Несвятые святые отзывы

В чем феномен книги архимандрита Тихона «Несвятые святые»?

Такого не было очень давно. В метро я заметил, что сразу три пассажира в вагоне читают одну и ту же книгу. Уже узнаваемую издалека. Увидеть ее у читающих мне доводилось в кафе, поликлинике и в парке. И среди моих знакомых гораздо больше тех, кто прочитал или читает эту книгу, чем тех, кто до нее пока не добрался. Забытое уже ощущение: свежая книга — как общая тема для разговора с самыми разными людьми. И ведь не детектив, не перевод мирового бестселлера, а записки русского монаха, нашего современника — архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря.

Во всевозможных рейтингах книга «Несвятые святые» уверенно лидирует. И в голосовании литературной премии Рунета, и в голосовании премии «Большая книга», и в списках продаж. Уникальная ситуация: в течение года эта книга по продажам в лидерах. Появляются время от времени новые издания, которые вырываются на первые места, но скоро исчезают, а она остается.

Интерес не только у нашего читателя. Книгу переводят на сербский и румынский языки. Осенью презентации в Нью-Йорке и Вашингтоне, зимой — во Франции. В Греции вышло уже два тиража. И все мало: в монастыре Симона Петра на Афоне монахи размножают книгу на ксероксе, употребляя при этом русское слово «самиздат». А в некоторых греческих монастырях книгу архимандрита Тихона читают вслух во время общей трапезы.

Это все — про Любовь

«Ваше Высокопреподобие! — пишет отцу Тихону протоиерей Георгий Ларин из Нью-Йорка. — Мне привезли из Москвы Вашу замечательную книгу. Близкий сердцу моему протоиерей Владимир Гамарис, живущий в Москве, узнав о моем горячем желании поделиться этим шедевром с моими родными и прихожанами, позавчера доставил мне авиапочтой восемь экземпляров… Мой закадычный друг, отец Александр Лебедев, обрадовал меня сообщением, что уже распродано их свыше полмиллиона и будет сделан английский перевод. СПАСИБО!»

Это одно из десятков тысяч писем, которые приходят в адрес архимандрита Тихона как автора книги «Несвятые святые». Ему пишут знакомые и — большей частью — незнакомые люди, юные и пожилые, верующие и те, кто только ищет путь к вере. Благодарят, делятся впечатлениями, задают вопросы, дивятся неслыханным тиражам. Впрочем, цифры, которые приводятся в письме, уже устарели: недавно вышел уже шестой тираж книги, и общее количество отпечатанных экземпляров меньше чем за год достигло 1 миллиона 100 тысяч. Это сенсация на книжном рынке!

Таких масштабов издания поначалу, как рассказал мне сам отец Тихон, не предполагалось. Но книгу вдруг стали стремительно раскупать. Пришлось допечатывать. Еще, еще и еще. А спрос продолжал расти. Не странно ли, что так происходит именно сейчас, когда атаки на веру становятся все более массированными и авторитет церкви всячески стремятся подорвать?

Может быть, это простое совпадение по времени? И книга — сама по себе, а ситуация в обществе — отдельно? Взаимосвязь, видимо, все же есть. Но она не так проста. А вот почему так тянутся люди к этой книге, что они в ней находят, понимаешь из тех самых читательских писем, которые идут сплошным потоком. В них и вопросы, и ответы.

«Современный мир страдает от накопившейся грязи и не может от нее отмыться еще и потому, что не знает, с чего начать, — пишет Татьяна Павеличева. — Для многих-многих людей эта книга — азбука для построения своего спасения. Хочу жить в добром мире среди добрых людей. И для этого прошу: люди, прочитайте эту книгу, вдумайтесь в нее, ощутите тепло от духовности, мудрости, чистоты и искренности православия. Чем больше ее будут читать, тем больше хороших людей будет вокруг».

А вот совсем короткое письмо: «Эта книга — про Любовь». Так, с большой буквы, определяют люди главный на сегодня дефицит.

Удивительный странник

Вот это, наверное, и есть настоящее миссионерство. Показывать то, что может показать только церковь. Когда вот так — честно и талантливо — рассказывается о реальной жизни церковного народа, о современных подвижниках, о таких старцах, как Иоанн Крестьянкин, людей это трогает за душу, убеждает.

