Можно ли заразиться во время причастия
Содержание
Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
№15 (576) / 15 апреля ‘10
Архипастырь
– Как Вы, Владыка, думаете, сколько времени душа живет земной жизнью? Говорят, что несколько жизней живет. И второй вопрос: говорят, нет такого греха, чтобы Бог не простил. А как же самоубийцы? Грех этот не прощается Богом?
– Ответ на вопрос, есть ли несколько жизней души человеческой – это неправда. Нет больше жизней, кроме одной-единственной, которая дана душе Богом навечно. Древняя ересь о так называемом переселении душ была осуждена на Вселенских Соборах, поэтому Святая Церковь отвергает понятие о том, что у души есть несколько перевоплощений.
Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, поэтому его душа не может меняться и превращаться в какого-то зверя или птицу. Это безумие. Господь создал каждое существо, живущее на земле, имеющим свои особенности, свое предназначение. А человека, как высшее создание Божие, как венец Своего творения, Он создал с бессмертной душой, чтобы вечно славить Бога в Царстве Божием. Но было падение человека, и Господь изгнал его из рая. Сейчас человечество находится на земле, «в юдоли плача», как мы это называем, во временном пребывании. И отсюда мы переходим в жизнь, которую мы потеряли и которую Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир, вновь восстановил и даровал нам – вечную блаженную жизнь.
Мы можем еще на земле подготовиться к переходу в ту блаженную жизнь, которую Господь уготовил нам для вечной радости и утешения.
Конечно, если человек живет здесь недостойно, по своим грехам и порокам, ему предстоит иная жизнь – в страданиях и вечных мучениях. Поэтому Церковь всегда напоминает нам, что нужно относиться к жизни очень серьезно, чтобы потом, после перехода к иной жизни, не было горечи и страданий, которые будут испытывать те люди, которые не прислушались к голосу Божиему. А людей, которые живут добродетельной, церковной жизнью, по заповедям Божиим, Господь наградит вечной, блаженной жизнью.
И ответ на второй вопрос. Действительно ли Господь милосерд и прощает человеку все грехи, которые он совершал на земле? Нет такого греха для милосердия Божиего, который бы Господь не простил, если человек кается. Но единственный грех, в котором человек уже не может покаяться, это самоубийство. Поэтому этот грех не прощается. Это очень тяжкий грех, и нужно относиться к этому очень серьезно. К сожалению, сейчас очень многие уходят из жизни, думая, что так они освободятся от трудностей в своей жизни. Некоторые самоубийцы таким поступком хотят кого-то из близких им людей «вразумить», наказать, принести им боль. Но они приносят боль и страдания только себе, потому что их душа вечно будет находиться в адских мучениях.
Не нужно играть с жизнью, дружить с мыслями, которые приходят от диавола и так окутывают человека, что он не может с ними бороться. Есть Исповедь, открытие помыслов, чтобы разрушить бесовские замыслы, козни диавола, который всех хочет победить. Вначале человек совершает маленькие грехи, потом грехи посерьезнее, а когда он доходит до определенной степени развития своей греховной жизни, исход его единственный – это самоубийство. Нередко не видят смысла жизни и добровольно уходят из нее даже благополучные люди, которые имеют достояние, славу и честь и не знают, чего им еще надо. Такие люди находятся под воздействием бесовской силы, которая хочет всех погубить и привести человека в безвыходное состояние.
Греховная жизнь очень опасна для человека, и надо всеми силами стараться быть внимательным к себе и не поддаваться греховным увлечениям, чтобы не допустить такого печального исхода. Очень важно, чтобы люди, уходя из жизни таким способом, как самоубийство, не думали, что так они избегают страданий и трудностей жизни, а помнили, что, наоборот, в иной жизни страданий и мучений у них будет еще больше. Это не выход из положения. Лучше здесь, на земле, получить какие-то неприятности, понести неудобства, зная, что через эти трудности человек искупает свои грехи, отступление от истинной жизни, от правильного пути, но потом за смирение и терпение Господь даст ему вечные блага.
