Наставления святых отцов мирянам

Моря засохнут, горы разрушатся, но слава Христа не исчерпается.
Смерть — это преображение. Не бойтесь смерти — боитесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие не сравнимо ни с чем.
Кто дал тебе душу, Тому она и принадлежит.
Неустанно стремитесь к Богу. Видя твоё стремление, Бог даст всё необходимое.
Не Господь оставляет человека, а человек оставляет Бога. Ад — это отдаление от Господа.
Праведник не боится Бога.
Бог — бесконечная любовь.
Кто любит доброту и справедливость, тот любит и Бога, и Бог его, как родного сына полюбит.
Только сердцем, полным любви можно обличать грехи другого человека.
Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь — это врождённый талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать.
Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.
Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела — это есть любовь.
Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди — больше этого нет ничего.
Бог от нас требует сердце, но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу. Помогай человеку неимущему – это и будет твоя жертва Богу. Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.
Когда творишь добро – на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь – опускаешься. Вся наша жизнь – такое движение.
Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его.
Все опасности мимо смиренного пройдут и не коснутся его. Без смирения в Царстве Небесное не войдёт никто.
Некоторые утверждают, что не испытывают блудной брани, но это глупость: пока существует разница между полами – будет и брань. Главное, ради любви ко Христу, не подойти к женщине, когда обуревает плотская страсть. Это и есть подвиг.
Горе тому монаху или монахине, кто не болеет о недугах своего народа.
Разве можно чувствовать себя спокойно, если кто-то ждет тебя снаружи. Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины.
Не беспокойтесь о плоти, думайте о спасении души. Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути.
Когда вкушаешь пищу – помни о голодном, жаждущем и страждущем.
Приверженцы Антихриста будут ходить раздетыми. Христиане же будут одеты прилично. По церковным канонам женщина не должна носить мужское одевание. По одежде человека видно его духовное состояние.
Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца.
В последние времена не смотрите на небо: можете прельститься чудесами, которые там будут происходить, — ошибётесь и погибните.
Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву „Отче наш“, перекрестить, окропить святой водой — и так освятится всякая пища»
У дьявола есть 666 сетей. Во времена антихриста люди будут ждать спасения из космоса. Это и станет самой большой уловкой дьявола: человечество будет просить помощи у инопланетян, не ведая, что они суть демоны.
Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит – антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для своего народа, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. И земля не убавится; перекрестишь, и она даст тебе хлеб.
Не бойтесь, главное не принять печать Антихриста на правую руку и лоб. Не ешьте хлеб человека принявшего печать Антихриста.
В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.
Некоторые говорят «на роду написано». Но если человеку было так «на роду написано», тогда почему же судит Бог? Свою «судьбу» мы создаём сами. Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, то судьба здесь ни при чём.
Человек не сможет проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог даёт человеку свободу. Человек делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать, — доверься Промыслу Божию, молись и не думай больше об этом.
Раньше, до грехопадения, духу подчинялась и душа, и плоть. После грехопадения, связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа движет телом. А дух её вразумляет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и знает всё о совести; различает хорошее от плохого.
Ты не осуждай, судя – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху в низ. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть.
Тот, кто отдаёт несправедливые приказы, грешит больше того, кто их выполняет.
Нельзя обожествлять земного человека.
Игуменство – это не только степень, сколько возможность смирения. Кому оно даётся для спасения, а кому для погибели.
Для Бога все грехи как камушки в море. Нет такого греха, который превосходил бы Его милосердие.
Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество.
Кто умалит себя, тот возвысится.
Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.
Без благословения ничего не делайте, пусть даже ангел в блистающих одеждах явится – благословение, данное настоятелем, не меняйте.
Осознай свою немощь, и Господь укрепит тебя.
Во чреве матери ребёнок всё слышит. Говорите ему слово Божие, и так воспитываете.
Для того живём на этом свете, чтобы творить добро.
Христианину не подобает ныть.
Бог своим высочайшим промыслом испытывает человека.
Монашествующим для спасения необходимо жить по Евангелию. Мирянам же надо исполнять десять заповедей.
Без воли Божией демон не может даже крошки сдвинуть.
Не всегда верь своим глазам и своим ушам – и то, и другое может обмануть.
Непристойно требовать от кого-то того, чего сам не давал.
Печатать иконы в светских газетах – большое преступление.
Плохо, когда язык бежит впереди, а разум остаётся позади.
Нарушение обещаний – большой грех.
Монашествующие должны жить в простоте. Простота – это благодать Божия.
Монах должен быть твёрдым, защищать правду, потому, что правда – это сам Бог.
Монах, как ревущий лев, должен защищать православие.
Надо иметь только один страх – страх совершить грех.
Всякий грех – это вражда с Богом. Одумайся! С кем враждуешь?!
Монашество – это борьба до последнего вздоха, стремление к Богу до смерти.
Монашество – это ангельский чин; надо пройти через огонь
Если у монашествующих нет смирения и покаяния, то они не спасутся, а погибнут.
Через скорби человек научится вере и любви.
Из монастыря надолго не уходи.
Если мирянин победит ради Христа свои страсти, будет приравнен к монахам.
Око – зеркало души: если душа сама не пожелает, оно на плохое не взглянет.
Бесчинство – бесстыдство – начало всякого зла!
Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиниться. Но если духовник учит ереси, — беги от него как от зла.
Время – большая милость. Оно даётся человеку для спасения.
Каяться надо больше сердцем, чем слезами.
Будь по чистоте и невинности сердца как ребёнок, но не по разуму.
Овладевая человеком, демон первым делом отнимает разум.
Когда при тебе ругают твою веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя.
Лучше быть стократ блудником, чем еретиком.
Когда необходимо защищать веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая веру – попадёшь в Царство Небесное.
Если станешь свидетелем воровства и не сможешь вмешаться, читай «Отче наш».
Для тех, кто находиться в аду, панихида – как для узника дневной свет.
Есть деньги, которые содержат долю Иуды. Не принимай как пожертвование «иудины деньги», так как они обязательно вовлекут в грех, из которого не скоро выберешься.
Нет такого грешника, которого не принял бы Бог через Покаяние и Причащение.
Враг любви — эгоизм. Эгоист ничего не отдаёт, хочет только получить. Даже всех богатств мира будет мало. Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча. Милость – это золото. Смирение – бриллиант.
Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в очах Божиих.
Экуменизм – это сверхъересь! Православная Церковь – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы православные, находимся на этом корабле.
Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенство? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.
Только сердцем, полным любви можно обличать грехи другого человека.
Гнев Божий на женщинах, сделавших аборт. Кайтесь и непрерывно молитесь, что бы Бог простил вам грех детоубийства.
Никогда не изменяй Богу. Перенеси все испытания – и двери Рая для тебя откроются.
Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу.
Человеку говори один раз, два раза, три раза, а если не поймет, оставь его.
Грузия воскреснет, как Лазарь. Пока в Грузии не будет коронованного царя, ничего хорошего не будет.
Грузия возродится, но через большие испытания. Когда скажут – уже все кончено – тогда воскреснет и воссияет!
Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.
Согрешил – сразу кайся.
Нельзя прикладываться к лицу иконы, достаточно приложиться к рамочке с благоговением. Надо прикладываться с любовью и с упованием.
Благодатное дело кормить голубей и других птиц.
Беспричинное упоминание имени Бога недопустимо; Нарушается третья заповедь.
Никогда не теряйте надежду на Промысл Божий.
Спрашиваешь, как молиться о врагах? Сперва начинай молиться о тех, кого больше всех любишь, на пример о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живёшь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, — и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своём враге.
Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить Ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир это увидел и души, которые должны спастись приехали бы сюда в Грузию.
Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех.
Не все спасутся. Бог не спасёт, если не будешь просить об этом. Кто спасёт свою душу и другим поможет словом и делом, тот исполнит заповеди Христа.
Грузия – земной удел Богоматери. Не оставляйте родину в трудные времена, не прогневляйте Матерь Божию!
О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору.
Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, — и ты, не раздумывая, отправишься в путь ради спасения ближнего — это и есть любовь.
Если имеешь всё, но не имеешь любви — считай, что ничего не имеешь.
В последнее время Грузия воссияет; Это будет духовный подъём, а не размахивание долларами, как думают некоторые. Много верующих соберутся в Грузии. То, что сотворили коммунисты лишь предисловие. А сейчас начинаются более важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя… Представьте мать пятерых детей: как она должна откормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес. по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость как поступить.
Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста.
То, что надо любить своего врага — это понятно, но как полюбить врага Христа? Его надо не ненавидеть, а жалеть. тогда сможешь и полюбить.
Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев.
Выше всех канонов и уставов — любовь.
Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом
Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра.
В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.
Молитесь обо всех. Оставляю вам завещание: молитесь, и ваши молитвы сдвинут горы.

