Николай евграфович пестов

Содержание

Николай Евграфович Пестов

Современная практика православного благочестия. В 2-х томах. Том 1

© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2005

* * *

Человек может обладать или ложным – «неправедным» (Лк. 16, 9) богатством, или богатством истинным. Истинное богатство – это богатство души христианскими добродетелями, украшающими души, как цветы украшают сады. Это сокровище бесценное, это есть дверь в вечное Царство Небесное.

H. Е. Песков

От издателей

Эта книга, без сомнения, одно из лучших произведений русской духовной литературы XX века.

Вероятно, некоторым читателям знакомы отдельные ее части, выходившие «самиздатом» в начале семидесятых годов, но только теперь этот труд издается целиком в двух томах. Это итог работы замечательного подвижника благочестия, глубокого религиозного мыслителя, ревностнейшего православного христианина Николая Евграфовича Пестова (1892–1978 гг.).

Произведение цельное и, вместе с тем, всеохватное. Автор блестяще справился с, казалось бы, непосильной задачей: на основании церковного вероучения всесторонне, с наибольшей полнотой, описать то, что именуется христианским миросозерцанием.

На страницах этой книги читатель найдет четкое изложение догматических истин Православия, практические рекомендации по составлению личного молитвенного правила, описание искушения человека падшими духами, раскрытие христианского взгляда на болезнь, обстоятельные советы по устроению жизни православной семьи и духовному воспитанию детей, а также освещение многих других аспектов христианского делания.

Словом, являясь уникальной сокровищницей практического духовного опыта, книга подробно и ясно излагает, каким образом современному христианину спасаться в отступившем от Бога мире. Авторские сокращения в тексте оставлены без изменений.

Авторские сокращения:

отец Алексий М. – отец Алексий Мечёв

игумен Иоанн – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

отец Иоанн С. – святой праведный Иоанн Кронштадтский

архиеп. Иоанн – архиепископ Иоанн (Шаховской) Сан-Францисский

Биография Н.Е. Пестова

Николай Евграфович Пестов родился 17(4) августа 1892 года в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком в семье.

Со стороны отца он был мещанином. Мать происходила из купеческой семьи и отличалась скромностью, трудолюбием, сердечностью и необыкновенной душевной теплотой. После смерти мужа (он умер, когда Николаю Пестову было всего 6 лет) она своими трудами содержала не только семью, но помогала всем, кому чем могла. Духовным оплотом семьи была няня – благочестивая пожилая старообрядка из заволжских лесов.

В семье традиционно для того времени справлялась Пасха с куличами и крашеными яйцами, на Рождество в доме устраивалась ёлка, в Троицын день квартира украшалась зеленью. Но никто не молился, кроме няни. Детей к молитве не приучали.

Николай Пестов очень рано научился читать. Многие книги Л. Толстого, Жуковского, Тургенева, Загоскина, Гончарова сильно на него повлияли.

С семи лет сестры стали заниматься с ним русским языком, литературой, арифметикой. Раз в неделю приходил диакон из Ильинской церкви и проводил урок Закона Божия. В 1903 г. Николай Пестов поступил в реальное училище, где закончил не только семь классов (с 1903 по 1909 гг.), но и дополнительный, окончание которого давало право на поступление в высшее учебное заведение. С юношеской горячностью Николай Пестов всегда чем-либо увлекался: оформлял коллекцию бабочек, заполнял альбом с марками, проводил астрономические наблюдения на специальной вышке, вел переписку с заграничными эсперантистами, проводил опыты дома в химической лаборатории, участвовал в любительских спектаклях в старших классах училища. Он хорошо плавал, летом много купался, ловил раков.

В эти же годы Николая стали мучить разные «вечные вопросы», в том числе и религиозные. Но знакомство с марксистской литературой, а также с трудами Ренана (в особенности с «Жизнью Иисуса») сыграли роковую роль в становлении юношеского мировоззрения. Семена веры не достаточно укоренились, и юноша стал атеистом.

Полюбив химию, Николай Пестов поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического училища (в советское время МВТУ им. Н.Э. Баумана), где с большим успехом проучился до 1914 года, после чего из патриотических соображений добровольно поступил в армию. Началась первая мировая война. Решение было принято, но позднее Николай Пестов не раз говорил, что в этом решении виден «Промысл Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел…»

Поступив в Алексеевское военное училище на правах вольноопределяющегося 1-го разряда юнкером рядового звания, к августу 1917 года он был уже адъютантом полка в звании поручика. В феврале 1916 года во время кратковременного отпуска Николай Пестов женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

В момент сообщения о новом революционном перевороте 26 октября 1917 г. Николай Пестов находился в Луге в штабе полка. Накануне им был подан рапорт о предоставлении очередного отпуска.

В декабре со всеми воинскими документами на руках он уже был в Нижнем Новгороде. С февраля по август 1918 года Н.Е. Пестов работал в Нижегородской ЧК делопроизводителем, потом в Горпродкоме.

С лета 1918 г. над страной нависла угроза голода, начали складываться основы политики «военного коммунизма».

13 августа Н. Пестов был арестован. Здесь же, в тюрьме, был расстрелян его тесть. А 2-го ноября всех выпустили на свободу.

Пестов вспоминает: «Превращение Советского государства в военный лагерь требовало безотлагательного решения вопроса о командных кадрах для Красной Армии. По решению V Всероссийского съезда Советов все военные специалисты старой армии были обязаны встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их Советская власть».

Согласно этому постановлению 26 ноября 1918 года, после регистрации в губернском комиссариате, Николай Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча.*

В декабре 1918 года он вступил в Коммунистическую партию. В Нижегородском Всевобуче проработал до 30 января 1919 г. Потом работал в Москве в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно учился на Центральных Высших курсах Всевобуча.

Весной 1919 г. по указанию ЦК партии в числе 15 тыс. коммунистов Н. Пестов был отправлен в Северную группу Восточного фронта.

Всевобуч – «всеобщее военное обучение».

После побед красных войск на Восточном фронте Н. Пестов в августе был вызван в Москву для окончания Центральных Высших курсов Всевобуча.

В сентябре 1919 г. Н. Е. Пестову присвоили звание окружного военного комиссара, и он был назначен Всеросглавштабом на должность начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

На этой должности Н. Е. Пестов оставался в Свердловске до 1921 года. Был близко знаком с Троцким, своими поступками заслужил его одобрение, о чем впоследствии вспоминал с горечью.

Неоднократно встречался с такими людьми, как М. В. Фрунзе, И. И. Вацетис, М. Н. Тухачевский, В. И. Шорин, Г. Д. Гай, С. С. Каменев, и др. крупными военными и государственными деятелями. Почти все они оказались в числе «врагов народа» в период культа личности Сталина.

В дневнике Пестова осталась такая запись об этих двух годах комиссарства: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…»

А 1 марта 1921 года во сне он увидел Христа. Комиссар, член партии; вопросы, связанные с религиозным мировоззрением, не возникали – и вдруг Христос? Однако было полное ощущение явственности виденного сна.

Священное Писание и опыт Церкви указывают нам на несколько периодов жизни христианина, идущего путем стяжания Святого Духа Божия.

С начала сознательной и длительной духовной жизни христианин идет путем выполнения внешнего подвига (молитвословия, поста, послушания, милостыни и т. д.), имея целью преодоление в душе своей первородного греха — страстей и пристрастий.

Здесь душа христианина еще очень далека от добродетели, сердце его еще в значительной мере гордо и черство. Много усилий надо употребить человеку, чтобы за свое «доброе произволение» через благодать Божию наступило заметное зарождение в сердце добродетелей христианских.

Игумения Арсения в раннем возрасте оставила мир и поступила в монастырь, где ревностно проходила все послушания, руководствуясь наставлениями мудрой старицы — схимонахини Ардалионы. Думая, что старания и труды ее небезуспешны, она иногда спрашивала Ардалиону: «Матушка, на какой ступени духовной лестницы находится теперь моя душа?» — и в ответ слышала неутешительные слова: «Пока еще ни на какой».

