Ницше о христианстве
Содержание
- Этика Ф. Ницше: отношение к религии
- Философия религии Ф. Ницше
- Общая характеристика ницшеанства
- Антихристианство Фридриха Ницше
- Аполлоновский и дионисийский типы культуры
- Богоутрата и переоценка всех ценностей. Идея сверхчеловека
- Критика христианства
- Критика христианства Фридрихом Ницше
- Кто такой Фридрих Ницше
- Интерпретации смерти Бога
- Видео
Этика Ф. Ницше: отношение к религии
Свобода, совесть, честь – причина самих себя. Как вы можете это обосновать?
Свобода, честь и совесть – это не абстрактные понятия. Это — то единственное, что поможет нам выжить, что поможет нам остаться людьми разумными, что поможет нам не свернуть с единственно верного пути развития…
Вся наша жизнь – это выбор! Мы делаем его каждую минуту, каждый день, иногда осознанно, иногда неосознанно. Этот большой выбор состоит из множества более мелких. Мы выбираем спутника жизни; дело, которым хотим заниматься; друзей; поездки; покупки; еду и многое другое. Мы делаем это непрерывно. От того, какой выбор мы сделаем и в пользу чего, зависит, как будет разворачиваться наша жизнь, в каком направлении мы будем двигаться дальше. Это касается всех аспектов нашей многогранной жизни.
Самое важное, что у нас есть свобода выбора, всегда! И эту внутреннюю свободу совершать свой выбор по чести и достоинству человеческому, невозможно отнять, припрятать за решётку или закрыть в сейфе. С такой внутренней свободой человек может расстаться только сам.
Индикатором нашего выбора является совесть. То есть, ответственность человека, прежде всего, перед самим собой, как носителем высоких, справедливых ценностей. Сокровенный голос души. Она даёт возможность исправить свой ошибочный выбор. Она есть у каждого человека, всё зависит от того, какой жизнью человек позволяет ей жить. Запирает ли он её за самую потайную дверь за семью замками или дарит ей вольную и живёт с нею в согласии и мире. Совесть вольная озаряет человека изнутри дивным светом, а спрятанная глубоко, рано или поздно вырывается наружу, она вспыхивает пламенем, раскаляет всё внутри. Это вопрос времени.
Отношение Ницше к религии было весьма критичным. Из-за своей жесткой критики христианской церкви, он получил прозвище, под которым войдет в историю – «Антихрист». Но весьма интересно то, что Ницше писал следующее: «Осуждая христианство, я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии, которая даже превосходит христианство числом своих последователей: по отношению к буддизму». «Буддизм во сто раз реальнее христианства, — он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием «Бог» уже было покончено, когда он явился». По мнению Ницше: «Буддизм – это религия благородных и изысканных рас, достигших высшей степени духовности».
Более всего в буддизме, привлекала Ницше отсутствие понятия «бога-творца». Ему было по душе замена понятия «избавление от греха» — на более осмысленное, буддийское «избавление от страданий».
Ницше в соответствии с философией буддизм создает философскую тему «переоценки ценностей».
Христианство аморальнейшая из религий, она взращивает больных животных – христиан, — считал Ницше. ”Я называю животное – род, индивидуум – испорченным, когда он теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно”. В этом смысле благодаря христианству в Европе господствуют ценности упадка, истинно нигилистические ценности, “прикрытые самыми святыми именами”. Христианство – есть декадентство, намеренное всеобщее саморазрушение.
“Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины (“Бог”, ”душа”, ”Я”, ”дух”, ”свободная воля”); чисто воображаемые действия (“грех”, ”искупление”, ”милость”, ”наказание”, ”прощение греха”). Общение с воображаемыми существами (“Бог”,”духи”,”души”)…Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грез именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает ее, обесценивает, отрицает”.
Ницше так же обращает особое внимание на образ христианского Бога. По его мнению, Бог для любого народа в первую очередь должен символизировать силу и волю к власти, значит быть способным к гневу. Причем он должен отражать понятия о добре и зле конкретного народа. Добрый Бог-космополит это просто нонсенс! Такой бог нужен народу только на этапе его заката, когда он уже не способен к борьбе, когда ему лишь нужно оправдать свою слабость. Бог, который заманивает в потустороннее, клевещет на жизнь, вместо того, чтобы утверждать ее — обожествленное Ничто.
Считаю необходимым осветить также отношение Ницше к буддизму. Вообще Ницше считает его родственным христианству в том смысле, что это тоже нигилистическая религия, религия decadence. Но она намного честнее. Она переросла понятие “бог”, так же как и понятия “добро и зло”, благодаря тому, что появилась из глубокомысленной философской концепции. Буддист не говорит: ”Я грешу”, он говорит: ”Я страдаю”. Буддизм – это борьба с депрессией посредством борьбы с пресыщением, значит по сути своей это оздоравливающая религия. Она эгоистична: «Необходимо одно: как тебе освободиться от страданий»
Здоровые свойства буддизма, по Ницше, во многом обусловлены тем, что ее, в отличии от христианства, создавали выходцы из высших сословий.
Христос по Ницше понимал за реальность только ее внутреннюю составляющую все, что вне, он считал только символами, которыми эта внутренняя истинная реальность оперирует. “”Царство Небесное” есть состояние сердца, а не что-либо, что ” выше земли ” или приходит ”после смерти”. В Евангелии недостает вообще понятия естественной смерти: смерть не мост, не переход, ее нет, ибо она принадлежит к совершенно иному, только кажущемуся, миру, имеющему лишь символическое значение”. Иисус в принципе отрицал те понятия, на которых базировался иудаизм: “грех”, ”вера”, ”прощение греха”. “Глубокий инстинкт, как должно жить, чтобы почувствовать себя на “небесах”, чтобы почувствовать себя “вечным”, между тем как при всяком ином поведении совсем нельзя чувствовать себя “на небесах”, — это единственно и есть психологическая реальность “спасения” – новое поведение, но не новая вера”.
Философия религии Ф. Ницше
Общая характеристика ницшеанства
Учение Ф. Ницше можно отнести как к волюнтаризму, на том основании, что в основу всего живого им полагается воля к власти, так и к философии жизни, поскольку именно жизнь во всех ее проявлениях, и прежде всего жизнь человека, он ставил в центр своих философских размышлений.
Замечание 1
Ницше – яркий представитель философского иррационализма 19 века, отвергавший роль разума как в устроении мира, так и в природе человека. Для него характерен не системный, близкий к художественному, стиль большинства работ. Сам он утверждал, что «стремление к системе есть отсутствие порядочности».
Антихристианство Фридриха Ницше
В философии религии Ф. Ницше присутствуют ярко выраженные антихристианские мотивы. Демократия и социализм с их лозунгом равноправия хотят великого и свободного человека поставить на одну доску с жалкой посредственностью, рабом по духу. Это желание порождено отнюдь не добрыми чувствами, а завистью ничтожеств по отношению к тем, кто выше, кто лучше, кто храбрее и достойнее. Истоки сложившейся ситуации, которую немецкий философ считает падением человечества, лежат в христианской морали. Таким образом, Ницше обвиняет христианство в духовном кризисе современного ему общества.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Его отношение к христианской религии можно представить его характерным высказыванием: «Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство».
Христианство, продолжает Ницше, есть отрицание воли к жизни, потому что оно встает на сторону слабых, а слабый, считает философ, всегда завистлив. Зависть отравляет жизнь христианина, не дает ему покоя, заставляя его лицемерить. Например, христианин уверен, что его вера моральна, но что такое христианская мораль? Это, отвечает Ницше, «физиологически плохое самочувствие, отравленное червем совести».
В действительности христианская мораль заключает в себе чудовищный эгоизм слабости, чуждый подлинно свободным людям. Христианскую мечту о личном бессмертии он называет жалкой мечтой ничтожного человека, который не способен делать добро ни себе, ни окружающим, но почему-то хочет для себя вечного блаженства. В христианстве инстинкты униженных и подчиненных выступают на передний план, пишет Ницше. Униженным свойственно просить помощи и сострадания. Но из-за сострадания происходит утрата силы, поэтому его следует искоренить, чтобы дать вернуться на эту землю красоте, величию и доблести.
Аполлоновский и дионисийский типы культуры
Замечание 2
Ницше выделял два типа культуры:
- Аполлоновский тип, для которого свойственны рационализм, порядок, практичность, строгая мораль, основанная на страхе, стремление к покою. Чрезмерное развитие этих начал ведёт к измельчанию личности и духовной деградации человеческой цивилизации.
- Дионисийский тип, наполненный яркой жизненностью, страстями, героизмом и трагизмом
За то, что в современном ему буржуазном обществе 19 века преобладает аполлоновский тип культуры, Фридрих Ницше его нещадно критиковал. Ницше считал, что господствующая в нем аполлоновская культура должна уравновешиваться дионисийской культурой, котрорую значительно ослабило христианство с проповедью пассивности и покорности судьбе.
Утверждал, что благополучие и порядок ослабляют человека. Поднять его дух может лишь героическая жизнь, полная трудностей и риска. Прообраз благородных властителей, этих, по словам Ницше, белокурых бестий, он видит в Древней Греции, эпохе Ренессанса, в викингах, доблестных варварах, в Наполеоне и даже до известной степени в русских нигилистах.
Богоутрата и переоценка всех ценностей. Идея сверхчеловека
Желая освободить жизнь от подавляющего гнёта разума, он призывал к «переоценке всех ценностей», переходу «по ту сторону добра и зла». Это должна облегчить переживаемая человечеством «богоутрата», «смерть Бога», под которой он понимал характерную для его современников ослабление искренней религиозной веры. Бог, как утверждал философ, перестал играть роль нравственного абсолюта. Его место как морального идеала должен занять сверхчеловек, которому подвластно повести людей за собой и изменить мир к лучшему. Это сильная личность, не признающая морали и смирения, ответственности ни перед кем, кроме себя, относящаяся к жизни как к свободному эксперименту, а не как к обязанности.
Критика христианства
В апреле 1864 года Ницше создал два философско-поэтических эссе: «Рок и история» и «Свобода воли и рок», где содержатся, чуть ли не все основные идеи его будущих произведений. Во втором эссе самыми примечательными кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа к миру земному: она была созданием детства народов. В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и конец религий».
Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позже. В 1882 году Ницше написал в Генуе «Веселую науку», в одном из фрагментов которой – «Безумном человеке» — возникает тема «смерти Бога», авторитет Бога и церкви исчезает, на их место приходит авторитет совести, авторитет разума. В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами: «Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».
Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он образует новый и особый биологический тип. Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества, олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен восстановить в силе все качества человека.
Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы, он высказал поразительную мысль о том, что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее?
Перед лицом смерти мало кто найдет в себе мужество сказать, что «Бога нет». Достоинство сверхчеловека появляется из преодоления страха смерти, но совершенно по иному, чем в христианстве. В то время как христианин не боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит ни в Бога, ни в бессмертие, он сам себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный высший человек «с гордостью» созерцает бездну. Люди верят в Бога только потому, что боятся смерти. Тот, кто победит страх смерти, сам станет Богом.
Свою мечту о совершенстве люди в прошлые века воплотили в идее о существовании Бога как высшей и совершенной личности и тем самым признали невозможность достижения совершенства, ибо Бог – это потустороннее, недоступное, непостижимое бытие.
Смерть Бога потребовалась Ницше для утверждения жизни сверхчеловека как высшего идеала земного существования человека. Сверхчеловек Ницше предстает земным, посюсторонним и вроде бы вполне достижимым идеалом, устремляясь к которому человек приобретает реальную возможность преодолеть свое несовершенное состояние и стать выше самого себя.
Что означают слова «Бог мертв»? – То, что мир лишился своего смысла. Значит, необходимо наполнить мир иным смыслом, вместо умерших ценностей утвердить новые. «Умерли все боги, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек», — говорит Заратустра. Смерть Бога открывает возможность свободы создания новых ценностей и сверхчеловека.
В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство — это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.
Христианство подхватило вымышленный Платоном истинный, сверхчувственный, потусторонний мир высших идеалов, норм, принципов, целей и ценностей, который был возведен над земной жизнью, чтобы придать последней порядок и внутренний смысл. Поскольку потусторонний мир понимался как совершенный, безусловный, абсолютный, истинный, добрый, прекрасный, желанный, постольку земной мир, в котором живут люди со всеми своими делами, заботами, трудностями и лишениями, представлялся в качестве лишь кажущегося, несовершенного, ненастоящего, обманчивого, порочного мира.
Искусственно воздвигнутый истинный мир предстал в сознании людей неким идеалом, которому были приданы соответствующие атрибуты в виде разнообразных ценностей и целей, и который в связи с этим стал основой для критики известного нам земного мира, ибо первый казался более ценным и значимым, чем второй.
В связи с этим Ницше выступал против признания существования идеального мира. Реально существующий мир – единственный мир, а некий «идеальный мир» есть своеобразное повторение существующего мира. Этот идеальный мир – целительный, утешающий мир иллюзий и фикций, это все, что мы ценим и ощущаем как приятное. Он есть источник опаснейших покушений на жизнь, величайших сомнений и всяческого обесценивания того мира, который мы представляем собой. Так земная жизнь оказывается лишенной смысла и ценности и начинает отвергаться.
При этом «совершенный» мир, по мнению Ницше, был создан на основе страданий и бессилия людей. Те, кто презирает тело и землю ради потустороннего мира, — это больные и умирающие. В глубине христианства живет ненависть больных людей, инстинкт, направленный против здоровых людей. Не обладая самостоятельностью, здоровьем, интеллектуальными способностями, физической крепостью простолюдины, слабые, больные, усталые, отверженные, обездоленные, посредственные, неудачники используют христианскую мораль для оправдания недостатка мощи и уверенности в себе и для борьбы с сильными и независимыми людьми.
Именно они, «упадочные люди», а не сильные личности, нуждаются во взаимопомощи, сострадании, милосердии, любви со стороны окружающих, человечности. Без этого они просто бы не сумели выжить и тем более навязать свое господство и отомстить за себя и за свою врожденную ущербность и неполноценность. Высшим же людям такого рода моральные ценности не только не нужны, но и вредны, ибо обессиливают их души. Они поэтому разделяют ценности противоположного характера, которые связаны с утверждением инстинкта воли к
жизни и власти.
В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше пишет, что «всюду, где только появляется на земле религиозный невроз, мы встречаем его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями: одиночество, пост и половое воздержание».
Можно вспомнить также известное положение Ницше, вызывающее много споров: «Падающего — толкни». Какой смысл вкладывает философ в этот сам по себе неприглядный тезис? Ницше прежде всего имеет в виду критику христианства в
связи с тем, что христианство называют религией сострадания, а в Библии сострадание возведено в ранг первой добродетели. Сострадание же, считает Ницше, «есть расточительность чувства, вредный для морального здоровья паразит. Оно патологично. это – зараза», сострадание уменьшает энергию жизненного чувства, разносит «заразу страдания» — оно воздействует угнетающе.
Сострадая кому-то, человек сам слабеет. Сострадание во много крат увеличивает
потери силы, страдания же и без того дорого обходятся. Ницше считает, что сострадание парализует закон развития – закон селекции, когда слабые и больные должны умереть, чтобы дать дорогу сильным и здоровым; сострадание поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели. Поэтому: «Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? – сострадать слабым и калекам – христианство.»
Любая религия появилась из страха и нужды, когда люди не знали ничего о природе и ее законах, все было проявлением мистических сил, которых можно было умиротворить путем молитв и жертвоприношений. Ницше пишет, что христианство ни в одной точке не соприкасается с действительностью, в религии присутствуют сплошь выдуманные понятия: Бог, душа, дух, грех, кара, искупление, благодать, страшный суд, вечная жизнь.
Христианство противопоставляет духовное (чистое) и природное (грязное). И, как пишет Ницше, «этим все объясняется». У кого есть причины ненавидеть природное, реальное? -–У того, кто от этой реальности страдает. А страдают от действительности слабые и больные, которых сострадание поддерживает «на плаву».
Церковь же возводит в ранг святых больных или безумцев, а «высшие» состояния души, религиозный экстаз напоминают Ницше эпилептоидные состояния.
Христианство возникло, чтобы облегчить жизнь человека, но теперь оно должно сначала отяготить их жизнь сознанием греховности, чтобы потом иметь возможность облегчить их. Церковь устроила все так, что без нее теперь ни шагу: все естественные события (рождение, свадьба, смерть) теперь требуют присутствия жреца, который бы «освятил» событие. Христианство проповедует греховность и презренность человека вообще, так что уже невозможно презирать других людей. Путем выдвижения чрезмерных требований, сравнения человека с совершенным Богом церковь заставляет человека чувствовать себя греховным, дурным, ему становятся нужны сверхъестественные силы, чтобы снять это бремя, чтобы «спастись» от «греховности», но когда отпадает представление о Боге, то отпадает и чувство «греха» как нарушения божественных предписаний.
Инстинктивная ненависть к реальности, неприятие антипатии, вражды, как следствие болезненности, ведут только к тому, что человеку не хочется сопротивляться, не хочется бороться с этой действительностью – и появляется христианство, религия любви, то есть несопротивления и покорности. «Не противиться, не гневаться, не призывать к ответу. И злу не противиться – любить его».
Религия является для общества тормозящим, мешающим, негативным фактором. Религия служит массам, это оружие черни и рабов. В христианстве находит свое выражение ненависть черни, рядового человека к благородным. Бог, святость, любовь к ближнему, сострадание – предрассудки, выдуманные теми, чья жизнь пуста и монотонна. Вера в Бога не возвышает и не одухотворяет человека, а, напротив, сковывает его и лишает свободы. Свободному человеку Бог не нужен, ибо он сам для себя высшая ценность.
«Христианство – это восстание пресмыкающихся по земле против всего, что стоит и высится: евангелие «низких» принижает», «Христианство вело борьбу не на жизнь, а на смерть с высшим типом человека, оно предало анафеме все основные его инстинкты и извлекло из них зло. Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе».
У Ницше вопрос веры связан с проблемой морали, ценностей и поведения человека. Смысл и цель, с которой Ницше объявил войну христианству, — это упразднение морали. Смерть Бога открывает человеку возможность творческой свободы для создания новых ценностных миров. В гибели заложено возрождение. На место духовных ценностей, связанных с идеей Бога, Ницше ставит диаметрально противоположные ценности, вытекающие из потребностей и целей реальной жизни сверхчеловека.
Приход сверхчеловека обусловлен процессом становления человека, отвержением бытия Бога и связанных с ним моральных и религиозных ценностей. Отсюда в философии Ницше вытекает тотальный нигилизм и переоценка всех ценностей. Цель бытия человека Ницше видит в создании того, что выше человека, а именно в создании сверхчеловека, который должен превосходить человека в той же степени, в какой последний превосходит обезьяну.
Взятый сам по себе, человек в силу своего несовершенства не может быть целью для самого себя. В цепи развития живого мира он представляет собой мост между животными и сверхчеловеком, и поэтому содержанием его жизни является переход и гибель, то есть не результат, а процесс становления, человек должен принести себя в жертву земле, чтобы она стала землей сверхчеловека.
Раскрывая содержание христианской морали, Ницше отмечает, что это мораль альтруизма, добра, любви к ближнему, сострадания и гуманизма. Поскольку она является стадной моралью, не выражающей в себе естественные жизненные инстинкты отдельно взятого человека, постольку ее утверждение и поддержание в жизни людей возможно лишь только посредством принуждения. Христианская мораль – это долг, которому все должны беспрекословно подчиняться.
