Мученик Виктор воин

Мученик Ви́ктор Дамасский

Краткое житие мученика Виктора Дамасского

Свя­той му­че­ник Вик­тор был во­и­ном во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия Фило­со­фа (161–180). Ко­гда им­пе­ра­тор на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, Вик­тор от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Та­кое обя­за­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние яв­ля­лось про­вер­кой пре­дан­но­сти во­и­на бо­гам, им­пе­ра­то­ру и оте­че­ству. Свя­той пре­дан был на му­че­ния, но про­шел сквозь все пыт­ки невре­ди­мым. Си­лой мо­лит­вы он по­бе­дил ча­ро­дея, ко­то­рый с тех пор от­ка­зал­ся от волх­во­ва­ний и стал хри­сти­а­ни­ном. По мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли вне­зап­но ослеп­шие во­и­ны. Ви­дя чу­де­са, яв­лен­ные Гос­по­дом через свя­то­го Вик­то­ра, мо­ло­дая бла­го­че­сти­вая су­пру­га од­но­го из му­чи­те­лей, Сте­фа­ни­да, от­кры­то про­сла­ви­ла Хри­ста, за что бы­ла пре­да­на лю­той каз­ни: ее при­вя­за­ли к двум со­гну­тым паль­мам, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Свя­то­го му­че­ни­ка Вик­то­ра обез­гла­ви­ли. Му­че­ни­ки по­стра­да­ли в Да­мас­ке во II ве­ке, где и пре­да­ны по­гре­бе­нию их чест­ные остан­ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия (он же Ан­то­нин, 161–180 гг.), в го­ро­де Да­мас­ке (Си­рия) слу­жил во­и­ном хри­сти­а­нин Вик­тор, ро­дом из Ита­лии. Ко­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­сле­до­вать хри­сти­ан, во­е­во­да Се­ва­сти­ан по­тре­бо­вал от Вик­то­ра, чтобы он от­рек­ся от Хри­ста и при­нес жерт­ву идо­лам. «Ты во­ин на­ше­го ца­ря, и обя­зан ис­пол­нить его при­ка­за­ние», – за­явил Се­ва­сти­ан. «Нет, – от­ве­тил Вик­тор, – те­перь я во­ин Небес­но­го Ца­ря, и Ему од­но­му бу­ду слу­жить, а мерз­ких идо­лов я пре­зи­раю!» То­гда Се­ва­сти­ан пре­дал Вик­то­ра раз­лич­ным му­че­ни­ям. Па­ла­чи пе­ре­ло­ма­ли Вик­то­ру паль­цы на ру­ках и но­гах и вы­вер­ну­ли их из су­ста­вов. Во вре­мя пы­ток свя­той Вик­тор мо­лил­ся Бо­гу и му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния.

По­том па­ла­чи ста­ли при­нуж­дать Вик­то­ра про­гло­тить мя­со, отрав­лен­ное кол­ду­ном. По­мо­лив­шись и пе­ре­кре­стив мя­со, му­че­ник Вик­тор про­гло­тил его. На гла­зах у всех про­изо­шло яв­ное чу­до: Вик­тор остал­ся невре­дим. Слу­чи­лось то, что Гос­подь неко­гда обе­щал Сво­им уче­ни­кам: «Ес­ли что смерт­но вы­пьют, не по­вре­дит им» (Мк.16:18). Кол­дун, уви­дев, что Вик­тор ни­сколь­ко не по­стра­дал от его отра­вы, уве­ро­вал во Хри­ста. Он луч­ше дру­гих по­ни­мал, что ни­ка­кая зем­ная си­ла не мог­ла обез­вре­дить его страш­ней­ший яд.