«Благодаря этой книге я узнал, что такое промысел Божий, смирение! И вообще — что такое православие, церковь, монахи, — пишет Олег Михалев. — И очень многое в моей душе стало на свои места. Вы приблизили меня к Богу!» В очень многих письмах звучат похожие слова: «прочитал на одном дыхании», «как глоток родниковой воды», «и смеялся, и плакал». Редко сегодня можно найти текст, который не просто был бы интересен людям разных поколений и убеждений, но и оказывался между ними мостиком, сближал.

«Хвалебные слова, кажется, уже все сказаны, — пишет Алексей (zodchy). — Но хочется заметить: ужели все чудеса рассвета человеческих душ заканчиваются рубежом 80-90-х годов? Отец Тихон, пролейте свет! Наверняка и ныне есть место порыву души, а не коммерции».

Похожие вопросы нет-нет да и встречаются в откликах. Вот я и спросил отца Тихона: так историческая его книга или современная, ушло ли все это, что так трогает и захватывает нас в книге, или еще остается где-то?

— Конечно не ушло, — говорит архимандрит. — Это тот же самый мир церкви, живущий вместе со Христом, который «вчера, и днесь, и во веки тот же», как писал апостол Павел. Хотя, конечно, что-то меняется, но сущность неизменна. Это чудо, которое продолжается. И каждое поколение, даже каждый человек в разные времена своей жизни находит что-то свое, особое в этом мире. Ведь жизнь церковная — это не предание седой старины, а наша реальная сегодняшняя жизнь.

— А старцы — не уходящая ли натура?

— Да, уходящая, но и приходящая вновь. Старчество как явление путешествует по миру. Когда-то оно было в заволжских пустынях, потом в брянских лесах, в Оптиной пустыни, в Даниловом монастыре, в Псково-Печерском монастыре. Потом где-то еще объявится. Когда, какими людьми? Мы сами не знаем… Но старчество — это вот такой странник в русской церкви. Удивительный.

«Печально, что книжка закончилась!»

«Сегодня нашел в интернете негативные отзывы о вашей книге, отец Тихон, и: возрадовался, — пишет читатель Роман, — ибо, когда только хорошее звучит, искушение возникает, надо, чтобы кто-нибудь поругал. Значит, книга удалась, раз есть и сторонники, и противники».

Критики у книги разные. Есть профессиональные. Довольно известные литераторы, которые сами о подобном читательском успехе и мечтать не могут, но менторски рассуждают, дотягивает ли эта книга до большой прозы или нет. Я спросил у отца Тихона, как он относится к такой критике. Ответ был краток:

— Читаю эти отклики с интересом и благодарностью.

А вот один из читателей, Борис Анатольевич Бурманов, убежден (и тут он не одинок): «Это произведение — настоящая русская литература, и со временем оно должно будет войти в обязательную школьную программу».

Встречаются и в церковной среде наряду с огромным количеством добрых слов и критические отзывы. Сам отец Тихон и к этим оценкам относится с пониманием:

— Кто-то считает, что не дело монаха писать о церкви живо и даже с юмором. Это — позиция. Я отношусь к ней с уважением, хотя и не разделяю.

Едва ли не в каждом втором письме сожаление о том, что у книги есть конец. Так привыкли к ее героям, к их чудесному миру за время чтения, что расставаться больно. Люди просят продолжения. Им отвечает один из читателей по имени Лев:

«Книга — супер! Но не пойму, почему все взывают „напишите еще“? Это же книга о реальных людях! Вы хотите, чтобы автор дальше навыдумывал небылиц?»

— Это все-таки мемуарная книга, — сказал мне отец Тихон. — Конечно, в нее вошло далеко не все, но то, что сейчас, по моему скромному мнению, полезно и нужно. Пока планов возвращения к этой теме нет. Есть планы совсем другой книги, но о ней говорить пока рано.

Впрочем, расставаться с тем чудесным миром, который открывается в книге архимандрита Тихона, вовсе не обязательно. И для этого нужно не только перечитывать книгу, но и сделать шаг к тому, чтобы самому открыть для себя это чудо. Тот вполне реальный мир, в котором сегодня живут и автор, и его непридуманные герои, и множество таких же, как они, православных христиан.

Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза Островского сочинение

В поэме Островского «Гроза», Тихон является важным героем. В повествовании представлено большое количество разногласий, реализованных из-за этого образа. Его мать — Марфа Игнатьевна, а жена — Екатерина. Но Тихон не может представиться ни в роли мужа, ни в роли сына.

Островский для данного героя выбрал подходящее имя, которое говорит само за себя. Тихий Тихон. Отличная пословица, которая сможет точно передать образ героя — тише воды ниже травы. Характеристику главного персонажа можно составить только при прочтении определенных отрывков из книги: его разговоров с женой и матерью. Тихон очень слабохарактерный человек, его даже сложно назвать личностью, потому что он, собственно, ничего не представляет собой.

Он не имеет личного мнения и все время прислушивается к другим для того, чтобы они помогли ему в собственных делах. Но при всей той наружности, присутствующей в этом образе, у читателей не возникает чувства жалости к Тихону. Из-за его поведения, возникает сравнение с младенцем, который только недавно научился говорить. Как бы грубо не звучала следующая фраза о том, что не способность Тихона к самостоятельному продвижению и саморазвитию продвигает его к званию идиота. Конечно, Тихон воспитывался под присмотром матери, и многое унаследовал от неё. Но вот дело в том, что у Марфы есть и второй ребёнок — Варвара, которая является полной противоположностью Тихона.

Тихона нельзя жалеть. Он не смог сделать ни единого поступка, благодаря которому им могла бы гордиться собственная мать. Да и она сама не видит в Тихоне родного сына, а лишь куклу, которая готова выполнить все её требования.

Но вот загадка, как такой человек смог подыскать себе жену? Нельзя утверждать о том, что это было по его воли. Он бы никогда не захотел обзаводиться семьей. Чувства, которые Тихон испытывает к жене нельзя называть любовью. Скорее, это жалость, которая ни к чему не приведёт. Их брак не является счастливым.

Выше было разобрано только отношение Тихона с мамой и с женой, но как же он ведёт себя с остальными героями? Тихон ненавидит разговоров со своей сестрой, потому что она всегда говорит все прямо, не скрывая ничего. Часто, это оказывается очень горькая правда.

Тихон является очень интересным героем только потому, что в нем скрываются плохие качества, которые в конце поменяются… У Тихона абсолютно другие взгляды на мир, нежели у остальных. Именно поэтому он и является одним из самых привлекательных героев.

Сочинение на тему Тихон Кабанов в Грозе

Тихон в рассказе Н. Островского «Гроза», персонаж, который постоянно страдает от вечных упреков своей матери Кабанихи. Его собственная личность не имеет в нем веса, поэтому попросту теряется. Он не в силах противится указаниям и приказам маменьки и беспрекословно выполняет их.

Автор не зря выбрал данное имя для героя – Тихон – тихий. Кабанов не имеет силы воли и позволяет злой матери не только грубо обращаться с ним, но и со своей женой. Это отчетливо наблюдается в сцене отъезда на ярмарку. Он понимал, что приказы матери злы и причиняют боль, но не мог им противиться, а после выполнения тихо спивался в своей темной лачуге, отчего становился еще более безвольным.

Катерина, жена Кабанова, единственное, что удерживает его от ухода из жизни. Любовь к ней становится, настолько велика, наравне с желанием стать свободным, освободиться от гнета матери и всегда несправедливой свекрови. Но, с каждым прожитом днем он начинает понимать внутри себя, что и с ней начинает происходить нечто странное, чего не было ранее. Он пытается понять ее душевные муки, но Катерина не в силах рассказать ему. Именно из-за своей мягкости и отсутствия внутренних сил Тихон не в состоянии помочь жене бороться с ее страстью к полной противоположности мужа – Борису. Когда слухи разошлись по всей деревни, Тихон не принял ни одной попытки облегчить участь Катерины от публичной расправы. Лишь только тогда, когда бездушное тело жены рухнуло на холодную землю, он понял, что эта была крайняя черта и решается восстать против Кабанихи, и публично обвиняет ее в смерти своей жены.

