О золотой рыбке

Содержание

По сказке А. С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке

У разбитого корыта
Бабка скверная сидит,
Дверь в землянку приоткрыта,
Вышел дед, она ворчит.
Тащит невод дед, дырявый
К морю, рыбы наловить,
Бабка тянет вой гнусавый, —
Хочет деда укорить.
Он её не хочет слушать,
К морю быстро впопыхах,
Сильно старый хочет кушать,
Кинул невод второпях.
Нынче буря недалёко,
Волны катятся на брег
Труд совсем не будет лёгким,-
Ведь он старый человек.
Кинул невод — невод с тиной,
Кинул вновь — одна трава,
Приложившись с новой силой —
В сетях рыбка лишь одна.
Только рыбка непростая,
Есть особенности в ней —
Была рыбка золотая,
И язык,как у людей.
Говорит ему немедля:
«Слышишь старче, отпусти!
Отслужу тебе не дремля,
Всё что хочешь попроси.»
Усмехнулся старый чуду:
«Эка диво! Говоришь!
Что с тебя просить я буду?
Уплывай в морскую тишь.»
Так ни с чем старик вернулся.
Рассказал старухе диво.
В той, как-будто бес проснулся,
Понеслась на деда «с гривой».
«Ты бездумный старый хрыч,
Вечно жизнью обделённый,
На ходу, как олух спишь,
Честный, праведный, влюблённый!
Живо к морю возвращайся,
И потребуй хоть корыто,-
Да пустым не обращайся!..»
И скривилась вся, сердито.
И старик приплёлся к морю,
Грустно на воду глядя,
Что есть силы крикнул вскоре,
Развернувшись уходя.
Но за спиною вдруг услышал:
«Здравствуй старче! Надо что?»
«Да, корыто бабка просит…»
«Это всё или ещё?»
Вновь старик домой вернулся.
Бабка в гневе: «Что за бред?
Язык на ванну повернулся!..
У нас дурында хаты нет.
Вернись обратно, сруб проси.
И без него не возвращайся,
И если надо, упроси,
И если надо, унижайся».
Ушёл старик унылым, грустным.
Пред морем главу опустил.
На небе тучи сбились густо,
И ветер море помутил.
Стал звать он рыбку, та из моря:
«Что надо, старче? Говори».
«Ах, рыбка, рыбка, что за горе,
Велела бабка сруб просить…».
«Иди старик, домой спокойно,
Там дом тебе уже стоит,
Пусть старая живёт привольно.
Ещё, что надо не таи».
Но дед ушёл, сказав: «Спасибо!».
К родным местам — землянки нет,
Там двор стоит с избой красивой
И бабка у окна сидит.
Вот-вот старуху затрясёт,
Она давай на мужа криком:
«Кретин ты старый! Идиот!
Хочу дворянства! К морю, мигом!»
Развёл руками дед, обратно
Пришлось на берег возвращаться.
Стал старый снова рыбку звать.
И волны стали подниматься.
Мелькая золотом в волнах,
Подплыла рыбка, вся сияя.
«Ну, что старик, опять жена?»
«Да! Будь она не ладна!..
Велела старая просить
Дворянкой быть ей столбовою,
Чтоб слуги ей могли служить,
Иначе мне не быть в покое».
Когда домой шёл, заблудился,
Ни хаты, ни землянки нет.
До неба терем возносился,
Народу, — словно здесь весь свет.
А на крыльце стоит старуха
В собольей шубе, в жемчугах.
Слуга вокруг, как-будто «муха»
Служить старался второпях.
«Ну, здравствуй, барыня, довольна?!» —
С ухмылкой дед её спросил.
Слугу она ударив больно,
Послала, чтоб конюшни мыл.
Недели две пожил спокойно;
Старуха снова на него:
«Хочу я жить совсем привольно…»
И к морю гонит вновь его.
На море ветер всё сильнее,
На море волны всё черней.
И дед уж стал ещё смелее,
Хотя, старался быть скромней.
«Да, старче, что ты хочешь?»
«Ах рыбка, ты меня пойми,
Дай бабке, если сможешь,
На трон воссесть! Прошу, уйми..!»
«На трон воссесть, старуха хочет?
Не будь угрюм, иди домой.
Посмотрим, как старуха сможет
Быть с коронованной главой».
Старик идёт, пред ним палаты,
Старуху видит за столом,
Вокруг дворян, бояр всех знатных;
«Ни жизнь теперь, — сплошной дурдом!»
Вино ей льют, закуски ставят.
Слуг тьма теперь вокруг.
Она своей рукою правит —
Кто враг, решает, ей, кто друг.
Увидев деда, взгляд воротит,
И страже, вон прогнать, велит.
Старик, конечно же, не спорит,
И сам убраться прочь спешит.
Взашеи гонит стража деда,
Вот-вот порубит топорами.
Закрыв глаза, не видя света,
Куда попало шёл ногами.
Народ смеётся, в след кричит:
«Невежа старый, куда прёшься?!
Не видишь, царский двор стоит,
Глаза открой и разберёшься!»
И он ушёл на две недели.
Не ел, не пил, но счастлив был.
Но вдруг услышал шум артели.
Над ним охранник протрубил:
«Царица требует! Собрался!»
Старик поднялся и пошёл.
Когда в палаты он добрался,
Услышал новое: «Осёл,
Вернёшься к рыбке, — требуй больше…»
«Куда ж ещё?..», «Не смей дерзить!
Царицей не хочу быть дольше,
Хочу владычицею быть!
В пучине править океана,
Чтоб рыбка мне сама служила,
И все сокровища давала,
Все, что сама нажила!»
А море бурей разыгралось,
Дует ветер — сносит с ног,
И старику сейчас сдавалось,
Что он и крикнуть то не смог.
Боролся с ветром, весь промок,
Кричал, а рыбки и не видно;
Но вдруг сквозь ветер, сквозь пучину,
Блеснула золотом она.
Ему взглянув в его личину,
Та словно знала всё сама.
«Ну, здравствуй старче!»
«Здравствуй, рыбка!»
«Зачем пришёл? О чём просить?»
«Пойми меня, помилуй рыбка!
Владычицей морскою бабка хочет быть!
И не сносить мне головы,
Коль просьбу эту не исполнишь, —
И, чтоб посыльной была ты…
Я ей сказать хотел: «С ума ты бабка сходишь…»»
Но рыбка молча развернулась
И в волнах скрылась, — уплыла.
Вода дугою изогнулась,
Себя на берег уронив,
Земля под дедом пошатнулась,
Ни слова он не обронив,
Домой ушёл…
Кругом простор, весь люд умолк…
Ни хат, ни теремов высоких,
И дед себе не мог взять в толк:
«Как так? А может это сон глубокий?»
Вновь у разбитого корыта,
Сидит старуха и бурчит,
И дверь в землянку приоткрыта, —
Выходит кот она ворчит…
На старика косится взглядом,
Воротит вскоре, что сказать?
«Скорей всего упившись ядом,
Язык не может оправдать!»
2012 год

