Можно ли читать молитву с телефона

Можно ли читать молитвы с телефона?

Аудио

Да, этот вопрос очень часто задают. На самом деле телефон – тот же носитель. Мы не читаем с папируса или пергамента. Чаще всего это бумага, наш основной источник. Но телефон также является источником информации. Если нет другой возможности (особенно это происходит в дороге, когда человек забыл молитвослов), почитать по телефону молитву можно. В этом никакой опасности нет. Может быть, стоит избегать читать молитвы в храме по телефону. Бывает, люди не прочитали молитвы ко Причастию, стоят в храме и читают их на литургии. Вот тут я рекомендовал бы не брать телефон. А в дороге спокойно можно пользоваться этим, потому что важен настрой, ваша молитвенная концентрация и, конечно же, молитвенное состояние, а не то, с чего Вы читаете.

Я скажу свою точку зрения, не могу за всех говорить. Настоятель в каждом храме по-своему решает этот вопрос. Мое личное мнение: все-таки надо не следить по книжке, а внимательно смотреть на иконостас, на то, что делает священник. В то же время концентрироваться на молитве, на своих мыслях, начинать из них вычищать все суетное, чтобы отложить всякое земное попечение. Лучше до или после литургии взять эту литературу. Мы советуем нашим прихожанам читать заранее Апостол, Евангелие. Когда человек приходит на литургию, ему уже легче воспринимать этот текст. Почему бы не посмотреть всю литургию, действия священника, что они означают… Тем более литургия повторяется. Особых различий нет. Поэтому я бы старался все-таки отложить следование по книге за Божественной литургией. Это отвлекает. Все-таки это не урок, а Божественная литургия, здесь должно быть что-то другое.

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
святым

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ

Порядок чтения акафистов же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

ГОСПОДУ И КРЕСТУ

  1. Акафист Святой Троице и Святому Духу
  2. Акафист Воскресению Господню. Пасхе
  3. Акафист Вознесению Господню
  4. Акафист Входу Господню в Иерусалим
  5. Акафист Крещению Господню. Богоявлению
  6. Акафист Преображению Господню
  7. Акафист Рождеству Христову
  8. Акафист Сретению Господню
  9. Акафист Воздвижению Креста Господня

БОГОРОДИЦЕ

  1. Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
  2. Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы
  3. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
  4. Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
  5. Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  6. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Владимирская
  7. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Всецарица
  8. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Державная
  9. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Знамение
  10. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Иверская
  11. Акафист Богородице пред Ее иконой Казанская
  12. Акафист Богородице пред Ее иконой Неопалимая Купина
  13. Акафист Богородице пред Ее иконой Скоропослушница
  14. Акафист Богородице пред Ее иконой Спорительница хлебов
  15. Акафист Богородице пред Ее иконой Умиление
  16. Акафист Богородице пред Ее иконой Феодоровская

АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

  1. Акафист Архангелу Михаилу
  2. Акафист Святым и Бесплотным Силам
  3. Акафист преподобному Алексию, человеку Божиему
  4. Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
  5. Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
  6. Акафист святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  7. Акафист святому Василию Великому
  8. Акафист святым мученикам Вере, Надежде, Любови и Софье
  9. Акафист трем Вселенским святителям и учителям
  10. Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  11. Акафист в Праздник Всех Святых
  12. Акафист Георгию Победоносцу
  13. Акафист святому Даниилу Московскому
  14. Акафист святому великомученику Дмитрию Солунскому
  15. Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  16. Акафист святителю Иоанну Златоусту
  17. Акафист рождеству Иоанну Предтече
  18. Акафист преподобному Иоанну Кронштадтскому
  19. Акафист святому пророку Илие
  20. Акафист святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
  21. Акафист святой Ксении Петербургской
  22. Акафист воскрешению святого Лазаря
  23. Акафист святому апостолу и евангелисту Луке
  24. Акафист святой Марии Египетской
  25. Акафист святой Матроне Московской
  26. Акафист святому апостолу и евангелисту Матфею
  27. Акафист святому Николаю Чудотворцу
  28. Акафист святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  29. Акафист святому благоверному Олегу Брянскому
  30. Акафист Собору преподобных отцев Оптинских
  31. Акафист святому целителю Пантелеймону
  32. Акафист Первоверховным апостолам Петру и Павлу
  33. Акафист сорока мученикам Севастийским
  34. Акафист Преподобному Серафиму Саровскому
  35. Акафист Преподобному Сергию Радонежскому
  36. Акафист святому Спиридону Тримифунтскому
  37. Акафист новомученикам и исповедникам Российским

Неотъемлемой частью православного богослужения являются молитвы, акафисты и каноны. Даже неверующие знают, что такое молитвы, но об акафистах и канонах им практически ничего не известно. Давайте разберемся, что такое каноны и акафисты, а также зачем и какие молитвы читать перед акафистом и после него.

