Мусульманки в Европе
Содержание
- Самые мусульманские страны в Европе
- Относительная Европа
- Европейские государства
- Еврохалифат. К середине века до половины жителей единой Европы будут мусульманами
- Ислам в Европе
- Первые мусульмане Европы
- Ислам в Средневековой Европе
- 19-20 век
- Новейшее время
- Исламофобия
- Беженцы. Новая волна мусульман
- Европейские территории с преобладающим исламским населением
- Станет ли Европа мусульманской?
Самые мусульманские страны в Европе
Несмотря на то, что Европа считается частью мира, где широко распространено христианство, сегодня все больше людей принимает ислам по личным убеждениям.
Относительная Европа
Турция
На первом месте оказалась Турция. Но тут надо понимать, что само государство географически является азиатским и только около 1% выпадает на Европу. О том, что эта страна себя позиционирует в качестве европейской, свидетельствует ее членство в рамках НАТО и желание присоединиться к Европейскому Союзу.
В общей сложности абсолютное большинство жителей страны являются приверженцами мусульманства. По некоторым источникам цифра достигает впечатляющей отметки в 99%.
Косово
В список относительных европейских стран эксперты занесли и Косово хотя бы просто потому, что далеко не все государства вообще признали независимость Косово. По данным исследователей, массовая доля следующих заветам ислама тут составляет около 90%.
Примечательно, что многие из верующих – это даже не этнические албанцы, а славяне, которые решили стать мусульманами. Речь идет о боснийцах, горанцев.
Европейские государства
Албания
Обзор включает Албанию, которая представлена на карте религии в процентном соотношении приверженцев ислама в 63%. При этом стоит отметить, что здесь действительно много активных христиан, которые включают как православных жителей, так и католиков.
Но даже если опустить приверженность к определенной религии, невозможно не отметить и стабильно высокий процент тех, кто считает себя атеистом. Связано это с тем, что во времена Энвера Ходжи у руля власти гражданам предлагалось вообще отказаться от любой религии.
Босния и Герцеговина
Многие люди, которые отправляются отдыхать в Боснию и Герцеговину, с удивлением для себя отмечают, что обнаруживают далеко не такое огромное количество мусульман среди местного населения, как они себе представляли.
Ответ кроется в том, что боснийцы позиционируют себя в большинстве своем в качестве европейских мусульман.
Македония
Македония мечеть Мустафы Паши в Скопье. Фото: fototerra.ru
Еще одной страной под попавшей под прицел рассмотрение, стала Македония, где главенствующей религией все равно долгие годы остается христианство.
Что касается количества людей, поддерживающих ислам на официальных началах, то таких набралось почти треть от общего населения державы.
Но если сделать контрольный срез по народностям, которые предпочитают быть мусульманами, то тут на первом месте фигурируют этнические албанцы. Они, в основном, живут на севере или западе страны. Также этого религиозного течения придерживаются торбеши, которых в числовом эквиваленте насчитывается около сотни тысяч человек.
Черногория
Ураза-байрам. Празднование в мечети Османагича. Фото: montenegro-today.ru
Отдельно стоит затронуть Черногорию, где число мусульман достигает почти 20% от общего числа граждан. Чаще всего приверженцев ислама тут можно встретить среди этнических албанцев и боснийцев.
Россия
Намаз в Москве
Замыкает рейтинг России, где много мусульман среди кавказских народов.
Но, как отмечают некоторые эксперты, не так давно прорисовалась и тенденция смены религии и среди русских по национальности. И хотя это не глобальная волна, но все же явление имеет место быть.
Больше материалов о народах мира читайте на нашем сайте: http://therussiantimes.com/narody-mira
Ставьте лайк👍
Подписывайтесь на канал👆
Делитесь в соцсетях💻
Еврохалифат. К середине века до половины жителей единой Европы будут мусульманами
Единая Европа взялась за ислам. В том смысле, что тема мусульманского фактора впервые обсуждалась не на общественных «посиделках», а на сессии ПАСЕ. Доклад «Европейские мусульманские общины перед лицом экстремизма» и содержащиеся в нем рекомендации депутатам понравились. На улицах Страсбурга, где пятая часть жителей являются последователями Пророка, настроения куда более пессимистические. Повод — стремительно растущая численность европейских мусульман на фоне их крепнущей приверженности нормам религии в ущерб законам государства. По прогнозам, доля этих «новых европейцев» в Евросоюзе к 2050 году может составить треть или даже половину населения.
Во Франции мусульманская молодежь представляет собой самую социально взрывоопасную часть общества
Страсбург — город контрастов
Место для обсуждения болезненного вопроса было выбрано самое подходящее. Взяв в проводники молодую страсбургскую мусульманку Фатиму и призвав на помощь Интернет, корреспондент «Итогов» быстро сориентировалась в исламских маршрутах города. Все просто. От вокзала по улице мэра Кусса, поворот налево, и перед вами привокзальная мечеть рядом с арабским кафе. Или — на трамвае до остановки «Лицей» — «мечеть Турция». Или так: на трамвае до университета, повернуть в переулок — «мечеть Галия».
Впрочем, мечетями эти заведения называются сугубо неофициально. В действительности это молельные дома — ничем не примечательные помещения за выкрашенной в зеленый цвет дверью. Прихожан немного. В основном жители окрестных районов, преимущественно молодежь. Страсбургские мусульмане селятся компактно, соблюдая не только религиозную, но и национальную клановость. Привокзальная территория, например, практически полностью оккупирована турками — от многочисленных забегаловок «Донер Кебаб» пестрит в глазах. Хотя имеются и исключения: на соседней улочке нет-нет да и попадется ливанский ресторан, а между двух турецких «Донеров» окажется один курдский.