Сложившийся конфликт приводит к разрушению семьи Тихона. Автор прекрасно подчеркивает этот образ с надвигающейся грозой, которая будто открывает двери в «темное царство».

Явный деспотизм матери имеет отчетливое отражение на характере Тихона Ивановича, он затмевает его внутреннюю доброту и желание жить свободно. Он любил свою жену, всегда старался быть сострадательным к мучениям, но постоянный гнет Кабанихи и ее напористость заставляют главного героя позабывать всякое подобие собственной силы воли.

Тихон, будучи не в состоянии понять глубокую и чувственную душу Катерины и ее мечтательные порывы к новой лучшей жизни, он не уделяет ей нужного внимания в самый сложный жизненный момент, который стал критическим и становится одним из виновников ее гибели. Самодурство и вечный деспотизм, неизбежно порождают запуганных и забитых личностей.

Вариант 3

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» есть персонажи, которых можно отнести к жертвам «темного царства». Одним из них является Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи.

Тихону очень подходит его имя: он тихий, его не слышно и не видно. Он маменькин сынок, привык с детства слушаться свою мать, Марфу Игнатьевну Кабанову. Тихон уже давно не ребенок, женат, но и взрослым человеком боится сделать что-либо против ее воли. Он, в отличие от матери, не считает нужным придерживаться старинных порядков. Но поступить, как считает нужным, не может. Боится ослушаться мать. Тихон идет на компромиссы. Катерине, своей жене, он советует не обращать на слова матери внимание, но говорит, что лучше ей не прекословить. Сам он даже не протестует, во всем соглашается с Кабанихой. При случае любит пожаловаться на жизнь, чтобы ему посочувствовали. Вместо того, чтобы что-то сделать, изменить в этой жизни, он пытается сбежать от реальности. Дома он себя чувствует, как в тюрьме. Единственное желание Тихона – вырваться из дома, загулять, хотя бы на две недели освободиться от опеки матери. Поэтому он с такой радостью собирается в деловую поездку.

Тихон Кабанов — добрый, но слабохарактерный человек. У него нет собственного мнения, в чем он неоднократно признается. Тихон любит жену, жалеет ее. Он не хочет, как приказывает ему мать, доказывать свою власть над ней. Тихон понимает, что этим он унижает свою жену, но пойти против матери не может. Катерина не сердится на мужа, понимая, что он действует не по своей воле. Но он не заслуживает ее любви и уважения, потому что не может защитить.

Тихону непонятны страдания Катерины. Поэтому он не может понять той душевной драмы, которая в ней назревает, а также поддержать ее после сцены покаяния, помочь справиться с душевными муками. Сам он в душе простил ее и жил бы с ней дальше. Он словно оправдывается перед Кулигиным, что во всем случившемся виновата его мать, которая своими упреками вынудила Катерину встречаться с Борисом. И только после гибели Катерины он выразил слабый протест, публично обвинив мать в гибели Катерины и заявив, что лучше наложить на себя руки, чем жить в царстве самодуров. Хотя сам он, скорее всего, никогда не решится на такой шаг, так как морально слишком слаб.

Тихон не вызывает жалости. Он не сумел защитить и спасти Катерину. Он никогда не сможет изменить что-либо в своей жизни. Ему проще страдать, обвиняя во всем мать. Самодурство и деспотизм подавили в нем самостоятельность, превратили его в жертву, не смеющую жить своим умом.

Также читают:

Островский

Картинка к сочинению Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Гордость и смирение примеры и аргументы из литературы для сочинения

    Гордость и смирение — два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость — обостренное чувство собственного достоинства. Смирение — понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок.

  • Сочинение на тему Что толкает человека на месть? (итоговое 11 класс)

    На протяжении всего времени, месть связана с характерными качествами человека: гордыней, злом, самолюбием. На пустом месте месть возникнуть не может, на это должны быть объективные обстоятельства: ненависть, глубокая обида

  • Русский национальный характер в повести Очарованный странник Лескова

    Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав.

  • Пластов

    Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.

  • Мой любимый герой в произведении Тарас Бульба Гоголя сочинение

    В повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь вложил очень много труда. Это рассказ о периоде казачества, когда проходила безжалостная борьба за самостоятельность, а также формирование сильной державы.

