Можно ли второй раз

Можно ли креститься второй раз?

В последнее время в адрес сайта приходит множество писем от людей, интересующихся возможностью повторного крещения. Такое желание обычно мотивируется несколькими причинами. Люди искренне верят, что повторное крещение может избавить от наведенной порчи, сглаза, родового проклятия, решит жизненные и даже финансовые проблемы. Порой жажда повторного крещения мотивируется желанием поменять имя. Многим мнится, что если они при крещении получат новое имя, которое «будет знать только Бог», то это избавит их от магического воздействия. Враги будут «колдовать на старое имя» и поэтому все их заклинания и наговоры будут «пролетать мимо». Но иногда причиной для повторного крещения высказывается весьма благая, на первый взгляд, цель. К примеру, некоторые люди, крещенные в детстве и ведущие греховную жизнь, вдруг приходят к вере в Бога. Им кажется, что повторное крещение смоет этот «греховный нарост» на душе и очистит от всего плохого. Думаю, что самое время подробно разобраться во всех этих суевериях и рассмотреть их с позиции канонов и традиций Православной Церкви. Что я и постараюсь сделать в статье, предлагаемой вниманию читателей.

Начну по порядку. Для начала необходимо определить, откуда берется у людей желание креститься повторно. Мотивацией для повторного крещения являются откровенно оккультные верования. Порча, сглаз, родовое проклятие, венец безбрачия, приворот и т.д. – это оккультная терминология, широко используемая всевозможными магами, колдунами, экстрасенсами, целителями и прочими деятелями оккультных наук. Поэтому вполне логично было бы заявить, что и вера в «очищающую силу» повторного крещения навеяна как раз этими «сердобольными товарищами», желающими за определенную плату решить все проблемы своих клиентов. Мне неоднократно приходилось беседовать с людьми, пришедшими в храм с желанием повторно креститься. На мой вопрос, для чего это им нужно, как правило, следует ответ, что на необходимость данного действия им указал экстрасенс (гадалка, маг, колдун и т.д.). Однажды мне пришлось видеть рекламу на одном из российских телеканалов, в которой одна оккультистка утверждала, что повторное крещение – это самое сильное средство от порчи и сглаза. Думаю, что этих фактов вполне достаточно, чтобы понять, что суеверие о повторном крещении имеет однозначно оккультное происхождение.

Разобравшись с источником суеверия, стоит дать ему оценку с позиции церковных канонов и традиций. Согласно вероучению Православной Церкви, крещение — это одно из семи церковных таинств, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Само по себе повторное крещение невозможно. Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. Оно необходимо человеку для спасения, ибо «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос ясно говорит в Евангелии: «»кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Спаситель говорит о вере в Бога. Иного значения этот евангельский отрывок не имеет и не может иметь. Ведь, отправляя апостолов на проповедь, Христос учит их: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Таким образом, на основании слов Самого Спасителя, необходимым условием для принятия крещения является вера в Троицу, а вовсе не оккультная вера в крещение, как в решение всех проблем. Крещение вовсе не решает житейские и финансовые проблемы и не является «орудием» для снятия порчи.

Так зачем же оккультисты посылают людей на крещение? Ведь посылают не только крещеных людей на повторное крещение, но и некрещеных на первое крещение. Однако смысл от этого не меняется. Не секрет, что для привлечения людей оккультисты широко используют православную атрибутику – кресты, иконы, ладан, церковные свечи, православные молитвы. Для чего это им нужно? Ответ очевиден. Не каждый человек пойдет к гадалке или экстрасенсу, если тот скажет ему примерно такие слова: «Я занимаюсь черной магией, нахожусь в непосредственном контакте с бесами, а тебе, чтобы получить помощь от меня, нужно служить дьяволу». Для того, чтобы привлечь клиента, необходимо прикрыться чем-то святым, не вызывающим в человеке никакого подозрения. И даже выдать себя за святого! Это залог успеха, ибо человек всегда тянется к святому, божественному. Приходит человек к экстрасенсу, а у него весь дом заставлен православными иконами, висят лампады, воскуряется фимиам, горят церковные свечи, а сам служитель черного культа, увешанный крестами и даже епископскими панагиями, с блаженным лицом ведет прием клиентов. Порой приходится сталкиваться с людьми, которых оккультисты посылают в храм за свечами, ладаном, иконами. Трудно бывает переубедить этих людей в том, что они тяжко согрешают, идя на поводу у гадалок и экстрасенсов. Ведь посылают их в храм Божий, а не в сатанинское капище. К сожалению, вразумить удается немногих, т.к. для большинства из этих людей посещение гадалок и экстрасенсов становится обыденностью и даже нормой жизни, а мнение самих оккультистов – непререкаемым авторитетом. Это плоды духовной безграмотности. Ведь обращение к оккультистам – это обращение к дьяволу. Занятие оккультизмом – это общение с бесами и служение им. Священное Писание изобилует моментами, ясно говорящими о грехе обращения к оккультистам. Еще в Ветхом Завете было запрещено обращаться к таким людям или самому заниматься магией и колдовством под страхом смертной казни. Вот, что говорит Писание: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26), «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31), «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18), «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6), «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 11), «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов … ибо они пророчествуют вам ложь» (Иерем. 27, 9-10). А вот, что сказано об их участи после смерти: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою» (Апок. 21, 8), «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Апок. 22, 15). Таким образом, оккультизм – это богопротивное и богомерзкое дело, а обращение к оккультистам – это несомненный грех. Печально, но многие люди этого совершенно не понимают, ибо духовно безграмотны. Поэтому и не могут различить обман, завуалированный под святыню.

