Ничто не предопределено
Содержание
все ли предопределено в жизни человека?
Здравствуйте, уважаемая Анна!
Наш Всемогущий Бог и Создатель повелел первым людям рождать детей. Он доверил нам, несовершенным людям, чужую жизнь, жизнь наших детей. Именно мы должны растить и воспитывать своих деток. А этими красивыми словами Бог показал нам как Он ценит жизнь ещё неродившегося ребёнка. Это один из убедительных поводов, по которому Бог категорически запрещает аборты! От зачатия до рождения в нашей утробе происходят удивительные процессы запрограммированные Богом. Псалмопевец указывает на это, обращаясь к Создателю со словами:»Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них не было» (Псалом 138:16). Из этих слов видно, что Бог знает нас ещё до нашего рождения. Нет никаких сомнений в том, что Бог понимает нас, независимо от того, понимают нас люди или нет. Царь Давид, написавший Псалом 138, признал, что Божьи дела, о которых он писал чудесны. Совпадает ли это с вашим мнением?
Бог видит, какие мы внутри, видит даже те стороны нашей личности, которые скрыты от глаз других. Главный интерес для него представляют качества и обстоятельства, которые существенно важны для хороших взаимоотношений с ним и которые принесут нам долговременную пользу. Знание этого ободряет, но также побуждает нас задуматься о нашем внутреннем «Я». Поскольку Бог обращает внимание на то, какие мы внутри, нам важно проверить глубины своего сердца. А проверить себя нам помогает Его Слово (Евреям 4:12,13).
Но, означает ли то, что у Бога есть способность предвидеть или знать будущее наперёд, что он предопределяет каждый шаг своих творений?
Ответ можно найти в Его Слове, Библии. Например, в библейской книге Откровение 22:17, Бог приглашает:»… И слышавший да скажет: прийди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром». Заметьте, никто не предопределяет, какой выбор сделает человек. Это его личное решение.
В книге пророка Софонии 2:3 говорится:»Взыщите Господа, все смиренные (люди) земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня». Задумайтесь, стал бы справедливый и любящий Бог побуждать людей делать то, что правильно, и обещать им за это награду, если бы он заранее знал, что все их старания обречены на неудачу? Конечно же, НЕТ.
То, что Бог имеет определённые способности, можно сравнить с таким примером. Тот, у кого есть радиоприёмник, может слушать новости из разных стран мира. Однако тот факт, что он может слушать новости по радио, не означает, что он обязательно их слушает. Сначало радио нужно включить, а затем выбрать нужную радиостанцию. Из Библии видно, что Бог действует подобным образом. Хотя он и может сказать заранее, что произойдёт в будущем, он пользуется этой способностью избирательно и по своему усмотрению, проявляя таким образом должное уважение к свободе выбора, которой он сам наделил людей (Бытие 22:12; 18:20,21).
Обратите внимание на то, чего ожидает от нас Бог:» Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофея 2:3,4). Как видим, только от нас зависит то, что с нами будет в будущем (Иоанна 17:3). Не побуждает ли Вас знание этого ещё больше стремиться узнать Бога, познакомиться с Его обещаниями, замыслами, его прекрасными качествами? Учение Иисуса Иаков писал:» Приблизьтесь к Богу; и приблизится к вам» (Иакова 4:7). Я искренне желаю вам приблизиться к Богу, хорошо узнать его, и иметь надежду на прекрасное будущее! Возникнут вопросы пишите в чат. Буду рада ответить на них.
С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.
Тема нашего ухода из жизни – одна из самых загадочных и сакральных. На протяжении многих веков человечество пыталось постичь эту тайну. Существует ли судьба? Насколько мы вольны создавать собственный сценарий жизни? Может ли человек непроизвольно или осознанно притянуть («накаркать») свой уход или, наоборот, усилием воли отодвинуть роковую дату?
Смерть – это просто переход
Две даты
Экстрасенсы и маги говорят о многовариантности будущего и обещают на своих сеансах любое развитие событий. Психологи уверяют нас, что с помощью особых психотехник возможно даже угадать «черный день» и передвинуть его как можно дальше.
Бесспорно, у каждого человека есть выбор направлений, по которым жизненный путь может меняться в одну или другую сторону. Но… как свидетельствуют многочисленные факты и древние трактаты, эти изменения касаются только основы жизни и могут происходить в пределах двух изначально запрограммированных дат – дня прихода в этот мир и дня ухода. Мы можем влиять на качество нашей жизни, но изменить самые важные даты нам не под силу.
Исследователи из Стэнфорда (штат Калифорния, США) недавно закончили эксперимент под названием «Продолжительность жизни», начатый… 90 лет назад, в 1921 году. В эксперименте участвовали более полутора тысяч детей, за которыми наблюдали в течение всей их жизни. Анализ результатов удивил ученых. Оказалось, что люди с хорошим чувством юмора, имевшие за плечами счастливое детство, в среднем жили меньше остальных. Выяснилось также, что любовь к домашним животным, вопреки общепринятому мнению, жизни не продлевает. А брак, как и развод, никак не сказываются на здоровье. Те, кого любят и о ком заботятся, чувствуют себя счастливее в течение жизни, но на ее продолжительность это тоже не влияет.
Слепая ясновидящая Ванга считала, что никто не избежит предписанного судьбой.
Свой путь
Обратимся к великой ясновидящей и прорицательнице Ванге. Племянница и личный биограф болгарской предсказательницы Красимира Стоянова в своей книге «Ванга: исповедь слепой ясновидящей» приводит вот такой диалог:
«Вопрос:
– Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-то предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?
Ответ:
– Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не сможет.
Вопрос:
– А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-то заблаговременно подготовить?
Ответ:
– Это бесполезно.
Вопрос:
– Зависит ли судьба человека от его внутренней, моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?
Ответ:
– Нельзя. Каждый пройдет свой, и только свой путь».
Сатья Саи Баба ошибся в предсказании даты собственной смерти.
Мрачные предвидения
Некоторые люди подспудно чувствуют приближение своей смерти. У каждого это проявляется по-разному. Кто-то старается привести в порядок все свои дела. Кто-то начинает интересоваться устройством мироздания, задумываться о смысле жизни, Боге, душе. А кто-то впадает в уныние, теряет интерес к жизни, как бы физически и психологически подготавливая себя к переходу в иную форму существования.
Способности предугадывать свою смерть наиболее ярко проявлены в творчестве поэтов и писателей. Более того, зачастую авторы в своих произведениях не только предчувствовали приближение своего конца, но и подробно, в деталях описывали обстоятельства своей гибели.
Николай Рубцов предугадал, что умрет зимой.
Николай Рубцов в одном из своих стихотворений пророчески написал:
«Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы».
Хотя тогда ничто не предвещало трагедии, он погиб 19 января, в Крещение.
Федор Сологуб в стихотворении 1913 года, за 14 лет до смерти, предсказал сам себе:
«Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить».
Он действительно умер 5 декабря 1927 года.
Лермонтов в стихотворении «Сон» написал:
«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я».
Произошло так, как и предвидел поэт. Он умер на дуэли после выстрела Мартынова.
И вот здесь остается спорным вопрос: то ли писатели действительно «увидели» что-то из будущего благодаря интуиции, то ли, опять же, благодаря дару воображения и умению создавать свои миры они сформировали собственную модель ухода.
По всей вероятности, поэты каким-то образом получают знания о будущем из своего подсознания, прислушиваясь к внутреннему «я», которое тесно связано с Высшим Разумом – хранилищем, где есть ответы на все существующие вопросы.
Удивителен и такой факт: многие люди, не обладающие даром предвидения и не ведающие, когда закончится их земной путь, легко могут ответить, как это произойдет.
Джон Леннон незадолго до гибели сделался отшельником.
А бывает и так, что человек чего-то боится и своими страхами притягивает трагические события. Не зря древние говорили: «Мы сами зовем гостей на пир наших мыслей».
Писатель Венедикт Ерофеев всю жизнь кутался в шарфы, застегивал наглухо воротник, как будто оберегал себя от будущей неизлечимой болезни, которая впоследствии и настигла его. Писатель умер от рака горла.
Легендарный музыкант Джон Леннон незадолго до своей гибели вдруг сделался отшельником, спрятавшись в своем доме. Словно предчувствуя предстоящее покушение, прекратил общение с миром, перестал выходить на улицу. Более того, по воспоминаниям близких, он начал интересоваться темой убийств, со страхом представляя, что чувствует человек, в тело которого входит пуля.
Замечено, что люди, которым судьбой предначертана короткая жизнь, проживают ее очень ярко и плодотворно, стараются все успеть. Про них говорят: торопились жить. Сколько гениальных поэтов покинули наш мир в молодом возрасте, оставив потомкам величайшее творческое наследие (М.Ю. Лермонтов погиб в возрасте 26 лет, Сергей Есенин умер в 30 лет). В то время как другие таланты-долгожители – только после 40-50 лет начинали реализовывать свои великие замыслы. Есть много художников, которые создали свои произведения в возрасте старше 70 лет. Тициан написал самые лучшие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус и многие другие композиторы сочиняли музыку до 80 лет.
«Время пришло»
Есть предположение, что наша душа знает об отведенном нам времени, и когда это время приходит, подталкивает человека к критической ситуации. Можно вспомнить историю гибели замечательного поэта и певца Игоря Талькова. Трагедия произошла за кулисами Дворца спорта «Юбилейный». Певица Азиза попросила Талькова через своего знакомого Игоря Малахова выступить перед ней, так как не успевала подготовиться. Но певец не согласился. Возник конфликт, во время которого выстрелом из пистолета Тальков был убит. В непреднамеренном убийстве был обвинен директор певца Валерий Шляфман, попытавшийся вырвать пистолет из рук другого человека и случайно нажавший на курок. Но случайностей, как известно, не бывает.
По воспоминаниям вдовы Талькова Татьяны, певец никогда не носил с собой оружие, но в тот день зачем-то взял на концерт газовый пистолет. И когда разгорелся в общем-то безобидный спор, первым достал оружие и начал стрелять в воздух, тем самым спровоцировав Малахова схватиться за свой пистолет, заряженный боевыми патронами. И, кто знает, может, если бы Тальков не взял с собой оружие, все бы обошлось. Но, скорее всего, в тот день сработала внутренняя команда души – «время пришло», и в соответствии с этим выстроился весь последующий сценарий.
Древние восточные тексты содержат знания о том, что человек приходит в этот мир именно тогда, когда в этом возникает необходимость для всеобщего эволюционного развития, и покидает его в тот час, когда миссия выполнена. Не раньше и не позже. И очень важно осознать, что смерть не только неизбежна и является частью вселенского мироустройства, но и то, что смерть – это не конец, а переход сознания на более высокий духовный уровень.
источник
.
Божье предопределение
Предопределение и выбор человека
Рим.8:28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
Рим.8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями.
Рим.8:30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Рим.8:31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
«и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6,37)
Божье предопределение и ответственность человека
Когда мы говорим о высшей власти Бога, мы понимаем, что Он управляет всем, что происходит во вселенной, и может сделать все, что захочет. Но при этом мы осознаем, что Он не может совершить ничего неправильного, несправедливого и неправедного, ибо Он Бог. Таким образом, называя Его всемогущим, мы просто утверждаем, что Бог есть Бог. По Своей суверенной воле Бог выбрал, или избрал, для Себя некоторых людей. Но в той же Библии написано, что Божье избрание подразумевает и ответственность человека. Так же как верно то, что Бог избирает людей к спасению, верно и то, что люди получают спасение через конкретное волевое решение. Божья часть спасения заключена в словах: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет», а человеческая — в продолжении этого стиха: «и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6,37). Мы, верующие, радуемся, что Бог предизбрал нас во Христе еще до сотворения мира (Еф. 1,4). Но мы также верим, что всякий, кто захочет, может пить воду жизни даром (Откр. 22,17). Когда мы подходим к двери спасения, мы видим на ней табличку: «Всякий желающий может войти». А когда мы проходим в нее, то, обернувшись, читаем над дверью: «Избран по предузнанию Божьему». Таким образом, ответственность человека встречает нас, когда мы подходим к двери спасения, а истина о суверенном Божьем предопределении — для тех, кто уже вошел в Божью семью. Как же получается, что Бог Сам избирает для Себя конкретных людей и в то же время делает заслуживающее доверия предложение спасения всему человечеству? Как можем мы совместить эти два утверждения? Честно признаться, мы не можем это сделать. Для человеческого рассудка это несовместимо. Но Библия содержит оба эти учения, и поэтому нам нужно верить им обоим, признавая, что проблема возникает не в Божьем, а в нашем, человеческом рассудке. Эти две истины — как две параллельные прямые, которые сольются лишь в бесконечности.
Некоторые пытаются совместить высшее предопределение и ответственность человека, говоря, что Бог предвидел, кто поверит в Спасителя, и именно тех определил к спасению. Это утверждение они основывают на Римлянам 8,29 («кого Он предузнал, тем и предопределил») и на 1 Петра 1,2 («избранным по предвидению Бога Отца»). Но такая точка зрения не замечает того факта, что Божье предвидение и является определяющим. Он не просто знает заранее, кто поверит в Спасителя, но Он предопределяет этот результат, привлекая к Себе конкретных людей. И хотя Бог избирает отдельных людей для спасения, Он никогда никого не избирает для осуждения. Другими словами, Библия говорит о Божьем предизбрании, но ничего не говорит о Божьем предосуждении. Но кто-то может возразить: «Избирая одних для благословения, Бог тем самым избирает остальных для погибели». Однако это не так! Все человечество было обречено на смерть за свои грехи, а не по предварительному Божьему постановлению. Если бы Бог позволил всем людям пойти в ад, что было бы вполне справедливо, люди получили бы лишь то, что заслужили. В таком случае вопрос звучит иначе: «Вправе ли Бог сойти вниз и из приговоренных к смерти людей выбрать небольшую горстку в качестве Невесты для Его Сына?» Конечно же, вправе. Итак, все сводится к тому, что если люди погибают, то за свои грехи; а если люди спасаются, то по милости суверенного избрания Божьего. Для спасенного человека Божье предопределение — источник неустанного изумления. Верующий, оглядываясь по сторонам и видя вокруг себя так много людей с лучшим, чем у него, характером, личностными качествами и привычками, постоянно задает себе вопрос: «Почему же Господь избрал именно меня?» Почему я был создан, чтобы слышать Твой голос? И успеть войти, пока еще есть место, в то время как тысячи делают неверный выбор. И голодают, вместо того чтобы войти. Неверующие люди не должны использовать учение о предопределении для оправдания их неверия. Нельзя говорить: «Я не избран, поэтому ничего не могу поделать». Единственный способ узнать о своей избранности — раскаяться в своих грехах и принять Господа Иисуса Христа как Спасителя (1 Фес. 1,4-7). Также и христиане не должны использовать учение о предопределении, оправдывая отсутствие ревности в свидетельстве. Нельзя говорить: «Если они избраны, то все равно будут спасены». Только Бог знает Своих избранных. Нам заповедано проповедовать Евангелие всему миру, так как Бог предлагает спасение каждому человеку в отдельности. Люди же отвергают Благую Весть из-за ожесточенности своих сердец, а не потому что Божье желание дать спасение всем неискреннее. В данном случае следует остерегаться двух ошибок. Первая — это выбрать лишь какую-то одну из точек зрения, например, верить в высшее предопределение Божье и отвергать участие человека в своем спасении. Вторая ошибка — делать больший акцент на чем-то одном в ущерб другого. Библейским подходом к этой проблеме будет вера в высшее предопределение Божье и равная ей вера в ответственность человека. Только так можно удержать эти две доктрины в правильном библейском равновесии.
Обязательно посмотри видеоролик!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте
Всего доброго. С уважением, Вячеслав Ерогов
Невыразимый дар (Рим. 8:29–32)
29 Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
Предвидение и предопределение. — Многие тома, посвященные размышлениям об этих терминах, были написаны, но всего нескольких слов достаточно, чтобы изложить их суть. Что касается этих, а также и других свойств, присущих Богу, для нас достаточно знать об их существовании. Нам не следует искать объяснений.
В Библии ясно изложено, что Бог знает все. И не только то, что было в прошлом, но и то, что произойдет в будущем. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс. 138:1, 2). Таким образом, Бог ведает даже о словах и поступках еще не рожденных людей.
Это не значит, что Бог ответственен за зло, которое творят люди. Некоторые неразумные люди считают необходимым оправдать Господа и снять с Него обвинение в том, что, будучи всеведущим, Он ответственен за зло, которому не воспрепятствовал. Они утверждают, что Господь мог бы узнать, если бы захотел, но предпочитает не знать многого. Такого рода «защита» Господа неразумна и вредна. Она допускает, что Бог был бы ответственен за зло, если бы знал о нем заранее и не помешал ему, и, дабы не стоять на пути зла, Он намеренно закрывает на него глаза. Таким образом, именно подобная «защита» в действительности возлагает ответственность за зло на Боге. К тому же она устанавливает для Него границы, то есть уподобляет Его человеку.
Бог знает все, не изучая и не исследуя, как человек, знающий совсем не много, ибо Он — Бог. Он — вечно Живущий (Ис. 57:15). Мы не можем осознать возможность подобного, как не можем охватить мыслью вечность. Мы должны принимать все, как есть, и выказывать не только удовлетворение, но и радость, что Бог велик над нами. Прошлое, настоящее и будущее — для Него одно и то же. Для Бога всегда есть только «сейчас».
То, что Бог знал о зле, которое совершат люди, еще до сотворения мира, не означает, что Он ответственен за зло; как и человек, наблюдающий за другим человеком в подзорную трубу, не отвечает за то, что тот делает в десяти милях от него. Бог с самого начала предупредил людей о грехе и снабдил их всем необходимым, чтобы избежать его; но Он не может вмешиваться в права и свободу выбора человека, прежде не лишив его человеческого естества и не сделав его подобным сухому посоху.
Свобода совершать правильные поступки предполагает и свободу в поступках неправедных. Если бы человек был устроен таким образом, что не смог бы совершать дурные поступки, он не обладал бы никакой свободой, даже поступать правильно. Он был бы ничтожнее зверя. В вынужденном послушании нет добродетели, как нет ее в том, чтобы поступать правильно, не имея возможности поступить дурно. Более того, в дружбе меж двумя нет ни радости, ни удовольствия, если один из них просто принужден к ней. Господь рад сопутствовать Своему народу, если он по собственной воле выбирает Его среди всех остальных. А радость Господа есть радость Его народа.
Те же, кто бранит Бога за то, что Он не предотвращает несчастья, которые предвидит, будучи всемогущим, первыми осудят Его за жестокость, если Он помешает им в их волеизъявлении и заставит делать то, что они делать не хотят. Из-за этого все стали бы несчастными и недовольными. Самое мудрое для нас — это оставить попытки постичь пути Господни и поверить, что все, совершаемое Им, — правильно. «Бог! — непорочен путь Его» (Пс. 17:31).
А как же предопределение? — Текст гласит, что «кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями». Намерения Божьи человеку во благо, а не во зло (Иер. 29:11). Он дарует нам мир (Ис. 26:12). Не написано ни слова о том, что человекам предопределено истребление, но лишь то, что Бог предопределил им быть подобными образу Сына Своего.
Но лишь во Христе мы можем уподобиться образу Его. В Нем мы приходим «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Посему люди предопределены только во Христе. Полное представление об этом нам дает следующий библейский отрывок:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном».
Все во Христе. Мы получаем всякое духовное благословение в Нем; мы избраны в Нем быть святыми; в Нем предопределены мы к усыновлению; в Нем приняты мы Богом; и в Нем же имеем мы искупление через Кровь Его. «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:9).
В этом состоит изволение и предопределение Божье относительно человека. Более того, «кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего». Кого же Он предузнал? Ограничений быть не может, ибо Он предузнал всех. При наличии исключений Бог не был бы безграничен в знании Своем. Если Он предузнал одного, значит, предузнал всех. Не было в этом мире человека, чье рождение не предузнал бы Бог. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).
Итак, поскольку каждый из нас был известен Богу еще прежде создания мира, а тех, кого Он предузнал, тем предопределил быть подобными образу Сына Своего, следовательно, Бог предназначил спасение всякой душе, когда-либо пришедшей в мир. Любовь Его охватывает всех без лицеприятия.
«Тогда каждый будет спасен, независимо от дел своих», — скажет кто-то. Ни в коем случае. Помните, что изволение Божье — во Христе. И только в Нем предопределены мы. Мы свободны в своем выборе принять Его или отвергнуть. Воля человека освобождена на веки, и Бог не допустит вмешательства в нее. Он хранит в неприкосновенности выбор и волю каждого. Он не станет воплощать Свои планы против воли человека. Он хочет дать человеку все, что тот сочтет наилучшим для себя.
Итак, Он предлагает человеку жизнь и смерть, добро и зло и просит выбрать, что ему по душе. Бог, зная самое лучшее, отобрал и приготовил сие для человека. Более того, Он установил это так прочно, что ничто не может помешать человеку обрести эти сокровища, если он пожелает. В этом проявляется замечательная доброта и благожелательность великого Бога, Который во всем поступает по желанию человека. Если человек, в свою очередь, будет уважать Божьи желания, между ними образуется самый восхитительный и крепкий союз.
Призванные, оправданные, прославленные. — «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Это уже произошло, и нам не нужно сомневаться, если мы будем помнить, что все — во Христе. Во Христе мы благословлены всяким духовным благословением. Все люди призваны к тому, что приготовил для них Бог, но никто не «призван по Его изволению», если не подтвердит свой выбор покорностью воле Его. Покорные и предопределены к спасению. Ничто во Вселенной не воспрепятствует спасению каждой души, принявшей Господа Иисуса Христа и верящей Ему.
И все, поступившие так, оправданы. Смерть Христова примиряет нас с Богом. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Смерть Его обеспечила прощение и жизнь для всех. Ничто не помешает им спастись, кроме их собственной упорствующей воли. Чтобы погибнуть, человеку достаточно лишь вырваться из рук Божьих.
Тем более оправданы те, кто принимает Его жертву. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его».
«А кого оправдал, тех и прославил». Разве не сказал Христос в молитве за Своих учеников, не только за тех, которые были с Ним в саду, но и за всех, уверовавших в Него через слово их, а потому и за нас: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им». Петр сказал, что он соучастник в славе, которая должна открыться. Бог всегда завершает начатое. Все, что имеет Христос, имеем и мы, если принимаем Его. Сему остается лишь открыться. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». Когда Бог вопрошает о Своем народе: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» — кто осмелится сказать, что Он что-то упустил из виду?
Все принадлежит нам. — Но мы предвосхитили слова апостола. Послушайте: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» То есть разве может Он не отдать нам всего, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16, 17).
«Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 3:21–23). Это и есть ответ на вопрос: «Кто против нас?» Все за нас. «Все для вас» (2 Кор. 4:15).
Однажды некий генерал телеграфировал своему правительству: «Мы встретили врага, теперь он наш». То же может сказать и всякое чадо Божье. «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Она говорит нам, что все содействует ко благу любящим Бога. И каким бы мрачным и неприступным ни показался нам мир, если мы во Христе, Он за нас, а не против нас.
Итак, мы подходим к окончанию восьмой главы Послания к Римлянам. Она является «вершиной Фасги» всего послания, ибо отсюда око веры ясно видит землю обетованную. Возможно, в данный момент краткое изложение сути пройденного окажется весьма полезным. Постараемся сделать его как можно короче.
В первой главе апостол говорит о теме послания в нескольких словах и о благовестии Христовом, силе Божьей ко спасению. Оно предназначено и иудею, и еллину, и явлено всем через дела Божьи. Он также описывает состояние людей, отказавшихся от познания Бога.
Вторая глава показывает нам, что в душе все люди одинаковы и все будут судимы одним мерилом. Знания и высокое положение сами по себе не являются заслугой перед Богом. Лишь послушание Закону Божьему может послужить отличительным знаком израильтянина и наследника Божьего.
Третья глава раскрывает сказанное в предыдущей и особо подчеркивает, что не существует законопослушных людей. «Делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех». Но все же есть надежда для каждого, ибо правда закона — на всех и во всех верующих в Христа, так что человек становится исполнителем закона через веру. Один Бог оправдывает и иудеев, и еллинов через веру. Вера не подменяет послушание закону, но обеспечивает его исполнение.
В четвертой главе описывается Авраам как пример обретения праведности верою. Мы также узнали, что вера в смерть и воскресение Христовы есть единственный путь, которым мы наследуем обетование наших отцов, то есть владение всей обновленной землей. Благословение Авраамово есть благословение, приходящее через крест Христов. И поскольку обетование Израилю является лишь повторением обетования Аврааму, следовательно, Израиль состоит из людей разных народов, одержавших победу над грехом через крест Христов.
Преизобилующая любовь и благодать, спасение жизнью Христовой — вот содержание пятой главы в самых общих чертах.
Образ обновленных тварей во Христе поможет заинтересованному читателю постичь основную мысль шестой главы. Она повествует о смерти, погребении, воскресении и жизни со Христом.
Из седьмой главы мы узнали, как тесен союз между Христом и верующими. Они состоят с Ним в браке, и потому они «члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». Ярко обрисована борьба, посредством которой достигается свобода от «первого мужа» — греховного тела.
Восьмая глава, венец всего Послания, описывает благословения рожденного свободным от греха дитяти Божьего. Приобщение к славе Христовой и упование иметь бессмертие в веке грядущем через Духа становится действительной реальностью уже в нынешней жизни. Те, которые во Христе, предопределены к вечной славе. Итак, мы приступаем к следующему отрывку:
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Предопределение
Предопределение (лат. praedestinatio или praedeterminatio) — религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. В религии — предварительная заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога. Идея предопределения имеет особое значение в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения монотеизма всё существующее определяется волей Бога (в том числе и зло), поэтому проблема предопределения соприкасается с проблемой Теодицеи. Похожие понятия: предвидение, провидение, судьба, промысл Божий — с одной стороны; самоопределение, спонтанность воли, свобода человека — с другой стороны. Предопределение — одно из основных религиозных понятий, включающих в себя противопоставление абсолютной воли Бога и свободы человека.
Древний мир
Понятие предопределения существовало уже в античные времена. Олимпийские боги в Древней Греции подчинялись высшему закону, олицетворением которого были богини судьбы Мойры.
Греческий героический эпос и трагедии Софокла являют основную проблематику предопределения — человек противостоит воле богов и неизменно проигрывает. Отсюда фатализм античного миросозерцания.
Пример предопределения и судьбы можно найти в истории царя Кира Великого (его будущее увидел во сне его дед Кир I). В то же время идея предопределения сочеталась у греков и римлян с мыслью, что сознательная деятельность человека всё же может иметь значение. Так у Полибия в его «Всеобщей истории» постоянно подчёркивается роль судьбы, но разорвать круг всё же можно, особенно если у власти встанет выдающийся человек. Корнелий Тацит в одной из книг размышляет над проблемой «определяются ли дела человеческие роком и непреклонной необходимостью или случайностью», приводя различные мнения на этот счёт, одно из которых гласит, что богам нет ни малейшего дела до смертных, другое — что жизненные обстоятельства предуказаны роком, но не вследствие движения звёзд, а в силу оснований и взаимосвязи естественных причин. Но большинство смертных считает, что их будущее предопределено с рождения. Таким образом, для мировоззрения греков и римлян была характерна двойственность, а не полный провиденциализм.
Предопределение в христианстве
Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика).
Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как всё существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели.
Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.
Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.
Предопределение в Библии
В Библии содержится целый ряд фрагментов, которые в той или иной степени относятся к идее предопределения. Так в Псалмах можно прочитать о том, что предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом: «в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Пс. 138:16).
Значительное место идея предопределения занимает в Новом Завете у апостола Павла, который говорит о том, что «кого Он предузнал, тем и предопределил (греч. προώρισε) быть подобными (συμμόρφους) образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Далее Павел пишет, что за предопределением следует призвание (ἐκάλεσε), оправдание (ἐδικαίωσε) и прославление (ἐδόξασε) (Рим. 8:30). Также о Христе: «От века Он был предопределён принести Себя в жертву» (Деян. 17:31).
Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. 4:28, пять раз у апостола Павла (Рим. 8:29, 30; 1Кор. 2:7; Еф. 1:5, 11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1Кор. 2:7; Еф. 1:11).
Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1Петр. 1:1); избрание (ἐκλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес. 2:13). Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12).
Предопределение в раннем христианстве
Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».
Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришёл к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить её. Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.
Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Бретани. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самого Адама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало в V веке большие споры в Церкви на Западе.
На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения были преподобные Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.
Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелагианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным её. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.
По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.
В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении ещё менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и её совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе в Оранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.
Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и её распорядкам. Его учение было признано ересью.
Предопределение в протестантизме, католицизме и православии
Основная статья: Предопределение в протестантизме
Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям. «Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.
Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.
Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф. 1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.
Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Пётр Мартир Вермильи и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».
В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).
Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе. На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.
Восточная (православная) церковь миновала полемику вокруг предопределения. Св. Иоанн Златоуст использовал вместо понятия «предопределение» понятие «предвидение» Бога, затем Иоанн Дамаскин учил о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В православной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека.
Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чём состоит то, что на языке христианства мы называем „предопределением“ или „предназначением“ (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.
Предопределение в исламе
Основная статья: Предопределение в исламе
В исламе существует несколько точек зрения касательно вопроса предопределения.
1) Полное предопределение. Например, джабрииты утверждают, что все наши деяния предопределены Аллахом, в том числе и наши грехи.
Коран 33:36 «Не подобает верующему делать выбор в решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решен Аллахом и Его посланником».
Коран 2:272 «Он ведет прямым путём того, кого захочет».
2) Свобода воли. Например, мутазилиты полагают, что человек волен выбирать все и независим от Аллаха.
3) Промежуточное между двумя вышеперечисленными. Например, имамиты убеждены, что человеку в этом отношении свойственна золотая середина, и тому они приводят следующие доказательства:
Коран 10:99 «Если бы Аллах пожелал, то уверовали бы все, кто живёт на земле. Ведь никто не уверует вопреки своему желанию, и ты не сможешь заставить верить в истину».
Человеку предоставляется выбор: быть верующим или нет, убивать или нет, раздавать милостыню или не делать этого, но это не означает полную независимость от Бога. Ведь если все предопределено, то вовсе нецелесообразно было бы отправлять пророков к людям. Зачем им разглашать истину, если все уже решено за них?
Что касается того, что грехи установлены Аллахом, то такие убеждения выводят из ислама, по этому поводу есть аят в Коране:
Коран 6:148 «Многобожники, оправдывая своё многобожие, запрещение той пищи, которую разрешает Аллах, и отрицая то, что ты сообщил им о гневе Аллаха над ними из-за их нечестивости, скажут: «Многобожие, запрещение разрешённого были по желанию Аллаха. А если бы Он захотел, чтобы было по-другому, ни мы, ни наши предки не могли бы оставаться многобожниками, и мы бы не запрещали из того, что разрешено Им». Их предки не верили в Откровение, переданное им через посланников, точно так же, как эти не признают тебя, и продолжали оставаться в своём заблуждении, пока не были наказаны Нами! Скажи (о Мухаммад!) этим, не признающим тебя: «Есть ли у вас правдивое доказательство того, что Аллах одобряет ваше многобожие и запрещения, чтобы нам его показать? Вы следуете только за вашими ложными измышлениями, которые не заменят истину. Вы говорите неправду».
Критика предопределения
Среди богословов до сих пор не найдено единого мнения относительно доктрины предопределения. Многие христианские авторы считают, что предопределение Богом каких-либо людей к осуждению противоречит принципам «Бог есть Любовь» и «Бог любит миловать грешников». Х. Л. Борхес, заострив доктрину предопределения, предлагает следующее рассуждение:
Для христианина жизнь и смерть Христа — центральное событие мировой истории; предыдущие столетия готовили его, последующие — отражали. Ещё из земного праха не был создан Адам, ещё твердь не отделила воды от вод, а Отец уже знал, что Сын умрёт на кресте. Вот Он и создал землю и небо как декорацию для этой грядущей гибели. Возможно также, что железо было создано ради гвоздей, шипы — ради тернового венца, а кровь и вода — ради раны.
> См. также
- Божественный принцип
- Детерминизм
- Карма
- Провидение
- Судьба
- Фатализм
- Историзм
Примечания
- Геродот. История 1: 107
- Тацит. Анналы VI: 22
- Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 6-7
- — Материалы с критикой предопределения на сайте Русский Баптистъ
- Х. Л. Борхес. Биатанатос. // Новые расследования (1952).
Литература
на русском языке
- Божественного Аврелия Августина, епископа Гиппонского, О предопределении святых первая книга к Просперу и Иларию. М.: Путь, 2000.
- Кальвин Ж. «Наставления в христианской вере», СПб, 1997.
- Мананников И. «Предопределение», Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство Францисканцев 2007 г.
- Макграт А. Богословская мысль Реформации, Одесса, 1994.
на других языках
Ссылки
- Предвидение и предопределение Православная энциклопедия «Азбука веры»
- Что такое предопределение с точки зрения Ислама
- Предопределение и свобода воли в Исламе (калам) русский перевод Главы VIII из книги Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam. Harvard University Press, 1976. 810 p.
- The Gottschalk Homepage — Англоязычный сайт, посвященный учению о предопределении Готшалька из Орбэ. На сайте доступны латинские труды Готшалька, а также подробная библиография
- Августин, О предопределении святых — на русском и английском
- Предопределение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
«Философия сознания»
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияФилософиявопросы226-240
1-15 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 556-565
226. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью:
• Сознание
«Философская антропология»
227. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:
• фатализма
228. «Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»:
• Личность
229. Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»:
• Э. Фромм
230. Антропоиды — это:
• Человекообразные обезьяны
231. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon):
• Аристотель
232. Высказывание: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:
• Протагору
233. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка:
• Разум
234. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре):
• Людус
235. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?
• И. Лакатоса
236. Индивидуальное сознание – это:
• Отражение индивидуального бытия конкретной личности
237. К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?
• Агапэ
238. Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, — ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение»:
• Э. Фромму
239. Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»?
• В. Франклу
240. Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?
• В. Франклу
Добавить комментарий