Чтобы такое подчинение осуществилось и понадобилась идея Бога как высшего нравственного идеала, авторитета и судьи, который не только предписывает нравственные нормы, но и неустанно и скрупулезно следит за их исполнением: наказывает грешников (пытками в аду) и поощряет праведников (безмятежной жизнью в рае). Страх перед божьим наказанием является основным мотивом морального поведения людей.
Одним из исходных и ключевых постулатов анализа особенностей христианской морали у Ницше является тезис о наличии среди людей прирожденных рангов, то есть о том, что люди не равны. По его мнению, в зависимости от имеющейся у индивидов с рождения степени мощи и полноты воли к власти, а также наличия у них физиологического превосходства люди делятся на две породы (расы) – низшую (к которой относится подавляющее большинство людей) и высшую (незначительное меньшинство). Сама природа выделяет сильных духом, мускулами и посредственных людей, которых намного больше.
В этой связи в морали не может иметь силы положение «что справедливо для одного, то справедливо и для другого». Так, если один признает справедливыми такие моральные требования как «не убий», «не кради», то другой может их оценить как несправедливые. Поэтому в обществе должно быть столько моралей, сколько имеется среди людей рангов (слоев).
Согласно Ницше, «есть мораль господ и мораль рабов». При этом в жизни тех и других возникают и утверждаются диаметрально противоположные моральные ценности. Христианская мораль является недоразумением в силу, прежде всего того, то она призвана победить страсти и инстинкты с целью исправить человека и сделать его лучше на основе требований разума. Однако, согласно Ницше, подъем добродетельности несовместим с одновременным ростом ума и понимания, а источник счастья заключается вовсе не в разуме, а в жизненных инстинктах.
Поэтому отказываться в морали от страстей и инстинктов – значит подрывать корень человеческой жизни и тем самым придавать морали противоестественное состояние. По мнению Ницше, всякая мораль отрицает жизнь, ибо направлена на борьбу с инстинктами и влечениями человека. Христианские моралисты пытались всеми силами заглушить, искоренить, вырвать вон и тем самым очистить человеческую душу от скверны. Основанием для этого служил тот факт, что страсти часто оказываются источником больших бед. К тому же, будучи связаны со стремлением людей к мимолетным удовольствиям и наслаждениям, они представлялись как проявление животного начала в человеке, поэтому оценивались в качестве ненормальных и опасных явлений.
Когда индивид оказывается в подчинении у своих страстей, он утрачивает способность разумного контроля за своим поведением и тем самым, пусть временно, перестает быть мыслящим существом. Но в жизни человека только то правильно и нормально, что направляется разумом. Отсюда делался вывод, что человек не может быть «хорошим», пока не освободится от своих дурных и предосудительных страстей.
Христианская мораль как инстинкт стада, как своеобразная иллюзия рода является определенной тиранией и гнетом по отношению к отдельно взятой личности, особенно и прежде всего высшей. Принуждая к выполнению нравственного долга, она лишает человека свободы, независимости, самостоятельности, активности, творчества и заставляет его жертвовать собой для будущего. Быть моральным – значит оказывать послушание и повиновение издревле установленному закону или обычаю. Личность тем самым попадает в зависимость от нравственных традиций. В этой связи оказывается, что уважения в ней достойно лишь то, в какой мере она способна повиноваться.
Мораль долга требует от индивида постоянно держать себя в руках, то есть неукоснительно руководствоваться и подчиняться ее раз и навсегда установленным правилам, что при наличии неизбежных проявлений присущих ему естественных побуждений и склонностей не может не порождать раздражительность и внутреннее напряжение. выполняя одинаковые для всех нормы нравственности, человек оказывается в своем поведении запрограммированным на определенный стандарт и образ действия, что уничтожает его индивидуальность, ибо не позволяет ему проявить себя.
Долг заставляет человека работать, думать, чувствовать без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, то есть автоматически. Это ведет к обеднению личности, к ее самоотказу и отрицанию ее уникальности. Попадая в сферу морали индивид обрекается, кроме того, на постоянное болезненное недовольство собой, поскольку не в силах достичь предписываемых ему нравственных идеалов и целей. Человек перестает принадлежать себе и стремиться к достижению своих интересов, в которых как раз и выражается воля его жизненных инстинктов. Тем самым человек начинает выбирать и предпочитать не то, что ему нужно, а то, что ему вредно.
Ограничивающий свободу личности моральный долг посредством воспитания внедряется в духовный мир человека в виде совести, представляющей собой сознание вины и в то же время своеобразный внутренний трибунал, который постоянно заставляет индивида находиться в подчинении у общества. Совесть – это общественный долг, то есть стадный инстинкт, ставший внутренним убеждением и мотивом поведения личности. Она осуждает поступок потому, что он долгое время был осуждаем в обществе.
