Мощи княгини Ольги

аудио

Проповедь митрополита Святогорского Арсения, произнесённая в 2007 году в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня, братья и сестры, празднуем день памяти угодницы Божией, святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Имя в крещении «Елена» ей было даровано потому, что в древнеславянском произношении оно звучало как Олена и созвучно было имени Ольга. И до сих пор на Украине Елену называют Олена, до сих пор эта старая славянская форма произношения имени осталась, и была она в крещении созвучна с именем царицы Елены, тоже равноапостольной, матери византийского царя, Константина Боговенчанного, равноапостольного.

Часто можно услышать, что Церковь уничижает женщину, что она унижает её достоинство. Да нет, братья и сестры, посмотрите, как возвышено женское естество и наравне с мужеским поставлено в Церкви Христовой! Божья Матерь, перед Которой и цари преклоняются, и патриархи; равноапостольная княгиня Ольга. Равноапостольная — равная апостолам царица Елена, равноапостольная царица Нина, просветительница Грузии — вот какую силу и благодать даровал Господь женскому естеству. Все они прославляли Бога жизнью своею, наставляя и Отечество своё, и ближних своих примером благочестия.

А сколько, братья и сестры, говорит Церковь Христова и народ наш богомудрый о молитве материнской и пословицы слагает: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт»! Такое вот дерзновение даруется молитве матери. Недаром и в Писании сказано: «Проклят Господом раздражающий матерь свою». Какое страшное пресечение попускает Господь за раздражение матери её непослушному чаду!

И мы сегодня одну из жен святых прославляем — княгиню Ольгу. За мудрость свою ещё в девичестве была она избрана князем Игорем Киевским себе в супруги, а впоследствии назовут её «мужемудренной». Как у великого мудреца разум был у неё, когда она осталась вдовой после смерти князя Игоря и управляла русским государством. И впоследствии свой мужемудренный разум, дарованный ей от Бога за её благочестие, она ещё больше усугубила благодатью и силой Божией. И подумайте, за 33 года до Крещения Руси её внуком — князем Владимиром, приняла она христианство в Константинополе. Княгиня-христианка управляла языческим государством ― и все преклонялись перед её разумом и её мудростью. Житие княгини Ольги говорит о том, что когда она приехала в Константинополь, в свите у неё уже был священник Григорий, который, видимо, наставлял её и в дороге, и до этого в Киеве, на путь христианской жизни. И она приехала в Константинополь, чтобы воочию убедиться в торжестве Православия и истинности Православной веры. Внук её, Владимир, в своё время будет посылать послов, чтобы узнать, какова христианская вера и какова вера различных государств. Она же поехала сама испытать веру христианскую. Император Константинопольский, поражённый её мудростью, красотою, достоинством, которые она имела, предложил Ольге стать его супругой. Видимо, и политические взгляды на это толкали ― он думал через этот брак присоединить земли Северной Руси.

И Ольга поступила мудро, сказав: «Я приму Крещение только в том случае, если крестить меня будет Патриарх, а ты будешь мне крестным отцом». На что император с радостью согласился.

И вот торжественное Крещение в Софии Константинопольской русской княгини Ольги свершилось. Но когда император напомнил, что она обещала ему стать супругой, Ольга, улыбнувшись, ответила: «А как же ты будешь мне теперь супругом, если ты мне крестный отец? Не может крестный отец с дочерью сочетаться браком».

И вновь подивился император мудрости её и отпустил с богатыми подарками. И поехала она в город Киев и была как утренняя заря, предваряющая солнце христианского просвещения равноапостольного князя Владимира.

Житие говорит, что она объезжала государство христианское сама, устрояя его везде — строя города, погосты, укрепляя селения. На местах своих остановок она ставила кресты. И когда она прибыла на свою родину, то за рекой Пскова, на холме, после видения трёх лучей солнечных, упавших на это место, поставила крест. Чудесным образом она провидела явление Святой Троицы в этих лучах. И по сегодняшний день на том месте стоит Псковский кремль, а на месте воздвижения ею креста стоит Троицкий собор ― самый первый храм, который построила княгиня Ольга.

Господь прославил угодницу Божию нетлением мощей, которые до Батыева нашествия были в Десятинной церкви. И многие дивились чудному виду её, потому что лежала она во гробе, как живая и уснувшая. Многие получали исцеление от мощей её. Но в Батыево нашествие почитателями княгини Ольги мощи были спрятаны в церкви, которая татарами была превращена в руины. В ХVII веке Петр Могила, святитель Киевский, разбирая завалы Десятинной церкви, нашёл гробницу с мощами княгини Ольги, и даже было зарисовано, как они в нетлении почивают в каменном гробе. Но тогда шла борьба с поляками, было постоянное перехождение от католиков к православным столицы Святой Руси города Киева ― и мощи пришлось снова спрятать. Те, кто спрятал мощи княгини Ольги, преставились без известности, а тайна сокрытия мощей по сегодняшний день неизвестна. Где-то у нас, на Святой Руси, где-то в Десятинной церкви или в другом месте, но сокрыты мощи святой угодницы Божией, княгини русской Ольги, которую называли «мудрейшей из жен русских».

Но княгиня Ольга стоит на небесах у Престола Вседержителя и в сегодняшний день с дерзновением молится за нас, расслабленных. Любя своё Отечество, любя нас, грешных, потомков её, она не перестаёт воздевать руки перед престолом Вседержителя за наши грешные души.

И каждый сегодня, братья и сестры, пусть помолится великой угоднице Божией. Много бед сегодня и в нашей личной жизни, и в нравственном состоянии нашего Отечества. Много бед и в государственном устроении нашего многострадального Отечества мы имеем. Имеем причины мириться и просить княгиню Ольгу о многих благах. Но прежде всего мы не должны забывать, братья и сестры, что говорил Господь: «Ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Поэтому чего просить и о чём молиться ― это об исправлении нашего греховного и окаянного греха, об исцелении нашей расслабленности духовной, о возрождении той веры, в которой жили наши благочестивые предки, о возрождении молитвенного настроения, которое нами утрачено. А Господь потом устроит всё остальное. Потому что мы сейчас в таком греховном состоянии находимся, что нам хоть святого поставь правителем государства, он с нами с ума сойдет.

Каждый народ достоин своего правительства. И мы, братья и сестры, имеем то, что по грехам своим заслужили. Не надо винить правителей, экономическую или политическую ситуацию, а надо винить самих себя. За грехи наши попущено с нами такое бедствие, такое нестроение и расстройство общества и в духовно-нравственной жизни, и в экономической, и политической государственной. И прежде всего, надо восстановить в себе падшее естество, по образу и подобию Божию призвать его жить, и по заповедям Господним.

Вот хорошо мы сегодня, братья и сестры, сотворили, что по заповеди Божией пришли в храм… Но вопрос: какими мы выйдем из храма? То ли такими же расслабленными, то ли вразумлёнными словом Божиим выйдем. И за стенами храма продолжим образ жизни христианский, за стенами храма будем являть свет Христов людям окружающим, как являла его княгиня Ольга и другие наши соотечественники, как являли свет Христовой правды в своей жизни наши прадеды, деды, бабушки, отцы, матери наши.

Дай, Боже, нам в сегодняшний день, выйдя из храма, не забыть о Боге и Его заповедях: с кем-то примириться, с кем мы поругались, где-то подать милостыню, где кого-то простить от сердца, где больного проведать ― то есть быть Христовыми не только здесь стоя и молясь, но и за стены храма выходя. Хоть бы чуть-чуть мы подвиглись к исправлению, и тогда Господь, увидя добрые зачатки в наших душах, увидя добрые ростки в наших душах, скажет нам слова, как тому расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой, встань и ходи». И будем ходить в правде Божией пред лицом Божиим, с радостью служа Господу жизнью своей, а в день пришествия вместе с Иоанном Богословом воскликнем Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и в день памяти равноап. кн. Ольги. 24 июля 2011 г.

📻 «Почувствовав, что приближается ее смертный час, она причастилась Святых Таин и стала молиться Богу и Пресвятой Богородице. И когда молитва была еще на устах ее, душа оставила тело и отошла к Господу. Случилось это 11 июля 969 года. Горько плакали по блаженной княгине Ольге сын ее, князь Святослав, и внуки, Ярополк, Олег и Владимир, и все люди. Похоронили же ее по христианскому обычаю, как и завещала она.
Спустя двадцать лет исполнилось пророчество святой княгини о просвещении Русской земли и обращении ее к Богу. Внук святой Ольги, великий князь Владимир Святославич, крестил Русскую землю, завершив то великое дело утверждения христианства в России, которое начала его бабка.
А вскоре Владимир повелел перенести останки святой княгини в церковь, чтобы люди могли поклониться ей. Ее мощи извлекли из земли, и — о, чудо! — они оказались целыми и невредимыми: время не тронуло их. С великой честью и при стечении множества народа святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в незадолго до этого построенной церкви Пресвятой Богородицы, называемой Десятинной. Как явствует из показаний одной из редакций Жития святой Ольги, это событие имело место около 999/1000 года, то есть ровно тысячу лет назад. Так произошло первое в нашей истории обретение нетленных мощей и торжественное перенесение их для всеобщего поклонения в новопостроенный храм — иными словами, первое зримое проявление русской святости, тысячелетие которой, таким образом, удивительным образом совпало с двухтысячелетием Христианства.
Рассказывают еще о таком дивном чуде. На верху каменного саркофага, в котором лежали мощи святой княгини, было устроено оконце. Когда кто-нибудь с твердой верой приходил к гробнице, оконце само собой открывалось, и было видно нетленное тело блаженной княгини, светящееся, словно солнце. И, как говорят, многие люди получали возле гробницы исцеление от разных болезней. Если же кто без веры приходил к честным мощам, оконце не отворялось, и был виден один только каменный гроб.
Остается сказать о судьбе мощей святой княгини Ольги. Увы, они разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви. Во время нашествия татар на Киев в 1240 году мощи были сокрыты под спудом в самой церкви, а потом, в XVII веке, согласно преданию, вновь открыты знаменитым киевским митрополитом Петром Могилой, проводившим раскопки Десятинной церкви и построившим на ее месте небольшой храм. В нем они и почивали до начала XVIII столетия, когда, по неизвестной причине, были окончательно утеряны».

Святые Евфимия и Ольга

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Обычно слушая церковные песнопения, в которых прославляются угодники Божии, вспоминаемые Церковью, мы слышим мужские имена. Но вот сегодня празднуется память двух угодников Божиих, вернее, угодниц — оба святых имени, прославляемые сегодня, суть женские.

Святая великомученица Евфимия и святая блаженная княгиня Ольга — обе получили еще по одному наименованию: св. Евфимия называется «Всехвальною», а св. Ольга еще современниками была названа «мудрейшею из жен».

Святая Евфимия была замучена во время гонения христиан при Диоклетиане, и ее смерть и страдания вспоминаются 16 сентября. А сегодня память ее празднуется по случаю одного чуда, бывшего во время IV Вселенского Собора. Четвертый Вселенский Собор должен был решить, кто прав — те ли, кто верует, что Христос был Бог и человек, Богочеловек, или те, которые утверждают, что во Христе Божество совершенно поглотило человечество, так что даже и страдания Его были только кажущимися.

