Научи меня оправданиям твоим

    ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ДОМУ
    (1987)

    ФУГЕТТА НА ТЕМУ ТИЦИАНА ТАБИДЗЕ
    (ВСТУПЛЕНИЕ)

      Так давай же заквасим мацони слов

        Окроханы. Пер. С.Заславского

      SIZE>

«Не пиши, поэт, поленись»
а там и март придет с прелыми миражами
и простывшим кисловатым глотком с родины Тициана
ты встретишь его

а потом ты заберешься с ногами
на вросшую в снег залитую солнечным светом
скамейку в каком-нибудь
городском сквере

и будешь ежась из-под наста выколупывать прутиком
крупинки сажи

Ночью в теплом метро ты снова напишешь
свое первое стихотворенье

МАЛЕНЬКАЯ КАНТАТА
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УЧЕНИКА И РУССКОГО ХОРА

      В.Кучерявкину

Регент: Слава в вышних Богу
и на земли мир
в человецех благоволение

Учитель: Речь не забыта и дубравы не выжжены
но вот они сколько их видишь
эти чужие русские села между
с горячею кровью стволами вылезшие
от усердия вены реки корявые
с драками схожие танцы а дальше
проволоки колючей пурги из распухшего
чрева тайги
нефтетеченье

Ученик: И это все? Но учитель
ведь Вы ничего не сказали о родине об
обличье ее
в бессчетных ее падежах

Учитель: Кеман вейкинень Пазнень Тетянень весе
кирдицанень
менилень и модань теицень
конат неявить и а неявить color>

Хор: Благословен еси Господи
научи мя
оправданием Твоим

    *color> Начало «Символа веры» по-эрзянски.size>

ВЕСНА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

В.Кривулину

звука
как мало чистого звука в наших стихах разве что
где-то на Поклонной горе пропевшая птица
автомобильный клаксон внизу на шоссе

солнце
Боже мой снова солнце
греет шубу слепит

зажмуришься —
красная пелена
не смотри на него зажмурься зажмурься
слушай

S. ERSIA

    Учись у них: у дуба, у березы

      Фет

size>

Старики в высоких шапках
кора морщин глаз угадываемость
они в могучих стволах укрываются
от пронизывающих ветров перемен

Великий мордвин резцом провел
границы их бессмертий

Живой душой войти
в ствол нации

ЭКСПРОМТ

Отчего
так холоден ветер этой новой весны
скуп так на запахи
от которых можно
сквозь слезы смотреть на проспект

Отчего
не удержать дыхания в ладони
не удержать дыханья твоего в своей ладони
как память о тебе не удержать в глазах своих
закрыв лицо ладонью

ЧЕРЕЗ МОСКВУ

Что осталось
в глохнущем сердце твоем ливень ли
тротуар у метро затопивший
стук трамваев безлюдных
у вновь открытого монастыря

номера поездов цифры зеленоватые
на дрожащем экране

Но только
летаргия событий отпускает я это остро запомнил
отступая вместе с пыльной платформой
вместе с движеньем ущербной толпы
у вокзала Казанского

В САРАНСКЕ

Второй уже день ветер приносит дождь
от одной из русских границ
Второй уже день переезжая взбухший Инсар
я вижу мутную воду

и только изредка чистое небо
и только изредка крест над невзорванной церковью
и лоскуты речи мордовской
на вокзале на остановках троллейбуса
у опустошенных витрин

их вкрапленье случайно
и еще случайнее ты в уродливом городе
на дне этом жестком
нашей прародины общей

ТЕМНИКОВ. СТАРЫЙ МОСКОВСКИЙ ТРАКТ

Видишь: ангел сказала ты мне
Мы спешили и не долго смотрели на запад
Стрела (наверное это и есть цвет пурпура)
готова быть вложенной в лук
если я точно запомнил темно-синий
почти фиолетовый

А старый тракт на Москву тракторами разбит
и вся пойма речная в тумане вечернем
и деревенские звуки вдали блеянье мык
и дети где-то рядом совсем
по-мокшански перекликаются

ПАНК ТЮШТЯН НА БЕРЕГУ РАВА

      Кода ютавсть сынь морянть трокс —
      Тарказонзо морясь арась.

      size> color>

на какого соседа
ведет панк Тюштян эрзю?
из-за врага какого
Тюштян-владыка мокшу объединил?

Ведь не ради кабанов
воины так туго набили колчаны
не для медвежьей облавы
горит такое множество костров

Панк Тюштян с сыновьями
обходит у реки собравшуюся эрзю
сам Тюштян-владыка и сыновья его
считают мокшу, сидящую на берегу

Только зря баранов
Чама-пазу воины резали
впустую «Шкай, оцю шкай»
кричали храбрецы

Завтра московский воевода
в Раве — большой реке непорубленных перетопит
завтра казанский мурза
выплывших копытами будет топтать

Но мы, те из эрзи, что выжили
никогда не расскажем нашим детям правды
да, мы из мокши, что уцелели,
дома о том, как было, промолчим

Пусть не радуются русские:
панк Тюштян с лучшими из эрзи
пробился на Теплое море
пусть не кичатся татары:
Тюштян-владыка самых храбрых из мокши
на Теплое море увел.

size>

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

А поскольку
автомобильный шум на мокром от дождя
светящемся проспекте естественней
чем ветра свист на острие пики
к правой ноге у стремени прижатой

И поскольку
не более чем любопытно что кто-то с кем-то
первым преломил копье в какой-то точке
полулесной полустепной равнины
мордовской ли славянской половецкой
которую мы называем Россией довольно неточно
и кажется сомнительно

То и почти непредставим
вой женщины отчасти конечно ритуальный
до восхода солнечного
до лунного исчезновенья
на ветру
и даже может быть на городской стене

Ведь раны кровавые
на телах жестоких
утерты

* * *

Ты мне сегодня
дозволил быть виночерпием
на пиршестве Своем осеннем

О сколько этих
кленовых ссохшихся ладоней к Тебе тянулось
царапая асфальт

Ты утешал их ветром
но стоны не смолкали словно это растоптанные
черновики стихов

