Негоже человеку быть одному

Толкования Священного Писания

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Вот опять Моисей сказал, также, как и прежде: «Господь Бог», чтобы мы, вкоренив эти слова в своем уме, не ставили человеческих соображений выше божественного Писания. «И рече, – говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому». Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с честию даровать ему и удобство жизни. «Рече, – сказано, – Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему». Вот опять и здесь слово: сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово, и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для этого Бог, как об нем самом сказал: «сотворим», так и теперь говорит: «сотворим ему помощника по нему». Два эти выражения: «помощника» и: «по нему», многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: «сотворим ему помощника», прибавил еще: «по нему», чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.

В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же — ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати Духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа нуждается ли в какой-то помощи? Тогда по образу Божию сотворен был человек, ныне соединяется он с Самим Богом.

Беседы на Евангелие от Иоанна.

Нужно сказать о том, какую еще честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами, подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства – тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха. До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему», а не сказал: «да будет человек», так и об этой не сказал: «да будет жена», но (говорит) и здесь: «сотворим ему помощника», и не просто – помощника, но: «по нему», показывая одинаковое достоинство. Так как бессловесные оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. «Приведе, – сказано, – звери ко Адаму… и… не обретеся помощник подобный ему» по нему. Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что «не обретеся помощник ему», но – что «не обретеся помощник подобный ему». Так и здесь не просто сказал (Бог): «сотворим ему помощника», а изрек: «сотворим ему помощника по нему».

Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.

Не хорошо быть человеку одному (Бытие 2:18)

Категория: Цитаты из Евангелия Создано 20.11.2013 20:42

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:18-24)

Протоиерей Владимир Воробьев, из статьи «Православное учение о браке»:

…Создание мужского и женского пола описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека Адама, то через некоторое время сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2: 18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощника жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужской пол и женский достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

В Новом Завете апостол Павел свидетельствует: «все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). По-славянски «Всибо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицыбо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: всибо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). Мужской и женский пол имеют одну природу, то есть онтологически нет существенной разницы между мужчиной и женщиной. Достоинство мужчины и женщины пред Богом одинаково, но они отличаются между собой как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой, пока не достигнуто единство, или без какого-то особенного действия благодати Божией.

Учение о сущности отношений между мужчиной и женщиной только в христианстве достигает той полноты, красоты и совершенства, которых нет больше ни в каком ином учении, ни в какой другой философии. Это учение совершенно естественно выражается в учении о браке.

Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие.

Отчего человек чувствует себя одиноким? Нет однозначного ответа на этот вопрос, потому что во многом это условное, относительное понятие, исходящее из имеющегося содержания человека или, наоборот, из его бессодержательности. Но, несмотря на относительность этого понятия, человек может быть одиноким по собственной субъективной оценке. Скука, невостребованность, нереализованность его любви, несостоятельность в жизни — это далеко не полный комплекс ощущений, которые могут заставлять человека думать, что он одинок.

Как это ни парадоксально звучит, есть те, кто мучается от одиночества, а есть те, кто его ищет. Все зависит от того, что человек понимает под этим словом, чего он хочет в жизни вообще.

Одиночество — это неполнота

В самом начале Бытия Господь говорит: Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Все прекрасно было в раю, но Адам оставался один. И Господь сотворил помощника ему — человека, равного Адаму во всем и одновременно иного, который вместе с ним составил некую полноту. Потому что одиночество — это, прежде всего, ощущение и состояние неполноты. И страдания от одиночества — это страдания именно от этого. Но и поиск одиночества — монашество — это тоже поиск полноты. Здесь неполноту человека исполнить может только Бог, и она обретается монахом через отрешение от поиска полноты в этом мире. Те, кто переживает подобное на собственном опыте, могут рассказать это лучше. Нам же лучше говорить об одиночестве в общечеловеческом аспекте. И в этом аспекте человеку нехорошо быть одному. Однако часто бывает, что человек, так или иначе, остается один.

