О крестных родителях

Здравствуй, брат! Греет ночь холодный месяц
В дом пришёл со скрипом лестниц листопад
А я рад, что снова осень, как то в ней спокойней
В общем — знаешь, брат:

Твой сегодня День Рождения —
В одиночестве спасенья не ищи
Я люблю тебя и помню, рюмку полную наполню —
И по памяти, как волны наши дни

Помнишь, брат? Батя нас учил с тобою
Друг за друга быть горою, пусть простят
Кто поймал от братьев шишек, но обижен был
Лишь тот, кто виноват

Мать учила быть не бедным
Но делиться всем последним — чем богат!
Знаешь, ей за нас не стыдно, ей теперь всё
Сверху видно — лишь за годы так обидно, что летят

Милый, брат — я все помню наши споры;
И мечты, и разговоры, как сейчас
Мы с тобой смотрели в завтра
И всегда ценили правду среди нас

И средь звезд и близких истин
Было столько силы жизни каждый раз
Что казалось мира мало, море жизни нас качало;
И всё дальше от причала шёл баркас!

Модуляция…

Мир, как снежный ком катился
Помнишь время? Ты женился — жил быстрей
Ты поплыл во взрослом мире, стало пусто
Так в квартире наших дней

Ты был другом и примером
Огоньком добра и веры средь зимы
Но не дало сердце трещин, и любовь не стала меньше
Просто видеться чуть реже стали мы

Помнишь, брат? Как детей своих крестили
Как растили и учили пацанов!
Своему твоё дал имя, сына ты назвал моим —
И всех делов!

Знай, же брат: твой младший Саня —
Джентльмен, помощник маме и боец!
По тебе скучает тоже, на тебя во всём похожий —
Умный, добрый и хороший, как отец

Модуляция…

Слышишь, брат! Как же нам наговориться
В сотый раз опять не спится до утра?
Не хочу с тобой прощаться, кто придумал
Расставаться навсегда?

Видно так судьбе угодно
Чтоб ты стал навек свободным, ну а я —
За двоих жить буду дальше;
Без сомненья нот и фальши!
Просто я теперь за старшего, мой брат

Да, мой брат я скучаю, я не верю
В эту страшную потерю — Рок судьбы
Планам не было предела
Сколько вместе ещё сделали бы мы

Обещаю не сломиться
И пока во мне струится наша кровь —
Буду жить за землю предков;
И за счастье наших деток
За фамилию, за братскую любовь

Видишь, брат — греет ночь холодный месяц
В дом пришёл со скрипом лестниц листопад
А я рад, что снова осень, как то в ней спокойней
В общем — знаешь, брат:

Твой сегодня День Рождения;
В одиночестве спасенья не ищи
Я всегда с тобою буду, ты мне хоть приснись оттуда
Жаль, осталось в детстве чудо, ты прости

Дремлет путь Млечный, и любовь крепче
Верь мне, брат — Вечно, брат; мой брат…

Протоиерей Евгений Попиченко: Семья – это школа любви

Когда Бог задумывал человека, Он задумывал его как семью: «Сотворил Бог человека по образу и по подобию Своему». Бог есть Троица, и человек троичен; троичен в лицах и един по существу – муж, жена и дитя.

Цель нашей жизни – научиться любить, потому что Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге. Научиться любви человек может только в семье, потому что высшее проявление любви – когда мы жизнь отдаем за ближних своих. И только редкие, очень редкие, избранные люди могут научиться любви к Богу и ближним в монашестве.

Какие две основные проблемы существуют в современной семье? Во-первых, абсолютное большинство людей не знают, для чего они живут. От этого они сильно унывают, и уныние распространяется на все сферы их жизни. Поэтому сегодня индустрия развлечений – самая развитая в обществе.

Во-вторых, люди, создавая семьи, не понимают, для чего они это делают. В основном семья создается на основании физиологического процесса: «Я почувствовал любовь и раскрыл свои объятия». А месяцев через шесть говорят: «Не сошлись характерами».

Цель создания семьи, по учению Церкви, это совместный путь ко спасению. В одиночку человеку трудно идти, ему необходим помощник в этом нелегком пути, нужна опора, совет и поддержка.

Любовь не там, где двое смотрят друг на друга, а там, где двое смотрят в одну сторону – в сторону Христа. Поэтому единство духовной жизни – основа крепкой семьи.

Вторая цель брака, как говорит апостол Павел, – избежание блуда. Есть такие поступки в жизни человека, которые уничтожают жизнь семьи, жизнь с Богом. Один из страшнейших грехов – блуд. Чтобы защитить человека от последствий этого беззакония, Господь благословляет церковный брак через Таинство Венчания.

Третья цель – это продолжение рода: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю».

Но если человек не знает этих законов или не принимает их как ценность, то те отношения, которые он создает по принципу «потому что захотелось, понравилось», – не имеют твердого основания и от этого быстро разрушаются.

Уникальным и удивительным примером для нас с вами являются Царственные Страстотерпцы. Царская Семья – пример построения истинной христианской семьи, взаимоотношений между мужем и женой, воспитания детей, мужества, крепкой и несгибаемой веры, любви к Родине.

Поскольку они сами стяжали и приобрели эти добродетели, то и каждого из нас они могут научить им, если мы будем их любить, почитать через молитвенный труд, через узнавание их жизни, через посещение святых мест, связанных с ними, – Храма-на-Крови, монастыря Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.

Тема семьи – одна из важнейших и значимых на сегодняшний день. Ежегодно в России Русская Православная Церковь инициирует множество мероприятий, направленных на формирование и укрепление здоровой и крепкой семьи.

В этом номере часть материалов мы посвятили одному из семейных приходов нашей епархии – храму великомученика и целителя Пантелеимона, который в этом году отмечает 20-летие. С одной стороны, это приход молодой, с другой – уже имеющий свои добрые традиции. Ежегодно в семьях прихожан рождаются около 20-25 малышей, многие становятся многодетными. От всей души хочется поздравить настоятеля, священнослужителей, сотрудников, прихожан храма целителя Пантелеимона и пожелать мира и радости о Духе Святом, спасения и во всем благого поспешения на многая лета!

Желаю, чтобы у вас, дорогие читатели, были крепкие христианские семьи!

Священник Евгений Попиченко

Крестные родители: кому можно быть крестным?

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Крестные родители

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День».

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

— Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Крест носите?

— Молитвы читаете?

— Евангелие читаете?

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.

Узнайте можно ли крестить без крестного отца. Здесь вы найдете комментарии и мнения пользователей, нужен ли крестный мальчику, может ли быть только один крестный.

Ответ:

Быть крёстными родителями – весьма ответственная роль. На Руси их чтили с древних времён совершенно не зря. Они, прежде всего, отвечают за младенца перед Христом, пока тот не может отвечать сам за себя. Можно ли крестить без крёстного? Желательно, чтобы на мероприятии присутствовал хотя бы один из родителей. Хорошо, если он будет того же пола, что и ребёнок. Важно соблюдать то, что про крестного отца скажет священник, проводящий таинство. Лучше всего узнать у него всё заранее.

Нужен ли крёстный ребёнку? Безусловно. Главное правило – чтобы родители крёстные не были супругами, поскольку у них после этого возникает определённое родство на духовном уровне. Восприемников может и не быть, если Крещение проходит для взрослого человека. В таком случае роль Крёстного играет священник, проводящий ритуал.

При этом человек может отказаться от этой обязанности, если чувствует, что ему не хватит сил, или что он не сможет принять на себя ответственность. Но, даже если его позовут, крёстным не может быть неверующий человек. Главное – объяснить родителям это требование, чтобы они понимали всю серьёзность ситуации. Такой ритуал никогда не сможет стать простой формальностью.

Может ли быть только один крестный?

Такая ситуация вполне допустима. И сами священники положительно отвечают на вопрос, может ли быть только один крёстный. И здесь тоже лучше проследить за тем, чтобы он был одного пола с ребёнком. Можно и обряд провести, только если присутствует лишь один из родителей.

Главное – чтобы соблюдались самые важные правила. Например, крёстный родитель обязательно должен быть православным Христианином. Мусульманин или католик такую роль играть не могут, даже очень хороший атеист. Ведь крёстные родители должны сделать так, чтобы ребёнок рос в православной вере.

Надо регулярно следить за церковным воспитанием крестника, быть готовым водить его в храм. Крёстными могут быть даже беременные, суеверных опасений слушать не стоит.

Муж и жена, отец и мать ребёнка не могут быть крёстными. Зато для остальных родственников нет почти никаких ограничений. Самый лучший подарок – цепочка с крестиком. Не важно, из какого именно материала они созданы. Главное, чтобы форма была традиционной именно для Православной Церкви. А ещё раньше дарили серебряные ложечки. Её использовали первой, когда ребёнок начинал есть. При этом перекрещивать детей в любом случае запрещается. Ведь Таинство Крещения совершается только один раз.

Крещение – очень важный обряд в жизни каждого человека. Крестить или не крестить ребенка решают, разумеется, родители. Они же выбирают для своего ребенка крестных родителей.

Крестные родители – это очень большая ответственность за ребенка. Они должны помогать родителям растить и воспитывать малыша, способствовать его нравственному развитию. Кроме того, считается, что до 17 лет все грехи крестника возлагаются на крестных родителей. Именно поэтому к выбору крестных родителей следует подходить с большой ответственностью. Как правило, крестными становятся самые близкие друзья и родственники родителей.

Церковь запрещает становиться крестными родителями людям, состоящим в родстве или интимной связи. Исключения составляют только пары типа отец-дочь или мать-сын. Считается, что от предложения стать крестными родителями не отказываются. Однако задумайтесь, готовы ли вы взять на себя такую огромную ответственность за душу вашего будущего крестника?

Крестный отец, как правило, отвечает за материальную сторону таинства Крещения. Именно он приобретает крестнику нательный крестик, и берет на себя текущие траты. Крестик рекомендуется выбирать серебряный, а ни в коем случае не золотой, так как золото считается грешным металлом. Крестная мать приобретает крестильную рубашечку и пеленку или полотенце. Эти предметы после совершения обряда сохраняются. Считается, что они оберегают ребенка от бед и болезней.

Как правило, в семьях, которые близко дружат и уже являются кумовьями, часто возникает вопрос, можно ли крестить ребенка кумы или кума. В народе это называется перекрещиваться.

Определенного ответа на этот вопрос не существует. В общем-то, правилами это не запрещено, там существуют указания только насчет кровных родственников. Но многие священники категорически против того, чтобы кумовья крестили детей друг друга. Существует так же поверье, что если «перекреститься», то отношения между кумовьями рано или поздно сильно испортятся. Однако вы должны сами решить, что для вас важнее. Ведь вы должны понимать, что крестные родители должны быть для ребенка безукоризненным идеалом для подражания. Поэтому узнавать необходимо именно у служителя церкви, который подробно все вам расскажет и посоветует, как лучше поступить.