Книги, спасающие душу… (Любимые православные книги)


Книги, спасающие душу… (Любимые православные книги)
Раньше я уже выкладывал список лучших русских книг-боевиков про спецназ и разведку. http://www.chitalnya.ru/work/1182592/Но в последнее время меня не покидает чувство вины: я рекомендовал интересные книги, но есть книги куда более духовно важные. Ведь, откровенно говоря, книги-боевики нынче я читаю очень мало.
Основное место у меня сегодня занимают книги духовного содержания, в которых содержатся ответы на важнейшие вопросы существования мира и человека. Только Православие, на мой взгляд, является носителем Божественной истины, поэтому только книги общепризнанных православных авторов я со спокойной совестью могу рекомендовать всем для спасения души.
Когда я задумывался об этом списке, понимал, что надо различать читателей, делающих первые шаги в познании православных истин и тех, кто эту стадию уже миновал. Себя я считаю всё ещё новоначальным. И в этой связи, конечно, сомневался: имею ли я право что-то предлагать. Но как, по словам Господа, всякий больной нуждается во враче, так и всякий больной, вероятно, имеет право поделиться радостью прочтений спасительных книг, которые могут помочь ещё кому-то. Я попытался собрать книги разного уровня, исходя из духовной пользы и собственного мироощущения. Никому не навязываю этот мой список. Он и не претендует на какую-то универсальность. Вполне понимаю его неполноту, но, поскольку у меня просят порой совета: какие духовные книги почитать, вот это именно то, что я сам читал и что рекомендую. Пусть каждый выберет то, что ему ближе и спасительней. Начните с того, на что откликнется Ваша душа, Ваша совесть, Ваше сердце.
ПЕРВОЕ. Основа основ христианства – это Евангелие (Благая Весть), т.е. Новый Завет Бога с человеком. Это Библия, Священное Писание.

Это самое первое, самое важное. С этого должен начать человек, желающий постигнуть основы Православия. И только изучив Новый Завет, переходить Ветхому. (Те, кто начинает с Ветхого, нередко не успевают дойти до самого главного и, сталкиваясь с трудностями в понимании, прекращают чтение). Новый Завет православному христианину нужно читать постоянно. И насколько же удивительно бывает, как вновь и вновь открываешь для себя новое в, кажется, уже давно известном тексте. Такова сила Божественного Откровения.
ВТОРОЕ- это святые отцы. Это Священное Предание.
Именно оно научат правильно понимать Святое Писание. Этого свершено не понимают протестанты и весьма поверхностно понимают католики. Убеждён: только глубоко изучив понимание различных положений Евангелия святыми отцами можно понять смысл христианства. Уже потом — всё остальное. Советы Святых Отцов о спасении воистину бесценны. Книги Нового Завета, как и труды святых отцов, желательно читать, совершив молитву.

Если текст Нового Завета сегодня легко доступен, известен всем и не очень велик по размеру, то писания святых отцов многочисленны и обширны. На чём же остановиться в первую очередь? И здесь мой ответ однозначен.

Самые лучшие труды святых отцов собраны в «Добротолюбие», многотомное издание, которое можно купить или скачать бесплатно. «Добротолю́бие» (греч.Φιλοκαλία — «Филокали́я») — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма. Сборник составлен Макарием Нотарасом, митрополитом Коринфским и Никодимом Святогорцем и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году. Напомню имена великих святых, труды которых в включены в сборник: Святой Антоний Великий, Святой Макарий Великий, Преподобный Исаия Отшельник, Святой Марк Подвижник, Авва Евагрий, Преподобный Феодор Студит, Святой Иоанн Кассиан Римлянин, Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский, Святой Ефрем Сирианин, Святой Иоанн Лествичник, Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн, Преподобный Авва Дорофей, Святой Исаак Сирианин, Святой Симеон Новый Богослов, Преподобный Никита Стифат, Феолипт, митрополит Филадельфийский, Святой Григорий Синаит, Никифор Уединенник, Святой Григорий Палама, архиепископ Солунский, Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы, Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, Преподобный Петр Дамаскин, Святой Каллист Катафигиот, Диадох Фотикийский, епископ Фотики в Епире Иллирийском, Преподобный Иоанн Карпафский, Блаженный Авва Зосима (Палестинский), Святой Максим Исповедник, Блаженный Авва Фалассий, Святой Феодор, епископ Едесский, Преподобный Феодор, Преподобный Иоанн Дамаскин, Преподобный Авва Филимон, Преподобный Феогност, Преподобный Филофей Синайский, Илия Пресвитер и Екдик, Симеон Метафраст.
На русский язык переводили этот знаменитый сборник Святой Паисий Величковский, а позднее Святитель Феофан Затворник. Имеется и аудиоверсия «Добротолюбия» (http://azbyka.ru/audio/dobro.html). Выжимки содержатся в «Добротолюбии для мирян», но, на мой взгляд, это слишком усечённое чтение.
Другой безусловный отбор работ и наставлений Святых Отцов – это Отечники, Патерики (многие знают, что «патер» переводится с греческого как «отец») и Прологи.
Рекомендую «Отечник», составленный св. отцом Игнатием Брянчаниновым, а также «Скитский Патерик», «Древний Патерик», «Афонский Патерик», который также легко найти в сети. Например, вот эта ссылка: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh
Очень я люблю Отечники. Русские Отечники особенно интересны тем, что позволяют ближе узнать наших святых отцов (Киево-Печерский Патерик, Соловецкий патерик, Русский Афонский Отечник, Оптинский патерик и другие). Книги эти вполне доступны и очень познавательны.О Святых Отцах древности, их прозорливости, душеспасительных советах можно почитать книги блаженного Иоанна Мосха «Луг духовный. Лимонарь или Синайский патерик», епископа Палладия Еленопольского «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов».
Но есть и знаменитые писатели среди святых отцов, на труды которых следует обратить внимание (частично эти труды включены в «Добротолюбие»). Это великие святые Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов и другие. Их книги заслуживают высочайшей оценки. Про каждого из них можно рассказывать много.

