Обет безбрачия

Целибат у священников-католиков

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат — не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962—1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин — это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника — нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.

Целибат для кенгурят: католики Австралии против обета безбрачия

Казалось бы, не прошло и недели, как глава Ватикана папа Франциск взбудоражил свою (и не только) паству предложением изменить текст молитвы «Отче наш», а тут… Словом, как говаривал златоустый Виктор Степанович Черномырдин, «отродясь такого не бывало, и опять то же самое».

Для большинства православных именно обет безбрачия – «целибат» (наряду с догматически неприемлемой для нас «филиоквой» – латинским добавлением к Символу веры богословского термина «Filioque» – «и от Сына») является одной из ключевых особенностей, отличающих католиков от нас. Разумеется, если речь ведется не на уровне «а еще у них батюшки ходють бритые, и в ихних церквях можно сидеть», а чуть глубже.

И ведь не поспоришь: именно целибат стал настоящей притчей во языцех, вошедшей во многие произведения мировой классики. Одним из самых ярких примеров стала популярная семейная сага Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», повествующая о многолетней любви австралийской девушки (а потом – женщины и даже бабушки – сага развертывается в нескольких десятилетиях) Мэгги к католическому священнику Ральфу. История, с одной стороны, «слезовышибищенская», а с другой – очевидно антиклерикальная. Ведь речь в ней идет о том, что именно церковный обет безбрачия переломал судьбу молодых.

Впрочем, такие истории можно слагать тысячами. И не только о католиках. Ведь и в Православии обет безбрачия тоже существует. Только не тотальный, как у священников римско-католических, но относящийся исключительно к черному, монашествующему духовенству, а также тем, кто принял священный сан, будучи неженатым (таковым вступление в брак запрещено и в Православной Церкви). Как существует запрет и на второбрачие священнослужителей (и здесь опять-таки – непаханое поле для беллетристики и киномыла).

Фото: www.globallookpress.com

Но почему именно сейчас в «Стране кенгуру» местный архиепископ, монсеньор Денис Джеймс Харт, высказался против этой традиции, устоявшейся в Римско-католической церкви в XI веке (к слову, именно того времени, когда произошла Великая схизма – окончательный раскол Христианской Церкви на Восточную – Православную и Западную – Католическую)? Как ни прискорбно, это связано отнюдь не с греховными, но все-таки романтическими связями, подобными упомянутой выше саге соотечественницы монсеньора Харта. Увы, речь идет о грехе куда более страшном и очевидно преступном даже для большинства абсолютно далеких от Церкви людей – педофилии.

Так, 15 декабря 2017 года австралийская государственная комиссия, обнародовала результаты своих пятилетних расследований случаев педофилии в образовательных учреждениях, в том числе – религиозных. Было выявлено, что в 61,4% преступлений замешаны представители Католической церкви. Конечно, можно рассуждать о предвзятости комиссии, возможных подтасовках и прочих статистических погрешностях, но тенденция налицо, и глава Австралийской архиепархии оправдываться и отпираться не стал.

Более того, монсеньор Харт принес извинения жертвам насилия, сказав, что сделает все, от него зависящее, дабы искоренить в подведомственных ему епархиях «постыдную культуру секретности и самозащиты». И добавил:

Что же касается такой дисциплины, как целибат <…> это церковь может изменить.

Разумеется, справедливо предполагая, что если католическое духовенство, подобно духовенству православному, в массе своей будет семейным, то искушений у него будет куда меньше.

Впрочем, в этом предложении австралийский архиепископ не одинок. Подобные предложения звучали и раньше, в том числе со ссылками не только на православную практику, но и на тех же греко-католиков (униатов), чьи священники в массе своей так и не восприняли общеобязательного для римско-католиков целибата. Нельзя не сказать, что мысли в этом направлении не раз звучали и в Православной Церкви. Так, прекрасно знавший и православные (в том числе старообрядческие) и католические традиции Михаил Васильевич Ломоносов в середине XVIII века резко выступал против ранних постригов в монашество:

Монашество в молодости не что иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет…

Конечно, прагматик Ломоносов здесь, в первую очередь, руководствовался не аскетическими соображениями, а заботой, как он сам писал, «о сохранении русского народа», или, говоря языком современным, о демографической ситуации. Сегодня же, когда в странах Запада (в том числе и в Австралии) семейные ценности стремительно нивелируются, необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы возродить идеал традиционного брака.

Если же Римско-Католическая церковь в вопросе священнического целибата поступится этим, отнюдь не вероучительным, принципом, взяв пример с Церкви Православной, то это, как минимум, поможет избавить ее от чудовищного репутационного урона, реабилитировать в глазах миллионов верующих. И здесь католикам Австралии искренне хочется пожелать успехов в их начинании.

Целомудрие

Целомудрие – это моральная добродетель, состояние души и тела индивида, при котором он выбирает для себя телесную и духовную чистоту. В настоящее время значение целомудрия отчасти забытое и для многих является даже смешным и ненужным. Положение дел таково, что с каждым годом технический прогресс развития общества дает все больше возможностей для подрастающих поколений избегать цензуры со стороны взрослых, родителей и обучающих наставников. Но при этом мало дается основ и понятий моральных ценностей, таких как благородство, честь, целомудрие, скромность. Быть таковым в сегодняшней действительности, особенно в мегаполисах, равно почти неспособности к выживанию. Однако у каждого из нас есть вероятность выбора, каким нам быть. Может осознанный выбор в пользу добродетелей и не принесет богатства и славы, но даст возможность оставаться самим собой.

