Можно ли креститься некрещеному человеку?

Что можно некрещеному человеку

Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.

Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.

Буквальный смысл свечи – это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей – условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их – подавать милостыню.

Свеча – символ нашей молитвы. Церковь – не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча – это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.

Можно ли креститься некрещеному человеку?

(речь идет о крестном знамении)

иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.

Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных – это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.

Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать – важно быть решительным на пути ко Христу.

Можно ли некрещеному ходить в церковь?

протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк

Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные – это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.

Можно ли некрещеному носить крест?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест – это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.

Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос – для чего, с какой целью.

Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.

Можно ли молиться за некрещеных живых?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?

Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.

Можно ли поминать некрещеного?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И

если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.

Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.

Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.

Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.

В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.

Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.

Можно ли молиться за некрещеного человека?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все – дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.

Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.

Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.

Можно ли отпевать некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.

Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.

Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.

Некрещеный

Смотреть что такое «Некрещеный» в других словарях:

  • некрещеный — некрещеный … Орфографический словарь-справочник

  • некрещеный — нехристь, некрещеный лоб, иноверец Словарь русских синонимов. некрещёный см. иноверец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • Некрещеный — некрещёный I м. Тот, кто не получил крещения , кто не окрещён. II прил. 1. Не получивший крещения ; не окрещённый. 2. Не принадлежащий, не относящийся к христианской вере; нехристианский, иноверный. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • некрещеный лоб — сущ., кол во синонимов: 3 • иноверец (9) • некрещеный (6) • нехристь (6) … Словарь синонимов

  • Живет мордвин и некрещеный. — Живет мордвин и некрещеный. См. НАЗВАНИЕ ИМЯ КЛИЧКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • лоп — некрещеный младенец , арханг. (Подв.1). Вероятно, от лопь саамы, лопари (см.); ср. Миккола, Ваlt. u. Slav. 31. Нельзя считать малораспространенное русск. слово родственным лит. аlрùs слабый, бессильный , alpstù, аl̃рti терять сознание , др. инд … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • иноверец — басурман(ин), гяур, некрещеный лоб, некрещеный, нехристь, неверный Словарь русских синонимов. иноверец / для христианина: некрещеный (разг.); нехристь, некрещёный лоб (прост.) // обычно о мусульманине: басурман, басурманин (устар. и нар … Словарь синонимов

  • нехристь — иноверец, басурман, некрещеный, безбожник, басурманин, некрещеный лоб Словарь русских синонимов. нехристь см. иноверец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

  • Иваново (Янтиковский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иваново (значения). Деревня Иваново Чÿкҫырми Страна Россия … Википедия

  • Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия

Как вести себя некрещёным в православной церкви

Многие некрещёные люди опасаются заходить в православный храм, думая, что могут нарушить какие-то строгие правила и задеть чувства верующих и служителей.

На самом деле, правил не так много и не такие уж они строгие, как может показаться несведущему человеку. Рассмотрим самые главные.

Можно ли присутствовать некрещёному на службе

Прежде всего, нужно чётко уяснить: РПЦ не запрещает посещение православного храма не только некрещёным людям, но и атеистам, агностикам и представителям любых других конфессий. Любой желающий может зайти в церковь даже во время службы. Единственное исключение: согласно церковным канонам, некрещёному человеку нельзя присутствовать на Литургии, утренней службе, а если точнее, то именно на той её части, которая называется «литургией верных» и до самого окончания Таинства Евхаристии. Начинается эта часть словами: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…»

Но даже это правило не такое строгое, потому как если человек всё-таки зайдёт в момент Таинства в храм по незнанию, каким-то образом его наказывать или осуждать никто не будет. Такое легко может случиться, например, при посещении туристами больших столичных храмов, являющимися также памятниками истории и архитектуры. Если же некрещёный, зная об этом правиле, нарушит его, останется этот проступок целиком на его совести. Считается, что литургия верных может быть понятна только воцерквлённому человеку и носит сакральный смысл, поэтому некрещёному человеку присутствовать на ней не рекомендуется — в знак уважения к церковным канонам.

Если некрещёному человеку хочется побывать на службе, то делать это лучше во второй половине дня: вечерняя служба начинается обычно в 16:00. Ограничений по её посещению нет.

Что можно и чего нельзя делать в церкви некрещёному

По сути, запретов для некрещёных немного и в основном они ограничиваются правилами поведения любого воспитанного человека: в церкви нельзя шуметь, бегать, толкаться и просто вести себя неуважительно по отношению к другим людям.

Мужчинам не стоит заходить в православный храм в шортах, а женщинам — в мини-юбках или подобных откровенных нарядах в силу неуместности. При этом девушкам и женщинам необходимо покрыть голову платком, шарфиком, шляпкой, а мужчинам при входе в храм, напротив, нужно снять головной убор. Некрещёному человеку также не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду, а также пытаться совершить какие-то магические обряды.

При этом даже некрещёный человек может молиться в церкви Богу,
прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. При этом за некрещёных родственников, как живых, так и усопших, согласно канонам, молиться следует только дома. Накладывать на себя крест, то есть креститься, в церкви прежде принятия крещения не принято. Однако если всё-таки, опять же по незнанию, человек сделал что-то не так — неверно перекрестился, как-то не так повернулся или пришёл не в той одежде, служители или прихожане могут сделать вежливое замечание или высказать свою рекомендацию, но не более того. Бояться этого точно не стоит. Достаточно элементарного общепринятого уважительного поведения и понимания.

Если некрещёный человек хочет узнать о церковных правилах подробнее, то он может обратиться за простыми разъяснениями к церковницам — так называют женщин, работающих в церковной лавке. При этом следует помнить, что знают они далеко не всё, а могут лишь подсказать — допустим, можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона и к какому священнику можно подойти, чтобы поговорить о вере.

С более серьёзными вопросами стоит обращаться к священнослужителю, дождавшись, когда он освободится после службы, лучше также вечером. Как правило, в больших храмах священники часто задерживаются именно для того, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.

Читайте также: Почему православные и католики крестятся по-разному

Не крестись, ты не крещенный!

Спросили недавно:
Отец Александр, благословите! Вопрос такой. Мама с сыном гуляют в Лавре. Мальчик крестится, а мама говорит: тебе нельзя, ты еще не крещенный. Мальчик испуганно опускает руку. Так ли это на самом деле? Можно ли налагать на себя крестное знамение некрещеному человеку?
Радоваться маме надобно и вопрос себе задать, почему я слово Господне «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». (Матф.19:14) не выполняю?
Душа ребенка еще серьезными грехами не омрачена, он видит намного больше, чем видим мы, его духовный взгляд не замутнен обстоятельствами материальными и проблемами жизненными. Оттого и желание перекреститься, пусть даже и неумело и неправильно…
Вспомните, когда ребенок Ваш был еще совсем маленьким, когда только сидеть и ползать мог. Ведь тогда каждая мама замечала, что бывают моменты, когда дитя само с собой играется. Что-то лепечет, как бы разговаривает с кем-то. Ни игрушек ему не надобно, ни собеседника.
Взор в мир иной ребенку открыт. Он, то видит, что мы уже не можем увидеть.
Так и здесь. Ребенок изображает на себе крест, не потому, что желает быть «как все», а по причине иной: он внутренне понимает, что это делать надобно и это «хорошо».
А вот маму жалко, которая видит это естественное стремление дитя к Богу и вместо того, чтобы отвести ребенка к крещенской купели задает подобные вопросы…