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке


Иллюстрация Ивана Билибина

Жанр

сказка

Автор

Александр Сергеевич Пушкин

Язык оригинала

русский

Дата написания

Дата первой публикации

Текст произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Литографии к сказке из коллекции А. В. Морозова.Литографии к сказке из коллекции А. В. Морозова.

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка А. С. Пушкина.

Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

Сюжет

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, а старуха прядёт пряжу. Однажды в сети старика попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим голосом (языком). Она обещает любой выкуп, по его желанию, и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Вернувшись домой, в ветхую землянку, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».

После возвращения домой он видит у жены новое корыто. Однако желания старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя (сначала для обоих, а потом только для себя) всё больше и больше:

  • получить новую избу;
  • быть столбовой дворянкой;
  • быть «вольною царицей».

Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного и синего к чёрному и бурному. Отношение старухи к старику тоже меняется: сначала она всё ещё ругает его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, и вовсе прогоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на очередную просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.

Источники сюжета

По широко распространенной версии, сюжет сказки основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» (нем. Vom Fischer und seiner Frau, KHM 19, в индексе сказочных сюжетов Aарне-Томпсона № 555) из сборника сказок братьев Гримм, с которой имеет общую сюжетную линию, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха» (где вместо рыбки выступает волшебное дерево). Более древняя версия сюжета — индийская сказка «Золотая рыба», с местным национальным колоритом, здесь Золотая рыба — могущественный златоликий подводный дух Джала Камани .

