О причащении верных

Собор Святого Причастия

Католический собор

Собор Святого Причастия

Страна

  • Новая Зеландия

Местоположение

Крайстчерч и Christchurch City

Епархия

Епархия Крайстчёрча

Архитектурный стиль

неоренессанс

Архитектор

Francis Petre

Дата основания

Строительство

1901—1905 годы

Медиафайлы на Викискладе

Собор после землетрясения 2011 года

Собор Святого Причастия (англ. Cathedral of the Blessed Sacrament), известный также как Крайстчерческая базилика (англ. Christchurch Basilica) — католический собор в Крайстчерче. Считается красивейшим зданием в стиле Ренессанса в Новой Зеландии, и одним из выдающихся проектов Фрэнсиса Петре.

История

Собор был спроектирован архитектором Фрэнсисом Петре на основе парижской церкви Святого Викентия де Поля XIX века. Его строительство было начато в 1901 году на месте небольшой деревянной церкви, находившейся там с 1864 года. 12 февраля 1905 года, всего через четыре года после начала строительства, собор был официально открыт. Он стал первым проектом Петре, сооружённым в стиле итальянской базилики эпохи Ренессанса, в отличие от всех других работ архитектора, созданных в готическом стиле.

22 февраля 2011 года собор сильно пострадал во время сильнейшего землетрясения магнитудой в 6,3. Рухнули обе колокольни, был значительно повреждён фасад собора и витражи. В настоящее время рассматривается вопрос о возможном сносе здания, и его полной реконструкции на прежнем месте.

Примечания

Собор Святого Причастия в Сакраменто принадлежит Римско-католической церкви в США. Изысканное, словно точеное из кости, культовое здание расположено в центре города на пересечении улиц 11-й и К.
Сегодня Собор одновременно выполняет роль и религиозную, и гражданскую. Cathedral of the Blessed Sacrament считается центром епархии, простирающейся к северу Сакраменто от его южной окраины. Церковь предназначена примерно для 975 тыс. католиков. Сама епархия насчитывает 99 церквей, а храм Святого Причастия входит в число крупнейших соборов, расположенных к западу от реки Миссисипи. Благодаря своим размерам, он порой используется для проведения погребальной мессы по усопшим бывшим губернаторам Калифорнии. В 1996 г., например, в нем отпевали П. Брауна.

Уже в самом начале строительства в 1887 г. было видно, что архитектура собора Пресвятого Таинства сочетала в себе историю и современную жизнь Сакраменто. В этом городе многие здания построены в середине XIX в., когда США сотрясала Калифорнийская золотая лихорадка. И Собор, появившийся по инициативе его первого священнослужителя из Парижа Патрика Манога, — в их числе.

Здание представляет собой модифицированную форму базилики размерами 61 м х 30 м. Его центральная колокольня возвышается на 66 м. Во время последнего обновления собора Святого Причастия реставраторы сохранили его экстерьер в архитектурном стиле итальянского Возрождения и интерьер — викторианского.

В 2003-2005 гг. Собор закрывали для капитального ремонта, в результате которого здание пополнилось евхаристической часовней, 2-мя боковыми криптами и большим распятием под куполом. Наибольшие изменения претерпел купол, закрытый еще в 30-е гг. по акустическим причинам. Евхаристическая часовня была сооружена в дань уважения к средневековым церквям. Это позволило оставить скинию на виду у прихожан и сохранить ее соответствие главному алтарю, на котором видны золотые слова евхаристического гимна Pange Lingua Gloriosi.

Восстановленные скамейки в молитвенном зале Cathedral of the Blessed Sacrament были расширены и стали лучше сочетаться с декоративной росписью внутренних стен и потолка. Окна собора получили новые витражи, зал — епископскую кафедру и амвон из красного дерева. Над алтарем висит 4-хметровое распятие с короной над головой 4,3 м в диаметре. Вместе эта композиция весит примерно 910 кг и удерживается спущенными сверху кабелями.

Купол Собора, возвышающийся на 34 м, был восстановлен спустя 70 лет после закрытия. Его венчает голубь с размахом крыльев 2,1 м, который напоминает о присутствии Святого Духа в жизни Церкви. 16 крупных ронделей, каждый 1,5 м в диаметре, украшают новый купол, одновременно изображая сцены из Священного Писания. В 1977 г. был заменен небольшой, 9-тиранговый орган на новый, 15-тиранговый инструмент, в изготовлении которого использовались трубы от прежнего органа.

Вход в Cathedral of the Blessed Sacrament обустроен восьмиугольной мраморной купелью в декоративной мозаике. Часовня мучеников и крипта Девы Марии и святых Северной и Южной Америки обеспечивают пространство для преклонения прихожан перед святыми. Часовни украшают 2 фрески высотой 6,1 м, написанные нью-йоркскими художниками. Большая работа была проведена по укреплению культового здания — теперь ему не страшно землетрясение силой 8 баллов.

>Фото Собор Святого Причастия Смотреть все

Документ «Об участии верных в Евхаристии», 2015

«От того, как мы относимся и правильно подходим к таинству Святой Евхаристии, зависит, в том числе, наше спасение». На этой неделе в Москве завершило свою работу Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В первый день работы на нем единогласно был принят очень важный и долгожданный документ «Об участии верных в Евхаристии» (о подготовке ко Святому Причащению).
Этот документ, безусловно, касается самого существа жизни Церкви, т.к. духовная жизнь православного христианина немыслима без Причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом и друг с другом, составляя единое Тело Христово.
***
Документ «Об участии верных в Евхаристии» письменно фиксирует все аспекты таинства Причащения и это очень важно, т.к. до настоящего дня в Русской Православной Церкви не существовало единообразного текста, а действовали только различные правила, пояснения и устные предания.

На Страшном суде Господь не будет искать, как осудить, а наоборот – как оправдать людей В утвержденном документе четко прописаны рекомендации относительно:
1) Продолжительности приуготовительного поста перед Причастием и его практики, в том числе для больных, при беременности, для лиц постоянно прибывающих в условиях светского общежития (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения);
2) Причастия на главные праздники – Пасхи и Рождества Христова, дополнительно прописано разъяснение о возможности Причащения на Светлую седмицу, и на период от Рождества Христова до Богоявления;
3) Отличия Евхаристического поста (полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого Причащения) от приуготовительного поста, и тех, для кого он может послабляться (младенцы, больные, умирающие, беременные и кормящие женщины);
4) Супружеского воздержания;
5) Вредной привычки табакокурения;
6) Домашней молитвенной подготовки перед Святым Причащением;
7) Присутствия на предваряющих Литургию богослужениях, как важной части подготовки к
принятию Святых Христовых Таин (вечерня и утреня, или Всенощное бдение);
8) Времени прихода и опоздания христианина на Божественную литургию;
9) Раскаяния в совершенных грехах и открытия их перед священником в таинстве Покаяния, с пожеланием проводить исповедь по возможности вне Божественной литургии;
10) Причащения в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид;
11) Практики отлучения от Причастия на длительные сроки (более чем на один год);
12) Запрещения Причащения в состоянии женской нечистоты;
13) Причащения Святых Христовых Таин супругов, состоящих в церковном браке, брачном союзе и в греховном сожительстве;
14) Подготовки детей к Святому Причащению.
***
Как провести Успенский пост Свою положительную оценку по поводу принятого документа, дает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, который принимал непосредственное участие в Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви: «Этот документ готовился и обсуждался несколько лет, и был очень хорошо продуман и выверен. В ходе подготовки некоторые положения вызывали много споров и обсуждений. В нем дано толкование ряда вопросов, в которых имелись разночтения.
Смысл документа не в том, чтобы ввести что-то новое, а в том, чтобы еще раз напомнить всем верным, для чего существует Евхаристия, для чего мы причащаемся, как часто это должно происходить в жизни любого верующего христианина.
На мой взгляд, этот документ является сбалансированным и полностью отражает все разнообразие подходов к таинству Евхаристии. Теперь очень важным является признание в официальном церковном документе возможности более частого Причащения и соответственно более краткого приуготовительного поста, например, в дни Светлой Седмицы и в период от Рождества Христова до Богоявления, что ранее некоторыми чересчур ревностными батюшками считалось, чуть ли не грехом. Верные прихожане теперь могут в эти дни, чаще приступать к Святой Евхаристии, и не с тем постом, который традиционно предполагается в другие дни. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней — есть разные практики, разные обычаи.

Принятие этого церковного документа говорит о том, что епископат всегда прислушивается к своим прихожанам, а Русская Православная Церковь – это тело Христово, по-настоящему живой организм, который основан на вековых учениях святых отцов.
От того, как мы относимся и правильно подходим к таинству Святой Евхаристии, зависит, в том числе, наше спасение».
Документ «Об участии верных в Евхаристии» по ссылке: www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html.

Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий

Друзья мои, я хочу поделиться с вами большой радостью. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии». Эту тему обсудили при Межсоборном присутствии, и она имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Этот документ вызвал у меня восторг! Во-первых, он основан на Священном Писании, на правилах Вселенских и Поместных соборов, на словах святых отцов. Значит, он — вековой. Значит, он — наш. Во-вторых, язык этого документа — заботливо-отеческий — чтобы чьи-нибудь чувства ненароком не задеть и никого не обидеть. И это очень радостно для православных.

А теперь по существу. Давайте поговорим о тех неправославных традициях, которые многими считаются православными, но которые искажают суть Таинства Святого Причастия. Я отмечу только несколько пунктов, имеющих наиболее важное значение. Первое: первохристианская практика причащения была за каждой Литургией. Сегодня, например, была Литургия, на которой мы слышали: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Это к кому обращение? К лисам в лесу? Или к улетевшим журавлям? Нет, это к нам. Но мы, пока другие причащаются, иногда рассказываем сны своим знакомым. Это своего рода сектантство. Все ко Христу, а мы в сторону. Заставит ли нас этот документ причащаться за каждой Литургией? Готовы ли мы к этому? Я думаю, что не все. Но это наш идеал и наша цель! Раз Господу это угодно, значит, нам нужно дойти до Него, а не только до порога Его дома. Войти в дом и причаститься.

Вы знаете, есть такая антиправославная и суеверная точка зрения, что, мол, мы недостойны часто причащаться. И, к сожалению, даже некоторые священники ее придерживаются. Дорогие мои, но Таинство Причастия Тела и Крови Христа и установлено Господом для недостойных! Ведь достойные, как Илия, живыми на небо взяты. А это для недостойных дано. Чтобы свое недостоинство они могли восполнить полнотой Христа. Оно для этого и предназначено. Я почему причащаюсь? Потому что недостойный, потому что сам не могу жить по-Божьему, потому что сам не могу обрести спасение. Поэтому и принимаю в себя Христа Спасителя, чтоб Он спас меня. Это и есть Таинство для недостойных. Это насколько нужно быть неправославным, чтобы сказать, что буду причащаться, когда буду достоин? Тогда у меня вопрос: когда мы с тобой достойны будем? Никогда. Тогда нам совсем, что ли, не причащаться? Ведь так получается. Я испытал искренний восторг, когда об этом в обращении прочитал. Потому что это слово архиереев Русской Церкви развеет заблуждение о том, что православные недостойны часто причащаться. Потому как Причастие — оно для недостойных и есть. А достойные живыми на небо идут. Мы же — через помощь Божию, через Таинство Причастия. Поэтому вывод такой: мы должны причащаться регулярно. Это первое.

Второе, о чем мне хотелось бы сказать, — это о подготовке к Причастию. Мы готовимся через молитву, пост, воздержание, исповедь. Но подготовка заключается не только в выполнении каких-то формальных условий, нет! Она заключается в обретении покаянного состояния души, в прощении обид, в примирении с ближними, в желании соединиться с Господом. Приготовление — это не цель, а средство. Вот ты, скажем, молился, но не постился, или примирился со всеми, но не молился, и идешь причащаться. Можешь ты причаститься? Нет. Препятствием к Причастию являются отсутствие покаянного состояния души, наличие обид, вражды с ближними и нежелание соединиться с Господом. Вот это все является стеной между нами и Богом. А если есть желание соединиться с Господом, есть покаяние в душе, если идем с прощением и примирившись с ближними, то выполнение формальных условий отходит на второй план. Зацикливаться на этом — значит, забывать смысл Причастия. Очень хорошо, что об этом было сказано на самом высоком уровне.

Третий момент. Сказано: «приемлемой признать практику, когда причащающиеся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающие указанные уставом многодневные, однодневные посты приступают к Чаше без дополнительного специального поста». Некоторые люди постятся в среду и в пятницу, соблюдают Великий пост и другие посты, а духовные лжеучителя говорят им, что нужно еще и перед Причастием попоститься. Но это неправильно. Тем, кто соблюдает посты, не нужно дополнительно поститься перед Причастием. Если, конечно, кто-то сам этого хочет, то тогда, пожалуйста! Если ты говоришь, что будешь поститься всю жизнь, то постись. В этом нет ничего плохого, это спасительно. Но если ты говоришь, что все обязаны делать по-твоему, то это уже неправда. Хочешь поститься перед Причастием — постись, пусть Господь тебе поможет. Но не принуждай к этому других. Тебе никто ничего не должен, как и мне. Это мы с тобой должны, а нам никто не должен. Тому, кто соблюдает все посты и регулярно причащается, нет нужды дополнительно поститься перед Причастием. Если человек, находящийся в Церкви, говорит, что большинство ошибается, а прав только он, то это симптом внутренней духовной болезни. Это слишком высокое мнение о себе — гордость, прелестное состояние. Что такое Церковь, родные мои? Это единство, прежде всего. Почему мы причащаемся? Чтобы быть с Господом. А если причащаетесь ты, ты и ты? Значит, мы друг с другом соединяемся через это. Смысл причащения — в обретении единства. А этим странным самочинным поступком перед Причастием я себя от всех отделяю. И других, возможно, учу. То есть творю разделение. Это внутреннее противоречие, бессмыслица. Выходит, что человек не понимает, что он делает и почему он это делает.

Другой разговор, если человек вообще никогда не причащался. Или, например, лет десять не причащался, посты не соблюдал и не молился. Но по какой-то причине он решил пойти и причаститься. Да, вот тут верно. Тут надо сказать человеку: «Подготовься, мой золотой. Попостись, соберись внутренне. Это все серьезно». Здесь соглашусь полностью. Но тому, кто регулярно причащается и соблюдает многодневные и однодневные посты, Церковью установленные, нет нужды специально поститься перед Причастием. И соборный голос нашей Церкви говорит нам об этом.

Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Следованная Псалтирь — это богослужебная книга, в которой есть часть церковных правил. Там написано: «Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов перед причастием Иисусовой молитвой и поклонами. Может быть заменено иными молитвословиями». Значит, чтобы причаститься, нужно прочитать именно вот эти молитвы? Нет. Целью является не выполнение тех или иных формальностей, не чтение определенных молитв, а обретение покаянного состояния души, прощение обид, примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Поэтому давайте вместе думать. Правила ко Святому Причащению, одна из последних молитв: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю…». Автор кто? Иоанн Дамаскин. Когда жил? Во время арабского завоевания, в VII веке. А до VII века его не было? Не было. А раз его не было, то и его молитвы, выходит, не было? Конечно, не было. А в те времена, когда причащались, эту молитву не читали? Нет, не читали. Как же они причащались? Просто молились, но по-другому. Это правило когда появилось? У святых отцов очень много молитв, мы их уважаем и любим, для нас их молитвы — это сокровище. Но только факт остаётся фактом: эти молитвы вошли в правило тогда, когда они нам их оставили. А до того их не было. Поэтому, если говорить о молитвенном правиле, то нужно понимать, что тут важна не форма, а внутренняя суть, молитвенно-духовный настрой. И поэтому нам приводится эта вещь вековая — мнение Церкви в лице всех архиереев и Следованная Псалтирь. Не возлагайте на людей бремена неудобоносимые.

Читаем далее: «В отдельных случаях духовник может благословить мирянина причащаться Тела и Крови Христовых без предварительной Исповеди». Это очень важно. Традиция, что есть в Русской Православной Церкви — обязательно с исповедью причащаться. В Греческой Церкви не знают такого, и не знали. Там люди исповедуются регулярно, но это Таинство само по себе. А причащаются с другой регулярностью. Скажем, каждый праздник, каждое воскресенье. Причем в Греческой Церкви не все священники исповедуют. В тяжелом случае, в смертном любой может исповедовать. А вообще, епископ благословляет некоторых священников исповедовать. Кого? Обычно в возрасте, духовно опытных, не имеющих явных нареканий от верных. Такие могут что-то подсказать, посоветовать. Вот, мои золотые. Не сказано, что всех подряд, без исповеди. В России это сейчас невозможно. У нас много людей как от ветра — в Церкви. Это понятно. Но из тех, кто воцерковился и причащается регулярно, таковым хорошо бы вот так. Причащаюсь, а исповедуюсь по мере необходимости. Это не значит, что я буду причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в 6-7 лет. Понятно, что это ненормально. Так когда нужно исповедоваться? С какой регулярностью? Ну, уж в Великий пост каждый должен генеральную уборку сделать, и поскоблить свою душу как следует. Серьезно к исповеди подготовлюсь: не только за последнее время, но за весь год перешебуршу себя. Это необходимо — по опыту знаем, как это важно и ценно. Или, например, когда совершили явный грех, смертный грех. Или не смертный, но потеряли мир в душе, и появились обида и злоба. А бывают и другие вещи. Бывает, что независимо от человека какое-нибудь бесовское искушение перебаламутит всю его душу. Тут хоть и не от него зависит, но, видно, в душе что-то есть… Поэтому лучше исповедоваться и покаяться. Бывают ситуации, когда человеку необходимо исповедоваться, даже если он и не причащается. Нужно отмыться от грязи — не допустить, чтобы корни проросли. А что касается покаяния, то оно ведь не только на исповеди бывает. Вечерние молитвы в третьей и последней — перечисление грехов. То есть мы каемся минимум раз в день, перед сном. У нас это целожизненное явление. Мы не расслабляемся ни на секунду, и покаяние длится всю жизнь.

Еще один очень важный момент. Священники внушают людям, что невенчанный брак — это блуд. Это ложь. Читаем: «Церковь, настаивая на необходимости Церковного брака, всё же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в браке, но невенчанных». Тем более, в браке часто бывает, что один желает повенчаться, а другой — нет. Бывают и другие причины. Конечно, духовник должен напомнить невенчанным супругам, что им желательно повенчаться, но требовать венчания и отказывать в Причастии невенчанным — это нарушение Церковной традиции и правил. Почему так Церковь рассуждает? Потому что так Слово Божие гласит. Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 7-я глава, 14-й стих. И 72-е правило Трулльского собора. Там, кстати, обговаривается, что если имеет место так называемое сожительство, и нет юридического брака, то это не брак, а блудное сожительство. Такого человека нельзя причащать, это верно. Сожительство — это одна из форм блуда, а блуд — смертный грех. В состоянии блудного греха человек не может причащаться. Он должен покаяться, понести епитимью и исправить положение, только после этого он может причаститься. Я пропустил очень много интересного, но вот эти основные, практические вещи, с которыми постоянно приходится сталкиваться, я постарался до вас донести.

Теги: Архиерейское Совещание Русская Православная Церковь документ Евхаристия Причащение Таинство литургия

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского

Тимофей Александрийский был учеником Св. Афанасия Великого и братом Петра Александрийского, после которого был избран на Александрийскую кафедру. О жизни его известно очень мало. Он был участником 2 Вселенского Собора, был проповедником единосущия Св. Троицы и защитником православного учения о Св. Духе. Вследствие его учености разные епископы обращались к нему за разъяснением недоуменных вопросов. 18 ответов его 2 правилом 6 Вселенского Собора приобрели каноническую силу.

Вопрос 1. Если оглашенный отрок, лет семи, или совершеннолетний человек улучит время быть при совершении Литургии, и по неведению приобщится, то как должно поступить с таковым?

Ответ. Должно просветить его крещением, ибо призван от Бога.

Само собой разумеется, что указание Тимофея Александрийского не исключает необходимости обучения оглашенного началам веры по 7 пр. 6 Всел. Собора, тем более, что по 2 пр. 1 Всел. Собора “и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание.” Однако, приобщение по неведению должно ускорить крещение принявшего его лица. Ср. Лаод. 46.

Вопрос 2. Если оглашенный будет беснуемый и захочет сам или родственники его, да приимет Святое Крещение, то должен ли принять или нет, и, особенно, если будет близ смерти?

Ответ. Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистого, то не может принять Святое Крещение, но, при исходе от сей жизни, крещается.

Ср. Ап. 79; 6 Всел. 60; Лаод. 47; Карф. 58.

Вопрос 3. Если кто верный одержим бесом, должен ли приобщаться Святых Тайн или нет?

Ответ. Если не нарушает тайны, не хулит иным каким-либо образом, то да причащается, но не каждый день: довольно для него только по временам.

Вопрос 4. Если кто из оглашенных, находясь в болезни, лишится здравого ума и не может сам произнести исповедание веры, родные же его просить будут, да приимет Святое Крещение, доколе жив, — должен ли принять, или нет?

Ответ. Должен принять Крещение, если не искушается от духа нечистого.

Ср. Ап. 79; 6 Всел. 60; Лаод. 47; Карф. 58.

Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?

Ответ. Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).

Ср. Дионисия Алекс. 3; Тимофея Алекс. 13.

Вопрос 6. Если жена оглашенная вписала имя свое ко Крещению, а ко дню Крещения приключится ей обычное женам, то должно ли таковую крестить в тот день, или отложить, и на сколько времени отложить?

Ответ. Должно отложить, доколе очистится.

Ср. Дионисия Алекс. 2; Тимофея Алекс. 7.

Вопрос 7. Если жена усмотрит приключившееся ей обычное женам, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам, или нет?

Ответ. Не должна, доколе не очистится.

Ср. Дионисия Алекс. 2.

Вопрос 8. Если жена родит пред Святою Пасхою, то есть на Великой Седмице, должна ли поститься и не пить вина, или разрешается она от поста и от запрещения пить вино ради того, что родила?

Ответ. Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она принимать пищу и питие, как хочет и понести может.

Ср. Ап. 69; Тимофея Алекс. 10.

Вопрос 9. Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? или будет ли то ни мало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие?

Ответ. В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает; не приемлемые ко общению, изыдите. Поэтому таковые не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь.

Ср. Ап. 45; Лаод. 6 и 33.

Вопрос 10. Если кто болен и от сильной болезни совершенно истощен, и приближается Святая Пасха, непременно ли должен таковой поститься, или по причине сильного изнеможения его, священнослужитель разрешит ему употреблять, что может, или елей и вино?

Ответ. Должно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — есть дело правое.

Ср. Ап. 69; Тимофея Алекс. 8.

Вопрос 11. Если кто звать будет священнослужителя на сочетание брака, и сей услышит, что брак сей есть незаконный, или кровосмешение, например, что имеющая сочетаться есть сестра умершей жены? то должен ли священнослужитель послушать таковых, или творить за них приношение?

Ответ. Решительно скажите: если священнослужитель услышит о незаконности брака, и если брак подлинно есть незаконный, то не должен священнослужитель приобщаться чужим грехам.

Вопрос 12. Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

Ответ. Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться.

Ср. Афанасия Вел. 1; Дионисия Алекс. 4.

Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ. Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.

Ср. Дионисия Алекс. 3; Тимофея Алекс. 5.

Вопрос 14. Если кто, будучи вне себя, наложит на себя руки, или повержет себя с высоты, за такового должно ли быть приношение, или нет?

Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудить, подлинно ли, будучи вне ума, соделал это. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, что был вне себя. Может же быть, что соделал это от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия, — и о таковом не подобает быть приношения, ибо есть самоубийца. Поэтому священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению.

Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу. По существующим же ныне правилам, отпевание лица, совершившего самоубийство в припадке сумасшествия, все-таки, не может быть совершено священником без особого разрешения епископа, которому надо при этом предоставить и доказательства того, что есть основание признать данное самоубийство, как совершенное в безумии (медицинское свидетельство, показания заслуживающих доверия лиц).

Вопрос 15. Если у кого жена одержима злым духом до того, что и оковы носит, муж же ее глаголет, что не может воздержаться, и хочет взять в жены иную, должен ли таковой пояти иную, или нет?

Ответ. В сем деле заключается прелюбодеяние; и не имею и не обретаю, что на это отвечать.

Вопреки этому правилу, Византийский закон Императора Льва Мудрого допускал расторжение брака при неизлечимом сумасшествии одного из супругов. Допускает это и определение Всероссийского Собора 1918 г. о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью.

Вопрос 16. Если кто, постясь для приобщения Святых Тайн, измывая уста или находясь в бане, нехотя поглотил воду, должен ли таковой причаститься?

Ответ. Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от причащения, чаще будет делать то же.

Вопрос 17. Часто слушая Слово Божие, и не творя, не под осуждением ли мы обретаемся?

Ответ. Хотя и не творим, но не можно нам не укорять себя, что слушая не повинуемся. Укорять же себя есть часть спасения.

Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога?

Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные — с последующих лет.

По существующему ныне обычаю наличие сознательных грехов и, следовательно, обязательство исповеди перед Причастием установлено с семилетнего возраста.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Адрес: 122 Barbadoes St, Christchurch Central, Christchurch 8011, Новая Зеландия;
  • Телефон: +64 3-379 1068;
  • Посещение: закрыт для посещения

Крайстчерч изобилует достопримечательностями. Расположены они, в основном, в центре города. И одна из самых значимых – Собор Святого причастия.

История создания

Основой для создания Собора стала французская церковь. Она носит имя Святого Викентия де Поля, находится в Париже. Проект Новозеландского Собора Святого причастия был составлен архитектором Фрэнсисом Петре. Строительство началось в 1901 году. На месте, которое было выбрано для нового храма, стояла старая деревянная церквушка. Её снесли, и через 4 года здесь поднялись стены нового собора. 12 февраля 1905 первые прихожане смогли увидеть внутреннее убранство базилики.

Стоит ли сюда отправляться?

Собор Святого причастия – первый проект архитектора в стиле Итальянский Ренессанс. Всё его предыдущие постройки были исключительно готическими. Второе название Собора – Крейстчёрческая базилика. Когда Д.Б.Шоу находился в Крайстчерче, это архитектурное сооружение вызвало у него неподдельное восхищение.

Новая Зеландия стоит на разломе, здесь часто происходят землетрясения. Два из них случились с интервалом в 1 год. Первое произошло в сентябре 2010. После него собор закрыли на реставрацию. Однако в 2011 году ещё одно землетрясение закончило работу первого. Обе колокольни на фасаде здания рухнули, устойчивость купола нарушилась, и собор был закрыт навсегда.

Сейчас можно прогуляться только по его окрестностям, внутрь не пускают из-за угрозы обрушения. Когда эта архитектурная достопримечательность Крайстчерча будет полностью восстановлена неизвестно. Ясно одно – пытаться что-то сделать с оригиналом нельзя, так как здание может сложиться в любой момент. Администрация города обдумывает решение о сносе базилики и её полной реконструкции по сохранившимся чертежам.