Можно ли в церковь с собакой

Суеверия или оправданный запрет: почему собакам нельзя входить в церковь

Братья наши меньшие часто сопровождают своих хозяев, но не везде это приветствуется. Многим интересно знать, можно ли собаке заходить в церковь и какого мнения по этому поводу придерживаются священнослужители. Такая информация позволит избежать казусов.

Почему собакам нельзя заходить в церковь

Ранее в Православии собак считали нечистыми животными, которым не разрешалось входить в храм. Подобный запрет связан ещё со временами Ветхого Завета. В священной книге постоянно упоминается о нечистоте собак, что сопряжено с вечной борьбой иудеев против египтян и римлян, которые любили этих животных и брали их с собой в сражения. Даже деньги, которые получали от продажи питомца, нельзя было вносить в церковь. Ещё в законе Моисея упоминается о нечистоте собак. Сравнение иудеев с этим животным было хуже любого другого оскорбления, поэтому такие негативные убеждения сохранились у многих и по сей день.

Иудеи считают, что собакам в храм заходить не следует

В настоящее время отношение православной церкви к собакам изменилось. Многие диаконы считают, что питомцы часто прибегают в монастыри и храмы, чтобы найти приют и убежище, поэтому гнать их не следует. Единственной причиной для недопуска животного является вероятность того, что оно может испражниться в неположенном месте. Других оснований для запрета на вход в церковь нет.

От себя добавлю, что когда много лет работал приходским сторожем, в наш тёплый собор не раз забегали погреться уличные собаки — мне приходилось их ловить и выдворять. Храм они оскверняли разве лишь своим особым псиным запахом, а вот многочисленные ленивые коты, подкидываемые в храм сердобольными пенсионерками, как выяснилось, за каждым напольным киотом оставляли свои многочисленные окаменелые «сокровища». Но вряд ли какое животное способно осквернить храм больше самого человека — как-то пришедшие обколотые молодые кощунники стали закуривать от Богородичной лампадки!

Священнослужители призывают относиться к животным с уважением, как и к любому творению Бога, однако в церковь приводить их специально не рекомендуется, ведь это место молитвы. Патриарх Кирилл очень любит собак и считает, что никаких обоснованных запретов по поводу вхождения питомца в храм нет.

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укоренённым, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве.

Никакого официального запрета на то, чтобы входить в храм с любыми животными нет. Скорее, не делают этого из этических соображений. Несколько столетий назад запрет распространялся не только на собак, но и свиней, которых считали грязными животными. Современные священники, конечно, не рекомендуют без лишней надобности носить с собой питомцев в православный храм, чтобы не привлекать к себе внимания и не нарушать тишину, но и не запрещают этого.

Официального запрета на вход собаки в церковь нет

Раньше считалось, что даже если собака нужна человеку в качестве поводыря, то её всё равно необходимо оставить возле церкви, а уже потом заходить, воспользовавшись помощью других прихожан. На сегодняшний день такая тенденция не распространяется. Собаку из храма выгнать не имеют права.

В католический собор заходить с питомцами не воспрещается при условии, что пёс будет вести себя спокойно. У четвероногих друзей даже есть свой покровитель Франциск Ассизский. Отношение мусульман к собакам более категоричное. Изначально таких животных в Исламе считали нечистыми и входить в мечеть им строго запрещено. Даже существует поверье, что если мусульманин молится, а рядом с ним проходит пёс, то его прошение моментально аннулируется. Людям, исповедывающим Ислам, запрещается держать таких питомцев дома.

Католики разрешают заходить собакам в собор

Думаю, что всё-таки собаку с собой в церковь лучше не брать, так как многие работники храмов придерживаются устаревших убеждений, а конфликтовать в таком месте совсем не хочется. Я очень люблю животных, но также считаю, что в соборах им не очень комфортно. Кроме того, не каждый питомец может усидеть на месте. Некоторые любимцы ведут себя беспокойно, что может нарушить общий порядок.

Собаки и церковь — видео

Несмотря на то что собакам заходить в церковь не запрещается, всё же брать их с собой туда намеренно не рекомендуется, так как многие люди, работающие в храмах, чтят старые традиции и могут повести себя агрессивно. Конечно, свою позицию всегда можно аргументировать, но стоит ли тратить на это время и нервы.

А вы знали, что собакам нельзя заходить в церковь? Интересно, почему?