Каноны и акафисты

Канон представляет собой церковный гимн для прославления Спасителя, Матери Божией, Пресвятой Троицы; прославление может также относиться к какому-либо святому или же церковному празднику. Первые каноны были созданы еще в 7 веке. Каноны составляют важнейшую часть богослужения в храме, но православные могут читать их и келейно, то есть в домашней обстановке. Определенные каноны следует обязательно читать, готовясь к причастию.

Акафист представляет собой хвалебное песнопение, которое является частью литургии, но может отдельно читаться и дома.

В нем в поэтичной форме воспеваются важнейшие моменты из жизни Спасителя, Богоматери или святого, которому он посвящен. С греческого акафист переводится как «пение не садясь», однако для больных и молящихся очень преклонных лет часто делается исключение. Чтение стоя не позволяет расслабиться и снизить накал молитвы, поэтому и дома нужно делать это стоя.

Акафист, обращенный к святым с молитвенной просьбой, часто читается верующими, однако предварительно на это нужно получить церковное благословение, даже если вы будете читать его дома, а не в церкви. Лучше всего читать его по православному молитвослову. Как правило, акафист или канон читают в заключение утренней или вечерней молитвы, в самом ее конце перед молитвой «Достойно есть», но возможно и отдельное чтение акафиста.

Следует помнить, что вначале необходимо произнести специальные молитвы перед началом чтения акафиста, а если речь идет о каноне, то соответствующие молитвы перед чтением канона .

Чтение акафиста по дням недели

С характерной для церковной жизни упорядоченностью на каждый день недели предусмотрено чтение акафиста с обращением:

  • по понедельникам – к Ангелу-Хранителю либо Архангелу Михаилу – главе Небесного воинства;
  • по вторникам – к Иоанну Крестителю (Предтече);
  • по средам – акафист Иисусу Сладчайшему;
  • по четвергам – св. Николаю Угоднику (Чудотворцу);
  • по пятницам — Животворящему Кресту Господнему;
  • по субботам – Богоматери;
  • по воскресеньям – в честь Светлого Воскресения Спасителя.

Можно читать акафист и какому-либо иному святому или же иконе, если вы ощущаете в этом сердечную потребность; тогда об этом нужно сказать, обращаясь к батюшке за благословением на чтение акафиста. Текст нужных вам молитв можно найти в молитвослове.

В чем помогает молитва перед акафистом

Нередко можно услышать вопрос: зачем нужны еще какие-то молитвы перед чтением акафиста дома?Дома мы заняты бытовыми проблемами, и бывает не так просто переключиться на общение с Господом. Именно поэтому необходимы предначинательные молитвы перед акафистом — чтобы молящийся смог отрешиться от посторонних мыслей, войти в соответствующее душевное состояние, проникнуться молитвенным духом и полностью сосредоточиться на произносимых словах. Любое обращение к Высшим Силам только тогда будет воспринято, если оно исходит от чистого сердца со всей верой, которая усиливает его и свидетельствует об искренности возносящего молитву.

Какие молитвы читать перед чтением акафиста? Рекомендуется вначале прочесть молитву Святому Духу, а затем трижды – «Отче наш».

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и все наполняющий, Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Предначинательная молитва (обязательно сопровождается поклонами)

Боже, милостив буди мне, грешному. (Поклон)

Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)

Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)

Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя), моли Бога о мне. (Поклон)

Теперь вы знаете, какие молитвы нужно читать перед чтением акафиста, но нельзя забывать, что после него должно последовать завершение: в заключение читается молитва «Достойно есть».

Молитва «Достойно есть»

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва перед чтением акафистов по соглашению

Нельзя не упомянуть о молитве перед чтением акафиста по соглашению. К его чтению прибегают обычно в экстремальных случаях: в случае тяжкого недуга, серьезных жизненных проблем и несчастий. С этой целью создается специальная молитвенная группа, которая может включать и несколько человек, и несколько десятков молящихся, объединенных для совместного обращения к Небесным Силам.

Чтение акафиста по соглашению предусматривает, что все члены молитвенной группы начинают его в одно и то же заранее условленное время. Такое коллективное моление обладает гораздо большей силой, чем молитва одного человека, и считается более действенным, так как святой, к которому оно обращено, обязательно его услышит. Очень важно, чтобы все члены молитвенной группы точно соблюдали договоренность и не пропускали время молитвы.

Помните: любое обращение к Силам Небесным должно идти от чистого сердца и быть направлено только во благо. Прежде чем получить церковное благословение на чтение акафиста, поговорите со священником, какой акафист и кому из святых будет более действенным в вашей нужде, и следуйте его совету.