Отвергая христианскую мораль, основным понятием которой является понятие вины, Ницше не мог не отвергать и совесть как сознание вины. Для Ницше совесть предстает в качестве чисто негативного феномена, недостойного какого — либо уважения. Ницше призывал «ампутировать» совесть, которая в его понимании является только сознанием вины, ответственности, долженствования, некоего суда.
На место христианской морали Ницше предлагал мораль эгоизма, когда поведение отдельно взятого человека предельно раскрепощается. Эгоизм – это способ жизни человека за счет других. Для эгоиста другие имеют значение только как средства. Целью же является он сам, всегда и при любых обстоятельствах. Эгоизм выступает главным пунктом в искусстве самосохранения личности и ее становления самой собой. Только в морали эгоизма личность приобретает сознание своей бесконечной ценности.
Согласно Ницше, право на эгоизм должны иметь не все, а только высшие люди, с жизнью которых якобы связано развитие человеческого рода. Незнатные, слабые и посредственные люди не имеют права на эгоизм, поскольку он ориентировал бы их на самоутверждение и отнимание места под солнцем у высших людей. Поэтому «слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом».
Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в котором «Бог мертв» и не существует более моральной тирании, человек остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и ответственным за все существующее, ибо разум находит полное освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. принять мир земной и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем – это означает господствовать над всем земным.
Ницше потому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в идеал, а смирение – в добродетель.
Критика христианства Фридрихом Ницше
Прочитав сочинение Фридриха Ницше «Антихрист», читатель сразу увидит то, что автор негативно настроен к христианству, он отрицает моральные ценности данной религии.
Условно критику христианства в «Антихристианине» можно описать семью основными тезисами.
Тезис первый. Порочность есть всякого рода противоестественность. Порочнейшим человеком является священник, он учит противоестественному. Против священника нужны не доводы, а каторга.
Тезис второй. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную нравственность. Нужно быть суровее к протестантам, чем к католикам, суровее к либеральным протестантам, чем к правоверным. Чем ближе к науке принимающий участие в христианской службе, тем он преступнее. Следовательно, преступником из преступников является философ.
Тезис третий. Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои яйца-базилики, должны быть сровнены с землёй. Как безумные места Земли они должны стать ужасом для всего мира. Там должно разводить ядовитых гадов.
Тезис четвёртый. Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к противоестественности. Любое презрение к половой жизни, любое загрязнение её понятием нечистое есть грех против святого духа жизни.
Тезис пятый. Запрещается есть за одним столом со священником, этим человек исключает себя из порядочного общества. Священник — это наш чандала — должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во всякого рода пустыни.
Тезис шестой. Должно называть священную историю теми именами, каковых она заслуживает, а именно проклятая история; должно пользоваться словами бог, спасение, избавитель как ругательствами, клеймом преступника.
Тезис седьмой. Всё остальное следует из вышеизложенного.
Как уже говорилось ранее, Ницше отрицает сострадание, помощь слабому. Однако, это такое чувство человека, которое появилось задолго до возникновения христианства. Это чувство существует в различных культурах, как «не писаный закон», ведь оно обеспечивает в сообществе некую страховку, гарантию. Ницше считал, что жалость есть то чувство, которое нужно преодолеть. Демонстрировать жалость к другим — значит относиться к ним с презрением.
Основываясь на законе естественного отбора, Ницше говорит, что сострадание не позволяет человеку развиваться. Но, как было сказано выше, сострадание помогает человечеству в целом набирать силу, и оно получает больший шанс выживаемости в глобальном естественном отборе, что способствует выживанию человека, как вида.
Также Фридрих Ницше явно проявляет симпатию к буддизму и называет христианство и буддизм «родственными религиями».
Рассматривая эти две религии, можно увидеть сходства. Например, Будда — сын князя, а Христос происходит из рода царя Давидова. Их матери были оплодотворены святым духом, что свидетельствует об их необыкновенном происхождении. Оба «Спасителя» совершают чудеса и отправляются в пустыню, где их искушает дьявол. И каждый из них смог устоять и не поддаться искушениям. Скорее всего, согласно многим сходствам буддизма и христианства он решил назвать их «родственными религиями».
Ницше справедливо относит буддизм к нигилистической религии, ошибочно, впрочем, приравнивая его в этом к христианству. Христианство же наоборот — утверждает ценности, которые, по мнению Ницше, следует пересмотреть.
Ницше пишет, что Спаситель не нуждался в молитве и других обрядах. Однако, если прочитать текст Евангелия, то становится ясно что это не так, Христос испытывал потребность в молитве и достаточно часто уединялся для общения с Богом. В тексте Евангелия: «И Сам отошёл от них на вержение камня и, преклонив колена, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Это только доказывает то, что Спаситель ощущал острую нужду в молитве.
Ницше отмечает, что «Этот благовестник умер, как и жил, как и учил, — не для спасения людей, но чтобы показать, как нужно жить». Некоторые авторы оценивают эти суждения, как не знание автором текста Нового завета. Но скорее всего, это опромечевое мнение, так как Ницше учился в знаменитой гимназии «Пфорта» и прекрасно окончил Боннский университет. Это его отношение к жизни Христоса. Конечно, многие авторы критикуют его за такое резкое выражение своей мысли.
Стоит обратить внимание, что критике подлежат также теологи и жрецы: «Даже при самом скромном притязании на честность, должно теперь признать, что теолог, жрец, папа, с каждым положением, которое он высказывает, но только заблуждается, но лжёт». Согласно Ницше Бог стал орудием манипуляции для жреца, с помощью «Воли Божьей» жрец, на самом деле, выражает свою волю. И с этим сложно не согласиться. В истории немало фактов, когда церковнослужитель пытался оказывать влияние на отдельных личностей, общество, государство. Например, крестовые походы, инквизиция.
Церковь ко времени начала крестовых походов смогла провести Клюнийскую реформу монастырской жизни, укрепить авторитет церкви в борьбе с симонией, что дало ей возможность стать организатором и идейным вдохновителем названного движения.
В эпоху Возрождения люди слепо верили, что если купят индульгенцию, то получат освобождение за совершенные грехи. Таким образом, церковь только богатела, а человек продолжал грешить, зная, что потом может искупить свою вину покупкой индульгенции.
Эти факты демонстрируют церковь не с лучшей стороны. Но нельзя приравнивать церковь и религию, поскольку церковь является независимым (бывает зависимым) элементом в государстве, преследующим определенные цели, не всегда идущие вместе с религией и соответствующие религиозным нормам. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального общественного сознания и поведения.
Также в ряде глав автор касается такой важной проблемы, как невозможность сосуществования науки и религии. Да, действительно, в истории не мало фактов, когда ученых сжигали на костре за их открытия. Например, Галилео Галилей был сожжен на костре со славами «И все-таки она вертится!». Он имел ввиду то, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, но в период его жизни это открытие было воспринято, как ересь.
Итак, немецкий философ XIX века критикует христианство, не находя в нем плюсов. На его творчество и работу оказали влияние Шопенгаур и Гартман, которые уже начали строить религиозно-нравственную систему, предназначенной для замены собою христианства.Фридрих Ницше большое внимание уделяет нигилизму и его называет «до конца продуманной логикой наших великих ценностей и идеалов», ибо он есть «оборотная сторона долгой и никогда не прекращающейся борьбы европейского человека за освобождение от власти духовных и социальных авторитетов».
Современная теология находится в состоянии развода: мы становимся свидетелями нарушения преемственности церквей и их раздела.
Взошло семя радикального богословия о смерти Бога от:
- протестантов Григория Ваханяна и Вильяма Гамильтона;
- священника-евангелиста Пол ван Бурена.
Они обвиняют науку теологию в окостенелости и шаблонном отношении к божественному, отказываются от метафизики.
Судя по количеству их приверженцев, тактика равнения на современные нравы побеждает традиции.
Поэтому решать вопрос » Gott ist tot» в современном мире будет холодная статистика.
Первая статья о Ницше
Хайдеггер стремился доказать, что задача Ницше — показать ужас отсутствия Бога. Его статья «Слова Ницше «Бог мертв» была первой попыткой анализировать слова Ницше.
Публикация имеет три фазы:
- доказательство развития протестантизма на почве нигилизма;
- нарастание эффекта ужаса от агрессивной антихристианской мысли о потере Бога;
- констатация утраты сопереживания смерти Всевышнего.
Как считал Хайдеггер, ницшеанская идея состояла в том, чтобы довести слепость и ограниченность метафизики, построенной на стремлении властвовать. Причиной этого является непонимание, что за «волей к власти» стоит «воля к воле», не зависящая от человека.
Человек в погоне за первым потерял ощущение второго. Этим он отрезал путь к познанию. Поэтому христианство охватил кризис.
Статья акцентирует внимание на том, что людям не доступно управление временем и бытием. Эти понятия не вещественны и их определяет будущее. В связи с незнанием того, что ждет впереди, людям сложно разгадать истину и выработать цель — управлять волей к воле.
В статье Хайдеггер делает вывод, что западная метафизика:
- вошла в последнюю стадию своего существования;
- уничижается различными взглядами мыслителей;
- потеряла не только христианство, а и сверхчувствительный мир — Бога как идеал.
Кто такой Фридрих Ницше
Ницше не был классическим философом. Его книга «Веселая наука» не имеет строгой систематизации. Автор, тем не менее, входит в десятку первых имен в философии.
Биография
Фридрих Вильгельм Ницше (1841—1900), имея гуманитарные наклонности с детства, искал свое понимание философии. Его жизнь сопровождалась радикальными переменами: отказ от гражданства Пруссии, взлеты карьеры, разочарование в дружбе.
Эти факторы говорят о сложном характере кумира протестантов.
Линия судьбы свела его с Мальвидой фон Мейзенбуг, приятельницей Гарибальди. Совершенно очевидно, что итальянский революционер был источником презренного отношения к носителям колониальной власти Австрии, как осколка Священной римской империи, к католицизму.
Во второй половине жизни писатель имел слабое физическое здоровье, но искал силу духа в размышлениях о сверхчеловеке.
Отношение к вере и религии
Цитаты из работ философа характеризуют его мышление. Что можно сказать об отношении автора по этим двум изречениям?
В первом религия приравнивают к тени умершего. А во втором вина за покушение на Всевышнего возлагается на общество. Конечно, многое из того, что написано Ницше, имеет антибиблейский характер. Например, положительное отношение к слабостям ближнего он расценивает как признание собственной глупости. Хайдеггер рассматривает труды немецкого кумира, как борьбу с традиционной метафизикой, доказывая, что Ницше оспаривает догматические взгляды теологии.
Об изречении о смерти Бога в труде «Веселая наука»
La gaya scienza — название искусства, придуманное провансальскими трубадурами. Аналогично назвал работу Ницше. Она состоит из прелюдии с эпиграммами и пяти книг. В третей по счету («Тень Бога») звучит фраза — «Gott ist tot».
Большинство из 163 изречений третей книги используют уничижительные, дурно-пахнущие эпитеты против христианства.
Автор часто делает оговорку, что его критика затрагивает только время, в котором он живет. Поэтому вполне логично соотносить написанное Ницше к тенденциям XIX века. Мы можем лишь сравнивать тот период с нынешним.
Последним 275 ответом на вопрос «Какова печать достигнутой свободы?» является «Не стыдиться больше самого себя». Таким образом, делается вывод, что в обществе, убившем Бога, готовый на преступления может оправдать свои грешные мысли и поступки.
Отсутствие логической цепочки в «Веселой науке»:
- делает этот труд громоздким нагромождением фраз;
- создает ощущение в некоторых местах, что автор потерял контроль за текстом;
- ограничивает возможность рассматривать работу, как единое целое.
Изречение под номером 130 позволяет изречения Ницше использовать против самого автора:»Кто рисует черными красками мир, сам делает его безобразным».
Нарочитая ненависть к ближнему (чем изобилует книга) не может принести пользу. Человека воодушевляет только любовь. Но некоторые выводы заслуживают внимания.
Интерпретации смерти Бога
Популярность фразы о смерти Создателя получила отклик в культурологической, религиозной и философской областях. Слова Ницше воплотили требования общества и повлияли на его поведение.
Наметившаяся определенная социальная или психическая динамика затребовали упрощенной формы популярного выражения. Возникший конфликт интересов к данной теме зачастую искажает мысли автора, а подача исходного материала проецируется через собственные ценности.
Фундаментальная культурология
Теоретический и исторический феномен Ницше получил отражение в культуре. Его смысл заключался в формировании сверхчеловека, способного занять место Бога. «… мы его убили, а на его место должны прийти сверхлюди». Ницше
Став крещенным отцом экзистенциалистов, он фактически развил мысли об отсутствии смысла жизни, ее абсурдности без Бога.
Учение экзистенции раскрывается в идеях мнимой свободы личности. Для нее общество — это средство, что обеспечивает ее материальное существование.
Человек не замечает абсурда и борется с собственными стенами. Но в результате лишь создает все новые стены вокруг себя. Проблема бунта приводит у выводу, что свободы не существует.
Наиболее яркими примерами являются произведения Камю и Сартра. Их герои влачат одинокую судьбу-призвание.
Следует обратить внимание на:
- Ж.П. Сартр. «Бытие и ничто» (1943);
- А. Камю «Миф о Сизифе».
Религиозная трактовка
Святая Церковь Христова осуждает увлеченность философией, как пустым обольщением. Тщеславная наука, по их мнению, произошла от язычников и развилась до «сионских мудрецов».
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».
Кол.2,8
На вершине этой конструкции стоит Ницше. Его кредо воспринимается, как перемещение морали из сверхчувственного мира в мир явлений, и рассмотрение ее, как частный случай «коренной безнравственности всего существующего».
Церковь называет сверхчеловека Ницше грядущим антихристом. Безумство Ницше в конце жизни является подтверждением пагубности его греховного мышления. Поэтому церковь не рекомендует читать немецкого писателя, дабы не пропитываться негативным духом.
Философский корень безбожной фразы
Прежде, чем потерять Всевышнего, классическая религиозная сфера была затронута философией:
- На сломе эпох романтизма и просвещения появился отец идеализма Кант. Он не был первым, кто замахнулся на католические догмы. Его убеждения: человеком руководит разум и чувство долга, а не доброта и любовь.
- Затем на вершину взошел Гегель. Он утверждал, что разум сознательно рождает зло, а страдание искупает вину.
Ницше называет страдание не искуплением вины, а испытанием воли. Если взглянуть вглубь философии, то эта мысль не нова. Она встречается у Прокла Диадоха. Мнение древнего грека касалось каст душ, что проходили испытание на Земле.
Но выводы древних философов были абсолютно противоположны выводам Ницше.
Видео
В данном видео вы ознакомитесь с отрывком из жизни Фридриха Ницше
Добавить комментарий