Новодевичий монастырь
Содержание
Последние новости
Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Вел. Кн. Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы — события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) — и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.
Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с вел. кн. Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак.
Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.
Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в.
Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.
В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.
В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.
К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.
Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.
Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.
После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.
В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).
В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.
В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.
В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.
Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).
В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.
В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.
В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.
1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 — в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Вел. кн. Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.
2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Моск. Рождественском мон. (нояб. 1525) и отправлена в Суздальский Покровский мон. (†16 дек. 1542), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как прп. София Суздальская.
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Новодевичий монастырь. Фото: В.Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
XVII век стал временем расцвета древнего московского монастыря. Именно в это столетие был создан его уникальный ансамбль в стиле «московского барокко», когда обитель усердно украшала царевна Софья, сводная сестра Петра Великого. Тогда же была возведена изумительная «кружевная» колокольня высотой в 72 метра – в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Появилась и трапезная с Успенской церковью, хорошо знакомая православным москвичам,
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
В огненном 1812 году монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. Дореволюционные историки сообщали, что поначалу французы даже отпускали монастырю необходимое для богослужений вино. А в ночь с 8 на 9 октября, в праздник апостола Иакова Алфеева, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Кладбище – особая достопримечательность Новодевичьей обители. Как и в других московских монастырях, кроме инокинь, здесь хоронили умерших мирян. Одними из первых на этом погосте обрели вечный покой дети и родственники русских государей: в их числе была и царевна Елена, жена старшего сына Иоанна Грозного, царевича Ивана, из-за которой разгневанный царь убил наследника. Здесь же похоронены Татьяна Левшина, мать знаменитого в екатерининские времена митрополита Платона, поэт и партизан Денис Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал А.А. Брусилов, поэт А.Н. Плещеев, знаменитые реформаторы эпохи Александра II Освободителя братья Милютины, отец Андрея Белого, математик Н. Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Одним из первых на «новом» кладбище в 1904 году упокоили А.П.Чехова – он завещал похоронить себя в стенах прекрасной Новодевичей обители. Весной на могиле гения расцветает вишневый сад. А до революции здесь горела неугасимая лампада, вечерами мерцавшая тихим и мягким светом. Совсем недалеко от Чехова похоронен Н.В. Гоголь – в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря, как и останки С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова, И.И. Левитана, Д.В. Веневитинова, чтобы они не попали под сталинский бульдозер. В советское время на «новом» кладбище похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву (совсем недавно был обнародован архивный документ – акт осмотра ее тела кремлевскими врачами, доказывающий, что она действительно покончила жизнь самоубийством), киноактрису Любовь Орлову, писателя А.Н. Толстого, Н.С. Хрущева, и многих других известных деятелей советского государства – врачей, летчиков, ученых.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории…
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.
4.9 / 5 ( 9 голосов )
Скандинавские руны сегодня получают все большее распространение. На рунах гадают, их используют для корректировки судьбы и создания амулетов. С помощью этих знаков можно притянуть в свою жизнь желанные обстоятельства, привлечь деньги, любовь, повысить свою энергетику и избавиться от врагов.
Для этого есть целая система объединения нескольких рун, которая называется рунической формулой, рунескриптом или ставом. Мы разберем рунические ставы на все случаи жизни и научимся с ними работать.
Ритуал
Перед тем, как приступить к созданию рунного амулета со ставом, нужно подготовить место, где вы будете это делать. Многие знатоки советуют создавать рунескрипт на природе, в спокойную погоду и комфортное время года. Но можно сделать свой талисман и дома.
Место можно окурить можжевельником или сделать крест пламенем свечи. Можно сделать несколько кругов, пройдя по комнате с зажженной свечой. Свеча может быть любой, но важно, чтобы она была ранее не использованной.
После этого нужно защитить себя во время ритуала. Для этого можно использовать соль. Её нужно рассыпать вокруг места, где вы будете изготавливать свой амулет с рунами. В этот момент вы должны попросить высшие силы о защите (можно в произвольной форме).
Самые сильные амулеты по мнению читателей
Оговор
Оговор – это то, что вы хотите получить в результате от става и от вашего амулета. То есть, это конечная цель. Тут нужно как можно конкретнее сформулировать, что вам нужно. Есть несколько правил, которые нужно обязательно соблюдать:
- Оговор составляется в настоящем времени (например: я выхожу замуж за любимого мужчину в этом году);
- Старайтесь указать точное время исполнения;
- Не просите того, что может кому-то навредить;
- Не используйте частицу «не», не употреблять слова «хочу», «будет», «чтобы», «было»;
- Ваш оговор должен состоять из небольших понятных предложений;
- Если цель большая и масштабная, тогда лучше разбить ее на более мелкие этапы и делать ставы на них, двигаясь, шаг за шагом к своей цели;
- Оговор можно произнести устно или написать на бумаге. Это не так важно. Если вы изображаете став на бумаге, тогда и оговор нужно написать на ней же.
Рунная магия – векторная. Это значит, что вам необходимо задать энергии направление. Для этого нужно научиться концентрироваться. Хорошо, если вы практиковались в медитации или визуализации. Есть отличия в зависимости от того, на кого оговор делается – на себя или на другого человека. Чтобы задать правильное направление рунам и направить силу на помощь себе, мы делаем следующее:
- Указываем в оговоре свое имя и дату рождения;
- Используйте фотографию. Можно рисовать став прямо на обратной стороне фото, но лучше изображать руническую формулу на отдельной листе и положить ее потом рисунком на свою фотографию.
Работа с другим человеком
Работа с другим человеком строится по аналогии. Вы либо называете имя человека, либо используете его фотографию. Можно работать с фантомом, если вы умеете это делать. Но новичкам лучше не экспериментировать с этим.
Работа с ситуацией
Рунические ставы могут помочь не только приобрести какие-то качества, необходимые для достижения цели, но и разрешить сложные ситуации. Для работы с ситуацией нужно во время изображения формулы и в процессе всего обряда быть сосредоточенным на проблеме и представлять ситуацию во всех подробностях. Например, вам кажется, что муж изменяет или начальник вас недолюбливает. Тогда вы пишете оговор в утвердительной положительной форме, например: «Муж мне верен» или «начальник меня любит и уважает».
Шифровка
Не обязательно в подробностях расписывать ситуацию или ваше желание. Вы можете зашифровать ее в удобном для вас виде. Для этого используйте ассоциации. Например, вас беспокоит конфликт с коллегой по работе, вы хотите его нейтрализовать. Дайте название этой проблем. Оно может быть любым, самым нелепым, главное, чтобы у вас это название прочно ассоциировалось с объектом. Назовите ситуацию, к примеру, «крыса в клетке». Так вы будете понимать, о чем речь, а у вашего сознания появится прочная нить ассоциации. Запишите это название рядом с рунами в оговоре.
Рунические ставы на все случаи жизни
Ставы могут применяться в разных сферах жизни. Есть категории любви, здоровья, денег, а также формулы для очищения, снятия негативных программ, порчи, нейтрализации врагов.
Ставы на очищение
Ставы на очищение нужно делать в первую очередь. Если до этого уже использовались рунические формулы, то очищающий став может удалить влияние предыдущего.
Став 1. Полное очищение
Используются руны: Эйваз, 2 Наутиз, 2 Кено.
Очищает энергетику, удаляет негативные программы и привязки, делает чистым биополе.
Оговор: «Я избавляюсь от негатива, я чист, свободен от вредоносных установок и программ, начинаю жить с чистого листа».
Став 2. Освобождение от навязанного
Используются руны: Хагалаз, Перт, 2 Эйваз, Иса.
Этот став рисуют, когда хотят избавиться от навязанных мыслей, зависимости от мнения других, помогает при попадании под влияние различных сект, организаций, избавит от «промывания мозгов».
Став 3. Обрыв связей
Используются руны: Гебо, 4 Тейваз, 4 Хагалаз
Помогает оборвать ненужные связи, уйти от плохого окружения, избавиться от токсичных людей, разорвать привязки к прошлому, к бывшим любимым.
Оговор: «Я разрываю все связи с прошлым, меня (имя) больше ничего не держит в этом окружении».
Став 4. Снятие блоков
Используются руны: 3 Дагаз, 2 Тейваз, 2 Альгиз, Ансуз.
Помогает раскрыть каналы, убрать блоки, мешающие обрести желаемое.
Оговор: «Я разбиваю все энергетические блоки».
Став 5. Очищение для мужчин
Руны става: Ингуз, 2 Беркана, 3 Тейваз, Наутиз
Став помогает снять привязки к умершим, освободить от приворота, порчи. Помогает при мужском бесплодии, одиночестве.
Оговор: «Очищаю (имя) от негатива, магии, моя энергетика сильная, ровная». «Люди тянутся ко мне, все ненужные связи разорваны».
Став 6. Очищение для женщин
Руны: Уруз, Гебо, 3 Беркана, 2 тейваз, Перт, Турисаз
Работает также, как и предыдущий, только с женщинами.
Ставы на защиту
Когда вы изображаете защитный став, вы должны представить это в виде стены, огненного кольца, высокого забора – все что угодно, что вы ассоциируете с безопасностью. После создания става и ритуала важно почувствовать ощущение защиты. Если такого ощущения нету, лучше повторить обряд сначала или сделать его в другой день.
Став 7. Преодоление препятствий
Состоит из рун: Хагалаз и Наутиз
Помогает преодолевать препятствия, справляться с проблемами, выходить из кризиса. Лучше иметь при себе в сложных ситуациях.
Оговор: «Я (имя) получаю защиту и справляюсь со всеми препятствиями на моем пути».
Став 8. Защита на детей
Руны: Перт, Маназ, 2 Альгиз
Защищает от порчи, сглаза, негативного влияния. Амулет со ставом нужно носить детям до 14 лет. Оговор следующий: «(Имя) защищен от всех бед, опасностей и неприятностей». Если нужно защитить ребенка от чего-то конкретного, тогда оговариваем это.
Став 9. Защита в дороге
Руны става: Дагаз, 2 Альгиз, 2 Райдо
Этот став нужно брать с собой в дорогу, в путешествие. Защитит от возможных неприятностей, дорога будет гладкой.
Оговор: «Я защищен во время моих поездок».
Став 10. Защита от сглаза и порчи
Руны: Турисаз, 2 Тейваз, 2 Альгиз
Помогает выстроить защиту от порчи, сглаза, любых магических манипуляций. Можно защищать не только человека, но и дом.
Оговор: «У меня мощная защита от любой магической и энергетической атаки».
Став 11. Защита от злых духов
Руны: Альгиз 4, Тейваз 4, Иса 4
Препятствует проникновению сущностей, создает защитный вакуум. Можно использовать как для человека, так и для дома или квартиры. Отлично подходит для создания амулетов.
Став 12. От энергетических вампиров
Руны: Отила, 4 Соула
Это щит на энергетическом уровне, который не даст присосаться вампиру, будет отталкивать его.
Оговор: » Я защищен, никто не может питаться моей энергией».
Став 13. На защиту дома
2 Альгиз, Ингуз, Беркана, 2 Тейваз
Защищает недвижимость от пожаров, воров и других неприятностей.
Оговор: «Ставлю защиту на свою территорию».
Став 14. Возвращение зла
Руны: 2 Эйваз, 4 Турисаз, 2 Иса
Используется при необходимости вернуть зло, причиненное вам, для возврата порч.
Оговор: «Порча идет на того, от кого пришла». После нужно поработать с очищающим ставом.
Ставы на улучшение энергетики
От уровня энергетики зависит многое: здоровье, работоспособность, желание двигаться вперед, наши отношения с другими людьми. Благодаря ставам можно повысить свой энергетический потенциал, обрести гармонию, сделать свое биополе сильным, не подверженным нападению извне.
15. Восстановление жизненной силы
Руны: 2 Исы, 2 Райдо, 2 Тейваз
Став помогает наполниться жизненной силой, восстановить биополе.
Оговор: «У меня много энергии, я полон сил и бодр».
16. Наполнение энергией
Руны: Гебо, Беркана, Соулу, 2 Лагуз, Кено, 2 Райдо, Перт
Помогает наполнится энергией, особенно полезен став людям, которые вынуждены ее терять при общении с вампирами, тем, кто болен, кто подвержен частым стрессам.
Оговор: «Мои силы восстанавливаются, я полон энергии».
17. Гармония
Руны: 2 Беркана, 2 Соулу, 2 Ингуз
Став наполняет гармонией, успокаивает, помогает наладить баланс женского и мужского.
Оговор: «Я гармоничный и счастливый человек».
18. Восстановление мужчины
Руны: 2 Тейваз, Гебо, 3 Ингуз, 2 Соулу, Беркана, Лагуз
Став направлен на восстановление мужской силы. При систематической работе с формулой повышается уровень мужских гормонов, восстанавливается энергетика. Став отлично подходит для создания мужского амулета.
19. Восстановление женщины
4 Беркана, Гебо, Дагаз, 2 Лагуз, Тейваз, Ингуз
Наполнение энергией женщин, улучшение либидо, гармонизации внутреннего состояния, повышает уровень женских гормонов. Можно использовать для изготовления женских амулетов.
20. Долгая жизнь
Используются руны: Райдо, 2 Лагуз, 2 Отила, 2 Дагаз
Став направлен на сохранение энергии, помогает поправиться от болезней, продлить жизнь, укрепить здоровье. Подходит всем, идеален для изготовления амулетов.
Оговор: «Я здоров и полон сил и энергии».
Ставы на деньги и материальное благополучие
Есть ставы, которые помогут открыть денежный канал, притянуть благополучие и материальный достаток.
21. Открытие денежного канала
Используются руны: Вуньо, 2 Ансуз, 2 Феху, Отила
Став убирает финансовые блоки, открывает или расширяет денежный канал. Именно блокировки финансового канала могут стать причиной неудач в работе, бизнесе. Если канал перекрыт, человек не смотря на свои старания, не может добиться достаточного финансового благосостояния. Работа с этим ставом поможет раскрыть потенциал, настроить свою энергию на принятие изобилия.
Оговор: «Мой денежный канал открыт. Я богатый счастливый человек».
22. Умножение материальных благ
Руны: 3 Феху, 4 Тейваз
Став помогает приумножить денежные средства, выгодно вложить, провести удачные инвестиции.
Оговор: Я приумножаю свои деньги, мои доходы растут.
23. Притяжение богатства
Перт, 4 Феху, 4 Тейваз
Став помогает притянуть деньги из разных источников. Если работа со ставом не помогает улучшить материальное положение, значит, нужно работать с денежным каналом.
Оговор: Я притягиваю деньги как магнит.
24. Быстрые деньги
Руны: Соулу, Феху, Отила
Став пригодится для получения денег в короткие сроки.
Оговор: Я получаю нужную мне сумму в течение месяца.
25. Устройство на работу
Руны: Уруз, Турисаз, Отила, 2 Феху
Став помогает при устройстве на работу.
Оговор: Я нахожу отличную работу, которая удовлетворяет всем моим пожеланиям.
Можно в оговоре указывать конкретную должность, какие-то свои предпочтения и желания. Можно сказать, какую зарплату вы хотели бы получать. Хорошо работать параллельно и с денежным каналом.
26. Карьерный рост
Руны: Дагаз, 4 Тейваз, 4 Соулу, 4 Феху
Если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице, используйте этот став. Оговор нужно делать как можно конкретнее.
Пример: «Меня повысили до начальника отдела в этом месяце».
27. Приобретение имущества
Используются руны: Эваз, Феху, 2 Отила
Став помогает провести сделки с недвижимостью, продать или купить имущество, ускорить процесс, привлечь покупателей.
Оговор: Я быстро продаю квартиру за (сумма) рублей.
28. Вернуть долг
Руны: Тейваз, 2 Кено, 2 Наутиз, Маназ, Эваз, Феху
Став помогает вернуть долги. Лучше сочетать работу со ставом денежного канала.
Оговор: Долги мне возвращаются быстро и легко.
29. Привлечение клиентов
Используются руны: Тейваз, 2 Феху, Манназ, Джера
Став привлекает клиентов в бизнес, улучшаются продажи, клиенты становятся более лояльными и готовыми к покупке.
Оговор: Клиенты идут ко мне не прекращающимся потоком.
Ставы на обретение женской и мужской привлекательности
У некоторых людей есть необъяснимое обаяние. Они словно магниты привлекают к себе людей и всегда пользуются популярностью. Улучшить свою привлекательность, стать более притягательным для противоположного пола помогут ставы.
30. Мужская привлекательность
Используются руны: Ингуз, 2 Кено, Лагуз, Тейваз, Перт, 2 Беркана
Раскрывает мужскую привлекательность, повышает либидо.
Оговор: Я привлекательный мужчина, женщин ко мне тянет, я пользуюсь у них успехом.
31. Женская привлекательность
Используются руны: Беркана, 2 Тейваз, Дагаз, Кено, Перт
Раскрывает женскую привлекательность, усиливает магнетизм и очаровательность.
Оговор: Я красивая, привлекательная женщина, ко мне тянутся мужчины.
Ставы на любовь
Для того, чтобы ставы на притяжение любви заработали, важно раскрыть свою женскую и мужскую привлекательность. Для этого сначала нужно поработать с предыдущими руническими формулами.
32. Привлечение мужчин
Используются руны: Джера, 2 Ингуз, 2 Манназ
Работает формула следующим образом: мужчины начинают проявлять внимание, их становится в окружении больше, женщина пользуется популярностью.
Оговор: «Вокруг меня много подходящих мужчин, я им нравлюсь, излучаю женственность и привлекательнось».
33. Привлечение женщин
Используются руны: Джера, 2 Беркана, 2 Манназ
Как работает формула: в окружении появляются женщины, они обращают внимание, хотят общаться.
Оговор: «Я привлекателен для женщин, они хотят со мной знакомиться, влюбляются в меня, хотят отношений».
34. Брак
Используются руны: 2 Гебо, 2 Тейваз, 2 Вуньо, Манназ
Этот став используется чтобы счастливо выйти замуж или жениться.
Оговор: «Я выхожу замуж (женюсь) в течение этого года с любимым человеком».
35. Страсть
Используются руны: Гебо, 4 Кено, 4 Вуньо.
Данный став применяют, чтобы вернуть в отношения страсть, сделать их более пылкими и романтичными.
Ставы на успех в делах
Эти формулы помогут привлечь успех в делах и стать везучим.
36. Успех
Руны: Фуху, Соулу, Тейваз
Этот став универсальный и может использоваться для поступления на работу, сдачи экзаменов и во время других важных или ответственных моментов.
37. Канал удачи
Руны: Ансуз, 2 Феху, 2 Кено, 2 Тейваз
Ставы открывает канал удачи, человеку везет в во всем.
Оговор: «Канал удачи открыт. Меня преследует удача, я везунчик и счастливчик».
38. Исполнение желания
Руны: Феху, 4 Эйваз, 4 Тейваз
Став помогает исполнять большие желания, достигать серьезных целей.
Оговор: «У меня все получается, мои желания и планы сбываются».
39. Избавление от врагов
Руны става: Турисаз, 2 Хагалаз, 4 Вуньо
Формула помогает избавиться от врагов, выходить всегда победителем.
40. Канал изобилия
Руны: Беркана, 2 Кено, Тейваз, Феху
Став открывает канал изобилия.
Оговор: «Для меня открыт канал изобилия, канал материальных благ и счастья».
Другие ставы
41. депрессии
Руны: Вуньо, 3 Хагалаз, Турисаз
Став помогает выйти из депрессивных состояний, убрать плохие мысли, настроиться на позитивный лад и зажить полной жизнью.
Оговор: “Я счастливый позитивный человек”.
42. Против простуды
Руны: Райдо, 2 Перт, 2 Иса, 2 Тейваз
Став помогает не подхватить простуду, быстро вылечиться.
Оговор: “Я здоровый человек, не подвластен заражению”.
43. На похудение
Руны: Джера, 2 Соулу, 2 Турисаз, 2Лагуз
Став помогает бороться с лишним весом.
Оговор: “Я стройная и привлекательная. Вес уходит, я не набираю килограммы”.
44. Удачный день
Руны: Феху, 2 Тейваз, 4 Перт
Став используется, чтобы пришла в тот или иной день удача. Особенно полезно использовать в дни важных событий.
45. Быстрое устранение препятствий
Руны става: Эйваз, Тейваз, Дагаз
Используется, если нужно быстро устранить проблему или препятствие.
Оговор: “Мои документы быстро проходят проверку”.
Ставы могут помочь в различных жизненных ситуациях, но прежде, чем приступать к работе с ними, нужно подготовиться и узнать больше информации о том, как это работает.
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом) по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества.
Поле получило название Девичье от того, что согласно преданию, во времена нашествия войск хана Батыя, здесь отбирали русских девушек, которым впоследствии предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.
Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы — настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.
Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.
После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.
Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.
Новодевичий — единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.
Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.
yakaev
Новодевичий монастырь — православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Он был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Само собой также является памятником архитектуры федерального значения. Монастырь считается одним из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России.
Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея. Добраться до него просто — нужно доехать до станции метро «Спортивная» и пройти 500 метров по улице 10-летия Октября в сторону Москва-сити. Перед самым входом в монастырь, да и вокруг него разбит сквер.
Прямо над входом в монастырь находится храм Спаса Преображения, построенный в 1687-1689 годах. Проход внутрь бесплатен, а вот съемка официально стоит 100 рублей. Хотя в монастыре много туристов, поэтому никто билет на фотосъемку не спрашивал.
Прямо сразу около входа расположены Лопухинские палаты. Они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Название — по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, проживавшей здесь в 1727-1731 годах.
Территория монастыря, конечно, хорошо ухожена.
И не спроста — Новодевичий монастырь является одним из обязательных мест для посещения всех туристов, приехавших в Москву.
На территории монастыря похоронены не только его настоятели, но и другие известные московские деятели.
Среди построек выделяется высокая часовня-усыпальница семьи Прохоровых в стиле столпообразных древнерусских храмов.
Она построена в 1911-1914 годах предположительно архитектором В.А.Покровским по заказу последнего владельца знаменитой «Трёхгорной мануфактуры» Н.И.Прохорова.
Центр монастыря — монументальный пятиглавый (первоначально — видимо, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) собор Смоленской иконы Божией Матери, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Высота собора — 42,5 метра.
К сожалению, вход в собор платный (250 рублей), так как он является филиалом Государственного исторического музея, который на Красной площади.
Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.
В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная.
Недалеко от Смоленского собора находится храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она действующая и вход туда свободный.
Церковь была построена в 1682-1687 годах.
Интерес представляют и Певческие палаты, являющееся самым большим жилым зданием в комплексе монастыря. Они возведены в 1718-1726 годах. Первоначально являлись братскими кельями, затем здесь проживала и наместница, а в XIX веке постройка переделана для монахинь-певчих (отсюда и название). Позади них видна Саввинская башня монастыря.
Постепенно огибаем Успенскую церковь и справа оказывается часовня-мавзолей Волконских. Она была поставлена над могилой героя Отечественной войны 1812 года Д.М.Волконского, а затем превращена в усыпальницу его семьи. Сооружена в 1830-х годах в стиле позднего классицизма. Впереди также можно заметить Предтеченскую, или Ирининскую башню.
Позади Успенской церкви, если смотреть относительно главного входа, находится храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой.
Церковь была построена в 1560-х годах. Эта группа зданий — самые старые постройки монастыря после Смоленского собора.
Около Сетунской башни в углу монастыря находится караульня, построенная в XVI веке.
Над южными (ныне закрытыми) воротами в 1683-1688 годах был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Через эти ворота действительно самый короткий путь из монастыря на Новодевичье кладбище.
Рядом с южными воротами находятся Маринские кирпичные палаты с белокаменными деталями. Они построены в 1683-1688 годах и названы по имени дочери царя Алексея Михайловича, царевны Марии Алексеевне, жившей здесь в 1690-х годах. А за палатами — Покровская (Воробьёвская, Богородицкая) башня.
По центру — Чеботарная башня, а рядом с ней — Стрелецкая караульня, построенная в конце XVII века.
Есть в монастыре и шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра, построенная в конце XVII века.
В то время это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. И действительно — ее видно еще издалека при подходе к монастырю.
Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
Завершая прогулку по монастырю, стоит взглянуть на его макет.
Даже с разных сторон.
Находится макет недалеко от главного входа (слева) между Казначейскими палатами, построенными на рубеже XVII и XVIII веков…
… и Стрелецкой караульней при Никольской башне.
Неполным посещение Новодевичьего монастыря было бы без того, чтобы не посетить пруд и взглянуть на него с другого берега. Но вначале я обошел монастырь вокруг по часовой стрелке.
Вообще крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново, с башнями, имеющими ажурные завершения, как например Царицынская (ближняя на фото) и Никольская башни.
Вдоль стен монастыря. Вдали виднеется «Дом на Мосфильмовской».
Рядом с монастырем в 1957 году был разбит парк «Новодевичьи пруды». По субботам здесь всегда много свадебных групп.
С берегов Новодевичьих прудов открывается красивый вид на монастырь.
Добавить комментарий