Николаиты

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V–X вв.)



1. Каковы истоки и характерные черты средневековой цивилизации?

Истоки средневековой цивилизации обнаруживаются во в взаимодействии античного наследия с традициями, которые привнесли варварские народы, объединённые христианской религией.

Характерные черты средневековой цивилизации:

— религиозное сознание

— низкий уровень городской культуры

— аграрный характер экономики

— господство феодальных отношений

— политическая раздробленность

— сословное деление общество

— закрепощение крестьян

— идеологическое господство церкви

2. В чём отличие феодального общества от античного?

Античное общество делилось на свободных полноправных граждан и неполноправных граждан, а также рабов. Граждане были собственниками земли и участвовали в управлении полисом посредством демократических институтов. Феодальное общество разделялось на 3 сословия, расставленных в иерархическом порядке, права и обязанности каждого были четко определены.

3. Почему идея воссоздания империи на Западе получила поддержку католической церкви?

Идея воссоздания империи на Западе получила поддержку католической церкви, т.к. Папа римский выступал за объединение всего христианского мира. Также наличие сильного светского правителя обеспечивало безопасность церкви и ее владений, а также обеспечивало борьбу с ересями.

4. Чем империя Карла Великого отличалась от Западной Римской империи?

Отличие империи Карла Великого от Западной римской империи заключалось в том в экономическом, политическом и социальном устройстве. Карл Великий разделил империю на 200 областей, во главе которых поставил должностных лиц – графов и маркграфов, вершивших суд, собиравших налоги, командовавших местным ополчением. В качестве вознаграждения за службу они получали от короля землю.

5. Назовите основные черты западноевропейского феодализма.

Основными чертами западноевропейского феодализма были:

— феодальное землевладение

— иерархическая система вассально-сеньориальных отношений

— политическая раздробленность и слабость центральной (королевской) власти

6. Можно ли считать период феодальной раздробленности в Западной Европе временем анархии и хаоса? Обоснуйте свою точку зрения.

Период феодальной раздробленности в Западной Европе можно считать временем анархии и хаоса, т.к. в этот период отсутствовала сильная власть короля, каждый крупный феодал был практически полновластным хозяином в своих владения, а законодательные акты короля в сложившихся условиях либо не имели обязательной для всего государства силы, либо игнорировались местными властями. Между феодалами часто вспыхивали междоусобицы.

7. Почему деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья? Какие особенности средневекового общества отражало это деление?

Деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья т.к. подкреплялось церковным вероучением. Считалось, что людей на сословия поделил сам Бог и наличие каждого из них необходимо для нормального существования всего общества. Также этому способствовали преимущественно аграрных характер экономики, наличие слоя землевладельцев-воинов, а также сильного института церкви — также собственника земли.

8. В записках дьякона Флора Лионского говорится: «Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства – греки, варвары и сенат Лациума – посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там её глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему, как апостолический дар… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно ешё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чём угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они. издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира».

— Как оценивал империю Карла Великого Флор Лионский?

— Какое впечатление на него произвёл её распад? К каким последствиям, по мнению средневекового автора, привёл раздел империи?

— Почему некоторые современники автора радовались этому событию?

— По мнению Флора Лионского империя Карла Великого была величайшей и сильнейшей для того времени («блистала для всего мира»), к которой со всех стран съезжались посольства и которая контролировала сам Рим.

— Распад империи привел к многочисленным бедствиям и невзгодам: общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами, пастыри не могут собираться, нет законов, между народами царит раздор.

— Некоторые современники автора радовались этому событию, потому что они участвовали в распаде империи, стремясь получить власть, могущество, земли и богатства.

КТО ТАКИЕ НИКОЛАИТЫ, ВО ЧТО ОНИ ВЕРИЛИ И ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?

Впрочем то в тебе , что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
— Откровение 2:6
Вас когда-нибудь интересовало, кто такие эти николаиты, о которых упоминается в книге Откровение? Кем бы они ни были, Иисусу было омерзительно их учение и ненавистны их дела. Давайте сегодня вникнем в этот вопрос и выясним отличительные черты николаитов. Почему их учение заслуживало порицания? Какие дела они совершали и чем вызвали у Иисуса такую реакцию?
Давайте начнём с Откровения 2:6, где Иисус обращается к Ефесской церкви: «Впрочем то в тебе , что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». Иисус был доволен тем, что церковь в Ефесе ненавидела дела николаитов, которые и Он ненавидел. Слово «ненавидеть» очень весомо по своему значению, поэтому давайте его рассмотрим. Греческое слово miseo — «ненавидеть», также переводится питать отвращение, находить очень омерзительным и описывает человека, который испытывает глубоко укоренившуюся враждебность к тому, что находит совершенно неприятным или даже ужасным. Он не только ненавидит это, но и полностью отвергает. Это не просто неприязнь, это настоящая ненависть.
Николаиты получили своё имя от греческого слова nikolaos, которое состоит из слов nikos — побеждать, подчинять и laos — люди. От второго слова произошло английское слово laity — миряне. Вместе они образуют слово Nicolas, которое означает: тот, кто побеждает людей и подчиняет их. Отсюда следует, что николаиты побеждали людей и подчиняли их себе.
Ирений и Ипполит, два служителя первоапостольской церкви, которые записывали многие события, происходившие в то время в церкви, сообщали, что николаиты были последователями Николая Антиохийца, которого посвятили в дьяконы: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников» (Деяния 6:5).
О некоторых из тех, кого выбрали в дьяконы, мы знаем много, о других же не знаем почти ничего. Например, мы знаем, что главным критерием при отборе дьяконов стало то, чтобы они были «изведаны, исполнены Святого Духа и мудрости» (стих 3). После избрания их представили апостолам, которые и возложили на них руки, тем самым официально назначив их дьяконами.
Стефан
Как и другие избранные, Стефан был изведан, исполнен Святого Духа и мудрости. Но в книге Деяния Апостолов 6:5 есть одно упоминание о Стефане, которое относилось только к нему. Там говорится: «…избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого…» Его крепкая вера и послужила причиной того, о чём говорится в 8-м стихе этой же главы: «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».
Стефан был призванный Богом благовестник и стал первым в истории Церкви мучеником, убитым по одобрению Савла Тарсянина (впоследствии ставшим апостолом Павлом) (см. Деяния 7:58–8:1). Дьяконское служение стало для Стефана «испытательным полигоном» и подготовило его к служению благовестника. Имя Стефан, на греческом stephanos, значит венец. Это стоит отметить, ведь он стал первым, кто получил венец мученика.
Филипп
Филипп тоже был в числе других шести человек, посвящённых в дьяконы. Но потом он перешёл в служение благовестника (см. Деяния 21:8). У него было четыре дочери, которые пророчествовали (стих 9). Дьяконское служение и подготовило Филиппа к служению благовестника. Имя Филипп означает любитель лошадей. Оно символизировало человека, бегающего с той же лёгкостью и резвостью, что и лошади, — подходящее имя для новозаветного благовестника, которому приходится быть проворным, неся народам евангельскую весть.
Прохор
Об этом члене дьяконского служения известно очень мало. Его имя, Прохор, состоит из приставки pro — впереди, указывающей на лидерское положение, и корня chorus — танец, от которого произошло слово хореография. Отсюда следует вывод, что это не имя, а прозвище, которое ему дали потому, что он был главным руководителем танца в какой-то школе, театре или музыкальной постановке. Этому предположению нет никакого доказательства, но его имя всё же говорит о такой вероятности.
Никанор
Этот неизвестный брат тоже был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Больше о нём ничего неизвестно. В Новом Завете о нём больше не упоминается. Имя Никанор означает завоеватель.
Тимон
Как и о Никаноре, о Тимоне известно только то, что он также был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Его имя означает благородный, высокой ценности.
Пармен
Кроме того, о чём говорится в 6-й главе книги Деяния, о Пармене не известно больше ничего. Его имя состоит из приставки para — рядом и корня meno — оставаться, пребывать. Целиком его имя означает держаться рядом и передаёт смысл быть преданным, верным.
Николай
Николай был Антиохийцем, обращённым из язычников. Некогда язычник, впоследствии он перешёл в иудейскую веру. Затем у него было второе обращение: из иудаизма в христианство. На основании этих сведений, о Николае Антиохийце можно сказать следующее:
* Он пришёл из язычества, а значит, имел глубокие языческие корни, чего нельзя сказать о других шести дьяконах — по происхождению иудеях. Языческое прошлое Николая указывает на то, что раньше он занимался оккультной практикой.
* Он не побоялся противостать языческим верованиям, что подтверждается его двойным обращением. Обращение в иудаизм отделило его от семьи и друзей. А это указывает на то, что он не переживал по поводу мнения о себе других людей.
* Он был свободомыслящим человеком, открытым для новых идей и понятий. Иудаизм сильно отличался от язычества и связанного с ним оккультного мира, в котором он рос и воспитывался. Его переход от язычества к иудаизму указывает на его либерализм во взглядах, в то время как большинство язычников иудаизм раздражал. И он не боялся перенять новый образ мышления.
* Его обращение к Христу было вторым переходом из одной религии в другую.
Мы не знаем, сколько раз он переходил от одной языческой веры в другую, прежде чем оставить язычество. Его способность легко менять веру говорит о том, что он не боялся на полпути повернуться и пойти в противоположном направлении. Как писали старейшины первоапостольской церкви, Николай призывал к компромиссу, уверяя, что полное отделение христианства от оккультного язычества не так уж и важно. Судя по этим записям, Николай Антиохиец настолько погряз в оккультизме, погрузился в иудаизм и увлёкся христианством, что спокойно со всем этим уживался. Ему ничего не стоило смешивать эти верования, что-то выдумывать, и он не видел причин, почему бы верующим не дружить с теми, кто погружён в чёрную магию и многочисленные мистические культы.
Оккультизм был главной силой, которая противостояла верующим первоапостольской церкви. В Ефесе самой распространённой языческой религией было поклонение Диане (Артемиде). В этом городе процветало идолопоклонство, но Диана была главным объектом оккультного поклонения. В Пергаме было множество мрачных, зловещих форм оккультизма, из-за чего Пергам считался самым нечистым, безнравственным городом того времени. В обоих этих городах приверженцы языческих религий избивали верующих и устраивали на них жестокие гонения, потому что те противостояли язычеству гораздо интенсивнее, чем в других городах.
Верующим было очень тяжело жить посреди всех этих языческих святынь, потому что язычество было главным в жизни этих городов. Молодые или неутверждённые верующие легко оставляли язычество и так же легко возвращались к нему, ведь большинство их друзей и родственников оставались язычниками. Обращённому из язычества было очень трудно не поддаваться влиянию языческого мира.
Важно отметить, что дела и учения николаитов распространялись в церквях только этих двух языческих городов. Суть учения, очевидно, заключалась в пропаганде того, что стоять одной ногой в язычестве, а другой — в христианстве вполне естественно, и, чтобы быть христианином, совсем не обязательно столь категорично отделяться от языческого мира. Вот это и было то самое учение николаитов, которое ненавидел Иисус. Это учение привело к слабому подобию христианства, бессильному и маловерному, так сказать, мирскому христианству.
Из-за своих глубоких языческих корней Николай вполне терпимо относился к оккультизму. Он вырос в оккультной атмосфере, поэтому не считал, что язычество может быть вредным или даже опасным. Это искажённое понимание привело к распространению свободных взглядов, в свете которых верующих призывали не отделяться от мира. Вот, по мнению многих исследователей Библии, во что верили и чем занимались николаиты.
Приверженцы этого учения потерпели полное фиаско. Если верующие идут на компромисс со святостью, Святой Дух не может действовать в их жизни во всей полноте. Вот почему этот разговор о Николае Антиохийце так важен. Злые плоды учения Николая побуждали людей к мирским делам, позволяли грешить и не стремиться жить благочестиво. В этом смысле он действительно завоевал людей.
Для того чтобы у нас было ясное представление об учении николаитов, Бог сравнил их учение и дела с действиями Валаама: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откровение 2:14–15).
Когда Валааму не удалось совратить Божий народ одним способом, он использовал другой: соблазнил израильтян вести разнузданную, похотливую жизнь, дразня их проститутками Моава. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору…» (Числа 25:1–3).
Как тогда мужи израильские пошли на уступку с миром и лжерелигиями, так и теперь николаиты своим учением призывали верующих пойти на такую же уступку. Как вы хорошо понимаете, компромисс с благочестием приведёт христиан к полному бессилию. Вот почему Иисус ненавидел учение и дела николаитов.

Николаиты кто они

Часто верующие люди задаются вопросом — Николаиты,кто они такие?О ком писал Апостол Иоанн в книге Откровений 2:6. Давайте разберёмся на основании Священного Писания.

Откр 2:6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Откр 2:15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов,которое Я ненавижу.

Чем так выделились Николаиты, и какими делами они так прославились,что даже Христос подчеркнул особым образом? Вопрос о том, кто они такие волновал давно.

Одним из первых, кто начал говорить о них, это был Ериней Лионский, который приблизительно во втором веке писал: «Николаиты — это была группа людей, собранная дьяконом Николаем». Дьякон Николай — это один из семи дьяконов избранных первой церковью.( Деян 6:5) В последствии этот Николай Антиохиец, отошел от веры и организовал вокруг себя группу людей, которые были еретиками. Они же и получили название Николаиты.( о Николае Антиохийце практически ничего не известно). Если провести аналогию данных текстов, то поймем, что на самом деле Николаиты вообще ничего общего не имеют к этому Николаю дьякону

Николаиты,кто они?

Существуют различные подходы к интерпретации книги откровения. Если брать во внимание самый консервативный исторический подход, которым пользовались богословы, начиная со времен реформации.

Откр 1:19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Это касается непосредственно времени Иоанна. И говорит о том, что будет с церковью после Иоанна.

Во 2 и 3 главе Откр. Иисус Христос дает особые послания семи церквям:

1. Ефесская:

2. Смирнская:

3. Пергамская:

4. Фиатирская:

5. Сардисская:

6. Филадельфийская:

7. Лаодикийская.

Это реальные церкви, которые существовали в первом веке нашей эры. О некоторых из них проповедовал апостол Павел.

Книга откровений, эта книга символов и образов. Поэтому мы не можем понимать ее буквально. Но мы должны трактовать некоторые вещи символически, образно.

Семь церквей являются символами семи периодов в истории христианской церкви. Самый первый период начинается с Ефесской церкви, которая соответствует первому веку нашей эры. И соответствует апостольской церкви. Заканчивается эра Лаодикийской церковью. То есть, это церковь, которая существует в христианской истории во время второго пришествия Иисуса Христа.

Николаиты упоминаются в посланиях к двум церквям. Это к Ефесской церкви и в к церкви в Пергаме. Но, интересно то, что в послании к Ефесской церкви говорится о том, что она свободна от влияния Николаитов.

Иисус Христос говорит: впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Но, что касается церкви в Пергаме. Здесь о ней Иисус Христос говорит совсем другое: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».

Церковь в Пергаме уже находится в другом состоянии. Получается, что Николаиты уже стали частью церкви. Еще есть одна интересная деталь, что это учение схоже с учением Валаама.

(Откр 2:14) Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали…

Николаиты,кто они и что у них общего с учением Валаама

Многие богословы отождествляют учение Валаама и учение Николаитов.