А знали ли вы о том, что собакам нельзя заходить в церковь? Существует даже расхожее мнение, что если собака каким-то образом проникнет в храм, то его нужно будет срочно заново освятить. А иначе – жди беды.

Почему церковь так решительно настроена против собак?

Все дело в том, что собаки часто упоминаются в Ветхом Завете, как животные нечистые. В первую очередь потому, что древние иудеи ненавидели все, что было связано с их врагами – римлянами и египтянами, которые разводили псов для боев. Поэтому, у иудеев эти животные вызывали такую же стойкую неприязнь, как и их владельцы.

Нечистыми псов называл даже сам Моисей. У евреев сравнение с собакой вообще считалось позорным и унизительным, поскольку таким образом оскорбляемого человека приравнивали к язычнику. Постепенно в иудейской традиции собака стала считаться символом презренной нечистоты. Даже в Новом Завете слово «пес» употребляется в аллегорическом значении, то есть как сравнение с приверженцами иной веры – язычниками.

Согласно другой, более современной версии, эти верные четвероногие друзья неугодны церкви потому, что человек вынужден постоянно заботиться о них, так как они требуют к себе повышенного внимания. А это отвлекает его от молитв и покаяния. Кошки же в этом смысле занимают более привелигерованное положение, поскольку они не так сильно зависят от своего хозяина. Пушистые мурлыки вообще очень гордые и самостоятельные существа, они не требуют от людей постоянной ласки и заботы, а значит, не отвлекают их от молитв и мыслей о Боге.

Чем на самом деле отличаются чистые животные от нечистых?

Разделение животных на чистых и нечистых пошло из Ветхого Завета. В нем говорится о том, что после Потопа людям было разрешено употреблять в пищу мясо чистых животных. К ним относились только те жвачные млекопитающие, у которых имелись раздвоенные копыта. Все остальные звери были признаны нечистыми, а значит, есть их было нельзя. Соответственно и собаки, и кошки – животные нечистые. Вот только к кошкам церковь относится более лояльно. И на то есть свои причины.

Почему кошек, в отличие от собак, пускают в храм, несмотря на некоторые запреты?

В одном из правил Вселенского Собора говорится о том, что животным в храме не место. Пускать их в церковь можно только в случае смертельной опасности. Однако в случае с кошками это правило нередко нарушается. В воротах некоторых монастырей даже есть специальные отверстия для этих пушистых питомцев. Видимо церковнослужители считают, что кошки – это очень опрятные и аккуратные звери, они являются символом уюта и тепла. Соответственно эти животные никак не могут нарушить ход богослужения, даже наоборот, кошки заражают своим спокойствием и неторопливостью, что располагает прихожан к молитве.

Кроме того, монахи пускают в монастыри кошек чисто из прагматичных соображений. Эти животные с легкостью уничтожают мышей и крыс, а значит, не дают им портить церковное имущество — грызть просфоры и восковые свечи. Так что кошки тоже служат Богу. А чтобы они могли беспрепятственно выполнять свою работу, их пускают даже на алтарь.

Правда ли, что если собака зайдет в храм, то нужно повторно освещать его?

Существует требник Петра Могилы, в котором говорится о чинопоследовании. В нем нет ни единого чина об освящении церкви после псов или других зверей. Так что освещать храм, после того как в него зашла собака, конечно, никто не будет. Однако излишне суеверные и впечатлительные люди говорят о том, что делать это необходимо. Ведь именно в псов, согласно древним поверьям, чаще всего вселяется дьявол.

Современные священники этой версии не придерживаются. Они хорошо относятся к собакам, многие из этих животных даже живут на церковном дворе и служат в качестве охранников. Но в саму церковь их все же не пускают. Поскольку псы – крайне нечистоплотные звери. Они любят валяться в грязи, а значит, могут запачкать полы в храме. К тому же собаки очень шумные и суетливые, своим внезапным лаем они могут испугать людей и нарушить ход богослужения.

Так что собаки не допускаются в храм просто потому, что они не всегда умеют себя хорошо вести. А вот кошки, напротив, отличаются очень спокойным характером. Поэтому они могут заходить в церковь, когда им заблагорассудится, в отличие от собак.

