плюс студенты духовной семинарии, которые летом вели раскопки на месте взорванного в 1942 году храма преподобного Стефана Махрищского. И владыка Евлогий часто приезжал, и благотворители из «Росэнергоатома». Крупных специалистов в своей области, настоящих подвижников – археолога Леонида Андреевича Беляева, архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова – словом, всех, кто у нас появлялся, тоже там принимали. Когда нам говорят: «Вы восстановили монастырь», отвечаем: «Мы только кормили людей». Кормили изо дня в день, с семи утра до одиннадцати вечера… Службы и готовка еды – вот что прежде всего вспоминается из тех лет. Но, конечно, самым памятным явилось возвращение к жизни главной святыни монастыря – Стефановского храма – и его освящение Святейшим Патриархом Алексием II. Это было 25 ноября 1997 года. Вообще то событие казалось совершенно невероятным: в монастырь в глухом селе, где подвизается 30 сестер, приехал Предстоятель Русской Православной Церкви! Потом Патриарх Алексий посетил нашу обитель летом 2005 года, а Патриарх Кирилл за время своего предстоятельства побывал здесь уже шесть раз.
Матушка Елисавета, если говорить о детском приюте: начало 2000-х в России было не из легких, но обездоленные дети обрели в обители свой дом и прекрасные возможности развиваться в духовном и творческом плане. Это ведь потребовало не только мобилизации сестринских сил, но и немалых денежных средств?
За строительством комфортного уютного дома для девочек из неблагополучных семей и девочек-сирот стоит еще один замечательный человек, которого Господь к нам направил, тоже из Москвы, но пусть об этом поведает монахиня Анна, казначея обители.
Мать Анна, расскажите, пожалуйста.
Во всем, что у нас происходит, чувствуется чудесная и скорая помощь преподобного Стефана Махрищского. Второго благотворителя – частного предпринимателя, Виталия Ивановича Даниленко – вымолили дети. Сама идея организовать при монастыре детский приют исходила от Эрика Николаевича Поздышева. В общем стали строить дом для детей, которые к нам «прибились» и жили на первых порах кто в библиотеке (где поставили двухъярусные кровати), кто в келье у старшей сестры. Девать их в наших условиях было совершенно некуда, а они, бездомные, так намыкались за свою еще недолгую жизнь и так мечтали о своем доме! В какой-то момент у Эрика Николаевича не хватило средств, стройка должна была встать. Я сказала: «Дети, молитесь! У меня только долги. Вымолите помощь, будет у вас дом. Не вымолите – не будет». Они молились. Сотни писем мы тогда разослали c просьбой помочь, откликнулись единицы. Прислали какие-то небольшие суммы. И вдруг звонок из Москвы. Звонивший сообщил, что хочет помочь детскому приюту. В итоге он нам профинансировал весь остаток за строительство дома, благодаря чему дом был закончен в течение нескольких месяцев. Когда девочки туда вселились, радости было! А Виталий Иванович, человек глубокой веры, продолжает помогать монастырю, как бы приняв эстафету от Эрика Николаевича, которому пошел 82-й год. Главным детищем Даниленко стал храм Живоначальной Троицы, знакомый нам только по старой фотографии. В богоборческие годы были разрушены четверик, алтарь, пол-колокольни. На месте алтаря стоял жилой дом. Мы браться за него боялись. Он был за оградой обители, к монастырю не относился, частью монастырского ансамбля не являлся, и все же при взгляде на него душа отзывалась болью. Но как поднять эту махину? Представляете: 53 метра длина, высота будущего купола 23 метра, да один только алтарь 8 на 11 метров? Появились люди, москвичи, которые сказали, что хотят восстановить храм. Колокольню они возвели, на храм средств не хватило. Строительство началось и остановилось. На это было смотреть еще больнее, чем когда он стоял разрушенный.
И тогда Виталий Иванович взялся за дело?
Виталий Иванович, пожалуй, года два отказывался, говоря, что он будет устанавливать коммуникации, очистные сооружения, помогать со строительством котельной – иными словами, решать хозяйственные вопросы. А купола золотить, говорил он, мол, другие люди найдутся. Когда нам стало совершенно невыносимо видеть остановленную стройку, сестры пошли среди строительных лесов, бетономешалок, мешков с цементов – поставили аналой, положили на него икону преподобного Сергия Радонежского, в честь которого храм был прежде освящен, и стали читать акафист Преподобному. Ходили туда каждое воскресенье в течение месяца. Просто читали акафист! После того, как они, наверное, раза четыре прочитали акафист, Виталий Иванович вдруг неожиданно согласился восстанавливать порушенную святыню. И за три года она была полностью восстановлена, восстала из небытия. Здесь, мы верим, помощь пришла от преподобного Сергия, побывавшего в нашей обители в гостях у преподобного Стефана, с которым его связывала духовная дружба.