Дело в том, что Страсбург — город, где не действует французский закон об отделении церкви от государства. Таких департаментов во Франции, к слову, три — Нижний и Верхний Рейн и Мозель. Из-за того что эти территории отходили попеременно то Германии, то Франции, управление религиозными организациями здесь осуществляется на основании конкордата (договора), заключенного в 1801 году Наполеоном Бонапартом и Папой Римским. Согласно ему официальными религиями считаются лишь три — католичество, протестантизм и иудаизм. Их священники считаются госслужащими, а местные власти имеют карт-бланш на решение всех вопросов жизнедеятельности религиозных организаций.
Так что неудивительно, что Русская Православная Церковь до сих пор не получила согласия на строительство православного храма в Страсбурге: для прихода Всех Святых, чьим настоятелем является отец Филарет, помещение снимается. В продвижении вопроса строительства православного храма не помог даже приезд Патриарха Алексия II прошлой осенью. Вот вам и европейская веротерпимость!
В аналогичной ситуации находятся и мусульмане, пытающиеся добиться разрешения на строительство мечети. Еще в 2003 году тогдашний мэр Фабьен Келлер предложила лидерам мусульманской общины сделку: право на строительство мечети и субсидию из городского бюджета в 600 тысяч евро (десятая часть всей стоимости проекта) в обмен на чтение проповедей на французском, а не на арабском, помощь в борьбе с малолетней преступностью и одобрение запрета на ношение хиджабов в школах. Генсек ассоциации мусульман Абдерахим аль-Хелоуи ответил отказом: мол, «язык проповеди — вопрос теологический, и политикам не должно быть до него дела, а ношение хиджаба — политический, и не нам его решать». Мэрия обиделась. Официальной мечети в Страсбурге до сих пор нет. Но это местных мусульман, похоже, не очень смущает.
Здесь особенно ясно понимаешь главную проблему, связанную с исламским фактором в Европе. Она состоит в том, что европейские мусульмане, особенно молодежь, ставят законы шариата превыше государственных. При этом понимают они их весьма буквально. Например, объясняя корреспонденту «Итогов», почему они селятся замкнутыми общинами, молодой страсбургский араб привел цитату из Корана: «Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине Аллах не ведет людей неправедных!»
Впрочем, многие придерживаются мнения, что Европа сама виновата в таком положении вещей. По словам настоятеля прихода РПЦ в Страсбурге игумена Филарета, европейцев так шокирует приверженность мусульман нормам своей религии, потому что они уже давно не столь педантичны в соблюдении христианских: «Не только ислам, но и христианство утверждает необходимость следовать определенным правилам во всех сферах жизни». Это и порождает иллюзию, что ислам — воинственная религия. По словам отца Филарета, желание соблюдать обряды и жить по канонам как раз и приводит к созданию общин — ведь «светская жизнь не позволяет соблюдать все в полной мере».
Но главное, уверен представитель РПЦ, что разговор на эту тему все же состоялся: «Наконец-то Европа всерьез восприняла реалии религиозной стороны жизни».
Скандал в евросемействе
Реалии, что и говорить, не слишком приятные. Теракты последних лет заставили европейцев раскрыть глаза — их безопасности угрожают не иностранцы, а сограждане, родившиеся и воспитанные в Европе. Ответственность за такое положение дел, по мнению докладчиков ПАСЕ, лежит как на европейских правительствах, «создающих почву для экстремизма», так и на исламских фундаменталистских организациях, коих расплодилось на континенте великое множество.
Власти виноваты в том, что недостаточно делают для интеграции мусульман в «евросемью» и не борются с бедностью в исламских общинах. Тому, как исправить эту ситуацию, как раз и был посвящен доклад комитета по политическим вопросам ПАСЕ. В нем предлагается несколько способов решения проблемы: борьба с исламофобией (прежде всего через СМИ), отслеживание зарубежного финансирования исламистских объединений, организация «подготовки имамов на местах», вовлечение мусульман в общественную жизнь и формирование исламской светской интеллигенции.
Впрочем, многие эксперты полагают, что исправлять ситуацию уже поздно — Европа стремительно исламизируется. Сегодня во Франции насчитывается примерно 5 миллионов приверженцев ислама, в Италии — около миллиона, в Германии — более трех миллионов, в Великобритании — полтора, не менее 700 тысяч их в Швейцарии, почти по полмиллиона в Швеции и Испании. И это без учета нелегальных иммигрантов. Самое примечательное, что численность европейских мусульман растет не только за счет миграционного притока или высокого уровня рождаемости, но и за счет новообращенных — этнических немцев, французов, англичан и прочих европейцев, принявших ислам. Последних уже насчитывается сотни тысяч. Веру, кстати, в основном меняют европейские женщины — они опережают мужчин в пропорции четыре к одному.
Пока не то что о полной интеграции, о простом взаимопонимании двух культур речи не идет. Дискуссия в стенах Дворца Европы это подтвердила. Основными оппонентами доклада ПАСЕ были турецкие парламентарии. И самыми красноречивыми из них — дамы. Озлем Тюркен клеймила европейские СМИ за карикатурные скандалы. Ее коллега по делегации Бирген Келеш напомнила, что исламофобия в Европе началась задолго до 11 сентября, «европейцы же вообще не отдают себе отчета, что ислам — это религия, не содержащая экстремизма». По ее словам, в Европе не понимают, что мусульмане могут построить светское государство, хотя среди членов Совета Европы таких уже три — Турция, Албания и Азербайджан.