А что же на самом деле представляет собой использование оккультистами освященных предметов? Для них прикрытие православной атрибутикой – это кощунственное действие, за которое, как они верят, дьявол даст особую силу. Церковные свечи, ладан, иконы и другие освященные предметы используются оккультистами в магических ритуалах, а вовсе не по прямому их назначению. Иногда, для завершения магического ритуала, человеку предлагается отнести заговоренную свечу в храм и поставить ее там. Трудно представить себе более кощунственное действие. Человек, идущий на поводу у оккультистов и исполняющий их поручения, является фактическим участником и совершителем магического действия. Но для него это действие преподносится оккультистами как некое благо, божественное откровение, однозначная помощь от Бога. Стоит ли говорить, что это далеко не так. Но если одни оккультисты ограничиваются только осквернением освященных предметов, то другие идут дальше и посылают своих клиентов участвовать в церковных таинствах. Как правило, это бывают таинства крещения, причастия и соборования. Интересно то, что церковные таинства преподносятся как некие ступени на пути к полному достижению конечной цели, предлагаемой оккультистом. Ступени, следующие за церковными таинствами – продолжение «работы» оккультиста. А фактически – это осквернение святыни, осквернение таинства, совершенного в Церкви. В этом и лежит основа оккультного «учения о повторном крещении». Зато цель, достигаемая повторным крещением, может быть какая угодно. Начиная от снятия порчи, сглаза и родового проклятия, исцеления от болезней, вплоть до решения всех житейских и даже финансовых проблем. Но если церковные таинства действительно могут помочь человеку исцелиться от духовных и телесных болезней, то действия оккультистов никак не могут привести к этому, ибо не может быть от лукавого чего-либо доброго. От «лечения» у оккультистов многим людям становится только хуже, начинают прогрессировать те болезни, которые пытались излечить при помощи оккультных методик, в острой форме проявляются хронические болезни, дремавшие десятилетиями, появляются и совершенно новые, порой неизлечимые болезни.

Как я уже сказал, креститься посылают как крещеных, так и еще некрещеных людей. Иногда, узнав о желании человека креститься повторно, удается отвратить его от совершение столь тяжкого греха. Но ради достижения цели некоторые идут на обман и крестятся повторно. Порой сами оккультисты дают своим клиентам наставление не говорить о том, что они уже крещены. Налицо явное греховное действие как самих оккультистов, так и их посетителей. Помимо этого, у человека, пришедшего на крещение, пусть даже и не наученного обмануть священника и еще не крещеного, складывается неправильное, искаженное мнение о таинстве крещения (впрочем, как и о других таинствах). Такому человеку, не без участия оккультиста, мнится, что крещение обязательно избавит его от всех проблем, исцелит от болезней, снимет порчу, сглаз, принесет удачу, и даже вмиг озолотит. Воцерковленному же человеку совершенно ясно, что это далеко не так, а крещение не является лекарством от всех болезней и не ведет к решению всех описанных проблем. Но в том-то и дело, что воцерковленные люди практически никогда не становятся клиентами оккультистов. На их удочку «святости» попадают невоцерковленные люди, черпающие знания о церковных таинствах, канонах и традициях не из Закона Божия и катехизиса, а из бульварных, оккультных газет и журналов и телепередач вроде «Битвы экстрасенсов».

Таким образом, рассмотрев «учение о повторном крещении» с позиции православной веры, приходим к выводу, что данное желание или действие греховно, ибо является добровольным принятием дьявольского внушения, а с позиции церковных канонов просто недопустимо. Помимо этого, повторное крещение не избавляет человека от вышеуказанных проблем, не решает его житейских и финансовых трудностей, а наоборот, как действие явно греховное и кощунственное, скорбей и забот только прибавляет.

