Не противься злому
Содержание
- Преумножить или приумножить — как правильно?
- Толкование Евангелия на каждый день года.Пятница 1-й седмицы по Пятидесятнице
- Какую библию или евангелие лучше прочитать, чтобы ознакомиться со всем(Ветхий завет, Старый/Новый завет, Ной, Моисей и т.д.)?
- Пусть будет по-вашему
- А Я говорю вам: не клянись вовсе. (Мф. 5.34)
Преумножить или приумножить — как правильно?
Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Опережая рассказ о сложности и ожесточённой борьбе этих слов за право на унификацию (что равно признанию правильным и единственным «легальным» вариантом), стоит сразу указать на их актуальный статус.
Только написанию приумножить оказана честь быть отмеченным в словарях как рекомендуемое.
Почему же у носителей языка такое написание, встреченное в рекламе и в СМИ, вызывает сомнения и даже отторжение?
Начать следует с того, что эти варианты не являются собственно вариантами одного слова. Нельзя сказать, что принятое написание — закономерный исход соседства новой и старой норм вроде включит и включит.
Если смотреть поверхностно, процесс действительно похожий: в вариативной норме побеждает более сильный и востребованный вариант. Так и здесь: в паре преумножить / приумножить будто бы победил сильнейший. Но это не так.
Слова приумножить и преумножить — аффиксальные паронимы, т.е. слова, объединенные общей мотивацией и общей семантической связью. Они имеют общий корень, но разные, хотя и сходные аффиксы — в данном случае приставки пре- и при-.
Ранее словари фиксировали эти слова сходными по звучанию и морфемному составу, но различающимися лексическим значением — обычное для паронимов дело.
Слово преумножить значило ‘в несколько раз умножить, намного увеличить что-либо’.
А приумножить — ‘ещё более увеличить, умножить’.
Как вы можете заметить, искать отличающиеся оттенки значения этих слов — все равно что всматриваться в лица идентичных близнецов в попытке увидеть разных людей.
Известные сёстры Мэри-Кейт и Эшли Олсен часто в шутку жалуются в интервью, что когда к одной из них обращаются посторонние, ей говорят что-то вроде: «Привет! Ты Мэри-Кейт и Эшли?». Такая участь постигла и преуменьшить с приуменьшить.
Еще сложнее стало, когда и без того похожие значения слились воедино, чем было мотивировано внесение в словари нового статуса этих паронимов. Теперь можно было употреблять любое из слов вне зависимости от оттенков значений.
В общем, был зафиксирован весьма неудобный, но естественный процесс развития отношений двух похожих слов. И ничего, что неудобно носителям языка в целом. Ну, погуглил, спросил у грамотных знакомых, положился на свое восприятие.
А вот для системы образования такой поворот оказался совсем неудачным. Учителю слишком многое нужно успеть рассказать и объяснить, а ученику понять и запомнить, после чего пройти проверку, сдать экзамен. Нетрудно догадаться, что все это не предполагает археологических раскопок для поиска оттенков значений.
Толкование Евангелия на каждый день года.Пятница 1-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 14 зач., 5, 33–41
Сказал Господь: еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку дает лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь. Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.
Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»? Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия, сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это все равно, что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой ее Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми ее дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовет к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искаженных изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создает новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.
«Вы слышали, что сказано, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб». Этот ветхозаветный закон возмездия в свое время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.
Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не дает никогда готовых нравственных рецептов. Речь идет скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твердо и с достоинством: «Что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.
Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.
Что значит подставить другую щеку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щеку – себя – жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щеку – смирение и твердость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошел на Крест, обнаженный от Небесной славы. И Он прошел не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.
Какую библию или евангелие лучше прочитать, чтобы ознакомиться со всем(Ветхий завет, Старый/Новый завет, Ной, Моисей и т.д.)?