Европейские парламентарии изо всех сил старались быть политкорректными, правда, получалось не всегда. Кое-кто пугал собравшихся тем, что Европа сегодня сдает свои традиционные ценности. Британец Майкл Хэнкок предостерег, что главная опасность в «общинном строе» — компактном проживании мигрантов и их потомков: «В такой ситуации любой импортируемый из-за рубежа имам может настроить жителей как угодно».
Римская империя времен упадка
То, что ислам в Европе уже стал после всех христианских конфессий религией номер два, отмечают все. По словам игумена Филарета, в этом нет ничего удивительного: «Государства не помогали христианской церкви проповедовать основные ценности — семья, рождение детей, — отсюда и демографический кризис, решение которого давно увязывается с миграционной составляющей». Эта политика себя «оправдала»: в последние годы зафиксирован рост рождаемости в странах Старого Света — за счет мусульманских общин.
Попытки же навести мосты между ними и государственной властью редко увенчиваются успехом. Достаточно вспомнить организацию в 2003 году по инициативе тогда еще главы МВД Франции Николя Саркози Совета французских мусульман. «За республиканским столом нет места фундаментализму», — гордо заявил тогда Саркози. И проиграл: на выборах в совет сорок мест из пятидесяти получили радикалы, а лояльный властям настоятель мечети Парижа Далиль Бубакер, которого прочили на должность главы совета, вообще еле-еле набрал нужное число голосов. И неудивительно: во Франции последователи Пророка все чаще заявляют, что они в первую очередь мусульмане, а уже потом французы. Особенно молодежь, избравшая формой протеста активное противодействие властям. В том же Страсбурге каждый Новый год мигранты из пригородов жгут автомобили на улицах города — это уже традиция.
Впрочем, не все лидеры европейских мусульман одобряют такое поведение. К интеграции в европейское общество призывает и неформальный глава мусульман континента Тарик Рамадан. По материнской линии он является внуком известного мусульманского деятеля Хасана аль-Банна, основавшего в 1928 году в тогда еще британском Египте организацию «Братья-мусульмане» и убитого спустя 21 год. Сам Тарик Рамадан родился в Женеве, родной язык — французский. Его призыв: «Не бойтесь перестать быть арабами, бойтесь перестать быть мусульманами». Рамадан призывает интегрироваться в европейское общество, изучать язык, получать образование. Это то, что хотели бы услышать во всех правительственных резиденциях стран Евросоюза. Но, как заметил депутат из Литвы Эгидиюс Варейкис, «большинство мусульман не готовы принять наши правила».
В попытках найти выход из сложившейся ситуации Париж и Берлин предложили идею формирования Средиземноморского союза. По мнению одного из авторов проекта Николя Саркози, союз — это панацея в том числе от наплыва мигрантов-мусульман. Они якобы смогут оставаться в своих странах, которым ЕС предоставит финансовую помощь, а в будущем, возможно, и пригласит вступить в Евросоюз. Недаром о Средиземноморском союзе с трибуны Дворца Европы столь увлеченно говорили и канцлер Германии Ангела Меркель, и глава МИД Франции Бернар Кушнер.
Однако многие участники сессии ПАСЕ констатировали: если и получится возродить Римскую империю, то это будет империя времен упадка. Интересное ощущение от дискуссии в ПАСЕ осталось у представителя российской делегации, депутата Госдумы Дмитрия Вяткина: «Европейцы чувствуют, что происходит что-то не так, но ничего поделать с этим не могут». По его мнению, приведенные авторами доклада факты свидетельствуют, что для 20 миллионов европейцев нормы ислама ближе и понятнее, чем нормы права.
Двадцать миллионов — это слишком много. Точка невозврата Старым Светом, похоже, уже пройдена. На смену нынешней Европе придет другая, где «исламский фактор» будет одной из ключевых доминант во внутренней и внешней политике. «Коренные» европейцы уже не надеются остановить процесс. И ставят перед собой куда более скромную задачу — пережить эпоху «еврохалифата» хотя бы без кровопролития.
Страсбург — Москва
Евроислам в цифрах
Бельгия . Мусульмане составляют 4 процента населения (718 тысяч человек), лидируют марокканцы и турки. Бельгийское государство финансирует зарплаты имамов и выделяет средства на строительство мечетей. Но в январе 2005 года фламандские провинции приняли закон, связывающий получение финансирования с изучением фламандского языка, проявлением большей толерантности по отношению к женщинам, а также согласием на запрет экстремистских идей и организаций.
Франция . Численность мусульман (нижний предел) — свыше четырех миллионов. Преимущественно выходцы из бывших африканских колоний и их потомки. В последние годы к ним прибавилось 40 тысяч обращенных в ислам французов. По инициативе государства был создан Совет французских мусульман. Действуют также Союз исламских организаций Франции, Национальная федерация мусульман Франции, Комитет по координации турецких мусульман Франции.
Нидерланды . 700 тысяч мусульман (5 процентов). В основном выходцы из Турции, Марокко, Суринама, Ирака и Сомали. Компактные места проживания — Роттердам и Амстердам. Основные организации: Группа контактов мусульман и правительства и Группа контактов ислама. В 2003 году был одобрен закон об обучении имамов, которые бы читали проповеди на голландском.
