О воле божией

Текст песни Гардемарины, вперед — По воле рока

По воле рока так случилось?
Иль это нрав у нас таков?
Зачем троим скажи на милость
Такое множество врагов?
Но на судьбу не стоит дуться,
Там у другиx вдали бог весть.
А здесь у нас враги найдутся:
Была бы честь была бы честь!

Не вешать нос, гардемарины !
Дурна ли жизнь иль xороша.
Едины парус и душа,
Eдины парус и душа!
Судьба и Родина…едины!

В делаx любви как будто мирныx
Стезя влюбленныx такова,
Что русский взнос за счастье милыx —
Не кошелек — а голова.
Но шпаги свист и вой картечи,
И тьмы острожной тишина,
За долгий взгляд короткой встречи
Аx это право не цена!
Не вешать нос, гардемарины !
Дурна ли жизнь иль xороша.
Едины парус и душа,
Eдины парус и душа!
Судьба и Родина…едины!

Текст песни добавил: женя
Исправить текст песни
Поделитесь текстом песни:

  • Популярные тексты песен исполнителя Гардемарины, вперед:
  • Гардемарины вперед — Не вешать нос, гардемарины!
  • Гардемарины вперед — Не вешать нос
  • Гардемарины, вперед — По воле рока
  • Гардемарины, вперед — Разлука
  • Гардемарины, вперед! — Песня о дружбе

Не вешать нос, гардемарины

Bm F7 По воле рока так случилось C B Иль это нрав у нас таков, — F C Зачем троим, скажи на милость, F7 F7 Такое множество врагов? Bm F7 Но на судьбу не стоит дуться: C B Там, у других, вдали, — бог весть, F C А здесь у нас враги найдутся, — F7 F7 Была бы честь, была бы честь! m6 Bm Не вешать нос, гардемарины, F C+7 Дурна ли жизнь, иль хороша — Fm7-5 B7 Bm Едины парус и душа, Bm7-5 C+7 Едины парус и душа, F7 F7 Bm Судьба и родина едины. В делах любви, как будто мирных, Стезя влюбленных такова, Что русский взнос за счастье милых — Не кошелек, а голова! Но шпаги свист и вой картечи, И тьмы острожной тишина — За долгий взгляд короткой встречи, Ах, это право, не цена! Не вешать нос, гардемарины, Дурна ли жизнь, иль хороша — Едины парус и душа, Едины парус и душа, Судьба и родина едины. — Fm G7 (1)По воле рока так случилось, B F Иль это нрав у нас таков, F B B F Зачем троим, скажи на милость, Cm7 G7 Такое множество врагов? Hо на судьбу не стоит дуться, Там, у других, вдали, бог весть. А здесь, у нас враги найдутся, Была бы честь, была бы честь! Fm Fm Припев: Hе вешать нос, Гардемарины! B B7 B Дурна ли жизнь иль хороша, F Fm Едины парус и душа, B7 B Едины парус и душа, Cm7 G7 Fm Судьба и Родина едины. (2)В делах любви, как будто мирных, Стезя влюбленных такова, Что русский взнос за счастье милых Hе кошелек, а голова. Hо шпаги свист и вой картечи И тьмы острожной тишина За долгий взгляд короткой встречей, Ах, это, право, не цена. Припев × Стоп

О воле Божией. Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

«Надо положиться на волю Божию»,— часто говорим мы, но что по-настоящему знаем об этой самой воле? Какое она для нас имеет значение, какое место занимает во взаимоотношениях человека и Бога? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумен Нектарий (Морозов).

— Отец Нектарий, насколько для человека важно знать волю Божию и насколько необходимо ее исполнять?