То­гда свя­то­го Вик­то­ра под­верг­ли еще бо­лее тяж­ким пыт­кам. Сте­фа­ни­да, же­на од­но­го из во­и­нов, му­чив­ших Вик­то­ра, не мог­ла боль­ше смот­реть на тя­же­лые и со­вер­шен­но невин­ные стра­да­ния, ко­то­рым под­вер­га­ли му­че­ни­ка Хри­сто­ва и за­сту­пи­лась за него. Обе­зу­мев­шие от кро­ви па­ла­чи, вме­сто то­го, чтобы оста­но­вить­ся, озло­би­лись на Сте­фа­ни­ду и уви­де­ли в ней свою но­вую жерт­ву. Они при­вя­за­ли ее к двум на­кло­нен­ным паль­мам и разо­рва­ли на ча­сти. Так умер­ла Сте­фа­ни­да, бу­дучи еще со­всем мо­ло­дой: ей бы­ло толь­ко 15 лет. Убив Сте­фа­ни­ду, му­чи­те­ли воз­вра­ти­лись к ис­тя­за­ни­ям Вик­то­ра и обез­гла­ви­ли его. Свя­тые му­че­ни­ки Вик­тор и Сте­фа­ни­да по­стра­да­ли за Хри­ста в 175-ом го­ду.

Пе­ред сво­ей смер­тью му­че­ник Вик­тор пред­ска­зал па­ла­чам, что они умрут через 12 дней, а во­е­во­да через 24 дня бу­дет взят в плен. Так все и слу­чи­лось.

Из кни­ги еп. Алек­сандра (Ми­ле­ан­та) «Из­бран­ные Жи­тия свя­тых»

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Вик­то­ра и Сте­фа­ни­ды» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Имя Виктор

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Значение имени:

Происходит от латинского Victor — победитель.

Тропарь мученикам Виктору, Стефаниде и Викентию, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

День памяти:

24 ноября.

Святой мученик Виктор

Святой Виктор был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161–180). Аврелий был человек незаурядный: писал философские сочинения, основал в Афинской академии целых четыре кафедры философии, одержал ряд важных военных побед, много внимания уделял судопроизводству… Но при этом считал христианство грубым суеверием, а мучеников, готовых жизнь отдать за Христа, — опасными фанатиками. Расправы над христианами при этом просвещенном императоре активизировались, часто их вершили толпы простолюдинов, подначиваемые властью.

Икона святого Виктора

Исторический период, в который жил святой Виктор, и его служба в римской армии — вот, пожалуй, единственное, что известно лично о нем. Во всем остальном житие Виктора — более или менее типичный рассказ о воине, отказавшемся подтвердить верность императору неприемлемым для христианина способом и за это казненном.

Для римской власти было важно, чтобы подданные регулярно доказывали ей свою лояльность. Считалось, если человек в положенное время приносит жертвы почитавшимся в Риме «богам» (среди которых фигурировали и сами императоры), значит, он добропорядочный гражданин.

Виктор же, уверовав во Христа, приносить жертвы отказался. Он объявил, что верует в Бога, Который не нуждается в ритуальных жертвоприношениях, а ждет от человека совсем другой жертвы — покаяния в грехах и исправления жизни. Тем самым он подписал себе смертный приговор.

Император Марк Аврелий

В житии мученика описаны изощренные истязания, которым его подвергли по приказу императора. Сперва посадили в раскаленную печь. Увидев, что он чудесным образом остался жив, заставили принять яд. Но и яд не подействовал (более того, приготовивший его чародей сам уверовал во Христа и оставил прежнее дело). Чего только не делали с воином его бывшие товарищи — бросали в котел с кипящим маслом, жгли тело свечами, выкалывали глаза… В конце концов истязатели были наказаны: Бог лишил их зрения, но потом исцелил — по молитве святого Виктора.

Свидетельницей страданий Виктора оказалась жена одного из воинов, Стефанида. Она увидела два блистающих венца, спускавшихся с неба, открыто исповедала Христа — и сразу же была казнена.

Самому Виктору в конце концов отсекли голову. При этом, как гласит житие, произошло чудо: из раны потекли кровь и молоко.

Схожим образом церковные писатели описывают кончину многих других раннехристианских мучеников, например Пантелеимона, Трифона, Варвары. Действительно ли были так схожи обстоятельства их мучений и смерти, или это скорее дань традиции и «законам жанра», чем отражение подлинных событий, мы не знаем. Однако доподлинно известно, что на долю христиан тогда выпали тяжелейшие страдания. Пытки и истязания были нормой того времени. И святой Виктор, как и множество его единоверцев, проявил несгибаемую твердость, верность Христу и готовность отдать жизнь за веру.