Великобритания . 1,5 миллиона мусульман. В основном выходцы из Пакистана и Бангладеш. 10 тысяч новообращенных. Нет единой организации. 380 мелких групп образовали ассоциацию — Совет мусульман. Британское правительство финансирует частные мусульманские школы. В стране около 500 зарегистрированных мечетей и примерно столько же незарегистрированных.
Австрия . 4,2 процента населения (340 тысяч человек) — мусульмане, но только 80 тысяч из них получили австрийское гражданство. В основном это турки, боснийцы, арабы, чеченцы. Больше всего мусульман в Вене (7,8 процента населения города). Ислам юридически уравнен в правах с христианством и иудаизмом по закону 1912 года.
Германия . 3,3 миллиона мусульман. 90 процентов — турки, еще около 100 тысяч — немцы, принявшие ислам. Около миллиона из них объединены в союзы, которых насчитывается порядка двух тысяч. Федеральное ведомство по охране конституции (контрразведка) Германии особо пристальное внимание уделяет 17 организациям, которые считаются экстремистскими (число членов — около 30 тысяч человек).
Ислам в Европе
- Первые мусульмане Европы
- Восточная Европа с приходом ислама
- Ислам в Средневековой Европе
- 19-20 век
- Новейшее время
- Германия
- Голландия
- Великобритания
- Норвегия
- Италия и Испания
- Австрия и Швеция
- Россия
- Балканские страны
- Франция
- Исламофобия
- Беженцы. Новая волна мусульман
- Европейские территории с преобладающим исламским населением
Европейские человеческие сообщества сталкивались с проблемами религиозных конфликтов на разных их стадиях на всем протяжении истории существования европейских государств. В ряде случаев они явно или скрыто сочетались с теми большими различиями языкового, национального или племенного характера, которые существовали между разными народами, населяющими большой континент. Конфликты возникали между язычниками и ранними христианами в античные времена, между православными и католиками в раннее Средневековье, между протестантами и католиками в Средние века.
Общепринято мнение, что существует два способа, которыми происходил контакт носителей двух цивилизаций и постепенная исламизация Европы. По мнению исламского востоковеда Руслана Курбанова, большая часть мусульманских меньшинств образовалась в немусульманском мире за счет того, что территория проживания мусульман постепенно охватывалась немусульманским окружением, после чего эти территории включались в состав немусульманских государств. Еще одна часть мусульманских меньшинств возникла за счет того, что мусульмане переселялись на территории, где проживали немусульмане, и в таких государствах формировались исламские общины. Таким путем были образованы мусульманские общины стран Америки и Западной Европы.
Первые мусульмане Европы
Мусульмане на европейском континенте появились в восьмом веке с походами первых исламских завоевателей Испании, которые переплывали через Гибралтар и завоевывали южные территории современной Испании. Покорение Европы мусульманами началось в 711 году, когда 7000 воинов, в основном берберов, были переправлены на судах Юлиана под предводительством Тарика ибн Зияда. Более подробную историю о захвате мусульманами Вестготского королевства смотрите в данном видео:
Взаимоотношения между христианами Европы и мусульманами Ближнего Востока нередко с подачи ученых, представляются как бесконечное противостояние и конфликт цивилизаций. Средневековая история полна конфликт и войн, которые нередко носила религиозный характер. Однако более важные аспекты во взаимодействии мусульманской Испании и христианской Европы — обогащение европейской цивилизации. Андалусия стала колыбелью культуры, которая оказала серьезное влияние на государства Европы и весь христианский мир. Многие арабские открытия и научные исследования попадали в Европу через Андалусию, многие научные трактаты были переведены на европейские языки. Важной особенностью мусульманской Андалусии была ее религиозная терпимость — на протяжении многих столетий мусульмане, христиане и иудеи Испании — жили в мире, в истории европейской цивилизации сложно найти примеры такой религиозной терпимости.
До приходов арабов страной правила вестготская династия, страну то и дело сотрясали междоусобные воины. Поход в Испанию был продолжением мусульманских завоеваний — это движение началось с первых походов мусульман Мекки и Медины. Мусульманские завоевания в итоге привели к появлению огромного политического и культурного пространства, который назывался Арабский Халифат.
Восточная Европа с приходом ислама
На 645 год прошли в Закавказье Российской Империи арабские завоевания, а в 652 году была предпринята первая попытка завоевания острова Сицилия арабами: тогда армия арабов безуспешно осаждала Беленджер и было положено начало арабо-хазарских войн. С 651 по 654 год арабами были завоеваны Дербент, Армения, и создан Армянский эмират. Впервые арабы предприняли осаду Константинополя в 654 году.
После того, как в 688 году арабам удалось завоевать Кипр, между халифом Абдуль-Маликом и императором Юстинианом II было заключено беспрецедентное соглашение, по которому на следующие три века Кипр перешел под власть арабов и Византии одновременно в отношениях как кондоминиум. В семисотом году арабами был завоеван остров Пантеллерия, а через пять лет завоевали и Кавказскую Албанию. Впервые началась исламизация Европы и ислам проник в материковую Европу после 711 года, когда состоялась битва при Гвадалете, положившая начало арабским завоеваниям в Испании. Шестью годами позже состоялась вторая осада Константинополя арабами. В 732 мусульмане продвинулись на север Европы, но их остановили франкские войска, которыми командовал Карл Мартелл во время битвы при Пуатье. Это же время начала Реконкиста Иберии. В этом же столетии арабами был завоеван Кази-Кумух, взят Тбилиси, основан Дербентский и Тбилисский эмираты. Это было началом первой волны распространения ислама. Вторая волна распространения ислама пришлась на четырнадцатый-восемнадцатый века, когда ислам распространялся через причерноморские и балканские территории, находящиеся во владении Османской империи. В тот же период началось формирование исламских народов на территории Европы – это были такие народы, как албанцы, крымские татары, боснийцы, помаки, грекоязычные и критские мусульмане, балкарцы, черкесы, адыгейцы, ингуши, башкиры, чеченцы, турки, урумы и кабардинцы. В то же самое время полностью исчез ислам на западных средиземноморских островах и в Иберии, а в Передней и Малой Азии утратило свои позиции христианство, поскольку произошел массовый переход греков в ислам.
