Новоиерусалимский монастырь реставрация

Попечительский совет

Совет фонда

Экспертный совет

о фонде

Инициатива создания Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря принадлежит Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву и Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Под их председательством 20 октября 2008 года в Кремле прошло первое заседание Попечительского совета Фонда. Председателем Правления Фонда назначен Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков.

Выступая на первом заседании Попечительского совета, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что «Ново-Иерусалимский монастырь является жемчужиной монастырской архитектуры», «сокровищницей вселенского православия», созидавшейся «как пространственная икона изображения Святой Земли».

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул, что, «восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа, а без этого невозможно решить ни одну крупную задачу, которая сегодня стоит перед нашим государством».

Восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – великой национальной святыни и уникального историко-культурного памятника мирового значения – это крупнейший совместный проект государства, Церкви и общества.

Любой человек может «заложить свой камушек» в Ново-Иерусалимский монастырь, внести свою лепту в восстановление святыни.

Информация о ходе восстановительных работ, благотворителях и расходовании собранных денежных средств представлена на официальном сайте Фонда.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями всех, кто дорожит историей Отечества и его национальным достоянием, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII – начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Реставрация уничтожила привычный, внешний вид шатра ротонды Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, а также, были полностью уничтожены остатки исторических элементов внутри собора. Сбита лепнина внутри. То, что происходило на наших глазах — невозможно назвать реставрацией, этот уродливый новодел невозможно назвать даже ремонтом. Это полное уничтожение нашей истории и культуры в Новом Иерусалиме. Россия лишилась еще одного исторического здания, получив взамен шедевра архитектуры — кривые, кустарные жестяные поделки и уничтоженный исторический облик изнутри.

Жалкое подобие ремонта своими силами, так отделывают внутриподвальные помещения дворники, нанятые коммунальными службами. Позор на весь мир . Даже после десятилетий воинствующего атеизма, после того, как под Москвой стояли немецкие войска и бомбили столицу, памятник архитектуры был восстановлен и выглядел лучше, чем сейчас, после так называемой «реставрации». С молчаливого согласия равнодушной общественности произошло фактически уничтожение исторических элементов Воскресенского собора. Я неоднократно бывала в этом монастыре, сохранились и мои фотографии 2005 года. Обратите внимание, как аккуратно выглядел шатер ротонды

Для сравнения: фото середины прошлого века , фото мое 2005 года, фото 2015 года. На фото отчетливо видно, что внешней переделке подвергся и сам купол, его форма и даже крест, венчающий купол храма.

Вот так выглядели элементы купола ротонды раньше.

Вот так все стало выглядеть сейчас, год 2015 .

Комментарий и фотографии, предоставленные специально для публикации председателем совета в Московском отделении ВООПиК — Евгением Соседовым: «К вопросу об «исторической реставрации» Нового Иерусалима — поистине историческим в ней стал масштаб освоения бюджетных средств, а все остальное… Вот, например, так «реставрировались» бесценные остатки подлинных барочных интерьеров ротонды Воскресенского собора. Говорят, вся уцелевшая после фашистов лепнина попросту сбивалась. И посмотрите, какая оригинальная «историческая» технология применялась для воссоздания каннелюров! Фотографии 2007, 2012 и 2013 годов»

Вот таким запомнили собор все, кто бывал в Новом Иерусалиме. Не получается говорить о Воскресенском соборе в настоящем времени, потому что увидеть его в таком виде уже нельзя. «Стоит добавить, что шатер ротонды на фотографиях 2005 года — это не подлинный шатер, а реставрационный, периода 1980-90х годов, в его реставрации участвовали лучшие специалисты. Реставрация монастыря шла с 40-х годов и к началу 90-х почти весь монастырь был восстановлен, кроме взорванной колокольни. Однако, в наши дни, почему-то все это было признано неправильным. Специалисты и градозащитники предупеждали, что ничего хорошего из этого не выйдет, так и получилось. Вся колоссальная советская реставрация была уничтожена. Получается, что монастырь вернули к состоянию 1941 года. В Новом Иерусалиме нужно было всего навсего воссоздать колокольню и провести консервацию сохранившихся интерьеров, а вместо этого монастырь повторно разобрали, добили остатки интерьеров и построили все заново.» — рассказывает мне Евгений Соседов.
Даже если памятник архитектуры остро нуждался в реставрации внешних и внутренних элементов, за каждым этапом работ должны наблюдать компетентные люди и контролировать ход реставрации обязаны специалисты. Кто вернет россиянам утраченный шедевр? Как можно было допустить уничтожение сохранившихся исторических элементов собора? Кто ответит за фактическое уничтожение исторического облика памятника архитектуры?
Работы проводила, по данным Евгения Соседова, некая компания «Балтстрой». Эта же компания реставрировала и Троице-Сергиеву лавру. Как пишет градозащитница Надежда Ченина, Балтстрой также занимался «реставрацией» Изборской крепости. «Экспертная комиссия под руководством Мильчика М.И. вынесла определение: МЫ ОЦЕНИВАЕМ ПРОВЕДЕННУЮ РЕСТАВРАЦИЮ В ЦЕЛОМ КАК НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ. Проведенная реставрация Изборской крепости свидетельствует о глубоком неблагополучии во всей реставрационной отрасли, выразившимся в грубых нарушениях научной методики, в отсутствии правильной организации всего проектно-производственного процесса и должного контроля за ходом работ, наконец, в игнорировании роли Научно-методического совета МК РФ, как высшего профессионального органа. » Обращение отправлено Мединскому. Ответа не последовало».
Продолжение следует.
Фото: Анна Николаева, Евгений Соседов, Виталий Царин

VMike ›
Блог ›
Новый Иерусалим после реставрации

Воспользовавшись нелетной недачной погодой, съездил в Новый Иерусалим. Было интересно посмотреть, что сделали реставраторы с Воскресенским собором Новоиерусалимского монастыря за многие годы трудов.
Посмотрел. Действительно впечатляет.
Храм Воскресения Христова был построен по образу храма Воскресения Христова в Иерусалиме, возведенного над Гробом Господним. Строительство началось при патриархе Никоне в 1656 году. При его жизни собор был доведен до сводов. Закончилось строительство в 1685 году.
В 1941 году в монастыре немцы организовали госпиталь. Отступая, Воскресенский собор они взорвали. Реставрация монастыря ведется с 1959 года. И вот относительно недавно после реставрации был открыт для посещения Воскресенский собор. На территории монастыря работы еще продолжаются.
Фотографией сложно передать внутренний объем собора. Но тем не менее….

Спасли и сохранили: Ново-Иерусалимский монастырь восстановили

Завершена реставрация подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, длившаяся 10 лет. Обитель, которая является памятником российской и мировой культуры, восстановлена во всем своем великолепии. Об этом было объявлено на заседании благотворительного фонда по восстановлению монастыря. Совещание прошло под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева и сопредседателя попечительского совета патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Основанный в 1656 году Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря был выстроен в короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей российской истории — второго русского царя из династии Романовых Алексея Михайловича и патриарха Никона. По первоначальному проекту он вмещал до 16 тыс. человек. Для сравнения, храм Христа Спасителя в Москве рассчитан на 10 тыс. человек.

На тот момент Ново-Иерусалимский собор был самым высоким сооружением в государстве, около 75 м. Он стал воплощением идеи патриарха о единстве мирового православия и утверждении русского государства как его центра. И задуман как пространственная икона всей Святой Земли — этот образ был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа. Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся изначально храмом-проповедью, поскольку наряду с иконами и живописью его украшало множество священных текстов.

В 1921 году монастырь был закрыт, а во время немецкой оккупации в 1941 году на его территории несколько недель размещался гитлеровский госпиталь. Собор тогда отапливали монастырскими иконами, поэтому старинные экземпляры до наших дней не дошли. Затем фашисты взорвали часть собора, а территорию монастыря заминировали. В 1994 году Ново-Иерусалимский монастырь был передан на баланс РПЦ, а реставрация началась только в 2008 году по указу президента.

— Теперь нужно поддерживать здания так, чтобы они сохранялись после восстановления, которое было предпринято, всей той работы, которая была. Именно поэтому правительство приняло решение выделять по отдельной строчке регулярное финансирование на содержание объектов, для того чтобы их можно было сохранять в том великолепии, в котором они сейчас существуют. И очень важно, чтобы Новый Иерусалим оставался просветительским центром. Собственно, он таковым и был задуман изначально, — сказал премьер-министр.

Глава правительства напомнил, что начиная с 2010 года на проект по восстановлению монастыря из федерального бюджета ежегодно выделялись средства. В общей сложности сумма составила 10 млрд рублей. Практически из руин была восстановлена колокольня, уничтоженная в войну. Воссоздан редчайший изразцовый иконостас XVII века.

— Мы планировали это сделать к 360-летию обители. Требовалась бережная реставрация. Святейший патриарх рассказывал, как эта реставрация была организована. Были привлечены лучшие специалисты, использован очень продуманный подход и современные технологии, что позволило это сделать очень качественно, — добавил Дмитрий Медведев.

Правительство приняло решение регулярно финансировать содержание объектов отреставрированного Ново-Иерусалимского монастыря.

Благотворительный фонд по восстановлению мужского монастыря был учрежден в октябре 2008 года по инициативе патриарха Алексия II. Его главными задачами стали организация работ по восстановлению ансамбля зданий монастыря, построенных в XVII–XIX веках, их финансирование, контроль за эффективным и целевым использованием средств. По окончании реставрационных работ фонд сосредоточил усилия на популяризации Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, организации культурных и просветительских мероприятий.

Сейчас с высоты птичьего полета Ново-Иерусалимский мужской монастырь выглядит, как возвышающаяся на холме крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами называют визитной карточкой обители.

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь

Россия Московская область Истра

Идёт загрузка карты…

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь — православный мужской монастырь в Московской области. Основан Патриархом Никоном в 1656 году. Был закрыт в 1919 году, в 1941 году разграблен. Возвращен Церкви в 1994 году.

История

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.

справа

Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.

Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.

В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.

справа

23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).

23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.

6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 году.

8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Cовременное состояние

Монастырь имеет архиерейское подворье по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; телефон: +7 939 730 99 23.

При храме действует Воскресная школа (телефон: +7 (909) 669-11-01, электронный адрес: [email protected]):

  • Воскресная школа для детей

Воскресная школа Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре начала в свою работу в 1999 году. В настоящее ее возглавляет Машлякевич Антон Дмитриевич. Младшую, среднюю и старшую группы с удовольствием посещают все желающие — дети от младшего до старшего школьного возраста из Истры и окрестных городов и сел.

  • Воскресная школа для взрослых

Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2015 года по воскресеньям в 13:00.

О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте.

Архитектурный комплекс

Интерактивная карта обители

  • Воскресенский собор

справа

По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха.

Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня.

Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.

  • Трапезная с церковью Рождества Христова

справа

Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено.

Корпус Трапезных палат сильно пострадал в 1941 году. В северной палате был разрушен свод, кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями, но при этом храм Рождества Христова почти не получил повреждений. Во время реставрационных работ архитектурный облик интерьеров восстановлен в первоначальном виде. Фасады корпуса сохраняют сочетание форм и деталей XVII — XIX веков. 6 декабря 1997 года Рождественский трапезный храм был вновь освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

  • Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

справа

Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим сооружен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет основание в форме креста, квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга, уменьшающиеся кверху восьмигранники. Надвратной церкви соответствует трапезный храм Рождества Христова у западных врат обители, что указывает на связь между пришествием в мир Спасителя и Его шествием в Иерусалим на вольную смерть ради искупления человечества.

В декабре 1941 года Входоиерусалимленская церковь была полностью разрушена, восстановлена к 70-м годам ХХ века. В настоящее время помещение храма занимает Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

  • Подземная церковь Константина и Елены

С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.

  • Крепостная ограда

справа

В 1690—1697 годах завершило формирование комплекса монастырских сооружений возведение каменной ограды вместо старой деревянной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, составляет около одного километра, высота — девять метров, толщина — до трёх метров. Верхняя часть стен — боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль. В продолжение традиции, вероятно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.

  • Некрополь

справа

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.

На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря — архимандрит Герман.

В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.

  • Богоявленский скит

справа

Первоначально пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой — соединенный с нею подковообразный канал. Остатки этого водоема прослеживаются ныне в виде рва, во время весеннего паводка заполняемого водой.

Возведение пустыни началось, по-видимому, в 1657 году. Первоначально это были двухэтажные палаты, к которым с востока примыкала четырехстолпная церковь Богоявления Господня. Однако в 1661—1662 годах Патриарх Никон перестроил пустынь, превратив ее в «столп каменный о четырех апартаментах».

В XVII веке в первом этаже «столпа» находились хозяйственные палаты. Во втором — прихожая и помещения для келейников Патриарха. В третьем — церковь Богоявления Господня с трапезой, келья Святейшего Никона с прихожей и «приемная» палата. Четвертый этаж составляют сооружения на плоской кровле, куда ведет винтовая лестница, соединяющая все «апартаменты».

При входе в пустынь поражает резкое различие между ее внешним и внутренним обликом. Высокое, строго торжественное снаружи здание выглядит внутри низким и тесным. Это объясняется поэтажной расчлененностью пространства на небольшие палаты, предназначенные для пребывания в них одного-двух человек. Внутреннее убранство пустыни утрачено, но дух уединенной монашеской молитвы и ныне дышит в стенах, где Патриарх Никон «жесточайшее житие живяше». Восходя на свой «столп» во время постов, он совершал богослужения, как простой иерей, спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях.

Летом Патриарх молился на кровле пустыни в маленькой келье, где вдоль западной стены находилась каменная скамья, облицованная изразцами. Здесь же, в центральной части кровли, стоит восьмигранная церковь святых апостолов Петра и Павла. К востоку от нее расположена маленькая звонница.

  • Елеонская гора

справа

Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем.

С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись.

В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине.

В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.

17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова.

29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах.

Святыни

  • Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном»

Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном»

1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим».

  • Разборная модель Храма Гроба Господня

Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель использовалась Патриархом Никоном при строительстве Воскресенского собора Нового Иерусалима – копии Иерусалимского Храма Гроба Господня.

  • Фрагмент омофора Патриарха Никона

Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье. Омофор является частью богослужебного облачения епископа, он служит напоминанием о евангельской притче о заблудшей овце. Древнейшие символические изображения Иисуса Христа представляли собой изображение пастыря, несущего на плечах овечку.

  • Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины

Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение. Дарохранительница – это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы. В православных храмах дарохранительница хранится в алтаре на престоле и носит название кивот.

  • Антиминс XVII века

Подписан Патриархом Никоном. Антиминс представляет из себя плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и четырех евангелистов и подписью епископа, освятившего его. Антиминс является основным предметом, без которого совершение Божественной Литургии невозможно, он освящается по особому чину и может быть освящен только архиереем.

Престольные праздники

Воскресение Христово (Пасха) — Переходящая дата

Рождество Христово — 7 января

Вход Господень во Иерусалим — Воскресенье перед Пасхой

Константин и Елена, равноапостольные — 3 июня

Как добраться

справа

Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2, Монастырь.

Телефон: +7 (498) 314-68-38 (паломническая служба).

Проезд:

На автомобиле:

  • по Волоколамскому или Новорижскому шоссе (ок. 45 км от МКАД), через г. Истру.

На общественном транспорте:

  • электропоездами Рижского направления до станции “Истра” или “Ново-Иерусалимская”, далее автобусом до остановки “Монастырь» или пешком около 20 мин.
  • автобусом № 372 от м. “Тушинская” до ост. “Почта», далее пересадка на автобус до остановки “Монастырь».

Паломнику

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Богослужения

Актуальное расписание богослужений

В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:

  • Таинство Крещения.
  • Таинство Венчания (в положенные Церковью дни).
  • Исповедь, Соборование, Причащение на дому, освящение жилищ и автомашин.
  • Отпевание (заочное и очное).
  • Освящение крестиков и икон.

Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или по телефону: (495) 994-61-70; 4-71-70

За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.

Экскурсии

Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8-(498)-314-68-38 с 9.00 до 18.00 и 8-(910)-461-18-57.

Паломническая служба монастыря расположена на территории обители.

Внимание! Не путать с кассами музея «Новый Иерусалим»!

Запись также осуществляется по E-mail: [email protected] и по скайпу newj-palomnik.

При записи по Интернету экскурсия считается записанной только после получения Вами подтверждения по E-mail!

Фото

  • Воскресенский собор в XIX веке

  • Ф. Я. Алексеев Новоиерусалимский монастырь

  • Патриарх Никон с братией Ново-Иерусалимского монастыря. Парсуна. XVII в.

  • Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид сверху

  • «Скит» патриарха Никона

Видео

Ссылки

Официальный сайт монастыря