Норберт кухинке причина смерти
Содержание
Норберт Кухинке. Ни слова об «Осеннем марафоне»
Норберт Кухинке хорошо известен в России как актер, исполнивший роль иностранца-слависта в фильме «Осенний марафон». Видя знакомое лицо, мы сразу вспоминаем его героя и улыбаемся. С одной стороны, это хорошо, но с другой — грустно. Грустно оттого, что о Норберте мы знаем очень мало. А ведь он — известный журналист, много лет работавший в уважаемых изданиях, в том числе в журнале «Шпигель». Кухинке — глубоко верующий человек. Уже долгое время Норберт, хотя он и католик по вероисповеданию, участвует в строительстве первого православного монастыря в Германии, активно популяризирует на Западе православную музыкальную и художественную культуру. Кухинке — из тех, о ком, узнав чуть-чуть, хочешь узнавать все больше и больше…
Норберт Кухинке (Norbert Kuchinke) – немецкий журналист. Родился в 1940 году в исторической области Силезия. С 1973 года — первый московский корреспондент журнала «Шпигель», а затем журнала «Штерн». В Советском Союзе известен благодаря роли слависта в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979). Кухинке — единственный западноевропеец, награжденный двумя орденами «За сотрудничество с Русской Православной Церковью». Принимает активное участие в возведении православного Свято-Георгиевского монастыря под Берлином.
«У меня тут маленький раскардаш», — с этими словами Норберт проводит в свой кабинет. Эта едва заметная отсылка к «Осеннему марафону» с его стороны не случайна. В свое время эта роль открыла молодому немецкому журналисту Кухинке путь к познанию России. Путь, который если уж начался, то продолжается всю жизнь. Кабинет Норберта завален русскими книгами и журнальными подшивками. Берлинская квартира с московским содержимым. И хозяин ее — немец, обрусевший со всей свойственной его нации основательностью: жену, тоже немку, зовет Катей, воспитывает приемную дочь из России, частенько наведывается в свою квартиру в центре Москвы и привычно ругает столичные пробки.
Разговор, начавшийся с хохм, поговорок и этимологии модного словечка «замкадыш», плавно переходит в серьезное русло. Норберт кивает на стопку бумаг на столе. Эта стопка — проект церкви для строящегося в 90 километрах от Берлина Свято-Георгиевского монастыря.
— Кризис — он везде, — вздыхает журналист. — Вот и строительство мы вынуждены временно приостановить…
Свято-Георгиевский монастырь — любимое детище Кухинке, главное дело его жизни, логичное воплощение его русофильства. Норберт любит говорить о сопровождающих его неслучайных совпадениях, связанных с именем Георгий.
— Мое второе имя — Георг, в паспорте так и записано — Норберт Георг, в честь святого Георгия. Так звали и моего крестного отца. Вот мне и покровительствуют двое святых — Норберт и Георг, то есть святой Георгий Победоносец.
— Путь к созданию обители начался не вчера, — Норберт подлил себе чаю и откинулся на спинку кресла. — Я родился в Силезии. После войны эта территория переходила к Польше, и немцев выселяли с родных земель — было трудно и очень страшно. Во многих городах этнические немцы были обязаны носить на одежде отличительные знаки, чаще всего белую повязку на рукаве. Такую повязку носили и мы. Мой отец работал на принудительных работах на шахте. Потом почти всех немцев выселили, и на эти земли пришли поляки и украинцы, которые всю жизнь занимались сельским хозяйством, поэтому пришлось оставить часть немцев, чтобы они работали в шахтах и учили приехавших… В этой деревне до 1946 года жили только немцы, а после войны, когда стали переселять, деревня заговорила на русском, украинском, белорусском, польском. Тогда я заинтересовался Россией. Страной, с которой мы воевали и которая победила.
В соседней деревне был прекрасный монастырь ХIII века. Почти всех монахов разогнали или переселили, но некоторые все же остались. Один из них был родом из Южного Тироля. Его не могли переселить из-за итальянского гражданства. Этот монах был блестяще образованным аристократом, причем с демократическими взглядами. Именно он ввел меня, если так можно выразиться, в религию и в мир веры.
Я рано понял, чтó именно среди послевоенного ужаса нас больше объединяет, чем разъединяет, — это вера в Бога. Ведь корни немецкой истории и культуры, так же как и русской, — христианство. Два таких народа должны дружить, а не воевать. Поэтому я стал журналистом. Ведь журналист все-таки имеет на людей большее влияние, чем обычный человек, а мне хотелось повлиять на ситуацию хотя бы немного, в меру моих сил.
— Немецкие СМИ любят представлять Россию исключительно как страну бомжей и олигархов. Как Вы думаете, почему эти стереотипы так сильны?
— Расслоение российского общества — благодарная тема для западных журналистов. Я внимательно слежу за прессой и вижу, что многие журналисты рассматривают и оценивают Россию неправильно. Но современная журналистика, как ни печально, — это вопрос тиража. Многие корреспонденты считают, что справедливая оценка того, что происходит на самом деле, — не самое важное, а важнее пресловутый тираж.