Из оккультного «учения о повторном крещении» вытекает и мнение о том, что смена имени гарантирует человеку тщетность усилий колдунов и магов, наводящих на него порчу, сглаз и т.д. Можно даже сказать, что они взаимосвязаны. Не буду выяснять, что появилось раньше – «курица или яйцо», но припоминаю, что с просьбой поменять имя люди стали обращаться в храмы намного раньше, чем с просьбой о повторном крещении. В чем же состоит суть этого оккультного верования о пользе смены имени? Оккультисты утверждают, что имя человека используется в магических обрядах. Это действие, как видимо, схоже с поименным поминанием христиан во время богослужений. Священник, принося бескровную жертву, совершая молебен или панихиду, поименно поминает живых или усопших членов Церкви, молясь об их здравии или упокоении. Думается, что аналогичное действие совершается оккультистом во время магических ритуалов. Но, вместо призывания Бога в молитвах, здесь призывается дьявол. Это могут быть простые заговоры с использованием имени человека, либо гораздо более сложные по своей структуре магические обряды и ритуалы, вплоть до человеческих жертвоприношений.

Согласно древним магическим повериям, при помощи имен можно подчинить себе духов или же избавиться от их воздействия. Именно эту формулу несет в себе чтение заговоров, которые содержат имена падших духов. Читая заговор, человек входит в непосредственное общение с бесом, призывает его по имени. И если заговор читается «на какого-либо человека», т.е. с произнесением его имени, то, согласно тому же магическому верованию, возможно установление контроля над человеком или определенное магическое воздействие на него. По сути, человек или оккультист, читая заговор или проводя определенный магический ритуал, просит беса, имя которого он призывает, воздействовать на человека, в отношении которого совершается магическое действие. Это действие лежит в основе всех магических ритуалов. Вполне логичным было бы предположить, что именно такой «прием» применялся бесами в отношении Господа Иисуса Христа, которого они называли по имени. Эта «уловка» явно не имела никакого действия, ибо бесы не имели никакой власти над Спасителем, а, наоборот, просили не мучить их: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня» (Мк. 5, 7). Из евангельского повествования об исцелении гадаринского бесноватого мы знаем, что бесы, по повелению Спасителя, вышли из несчастного человека и вошли в свиное стадо, которое тут же бросилось с обрыва в море: » И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мк. 5, 12-13). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что без особого попущения Божьего бесы не могут даже в свиней войти, не говоря уже о человеке. Без попущения Божьего бесы не могут ни войти в человека, ни выйти из него, ни даже причинить ему какой-то вред. Поэтому знание имени не может дать власть над человеком. Соответственно, и оккультное учение о смене имени нужно признать несостоятельным. Пусть у человека будет хоть десять имен, но знание их всех не дает над ним никакой власти, если не будет на то попущения Божия. Православному христианину, живущему по заповедям Божиим, находящемуся под благодатной защитой церковных таинств, не страшны никакие порчи, сглазы, родовые проклятия и прочая оккультная гадость. Его хранит Сам Господь! А если увлекаться подобными верованиями, то Господь, действительно, может попустить скорби, болезни и многие проблемы. Поэтому православный христианин должен отрицательно относиться к любому оккультному учению, ибо оно является бесовским. » Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (Кор. 6, 14-15). Православный христианин не должен быть подвержен бесовским учениям!

Но интересно, почему именно в храм посылают оккультисты своих клиентов? Ответ прост. Согласно традиции Православной Церкви, имя нарекается человеку на восьмой день от рождения. Для этого священником читается специальная молитва на наречение имени. Т.к. эта добрая традиция сейчас незаслуженно забыта, а многие люди просто не знают о ее существовании, эта молитва читается непосредственно перед крещением. В Православной Церкви также существует благочестивая традиция наречения имени ребенку в честь кого-либо из святых угодников Божиих. Этот святой считается небесным покровителем человека, к которому он будет прибегать за молитвенной помощью в течение всей своей жизни. В последовании утренних молитв, которые каждый православный христианин читает, восстав от сна, находится молитва о призывании святого, имя которого носишь. Думается, что каждый воцерковленный православный христианин с особым усердием молится своему святому. Обо всем этом не могут не знать оккультисты, учащие о пользе смены имени. Поэтому и отправляют людей в храм. Наречение имени является обыденным действием священника во время крещения. Но наречение имени происходит только раз в жизни, также как и единожды происходит крещение.