Что такое пост, многие знают не понаслышке. Кто-то придерживается его из религиозных соображений, кто-то с целью очистки организма. В любом случае мясо — продукт, с которым нужно считаться. Его сложнее всего заменить: мясо содержит важные аминокислоты и кучу микроэлементов. Один кусок мяса — это целая корзина разных продуктов! И тем не менее…

Почему существует пост? Почему некоторые религии запрещают есть определенные виды мяса? Например, в Коране четко указан запрет на свинину, а в Библии приведен перечень нечистых животных. Почему, в конце концов, кодекс королевской семьи запрещает есть устриц? Редакция «Со Вкусом» нашла ответы на все эти вопросы, а также подтверждающие их научные факты.

Чистые животные

Возвращаясь к теме того, что мы — то, что мы едим: за свою жизнь все виды живых существ накапливают в себе определенные вещества, которые могут быть полезными или опасными для человека. Отсюда и теория про нечистое и чистое мясо. А теперь перейдем к списку.

Млекопитающие

Начать с красного мяса проще всего, так как оно может считаться чистым лишь в том случае, когда принадлежит травоядным животным.

  • коровы
  • олени
  • козы
  • овцы
  • серны

Эти млекопитающие не только едят растительную пищу, но и тщательно ее выбирают. Интересно, что Библия запрещает есть мясо умерших своей смертью животных, что тоже логично: старая или больная плоть также не годится в пищу и может содержать инфекцию или паразитов.

Рыбы

Чистой рыбой считается та, которая имеет чешую, перья или плавники.

  • лосось
  • карп
  • окунь
  • форель
  • мерланг и другие

Несмотря на то что лососевидные породы относятся к плотоядным рыбам, их мясо настолько чистое, что в нём не бывает паразитов (в отличие от той же сельди). Его можно есть сырым не опасаясь.

Карп же питается растительностью и мелкой живностью и по всем пунктам проходит проверку на чистоту: чешуя и плавники на месте.

Птицы

Так же, как у чистых рыб должны быть плавники, у чистых птиц — зоб. Они должны питаться растительностью, зерновыми культурами и мелкой рыбой.

  • все виды куриных
  • голуби
  • утки
  • индюки

Нечистые животные

В этот список попадают те животные, которые несут потенциальную угрозу для организма. Удивительно, но многие из этих продуктов относятся к диетической пище и даже деликатесам!

Млекопитающие

У большинства чистых млекопитающих парное копыто. Но есть исключения, например свинья. Итак, приводим список нечистых животных.

  • свинья
  • кролик
  • лошадь
  • верблюд

Начнем со свиньи: питается чем попало (в том числе падалью, собственным потомством, мусором), а ее выделительная система устроена так, что многие отходы остаются в организме. К тому же в свином мясе паразиты не редкость, вот почему ее нужно готовить не меньше часа, если поставщик вам не знаком.

Кролики, чье мясо считают идеальным для усвоения, тоже не пойдут на пользу. Их употребление приводит к подагре и артриту, а всё из-за содержащихся в мясе пуриновых оснований, которые в итоге превращаются в мочевую кислоту.

Лошадиное мясо тяжело переваривается, отрицательно влияет на почки, печень, сердце. А в рационе верблюда слишком мало свежей зелени: колючки да сухие кустарники.

Рыбы и другие дары моря

Список огромный. Главное, что нужно усвоить: в пищу не годятся падальщики и те, кто фильтрует через себя большое количество воды.

  • сом
  • рыба-меч
  • акула
  • осетр
  • креветки
  • крабы
  • раки
  • устрицы
  • мидии и другие

Итак, не зря членам королевской семьи нельзя питаться ракообразными и моллюсками. Известно, что ими легко отравиться. Например, креветки, крабы и раки питаются всем, что гниет на дне морском. Мидии и утрицы фильтруют через себя тонны воды, а в результате сами насыщаются тяжелыми металлами и всем тем, от чего чистят воду.

‡агрузка…

Сом — еще больший падальщик, чем краб. Фактически он питается исключительно мертвечиной, за что его называют санитаром рек. Тот же осетр относится к донным рыбам и питается теми самыми моллюсками и червями.

А вот рыба-меч известна тем, что, как правило, переносит огромное количество паразитов, особенно глистов. Они могут достигать трех метров. Акула в этом плане не так опасна, но содержит ртуть и другие тяжелые металлы.

Птицы

Здесь всё еще проще! Как мы уже сказали, плотоядные птицы нам не подходят.

