Наказывает ли бог

Содержание

У каждого из нас свой путь к Богу

Добрый день, дорогие наши посетители!

У каждого из нас свой путь к Богу. Кто-то находит дорогу ко спасению раньше, кто-то позже, у кого-то путь прямой и ровный, у кого-то весь в ухабах и покрыт терниями. Человек, стоящий рядом с нами в Храме, не всегда может соответствовать нашим понятием о воцерковлении. Женщина, с косметикой на лице и в откровенно короткой юбке, может оказаться в последствии, гораздо преданнее Богу, нежели мы, заботящиеся о своем внешнем виде и оставляющие в захламлении свою душу.

Как часто мы берем на себя роль судей, осуждая тех, кто по нашим меркам, недостоин быть спасенным. «Он, — заявляем мы уверенно, — уж точно не попадет в Царствие Небесное! Посмотрите, как он живет! Посмотрите, что она делает!» Кто дал на право решать, кто спасется, а кто — нет? Кто, в здравом уме, способен взять на себя роль судьи?

Вот что пишет протоиерей Сергий Николаев о нашем должном отношении к тем, чей внутренний духовный мир сокрыт от нас: «Каждое время имеет свои особенные, присущие только ему черты. И наше в том числе. Российскую современность, например, отличает то, что все больше и больше наших граждан позиционируют себя, как верующие. Еще двадцать лет назад в некоторых семьях о верующем родственнике стыдились и упомянуть. А о родственнике-священнике принято было сообщать в так называемый «Первый отдел».

Религиозность была синонимом невежественности и дремучести. А нынче стало как-то стыдно и неудобно слыть нерелигиозным. По-этому сейчас большинство — веруют. Кто во что. Но заметное преимущество отдается, конечно,православию.

А какие известные люди говорят сегодня о своей принадлежности к Православной Церкви! Телеведущие, журналисты, актеры, балерины, певцы, политики! Тут бы и радоваться, что «наших» в обществе день ото дня прибывает. Но не все так просто. С недоверием, порой, смотрят на знаменитость или, как сейчас говорят, звезду, стоящую на церковной службе или упомянувшую в СМИ о своей церковности. Особенно, если всему свету известно о ее темном прошлом и не безгрешном настоящем. «Увлечение… Мода… Что-то стряслось… Популярности ищет…» — что только ни приходит на ум недоверчивым братьям и сестрам. Конечно, приходят в храм и из любопытства, и из желания поднять свой рейтинг. Но причина-то всегда одна — Божий Промысл о человеке. Сколько таких, заглянувших из любопытства, стали потом верными чадами Церкви!

В православие «прибывают» по-разному. Приведу два примера.

Из экскурсионного автобуса в Борисоглебове выходят пятьдесят англичан. Их ждет посещение храмов, лекции о древнерусском зодчестве и живописи; немного русской истории, несколько слов из истории Церкви. Через год сорок девять англичан уже забудут названия русских городов, откуда привезли свои сувениры, а одна англичанка-экскурсантка вернется в Борисоглебов, останется там жить, перейдет в православие, сделается прихожанкой православного храма и начнет писать иконы.

Научный сотрудник музея, искусствовед (причем самой светской — советской школы) занимается древнерусской живописью. Изучать приходится не только художественные приемы, стили и авторскую манеру, но и то, что на икопе написано. То есть Евангелие, жития святых, историю Церкви. По прошествии какого-то времени искусствовед делается церковным человеком, а его коллеги, работающие с тем же материалом, остаются при своем прежнем мировоззрении.

«Все вокруг стали говорить о Боге, заглядывать время от времени в церковь. И я с ними. За компанию. Потом познакомилась с яркими верующими людьми и постепенно воцерковилась», — рассказывала о себе известная актриса. Примерам, когда человек нежданно-негаданно, не ставя себе цели стать верующим, обретает веру, несть числа.

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4, 8), — говорит апостол Иаков. Всего один шаг к Господу, и Господь Сам выходит навстречу. Но узнавание Бога происходит не всегда и не у всех. Зато, как радуется человек, когда вдруг понимает, что наконец нашел Того, Кого, сам не осознавая, искал всю жизнь. Того, Кого ему всегда не хватало.

Радость эта подобна радости ребенка, живущего в приюте или у добрых родственников и вдруг узнающего, что у него есть родные отец и мать. Как дитя, нашедшее родителей, не может удержать в себе своего счастья и всякому встречному сообщает о нем, так и духовное дитя, только что узнавшее Бога, может к месту и не к месту говорить о своих отношениях с Ним.

Не стоит смущаться, услышав эти порой наивные заявления о своей религиозности от известных и малоизвестных в нашем мире людей. Ведь они часто свидетельствуют, пусть пока еще о небольшом, но уже имеющемся у них личном религиозном опыте, и опыте радостном. Порадуйтесь вместе с ними их первым шагам в православии и их духовному детству.

Однако, если человек начал ходить в церковь — это еще не значит, что он избавился от грехов. Не так уж часто случается, что обратившийся к вере человек сразу же меняет свою жизнь. Тем более, человек, достигший каких-то высот в карьере, положении, популярности. Обычно греховные привычки и навыки изживаются годами. А грехи известных людей и тем паче слишком… «известны».

Настоящие и придуманные, они составляют заметную часть современной медиа культуры. И хотя разобраться, что — правда, а что — ложь, практически невозможно, даже церковные люди смущаются этой навязчивой информацией, недоумевая: «Как она (или он) может говорить о своем православии, если она…»; «Как он смеет носить крест, если он…», далее, как правило, следует светская сплетня, новость из журнала или телепередачи.

Соблазн осуждения известного человека очень велик. Иногда от неосознанной тонкой зависти, а порой от подсознательного ожидания видеть в известной, выделившейся, поднявшейся над другими личности человека особенно благородных качеств. А если этих качеств нет, или они не так заметны, как другие, то…

Как-то, увидев в церкви известную актрису, одна прихожанка удивленно спросила: «А она-то что здесь делает?» Такое разделение на достойных и нсдостойных всегда греховно, независимо от того, каким тиражом «выходят в свет» грехи знаменитой особы.

На церковной службе стоят грешники разных рангов. И Господь принимает всех. Ведь пришел Он не ради праведников, а как раз ради грешников. Жизнь в Церкви способна изменить любого человека. Кто-то меняется скоро и явно, изменения в душе иного человека заметны не сразу. Да нас и не просят их отслеживать. Если уж мы верим в возможность своего спасения (а иначе нам просто было бы нечего делать в Церкви), то тем более не смеем отказать в такой возможности другому.

Господь может из камней воздвигнуть верных Себе праведников (см.: Мф. 3, 9), не то что из оступившегося человека. И потому, если случится нам что-то за кем-то заметить, то лучше обратиться к себе со словами апостола: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4)».

Путь к Богу. Рассказ

ИСТИНА. Стихи Владимира Мусина

Духовное чтение >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«За что мне все это?»

Многим людям мысль о терпении скорбей кажется абсурдом – она просто не вписывается в философию потребления. Может, православные сами себе придумывают проблемы – посты, запреты, грехи, – а потом их решают, упиваясь собственным мужеством?! Или, может быть, у них какие-то особенные скорби, неведомые остальному миру? На эти вопросы отвечает игумен Нектарий (Морозов).

Понимание причины

Игумен Нектарий Морозов

Откуда берутся скорби? На этот вопрос верующие и неверующие люди отвечают по-разному. Верующий человек воспринимает беды и горести как результат того отпадения от Бога, которое по своей страшной ошибке совершили праотцы, Адам и Ева. Но поскольку каждый из нас в своей жизни многократно подобные ошибки повторяет, то есть отпадает от Бога вновь и вновь, то это и обуславливает появление скорбей в нашей жизни.

Многие богословы обращают внимание на то, что Господь, предупреждая первых людей в раю, не говорил: «Я умерщвлю вас». Его слова были: «Вы смертью умрете». Если ребенок не слушается своих родителей, то из-за этого может попасть в неприятную и опасную ситуацию.

Наши личные грехи, ошибки, заблуждения – не наказание Божие. Именно они, нарушая что-то в нашей жизни, приводят к той или иной скорби. Иногда это можно увидеть самым непосредственным образом: мы обидели кого-то, и спустя какое-то время обида нанесена уже нам. Это закон духовной жизни. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, тоже кого-то цитируя: «Древо, из которого сделан наш крест, выросло на почве нашего сердца» – другими словами, на почве того, о чем мы думаем, что чувствуем и, тем более, что делаем.

Верующий человек понимает, что переживаемая им скорбь – это повод для того, чтобы задуматься, чтобы от внешнего обратиться к внутреннему – и там постараться найти причину того, что с ним происходит. Даже если причина не найдена, то скорбь верующий человек старается переносить с терпением, даже с благодарением Богу. Ведь скорбь – очищает, помогает измениться.

Многие подвижники говорили, что недостаток личных подвигов порождает нарушение цельности внутренней жизни человека, а отсутствие цельности как раз и приводит к скорбям. Когда ты не сосредоточен на главном, то делаешь много лишнего. А лишние, неосмысленные действия превращаются в поводы для неприятностей.

Испытание и совершенствование

Господь хранит тех, кто трудится. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что если человек внутренне готов отказаться от чего-то, что ему особенно дорого, и отдать это Богу, то Господь и не будет этого забирать. Если же держаться за это дорогое мертвой хваткой, то, скорее всего, Он вырвет это из рук человека, чтобы это его не погубило.

Чем больше ты готов отдавать, тем, может быть, меньше у тебя возьмут. Чем на большие ты труды, своего рода внешние скорби, себя обрекаешь, тем меньше скорбей у тебя на самом деле будет.

В жизни некоторых Божиих угодников можно увидеть и нечто обратное этому. Они постоянно подвизались, трудились, при этом им постоянно сопутствовали скорби. Но это скорби – иного характера. Это не те скорби, которые происходят по нашему неразумию. Это то, что дал Господь, зная, что в этих скорбях подвижники могут принести еще больший плод.

Вспомним жизнь праведного Иова, которого Господь скорбями испытывает и совершенствует. Или жизнь преподобного Исаака Сирина, который провел долгие годы в отшельничестве, в постничестве, в воздержании, а затем Бог посетил его слепотой. Или преподобного Амвросия Оптинского, который всю свою жизнь провел на одре болезни. Или преподобного Серафима Саровского, который носил за спиной мешок с камнями и говорил, что томит томящего его, – и Господь тоже скорбями святого Серафима не забывал и выделял.

О человеческом безумии и Божием замысле

Люди, не понимающие природы духовной жизни верующего человека, часто обвиняют его в том, что он сам себе придумывает скорби или намеренно ищет их. Это не так. Достаточно включить телевизор или выйти в интернет – мы увидим, что мир переполнен несчастьями, стихийными бедствиями, скорбями, и явно, что не православные люди все это выдумали. Упал самолет, затонул паром, сошла лавина, произошло землетрясение, совершен теракт – колоссальное количество скорбей. И это только то, что на поверхности. Сколько войн одновременно идет на земле, сколько людей гибнет, сколько детей остается без отцов, без матерей, сколько жен без мужей?

Если вглядеться в причины подобных скорбей, то можно легко понять, что в основе их чаще всего лежит человеческое безумие. Что такое война? Это всегда страсть наживы, страсть власти, гордыня – на самом деле нет ни одной разумной причины, по которой один человек может убить другого. Когда война рождается как ответная реакция, как защита страны – это вынужденная мера. Однако есть люди, которые начинают войны без каких бы то ни было видимых причин, могущих хоть как-то оправдать происходящее.

Катастрофы чаще всего случаются из-за человеческой безалаберности. То причина – в летчике, который ведет нездоровый и нехристианский образ жизни, то в капитане, который пренебрегает тем, в каком состоянии его судно находится. Когда происходили бедствия с народом израильским в Ветхом Завете? Когда люди отступали от Бога.

И до сих пор катастрофы – и техногенные, и природные – случаются, как правило, именно по этой причине. Рассматривать детали смысла не имеет, потому что это означает пытаться понять, почему Господь действует так, а не иначе. Человеку невозможно проникнуть в Божий замысел.

Причины бедствий – в тебе

Скорби – это, к сожалению, универсальное явление. Они постигают и верующих, и неверующих. Просто к любому несчастью можно относиться по-разному: можно, замечая проблему, с ней работать, а можно делать вид, что ничего не происходит, но все равно страдать. Страдать неразумно, ничего в своей жизни конструктивно не меняя. Один замечательный святой говорил: «Куда бы ты ни шел, везде укоряй себя – и всегда найдешь покой». Странный совет – но только на первый взгляд.

Когда мы укоряем в своих неприятностях окружающих, то, во-первых, вступаем с ними в противоборство, в конфликт, а во-вторых, перемен от этого не будет. Да, кто-то нам досадил, обидел нас. Но что мы можем с обидчиком сделать? Ничего. А когда мы укоряем себя, когда в себе ищем источник неприятностей, то хотя бы какую-то причину наверняка найдем и что-то в себе сможем изменить. Возможно, от этого наши неприятности закончатся. Может быть, этого и не произойдет, но, по крайней мере, мы сами станем лучше.

Поэтому укорение себя, поиск причины бедствий в себе – это самое рациональное, что может человек сделать не только с духовной точки зрения, но и чисто материальной, утилитарной. Однако в большинстве своем люди, к сожалению, совершенно избегают подобного взгляда на свои беды.