А когда человек преждевременно лишается жизни, начинается очень тяжелая, страшная и полная страданий жизнь.
– В газете была статья «Тайное пророчество Божией Матери». В ней говорилось, что в 1968 году люди над храмом увидели образ женщины, над головой которой был светящийся крест, а в руках младенец. И люди решили, что это образ Пресвятой Богородицы. Я хочу знать, это действительно было? И как это понять?
– Не только в 60-е годы, но и в другие времена были явления Божией Матери для укрепления людей в вере. 1960-е годы отличались новой волной хрущевских гонений на Церковь. Видимо, для укрепления людей в вере Господь и благословил, чтобы им явилась Божия Матерь и они не отчаивались от тех трудностей, которые доставались им от власти, боровшейся с Церковью и гнавшей христиан, ссылавшей их.
Периодически в истории христианской жизни бывают и явления креста, и явления Божией Матери, и явления святых ангелов и угодников Божиих. Это Господь посылает нам подкрепление, знаки для нашего вразумления.
– Сорок дней прошло, как мы похоронили дочку. Она болела неизлечимой болезнью. Семья у нас венчаная, живем по правилам, но все мы не без греха. За что Господь послал нам такое наказание?
– Конечно, это большая скорбь, и мы сочувствуем вам в этой скорби. Тяжело родителям, маме видеть смерть своего дитя. Но в эти особенно тяжелые и скорбные дни мы должны вооружиться верой в Бога, чтобы именно сейчас понять, что усопшая дочь не умерла, не исчезла в небытии – она перешла в иную жизнь. Она там по молитвам своей матери и по молитвам Церкви получит радость и утешение. Ей только нужна ваша помощь – молитесь за нее, чтобы Господь простил все ее прегрешения, которые она, может быть, совершила в этой земной жизни, и даровал ей радость и утешение.
Сейчас вся забота ваша именно в том, чтобы помочь ей обрести радость вечную в Царстве Христовом. В таком делании вы обретете радость и утешение в тяжелой скорби. В то же время вы должны понимать, что и вы, и все мы когда-нибудь перейдем в иную жизнь, и там, если Господь сподобит, и мы удостоимся счастья быть принятыми в Его Обитель, мы встретимся с нашими родными и близкими, усопшими, как мы говорим, преждевременной смертью. И вы встретитесь со своей дочерью, и эта земная временная скорбь перейдет в радость вечного вашего пребывания вместе. Вы будете радоваться в прославлении имени Божиего и Царства Божиего.
Нужно сейчас воодушевиться, трудиться над собою, чтобы помочь своей дочери. Случилась беда, неприятность – конечно, вам хотелось бы, чтобы ваша дочь жила как можно больше, чтобы не вы хоронили ее, а она хоронила вас. Но такова воля Божия, поэтому нужно подчиниться и смириться перед ней. Не осуждать, не гневаться, не раздражаться, не выражать свое недовольство на Бога, не роптать на Него, но, наоборот, просить у Бога помощи, чтобы Господь упокоил вашу дочь с праведными. И когда вы с верой подойдете к своей скорби, вы легче перенесете ее и будете радоваться общению с Богом в домашней молитве, в молитве церковной, и, конечно, в молитве за свою дочь, которая отошла к Господу. Поэтому берите себя в руки, не скорбите, не отчаивайтесь – не все потеряно, а, может быть, даже приобретено.
Все в руках Божиих, Господь знает лучше, чем мы, почему так случилось. Он всех хочет спасти, всем хочет доброго и хорошего, и с вашей дочерью Он сделал это из доброго побуждения.
Я хотел вас как-то утешить этим словом, чтобы вы не скорбели, не унывали и не отчаивались, но старались мыслями о Боге, о вере в Бога, в Царствие Божие преодолеть свою скорбь, чтобы вы жили мыслью приготовления к вечности и действенной помощи вашей дочери домашними и церковными молитвами.
– Сестра решила причаститься, а когда подошла к батюшке исповедаться, он ее прогнал – не стал ни причащать, ни исповедовать. Как поступить в таком случае?
– Трудно понять, почему священник так поступил – может быть, какие-то обстоятельства побудили батюшку разговаривать с ней такими строгими словами. Священник имеет попечение о том, как оградить человека от греха. А если человек живет в грехах и пороках, приходит на Исповедь и говорит, что он продолжает совершать тяжкие грехи, то батюшка может сказать и так.
– Нужно ли мирянину придерживаться монастырского устава в трапезе?
– У нас единый Устав и для мирян, и для монахов. Некоторые люди делают себе какое-то послабление и по мере своих сил стараются исполнять правило поста в трапезе. Все зависит от самого человека, как он к этому относится, и его телесных сил. Монах – человек, и мирянин – человек; монах бывает болящим и имеет какое-то послабление по строгости поста, и мирянин имеет свои телесные недуги. К посту надо относиться разумно.
– Является ли грехом брезгливость?
– Это наша немощь, в результате которой человек, хочет он или не хочет, брезгует тем, что его как-то тревожит, что ему неприятно. С Божией помощью от брезгливости можно избавиться, если постоянно с ней бороться. И в брезгливости есть какая-то доля греха, потому что человек не борется со своей немощью, остается таким, каков он есть, свыкается с этим: «вот, я такой, и больше никакой, и по-другому жить не могу».
Но со всеми своими немощами мы можем бороться и побеждать их силою Божией и помощью Божией. Вот в чем смысл этого греха.
– Мой ребенок семи с половиной месяцев от роду попал в больницу. Я молилась, и все обошлось. Сейчас мы его окрестили, и на веке правого глаза у него появился крестик. Что это может означать?
– То, что Господь услышал молитвы матери, это уже очень важное поучение и укрепление в вере. И надо благодарить Бога, что Господь по молитвам матери исцелил дитя от тяжелой болезни. Но если этот крестик как напоминание о болезни ребенка вас сильно волнует, то можно помолиться, Господь и это исцелит. Все в наших руках, и по вере нашей будет нам – Господь дает и помогает нам, если мы с верой и любовью обращаемся к Нему и молимся.
– Подруга сердится, что я уговорила ее дочь родить второго ребенка, а не делать аборт. Стоит ли за это у нее просить прощения?
– То, что вы отвратили женщину от аборта – великое дело, доброе, потому что оно избавило человека от величайшего греха убийства. Вы совершили очень хороший поступок. Но если человек не понимает и обижается, нет ничего плохого в том, чтобы подойти, попросить прощения с надеждой, что человек рано или поздно поймет, что ничего плохого и не сделано, а сделано благое дело. Придет время, когда она будет радоваться этому ребенку, который будет расплачиваться с ней за свою жизнь добром. Сердце и душа ее будут укорять: «Вот я не хотела, чтобы этот ребенок жил на земле, а он ведь такой хороший, такой добрый, мне помогает, меня любит и уважает. Вот чего я чуть было не лишилась по своему неблагоразумию». И тогда эта женщина будет благодарить подругу, что она отвратила ее дочь от греха. Всему свое время.
– У нас в Первоуральске прошла такая информация, что священник из нашего храма Петра и Павла сказал, что 1 апреля в нашем городе отменяется в связи с тем, что начинается Страстная неделя – все должны в эту неделю поститься, и никаких увеселительных мероприятий устраивать нельзя. Я бы хотел узнать, кто ему дал право это делать, так настраивать народ?
– Он вообще-то правильно сказал. На Страстной седмице надо, конечно, воздерживаться от всяких увеселений, наслаждений, светских мероприятий, которые противоречат духу событий, вспоминаемых в дни Страстной седмицы – мы вспоминаем страдания, которые перенес Христос за нас, за наши грехи, чтобы искупить их. Священник, как пастырь своих овец, обязан предупреждать и наставлять людей, что они должны остепениться, не подвергать себя опасности – мы знаем, что людей, которые предаются безудержному веселью, повергает пагуба.
Мы имеем свежее вразумление, когда в Рождественский пост в Перми произошла страшная трагедия. Люди на такой великий праздник, как Введение во храм Пресвятой Богородицы наслаждались, веселились на вечеринке, и случилась трагедия – от пожара пострадали более ста человек. Это очень печальное для нас известие, и, конечно, вразумление нам, что в ответственные дни Рождественского поста, Великого поста и Страстной седмицы нужно более разумно вести себя, чтобы не подвергаться опасностям.
Священник Петро-Павловской церкви Первоуральска болезнует душой за паству свою, поэтому, чтобы оградить людей от опасности, он и говорит, что Страстная седмица должна быть проведена достойно, как требуется от нас, православных людей.
– На Пасху и на родительский день многие люди пойдут на кладбище. У нас обычно вся дорога на кладбище усеяна свечами, а на могилах стоят стопки водки и воткнуты сигареты. Батюшка наш немало говорит о недопустимости подобного, но все бесполезно…
– В родительские дни, ближайший такой день будет Радоница, мы должны почитать наших предков не водкой и сигаретами, а нашей молитвой к Богу, чтобы Господь упокоил их вместе с праведными, избавил их от вечных мучений, дал им облегчение и радость вечную в Царстве Христовом.
А что мы приносим водкой? Мы приносим усопшим горе и неприятности. Они там понимают, какой грех употребление спиртного и табака. Мы должны с пониманием относиться к дню поминовения усопших наших предков, чтобы принести им радость, облегчение в их страданиях, помощь нашу, любовь и сострадание.
Беседовал Илья Юков
Расшифровка — Лидия Ежкова
В других номерах:
№6 (567) / 8 февраля ‘10
Архипастырь
Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
Микробиология
«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.
Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.
Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.
По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).
Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной
Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.
Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.
Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого — после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.
В данном случае диакон или священник — живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.
Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.
Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.
Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?
Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же… Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.
А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».
Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?
— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?
— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.
В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.
— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.
— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.
— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?
— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.
— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?
— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?
— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?
Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.
Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.
— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?
— Об этом я бы порассуждал также в категориях возможного соблазна, причиной которого для других людей мы можем стать. С одной стороны, если мы нездоровы, то лучше остаться дома. С другой стороны, если мы боимся, что другие на нас начихают, то, может быть, правильнее будет больше другого остерегаться: заявившись в таком виде на богослужение, мы кого-то смутим, кого-то отвлечем, в чьей-то душе посеем опасение, что сами мы больны. Человек вместо молитвы на службе будет думать о том, с кем он рядом стоит. Не создадим ли мы вокруг себя в «тесном» храме, о котором идет речь, метровый пояс пустоты, поскольку другие будут стараться нас избегать, и тем самым засунем людей еще в большую тесноту. Многие еще и чесночком закусят для пущего отогнания зловредных вирусов, микробов и бактерий. Так что, по крайней мере, до особого усложнения эпидемиологической ситуации я бы советовал от стояния в масках на богослужении воздержаться.
— Можно ли заразиться через Причастие?
— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.
Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.
— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?
— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.
Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.
— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.
— Священники Русской Православной Церкви в семинариях в числе многих других дисциплин изучают предмет под названием «пастырское богословие». В частности, в учебнике непременно есть раздел о внешнем поведении священника. Всех нас, уверяю, учат и основам общечеловеческой культуры (как и основам пастырской культуры). Предполагается, что каждый священник знает: в храм он должен прийти опрятно причесанным, умытым, почистившим зубы, помывшим руки. Кроме того, напомню, что, по уставу богослужения, во время Божественной Литургии священник вновь в некоторые моменты совершает омовение рук. Поэтому, когда вы будете подходить к Чаше, предполагать, что длань священника кишит зловредными маленькими существами, нет особенных оснований.
— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?
— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.
Александра Кузьмичёва (Сопова)
Журнал «Татьянин День»
Откуда взялась традиция причащения верующих с одной лжицы, зачем это нужно и что это значит?
Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие тела и крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие святых Христовых таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.
В греческой традиции она называется «лавис» – «клещи». Здесь есть отсылка к Священному Писанию Ветхого Завета, а именно к книге пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!
Вся земля полна славы Его!» И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели царя, Господа Саваофа». Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7).
Почему же лжица в богослужебной традиции символизирует собой клещи святого серафима, которыми он прикоснулся к губам пророка Исаии, очистив его от греха? Дело в том, что в древности миряне причащались так же, как и священнослужители. Десница священника влагала им в руки частичку тела Христова, а потом, после ее потребления, верующие причащались из чаши крови Христовой. При этом рука священнослужителя действительно напоминала клещи. А сам он символизировал собой Божьего посланника – серафима, посредством которого человек очищался от греха и соединялся с Богом.
Но такой способ причащения мирян не прижился в церкви по той причине, что иногда люди, имея неблаговидные намерения, уносили частички тела Христового домой, чтобы совершить над ними святотатство, или просто нерадиво относились к ним.
Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Его житие сообщает, что этим великим учителем церкви данное нововведение совершилось после того, как некая женщина унесла частицу тела Христова домой для колдовства. Узнав об этом, святитель дал распоряжение во всех храмах использовать для причастия мирян специальные лжицы, чтобы влагать тело Христово, напоенное кровию Христовой, верующему прямо в рот, отсекая всяческие соблазны и возможности для осквернения святыни. Такая традиция прижилась и в других церквях.
Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст. Но мотив ее введения в богослужение, мне кажется, ясен из вышеупомянутого примера из жития святителя Иоанна Златоуста.
Также лжица символизирует собой церковь, через которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная божественная пища.
Она вместе со святым потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.
Тело и кровь Христовы – это главная святыня православной церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают грехи наши. И мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения. Главное, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.
Вот о чем надо думать. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:23–32).
Мы должны понять, что можно причаститься себе во спасение, а можно и себе в осуждение. Можно причаститься во здравие, а можно через святотатственные прилоги (включая и чувство отвращения) себе в болезнь. Можно причаститься в жизнь, но можно причаститься и в смерть. Иуда тоже причастился на Тайной вечере. И после причастия вошел в него сатана, толкнувший человека на самое черное дело в истории. Ведь Иуда причастился не в желании соединиться с Богом, но в желании предать Его.
И главное мерило в причастии – страх Божий, любовь и вера в Господа, страстное желание быть с Ним, соединиться с Ним, жить с Ним. Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.
Любящий Бог ждет каждого из нас.
Андрей Чиженко, иерей, pravlife.org
О проверенной более чем тысячелетней практикой безопасности использования общей ложечки при причащении.
Лжи́ца (от греч. λαβις — клещи) — специальная небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, которой совершается причащение мирян и церковнослужителей.
Греческое название лжицы напоминает те клещи, которыми серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис.6:6).
Причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей.
Так же, как все священные сосуды, делается из драгоценных металлов или металлов, не дающих окиси.