Еще так может
предупредить о смерти затаившейся язык которому
умолкнуть завтра

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. СОН
(НАКАНУНЕ ВСТРЕЧИ С ПОЭТОМ)

Г.Н.Айги

и все же
я возвращусь туда откуда
не уходил

(вычеркиваем сразу:
мать в сапогах с отрезанными голенищами
в платке рогатом)

и звук отрою

я звук родной отрою из-под снега

(собственно
как только справлюсь
с надеждой улыбчивой)

и зимою
в дубовой роще буду
читать стихи на языке древесном

(и горлом кровь от перенапряженья)

сне́гу на его наречье

    ПЕЛЕНА
    (1988-1989)

    * * *

    Под Рождество в этом году
    падает дождь

    скользкие черные льдины

    редко так падает каплями
    и в каждой напоминание
    об э т о м больном неслучайном

    как назвать е г о ?

    обломками сердца
    иголками совести
    семенами проросшими где-то
    и ставшими чудом?

    пугающим ночью
    кричащим?

    невеселой капелью
    на ресницах
    почему-то все время сухих?

    ПСКОВ

    и в артерии выброшенный
    ток русской крови теплеет не он ли
    тот воздух принес —
    омовение

    (Батори Иштван — легат католичества
    перед твердыней схизматов
    и этот — другой — растерянный венценосец
    в железнодорожном составе)

    не он ли (тот ток)
    оросил нависший над этой рекою
    лица наши иначе окрасивший
    (не берусь передать его цвет)
    небосвод

    но могут быть верно угаданы руки
    что вражду отвели

    о как далеко этим током ты выброшен
    город подозрительных звонниц
    двух отречений истец

    НАБРОСОК АВТОБИОГРАФИИ

        в комендантский час искусанные
        пальцы барабанили
        по клавишам милого Моцарта

        М.-Л.Кашниц

    size>

    На исходе советской эпохи слышишь
    смолкла возня смертоносная
    угрюмых владык
    но что это более властное нас пеленает
    в серый свой плащ

    Да я не видел этих искусанных пальцев
    лагерные гнойные раны
    в детстве моем уже заросли
    так кого ж обвинить мне в том
    что кисти безвольно поникли и нет сил разучить
    на втиснутом в бетонные стены
    пианино «Красный Октябрь»
    эту мелодию

    Ливень ливень поит теперь эти нивы
    эти забурьяневшие пространства
    нашей послеколхозной земли

    И ВОТ ВЕСЬ МИР — МОСКВА (РЕПЛИКА)

      Когда Народ глагол
      который значит нет

      Айги

    size>

    И вот весь мир — Москва
    где августовский свет
    (храни Господь собор
    незавершенных лиц)

    Здесь август как ковчег
    среди Твоих дождей
    (но если это так
    то отчего же дрожь?)

    Храни Господь Свой мир
    в кругу бульварном там
    где возложён венок
    из высохших ветвей

    АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТЕРЦИНЫ

      nigrorumque memor

      size>’— igniumsize>

      Horatius. Carm. IV. 12. 26.

    size>

    и опять эта осень
    и в инее мертвые травы
    и рассвет к полудню все ближе

    нагадай мне
    (кто это «ты»?)
    которая станет последней

    нелегко вероятно

    ‘—‘
    навсегда уходить в это серое небо

    »

    ты знаешь в середине пути
    размеры стихов все равнее
    все равномерней дыханье каденции глуше

    так давай остановимся
    протри запотевшие стекла

    -‘—‘-

    и расскажи что-нибудь
    (смотри как пылает вон тот фантастический куст)
    не дай мне уснуть

        *color> Памятующий о черных кострах

    size>

    * * *

    и как случайное перемещение
    тебе вдруг невиданный
    (хотя ты столько раз бывал здесь)
    простор открыт

    так обертоны голоса случайные

    и хочется сказать себе л ю б о е
    а вымолвишь н а д е ж д а

    и покачнутся
    в глазах закрытых
    благоухающие липовые парки р о д и н ы
    и о т е ч е с т в а поемные луга и в воздухе сыром
    крестьянский разговор разносится

    это пока слова сложились и нескованно стоят с т и х и :
    произнеси их

    ПАСХА. КУРЕМЯЭ

    монастырь ложно-русский
    словно в осаде подснежников у подножья стволов
    в лесу оккупированном

    как назвать мне
    прорыв этот (да и прорыв ли)
    не лукавя душой не кривя

    — * —

    ведь не навернулась слеза ни на одном повороте
    шоссе с росшими веками оградами
    из выкорчеванных валунов

    и не заклокотала привычно гневная,
    при переезде границы
    финнофилия

    и родник чудотворный пощечиною горящей обиды
    не остудил

    — * —

    но что же тогда этот (впервые) рассвет
    этот ковш у святого колодца
    эти тучи дождь источающие на обратной
    до спазмы сердечной такой нежеланной дороги

    и под звон колокольный с в е щ а м и в набитый автобус

    — * —

    О Восточе Востоков

    ЗВЕЗДЫ УЖЕ ДАЛЕКО ПРОДВИНУЛИСЬ
    (1989-1994)

    * * *

    вспоминай этот день засыпая
    и во сне удаляясь

    в середине а может и позже
    болью знобящего срока

    этот день в первом летнем дожде
    укрывавший нас

    — * —

    не возвращайся назад пеленаясь
    в забытье беззащитно-безгрешно

    ведь это небо как оно развернулось тогда
    словно впервые

    а до него эта жизнь
    куда не пройти не помочь

    — * —

    о вечный укор мне ты разве не знаешь
    как мстили золотокудрые бесы язычества
    хрупким счастливцам бедным героям
    моих любимых поэм разве не знаешь
    что быть любимым так страшно под этим
    смертельным для нас и отчаянным небом

    * * *

      labuntur anni

      size>

      Horatius. Carm. II. 14. 2

    size>

    все равно на каком языке
    но вот произносишь эти слова
    а тут этот ветер
    он штору колеблет
    и так зябко становится

    так спасибо же ей
    этой пронизывающей
    трезвой струе
    Что вспомянутым словом
    вот так пробудила

    ведь чем дальше
    больнее любить этим сердцем
    вот время придет и ему и может быть скоро
    погрузиться в бесслезную ночь

        *color> Скользят годы

    size>

    НОЧЬ ПЕНЕЛОПЫ

      Astra de de probebeke

      size>

      Homerus. Il.

    size>

    «Звезды уже далеко продвинулись»
    Телемах с рабами прибирает в той страшной комнате
    Там лежат вперемешку
    эти глупые нагловатые парни — мои «женихи»
    перевернутые столы
    битая посуда
    куски жареного мяса

    Его запах
    и запах разлитого вина
    перебивает запах крови

    Должно быть особенно страшны
    полиловевшие лица
    несчастных крикливых потаскушек
    Что ему стоило их пощадить?