Такое было и раньше, кстати. Во время работы в Советском Союзе я осуждал коллег, писавших исключительно о диссидентах. Союз же не состоял только из них.
— Вы работали в журнале «Шпигель» во времена легендарного главного редактора Рудольфа Аугштайна, человека, которому не была безразлична судьба России.
— В войну Аугштайн был очень молодым солдатом. Он, как и многие, видел ужасы фашизма и понимал, что и мир вообще, и Россия в особенности очень пострадали. Он искал свой путь, который в итоге привел его к русофильству. Такая душевная потребность — любить Россию — сформировалась у многих людей из поколения, пережившего войну. Кстати, не только «Шпигель», но и «Штерн» поддерживал новую политику Вилли Брандта в отношении Востока и России, политику «открытых ворот».
— Рудольф Аугштайн многое сделал для России, за что низкий ему поклон и вечная память. Как Вы полагаете, зачем ему это было нужно?
— Он понимал, что Россия — это важный как с исторической, так и с политической точки зрения фактор мировой политики. Да и чувство вины за Вторую мировую войну сыграло важную роль. Наши с ним убеждения во многом совпадали. Когда я только приехал в Москву в 1973 году, то договорился с МИДом поехать в Сибирь, чтобы сделать репортажи оттуда и помочь с публикацией «Архипелага ГУЛаг» Солженицына. Тогда была сложная ситуация, но Аугштайн говорил, что, несмотря на это, мы как журналисты, обязаны печатать такие вещи. Я помню, он задал мне вопрос: если бы мне пришлось решать, следует ли печатать «Архипелаг» или нет, то какое бы я принял решение, если бы в этот момент работал в Германии.
Я тогда ответил, что объективно — напечатал бы, а субъективно — нет. В 1973 году я работал всего полгода в СССР, мои планы поехать в Сибирь и сделать серию репортажей не удалось реализовать. Кроме того, как я узнал позже, после публикации «Архипелага» в ЦК обсуждался вопрос о закрытии корпункта «Шпигеля» и о моей высылке обратно в Германию.
— Вы упомянули о так называемом комплексе вины за Вторую мировую войну. Насколько актуально это для современных немцев?
— Некоторый комплекс у современных немцев есть, но он все слабее и слабее, что, в общем-то, правильно. Уже нет личного, сопричастного чувства вины. Есть желание государства помогать, делать все возможное, чтобы этого больше не повторилось никогда. Но некоторые, увы, спекулируют на этом.
Например, среди моих знакомых есть учителя. Им известны случаи, когда родители-иностранцы обвиняют учителя в предвзятом отношении к их ребенку, который объективно не очень хорошо успевает в школе.
Ну и болезненная тема — еврейское население Германии и холокост. Все прекрасно понимают — то, что произошло с евреями, — ужасно. Но, к несчастью, спекуляции на этом тоже случаются.
Мне кажется, что пройдет еще немного времени — и определятся приоритеты, все встанет на свои места. Люди перестанут в своих целях пользоваться чувством вины немцев, приписывая им сразу и расизм, и антисемитизм, которых в Германии нет.
— Норберт, у Вас много русских друзей. Ваши увлечения духовной музыкой и русской иконой воплотились в книгах и фильмах о России. Вы открываете для немцев красоту и силу русского церковного искусства. У Вас не было мысли принять Православие?
— Нет. Понимаете, я человек цельный. Религия для меня — как родина. И я считаю, что должен остаться там, где родился. Тем более что мои родители были людьми религиозными, они и меня воспитали в духе католичества. Отвергнуть свою веру значило бы предать их и того священника, что привел меня в тяжелые годы к Церкви.
Я католик, но это не мешает мне чувствовать православие и понимать, что происходит во время службы. Когда я слушаю русское духовное пение или смотрю на православные иконы, у меня бегут мурашки по телу.
Первую икону я купил в двадцать четыре года. Это была икона святого Георгия Победоносца, почитаемого как в России, так и в Германии. С нее и началось мое собрание, а возможно, и путь к монастырю во имя святого Георгия.
А русский церковный хор я впервые привез в Германию в 1988 году. Это было непросто, мы добивались разрешения почти десять лет. И потом я увидел слезы на глазах немцев… Концерты проходили в самых больших соборах в Германии. До этого немцы знали только «Калинку» и хор донских казаков. Они, католики и протестанты, выходили с концертов потрясенные. Через православное искусство им открылась частичка русской души.
— Так ли сильно отличаются русский и немецкий характеры, как принято считать? Что Вас привлекает в русских и приобрели Вы какие-нибудь, с Вашей точки зрения, русские черты?