Для тех, кто никогда не причащался Святых Христовых Тайн, отметим несколько моментов, говорящих о проверенной более чем тысячелетней практикой безопасности использования общей ложечки:
1) Последним всегда причащается священнослужитель. Он потребляет оставшиеся Дары. Вот что говорит об этом о. Александр Григорьев, настоятель тюремного храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в «Крестах» и храма во имя Святителя Николая при Военно-медицинской академии:
«Я был иподьяконом начиная с 1979 года. Потом долгое время служил дьяконом и видел, как служат многие старые протодьяконы. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским я был экономом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш причащалось огромное количество людей, и потом мы эти чаши потребляли. Сами понимаете, что среди тысяч причастников наверняка есть и больные люди. И наши протодьяконы, которые служат по сорок и более лет, по сей день потребляют оставшиеся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит подчинить себе бактерии и микробы.
Во все времена эпидемии и болезни считались карой Божьей. И защитой от них всегда была молитва и Таинства.»
2) Причастие совершается во многих больницах и тюрьмах. Трудно предположить, что администрация этих заведений убеждённые православные христиане. Также трудно предположить, что они умышленно закрывают глаза на распространение опасных инфекций. Тем более, что там хорошо налажен статистический учёт заболеваемости.
3) В прошлые века, когда ещё не было прививок, люди не прекращали причащаться даже во время эпидемий. Неужели народ бы не заметил этой опасности?
4) Атеисты пытаются использовать различные доводы против религии, но по странному стечению обстоятельств, про этот аргумент «забывают». Хотя и называет более слабые «доказательства», например, что святая вода имеет чудесные свойства благодаря серебру (хотя воду часто берут прямо из реки, освящают деревянным крестом и наливают в пластиковые ёмкости).
Для воцерковлённого христианина ситуация кардинальным образом противоположна, это как раз мы просим у Господа в молитве перед причащением не погнушаться нашими устами:
Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком. Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление…
(Молитва свт. Иоанна Златоуста)
***
Из жития святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского:
«Госпожу Меньшикову укусила бешеная собака. Предписанный курс уколов она либо отказалась сделать, либо сделала небрежно… и заболела страшной болезнью. Узнав про это, владыка Иоанн со Святыми Дарами поспешил к умирающей. Когда он ее причастил, с ней тут же случился припадок: она начала испускать слюну и выплюнула только что принятые ею Святые Дары. Но Святые Тайны не могут быть выброшены, и владыка собрал и потребил их, выплюнутые больной женщиной. Бывшие с ним прислужники воскликнули: “Что Вы делаете, владыка?! Бешенство страшно заразно!” Но владыка спокойно ответил: “Ничего не случится — это Святые Дары”. И действительно ничего не случилось».
***
Из книги диакона Андрея Кураева «Церковь в мире людей».
— К вопросу о брезгливости. Причащение таинств Христовых у нас происходит одной ложкой. Почему я должен отвлекаться на такие мысли как: здоровый или больной человек причащается передо мной?
— Это нехорошо, это невоспитанные мысли.
— Но они спровоцированы.
— Они спровоцированы тем же, кто спровоцировал Иуду. Двенадцать апостолов не из ложечки причащались, а вообще из одной и той же чаши пили. Представьте, что вы 13-й апостол, вошли на Тайную вечерю и говорите: «Ой, тут вот эти мужики грязные, провинциалы-галилеяне. Давно ли они мылись? Не болеют ли они чем-нибудь? Не буду я после них губами общей чаши касаться!». Литургия ведь и есть Тайная вечеря.
Ладно, не хотите по-богословски, скажу по-медицински. Я дьякон. После того, как все прихожане причастились, то, что осталось в чаше, должен выпить я. Потом должен вымыть чашу и даже эту воду я не могу вылить — опять должен выпить ее. С точки зрения гигиены вся зараза, которая есть в моем приходе, а значит, вся зараза, которая есть в Москве, — моя. Могу вас уверить, что за 15 лет моего служения дьяконом я ни разу не болел инфекционными болезнями. А когда я был просто студентом в Университете и в семинарии, то каждую зиму с какой-нибудь гадостью — ОРЗ или грипп — дней десять валялся. В общем — во что веришь, то и получаешь.
Рекомендуем также статью: Ланчанское чудо.
Добавить комментарий