Она тогда не понимала, что все внешние подвиги и подражание признакам добродетелей еще очень мало говорят о глубоких изменениях сердца человеческого и о метаморфозе (изменении) «душевного» человека в «духовного».

Велика была ревность ко спасению души у св. Иоанна Дамаскина, когда он оставил должность царедворца и ушел в монастырь. Но сердце его еще не было преображено, и поэтому, как всегда при поступлении в монастырь, и на него были на долгие годы наложены искус обычных послушаний для новоначальных и запрещение писания песнопений.

За труды первого периода благодать Божия начинает касаться сердца человеческого, и тогда наступает второй период духовной жизни христианина. Тогда у него приоткрываются духовные очи, и он в состоянии постепенно постигать в истинном свете состояние своего сердца и замечать не только свои явные грехи, но и все греховные порочные склонности, постигать свою гордость и черствость сердца и замечать свои грехи в словах и мыслях. Так начинается период восхождения по ступеням совершенства девяти заповедей блаженства.

«Блаженство», которое обещал Господь верующим в Него и исполняющим Его заповеди, надо отличать от понятия «радости».

Блаженство — это особая и в значительной мере будущая радость, которая будет у христианина в загробной жизни — в Царствии Небесном. Это видно из евангельских текстов, когда Господь обещает блаженство «плачущим» (Мф. 5; 4, 11). Последним Господь обещает, что «велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Так же говорили о блаженстве и апостолы. «Блажен человек, который переносит искушение», — пишет ап. Иаков в своем послании (1, 12). «Если и страдаете за правду, то вы блаженны»; «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны», — пишет ап. Петр (1 Пет. 3, 14; 4, 14).

О том, что понятие «блаженство» следует относить преимущественно к радостям будущего века, так пишет праведник пастырь о. Иоанн С:

«Жизнь человека — истинного христианина — впереди, в будущем веке; там откроются для него все радости, полное блаженство. А здесь он изгнанник и под наказанием, здесь иногда вся природа вооружается на него за грех, не говоря об исконном враге, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Итак, не смущаюсь тем, отчего в мире везде радости и довольство, а во мне часто нет радости и я смотрю угрюмо на радость и простор Божиих тварей. У меня есть плач за грех: этот плач всегда со мною и бьет меня. Но и для меня настанут радости, только не здесь, а в другом мире…»

Поскольку земная жизнь есть миг по сравнению с вечностью, то отсюда и счастье блаженства вечности несравнимо выше земной радости. Поэтому-то некоторые из святых молили Господа, чтобы Он не давал им здесь, на земле, счастья и радостей, но приберег их для будущей жизни (если только они окажутся достойными этого). Да и практика жизни Церкви Христовой показывает, что сравнительно малое число воистину последовавших за Христом начинали вкушать радости блаженства уже здесь, на земле.

Только великие святые после особых подвигов и стараний начинали переживать в конце дней своих блаженство будущего. Из немногих примеров для этого можно указать на прп. Серафима Саровского, «пасхального святого», как называют его по последним годам его жизни: в течение всего лета он тогда пел пасхальные песнопения.

Как общее же правило до конца дней своих святые несли великие подвиги, страдали или принимали мученическую смерть. Но и при этих подвигах и страданиях святые были не оставлены Господом и подкреплялись при жизни особой совершенной радостью, которая чужда людям безбожного мира. Об этой радости ап. Павел пишет так: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10).

При стяжании Святого Духа Божия душа христианина озаряется «невечерним светом», украшающим душу всеми христианскими добродетелями.

Свет солнечный — один, но с помощью призмы он может быть разложен на гамму цветов. Так и духовный свет — христианское совершенство души — может представляться нами в виде гармонической гаммы христианских добродетелей. Пользуясь имеющейся на человеческом языке терминологией, Господь перечисляет эти добродетели в Своих девяти заповедях блаженства.

Когда Господь произносил эти заповеди (Мф. 5, 3-12), то очевидно поставил их очередность по известной закономерности.

Они начинаются с нищеты духовной, которая проявляется в развитии добродетели смирения и является фундаментом — основой всех остальных добродетелей.

Поэтому-то приобретшим нищету духа как залог всех остальных добродетелей и обещается сразу же в первой заповеди «Царствие Небесное».

Вместе с тем, поставив впереди всех добродетелей «нищету духа», Господь показал, что нельзя восходить к остальным добродетелям без нищеты духа — глубочайшего смирения, как нельзя восходить на вторую ступень, миновав первую. И тем, кто не достиг нищеты духовной, нельзя надеяться найти свое спасение ни в аскетических подвигах, ни в делах милосердия, ни в служении «миротворчества», ни в каком-либо ином подвиге.

Вот почему прославленному горячему защитнику икон и творцу церковных песнопений Иоанну Дамаскину были на многие годы закрыты уста, пока в его душе полностью не распустился цветок смирения.

Те же, кто не приобрел его, но стремится к спасению души путем иных подвигов, не принесут плодов Духа Святого. Они будут находиться в обольщении (если не в «прелести»), или, в лучшем случае, в состоянии той «законченности», об опасности которой предупреждает мудрая игумения Арсения. Поэтому христианам всегда следует проверять, достигли ли они в какой-то степени нищеты духа по тем признакам, о которых говорилось выше в главе 23 (перенесение с покорностью обличений, оскорблений и унижений, считая своих обличителей и оскорбителей за благодетелей и молясь за них).

Как следствие «нищеты духа» идет покаяние — глубокое сокрушение о своей греховности в настоящем и плач о совершенных грехах в прошлом (вторая заповедь). В этом плаче проявляется наивысшая ступень нищеты духа.

Здесь — глубина сокрушения, полнота понимания падения души человеческой, полнота сознания своей немощи, ничтожности, склонности к падениям; здесь — способность замечать на своей духовной одежде малейшие пятнышки грехов не только в делах, но и мыслях, чувствах и намерениях.

Здесь — сосредоточение внимания только на язвах своей души и прекращение осуждения ближних.

Здесь — душевный плач над своим «внутренним мертвецом» и слезные мольбы о его воскресении. Плачущим так Господь обещает «утешение», т. е., очевидно, прощение грехов и приобщение в будущем (и в какой-то мере и в настоящем веке) к радостям Царства Небесного.

От нищеты духа, смирения и сокрушения о грехах в человеке рождается кротость — добродетель христианская, укрощающая характер человека, делающая его милым и приятным для всех окружающих (третья заповедь). По достижении этой третьей ступени, кротости, следует включение христианина в число избранников Божиих — граждан будущего Нового Иерусалима, Царства Небесного, ибо «кроткие наследуют землю».

Всякая христианская душа стремится и тоскует по той правде Божией, которую ей трудно видеть на земле. Перед ее очами «мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Но когда христианская душа достигает кротости, то на следующей ступени совершенствования ей постепенно открывается предвечная гармония мироздания.

За видимым злом ей становится видна тайна домостроительства мироздания и благого Промысла Бога, исполненного непостижимой любви и разума. Зло и страдания венчают преодолевших их мученическими венцами. Расширение же духовного кругозора и вера в вечность уничтожает мнимые несправедливости земной жизни, открывая взору блаженство в вечности.

Вспомним о том, как прп. Варлаам Хутынский отклонил просьбу своих учеников спасти невинно осужденного, видя над головой его приготовленные венцы мученичества.

В душе христианской тогда начинают всегда звучать слова Господа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18), «Я победил мир» (Ин. 16, 33) и «Господь царствует, да радуется земля» (Пс. 96, 1). Здесь полнота того духовного «насыщения», которое обещается «алчущим и жаждущим правды», преодолевшим зло верою без сомнения и недоумения о недостатках и планах мироздания.

Будем изучать Священное Писание и творения св. отцов Церкви, и они помогут нам преодолеть те препятствия, которые мешают нам в достижении четвертой ступени (в заповедях блаженств).

Следом за этим в душе христианина начинает распускаться из букета добродетелей благоухающий цветок милосердия — любви и сострадания к ближним, несущий с собой «помилование» христианина и полноту прощения ему всех грехов и погрешностей (пятая заповедь).

Если в предыдущих заповедях говорилось преимущественно о процессе очищения души от первородного зла и подготовки ее к служению Господу, то с пятой заповедью начинается это полноценное служение «меньшим братьям» Христовым (Мф. 25, 40).

Следствием же этого наступает и приобщение человека к тому стаду Христовых овец, которые станут на Страшном Суде по Его правую сторону. Им выпадает счастье услышать от Него радостные для них слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Однако нельзя думать, что при достижении этой ступени христианином уже достигнута полнота чистоты сердца от всех страстей и пристрастий. Нет, она достигается только на следующей, шестой ступени.

Сердце человеческое прп. Макарий Великий сравнивает с глубоким морем, с неисчислимым количеством всяких гадов, которые гнездятся там, плохо замеченные внутренним человеком: это остатки страстей и разных пристрастий. Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26).

А прп. Исаак Сириянин пишет:

«Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем».

Вот предел для очищения сердца от всех следов житейских пристрастий. Его нелегко достичь, и многие из ревнителей совершенства уходили для восхождения на эту ступень чистоты не только в монастыри, но и в пустыни и затворы (прп. Антоний и Макарий Великие, прп. Сергий Радонежский и Серафим Саровский и множество других). Подобное удаление совершалось вместе с тем и не ранее, как достигалась полнота любви к ближним.

Игумения Арсения говорит:

«Когда скорби ближнего тебе станут больны, как свои, тогда ты можешь уйти в затвор. Ты понесешь туда с собою любовь к ближнему».

В тишине, при непрестанной молитве о всем мире, при всяческом воздержании, при глубочайшем внимании к своей внутренней жизни подвижник достигает полноты очищения своей души от греха, страстей и пристрастий и часто получает и особые духовные дары для дальнейшего служения ближним.

Описанные выше периоды духовного пути, по мнению схиархимандрита Софрония, требуют около 30 лет подвижнических трудов, что равняется и возрасту Господа Иисуса Христа, вышедшему на служение миру лишь в 30-летнем возрасте (Лк. 3, 23).

После этих периодов начинается новый — служение миру в полноте духовных даров. Так, например, вышли на служение миру после периода полного уединения прп. Антоний Великий, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и многие другие святые.

Здесь следует указать, что в отношении пастырского служения надо сделать оговорку. При посвящении пастырям подается особая благодать как для совершения Таинств, так и для проповеди Евангелия и духовного окормления паствы, и этим восполняется их духовная незрелость («Восполняющи оскудевающая» — из чина посвящения).

Но для рядовых христиан, как мирских, так и иноков, следует помнить о последовательных этапах подготовки (деятельного и созерцательного) и о длительности подвижнического пути для достаточной полноты духовного созревания. Можно думать, что ранее этого срока надо соблюдать указание ап. Иакова: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3,1). Здесь также можно вспомнить и слова ап. Павла, что «судя по времени, вам надлежало быть учителями» (Евр. 5, 12).

Естественно, что мирянам много труднее, чем инокам, создать себе подходящие условия для духовной (созерцательной) жизни второго периода. Здесь во всяком случае надо стремиться к возможно замкнутой, не рассеянной жизни при наибольшем внимании к своей душе и возможно больше уделять времени молитве, духовному чтению и богомыслию, при всяческом воздержании (возможно достижимом) и отстранении себя от мира, его суеты в связи с мирскими людьми.

Так душа христианина достигает великой ступени «чистоты сердца» — освобождения от страстей и пристрастий, пленивших через Адама весь человеческий род. Этим снимается преграда между человеком и Богом, и, как первородный Адам до падения, христианин сердцем своим на земле и непосредственно в Царстве Небесном «Бога узрит» (шестая заповедь).

После этого для немногих избранных святых, достигших 6-й ступени заповеди блаженства, начинаются новые периоды полноты служения миру в ореоле многих духовных даров, полученных ими за великую ревность и подвиги. Начинается период «миротворчества» в высоком звании «сынов Божиих» (седьмая заповедь).

Действительно, только обладая особыми дарами, они могут «водворять душевный мир» путем просвещения человеческих душ верою, утешения сокрушенных сердцем и плачущих, исцелением недужных, молитвенным заступлением в бедах и напастях, изгнанием бесов из одержимых ими и т. п.

Но это еще не полнота достижений для христианина в служении Господу. На большой высоте начинается уже соучастие христианина в Христовых страданиях за проповедь истины, подобно ап. Павлу, который так пишет про себя: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24).

Блажен такой христианин: если он будет «изгнан за правду» Христову (подвиг исповедничества), то за это сразу же открываются ему двери Царства Небесного.

Наконец, верх блаженства обещается тем, кто вкусит в полноте страдания за Христа: их будут «поносить и гнать и всячески злословить» за Господа — за Его исповедание и проповедь о Нем. Господь обещает таким всю полноту воздаяния, провозглашая их торжество: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (девятая заповедь).

* * *

Итак, в зависимости от подготовленности души христианской и пройденного ею пути совершенствования обещается и степень блаженства ей в том мире.

Однако следует оговориться, что этот путь не измеряется (как полагают католики) количеством добрых дел и подвига.

Совершение последних могло быть для христианина почему-либо уже невозможно (например, разбойник на кресте).

Прп. Макарий Египетский пишет:

«Человек будет наслаждаться обетованием в такой мере, в какой, уверовав, полюбил Бога, а не в такой мере, в какой трудился. Поскольку дары велики безмерно, то невозможно найти достойных трудов».

Итак, степень будущего блаженства более всего зависит от степени горячности любви христианина.

О том так говорит и архимандрит Сергий (впоследствии Патриарх):

«Господь Бог ищет не внешних поступков, не заслуг со стороны человека; но чтобы недаром уступить ему блаженство в вечном общении с Собою — ищет только способности к восприятию общения с Ним и дает его, не сколько Сам может или хочет дать, а сколько человек может вместить».

Это, конечно, не исключает необходимости фактического подвига ради Христа для тех, кто его может совершить и, конечно, будет совершать при наличии горячей любви к Господу — ведь «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Но, как говорилось уже выше, не все имеют возможность в практике жизни проявить горячность своей любви к Богу фактическим подвигом ради Христа.

«Цвет нашей страны»: близкие и коллеги вспоминают пассажиров Ту-154, разбившегося три года назад над Чёрным морем

В конце 2006 года основатель хосписа при Онкологической больнице Киева Елизавета Глинка приехала в НМИЦ нейрохирургии имени академика Бурденко к матери, которая после инсульта находилась в коме. Там она встретила свою будущую коллегу по фонду «Справедливая помощь» Татьяну Петрову. У женщины в автокатастрофе погибла одна из дочерей, а вторая находилась в коме. Пациентов в реанимации разрешали посещать в течение 30 минут в день, поэтому ежедневно в холле больницы собирались посетители и ожидали информацию о состоянии своих близких.

«Я была в чёрном платке, и Лиза подошла ко мне и спросила, почему я в трауре, — вспоминает Татьяна Ивановна. — Я ответила, что у меня умерла дочь, а другая находится в коме. Так мы с ней познакомились».

Дочь Татьяны Ивановны находилась в коме два месяца, и Елизавета Глинка часто навещала её. Девушка пришла в сознание, но не могла ни ходить, ни говорить.

«Когда нас выписали, Лиза спросила у меня, куда мы дальше. Я ответила, что домой, но она мне сказала: нет, не домой, мы будем её реабилитировать. На протяжении семи лет она помогала мне поставить дочь на ноги, и у нас получилось», — вспоминает женщина.

«Всё, Петрова, прорвёмся!»

В августе 2007 года Елизавета Глинка открыла фонд «Справедливая помощь» и пригласила Татьяну Ивановну работать с ней.

По словам Петровой, у Доктора Лизы никогда не было своего кабинета. Все вопросы она решала за столом на маленькой офисной кухне.