Сила Акафиста…

Акафист ко всем иконам Пресвятой Богородицы.
Этим акафистом можно испросить любую милость у Пресвятой Богородицы.Читайте акафист в течении 12 дней по три раза.Лампада или большая свеча обязательны.
Читать стоя…перед иконой Пресвятой Богородицы»Горний Иерусалим» по другому»Древо Пресвятой Богородицы»,либо…»Собор Пресвятой Богородицы»Читайте утром…
Кондак 1
Избранной от всех родов Пречистей Деве Владычице, источающей неоскудныя милости всему миру и сугубо стране нашей Российстей- похвальная восписуем о Ея чудесах, явлениях и чудотворных иконах. Ты же, Обрадованная, не отрини наших песнопений, но приими их и подаждь радость нам, зовущим Ти: Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Икос 1
Архистратиг Михаил и вся небесныя силы песнословят Тя, Владычице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, сущую Богородицу- и мы грешнии на земли, подобяся сим безплотным силам, и радуяся первым глаголам радости, принесенным Тебе Архангелом Гавриилом и праведною Елисаветою, купно с ними из глубины сердца нашего вопием Ти: Радуйся, благодатная. Радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах. Радуйся, обретшая благодать у Бога. Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя, и сила Вышняго осени Тя. Радуйся, заченшая во чреве, рождшая Сына и нарекшая имя Ему Иисус. Радуйся, яко рожденное Тобою Свято есть и наречеся Сын Божий. Радуйся, яко благословен Плод чрева Твоего. Радуйся, Мати Господа нашего. Радуйся веровавшая, еже совершитися глаголенным ти от Господа. Радуйся, яко возрадовася при сих приветствиях дух Твой о Бозе Спасе Твоем. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 2
Разум человеческий не может постигнути, како Сам Господь вселися в девственную утробу Твою и како Ты пребыла еси Девою и по рождестве Сына Твоего, преклоняяся пред велиею тайною воплощения Бога Слова, радостно вопием Тебе, заимодавшей Ему плоть Твою, питавшей Его млеком и носившей Его руками Своими, Ангельскую песнь: аллилуиа.
Икос 2
Во вся дни жития Твоего на земли от сретения Тобою во храме праведного Симеона, прорекшаго Ти, яко оружие пройдет душу Твою. Всякая в мире сама радость вся печали бысть причастна, до утра перваго дне по субботе, егда, Ты паки услышала глас Ангела, рекшаго Тебе: «Радуйся, Благодатная, Твой Сын воскресе тридневен от гроба.» И мы с сим радостным гласом приносим Ти хваления наша: Радуйся, Прородительнице вечнаго Царя. Радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, верная раба Господня. Радуйся, яко блажат Тя вси роди. Радуйся, всех нас при кресте Сына Твоего усыновившая. Радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, веры христиан вожделенная Помощнице. Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная. Радуйся, во славе небесной одесную Бога пребывающая. Радуйся, чистотою сияющая паче солнца. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте.
Кондак 3
Како многообразно Ти, Пречистая Владычице, укрепляла еси род человеческий в вере в Бога и Сына Твоего? Колико даровала еси Ты нам чудотворящих икон Твоих? Коль множицею Ты являлась и вьявь и в сонниих подвижником благочестия? Кто может исчислити вся чудеса Твоя? Кий глагол может вознести Тебе достойную похвалу? Кто не ублажит Тебя, Пресвятая Дево? Кии уста умолчат, егда о Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род! Не умолчим и мы никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, и вопием о Тебе Богу: аллилуиа.
Икос З
Святии Игнатий Богоносец и Дионисий Ареопагит, взирающе на Тя, Пречистая Владычице, не обретоша словес описати Твой сияющий лик, и Твою божественную благодать и силу, и паства не сокрушашеся, яко не вси возмогоша зрети тя, Небесная Дево. Ты же от любви к верующим в Сына Твоего повелела еси Святому Апостолу и евангелисту Луце изображити образ Твой честный с Богомладенцем и Сыном Твоим, да вси языцы и колена земная, взирая нань, имут во вся веки возноситеся мыслию к Самой Тебе, Преблагословенная Владычице: и мы грешнии, преклоняюще колена пред сим образом, взываем Ти, Всепетая: Радуйся, рекшая к сему первописанному образу: «С ним благодать Моя и сила пребудет.» Радуйся, даровавшая его стране нашей Российстей во град святый Владимир. Радуйся, яко днесь сим образом светло