Схожий сюжет есть и в древних индийских ведах. Однажды, гласит легенда, «…некий мудрец по имени Ману совершал омовение и обнаружил в своей ладони маленькую рыбку, которая попросила сохранить ей жизнь. Пожалев ее, он запустил рыбку в кувшин. Однако на следующий день она так выросла, что ему пришлось отнести ее в озеро. Вскоре озеро тоже оказалось маловато. «Брось меня в море, — сказала рыба, бывшая в действительности воплощением бога Вишну, — мне будет удобнее.» Затем Вишну предупредил Ману о грядущем Потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому.»

Ближе к концу сказки братьев Гримм старуха становится римским папой (намёк на папессу Иоанну) и стремится стать богом. В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара:

Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю,
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.

«Добро, будет она римскою папой».

Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.

Перед ним вавилонская башня.
На самой верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй ты, старая баба,
Я, чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врёшь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках».

— Бонди С. М. Новые страницы Пушкина. — М.: «Мир», 1931. — С. 53-56.

В окончательный вариант этот эпизод не вошёл, чтобы не лишать произведение русского колорита. Однако Папа Римский фигурирует также и в некоторых других произведениях русского эпоса, например, в знаменитой Голубиной книге.

Театрально-музыкальные и экранизированные постановки

  • В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.
  • В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.
  • В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.
  • В 1986 году чехословацким режиссёром Властой Янечковойбыл снят мультфильм Сказка о рыбаке и рыбке/O rybári a rybce
  • В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).
  • В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.
  • В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» создан кукольный мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталья Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.
  • В 2017 году в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова был поставлен детский спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр — Анастас Кичик.

См. также

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Золотая рыбка
  • Сказка о рыбаке и его жене (мультфильм)
  • Золотая рыбка (балет Минкуса) — балет на музыку Людвига Минкуса
  • Золотая рыбка (балет Черепнина) — балет на музыку Николая Черепнина, созданный в 1937 году

Примечания

  1. 1 2 А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке // Библиотека для чтения. — 1835. — Т. X, № 5. — С. 5—11.
  2. Азадовский М. К. Источники сказок Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — Вып. 1. — С. 134—163.
  3. Гагарина А. И. Народные и литературные сказки разных стран. (недоступная ссылка) Программа факультат. занятий для VI класса общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. языками обучения с 12-летн. сроком обучения.
  4. Von dem Fischer un syner Fru — текст сказки на немецком языке.
    О рыбаке и его жене — перевод под ред. П. Н. Полевого.
  5. Пропп В. Я. Исторические корни Волшебной Сказки в библиотеке Максима Мошкова.
  6. Сказки народов мира: В 10 т. – М. : Детская литература, 1988. – Т.3 : Сказки народов Азии. – С. 498-502.
  7. Грэм Хэнкок. Следы Богов. — Издательство «Вече», 1999. — С. 255. — ISBN 5-7838-0149-6..

Литература

  • Дыханова Б. С. Еще раз о «намеках» и «уроках» пушкинской фольклорной стилизации («Сказка о рыбаке и рыбке») // Известия ВГПУ, № 4(265), 2014. — Воронеж: ВГПУ, 2014. — С. 131–133.
  • Котлярова Т. В. Тайны источников пушкинских сказок // Материалы научно-практической конференции «Литература без границ», проходившей в рамках VIII Регионального форума «Гражданственность через образование» в КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж». 3-4 декабря, 2015 — Енисейск, 2015
  • Шацкий Е. О. Сказка в оригинале и в переводе // «Начальная школа». 2013. № 5

Ссылки

  • Иллюстрации Бориса Дехтерёва к «Сказке о рыбаке и рыбке»

LiveInternetLiveInternet

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

Почему он решил написать несколько сказок? С одной стороны, это предание старины глубокой, рассказы его любимой няни, с другой, это литературные сказки братьев Гримм, в частности, сюжет о золотой рыбке он взял и померанской сказки братьев Гримм, правда значительно переделав её содержание, поскольку для Пушкина было очень важно показать нравственный выбор человека «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». На что следует сразу обратить внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем, т.е. она за своим мужем пребывает. Муж – главный, жена за ним следует. Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны.

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Как-то однажды забросил старик невод, но в первый раз невод пришёл только с тиной морскою. Второй раз забросил — пришла вода морская. И вот когда в третий раз он забросил невод, поймал золотую рыбку – не простую, а золотую. Золото, золотистый цвет — символ вечности.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». «Хоть бы» — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

«Не печалься, ступай себе с Богом, будет вамновое корыто». Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте…». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек когда-нибудь остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться…

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их. Не хочет уже старуха быть дворянкой, хочет быть вольной царицей.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Может ли обуздать старик эту страсть старухину. Конечно же, — нет. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому. Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Должен был старик обратить на это внимание? Да, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

Здесь сразу же возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь — жена старика, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Теперь у неё уже новая, самая фантастическая идея возникла: «воротись, поклонись рыбке — не хочу я быть вольной царицей, а хочу быть владычицею морскою, чтобы жить мне в океане море и служила мне рыбка золотая, и была б у меня на посылках».

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Мышка – представительница потусторонних сил. Если с небрежением относились к яйцу-раю, то и потеряли его. Теперь вот старик и старуха плачут, а курочка кудахчет и говорит им: не плачьте старик со старухой, я вам снесу новое яйцо. Это уже будет яйцо не золотое, а простое. Иными словами, Адаму и Еве будет дан уже другой — земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.

По сути дела, в этих двух сказках – Пушкина и русской народной сказке — говорится об одном и том же: человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не материальное стяжание. Об этом Пушкин будет говорить и в своих других повестях.

Смысл сказки «Курочка Ряба»

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

  1. Не следует быть жадным.

  2. Важно радоваться тому, что есть.

  3. Благодарить судьбу за ее подарки.

  4. Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

  1. Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

  2. Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

  3. Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке». план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

I. Характеристика героев – персонажей сказки. Работа в парах.

1. Постановка проблемы (темы) урока .Беседа.

– Вспомните, какая задача у волшебной сказки. (Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.)Работаем с основной частью произведения.

– Назовите героев сказки. Кто же из них похож на героя волшебной сказки? (Золотая рыбка – герой-помощник, который встречается только в волшебных сказках.)

– Есть ли в сказке Пушкина смелый герой, совершающий добрые поступки? (Таких героев нет.)

– А зло хочет осудить автор? Среди героев сказки – один явно отрицательный, осуждается автором. Кто это? (Старуха.)

– За что её осуждает автор? (За жадность, глупость.)

– Но похожа старуха на героя – злодея волшебной сказки? (Нет, в волшебной сказке злодеи страшные, владеют колдовством – Кощей, Баба-яга. А старуха просто ругается. Она обычная, никакой сверхъестественной силы у неё нет. Она совсем не страшная. Старик и старуха – обычные люди, не похожи на волшебных героев.)

  • А старик? Что можно сказать о нём? (Старик хоть и ласков, беззлобен, добр, простоват, не может быть отнесён к положительным героям: он безволен, выполняет все приказы старухи, чем провоцирует ещё большее зло.)

Продолжим составлять характеристику героев в парах. Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН (Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

1.Первая строчка содержит одно слово — герой; вопросительное слово — КТО?

  1. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя ; вопросительное слово – КАКАЯ?
  2. Третья строчка — из 3 слов; вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?
  3. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к этому герою.
  4. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

(Работаем в тетради)

-Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто? РЫБКА

2.Какая? ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает? СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение автора? ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод. ДОБРОТА

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

СТАРИК СТАРУХА

ласковый, добрый жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи осталась у разбитого корыта

простоват глупая

Обсуждение выполненной работы, оценивание.

Вывод.

Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора».

ФИЗМИНУТКА-игра. «Доскажи словечко»

Задание 1 группе

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание 2 группе

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое … (корыто).

  1. Мы сейчас работаем с основной частью сказки. Какую роль МОРЕ выполняет? Можно ли назвать его героем сказки?

(«Расставь кадры в верном порядке», карточка- ресурс, ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/)

-На экране вы видите иллюстрированные отрывки из сказки, касающиеся состояния МОРЯ. Надо расставить их последовательно и доказать словами из текста.

Вывод. Море показывает настроение рыбки.(Синее море, слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море буря)

II. Выразительное чтение. Работа с учебником.

1. Подготовительная работа.

– Итак, в сказке Пушкина есть что-то от волшебной сказки, есть что-то от бытовой сказки. Как же тогда читать сказку? Таинственно или так, чтобы старуха смех вызывала?

Предложения детей.

– Действительно, старуху автор высмеивает, и чтецу необходимо это передать голосом, интонацией.

– А основное настроение в сказке какое – волшебное или нет? (Волшебное. Встреча с золотой рыбкой – настоящее чудо. Да и выполнение рыбкой всех прихотей старухи тоже чудеса. Значит, основная интонация при выразительном чтении будет таинственная.)

– Найдите и выделите в тексте пушкинской сказки такие слова, которые являются самыми выразительными для передачи волшебного (в) и бытового,жизненного (ж) настроения. (Эту работу можно выполнить не на всём тексте, а на любой его части.)

Например:

Вот пошёл он к синему морю. (в)

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку, (в)

Приплыла к нему рыбка, спросила: (в)

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает: (в)

«Смилуйся, государыня рыбка, (в)

Ещё пуще старуха бранится, (ж)

Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба». (ж)

Отвечает золотая рыбка: (в)

«Не печалься, ступай себе с Богом, (в)

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке, (ж)

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты. (в)

Старуха сидит под окошком, (ж)

На чём свет стоит мужа ругает: (ж)

«Дурачина ты, прямой простофиля! (ж)

Выпросил, простофиля, избу! (ж)

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вывод о непростой задаче для чтеца: волшебное и обычное, бытовое в сказке переплетаются.

2. Подготовка к выразительному чтению по ролям отрывка из основной части.

-Как будем читать? Определите тон чтения.(Распределяем роли к отрывку).

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой»,

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом».

3. Самостоятельно готовим чтение (шёпотом).

4. Упражнение в выразительном чтении вслух группой «артистов». Обсуждение. Оценивание.

– Что мы делали? (Читали текст, средствами выразительности выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Синквейн старик сказка о рыбаке и рыбке. Творческий краткосрочный проект «Золотая рыбка

Тема: Урок обобщения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока: формировать умение ориентироваться в содержании прочитанного текста; преобразовывать информацию, делать выводы; формировать умение в ысказывать своё отношение к героям, событиям, оценивать их поступки; развивать умения аргументировать свою точку зрения на основе текста произведения; выразительно читать произведение благодаря пониманию его замысла и сопереживанию .

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока.

I . Организационный момент

Мы объединились в группы. Как вы думаете зачем? (будет игра, викторина)

II . Постановка цели урока

Я буду задавать команде вопросы по сказке. Команда отвечает. Если ответ неверный, вопрос переходит следующей команде. За правильный ответ команда получаете 1 балл.

(1 слайд)

1. Викторина

(2- 3 слайд)

1. Как называется произведение, которое мы изучаем? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

(4- 5 слайд)

2. А кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин)

(6- 7 слайд)

3. Жил старик со своею старухой. ..(у самого синего моря в ветхой землянке )

(8-9 слайд)

4. Чем занимался старик.. (ловил неводом рыбу)

(10-11 слайд)

5. Чем занималась старуха…..(пряла свою пряжу)

(12 слайд)

6. Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).

(13-14 слайд)

7. Сколько раз старик закидывал невод? (три)

8. С чем пришел невод в первый раз? (с тиной)

(15-16 слайд)

9. С чем пришел невод во второй раз? (с травой морской)

10. С чем пришел невод в третий раз? (с рыбкой золотой)

(17 слайд)

11. Какой откуп обещала дать за себя золотая рыбка? (откуплюсь, чем только пожелаешь)

(18 слайд)

12. Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал….(чтоб рыба говорила)

2. Расставь по порядку

(19 слайд)

В каком порядке менялось море.

    Море слегка разыгралось.

    Помутилось синее море.

    Не спокойно синее море.

    Почернело синее море.

    На море чёрная буря.

(20 слайд)

В каком порядке старуха высказывала свои желания.

    Попросила корыто.

    Попросила избу.

    Желает быть столбовой дворянкой.

    Хочет быть царицей.

    Захотела быть владычицей морскою.

Дети рассказывают эпизоды из сказок

3. Характеристика

(21 слайд)

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

4. СИНКВЕЙН

(22 слайд)

Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН

(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

1.Первая строчка содержит одно слово — герой; вопросительное слово — КТО?

2. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя; вопросительное слово – КАКАЯ? КАКОЙ?

3. Третья строчка — из 3 слов; вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?

4. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к этому герою.

5. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

(23 слайд)

РЫБКА

ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

ДОБРОТА

(24 слайд)

СТАРИК

ЛАСКОВЫЙ, ДОБРЫЙ

ОТПУСТИЛ, ПОКЛОНИЛСЯ, ВЫПОЛНИЛ

ВЫПОЛНЯЕТ ЛЮБЫЕ ПРИКАЗЫ СТАРУХИ

ПРОСТОВАТ

(25 слайд)

СТАРУХА

ЖАДНАЯ, СЕРДИТАЯ

РУГАЕТСЯ, КОМАНДУЕТ, ЗЛИТСЯ

ОСТАЛАСЬ У РАЗБИТОГО КОРЫТА

ГЛУПАЯ

5. ПОДБЕРИ ПО КАРТИНКЕ АНТОНИМ:

(26-29 слайд)

Закинул невод – вытащил невод

Поймал рыбку – отпустил рыбку

Старое корыто – новое корыто

6. ПОДБЕРИ СИНОНИМ, СОЕДИНИ:

(30 слайд)

Ругает – бранит

Кликать – звать

Печалится – грустит

Молвит – говорит

Перечить — спорить

7. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

(31 слайд)

Каждой команде даны карточки со словами из пословиц. Соберите пословицу. Объясните смысл пословицы. Почему так говорят?

Много захочешь — последнее потеряешь.

Много желать — добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному всё мало.

Кто малым не доволен, тот большего не достоин.

8. Что значит: «остаться у разбитого корыта»?

(32 слайд)

Какая фраза теперь стала фразеологизмом, благодаря «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?

Требуя лучшего она осталась ни с чем, потеряла всё и вернулась к своему бедственному положению.

7. ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ.

(33 слайд)

Если бы Вы поймали золотую рыбку, какое желание загадали?

Перед Вами «золотые рыбки».

Каждый возьмет рыбку раскрасит ее и запишет свое желание. Я соберу, положу, ваши рыбки с желаниями в большой конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим, сбудется желание?

12. Подведение итогов

Подведем итог. Какая команда набрала больше баллов. Подсчет баллов.

Сегодня на уроке мы систематизировали и обобщили знания по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вы были исследователями, чтецами, знатоками. Вы — молодцы!

I. Характеристика героев – персонажей сказки. Работа в парах.

1. Постановка проблемы (темы) урока.Беседа .

– Вспомните, какая задача у волшебной сказки . (Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.)Работаем с основной частью произведения.

– Назовите героев сказки. Кто же из них похож на героя волшебной сказки? (Золотая рыбка – герой-помощник, который встречается только в волшебных сказках.)

– Есть ли в сказке Пушкина смелый герой, совершающий добрые поступки? (Таких героев нет.)

– Но похожа старуха на героя – злодея волшебной сказки? (Нет, в волшебной сказке злодеи страшные, владеют колдовством – Кощей, Баба-яга. А старуха просто ругается. Она обычная, никакой сверхъестественной силы у неё нет. Она совсем не страшная. Старик и старуха – обычные люди, не похожи на волшебных героев.)

  • А старик? Что можно сказать о нём? (Старик хоть и ласков, беззлобен, добр, простоват, не может быть отнесён к положительным героям: он безволен, выполняет все приказы старухи, чем провоцирует ещё большее зло.)

Продолжим составлять характеристику героев в парах. Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН (Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

1.Первая строчка содержит одно слово — герой; вопросительное слово — КТО?

  1. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя; вопросительное слово – КАКАЯ?
  2. Третья строчка — из 3 слов; вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?
  3. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к этому герою.
  4. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

(Работаем в тетради )

Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто? РЫБКА

2.Какая? ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает? СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

5.Слово-вывод. ДОБРОТА

А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

СТАРИК СТАРУХА

ласковый, добрый жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи осталась у разбитого корыта

простоват глупая

Обсуждение выполненной работы, оценивание.

Вывод .

Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора».

ФИЗМИНУТКА-игра. «Доскажи словечко»

Задание 1 группе

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание 2 группе

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое … (корыто).

  1. Мы сейчас работаем с основной частью сказки. Какую роль МОРЕ выполняет ? Можно ли назвать его героем сказки?