Что же получается, когда человек попадает под воздействие оккультного «учения о смене имени»? По сути, человек пренебрегает не только своим именем, которое дали ему родители, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. Вместо того чтобы в сложные моменты своей жизни призвать на помощь своего небесного покровителя, человек начинает бегать по гадалкам и экстрасенсам в поисках «волшебной палочки», которая вмиг избавит от всех проблем. А на самом деле, «учение о смене имени» несет в себе ту же кощунственную функцию, что и «учение о повторном крещении». Но от оккультистов, действующих по наущению дьявола, другого ждать и не приходится. Жаль, что многие люди попадают под их тлетворное влияние. Как я уже сказал, все это плоды духовной безграмотности.

Другим плодом духовной безграмотности некоторых людей является желание повторного крещения ради благой, на первый взгляд, цели. В начале статьи я уже привел один пример, когда некоторые люди, крещенные в детстве, но долгое время жившие в грехе и в определенный момент пришедшие к вере в Бога, желают повторно креститься для того, чтобы избавиться от рабства греха и очиститься от греховной скверны. Что ж, желание очень хорошее и похвальное. Купель крещения, действительно, омывает все грехи человека, который, раскаявшись в своей греховной жизни, выражает желание жить во Христе. Для него крещение и становится таинством, очищающим от греховной скверны и дающее возможность для новой, духовной жизни. А уже крещеный православный христианин, для того чтобы очиститься от своих грехов, должен прибегнуть не к повторному крещению (которое вообще недопустимо ни при каких обстоятельствах), а к другому спасительному церковному таинству – таинству покаяния, исповеди. Во время исповеди человеку прощаются его грехи, Дух Святой действует в этот момент на него. А священник, по обетованию Божьему «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18) читает особую разрешительную молитву над человеком. Через исповедь согрешивший человек продолжает (или начинает) свой путь к Богу.

Хочется напомнить читателю, что повторное крещение для православного христианина невозможно ни при каких обстоятельствах. Это спасительное таинство совершается раз в жизни и является рождением для духовной жизни во Христе. Ну, а как ее проживает каждый из нас, пусть судит Господь. Дай Бог нам всем разума для понимания Его святой воли и различения бесовских козней, коих в современном мире великое множество!

Есть процессы необратимые. Например, отрезало человеку ногу поездом. Что делать? Что ни делай, а новая нога не вырастет, необходимо как-то приспосабливаться жить уже без нее, искать какой-то протез или костыли. Пример хоть и грубоватый, зато понятный. Можно и помягче: ударил звонарь в колокол — назад звук не вернешь, как в пословице «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Как очередное доказательство профанации таинств церковных (беззаконное совершение их над людьми неподготовленными), задали мне недавно в очередной раз вопрос: «А можно второй раз покрестить (правильно — окрестить) ребенка, нам крестный не нравится?»

Это при том, что перед тем как окрестить ребенка, его родители и крестные должны знать «Символ веры». Это краткие, состоящие из 12 предложений, основные догматы веры: о Боге, в Которого человек верует, и о Церкви, к которой он желает присоединиться. В десятом предложении «Символа веры» есть такое утверждение: «Исповедую едино крещение…»

Отвечая на вопрос о том, можно ли креститься второй раз другим именем, я говорю, что, конечно, можно окрестить ребенка и второй раз, но после того как вы этого же ребенка и родите повторно, еще раз. Ведь это тоже процесс необратимый. Даже если крещеный человек откажется от веры, а потом, допустим, опомнится и захочет вернуться в Церковь, его второй раз не окрестят, а присоединят обратно к Церкви через покаяние, так как процесс крещения необратим.

Поэтому, выбирая крестных, помните — это раз и навсегда, и руководствоваться должно не тем, будет ли он дарить подарки на именины, а воцерковленный ли он человек, сможет ли он выполнить свои обязанности и научить ребенка основам веры. А если уж так случилось, что крестного по уважительным причинам необходимо заменить, то можно обратиться к священнику, он подскажет, как выйти из этой ситуации. Например, при крещении могут находиться не только восприемники (крестные), но и сколько угодно свидетелей, на кого-то из их числа можно возложить функции крестных, прочитав молитву об усыновлении.

По Требнику необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, только разновременно.

В крайнем случае допускается крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного. Обычай не допускать отца на крещение собственного ребенка не имеет никакого канонического основания. Мать крещаемого допускается на крещение своего ребенка, если над ней прочитана молитва 40-го дня. Мать и отец подростка или взрослого крещаемого, безусловно, могут присутствовать при совершении таинства и молиться за своего сына или дочь.