— Немцы сентиментальны. Ведь Германия — родина романтизма. Но они и рациональны одновременно. Наверное, потому, что Германия не такая большая страна, как Россия. Немцы всегда пунктуальны, а у русских прекрасное чувство юмора. Немцы многие вещи понимают буквально, а русские наивны, как дети. Если утратить в душе детство, то легко потерять способность к импровизации, или, как сейчас говорят, лишиться креативности. Эту детскость все замечают в русских. Русские, даже наделенные властью и обладающие деньгами, остаются детьми и ведут себя как дети. Как дети, нашедшие свою игрушку. А немец будет следить за своим авторитетом, обдумывать каждое слово, каждый шаг… Даже с русским банкиром можно шутить, а с немецким — нет. Русские более натуральные, более естественные — что мне очень нравится, а мы уже утратили эти качества… Хотя бывают и исключения. Мне во многом комфортнее с русскими, и я по натуре скорей русский, чем немец. Хотя я не смог бы написать свои книги по-русски, выразить свои мысли так, как я могу это сделать на немецком. Правда, я не приобрел эти черты, мне кажется, что они у меня с рождения.
— Вы — верующий человек. В последние годы все очевиднее становится конфронтация Церкви и секуляризованного мира. Как Вы думаете, нужно ли с этим что-то делать? Как, с Вашей точки зрения, должны вести себя в этой ситуации христиане?
— Мир сегодня более свободный, что не может не радовать. Но налицо упадок духовности. В Берлине, например, более десятка конфессиональных школ, и многие родители стремятся отдать туда своих детей. Папы и мамы хотят, чтобы дети пришли и в Церковь. Потому что именно Церковь сегодня является проводником морали. Она учит различать добро и зло. Сегодня многие стали это понимать. Если нет духовного начала, единства, то гибнет семья, а ведь она является маленькой клеткой всего организма — государства.
Страна и общество должны повернуть людей к Церкви как к проповеднику моральных ценностей, но и Церковь в современном обществе должна стать более активной в своей проповеди.
— Насколько современные немцы — верующая нация?
— Сейчас в Германии многие уходят из сект, возвращаясь в Церковь, потому что в сектах нет консервативного начала и, значит, утрачивается духовность. Сегодняшней молодежи это тоже не нравится. Рядом с моим домом в Берлине есть большой католический храм, и он всегда полон. Среди прихожан много молодых семей, молодежи. Мы явно наблюдаем ренессанс религии в Германии.
— Норберт, а сейчас у Вас есть, как в детстве, какая-нибудь мечта?
— Конечно! Мне хотелось бы еще написать книгу, снять фильм, но главное — я хочу, чтобы монастырь, в который вложено так много моей души, да и не только моей, был наконец достроен!
Я мечтаю, чтобы в монастыре встречались немцы и русские, православные и католики, политики и духовные лица. Место, где идет строительство, — замечательное. Там хороший климат, великолепная природа, удивительная атмосфера. Ведь психологический комфорт — это половина успеха, причем как в политике и экономике, так и в жизни каждого человека.
Сейчас я ищу благотворителей среди немцев, хотя в Германии, как и в России, — кризис… Многое сделано, многое делается, но этого недостаточно. Нужны средства. Мы не теряем надежды и верим в то, что помощь придет. Если у человека есть мечта — нужно гореть этой мечтой. Если я не горю, то как я могу зажечь других? Если хоть чуть-чуть засомневаться — ничего не получится, но я уверен, что это не про нас!
Беседовала Елена Жохова
Фото Екатерины Соловьевой
Умер профессор Билл из «Осеннего марафона»
Норберт Кухинке завещал похоронить себя в православном монастыре
3 декабря не стало полюбившегося советским зрителям Норберта КУХИНКЕ, немецкого журналиста, сыгравшего датского профессора в фильме Георгия ДАНЕЛИИ «Осенний марафон». Приехав в СССР в начале 70-х в качестве журналиста, Норберт стал первым гражданином капиталистической страны, снявшимся в советской картине. Фразы чудаковатого персонажа — профессора Билла ХАНСЕНА: «Хорошо сидим», «Я алкач?», «Дом, где я спал, — тресфефател?» — стали крылатыми. Ушел из жизни Кухинке в 73 года.
Норберт КУХИНКЕ
Норберт Кухинке всегда помнил Россию, с которой он познакомился, будучи корреспондентом журнала «Spiegel». В память о нашей стране он строил под Берлином в местечке Гетшендорф православный монастырь — на месте бывшей дачи нацистского преступника Геринга. Два года назад «Экспресс газета» побывала в гостях у Норберта. Он с гордостью показал изданную им в ФРГ книгу «Elit in Russland», которую в России в советское время отказались публиковать по причине раскрытия секретов Майи Плисецкой, Сергея Бондарчука и Никиты Михалкова. Кухинке не только рассказал, как жили советские звезды, но и подсчитал доходы наших ведущих деятелей искусств. Он собрал коллекцию икон Георгия Победоносца, которая должна была найти место в бывшем геринговском особняке.