красуется славнейший град Москва. Радуйся, сию иконою благодать и милость нам сугубо дарующая. Радуйся, чудотворно изобразившая Лик Свой во храме Твоем во граде Лидде. Радуйся, Апостолов и всех верных сим чудом обрадовавшая. Радуйся, поклоняющимся Тебе пред сим образом чудеса источившая. Радуйся, научившая Алостолов взывати к Тебе: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» Радуйся, посетившая при жизни Твоей на земле Святую гору Афонскую и избравшая сие место в удел Свой. Радуйся, пославшая равноапостольную Нину просветити жребий Твой земной, страну Иверскую. Радуйся, светлое пророческое сбытие и Апостолов похвало. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 4
Егда враг рода человеческаго возведе на христиан гонения и предаде телеса верующих на мучения и смерть, коль краты являлася еси Ты укрепительнице их в сем подвиге, наставницею в вере Христовой, подательницею им силы и премудрости. И ныне сии Святии мученицы, претерпевшия велия мучения, Христовы невесты: Екатерины, Варваро и иныя, сопутствуют Тебе в Твоих посещениих избранников Божиих на земли, и вопиют о Тебе Богу песнь: аллилуиа.
Икос 4
Благоверный и равноапостольный князь Владимир, приведый ко Христу людей земли Российской, по крещении Своем сооруди первый храм во граде Киеве в честь Пречистаго Рождества Твоего, Владычице мира, и даяще десятину стяжаний Своих на украшение Его. И от тех дней до ныне Ты, Преблагословенная, изливаеши неустанно сугубую благодать над страною нашею и даруеши ей велия милости Твоя. И яко особый дар Твоего благоволения и Твоего избрания града Киева в удел Себе, чудесно даровала еси ему чудотворный образ «Успения» Твоего и повелела еси соорудити Тебе храм во обители Святых Антония и Феодосия. Кто изочтет множество людей, кои преклоняху со слезами колена своя пред Пречистым образом сим? Кий град и кая весь не ведят о сих многочудесных образех и обители? Кто повесть вся чудеса, у сего образа явленныя? Не таим Твоих благодеяний, Пречистая, и мы, со умилением взываем Ти: Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая. Радуйся, восприемлемая от земли дланьми Сына Твоего. Радуйся, ко превышним возшедшая, наслаждаешися славы Его. Радуйся, уверившая чрез Апостола Фому о Твоем с плотию на небеса восхождении. Радуйся, престоле Господень огнезрачный, вознесенный от земли в Царствие Небесное. Радуйся, в видении показавшая образ великий Церкви КиевоПечерския. Радуйся, Сама давшая мощи Святых мучеников и злато для созидания ея. Радуйся, вручившая и Святую икону «Успения» Твоего Своими руками Святым здателям. Радуйся, чудеса показавшая на место храма Твоего с огнем небесным очистившая место сие. Радуйся, Ангелоподобное пение иноков похвалы пред Твоею чудотворною иконою «Успения» приемлющая. Радуйся, скорбь всех притекающих к Тебе в радость претворяющая. Радуйся, пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 5
Видяще, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь рабов Твоих во граде Казани, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругана бысть агарянским зловерием, — благоволила еси явити икону Свою чудесы ю прославляющи, да утверждаемы знаменьми Твоя благодати христолюбивые люди верно вопиют Тебе: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского, и Творцу всех Богу: аллилуиа.
Икос 5
Хотящи явити токи чудес всем скорбящим, печальным, обидимым и заблудшим, даровала еси, Всемилостивая Владычице, сугубую благодать Твоим чудотворным иконам, именуемые: «Всех скорбящих Радосте,» «Утоли моя печали» и «Взыскание погибших.» Все море слез пред ними пролито в скорбех и печалех сущими? Кая душа не притекала к Тебе в житии своем, припадающе к сим иконам Твоим? Чьи скорби ты не претворила еси на радость? Кому из погибающих, но молящихся Тебе, Ты не простерла еси руку помощи? Благодарим Ты, Всепетая, за вся милости, грешному роду человеческому дарованные, и всею душею вопием Ти умильно: Радуйся, благодатная Богородице Дево, всех скорбящих радосте! Радуйся, Мати милосердия! Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоляющая наша печали! Радуйся, Твоим предстательством временная наша скорби разрушающая. Радуйся, явлением икон сих знамения благодати в Церкви являющая. Радуйся, сими яко столпом огненным, мрак греха отгоняющая. Радуйся, прославившая икону Твою, именуемую «В скорбех и печалях утешение.» Радуйся, восхваляемая в обителей на Афоне и в земли нашей пред образом Твоим «Отрадо и Утешение»! Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 6