    «Звезды уже далеко продвинулись»
    Одиссей ровно дышит
    За двадцать лет
    волосы на его груди стали седыми
    веки распухли от соли
    от раскаленного белесоватого неба

    Скоро рассвет
    Он спит
    жаль
    Может быть он бы стер мне слезу
    как тогда
    двадцать лет назад
    в нашу брачную ночь

    * * *

    встань прислонись —
    я лучше хочу рассмотреть тебя остановив —
    к этой белой стене

    лист виноградный упал и засох у тебя под ногами

    помоги мне остаться
    невредимым для больно разящего света у этой стены
    гурзуфской уличной еще татарской стены

    пальцем коснись штукатурки ее
    с трещинами с муравьями

    я прошу тебя не шевелись
    эти блики теней виноградного дерева так коварны
    словно они а не я
    близки с тобой

    в день этот
    в этот жаркий такой поутру день единственный
    отразившийся выраженьем на твоем
    таком бессмертном сегодня лице

    САРАНСК — ЧЕТВЕРТЫЙ РИМ
    (ЭЛЕГИЧЕСКИЕ ДИСТИХИ)

      На небо строем пошли они

      size>

      К.И.Галчинский

    size>

    В небесное отечество отправились они
    и там они солдаты
    те жертвы Еллинов мученики
    сгоревшие в Пергаме крепкостенном
    И вот за это
    Рим дано им основать

    Так в часы когда препона нет отчаянию и м а т е р и я
    перекрученной простыней сжимает
    шейные хрящи
    неземная взору открывается дорога
    O XAIPE EKTOP XAIPE O AINEIA
    сторожа достойных в смерти

    В небесное отечество отправились они
    и нас зовут
    и за это с Городом
    все у них в порядке

    так и тебе
    ну выбери его

    ведь основанью Рима в Элизейской дали
    нет скончанья

        *color> Приветствую тебя, Гектор, приветствую тебя, Эней

        size>

    СORVUS CORVUS

        и огнемощный орел
        никнет сонный,
        никнет на Зевсовом скиптре,
        быстрых роняя чету
        крыльев долу.

        Пиндар в пер. Вяч.Иванова

    size>

    О как короток даже солнечный этот
    декабрьский день
    бесснежный
    и облака над заливом перьями-крыльями

    Вот и взлетел
    ночи ворон взлетел
    нет
    это смерти ворон взлетел
    и крыльями бьет и бьет

    Ты забудешься; в мае листва зелень травы
    а дальше
    если удача то плотный прибой черноморский
    но пульсирует сердце и траурный ворон летит
    пусть незаметно
    пусть точкой у горизонта неразличимой почти

    Ты можешь лгать себе и обольщаться то легким вином
    то плотью цветущей
    но нету укрытия от ужас несущего свиста
    рассекающих иссекающих воздух ли время ли
    крыл

    Снова канун Рождеству Петергоф году конец
    декорации те же
    но этой нависающей
    с угасшим последним небесным пятном ночью
    ты явственно слышишь как приближаясь летит
    и не Пиндаров орел
    а ворон
    угасанья и смерти

    Corvus corvus

    * * *

      In media vivere barbaria

      size>

      Ovidius. Tristia. III. 10. 4

    size>

    Замерзает душа, жесточает душа, каменеет душа
    как понтийский овидиев лед у берегов Украины
    и какой гениальный ремесленник
    плотник гончар ли кузнец оживит этот ком

    Где ж он плеск вод оживший
    источника
    журчащего ритмом италийских камней

    а юг Украины в степях и унылых лиманах
    и снежной тоскливой равнины даль

    Как ты спасался воспоминаньями
    как кружились нимфы вокруг тебя
    погруженного в сны о городе южном и людном

    Вот Галатея привстала на цыпочки
    а это Дафна бежит или юности
    призрак — Коринна или поземка в степи

    Замерзает Дунай, жесточают поля, небосвод каменеет

    — * —

    И заметают снега черноморских унылых о к р а и н
    Скифский размытый курган ставший могилой тебе.

        *color> Жить в глубине варварской страны

        size>

Молитва научи нас оправданиям твоим

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мiра, помилуй нас: вземляй грехи мiра, приими молитву нашу: Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят, Ты еси Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во веки, и в век века.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущым Тя.

Таже: Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки, аминь.

Буди Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри: Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Каких оправданий мы просим? Трудные места Всенощного бдения

Диакон Михаил АСМУС, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из начала Всенощного бдения. Некоторые из них кажутся совсем простыми, но дают повод затронуть различные вопросы церковной жизни – например, может ли самый обычный прихожанин подпевать клиросу на богослужении.

«Востаните!»

«Встаньте!» – с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это «стасидии», специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений – отличительная черта русских храмов.

Язык ангельский и языки человеческие

То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово «Аллилуия». Оно означает в переводе «хвалите Бога»: «аллел – хвалить», «Йя – Бог». Это не слово на ангельском языке, как иногда говорят в воскресных школах, а вполне человеческий призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы – это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев «Аллилуия» был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и припевом: «Аллилуия, Аллилуия, Алилуия: слава Тебе, Боже!» (трижды).