  • На церемонии открытия мемориальной доски в школе №214 в Новосибирске, которой было присвоено имя Елизаветы Глинки
  • РИА Новости
  • © Александр Кряжев

«Лиза никогда не останавливалась перед поставленной задачей, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Если могла помочь сразу — помогала. Если не получалось самостоятельно — находила людей и всё равно решала вопрос. Когда что-то не получалось, она приходила на кухню, просила заварить покрепче чай и почитать ей стихи. Я читала:

Как хорошо, когда теряешь ложное —
Тебя уже обидеть невозможно,
Ни в чьи глаза ты не глядишь просяще,
А кто-то бережёт ненастоящее.
Под зыбким счастьем замирает кто-то…
Забота трусов — не твоя забота!
И ты живёшь, их счастье презирая,
Себя находишь, ложное теряя!

Ей нравилось это стихотворение. Дослушав, она говорила: «Всё, Петрова, прорвёмся!»

Татьяна Ивановна вспоминает, как Елизавета Глинка вывозила больных и раненых детей из детских домов Донецка в Харьков. На дороге были растяжки, автоматчики на контрольно-пропускных пунктах и она — в маленькой машине, под завязку набитой детьми, перемотанными бинтами.

«Она столько пережила, и такая нелепость с ней случилась. Я не могла поверить. Мне не хватает её во всем», — признаётся женщина.

Также по теме«Работа была её жизнью и душой»: как фонд Доктора Лизы продолжает спасать детей в Донецке после её гибели Прошло полтора года с момента гибели Елизаветы Глинки, более известной как Доктор Лиза. Однако в Донецке до сих пор часто можно…

В фонде «Справедливая помощь» действует программа «Вокзал по средам». Еженедельно сотрудники фонда готовят еду и горячие напитки и отвозят на вокзал бездомным.

«Ребята уезжают на вокзал, а я подхожу к её фотографии и рапортую: «Лиза, очередная среда как при тебе — всё в порядке, еда разогрета, не волнуйся», — говорит Татьяна Ивановна.

Об истории знакомства с Елизаветой Глинкой RT рассказала и другой сотрудник фонда «Справедливая помощь» — Елена Никульникова. Она длительное время работала личным помощником Доктора Лизы.

«С Елизаветой Петровной я познакомилась случайно летом 2007 года, — рассказывает Никульникова. — С ней дружил мой бывший муж, и когда у неё заболела мама, я отвезла её на машине в больницу. Позже она позвала меня на работу».

По словам Елены, Елизавета Глинка была очень строгим руководителем, но добрым и весёлым человеком, отзывчивым к чужой беде.

«Елизавета Петровна научила нас видеть человека, который находится в беде, любить и понимать его. Мы продолжаем её дело», — говорит Никульникова.

  • Сотрудник фонда «Справедливая помощь» Елена Никульникова о Елизавете Глинке

Она была как мама

После начала боевых действий на юго-востоке Украины Елизавета Глинка занялась оказанием помощи жителям Донбасса, в частности вывезла из-под обстрелов несколько сотен детей, организовала для них и их семей медицинскую помощь и реабилитацию в московских центрах. Среди детей, спасённых Доктором Лизой, была 14-летняя жительница Макеевки Оксана Войнаровская.

Также по теме«Любила не на словах, а на деле»: Доктор Лиза в дневниках, интервью и воспоминаниях близких 25 декабря 2016 года над Чёрным морем потерпел крушение самолёт Ту-154. Все 92 человека, находившиеся на борту, погибли. Среди них —…

В 2015 году при артиллерийском обстреле погиб её отец, а саму девочку осколком снаряда ранило в предплечье и раздробило тазобедренную кость. Оксана находилась в реанимации, когда с её матерью Витой Войнаровской связались из Министерства здравоохранения Донецка и попросили дать согласие на транспортировку ребёнка в Москву на лечение.

«Дом был разрушен, мужа я похоронила, делать было нечего, — вспоминает Войнаровская. — На машинах скорой помощи нас привезли в аэропорт, где ждала Елизавета Петровна. Когда дочь на погрузчике поднимали в самолёт, я уже плакать не могла, она обняла меня и сказала: «Держись, всё будет хорошо». И я ей поверила. Почувствовала её тепло, заботу, уверенность и поняла, что этот человек поможет мне в жизни».

По словам Войнаровской, Елизавета Глинка приезжала каждые выходные навестить беженцев, находящихся в доме милосердия фонда «Справедливая помощь».

«Она всегда интересовалась, как нам живётся, в чём мы нуждаемся, — объясняет женщина. — Активно участвовала в наших делах, чтобы вернуть нас к жизни. Не только физически, но и морально. У меня не было сил бороться с эмоциями, но она заставила поверить, что жизнь продолжается, что надо жить ради ребёнка. Она была как мама».

  • Жительница Донецкой области Вита Войнаровская о Елизавете Глинке

24 декабря 2016 года Оксане Войнаровской исполнилось 16 лет. Доктор Лиза пообещала после возвращения из командировки в Сирию вместе отпраздновать её день рождения. 25 декабря она погибла.

Два совершенно разных человека

Среди пассажиров самолёта, летевшего на базу в Хмеймим, были и три сотрудника телекомпании НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, звукорежиссёр Евгений Толстов и оператор Олег Пестов. RT побеседовал с их коллегами.

Оператор НТВ Игорь Корчагин работал с Олегом Пестовым и Евгением Толстовым более десяти лет. Они были не только близкими коллегами, но и друзьями — путешествовали семьями, гостили друг у друга на даче. Ездили в военные командировки в Чечню, где вместе ходили в разведку, летали на боевые задания.

«С Олегом я познакомился ещё в 2000 году, когда только устроился на работу в телекомпанию, — вспоминает Игорь. — За это время мы прошли много горячих точек. Когда улетали в командировки, не говорили родным, куда летим, чтобы не беспокоить их. Все волновались и говорили: «Позвоните, как долетите». А мы шутили, что, если что-нибудь случится, они узнают об этом в новостях. Так и случилось. Мне с утра позвонили из координации и попросили телефон жены Олега. Стало понятно, что самолёт не долетел».

  • Оператор НТВ Игорь Корчагин о своём коллеге Олеге Пестове

По словам Корчагина, в командировку в Сирию Олегу и Евгению предложили полететь на два дня. Они согласились, хотели заработать деньги перед Новым годом. 25 декабря у младшего сына Олега был день рождения. Отец так и не смог его поздравить.

«Олег очень любил свою работу, семью и детей, — рассказывает Игорь. — Женя играл на фортепиано, любил фотографировать. Во все командировки брал с собой фотоаппарат. У него был рак крови, но он смог победить болезнь. Никогда не терял веру в жизнь. Это были два совершенно разных человека. Я даже не понимаю, как они работали друг с другом, но это не мешало вместе проводить время».

«Мечтал работать в кадре»

Михаил Лужецкий пришёл работать на НТВ из Следственного комитета. Сначала его взяли на должность продюсера, но мечтой Михаила была работа в кадре.

«Изначально он хотел быть корреспондентом, но для этого должна быть дикция, определённое поведение в кадре, свой подход к написанию текста, — объясняет ведущий программы «Сегодня» телекомпании НТВ Михаил Чебоненко. — У него лучше получалось быть продюсером. Те сюжеты, которые мы делали с его поддержкой, удавались на 100%».

Также по темеСотрудник НТВ о погибшем в катастрофе Ту-154 Лужецком: он был репортёром по зову души Сотрудник НТВ поделился воспоминаниями о своём коллеге Михаиле Лужецком, который в составе съёмочной группы отправился в Сирию на…

Первый опыт работы Лужецкого в кадре был в 2015 году в Краматорске, когда город подвергся обстрелу. Корреспондент рисковал попасть в плен к украинской армии, но, несмотря на это, звонил коллегам, просил совета по поводу написания текстов.

В июне 2016 года Михаила отправили в Пушкинский район Московской области на место крушения истребителя Су-27.

«Некого было послать на ближайший выпуск новостей, и поехал Миша, а я в то время как раз был в студии и вёл новости, — вспоминает Чебоненко. — Он мне звонил за час до начала выпуска, просил помочь, потому что это был прямой эфир. В итоге получилось классно, все это отметили. И после этого он ходил и говорил, что хочет работать только в кадре. Ему давали сюжеты, и он справлялся. В Сирию он летел уже в качестве практикующего корреспондента».

По словам Чебоненко, за месяц до авиакатастрофы Лужецкий сделал предложение своей девушке Марии, взял квартиру в ипотеку, мечтал снять кино. У него был написан сценарий, который он успел показать только друзьям.

«Я знал, что в какой-то из дней наша съёмочная группа должна была лететь в Сирию, и мы молились, чтобы их не было в этом самолёте, — говорит Чебоненко. — Я помню, на утреннем эфире, мы уже на 80% знали, что там были наши, но ещё не было окончательного подтверждения. И во время выпуска новостей мне в прямом эфире в наушник шеф-редактор говорит: «Мишка, всё подтвердилось». Я помню ком в горле, глаза заблестели, суфлёра не вижу, буквы плывут, с большим трудом довёл до конца выпуск. Вот так в прямом эфире мне сказали, что моего друга больше нет».

«Такие люди — цвет нашей страны»

Сегодня на Федеральном военном мемориальном кладбище в Московской области со всей России соберутся родственники, друзья и коллеги погибших в авиакатастрофе артистов Академического ансамбля песни и пляски российской армии им. А.В. Александрова. 25 декабря 2016 года ансамбль лишился почти половины своего состава.

«Мы помним всех, помним каждого, — рассказывает RT начальник и художественный руководитель ансамбля Геннадий Саченюк. — Очень больно осознавать, что их сегодня нет с нами рядом. Вспоминаем, как они работали, как жили, как полностью отдавали себя сцене, как старались донести всё самое лучшее до сознания зрителя, слушателя, как представляли российскую армию и Россию за рубежом. Ребята, которые ушли, являются образцом и символом ансамбля Александрова. Такие люди — это цвет нашей страны».

Саченюк отмечает, что для многих молодых людей из состава ансамбля командировка в Сирию была первой.

Так, буквально перед этой поездкой в коллектив пришли две молодые девушки — Лилия Пырьева и Виктория Сатарова. Они подавали большие надежды.

«Девушки прошли просмотры в балет. Комиссия оценила их профессиональные качества и приняла в коллектив. Они работали, полностью отдавая себя сцене», — вспоминает руководитель ансамбля.

По словам Саченюка, к следующей годовщине авиакатастрофы ансамбль планирует издать книгу памяти об ушедших коллегах. О каждом артисте — его жизни и творческом пути — будет написана отдельная глава.

«Сейчас идёт активная работа с родственниками погибших, мы собираем информацию по каждому человеку очень скрупулёзно и детально», — добавил он.

Самолёт Минобороны России Ту-154, направлявшийся на авиабазу Хмеймим в Сирии, пропал с радаров вскоре после дозаправки в сочинском аэропорту Адлер 25 декабря 2016 года. Фрагменты воздушного судна были обнаружены в море в 1,5 км от берега около города Сочи.

На борту Ту-154 находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военнослужащих, 64 сотрудника Академического ансамбля песни и пляски российской армии имени А.В. Александрова, девять представителей российских СМИ, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, двое федеральных госслужащих. Все они погибли.

31 мая 2017 года Минобороны России обнародовало итоги расследования крушения самолёта Ту-154. По данным министерства, причиной авиакатастрофы могло стать нарушение пространственной ориентации командира судна.

Пестов, Николай Евграфович

Николай Евграфович Пестов
Дата рождения 17 августа 1892
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 14 января 1982 (89 лет)
Род деятельности химик
Награды и премии Российская империя

СССР

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пестов; Пестов, Николай.

Николай Евграфович Пестов (1892—1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук — специалист в области технологии минеральных удобрений, профессор, кавалер ордена Ленина.

Биография

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать — из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.

В 1903—1910 годах учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение — в 1911 году он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища. В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище, он к августу 1917 года был уже адъютантом полка в звании поручика. Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 года он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме; 13 августа 1918 года он был арестован, но 2 ноября освобождён и был направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 года вступил в РКП(б). В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 года. Затем работал в Москве, в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных Высших курсах Всеобуча. Весной 1919 года в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта и после победы красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 года ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:

Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…

Весной 1921 года он пережил духовный опыт, приведший его к вере; в июле 1921 года он уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В это время также от него ушла его первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.

Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского и вскоре познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 года. В 1924 году как член Христианского Студенческого Кружка он был арестован, но 19 декабря был освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке, в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.

Ещё до окончания МВТУ, Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Э. В. Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешёл во 2-й МХТИ, а позже — в Военную академию химической защиты, где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.

В 1933—1937 годах он работал на кафедре технологии минеральных веществ Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева (профессор кафедры с 1934 года). За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Н. Ф. Юшкевича, осенью 1937 года Н. Е. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии Московского инженерно-экономического института, где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 года был деканом химического факультета, а с октября 1943 года состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Н. Е. Пестов — автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».

Скончался 14 января 1982 года. Погребён на кладбище в Гребнево Московской области, рядом с могилой жены.

Библиография

Книги

  • Путь к совершенной радости.
  • Современная практика православного благочестия. Том I.
  • Современная практика православного благочестия. Том II.
  • Православное воспитание детей. — СПб.: Сатисъ, 2010. — ISBN 5-7868-0063-6. — 5000 экз.
  • Что такое пост и как правильно поститься. — СПб.: Сатисъ, 2005.
  • Как творить молитву Иисусову. — СПб.: Сатисъ, 2005.
  • Свет откровения: размышления над Апокалипсисом. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2010. — 265 с. — ISBN 978-5-89424-019-0
  • Свет совершенной радости. — Сибирская Благозвонница, 2007. — ISBN 978-5-91362-024-8. — 5000 экз.
  • Как победить сети диавольские (о сопротивлении темным силам). — СПб.: Сатисъ, 2005.
  • Жизнь для Вечности //Совместное издание Храма Преображения Господня в Тушино г. Москва и Православного братства св. ап. Иоанна Богослова. — ISBN 5-87873-026-X.

Фильмы

По книге Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» снят фильм «Цель жизни xpистианской и путь спасения». — ТК Радость моя, ТК Союз 2009-06-18.

Семья

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Жена: Зоя Вениаминовна Бездетнова (1899—1973). Их дети:

  • Николай (18.2.1924—1943)
  • Наталья (8.9.1925—?) — стала женой священника, настоятеля храма мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине Владимира Соколова и матерью настоятеля Преображенского храма в Тушине Фёдора Соколова
  • Сергей (18.10.1927—?)

Примечания

  1. Он, член коммунистической партии, у которого не возникали никакие вопросы, связанные с религиозным мировоззрением, 1 марта 1921 года во сне увидел Христа: «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и стех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».
  2. Е.Н.Будрейко, А.П.Жуков. Профессора Университета Менделеева:XX век М.: РХТУ им.Д.И.Менделеева. — Москва: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2006. — С. 473—476. — 756 с. — ISBN 5-7237-0513-X.
  • Марина Бирюкова Благословенное потомство // «Православие и современность». — № 20 (36). — 2011
  • От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н. Е. Пестова // Сост. епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). — Новосибирск: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1997.
  • Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего. — М., 2002.
  • Биография Н. Е. Пестова

Ссылки

  • Пути к покаянию. «Надо бояться той грязи, которая гнездится в тайниках нашего сердца».
  • Значение покаяния. Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»?
  • Об отношении к окружающим.

Ученый, профессор Пестов Николай Евграфович, биография которого хранит много замечательных событий, имеет степень доктора химических наук в области технологии минеральных удобрений. Широко известен в нашей стране и за рубежом как историк-богослов, православный духовный писатель, много сил и времени тративший на проповедование православной веры.

Н.Е. Пестов является автором многих трудов и книг, посвященных исследованию христианских традиций, семейному воспитанию, размышлению над вопросами о смысле жизни и служения Богу.

Детство Пестова

В своих мемуарах Н.Е. Пестов писал, что у него выдалось очень счастливое детство. Он очень любил свою маму, был необычайно дружен с сестрами и братьями. Рано потерял отца, но навсегда запомнил его как очень доброго и справедливого человека,

Происхождение и рождение

Н.Е. Пестов родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Семья была довольно зажиточная. Все детство и юность будущего писателя и богослова прошли в родном городе на берегу Волги. Свою биографию он позже написал в книге «От внешнего к внутреннему».

Семья писателя

Отец, Евграф Федорович Пестов, мещанин по происхождению, был женат вторым браком Ольге Константиновне, матушке Николая.

У мальчика были старший брат Владимир и три сестры:

  • Ольга,
  • Зинаида,
  • Вера.

Трое старших детей отца от первого брака жили в другом городе, а еще двое детей умерли в раннем возрасте.

Отец Николая умер, когда мальчику было всего 6 лет, поэтому он почти не помнил своего родителя. Мама, Ольга Константиновна, происходила из купеческой семьи Баташевых. Женщина очень хорошо шила, получала много заказов, так что после смерти мужа на свои заработанные деньги содержала всю семью. Кроме того, Пестовы получали пенсию в 25 рублей от компании, в которой при жизни работал отец.

Образование Николая

Маленький Коля очень рано научился читать. Первыми книгами, которые он прочел, были произведения А.С. Пушкина и «Робинзон Крузо» Д. Дефо. С семилетнего возраста занимался с сестрами по школьной программе дома.

Изучал основные предметы:

  • русский язык;
  • литературу;
  • арифметику.

Один раз в неделю в дом к Пестовым приходил диакон из Ильинской церкви и преподавал Коле Закон Божий.

Юношеские годы и молодость

Когда Николаю исполнилось 11 лет, мать решила отдать его в Нижегородское «Владимирское» реальное училище. В 1903 году Николай успешно выдержал вступительные экзамены и был принят в 1-й класс.

В юношеские годы Пестов всегда чем-нибудь горячо увлекался:

  • собирал и оформлял коллекцию бабочек;
  • играл с другими мальчишками в городки и бабки;
  • коллекционировал почтовые марки.

Летние каникулы Коля частенько проводил в имении своей богатой тетушки на берегу Волги, много купался и научился хорошо плавать. В старших классах реального училища увлекся астрономией и химией. Даже устроил дома химическую лабораторию. Однажды его опыты чуть было не закончились большим пожаром, после этого случая решено было их прекратить.

Позже у юноши зародилась страсть к изучению языка «эсперанто», и он со рвением принялся за обучение. Позднее даже перевел на эсперанто один из рассказов Чехова.

Николай вел переписку с заграничными «эсперантистами» из нескольких стран:

  • Италии;
  • Швейцарии;
  • Франции;
  • Австрии;
  • Южной Америки.

Все годы учебы Николай очень много читал. Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» оставила в душе мальчика негативный след, после этого он долго придерживался атеистических взглядов.

Студенческие времена

В 19-летнем возрасте Пестов был зачислен в Московское Императорское высшее техническое училище (ныне — МВТУ им. Баумана). Николай выбрал для себя химический факультет и с присущим ему рвением окунулся в учебу.

Студент подавал большие надежды, впереди его ожидала блестящая карьера химика. Молодого человека очень любили преподаватели, отмечали у него блестящий ум, умение грамотно и четко излагать свои мысли. Пестов учился на 4 курсе, когда в 1914 году началась Первая мировая война.

Служба на фронте

Студент Пестов решил добровольцем пойти на фронт, из-за чего прервал свое образование на долгие восемь лет. По окончании Алексеевского военного училища в чине прапорщика Николай был назначен в пехотный запасной батальон. В августе 1915 года командование перевело его в Ригу в артиллерийский полк. В обязанности прапорщика входила организация противохимической защиты русских войск.

В этот же период Пестов женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой. Свадьба состоялась в феврале 1916 года во время краткосрочного отпуска. На фронте Николай был ранен, получил контузию, последствия которой сказывались на его здоровье всю последующую жизнь.

За особые заслуги перед Отечеством подпоручик Пестов был награжден орденом Святого Станислава III степени и орденом Святой Анны III степени, отмечен командованием как выдающийся и перспективный офицер.

Годы революции

Февральский переворот 1917 года застает Николая Пестова на фронте. После революции его избирают членом Полкового Комитета, а затем определяют в состав исполнительного комитета в качестве представителя от полка и одновременно члена полкового суда.

В августе 1917 года Пестов становится полковым адъютантом. В ноябре оставляет военную службу и возвращается в родной Нижний Новгород, где поступает на государственную службу.

Арест и освобождение

Власть в стране к 1918 году уже сменилась, и Николай Пестов вместе с другими бывшими представителями буржуазного сословия был арестован как «белогвардейский элемент». В тюрьме он пробыл с августа по ноябрь 1918 года. Только когда стало ясно, что белогвардейцам не удастся отвоевать Нижний Новгород, Николай Пестов и некоторые другие арестанты были отпущены на свободу с условием обязательной постановки на особый учет.

Все специалисты бывшей царской армии обязаны были работать на тех постах, куда их ставила советская власть. Николая Пестова власти отправили на работу в органы Всевобуча (всеобщее военное обучение). Для того, чтобы приносить «больше пользы Родине», следуя своим тогдашним убеждениям, Пестов вступает в ряды коммунистической партии.

Восстановление и продвижение по службе

Чтобы повысить свою квалификацию, Н.Е. Пестов поступает на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых, в звании военного комиссара, едет на Восточный фронт в Северную группу войск в составе других 15 тысяч коммунистов по распределению коммунистической партии.

В сентябре 1919 года ему было присвоено звание окружного военного комиссара и состоялось назначение на должность начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа. Здесь начинаются самые трагические страницы его биографии, о которых писатель впоследствии вспоминал с тяжелым сердцем.

Зрелый возраст

Н.Е. Пестов переезжает на жительство в Свердловск. Писатель рассказывал, что два года, прожитые в Свердловске, были самыми тяжелыми в его жизни:

» Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… (далее неразборчиво две строки)… карамазовская грязь… (далее зачеркнуто две фразы)… Все это было при отсутствии у меня христианской веры.»

Появление веры в жизни

В 1921 году Николай Пестов решает круто изменить свою жизнь и выходит из рядов рабоче-крестьянской красной армии (РККА). Причиной демобилизации послужили полное разочарование в осуществляемой деятельности и глубокое духовное потрясение, испытанное на службе в прежней должности. В это же время от него уходит первая жена.

В конце осени 1921 года Николай случайно попадает на лекцию для студентов ВУЗов «Жил ли Христос?», которую читал Владимир Филимонович Марцинковский:

  • богослов,
  • христианский мыслитель
  • один из руководителей Российского студенческого христианского движения (РСХД).

Вот что говорил позже Н.Е. Пестов о том значительном в его последующей жизни событии:

«Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом… С лекции я вышел христианином»

Николай Пестов более не мог оставаться членом партии по своим новым внутренним убеждениям. Он собственноручно уничтожает свой партбилет, не является на очередную регистрацию в райком, за что в 1922 году его исключают из рядов РКП(б).

В видео представлена лекция Николая Пестова «Как распознать Откуда Мысли?»

Восстановление в университете

В середине 1922 года Пестов вновь возвращается в Москву, заново восстанавливается в МВТУ и продолжает свою учебу. Все это время его наставник В.Ф. Марцинковский принимал самое горячее участие в судьбе будущего богослова, способствовал его деятельности в христианском молодежном движении.

В эти годы Пестов начинает свою деятельность на поприще служения Богу:

  1. Активно ищет встречь с верующими людьми.
  2. Близко знакомится с организаторами христианского кружка в МВТУ.
  3. Помогает в организации лекций и докладов на духовные темы.

Позднее Николай Евграфович принимал самое непосредственное участие в борьбе с эпидемией сыпного тифа и голодом в Саратове, очень активно посещал собрания и лекции в общинах христиан-студентов и других верующих.

Женитьба

На одном из очередных собраний Христианского кружка скромный, немного застенчивый Николай знакомится с одним из его организаторов, заводилой Зоей Вениаминовной Бездетновой. В дальнейшем у него завязываются с этой девушкой самые теплые отношения, перешедшие в любовь. 20 мая 1923 года Николай с Зоей обвенчались в храме Вознесения на Гороховом поле. Состоялась свадьба. В браке у них родились два сына и дочь.

Заключение под стражу

В 1925 году Николай Пестов поступил на службу в Научный институт по удобрениям (НИУИФ) на должность научного сотрудника при кафедре технологий минеральных удобрений. Одновременно с работой он читает лекции по технологии удобрений. Вскоре над семьей Пестовых вновь сгустились тучи.

После смерти Ленина в 1924 году отношение властей к студентам-христианам резко изменилось:

  • религиозные кружки закрывались;
  • запрещено было собираться в группы;
  • пресекались случаи проведения собраний;
  • кружок в Москве был разогнан, его деятельность признана незаконной;
  • дом, где проходили собрания верующих, был конфискован властями.

В 1924 году, как член христианского студенческого кружка, Пестов вместе с другими кружковцами был арестован за свою религиозную деятельность. Вскоре все были отпущены на свободу, высылку им заменили 40 сутками ареста. Ходили слухи, что этому поспособствовала Н.К. Крупская, жена бывшего вождя пролетариата В.И. Ленина.

В видео Николай Пестов рассказывает, как правильно благодарить и вразумлять ближних.

Христианский долг

В Бутырской тюрьме между заключенными велись нескончаемые беседы и споры, в том числе и о вере. Там Пестов познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке (ныне храм Николы в Кленниках). Настоятелем церкви был старец отец Алексий Мечев, а затем, после его смерти, сын старца Сергий Мечев. Вернувшись из тюрьмы, Пестов стал постоянным прихожанином Маросейской церкви, а вскоре начал исполнять при ней обязанности старосты.

После работы в Научном институте по удобрениям (НИУИФ), Пестов трудился в должности Заведующего кафедрой калийных солей в Военной академии химической защиты, а с 1933 года по 1937 — на кафедре технологии минеральных веществ Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (с 1934—1937 — профессор кафедры).

И снова честный и принципиальный характер навлек на Николая Евграфовича недовольство руководства института, где он работал. Осенью 1937 года Пестов был уволен за отказ выступить с критикой и публичной обличительной речью в адрес профессора Н.Ф. Юшкевича, осужденного как «враг народа». Профессор был расстрелян в 1937 году по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР за шпионаж и измену Родине.

Николай Пестов в видео рассказывает об основных правилах жизни православного христианина.

Военные времена

В предвоенное время, в 1939 году, Пестов был назначен по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии Московского инженерно-экономического института, где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности». В течение года он занимал пост декана химического факультета, а с октября 1943 года работал заместителем директора по научной и учебной работе.

Во время Великой отечественной войны семья Пестовых в эвакуацию не уезжала, оставалась в Москве. Сам Н.Е. Пестов был освобожден от призыва в армию по причине хронической болезни — бронхиальной астмы. Его сын Коля был призван на фронт в 1942 году, едва ему исполнилось 18 лет, а в 1943 — семья получила похоронку. Сыну было всего 19 лет, в звании младшего лейтенанта он погиб при освобождении Смоленщины.

Пестов очень тяжело пережил смерть сына, много плакал, стал замкнутым. Позже безутешный отец излил свое горе, написав книгу «Светлой памяти Колюши или Памятник над могилой сына», затем он переименовал свой труд, назвав его «Жизнь для вечности».

Все годы войны Н.Е. Пестов очень интенсивно работал, писал и печатался, многие его труды издавались как у нас в стране, так и за рубежом. 4 ноября 1944 г. писатель был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Богословская деятельность

В 1953 году, в числе других работников советской науки, Н.Е. Пестов был награжден орденом Ленина, за безупречную работу и выслугу лет. К концу войны писатель уже перестал скрывать свои религиозные убеждения и снова стал посещать храм, вести духовно-просветительскую деятельность.

Свои первые книги по богословию Н.Е. Пестов начал писать в конце 50-х годов прошлого века.

Особенности его трудов:

  1. Произведения включали цитаты и выдержки из писаний святых отцов.
  2. Повествование велось в форме диалога с читателем, простым и понятным языком.
  3. Вопросы, которые затрагивались, были из самых разных аспектов христианской жизни.

Затем все труды были объединены в 2-томник «Пути к совершенной радости». В это же время была написана в первой редакции книга в память о погибшем на фронте сыне Коле и первая редакция его «Размышлений над Апокалипсисом».

В 1960-х годах прошлого века Н.Е. Пестов занимал высокую должность заместителя директора Инженерно-экономического института по научной части. Однако все чаще у него возникало желание полностью посвятить себя богословской деятельности, больше узнать о Боге и христианстве.

Такой случай ему вскоре представился. За отказ Н.Е. Пестова заниматься на кафедре антирелигиозной пропагандой (веяние того времени), вместо торжественных проводов на заслуженную пенсию Пестов был уволен из института приказом.

После выхода на пенсию всю свою энергию Пестов направил на богословскую и просветительскую деятельность. Как вспоминал его внук: «…Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Неукоснительно посещал Николай Евграфович храм Божий. Особенно любил он ранние Литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней, постоянно причащался Святых Христовых Тайн».

Последний год жизни

Последний год жизни Н.Е. Пестова был трудным, писатель очень сильно болел. Сам он осознавал, что скоро придется предстать перед Всевышним и готовился тщательно к этому событию. По этой причине летом 1981 года он попросил пригласить священника и провести обряд соборования с помазанием тела освященным елеем. После проведения этого церковного таинства болезнь, мучившая его, ненадолго отступила.

Последние месяцы перед смертью ослабевший от болезни Пестов почти не вставал с постели, однако еженедельно причащался Святых Тайн и беспрестанно молился. В 1982 году после Рождества Христова силы окончательно покинули его.

Утром 11 января Николай Евграфович впал в кому и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января, в праздник Обрезания Господня и святого Василия Великого, которого очень почитал при жизни. Ему было 89 лет.

Погребен Пестов в деревне Гребнево Московской области на кладбище при Смоленско-Никольском храме рядом со своей второй женой Зоей Вениаминовной, которая скончалась в 1974 году.

Произведения Пестова

В книгах автора можно найти:

  • размышления о православной вере и христианстве;
  • советы и наставления на все случаи жизни;
  • описание пути к Богу.

Более 160 трудов по православию написал за свою долгую и трудную жизнь Н.Е. Пестов, многие из них переиздавались уже после его кончины благодаря стараниям членов семьи.

Самые известные труды и книги русского православного духовного писателя и богослова Н.Е. Пестова:

  1. «От внешнего к внутреннему». Жизнеописание писателя, составленное им самим.
  2. «Современная практика православного благочестия», книга в 2-х томах. Ее можно назвать учебником православной веры. Здесь очень много цитат из Евангелия, трудов Святых Отцов. Само повествование выстроено в форме диалога с читателем, ненавязчиво и без огромных массивов информации.
  3. «Современная практика православного благочестия». Аудиокнига в формате MP-3 на двух CD.
  4. «Жизнь для вечности». Книга посвящена погибшему на войне сыну, это рассказ о жизни «Колюши» с раннего детства, отрывки диалогов. Значительную часть книги занимают письма с фронта, в которых сын проявляет неустанную заботу о родителях.
  5. «Святая блаженная Ксения Петербургская». В книгу включены исторические повествования из жизни Блаженной, сведения о святых местах, связанных с памятью подвижницы, описание многочисленных случаев чудесной помощи страждущим и просящим.
  6. «Свет совершенной радости».
  7. «Свет откровения. Размышления над Апокалипсисом.» Книга посвящена толкованию последней книги Нового Завета.

Видео

Посмотрите видео с основными вехами жизненного пути семьи Пестовых, Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны.

Рубрика: Пестов Николай Евграфович

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), православный духовный писатель, профессор, доктор химических наук.
Из воспоминаний внука:
«…Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Неукоснительно посещал Николай Евграфович храм Божий. Особенно любил он ранние Литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Тайн. Это великое Таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником. Особенно это было заметно в последние годы его жизни. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. …Принимали участие в этих молитвах и мы, внуки, читая трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы. Но, несомненно, большую часть молитвословий дедушка совершал наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее, так что иногда, нечаянно зайдя в кабинет, можно было стать свидетелем этой лишенной всякого внешнего эффекта живой беседы с Богом, в эти моменты обычно дедушка не замечал вошедших, а мы поспешно удалялись, унося в себе непонятное чувство вины.»

Пестов Николай Евграфович — Современная практика православного благочестия [Корольчук Георгий, 2007, 128 kbps]

Название файлов по содержанию
1_01.mp3
1_02 Цель жизни.mp3
1_03 Цель жизни ч2.mp3
1_04 Бог и богопознание.mp3
1_05 Бог и богопознание ч2.mp3
1_06 Богообщение.mp3
1_07 Богообщение ч2.mp3
1_08 Святой Дух.mp3
1_09 Царство Божие и Вечная Жизнь.mp3
1_10 Торжествующая Церковь.mp3
1_11 Три периода жизни человеческой души.mp3
1_12 Целесообразность смерти тела.mp3
1_13 Царство Небесное. Рай.mp3
1_14 Враг рода человеческого и темные силы.mp3
1_15 Смерть души.mp3
1_16 Опыт построение христианского миросозерцания Кн.1 Часть 2. Душа.mp3
1_17 Ум и разум.mp3
1_18 Мысли.mp3
1_19 Сердце душевное.mp3
1_20 Воля человеческая.mp3
1_21 Восполнение слабой челов. воли и разума Божеств. Благодарью.mp3
1_22 Грех. Рабство души. Глубина падения.mp3
1_23 Страсти.mp3
1_24 Пристрастие.mp3
1_25 Болезни воли. Гипнотизм и одержимость.mp3
1_26 Прелесть.mp3
1_27 Зарождение и рост внутреннего человека.mp3
1_28 Особенности духовного внутреннего человека.mp3
1_29 Влияние среды. Передача чувств и подражание.mp3
1_30 Привычки.mp3
1_31 От внешнего к внутреннему.mp3
1_32 Законченность.mp3
1_33 Сновидения, плач, слезы и умиление.mp3
1_34 Созерцание и постижение невидимого.mp3
1_35 Постижение и отображение красоты души.mp3
2_01 Опыт построение христианского миросозерцания Кн.1 Часть 3 Раскрытие сокровищ души.mp3
2_02 Вера христианская.mp3
2_03 Высшие ступени веры христианской.mp3
2_04 Страх Господень.mp3
2_05 Память смертная.mp3
2_06 Трезвение, духовное бодрствование и ревность о спасении.mp3
2_07 Опасность теплохладности.mp3
2_08 Из писем епископов Германа и Варлаама. (О мнимой праведности).mp3
2_09 Скорби праведников.mp3
2_10 Целесообразность скорбей.mp3
2_11 Восприятие скорбей христианином.mp3
2_12 Послушание и его значение.mp3
2_13 Выбор духовного отца и рассудительность в послушании.mp3
2_14 Постижение воли Божией.mp3
2_15 Рассудительность.mp3
2_16 Нищета духа и сущность смирение.mp3
2_17 Признаки смирения.mp3
2_18 Пути к приобретению смирения.mp3
2_19 Смирение святых. Кростость.mp3
2_20 Отсутствие смирения. Гордость.mp3
2_21 Милосердие. Притча о неверном управителе.mp3
2_22 Пути к милосердию.mp3
2_23 Любовь Христова. Любовь и полнота единения.mp3
2_24 Сущность и признаки Христовой любви.mp3
2_25 Любовь Христова у святых.mp3
2_26 Пути к стяжанию Христовой любви и рассудительность в ней.mp3
2_27 Великодушие и всепрощение.mp3
2_28 Корни душевного мира и пути к нему.mp3
2_29 Ступени совершенствования и девять Заповедей Блаженства.mp3
2_30 Значение молитвы.mp3
2_31 Внешняя обствнова и подготовка к молитве. Длительность молитвы.mp3
2_32 Собранность и внимательность в молитве.mp3
2_33 Внутренняя подготовка к молитве.mp3
2_34 Ступени и периоды в молитве.mp3
2_35 Содержание молитвы.mp3
3_01 Молитва за ближних и усопших.mp3
3_02 Молитва благодарения.mp3
3_03 Молитвы Евангельские.mp3
3_04 Псалом 50-й.mp3
3_05 Различные формы непрестанной молитвы.mp3
3_06 Хранение ума и молитва Иисусова. Часть 1.mp3
3_07 Хранение ума и молитва Иисусова. Часть 2.mp3
3_08 Молитва в храме и бдение.mp3
3_09 О молитве.mp3
3_10 Священное Писание.mp3
3_11 Духовные книги.mp3
3_12 Пост. Значение и сущность поста.mp3
3_13 Рассудительность в посте.mp3
3_14 Покаяние. Значение покаяние и примеры его.mp3
3_15 Пути к покаянию.mp3
3_16 Признаки и плоды истинного покаяния.mp3
3_17 Таинство Исповеди.mp3
3_18 Исповедь.mp3
3_19 Откровение помыслов, взаимная исповедь. Таинство Елеосвящения. Значение Евахаристии.mp3
3_20 Как часто надо причащаться Святых Таин.mp3
3_21 Воинствующая церковь.mp3
3_22 Страдания и болезни воинствующей церкви.mp3
3_23 Основ отношения к окружающим.mp3
3_24 Простота. Добрые правила и привычки в отношении к Ближним.mp3
3_25 Странники, посетители и гости.mp3
3_26 Светоносные.mp3
3_27 Правители, начальники и подчиненные. Случайные встречи.mp3
3_28 Беседа с ближними.mp3
3_29 Благодарение, почение и вразумление ближних.mp3
3_30 Похвала, лесть, неосуждение.mp3
3_31 Осуждение и противление соблазну.mp3
3_32 Отношение христианина к обществу. Народные бедствия.mp3
3_33 Участие в общественной жизни и национальный вопрос.mp3
3_34 Природа.mp3
3_35 Вечер христианина. Утреняя молитва.mp3
4_01 День христианина.mp3
4_02 Труд житейский.mp3
4_03 Особая деятельность христианина для Господа.mp3
4_04 Необходимость воздержания.mp3
4_05 Общественные развлечения.mp3
4_06 Уединение.mp3
4_07 Молчаливость. Сдержанность в словах. Скрытность.mp3
4_08 Принятие пищи.mp3
4_09 Быт в жизни христианина.mp3
4_10 Дни нужды, материальных лишений, болезнией и немощи тела.mp3
4_11 Смерть близких.mp3
4_12 Краткое правило для благочестивой жизни о.Алексея Мечева.mp3
4_13 Иночество.mp3
4_14 Монастырь в миру. Домашняя церковь.mp3
4_15 Примеры жизни христиан в миру.mp3
4_16 Полнота покорности Богу.mp3
4_17 Полнота служения Богу.mp3
4_18 Бесстарстие и самоотречение.mp3
4_19 Святость.mp3
4_20 Святость (дубль).mp3
4_21 Совершенная радость. Часть 1.mp3
4_22 Совершенная радость. Часть 2.mp3
4_23 Пути спасения.mp3
4_24 Степени спасени и святости.mp3
4_25 Христианское воспитание детей.mp3
4_26 Дети и родители — одно целое.mp3
4_27 Факторы духовного возрастания детей. Таинства, молитва.mp3
4_28 Факторы духовного возрастания детей. Пост, Пример благочестия родителй. Духовная среда.mp3
4_29 Факторы духовного возрастания детей. Духовное чтение, освящение обстановки.mp3
4_30 Ограждение детей от людей и книг мира.mp3
4_31 Сохранение детей от пристрастий и развлечений мира.mp3
4_32 Теснота пути и дети.mp3
4_33 Христианское воспитание детей, повиновение.mp3
4_34 Христианоское воспитание детей. Наказание и награда.mp3
4_35 Правила и обстановка воспитания детей. Работа надо словом. Порядок жизни.mp3
4_36 Христианское воспитание детей. Забота о чистоте души.mp3
4_37 Молитва родителей о детях — залог воспитания.mp3