— Первоначально некие «границы» воли Божией были очерчены для человека еще в раю, когда ему была дана заповедь не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Она явилась испытанием, определяющим, останется ли человеческая воля в согласии с волей Творца. Если бы заповедь не была нарушена, то первозданные люди, а вслед за ними и все мы, были бы счастливы и бессмертны. Исполнение воли Божией это то, что дает возможность человеку, существу тварному и ограниченному, находиться в общении и единении со своим Творцом, то есть это — основа благобытия человека. Один святой говорил, что воля человеческая есть камень, противобиющий воле Божией, или медная стена между человеком и Богом. И это истинно так: там, где воля человеческая противится воле Господа, между человеком и Богом встает стена. Соответственно в падшем состоянии, когда наше естество искажено последствием грехопадения, мы постоянно перед этой стеной стоим, стучимся в нее, катастрофически не понимая, что единственный способ ее преодолеть — привести свою волю в полное согласие с волей Божией. Образ такого согласия мы видим в Искупительной Жертве Христа Спасителя. Есть разные богословские мнения по поводу того, в какой именно момент и как совершилось искупление. Одни богословы считают, что это произошло в момент Распятия — принесения Крестной Жертвы на Голгофе, другие пытаются это оспаривать и объяснять как-то иначе. Можно, наверное, сказать, что процесс искупления начался с Боговоплощения и закончился моментом, когда Господь вознесся на небеса и ниспослал Своим ученикам Святого Духа Утешителя. И в этом процессе Спаситель, совершенный Бог и совершенный Человек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. Мы не можем подражать Господу в Его Божественных добродетелях, но в подобном согласии нам следует подражать, к нему необходимо стремиться. Собственно, в этом и заключается основа всего в хрис­тианстве.

— Церковь говорит, что воля Божия выражена в заповедях. А как узнать, в чем состоит Его воля в каждом конкретном случае?

— Люди порой ошибочно считают, что нравственное учение христианства исчерпывается десятью заповедями Синайского законодательства и девятью заповедями блаженств. Это, конечно, не так. Если взять Евангелие и, как советовал своим прихожанам один хорошо знакомый мне священник, попытаться выписать из него все, что может быть воспринято как заповедь, то обнаружится, что заповеданий Божиих не десять, не девять, не девятнадцать — Евангелие практически все состоит из заповедей. Ведь когда Господь говорит о том, что нужно подставить левую щеку или что надо идти два поприща с тем, кто тебя понуждает идти одно, то это тоже заповеди. А если еще взять Апостольские послания и посмотреть, сколько заповедано там не только от апостолов, но и от Самого Господа их устами. Когда человек таким образом будет читать Священное Писание, в большинстве жизненных ситуаций у него не возникнет вопроса, в чем заключается воля Божия.

— Почему же тогда многие люди не знают, как применять евангельское учение к своей жизни?

— Да, часто приходится слышать: «Я читаю Евангелие, но все равно в какой-то конкретной ситуации не знаю, как мне поступить». Такое недоумение в абсолютном большинстве случаев возникает тогда, когда человек не живет по Евангелию и, слишком часто от него отступая, потерял ясность понимания воли Божией. Ситуаций, в которых возникает подлинное недоумение, немного, и люди на самом деле знают ответ, который им на тот или иной случай дает Евангелие, но чаще всего они пытаются это скрыть, в первую очередь, от самих себя. Однако, малодушно пренебрегая этим ответом изо дня в день, человек тем самым только усложняет ситуацию и нагромождает все новые и новые обстоятельства, складывает их в такую сложную конструкцию, которую одним движением исправить не получится, не поломав при этом свою и чью-то еще жизнь, а может быть, и не одну. Но Господь всегда оставляет шанс все-таки последовать Его воле и не повредить ни своей, ни чужой душе — подсказывает маленькие шажки, с которых нужно начинать. Только очень важно, делая эти шаги, не останавливаться, когда станет трудно. Очень хорошо это можно проследить на примере так называемого гражданского брака, точнее, того сожительства, в которое люди вступают, не узаконивая свои отношения. К сожалению, подобную ошибку допускают и те, кто уже пришел в Церковь и ощутил ее как центр своей жизни, исповедовался, причащался Тела и Крови Христовых. Человек вдруг, словно в каком-то ослеплении, переступает через свою совесть и идет против воли Божией и, как следствие, перестает жить полноценной церковной жизнью, не имея возможности из-за своего незаконного сожительства причащаться, потом в этой так называемой семье начинают возникать одна проблема за другой — и вот уже человек в тупике, он спрашивает: «А как мне быть?» Но ведь всегда есть что-то, что является наиболее тяжким грехом и причиной всех остальных бед. В данном случае — это грех блуда. Люди живут друг с другом вне брака, потому что они в чем-то не уверены, к чему-то не готовы, чего-то еще ждут. Основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что, как правило, когда один из них решается отказаться от физической близости в таком неполноценном союзе, то выход из тупика находится довольно скоро. Мужчина и женщина либо расстаются, понимая, что им все-таки не по пути, либо идут в загс, а порой и к венцу. Приняв то или иное решение, люди вздыхают с облегчением, потому что наступает ясность. И причина ее именно в том, что человек ради Бога делает первый шаг, а Господь постепенно вы­страивает и остальное. Поставь в своей жизни на первое место Бога, и тебе даже не придется думать о том, как все разложить по своим местам, потому что Он, Создатель всего, Сам это сделает.