Сначала все здорово. Потом…

Избавления от одиночества человек очень часто ищет в церковной ограде. Вступление в церковную жизнь заглушает, подавляет чувство одиночества: человек наполняется неотмирным содержанием, неизвестным ему дотоле, и благодатное озарение, испытываемое в начале пути, делает несущественными и второплановыми его прежние чувства. Новая жизнь наполняет его время новыми делами: молитвенное правило, чтение Священного Писания и необходимых вероучительных книг, участие в богослужении, приходские послушания. А в окружающих, в прихожанах своего храма он, наконец-то, находит единомышленников, открывающих ему что-то новое. И у человека возникает долгожданное чувство полноты. В таком состоянии он пребывает некоторое время, но потом вдруг начинает видеть всё гораздо реалистичней. В Церкви, оказывается, все совсем не так прекрасно, как казалось поначалу; у священников, которым он так доверился, масса недостатков или даже пороков. Пост кажется тяжелым и ненужным, богослужение — скучным. И вот, человек возвращается к еще более обостренному чувству одиночества. И у него возникает некая претензия к Богу: «Я ждал, что сейчас моя жизнь станет другой, что я получу какое-то иное содержание, что я наполню себя. Но это как пришло, так и ушло, а одиночество вернулось». И тут надо разобраться, почему.

В последнее время стали слышны мнения о том, как же хорошо у католиков, у протестантов: ты пришел — тебя сразу приняли, как родного, сказали — ты наш брат, чаем напоили, песни вместе попели. Конечно, эти вещи очень хорошие и правильные: например, когда люди после Литургии могут остаться, чай попить, поговорить — это прекрасно, и жаль, если этого нет. Но разве это и есть то, что человек ищет в жизни и от Церкви? Разве именно этим Церковь и хороша? В том-то и дело: если считать, что Церковь — именно это, тогда что-то не срабатывает. Одиночество не уходит. Почему?

Почему? Потому что в наших храмах нет настоящих общин? Такой ответ был бы слишком обобщенным: не стоит, мне кажется, делать из общинной жизни некую «акцию» или «проект», что-то внешнее. Священник не может просто взять — и всех построить, собрать воедино. Это не даст результата: все равно останется разобщенность. Усилия для создания единомысленного и дружного прихода должны прежде всего от самих людей исходить. Наверное, тут важно вспомнить о нашем опыте первых десятилетий жизни в Церкви, но в новом церковном контексте…

Мы и есть Церковь

Если мы вернемся в годы доперестроечные, такого вопроса, как «одиночество в Церкви», принципиально не существовало: слишком маленькая была община и слишком серьезной была церковная жизнь. Серьезной потому, что ради нее надо было очень серьезно рисковать, а когда-то и жертвовать благополучием. Уверовавший человек вовсе не считал, что его должны здесь понимать, утешать, согревать, что за него должны что-то находить; что его воцерковление обязывает Церковь каким-то особенным образом настроиться на него и прислушаться к его проблемам.

Сейчас стало популярным бросать обвинения Церкви советских времен. Ее называют и «служанкой коммунизма», и «Церковью под властью». Но на самом-то деле Церковь в те годы была иной — именно потому, что люди, которые ее наполняли, приходили именно для того, чтобы по-настоящему по-христиански себя реализовать! И больше ничего они от Церкви не ждали и не искали. Вспоминаю эти годы, особенно сейчас, с огромной теплотой и благодарностью. Тогда люди собирались в общины и понимали, что они и есть Церковь, и ими не надо было руководить специально. Сейчас, например, для какого-то дела, так называемого «социального проекта», спускают циркулярное письмо о предоставлении списков добровольцев, которые будут участвовать в нем. А тогда это была действительно Церковь добровольцев, люди были полны доброй воли в служении Церкви. Например: необходимо учить детей. И все собирались по квартирам и учили, безо всяких разнарядок свыше. Надо было изучать Священное Писание, повышать свое религиозное образование — и люди собирались на квартирные семинары, приглашали священников, сами готовили лекции, ксерили книги святых отцов друг другу. И читали! Читали святых отцов, а не брошюрки, где написаны ответы на все вопросы. И не было чувства одиночества, потому что оно разрешалось именно тем, что каждый друг другу был готов служить, не ожидая, что послужат ему.