— Скончался муж тихо, не страдал, — рассказала жена Норберта Катарина Кухинке. — У него был рак крови, и последний год ему постоянно делали переливание. Сын Кристоф и наша дочь Дуня (ее Кухинке удочерил после смерти художника Лени Пурыгина. — Н. М.) — мы все скорбим…
Близкий друг Норберта отец Даниил рассказал о последних днях Кухинке:
— Говорил Норберт в последнее время не больше пяти минут в день. Он хотел, чтобы его похоронили в Гетшендорфе, в православном монастыре, которому он посвятил последние годы жизни. Норберт успел увидеть, как воздвигли крест на куполе церкви. Будучи католиком, он все же понимал Россию, поэтому Свято-Георгиевский монастырь для него стал целью жизни. Норберт даже во время болезни искал спонсоров для монастыря. Немец просил русских посодействовать. Он стал одним из первых, кто привез братский хор Троице-Сергиевой лавры в советское время в Германию. Снял документальный фильм о русских монастырях и показывал его немцам.
Родные и близкие решили, что тело будет кремировано, а похоронят Норберта Кухинке 11 января.
— Многие люди из России захотели приехать проститься, — говорит отец Даниил. — Надо время, чтобы сделать визы. Поскольку на территории монастыря нет кладбища, мы похороним на ближайшем. После Рождества в первую субботу состоится официальная церемония прощания.
Евгений ЛЕОНОВ, Норберт КУХИНКЕ и Олег БАСИЛАШВИЛИ (кадр из фильма «Осенний марафон»)
Норберт умер в большой церковный праздник — в День введения во храм Пресвятой Богородицы. Таков переход в жизнь вечную праведных людей.
Священнослужители переживают за дальнейшую судьбу обители. Ведь именно благодаря связям Норберта с Россией удалось найти спонсорские деньги на ремонт здания. Как рассказал нам Кухинке, «Осенний марафон» — любимый фильм Владимира Путина.
— Мы общались с Владимиром Владимировичем на его даче. Он сказал, что фильм «Осенний марафон» он смотрит минимум раз в год, — гордился Кухинке. — Я ответил: «Что ж, вы узнали меня раньше, чем я вас».
Норберт Ксантенский
1080
- Геннеп, Лимбург, Нидерланды
6 июня 1134
- Магдебург, Священная Римская империя
Католическая церковь
1582 год
святой и католический святой
мощи в Страговском монастыре (Прага)
6 июня
Магдебург, премонстранты
проповедь, аскеза, основание ордена премонстрантов
Медиафайлы на Викискладе
Норберт Ксантенский, Норберт Лаонский (лат. Norbertus, 1080 год — 6 июня 1134 года) — католический святой, основатель ордена премонстрантов.
Биография
Норберт Ксантенский родился около 1080 года в Ксантене (совр. Германия) или Геннепе (совр. Нидерланды), оба города в то время принадлежали Кёльнскому архиепископству в составе Священной Римской империи. Его отец Хериберт, граф Геннепа, был в родстве с германским императорским домом и с лотарингским домом. После того, как Норберт получил чин субдиакона, он был назначен на должность каноника в Ксантене. Вскоре после этого он был вызван ко двору кёльнского архиепископа Фридриха, а затем ко двору императора Генриха V, где был назначен ответственным за раздачу милостыни. Норберт вёл совершенно светскую жизнь, наполненную удовольствиями, избегал рукоположения и даже отверг предложение о его назначении епископом Камбре в 1113 году.
Норберт Ксантенский (справа) получает августинский устав из рук св. Августина. Иллюстрация из «Vita Sancti Norberti» (XII век).
Резкую перемену в образе жизни Норберта вызвал инцидент, произошедший с ним во время поездки верхом; лошадь, испугавшаяся грома, понесла, и Норберт лишь чудом не погиб. Каноник воспринял этот случай, как Божье чудо и знак, удалился от двора и вернулся в Ксантен. Он начал вести благочестивую монашескую жизнь и добровольно пошёл под начало аббата зигбургского бенедиктинского монастыря. В 1115 году он основал около Ксантена бенедиктинское аббатство, пожертвовав на него значительную часть своего состояния. Вскоре после этого он был рукоположён в священники.
В 1118 году у Норберта произошёл конфликт с другими канониками Ксантена, которые были недовольны его аскетизмом и повышенными требованиями к монашеской жизни. В результате Норберт сложил с себя все полномочия, продал и раздал бедным всё состояние и отправился в Рим, где папа Геласий II уполномочил его быть странствующим проповедником Благой Вести в Северной Франции. Норберт проповедовал Евангелие в этом регионе, а в 1120 году с ведома папы Каликста II основал в местечке Премонтре новое аббатство, которое дало имя новому ордену премонстрантов. Через год у святого Норберта уже было более 40 последователей, составивших ядро ордена. В 1125 году конституция ордена была одобрена папой Гонорием II. Жития сообщают о чудесах, совершённых святым Норбертом в этот период, в частности, ему приписывается чудесное обнаружение могилы святой Урсулы, погибшей за веру около Кёльна. Часть мощей святой Норберт перевёз в Премонтре.
Духовность премонстрантов была близка к духовности августинцев, они также руководствовались в монашеской жизни строгим уставом Св. Августина. Также на премонстрантов повлияла деятельность Бернара Клервосского, с которым святой Норберт был дружен. Новый орден рос чрезвычайно быстро, святой Норберт продолжал проповедовать, и уже через несколько лет у него были многочисленные последователи в Германии, Франции, Нидерландах.
Святой Норберт, попирающий сатану и ересь. Париж, 1750 год.Святой Норберт (в центре) на Карловом мосту в Праге, в окружении святого Вацлава и Сигизмунда Бургундского.
Когда граф Тибо Шампанский выразил желание присоединиться к премонстрантам, святой Норберт отказал ему, выразив уверенность, что Бог призывает его к светской, а не монашеской жизни. Однако, похвалив желание вельможи, святой Норберт составил для него свод правил, следуя которым, он мог бы придерживаться премонстрантской духовности даже в мирской жизни. Фактически, таким образом, святой Норберт предвосхитил создание терциариев, третьих орденов для мирян, который впоследствии были созданы у францисканцев, доминиканцев и ряда других орденов.
В 1126 году папа Гонорий II назначил Норберта архиепископом Магдебурга. В схизме, начавшейся в Церкви вслед за избранием папы Иннокентия II, Норберт поддерживал его против антипапы Анаклета II. Поддержка, оказанная Иннокентию Норбертом Ксантенским и Бернаром Клервосским, которые пользовались в Европе исключительным авторитетом (в отличие от обоих пап), в немалой степени способствовала его итоговой победе над соперником. В 1133 году Норберт сопровождал императора Лотаря II в его походе на Рим и присутствовал на его коронации папой Иннокентием в Латеранской базилике.
Норберт Ксантенский был принципиальным противником учения Пьера Абеляра, против которого боролся и добивался его осуждения, как ереси.
Последние годы жизни Норберт провёл при дворе Лотаря II в качестве его советника и духовника. Норберт Ксантенский умер 6 июня 1134 года в Магдебурге.
Почитание
Святой Норберт был похоронен в магдебургском премонстрантском аббатстве. В период Реформации, когда Магдебург стал протестантским, католики предпринимали ряд попыток добиться возможности вывезти и перезахоронить тело святого. Только в 1629 году, после ряда поражений, которые протестанты потерпели от императора Фердинанда II в ходе Тридцатилетней войны, мощи Норберта Ксантенского были перевезены в Прагу, в Страговский монастырь ордена премонстрантов, где и находятся по сей день.
Основанный святым Норбертом орден после его смерти стали называть также и норбертинцами в его честь. Наиболее раннее из житий святого было составлено уже в XII веке («Vita Sancti Norberti»). Канонизировал святого Норберта Ксантенского папа Григорий XIII в 1582 году. День памяти в Католической церкви — 6 июня.
> Литература
- Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.3, М.:2007
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Св. Норберт Ксантенский
- Католическая энциклопедия (англ.)
- Каталог святых
СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святой Норберт
6 июня
Воспоминание св. Норберта, епископа
Норберт родился ок. 1080 г. в прирейнских землях. Был каноником в Ксантене. Стремясь проводить жизнь строго по Евангелию, в 1120 г. основал общину регулярных каноников, из которой в дальнейшем развился орден премонстрантов. В 1126 г. был поставлен архиепископом Магдебургским; в этом качестве он трудился над обновлением церковной жизни. Скончался в Магдебурге 6 июня 1134 г. Его почитание утвердил сперва Папа Григорий XIII в 1582 г., а на всю Церковь его распространил Папа Григорий XV в 1621. Св. Норберт является покровителем ордена норбертанов, сестёр-норбертанок и других общин, носящих его имя.
Соборная молитва дня (Collecta)
Боже, сотворивший для Церкви блаженного Норберта епископа
превосходным в молитве и в усердии пастырском,
даруй, мы просим, да его ходатайства поддержкой
верное стадо пастырей по сердцу Твоему
и пажить спасительную всегда обретает.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
Кухинке, Норберт
Norbert Kuchinke
1 января 1940
Шварцвальдау, Силезия, Пруссия, Германская империя
3 декабря 2013 (73 года)
Берлин, Германия
Германия
журналист, актёр
ID 0474340
Но́рберт Гео́рг Кухи́нке (нем. Norbert Georg Kuchinke; 1 января 1940, Шварцвальдау — 3 декабря 2013, Берлин) — немецкий журналист, кинорежиссёр, непрофессиональный актёр. Автор книг о российской истории и культуре.
Родился в городе Шварцвальдау в прусской провинции Силезия, которая после войны стала частью Польши. До 1957 года учился в польской школе, где обучался русскому языку, которым неплохо овладел.
С 1973 года — первый московский корреспондент немецких журналов Der Spiegel, затем Stern. Получил известность после того как 1 ноября 1977 года снялся в кинохронике, посвящённой первому рейсу Москва — Алма-Ата советского сверхзвукового самолёта Ту-144, в качестве журналиста, взявшего интервью у главного конструктора Алексея Туполева. В Советском Союзе стал популярен благодаря роли датского профессора-слависта Билла Хансена в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979). После этого сыграл ещё несколько эпизодических ролей иностранцев («Две главы из семейной хроники», «Борис Годунов», «Настя», «Откуда берутся дети?»). К съёмкам в фильме «Кин-дза-дза!» руководство Мосфильма его не допустило.
Был продюсером фильма «Бог в России» (режиссёры Роман Цурцумия и Артур Пелешян, 1983). В 1986 году в соавторстве с Романом Цурцумией создал фильм «Неумирающий лебедь» (о Майе Плисецкой).
Из-под его пера вышли книги «Бог в России», «Россия под крестом», «Элита в России», «Вечная Россия», «От Чингисхана до Горбачёва», «Образы старой России», «Воскресение России», Missa mystica.
Инициировал строительство православного Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе (Германия).
Кухинке награждён двумя орденами: Святого равноапостольного князя Владимира и Святого благоверного князя Даниила Московского за сотрудничество с Русской православной церковью.
Владел коллекцией русского изобразительного искусства. Содержал доходный дом, оформленный в советской стилистике, чем вызывал восторг постояльцев.
По воспоминаниям игумена Даниила (Ирбитса): «Последний год своей земной жизни Норберт был очень болен, врачи поставили страшный диагноз — рак крови. Ему приходилось каждую неделю ездить в больницу для переливания крови. Поначалу он чувствовал себя намного лучше после переливания, но в последние месяцы перед уходом из жизни каждая такая процедура давалась ему с трудом. А в последние дни он, к сожалению, был просто уставший после посещения врачей. И сердце не выдержало». Скончался на 74-м году жизни в клинике Берлина после продолжительной болезни.
> Семья
- Жена — Катя
- Сын — Кристоф
- Приёмная дочь — Дуня (дочь русского художника Леонида Пурыгина)
Фильмография
- 1979 — «Осенний марафон» — Билл Хансен, профессор из Дании
- 1982 — «Две главы из семейной хроники» — гость на вечеринке иностранных корреспондентов
- 1986 — «Борис Годунов» — Вальтер Розен
- 1993 — «Настя» — иностранный журналист
- 2008 — «Откуда берутся дети?» — Проксор-старший
Примечания
- Ударение: видео
- 1 2 3 Ушёл из жизни «датский профессор» из фильма «Осенний марафон» (видео) (недоступная ссылка). Mixnews (3 декабря 2013). Дата обращения 6 декабря 2013. Архивировано 7 декабря 2013 года.
- 1 2 Умер профессор из «Осеннего марафона» Норберт Кухинке. MK.RU (5 декабря 2013). Дата обращения 6 декабря 2013.
- missa mystica. EMB. Дата обращения 6 декабря 2013.
- Гольденцвайг, Константин. Журналист-католик строит православный храм в немецком захолустье. НТВ (15 сентября 2013). Дата обращения 6 декабря 2013.
- Я строю культурные мосты (недоступная ссылка с 06-12-2013 // Талион империал отель. — 2008. — Вып. 31. — С. 8—15.
- Werke der Kollektion Kuchinke in Überlingen. schwäbische.de (10 мая 2008). Дата обращения 6 декабря 2013.
- Норберт Кухинке: С русскими всегда можно договориться.
- Православный христианин Норберт Кухинке (рус.) (неопр.) ?. www.pravmir.ru. Дата обращения 17 декабря 2019.
- Окоменюк, Татьяна. Русская душа Норберта Кухинке // Районка. — 2005. — № 1.
- Монастырь за 1 евро. Немецкий журналист Норберт КУХИНКЕ, независимо от нашего недавнего героя — датчанина Вига, решил построить русский православный монастырь под Берлином // «Нескучный сад», 17.09.2007
- Николаева, Наташа. Норберт Кухинке: «Я всегда старался строить мосты, а не разрушать их». Русская Православная Церковь (11 марта 2008). Дата обращения 6 декабря 2013.
- Жохова, Елена. Ни слова об «Осеннем марафоне». Интервью с Норбертом Кухинке // Фома. — 2009. — № 9/77 (сентябрь).
- Белюшина, Наталья. Он нас любил. Сноб (6 декабря 2013). Дата обращения 6 декабря 2013.
- Памяти Норберта Кухинке — немецкого героя «Осеннего марафона». DW.DE (2010, 2013). Дата обращения 6 декабря 2013.
m_sreda
Анна КАШИНА
Розовый цветок георгина на картине превращается в водяную лилию, лягушка списана со статуэтки, как и пестрая утка. Толстые, жирные мазки еще не высохли. Художник снимает картину с мольберта и уносит в другую комнату.
– Катерина Ивановна, сколько времени рисовали эту картину?
– Два часа и всю жизнь, – с улыбкой отвечает она.
Катя Медведева – известный современный художник. Семь лет назад она переехала в Касимовский район. Живет в деревне, на берегу реки, в домике, окруженном облепихой и яблонями. Она пишет картины, которые расходятся по всему свету.
Внучка Кулачки и нищей
В 1939 году в семье Медведевых родилась девочка. Если бы предсказали Ефросинье Ивановне и Ивану Афиногеновичу, какая судьба ждет их ребенка, те, наверное, не удивились бы. Потому как, говорит Катерина Ивановна, сами были большими оригиналами.
Коллективизация в Донецкой области в период построения социализма проходила, как и везде: не желающих отправляли в ссылку или расстреливали. Мать Кати в колхоз идти не хотела. После выступления против нового уклада “кулачку” посадили в сарай под замок. Даже к смерти не дали подготовиться, с родными проститься. Только и сказали: завтра расстреляют. Вместе с односельчанкой, тоже причисленной к врагам народа, Ефросинья весь вечер и ночь делала подкоп. Домой зашла ненадолго – арестованных могли спохватиться. Забрав двоих дочерей, бывшая “кулачка” подалась в бега.
Остановились они только в Белгородской области. В городе Шахты Ефросинья вышла замуж за Ивана Афиногеновича Медведева.
Иван из-за болезни глаз не переносил солнечного света, не мог работать там, где требовалась физическая сила. На хлеб он зарабатывал чтением молитв, Библию знал наизусть. Сын профессиональной нищей и бывшая “кулачка” поженились.
Семья перебивалась случайными заработками: отец читал, бабушка просила подаяние, а мать обменивала на хлеб купленную в городе текстильную краску. Так жили и во время войны. А в голодном 1946 году вся семья отправилась в товарном вагоне в Азербайджан. Там в тесном холодном подвале от малярии умерла мать. Отца не стало за два дня до смерти жены. Добрые люди отвели Катю в детдом.
Родилась в 40 лет
После детдома Катерина Ивановна поступила в ФЗУ учиться на ткачиху. Потом замужество, рождение дочери Иры. Мужа, тоже бывшего детдомовца, приходилось везде водить “за руку”. Все заботы о дочери, доме, пропитании легли на Катю. На четвертом году совместной жизни от безысходности Катя подала на развод. Вместе с дочерью она стала жить в Кисловодске. Этот город – первая точка на творческой карте художницы Кати Медведевой. Там у тридцатидевятилетнего человека, не имевшего никакого художественного образования, вдруг проявились способности к рисованию. В Кисловодске Катерина Ивановна работала реквизитором в народном театре, а вечером убиралась в изостудии. Как-то, когда уже все разошлись, Катя с тряпкой и ведром воды приступила к работе. Неожиданно она подошла к мольберту и начала рисовать. Дома Катя попросила у дочери краски и кисти. С тех пор в съемной квартире Медведевых пахло краской.
А ту первую картину, которую Катя нарисовала в изостудии, утром обнаружил художник Анатолий Морев. Взял и на стену ее повесил, как лучшую. Думал, кто-то из учеников нарисовал. Узнав, что это Катина работа, помощь в развитии способностей не предложил. “Вы и так талантливы. Рисуйте. Учиться ни у кого вам не нужно”, – сказал он Медведевой.
Через несколько месяцев Морев помог Катерине Ивановне организовать выставку. Анатолий Николаевич успокаивал ее, когда Катя в слезах пришла к нему. На страницах книги отзывов красовались надписи: “Да как не стыдно в таком возрасте рисовать, как четырехлетнему ребенку!” – возмущался посетитель. “Радоваться должна. Это он тебе лучший комплимент сделал. Не каждый может быть ребенком в 39 лет”, – успокаивал ее Морев.
Картина для Шагала
Родное село Голубино, Старый и Новый Оскол, Старая Ладога – там где появлялась Медведева, везде вспыхивали бунты местного значения. Художники от партии, изображавшие на своих полотнах бравых комсомольцев и великие стройки, возмущались непосредственностью Катиных работ.
Норберту Кухинке о художнице рассказали искусствоведы. Российским зрителям журналист Кухинке запомнился по роли в фильме Г. Данелия “Осенний марафон”. Норберт с женой Катей стали коллекционерами работ Медведевой, помогли ей организовать первые зарубежные выставки. Как вспоминает Катерина Ивановна, перед началом выставки, где они познакомились, у нее был рубль, а через полчаса 360. Весь немецкий дипломатический корпус приехал посмотреть на ее работы. Кухинке тогда купили две картины. “Катя Кухинке сказала, что завтра улетает в Париж к Марку Шагалу. Я уже знала этого художника. Не поверила, что можно вот так просто побывать в Париже и встретиться с ним. Но картину для него подписала”, – рассказывает Катерина Ивановна. Из Франции Кухинке привезли подписанный Шагалом альбом его работ. “Катя – русский талант со своим почерком. Она так же чувствует цвет, как и я”, – сказал Марк Шагал.
Чудная москвичка Семь лет назад Катерина Ивановна, устав от тесноты и духоты московской квартиры, в которой жила с семьей дочери, купила домик в Касимовском районе. Говорит, это судьба. Было время, когда она жила на улице Есенина, а теперь поселилась на его родине. Есенина Катя постоянно читает, изучает.
В деревне ее считают чудачкой. Ну кто станет такую ораву кошек и собак держать! А Катя и не “держит”, живность эта сама к дому прибивается. Они все пришлые, брошенные, не гнать же их. Вот и прикармливает четвероногих Медведева.
Детям рассказывают, что есть у нее шелковая комната. Деревенские приходят на ее картины смотреть. Не все понимают такую живопись – уж очень проста. Катя про свою манеру письма говорит так: “Живопись – это эмоции. В искусстве важен результат, а какими средствами он достигнут, не важно”. Рисует Медведева маслом и акварелью, тушью, гуашью. На холсте, оргстекле, картоне, ткани. Вот картину из серии “Балет” на зеленом бархате нарисовала. Получилось, будто и в самом деле балерины на фоне кулис танцуют. Еще Катя любит рисовать ангелов. Они у нее вроде людей, только с крыльями. Как-то один художник, посмотрев медведевского ангела, сказал: “Не похож”. “А ты его видел?” – ответила Катерина Ивановна.
Спросила, как она к современным художникам относится.
– Меня часто на телевидение к Андрею Малахову приглашают. На одной из передач у Никаса Сафронова спросили, чьим именем можно продолжить список фамилий современных художников: Шилов, Глазунов. “Бога”, – ответил он. Я боюсь таких людей. Мне кажется, есть интересные художники со своим стилем, например, Сутягин и Шевченко.
Выставки в Японии, Франции, Музее изобразительного искусства имени Пушкина и Государственной Думе, в Русском музее. Зимой к ней приезжали журналисты из агентства “Рейтер”, под Новый год давала интервью Севе Новгородцеву, а недавно Казанская киностудия снимала о Кате документальный фильм. Удивительно, как при таком режиме она еще и картины пишет. Мечтает художница открыть частную школу искусств для детей.
За ночь, после разговора, Катя нарисовала картину на ткани. Она всегда ночью рисует. Подписывает художница картины просто. Так же, как и представляется при знакомстве: “Катя Медведева”.Tags: Персона, №26 (346)
Святые Норберт, Сигизмунд и Вацлав (Прага)
Святые Норберт, Сигизмунд и Вацлав (1853 год, Йозеф Макс). В первом варианте скульптуры 1708 года Святой Норберт был изображен вместе со Святыми Андрианом и Иаковом. В 1764 году ветшающие фигуры были заменены и рядом с Норбертом стояли ангелы. Постоянное желание сохранить именно образ Святого Норберта связано с тем, что его мощи находятся в Страговском монастыре Праги.
Норберт Ксантенский состоял в родстве с германским императорским домом, вел светскую жизнь, наполненную удовольствиями, не смотря на занимаемую духовную должность каноника. Резкую перемену в образе жизни Норберта вызвал инцидент, произошедший с ним во время поездки верхом: лошадь, испугавшаяся грома, понесла, и Норберт лишь чудом не погиб. Каноник воспринял этот случай, как Божье чудо и знак, удалился от двора и начал вести благочестивую монашескую жизнь. В 1120 году на собственные средства основал во французском местечке Премонтре аббатство, которое дало имя новому католическому монашескому ордену премонстрантов.
Святой Вацлав, князь и покровитель земли чешской, многое сделавший для распространения христианства в Чехии. Именно по его распоряжению в X веке была построена церковь, послужившая основой собора Святого Вита в Пражском Граде Святой Вацлав.
Король Бургундии Сигизмунд, как ревностный католик, постоянно пытался склонить к христианской вере древнегерманские племена. В 522 году, по наговору второй жены, в приступе ярости убил родного сына. Придя в себя и ужаснувшись преступлению, король ушел в основанное им аббатство, где помогал бедным и страждущим, пожертвовав часть своего состояния. Позже, в результате разгромной для его королевства войны, он длительное время скрывался в аббатстве под видом простого монаха, но был обнаружен, перевезен с семьей в Орлеан и казнен. В четырнадцатом веке император Карл IV перевез мощи Святого Сигизмунда в Прагу и с тех пор он считается покровителем Чехии Прага Карла IV.
На скульптуре в руках у Святого Норберта дарохранительница, Святой Вацлав держит знамя, а Святой Сигизмунд — меч.
Добавить комментарий