— Отец Нектарий, мы говорим о нравственном выборе между благом и злом, но ведь иногда объективно приходится выбирать из двух зол, как распознать волю Божию тогда?

— Древние патерики описывают нам случаи, когда и в жизни святых вставал подобный выбор. Некий брат пришел к старцу и попросил у него денег. У старца деньги были, но он солгал и не дал их. Другой брат, которому было известно, что деньги есть, спросил наедине старца, как он мог солгать. Оказалось, старец ведал, что деньги нужны на грех. «Солгав, я избавил себя от большего греха — потворства ближнему в погибели его души»,— сказал святой. Авва Дорофей говорит, что из двух благ надо всегда избирать большее, а из двух зол — меньшее.

— Если речь идет о выборе жизненного пути, о поиске своего предназначения, нужно ли познание воли Божией о себе?

— Бывает так, что человек колеблется между несколькими путями, а бывает, что он вообще пути не видит и не понимает, чем ему в жизни заниматься. Кто-то ничего не умеет и ни к чему не приспособлен, кто-то, наоборот, имеет различные знания и способности, но не может определить, какому из них отдать предпочтение. Я неоднократно был свидетелем того, как Господь открывал людям путь и показывал, чего Он от них хочет. Наиболее яркие, хотя, конечно, не исключительные, не единственные примеры касались служения Церкви или принятия монашества. Человек метался из стороны в сторону, не мог понять, куда ему идти, а потом в какой-то момент говорил: «Господи, я не знаю, какой путь — мой, и всецело свою жизнь предаю в Твои руки». Бог обязательно откликался и открывал Свою волю. Но только при этом надо быть абсолютно готовым эту волю исполнить. И если то, что Господь тебе уготовал, кардинально расходится со всеми твоими желаниями, если это больно и трудно принять, отступаться уже нельзя. Есть подлинные примеры, когда люди в момент такого искреннего и решительного обращения к Богу внезапно понимали, их судьба — монашество, хотя до того даже не глядели лишний раз в этом направлении. Иноческая жизнь казалась им страшной, закрытой, но именно в ней они обретали свое счастье. А бывало и наоборот: добропорядочные, совестливые люди понимали, что нужно просить Господа открыть им Его волю, но при этом осо­знавали, что это великая и страшная просьба, и говорили: «А я не готов».

— И что же делать, когда понимаешь, что не готов?

— Есть путь, которым надо идти, и им надо идти. Однажды преподобному Пимену Великому рассказали о женщине, которая торговала собой за деньги, но при этом практически все заработанные средства раздавала бедным. Преподобный Пимен сказал, что она не пребудет долго в своем блуде. И действительно, с течением времени она все больше и больше стала жерт­вовать нищим, а себе не оставляла практически ничего. Тогда Пимен Великий попросил привести ее к нему. Эта грешница в покаянии окончила свою жизнь в монастыре. Человек иногда не может сделать какой-то решительный выбор, и искренне плачет о своем бессилии, чувствует себя в неоплатном долгу и делает то добро, то благо, которое для него посильно. Порой за это малое и за эту кровь сердца, боль и слезы, как за какую-то ниточку, Господь человека из бездны вытягивает. Но если кто-то со спокойной душой говорит: «Я вот это не могу делать, а вот это буду», то есть пытается с Богом торговаться, то ничего не получится, это просто безумие.

— Предположим, я поняла, что нужно делать, чтобы исполнить волю Божию, и делаю это, но еще не приложила сердца, еще в глубине души желаю своего. Не подорвет ли это мою твердость и как мне привести сердце в согласие с делом?

— Апостол Петр говорит, что нужно день за днем стараться делать свое избрание и звание как можно более твердым, как можно более верным и как можно быстрее идти вперед. Поступая так, никогда не преткнешься (см.: 2 Пет. 1, 10). Зачем думать о том, не пойду ли я назад, когда есть возможность просто идти вперед? А что касается сердца? Человек — существо, зависящее в огромной степени от навыков. Мы видим людей, которые родились, разве что не инвалидами, а стали великими спортсменами; которые происходили из нищих, абсолютно необразованных семей, а стали великими учеными. Почему? Приобретая тот или иной навык упорным трудом, человек чувствует, как то, чему он себя научил, ведет его дальше по жизни, а в процессе этого изменяется и сердце. Так только в ревностной борьбе со страстями рождается подлинная, праведная ненависть к ним, как к врагам, терзающим душу. Только в упорном стремлении к добродетели появляется искренняя любовь к ней как к свойству, приближающему тебя к Богу.

— Говоря о человеческой воле, нельзя не затронуть вопрос о степени ее свободы. В чем эта свобода проявляется?

— Вспомните образ из Апокалипсиса: Се, стою у двери и стучу… (Откр. 3, 20) Бог везде может войти, потому что все — Его творение, но если ты сам не пускаешь Господа в свою жизнь и в свое серд­це, Он не будет врываться. Только, понимаете, если человек говорит: «Ну, не хочу я воли Божией!», он все равно будет включен в поток этой воли, будет какой-то частицей Промысла Божьего, а Сам Бог, как это ни страшно, будет вне его жизни. Бог есть Любовь, и Его отношения с человеком это отношения любви, а там, где любовь, там всегда свобода. Поэтому Господь не препятствует никому из нас каждым своим поступком совершать свободный выбор — откликаться на Его любовь или нет, приближаться к Нему через согласование своей воли с Его волей или нет. И в конечном итоге мы сами становимся источниками всех наших бед, потому что не всегда умеем ответственно распоряжаться даром свободы. При этом настоящим чудом премудрости Божией является то, что Бог совершает кажущееся решительно невозможным: из творимого нами в нашей свободе зла, из совершаемых нами ошибок очень часто выстраивает наше или чье-то еще спасение. Он и дьяволу попускает искушать нас, чтобы в борьбе с этим непримиримым и неусыпным врагом мы могли сами для себя понять и доказать себе, что все-таки хотим быть с Богом. Только чаще всего мы заняты чем-то совсем другим: стремимся к тому, чтобы нам было хорошо, приятно, удобно; горячо желаем получить нечто сиюминутное, о чем, может быть, и забудем потом. Масса людей мечется в поисках счастья, но, несмотря на все усилия, не может вырваться из круга унылой безрадостной жизни. Потому что человек совершенно для другого создан. Ты можешь ходить по той же земле, мокнуть под тем же дождем, ту же грязь месить, однако при этом чувствовать себя существом совершенно иного мира, иного Царства, но только в том случае, если ты действительно ищешь единения с Творцом этого Царства, с Богом. Тогда наша жизнь превращается в чудо, которое не прекращается.

Распознать и исполнить (О соотношении воли Божией и человеческой)

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Псалом 36:4)

Господь охраняет всякого человека, чтобы он мог жить.

Господь всё подает для жизни: одежду, еду, кров.

И если вдуматься, то и саму жизнь Господь хранит человеку, чтобы тот успел обратиться к Богу, покаяться и спастись.

Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле

Апостол Павел так и сказал: «.. любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Промысел Божий хранит всех. Он и ходатайствует за нас (Рим. 8 : 34)

И по слову апостола . Павла: «.. благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).

Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей для верующего..

Наблюдая человеческую жизнь, можно сказать вместе с царем Давидом: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век; Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечистивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» (Пс.36:28-29).

Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во веки» (1Ин.2:17).

Таким образом с праведными — всё случается. только по воле Божией

Блажен человек, имеющий веру Божию, веру живую и действенную. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте..»,- говорит апостол Павел (2 Кор. 13,5). Живая вера — это такая вера, когда первой мыслью нашей будет стремление к Богу; первым чувством — желание приблизиться к Богу, первым движением воли — готовность исполнять Божественную волю.

С теми же, кто не живет по воле Божией всё происходит по попущению Божию.

Проявление и реализация воли Божией может осуществляться двояко: существует действие воли Божьей как содействующее, а есть попускающее.

Воля Божия содействующая — содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией и действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает.

Образно это можно выразить так: один хочет делать добро, а другой ему в этом помогает — вот так действует воля Божия, содействующая. А в другом случае: один делает зло, а другой и не помогает и не запрещает, стоит как бы в стороне, и в этом не участвует — вот так действует воля Божия попускающая.

Во всех наших проявлениях наша человеческая воля может и должна соединиться с волей Божией, чтобы было одно с Богом по подобию Сына Человеческого Иисуса Христа. «Разве ты не знаешь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 4:1).

Если мы по этому подобию пребываем во Христе и Христос в нас, это единство вместе с единством Отца и Сына и соединяет нас с волей Божьей.

Воля Божья — это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем, воля Божья — это не только требование, стоящее «над» человеком или «перед» человеком, но и таинственное внутреннее воздействие, которым Бог помогает человеку совершить то, что он должен совершить.

Когда человек исполняет требование Божьей воли, он совершает его не только своей собственной силой воли, но и той таинственной силой, или действием Бога, которое называется благодатью.

Воле Божьей предаем мы наши души и тела. «Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира да будет с вами» (Фил. 4. 8).

Отсюда следует, что воля Божия — это не только абсолютное нравственное требование, но и дар, достигаемый в единстве, согласии и взаимодействии воли человеческой с волей Божией.

Когда Бог открывает Свою волю, человек не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16), но должен следовать тому, что требуется от него Божественным призванием.

«Итак умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»(Рим. 6:9).

Православная Церковь учит и исповедует, что предвечное предопределение Божье о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного человека. При этом предопределение Божие, понимаемое как абсолютное предведение Божье о всем, что совершается во времени, ничем не ограничивает нравственную свободу человеческой личности.

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости»(1 Фес. 4:3).

Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки»(1 Ин. 2:17).

Святые отцы говоря о воле Божией и воле человека употребляют понятие синергия

Синергия (греч. συνεργεια — совместное, согласованное действие) — концепция православного богословия, утверждающая необходимость соработничества, сообразованности, согласованного лада между Божественной энергией (благодатью) и энергией человека (волей) в деле спасения, соединения человека с Богом (1)

Св. Иоанн Кассиан весьма определённо выразил суть синергии: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше … оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы» (2).

Бог дал свободу воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. .Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится об исполнении воли Божьей. . Сделать это невозможно, не отсекая свою волю (3)

Мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воли Божией.

Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами.

Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая всё же может колебаться между добром и злом. И здесь уже определяется сам человек.

Свободная воля изначально дана человеку, как образу и подобию Божию.

Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость.

Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него.

Без свободной воли не может осуществиться само спасение человека

Есть промысел Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире — жизнь по воле Божией.

Вообще то «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» — это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно — Церковь предоставляет нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией — это личный подвиг

Человек сам добровольно должен выбрать путь спасения — иметь Бога главной целью своей жизни.

Само спасение — это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер.

Как писал Михаил Лермонтов :

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинять нельзя ни в чем.

Конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божью, которая называется допущением.

Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.

Иисус нас учит искать единственное — это волю Божию: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Если человек оставит свою волю, тогда может и он сказать: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его»(Пс. 17, 30-31)

Парадоксально звучит, но знать волю Божию страшно.

Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание — колоссальная ответственность. Вспомним слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48) (5)

Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38-40).

Ссылки

1. Хоружий С. С.Православная аскеза — ключ к новому видению человека lib.pravmir.ru/library/readbook/1478ib.

2. Св. Иоанн Кассиан. Собеседование XIII. 10,11 Писания. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.

3. Что есть моя воля и воля Божия? — www.pravoslavie.ru/answers/6643.htm

4.ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ преподобного отца нашего ИОАННА

ВОЛЯ БОЖИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Бог не связывает нашего самовластия, но в творении доброго помогает, а за зло наказует

Человек одарен от Бога разумом и свободною волею в избрании лучшего, посему желание наше есть происхождение свободной воли; когда самовластное наше произволение, разумом управляемое, желает доброго, т. е. исполнения воли Божией, и стремится к оному делом, то сие угодно Богу, и Он помогает нам в творении сего. Когда же по безумию желает противного воле Божией и старается о соделании сего, Бог, не связуя нашего самовластия, попускает быть сему, но за первое награждает, а за второе наказует, о чем в Священном Писании много упоминается. Посему желание благого есть сродно нашему естеству и никак не погрешительно, и не только о желании, но даже и о старании к исполнению его надобно иметь попечение. Но только надобно желания свои и деяния сообразовать и согласовать с законом Божиим, предавать воле Его и просить Его содействия; то, когда усмотрит Бог, что нам это на пользу и согласно с Его волею, пошлет и помощь Свою к содействию нам в оном деле. А когда не предвидит нам пользы и нет Его воли, то – хотя и мним мы, что доброе дело желаем исполнить, но оное случается или по тщеславию, или по другим каким видам, – препятствует исполнению его, потому что мы просим Его: да будет, Господи, воля Твоя (I, 45, 97–98).

Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизвестно – будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предоставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное – к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, – и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия – по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (I, 155,314).

Не всякое желание есть грех, но греховное желание действительно есть грех, а без доброго желания как бы человек мог назваться словесным и разумным и где бы его было самовластие? А о прошении Спаситель в Евангелии учит, побуждая нас к оному. Просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7, 7, 8) (I, 45, 98–99).

Своевольный терпит скорби от своего устроения

…Сколько есть сил, не предавай своего самовластия в пленение сопротивного, но вопий ко Господу: помилуй мя, яко немощен есмь (Пс. 6, 3)… приими наставление от аввы Дорофея, что можно в один час десять волей отсечь, впрочем, не без болезни, о чем и св. Петр Дамаскин пишет: «мудрый отсецает хотения своя, а безумный, последуя им, терпит скорби»; скорби не отынуду, а от себя и от своего устроения и навыка (II, 183, 288).

…Вам хочется жить вдали от них, по своей воле, которая есть для нас первый враг… (I, 80,171).