Если же неизвестно достоверно, крещеный человек или нет, то таинство Крещения совершается с оговоркой: «аще не крещен есть». В случае крайней нужды, например, из-за опасности смерти тяжелобольного ребенка, крещение может совершить мирянин —мужчина или женщина. Он должен быть верующим христианином и правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение).

Игумен Герман (Скрыпник)

Перекрещивание

Перекрещивание — в христианстве совершение таинства крещения лица, ранее крещёного. Существует несколько причин, по которым может возникнуть в этом необходимость. В ранней церкви перекрещивали еретиков для возвращения их к ортодоксальной вере. Перекрещивание совершается некоторыми деноминациями, не признающими предыдущее крещение. В случае значительных богословских разногласий перекрещивание может быть условием перехода из одной деноминации в другую. Некоторые церкви, признающие только сознательное крещение (баптисты, Церкви Христа), перекрещивают тех, кто был крещён в детстве. Также данная практика существует у анабаптистов, мормонов (см. Перекрещивание у мормонов) и у пятидесятников-единственников.

Католическая церковь не признаёт возможность повторного крещения. Крещение в других христианских общинах признаётся, если проводилось с использованием тринитарной формулы. Позиция церкви по этому вопросу выражена в Катехизисе Католической церкви (1256, 1272, 1284) и в Кодексе канонического права 1983 года (§ 869).

В декреталиях Григория IX упоминаются такие виды вероотступничества как apostasia inobedientiae, то есть неподчинение приказу церковных властей и iteratio baptismatis — повторное крещение или перекрещивание.

Перекрещивание еретиков

Перекрещивание является одним из способов введения раскаявшихся еретиков в церковь, наряду с миропомазанием, епитимьей, исповеданием веры и некоторыми другими процедурами. Относительно перекрещивания в этой связи существуют три основные точки зрения.

  1. Восходящая к самым первым векам христианства «строгая» позиция, выраженная, например, мучеником Киприаном Карфагенским (ум. 258), сводится к тому, что таинства — дар от Бога к церкви; еретики и схизматики находятся за пределами церкви и, соответственно, не обладают истинными таинствами. Еретики и схизматики могут вернуться в церковь только через перекрещивание, хотя согласно такой логике правильнее говорить о простом крещении. Никео-Цареградский Символ веры 381 года, утверждающий существование «единого крещения», также соответствует этой богословской позиции.
  2. «Умеренная» точка зрения смягчает суровость относительно чуждости еретиков и схизматиков и, хотя они по-прежнему считаются находящимися за пределами церкви, между ними можно провести градации по отношению к тринитарному учению и крестильным практикам. Согласно взглядам отцов Церкви IV века Василия Кесарийского и Августина, если предполагаемый еретик или схизматик был крещён во имя Троицы и с использованием воды (желательно, хотя не обязательно, погружением), то перекрещивание не требуется. То есть, хотя они считаются находящимися вне церкви, в данном случае их таинства считаются правильными, хотя и не вполне действенными.
  3. В последние 100 лет появилась «экуменистическая» точка зрения, не делающая акцент на том, что таинство крещения является даром от Бога к церкви, и не согласная с тем, что еретики и схизматики непременно находятся вне церкви. Также в этом духе обычно используются не термины «еретики» и «схизматики», а, в духе декрета Второго Ватиканского собора Католической церкви Unitatis Redintegratio (1964), «разделённые братья». В этой парадигме члены других церквей в некотором смысле являются членами по-прежнему единственной истинной, Католической церкви. Соответственно, их таинства являются истинными, и даже действенными и благодатными.

Последнее время многие «захожане» задают один и тот же вопрос: можно ли креститься со вторым именем? И это, как правило, не Рустэмы и Тимуры, которых так или иначе нужно крестить с другим именем (ведь нет таких имен в святцах), а вполне себе обычные Иваны и Марии. Бывают и вариации вопроса: можно ли креститься повторно или поменять имя, данное в Крещении. Причина этого явления очень простая: в интернете сейчас очень распространены советы разных «белых магов» и прочих оккультистов о борьбе с порчей путем… перекрещивания.

Вредные советы

Начнем с примеров. Вот какие «полезные советы» дают в интернете для тех, кто хочет креститься сам или крестить ребенка. Нельзя крестить ребенка сразу после отпевания в храме, нельзя вытирать воду, которая выплеснулась на пол во время Крещения, нужно позвать на Крещение четное количество гостей. Эти и многие другие советы мы читаем как на самых разных эзотерических сайтах, так и на вполне благопристойных сайтах для молодых родителей.