Всем верным утешительно есть взирати на икону Твою, изреченную Тобою «Скоропослушнице,» поклонятися Тебе пред Нею, не токмо во обители Дохиарстей, но и во многих градех и весех страны нашея, взывая Ти: Радуйся, Всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая, и поя со умилением сердечным Сыну Твоему, Христу Богу нашему: аллилуиа.
Икос 6
Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему Всечестному Покрову, Пречистая Владычице, и от лет древних до ныне Ты покрываеши Своим омофором весь род христианский, и наипаче страну нашу Российскую, и многия обители в ней созданныя. И люди православныя, взирающе на Твою икону, на Ней же Ты со Архангелы, Ангелы, Предтечею, Богословом и всех Святых ликом ходатайствуеши о нас пред Господом, преклонше колена и главу Своя, взывают Ти умильно: Радуйся, Радосте наша, покрывающая нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Радуйся, святых обителей Христовых Покров и спасение. Радуйся, Святых храмов и алтарей первейшее украшение. Радуйся, благословение домов и семейств благочестивых. Радуйся, верных пастырей Церкви бодрость и вразумление. Радуйся, богобоязненных иноков и инокинь наставнице. Радуйся, явных подвижников благочестия явное укрепление. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление. Радуйся, и нас обнаженных добрых дел не оставляющая Своим Покровом и благодатию. Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании. Радуйся, неусыпающая попечительнице во узах и темницех седящих. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 7
Видяще рыбарие над пучиною вод носимую невидимою силою и светом подобно солнцу сияющую Твою, Богомати, Тихвинскую икону, возопиша ко Господу: «Яви нам сей Божественный дар- не скрый сокровища, имже надеяхомся душевную нищету нашу обогатити: отри слезы и рыдания наша.».. и получив желаемое, вси возопиша Тебе, Пречистая: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице,» Сыну же Твоему и Богу поя песнь Ангельскую: аллилуиа.
Икос 7
Кий верный, посетив град Москву, не поклонится, Госпоже Богородице, пред Пречистыми иконами Твоими «Иверския» и «Боголюбивыя»? Кто не умилится, видя в полунощи множество людей, коленопреклоненно сретающих Твою «Иверскую» икону? Кто изочтет день и ночь лобызающих во дни празднества Твой «Боголюбивый» образ? Не отступи от нас во вся дни нашея жизни, Мати Всемилостивая, и услыши наше пение Тебе приносимое: Радуйся, Благая Заступнице, двери райския нам отверзающая. Радуйся, яко вси благоговейныя люди Московстии пред Пречистым Твоим «Иверским» образом. Радуйся, яко день и ночь Твоя икона сия приносится в дома скорбящих и болящих. Радуйся, яко чудодействовавшая сим образом еще на пути Его с Афонския горы в землю Российскую. Радуйся, повелевшая благочестивому Мануилу дати выкуп неверным, возбранявшим шествие Святыя иконы в страну Русскую. Радуйся, яко после же сугубо ему сей выкуп отдавшая. Радуйся, яко и многия списки и с иконы сея прославившая великими чудесы. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше! Радуйся, явившаяся князю Андрею, рекшия волю Твою и на месте явления Твоего повелевшая соорудити обитель иноческую во имя Рождества Твоего. Радуйся, изображенная на иконе Твоей, еже во граде Москве, с первосвятители Московскими, блаженными, преподобными и мученицами. Радуйся, прославившая чудесы Своими «Боголюбивыя» иконы во градех Угличе, Туле и иных. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 8
Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя «Нечаянныя Радости,» пред Нею же людие во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды с верою в молитве колена преклоняют, взывая: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая, и получившая милость Твоя, вопиют о Тебе Богу: аллилуиа.
Икос 8