Ислам в Средневековой Европе
Из Южной Европы арабов полностью вытеснили к пятнадцатому веку, но новой большой угрозой христианскому миру, который был к тому времени уже расколот реформацией, стала Османская империя, положившая конец Византии, являвшейся колыбелью христианства восточного, и покорившая Северное Причерноморье и Балканы.
Самым долговременным татарским государством в Европе было Крымское ханство, которое существовало в Европе с пятнадцатого по восемнадцатый век. Крымское ханство принадлежало к государствам с исконным проживанием мусульман.
19-20 век
Турецкие рабочие совершили байрам намаз в кафедральном соборе. 12 февраля 1965 год.
Новое время ознаменовалось для европейцев знакомством с исламом по причине активной колониальной деятельности в девятнадцатом и двадцатом веках и связанная с ней начальная исламизация Европы из-за массовой политичесой и экономической иммиграция в двадцатом и двадцать первом веках из стран третьего мира, включая страны исламского мира.
Численность мусульман в Европе росла в регионах нетрадиционного их проживания – во Франции, в Швеции, в Германии и Великобритании.
Такое распространение произошло вследствие агрессивной политики европейских стран в которые хлынули иммигранты из тех европейских колоний, которые существуют в Африке и Азии.
В большинстве своем современные французские мусульмане являются потомками иммигрантов из Марокко, Туниса и Алжира, то есть из арабского Магриба, а большинство мусульман испанских являются выходцами из Марокко. Мусульмане Германии, Голландии, Австрии и Дании в большинстве своем являются потомками иммигрантов из Турции. Мусульмане Британии в 69 % случаев иммигрировали из Пакистана и Бангладеш.
Новейшее время
Карта процентного соотношения последователей Ислама в европейских странах к общему количеству жителей
Ислам является сегодня второй по величине религией в Европе после христианства, и занимает первое место как самая быстрорастущая религия. Существуют прогнозы, по которым уже к 2030 году последователями Ислама будут восемь процентов жителей Западной Европы, а к 2100 году каждый четвертый в Европе будет мусульманином.
Изучая историю вопроса существования ислама в Европе, большой интерес представляет то, как взаимодействовали между собой институты христианской и исламской цивилизации.
Европейское мусульманское население отличается высокой рождаемостью, которая превышает в процентном соотношении рождаемость местных европейцев на 47 %. В наши дни пятнадцать миллионов мусульман проживает на территории стран Евросоюза, и это составляет 3,3 % всего населения, и основная доля этого числа проживает на территории Великобритании, Германии и Франции.
Количество мусульман в Европе растет и на это есть несколько основных причин:
- Увеличение иммиграции с мусульманских стран;
- Увеличивающийся поток беженцев со стран Ближнего Востока и Африки из-за происходящих на их территориях военных конфликтов, тяжелой социально-экономической ситуацией, ограничением прав человека авторитарными режимами;
- Высокая рождаемость;
- Принятие ислама европейцами.
Германия
В Германии в 2010 году Центральным Советом мусульман избрал своим новым председателем Аймана Мазиека вместо Аюба Акесль Кёлера. В 2004 году берлинской полицией официально был запрещён «Первый арабский исламский конгресс в Европе» как антиизраильская и антисемитская акция. Сделано это было под давлением Отто Шили, бывшего в то время министром внутренних дел, на сенат Берлина. Тогда же из Германии был выслан ливанец Фади Мади, который являлся главным координатором этого мероприятия, также он был по статье лишен вида на жительство, а также против него возбудили уголовное дело
Решение было принято под давлением на берлинский сенат со стороны федерального министра внутренних дел. Из Германии выслали главного координатора конгресса — ливанца. Он по статье был лишен вида на жительство в Германии, против него возбуждено уголовное дело по обвинению в причастности к преступному объединению. Этот конгресс был воспринят прохладно многими исламскими общинами ФРГ, ведь на нем мусульмане, проживающие в Германии, представлены практически не были. Результатом такой политики стало напряжение в межрелигиозных отношениях.
Голландия
Ислам в Нидерландах не был широко развит до пятидесятых годов двадцатого века, поскольку процент мусульман, которые проживали на территории Нидерландов, не был высоким. Всего одна тысяча четыреста человек проживало на территории Голландии на 1960 год, но уже к 1992 году численность мусульман в стране выросла до четырехсот восьмидесяти четырех тысяч человек, что уже составляло 2,3 % населения, а в 2004 году удвоилось, и на этот момент их проживало в Голландии уже девятьсот сорок четыре тысячи человек. Ислам в Европе сегодня является второй религией в европейских странах по количеству своих приверженцев. Это относится и к Голландии, поскольку в этой стране мусульмане по численности равны представителям других религий, не считая христиан, то есть буддистам, иудаистам и индуистам.
В Голландии были построены мечети и исламские центры в огромном количестве, и все они строились с целью создать для верующих условия, которые позволят им выполнять свои религиозные обязанности, а также проводить там самые разные культурные, социальные и образовательные мероприятия. В современной Голландии действуют триста восемьдесят мечетей в ста двадцати восьми городах страны, и из них больше всего – двадцать девять – находится в Амстердаме. В 2004 году 2 ноября произошел случай, который усложнил отношение коренных голландцев к выходцам из мусульманских стран – в Амстердаме убили сорокасемилетнего кинорежиссёра Тео ван Гога, потомка знаменитого художника, которому убийца нанес несколько ножевых и несколько огнестрельных ранений, а к телу жертвы приколол записку, в которой объяснял, что жертву убили за то, что снял антиисламский фильм «Submission». Этот фильм убитый режиссер посвятил своему убитому другу депутату Пиму Фортайну, которого в мае 2002 года убил экстремист. Этот фильм носит название «06-05 de film». Погибший Фортайн был главой партии «Жизнеспособные Нидерланды», и он был известен своими выступлениями с требованием прекратить принимать беженцев-мусульман из восточных стран в Голландии. В результате в стране произошла эскалация этнической нетерпимости, после чего в течение недели в Нидерландах несколько раз были совершены нападения на школы и мечети, которые посещали иммигранты из Турции, а в 2004 году в Эйндховене возле дверей мусульманской школы была заложена и взорвана бомба. Во время телевизионного обращения к нации премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде он сказал, что не следует в стране создавать радикальный климат, поскольку такая позиция ни к чему хорошему не приведет, поскольку Голландия – та страна, где культуры встречаются, и люди должны стремиться идти друг другу навстречу. Но правительство Нидерландов высказало готовность бороться c радикалами, и Рита Вердонк, министр иммиграции Нидерландов, сделала сообщение о том, что разработан закон, который позволяет выслать радикальных мусульман из Голландии, даже если они являются ее законными гражданами.
Великобритания
Великобритания является родиной почти для трех миллионов мусульман, из которых примерно половина проживает в Уэльсе. Около сорока пяти тысяч мусульман проживает в Северной Ирландии и Шотландии. Ежегодно все больше число и новообращенных мусульман, среди которых большое количество женщин. Мусульманские общины Англии представлены выходцами из бывших колоний: Индии, Бангладеш, Пакистана и ряда африканских стран. В последние десятилетия к ним присоединились беженцы из Сомали, Афганистана.
В Великобритании в 2001 году в городах Олдем и Лидс прошел ряд столкновений между иммигрантами и местной полицией. В 2005 году в Лондоне прошла серия терактов, организаторами которых были установлены выходцы из Бангладеш и Пакистана. В результате этих событий исламофобия в европейском обществе сильно укрепилась.
О ситуации с исламом в Великобритании можно узнать в цикле передач о британских мусульманах Salam Европа.
Норвегия
В Норвегии проживает почти сто пятьдесят тысяч мусульман, причем половина из них проживает в Осло или в Акерсхусе. Это количество постепенно увеличивается, и в год их количество может вырасти даже на 10%, как это было с 2006 по 2007 год.
Италия и Испания
Испания и Италия входят в пятерку самых мусульманских стран западной Европы: в Испании проживает миллион мусульман, что составляет 2,2% ее населения, а в Италии проживает полтора миллиона или 2,5% всех граждан Италии.
Австрия и Швеция
В таких европейских странах, как Австрия и Швеция, мусульмане составляют 5% и 4,2% от всего населения соответственно – это численность от четырехсот тысяч человек до полумиллиона.
Россия
В России ислам является второй по количеству последователей религией в России – в 2009 году было зафиксировано почти двадцать миллионов мусульман в России, что составляет 14% от всего российского населения. Такое количество мусульман в России объясняется тем, что в составе Российской Федерации есть много регионов, которые исторически были мусульманскими.
Балканские страны
Соотношение последователей Ислама на Балканах к общему числу жителей
Помимо России есть в Европе еще ряд восточноевропейских регионов, где мусульмане проживают исторически, не являясь мигрантами. Это такие страны Европы исповедующие ислам, как Албания, Босния и Герцеговина или Косово. 40% граждан Боснии составляют мусульмане, и это почти полтора миллиона человек. В Албании мусульмане составляют 70% населения.
Франция
Особое место ислам в Европе занимает во Франции, поскольку французские мусульмане в большинстве своем – это представители трех поколений иммигрантов, которые переехали во Францию из бывших французских колоний, а на территории этих колоний именно илам – преобладающая религия. На протяжении ряда столетий мусульмане проживали на территории французских колоний, но массово иммигрировать во Францию они начали только к середине двадцатого века. Мусульманская община во Франции сегодня самая крупная в Европе, и в большинстве своем представители этой общины – это мусульмане берберского или арабского происхождения, прибывшие во Францию из стран Магриба. Среди французских мусульман есть и турки, и чернокожие, и немало новообращенных из числа французов.
Часть мусульман составляют мигранты экономического характера, но есть и такие, кто бежал со своей Родины из политических соображений или такие, кто симпатизировал режиму французов во время деколонизации. К последним относятся бежавшие из Алжира харки. В большинстве своем французские мусульмане проживают в столице Франции либо в Марселе.