Удивительное чувство испытываешь в этом благолепном, дивно расписанном храме. Понятно, что место намоленное, но храм возведен в наши дни, а ощущения «новодела» нет. Кажется, все в нем дышит древностью.
С росписями тоже было интересно. Восстановив храм, наш благотворитель сказал, что ему нравятся белые стены – расписывать их не будем. А среди сестер есть иконописцы, которые обратились к матушке Елисавете с просьбой: несмотря на то, что они никогда стены не расписывали, уж больно хочется попробовать. «Пробовать» решили в небольшом придельчике преподобного Сергия. Наш монастырь около 20 лет связан с прекрасной и удивительной семьей, глава которой Александр Александрович Лавданский – один из ведущих отечественных иконописцев – руководит иконописной мастерской «Киноварь» и все пятеро его детей работают в сфере церковного искусства. Мы попросили его проверить наш проект. Он посмотрел и сказал, что мыслим неправильно: надо на видном месте – да-да, во всю стену! – писать Матерь Божию. Добавил, что поможет, поддержит сестер. Те сделали эскиз, перенесли все по квадратику на стену. Александр Александрович заверил, что у них хорошо получается. Потом, когда своих сил не хватило – объем-то огромный! – разработал проект росписей и сам возглавил работы.
Мать Анна, не могу не спросить и о подсобном хозяйстве. Сестры начинали с маленького участочка, где сажали картошку – их спасительницу в трудные годы. Сегодня у монастыря такое подсобное хозяйство, что каждый его объект – коровник, курятник, молочный заводик – поражает воображение. Это нужно иметь талант руководителя-хозяйственника, чтобы выйти на столь высокий уровень?
Нужно иметь натуру, как у нашей матушки-настоятельницы. Человек неравнодушный, необычайно творческий она открыта всему новому. В монастыре жизнь выстроена так, что сестрам разрешается многому учиться. Например, регенты хора прошли обучение в Регентской школе при МДА и других регентских курсах, певчие совершенствуют свое мастерство с профессиональным педагогом-вокалистом, сестры-иконописцы прошли стажировку в иконописной школе при МДА. А сестру, которая коров видела лишь по телевизору, отправили на послушание в коровник. Матушка ей сказала, что она может вызывать, откуда посчитает нужным, опытных зоотехников. Хороших специалистов, легких на подъем, нашли в Питере, пригласили. Кроме того, сама эта сестра ездила на Российскую агропромышленную выставку «Золотая осень» на ВДНХ. По истечении четырех лет она настолько освоила премудрость выращивания и разведения коров, ухода за ними, что ее стали приглашать для консультаций в другие монастыри.
***
Беседа с игуменией Елисаветой и монахиней Анной состоялась в непростой для обители день. После Божественной литургии в Стефановском храме началось отпевание схимонахини Венедикты (Свеженцовой). Позже, на поминальной трапезе, матушка Елисавета скажет, что это был чистый человек с детской душой. Безропотная она была, скажет матушка, отметив, что мать Рахиль (такое имя монахиня носила до принятия великой схимы) всегда находилась в мирном расположении духа, и это, вероятно, было результатом серьезной внутренней работы. Другие вспоминали о непосредственности монахини Рахили, которая все время что-то напевала. У нее душа пела, говорили сестры. Многие видели, как мать Рахиль с радостной улыбкой кормила уточек или кошек, работала на скотном дворе, в огороде или просто шла по монастырской аллее и пела! Особенно любила – «Царице моя Преблагая…» На следующий день после того, как ее, измученную тяжелой болезнью, привезли из больницы в родную обитель, клирик монастыря игумен Порфирий (Клименко), разделяющий с сестрами их тяготы и радости практически четверть века, постриг монахиню в великую схиму с именем Венедикты. Ее духовным отцом был приснопоминаемый наместник Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков). Татьяне (мирское имя) хотелось всю жизнь быть при батюшке, трудиться во славу Божию, однако тот сказал, что ей полезно уйти в женский монастырь, принять монашество. За послушание она выполнила наказ духовника. Схимонахиня Венедикта ушла в мир иной через два с небольшим часа после принятия великой схимы – в возрасте 59 лет. Не дожила до своего юбилея. Но, по словам матушки Елисаветы, чувствовалось, что она уже была готова для Царства Небесного. Став первой великосхимницей Стефано-Махрищского монастыря, преобразованного в конце XX века в женский, схимонахиня Венедикта вписала в его современную летопись пронзительно-светлую страницу.