Татьяна Левина 114 3 года назад Свободный исследователь повседневности
Для ознакомления с Библией можно читать обычную Библию Синодального перевода.Есть и другие переводы Библии, но этот считается наиболее точным и используется в разных конфессиях христианства:православие, католичество, протестантизм. Перевод был составлен еще в 19 веке Российским библейским обществом.
Еще по вопросу: Ветхий-это и есть Старый завет.Про Ноя и Моисея — это книга Бытие, с нее и начинается Библия.
Родословия при первых прочтениях можно пропускать. т.к. на первый взгляд перечисление всех имен ничего не дает и вообще непонятно зачем читать это.
Также могу добавить, что читать можно как по порядку, так и отдельные книги(главы,стихи).Например, если при прочтении что-то заинтересовало или понравилось, откликается с вашим личным жизненным опытом, то можно это отдельно перечитывать столько раз,сколько необходимо.Есть годовые планы чтения, можно пользоваться ими. Есть книги более повествовательного характера(Бытие, Руфь,Есфирь, Евангелия-их всего 4, и они описывают одни и те же события глазами 4х разных авторов); а есть книги, где идет рассуждение над богословскими концепциями(Послания). Думающим людям (каким автор наверняка является)это обязательно стоит читать. Я веду мысль к тому что Библия-достаточно простая книга, чтобы ее суть мог понять даже ребенок, но она может показаться сложной и непонятной взрослым людям.Исходя из этого, можно выбирать, что читать сразу, а что отложить, если непонятно.
Пусть будет по-вашему
Смотреть что такое «Пусть будет по-вашему» в других словарях:
-
пусть будет так — да будет так, будь по вашему, быть так, чудненько, так и быть, да, добре, есть такое дело, договорились, идет, быть по сему, лады, будь по твоему, ладно, по рукам, так тому и быть, согласен, отлично, добро, ну что ж, пожалуйста Словарь русских… … Словарь синонимов
-
пусть — частица и союз. 1. частица. В сочетании с глаг. 1 и 3 л. ед. и мн. ч. образует повелительное наклонение со значением: а) долженствования, приказания. не допустила нас близко, говоря, что это ее грузди, что она нашла их и что пусть мы… … Малый академический словарь
-
по-вашему — 1. см. ваш; нареч. 1) Так, как вы думаете, считаете нужным, правильным. Пусть будет по вашему. 2) разг. На языке собеседника. Как по вашему будет собака ? 2. см. ваш; в зн. вводн. словосоч. Как вы думаете, как считаете? По вашему, быть беде? … Словарь многих выражений
-
по-вашему — по ва/шему Пусть будет по вашему. Но: по вашему, предл. с мест. Мы не пойдём по вашему пути … Правописание трудных наречий
-
будь по-вашему — согласен, так тому и быть, пусть будет так, готов, так и быть, добро, извольте, добре, идет, договорились, пожалуйста, ладно, куда ни шло Словарь русских синонимов. будь по вашему нареч, кол во синонимов: 13 • готов (28) • … Словарь синонимов
-
к вашему сведению — I к ва/шему сведению см. ваш; в зн. вводн. словосоч. Чтобы вы знали. К вашему сведению, эта мысль не нова. II к вашему све/дению см. сведение; в зн. вводн. словосоч.; разг. Чтобы вы знали; пусть будет вам известно. Я, к вашему сведению, закончил… … Словарь многих выражений
-
ваш — вашего, вашему, вашим, о вашем; м.; ВАША вашей, о вашей; ж.; ВАШЕ ваших, вашими, о ваших; ср.; мн.: ваши, ваших. местоим. прил. 1. Принадлежащий, свойственный вам; характерный для вас. Ваш дом. Ваша книга. Ваши вещи. Ваш талант, характер. В ваши… … Энциклопедический словарь
-
по-ва́шему — нареч. и вводн. сл. 1. нареч. Так же, как вы, таким же образом, как вы. Произносить по вашему. 2. нареч. Так, как вы хотите, по вашему желанию. Пусть будет по вашему. □ Вам не угодно было сделать меня счастливым по моему, а по вашему я не могу… … Малый академический словарь
-
ВАШ — ВАШ, мест., притяж., 2 е лицо, мн. мой, наш; твой, ваш; его, их или ихний; вам свойственный, принадлежащий. Ваш дом не нашему чета. Ваша воля наша доля. Ваши пьют, а наших бьют. Живем вашими молитвами. Ваши у нас были, ·т.е. домашние ваши, родные … Толковый словарь Даля
-
ВАШ — ВАШ, мест., притяж., 2 е лицо, мн. мой, наш; твой, ваш; его, их или ихний; вам свойственный, принадлежащий. Ваш дом не нашему чета. Ваша воля наша доля. Ваши пьют, а наших бьют. Живем вашими молитвами. Ваши у нас были, ·т.е. домашние ваши, родные … Толковый словарь Даля
-
ВАШ — ВАШ, мест., притяж., 2 е лицо, мн. мой, наш; твой, ваш; его, их или ихний; вам свойственный, принадлежащий. Ваш дом не нашему чета. Ваша воля наша доля. Ваши пьют, а наших бьют. Живем вашими молитвами. Ваши у нас были, ·т.е. домашние ваши, родные … Толковый словарь Даля
А Я говорю вам: не клянись вовсе. (Мф. 5.34)
Stanislav написал(а): Как вы понимаете смысл этой заповеди? Интересно ваше мнение.
Сейчас опять будем толочь воду в ступе. Господи, ты сказал не клянитесь, но и это люди не понимают. Как же тогда к тебе придти? Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. Но нужно уметь распознавать, где возможно противление злу, и какие меры приложимы в каждом случае, неразумие в выборе их может повести к еще большему бедствию или разложению.
Если Господь сказал «не клянитесь», то надо выполнить, даже если непонятно.Хотя как тут не понять…)))))))))))))))))))))))))
Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: ‘да, да’ и ‘нет, нет’, дабы вам не подпасть осуждению.
Матфея 5:33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Потому что это имеет губительные последствия для человека в случае невыполнения обещанного.Ты уже принадлежишь не себе, а клятве до исполнения её. Лучше к Богу более тянитесь, чем давать клятвы. А Бог, если сочтет нужным, даст вам и поможет.
Клятва — уверение другого в истинности сказанного или сделанного.
Иисус Христос словами «не клянитесь » отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть.
Древние евреи не только часто произносили имя Бога напрасно, то есть для маскировки своей лжи, для оправдания корыстолюбия и стяжательства, но и открыто нарушали свои клятвы, скрепленные именем Бога. Такие поступки в еврейском государстве стали массовыми, потому что фарисеи, потворствуя клятвопреступлениям, измышляли многочисленные оправдания этого греха. Поэтому Иисус Христос со всей непримиримостью осудил фарисеев, заявив что такие клятвы в любом случае нарушают Закон Божий.
Зная природу человека, похожую на пьяную обезьяну с гранатой, Бог запретил кляться, дабы не навредить ни себе, ни другим.Поэтому нельзя клясться небом, так как человек не владеет им и потому что небо символ престола Божьего. Нельзя клясться землей, так как и она принадлежит Богу, являясь подножием ног Его. Землей нельзя клясться и потому, что земля является средой обитания человека и не должна быть запятнана ложной клятвой. А также потому, что земля не является символом святости, так как на ней много зла, греха, лжи и несправедливости.
Не знаю, что еще написать.Мир вам!>Мф. 5: 27
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
>Мф. 5: 28
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
>Мф. 5: 29
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
>Мф. 5: 30
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
>Мф. 5: 31
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
>Мф. 5: 32
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
>Мф. 5: 33
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
>Мф. 5: 34
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
>Мф. 5: 35
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
>Мф. 5: 36
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
>Мф. 5: 37
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
>Мф. 5: 38
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
>Мф. 5: 39
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
>Мф. 5: 40
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
>Мф. 5: 41
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
>Мф. 5: 42
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Добавить комментарий