О страхе божием
Содержание
Проповедь Андрея Тищенко: “Как победить страх”
Библия предупреждает нас о последнем времени и о том, что люди будуть умирать не от бедствий, а от страха будущих бедствий.
люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются…
Св. Евангелие от Луки 21:26
Сейчас многие люди живут в виртуальном придуманном мире и верят в плохое. Дьявол хочет навязать тебе свой страх.
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
Первое послание Петра 3:13,14
Дьявол хочет на тебя влиять, хочет, чтобы ты попал в состояние трагедии. Петр говорит нам, чтобы мы не были захвачены мирским страхом. Ты должен бояться Одного Бога! Если ты боишься только Бога, никого бояться больше не будешь. Последнее слово всегда за Нашим Господом!
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Св. Евангелие от Иоанна 16:33
Освободись от всех своих страхов. Господь управляет твоей жизнью, никто не похитит тебя из рук Божьих. Это твой выбор ходить в страхе или в свободе. Страх помещает человека в сеть.
Чем мотивированы твои поступки? Часто они из-за страха. Дьявол всю жизнь пытается тебе рисовать страшные картины. Тебе нечего бояться среди народа Божьего! Пусть боятся грешники.
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
Притчи 26:2
будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь их, ибо Господь, Бог твой, Сам пойдет с тобою, и не отступит от тебя и не оставит тебя.
Книга Второзаконие 31:6
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
Второе послание к Тимофею 1:7
Если ты уверен, что Бог с тобой, ты никогда не будешь страшиться.
За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Притчи 1:29-33
Кто боится – тот всегда поражен. Хочешь что-то делать? Победи страх и начни что-то делать. Библия говорит, что в страхе есть мучение. Но Бог дал тебе власть побеждать!
Слушающий Бога будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла!
Служение в Киевской церкви Новое поколение 15.12.18
Старший епископ Андрей Тищенко.
Познайте страх Божий
Ключевой стих: Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. (Пс.33:12)
Рассуждая о характере Бога, верующие часто говорят, что Бог милосерд, что Он Бог, прощающий грехи, что Бог — есть любовь. И обычно, когда мы слышим такие слова, нам хочется радоваться, ликовать, рукоплескать Ему. Но для меня когда-то было неожиданностью узнать, что верующие должны иметь еще одно чувство по отношению к Богу – страх Божий (страх Господень). Оказывается, мы не только должны иметь это качество, но и развивать его в себе, научиться ему.
Обычно страх что-то неприятное для нас, мы стараемся избавиться от него, но страх Божий, наоборот нужно не искоренять, но приобретать.
Что такое страх Божий
— это не боязнь наказания от Бога
Всегда плохо, когда Бога представляют себе односторонне. Кто-то говорит, что Бог все прощает, что спасение по благодати, и поэтому можно грешить сколько хочешь. Это заблуждение, так как Библия свидетельствует что Бог «есть огонь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24) Вспомни даже Христа, который в одном случае простил проститутку, проявил милость, а в другом, когда видел сознательный грех – Он переворачивал столы. Но есть и другая крайность, когда в воображении рисуют Бога, как жестокого властителя, который сидит на Небесах и только и ждет, как кого наказать. И поэтому такие верующие ходят все время хмурые, все время вспоминают, сколько грехов они совершили, всегда ждут, что Бог их должен за что-то наказать. Это тоже неправильно.
— это не только воздержание от плохих поступков (пример)
Библия дает нам другое определение страха Божия. Это не страх, что Бог тебя за что-то накажет – это противление греху. (Прит.8,13) Но и здесь есть один нюанс. Подумайте, есть ли разница между людьми, когда один не пьет алкоголь, потому что боится ада, а другой потому что ему противен этот грех? Оказывается можно не грешить явно, но при этом не иметь страха Божия, когда грех тебе не противен, когда грех тебе нравится. (пример –курения)
— это ненависть ко греху, неприязнь к тому, что оскверняет имя Господа. (Иов 28,28, Прит.8,13)
Важное качество Бога, о котором нужно всегда помнить – это то, что Бог свят. Исаия говорит о том, как Ангелы почитают святость Бога, закрывая лица свои от Его ослепительного света: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». (Ис. 6,2-6) Когда Библия говорит нам, что те, кто не покаются, кто не изменит своей жизни, будут в аду – это не вина Бога, не стоит обвинять Его в жестокости. Просто Бог настолько чист, свят, что в Его свете, в Его присутствии все греховное сгорает, исчезает. Когда-то осознав себя грешником, я сразу задумался о покаянии, потому что понял, что из-за греха, который во мне, я не смогу попасть на Небеса.
Богобоязненность, страх Божий появляются тогда, когда ты осознаешь, что Бог свят, что Ему противно все греховное, и не просто осознаешь, но сам стремишься быть таким. Я знаю, что многие из нас в повседневной жизни подвергаются искушению. Но в любом случае, кто бы тебя ни толкал в грех, окружающие люди или мысли, которые посылает дьявол, ты можешь противостоять этому. Скажи сатане (не важно в каком виде он придет), что ты ценишь святость Бога, что ты не хочешь осквернять праведности, которую Он дал тебе, что не хочешь опять падать в грязь греха – это и будет страхом Божьим.
Библейские примеры страха Божия
1) Иов был назван богобоязненным, т.к остался верен Богу, когда все, даже жена, предлагали ему роптать против Бога.
«И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». (Иов 1,21-22)
2) Авдий имел страх Божий, потому что был против истребления пророков Божьих, и помогал им скрываться, рискуя своей жизнью.
«И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный, и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою.» (3 Цар.18,3-4)
3) Иосиф боялся Бога, так как не захотел мстить своим братьям за то, что они продали его в рабство
«И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50,19-20)
4) некоторые верующие женщины, названы Петром богобоязненными, за то, что проявляли смирение даже в отношении неверующих мужей, тем самым приводя их к Богу. (1 Петр. 3, 2)
Почему важно иметь страх Божий.
1) источник мудрости
«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7) (пример – уборщица)
В библейском понимании человека можно назвать мудрым, если он смотрит на жизнь с позиции вечности. Мы читали, что страх Господень – ненависть ко греху, поэтому мудр тот, кто задумывается о том, как оградить себя от греха. Он хранит себя в святости, чтобы достичь вечной жизни. (соб пример, а какая жизнь лучше)
2) это путь к счастливой жизни.
«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». (Прит.19:23)
Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.(Пс.33,10-11)
Я заметил, что полноценно радоваться, ликовать пред Богом может только тот, кто имеет чистое сердце, кто уверен в победе над грехом в своей жизни. Наоборот, тем, кто лишен ненависти ко греху, трудно раскрыться перед Богом. Какая тут радость, если каждую минуту совесть обличает тебя за какие-то поступки или мысли от которых ты не можешь избавиться.
3) это путь к вечной жизни
«Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти». (Прит.14:27)
Дело в том, что если в тебе не будет этого чувства, ты вряд ли сможешь иметь жизнь вечную. Ненависть ко греху помогает тебе отразить нападки дьявола. Если в тебе этого нет, ты не устоишь. Алкоголики пьют, потому что не знают, а почему собственно им нужно отказаться от этого, им нравится пить, у них нет ненависти ко греху. Имея страх Господень, ты всегда выйдешь победителем в борьбе с грехом.
Вопросы:
- Почему Библия считает страх Господень началом мудрости.
- Если человек боится идти в церковь, потому что считает себя большим грешником. Является ли это страхом Божьим. Ответ поясните.
- Как вы понимаете «страх Божий».
- Приведите примеры библейских героев, которых называли богобоязненными. Как они проявляли это качество
- Почему важно иметь страх Господень (расскажите об этом на основе стихов (Прит.19:23, Прит.14:27 ,Прит.1:7)
Страх Божий
- О страхе Божием Энциклопедия изречений
- Слово о страхе Божием и о любви Божией свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О страхе Божием прп. Авва Дорофей
- О страхе Божием Сборник
- О страхе Божием С.И. Фудель
- Страх Божий. Что это значит? свящ. Георгий Чистяков
- Страх Божий свящ. Игорь Прекуп
- Страх Божий и любовь к человечеству К.Н. Леонтьев
- О Страхе Божием архим. Софроний (Сахаров)
- О страхе Божием свщм. Сергий Мечёв
- Страх Господень cоставитель К.В. Гриценко
- преп. Ефрем Сирин О Страхе Божием и о Последнем Суде
«Начало мудрости – страх Господень»
(Пс. 110:10)
Страх Бо́жий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией.
Слово «страх» (греч. φόβος) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος), но означало уважение.
Через страх человек достигает любви, а не иначе
«Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».
«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.
Преп. Исаак Сирин учит:
«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх «.
Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели … Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (1Кор. 13:13). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…
Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (Лк. 17:10), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…
Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».
Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Дорофея, – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх . Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».
Польза страха Божьего
«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».
«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».
Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».
Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».
«…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень(Притч. 1:7). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех».
Как приобрести страх Божий?
Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень:
От размышления о страшных наказаниях Божиих, постигавших грешников, как-то: Каина (Быт. 4:11-12), погибших от потопа (Быт. 7:21-23), содомлян (Быт. 19:24-25) и многих других.
От размышления о свойствах Божиих, особенно о Его вездесущии и всеведении.
От рассуждения, что приказывает страшный и великий Бог, а не простой человек, и притом приказывает не просто, а с прещением (Пс. 118,4; Мф. 10,28).
От мысли, что повелевает Господь, как Отец благоутробный и нас любящий.
Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит (Сир. 1:13), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой.
Страх сатанинский
Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… (Пс. 24, 14; 33, 16; 90, 10)».
Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар (поэтому, внушает демон, нельзя зажженную лампадку пред святыми образами оставлять, когда из дому уходишь), что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.
Так, император Петр I , не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник:
«И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кули-еры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».
Наконец, случается с человеком так называемый безотчетный страх, по-нашему, по-христиански сказать, от бесов, или страхования.
Так как этот страх бесовский задевает иногда и спасающихся – разумеется спасающихся неискренно и не как должно, – то я приведу из Иоанна Лествичника о нем несколько строк, изъясняющих его происхождение, сферу действия и надлежащие противоядия.
«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед».
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней».
«Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».
Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили:
«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».
***
«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ Игнатий (Брянчанинов)
Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.
В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
святитель Тихон Задонский
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2:3-5). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8:13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.
Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2Пет. 2:4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
епископ Феофан Затворник
Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
святитель Филарет, митрополит Московский
«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень
Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18).
священник Георгий
Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
прп. Исаак Сирин
Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение (Флп. 2:12). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
преп. Антоний Великий
Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
преп. Амвросий Оптинский
Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
преп. Петр Дамаскин
Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
святитель Иоанн Златоуст
Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:
1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.
5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…
святитель Тихон Задонский
По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
святитель Игнатий Брянчанинов
***
«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица.
Добавить комментарий