  • орел
  • гриф
  • чайка
  • ворон и ворона
  • ястреб
  • сова
  • пеликан

Большинство плотоядных птиц опасны тем, что питаются они мелкими грызунами и ползучими гадами. Например, сова и ястреб. Гриф, чайка и ворон относятся к падальщикам, и вместе с мясом мертвых животных они поглощают десятки видов паразитов. Не говоря уже о других неприятных веществах…

Напрашивается вывод: чистое мясо у тех, чей рацион «правильный» с точки зрения человека. Что полезно есть людям, то желательно искать в рационе животных. Известно, что избыток мяса в рационе приводит к серьезным проблемам с почками и печенью, в то время как большое количество зелени чистит кровь и организм в целом.

Будьте внимательны при выборе продуктов! Если вы находите эти научные факты интересными и полезными, поделитесь ими с теми, кто не знает их.

Цитата сообщения Леди_Муррр
Известно, что в церкви существует разделение на животных чистых и нечистых. Кошка в храме ходит, где вздумается, а собаке вход запрещен даже на территорию церкви. Это не случайно, а разъяснение можно обнаружить в Библии.
При сотворении мира человек был поставлен «владыкой» над всеми тварями. Звери в ту пору мирно сосуществовали, питались зеленью и имели с человеком общий язык. Но грехопадение Адама нарушило гармонию, и вся живность была поделена на чистых и нечистых. К последним, например, помимо собаки, относятся верблюд, заяц и даже тушканчик.
Подобный список неплохо бы иметь любителям животных, чтобы не вводить «нечистых» в дом. От греха подальше. Недаром в русских деревнях существует поверье: принести домой живого зайца — к смерти в семье.
И все же, за что любят в церкви кошку? В нынешнюю пасхальную ночь я наблюдала такую сцену. В самый торжественный момент распахнулись алтарные врата, и с пением «Христос воскресе из мертвых» духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали: «Батюшки, кота несут!». Действительно, на руках одного из служащих важно сидел усатый-полосатый.
— Что за нововведение? — спросила я у знакомого алтарника.
— Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили — выходить пора. Вот и отправились с ней. Ну да это не страшно, ведь кошка — животное чистое.
Подобное уважительное отношение к муркам наблюдается практически у всех народов мира. И идет это с древнейших времен. Египтяне чтили культ богини Бастет, которую изображали в виде кошки. Фрейя, скандинавская богиня любви, разъезжала в чудесной кошачьей упряжке. Мусульмане считали, что кот родился в Ноевом ковчеге от львиного чиха и однажды спас пророка Мухаммеда от змеи. В ряде стран, включая Англию, верят, что черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет удачу.
Но самое убедительное свидетельство кошачьей заслуги перед человеком приводит последний оптинский старец Нектарий, скончавшийся в ссылке в 1928 году. По его словам, кот спас Ноев ковчег (а значит, и все человечество), поймав мышь, одержимую дьяволом, которая пыталась прогрызть дно. За эту заслугу все кошки после смерти отправляются в рай.
Как это ни грустно, но лучший друг человека — собака — во многих мифах и легендах мира олицетворяет зло. Причины этому самые разные: нечистоплотная она, воет на луну, да и перед покойником. По исламским представлениям, ангелы никогда не войдут в дом, где живет пес. Существует придание о том, что при сотворении мира Бог оставил новенькое тело человека под присмотром собаки и пошел за душой. Нечистый отвлек сторожа меховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека. Бог не смог очистить свое творение и вывернул его наизнанку. Поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята.
Анна Черняева
P.S: в Суздале, Владимире, да и в других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется, и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки одним своим присутствием
Кошки — единственные животные, которые допускаются в православные храмы. Люди неверующие объясняют это ловлей мышей, люди верующие приводят одну из двух (или обе) притч, священники улыбаются в бороду…
Давным-давно жил при храме о. Досифей. В лютые времена, когда вера была самым тяжким преступлением против советской власти, отбывал он в местах, не столь отдаленных от Аляски. Когда срок подошел к концу (дело было зимой), его выпустили в лес, в тайгу, чтобы шел с миром себе. Он и пошел. Зима, холод, идти не перейти, ночь наступила, тут он и заплутал в лесу. Почувствовал, что начинает замерзать. Со смирением определился о. Досифей в ямку под корнями деревьев, да взмолился к Богородице, чтобы не дала ему пропасть. Не успел он закончить молитву, как отовсюду к нему ринулись кошки всех мастей, хромые, косые, одноухие… Обложили его собой, укрыли живым шерстяным одеялом. Так и переночевали, а поутру кошки повели о. Досифея через лес и вывели к деревне…

Многим из нас известно, что собакам категорически нельзя заходить в церковь. Но поскольку сами животные об этом не знают, то у входа всегда дежурят бдительные старушки, готовые отогнать нарушителей. Для этого существует несколько весомых причин.