Другие святые и известные люди с именем Виктор

Мученик Виктор Коринфский (III век)

Жил во времена гонений императора Декия (249–251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. О Кондрате и его учениках донесли правителю. Виктор и еще двое учеников Кондрата были схвачены, но от Христа не отреклись. Были замучены. Впоследствии на месте их казни забил источник с чистейшей водой.

Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875–1934)

Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленческим расколом. С 1928 года находился в северных лагерях, где и скончался. В 1981 году канонизирован Собором Русской Православной Церкви за границей, в 2000 году — Собором Русской Православной Церкви.

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926)

Знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля. Сочетал в своем творчестве разные жанры: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Известные картины: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке». С конца XIX века много пишет на религиозные темы, расписывает Владимирский собор в Киеве и храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Виктор Николаевич Тростников (1928–2017)

Математик, философ и богослов. В 1980 году в Париже вышла одна из первых его книг о православной философии — «Мысли перед рассветом», стоившая ему карьеры математика. Несколько лет Виктор Николаевич был вынужден работать сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом. Наиболее важные богословские работы: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти».

Интересные факты

Подобно многим другим именам языческого происхождения, имя Виктор в дохристианские времена часто служило эпитетом для обозначения местных богов — Юпитера и Марса. В христианскую эпоху значение этого имени было переосмыслено: его стали связывать со Христом — Победителем греха и смерти.

Сохранились варианты жития мученика Виктора на греческом, латинском, коптском языках. Между ними много различий: одни источники говорят, что Виктор происходил из Киликии (Малая Азия), другие — что из Италии. За право считаться местом его мученической кончины спорят Дамаск, Италия, сирийская Антиохия, египетские Антиноя и Александрия, Сицилия. Некоторые полагают, что существовало два мученика Виктора: один пострадал в Сирии, а другой — в Египте.

Среди мучеников древней Церкви было много римских воинов и легионеров: римский сотник Лонгин, присутствовавший на месте казни Господа Иисуса Христа (I век); святой великомученик Георгий Победоносец (303 год); сорок мучеников, в Севастии пострадавших; святой мученик Александр Римский (начало IV века) и многие другие.
Одной из главных забот императоров было следить, чтобы военные гарнизоны сохраняли им личную преданность, а исповедание христианства считалось признаком неблагонадежности.

Мученическая смерть Лонгина Сотника.
Миниатюра. Константинополь, 985

Святой Виктор: жизнеописание святого, принятие смерти за веру и почитание мученика

Чем прославился этот святой? Своей крепкой верой. Виктор стал мучеником за Христа. Он не побоялся отстаивать свою веру перед язычниками. Не побоялся и страшных мучений, терпеливо перенес их. Удостоился мученического венца.

Давайте подробно поговорим о жизни и подвиге святого Виктора.

Кем он был?

Мученик был воином. Служил под началом Севастиана. Это был военачальник-язычник. Святой Виктор же служил в его войске. О происхождении его известно только то, что он был родом из Италии.

За что пострадал?

Святой мученик Виктор пострадал за веру во Христа, за то, что исповедовал христианство и отказался принести жертву языческим богам.

День памяти

Когда празднуют именины Викторы, крещенные в честь Виктора Дамасского? 24 ноября совершается день памяти мученика.

Икона

Перед иконой Святого Виктора молятся об исцелении. Он помогает при болезнях рук, а также поможет тем, у кого проблемы с кожными покровами и зрением.

Особый покров святого мученика простирается над мужчинами, крещенными в его честь. Они молятся ему, прося о защите от врагов и опасностей. Помогает Святой Виктор и в обретении надежных спутниц жизни.

Храм

Где можно помолиться своему святому покровителю Виктору? В Котельниках (Московская область) десять лет назад был построен храм в честь мученика. В нем совершаются богослужения, сам храм открыт ежедневно. Главная святыня — это частица мощей мученика Виктора.

Находится храм по адресу: Котельники, микрорайон Белая Дача, 1-й Покровский проезд, строение 8.