Вот реально пережитый опыт, показывающий, что Церковь действительно может проблему одиночества разрешить. Но зависит это не от внешней ее организации, не от наличия или отсутствия каких-то условий. Потому что никогда не создашь общину из людей, которые пришли в Церковь не за тем, чтобы служить, а чтобы служили им. Одиночество никуда не денется, если человек настроен только на то, чтобы его понимали, ему внимали, за ним ухаживали: тогда можно хоть ежедневно собираться на чаепития, но этот человек так и будет сидеть и ждать, когда его обслужат, когда ему намажут бутерброд и нальют чай, а потом уйдет, не убрав за собой.

Что же такое «одиночество в Церкви»?

Думаю, наше одиночество — это проблема нашего внутреннего состояния. Когда человеку чего-то недостает, он чувствует это как ущербность: меня не поняли, не приняли, недолюбили, я остался одинок, батюшка не обращает на меня внимания. И оказывается, что о Боге вообще речи уже нет, потому что все заключено в человеческом контексте: люди и я. А Бог? Ведь прежде всего Он покрывает нашу недостаточность и неполноту. И именно к Нему должен идти человек, входя в Церковь, становясь на духовный путь. Именно чтобы прорваться через себя к Богу. И только когда человек на Бога упование возлагает, тогда-то он и старается не обижаться, любить людей и служить им. И тогда об одиночестве нет и речи.

Если же внутренняя установка человека такова: нам должны больше, чем мы кому-то (по сути, это эгоизм), то человек будет себя чувствовать одиноким и никогда не будет удовлетворен тем, что ему дают. Его общение с людьми всегда будет общением пользователя. И эти люди рано или поздно от него отдалятся, он их будет терять — и не понимать, почему это происходит, и обижаться. Неполнота всегда будет ему сопутствовать. Эта неполнота, это одиночество может быть восполнено только при условии правильного внутреннего настроя, то есть только тогда, когда человек приходит в Церковь послужить. Когда люди начинают служить, эта радость служения всех объединяет.

Правда, проблемы на этом не кончаются. Когда много людей вместе что-то делают — всегда кто-то может обидеть кого-то. И вот здесь происходит такая вещь: люди обижаются и уходят: «Я пришла вам служить, и вы же меня и обидели!». Но ведь в том-то и дело, что ты пришла служить не себе, а другим.

Все простые и пронзительные слова Христа о любви и самопожертвовании мы должны исполнять. А хорошая, живая приходская община — это своего рода идеальная «экспериментальная площадка». Именно здесь это делать проще и благодатней всего: вокруг люди, которые для себя избрали те же самые правила жизни. И если ты внутри, в своей общине оказался не способным на евангельский подвиг преодоления себя — то что же тогда с тобой будет «снаружи», вне общины? Там тебя как христианина не будет вообще.

Путь к Богу — всегда одинокий путь

Но при всем этом важно понять еще вот что: путь человека к Богу — это всегда одинокий путь. Одинокий, непростой и скорбный. Даже если мы реализовали себя в общине, найдя единомышленников, и окружены теперь родными, близкими людьми. Даже если у нас замечательный духовник. Почему? Человеку очень нужно понять, сколько он уже прошел и сколько ему еще осталось; важно получить внутри себя ответ: с Богом ли я, хорош ли я для Него, все ли у меня в порядке? Но на земном пути нет ответов на эти вопросы. А если они и находятся, то велика вероятность их ложности. Да, духовник тебя может поддержать, но это не разрешит твоей проблемы, потому что ответ на некие очень важные вопросы сердца в конечном итоге ты получаешь только от Бога; кроме Бога человека никто никогда не знает до конца, ни он сам, ни другие. Но и Господь крайне редко, как мне кажется, дает человеку прямые и очевидные ответы. Он учит нас как-то иначе, и мы должны это заметить, понять, этим утешиться. Хотя Его ответы могут быть вовсе не утешительными. Они очень часто — из области скорбей и внешних потерь. И тут человеку очень важно доверять Богу.