Андрей Десницкий об основах новой госидеологии под названием «духовность»

Читатели-зрители составляют представление о жизни РПЦ по нескольким знаковым медийным фигурам. Отцы Чаплин, Смирнов, Охлобыстин или Кураев и в самом деле говорят много яркого и интересного, но это все же точки экстремума. С ними не соскучишься, но и адекватное представление о внутрицерковном мейнстриме не составишь. А на кого же тогда смотреть?

«Россия оказалась очень стойкой и эффективной против внешней агрессии, это показала вся история, и абсолютно беспомощной против агрессии внутренней» — эту фразу в начале нового телехита «Биохимия предательства» произносит статный священник с хорошим русским лицом и приятным тембром голоса. Это архимандрит Тихон Шевкунов, наместник московского Сретенского монастыря, и его появление в первом кадре не случайно.

Собственно, первым в череде документально-исторических лент в жанре «что же будет с родиной и с нами» стал фильм самого отца Тихона под названием «Гибель империи. Византийский урок».

Он вышел еще в начале 2008 года, и в нем не было ни скрытых камер, ни передергиваний, зато было очень много интересных исторических сведений. После него хотелось не руки вымыть, как после творчества авторов «Биохимии», а в библиотеку записаться. Тут, можно сказать, отец Тихон поработал по основной гражданской специальности: он окончил в свое время сценарный факультет ВГИКа.

Именно этот фильм задал вектор всем следующим, он с предельной ясностью уже шесть лет назад обозначил формирующуюся державно-православную идеологию. Фильм, конечно, был не о Византии, а о современной России, его краткое содержание вполне укладывается в формулу: спасение наше — в державности и православности, погибель наша — от алчного злобного Запада да от собственных «несогласных».

Жизнь самого отца Тихона вполне соответствует его взглядам, и все это без надрыва, без показной публичности. Наместник важнейшего монастыря в самом центре столицы вот уже почти двадцать лет, он так и не стал епископом — но не потому ли, что ехать в какую-то маленькую новообразованную епархию ему просто неинтересно? Управляя монастырским комплексом на Лубянке, можно добиться куда большего, причем на федеральном уровне.

Этот монастырь, кстати, был некогда с большим скандалом отобран у общины отца Георгия Кочеткова, слывшего тогда главным церковным реформатором. Служит тот теперь в Новодевичьем монастыре далеко не первым священником, но это уже совершенно отдельная история.

А вот отец Тихон оказался настоящим эффективным менеджером, как теперь принято говорить. При нем монастырь был восстановлен, в нем разместились семинария и издательство, ставшее, пожалуй, самым крупным и успешным среди всех православных издательств России. Монастырю тесно в его нынешних стенах, предстоит реконструкция со сносом нескольких не очень, как говорят, исторически значимых зданий — тут городские власти пошли отцу Тихону навстречу. А главным станет огромный храм новомучеников и исповедников российских на крови, сиречь на Лубянке.

Близость к тем самым зданиям — не только память о погибших, но и задание на будущее по «воцерковлению» государевых слуг. Именно так удобнее всего строить ту самую византийскую симфонию церкви и государства, о необходимости которой так долго говорит отец Тихон.

Но если с державностью все более или менее понятно, какая же потребна православность? В 2011 году вышла книга отца Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы». Не просто вышла, а сразу стала бестселлером, уже за первый год продаж — миллион экземпляров. Это в нынешнее-то время, когда для книг «про религию» тираж в десять тысяч считается удачей!

Давать развернутую рецензию на бестселлер здесь не стоит, но пару слов скажу. Успех книги, на мой взгляд, заключается в том, что она написана человеком церкви, говорит о церкви, но при этом рисует не сусально-елейный образ некоего святого града Китежа, населенного однотипными святыми, а людей живых, со своими характерами и недостатками. Да и просто очень талантливо книга написана.

Чтобы оценить этот коллективный портрет нашей церкви, книгу надо прочитать. Но две черты отмечу особо. Путь истинно верующего человека представляется в ней цепочкой повседневных чудес: Господь непосредственно вмешивается в его жизнь, спасает, наставляет и оберегает его. Но — только при известном условии. Автор определяет его так: «Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех нас было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым… Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить».