Но самым выдающимся советом является следующий: «Если вы возьмёте себе при Крещении иное имя, порчу вам сделать станет значительно сложнее, поскольку «адрес изменился»». Читаем дальше: «Абсолютное большинство церковных батюшек не одобряют идею повторного крещения и скорее всего откажутся проводить ритуал, если вы им откроете всю правду. Так что вам придётся слукавить и сказать, что Крещение будет проводиться впервые. И сразу же называете только то новое имя, которое вы подобрали! Если у вас потребуют официальный документ (например, паспорт) для проверки имени, просто идите в другую церковь».

То есть для того, чтобы креститься с другим именем, нужно соврать! И соврать в храме. Давайте дадим оценку этому совету с точки зрения православия: человек пытается отгородиться от порчи путем совершения магического действия. И чтобы обряд точно «подействовал», советуют совершить грех, советуют соврать в храме. Как мы знаем, лукавому нужна одна жертва – человеческий грех. И эту жертву надо принести лукавому.

Всё это напоминает советы, как «правильно» гадать на святках: надо украсть свечу в храме и т.д. То есть для того, чтобы лукавый ответил на твои вопросы, нужно совершить грех воровства. Ну или любой другой грех. Главное – грех. Главное – принести жертву дьяволу.

Церковь против Крещения со «вторым именем» просто потому, что не верит в порчу. Мы, православные люди, верим в то, что Господь посылает нам только то, что необходимо в нашей жизни. Да, зачастую это бывают какие-то испытания и скорби, но они нужны для нашего спасения.

Если православный христианин живет нормальной духовной жизнью, если он регулярно причащается, исповедуется, постится и т.д, то никакая порча его не возьмет. В Евангелии есть следующие слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). То есть нельзя быть «средним», не хорошим и не плохим. Если человек не со Христом, если он не живет церковной жизнью, то он становится противником Христа. Если современный человек не заполняет свою жизнь Богом, не ставит Его во главу угла, то в его жизнь приходит лукавый и с удовольствием поселяется в ней. И если нет духовного опыта, нет жизни со Христом и во Христе, то человек начинает «защищаться» от лукавого всякого рода магическими действиями. Борется с порчей и вешает подвеску или амулет, а потом доходит и до таких крайностей, как Крещение со вторым именем.

Бороться с порчей «магическими способами» – это то же самое, что заливать костер бензином или лечить диабет сахаром.

Поменять имя

Еще одна печальная вариация борьбы с порчей и привлечения удачи – это желание поменять имя. Для православной традиции характерно понимание, что святой, в честь которого назван человек, – это пример для подражания в духовной жизни. Крестили в честь миссионера – должен стараться проповедовать, крестили в честь преподобного – проявлять смирение и воздержание в своей жизни. Но суеверие искажает и это. Некоторые люди считают, что если крестили в честь мученика – значит, всю жизнь будешь мучится. Хочешь избежать этого мучения – меняй имя. Обратите внимание: не меняй жизнь, а меняй само имя. Иди по пути наименьшего сопротивления – этот призыв в высшей степени странен для христианина, к которому обращены слова Спасителя: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

Православие знает только один способ изменить имя – монашеский постриг. Но это способ только для тех, кто очень сильно хочет изменить свою жизнь.

Подробнее я уже писал о выборе имени для Крещения и не буду повторяться.

Крестите еще раз

Есть и еще одно, совсем страшное проявление «борьбы с порчей» – это попытки креститься повторно. Логика этих «полезных советов» та же самая: если на имя при Крещении навели порчу, то надо поменять его. Лучше всего путем второго Крещения. Напомню одно интересное выражение: «дьявол – обезьяна Бога». То есть дьявол как бы пародирует всё то, что делает Господь. В традиционном православном понимании Крещение – это начало новой жизни, второе рождение человека от «воды и Святого Духа». Дьявольская пародия на Крещение – второе крещение – ставит перед собой одну цель: решить какие-то житейские проблемы. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4).

Христианин крестится в смерть Христову с тем, чтобы с Ним пострадать в жизни и потом воскреснуть. Господь Сам призывает своих учеников взять на себя Его иго: «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Обратите внимание: мы верим в Крещение как призыв следовать за Христом непростым, но верным путем. А «второе крещение» – это попытка креститься ради решения проблем земных. То есть настоящий сатанинский путь.

И в заключение напомню один момент из житий древних святых. Многие мученики первых веков на вопрос об их имени говорили, что имя им христианин, и это имя для них самое главное в их жизни. Настолько важное, что они шли ради него на смерть, а уж никак не пытались сменить его ради получения земных благ.

Таинство крещения взрослого человека: что необходимо знать

Крещение — первый и один из самых важных христианских обрядов.

Если человек по каким-либо причинам не был крещён во младенчестве, то в осознанном возрасте он может столкнуться с вопросами: как проходит обряд крещения взрослого человека, что нужно для этого сделать, какие существуют правила.

Оглавление:

  • Что такое крещение
  • Крещение взрослого человека в церкви
  • Подготовка к обряду
  • Как происходит Таинство
  • Повторное крещение

Что такое крещение

Для начала нужно разобраться с тем, что это за обряд. Это священное таинство, в котором верующий человек с призывом, обращённым к имени Святой Троицы — к Господу, Сыну и Святому Духу, через трёхкратное погружение в воду омывается от всех грехов, которые он совершил до Крещения, а также от первородного греха (греха своих прародителей). Смысл Таинства в том, что через это священное действие человек умирает для греховной и плотской жизни и возрождается для духовной.

Важно помнить, что причиной для крещения должно быть чистое намерение прожить жизнь по христианским обычаям, а не попытка обрести удачу, решить личные проблемы или обрести какие-то земные блага. Для принятия Таинства человек должен обладать правой верой, желанием добровольно и сознательно жить по-христиански, а также искренне покаяться в своих грехах.

Крещение взрослого человека в церкви

Стоит сказать, что взрослым человек считается с 14 лет, а покрестить человека можно в любом возрасте. В стародавние времена для людей, которые желали креститься, был установлен период оглашения, а они были объявлены оглашенными. Перед тем как покреститься, взрослому человеку необходимо было усердно готовиться к обряду: изучать основы христианства, много читать и, перед тем как сдать своего рода экзамен по знанию религии, в обязательном порядке посещать службы. Таким образом, оглашенных приобщали к жизни церкви, и только священники решали, готов ли оглашенный к Окрещению. Сегодня правила проведения Таинства отличаются от тех, что были раньше.

Крестные при окрещении взрослого не нужны. Так как взрослый человек делает выбор встать на путь православия самостоятельно и осознанно, то он должен сам по собственной воле расширять свои знания о православии. А также во время Таинства крещения человек сам в состоянии отвечать на вопросы священника и читать молитвы. Однако, если у крещаемого есть возможность и желание пригласить на Таинство опытных наставников, которые будут ему помогать в воцерквлении, в виде крестных родителей, это не воспрещается.

Обряд может проходить в любой день, в том числе в пост. Но с технической точки зрения, провести окрещение в пост не всегда получается. Из-за того что в будни великопостные богослужения по времени довольно продолжительные, в некоторых храмах во время поста крестят только по субботам и воскресениям. В любом случае, во время планирования крещения стоит обсудить, можно ли крестить в пост, именно в храме, где будут проводить обряд.

Присутствовать при обряде могут все близкие семьи, в том числе некрещенные. Только встаёт вопрос: зачем? Если некрещенные люди сами не приняли Христа в своё сердце, чем они смогут помочь и воодушевить того, кто вступает в православную веру?

Весь обряд крещения в среднем занимает 1−1,5 часа. Время может разниться в зависимости от конкретного храма и священника, который будет проводить таинство, поэтому, сколько длится крещение в конкретном храме, опять же можно уточнить при планировании Таинства.

Обряд может проходить как в церкви, так и дома. Нет специальных канонов в православной церкви, которые бы запрещали окрещение на дому. Ещё несколько веков назад Таинство проходило гораздо чаще в домашних условиях. Это имело свои причины: крестьянские семьи в основном были многодетными, в семьях было по 9−15 детей, и организм матери просто не успевал восстанавливаться после родов. Это приводило к тому, что младшие дети рождались слабыми и часто нежизнеспособными. В таких случаях, когда дорога в храм могла привести к ухудшению состояния или гибели ребёнка, священника приглашали домой.

Подготовка к обряду

Прежде всего, необходимо поговорить со священником в церкви. Лучше всего дождаться окончания службы и попросить церковнослужителя поговорить с вами. К встрече необходимо подготовиться: прочесть Евангелие, дабы узнать о жизни Христа, обязательно выучить наизусть основные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры»), изучить христианское учение и понимать его суть.

Скорее всего, встреч со священником будет несколько. Священник должен убедиться в серьёзности ваших намерений и готовности принять крещение. Каких-то правил, регулирующих, сколько должно быть встреч, нет. Но, как настоящий психолог, священник понимает, что трудно разглядеть человека с первого раза, поэтому, как правило, проходит не менее трёх аудиенций. Во время аудиенций можно задать все интересующие вас вопросы о христианстве, поговорить о Боге и о его роли в жизни, узнать, как проходит окрещение. Важно быть искренним и честно отвечать на вопросы.