Поют все!

Какая молитва чаще всего звучит на богослужении? «Господи, помилуй!» Она входит в самый народный, если можно так выразиться, элемент богослужения – ектению («ектения» – череда кратких молитвенных прошений). Содержание ектенийных прошений затрагивает самые важные стороны жизни каждого христианина (мирная жизнь, прощение грехов, благодатная помощь Божия). Сугубая (т.е. усиленная) ектения начинается со слов «Рцем вси!» – «скажем все!». Это призыв ко всем молящимся. Диакон или священник произносят какое-то прошение, на которое певчие, а в идеале – все люди, отвечают самой простой молитвой: это или «Господи, помилуй!» единожды, или «Господи, помилуй!» трижды, или «Подай, Господи!». В ответ на призыв вручить себя Богу люди отвечают: «Тебе, Господи!»

Никакого запрета петь мирянам во время службы не существует. Константинопольское богослужение устраивалось так, чтобы максимально привлечь людей к пению. В частности, исполнение Псалмов антифонно, то есть с припевом, – это изобретение именно этого общественного, всенародного христианского богослужения.

Естественно, что чем более сложный музыкальный репертуар звучит в храме, тем труднее людям участвовать в совместном пении. Но исполнение ектений, как правило, по силам любому мало-мальски грамотному человеку. Если человеку, стоящему в храме, уж очень стыдно своего голоса или отсутствия слуха, то он может это петь совсем тихонечко, почти что про себя, чтобы не смущать стоящих рядом с ним.

Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к московскому клиру несколько лет назад призывал к тому, чтобы в приходах насаждалось общенародное пение. И даже указал конкретно, что очень хорошо, если Евхаристический канон на Литургии будет петься всем народом.

Творец и тварь

Каждую субботу на воскресной вечерне мы слышим великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся… ибо утверди вселенную, яже не подвижится». «Прокимен» переводится как «выдающийся, стоящий впереди» и означает пение избранного стиха из какого-либо Псалма в качестве припева к одному или нескольким стихам того же Псалма. Мы знаем несколько видов прокимнов в богослужении, которые поются на разные мотивы – по-церковнославянски, «гласы».

«Воцарися, облечеся, утверди» – это прошедшее время славянского языка, которое обозначает действие, законченное в прошлом: «Он воцарился, Он облекся, Он утвердил». «Не подвижится» – это будущее время. «Яже не подвижится – которая не подвигнется, не изменится». Вселенная «не подвижится», так как она будет существовать по тому закону, который Господь для нее создал. В самой Вселенной нет той силы, которая бы изменила закон ее бытия. Это вообще смысл библейского отношения к миру как творению Божию. Основная антитеза «Творец и тварь» заключается в том, что тварь не имеет самостоятельности в определении своей участи. И в этом смысле человек отличается от всей прочей твари именно этой богоподобной способностью самостоятельно определять свою линию жизни, выбирать путь к Богу или путь к погибели.

Как можно научиться «оправданиям»?

В молитве «Сподоби, Господи», звучащей на Всенощной, есть такие слова: «Научи мя оправданием Твоим…» В современном языке слово «оправдание» приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он «оправдывается». Но в славянском языке слово «оправдание» соответствует греческому слову «дикеома», которое означает еще и «праведность», и «заповедь о праведности». Праведность – правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы – буквальное «научи меня Твоим заповедям о праведности» означает для нас: «научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон» – Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.

«Научи мя оправданием Твоим»

Кто внимательно слушает Всенощную, не может не обратить внимание на троекратное повторение фразы Великой Вечерни: «Научи мя оправданием Твоим… Вразуми мя оправданием Твоим… Просвети мя оправдании Твоими…» Как правильно понять эти древние слова? Почему они повторяются трижды? Как можно научиться, вразумиться и просветиться оправданием?

Троекратное повторение фразы «оправданием Твоим» (из молитвы-песнопения «Сподоби, Господи») вызвано обращением к трем Лицам Пресвятой Троицы. Полный текст звучит так: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Не правда ли, перед нами полная аналогия с известной молитвой Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.»

В «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Григория Дьяченко слово «оправдание» переводится как «закон, установление, должность, обязанность». Итак, с какой любовью звучит понятие «закона» по-церковнославянски! Ведь «закон» в нашем понимании — это нечто внешнее, влияющее на жизнь человека, а вот «оправдание» — закон любви, имеющий целью спасти человека — через веру во Христа. В оправдании верой состоит наша надежда, а не в холодном исполнении буквы закона. На современном языке эта фраза могла бы прозвучать так: «Научи меня закону Твоему». Насколько же богаче по содержанию, причем по новозаветному содержанию, слово «оправдание»!

«Толковый Типикон» М.Скабаллановича обращает наше внимание и на стих, который предшествует троекратному слову «оправдание». Он звучит так: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Мы просим у Бога милости, которая и выражается в слове «оправдание». «Научи меня жить по закону любви, исполнение которого и сможет оправдать меня пред Тобою!»

Что означает: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»?

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталия! Бог Вас благословит!

Вы приводите стих из 118 псалма. Первая часть этого стиха – молитвенное прославление Господа. Слово «оправдания» переводится на русский язык как «повеление», «заповедь», «закон», «установление». То есть мы просим Господа научить нас жить по Его заповедям, по Его воле. Подробное толкование 118 псалма составил святитель Феофан Затрворник, думаю, Вам может быть интересно его прочитать.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Текст песни Неизвесен — Господи, научи меня оправданием Твоим.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающыя, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба.

Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи.

Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси. Падшия же от жизни к сей направи, из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (3). Blessed art Thou, O Lord, teach me Thy statutes.

Blessed art Thou, O Lord, teach me Thy statutes.

Blessed art Thou, O Lord, teach me Thy statutes.

Blessed art Thou, O Lord, teach me Thy statutes.

Alleluia, Alleluia, Alleluia, glory to Thee, O God (3).

Толкования Священного Писания

Свт. Афанасий Великий

Видео (кликните для воспроизведения).

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Ощутив свое преспеяние вследствие того, что всем сердцем взыскал Бога, благословляет Его, благодаря за то уже, чего сподобился, и от Него желает узнать, какое значение имеют оправдания Его.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим

Т. е., Ты кроток и человеколюбив и Тебя по достоинству все должны воспевать; поэтому и я прошу Тебя на­учить меня тому, что служит к оправданию. Или так: ты благосло­вен и прославлен выше всех, потому что Ты человеколюбив, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив; прошу Тебя, научи меня оправданиям Твоим. Я не стремлюсь к богатству, не ищу ни золота, ни серебра, ни почестей, ничего из удовольствий этого мира, но ищу узнать Твои оправдания, потому что велико воздаяние за сохранение их. Вот чего должен искать христианин!

Беседа на псалом 118.

Свт. Феофан Затворник

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим

Третий в естестве нашем, в частности, дом для заповедей есть богонаученный ум. Научи, дай понять, сообщи и умение действовать, дай уму моему знать заповеди и все относящееся к ним, – и видеть, как в каком случае должно мне действовать, чтоб ум мой был светом, освещающим пути жизни, и верным руководителем по ним; особенно благоволи, дабы в уме моем не было шатких колебаний, предположительных мнений, а все утверждалось на непоколебимых убеждениях.

Научи оправданиям, или заповедям. Когда действуют, можно одни заповеди иметь во внимании; но когда хотят познать заповеди, тогда нельзя ограничивать своего взора одними заповедями, а непременно надо обозревать всю область истины, чтоб заповеди в уме не висели ни на чем, или не были насыпаны в него, как песок, бессвязно, но входили как необходимый элемент в состав истины и сочетавались с ним живым союзом так, чтобы нельзя было коснуться одного, не колебля вместе с тем и всего.

В христианстве пути жизни освещаются истинами о триипостасном Божестве, Творце и Промыслителе, о падении, о Божием благоволении восстановить падшего, о снисхождении единородного Сына Божия на землю воплощением, о совершении Им нашего спасения Своими страданиями, смертию, воскресением и вознесением, о ниспослании Божественного Духа на святых апостолов, устроивших на земле Церковь Христову и учредивших в ней таинства для освящения благодатию всех верующих, и, наконец, о воскресении, суде и будущем всеблаженстве верных и неописанных мучениях неверных. Все эти истины то же для духа, что воздух для тела. Как воздух, приемлемый легкими, проходит по всему телу в крови и все оживляет, так и эти истины, будучи приемлемы верующим умом, проходят по всему составу духовной жизни и все в ней оживляют собою. От них и зарождается эта жизнь, ими руководится и в них зрит конец свой.

Жизнь духовная начинается с сознания падения и невозможности восстать самому. Это ведет к покаянию и прилепляет к Господу, как единому Спасителю. Отсюда обет и решимость быть верным Ему и вести непримиримую борьбу со всем, что восстает внутри и что встречается во вне противного тому, чего требует от нас Спаситель. Отсюда упование, что, несмотря на немощь естества нашего, Господь проведет верующего чрез все искушения и введет, наконец, в вечное Царство Свое. Отсюда терпение и безжалостный к себе труд над собою в очищении себя и исправлении в себе неисправного, чтобы во всем представить из себя непостыдного делателя. Отсюда вера, что, спострадая таким образом Господу, приобщаются светлого живота Его и здесь, хотя еще в предначинании и предызображении. Все это вытекает из основных истин христианства и составляет основу богоугодной жизни. Тут сущность христианских наших оправданий, и отсюда, наконец, развивается и вся система христианских заповедей.

Этим последним благом преобразуется ум, а двумя первыми – воля и сердце. Замечательна последовательность! Она взята с жизни. Ум один никогда не знает вполне истины; она всегда у него в виде предположительных воззрений. Исключая чрезвычайных Божиих воздействий на душу, и богоугодная жизнь обыкновенно начинается при таком состоянии ума. Но потом, вместе с жизнию, эти воззрения начинают переходить в живые убеждения: они зреют, множатся и расширяются по мере навыка воли вести дела и начинания свои по заповедям и по мере возрождения сочувствий сердца к заповедям. Исполняются ли последние – полнота водворяется в первых. Впрочем, строго судя, нельзя сказать, что впереди и что позади: они все вместе зреют, не отставая друг от друга. Строит же это внутреннее здание Господь благодатию Своею, при всевозможных, без жаления себя, усилиях со стороны человека, – строит жилище, в которое, наконец, Он приходит и вселяется с Отцом и Духом Святым, как Сам обетовал: к нему приидем и обитель у него сотворим.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Блж. Феодорит Кирский

«Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»; то есть, кроток Ты и человеколюбив, и достоин песнопения всех. Посему умоляю Тебя, позволь мне дознать от Тебя, чем можно оправдаться.

Евфимий Зигабен

Благословен ecи, Господи, научи мя оправданием Твоим

Давид славит Бога, хваля Его за полученную им от закона Его пользу. При чем просит о том, чтобы научиться ему еще более и пребрести еще вернейшее и высшее разумение о заповедях Его.

Оригена: Благословляет, благодаря Бога за то, чего уже удостоился. Ибо имея слова таинственные и достойная сокрытия, он благословляет за них Господа. Безименного: Те, которые хранят и исполняют слова закона, называются богонаученными.

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим

Я раскрыл пред Тобою, Владыка, все мои поступки и ни одно из моих дел не оставил скрытым от Тебя. Поэтому окажи снисхождение к моим молениям. Я хочу в точности узнать о Твоих оправданиях. В другом псалме тот же самый пророк говорит: «беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: «исповедуюсь Господу в беззаконии моем», и Ты простил нечестие сердца моего» (Пс.31:5).

А у другого пророка сказано: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Итак, согрешая, мы должны возвещать пред Богом наши грехи и полагать им конец, потому что прекращение греха и исповедание содействуют его оставлению. И всего лучше возвещать грехи какому-нибудь учителю и от него получать наставление, что мы должны делать с нашими грехами. А покаяние без труда недействительно. Об этом тот же самый пророк говорил в другом псалме: «посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои» (Пс.24:18). Грех же свой он оплакивал так: «утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою» (Пс.6:7).