Почему собакам запрещается заходить в церковь

Официально церковь конкретно против собак ничего не имеет и никаких канонов, запрещающих этим животным входить в церковные помещения, не существует. Но тем не менее считается, что представителям любых собачьих пород там находиться нельзя. А если вдруг такое несчастье произойдёт, то потребуется заново освятить храм.

Всё объясняется историческими традициями, сложившимися несколько веков назад. Тогда собаки выполняли свою главную служебную охранную функцию и жили во дворе. Поскольку габариты они имели довольно крупные, то в доме просто не было для них места. В человеческое жилище допускались только кошки, которые ловили крыс и мышей. Всем дворовым животным (собакам, козам, свиньям, овцам и пр.) доступ туда был закрыт. Соответственно, их не пускали и в другие помещения, в том числе и храмы.

В православные храмы не допускаются никакие животные, кроме кошек

Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго… Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучён.

Видео: почему в храм нельзя пускать животных

Истоки предубеждения против собак нужно искать в Ветхом Завете, в котором эти животные упоминаются преимущественно в негативном контексте. Древние иудеи испытывали сильную неприязнь к своим врагам-поработителям римлянам и египтянам, занимавшихся разведением псовых и применявших их в боях. Вероятно, эта ненависть впоследствии была перенесена и на их питомцев.

Согласно Моисею, собаки считались нечистыми животными. Верхом оскорбления для любого еврея было сравнение с псом («собака некрещёная», «пёс смердящий» и пр.), так как это приравнивало оскорбляемого с язычниками. По иудейским традициям собака является воплощением презренной нечистоты. Даже в Новом Завете слово пёс упоминается несколько раз именно как аллегорическое сравнение с иноверцами (язычниками).

В Ветхом Завете собаки упоминаются около 30 раз и почти всегда негативно

Однако всё не так однозначно. В Священном Писании животных делят на чистых и нечистых в плане их употребления в пищу. Позволено есть только тех, кто ест траву и имеет раздвоенные копыта. С этой точки зрения кошки и собаки равнозначны — в пищу не употребляют ни тех, ни других.

Существует ещё одна версия, по которой собаки считаются церковью неугодными. Эти животные чрезвычайно преданы хозяевам, при этом требуют к себе постоянного внимания, чем отвлекают от мыслей о Боге, спасении души и пр. Человек вместо молитв вынужден гулять и играть со своим питомцем. Кошки же не нуждаются в неусыпной хозяйской опеке, поскольку отличаются независимостью и самостоятельностью.

Негласные правила запрещают входить в Храм Господний с собакой. Священники говорят, что это делается исключительно из соображений гигиены, поскольку собаки, в отличие от кошек, не особо чистоплотны. Они любят поваляться в пыли и тухлятине, иногда даже едят экскременты. Зайдя в церковь, эти шумные и суетливые животные могут не только натоптать, принеся грязь на лапах, но и начать лаять, реагируя на звуки, запахи или испугавшись большого количества людей. Своим поведением они нарушают благоговейный порядок и тишину храма.

В храм с собакой заходить нельзя

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укоренённым, как мне кажется, в представлениях о гигиене.
Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создаёт гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными.

Окна квартиры, в которой живёт наша бабушка, выходят прямо на большой храм. Иногда на его территорию забредают собаки, которых гоняют вениками от ворот женщины неопределённого возраста в платках и длинных юбках. Священники, выходящие за пределы церковной ограды, неизменно и с удовольствием облаиваются всеми псами, попавшимися им на пути.

Видео: собака, которой можно заходить в церковь

Несмотря на отсутствие прямого запрета на посещение церкви вместе с собакой, не стоит понапрасну оскорблять чувства верующих, поскольку сами животные ничего полезного из этого не извлекут. Лучше хорошо заботиться о своём питомце, отдавая ему достаточно любви и ласки.

Пустят ли в православный храм собаку-поводыря?

В Церкви собаку считают животным «нечистым». А если это собака-поводырь? Сделает ли Церковь исключение?

Прот. Николай Емельянов, клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, проректор Богословского института при ПСТГУ.