Воскресная литургия в храме начинается в 8 часов. Исповедь — в 7 часов 30 минут.

Житие святого Виктора

Как говорилось выше, будущий мученик был воином. Он служил под началом воеводы Севастиана. Жил Святой во время правления Марка Аврелия. И вот, в один из дней правитель издал указ, в котором говорилось о том, что каждый христианин римский должен отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. Тех, кто откажется подчиняться, предать страшным мучениям.

Виктор был христианином. Он открыто исповедовал свою веру, ничего и никого не боясь. Указ дошел и до воеводы Севастиана, тот вызвал к себе святого Виктора. Воевода хотел надавить на своего подчиненного и заставить отречься от Христа. Но беседу начал издалека. Рассказал об указе и предложил будущему мученику принести жертву идолам. Но тот отказался. Тогда воевода напомнил Виктору, что он воин царя и не смеет ослушаться его. На что тот отвечал, что он — воин Царя Небесного. И не отречется от своей веры. Над его телом могут делать, что хотят. Но душа его принадлежит Господу.

Севастиан разгневался на Виктора. Он приказал сломать мученику пальцы и вывернуть их из суставов. Однако пытка не сломила решительного настроя Святого Виктора. Он мужественно претерпел мучения.

Это разозлило воеводу еще больше. Он велел разжечь печь и бросить в нее мученика. Виктор провел в печи трое суток. Когда же Севастиан решил собрать его прах, то очень удивился, увидев Святого живым и невредимым.

Воеводе стоило бы остановиться на этом, понять силу Господа. Но он не остановился. На этот раз Севастиан отдал приказ отравить Виктора. И сделать это должен был чародей. Тот сварил кусок мяса, нашпиговал его ядом и дал мученику. Святой перекрестил кусок и съел. Яд не повлиял на него. Чародей приготовил другой кусок, начинив его сильнейшим ядом. И отдал Виктору со словами: «Если ты съешь это мясо и останешься жив, я оставлю волшебство и уверую в Бога».

Виктор съел предложенный кусок. Яд не повредил святому. Потрясенный чародей сжег свои магические книги и уверовал в Бога.

Севастиан готов был рвать на себе волосы от злости. Он повелел вытягивать из мученика жилы. А потом бросить святого Виктора в кипящее масло. Но, по словам самого Святого, это масло для него было, как для жаждущего холодная вода. Оно не повредило Виктору.

Видя, что Святой не сдается и продолжает твердо верить в Бога, воевода отдал приказ о новой изощренной пытке. Теперь Виктора повесели на дереве и жгли его тело свечами. Святой же принимал эту пытку мужественно. Для усугубления мучений Виктору в горло заливали прах, перемешанный с уксусом. Он сравнивал эту смесь с медом.

Ярость Севастиана достигла апогея. Он велел выколоть святому глаза. Воины исполнили приказ, а затем повесили Виктора вниз головой. Так мученик провисел три дня. На четвертый воины вернулись за телом его. Увидев Виктора живым, они ужаснулись. Воины ослепли, но Святой усердно молился Богу о том, чтобы его мучители прозрели. Они же, вместо того чтобы уверовать, вернулись к воеводе и рассказали ему о всем.

Севастиан озверел от злости. Он приказал содрать с Виктора кожу. И эта пытка стала переломным моментом для молодой мученицы Стефаниды. О ней мы расскажем чуть ниже.

Как закончилась жизнь святого Виктора? Ему отсекли голову. Из тела мученика вытекло молоко с кровью. Увидев это чудо, многие ужаснулись и уверовали в Господа.

Перед казнью своей Виктор предсказал мучителям своим смерть, а воеводе — плен. Это сбылось: воины погибли через двенадцать дней, как пророчествовал святой. А Севастиан был взят в плен через двадцать четыре дня после казни Виктора.

Святая Стефанида

Говоря о Святом Викторе, нельзя не рассказать о еще одной святой. Казнь Виктора стала началом ее мученичества.