Благовестник Твой Архангел Гавриил по Божию повелению дивным явлением научи нас на земли восхваляти Тя такожде, яко же Ангели воспевают Тя на небеси, даровав песнь сию: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. И мы от дней тех, взывая Тебе выну, Всепетая, сию, Ангелом принесенную, песнь, взываем Ти такожде: Радуйся, христианом помощнице и милосердая о грешных предстательнице. Радуйся, превысшая всех сил Небесных… Радуйся, даровавшая Святей горе Афонстей, чрез многия иконы Твоя, чудотворения, благословения и вразумления. Радуйся, пророчество святаго Саввы освященнаго чрез икону Твою «Млекопитательница» исполнившая. Радуйся, моления иноков Афонских пред образом Твоим «Предвозвестительница» и изобилие елея для храма Своего давшая. Радуйся, игуменство в Хилендарском монастыре иконою Твоею «Троеручица» приявшая. Радуйся, восхваляемая предобразами Твоими «Вразумившая экклесиарха» и «Герондиса,» еже есть старица. Радуйся, именуемая «Акафистная,» рекшая от иконы Твоея старцу, чтущему Ти акафист: «Радуйся и Ты, старче Божий.» Радуйся, икону Свою «Одигитрия» чудесно преносившая двакраты из обители Ватопедской во обитель Ксенофскую. Радуйся, дивная чудеса явившая на Афоне от иконы «Закланная» и «Ктиторская.» Радуйся, дщерь царя Плакидию воспитавшая, яко жену, от посещения обителей Афонских и милостиво ей сей грех оставльшая. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 9
Во дни Светлыя Пасхи, егда Церковь радостно поет о Воскресении Христовом, воспоминаем мы, Пречистая, и о Твоих чудесех, ихже ради написашася иконы Твоя «Живоносный Источник» и «Прозрение очес» и чудесно сохранися от рук иконоборца Твой образ «Сладкое лобзание,» и благодаряще Воскресителя душ и телес наших, поем Ему радостно песнь: аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут при всей любви к Тебе, Владычице, достойно наименовать Ти, Пречистая, и от избытка сердца именуют иконы Твоя многими радостными имены, каковыя приими и от нас ныне: Радуйся, «Цвете Неувядаемый,» и «Благодатное Небо.» Радуйся, «Блаженное чрево» и «Звездо Пресветлая.» Радуйся, «Радосте ангелов» и «Три радосте.» Радуйся, милостивая и «Милующая.» Радуйся, «Недремлющее око» и «Подательнице ума.» Радуйся, «Призри на смирение» и «Ключу разумения.» Радуйся, «Умягчение злых сердец» и «Спасительница утопающих.» Радуйся, «Непорочная Дево» и «Помоще в родах.» Радуйся, «Споручнице грешных» и «Целительнице.» Радуйся, «Слово плоть бысть» и «Прежде рождества и по рождестве Дево.» Радуйся, «Всеблаженны» и «Седмистрельная.» Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 10
Проповедит Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных, от Твоея святыя иконы «Знамения,» помощь Твою благодатную людем Твоим явила еси, враждебные полки со страхом вспять обративши, град же Твой цел и невредим от них сохраньше- да вси вопиют благодаряще Тебе: Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая, и Спасителю Богу поя: аллилуиа.
Икос 10
Силою Всевышняго действующи, Владычице Преблагая, силу естества огненнаго укрощаеши Святою иконою Твоею «Неопалимая купина» и многия чудеса содеваеши Ю во Вселенней. Такожде исчести не может разум человеческий всех благодеяний Твоих источаемых от чудотворных икон Твоих, иже пребывают на Почаевской горе, в Ченстохове, в веси Ахтырки, от именуемых «Феодоровская,» «Толгская» и иных, ихже не леть есть воспомянути. Не таим Твоих благодеяний, Всеблагословенны, и в радости сердечной вопием Тебе сицевыя хвалы: Радуйся, Благодатная Купино неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Радуйся, Похвало Почаевская, надеждо наша и утешение. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, даровавшая нам икону «Обнорскую.» Радуйся, Софие, еже есть Премудрость Божия, создавшая Себе храмы во градех: Киеве, Новеграде и иных. Радуйся, чудотворно окончившая писание иконы Твоея «Знамение» в Серафимо-Понетаевской обители. Радуйся, во Святую Киево-Братскую обитель в чудотворней иконе Своей «Киево-Братской» пришедшая и до сих пор в ней пребывающая. Радуйся, обитель инокинь собравшая окрест Твоея чудотворныя иконы, яже в «Козельщанах.» Радуйся, даровавшая утешение градем Одессе и Херсону, икону Твою «Касперовскую.» Радуйся, освятившая град Вильну образом Твоим «Острабрамская.» Пред ним же всяк благочестивый преклоняет колена своя. Радуйся, «Нерушимая стено» и «Спорительнице хлебов.» Радуйся, «Взыграние» и «Плачущая.» Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Слава и Радосте!