Вы опасайтесь (сего): желать непременно того, как и в чем вы предполагаете составить свое счастие. Бог иногда и попускает исполниться нашему желанию, но только, вместо счастия, встречается противная участь, а особо когда по страсти кто чего желает; в вас же, видится, глубоко оная внедрилась в сердце. Я многие видал сему примеры; и оставалось только позднее и неуместное раскаяние (I, 122, 251).

Путь наш есть отвержение своей воли и разума

Тебе это известно и из чтения святых отцев и из личного собеседования, что путь наш есть отвержение своей воли и разума. Пред кем же это должно делать? Кроме начальства, коему мы обязаны повиноваться, надобно иметь духовного отца или духовную мать, коим с верою предать себя в духовное окормление, и не одно только откровение требуется, но и совершенное повиновение; отнюдь ни в чем не доверять своему разуму и волю свою оплевать и принимать то, что тебе скажут, хотя бы и противное твоему разуму и намерению казалось, от чего рождается смирение, по слову св. Иоанна Лествичника (Степень 4): а смирение во всем нас успокоивает. Рассмотри свою жизнь и плоды трудов твоих, какие получала. Отчего же это? Явно, что думаешь иметь веру и откровение, но без послушания и поползаешься в самооправдание и веришь своему разуму, приносящему тебе не пользу, а смущение. Ты говоришь, что не имеешь самоукорения; а какая же польза без оного? Враг всегда представляет тебя правою и приносит тебе вины к самооправданию, вместо того чтобы не верить своему разуму и с верою покориться тем, кои желают тебе спасения. Тебе же представляет враг, что тебя не любят, тобою не занимаются, и ты этому веришь; а кто тебе говорит на пользу, тем не даешь веры и, смущаясь, впадаешь в уныние и проливаешь не только безполезные, но и вредные слезы. Вместо успокоения, могущего произойти от откровения и послушания с верою, ты отходишь смущенною, и этому конца нет: какая же тут вера? Враг-клеветник клевещет тебе, что тобою не занимаются, а ты ему веришь и бываешь участницею его клеветы, за то и наказуешься от Бога неполучением спокойствия (III, 17,64).

Идущему путем отвержения своей воли завидует диавол

…Тебе надобно начинать с нижней ступени; и, во-первых, отвергать свой разум и волю, чему немалое найдешь сопротивление со стороны врага, завидящего идущим путем сим. Но аще бы и тысящу язв на всяк день случилось прийти от врага и от различных страстей и немощей, – не подобает отчаиватися, но паче в вере утверждатися. Под руководством опытных в духовной жизни направляйся ко всем заповедям Господним и, познавая свою немощь в исполнении, смиряйся (III, 94,198).

Отсечением воли пред ближними достигаем мира и любви

Спрашиваешь растолковать тебе пояснее, как успокоивать совесть сестры? – Стараться отсечь свою волю пред нею, где не видится вреда душевного. Но не так: случается, она что тебе скажет по-сестрински, а ты, хотя отсечешь волю, но оскорбишься; этим не успокоишь совесть ее. Ты можешь сказать, когда тебе не нравится: не лучше ли так, сестра? и после согласиться, как найдете лучше. Так же и в пище: знаешь, что она любит, не спрашивая, успокой совесть ее. А и она, хотя и хочет, но, по неразумию, думая,волю отсекает, отказывается, а между тем не без скорби остается; подобно и в других случаях надобно делать, чтобы любовию к ближнему пожерты были наши хотения (III, 144,205).

Нет определения Божия, чтобы мы согрешали

Прочитывая письмо твое, заметил некоторые слова: «Он (Бог) зрит окаянное устроение мое, что я оскудеваю в любви к сестре, зрит постоянную борьбу мою и труд страстей моих, – и конечно же на все сие есть определение Божие». А мне кажется, нет определения Божия, чтоб мы согрешали, а это наша воля действует; и действия страстей, и труд борьбы с оными – в нашей юле состоят; первое попускает, а в последнем помогает, смотря по силе нашего произволения и смирения, а определение относится к награждению или к наказанию (III, 277, 490).