Молодая девушка по имени Стефанида была христианкой. Несмотря на совсем юный возраст (15 лет) она больше года была замужем за одним из воинов Севастиана. На казни Виктора Стефаниде было видение. С неба спустились два ангела с двумя мученическими венцами. Один побольше для Виктора, а второй — поменьше. Он предназначался для Стефаниды.

Увидев это, девушка начала громким голосом прославлять мученика Виктора. Ее слова дошли до воеводы. Он повелел привести Стефаниду. И начал уговаривать отречься от Христа, пожалеть свою молодость и красоту, принести жертву языческим богам ради своего помилования.

Стефанида была непреклонна. Она открыто свидетельствовала перед воеводой о своей вере, обличая языческих богов. И тогда Севастиан приказал казнить девушку. Способ казни был страшен. Ее привязали к двум склоненным пальмам. Одну ногу к одной, вторую — к другой. И отпустили пальмы. Стефаниду разорвало надвое. Так получила юная мученица свой венец, пострадав за веру.

Основная цель статьи — рассказать читателям о святом мученике Викторе. Кем он был при жизни, как получил свой венец. Вспомним основные аспекты:

  • Виктор родом из Италии, служил воином во время правления Марка Аврелия.
  • Открыто исповедовал веру во Христа. Отказался принести жертву идолам, не побоявшись страшных пыток.
  • Мученику пришлось претерпеть раскаленную печь, съесть отравленное мясо. Из него выдирали жилы, опаляли тело свечами. Выкололи глаза, поили уксусом с прахом. В конце концов, Виктору отрубили голову.
  • День святого Виктора отмечается 24 (11) ноября.

  • Вместе с ним пострадала юная Стефанида. Девушке было всего 15 лет. Она удостоилась мученического венца.

Икона Стефанида Дамасская — значение, в чем помогает

Много поучительных историй можно прочесть в сочинениях св. Димитрия Ростовского. Он описал жития многих святых, в том числе — Стефаниды Дамасской, чья икона встречается в православных храмах. Жила и пострадала она в Дамаске, во второй половине 2-го в., тогда правил Марк Аврелий.

Воин Божий

Дамаск известен многим из Священного Писания. Ныне расположенный на территории Сирии, это очень древний город, который упоминается еще в книге Бытия. Апостол Павел обрел Христа именно по дороге в Дамаск, где он собирался уничтожать христиан. Подобным образом поступали многие, в том числе воевода Севастиан. От его рук и пострадала Стефанида Дамасская. На житийной иконе кратко представлены обстоятельства, при которых произошло ее мученичество.

Тогда жил воин Виктор, который открыто исповедовал христианство. Воевода предложил ему принести жертву языческому идолу. В те времена отказ от этого расценивался как отвержение римской власти. Можно было верить во что угодно, только иногда необходимо было притворяться. Но мужественный Виктор отказался.

Он решил послушать Царя небесного, а не земного. Виктор понимал, что смертный правитель не сможет причинить вред его душе, хотя может покалечить тело. Ни угрозы, ни уговоры не действовали на святого. Воин сказал, что даже мечтает пострадать за своего Господа, потому что это высшая честь для верующего. Тогда ему сломали пальцы и бросили живого в печь.

Через три дня воевода повелел развеять прах Виктора над рекой, но он вышел из печи невредимым. Стефанида, юная девушка, наблюдала за всем, стоя в толпе зевак. Мужество воина поражало многих свидетелей, но начальника лишь злило. Он призвал самого сильного колдуна в округе, потому что решил, что Виктор сам жив благодаря магии. Его было решено отравить. Колдун сварил отравленную пищу.

Исповедание Стефаниды

Святой, хотя и разгадал козни врагов, помолился и смело вкусил яда. Он остался невредим. На иконах мученик Виктор показан молодым сильным юношей, воинское облачение говорит о его службе, а крест в руке — о том, что он был исповедником веры Христовой. Мало того — многие, глядя на то, как он переносит пытки, тоже уверовали. Первым стал чародей, который признал силу Бога. Он пошел домой, сжег все свои книги, талисманы и покаялся. В те времена часто новообращенных тут же казнили, но житие ничего не говорит о судьбе бывшего мага.