— Так устроено современное общество – общество модерна, что любое ограничение, особенно если оно связано с традицией, воспринимается, как нечто бессмысленное, вредное, устарелое и ограничивающее свободу человека.

Эта позиция неизбежно оказывает на нас влияние, часто совершенно неосознаваемое. Причем зачастую само ограничение не имеет существенного влияния на нашу реальную жизнь и на практике легко разрешается. Но нас раздражает сам факт этого ограничения, нам хочется поступить вопреки, нам начинает казаться, что именно это ограничение и мешает добиться цели, а не что-то другое.

Поэтому попытка обсуждать каноны и правила о том, что собакам нельзя заходить в храм, заведомо обречена на неудачу. Да, я мог бы сказать, что почему-то собака в Священном Писании — образ отрицательный, что Господь говорит: «не давайте святыни псам» (Мф.7:6), что слово «пес» считалось у израильтян оскорбительным (1Цар.24:15 и др.) и что Сам Господь сравнивает язычников с псами в разговоре с хананеянкой (Мф.15:26).

Все это при том, что вообще-то богоизбранный народ занимался скотоводством и собаки ему были нужны, о чем также сказано в Священном Писании (Ис.56:10). В том же разговоре с хананеянкой имелась ввиду домашняя собака, раз она находилась под столом у своих хозяев.

Иногда пытаются трактовать образ собак из притчи о богаче и Лазаре в каком-то сентиментальном духе, как собачек, пожалевших бедного Лазаря, которого не пожалели люди. На самом-то деле собаки в этой притче упоминаются по совершенно иной причине. Они считались пожирателями мертвечины (3Цар.14:11), поэтому, когда они лижут струпья Лазаря, имеется ввиду только одно – что он был почти мертв.

Есть и канонические правила, касающиеся животных. 88 канон Шестого Вселенского Собора (VII) прямо говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм, кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни для человека. Очевидно, что обсуждаемая ситуация с собакой-поводырем никакой угрозы жизни не предполагает.

Одновременно всем известно, что то же 88 правило о запрещении вводить в храм животных… постоянно нарушается. Повсеместно, особенно на селе, в церквях спокойно разгуливают коты. Объяснение этому факту чисто прагматическое – чтобы мыши церковные книги не поели! Вместе с тем, это очевидное нарушение канона и вроде бы существенное. Ведь если кот убьет в алтаре мышь, то прольется кровь и храм надо будет заново освящать.

Но вся эта аргументация обычно очень неубедительна для современного человека, далекого от животного мира в его реальном, а не декоративном выражении. Тем более не будут убедительны какие-то каноны. Уж про них-то всегда можно смело сказать, что они устарели! Так устроено общество модерна – в нем все и всегда по определению устарело.

Конечно, церковный взгляд на проблему другой. Церковь всегда предостерегает от стереотипизации мышления. Какой бы она ни была – консервативной, модернистской, постмодернистской, либеральной и какой хотите еще. Поэтому и все эти древние правила Церковь часто хранит вопреки нашему детскому стремлению их сломать или даже вопреки их прямому нарушению.

Вопрос в том, что это значит: хранить эти древние правила?

В Церкви никогда и ничего не делается ради того, чтобы просто соблюсти какую-то формальную внешнюю норму. Церковная жизнь очень прагматична. Если какие-то ее формы помогают человеку жить духовной жизнью, то Церковь их и использует, не думая о том, что они очень древние. Если эти правила мешают, то Церковь всегда указывает какой-то иной способ жизни, причем не только когда они древние, но даже если самые-самые суперсовременные, продуманные и обоснованные научным образом правила, а иногда даже какой-нибудь очень важный документ.

Как же в этой ситуации поступить с собакой?

Мне кажется, это проще всего обсуждать на примерах. Недавно в интернете стала очень обсуждаемой трогательная история, случившаяся в одной итальянской деревне, где после смерти хозяйки ее собака продолжала каждый день приходить на мессу. Заметка была многократно переопубликована в социальных сетях и получила массу комментариев.

Во-первых, едва ли не подавляющее большинство этих комментариев было о том, насколько собаки лучше людей. Вот тут я хочу сразу оговориться, что такого отношения Церковь никогда не допустит даже в шутку. Я попробую объяснить, почему ситуация с собакой-поводырем в храме тоже может оказаться нелепым продолжением подобных рассуждений.