Кондак 11
Благочестивые пастырие и людие всякую седьмицу восхваляют Тя, Пречистая, яко «Одигитрию» — Путеводительницу- и несть кому исчислити Твоя иконы сии по всем странам христианским Тебе, Пречистая, сооруженныя. Наипаче других восхвыяет Ти благодарный град Смоленск, его же спасла еси от ига татарскаго, давши дивное повеление гласом Твоим воину Меркурию сразиться со врагом- да всяк язык взывает Тебе: Радуйся, Всеблагая Одигитрие, всемирное чудо и слышание, и поет Сыну Твоему хвалебную песнь: аллилуиа.
Икос 11
Кий глас изобразит радость избранников Божиих, егда Ты по любве Своей к ним являлася еси им на земли, укрепляя, утешая и наставляя. В ти часы небо соединяшеся с землею, и свет, паче солнечнаго, осияваше убогия келлии преподобных. И мы грешнии, воспоминая сие и причащаяся духовной сей небесной радости угодников Божиих, во смирении вопием Ти: Радуйся, повелевшая Богослову преподати учение о Святей Троице Святителю Григорию Неокессарийскому. Радуйся, наставившая в Гефсимании преподобнаго Досифея на пост и молитву, и призвавшая его во иночество. Радуйся, спасшая ученика преподобнаго Павла Препростаго от адских мучений, двакраты явившися преподобному и научивши Его молитве об усопших. Радуйся, обрадовавшая Косму Маюмскаго, рекши ему, коль приятна Тебе составленная им песнь: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Радуйся, со апостолы Петром и Иоанном яве посетившая преподобнаго Сергия Радонежскаго и ученика Его Михея. Радуйся, многажды являвшаяся преподобному и Богоносному Серафиму Саровскому и давшая ему повеление об устройстве Твоего последняго жребия на земли — Серафимо-Дивеевской обители. Радуйся, в день Благовещения посетившая его со Апостолом Иоанном и Предтечею, и двенадесятью девамимученицами, и возвестившая ему о скором преселении его в небесныя обители. Радуйся, благословившая при сем и смиренную монахиню Дивеевскую Евпраксию. Радуйся, в дивных сониях являвшаяся святителю Кириллу Александрийскому, Петру Афонскому, Роману Сладкопевцу и многим иным святителем и преподобным. Радуйся, сладким Твоим гласом, исходящим от Святыя иконы Твоея Едесския, введшая во храм Алексия человека Божия. Радуйся, таковым гласом наставившая на путь покаяния преподобную Марию Египетскую. Радуйся, Пречисты Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 12
Благодать сугубую источаеши Ти, Пречистая, от иконы Твоея «Умиление,» во обители Серафимо-Дивеевской пребывающей- пред Нею же избранник Божий и Твой, предстатель Божий и Твой предстатель за землю Русскую, преподобный Серафим денно и нощно моляшеся Тебе, именуя Тя «Радостию всех радостей» и поя Тебе в пустыннем затворе Своем песнь: «Всемирную славу от человек прозябшую.» С ним же купно и мы восхваляем Тя, Пречистая Владычице, сими же словами, и приносим Богу Ангельское пение: аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя неисчетныя милости, чудеса и явления, всему миру дарованныя Тобою, припадающе к Тебе во умилении сердца нашего, благодарим Тя, Пречистая Владычице, хвалим Тя, поем и превозносим имя Твое, и молим Тя, не отвержи и впредь от нас лица Твоего, заступи, защити и спаси всех нас во гресех погибающих: умири нашу жизнь, настави заблуждающихся на путь правый, воспитай в духе благочестия чад наших, укрепи наших пастырей, соблюди нас в чистой вере, да уста наша выну восхваляют Тя, Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, таковыми гласы: Радуйся, Невесто неневестная и Царица Цариц. Радуйся, Небесный Кивоте и носило Слова Божия. Радуйся, горлице Богогласная и голубице кроткая и тихая. Радуйся, неизмеримое глубино и неизреченная тайна. Радуйся, несведомое чудо и источниче святыни. Радуйся, девствующих чистото и матерей тихое веселие. Радуйся, младенцев охранительнице и вдов защито. Радуйся, болящих здравие и пленных избавление. Радуйся, труждающихся благое покоище и ненадеющихся надеяние. Радуйся, Едина наша надежда в жизни и по отшествии нашем от земли. Радуйся, на мытарствах нас защищающая и на страшном суде Христовом наша Заступнице. Радуйся, Пречистая Дево, всемирная Славо и Радосте!
Кондак 13
О, Пречистая Дево, Владычице небеси и земли! Приими от всея души нашея возносимое Тебе сие хвалебное пение и сподоби нас грешных в вечных селениих зрети Тя, нашу всемирную Славу и Радость всех радостей, поя Тебе и о Тебе Богу песнь великую, в Вышних трегубо песнословимую: аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Молитва
О Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и покрове всех к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, Всех скорбящих Радосте, услыши и мя скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.
Силу этого Акафиста испытала на своей семье…Это единственный текст…который я выложила в этом блоге.
Продолжение следует….

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Как человек верующий, хочу рассказать, как следует читать псалтырь начинающему и что это вообще за священная книга. Православный должен регулярно обращаться к ней, так как молитва от души делает каждого ближе к Господу. Это помогает жить, ощущая ежесекундно поддержку свыше.

Среди православных священных текстов есть разные по объему, отдельные и сборники. Так вот Псалтырь — есть такой сборник специальных молитв, которые предназначены для непрерывного чтения. Еще один нюанс в том, что читают эту книгу в таком положении, в каком удобно, т. е. даже можно присесть во время чтения.

Сам сборник поделен на несколько разделов, каждый из которых объединяет молитвы определенной категории. Например, все тексты за здравие — в одном, за упокой — в другом и т. д. Есть часть, куда включены молитвы на каждый день.

Сам процесс чтения удобен тем, что его можно проводить дома, не идя в церковь. Это бывает кстати людям, которые не в состоянии часто посещать храм. Всегда можно помолиться в домашней обстановке, важно лишь соблюсти некоторые условия и помнить об особенностях священного сборника.

При чтении в домашних условиях помощь приходит ко всем, кто имеет отношение к дому и к самому хозяину. От регулярных молитв обязательно будет положительный результат. Это будет выражаться не только в улучшении здоровья, но и крепости веры, появлении свежей энергии. Появится возможность вдохновить многих своим примером истинной веры в Господа.

Те священнослужители, кому разрешено прочтение указанного сборника в храме, люди привилегированные. Они могут просить прощения за всех у Господа, за грехи любого. Их проповеди близки к силе божественной. Когда батюшка посылает свои молитвы, ему в этот момент даруется большая сила. Ей подвластно оградить всех от искушений нечисти и посягательств злых духов. Чтение псалтыри в храме должно протекать безостановочно. Так как это для одного смертного очень утомительно и почти нереально, то служители читают на смену друг другу.

Не каждый монастырь удостоен права чтения священного сборника молитв. Это щедрая милость храму. Подобное моление оказывает помощь во многом, в том числе:

  • дарует душам усопших покой;
  • помогает выздоравливать больным.

От чтения огромная польза всем: и чтецам, и заказчику, и тому для кого читаются тексты, самой церкви и ее священникам.

Чтобы достойно провести подобный обряд, с должным проявлением уважения к древней традиции, необходимо соблюсти ряд несложных правил, выработанных веками православной культурой. Итак, в данном случае, можно привлечь единомышленников, чтобы читать не одному, а по общей договоренности. Можно, допустим, решить между собой и читать псалтырь сутки. Каждый из чтецов прочитает один текст, но будет упоминать в нем всех. Для этого заранее на отдельном бумажном листочке составляется список. Во время чтения на него надо опираться, тогда никто не будет забыт.

На следующий день читается уже другая молитва. Пропустивший обязан восполнить пробел. Ведь он ответственен не только за себя, но и за остальных. В итоге сборник должен быть прочитан четыре десятка раз, можно больше. Чтение лучше планировать перед Великим постом — это в идеале. Можно ли заниматься этим одному, без поддержки других? Можно, но начинающий вряд ли справится с такой нелегкой задачей. Часто бывает, что просто не хватает сил довести все до конца.

Иногда невозможно собрать группу для чтения псалтыри. Тогда можно попробовать свои силы в одиночку. Для самостоятельной работы потребуется много терпения, придется пройти нелгкий путь, но очень благородный. Потребуется небольшая подготовка, именно: припасти церковные свечи, которые будут непрестанно сиять при чтении. Если молитвы читаются во время движения, где-то в дороге, то свечи исключаются.

Чтение текстов из псалтыри должно быть четким и вслух. Слова должны быть ясно слышны, а мысленно их произносить нельзя. В крайнем случае переходят на шепот. Нельзя грешить небрежностью по отношению к произношнию и расстановке ударений. Все надо выговаривать верно, чтобы значение молитвы оставалось истинным. Чтение, как уже говорилось, можно проводить и сидя. Сам текст не требует никаких сильных эмоций и громких акцентов. Он должен звучать неспешно, даже монотонно, слегка нараспев. Никакой театральности не допускается. При неясности смысла фразы, прерываться для того, чтобы понять ее, не надо.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый очередной этап прочтения будет усиливать связь с Богом. Постепенно станет открываться смысл всего, что было в тексте непонятно изначально. Необходимо лишь время для полного понимания святой молитвы сердцем.

Обычно христиане по своим усопшим молятся за упокой до погребения. Затем после по одной кафизме. Это привилегия родственников. Надо стоять при этом, беспрерывно читая ряд суток до похорон. С началом панихиды — прекратить.
Для соблюдения непрерывности процесса собираются все родные, они читают тексты поочереди. Если кто-то приехать не смог, он может читать по покойнику и у себя дома.

После того, как гроб с телом будет погребен, в течение 40 дней продолжают читать. Известно, по в православии именно такой срок отводится душе на прощание с тем, что остается на земле. После ее ожидает встреча с Господом и мир иной. Прочитав псалтырь по покойнику, мы оказываем помощь усопшему покинуть мир чистым, чтобы попасть в рай.

Видео (кликните для воспроизведения).