Новый год и рождество

Содержание

По каким причинам мусульманам нельзя отмечать Новый год

Новый год уже совсем близко, а потому люди задумываются о том, как отмечать этот праздник правильно. Многие знают, что мусульманам нельзя отмечать Новый год. Но далеко не всем известно, почему действует какой запрет.

Ассоциации с языческим праздником

Рассуждая о том, почему нельзя отмечать Новый год, стоит упомянуть, что мусульмане пользуются собственным, отдельным календарем. Согласно ему, начало Нового года берет отсчет с первого Мухаррама, т. е. первого месяца исламского календаря.

По григорианскому календарю Новым годом считается дата обрезания Иисуса, т. е. 1 января.

Происхождение Нового года нередко связывается с Янусом, который представляет собой двуглавое божество. Оно присутствовало в языческой мифологии, и праздник в его честь отмечался римлянами. Он представлял собой символ перемен.

Это одна из важных причин, почему нельзя отмечать Новый год мусульманам, ведь языческие традиции и ислам несовместимы.

Несоответствие происходящему в мире мусульман

Рассмотрим другой довод, почему нельзя праздновать Новый год мусульманину. Утверждая какой-либо праздник, мусульмане всегда ориентируются на положение собратьев по вере на местном и глобальном уровне. Если обратиться к мусульманскому календарю, то все значимые даты так или иначе соответствуют этому требованию.

Интересно! Из-за чего мусульманам нельзя праздновать День рождения

В такие дни мусульмане читают молитвы, они посвящают ее людям, которые испытывают страдания, а также раздают деньги, еду в качестве помощи нуждающимся.

Но празднование Нового года идет в разрез с этими особенностями. Оно представляет собой праздник, отдельный от остального мусульманского мира.

Достаточно вспомнить о таких моментах, как война в Сирии, голод в Сомали, заключение палестинцев в Газе, события в Бирме, которые сопровождались этническими чистками. Празднование Нового года, таким образом, – противоположность хадиса о единстве. В этой умме пророк Мухаммед говорил, что верующие неразрывно связаны друг с другом как единое тело.

Как-то Салахуддина Айюби спросили, почему он не улыбается, ведь этого требовал пророк. Он сказал, что не может улыбаться, когда мусульмане испытывают страдания, а мечеть аль-Акса осквернена.

Именно это отношение позволило ему добиться того, что он впоследствии сделал. Вот почему не утихают споры относительно того, можно ли отправлять друг другу сообщения, в которых мусульмане поздравляют друг друга с Новым годом.

  • А вы будете отмечать Новый год 2020?
    Да Пока не решили Нет Проголосовать

Символика, не соответствующая мусульманской

Представляя себе празднование Нового года, на ум приходят вовсе не люди, которые молятся в присутствии имама в мечети или сидят в маджлисе. Новый год предполагает то, откуда идут его истоки.

К исламу он не имеет ровно никакого отношения. Это также важно знать, исследуя причины, почему нельзя праздновать Новый год мусульманину.

Противоречие с атмосферой и энергетикой ислама

Считается, что действия, которые происходят в Новый год, наполнены лицемерием. Ложь присутствует в любых действиях, наблюдающихся в этот праздник, что ни в коем случае не соответствует духу ислама.

Существует множество способов, которые позволяют показать окружающим собственные манеры и проповедовать свою веру, не принимая участия в ритуалах других народов.

Интересно! Календарь мусульманских праздников в 2020 году

В полночь с 31 декабря на 1 января верующему мусульманину негоже поддаваться греховному поведению, как это делают представители светского мира и отдельные люди, принадлежащие к другим конфессиям. Нужно поблагодарить Аллаха за то, что он позволит начать новый год, поразмыслить над прошедшим,

Важно проанализировать свои ошибки и попросить у Всевышнего благословения. Это будет самым правильным поведением для мусульманина.

Не стоит забывать, что Аллах велел пользоваться отдельным календарем, в котором предусмотрены Курбан-Байрам и Рамадан как 2 наиболее значимых праздника для мусульманина.

Подведение итогов

  1. Мусульманам запрещается праздновать Новый год в традиционном его понимании, так как они не должны поклоняться кому-либо, кроме Аллаха. Встреча Деда Мороза не соответствует этому правилу и считается грехом.
  2. Новый год вызывает у мусульман ассоциации с распитием алкоголя, использованием чересчур откровенных праздничных нарядов, что можно считать искушением и запретным зрелищем.
  3. Новый год наполнен символикой, которая характерна для других религий, а потому он не имеет ничего общего с исламом. Это еще одна причина запрета на его празднование.

Почему считается, что христианам нельзя праздновать Новый год

В канун новогодних праздников неизменно встаёт вопрос, а могут ли православные отмечать Новый год? Ведь это время Рождественского поста.

История вопроса

Чтобы понять, почему вообще возникает этот вопрос, необходимо обратиться к истории. 26 января 1918 года Россия перешла с юлианского календаря на григорианский, но Православная церковь осталась верна юлианскому календарю, вследствие чего и появились понятия «старый стиль» и «новый стиль».

По логике, Новый год наступает после Рождества, так и происходит, согласно григорианскому календарю в католических странах, и в России, согласно юлианскому, — тоже. Поэтому у нас есть Старый новый год, который следует за Рождеством, а его празднование приходится на Святки. Это время веселья и праздников, поэтому и вопрос, можно ли православным отмечать Старый Новый год, не стоит.

Не следует забывать и о периоде воинствующего атеизма, когда боролись с религией и религиозными праздниками во всех проявлениях, в том числе и с рождественской ёлкой. Совсем запретить ёлку вряд ли бы удалось, значимость и история этой традиции была в народе слишком велика, поэтому впоследствии её просто приурочили к другому празднику — Новому году.

После революции боролись не только с православными праздниками, но и их атрибутами

Мнение, что отмечать Новый год в ночь на 1 января по новому стилю нельзя, имеет как сторонников, так и противников. Среди аргументов против празднования не только факт длящегося в эти календарные дни поста. Часто отмечается неуёмность современного новогоднего веселья, вплоть до потери человеческого облика.

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».

То есть исторически сложилось, что можно ли отмечать Новый год — это острый социальный вопрос, при решении которого важно понимать не только историю России, но и психологию людей. А также свою меру отвественности за принятое решение.

Как отмечать Новый год православным

Поскольку Новый год у нас всё-таки отмечается по григорианскому календарю (по новому стилю), у воцерквляющихся людей возникают сомнения по поводу уместности празднования этого праздника. Ведь это время поста, причем последние пять дней — строгого поста. Разве можно в это время веселиться?

Можно встретить разные мнения. Но всё же подавляющее большинство священников призывает относиться к празднованию Нового года терпимо.

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост — установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год — может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

У полностью воцерковленных семей всё просто — там готовятся к Рождеству. И именно оно является главным праздником со всеми атрибутами — наряженной ёлкой, подарками, праздничным столом и т. д.

Но часто в семьях кто-то является верующим, а кто-то нет, или семья только ступила на путь воцерковления, и могут возникнуть противоречия. В этом случае главное не то, что вы будете отмечать Новый год, а как.

  • Вы вполне можете нарядить ёлку, преподнести часть подарков детям (остальные оставьте на Рождество).
  • На стол приготовьте постные блюда, которые, кстати, могут быть очень вкусными и разнообразными.
  • Можете сделать смешанный стол, где будут присутствовать скоромные блюда для непостящихся членов семьи и гостей.
  • Выпить бокал шампанского или немного вина не запрещается, главное — не напиваться.
  • Продумайте программу праздника, чтобы всем было интересно, но чтобы веселье не превратилось во что-то непотребное.

Постные блюда тоже могут быть разнообразными и вкусными

Во многих церквях в канун Нового года проходят богослужения, поэтому верующие могут побывать на службе и таким образом проводить старый год.

А первого января уже несколько лет проводится в честь памяти русского святого Ильи Муромца. В программу обычно входят молебен, пробежка, спортивные мероприятия и чаепитие.

Первого января проводится всероссийская православная акция «Муромская дорожка»

Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное — потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое — чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас — во всем мире — любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Православным можно отмечать Новый год. Необходимо только соблюдать умеренность.

История рождественской елки в России

Во многих семьях принято хранить и передавать по наследству коробки с елочными игрушками (есть старые-престарые игрушки и в нашей семье). Сейчас, смотря на украшенную елку, самое время рассказать детям об истории рождественской елки и о том, как на елочные украшения влияли исторические события.

Появилась елка на Руси при Петре Первом, но далеко не сразу вошла в жизнь русского народа и далеко не сразу стала неотъемлемой частью рождественских и новогодних празднеств, а «приживалась» в нашей стране медленно и весьма болезненно.

Рождественская елка во время своего «врастания» корнями в русскую почву должна была пережить и минуты восторга, и мгновения ненависти, и годы забвения, и периоды полного равнодушия. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр Великий издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

После смерти Петра елку совсем забыли, и вернули ее «к жизни» лишь в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге и продолжавшие и в далекой снежной России соблюдать обычаи своей родной Германии.

Германия считается первой страной, где была введена рождественская елка — специально для детей. «И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении. Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью. «Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа», — писала . душечкина, наш известный историк «рождественской» культуры.

Первая «публичная» елка была устроена в Петербурге в 1852 году в Екатерингофском вокзале.

Постепенно елка совершенно завоевала Россию, став к концу 19 века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”.

С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России, — писал в 1898 году известный педагог Е. Швидченко. — Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке… способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.

Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки…

А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней… Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».

Никто не знает наверняка, где и как зародился обычай устраивать рождественскую елку. Тем не менее несомненно, что пришел он из глубокой древности и связан с языческими верованиями в то, что у каждого предмета — в том числе и у деревьев — есть душа. Следы почитания деревьев находят в древних религиях англичан, скандинавов, итальянцев, французов, чехов, на Кавказе, в Аравии, Монголии и других местах. Часто деревьям приносили жертвы, украшали их, навешивая на ветви кусочки материи, ленты, мясо, хлеб, другие украшения — в частности зажженные свечи. В окрестностях Киева, начиная с 1506 года и вплоть до 1917 года, существовал праздник «женитьбы свечки», когда вечером 1 сентября (первый день Нового года в допетровское время) на базаре устанавливают елку, увешивают ее фруктами, овощами, цветными бумажками и восковыми свечами и устраивают вокруг песни и пляски до утра. Вокруг ели на Руси совершался и обряд венчания, запечатлевшийся в русской пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели».

Таковы «языческие» корни праздника. Но есть у обычая устраивать рождественскую елку и корни «христианские».

В религиозных легендах часто встречается образ чудесного деревца как символ христианизации всего мира.

Елка — эта символ райского дерева, древа жизни, которого люди «некогда лишились, но которое возвращается нам родившимся Спасителем, невидимым Солнцем правды (Рождество), дарующему всему жизнь через ежегодное нарождение и действие видимого солнца (Новый год)».

Начиная с XVI века ель стали ставить в Германии, Голландии и Англии, украшая ее ветви исключительно съедобными «игрушками». Яблоки — как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли — вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.

Старинная тренога для елки

Верхушку елки украшают звездой — в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. Среди зеленых лап притаились фигурки поющих ангелов, славящих Бога, и пастухов с овечками, пришедшими поклониться Младенцу. Об этом же радостном событии напо-минают и позванивающие серебряные и золотые колокольчики, подобные тем, что надевались палестинскими пастухами своим стадам. Не случайно украшена елка и горящими свечами и фонариками. Их прообразами были огни костров и яркие звезды, светившие для вифлеемских пастырей в Светлую ночь.

С 1850-х годов в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, когда стеклянные игрушки были призваны заменить не уродившиеся не сколько лет подряд орехи и яблоки.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов.

Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России тоже стали открываться кустарные мастерские по производству игрушек, а в конц19 века в Клину и Петербурге открылись первые «елочные» фабрики», однако немецкие стеклянные игрушки быи более высокого качества и ценились очень высоко — дороже отечественных.

Постепеноо в семьях стала приживаться традция самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника мать и бабушка вместе с детьми проводили вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл.

Рождество в русском доме начала 20 века. Музей. Вотчина Деда Мороза, Великий Устюг

Такой обычай сначала прижился в дворянских семьях, затем перешел в среднее сословие, но общенародной елка стала уже только в СССР, превратившись из рождественской в новогоднюю.

Елена Хмелева. Новый год

lsvsx

Петровский указ 1699 года и его последствия
В России обычай новогодней ёлки ведёт своё начало с петровской эпохи. Мнение о том, что ёлка как новогодний символ «первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII века» и устраивалась в немецкой слободе, где с ней и ознакомился юный царь Пётр и откуда она была перевезена в Петербург, похоже, не имеет под собой никакой реальной почвы.
Лишь по возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698–1699) Пётр I «устраивает, — по словам А.М. Панченко, — экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря». Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё — Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить … а стоять тому украшению января в первый день». Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трёхвековой истории обычая устанавливать ёлку на зимних праздниках.
Однако к будущей рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии. Текст царского указа свидетельствует о том, что для Петра в вводимом им обычае, с которым он познакомился, конечно же, во время своего путешествия по Европе, важной была как эстетическая сторона (дома и улицы велено было украсить хвоей), так и символическая: декорации из вечнозелёной хвои следовало создавать в ознаменование Нового года.
Петровский указ от 20 декабря 1699 года является едва ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков. Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание (то есть кабак. — Е.Д.), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла». Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Д.В. Григорович, например, в повести 1847 года «Антон-Горемыка», рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает: «Вскоре все три путника достигли высокой избы, осенённой ёлкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги при повороте на просёлок, и остановились». Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки: «Здание кабака … состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей … На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь». Эта деталь нашла отражение и в стихотворении М.Л. Михайлова 1848 года «Кабак»:

У двери скрипучей
Красуется ёлка…
За дверью той речи
Не знают умолка…
К той ёлке зелёной
Своротит детина…
Как выпита чарка —
Пропала кручина!
А в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:
Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой.
Где у дверей вбита ёлка…
Что это?.. — Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак!..
В результате кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдём-ка к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься» (ср. также поговорку: «ёлка (т.е. кабак. — Е.Д.) чище метлы дом подметает»), а ввиду склонности к замене «алкогольной» лексики эвфемизмами, практически весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять» — пьянствовать, «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдём поднимать» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке; «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п.. Эта возникшая связь ёлки с темой пьянства органично вписалась в прежнюю семантику ели, соединяющую её с «нижним миром».
На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует: её образ отсутствует в новогодних фейерверках и «иллуминациях», столь характерных для «века просвещения» и представлявших собою достаточно сложные символические комбинации; не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе; и конечно же, нет её на народных святочных игрищах. В рассказах о новогодних и святочных празднествах, проводившихся в этот период русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели. Поэтому и иллюстрация в одном из Рождественских номеров журнала «Нива» за 1889 год «Празднование святок в 1789 году», на которой изображена «святочная сцена» в состоятельном доме, где в углу залы стоит большая разукрашенная ель, могла появиться только из-за неосведомлённости как художника» так и издателей этого еженедельника в истории русской елки. Впрочем, эта ошибка повторялась не раз. К гравюре по картине Э. Вагнера «Рождественская ёлка лет назад» дано объяснение:
На картине изображена семейная сцена «ёлка в XVIII веке в богатом доме». Ёлка готова. Пудреный лакей зажигает последние свечки, мать семейства звенит в колокольчик, давая этим знать, что можно входить, отец наблюдает с своего кресла, какое впечатление произвели на детей блестящие игрушки. Дети поражены, даже самый маленький хлопает в ладошки на руках у няни; второй, постарше, держась за руку молоденькой сестры, сдержаннее выражает свой восторг, а средний — буян, прямо несётся к киверу, сабле и барабану, которые так заманчиво красуются, блестя при огнях на стуле около ёлки.
Подобная сцена для конца XVIII века просто немыслима.
Помимо внешнего убранства питейных заведений, в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия ёлки использовались на катальных (или, как ещё говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (святках и масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям горок. На гравюре 1792 года Д.А. Аткинсона, жившего в России с 1784 по 1801 год, «Катание с гор на Неве» еловые деревца расставлены по всему скату горки и по её бокам. На рисунках и гравюрах XVIII–XIX веков украшения из ёлочек в местах зимних городских увеселений встречаются постоянно: на анонимной гравюре «Катание на чухнах» (конец XIX века) ёлочные ветки разбросаны по замёрзшей Неве, а на рисунках А. Бальдингера (гравюра К. Крыжановского) «Катание на льду на Екатерининском канале в Петербурге» и «Ледяные горы» (1879) всюду — на горках, на подъёме и на их скате — стоят небольшие воткнутые в снег еловые деревца. Устанавливались ёлочки и возле традиционных праздничных балаганов на Семёновском плацу, что видно на одной из гравюр 1890-х годов. В Петербурге ёлками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: «В снежные валы, — пишет Л.В. Успенский о Петербурге конца XIX — начала XX века, — втыкались весёлые мохнатые ёлки» и по этой дорожке «дюжие молодцы на коньках» перевозили санки с седоками. Все перечисленные примеры к обычаю рождественского дерева не имеют никакого отношения, однако сам факт украшения города зимой вечнозелёной хвоей свидетельствует о том, как постепенно готовилась почва для превращения ёлки в символ Рождества.
Е. Душечкина: «Русская елка. История, мифология, литература» Tags: Славяне Предки Русь

Как появился праздник «Новый год», почему его начали отмечать? История возникновения в России и в мире

Трудно найти человека, который был бы равнодушен к самому волшебному празднику – Новому году. Многие готовятся к нему еще за пару недель, а некоторые особо нетерпеливые предвкушают аромат мандаринов уже в начале декабря. Между тем, традиция радоваться завершению годового цикла возникла еще много столетий назад у древних цивилизаций.

История возникновения Нового года

В исторических летописях зафиксировано, что люди устраивали гуляния в честь завершения старого года еще в Древней Месопотамии. Это было примерно во втором тысячелетии до н. э.

Есть данные о том, что в Древнем Египте также уделялось внимание данному празднику. Правда, египтяне отмечали его в сентябре.

Насколько значимым праздник был для канувших в прошлое цивилизаций не установлено. В любом случае точно известно, что Новый год имеет языческие корни. Разные народы устраивали гуляния и старались задобрить различных богов и духов, чтобы те даровали им счастливый и плодородный год.

Не оставались в стороне и древние кельты. Кстати, именно они первыми сделали ель символом праздника.

Кельты относились к деревьям с большим почтением и не срубали их. Они собирались вокруг пушистых красавиц семьями прямо в лесу.

Кельты считали, что ель сохраняет свои зеленые иголки зимой благодаря сильному духу, который оберегает ее от холодов. Правда, чтобы задобрить его, использовался не совсем приятный для современных людей ритуал. В жертву приносили животное, вспарывали ему живот, а внутренности развешивали на ветках.

Постепенно кельтская традиция становилась не такой кровавой. Вместо внутренностей животных на дереве размещали яблоки и другие съестные лакомства для духа. Именно отсюда пошла традиция украшать елку.

В Древнем Риме была впервые четко установлена дата народных гуляний – 1 января. Параллельно с этим праздник являлся днем, обозначающим старт полевых работ.

Особо почитался у римлян в данный день бог Янус, которому в изобилии приносили разные жертвы. Он являлся богом выбора, поэтому люди надеялись завоевать его благосклонность и старались в Новый год начинать все важные дела.

Постепенно все больше стран устанавливали 1 января как день, с которого следует отчитывать период нового года. Само собой, такой день сразу воспринимался народом как праздничный.

Быстрее всего торжественная дата прижилась в Венеции и Швеции, а вот в Турции и Греции 1 января стал считаться стартом нового года лишь с начала 20-го века.

Интересные факты о празднике

Существует множество интересных фактов, связанных с Новым годом:

  1. У некоторых народов Новый год отмечается не так пышно и торжественно. К примеру, в США больше любят Рождество. В отличие от стран СНГ, в которых ребятишки получают заветные подарки 1 января, в США дети находят игрушки и сладости под елкой именно в Рождество, которое отмечается 25 декабря;
  2. Во Вьетнаме существует замена традиционной новогодней ели. Там в домах ставят на видное место миниатюрные мандариновые деревья. Их можно даже не наряжать. Главное, чтобы на них были созревшие плоды;
  3. Эскимосы считают, что Новый год правильнее отмечать в день, когда выпадает первый снег;
  4. В Греции отец семейства выходит из дома в новогоднюю ночь и вдребезги разбивает о его стену сочный гранат. Считается, что разлетевшиеся зерна принесут удачу.

История Нового года в России: кратко

У данного праздника в России была нелегкая судьба. Его учредителем считается Петр I. Известный любовью ко всему европейскому, он в 1699-м году издал указ, по которому с 1 января у русских людей появился Новый год.

Уже спустя несколько лет после кончины Петра праздник справляли все реже и то в основном в питейных заведениях, посетители которых были заинтересованы в лишнем поводе для веселья. Возродить интерес к Новому году с некоторым успехом удалось у Николая I.

К сожалению, после начала Первой мировой войны елку на Красной площади ставить перестали. Все потому, что врагами на фронте были немцы, от которых в свое время Петр I и перенял традиции зимнего праздника.

В 1920-х годах вернулась традиция наряжать новогодние елки для детей. Но уже спустя несколько лет партийная верхушка посчитала, что праздник является напоминанием о «буржуазных пережитках». После чего все официальные торжества в новогоднюю ночь вновь были отменены.

Лишь в 1935-м году в прессе после негласного одобрения Сталина появляются статьи о том, что Новый год следует рассматривать как возможность порадовать всех советских ребятишек.

В школах и детских клубах комсомольцы начинают организовывать веселые новогодние представления. В январском выпуске «Правды» появляется поздравление Сталина, адресованное всем трудящимся.

С 1970-го года новогодние традиции советских граждан пополнились еще одной – прослушивание телевизионного обращения главы государства. Впервые это сделал Брежнев и с тех пор ежегодно перед боем курантов россияне сначала слушали речь генеральных секретарей, а затем и президентов.

Советская новогодняя атрибутика

С новогодним праздником тесно связана религиозная составляющая. К примеру, на елке возвышается Вифлеемская звезда, а на ее ветках размещаются рождественские персонажи.

Разумеется, после возрождения данного праздника в атеистическом государстве от подобного решили отказаться. Поэтому Кремлевскую елку для советских детей украшали красной пятиконечной звездой. Вместо волшебных персонажей на зеленой красавице появилась более приземленная символика, отображавшая стремления ближайшей пятилетки: игрушечные самолеты, тракторы и даже танки.

При Хрущеве появилась мода наряжать елку достижениями советского аграрного хозяйства: кукурузой, снопами пшеницы и т.д. С началом освоения космоса овощные культуры сменились на серебристые миниатюрные спутники и ракеты.

Где не празднуют Новый год?

Есть страны, в которых накануне 1 января совершенно отсутствует праздничное настроение:

  • Израиль. Если 1 января не выпадает на субботу, то это будет простой будний день;
  • Индия. Страна, в которой в некоторых штатах Новый год вообще отмечают в разные дни. К примеру, в Керале местные жители радуются приходу нового года 12 апреля;
  • Саудовская Аравия. В одной из самых консервативных мусульманских стран пошли еще дальше. Новый год здесь под негласным запретом. Религиозная полиция следит, чтобы магазины даже не торговали новогодней атрибутикой. Разумеется, нет запрета на встречу праздника в кругу семьи. Некоторые христиане, приехавшие из других стран, даже приглашают друзей-мусульман к новогоднему столу.

Новый год относится к числу древнейших праздников. Несмотря на то, что у него языческие корни, он обрел множество христианских символов (свечи и хрустальные ангелы на елке) из-за своей близости с Рождеством.

Православное Рождество Христово: что категорически нельзя делать 7 января

Православные верующие 7 января отмечают один из главных христианских праздников – Рождество Христово.

Этот день считается днем рождения Иисуса Христа в Вифлееме от Девы Марии. К празднику OBOZREVATEL рассказывает об истории, традициях этого дня, а также о том, что категорически нельзя делать на Рождество 7 января.

Православное Рождество: история праздника

По Евангелию, Дева Мария и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения. Остановиться им было негде, поэтому они ночевали в пещере, где пастухи и их скот прятались от непогоды. Здесь и родился Иисус, а ясли стали для него колыбелью.

В этот момент от Вифлеемской звезды стало исходить яркое сияние, которое и известило мир о рождении Спасителя. Волхвы, которые шли на свет яркой звезды, принесли свои дары Сыну Божьему – ладан, золото и смирну – отсюда берет свое начало традиция дарить подарки на Рождество.

Рождество 2020: традиции

По традиции, на Рождество после праздничной службы в храме за столом собирается вся семья, а вместо приветствия говорят: «Христос рождается! Славим Его!». Во время этой трапезы разговляются, поскольку 7 января заканчивается Рождественский пост и хозяйки к этому дню уже готовят блюда из мяса.

Главным блюдом в Рождество считается кутья – каша из пшеницы или риса, в которую добавляют мед, изюм, мак, орехи и сухофрукты. Также на столе обязательно должен присутствовать компот из сухофруктов – узвар.

Рождество празднуется 12 дней, до Крещения Господня 19 января. Этот период называется Святки. В эти дни приветствовать друг друга принято словами: «Христос родился!» – «Славим Его!»

Кроме того, на Рождество существует традиция колядовать, а колядующих одаривать деньгами и сладостями. В каждом доме к празднику выпекали пироги, пряники, колядки – изделия из ржаного пресного теста с начинкой, которыми угощали колядников.

Рождество Христово 2020: что нельзя делать 7 января

– На Рождество нельзя надевать старую одежду.

– Категорически запрещается работать: женщинам нельзя стирать, убирать, шить, выносить мусор из дома, а мужчинам – ходить на охоту или рыбалку.

– Нельзя гадать на Рождество. Для этого отводится специальное время с 12-го дня Святок до Крещения.

– На Рождество, как и в другие праздники, категорически нельзя ругаться, сквернословить, особенно за столом.

– Считается, что на Рождество на елке должна быть именно звезда, а не другое украшение, ведь это символ Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении Иисуса.

– На праздничном столе ни одно из блюд не должно остаться нетронутым.

– Один из главных запретов: нельзя отказывать в помощи нуждающимся.

Как появилась традиция праздновать Новый год в России

Как и для всех психологов, для меня очень важно понимать, что я делаю, почему, в чем я принимаю участие и зачем, с какой целью, т.е. речь идет об осознанности. И вот в этой связи возникла потребность проанализировать, провести исследование истории возникновения новогоднего праздника в современной России и всех его героев, понять их содержание и смысл. Да, не хочется играть в чужие игры, хочется понимать и осознанно выбирать для себя игры или создавать свои.

Изначально празднование Нового года у всех народов было связано либо с началом весенних полевых работ, либо с окончанием земледельческого сезона.

Так в Древнем Египте празднование Нового года было связано с началом сельскохозяйственного сезона и разливом Нила. В эти дни проводили священные обряды, народные гулянья с танцами и музыкой, в т.ч. ночные, дарили друг другу подарки, подносили подарки фараону.

Кельтские племена связывали начало нового года с окончанием сезона земледелия.

Друиды отмечали временное умирание природы в конце октября (в наши дни это сохранилось в виде традиции праздновать Хэллоуин).

Празднование Нового года на Руси до XV века приходилось на 1 марта и было связано с наступлением весны (эта традиция сохранилась в виде празднования Масленицы). В 1600 году праздник перенесли на осень.

Как же появилась дата 1 января в качестве праздника Нового года?

Впервые празднование Нового года 1 января ввел Гай Юлий Цезарь в Древнем Риме. Январь в Древнем Риме называли именем двуликого бога Януса. Один из ликов бога был обращен в прошлое, а другой — в будущее и олицетворял собой неуловимую границу перехода между ними. Помните, как в песне поется: «Жизнь – это миг между прошлым и будущим, есть только миг, за него и держись».

В европейской традиции начинать год среди зимы, 1 января, вздумалось французскому королю Карлу IX (1550-1574), историей этот король признан слабоумным. Его история интересная, поэтому немного остановлюсь на ней, хоть это и не имеет отношения к Новому году. Он взошел на престол в 10 лет, и правила страной его мать Екатерина Медичи. К моменту своего совершеннолетия он превратился в избалованного развращенного юношу, которого интересовали только развлечения и охота, и поэтому править продолжала мать. Именно в его правление произошла Варфоломеевская ночь, когда католики пошли убивать спящих в своих домах гугенотов, улицы Парижа были завалены трупами (2000), и потом эти трупы несколько дней свозили в Сену.

В Россию традиция праздновать Новый год в середине зимы пришла во время правления императора Петра Первого.

Но по-особому был отмечен только день 1 января 1700 года, день начала века.

В дальнейшем традиционно во всех христианских странах праздничными обедами и гуляньями отмечали Рождество Христово, а наступление следующего года считалось календарным событием. Эта традиция сохраняется и сейчас, и главным праздником считается рождественская ночь с 24 на 25 декабря.

И те, кто отмечает новый год по лунному или национальному календарю – китайцы, японцы, иудеи тоже относятся к наступлению нового календарного года как к обычному рабочему дню.

Как же получилось, что в России Новый год 1 января – это особый праздник?

В послереволюционной России праздники христианства были запрещены. В канун 1929 года Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна, чтобы выявить праздничные приготовления.

В 1935 году членом Президиума ЦИК СССР П.П. Постышевым было предложено организовать для детей празднование Нового года, после чего началась организация новогодних мероприятий для детей «с использованием переосмысленной старой рождественской атрибутики».

И только указом Президиума ВС СССР от 23 декабря 1947 года 1 января стало праздничным и выходным днем. С тех пор мы и встречаем Новый год 1 января и именно в тех советских «переосмысленных» традициях.

А переосмысленные традиции включают следующие атрибуты: новогодняя елка со звездой, Дед Мороз, Снегурочка.

Елка.

Впервые рождественское дерево было установлено в 1642 году в Страсбурге. Но широкое распространение рождественское дерево получило лишь к началу XIX века. Рождественская ель восходит к райскому дереву в предрожденственских мистериях западных христиан 24 декабря в память об Адаме и Еве. А из райского дерева согласно легенде был сделан крест на Голгофе. Один из смыслов звезды на вершине елки – это звезда развивающегося человечества.

Дед Мороз.

Прообразом Деда Мороза является славянское божество – повелитель зимы, холодов и морозов. В славянской традиции Мороз как природная стихия персонифицировался в виде маленького старичка, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Снежная морозная зима говорила земледельцам о будущих хороших урожаях, об этом судили по рождественским и крещенским морозам. Поэтому совершали обряд кликанья мороза, в Святки и Чистый четверг его угощали блинами и кутьей. Еду для него оставляли на окне и на крыльце. И в том числе просили не приходить летом и не портить урожай. В это же время точно таким же образом призывали в дом души умерших предков, а кутья у славян – поминальная еда.

Впервые в литературной традиции Дед Мороз встречается в сборнике сказок В.Ф.Одоевского в 1840 году. Мороз Иванович живет в ледяной стране и еще не ходит к детям с подарками по поводу какой-то даты. Но дети ходят к нему, и он может щедро вознаградить за хорошо сделанную работу. Он представляет собой доброго и справедливого воспитателя.

Долго еще Мороз Иванович, Снегурочка, елка и Новый год существовали раздельно. И только к началу XX века складывается знакомый образ Деда Мороза в качестве альтернативы западному Николаю Угоднику, который дарил бы русским детям подарки, как Николай Угодник западным сверстникам.

Снегурочка.

Этого образа нет в славянской языческой традиции, но он присутствует в русском фольклоре. В народной сказке Снегурочка – это девочка, сделанная из снега, которая ожила. Снегурка или Снежевиночка родилась из снега. Крестьяне Иван да Марья жили в любви и согласии, состарились, но дети у них так и не появились, а очень им хотелось. Когда выпал первый молодой снег, вылепили они куклу, а она и ожила. Обрадовались старики: «Это Господь нам дитя дает!» В конце таких сказок Снегурка обычно таяла. Этот сюжет был обработан и опубликован А.Н.Афанасьевым в 1869 году. А в 1873 году А.Н.Островский под влиянием сказок Афанасьева написал пьесу «Снегурочка», и в ней Снегурочка является дочкой Деда Мороза и Весны-Красны.

И только в начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Причем первые советские снегурочки изображались именно маленькими девочками, а вот образ снегурочки-девушки появился позднее.

Вот такая история про Новый год, Деда Мороза и Снегурочку. И мне показалось, что это история про украденное Рождество. А вам?

И если Вам понравилось мое исследование, то нажмите «сказать спасибо».