Исламофобия
Говоря об исламе в Европе, следует затронуть тему антиисламского экстремизма, которая стала как никогда актуальной в 2011 году, когда Андерс Брейвик в Норвегии совершил ужасающий по своей силе и значимости теракт, который возник на почве проблем, порождаемых социальными и культурными отличиями иммигрантов, в число которых входят и мусульманские общины, а также распространением ксенофобских идей в средствах массовой информации о якобы нарастающем исламизме и наводнении Европы исламистами.
Брейвик
Брейвик заявил в своей «2083-Декларации независимости Европы», что выступает против исламской колонизации Европы, а затем призвал к тому, чтобы европейцы вернулись к своим христианским ценностям, и заявил о необходимости нового крестового похода, чтобы искоренить ислам в Европе.
Жители Европы относятся к исламу с опаской, поскольку воспринимают его как угрозу. Доля мусульман среди населения Германии составляет среди детей 22%. Определенного логичного объяснения такому страху нет, но такой страх преодолеть возможно только в случае, если подойти к этому делу сообща.
Часто подобный страх проявляется в виде совершенно нелогичных и оскорбительных поступков. Так, в Швейцарии население приняло участие в референдуме, в ходе которого высказалось против того, чтобы в стране строили новые минареты. Этот факт породил массовую дискуссию на тему исламофобии, которая распространилась не только на Швейцарию, но и на всю Европу, и в ходе этой дискуссии поднялся вопрос и существующего в обществе страха и неприятия ислама. Подобный референдум прошел и в Германии, и во Франции, и в Великобритании, и в Голландии, и результаты были похожими. Некоторые аналитики связывали возникновение такого страха с пониманием темпов распространения ислама в Европе.
Но более логичным будет объяснить возникновение такого страха незнанием или даже нежеланием знать, что представляет собой реальный ислам. У большинства европейцев все еще сильны в сознании представления об исламе и мусульманах, на формирование которых оказали сильное влияние радикальные силы и с одной стороны, и с другой. Сваливание в одну кучу и ислама, и террористов, и радикалов началось еще с одиннадцатого сентября 2001 года.
Наличие воинствующих мусульман бесспорно, но ту роль, которую они выполняют в современном обществе, опасно преувеличивать, поскольку тиражирование экстремистских высказываний, которым занимаются радикальные антиисламисты, не помогают снизить антиисламские настроения, а возбуждают их еще сильнее.
В обществе широко распространено мнение, что со стороны мусульман не наблюдается стремления интегрироваться в то обществе Европы, в которое они добровольно внедрились, и что мусульмане предпочитают жить в своем параллельном мире отдельной общиной. Такое представление является серьезных раздражителем для общества, убежденного в том, что новые члены общества должны вписываться в его рамки.
Поскольку основная часть мусульман, которые проживают в странах Европы, являются гражданами этих стран, то и вопрос о том, что они нуждаются в достойных религиозных сооружениях в достаточном количестве, поднимается все чаще и чаще. Не всегда такие требования находят поддержку у местных европейских властей.
В Германии проблема развилась дальше, чем строительство минаретов – там периодически проблемой становится строительство мусульманских мечетей. И в большинстве таких случаев причинами страха становится не какая-то рациональная причина, а все тот же страх, возникающий из-за банального незнания сути ислама и особенностей образа жизни мусульман.
Беженцы. Новая волна мусульман
Беженцы-мусульмане на европейской границе
В последнее время европейские страны столкнулись с наплывом огромного количества беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока (сирийцев, иракцев, а также афганцев). В последнее время набирает рост беженцев-мусульман из стран Кавказа, а также турков, преследуемых по обвинениям в участии запрещенной в Турции организации Фетхуллы Гюлена.
Архив в Германии свидетельствует, что если на 2007 год пятьдесят три миллиона мусульман проживало во всей Европе, из них двадцать три миллиона проживало в России, то в сравнении с 2010 годом эти показатели выросли по странам Европы. Связано это с высокими темпами рождаемости среди мусульман и снижением темпов рождаемости среди коренных населений стран Европы.
Справедливости ради следует сказать, что Европа была подвержена на протяжении всей своей истории конфликтам, возникающим между живущими в ней человеческими сообществами. Связаны такие конфликты были как с национальными или языковыми различиями, так и с племенными различиями родственных народов. Упоминая об исламе в Европе, не следует винить Ислам во всех проблемах Европы: между собой враждовали и христиане с язычниками, и католики с протестантами, и только с восьмого века начали возникать конфликты между христианами и мусульманами.
Присутствие приверженцев ислама наращивается в Европе не последнее десятилетие, а последние несколько десятилетий, и многие семьи уже воспитали в Европе не одно поколение.
Сейчас количество мусульман беженцев в Европе увеличивается, растёт с геометрической прогрессией по причине того, что в регионах их проживания ведутся боевые действия. В экстремальных условиях жизни, в которых оказываются беженцы, они сталкиваются с невозможностью вести привычный образ жизни, в результате чего возникает целый ряд конфликтных ситуаций.
Европейские территории с преобладающим исламским населением
Мусульмане славяне — традиционные жители Европы
Существуют в Европе и регионы автохтонного распространения исламской религии. Сейчас в таких регионах наблюдается следующий процент мусульман среди основного населения: максимальное количество мусульман проживает в Ингушетии и Республике Чечня. Статистика свидетельствует, что 53 % проживает в Татарстане, 55 % — в Башкортостане, 12 % составляют население Крыма, 43 % населения Боснии и Герцеговины составляют мусульмане, а также 60 % Албании, 30 % Македонии, компактно мусульмане проживают на территории Греции, где единственной в мире мусульманской общине позволили жить согласно нормам Шариата на государственном уровне. Отдельным социально-культурным слоем представляющим Ислам в Европе идут славяне-мусульмане, которые являются этническими исламскими народами на протяжении многих поколений: помаки (принявшие ислам болгары), торбеши-македонцы, горанцы, бошняки в Боснии, потуреченцы черногорцы.
Существуют страны, которые территориально расположены на европейской территории, но фактически являются исламскими на 90 и более процентов. Это такие страны, как Турция, Албания, Босния, Республика Косово.
Станет ли Европа мусульманской?
Сегодняшние события в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока заставляют европейцев задуматься — станет ли Европа мусульманской, как быстро распространяется ислам в Европе и где именно ждать первое шариатское образование в Старом Свете?
Сценарий захвата власти мусульманами в Европе представляется надуманным – с властью в Европе не так просто совладать.
Получить арабам согласие на жизнь в Европе по законам шариата, а позже – в отдаленном или даже не столь уж отдаленном будущем – заставить и европейцев жить по законам шариата – это более реально.
Оставим в стороне качественные модели и следующие из них прогнозы – рассмотрим оценки количественные.
Мусульманское население Европы, как считает германский Der Spiegel, в ближайшие 20 лет будет продолжать увеличиваться. Но, успокаивает издание — ни в одном европейском государстве мусульмане следующих поколений не будут составлять большинство.
Количество мусульманского населения в Европе до 2030 года будет увеличивается. Но что «успокаивает» немцев — медленнее, чем это было в прошлом – снижается коэффициент рождаемости, повышается уровень образования, происходит урбанизация.
С 1990 года по 2010 год количество мусульман увеличивалось в год в среднем на 2.2%. В последующие 20 лет этот показатель, по прогнозам, сократится до 1.5%, то есть, в 2030 году примерно 26.4% людей на Земле будут мусульманами против сегодняшних 23.4%. То есть, христиане будут по-прежнему крупнейшей религиозной группой в мире. Но отметим – речь идет о, враждующих между собой, католиках и протестантах, а также православных.
Доля христиан в населении земного шара через 20 лет будет составлять от 30% до 33%.
Сегодня большие группы мусульман имеются в 72 государствах мира, в 2030 году это число увеличится — до 79.
Распределение мусульманского населения по регионам к 2030 году не изменится — самое большое количество мусульман будет проживать в азиатско-тихоокеанском регионе — около 60%, и по 20% на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В Европе мусульмане будут в меньшинстве, хотя и растущем, а в Азии произойдет смена лидера: Индонезию – как страну с наибольшим по численности мусульманским населением, сменит Пакистан.
Но не все так просто в Европе.
Если в иммиграционной политике ничего не изменится, то в 2030 году примерно 8% европейцев – 58.2 млн человек, будут приверженцами ислама. Сегодня их 4% — 44.1 млн.
А вот дальше следует несуразица. По мнению экспертов, темпы роста мусульманского населения в Европе снизятся и приблизятся к темпам роста европейцев–немусульман. С чего бы это? Законы шариата позволят применять противозачаточные средства?
Сегодня мусульманская женщина в Европе, в среднем, производит на свет 2.2 ребенка, не мусульманская – 1.5 ребенка. В 2030 году эти показатели у составят, соответственно, 2 и 1.6 ребенка.
Через 20 лет большинство европейских мусульман будет проживать в Восточной Европе — на Балканах и в России. Именно Россия в 2030 году, как и сегодня, будет европейской страной с самым большим мусульманским населением.
Но самый больший прирост мусульман, все же, ожидается в Западной и Северной Европе.
В Западной Европе – Франции, Германии и Голландии – количество мусульман возрастет с сегодняшних 11.3 млн до 16.4 млн в 2030 году, то есть, на 44%.
Сегодня это 6% населения Европы, в 2030 – 8.6%.
Во Франции в 2030 году будут проживать 6.9 млн мусульман, против сегодняшних 4.7 млн, в Германии – 5.5 млн против сегодняшних 4.1 млн.
В Италии, Швеции, Испании, Бельгии и Австрии проживает меньше мусульман, чем в указанных выше странах, но именно здесь их доля, как следует из результатов исследования американской компании Pew Forum on Religion and Public Life, в ближайшие годы увеличится особенно сильно.
И именно в Северной Европе – с учетом Великобритании, произойдет почти удвоение мусульманского населения: количество мусульман увеличится с 3.8 млн до 7.5 млн. В 2030 году мусульмане составят в этом регионе 7% населения, а сегодня этот показатель составляет 3.8%.
В Великобритании будут проживать 5.6 млн мусульман, а сегодня их только 2.9 млн – то есть, их число здесь почти удвоится. Мусульманское население Швеции увеличится с 4.9% до 9.9% — более чем в 2 раза. Правда, шведы не слишком рвутся рожать детей. Холодно…
Но самые значительные изменения среди стран Европы, по мнению исследователей, ожидают Ирландию – здесь исламское население к 2030 году увеличится на 188%! А вот в Македонии, где сейчас 35% мусульман, прирост будет небольшим – всего на 5%. И это – минимальное европейское значение прироста мусульманского населения.
Я привел эти численные характеристики, чтобы вы ориентировались в этом сложном демографическом процессе, происходящем на фоне волнений в мусульманском мире, и бегстве мусульман в Европу и США.
Добавить комментарий