И это, по сути, главная идея книги. Название «Несвятые святые» может подразумевать личную греховность христиан, которые, собираясь, становятся общиной святых, как это описано и в Новом Завете, и в православной литургии. Но можно понять его несколько иначе, перефразируя известное выражение «Других святых у меня для вас нет».

Они могут быть властными и драчливыми самодурами, но беспрекословное послушание им — единственный способ стяжать благодать, которая передается только по иерархической лестнице и установленным схемам.

И похоже, очень многие читатели сделали из книги именно такой вывод. Так что же происходит здесь: воцерковление государства или скорее вогосударствление церкви, установление от имени Бога жесткой властной вертикали? И еще: а насколько потребен такой духовности, такой религиозности Христос? Если перенести место действия из православного монастыря в общину мусульман-суфиев, в буддийский дацан, в индуистский ашрам или хасидскиую ешиву, многое ли придется менять, кроме имен и внешних обрядовых деталей?

Жесткую рецензию на книгу отца Тихона недавно написал другой священник, Георгий Эдельштейн. Его вывод: «Я не нахожу примеров такого «смирения» в Евангелии, я вижу его только в восточных деспотиях да в сталинском СССР». Но кому теперь известно имя самого Эдельштейна, некогда борца за свободу совести в СССР, а теперь простого сельского попа? Кому интересны его взгляды?

А рассказы отца Тихона издаются огромными тиражами, переводятся на другие языки, формируют облик русского православия XXI века. Они оказались полезными для власти и востребованными широкой читательской аудиторией. «У сестры двое детей, им книга отца Тихона намного интересней, чем Евангелие» — так, по словам отца Георгия, отзывалась об этой книге одна простая женщина. А я бы добавил: намного удобнее и практичнее Евангелия,

ведь тут ответ на все вопросы один — смирение, смирение, смирение… И пассивное ожидание чудес свыше, желательно при благожелательном и бдительном участии государства в духовной жизни.

Чтобы судить о современном русском православии, не говоря уж чтобы им жить, нужно иметь о нем адекватное представление — не об идеале, а о реальности. И об основах новой государственной идеологии под названием «духовность». Творчество отца Тихона, а равно его жизнь очень нам в этом помогают.

12 лучших цитат из книги «Несвятые святые» Архимандрита Тихона 1. Но чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой. Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, — это его совесть. 2. Через непонятное, загадочное для мира смирение, и только через него, христианин приближается к одному из двух самых главных открытий в жизни. Первое из этих открытий состоит в том, чтобы узнавать правду о самом себе, увидеть себя таким каков ты есть на самом деле. Познакомиться с самим собой. А это, поверьте, очень важное знакомство. Ведь огромное число людей так и проживает век, не узнав себя. Мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе — в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горьким нам это ни покажется такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги». 3. Судить будешь — нигде не уживёшься, это — Богу мерзко. Сам за собой гляди! 4. Все придет, если будет на то воля Божия. 5. Вообще, подлинный, а не притворный, разыгрывающий роль старца духовник всегда будет советовать, убеждать, порой настаивать, но никогда не станет подавлять волю христианина. А от священника, который настырно требует беспрекословного послушания во всем, и вовсе надо бежать, как от беса. 6. Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят они нас или нет — нам об этом нечего беспокоиться! Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить! 7. Любовь есть высшая молитва. Если молитва — царица добродетелей, то христианская любовь — Бог, ибо Бог и есть Любовь…Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут : внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке — икону, в земной красоте — тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно. Вспомните, что говорил Иисус Христос : «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день. 8. Господь не любит боязливых. В одной из проповедей отец Алипий говорил: «Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы». 9. Господь принимает не только наши дела, но даже искренние намерения и решимость. 10. Ангелы Хранители не только внушают нам благие помыслы к вечному спасению, они действительно охраняют нас в житейских обстоятельствах. 11.— А не объясните ли вы, почему космонавты в космос летали, а Бога не видели? Отец архимандрит участливо заметил ему: — Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, а президента не видели. 12. И тогда я понял: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет…