Нил мироточивый посмертные вещания

4. Преподобный Нил Мироточивый

Родом из Мореи. Как иеромонах пришёл со своим дядей на Святую Гору. Подвизался как отшельник в пустынном месте, называемом Святые Камни38. Когда упокоился, то из его могилы потекло миро в таком обилии, что стекало с горы в море. То чудотворное миро привлекало больных людей со всех сторон. Ученик св. Нила почувствовал досаду от большого стечения народа и пожаловался в молитве на своего духовного отца св. Нила. Мироточение сразу же прекратилось. Св. Нил подвизался в полном смысле как древние святители. Упокоился в XVII веке.

Нил святой Синайский монахам говорит:

– Имя Иисусово в сердце пусть горит.

В незлобии сердце надо упражнять,

Тело воздержанием надо утомлять.

Если оскорблён, то надо потерпеть,

Покается обидчик, став умнее впредь.

Нужен плач над грешным,

Когда стремится к аду,

Надеяться на лучшее и верить людям надо.

Если по-христиански беды воспринять,

То они полезными просто могут стать.

Беды – это тернии, нужные для роз:

Страдая, искупил грешников Христос.

Если Богу молишься, не проси удобств,

Но проси терпения неуклонный рост.

Смерти не пугайся, но готовым будь,

В земных живя заботах, Бога не забудь.

Ангелов стыдись больше, чем людей,

И себя поменьше на земле жалей.

Склонись от искушения, не ищи его,

Но если же столкнёшься, то это ничего.

Стойким в искушении покажи себя,

Пусть тебя не тронет отчаяния тля.

Лучше причащайся Преблагим Христом –

Так Христос приходит в твой телесный дом.

Поменьше ты с людьми о разном говори,

Но Господа побольше о милости моли.

Нил святой Синайский так учил монахов

И сам всё исполнял с превеликим страхом.

Рассуждение. Многим святым людям и жёнам было открыто заранее, когда они умрут и изменят жизнь. Это великий дар неба. Но, не ожидая этого дара, мы, недостойные, должны каждый день готовиться покаянием к исходу. От людей можно убежать, а от Бога – некуда. Когда св. Иоанн Милостивый убегал от персов из Мисира, то явился ему на ладье светлый муж с золотым скипетром в руке и сказал: «Царь царей призывает тебя к Себе». Иоанн понял сказанное и стал готовиться к смерти, которая вскоре наступила. Св. королю Стефану Дечанскому являлся несколько раз любимый им свт. Николай, так он и перед смертью ему явился, сказав: «Стефан, готовься к исходу своему, скоро предстанешь перед Господом». По милосердию эти два святителя были очень похожи. От неизмеримого богатства, которым Иоанн располагал как патриарх при церкви Александрийской, он имел на день смерти только треть динара и ту велел отдать нищим. А когда Стефан Дечанский был в монастыре Пантократор в Царьграде, послал ему тайно некий сербский милостивый вельможа большую сумму денег. «Благодарю доброго господина за любовь, – ответил Стефан посланнику, – но мне бы доставило больше радости, если бы деньги, мне посланные, были розданы нищим».

Созерцание. Да созерцаю храбрость апостола Павла (Деян. 28):

Как он два года сидел в оковах в Риме.

Как свободно проповедовал Евангелие язычникам и евреям, не боясь никого.

Как от проповеди Христа не могут отвратить ни оковы, ни темницы, ни сама смерть.

Беседа: о том, как чужаки стали своими в доме.

Тѣ́мже ѹбо ктомꙋ̀ нѣ́сте стра́нни и҆ прише́лцы, но сожи́телє ст҃ы̑мъ и҆ прⷵнїи бг҃ꙋ… (Еф. 2:19)

До прихода Христа Господа казалось, что только евреи близки Богу, а язычники от Бога удалены. На самом деле и евреи, и язычники одинаково были удалены от Бога и от истинного богопочитания. Тогда пришёл Он, Христос Спаситель, и благовествовал мир всем: и дальним, и близким. Через то привёл и евреев, и язычников в одном духе к Отцу. В новой твари, или в Новом человеке, или в Церкви Божией – один Дух; и всякий, кто вступает в Церковь Божию принимает тот Дух. Так, на сколько бы ни увеличивалось число членов Церкви, всегда остаётся тот же Дух Божий; и сколько бы народов, племён и рас ни вступило в Церковь Божию, Дух не меняется, но всегда остаётся тем же самым единственным Духом. Вот почему «вы уже не чужие и не пришельцы» в Церкви, но, и как все остальные члены Церкви, «сограждане святым и свои Богу». Ведь Церковь на святости основана и фундаментом её является Святой над всеми святыми. И по плану все члены её должны быть святы. Святыми называются и все те, кто жили до Христа, но ожидали Христа и надеялись на Него, так же и те, кто живут и жили после Христа, призывая Христа как Господа Сына Божия, как Спасителя, Искупителя, Воскресителя и Судию. Грех разделяет и удаляет от Бога. Но через Христа Господа разделение и отчуждение исчезают, и все верные, были ли они прежде евреями или язычниками, стали своими Богу, всё через Господа Иисуса Христа.

О, братья мои, Господь Христос подарил нам нечто более высокое и драгоценное, чем эта жизнь, подарил нам мир с Богом. А это больше и драгоценнее жизни в отчуждении от Бога.

О, Господи Иисусе Христе, Миротворче и Миродавче, удержи нас до конца в мире с Богом.

Тебе слава и хвала во веки веков.

Аминь.