Беседа на псалом 118.

Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим

Пути моя возвестих – стало быть, пути недобрые, как замечает блаженный Августин. Свои пути у человека те, коими ходит он в угоду себе и своим пожеланиям, – пути, противоположные путям Божиим, идущий которыми непременно идет наперекор себе и своим склонностям и привычкам. Святой Амвросий пишет: «Надобно знать, что значит ходить своими путями, и что – путями Божиими. Кто творит волю плоти и живет в утехах мира сего, тот ходит своими путями, услаждается ими и рад им; кто же ищет не того, что ему желательно, а того, что угодно Богу, тот идет путем Господним. Таким образом, ясно, что пути наши – одно, а пути Божии – другое. Кто хочет идти путями Божиими, тот пусть знает, что ему следует прежде оставить свои пути, пути плоти и все мудрования века сего; оставляя же их, исповедать перед Богом, ничего не утаивая».

Таким образом, говорит святой Иларий, «возвещение это в словах пути моя возвестих не есть похвала, но покаянное исповедание грехов своих. Он исповедал грехи свои для того, чтобы после сего исповедания сделаться способным к приятию и обучению оправданиям Божиим».

Исповедающий грехи получает прощение: и Ты услышал мя еси. В другом месте изображает пророк эту неизреченную милость Божию полнее: беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. Такое благостынное обетование Божие вошло потом в закон вещаний Духа, как преподает святой Исаия от лица Божия: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися. Условие прощения – искренность исповеди, безжалостной к себе, ничего не прикрывающей, обличающей себя во всей наготе, представляющей человека кающегося таким, каким зрит его встревоженная и благодатию просвещенная совесть. В такой только исповеди – надежда исправления последующего.

«Оставляя грехи свои, говорит святой Амвросий, Давид возвещает их пред Богом, ничего не умалчивая, исповедуется, не утаивая падений. Кто таким образом не прикрывает своих грехов, тот, очевидно, болезнует сам в себе о том, что делал, и бросает в диавола, что он внушал. Кто себя осуждает, тот хоть и грешен, но уже начал быть праведным, потому что правду говорит о себе, не щадя себя, и в этом исповедует Божие правосудие, пред которым не считает возможным прикрыть что-либо. О, когда бы Адам восхотел скорее обвинить себя, чем прикрывать!»

Уверенность в помиловании стоит на переходе к правой жизни. Надо пройти эту дверь милосердия, чтобы вступить в путь жизни по Богу. Не испытавший сего подавляется безнадежностью, убивающею все ростки жизни. У испытавшего сердце расширяется, и все силы приходят в напряжение. Это есть следствие не одних нравственных изменений, а вместе, как уже выражено, и притока благодатных сил, которым разрешение отверзает дверь в сердце, опорожненное пред тем искреннею исповедию. Исповедающийся говорит: «Согрешил, не буду; только Ты помоги и не оставь меня». Ощутив осенение силы Божией по разрешении грехов, он в радости возглашает: и Ты услышал мя еси.

Научи мя оправданием Твоим. Дверь распахнулась; поприще новой жизни открыто, но оно испещрено разнообразными тропами. Не всякому по всем им должно проходить, а всякому своими, ему подходящими. Какими же? – Такими, какими знает один Тот, Кто есть устроитель всего спасенного сего пути. Но кто укажет их, кроме Его? Отсюда и вопль: научи мя оправданием Твоим; научи не только куда пойти и что сделать, но и как пойти, и как сделать.

«Не довольно исповедать грехи, говорит святой Амвросий; мы желаем и исправиться, посему и просим Бога научить нас оправданиям Своим, чтобы после опять не погрешить как-нибудь. Пророк просит быть наученным от Господа, потому что Он один есть учитель наш, по Его собственным словам». Августин прибавляет к сему: «Исповедал я Тебе, Господи, недобрые пути свои. Ты простил меня, теперь научи же меня Твоим путям, да так научи, чтобы я не знал только, но и делал, что должно делать. Как о Господе сказано, что Он не знал греха в той мысли, что не делал, так, наоборот, истинно знающим правду должно почитать того, кто делает и исполняет».

Научи – будет значить, по этому смыслу, обучи. Как детей учат ходить, взявши за руки и заставляя их переступать ножонками, так и благодать обучает ступаниям в духовной жизни, верным, безошибочно ведущим к цели. Условие одно – внимание к себе и преданность невидимому водительству. Неложно то, что обетовано: будут еси научени Богом. Все избранники Божии, светлости жизни которых дивимся мы, были непосредственно учимы и руководимы Духом Божиим; оттого они и шли прямо, не уклоняясь ни направо, ни налево. И то дивно, что, смотря на них со стороны, не можем не изумляться притрудностям шествия их; а сами они нимало не замечали этой шероховатости пути: шли себе спокойно, даже с услаждением. Сила жизни о Христе Иисусе поглощала все, могущее казаться неприятным.

Но отчего же не всем преподается такая наука? Отчего не всем даруется такое обучение, ниспосылается такое облегчающее руководство? Их будто на руках носит благодать, а мы словно заброшены. Нет, не мы брошены, а мы бросили. Возымей такое же самоотвержение и ненадеяние на себя и на что бы то ни было, кроме Бога; предай себя всецело в волю Божию, положив себя в руки благодати Божией, – она и тебя понесет как носила чтимых тобою дивных святых. А то тебе подана была рука: ты взялся за нее, немножко прошел, водимый и поддерживаемый ею, не терпя неприятностей ни от трясин, ни от колючек, потом, подумав, что уж ты и сам сумеешь и идти, и дорогу выбирать, оторвался от Мощной руки, поддерживающей тебя, и остался один с своими смышлениями и догадками. Вот и кружишься ты среди колючек и болот, вязнешь, Уязвляешься, – а кто виноват? Трудишься и потеешь, а толку нет. Все от самочиния, самонадеянности и ложного сознания силы о себе самом, а не о Господе. Разве такой путь святых. Что ж и удивляться, что и плод не тот? Бог хочет всем спастись; но не все хотят спасаться так, как Бог хочет их спасать.