Во-вторых, во многих комментариях сквозило наше обычное скептически снисходительное отношение к «доморощенному» Православию в сравнении с «европейским» Католицизмом (ведь правило 88-е Шестого вселенского собора Церковь принимала еще до ее разделения). Мы начинаем думать: «Вот, там-то конечно разрешили, а у нас-то сразу бы: «нет такого правила, чтоб с собаками пускать!» В нашей Церкви если какой канон сочинили, так даже если он морально устарел, отменять не станут, раз «правило» такое!»

Чтобы попытаться разобраться с этой ситуацией, хочу сперва сделать две оговорки. Во-первых, в заметке речь идет о маленькой деревушке, где все друг друга знают, у всех есть собаки, храм большой, прихожан мало, собаке легко спрятаться под скамьей. Это значит, что собака никому не мешает и никого не испугает.

Во-вторых, поскольку заметка появилась на католическом ресурсе, то там, конечно, сделана очень важная оговорка. Эта дама – хозяйка собаки, специально просила благословения у священника, чтобы он разрешил брать собаку с собой. И он посчитал, что разрешить будет правильно. В данной истории эти два фактора мне кажутся определяющими и делают эту историю для меня хоть чуть-чуть приемлемой. Потому что на самом деле история эта мне кажется ужасной.

Я не буду объяснять, почему мне не нравится эта история: я не был в этой деревне, и, наверное, местный батюшка лучше меня знал, что делал. Я попытаюсь ответить на главный вопрос: что делать, если в храм пришел слепой человек (сейчас надо говорить слабовидящий, ведь слепой в индивидуалистическом обществе – это нетолерантно!) с собакой-поводырем.

У меня ответ однозначный: я не могу пустить собаку-поводыря в храм. Там полно детей, а родители сейчас всего боятся, да и взрослые многие боятся собак. Все по-разному на них реагируют, да и собака, даже самая воспитанная, может повести себя неадекватно и произойдет какое-нибудь кощунство со святыней.

Поэтому мне кажется, что это хорошо – что собаке нельзя в храм. Это очень хорошо и для слепого человека, да и для всего прихода тоже!

И вот почему: я, если увижу собаку-поводыря в церковной ограде, конечно, попытаюсь вмешаться, но уверяю вас, что в любом храме, где есть живая церковная община, я этого сделать не успею. К собаке сразу же подбежит сторож и спросит хозяина: куда можно устроить собаку и как за ней следить? А потом к слепому человеку подойдет несколько прихожан и спросят: как его зовут, как зовут его собаку, подвести ли его к священнику, сказать ли, где какие иконы, нужна ли ему какая-то помощь в храме, и, конечно, можно-ли ребенку погладить собаку?

Если он будет ходить постоянно, то это совсем хорошо. Все дети будут знать, что этому человеку нужно помочь, что нужно посадить его на специальное место, подвести к причастию и к исповеди, а во время длинной службы будет повод выйти передохнуть, потому что «надо следить на дворе за собакой». И человеку придется с людьми общаться: ведь собаке в храм нельзя, у нас такое Православие «дремучее»!

Мне так жаль ту бедную итальянку, совсем не старую – ей было 57, у которой не нашлось ни родных, ни друзей, с которыми она могла бы ходить в храм каждый день, спокойно оставляя свою собаку дома. Где же были ее соседки?

Потому что в храм Божий человека надо ввести за руку, а не за поводок. Это должен понимать самый маленький ребенок среди прихожан. А слепой человек должен почувствовать себя в храме зрячим, он должен понять, что здесь ему никакая собака уже и не обязательна, он здесь не одинок!

Источник: Милосердие.ru

Православный блог

Собаки и кошки в православном доме.

В известной книге «Не от мира сего», посвященной жизнеописанию и трудам иеромонаха Серафима (Роуза), есть глава, где говорится о животных, в частности о собаке, которая пришла к отцам Платины в их уединение и поселилась там. В дальнейшем ее и скитскую кошку монахи называли «меньшими братьями» обители. Отец Серафим с любовью относился к этим существам и часто созерцал их поведение, утверждаясь в мысли о том, что Господь создал животный мир по Своему особому всеблагому Промыслу. И у животных здесь, на этой земле, есть своя тайна, своя жизнь, суть которой падший человек сегодня уже не в состоянии объяснить или объять умом.

У Оптинского старца Нектария был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка Нектарий любил говорить: «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы – у нас кот».

В отношении к таким животным, как собака и кошка, у христиан в целом наблюдается сегодня две болезненные крайности – от ярко выраженной ожесточенной к ним неприязни до чрезмерного обожания и очеловечивания.