Оказывается, есть учение еще в одной церкви — в Фиатирской.

(Откр 2 :20) Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Как и учение Валаама — «ели идоложертвенное и любодействовали».

Итак, учение Валаама и учение Николаитов является и учением Иезавели. Оно присутствует в двух церквях в Пергаме и церковь в Феатире.

Еще есть одна деталь, которая связывает учение Валаама и учение Николаитов. Слово «Николаиты» происходит от двух греческих слов.

Никао — побеждать

Лаос — народ

Таким образом слово «Николаиты» означает — побеждающий народ или победивший народ.

Слово «Валаам» так же состоит из двух Еврейских слов.

«Бала» — пожирать, поедать, одерживать верх, победу.

«Ам» — народ.

Итак, мы видим, что слово «Балаам» означает — побеждающий народ, или поедающий народ. Мы можем сказать, что слово «Николаиты» является греческим переводом Еврейского слова «Балаам».

Николаиты,кто они и что это за учение? И почему Иисус Христос его ненавидит?

Мы пришли к выводу, что учение Валаама и учение Николаитов — идентичные учения. Числа (22 — 24 главы) повествуют о том,как Израильтяне проходили через территорию Маовитян. Они должны были войти в землю обетованную. Маовитский царь Валак был очень испуган таким количеством Израилитян. Он также был напуган,что они проходят через его территорию. Он боялся вступить в сражение с ними. И для того, чтобы каким то образом, нанести им вред или ущерб, он решил прибегнуть к хитрости. Он призвал пророка Валаама, который жил в междуречье (нет точного места обитания). Этот пророк пользовался большой славой. Было известно, что если он, что то скажет, то это действительно должно состояться.

Николаиты и Валаам; что общего

Так же известно, что это был Божий пророк. Он имел связь с Богом. И вот Валак призывает Валаама и просит его, чтобы тот проклял Израильский народ. Валаам сначала не хочет этого делать. Но затем прельстившись той наградой, теми подарками, которые предлагает ему Валак, он соглашается. И делает три попытки проклясть Израильтян. Но каждый раз, когда Валак приводит его на одно место и говорит: прокляни мне Израильтян с этого места. Вместо проклятия он говорит благословение. В конце концов, Валак очень был огорчен и не удовлетворен этим. Он хочет отпустить от себя Валаама. Числа 31:16

Валаам дал некий совет Валаку

Если Валак хочет, чтобы Израильтяне были прокляты, то он должен ввести Израильтян в грех. Так и произошло.(Числа 25 глава). Маовитяне подослали Израильтянам женщин, которые ввели их в грех идолопоклонства, и в грех блуда. Это самая грустная глава, которая описывает самый большой грех, который совершили Израильтяне, находясь в пустыне.

Валаам ввел Израильтян в грех. По сути Николаиты делают тоже самое.

Как учение Николаитов и учение Валаама раскрывались в истории церкви?

Как уже говорили, первый век — это период Апостольской Церкви, Ефесской. Это когда церковь сохраняла свою чистоту. Когда Иисус обращается к этой церкви он говорит очень теплые слова.

Смирнской Церкви — это период гонений со 2 до начала 4 века (приблизительно). Когда христиан преследовали. Здесь также ничего не говорится о Николаитах.

С начала 4 века, это в то время, когда Константин принимает христианство. Вместе с ним очень много не обращенных язычников вливаются в христианство. И вот здесь упоминаются Николаиты. Эти язычники, которые были не обращены. Они влились в ряды христиан. Они привносят в церковь очень много языческих обрядов и практик. По сути они приносят идолопоклонство в церковь. И это и есть учение Николаитов.

Далее, еще больше видно, что церковь отходит от Евангельской чистоты. Во время Фиатирского периода, который соответствует средневековому периоду церкви ещё больше грехов, еще больше отступлений мы наблюдаем в истории христианской церкви.

Можно сделать вывод, что Николаиты и учение Валаама — это все то, что заставляет народ Божий совершать грех. Вносит идолопоклонство в церковь. Это религия, которая имеет форму христианства,но на самом деле остается языческой. Это идолопоклонство, завуалированное в христианскую форму.

Николаиты

Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы которой были в Эфесской (Откр. 2:6) и Пергамской (Откр. 2:14–17) церквах. Господь ненавидит Н. (Откр. 2:6.15), потому что те объявили дозволенными жертвы идолам (⇒ Идоложертвенное) и любодейство (Откр. 2:14) (⇒ Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению ⇒ Валаама (Числ. 25:11–18; Числ. 31:16; ср. также 2Петр. 2:15; Иуд. 1:11). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (Откр. 2:20), известной тем, что она познала т. наз. «сатанинские глубины» (Откр. 2:24). Это обстоятельство указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи которых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для которого внешнее поведение человека, его поступки не имеют никакого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (⇒ Послушание, повиновение), хождение (пред Богом) (⇒ Ходить) и ⇒ освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, которого отцы Церкви отождествляли с ⇒ Николаем, прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян. 6:5), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай ­­ «победитель народа») евр. имени Валаам (­ «развратитель народа»).

Николаиты

Смотреть что такое «Николаиты» в других словарях:

  • НИКОЛАИТЫ — 1) Христианская гностическая секта II века. 2) перекрещеванцы в XVI столетии. 3) римско католические священники, сложившие духовный сан, чтобы вступить в супружество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

  • Николаиты — Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы к рой были в Эфесской (Откр 2:6) и Пергамской (ст. 14 и след.) церквах. Господь ненавидит Н. (ст. 6,15), потому что те объявили дозволенными жертвы (см. Жертва) идолам (см. Идоложертвенное) и см.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • николаиты — Николаиты, приписавшие происхождение своего учения Николаю, пришельцу антиохийскому, дьякону иерусалимской церкви, жизнь которого обезображивалась ими нелепым образом. Под влиянии восточных языческих воззрений на материю, как на зло, они,… … Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Николаиты, — партия, которую ненавидела Ефесская церковь (Отк 2:6); в Пергамской церкви существовали державшиеся их учения (ст. 15). Николаиты одобряли послабления относительно идолослужения и прелюбодеяния (см. 14) … Словарь библейских имен

  • Николаиты — 1) еретики первых времен церкви, получившее начало и название от Николая, одного из семи диаконов, о которых говорится в книге Деяний Апостольских. Секта возникла из противодействия иудейству в первобытном христианстве. Она отрицала силу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НИКОЛАИТЫ — назв. ряда религ. сект. 1) Раннехрист. секта в М. Азии (Пергам), сведения о к рой ограничиваются осуждением Н. в Апокалипсисе за любодействие и за то, что они едят мясо жертвенных животных. 2) Одна из сект гностиков в Сирии во 2 в.; упоминается… … Советская историческая энциклопедия

  • Николаиты — (Отк.2:6 ,15) древняя секта, безнравственное учение, которой строго обличается в свящ. Писании. Некоторые полагали, что это название есть символическое, что Николай в буквальном значении соответствует Валааму и что им означаются все лжеучители,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Николаиты — Никола’иты (Отк.2:6 ,15) возм., какая то секта, но других сведений о ней нет. Поскольку по гречески «никао» означает побеждать, а «лато» народ, более вероятным является мнение, что это слово означает отделение духовенства от мирян, возникшее… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • николаиты — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. еретики I II вв., признавали себя последователями Николая … Словарь церковнославянского языка

  • НИКОЛАИТЫ — христ. секты и течения разных времен, обвинявшиеся их противниками в нарушении седьмой заповеди, т. е. в блуде и прелюбодеянии: 1) секта ранне христ. на Ближн. Востоке, к рой приписывалась общность жен; 2) католич. священники, отказавшиеся после… … Атеистический словарь