В России выпущено 12 томная «Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли». Эта антология собрала в себе душеполезные слова святых отцов, живших со II по XIX века. Она составлена по выборкам из творений 64 святых отцов и 30 патериков, подобранных по тематическим разделам в алфавитном порядке. В антологии святоотеческой мысли собрано около 386 тем, которые содержат в себе как чисто богословские проблемы, так и проблемы, касающиеся устроения жизни человека, спасения его души, нравственные вопросы, также и проблемы семьи, благочестия, воспитания детей, быта и другие. Такие книги можно читать бесконечно. Все 12 томов можно найти в интернете.
Среди великих православных книги нельзя не упомянуть труд Св. Иоанна Лествичника «Лествица». Назову также труд, который любят многие христиане за сочетание доступности и глубины: Авва Дорофей «Душеполезные поучения».

Из святых более позднего времени большой популярностью пользуются по праву труды двух жителей Святой Горы Афон: преподобного Никодима Святогорца (1749-1809) («Невидимая брань») и нашего современника Паисия Святогорца (1924 – 1994) («С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение», «Семейная жизнь» и «Страсти и добродетели», «Духовная борьба»). Об афонских отцах рекомендую почитать ещё одну книгу преподобного Паисия Святогорца: «Отцы-святогорцы и святогорские истории».
(Если по каким-то причинам книги этих Святых Отцов читать трудновато, то ни в коем случае не следует унывать. Вы к этим книгам обязательно вернётесь. Начните тогда читать документальную художественную литературу, которая указана в пятом и шестом разделах этого списка).
Люблю я и православные притчи, которые научают нас жизни через очень интересные истории. . Сам Иисус Христос давал мудрость через притчи и, таким образом, нас назидают и святые отцы. Есть книга, которая так и называется , в которой собраны евангельские притчи с пояснениями Святых отцов и притчи православных старцев и духовных писателей.
Среди великих русских святых, наших замечательных соотечественников, оставивших нам духовные наставления, нельзя обойти вниманием труды святых Киево-Печёрской лавры, и прежде всего, Антония и Феодосия Печёрских («Патерик Печёрский»), Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Оптинских Старцев. Многие вопросы жизни Православия рассмотрены именно у святых Игнатия и Феофана. В то же время мирянам удивительно близки и понятны поучения, составленные всенародными любимыми народными батюшками — святыми Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским.

Из святых ХХ века, написавших душеполезные труды, назову святого Луку Крымского (Войно-Ясенецкого) (1877 — 1961), оставившего нам замечательную книгу проповедей «Спешите идти за Христом».
ТРЕТЬЕ- это жития святых.
Собственно жития и труды святых отцов тесно связаны. Замечательные житии Антония Великого, Марии Египетской, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и др. Ну и конечно, упомяну наших родных русских святых, и особо, преподобного Сергия Радонежского, который хоть и не оставил нам духовных писаний, но вся его святая жизнь стала великим посланием нашему народу. Помимо официально жития, о жизни святого Сергия есть замечательная книга классика русской литературы Бориса Зайцева (Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский.).
Также следует обязательно изучить жизнь и подвиги других русских святых, и особенно, Антония и Феодосия Печёрских, Нила Сорского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Матроны Московской, Серафима Вырицкого, великих Оптинских Старцев. Есть фундаментальный многотомный труд, в котором рассказано о многих святых: «Жития Святых». Его автор Святитель Димитрий Ростовский.
ЧЕТВЁРТОЕ.Труды известных православных богословов и любимых народом батюшек.
Книг этих очень много. Блаженный Феофилакт Болгарский (XI-XII века) написал ряд книг, в которых даётся толкования на весь Новый завет, включая Послания апостолов. (http://azbyka.ru/otechnik/feofilakt_bolgarskij)
Не могу не сказать о замечательных книгах святителя Николая Сербского (Велимировича) (1880 — 1956). Рекомендую его книги: «Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви», «Верую. Вера образованных людей», «Во что мы верим? Объяснение Символа веры», «Беседы на Евангелия». Сразу даю ссылку: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij
И ещё два замечательных старца. Всемирную известность получил преподобный схимонах Паисий Святогорец (1924 — 1994) — святой блаженный старец , один из самых уважаемых духовных светил греческого народа XX века, старец и монах Афонской горы. Его перу принадлежит интереснейшая книга «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Хорошо, что нашлись люди и записали беседы со старцем, которые составили целых шесть томов. Их можно найти здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/
Пожалуй, не менее знаменит в Греции и другой чудесный старец, труды которого тоже читают во всём мире — старец Порфирий — преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906–.1991). Я испытал глубокую духовную радость, читая его книгу «Цветослов советов». Это сборник изречений старца Порфирия и рассказов о нём, извлеченных из разных публикаций его духовных детей. Изречения систематизированы по рубрикам «Брак», «Ссоры», «Любовь» и пр. Вот два небольших отрывка из книги:
«— Моя дочь, Геронда, ведет греховную жизнь. Как мне ее спасти?
— Своей собственной святостью. Только так. Святость родителей спасает их детей».
«Иной раз лучше промолчать и не разбирать поступки других. Я вспоминаю отца Порфирия, который говорил: «Когда ты отругаешь виновного, то что он станет делать? Он не только не станет тебя слушать, но еще и будет стараться защититься и доказать тебе, что ни в чем не виноват. Душа его закроется еще больше. Но если ты не будешь его ругать, душа его смягчится, вы станете друзьями, и рано или поздно он придет и признает свою ошибку». Поэтому будем чаще обращаться к Богу с теми просьбами, какие мы хотели бы высказать ближним. Хотим, например, чтобы муж стал лучше, переменился, покаялся? Выскажем это Богу, а супруга будем продолжать любить»».
Не менее интересна и автобиографическая книга старца Порфирия («Автобиография). Обе книги есть здесь:

Хочу напомнить имя святителя Василия (Преображенского) (1876–1945) и его удивительно глубокую книгу «Беседы на Евангелие от Марка». В этой книге даже много раз прочитанные слова Евангелия предстают перед нами в ещё более глубоком понимании.

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1881 — 1931) — богослов, философ и духовный писатель. Его перу принадлежат и великолепный рассказ о путешествии к отшельникам Абхазии «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор», и написанная в лагере книга «Преодоление земного притяжения».Диалоги о вере и неверии». В последней новоначальные христиане могут найти ответы на многие волнующие их вопросы.
Назову ещё нескольких авторов: митрополита Антония Сурожского (Блума), мемуары и богословские книги митрополита Вениамина (Федченкова), книги Святителя Николая Сербского (Велимировича). У святого Николая, в частности, есть небольшая книга, удивительно глубоко объясняющая молитву Господню («Объяснение молитвы «Отче наш»»).
Всем новоначальным рекомендую прочесть книги архимандрита Иоанна Крестьянкина («Письма и проповеди»), схиигумена Иоанна (Алексеева) «Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)».
Отец Александр Мень, как известно, написал большое количество богословских трудов. (Но некоторые из них всё-таки требуют определенной подготовки для понимания).
Для тех, кто более глубоко интересуется основами Православия рекомендую книгу русского профессора, вынужденного стать эмигрантом после революции, Георгия Александровича Знаменского (1890-1975) «Азбука православного вероучения».
Упомяну здесь и профессора Алексея Ильича Осипова, который, без сомнения, внёс большой вклад в просвещение миллионов православных через свои аудио и видео лекции. Среди его книг, особо рекомендую труд «Посмертная жизнь души».
Этой же теме кстати посвящён труд ещё одного удивительного православного писателя американца, принявшего православие, иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». И другие книги тоже очень интересны.
ПЯТОЕ. Иная духовная литература. Документальная проза, мемуары, публицистика.
Творчество замечательного церковного писателя Евгения Поселянина (настоящая фамилия — Погожев) (1870-1931 гг.), начавшееся по благословению прп. Амвросия Оптинского и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Он был репрессирован и почти забыт, но сегодня его труды возвращаются к нам. Уже издано его 11-томное собрание сочинений. Отмечу здесь некоторые его труды: «Святые вожди земли русской», «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников», его перевод с церковно-славянского книги «Патерик Печёрский или Отечник», в котором описаны житие и советы самых первых русских святых Киево-Печерской Лавры.
Большое впечатление получил я от книг русского духовного писателя Сергея Нилуса «Святыня под спудом», «На берегу Божьей реки»и др. Он собрал удивительные истории из жизни монахов Оптиной пустыни и православных чудесах. Его книги, написанные накануне страшных революционных потрясений, свидетельствуют, во-первых, что революционные события готовились прежде всего распространением массового безбожия в России. (Не в последнюю очередь по вине правящего класса и так называемого «образованного общества»). Во-вторых, что сами революционные события и братоубийственная война предвиделись святыми отцами и понимались как часть роста сатанизма в мире.
«Материнский Плач Святой Руси. Воспоминания княгини Наталии Владимiровны Урусовой»
Сборник воспоминаний «Отец Арсений».
Борис Ширяев «Неугасимая лампада».
Архимандрит Тихон (Агриков). «У Троицы окрыленные (Воспоминания)».
Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые». Очень популярная и интересная книга, которая читается на одном дыхании.
Монах Меркурий. «В горах Кавказа».
Священник Ярослав Шипов. «Долгота дней», «Лесная пустынь», «Райские хутора».
Протоиерей Андрей Ткачёв. «Страна чудес и другие рассказы».
Протоиерей Николай Агафонов. «Непридуманные истории». «Преодоление земного притяжения» (первая из книг — мемуарного характера, вторая — художественная проза).
Протоиерей Александр Авдюгин. «Батюшковские рассказы».
Священник Александр Дьяченко. «Плачущий ангел».
Иеродьякон Никон Муртазов. «Рассказы».
Олеся Николаева. «Небесный огонь».
Нина Павлова. «Рассказы».
«Мечеть Василия Блаженного» (публицистика).
Александр Богатырёв. Ведро незабудок и другие рассказы.
Валерий Лялин. Бесогон из Ольховки.
ШЕCТОЕ. Художественные произведения православного характера.
Начну с классики, с православного писателя Ивана Сергеевича Шмелёва («Пути Небесные», «Богомолье», «Лето Господне», «Старый Валаам»).
Очень рекомендую роман архим. Иоанна (Экономцева). «Свет Преображения. Записки провинциального священника».
Протоиерей Александр Торик написал серию замечательных книг о священнике Флавиане: «Флавиан», «Флавиан. Жизнь продолжается», «Флавиан. Восхождение». Его перу принадлежат и другие интересные книги: «Димон», «Русак», «Селафила».
И ещё одна книга, которая пользуется ныне популярностью. Юлия Николаевна Вознесенская «Мои посмертные приключения». Её с особенным интересом читают женщины.
Православные сайты, где можно скачать электронные и аудиокниги (назову лишь несколько):

http://azbyka.ru/ (разнообразные форматы)

Прошу Вас не как гордец, а как кающийся грешник: найдите время для спасения своей души!
Для самых начинающих (новоначальных) ещё раз скажу. Если у вас есть электронная книга, то скачайте и прочтите хотя бы рассказы батюшек для того, чтобы прикоснуться к нашей великой святыне — Православию.
17.10.2015, Омск
————————-
Это только предварительный список книг. Далее будет редактирование текста и пополнение списка. Буду рад Вашим советам и рекомендациям по пополнению списка.
Крайняя редакция 06.12.2018
———————————————————————
А вот мои ещё рекомендации по книгам:
—————————————————
Книги для младших школьников, которые я рекомендую (7-11 лет)

Книги для подростков, которые я рекомендую (12-16 лет)

Писания святых отцов

Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.

Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа, всех их и источник, и конец – святое Евангелие.

Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.

Многие, безумно отвергшие святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.

Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, – словом, спасению и христианскому совершенству.

Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.206

Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Опять же – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

* * *

Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви? Это их согласие, согласие чудное, величественное. Осьмнадцать веков свидетельствуют единогласно единое учение, учение Божественное! Когда в осеннюю, ясную ночь гляжу на чистое небо, усеянное бесчисленными звездами столь различных размеров, испускающими единый свет, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крылам, судов, бегущих под одним ветром к одной цели, к одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Какое между прочим учение нахожу в них? – Нахожу учение, повторенное всеми отцами, учение, что единственный путь к спасению – неуклонное последование наставлениям святых отцов. «Видел ли ты, – говорят они, – кого-либо прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов, – знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению отцов,207 из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви. Им она, как бесценным имуществом, препитывает чад своих».

Чтение отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии Западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества, в чем состоит падение человека, почему необходим Искупитель, в чем заключается спасение, доставленное и доставляемое Искупителем. Оно твердило мне: должно развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа мертва, а христианство – слово и наименование без осуществления его! Оно научило меня смотреть на вечность как на вечность, перед которой ничтожна и тысячелетняя земная жизнь, не только наша, измеряемая каким-нибудь полустолетием. Оно научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности, как в преддвериях приготовляются ко входу в великолепные царские чертоги. Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества – пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети. Что значит перед Христом все земное? Перед Христом, всемогущим Богом, Который дает Себя в имение, в вечный дар и собственность пылинке – человеку?.. Не стоит видимый мир, чтоб служить ему и им заниматься! Чем он награждает слуг своих? Сперва игрушками, потом гробом, тлением, темной неизвестностью будущности, рыданием ближних и вскоре забвением ими. Другие награды у слуг Христовых: они проводят здешнюю жизнь в изучении истины, в образовании себя ею. Претворенные ею – запечатлеваются Святым Духом, вступают в вечность, уже коротко ознакомленные с вечностью, приготовив себе блаженство в ней, извещенные в спасении: «Дух» Божий, – говорит апостол, – «все проницает, и глубины Божии» (1Кор. 2, 10): знание их Он сообщает Своим причастникам. Это с полной ясностью излагают святые отцы в своих священнолепных писаниях.

Писания отцов можно уподобить аптеке, в которой находится множество целительнейших лекарств, но больной, не знакомый с врачебным искусством и не имея руководителем врача, очень затруднится в выборе лекарства, приличествующего болезни его. Если же по самонадеянности и легкомыслию, не справясь основательно за неимением врача с врачебными книгами, больной торопливо решится сам на выбор и принятие лекарства, то выбор этот может быть самым неудачным. Лекарство, само собой целительное, может оказаться не только бесполезным, но и очень вредным. В положение, подобное положению такого больного, поставлены мы за неимением духоносных руководителей по отношению к писаниям святых отцов о тайнодействии сердечной молитвы и ее последствиях. Учение о молитве в дошедших до нас отеческих книгах изложено с удовлетворительными полнотой и ясностью, но мы, будучи поставлены при неведении нашем перед этими книгами, в которых изображены в величайшем разнообразии делания и состояния новоначальных, средних и совершенных, находим себя в крайнем затруднении при избрании делания и состояния, нам свойственных. Несказанно счастлив тот, кто поймет и ощутит эту затруднительность. Не поняв ее, при поверхностном чтении святых отцов, поверхностно ознакомясь с предлагаемыми ими деланиями, многие приняли на себя делание, не свойственное себе, и нанесли себе вред.

«По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16), – сказал Спаситель. Известно всем, какими преступлениями, какими потоками крови, каким поведением, решительно противохристианским, выразили западные фанатики свой уродливый образ мыслей, свое уродливое чувство сердечное. Святые отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений – приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе перед милосердием Создателя. Они сперва научают обуздывать нечистые стремления нашего тела, делать его легким, способным к духовной деятельности, потом обращаются к уму, выправляют его образ мыслей, его разум, очищая его от мыслей, усвоившихся нам по падении нашем, заменяя их мыслями обновленного естества человеческого, живо изображенного в Евангелии. С исправлением ума святые отцы заботятся об исправлении сердца, об изменении его навыков и ощущений. Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противоположным, – это труд, это усильная продолжительная работа, это – борьба неимоверная. Лютость этой борьбы отцы выражают так: «Дай кровь и прими дух». Значит, надо умертвить все греховные пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящие от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа. Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, «незаконно подвизающихся,» делают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей, за недостижением истины – сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все «незаконно подвизающиеся» находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг. На них-то с жадностью кидается, их-то проповедует преимущественно святыми и духовными, достойными стоять возле Священного Писания слепотствующий и гордый мир, признающий себя просвещенным в высшей степени и потому не нуждающимся держаться неотступно Преданий Восточной Церкви.

В святых отцах Восточной Церкви отнюдь не видно разгоряченного состояния крови. Они никогда не приходят в энтузиазм, который, будучи рождением крови, часто на Западе искал пролития крови. Из их сочинений дышит истинное самоотвержение, дышит благоухание Святого Духа, мертвящее страсти. От этого благоухания бегут прочь сыны мира, как осы улетают прочь от курящегося фимиама. «Мир любит свое», – сказал Господь. Сочинения западных писателей, написавших из состояния самообольщения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются, перепечатываются; им произносятся, пишутся и печатаются громкие похвалы; то, что исполнено смертоносного яду, одобряется и утверждается. Сочинения святых отцов забыты! То, что они с давних времен приняты Святою Церковью, признавались единым правильным руководством в подвижнической жизни, нисколько не принимается в уважение. Их сочинения критикуют, находят в них несообразности, противоречие Священному Писанию. Всему этому причиной, что святые отцы наставлены были Духом Святым, что они отвергли премудрость мира для стяжания премудрости Духа. Тщетны покушения тех, которые, вопреки учению апостола, вопреки учению Церкви покушаются войти в премудрость Духа премудростию мира. И «запинаются премудрые в коварстве их» (1Кор. 3, 19),208 преткнулись, пали падением страшным. Они захотели «духовное» объяснить темным душевным разумом, – и это «духовное» в писаниях святых отцов показалось им странным, противоречащим Священному Писанию. «Соображая духовное с духовным», – сказал святой апостол Павел. – «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2, 13–14).

Что значит иноческая добродетель – послушание? Она – признание разума человеческого падшим и потому отвержение его буйством веры. От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который извещенная вера. Иноческое послушание процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму. Руководство писаниями святых отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека. Чудная книга – ум и сердце, исписанные Святым Духом! Так и дышит из нее жизнь! Так и сообщается эта жизнь слушающим с верою. Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскуднении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того должно признать погибшим.

Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых отцов! Не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием – чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого?

Отвечаю: непременно нужно при чтении Писания чтение святых отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святой апостол Петр о Священном Писании: «всяко пророчество книжно по своему сказанию не бывает. Не бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» (2Пет. 1, 20–21).209 Как же вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи – пророки и апостолы – написали его; вдохновенные Богом мужи – святые отцы – истолковали его. Поэтому всякому желающему стяжать истинное познание Священного Писания необходимо чтение святых отцов. Если ж вы ограничитесь чтением одного Священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно вам будет избегнуть заблуждений; потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия,.. и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2, 14, 11).

Особенно ненавидят отеческие писания еретики всех времен: писания отцов открывают прямой смысл Священного Писания, который враги истины хотели бы исказить для утверждения своих лжеумствований. Ересиарх Евтихий выразил свое нерасположение к отцам на Поместном Константинопольском Соборе. «Священное Писание, – лукаво сказал он, – следует больше уважать, нежели отцов», – и сказал потому, что тогда писаниями святых патриархов Александрии Афанасия Великого и недавно почившего Кирилла ясно обличалось его заблуждение богохульное. Вселенская Церковь, напротив, всегда питала особенное уважение к отеческим писаниям: этими писаниями сохранялось единение церковное, для которого необходимо всеми принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские Соборы всегда начинались с чтения тех отеческих писаний, в которых с особенной подробностью излагались догмат или предание, рассмотрение которых составляло предмет совещаний Собора. И опираясь на отеческие писания, Собор обличал ересь, произносил православное учение и исповедание. Точно так же и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались отеческими писаниями, только тогда они переходили к чтению преимущественно Священного Писания, когда уже достигли особенного духовного преуспеяния. «Глубоко море Писания, – сказал святой Иоанн Лествичник, – и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде и касаться богословия страстному».210 Эта опасность, это бедствие, очевидно, заключается в произвольном толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение.

Напрасно еретики выставляют свое мнимое уважение к Священному Писанию, коварно намекают, что Православная Церковь мало его уважает, излишне уважая святых отцов, которых они отвергают, которых они осыпают клеветами и ругательствами бесстыдными и бессовестными. Уважение еретиков к Священному Писанию – ложное, лицемерное: что за уважение к Слову Божию, когда предоставлено каждому, как бы он порочен ни был, понимать и толковать его произвольно? Святая Церковь, принимая благодатное толкование Священного Писания святыми отцами, этим самым доказывает свое глубокое уважение к Священному Писанию: она чтит его, как должно чтить Слово Божие. Она научает чад своих не быть дерзкими относительно Слова Божия, удерживает их от гордостного своеволия и бесчиния, повелевает воспитываться чтением святых отцов и при руководстве их проникать в чудный свет Слова Божия, поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть на него без должного приготовления, умом нечистым и сердцем грехолюбивым. Стоит только обратить внимание на богослужение Восточной Церкви, чтобы убедиться в ее глубоком благоговении к Священному Писанию. Евангелие-всесвятая книга, заключающая в себе слова, произнесенные к человекам Самим воплотившимся Богом, – всегда присутствует на святом престоле, живо изображая Самого Христа. К всенародному чтению его допускаются одни священные лица; когда оно читается, все внимают ему как говорящему Христу: когда оно выносится из алтаря, предшествуют ему зажженные свечи. Выносится оно и полагается на аналой среди храма, тогда все присутствующие православные христиане благоговейно преклоняют перед ним колена, как перед Словом Божиим, со страхом и любовью лобызают его. А в это время еретик, только что хвалившийся уважением своим к Священному Писанию, соблазняется на благоговение чад Святой Церкви перед Евангелием, насмешливо называет их поклонение Слову Божию идолопоклонством, поклонением бумаге, чернилам, переплету; несчастный слепец! он видит в этой книге только бумагу, чернила, переплет – не видит Евангелия Христова. Всенародное чтение апостольских Посланий совершается диаконами и чтецами; чтение прочего Священного Писания совершается чтецами посреди храма. Церковные же песнопения, сочиненные святыми отцами, содержат в себе полный курс догматического и нравственного богословия. Слава Богу, сохранившему Церковь Свою в чистоте и святыне! Слава святой Восточной Церкви, единой святой и истинной! Все предания, все обычаи ее святы, благоухают духовным помазанием! Да постыдятся все противомудрствующие ей, все отделяющиеся от единения с нею.

Имейте благоговение к Священному Писанию, благоговение, должное для истинного сына истинной Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к писаниям отеческим. Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, действовал в святых учителях и пастырях церковных: свидетель этого догмата святой апостол. «Иных Бог,» – говорит он, – «поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор. 12, 28).

Сообразно словам апостола, словам Священного Писания и указанию Церкви – первое место в благочестивом чтении вашем должны занимать писания апостолов. Между писаниями апостолов первое место занимает Евангелие. Чтобы правильно понимать Новый Завет, читайте святых учителей церковных, читайте и Псалтирь, и прочие книги Ветхого Завета. Очищайте себя евангельскими заповедями и благочестивыми подвигами. Сообразно чистоте души является ей Бог, открывается ей Божие Слово, для плотских очей прикрытое непроницаемой завесой слова человеческого.

Наставления мирянам старца Алексия, иеросхимонаха Зосимовой Пустыни

Биография

Родился в Москве в семье протоиерея. В 1866 г. окончил Московскую духовную семинарию. С 1867 г. служил диаконом в Николо-Толмачевском храме. В 1872 г. умерла жена.

С 1905 — иерей Успенского собора Московского Кремля. В 1898 г. уволен из Успенского собора по собственному желанию и поступил в братию Зосимовой пустыни Московской епархии, иеромонах.

Духовник обители. В 1908 г. ушел в полузатвор. В 1909 г. участвовал в Съезде московского монашества.

В 1916 г. ушел в полный затвор, однако в 1917 г. избран членом Поместного Собора от монашествующих и принимал участие в избрании патриарха Тихона (5 ноября 1917 г. вынул жребий с именем Святителя Тихона).

В 1919 г. пострижен в схиму. В 1923 г. после закрытия Зосимовой пустыни переехал на жительство в Сергиев Посад. Скончался в Сергиевом Посаде. Погребен на Кукуевском кладбище.

Причислен к лику святых 20 августа 2000 г.

О Святом Причащении батюшка говорил так: «Плоды Святого Причащения — здоровье души и тела, мир душевный, какая-то радость духовная, легкое отношение к внешним скорбям и болезням. Бывает, например, так. Больной, причастившись Святых Тайн, говорит: «Если бы я еще дольше не причащался, давно бы умер».

Эти плоды действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, и недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к Таинству — своекорыстно».

Если кто-либо спрашивал батюшку о чтении молитв, нужно ли вычитывать все или можно что-либо пропустить, то он иногда отвечал так: «Лучше перевиться, чем недомолиться». И, кажется, это он не От себя говорил, а ссылаясь на кого-то.

Об осуждении отец Алексий как-то сказал: «Осуждаем, детынька, оттого, что за собой не смотрим и себя наперед не осуждаем. Не осуждай никого, не клевещи и не давай неправильных советов ближним, ну а если тебе придется сделать это, то спеши исправить зло. Скажи, что ты неправильно сделала, предупреди, извинись письмом, наконец, если не можешь увидеться, а то, знаешь, много неприятностей от этого бывает».

О гордости и помыслах тщеславия старец говорил следующее: «Гордиться нам нечем, ведь если и есть что хорошее в нас, то не наше, а Божие. Нашего ничего нет. Когда тебе в голову придет гордый и тщеславный помысел о себе, так ты гони его сию же минуту и говори прямо вслух: «Знаю я, какая я хорошая. А это кто сделал, а это кто сделал?» И начни перебирать свои грехи — помысел и отойдет».

Жалующиеся на свою тяжелую жизнь и на множество недостатков и грехов слышали от него следующие слова: «Не ропщи, детынька, не надо, если бы Господь забыл тебя или не был к тебе милостив, то Жива-то не была бы. Только ты не видишь Его милостей, потому что хочешь своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее. Молись всегда об избавлении от скорбей и от грехов, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу; «Обаче, Господи, да будет воля Твоя».

Спрашивала я как-то старца, можно ли играть на рояле и танцевать. Батюшка сказал так: «Играть на рояле благословляю только классические вещи, например Бетховена, Шопена. Есть и некоторые легкие вещички хорошие, но вообще легкая музыка служит только страстям человеческим, там, знаешь, и аккорды-то все страстные. Ну а танцы — это совсем дело бесовское, унижающее достоинство человека. Знаешь, я как-то, когда был еще в миру, смотрел раз из своего окна и увидел в окне напротив бал. Так мне со стороны смешно даже смотреть было — кривляются люди, прыгают, ну точь-в-точь как блохи».

«Батюшка, — сказала я как-то старцу на исповеди, — я очень жестокая, не умею жалеть несчастных и больных людей». На это старец ответил мне: «Надо быть милостивой, детынька: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Главное же, милуй души согрешающих ближних, потому что больных и страждущих душой надо жалеть больше, чем больных и страждущих телом. Милуй и не причиняй страданий даже животным, потому что и о них в Писании сказано: блажен, иже и скоты милует…»

О духовных подвигах и работе над собой батюшка говорил так: «Не вдавайся очень в подвиги и желания через меру, выше твоих сил, можешь легко погибнуть. Иди средним путем. Средний путь — царский. Нет цены умеренному деланию. Когда на молитве ты вдруг заплачешь, если вспомнишь, что кто-то тебя обидел или на тебя гневался, эти слезы не на пользу душе. Вообще, нужно подавлять слезы, чтобы не превозноситься, что «вот я какая — уже молюсь со слезами!» Если будешь думать о своих грехах и читать покаянные молитвы — это спасительно. Вообще же, знай, что враг всегда настороже, всегда за тобой следит, смотрит на выражение твоего лица, твоих глаз и старается уловить твою слабую сторону, слабую струнку: гордость ли, тщеславие ли, уныние».

О помыслах нечистых и хульных и о борьбе с ними старец постоянно говорил так: «Все такие помыслы отгоняй молитвой Иисусовой, а когда они очень уж будут докучать тебе, то ты, незаметно для других, плюнь на них и на диавола, тебя смущающего. Ведь когда при крещении христианин сочетается со Христом, он и на диавола, и на дела его и дует, и плюет — так и ты делай! Святые отцы учат, что на хульные помыслы совсем не следует обращать внимания — сами тогда отскочат. Нужно только сказать врагу: «Это не моя мысль, а твоя, навеянная». Если он возразит — нет, твоя, то ответь ему: «Мой духовник мне приказал так говорить» — и тотчас враг отбежит от тебя».

Против скуки, уныния есть несколько средств: молитва, дело, поделье и, наконец, завернуть себя в мантию и уснуть. Когда на монаха надевают мантию, тогда начинается борьба сатаны с ним.

Когда во время Херувимской или в другие важные минуты приходят в голову разные житейские мысли, нужно тотчас прибегать к Иисусовой молитве. Твори крестное знамение и произноси молитву Иисусову тихонько вслух, это поможет не блуждать мыслями. Нужно собрать мысли и молиться с умилением, с сердечным сокрушением и детским доверием. Господь за такое доверие пошлет умиление, тогда и ощутишь великий плод от такой молитвы. Понуждай себя. Итак, если не будешь себя понуждать к молитве, то заглохнет в тебе молитвенный порыв. Сначала трудно, а затем как бы потечет внутренняя молитва, но принуждать себя надо непременно.

Если ты и идешь утром в храм, то все равно полагается читать утренние молитвы. Нужно их прочесть дома, можно опустить только по болезни или если проспишь.

Как-то я спросила батюшку: «Нужно ли кланяться первой всем знакомым, которые встречаются, будь они старше или моложе меня?» Батюшка велел всегда и всем кланяться первой. Да и сам старец всю свою жизнь был ко всем внимателен и первый всем кланялся.

Если по приказанию врача приходилось так или иначе нарушать пост, батюшка велел себя окаявать и молиться: «Господи, прости меня, что я, по предписанию врача, по своей немощи нарушила святой пост», — а не думать, что это как будто так и полагается. Смирять себя нужно.

Однажды мне попало от старца за то, что оставляю детей одних дома и, вместо того чтобы следить за их учебой и поведением, отправляюсь в храм. В результате сын Андрей стал плохо учиться, пропускал уроки, и, наконец, меня вызвали в школу для объяснений. Батюшка страшно волновался, говоря: «Помни, я это сейчас говорю и на Страшном Суде скажу, что говорил тебе об этом. Тебя не спросят, какой ты была псаломщицей, а спросят, как ты детей воспитала».

О духовной жизни старец говорил, что у многих ее залогом являются духовные ощущения, а нужно поработать самому, чтобы получить постоянное духовное настроение, нужно приобрести тишину души, собранность мыслей, смирение. Никогда не нужно браться за духовные подвиги ради ощущаемой от них сладости, но исключительно только для приобретения покаяния.

Если старец благословлял на какое-нибудь дело особенно охотно, то говорил: «Обеими руками тебя благословляю». А если старец накладывал на кого-нибудь епитимию, то предварительно всегда разузнавал о состоянии здоровья и физических силах этого человека. С истинно отеческой заботой следил он за здоровьем своих духовных чад, оберегал их от всех возможных опасностей.

Своих духовных детей он учил зорко следить за движениями своей души, указывая, с какой великой осторожностью необходимо всесторонне разбираться в каждом грехе отдельно, доискиваясь до его причин, начала, и следить за его последствиями.

Старец часто говорил, что жизнь наша должна быть подобна колеснице, у которой переднее правое колесо есть смирение, левое — самоукорение, а на задней оси — терпение и предание себя воле Божией. А вот и еще слова старца: «Если ты заручишься крыльями смирения, терпения, самоукорения и молитвы, то у тебя появятся страх Божий и память смертная. Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».

«Никогда не ложись спать не помолившись, — учил старец, — а вдруг в эту ночь тебе придется умереть, а ты легла не помолясь. Всегда во всем себя укоряй, сознавай свою немощь, кайся, плачь перед Богом».

Были у него и практические советы.

«Когда кто страдает бессонницей, нужно молиться седмочисленным мученикам, а чтобы сон не одолевал во время молитвы, нужно молиться Спасителю, Божией Матери и святому великомученику Пантелеймону. Если по какой-нибудь уважительной причине не можешь прочитать положенных молитв, то не нужно расстраиваться. Богу наша молитва не нужна, а нужна Ему наша любовь».

Одна богомолка подошла к старцу с жалобой, что все домашние ее обижают. Старец ответил: «Надо считать себя хуже всех и на обиду говорить: «Простите меня, Христа ради». Тогда и обиду не почувствуешь, и обижать никто не станет. А то тебе — слово, а ты десять. Полезем в трубу, вымажемся сажей, да и удивляемся, откуда это?»

При недомогании старец рекомендовал обращаться к врачам, говорил, что доктора вразумляются Богом, но к лечению нужно прибегать с молитвой. Интересен рассказ одной толмачевской прихожанки Е. И. Шульгиной, второй сын которой родился глухонемым. Она очень тяжело переживала это горе, временами доходила до отчаяния. По совету Е.Л.Четверухиной, она поехала в Зосимову пустынь. Е. И. все рассказала старцу и стала просить его помолиться о сыне, о его исцелении. Батюшка решительно отказался. «Ты должна радоваться, ты счастливая, — говорил ей старец, — что в наше горькое время твой сын не скажет и не услышит ничего дурного. А молиться о сыне твоем надо так: «Господи, если нужно для славы имени Твоего, чтобы сын мой говорил, то дай ему это, если же нет на то Твоей святой воли, то пусть он останется глухонемым». Этот ответ батюшка произнес таким твердым и решительным голосом, что Е. И. ничего не могла возразить. И даже, наоборот, она не только перестала вдруг печалиться и тосковать, но вышла от старца вполне успокоенной и с тех пор совершенно покорилась воле Божией.

Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе.

Быстрые движения не грешны, но это нехорошо: тогда утрачивается женственность. Ведь женщины должны служить примером. Нужно ходить спокойно, с опущенными глазами. Молю и прошу обратить на это внимание.

Старец считал, что хорошо воздерживаться в еде, если здоровье это позволяет, но отнюдь не во вред себе.

Не нужно быть недоверчивым, подозрительным, а нужно стараться всем верить.

Старец внушал бдительно следить за детьми, не позволять им целовать кошек, собак, особенно спать с ними, а также не позволять детям спать на одной кровати вдвоем.

Против блудной страсти нужно себя охранять следующим образом: никогда никого не осуждать, не гордиться, быть скромно одетой, в комнате должно быть все просто, немного есть и не слишком много спать — вот это главное.

«Мы всюду окружены соблазнами, — говорил батюшка, — но можно жить среди грешных, а самому не грешить, и наоборот. Надо поддерживать всегда и везде горение духа».

Не нужно лениться, но и сверх сил работать тоже не следует.

Не ходи во время поста в те дома, где тебя заставляют есть скоромное, или же говори, не стесняясь, что ты соблюдаешь устав Святой Церкви по собственному глубокому убеждению.

Скорби — это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество.

«Унывать не надо, — говорил старец, — а как увидишь, что согрешила, тотчас же, где бы ты ни была, кайся в душе перед Господом, а вечером особо. Так поступай всегда и чаще исповедуйся. На это ведь нам дано покаяние — очищение наше. А уныние — дело бесовское. Нельзя отчаиваться: пал — восстани, постарайся исправиться. Крепко надейся на Божие милосердие и на Его Искупительную Жертву».

Никогда не лги — это тяжкий грех. Ложь — от сатаны, он отец лжи. Говоря неправду, ты становишься его сообщником. Не клевещи ни на кого.

О чтении духовных книг и святого Евангелия старец говорил: «Не ленись читать слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине». Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь. В первую очередь он советовал читать также наставления аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского. «Духовные книги, — говорил старец, — нужно читать каждый день, чтобы питать душу. Есть и стихотворения, которые возвышают душу». Отец Алексий настоятельно советовал читать Библию и просил бороться против ложного мнения, что в Библии есть нечто соблазнительное и ее нельзя давать молодым. Он соглашался с Апостолом, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16).

Святые отцы говорят: «Рассуждение выше всего, смирение дороже всего, молчание лучше всего, а послушание — это такая добродетель, без которой невозможно спастись».

Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так — хоть всю жизнь не ешь.

Гордость надо побеждать тремя словами: «куда я падала?»

Важно еще отметить уроки батюшки о молитве.

Когда молишься, представляй, что Бог там, вверху, и видит тебя, а ты внизу, на земле. При молитве заключай ум в слова молитвы, то есть молись со вниманием. Если ум рассеивается, отбегает от слов молитвы, снова вводи его в эти священные слова, и так все время, постоянно.

Молитве помогут уединение и безмолвие. Как в огражденной стенами комнате ясно слышится входящий в нее звук, так и молитва, особенно же молитва Иисусова, ограждаемая уединением и безмолвием, совершается с большей полезностью для души.

Еще отец Алексий советовал чаще причащаться Святых Тайн, чаще очищать свою совесть исповедью: раз или два в месяц. На исповеди нужно открываться не только в дурных помыслах, но также и в хороших. Он говорил, что те, которые думают, что будто бы нельзя причащаться раньше чем через 40 дней, просто выдумали это, так как не хотят часто исповедоваться. О тайне исповеди старец часто говорил так: «Будь покойна, детынька, старческая душа — могила, что слышала она, то и похоронила в себе навеки и никому того не отдаст. Не надо и тебе другим рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь — это тайна твоя и духовника. Мало ли что может духовник сказать тебе на исповеди, что сказать-то другим неполезно».

Помню, я однажды сказала отцу Алексию с горечью, что не чувствую в себе сердечной теплоты и любви к Божией Матери. Он мне так ответил: «Когда будешь растить детей и прибегать с молитвой к Божией Матери, тогда у тебя и чувства к Ней появятся». Много раз вспоминала я после эти слова батюшки и убеждалась в их истинности.

Нужно себя понуждать исполнять церковные установления, молиться. Сначала будет трудно, но потом станет легко, так что часами простоишь на молитве, сладость от этого ощутишь.

Нужно стараться согревать в себе чувства раскаяния, сердечного покаяния перед Богом. Не нужно прибегать ни к каким приемам, а просто только развивать в себе чувство глубокого, искреннего покаяния. Мало-помалу преуспеешь и тогда почувствуешь великую сладость от молитвы.

Если нет времени, читай половину правила или сколько сможешь, но только всегда с благоговейным чувством, иначе ты прогневаешь Бога своей недостойной молитвой. Я знаю одного человека, простого, необразованного, которого Господь сподобил такой благодати, что он каждый раз, как становится на молитву, проливает потоки слез.

Если нет духа исповедничества, трудно будет умирать. Тяжело будет отвечать перед Богом, которого не исповедовала открыто, а только тайно, боясь насмешек. Ты стыдилась отвечать неверующим, открыто исповедовать свою веру. Всегда, при любых обстоятельствах, можно говорить о Боге. Например, дети тебе скажут: «Нам не удается какая-то арифметическая задача». А ты в ответ: «Ничего, с Божией помощью одолеете ее. Молитесь Богу усерднее» и т.д. На каждом шагу можешь так поступать.

Если мы не молимся и не призываем нашего Ангела-Хранителя себе на помощь, то мы этим оскорбляем Бога, Который нам со дня нашего рождения приставил его как хранителя души и тела.

Если старцу казалось, что кто-то ушел от него неудовлетворенным, неуспокоенным, он волновался, звал обратно, снова беседовал, все подробно объяснял и только тогда отпускал. При прощании несколько раз крестил, да еще разными крестами: большим и малым. Всех духовно обогревал. Около старца ощущалась такая благодать, что человек еще долго после беседы с ним находился в благодатном состоянии духа.