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Список монастырей Вологодской области
Это — служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий, в противном случае перенести в один из проектов. Данный шаблон не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
На территории современной Вологодской области ранее существовало 134 монастыря. Действующие выделены в списке жирным шрифтом.
Белозерское благочиние
- Кирилло-Белозерский монастырь
- Воскресенский Горицкий монастырь
- Курдюжская Николаевская пустынь
- Геннадиева Белозерская Преображенская пустынь
- Ковженский Николаевский монастырь
- Андозерский Успенский монастырь
- Даниилов Шужгорский Спасо-Преображенский монастырь
- Озадский Николаевский монастырь
- Иродионова Илоезерская Богородицерождественская пустынь
- Фетининская Мариинская пустынь
- Зосимовская Ворбозомская Благовещенская пустынь
- Усть-Шехонский Троицкий монастырь
- Кирилло-Новоезерский Воскресенский монастырь
- Спасогорский Троицкий монастырь
- Белозерский Петро-Павловский монастырь
- Важбахтская Пятницкая пустынь
- Хабарова на Носах Петропавловская пустынь
- Лужандозерская Троицкая пустынь
- Андомский Николаевский монастырь
- Куржанская Троицкая пустынь
- Спасо-Маткозерская пустынь
- Казанская на Климентовских озерах пустынь
- Рубежская Троицкая пустынь
- Вожеозерский Спасский монастырь
- Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь
- Белозерский Никитский монастырь
- Нило-Сорская Сретенская пустынь
- Вытегорский Покровский монастырь
- Алмозерский Ильинский монастырь
- Пятницкая Кедринская пустынь
- Макариевская Высокоезерская пустынь
Великоустюжское благочиние
- Богородицкая Тихвинская пустынь
- Симоно-Воломская Крестовоздвиженская пустынь
- Теплогорская Богородицкая мужская пустынь
- Орловский Троицкий монастырь
- Гледенский Троицкий монастырь
- Филипповская Яиковская Знаменская пустынь
- Устюжский Михаило-Архангельский монастырь
- Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь
- Устюжский Спасо-Преображенский монастырь
- Устюжский Покровский монастырь
- Дуниловская Богородицкая пустынь
- Лальский Михаило-Архангельский монастырь
Вологодское благочиние
- Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь
- Песоцкая Антониева пустынь
- Сямский Богородице-Рождественский монастырь
- Песочный Успенский монастырь
- Харитонцева Николаевская пустынь
- Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь
- Рябинина Казанская пустынь
- Печенгский Спасо-Преображенский монастырь
- Заоникиевская Богородице-Владимирская пустынь
- Николаевский на Валухе монастырь
- Вологодский Горний Успенский монастырь
- Вологодский Святодухов монастырь
- Дюдикова Предтеченская пустынь
- Кобылкин Ильинский монастырь
- Троицкий у Кайсарова ручья монастырь или Герасимова пустынь
- Воздвиженский монастырь
Тотемское благочиние
- Бабозерская Николаевская пустынь
- Зосимо-Савватиевская пустынь
- Федосеева Негренская Успенская пустынь
- Дружинина Зосимо-Савватиевская пустынь
- Печенгская Спасская пустынь
- Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь
- Заозерская Введенская пустынь
- Тотемский Богородицко-Владимирский монастырь
- Дедова Троицкая пустынь
- Тиксненский Спасский монастырь
- Борисо-Глебский у новых варниц монастырь
- Тотемский Спасо-Суморин монастырь
Харовское благочиние
- Николаевская Верхопежемская пустынь
- Спасская Боровинская пустынь
- Верхнетерменгская Воскресенская пустынь
- Ефремова Леванидовская Спасо-Николаевская пустынь
- Спасо-Евфимиев Сянжемский монастырь
- Верхоситская Преображенская пустынь
- Зубовская Николаевская пустынь
- Катромский Николаевский монастырь
- Семигородняя Успенская пустынь
- Цывецкая Николаевская пустынь
Центральное благочиние
- Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь
- Стефанов на озере Комельском Николаевский монастырь (Николаевская Озерская пустынь)
- Арсениев Комельский Ризоположенский монастырь (Сухарусова пустынь)
- Воскресенский монастырь
- Кохтышская Иоанно-Богословская пустынь
- Перцова Троицкая пустынь
- Иннокентиев Комельский Спасо-Преображенский монастырь