Я все время вспоминаю евангельскую историю о хананеянке (см.: Мф. 15, 22–28), которая идет за Христом и говорит: «Сыне Давидов, дщерь моя зле беснуется». А Он не отвечает, а она всё идет за Ним и Его учениками, а Он все молчит. Даже апостолы просят отпустить ее, именно потому, что она все это время за ними идет и кричит. А Он отвечает: я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Вот путь этой женщины: насколько же он одинок, хотя она идет среди апостолов. Это путь такого страшного человеческого одиночества и неуслышанности! И это путь каждого человека. Каждый может сказать: «Бог меня не слышит» или: «Бог жесток, несправедлив». Если бы так сказала та женщина, хананеянка, это казалось бы правдой. Но она говорит иное. И Господь, в конце концов, исцеляет ее дочь. И так Он отзовется каждому.

Одинокий духовный путь. На этом пути изнемогает очень много людей. Он тяжек, потому что человеческие амбиции на нем не помогают. Он требует доверия к Богу и глубокого понимания самого себя: кто ты по отношению к Богу, что тебе надо делать, чтобы быть услышанным. Потому что ты знаешь уже Священное Писание, где сказано, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8, 16) и что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего (Ин. 3, 16) за него, ибо не пришел Бог судить этот мир, но спасти его (ср.: Ин. 12, 47). Если ты в это веришь, тебя уже ничто не смутит, и что бы с тобой ни случилось на этом одиноком пути, ты не должен отступать, и тогда этот путь и есть путь к спасению. Это не путь внешнего исполнения заповедей, это путь бесконечного доверия Богу, бесконечного понимания и знания, что Он рядом с тобой всегда.

Одинок ли служащий Богу?

В Церкви есть такое специфическое понятие: одиночество священника. Я не имею в виду себя или кого-то конкретно, а говорю обобщенно. Человек, который служит Богу в священном сане, находится в особом положении. Он — центр общины, он пастырь, духовник, и люди к нему приходят — очень часто именно для того, чтобы найти в нем хотя бы частичное восполнение собственного одиночества. Ведь с кем священник большей частью имеет дело? С огромным количеством матерей-одиночек, детей без отца, людей с разрушенными судьбами. Полностью состоявшихся, гармоничных людей очень мало приходит в Церковь, потому что их вообще мало в мире! И большинство этих людей стремятся включить священника в свою жизнь. Пастырь не вправе человека оттолкнуть, он должен войти в его жизнь, должен взять это на себя; до определенной степени, конечно (тут важно уметь правильно строить отношения). Но, как ни странно, самому священнику зачастую поделиться своими бедами и проблемами — не с кем. Его духовный путь проходит у всех на глазах, всякая его ошибка вызывает очень большой резонанс, и он никак не может быть уверен, что его поддержат, если он споткнется и упадет. Это жизнь в постоянном напряжении. И ему не на кого этот свой груз переложить. Не на кого, кроме как на Бога. Ситуация усложняется еще и тем, что его собственное поле жизни — семья, дети, родные — очень часто остается невспаханным, и потому недостает поддержки и понимания в семье.

Ситуацию усложняет еще и непонятость собратьями. Очень часто бывает так: служит священник в каком-нибудь большом соборе день за днем среди собратьев, таких же священников, вместе пред Престолом стоят на Литургии, но он абсолютно одинок среди них…

Есть еще одна проблема в наших российских реалиях, которая касается одиночества: у нас архиерей очень далеко отстоит от священника, скорее, в отношениях «высшее должностное лицо — низшее должностное лицо». А духовную связь, говоря из опыта своей священнической жизни, вообще не встречал. Это идет не от воли епископата, это исторически сложилось по многим причинам, в том числе и из-за Синодального периода, и из-за огромных пространств нашей страны (архиерей не всегда мог объехать все приходы епархии), да и советский период тоже «руку наложил». Я говорю о ситуации, когда священник живет сам по себе и к епископу не может прийти как к отцу (например, как к самому священнику приходит любой мирянин). У нас епископ стал прежде всего чиновником. С одной стороны, это дает возможность хорошо управлять, решать проблемы, а с другой — священнослужитель из отца, предстоятеля Престола и того, кто носит омофор, как овцу, на своих плечах, делается просто инспектором в священном сане. Это, в конечном итоге, бьет по одиночеству священника и по такому же одиночеству архиерея, который абсолютно одинок, и ему вообще некуда идти. У священника хоть паства есть. Наверное, если бы была общая благая воля это преодолеть и эти вопросы ставились как актуальные для Церкви, что-то в этих отношениях между епископом и священником можно было бы сделать иным.