О том, сколько стоит крещение, стоит спросить только после того, как священником будет принято решение. Спросить можно или у самого священника, или в церковной лавке, также в некоторых храмах есть прейскурант. В большинстве храмов эта услуга бесплатная, и принимаются только пожертвования, в других случаях стоимость составляет в среднем (по Москве) 2−4 тыс. руб.

Перед крещением необходимо соблюдение поста, который предполагает отказ от мясных и молочных продуктов, яиц, алкогольных и табачных изделий в течение от трёх дней до месяца. А также во время поста необходимо воздержание от веселья и интимных отношений, помириться со всеми, с кем были в ссоре, и исповедаться. Накануне крещения с полуночи нельзя кушать и пить воду.

И мужчинам, и женщинам необходимо иметь на Крещение:

  • Крестильную сорочку (она должна быть белая, крестильная сорочка для мужчин напоминает длинную рубашка, для женщин — платье). Сорочку после обряда нельзя стирать и носить в повседневной жизни. Считается, что её можно надеть во время тяжёлого заболевания, чтобы помочь выздоровлению.
  • Полотенце (оно тоже должно быть новым, белым и желательно большим).
  • Сланцы или открытые тапочки (необходимо, чтобы ступни были открыты).
  • Нательный крестик на цепочке или верёвочке. Важно помнить, что после таинства крещения снимать его нельзя, только исходя из медицинских показаний.

Крещение женщин происходит ещё и по следующим правилам:

  • голова обязательно должна быть покрыта в знак смирения перед Богом;
  • одежда не должна быть вызывающей;
  • не должно быть на лице косметики, украшений;
  • крещение нельзя проводить во время менструального цикла;
  • чтобы не чувствовать неловкости во время погружения в воду (крестильная сорочка может намокнуть и просвечивать), под неё можно надеть купальник.

Практика проведения обряда крещения взрослых может отличаться в разных храмах. В некоторых храмах купель огораживают ширмой, и в этом случае погружение происходит без одежды, а священнослужитель видит только голову крещаемого. Во время планирования крещения, можно узнать все подробности совершения обряда в церковной лавке.

Как происходит Таинство

Процесс крещения взрослого выглядит следующим образом:

  • Обряд крещения начинается с наречения человеку имени. Это имя определяет Святого, который станет небесным покровителем.
  • Далее идёт возложение руки священника, чтобы получить благословение и защиту. Рука священнослужителя олицетворяет Божью руку. С этого момента Господь будет оказывать покровительство и защиту крещаемого.
  • Сначала священнослужитель изгоняет из храма нечистых духов, а затем и сам человек должен отречься от тёмных сил. Человек поворачивается на запад, который символизирует тёмные силы. В это время священник читает молитвы и задаёт вопросы, на которые крещаемый должен отвечать. После этого нужно повернуться на восток, дать обещание служить только Богу и прочитать молитву «Символ веры».
  • Священник в белом одеянии освящает воду в купели (либо это делается заранее), затем следует помазывание елеем сначала воды, потом крещаемого для очищения его от грехов. Крещаемый три раза погружается в уже освящённую воду под специальную молитву священника. В этот момент человек проходит этап перерождения.
  • В конце процедуры крещения на человека надевают крестик и крестильную сорочку также под чтение специальных молитв. Далее осуществляют обряд миропомазания, во время которого священнослужитель на теле крещаемого делает кресты, произнося слова «Печать дара Святого Духа». После всего священнослужитель и крещёный трижды обходят вокруг купели, тем самым символизируя вечность.

После Таинства крещения привычная жизнь христианина должна поменяться. Это означает, что человек должен начать выполнять заповеди Господни, жить правильно, отказаться от определённых привычек, думать о своих поступках, изменить отношение к окружающим.

Повторное крещение

Окрещение можно проводить над человеком только раз в жизни, так как уже говорилось выше, крещение соотносится с рождением, а родиться человек можешь лишь один раз. Люди задумываются, можно ли креститься второй раз, оттого, что верят в совершенно абсурдные и оккультные вещи, например, что второе окрещение поможет снять порчу, проклятие, сглаз. С помощью повторного обряда они хотят решить семейные или жизненные проблемы. Иногда люди думают, что если перекреститься на другое имя, то на них не смогут навести порчу недоброжелатели. Эти ужасные суеверия внушают людям колдуны и экстрасенсы, которые прикрывают православием свои злодеяния.

Желание или действие окреститься второй раз — большой грех и кощунство, и с позиций церковных канонов недопустимо. Кроме того, оно не избавит человека от проблем, не защитит от недоброжелателей и не принесёт удачи, а скорее наоборот, так как греховное действие никогда не добавляет счастья.