Сразу должно заметить: на сегодняшний день наличие собаки или кошки в городской квартире стало обычным и массовым явлением. Пребывание людей в мегаполисах приводит многих из них — особенно лиц пожилого возраста (преимущественно языческого склада души) – к состоянию внутреннего одиночества, меланхолии и душевной тоски. Не имея ни веры, ни – зачастую – должной поддержки и внимания со стороны родных, такие старики утешают себя тем, что заводят животных, дабы избежать страха одиночества. Это защитное движение души по-человечески вполне понятно, и осуждать какую-нибудь брошенную родственниками пожилую женщину только за то, что она купила или пустила к себе в дом кошку или собаку – трудно, и, честно говоря, не хочется. Правда, дело значительно усложняется, если эта собака без конца лает и тревожит соседей. Или, тем более, когда человек подбирает тридцать или сорок кошек и держит всех их в доме, создавая невыносимую для нормальной жизни обстановку и превращая свое жилище в рассадник антисанитарии…

Отрицательный взгляд у христиан на некоторых животных – применительно к нашей тематике будем иметь в виду только собаку и кошку – сформировался под влиянием Ветхого Завета с его делением тварей животного мира на чистый и нечистый. Нечистота как запрет использования в пищу распространяется в ветхозаветной религии. К примеру, на верблюда, свинью, тушканчика, страуса, удода, лебедя, ворона, сокола, коршуна, нетопыря, зайца и т.д. (Втор.14). Но сравним из Нового Завета видение святого апостола Петра, когда к нему с неба спустилось полотно, наполненное четвероногими земными, зверями, пресмыкающимися и птицами небесными. И когда на призыв таинственного гласа: «Встань, Петр, заколи и ешь» — он сказал, что никогда не ел ничего скверного и нечистого, то услышал следующий ответ: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10, 11-15).Что касается нечистоты и тем более «проклятья», якобы лежащего на собаке, то в Священном Писании Ветхого и Нового Завета ничего подобного об этом не говорится.

Сегодняшняя аргументация противников собак и кошек, в отличие от ветхозаветных императивов, ушла в основном в бытовой аспект: «От них шерсть летит в пищу. Все они разносчики стригущего лишая, блох, от них дурной запах». Желая обосновать свою правоту, противники собак и кошек часто безапелляционно утверждают, что Бог нигде и никогда не заповедал любить животных. В пищу употреблять – да, но не более того. Однако, поскольку мы собак и кошек, слава Богу, пока еще не едим, то проблема остается по-прежнему неразрешенной. Во-первых, ненавидеть животных Бог нам тоже не заповедал. А потом в Псалтири прямо сказано: «Блажен, иже скоти милует». Милость же – это жалость. А где жалость, там, несомненно, есть сострадание, а значит, и любовь.

Суть проблемы содержания домашних животных в городе для христиан состоит в следующем. В доме у каждого из нас есть Священное Писание, красный угол, где находятся святыни – освященные в церкви иконы, реликвии из святых мест и т.д. Собаку с кошкой нельзя впускать в эту комнату, так как по своему животному неразумию они могут осквернить это святое место – красный угол. Удел собаки – прихожая и, в крайнем случае, другие комнаты, но никак не кровати. На кошку понятие прихожей не распространяется, кроме запретной комнаты, она свободно гуляет по квартире.

Держать или не держать в доме собак и кошек? На этот вопрос можно ответить так: если они уже есть, держите и относитесь с должной заботой (только не впускайте в комнату, где есть красный угол и не очеловечивайте). И ни в коем случае не выбрасывайте их на улицу и не делайте бездомными – чтобы не было на вашей христианской совести греха жестокосердия. Ну, а когда придет смертный час вашего животного, постарайтесь нового уже не заводить. По крайней мере, крупного размера.

Однако если придется увидеть тварь Божию в опасности – будь то насилие, болезнь или голод, то не проходите мимо, проявите человеческое участие – как минимум подкормите. Или, по возможности ,все же подберите и выходите.

А если вас кто-то будет попрекать в «еретической» любви к животным и равнодушии к живым и страдающим людям, предложите этому человеку незамедлительно поехать на вокзал и привести оттуда к себе домой для воспитания и ухода беспризорного ребенка или опустившегося бомжа. Вот здесь-то мы и проверим меру христианского отношения нашего строгого оппонента к ближнему.