(«Расставь кадры в верном порядке», карточка- ресурс, ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ )

На экране вы видите иллюстрированные отрывки из сказки, касающиеся состояния МОРЯ . Надо расставить их последовательно и доказать словами из текста.

Вывод. Море показывает настроение рыбки .(Синее море, слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море буря)

II. Выразительное чтение. Работа с учебником.

1. Подготовительная работа.

– Итак, в сказке Пушкина есть что-то от волшебной сказки, есть что-то от бытовой сказки. Как же тогда читать сказку? Таинственно или так, чтобы старуха смех вызывала?

Предложения детей.

– А основное настроение в сказке какое – волшебное или нет? (Волшебное. Встреча с золотой рыбкой – настоящее чудо. Да и выполнение рыбкой всех прихотей старухи тоже чудеса. Значит, основная интонация при выразительном чтении будет таинственная . )

– Найдите и выделите в тексте пушкинской сказки такие слова, которые являются самыми выразительными для передачи волшебного (в) и бытового,жизненного (ж) настроения. (Эту работу можно выполнить не на всём тексте, а на любой его части .)

Например:

Вот пошёл он к синему морю. (в)

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку, (в)

Приплыла к нему рыбка, спросила: (в)

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает: (в)

«Смилуйся, государыня рыбка, (в)

Ещё пуще старуха бранится, (ж)

Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба». (ж)

Отвечает золотая рыбка: (в)

«Не печалься, ступай себе с Богом, (в)

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке, (ж)

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты. (в)

Старуха сидит под окошком, (ж)

На чём свет стоит мужа ругает: (ж)

«Дурачина ты, прямой простофиля! (ж)

Выпросил, простофиля, избу! (ж)

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вывод о непростой задаче для чтеца: волшебное и обычное, бытовое в сказке переплетаются.

2. Подготовка к выразительному чтению по ролям отрывка из основной части.

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой»,

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом».

3. Самостоятельно готовим чтение (шёпотом).

4. Упражнение в выразительном чтении вслух группой «артистов». Обсуждение . Оценивание.

– Что мы делали? (Читали текст, средствами выразительности выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формирова ли?

«»Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина» — Синее море. Счастливый конец. Почернело синее море. Обычно в сказках счастливый конец. Объясни, что это значит. Не спокойно синее море. Мир океана. Двор устаревших слов. Путешествие в Лексикоград. Мастерство А. С. Пушкина. Чёрная крестьянка. Новое корыто. Светёлка. Проверь ударение. Поставь ударение в омонимах.

«Сказки Пушкина 2 класс» — Анаграмма. Дядька. То же, что и морская лука. Долина, ровное, вытянутое пространство вдоль реки или между горами. Дол. В старину: воин, богатырь. Составим синквейн. Лукоморье. Витязь. Такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. В презентации использовали материалы: В старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.

«КВН по сказкам Пушкина» — Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова повториться. В путешествии волшебном Очень быстро время мчится! В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? Домашнее задание. 1 этап Где родился А.С.Пушкин? Когда родился? Последней сказки Закрываем мы страницу! Разминка.

«Викторина по сказкам А.С.Пушкина» — Новый год. Старый бес. 5 раз ходил старик к рыбке с просьбами. Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Сколько просьб старика выполнила рыбка. Белочка. Балда. Закажи балде службу. Попадья учила. Сказка о попе и работнике его Балде. Старуха предстала столбовою дворянкой. Сколько лет рыбачил старик. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами.

«Игра по сказкам Пушкина» — Узнай сказку по словам. Расположите по порядку сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Угадай сказку. Определите, где помощник, а где противники. Из каких сказок эти вещи. Кто был верным сторожем царя Дадона. В мире сказок А.С.Пушкина. Урок –викторина по литературе в 5 классе. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей.

«Игра-викторина по сказкам Пушкина» — Сказка о золотом петушке. Сказки А.С.Пушкина. Счастливый вопрос. Выбери свой вопрос. Иллюстрация. Неудача. Аршин. Ветер. Обежать вокруг моря. Сказка о попе и работнике его Балде. Правила игры. Сказка о царе Салтане. Рост сына царя Салтана. Дьяк. Семь богатырей. Сказка о рыбаке и рыбке.

Всего в теме 25 презентаций