Все больше впадая в ярость, воевода Севастиан придумывал все новые пытки:

  • из живого мученика вытягивали жилы;
  • бросали в раскаленное масло;
  • тело палили огнем;
  • вливали в уста уксус.

Виктор все переносил с благодарением, славил Господа. Тогда Севастиан приказал выколоть ему глаза. Но и сами мучители после этого лишились зрения. Однако, мученик помолился и она прозрели.

Стефанида Дамасская была замужем за одним из солдат, также тайной христианской. Девушка увидела, как с неба спускаются ангелы с двумя венками. Она как никто другой хорошо поняла значение этого видения — ей тоже суждено было пострадать за веру. Мученица вышла вперед и прославила страдания мученика.

Православные иконы изображают Стефаниду молодой женщиной — согласно житию, ей не было еще 16 лет. Но свою юную жизнь она смело принесла в жертву Иисусу, потому что хотела небесного царства, а не земных радостей. Христос был единственным женихом, которого желала христианка. Образы показывают духовную сущность святого, они не всегда повествуют, какие муки пришлось им выдержать. Стефаниду Дамасскую привязали к наклоненным деревьям. Распрямившись, они разорвали тело девушки. Но душа ее вознеслась к Господу.

  • Семистрельная икона Божьей Матери
  • Икона Божьей Матери «Умиление» —
  • Икона Божьей Матери «Остробрамская» — http://bogolub.info/ikona-bozhej-materi-ostrobramskaya-v-chem-pomogaet-znachenie/

Икона святой помогает в духовном становлении, помогает укрепить веру, разобраться в сложных вопросах. Как любой православный образ, отгоняет нехорошие мысли, способствует тому, чтобы верующий сосредоточился на молитве.

Молитва иконе

Кондак

Иже славе, Господи и всех Содетелю,
Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,
да имут непобедимую победу.

Молитва

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Стефанида, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Тропарь, глас 4-й

Мученица Твоя, Господи, Стефанида, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощный дерзости. Той молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 2-й

Звезда светлая явилася еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Стефанида, и прелесть погасила еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

Отличная статья 0
Читайте далее:

День памяти мучеников Мины, Виктора и Викентия

11 / 24 Ноября Ве­ли­ко­му­че­ник Ми­на, ро­дом егип­тя­нин, был во­и­ном и слу­жил в го­ро­де Ко­туане под на­ча­лом цен­ту­ри­о­на Фир­ми­ли­а­на во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на (284–305). Ко­гда со­пра­ви­те­ли на­ча­ли же­сто­чай­шее в ис­то­рии го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той не по­же­лал слу­жить го­ни­те­лям и, оста­вив служ­бу, уда­лил­ся в го­ры, где под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве. Од­на­жды во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка свя­той при­шел в го­род, в ко­то­ром рань­ше слу­жил. В раз­гар празд­нич­ных иг­рищ, смот­реть ко­то­рые со­шел­ся весь го­род, раз­дал­ся об­ли­ча­ю­щий го­лос угод­ни­ка Бо­жия, про­по­ве­до­вав­ше­го ве­ру во Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра.
Пе­ред су­дом пра­ви­те­ля Пир­ра свя­той му­же­ствен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру и ска­зал, что при­шел сю­да, чтобы об­ли­чить всех в зло­че­стии. Свя­той Ми­на от­верг пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, при­нял же­сто­чай­шие му­ки, по­сле ко­то­рых был обез­глав­лен в 304 го­ду. Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка при­ка­за­но бы­ло сжечь. Хри­сти­ане но­чью со­бра­ли в по­гас­шем ко­ст­ре уцелев­шие остан­ки му­че­ни­ка, ко­то­рые по­ло­жи­ли в хра­ме его име­ни, по­стро­ен­ном по­сле пре­кра­ще­ния го­не­ний на ме­сте стра­да­ний и кон­чи­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ми­ны.
Му­че­ник Вик­тор был во­и­ном во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия Фило­со­фа (161–180). Ко­гда им­пе­ра­тор на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, Вик­тор от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Та­кое обя­за­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние яв­ля­лось про­вер­кой пре­дан­но­сти во­и­на бо­гам, им­пе­ра­то­ру и оте­че­ству. Свя­той пре­дан был на му­че­ния, но про­шел сквозь все пыт­ки невре­ди­мым. Си­лой мо­лит­вы он по­бе­дил ча­ро­дея, ко­то­рый с тех пор от­ка­зал­ся от волх­во­ва­ний и стал хри­сти­а­ни­ном. По мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли вне­зап­но ослеп­шие во­и­ны. Ви­дя чу­де­са, яв­лен­ные Гос­по­дом через свя­то­го Вик­то­ра, мо­ло­дая бла­го­че­сти­вая су­пру­га од­но­го из му­чи­те­лей, Сте­фа­ни­да, от­кры­то про­сла­ви­ла Хри­ста, за что бы­ла пре­да­на лю­той каз­ни: ее при­вя­за­ли к двум со­гну­тым паль­мам, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Свя­то­го му­че­ни­ка Вик­то­ра обез­гла­ви­ли. Му­че­ни­ки по­стра­да­ли в Да­мас­ке во II ве­ке, где и пре­да­ны по­гре­бе­нию их чест­ные остан­ки.
Му­че­ник Ви­кен­тий с дет­ства был уче­ни­ком муд­ро­го пас­ты­ря, епи­ско­па го­ро­да Ав­гу­сто­по­ля (ныне Са­ра­гос­са, Ис­па­ния), бла­жен­но­го Ва­ле­рия. Ко­гда ис­пол­ни­лось вре­мя со­вер­шен­но­ле­тия, доб­ро­де­тель­ный, об­ра­зо­ван­ный и крас­но­ре­чи­вый Ви­кен­тий был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Ва­ле­ри­ем в диа­ко­ны. Так как сам епи­скоп был кос­но­языч­ным, то он бла­го­сло­вил про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие и в хра­ме, и в на­ро­де сво­е­му диа­ко­ну, пре­крас­но­му ора­то­ру. По при­ка­за­нию Дио­кли­ти­а­на (284–305) в Ис­па­нию, в го­род Ва­лен­сию, при­был пра­ви­тель Да­ци­ан с пол­но­мо­чи­я­ми разыс­ки­вать и каз­нить хри­сти­ан. Пра­ви­те­лю до­нес­ли о муд­ром епи­ско­пе и его диа­коне-про­по­вед­ни­ке. Ско­ван­ных стар­ца и его уче­ни­ка во­и­ны-всад­ни­ки по­влек­ли за со­бой из Ав­гу­сто­по­ля в Ва­лен­сию и из­би­тых, из­му­чен­ных бро­си­ли в тем­ни­цу, где им не да­ва­ли ни пи­щи, ни во­ды. Пер­вым до­про­су под­верг­ли епи­ско­па. Ста­рец го­во­рил ти­хо, кос­но­языч­но, ка­за­лось, неуве­рен­но. То­гда впе­ред вы­шел свя­той Ви­кен­тий. Са­мую пре­крас­ную про­по­ведь в сво­ей жиз­ни про­из­нес свя­той пе­ред су­дья­ми и со­брав­шим­ся на­ро­дом, ис­по­ве­дуя и про­слав­ляя Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­мо­го, – От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. От­пра­вив епи­ско­па на­зад в тем­ни­цу, го­ни­тель при­ка­зал му­чить свя­то­го диа­ко­на. Мно­гие пыт­ки про­шел му­че­ник, его, рас­пя­то­го на кре­сте, би­ли и жгли рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми. Ко­гда он со­рвал­ся с кре­ста, то сам с ра­до­стью взо­шел на него, про­ся па­ла­чей вновь при­гвоз­дить се­бя, чтобы ис­пы­тать крест­ные му­ки Спа­си­те­ля. По­сле пы­ток му­че­ни­ка бро­си­ли в тем­ни­цу, и стра­жа но­чью с удив­ле­ни­ем слы­ша­ла, как он пел псал­мы, ви­де­ла в тем­ни­це незем­ной лу­че­зар­ный свет. На­ут­ро свя­то­го му­че­ни­ка пре­да­ли со­жже­нию. Это про­изо­шло в 304 го­ду.