Справиться с одиночеством? Но как?

Человек не должен ставить перед собой цель: победить одиночество. Постоянно говорить себе: «Я одинокий человек» — и ждать, когда же это кончится. Да никогда! Нужно сделать так, чтобы это чувство не было доминирующим. Доминирует оно потому, что человек увлечен собой, и сам себя на это чувство ориентирует. Не стоит одиночество делать центральной проблемой своей жизни и постоянно решать, какими путями справиться с ней. И неверно видеть в воцерковлении возможность победить одиночество. При такой установке у человека ничего не получится. Не для этого приходят люди в Церковь. Ведь даже и дружат не для этого! Надо просто жить, и это чувство уйдет само.

Мне приходится иногда посещать тюрьму, и я знаю одного заключенного, осужденного почти на десять лет. Удивительно то, что он совсем не чувствует себя в тюрьме подавленно. Как же ему это удается? Он мне сказал: «Я с самого начала понял, что мне не на что надеяться, что моя жизнь — здесь. И я живу. Читаю газеты, книги, интересуюсь происходящими в мире событиями, пишу, но я не жду, что в моей жизни что-то изменится, не ставлю перед собой вопрос: когда же это кончится? Поэтому я совершенно спокоен». Если человек в тюрьме будет все время думать: «Когда же я освобожусь?», он сойдет с ума. Поэтому и нам не надо ставить вопрос: «Ну когда же?..». И не надо концентрироваться на мысли: как мне с этим справиться? Тогда никогда с этим не справишься! Убери эти мысли как искушение! Просто сегодня, прямо сейчас, попробуй жить по-другому. Сегодня есть этот мир, люди, книги, события — живи ими, без мысли, что ты одинок. Просто — живи!

Записала Татьяна Бышовец

Журнал «Православие и современность» № 17 (33)

Почему современные люди так одиноки? «Нехорошо человеку быть одному» (Быт.2:18) — сказал Господь. Об опасности этого состояния наперебой рассуждают современные психологи и психотерапевты, придумывая новые рецепты счастья. Но так ли все плохо? Для всех ли это вредно? Для кого-то одиночество — это период, когда можно задуматься о духовном и изменить себя, для другого — тяжелое мучительное испытание. Но так или иначе, когда это состояние становится «нормой» жизни, то начинается внутренняя дисгармония. Каждый человек рожден для того, чтобы отдавать ближним любовь, вложенную в него Богом, и когда этого не происходит, то Божественный замысел теряется,человек становится «вещью в себе».