Крест повседневный

Преподобный Исаак Сирин писал, что путь Божий, путь следования за Христом, есть крест повседневный. Любовь Божия познается тогда, когда посылаются человеку непрестанные испытания и искушения. Чем больше человек испытаний и искушений переносит, проявляя стойкость, мужество и, самое главное, преданность, покорность Богу, – тем больше он в любви к Спасителю возрастает.

Невозможно научиться любить Господа без испытаний и искушений. Простой пример. Живут вместе два человека, друг друга любят. Их семья материально благополучна, они здоровы. Но вдруг что-то случается – муж теряет работу, жена заболевает, и что-то нарушается между ними.

Выясняется, что до того момента им было хорошо не друг с другом, а вообще – хорошо. И как только стало плохо, выяснилось, что вовсе они не так уж и трепетно друг к другу относятся.

Все в нашей жизни проверяется разного рода неблагоприятными обстоятельствами. Если и при всех них любовь сохраняется, становится сильнее, потому что появляется чувство особой заботы и ответственности за человека, который рядом, тогда все уже совершенно иначе.

То же самое в отношениях человека с Богом. Когда нам хорошо, мы говорим: «Я люблю Бога». Но вот посылает нам Господь испытание, и мы начинаем сердиться на Него. Вспомним праведного Иова, который благодарит Создателя за скорби – и у него исчезает вопрос «А за что мне это все?». Благодарность Богу – великая тайна и великое открытие, потому что ответом на вопрос «За что?» становится Сам Господь.

Где встречаются Бог и человек? Это место встречи – крест. Нигде более тесного сопребывания со Творцом, более тесного единения с Ним быть не может – только на кресте.

Откуда берется радость?

В то же время христианство – религия радости. Тот же преподобный Исаак Сирин пишет: «Радость монаха заключается в его слезах». В современном мире эти слова не просто как парадокс могут восприниматься, но и как проявление душевной болезни. Но они легко объясняются исходя из опыта духовной жизни.

Откуда в слезах взяться радости? Дело в том, что слезы, слезы покаяния, омывают, очищают душу человека, который вдруг становится способным к восприятию благодати Божией, которая радует и утешает его душу.

Радость христианина – это не радость о благополучии, об отсутствии скорбей. Это радость о Боге. Она приходит в жизнь человека тогда, когда он верит в любовь Господа и на нее откликается. И чем больше он старается это делать, тем больше эта любовь его утешает…

Газета «Православная вера» № 15 (515), август 2014 г.

Подготовили Инна Стромилова

Наталья Волкова

Источник: Пресс-служба Саратовской епархии

(Статья Сергей Амаланова).

Почему Бог не наказывает плохих людей? Если мы подробнее разберёмся в том как это происходит, то мы получим также ответы на вопросы: “Почему Бог наказывает хороших людей” и “Почему меня наказывает Бог”.

Мы часто можем видеть, что человек с плохими качествами, который унижает других, или просто ворует, или совершает другие аморальные, или просто отвратительные поступки, живёт лучше многих из нас. Неужели всё то плохое, что он делает никак не влияет на его жизнь. Почему Бог не наказывает плохих людей? Этот вопрос часто возникает в голове.

Мы разберёмся в этом вопросе с двух точек зрения.

1. С ПОЗИЦИИ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ

2. С ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1. С ПОЗИЦИИ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ.

С позиции духовного знания, человека нужно рассматривать не как только материальное тело, но как нематериальную (духовную) единицу жизни. Причём, со смертью тела, душа – не умирает, а исходя из своих действий в этой жизни, получает новое другое тело. Что интересно, этот факт был известен очень давно. Вот, например, что об этом написано в Библии:

Возникает закономерный вопрос: когда он мог согрешить до того, как родился слепым? Ответ однозначен: только в прошлой своей жизни.

В Ведических священных писаниях более детально описывается закон кармы. Основным пониманием этого закона является тот факт, что в своей следующей жизни, человек будет тем или иным образом расплачиваться за плохие поступки, совершённые в этой жизни. И соответственно, в проблемы в этой жизни у человека, имеют непосредственную связь с его плохими поступками в его прошлой жизни.

Карма – это не просто какое-то обозначение. Карма человека находится в районе его сердца, и представляет собой энергетический информационный шарик неисследованной природы, который содержит информацию о прошлых жизнях человека.

В “БХАГАВАД – ГИТЕ” (онлайн на нашем сайте) которая признаётся квинтэссенцией, сутью ведической мудрости, о душе человека сказано следующее:

«Точно та же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.» (Бхагавад -гита, Глава 2, Текст 13).

“Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело”. (Бхагавад -гита, Глава 2, Текст 20).

О том, что живое существо, то есть – душа, переселяется из одного материального тела в другое, говорит ещё один эпизод Библии:

Ещё один эпизод из Библии: 3. Иисус Христос говорит: ( Матфей гл. 11 ст. 14)

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».
4. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде ?»

Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели.».

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. ( Матфей 17;10-13).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано — где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта: «КАК ВЫГЛЯДЯТ И ГДЕ НАХОДЯТСЯ РАЙ И АД» — страничка открывается в новом — дополнительном «ОКНЕ»).

2. С ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Если рассматривать вопрос о том, почему Бог не наказывает плохих людей, с позиции духовных знаний, то Бог – наказывает плохого человека только в следующей жизни? А в этой жизни он может безнаказанно совершать плохие поступки? Но последние исследования учёных, доказали, что это не так.

Если подробно разобраться в особенностях работы головного мозга человека, в тот момент, когда он совершает тот или иной плохой поступок, то мы увидим непосредственную связь между таким действием и состоянием его сознания.

Для ясности, определим кого мы подразумеваем под «плохим» человеком. Это человек, который постоянно и целенаправленно совершает плохие поступки. Под плохими поступками мы подразумеваем: оскорбление, унижение, обман, поступки считающиеся аморальными, и конечно уголовные преступления.

Для точного анализа этих «плохих» действий, нам нужно коротко выделить некоторые особенности нашего организма.

Всю жизненную энергию человека, благодаря которой наш организм функционирует, можно разделить на две части.

Физиологическая энергия – это энергия, которая поступает после расщепления молекул глюкозы, то есть, в процессе переваривания пищи.

Нервно – психическая энергия – это энергия, благодаря которой наш головной мозг обрабатывает информацию, и с помощью управляющих нервных импульсов управляет движениями и всеми внутренними процессами (работа внутренних органов, обменные процессы).

Источником физиологической энергии является глюкоза. Может также быть этиловый спирт (алкоголь).

Источником нервно – психической энергии является глюкоза, и ещё один вид энергии, который пополняется организмом во время сна. Учёные биохимики убеждены, что этот вид энергии пополняется из вне (только во время сна). Именно поэтому, даже когда мы сыты, и глюкозы в крови достаточно, мозг всё равно может плохо работать и быть переутомлённым.

Наш головной мозг представляет собой биологический компьютер. И качество его работы, зависит от количества этой управляющей жизненной энергии.

Показателем количества жизненной энергии, является скорость обработки информации нашим мозгом.

Чем выше эта скорость обработки информации или управляющая жизненная энергия, тем выше наш тонус, общий физический тонус. Ощущения – яркие, восприятие мира – отчётливое. С помощью этой управляющей жизненной энергии, мы ощущаем гормоны удовольствия в крови. Поэтому, получаемое нами удовольствие от наличия эндорфина и серотонина (так называемые гормоны “счастья”), также зависит от этой жизненной энергии. Когда головной мозг быстро обрабатывает поступающую информацию от глаз, от ушей, кожи, мы полны сил, легко справляемся с решением возникающих вопросов, пребываем в хорошем настроении. Именно – хорошее настроение говорит о том, что жизненная энергия находится на высоком уровне.

По своей сути, эта управляющая жизненная энергия (или скорость обработки поступающей в мозг информации) является показателем ценности самой жизни с её ощущениями.

И наоборот. Если мы раздражаемся по пустякам, злимся, чувствуем себя «не в тонусе», это всё является показателем низкого уровня управляющей жизненной энергии.

Более подробно о том от каких действий зависит жизненная энергия человека, и почему происходит замедление скорости работы мозга, описано в статье “ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ЧЕЛОВЕКА”. Мы с вами рассмотрим основные принципы этой работы.

Бывает так, что настроение было хорошее, но с кем то произошёл конфликт, и настроение а значит уровень жизненной энергии – резко понизился. Мы стали более раздражительны. В дальнейшем, если мы увидим этого человека, то настроение тоже упадёт. Даже, если мы просто вспомним об человеке с которым произошёл конфликт. Так работает наш мозг.

Головной мозг – биологический компьютер. И его работу, также как и в обычном компьютере, определяют программы, которые записаны в нашей памяти.

Главная задача головного мозга – обеспечение безопасного выживания организма в окружающем мире. Поэтому главные программы, которые будут постоянно сканироваться, учитываться мозгом при решении текущих задач, это программы с информацией, касающейся – выживания индивидуума!

После произошедшего конфликта с кем либо, в нашу память записана информация о “потенциальном противнике”. Это важная информация. “Потенциальные противники” – могут мешать нашему успешному существованию. Поэтому, мозг будет тратить некоторое количество сканирующей, жизненной (нервно – психической) энергии, учитывая эту информацию в решении текущих задач и вопросов. Даже, если мы встретим человека, чем – то похожего на нашего «потенциального противника», мозг тут же приходит в возбуждение, и тратит больше своей нервно – психической (жизненной) энергии. Таким образом, чем больше в нашей памяти записано информации о наших «потенциальных противниках», тем больше жизненной (управляющей) энергии мозг расходует на сканирование этих данных, считая их важными для выживания!

Этот факт подтвердили английские учёные ещё в 90-е годы прошлого (ХХ) века. Они обнаружили, что когда человек обманывает другого человека, его мозговая активность (расход управляющей жизненной энергии) может увеличиваться в разных ситуациях, до 10-15 раз!

Наши учёные из “Института мозга” РАН, также изучали работу головного мозга человека, в момент, когда человек говорит неправду. Они обнаружили группу нейронов, которая приходила в возбуждение в тот момент, когда человек пытался выдать «неправильную» информацию (попросту – обманывал). Помимо этого, происходило «торможение» в области мыслительной деятельности головного мозга. Это было реакцией мозга на “неправильную” информацию. То есть, как на ошибку в своей работе. Говоря проще, когда человек обманывает, он начинает сильно растрачивать свою жизненную энергию, а также начинает тормозить мыслительный процесс (во избежании новых ошибок).

Что происходит в головном мозге, когда человек обманывает другого человека, с точки зрения логики работы мозга (выживания организма).

Мозг записывает ещё одну программу о новом «потенциальном противнике»!

В конечном результате, обманщик попросту – обкрадывает себя жизненной энергией, которую нельзя купить даже за очень большие деньги!! Причём, информация о “потенциальном противнике” остаётся навсегда.

Обратите внимание: мы рассмотрели вариант (обман), когда обманутый – «потенциальный противник» только может стать реальным противником. На сколько же процессы торможения мыслительного процесса, и быстрого растрачивания жизненной энергии – более выражены, – когда человек в результате своих действий приобретает реального противника, например во время конфликтов, унижения другого человека, подавляя кого-либо, оскорбляя и прочее.

Рассмотрим ситуацию с супружеской изменой.

Если человек изменил своей супруге (супругу) или близкому человеку, то «потенциальным противником» становится супруга (супруг). Именно в её обществе мозгу необходимо учитывать информацию об измене, чтобы случайно не проговориться не выдать информацию об измене. Поскольку «потенциальный противник» (супруг(а)) может находиться в течении длительного времени рядом, мозг расходует очень много жизненной энергии. Нехватка жизненной энергии, выражается в напряжённом состоянии, нервозности, плохом настроении, низком физическом тонусе мышц и т. д. «Изменщик» своим поступком сам себя лишил своей жизненной энергии. Зачастую такое состояние приводит к разладу в отношениях, из-за невозможности нормального общения друг с другом после самого факта измены.

Интересно, что даже мысленное осуждение человека – во многих религиях считается греховным поступком. И действительно, даже мысленно осуждая кого – либо, мозг сохраняет, и в дальнейшем учитывает эту информацию, о «потенциальном противнике» – как важную для выживания. Так работает наш мозг. Чем хуже ты сделал человеку (или даже просто подумал о нём плохо), тем важнее эта информация как о «потенциальном противнике» для нашего мозга. Тем больше жизненной энергии мозг будет тратить на её сканирование в решении повседневных дел. Соответственно, человек будет чувствовать недостаток этой нервно–психической (жизненной) энергии.

Таким образом, плохой человек своими поступками (аморальными и безнравственными) постепенно переполняет свою память информацией о «потенциальных противниках», многие из которых стали реальными противниками. Всё больше жизненной (нервно – психической) энергии затрачивается на сканирование этих данных. Всё меньше её остаётся для организации всех процессов в организме и мышлении. Человек, ощущая её нехватку, постоянно пребывает в плохом настроении, постоянно раздражается. В таком состоянии он совершает всё больше и больше плохих поступков по отношению к людям. В итоге жизненной энергии остаётся настолько мало, что неминуемо возникают проблемы со здоровьем, так как управляющей жизненной энергии недостаточно для организации всех жизненных процессов в организме. Понятно, что и в отношениях с людьми, в том числе и с близкими, – появляются реальные проблемы.

У человека в таком состоянии возникает естественное желание «простимулировать» свою нервно – психическую энергию, при помощи никотина, алкоголя, или более сильных стимуляторов. Но все искусственные стимуляторы не повышают нашу жизненную энергию, а лишь увеличивают её расход на некоторое время. После чего, её уровень падает, для восстановления. Стимулируя жизненную энергию подобным образом, мы просто берём её взаймы у самих себя.

Наше материальное тело и ум, созданы по божественному закону. И согласно этому закону, если человек совершает плохие поступки, он лишает себя божественной жизненной энергии, тем самым – наказывает сам себя. Всё уже изначально создано энергиями Верховной божественной Личности именно таким образом. Так работает этот высший закон справедливости. Даже, если человек об этом ничего не знает, или не хочет знать!

(Сергей Амаланов).

Мира всем! С. Амаланов

— СТАТЬИ И КНИГИ Сергея Амаланова —

Читайте онлайн книги Сергея Амаланова на сайте: — AMALANOV.RU —(страница откроется в новом «ОКНЕ»).

КНИГА С. АМАЛАНОВА

— «БАБОЧКА ЛЮБВИ» —

СОДЕРЖАНИЕ — ССЫЛКИ:

ЧАСТЬ 1

Почему люди влюбляются друг в друга. Три причины.

Какие черты лица считаются красивыми. И — почему?

Какие параметры фигуры считаются — идеальными? И — почему?

Как люди влюбляются друг в друга;

Другие причины возникновения влюблённости;

Сколько времени длится влюблённость? И — почему?

Хочу изменить. Можно ли?

ЧАСТЬ 2

Что такое — любовь?

Что может разрушить отношения;

Стоит ли просить прощенья?

В чём отличие любви от влюблённости.

……………………………………………………………..

Уважаемые читатели сайта amalan.ru. Этот сайт создан исключительно с одной целью: помочь людям получить те знания, без которых люди не смогут жить нормально, и тем более счастливо. Для поддержания проекта, а также для организации мероприятий, которые призваны распространять необходимые знания нужны определённые средства. Вы можете перечислить абсолютно ЛЮБУЮ сумму, на карту (номер, указан ниже), указав в сообщении адрес вашей эл. почты. На ваш адрес бесплатно будут высланы следующие книги Сергея Амаланова, деньги с продаж которых также идут на распространение необходимых людям знаний.

Книга «Бабочка любви»С. Амаланова – рассказывает о самых главных моментах сильной влюблённости и любви.

Книга «Я вычислил счастье» С. Амаланова, часть 1 и часть 2 – даёт 100% новое представление об ощущении счастья, о чём вы не могли знать, и даже слышать раньше!

Таким образом, получая знания, вы также помогаете их распространению.

Такова наша жизненная установка.

— СБЕРБАНК ОНЛАЙН —

Карточка «Сбербанка»:

№ 4276 5300 1421 2984

НЕ ЗАБУДЬТЕ УКАЗАТЬ В СООБЩЕНИИ ВАШ ЭЛ. АДРЕС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛ. КНИГ.

Или пришлите после перевода адрес своей эл. почты по адресу[email protected] «Для книг С. Амаланова»

ВСЕМ СПАСИБО!

Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»

Антон Дулевич

  • 1. «Человек сам себя наказывает»
  • 2. «В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться»
  • 3. «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»
  • 4. «Наказания были в Ветхом Завете, там Бог воспитывал непокорных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуждает»
  • 5. «О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того, чтобы запугать человека, для его исправления»
  • 6. «Бог любит всех одинаково»
  • Заключение

1. «Человек сам себя наказывает»

Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы – действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство – это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8).

2. «В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться»

Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафеманствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5).

3. «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»

Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в III веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).

Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19).

Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:18).

4. «Наказания были в Ветхом Завете, там Бог воспитывал непокорных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуждает»

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28.»И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св.прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). (Ин.3:36) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул». (Мк.3:1-5). «И, воззрев на них с гневом» Господь обратился к человеку с иссохшей рукой.

Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).

Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.

2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) (Иак.1,17)» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез.22:31) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св.прав.Иоанн Кронштадский) (11).

5. «О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того,
чтобы запугать человека, для его исправления»

Ответ: Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» — справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.

6. «Бог любит всех одинаково»

Ответ: Библия показывает обратное: «Очи Господни на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп. Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16).
Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам. О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим.9:13).

Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Богослову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне — «которого любил Иисус», становятся бессмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Если бы Бог любил всех одинаково, то, и наказание было равное. Но, мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два разных вида наказания – для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы .Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми» (10).

Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает» делают подборки святых отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений о святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается слово «любовь». Но любовь «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:8.6). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь – величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая» (14).

В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: «Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников…». И в разделе «Правда Божия» он подробно отвечает на недоумения противников неискаженного православного учения. (Подробнее: Правда Божия; Святые о наказании Божием (подборка цитат)).

Конечно, очень удобно верить в выдуманного Б(б)ога, который не накажет за беззакония и не любящих его насильно затащит в Рай. Только это не Тот Бог, Который являлся на Синае Моисею, не Тот, Который не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы избавить нас от проклятия и смерти, Не Тот Бог, Который в конце времен сядет на белом престоле, чтобы воздать каждому по делам его.

© Антон Дулевич

Литература

1. Блж .Августин,»О Граде Божием», кн. 15, гл. 25, источник: О Граде Божием. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с.762

2. Прп. Феодосий Печерский. «Поучение о казнях Божиих»

3. Свт. Иоанн Златоуст (Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен).

4. Свт. Иоанн Златоуст. На Послание Св. Ап. Павла к Римлянам, беседа 5, п. 2.

6. Свмщ. Ириней Лионский. «Пять книг против ересей»

7. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 5:22

8. Сайт «Україна Православна», 01.09.2010 archive, Вестник №108

9. Свт. Игнатий Брянчанинов. Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих.

10. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). «О НАКАЗАНИЯХ БОЖИИХ».Проповеди. Том 3

11. Св. прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе.

12. Митрополит Московский Филарет Московский. Катехизис.

13. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

14. Свт. Феофан. Наставления в духовной жизни

15. Свт. Василий Великий. Творения, Ч. 5. О подвижничестве / О Суде Божием.

Некот. цитаты из Св. Писания приведены по Синодальному переводу)

17. Свт. Феофан.Толкование на Послание Св. апостола Павла к Римлянам, 1:18.

18. Свт. Тихон Задонский. Письма келейные.

19. Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь.

20. Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25-е. О будущем Суде

Источник: Аналитический портал «Православный взгляд»

***

Примечание редактора «Азбуки веры»

Представленная статья А. Дулевича “Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»” поднимает актуальный вопрос. Затронутая в ней проблематика наказывающего Бога не всегда понимается верно даже известными православными богословами. Главная мысль обозначенной в заглавии темы в общем проводится автором правильно. А. Дулевич раскрывает этот вопрос в духе ортодоксальных отцов: Бог и действительно наказывает за преступления; Страшный Суд будет осуществлен так, как об этом сообщает Писание (а не упоминаемые в его статье модернисты).

Всё же необходимо заметить: содержание работы было бы доступнее для безошибочного осмысления, если бы значение использованного И. Дулевичем понятия «ненависть в отношении беззаконников» было раскрыто более подробно. Наказание Божье, как в отношении праведников, так и в отношении грешников, следует связывать не только с Божественной благостью и справедливостью, о чём упоминается в статье, но и с Божественной педагогикой. И эта педагогика не исключает Божественной любви даже применительно к беззаконникам. Другое дело, что формы проявления Божественной любви действительно различны в отношении первых и вторых, как, собственно, различны и формы её восприятия первыми и вторыми. В этом смысле можно согласиться с автором, когда он утверждает: «Да, праведников Бог наказывает по любви… Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе».

ТЕРРИТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА

Когда мятежники приблизились к царскому дворцу, то Император спросил у приближенных: «Кто такой Фока?»— ему ответили: «Это отъяв­ленный трус». Император сказал: «Если он трус, то убьет меня».
Фока велел казнить не только Императора, но и всю его семью. Когда перед глазами Императора — отца казнили его детей, то он говорил: «Слава праведному суду Твоему, Господи». Кормилица младшего ребенка хотела заменить его своим сыном, но Император запретил ей сделать это.
Жители столицы, присутствовавшие на каз­ни, оставались равнодушными к смерти своего Императора и не пытались даже остановить это преступление. Фока воцарился через военный пе­реворот, но сам боялся своей армии, боялся, что с ним поступят так же, и поэтому начал свое царство с казней и ссылок. Он уничтожил лучшую часть своего войска и привел страну в бедствен­ное состояние. Один отшельник святой жизни вопрошал в молитве Бога: «Почему, Господи, Ты допустил казнь благочестивого Маврикия и отдал во власть тирана Фоки?» И был ему ответ: «По­тому что по всей земле Я искал человека хуже Фоки, чтобы наказать непокорный народ, но не нашел такого человека».

И не факт что это снова не повторится.