Когда представители православных, возглавляемые святыми Анатолием Цареградским и Ювеналием Иерусалимским, многими доводами из Священного Писания и Предания доказали, что Христос есть Богочеловек, то, желая получить еще особое Божие указание, где правильная вера, написали два исповедания веры — православное и монофизитское. Оба они были положены в раку с мощами св. Евфимии, находившимися в том храме, где происходили заседания IV Вселенского Собора. Рака была заключена, храм заперт, так что в него никто не мог проникнуть, а когда через три дня отперли храм и открыли раку, православное исповедание лежало на груди св. Евфимии, а монофизитское под ее ногами и она как бы попирала его. После такого ясного Божия указания окончательно утвердилось то, что мы и ныне исповедуем: что Христос есть Богочеловек, а монофизитская вера была осуждена. Св. Евфимия получила тогда наименование «предел святых отцов» , «утверждение православной веры».

Прошло несколько сот лет после этого чуда. Приняла христианство русская великая княгиня Ольга, при крещении получившая имя Елена. Она желала крестить всю Русь, многие и последовали ее примеру, но вполне осуществить свое желание ей не удалось, и даже сын ее, суровый Святослав, остался язычником. Но вот внук ее Владимир решил менять веру. Когда он стал склоняться к Православию, для окончательного решения созвал своих бояр и воевод на совещание. После многих доводов, приведенных в пользу принятия Православия из Царьграда, бояре сказали: «Не будь хороша эта вера, не приняла бы ее мудрейшая из жен Ольга». Этот довод был настолько убедителен, что вопрос о принятии веры был решен. То, что Ольга не могла сделать при жизни, она совершила после смерти. Память ее как святой стала прославляться по всей Руси в день ее смерти, 11 июля, вместе со св. Евфимией, которой мощи были из Халкидона перенесены в Царьград.

Прошли столетия. Иноверцы взяли Царьград, и Москва сделалась столицей Православия. Как бы в ознаменование сего, по Божию благоволению, в Москву при царе Михаиле Феодоровиче, который родился, кстати сказать, как раз в сегодняшний день, перенесен был нешвенный хитон Христов. Некогда Второй Рим — Царьград — имел, как защиту, драгоценнейшие святыни — ризу и пояс Богоматери. Известно, что и первые русские князья-христиане Аскольд и Дир крестились после того, как испытали на себе чудо при походе на Царьград: когда в море патриархом была опущена риза Богоматери, то поднялась страшная буря, которая разметала русские корабли, и выброшенные на берег русские воеводы и воины крестились, пораженные этим чудом. А вот в Москву перенесена не риза Богоматери, а Самого Господа Иисуса Христа нешвенный хитон.

Третий Рим возглавил все православные народы, начал освобождать православный Восток от иноверцев, и казалось, близок был совершенный конец их власти. Но в решительный момент сама Россия подпала под еще страшнейшее рабство коммунизма. В порабощенном Втором Риме (Константинополе) если и не смеют устраивать крестных ходов и вообще выражать открыто знаки почитания православной веры, могут хотя в храмах своих беспрепятственно возносить славословия и моления Богу, даже молитвы о благоверных царях, так как греки не меняли текста молитв, содержащих таковые прошения.

Святая Евфимия Всехвальная В сегодняшний день поставлена на середину храма Царьградской Патриархии рака с мощами св. Евфимии со славянской надписью, что рака эта — дар митрополита Петербургского Антония. Этой надписью как бы свидетельствуется, что и русский народ своими молитвами невидимо предстоит мощам св. Евфимии. А там, где находятся мощи св. Ольги, отбираются храмы и превращаются в кинематографы, музеи и театры; в оставшиеся же храмы, при поддержке власти, вторгаются живоцерковники и самосвяты. И душу и тело хочет поработить безбожная власть, контролирующая даже то, что делается в церквах. Но чудеса, совершенные по смерти святыми Евфимией и Ольгой, дают нам надежду, что и ныне они предстательствуют за православных.

Закончим нашу сегодняшнюю молитву прошением, находящимся в кондаке св. Евфимии: «И ныне, якоже ереси, врагов шатание под ноги православных царей покори».

Аминь.

Белград, 1928 г.