- Сергиев Нуромский Спасо-Преображенский монастырь
- Корнилиев Комельский Введенский монастырь
- Коптевская Николаевская пустынь
- Мокрая Николаевская пустынь
- Подболотная Архангельская пустынь
- Авнежский Троицкий монастырь
- Борисо-Глебская пустынь
- Александро-Коровина Троицкая пустынь
- Ржаницына Спасо-Преображенская пустынь
- Николаевский Усть-Стрелицкий монастырь
- Голубинская Богородице-Рождественская пустынь
- Капитоновская Княгинина Спасская пустынь
- Дионисиев Глушицкий Леонтиев монастырь
- Дионисиев Глушицкий Покровский монастырь
- Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь
- Рабангский Спасо-Преображенский монастырь
- Григориево-Пельшемский Лопотов Богородицкий монастырь
- Репная Спасская пустынь
- Подольный Успенский монастырь
- Вондожская Богородицерождественская пустынь
- Белавинская Богоявленская пустынь
- Пречистенский на Лысой горе монастырь
- Александро-Куштская Успенская пустынь
- Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь)
- Святолуцкий Николаевский монастырь
- Кубенская Преображенская пустынь
Череповецкое благочиние
- Усть-Ножемская Одигитриевская пустынь
- Колповская Успенская пустынь
- Становищский Николаевский монастырь
- Танищский Троицкий монастырь
- Филиппо-Ирапская Красноборская Троицкая пустынь
- Гурьева Шалочская Успенская пустынь
- Моденский Николаевский монастырь
- Филаретова пустынь
- Устюженский Богородице-Рождественский монастырь
- Устюженский Ильинско-Воскресенский монастырь
- Устюженский Благовещенский монастырь
- Троице-Благовещенская Синозерская Пустынь
- Шухтовский Покровский монастырь
- Парфеновский Богородицкий монастырь
- Леушинский Предтеченский монастырь
- Досифеева Троицкая пустынь
- Азарьев Выксинский Николаевский монастырь
- Воронинская Успенская пустынь
- Преображенская пустынь, что в Езовых
- Пошехонский Ильинский монастырь
- Спасо-Ломовский монастырь или Игнатиева Верхоломская пустынь
- Югская Дмитриевская пустынь
- Череповецкий Воскресенский монастырь
- Антониева на Черных озерках Богородицкая пустынь
- В Судбищах на Шексне Николаевская пустынь
Литература
- Сойкин П. П. Вологодская губерния // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 72-102. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
Примечания
- Говорова А. Н. Житие преподобномученника Симона Воломского //Вестник церковной истории. 2008. № 4(12). С. 5–60. (в приложении публикация Жития и вкладной книги)
- Сойкин П. П. Лальский Михаило-Архангельский монаст. в Вел.Устюжском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 84. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
- Архангельские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Биланчук Р.П. Приходская челобитная о явлении Богородицы и начало Одигитриевской Маслянской пустыни // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4(19-20). С. 328–336.
- Романова А. А., Биланчук Р. П. «Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая», преподобный Агапит и Николаевский Маркушевский монастырь //Вестник церковной истории. 2009. № 3-4(15-16). С. 107–154.
- Шамина И. Н. Вкладная книга Арсениева Комельского монастыря Вологодского уезда //Вестник церковной истории. 2007. № 3(7). С. 5–133.
- Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь //Вестник церковной истории. 2009. № 1-2(13-14). С. 26–99.
- Петрова Т. Г. Документы о закрытии Глушицкого Сосновецкого Дионисиева монастыря (Из личных материалов председателя ликвидационной комиссии И. И. Чуркина) //Вестник церковной истории. Вестник церковной истории. 2006. № 4. С. 65–84.
См. также
- Список монастырей России
- Храмы Вологды
- Церкви и монастыри Великоустюгского уезда
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
В Вологодской области ранее существовало 134 монастыря. На данный момент действующими являются только четыре, они выделены в списке жирным шрифтом.
> Ссылки
- Николо Катромский монастырь на сайте Харовского района
- Список монастырей России
- Храмы Вологды
- Церкви и монастыри Великоустюгского уезда
Добавить комментарий