Одиночное заключение всегда считалась одним из самых строгих и жестоких наказаний. Человек, по своей сущности всегда нуждается в общности, одиночество противоестественно и дискомфортно для него. Только во взаимоотношениях с другими людьми раскрывается и проявляется собственное «я», открывается творческое начало.
В наши дни люди отдалены друг от друга. Погоня за материальным благополучием и социальными статусами отбирает всю жизненную энергию, не оставляя сил и времени на то, чтобы строить доверительные отношения друг с другом. Особенно это касается огромных мегаполисов, где люди могут годами жить по соседству, но при этом могут не знать друг друга. В таких огромных городских «океанах», где все постоянно куда-то бегут и спешат, не слыша и не замечая друг друга, всё меньше становится места для любви и взаимопонимания. В результате возникает массовая отчужденность, забывание традиций наших предков, недостаток простого человеческого общения.
Феномен «одиночества в толпе» описан многими учеными, сейчас он актуален как никогда. Человека могут окружать тысячи других людей, но при этом он не получает о них тепла и поддержки. Живых людей заменяют механизмы и холодные аккаунты социальных сетей, интернет — общение создает лишь слабую иллюзию нужности и востребованности, выходя из которой всё же остро ощущается пресловутое чувство одиночества. Особенно остро эта проблема влияет на институт традиционной семьи, который становится все менее актуальным для молодежи.
Образ одинокого человека сегодня в моде. Современные масс-медиа преподносят одиночество как благо и брак как совокупность хлопот и проблем. Оно, по утверждениям источников массовой информации, позволяет быть независимым, свободным от семейных забот, никому ни в чем не отчитываться и не брать на себя груз ответственности. Другими словами «веселись и не о чем не думай». Мода на одиночество неразрывно связана с ориентацией на себя, свое эго.
Позиция одинокого человека ложно представляется как наиболее выгодная и удобная. Главный посыл современных масс — медиа- одному выжить легче и проще, он успешно принимается многими как стиль жизни. Образ одинокой свободной женщины успешно создается современными медиа. Она независима, эгоистична, амбициозна, успешна и самодостаточна. Красивые товары и известные брэнды – все ,что нужно ей для счастья. Современые треннинги для женщин под названим типа «Как стать стервой» увы, приобретают популярность с каждым днем…
Параллельно создается и образ одинокого свободного мужчины — мачо, которому также весело и хорошо жить в одиночестве, наслаждаясь все теми же плодами культуры потребления. Но рано или поздно каждый человек понимает, что эти образы лживые и не приносят счастья. Когда среди материальных благ человек остаётся совершенно один,без любви и поддержки, тогда приходит осознание неправильности современных образцов «счастья».
Культ эгоизма широко распостранён в медиа — пространстве. Нас призывают думать в первую очередь о себе, своих интересах и желаниях. Такие установки пропагандируются как положительные, рекламные призывы гласят что-то вроде : «позвольте это себе, побалуйте себя, подумайте о себе».
Существует мнимое чувство одиночества, когда человек зациклен только на себе,своих желаниях,не стремиться любить ,эгоцентричен, гипертрофирует свои чувства, переживания. С такими людьми сложно строить отношения, их избегают ,так как они в процессе общения ничего не дают взамен, а лишь потребляют.
Но в то же время существует и настоящее одиночество,которое ощутимо большим количеством людей во всем мире. Но отчаиваться и унывать в такой ситуации –это причинение величайшего вреда самому себе,своей душе. И если человек борется со своим греховным началом, если ищет Бога и соединяется с Ним, то значит,что он Ему доверяет. Если существует такое доверие, то чуство одиночества вполне преодолимо, эта трагедия земной человеческой жизни разрешается. Очень многие одинокие люди перестают верить в то,что Господь может изменить их жизнь к лучшему. Они перестают доверять Богу.
Набив жизненных «шишек» и обжегжись жестокостью и непониманием окружающих ,многие люди начинают бояться любить и дарить благо окружающим. Боязнь новой боли ,новых испытаний и обид произростает из чувства чрезмерного себялюбия,тщеславия. Такие люди думают прежде всего о себе,своих чувствах и эмоциях ( » Как бы мне не сделали плохо, что будет со мной?»).
Все мы в той или иной мере страдаем от чувства одиночества. Это нелегкое испытание для каждого,но необходимо помнить,что тот,кто несет этот крест благодушно, без ропота и упреков получает утешение от Господа, это становится для него подвигом.
Согласно христианскому учению, лучшее средство от одиночества — это вера в Бога и помощь ближним. Каждый человек, даже самый больной и немощный может помочь другому. Как говорил Симеон Афонский : «Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным и богатым,- достаточно быть добрым».
Пусть это будет доброе слово, ценный совет или искренняя молитва. Только относясь к другим с чувством любви и добра, человек может разрушить оковы одиночества, став по-настоящему нужным и востребованным.
Татьяна Андреенкова

Ветхий Завет

Бытие

Глава 2.

1Так совершены небо и земля и все воинство их.

2И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13Имя второй реки Гихон : она обтекает всю землю Куш.

14Имя третьей реки Хиддекель : она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа .

24Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «