О чем просят митрофана воронежского

Содержание

Митрофан Воронежский: о чем молятся этому святому? В чем он помогает?

Максим Поташев

Еще один святой, к которому люди часто обращаются за помощью – Митрофан Воронежский. О чем молятся ему христиане в церкви и дома, мы расскажем вам ниже. А также коротко опишем его жизнь и дела, благодаря которым он и был канонизирован.

Митрофан Воронежский: житие

Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1923 года в Московском уезде, селе Антиповка. При рождении имел имя Михаил. Рос и учился Михаил здесь же, в своем селе. Женился, имел сына. Но жена его рано скончалась и в 40 лет Михаил овдовел. После этого он постригся в монашество и принял имя Митрофан – 1663 год. Митрофан славился строгой монашеской жизнью, благодаря чему настоятель Яхромского монастыря назначил его игуменом.

Далее жизнь игумена Митрофана, как священнослужителя складывалась следующим образом:

  • В 1675 году становится игуменом Троицкого монастыря в городе Макарьев.
  • В 1680 там же, берет на себя обязанности управляющего десятиной, то есть покровительствует нескольким храмам. В данном случае их было 94.
  • В 1682 году Митрофана назначают епископом Воронежским.

Дела воронежской епархии были сильно запущены тогда: жители области не показывали никакого доверия к церкви, практически не посещали храмы. Образовательный уровень их был низок. Церковная жизнь состояла в жутком запустении: имеющихся храмов катастрофически не хватало для растущего населения.

Когда Митрофан являлся епископом Воронежским, число церквей значительно увеличилось. Были основаны несколько монастырей и каменный пятикупольный храм в самом Воронеже.

Епископ активно строил в селах школы, занимался благотворительностью. Был строгим, но честным и справедливым, благодаря чему смог завоевать доверие простых людей.

Почитание и канонизация

В 1703 году монах тяжело заболел и скончался в возрасте 80 лет. На его похоронах присутствовал сам царь Петр 1 и лично нес гроб до места погребения. И по сей день, его останки хранятся в Благовещенском соборе города Воронеж. В 1832 году монах был приставлен к лику святых.

По всей стране построено много храмов святителя Митрофана:

  1. В 1847 году в Санкт-Петербурге построена церковь его имени.
  2. В 1904 году на территории республики Карелии основан скит «Митрофаниевская пустынь».
  3. А в 2003 году создан храм святителя при институте МВД в городе Воронеж.

В 1919 году специальная комиссия вскрыла погребальную урну святителя Митрофана. На месте его мощей были обнаружены фрагменты черепа с приклеенными другими волосами. Основную же массу составляла тряпичная кукла и жженое покрывало. Куда делись другие останки – неизвестно до сих пор.

Молитва Митрофану Воронежскому

Просят верующие Митрофана о разном. Еще при жизни помогал он вылечиться от болезней, давал кров нуждающимся, помогал осиротевшим детям.

Вот несколько обращений о своем благополучии и благополучии детей:

  • О помощи в делах: «Святителю божественному Митрофану чудесными делами просветляющему припадаем ничком и просим: проси о нас (имена) Христа нашего. Да ниспошлет он, чтущим заповеди его верно, богатые милости своя. Даст жизненного утверждения и своего благословения на дела верные, чтоб сбылись они правильно и надежно, не было промаха и безуспешности в них. А мы, отче наш святитель Митрофан, прославлять молитвами будем и дальше тебя и Господа нашего Иисуса. Аминь».
  • О детях, их правильном воспитании и благополучии: «Отче святой вечный Митрофан наш покровитель, тебя просим, к тебе обращаемся о детях наших, жизнь которым Богом дана Иисусом. Сохрани их, как сможешь счастливыми. Содействуй нам родителям в правильном воспитании. Дай нам терпения необходимого: силы и воли просветить их и на дела благие, трудолюбие и терпеливость. Хранитель да прибудь с нами всегда в деле этом нелегком. Митрофан святитель и покровитель, тебе молимся: дай радости от детей и подвигни жизнь с ними рядом долгую прожить. Аминь».

О здоровье и избавлении от болезней

Многие едут в Воронеж к мощам святителя из других городов. Просят в основном о здоровье. Но если это невозможно сейчас, помолиться можно и дома перед образом.

  • «Отче наш Митрофан молимся тебе благодетелю: проси о нас Христа Бога Великого, да ниспошлет он нам милости своя! Да подарит Господь попечение свое грешным сынам и дочерям его покаянным. Господи Христос, даруй исцеление от боли страшной нестерпимой, жутким мучениям меня (имя) подвергающей. Митрофан святой наш покровитель, да услышит Господь молитвы твои славные и поможет, не забудет. Аминь».
  • «О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь».

Сила молитвы в вере молящегося и искренности. Верьте в то, о чем просите, но и не сидите, сложа руки. Молитва поможет настроиться, однако не решит проблемы за вас.

В данном видео будет рассказана стихира Митрофану Воронежскому, как правильно звучит песнопение:

Молитва Митрофану Воронежскому о работе

Великим тружеником был монах. Сколько дел благодатных и полезных было им совершено в помощь церкви и простым людям. Поэтому молятся ему и о работе, когда не могут ее найти или поменять.

  1. «О, архиерей святитель великий Митрофан! Услышь меня, сына Бога Христа (имя) о помощи и благосклонности прошу, о прощении грехов. Избави меня от бед, печали и скорби. Одари работой хорошей, чтоб детей было чем кормить. На благо их буду верно трудиться, семью свою содержать в доме своем. Я же в молитвах своих восхвалять память твою стану, святитель Митрофан милостивый, и детям своим накажу не забывать. Аминь».
  2. «Святой Митрофан заступник и покровитель всех! Обращается к тебе (имя) стоя перед образом твоим и просит. Покрестись за меня Богу нашему Христу, стань мне помощником и опорой, как и всегда. Пусть даст он мне радость и благословение свое на работу хорошую, дабы я трудился и потел во славу его и для блага детей моих родных. Благодарность ему моя великая и память в мыслях моих бесконечная. Аминь».

Всем помогал епископ при жизни, молятся ему о разном люди и сейчас.

В этой статье мы рассказали вам, кто такой Митрофан Воронежский, о чем молятся ему люди. Говорят, что когда он умер, не осталось даже завещания, так как беден был монах до самой старости.

Остались от него лишь духовные наставления: «Люби труд, храни меру – богат будешь. Мало пей, мало ешь – здоров будешь. Делай добро – спасен будешь».

Икона Митрофана Воронежского

Митрофан Воронежский — первый епископ земель Воронежских, канонизированный сразу же после смерти за пламенную любовь к Богу и верующим людям. Икона и мощи святителя не раз являли взору людскому чудеса исцеления и избавления от мук.

Благодатная помощь нисходит от всякого чудотворного образа. Икона Митрофана Воронежского не является исключением. Народной памяти известны случаи, когда святитель являл ответы на молитвы верующих людей посредством чудесного исцеления. Данная икона станет защитником вашего благополучия, помогая превозмочь жизненные трудности и неурядицы.

История иконы

Икона явилась свету в 19 веке. Полное название наиболее известного и глубоко почитаемого образа: икона Митрофана Воронежского «Мученица». К ее написанию со всей ответственностью подошли жители Курской области. Тернистый путь выпал святому лику, пока он дошел до современности. Не один раз икону пытались уничтожить отступники, но все попытки лишить верующих людей чудотворного образа остались тщетны.

Жизненный путь проповедника был направлен волей Господа, которую праведный святитель не предал до самой смерти. К его трудам относится огромное количество выдающихся дел во имя Православной религии. Оставленное наследие первопрестольника Митрофана служит православным христианам и на сегодняшний день. Подвижник Божий исполнил при жизни волю Господа, осуществив духовное просветительство среди маловерных и иноверных людей, став их заступником и проводником на путь истинной веры.

Описание иконы

На иконе изображен святитель Митрофан в темно-синем (черном) одеянии церковного служителя. Образ представляет собой классическое монастырское письмо. Живопись на сохранившихся списках стремится к схематичности, шаблонности, ведь подобный образ писался в больших количествах для многих соборов и церквей Руси. В левой руке святитель держит архиерейский жезл, символизирующий сан епископа и духовную архипастырскую власть над народом церковным. Правой рукой святой Митрофан благословляет каждого, кто устремляет взор к иконе.

Где находится икона

Образ Митрофана Воронежского призван был покровителем города на Неве, название которому ныне Санкт-Петербург и земель родных, в городе Воронеже, являющих сейчас собой место поклонения паломников со всех стран. Наиболее известные и чудотворные списки располагаются в:

  • Благовещенском соборе в городе Воронеж. Храм Божий стоит на третьем месте по величине среди всех православных соборов в мире, а также это самый высокий православный храм на планете. В Благовещенском соборе был похоронен старец, а исторический отклик повествует нам о ревностной любви Петра I к Митрофану Московскому. После кончины епископа Царь всея Руси лично помогал нести гроб святителя, сопровождая Его в последний путь.
  • Покровском соборе города Воронежа. В храме можно встретить как икону, так и нетленные мощи святителя;
  • Московском Государственном историческом музее;
  • Церковной митрополии Санкт-Петербурга.

В чем помогает икона Митрофана Воронежского

Молитвенные просьбы первому епископу помогают в обретении сердобольности, внимательности, добродетели. Православные люди оставляют молитвенные просьбы подле иконы о скором получении работы, которая придется по душе и принесет финансовое процветание. К святителю Воронежскому также часто уповают в молитвах о детях и просят об их счастливом будущем.

Пред данной иконой народной памяти известны случая исцеления душевных и физических недугов. Поэтому молитвы подле святого образа способны также излечить душевные и телесные болезни.

Молитва перед иконой

Молитва, совершаемая пред образом Митрофана Воронежского, поможет всякому, обратившемуся за помощью в трудные моменты жизни. Святой является заступником христианской веры, а значит и покровителем каждой верующей души. Святитель благодетельствует в защите пред искушениями и соблазнами, помогая искоренить в себе бесчестья и пороки. Подле иконы люди молятся, прося о долгой и счастливой жизни. Святой Митрофан помогает и в делах обыденных, защищая от увольнений и проблем в семейной жизни. К епископу принято обращаться следующими словами:

«О, святитель Митрофан! Прими молитвы грешных людей (имя), прибегающих к помощи Твоей. Попроси Господа заботливым представительством Своим избавить нас от согрешений наших, от несчастий и бед, уныний и страданий, от болезней, убивающих души и тела наши. Вразуми нас, великий, жить праведно и пусть сердца грешных и недостойных пронзит вера в Господа нашего Иисуса Христа. Во веки веков славим имя твое, да бесконечное и милостивое Царствие Божье. Аминь.»

Дни празднования иконы

Дни памяти святого осуществляются не единожды: два из них соответствуют дням, когда были обретены нетленные мощи Митрофана Воронежского. 20 августа — первое обретение мощей. 17 сентября — Собор Воронежских святых и день перенесения мощей святого. 6 декабря — день памяти святого Митрофана.

Чудотворный образ Митрофана Воронежского — благолепная икона, обладающая мощной силой, не раз являвшей Божественные чудеса. Обращаясь в молитве к святому, подле его лика каждый может ощутить поддержку и заступничество святителя. Мы желаем вам крепкой веры, успехов и радости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

На жизненном пути человека встречаются различные преграды и сложности, для преодоления которых нужны сила и поддержка. Поэтому многие обращаются к Господу Богу и святым угодникам Его, вопрошая о помощи и покровительстве. Сегодня мы поговорим о житие Митрофана Воронежского и значении святого в жизни каждого христианина.

Жизнеописание Митрофана Воронежского

В православном мире Митрофана (в некоторых источниках – Митрофания) Воронежского считают защитником веры и наставником на путь истинный. При жизни он помогал бедным и обездоленным, нищим и больным.

Митрофан Воронежский является защитником веры и наставником на путь истинный

Мирская жизнь

Житие святителя имеет немало спорных моментов. Так, например, достоверно не установлена дата рождения праведника. Самые распространенные версии – 6 или 8 ноября 1623 года.

Поздней осенью 1623 года в семье уверовавших во Всевышнего христиан появился младенец, которому дали имя Михаил. Жила супружеская пара в поселке Антилохово Владимирской губернии. Сведения о родителях Михаила неточные. Предположительно отец и мать мальчика были богобоязненными людьми. Поэтому они старались с раннего детства привить сыну любовь ко Всевышнему и направить его на путь истинный и праведный.

Более полная информация о детстве и отрочестве Михаила отсутствует. Известно, что в мирской жизни у него были жена и дети. В летописях упоминается сын Иван, к которому будущий архиепископ питал нежные родительские чувства. Михаил являлся служителем церкви и почитал Иисуса Христа.

Начало иноческого пути

Когда супруга праведника умерла, священнослужитель принял постриг под именем Митрофан. Произошло это событие в 1623 году при монастыре Золотниковской Успенской пустыни.

Божий служитель вел отшельнический образ жизни и большую часть своего времени произносил молитвенные речи. Через три года аскетической жизни Митрофан принял сан иерея. Немного позже он стал игуменом монастыря Косьмо-Яхромского.

В 1675 году он был возведен в чин архимандрита и приставлен к управлению Унженской десятиной, в состав которой входило более 90 монастырей и церквей. В монастырь Унженский приезжал царь Федор Алексеевич, которому приходились по нраву душевные беседы с настоятелем десятины. В 1681 году была образована епархия Воронежская, епископом которой правитель назначил игумена Митрофана.

В 1681 году святитель возглавил епархию Воронежскую

Епископ Воронежский

Митрофан, которого именовали Воронежским, принял епархию в весьма плачевном состоянии. Край был разграблен, повсюду процветала безнравственность и бездуховность. Отсутствие храмов и монастырей (на тот момент действующей была лишь одна церковь Благовещения) соответствующе сказалось на духовном развитии местного населения.

По своей природе непритязательный и простой святитель Воронежский стал прививать христианам веру в Господа Бога. При этом он носил простые одеяния из грубого крашеного полотна и ел из обычной оловянной посуды. Практически все свои доходы он отправлял на нужды паствы и обездоленных.

За 20 лет своего епископства Митрофан Воронежский увеличил количество храмов в епархии до 239, поднял нравственность духовенства и привил обществу веру во Всевышнего. Архипастырь был временами строгим, но всегда справедливым.

Болезнь и кончина

Согласно преданию, 2 августа 1703 года архипастырь почувствовал сильное недомогание. Над больным провели таинство Соборования. Спустя 8 дней – 10 августа 1703 года – епископ Воронежский почувствовал скорое приближение смерти. В этот же день он был возведен в высший монашеский чин – схиму. В честь преподобного Макария Желтоводского Митрофану Воронежскому дали имя Макарий. 23 ноября 1703 года святитель умер. Сам царь Петр I нес гроб с усопшим до места его погребения в Благовещенском соборе.

Видео «История и житие Митрофана Воронежского»

В этом видеосюжете представлена биография святителя и описаны его чудотворные деяния.

Справедливый и милосердный при жизни святитель особо уважаем среди православных христиан. Почтить память преподобного Митрофана можно 7 августа в день обретения мощей и 23 ноября в день его преставления.

Обретение мощей

В 1717 году Благовещенский собор снесли, а на его месте возвели новый Божий храм. В 1831 году проводились реставрационные работы фундамента и напольного покрытия храма. Разобрав помост, реставраторы обнаружили гробницу с нетленным телом преподобного Митрофана Воронежского.

Экстренно собранное заседание Священного Синода причислило Митрофана к лику Святых. Тело преподобного осталось нетленным. Даже его одеяния были в нетронутом виде.

В настоящее время мощи святителя находятся в Благовещенском кафедральном соборе, который расположен в Воронеже.

Приклониться к мощам святого можно в Благовещенском кафедральном соборе

Иконография

Иконографический стиль святого весьма разнообразен. Чаще всего преподобного Митрофана изображают в черном либо темно-синем священническом одеянии. В левой руке Божий угодник держит архиерейский жезл. Правой рукой праведник благословляет христиан.

В православном христианстве популярны не только иконы с изображением Митрофана Воронежского, но также фрески и мозаики с его ликом.

Образ святителя Митрофана в виде фрескиФреска с изображением святителяКиот с мозаичным храмовым образом

Храмы в честь святого

В честь чтимого в православии святителя возведено немало храмов и монастырей. Самыми популярными среди прихожан считаются:

  • приходская церковь при Воронежском институте МВД;
  • пустынь Митрофаниевская при Карельской и Петрозаводской епархии;
  • церковь Митрофана Воронежского в поселке Лосицы в Псковской области.

Молитвенные просьбы к святому

Когда душа находится в смятении и на распутье, на помощь приходят Божии угодники, в числе которых и святитель Митрофан Воронежский. Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния, при различных сложных жизненных ситуациях и во время болезни.

Святой угодник Митрофан Воронежский помогает:

  • при разных недугах и опасных для жизни заболеваниях;
  • при жизненных неурядицах и потере веры;
  • при финансовых трудностях и сложностях на работе;
  • при конфликтах и частых ссорах с близкими и родными;
  • при разладах между супругами;
  • при невозможности зачатия ребенка.

Молитвы читаются смиренным и спокойным голосом. В своих прошениях нельзя говорить о высоких материальных успехах. Также запрещено просить бед и несчастий для других людей. Недопустимы оскорбительные, гневные и неискренние речи.

Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния

Чудотворения по молитвам

С образом святителя Митрофана епископа Воронежского связано большое количество чудесных исцелений и уникальных явлений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Помещик из города Липецка Иван Ладыгин страдал от тяжкого недуга. Мужчина не мог шевелиться и вставать с кровати. Однажды немощного привезли к мощам святителя, где и случилось чудо: Иван Ладыгин избавился от мучительных болей во всем теле и начал передвигаться с помощью костылей.
  2. Спустя год от описанного выше события заболела дочь Ивана Ладыгина. После горячки девочка впала в кому. Во сне ей явился епископ Воронежский. В скором времени получивший благословение архиепископа ребенок начал выздоравливать.
  3. К гробу чудотворца привели незрячего мужчину. Слепой крестьянин дважды протер глаза маслом от лампадки, которая горела возле иконы святого, и тотчас прозрел.
  4. Жена местного дьякона была бесноватой. Женщина по имени Агафья несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Устав от бесноватых припадков жены, дьякон насильно привел ее в храм Божий и вложил в руки одеяния святителя Митрофана. Агафья потеряла сознание. Когда женщина пришла в сознание, она почувствовала себя легко и свободно – бес был изгнан из ее души и тела.

С образом и мощами святителя связано немало чудес и исцелений

Молитвы Митрофану Воронежскому

Читать молитвы пред образом Митрофана Воронежского нужно в храме Божием. Перед молитвой рекомендуется пройти таинство Покаяния. Чем чище душа, тем искреннее молитва.

При отсутствии возможности посещения храма Божиего можно молиться в домашних условиях. Перед молитвой нужно оставить все дела и заботы, выбросить из головы мысли бренные и дурные, настроиться на соответствующий лад. Возле иконы с ликом чудотворца следует зажечь церковную свечу.

О святой отче Митрофан! Прими сию молитву от нас, грешных раб Божьих (имена), к тебе прибегающих, и твоим теплым предстательством умоли Господа нашего, Иисуса Христа, чтобы подал он нам согрешений наших прощение и избавил нас от печалей и бед, от скорби и болезней душевных и телесных, мучающих нас. Пусть подаст все на пользу настоящего жития нашего потребное; и дарует нам скончания жизни сие привременное покаяние и да сподобит нас, недостойных и грешных Небесного Царствия Своего, и со всеми святыми славить Его бесконечное милосердие, с Безначальным Его Отцом и Животворящим Святым Духом Его, во веки веков. О святой отче Митрофан, нетлением чудотворных твоих мощей и благодеяниями, содеянными и создаваемыми тобою, с верой к тебе приподающих, уверившиеся в твоей благодати у Господа нашего, все мы смиренно припадаем и молимся тебе: молись о нас нашему Богу, Иисусу Христу, дабы ниспослал всем, чтущим святую память Твою и усердно к тебе прибегающим, богатые милости Свои. Да утвердит в святой Своей православной Церкви живой дух, правую веру и благочестие. Дух мира и любви и радости о Духе Святом, да все ее члены чисты от плотских похотей и мирских искушений и действия духов злых, истиною и духом поклоняются Ему и пекутся о соблюдении всех заповедей Его для спасения души своей. Пастырям своим да даст святую ревность попечения о спасении душ людей, им доверенных, да просветят они неверующих, наставят неведущих, вразумят сомневающихся, а отпадших от православной Церкви обратят в святые недра ее. Верующих в вере соблюдут, подвигнут грешных к покаянию, кающихся укрепят да утешат в исправлении жизни, исправившихся и раскаивающихся и утвердят в святости жизни: и также всех ведут указанным Богом путем в уготованное всем вечное царство Его. Святителю Божий, да устроивши молитвами твоими все блага душам и телесам нашим: да и мы будем прославлять в душах и телесах наших Господа Бога нашего, Иисуса Христа, Отца Его и Святого Духа отныне и присно во веки веков. Аминь. О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь.

Образ святого Митрофана Воронежского является олицетворением милосердия, благочестия и любви. Он учит праведников кротости и смирения, Божьей веры и милости. Обращаясь к святому чудотворцу с просительными речами, не забывайте произносить благодарственные слова по окончании молитвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святитель Митрофан Воронежский и Петр I: Не время для симфонии

История взаимоотношений святителя Митрофана и царя Петра особенно показательна и поучительна в наше время, когда все чаще современных иерархов обвиняют в недостатке у них патриотического духа священномученика Патриарха Гермогена, а также ревности Илииной, Предтечевой обличительности и аскетичности Патриарха Сербского Павла.

Прежде чем коснуться пресловутого конфликта между «Сусаниным на коне» и святителем Митрофаном, хотелось бы обозначить личную позицию по вопросу о «симфонии»: это не миф, но такой политической системы взаимодействия Церкви и государства никогда не существовало как исторического факта.

Симфония церковной и светской власти – это такой же идеал, как и идеал Святой Руси. И тот, и другой существуют реально в сознании тех, кому они дороги, и осуществляются ими в разной степени в разные исторические периоды.

Поэтому можно сказать, что они – своеобразные духовно-идеологические и социально-политические феномены, которые присущи православной парадигме бытия Церкви в мире, но никогда не могущие осуществиться в полноте ввиду того, что мир в той или иной степени всегда противится тому, что по своей природе не от мира сего, и либо отвергает духовное, либо пытается его эксплуатировать в своих интересах.

Теперь о том самом случае на рубеже XVII и XVIII веков. Святитель Митрофан не обличал царя в идолопоклонстве. Это был не только мужественный, но еще и умный архиерей. Причем умный не в житейском только, а в самом возвышенном смысле этого слова, благодаря чему он был в состоянии отличить политическое обезьянничанье молодого царя (Петру и тридцати лет не было) от идолопоклонства в буквальном смысле.

Если бы не ясное понимание исторических реалий и не «чувство края», можно не сомневаться, что ему хватило бы мужества обличить царя в идолопоклонстве, а своего старшего собрата и сослужителя Патриарха Адриана в потворстве богоотступничеству.

Но не было ни того, ни другого. Идолопоклонство, в широком смысле этого слова, никогда, собственно, не было чуждым воцерковленной народной массе. И это было очевидно всем ревностным пастырям, которые усматривали этот порок не только в пережитках языческих празднеств, но и в нарушениях ценностных ориентаций. Усматривали и обличали, «переходя на личности», только в случае крайней необходимости.

А случилось вот что. Прибыв в свою резиденцию в Воронеже (дело было то ли в 1699, то ли в 1700 году), царь вызвал к себе святителя Митрофана, который не замедлил пешком явиться во дворец, но… уже во дворе обнаружил, что архитектурный комплекс пристанища венценосца утыкан западным ширпотребом: скульптурами персонажей греческой мифологии, которые святитель совершенно справедливо квалифицировал как идолов.

Справедливо не потому, что перед ними курился фимиам или какие-нибудь иные жертвы им персонально приносились, а потому, что это были изваяния ложных божеств. Другого критерия определения идола ему не было нужно. И если бы кто-то вздумал преподать ему курс введения в эстетику античности, объясняя, что в качестве идолов эти скульптуры более не функционируют, оставаясь всего лишь культурным достоянием человечества, а потому их уместно рассматривать исключительно в эстетическом аспекте, и т.п. – вряд ли эти рассуждения имели бы успех, ибо кумир – он и в Воронеже кумир.

Что важно понять в данном случае? «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь», – учит блаженный Августин. Есть ценности вечные и неизменные, что составляет «главное» в исповедании веры, а есть «второстепенное», важность чего варьируется в зависимости от многих причин, в том числе и от социального и исторического контекста, обусловливающего смысловую нагрузку, и от актуальности, и от влияния на духовно-нравственное состояние людей, и т.д.

Святитель Митрофан, увидев во дворце злополучные скульптуры, понял и то, кого они изображают (а потому идолы), и то, что им не воздается ритуальное поклонение (т.е. идолопоклонства, как такового, нет). Второй вывод удержал его от обличения царя в идолопоклонстве, а первый побудил развернуться и уйти восвояси.

Сегодня для такого шага нет оснований, потому что в современном обществе изваяния каких-нибудь Меркуриев, Актеонов да фавнов и не могут восприниматься иначе как изображения персонажей из мифологии, изображения которых для большинства из нас – то же, что изображения избушек-мутантов и Кащея, согрешившего киднеппингом.

Иное дело, как воспринимались паствой святителя Митрофана те же персонажи. В то время статуи обнаженных греческих богов, богинь и героев на такой «полупубличной» территории, каковой являлся царский дворец – это все равно что нынче гей-парад. А учитывая сакральность царской власти, то еще серьезнее: как богоотступничество монарха и кощунство с его стороны. О причине своей неявки на прием святитель сообщил царю (с которым у него давно сложились теплые отношения) через вновь передавшего приглашение гонца: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец».

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Фото: spbfoto.spb.ru

Страшно даже представить себе реакцию вспыльчивого Петра, который в сердцах велел передать святителю Митрофану, что в случае непослушания он будет казнен. Что же отвечает Владыка? «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Просто и предельно точно. Никаких уклонений в раболепство или дерзость. Ответил и стал готовиться к последнему богослужению. Царь, услышав колокол и узнав, по какому поводу намечается архиерейская служба, рассмеялся и передал святителю, что он его прощает, после чего велел убрать статуи.

Петр сделал соответствующие оргвыводы. Через чуть более чем двадцать лет, когда ему надо было принудить архиереев к подписанию Духовного Регламента, среди них уже не нашлось фигуры, аналогичной Воронежскому святителю.

Однако не будем отвлекаться на другие церковно-исторические события, но вернемся к рассматриваемому конфликту как знаковому и представляющему собой своего рода алгоритм поведения православного архипастыря в отношениях со светской властью.

Во-первых, следует обратить внимание на то, что святитель Митрофан был союзником Петра в его открытости всему лучшему в Европе, поддерживавшим его инициативы, способствовавшие укреплению Российской державы, в частности, в том, что касалось формирования мощного морского флота для борьбы с «противниками Креста».

Во-вторых, архипастырь обладал достаточно трезвым умом, чтобы видеть, как вместе с полезными заимствованиями в Россию проникает чуждый ей дух западного религиозного индифферентизма и порождаемого им культа преходящих ценностей, олицетворяемых теми самыми олимпийскими персонажами, которым формально никакого служения не воздавалось, но которые вовсе не случайно всплыли в эпоху Возрождения на поверхность европейской культуры и заняли в ней прочное, как бы свое, место (скульптурные композиции на мифологические темы планировались даже в первом, отвергнутом, проекте храма Христа Спасителя). Святитель настойчиво предостерегал всех, кого мог, от заимствования у иноземцев ложных идей и порочных нравов.

В-третьих, он отдавал себе отчет, что общаясь с православным монархом среди изображений бесов (а именно так и никак иначе понимает христианство персонифицируемые идолами существа), он тем самым молчаливо одобрил бы такой латентный синкретизм, благословив курс «Российская Империя – это абсолютная монархия плюс вестернизация всей страны».

Это подтолкнуло бы одну часть его паствы к непозволительным компромиссам, другую оттолкнуло бы от Патриаршей Церкви (не будем забывать, что, при всех гонениях, старообрядческий раскол и без того был массовым явлением и не всегда поддавался четкой идентификации). Казалось бы, что нам соблазн в масштабах Воронежской епархии?.. Все равно ведь не остановить царского политического курса немощной архиерейской рукой…

Не исключено, что подобные «аргументы от здравого смысла» посещали его в помыслах. Только безрезультатно, потому что для него каждая душа была бесценна. Он о людях мыслил не статистически, а пастырски, будучи готовым дать отчет Единому Пастырю за каждую вверенную его попечению душу.

И опять же обращает на себя внимание его «чувство края», или, как нынче принято говорить, «точки невозврата». К моменту описанного конфликта, после возвращения Петра из Великого посольства 1697 – 1698 гг., вестернизация шла уже полным ходом: знать спешно переодевалась в «немецкое платье», брила бороды и развешивала «толстомясых» по стенам своих домов.

Связь Петра с Анной Монс ни для кого не была секретом, а его законная жена Евдокия Лопухина была, вопреки заступничеству Патриарха Адриана и сопротивлению духовенства, пострижена в монахини. Ничто из перечисленного не омрачало взаимоотношений царя и Воронежского архиерея. Тем неожиданней и оскорбительней должен был восприниматься Петром демарш святителя Митрофана: что, собственно, произошло?!..

Думаю, что и современники святителя из обоих лагерей его тоже не поняли: одни — по причине своего холуйства, инстинктивно подводящего теоретическую базу под любой каприз власти, другие — потому, что «бесстыдные изваяния» на территории дворца с их точки зрения были намного меньшим злом, чем навязывание «немецкого дресс-кода» всему русскому обществу.

Вряд ли святителя Митрофана не смущал принцип тотальной вестернизации. Сомневаюсь, что омерзительная история с Евдокией и практически открытое прелюбодеяние царя были ему безразличны. Тем не менее, нам неизвестно ничего, позволяющего утверждать, что владыка Митрофан обличал его в этом. Против издержек вестернизации он реагировал на уровне советов (в том числе и Патриарху Адриану) не сближаться с иноземцами. Нам неизвестно об аналогичных советах лично Петру.

Памятник святителю Митрофану в Воронеже. Фото Юрия Бледных

И вдруг такое резкое и твердое сопротивление; стояние буквально насмерть! А все дело вот в этой «точке невозврата», которую святитель ясно почувствовал, оказавшись на территории дворца.

Заметьте: он не потребовал снятия статуй как условия своего общения с царем, не заявил, что не пустит его в храм, пока тот не разберется со своими предпочтениями – ничего подобного. Но вступать в общение с лицом, обладающим статусом православного монарха, на территории, напоминающей языческое капище, признавая тем самым языческий антураж нормой для православного царя и создавая тем самым прецедент – это соблазн для паствы.

При этом соблазняться кто-то мог и раньше его поддержкой, оказываемой разрушителю отеческих устоев, но святителя это, по-видимому, не смущало. Во всяком случае, это никак не отражалось в его поведении. Потому что для соблазна оснований не было, а если кто-то ищет повод к соблазну, он его найдет. Другое дело – соблазн обоснованный. И это был как раз тот самый случай, когда «иже аще соблазнит единаго от малых сих…» (Мк. 9; 42).

Вот, пожалуй, в этом и состоит критерий лояльности к светской власти по святителю Митрофану Воронежскому: благо паствы. Обратите внимание: не обычаи старины, не «интересы Церкви» (зачастую превратно понимаемые), не упрочнение церковной инфраструктуры и общественного статуса, не государственная мощь или политическая стабильность – обо всем этом святитель Митрофан заботился, но не на их почве проявился конрапункт церковно-государственной симфонии в отдельно взятой епархии.

Благо «всего народа», сохранение от соблазна «простых сердец», которые справедливо негодуют против того, что христианский государь окружил себя идолами, – вот ценность, которой он не считает допустимым поступиться. И если он встретится с царем в такой обстановке для обсуждения совместных дел, это будет символизировать принятие Церковью приоритетности земных гарантий вопреки совести как таковой и каждого в отдельности.

Ибо одно дело – сотрудничество с властью на нейтральной территории, другое – на ее; одно дело – власть, придерживающаяся норм благочестия, другое – власть, попирающая их; одно дело – власть, попирающая эти нормы, но не претендующая называться христианской, другое – власть православного монарха, защитника веры.

Одно дело для представителя Церкви прийти на переговоры к правителю, не позиционирующему себя как христианин, и тогда безразлично, что у него там расставлено и развешано, на то он и «внешний», лишь бы не принуждал к богоотступничеству. Другое – явиться к тому, кто по своему положению, по благодати помазания на царство, посвящен на служение Богу и своему народу.

Если что-то в обстановке демонстрирует отклонение царской власти от этого предназначения, то дальнейшее пребывание представителя Церкви в этой обстановке, тем более совместная деятельность станет символическим акцептированием этих отклонений в качестве нормы православного царства.

То, что до этого визита являлось сомнительной личной прихотью хозяина, с момента символического введения этого явления в область приемлемого, выходит из домашнего гетто, и морщить на данное явление нос – это уже претензия «быть святее Папы Римского». Чего и не мог допустить святитель Митрофан.

Что бы кто в других местах не благословлял, кто бы кто после него не одобрял, но он не считал для себя возможным стать соучастником в размывании духовно-нравственных устоев Святой Руси на соблазн «простым сердцам», жаждущим жизни по вере.

Да-да, под «простотой сердца» надо понимать не ту «простоту», которая хуже воровства, не тупость и ограниченность, не открытость стадному или стайному инстинкту, а стремление к «простоте во Христе», к простоте Евангелия, к простоте христианской совести, не игнорирующей земные блага и политические интересы, в том числе и церковные, но к простоте, во главу угла всегда ставящей заповеди Христовы. Хотя бы это и было безумием с точки зрения «сынов века сего», которые всегда будут «догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16; 8). И не надо пытаться их в этой догадливости превзойти.

Ориентир на «простые сердца» (в том числе среди тех, которые еще не уверовали, но расположены последовать за Христом, только Его надо им показать в нашей жизни, чтобы они пришли к Нему в Церковь, а не отшатнулись от Нее, увидев с нашей стороны звериный оскал или неприязненную подозрительность), ориентир на их хранение, независимо от статистики, политики, экономики и прочих аргументов от здравого смысла – вот критерий определения грани в отношениях между Церковью и светской властью во всех ее вариантах.

Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский.

► ЛОСЕВ Андрей Васильевич (р. 1963) «Благословение святителя Митрофана (святитель Митрофан и Пётр I строят корабль под Воронежем)». 1995-2003 гг.

КУШЕВСКИЙ Юрий Александрович (р. 1976)
► «Новое в России дело! Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.». 2008 г.
Холст, масло. 170 х 385 см.
► «Новое в России дело! Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.». 2009 г.
Холст, масло. 130 х 260 см.


Русская старина. Том C. 1899. Выпуски 10-12. – СПб., 1899. С. 258
«Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский».
«К одному из приездов Петра в 1699 году или скорее – в 1700 году относится следующий печальный случай, доказывающей, насколько уважал Петр добродетели святителя, но едва-было не поведший к разрыву между ними. Случай этот передается ГОЛИКОВЫМ со слов воронежских старожилов, и нет основания отвергать это предание.
Петр украсил свой дворец в Воронеже по примеру западноевропейских государей статуями античных божеств: Юпитера, Нептуна, Минервы, Венеры и других. Однажды святитель получил от царя приказание явиться к нему во дворец. Митрофан тотчас же пошел, но, войдя во двор и увидя эти статуи, в том числе и нагую Венеру, воротился назад и ушел домой. Донесли об этом государю; тот, не понимая причины внезапного возвращения святителя домой, опять послал позвать его к себе. Но святитель сказал царскому посланцу: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, то он не может войти во дворец его». Петр был разгневан таким ослушанием епископа и снова послал сказать ему, что, «если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». – «В жизни моей государь властен, отвечал святитель, но не прилично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца; итак охотнее он приметь смерть, а не подтвердит присутствием своим сих языческих чтилищ».
Вдруг перед вечером Петр слышит благовест в соборе в большой колокол и спрашивает: разве завтра праздник? Ему отвечают, что никакого праздника нет. Тогда он посылает спросить о причине звона к самому святителю Митрофану и получает следующий ответ: «Понеже мне от его величества сказана смерть, того ради он, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением; и для сего-то назначил он быть всенощному бдению».
Получив такой ответ от старца-епископа, Петр, по рассказу Голикова, «не мог удержаться, чтобы не рассмеяться»: тотчас же он послал сказать святителю, что «он его во всем прощает, и для того перестал бы тревожить народ необыкновенным звоном». Царь «не любил жертвовать ни для кого и ни для чего ничем из вновь вводимого им»; из уважения же к добродетелям старца-святителя уступил ему и приказал принять статуи, соблазнявшие его целомудренный взор, и святитель, узнавши об этом на другой день «заподлинно», пришел благодарить государя за снятие статуй. «Какой был при сем между ними разговор, – прибавляет Голиков, – неизвестно; то только верно, что великий государь не отменил к нему ни любви, ни уважения своего, и в каждый приезд свой в Воронеж заезжал наперед к нему».
Уже после этого случая, в мае 1701 года, святитель Митрофан пожертвовал из казны архиерейского дома, «на строение кораблей» 3 000 рублей, которые представил в воронежское адмиралтейство. Нужно заметить, что в это время не прекратились еще обязательные для архиерейского дома расходы на строение кораблей и их починку. Вот относящиеся сюда отрывочные данные, сохраненные нам временем: 21-го октября 1699 года взнесено в патриарший дворцовый приказ в «корабельное строение другого подрядного корабля недоплатных 98 рублев» (по полтине с двора); 12-го ноября того же года и 19-го февраля 1701 года взнесено еще 196 рублей (по рублю с двора) «в корабельное строение последнего сбору» — «на дачу в Володимерский судной приказ за пушки и за медь и забомбы на три галеры». Кроме того, в 1700, 1701 и 1702 годах, вносились из архиерейского дома деньги, «на корабельную починку»: духовные владельцы, по указу Петра от 20-го апреля 1700 года, должны были вносить по 4 алтына с деньгой с каждого двора; так что, вероятно, Воронежский архиерейский дом вносил сумму в 24 рубля 16 алтын 4 деньги со 196 дворов.
За новое свое щедрое пожертвование святитель Митрофан получил, от 18-го мая 1701 года, другую благодарственную грамоту такого же содержания, как в 1700 году.
Голиков сообщает, что и впоследствии святитель Митрофан «отсылал всегда накоплявшиеся у него от издержек деньги к государю, а в отсутствие его в адмиралтейское казначейство при записках своих «на ратных». Сообщение это, повторяемое почти всеми писателями о святителе, неверно, так как, с учреждением, в январе 1701 года, Монастырского приказа, остаточные суммы отправлялись в Монастырский приказ, и в сохранившихся расходных книгах Воронежского архиерейского дома, с 1-го сентября 1702 года, действительно отмечаются эти отсылки остатков в приказ».
► «Святитель Митрофан Воронежский». XIX в.
Эмаль, медь, роспись, наполнитель. 10 х 7 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
► «Святитель Митрофан Воронежский». XIX в.
Дерево, темпера. 31 х 26 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.

Прижизненных изображений МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО (1623-1703) не сохранилось. Все его портреты легендарные. Особенно усилился интерес к св. Митрофану после открытия его мощей в 1832 г. и перенесения их в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1832 г. его портрет гравировал К. АФАНАСЬЕВ для книги «Краткое описание пребывания Петра Алексеевича в Воронеже», в 1839 г. – Николай УТКИН для «Хвалебного жизнеописания святителя». Оба изображения аналогичны портрету на эмалевой иконке (выше).
На иконах святого вверху слева часто помещают «Смоленский» образ Богоматери. Известно, что эта келейная икона святителя – благословение патриарха ИОАКИМА. После прославления святителя она находилась возле его мощей. Другая почитаемая «Смоленская» икона, у места его погребения в приделе Архангела Михаила Благовещенского собора, также связана с именем святого. Перед нею ещё до прославления святителя Митрофана служились молебны и панихиды. Какая именно из двух святынь изображалась па иконах, определить невозможно.
Святитель Митрофан, принявший перед кончиной схиму с именем Макарий, обычно изображается в облачении схиепископа или схимонаха. В «Духовном завещании» он просил похоронить его именно в схиме, а не в архиерейских одеждах. В «Акте освидетельствования мощей» святого сохранилось описание одеяния: святитель Митрофан был облачён в схимнический куколь и архиерейскую мантию, на груди – крест.
Именно такой тип изображения святителя, соединивший образ его служения при жизни и высший монашеский подвиг, с которым он окончил свой земной путь, был положен в основу иконографии и стал наиболее распространённым. Об этом свидетельствуют многочисленные иконы и гравюры, созданные сразу после канонизации. Чин схиепископа, в котором представлен святитель Митрофан, не встречается в изображениях святых ХVIII-ХIХ вв.
На многих иконах повторяется деталь – жезл с большим, богато украшенным навершием. В ризнице Митрофанова Благовещенского монастыря хранится жезл, который, по преданию, принадлежал святителю (версию отвергают некоторые исследователи начала XX в., в т.ч. Н.И. ПОЛИКАРПОВ).
► «Свв. Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Сергий, Елизавета и Анна, Любовь, Ксения». XIX в.
Дерево, темпера. 30 х 30,5 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
► «Святитель Митрофан Воронежский». XIX в.
Дерево, темпера. 36 х 30,5 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти: 7/20 августа (Обретение мощей), 4/17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября/6 декабря.
► ДУЗИ Хозрой (Косрое) (Dusi Cosroe; 1803-1860) (эскиз), мозаичист М.И. ЩЕТИНИН «Святитель Митрофан Воронежский». 1871 г.
Смальта. 170 х 165 см.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Установлена в приделе св. Екатерины.

► ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Святой Митрофан Воронежский». 1848-1856 гг.
Дуб, бронза, литьё.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Рельеф южной внутренней двери.
► ПАВЛОВ Василий Иванович (Петрович?) (1861 – ?) (эскиз) «Святые Митрофан Воронежский и Феодосий Черниговский».
Смальта. 411 х 210 см.
Спас на крови, Санкт-Петербург. Свод над алтарём, северная сторона, 3-й регистр.
Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского (документы):
► http://scepsis.net/library/id_1471.html.

► http://icons.pstgu.ru/index.php?option=com_alphacontent&section=1&ordering=1&letter=%D0%9C&Itemid=59&limitstart=60
► http://www.runivers.ru/lib/book4646/

Митрофан воронежский о чем молятся отзывы

О чем молятся святителю Митрофану Воронежскому

Святитель Митрофан (в миру – Михаил) родился в ноябре 1623 г. Овдовев, в 1663 г. принял постриг с именем Митрофан в Золотниковском Успенском монастыре (Владимирская область),
где прожил до 1666 г. Был избран настоятелем Яхромского Космина монастыря, а через 10 лет переведен в Унженскую обитель (Макарьев Желтоводский монастырь) в сане игумена. В 1682 г. Митрофан хиротонисан во епископа Воронежской епархии. Много лет святой Митрофан занимался строительством храмов, решал хозяйственные
вопросы, помогал священникам, монастырям, наставлял иноков на путь, соответствующий монашеским обетам. Во время строительства в Воронеже адмиралтейства и флота активно помогал Петру I, вносил пожертвования в казну и даже отдал царю все свои личные деньги.
Епископ Митрофан незадолго до смерти принял схиму с именем Макарий и скончался 23.11.1703 г. У мощей святителя засвидетельствованы исцеления бесноватых, а также страждущих расслаблением, лишением сна, горячкой, наростами на лице, слепотой,
глухотой, немотой, гнойными нарывами, болезнями рук, горла, полости рта. Известно много случаев исцеления детей, в том числе от падучей болезни (эпилепсии), паралича, гнойников во рту и других телесных недугов.
Поэтому святителя Митрофана просят о помощи во многих делах, но особенно – в избавлении от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных. Специально ему молятся о здравии, исцелении и благосостоянии детей и внуков. Святого почитают также как помощника в строительстве, покровителя моряков и военно-морского флота.

Молитва
святителю Митрофану, епископу Воронежскому

О всехвальный святителю Христов и чудотворче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости
избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и
Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Митрофан Воронежский является первым митрополитом Воронежского края, который был удостоен канонизации сразу же после своей кончины, так как он проявлял горячую любовь не только к Всевышнему, но и к православным христианам. Мощи и божественный образ праведника неоднократно являли верующим чудеса избавления от мучений, а также излечивания. В описанной же ниже статье вы сможете более подробно ознакомиться с тем что представляет собой чудотворный образ Митрофана Воронежского, в чем помогает и где можно увидеть лик.

От всякого божественного лика снисходит благодатное вспоможение, причем чудотворный образ митрополита является тому самым явным доказательством. Известно множество случаев, когда праведник в ответ на молитвенные прошения нуждающихся через чудесное излечивание.

На иконе же епископ изображается в черном или в темно-синем одеянии духовного прислужника. Представленный божественный лик являет собою монастырское письмо, выполненное в классическом стиле. На сохранившихся до наших дней списках живопись устремляется к некой шаблонности и схематичности, т. к. для большинства храмов и богомолен Руси похожий образ писался довольно в больших количествах.

Правой десницей митрополит благословляет любого, кто устремит свой взор к божественному лику. В левой руке святца находится архиерейский жезл, указывающий на сан митрополита и ту архипастырскую духовную власть, которую он имеет над православным народом. А молитва, обращенная к лику святителя может помочь в разных ситуациях. К нему можно обращаться:

  • для обретения хорошего рабочего места, которое бы принесло трудящемуся материальное благополучие и пришлось бы по душе;
  • о будущем чад своих и о создании ими крепкой и хорошей семьи;
  • икона Митрофана Воронежского и Тихона Задонского может вспомочь нуждающемуся излечиться от душевных и телесных немощей;
  • в заботах о сохранении среди людей православного милосердия и о нравственной и внимательной обязанности пред обществом правительства и местных властей как гарантии его благосостояния;
  • молитвословие, обращенное к божественному лику святителя вспомогает в обретении добродетельности, сострадательности и внимательности к ближним;

Икона святителя Митрофана Воронежского призван в качестве заступника города, располагающегося на Неве и именуемого как Санкт-Петербург, а также родных Воронежских земель, который на данные момент являют собой местом поклонения богомольцев со всего мира. Наиболее же чудотворные и посему известные списки божественного лика Святца можно увидеть в нескольких храмах.

Главным местом преклонения пред мощами и ликом богоугодного является Воронежский Благовещенский храм, по величине находящийся на третьем месте среди всех имеющихся православных богомолен на планете. К тому эта молельня почетно занимает место самой высокой христианской церкви в мире. Именно в этом храме был погребен богоугодный, а сохранившаяся до наших дней историческая летопись рассказывает, о том какую ревностную любовь Петр I испытывал к Святителю.

После того, как скончался митрополит государь лично сопровождал старца в последний путь и даже помогал нести Его раку. Сам собор располагается по следующему адресу: Россия, г. Воронеж, проспект Революции, д. № 14 в.

Имеется образ, а также частица нетленных священных останков святителя и в Покровском храме города Воронежа, помещенные туда согласно распоряжения местного епископа и Сергия Борисоглебского. При этом под хранение святынь специально был изготовлен ковчежец. Адрес молельни: ул. Софьи Перовской, д. № 96.

К чудотворному лику митрополита можно обращаться с такими словами:

Смотрите еще видео с молитвой святителю о детях и их благосостоянии:

В самом конце XVII века православная Россия переживала сложные времена. Изнутри ее изъедали раскольники-староверы, а снаружи искушали западные ценности. В это время в Воронеже мудро управлял церковными организациями, строил храмы и наставлял паству святитель Митрофан Воронежский. Он верно служил Небесному Владыке и с почтением относился к царю земному – Петру I. Впоследствии за праведную и милосердную жизнь епископ был возведен в ранг святых, а его мощи обрели чудодейственные силы исцеления. Митрофан Воронежский о чем молятся люди слышит, но доносит просьбы страждущих до Создателя только в том случае, если желание искреннее и чистое. Просят Святителя о трудоустройстве и защите детей.

Однажды Петр I вызвал епископа к себе, но тот остановился во дворе, увидев расставленных для украшения статуй греческих богов. Митрофан Воронежский развернулся и ушел, сообщив царю, что не послушается его приказа, пока тот не уберет идолов. Пришлось Петру I пойти на уступки и очистить двор от статуй. Столь же непримирим будет Святитель к просьбам страждущих, если они обратятся к нему без искренней веры в сердце.

  • Молить о работе Митрофана Воронежского необходимо на коленях, смиренно склонив голову. Добавьте к святому тексту силу своего желания трудиться, чтобы помочь семье выбраться из кризиса.
  • В Благовещенском и Покровском соборах Воронежа содержатся священные мощи Святителя Митрофана. Если вы живете в городе или поблизости от него – помолитесь рядом с малахитовой ракой, где они содержатся.

Епископ Митрофан заботился о бедных и слабых. Возносят к нему просьбы и о сохранении ребенка от жизненных напастей. Молиться лучше всего в одиночестве перед тем, как отвести сына или дочь в школу.

  • Перед прошением о защите ребенка перекреститесь сами и по возможности осените дитя свое крестным знамением. Если в данный момент дети не с вами, то сделайте это с помощью фотографии.
  • Покройте голову платком, и сложив руки в молитвенном жесте, искренно и горячо произнесите текст обращения к Святителю Митрофану.

Сохраняйте веру в сердце и доверьте защиту ваших детей Господу. Не забывайте при этом, что вы сами – орудие Спасителя, созданное для заботы о чадах. Материнская и отцовская просьбы обладают невероятной силой. Святитель Митрофан Воронежский о чем молятся родители обязательно исполнит.

Митрофан Воронежский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Митрофан.

Митрофан Воронежский

Епископ Воронежский и Елецкий
до 1700 года — Воронежский и Азовский

2 января 1682 — 23 ноября 1703

Предшественник

епархия учреждена

Преемник

Арсений (Костюрин)

Имя при рождении

Михаил

Рождение

6 (16) ноября 1623

  • Антилохово, Савинское сельское поселение, Савинский район, Ивановская область

Смерть

23 ноября (4 декабря) 1703 (80 лет)

  • Воронеж

Похоронен

  • Благовещенский Митрофановский мужской монастырь

Канонизирован

в 1832 году

В лике

святителей

День памяти

23 ноября (6 декабря) преставление, 19 июля (1 августа), 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989)

Медиафайлы на Викискладе

Митрофа́н Воро́нежский (в миру Михаи́л, в схиме Мака́рий; 6 (16) ноября 1623 года, село Антилохово — 23 ноября (4 декабря) 1703 года, Воронеж) — епископ Русской церкви, епископ Воронежский и Елецкий. Причислен к лику святых Русской православной церкви 25 июня (7 июля) 1832 года.

Жизнеописание

Семья

Его родители принадлежали к духовному званию, по словам самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел сына.

Монах и игумен

В сорок лет Михаил овдовел. В 1663 году был пострижен в монашество с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. Во время его настоятельства в монастыре был построен новый Спасский храм, который был снабжён всей необходимой церковной утварью.

С 1675 года Митрофан являлся игуменом Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых. Под его руководством и в этой обители был сооружён новый храм — каменный Благовещенский с трапезною и колокольней, освящённый в 1680.

В 1677 по поручению Патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского с уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году, одновременно с настоятельством в Унженском монастыре, он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

Воронежский архиерей

2 (12) апреля 1682 года назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учреждённой кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений. На территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» (украинское в данном случае означало окраинное).

Митрофан Воронежский (икона XIX века)

В конце августа 1682 епископ прибыл в свою епархию. В житии святителя Митрофана даётся такая оценка его деятельности в качестве правящего архиерея:

Как опытный хозяин, радеющий об имуществе церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святой Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал своё служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам.

В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный пятиглавый, также освящённый к 1692 в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и ставший в то время самым большим зданием города. Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина. Епископ принимал меры к повышению нравственного уровня как монашествующих, так и белого духовенства, заботился об их авторитете, защищал священников от притеснений со стороны мирян. Был строгим, но справедливым архипастырем. Активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в сёлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии. Много занимался благотворительностью, по словам биографа владыки, «дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения».

Епископ Митрофан и царь Пётр I

Митрофан Воронежский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).

В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж:

Государь пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя. В последующем он не изменил своё негативное отношение к европейским обычаям и включил в своё духовное завещание резкое предостережение патриарха Иоакима против сближения с иноземцами. Несмотря на это, он до самой смерти пользовался расположением царя, с которым в последний раз встречался в 1702.

Болезнь и кончина

В августе 1703 года епископ Митрофан тяжело заболел. 10 (21) августа 1703 года был пострижен в схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря, в котором был игуменом до своей архиерейской хиротонии. В своём завещании, в частности, писал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

23 ноября (4 декабря) 1703 года святитель Митрофан скончался, при его погребении 4 (15) декабря 1703 года присутствовал царь Пётр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения Пётр I сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами». Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа.

Почитание

Мощи

Поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела святителя Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание святителя Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

Канонизация

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти: 23 ноября (6 декабря) преставление, 19 июля (1 августа), 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989).

В прославлении святителя Митрофана Воронежского активно участвовал Алексей Александрович Павлов, зять генерала Ермолова, бывший камергер Двора, о чем в беседе с Мотовиловым на Пасху 1835 года сказал святитель Антоний: «он так много служил святителю Митрофану и так сильно и деятельно содействовал открытию святых мощей святителя Митрофана, что я считаю его не только к себе самому, но и к святителям Воронежским Митрофану и Тихону искренно близким человеком».

Храмы и монастыри

Памятник в Воронеже

Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую 29 июня 1833 года освятил митрополит Филарет.

В Москве существуют храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке. В Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 году.

В Петербурге в 1847 году на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 году.

На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 году и возрождённая в 2000 году. В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 году был освящён храм Митрофана Воронежского. В 2003 году был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.

Памятник

В 2003 году в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану. Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского.

Иное

В Воронеже действует православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.

В сентябре 2007 года на базе исторического факультета Воронежского государственного университета прошла межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского — выдающегося церковного и государственного деятеля». Выступая на них, исполняющий обязанности ректора Воронежской духовной семинарии иеромонах Иннокентий (Никифоров) заявил:

Святитель Митрофан даровал нам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего своё Отечество и стремящегося к его благу. В трудное для нашей страны время петровских реформ он оказался выше и политиков-реформаторов, ставивших цель всё в России изменить на западный манер, и стремящихся к изоляции и замкнутости раскольников-старообрядцев и их сторонников. Он сумел быть верным чадом Царю Небесному и бескомпромиссным верноподданным царю земному.

В храме Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе в Москве хранится скуфья святого.

Изречения

Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши.

— Духовное завещание

Вскрытие мощей в 1919 году

3 февраля 1919 года в Митрофановском монастыре комиссия, составленная из представителей советской власти под председательством секретаря губернской чрезвычайной комиссии Бессмертного, произвела вскрытие раки Митрофана Воронежского. Согласно заключению комиссии, мощи состояли из рассыпающегося черепа с прикрепленными волосами, нескольких костей, а основную массу составляли ткани и вата.

Примечания

  1. Православный Церковный календарь 2017. pravoslavie.ru.
  2. Ныне — Савинского района Ивановской области.
  3. Юрьев-Польский Свято-Успенский Космин мужской монастырь. Справка | Общество | Лента новостей «РИА Новости»
  4. 1 2 Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Кварта, 2007. — 520 с.
  5. ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь 2017
  6. Русская линия / Библиотека периодической печати / Святитель Митрофан Воронежский в жизни Николая Мотовилова (фрагмент книги)
  7. Храм во имя свт. Митрофана Воронежского на Хуторской Архивировано 14 сентября 2007 года.
  8. Традиционная Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.
  9. 175-летие прославления святителя Митрофана, выдающегося церковного и государственного деятеля
  10. Святитель Митрофан, епископ Воронежский (недоступная ссылка). Портал Богослов.Ru. Дата обращения 15 марта 2016. Архивировано 16 марта 2016 года.
  11. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского // Документы.
  12. Отчёт VIII-го отдела народного комиссариата юстиции Съезду Советов // Отрывки из журн. «Революция и церковь». — № 9—12. — 1920.

> См. также

  • Благовещенский Митрофановский мужской монастырь

Литература

  • Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. — Воронеж, 1904.
  • Иванов И. А. Святитель Митрофан Воронежский в его духовно-нравственном образе и в его святительском служении : Смысл и значение почитания святых. — Воронеж, 1910. — 57 с.
  • Макарий (Соболев) (монах). Петр Великий, Митрофан Воронежский и монахи //Православие в Карелии : материалы III региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов (16-17 октября 2007 года, г. Петрозаводск). — Петрозаводск, 2008. — С. 343—349.
  • Поликарпов Н. И. Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский. — СПб., 1899. — 25 с.
  • Святитель Митрофан Воронежский: К 300-летию памяти первого Воронеж. епископа: Библиогр. указ. / Сост. М. А. Прыткова. — Воронеж, 2003. — 60 с.
  • Склобовский Д. Я. Святый Митрофан, первый епископ Воронежский и чудотворец. — М., 1888. — 31 с.
  • Соколов Н. М. Святые Земли Русской: К двухсотлетней годовщине со дня кончины св. Митрофана Воронежского (23 нояб. 1903 г.). — СПб., 1903. — 48 с.

Ссылки

  • Житие
  • Духовное завещание епископа Воронежского Митрофана
  • Биография
  • Краткая биография
  • Молитвы, тропарь и кондак святителю Митрофану
  • Акафист святителю Митрофану
  • Сайт храма святителя Митрофана в Воронеже
  • Сайт храма святителя Митрофана при Уфимском юридическом институте