Все содержание этого стиха блаженный патриарх Иерусалимский Анфим изображает так: «Преданный плотским страстям и ходящий путем похотей своих совершает пути свои, а кто обуздывает их и живет целомудренно, тот идет путем, ведущим к Богу. Но когда падший и сознавший свои грехи открывает пред Богом свои недобрые пути, тогда Бог, услышав молитву его, прощает ему все прежние худобы и ведет к праведности, научая оправданиям Своим».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Пути моя возвестих и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим

Все поступки мои открыл я Тебе, Владыка; и не позволил себе чтó либо мое скрыть от Тебя. Посему склонись на мои прошения; умоляю же о том, чтобы в точности дознать мне оправдания Твои.

Пути моя возвестих, и услышал мя ecи: научи мя оправданием Твоим

Я, говорит, открыв Тебе, Господи, грехи мои, просил прощения в них, и Ты услышал меня: ибо говори, как написано, ты о беззакониях твоих первый, чтоб оправдаться (Исаии 43, 26). И потому на будущее время научи меня точнее и основательнее заповедям Твоим, чтобы мне не согрешить опять.

Евсевия: Кто ходит по воле плоти и помышлений, тот ходит своими путями; а кто отступил от грехов, тот ходит путями Божиими. Златоуста: Слова: пути мои и прочие согласны с следующими: я сказал: возвещу на себя беззаконие мое пред Господом.

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим

Третий в естестве нашем, в частности, дом для заповедей есть богонаученный ум. Научи, дай понять, сообщи и умение действовать, дай уму моему знать заповеди и все относящееся к ним, – и видеть, как в каком случае должно мне действовать, чтоб ум мой был светом, освещающим пути жизни, и верным руководителем по ним; особенно благоволи, дабы в уме моем не было шатких колебаний, предположительных мнений, а все утверждалось на непоколебимых убеждениях.

Научи оправданиям, или заповедям. Когда действуют, можно одни заповеди иметь во внимании; но когда хотят познать заповеди, тогда нельзя ограничивать своего взора одними заповедями, а непременно надо обозревать всю область истины, чтоб заповеди в уме не висели ни на чем, или не были насыпаны в него, как песок, бессвязно, но входили как необходимый элемент в состав истины и сочетавались с ним живым союзом так, чтобы нельзя было коснуться одного, не колебля вместе с тем и всего.

В христианстве пути жизни освещаются истинами о триипостасном Божестве, Творце и Промыслителе, о падении, о Божием благоволении восстановить падшего, о снисхождении единородного Сына Божия на землю воплощением, о совершении Им нашего спасения Своими страданиями, смертию, воскресением и вознесением, о ниспослании Божественного Духа на святых апостолов, устроивших на земле Церковь Христову и учредивших в ней таинства для освящения благодатию всех верующих, и, наконец, о воскресении, суде и будущем всеблаженстве верных и неописанных мучениях неверных. Все эти истины то же для духа, что воздух для тела. Как воздух, приемлемый легкими, проходит по всему телу в крови и все оживляет, так и эти истины, будучи приемлемы верующим умом, проходят по всему составу духовной жизни и все в ней оживляют собою. От них и зарождается эта жизнь, ими руководится и в них зрит конец свой.

Жизнь духовная начинается с сознания падения и невозможности восстать самому. Это ведет к покаянию и прилепляет к Господу, как единому Спасителю. Отсюда обет и решимость быть верным Ему и вести непримиримую борьбу со всем, что восстает внутри и что встречается во вне противного тому, чего требует от нас Спаситель. Отсюда упование, что, несмотря на немощь естества нашего, Господь проведет верующего чрез все искушения и введет, наконец, в вечное Царство Свое. Отсюда терпение и безжалостный к себе труд над собою в очищении себя и исправлении в себе неисправного, чтобы во всем представить из себя непостыдного делателя. Отсюда вера, что, спострадая таким образом Господу, приобщаются светлого живота Его и здесь, хотя еще в предначинании и предызображении. Все это вытекает из основных истин христианства и составляет основу богоугодной жизни. Тут сущность христианских наших оправданий, и отсюда, наконец, развивается и вся система христианских заповедей.

Скажут: «Кто ж этого не знает и к чему молитва научи?» – Но есть знание голое, чисто умовое, которое никогда не восходит дальше предположительных воззрений, и есть знание живое, жизненное, в котором всякая истина также тверда, как уверенность в своем существовании. Это свойство сообщается ему живым убеждением, которого не колеблет и самая смерть. Молясь научи, пророк просит, чтоб Господь все истины, и теоретические, и практические, так сроднил с существом его, чтобы как не может усомниться он ни на волос в своем существовании, так чтобы никогда не мог допустить в себе и тени сомнения в этих истинах. В этом и состоит прочность богоугодной жизни. Как нельзя идти по тонкой, колеблющейся доске, потому что закружится голова и упадешь; так нельзя вести жизнь должную тому, у кого в голове непрестанно возникают предположения: «Да полно, не вот ли как надо? Не лучше ли вот этак? Да ведь и вот как можно!» А кто, совсем поколебавшись в некоторых истинах, думает по-своему устроить жизнь богоугодную, тот похож на человека, который, строя дом, кладет между здоровыми венцами и гнилые. Снаружи такой дом представляется и новым, и прочным, а на самом деле обречен уже падению; так точно и жизнь такая только с виду добра, но уже несет в себе свое осуждение. Таким образом, вот в чем сущность прошения! Пророк просит, чтобы в нем не было никаких колебаний, но чтоб он ходил среди этих истин, как тот человек, который, вышедши на улицу, чувствует, что земля под ним есть и что он стоит на ней твердо, есть и все окружающее его, есть и небо над ним, – и на мысль ему не может прийти, чтобы во всем этом чего-нибудь не было. Но как же пророк просит об этом после того, как уже скрыл в сердце словеса Господни и все начинания свои ведет по заповедям, ища единого Господа? Так действовать нельзя без ведения, о котором он просит только теперь. – Но и в тех своих добрых навыках, в ведении всех дел и начинаний по заповедям и в любви к ним разве установился он вдруг? Приступая работать Господу, он не имел ни того, ни другого; сознавая же необходимость того, конечно, молился: «Господи, дай мне все дела вести по заповедям! Господи, склони сердце мое возлюбить заповеди!» Господь услышал молитву его и даровал ему просимое. Там он выражает то, что возымел уже в конце трудов, а здесь указывает на то, что бывает в начале искания сего блага, – ведение с убеждением. Он как бы внушает: «я сказал – взысках, скрых…», но не подумал бы кто, что это вдруг так и сталось, – нет, предшествовали тому труд и молитва. Дело шло так, как я выражусь сейчас в отношении к приобретению ведения: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим.

Этим последним благом преобразуется ум, а двумя первыми – воля и сердце. Замечательна последовательность! Она взята с жизни. Ум один никогда не знает вполне истины; она всегда у него в виде предположительных воззрений. Исключая чрезвычайных Божиих воздействий на душу, и богоугодная жизнь обыкновенно начинается при таком состоянии ума. Но потом, вместе с жизнию, эти воззрения начинают переходить в живые убеждения: они зреют, множатся и расширяются по мере навыка воли вести дела и начинания свои по заповедям и по мере возрождения сочувствий сердца к заповедям. Исполняются ли последние – полнота водворяется в первых. Впрочем, строго судя, нельзя сказать, что впереди и что позади: они все вместе зреют, не отставая друг от друга. Строит же это внутреннее здание Господь благодатию Своею, при всевозможных, без жаления себя, усилиях со стороны человека, – строит жилище, в которое, наконец, Он приходит и вселяется с Отцом и Духом Святым, как Сам обетовал: к нему приидем и обитель у него сотворим.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

– Как понимать прошение: «Научи мя, Господи, оправданием Твоим»? Ведь оправдываться, говоря по-человечески, нехорошо. А что означает «оправдание Господне», как я могу этому научиться?

– В Древнем патерике описан случай, когда одна девушка согрешила с молодым человеком и понесла ребёнка, но вину свалила на отшельника, который жил недалеко от этого поселения. Бес её научил. Наверное, она пришла в отчаяние от того, что согрешила, переступила через честь, через заповеди Божии, потеряла Духа Святого. Потом она, видно, начала метаться и дошла до того, что оклеветала отшельника – святого человека. И когда вся деревня собралась к нему, люди стали оскорблять и говорить: «Вот мы думали, что ты святой человек, а ты, оказывается, вон какой на самом деле! И если ты обесчестил девушку, бери теперь корми и воспитывай её ребенка».

И этот отшельник не стал оправдываться, взял и начал трудиться ради этой молодой женщины. А когда пришло ей время родить, она в страшных муках претерпевала большие скорби. Через эти муки пришла в себя и призналась, что оклеветала невинного человека. Не отшельник себя оправдал, а Бог его оправдал. Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118, 12) – это не та ситуация, когда ты доказываешь, что ты хороший, что ты прав, что ты не хотел плохого, всё равно здесь примешивается гордость. А когда человек совершенно отпускает ситуацию на волю Божию, тогда Бог его оправдывает. Он может перед людьми всю жизнь оставаться оклеветанным, а пред Богом – он среди ангелов находится.

Недавно я рассказывал сестрам нашего Иверского монастыря житие Нектария Эгинского. Это святитель, которого почитает вся Греция. Наверное, в Греции в нынешнее время это один из самых известных и любимых святых, ему больше всех молятся. Огромнейший храм построен в его честь, просто очень огромный, и там почивают его мощи. Нектарий был оклеветан завистниками церковными. Его оклеветали, и он, будучи митрополитом, жил как простой монах, иногда у него не было даже на что хлеба купить, он по три и более дня голодал. Но даже не это для него скорбью было. А скорбью было то, что он, ни в чём не виноватый, через зависть и ненависть церковных людей был оклеветан и унижен. И это было на протяжении последних тридцати лет его жизни. И до самой смерти он так и не получил кафедры, не получил оправдания себе. А признали его невиновным только уже после кончины. Через год после его смерти один благодетель решил пожертвовать на могилу Нектария красивое надгробие. Могилу вскрыли, и когда открыли гроб, тело святителя оказалось нетленным. И не только нетленным, с него миро текло, а на его груди лежали живые лилии, которые сестры-монахини клали в гроб при погребении. Сестры взяли эти цветы, как благословение, к себе в кельи, но те через час у них завяли. То есть по естеству они должны были давно пропасть, но в гробу они сохранились против естества, потому что святитель жил выше естественного, по благодати, поэтому такая честь ему была.

Вот вы здесь говорите, что оправдываться по-человечески нехорошо. Конечно, нехорошо, потому что, когда мы оправдываемся, у нас возникает спор. А когда человек сам не оправдывается, тогда его Бог оправдывает. Вот что означает – оправдание Господне. Когда не ты оправдываешь себя доводами какими-то, вескими словами, а Бог тебя начинает оправдывать.

Протоиерей Сергий Баранов

Текст песни Хор Московского Сретенского монастыря — Благословен еси Господи — Ангельский собор

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающыя, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Поклонимся Отцу и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во единем существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи.
И ныне и присно и во веки веков, аминь.
Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси, падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыися Бог и Человек.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Текст песни добавил: Аноним
Исправить текст песни
Поделитесь текстом песни:

  • Популярные тексты песен исполнителя Хор Московского Сретенского монастыря:
  • Хор Московского Сретенского монастыря — Благословен еси Господи — Ангельский собор
  • Хор московского Сретенского монастыря — То не ветер ветку клонит
  • Хор Московского Сретенского монастыря — Блажен муж
  • Хор Московского Сретенского монастыря — Господи сил, с нами буди
  • Хор Московского Сретенского монастыря — Вниз по матушке, по Волге