Что такое целомудрие

Попробуем опереться на само слово «целомудрие». Если разбить на два слова, то получается, что целомудренным будет тот человек, который проявляет мудрость, оставаясь целым и цельным. Я и мой мир – единое сбалансированное целое. У Гераклита (Геракли́т Эфе́сский, древнегреческий философ, 544—483 гг. до н.э.) есть очень красивое определение мудрости, и звучит оно так: «быть мудрым это является высшей добродетелью и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину».

Синонимами целомудрия являются такие понятия как непорочность, нравственность, честь, чистота, здравомыслие, невинность, девственность.

Всегда ли понятие целомудрия касается невинности и девственности? Вплоть до ХХ века целомудрие женщины имело огромное значение, особенно в жизни девушки, и было связано не сколько с положением в обществе, сколько обеспечивало отношение к ней окружающих и мужчин и женщин. Если девушка любого сословия, будь то Европа или Россия, берегла свою невинность до брака, то в обществе ей было гарантированно уважение. Например, в России еще с языческих времен с потерей девственности был связан очень серьезный и ответственный ритуал. Когда в соответствии со святками и праздниками был назначен день свадьбы, собирались гости и молодые усаживались между родителями и сватьями, начинались пожелания, тосты и ритуальные песни. Когда приходило время для новобрачных готовилось ложе, и они провожались дружками, сватьями, родителями и всеми желающими под песни и присказки в комнату. Это считалось самым ответственным моментом, так как именно признаки девственности – пятна крови при лишении целомудренности на белье невесты, и определяли ее честность перед будущей семьей и мужем. Если же девушка не была невинна, ее с позором могли вернуть родителям, и в будущем всю семью ждало очень неутешительное будущее.

Притча о лилии. У берега одной реки росла прекрасная белая лилия. И так она была прекрасна, что стал ее соблазнять омут. Он нашептывал, в какие дали он отнесет лилию, какие наслаждения ей подарит. И нежная лилия, обвороженная обещаниями и в предвкушении нового и неизведанного, уже была готова согласиться и прыгнуть в омут. Но тут вмешался соловей, который давно и страстно любил лилию. Они долго спорили, соловей умолял ее не делать этого, ибо там опасность и тьма, и ничего более. Но лилия не соглашалась. И чтобы доказать свою любовь и спасти нежную и доверчивую лилию, соловей взмыл вверх и камнем упал в омут. И омут поглотил его благородное и пылкое сердце навсегда. Только тогда прекрасная лилия поняла, от какой опасности она была спасена…

Всего несколько десятилетий назад западное и европейское общество ослабили жесткость в отношении невинности супругов до брака. Необходимо сказать, что христианские и православные церковные школы по сей день обучают своих воспитанников четким понятиям целомудрия, непорочности и чистоты.

В средних школах и университетах одной из провинций Китая будут преподавать предмет «учение о жизни», на котором будут рассматриваться межполовые отношения, любовь, понятия брака, а также и понятие целомудрия. Ученикам предлагается написать письмо своему сыну или дочери, в котором будет рассказано, с какими трудностями и соблазнами встречается человек в начале своего пути, а главное – почему они должны начинать вести половую жизнь только после вступления в брак. Какие преимущества дает сбережения чистоты, каково значение целомудрия в целом для создания счастливого будущего. В пособиях по обучению этого предмета целомудрие до брака предлагается, как единственный способ сохранить здоровье, не заразиться венерическими заболеваниями и не попасть в зависимость от нежелательной беременности, что в целом ежедневно изменяет многие судьбы навсегда.

Интересен опыт в вопросах значения целомудрия и полового воспитания одной из англиканских церковных школ в Великобритании. Здесь христианские ценности преподносятся воспитанникам как темы для размышления, а не незыблемые догмы. Учеников учат думать и высказывать мнение о происходящем в мире и одновременно опираться на христианские заповеди. Учат терпимости к другим личностям и к себе самим.

Само понятие целомудрия можно разделить на две парадигмы – религиозную (церковную) и социально-бытовую.

Рассмотрим сначала социально-бытовую. В каком возрасте может стать вопрос о принятии решения сохранять ли женщине целомудрие? Возрастная психология считает, что как раз в пубертате, т.е. половом созревании, когда вопросы становления и нахождения своего места подростка в своем сообществе становятся ведущей деятельностью на фоне все возрастающего интереса к интиму, исследования своего меняющегося тела, открытия связанных с этим удовольствий.

При разных темпераментах, характерах и социальных статусах решения сохранять ли целомудрие могут быть разными. Здесь необходимо проявлять самоконтроль и силу воли, чтобы не поддаться ложному поведению – если все мои подружки в четырнадцать занимаются интимом (хотя это, возможно, далеко не так), то я не хочу от них отличаться. Со стороны родителей должны быть проявлены максимальные тактичность и терпение по поводу поведения, важные не только для девочек, будущих женщин, но и в не меньшей степени для подрастающих мужчин.

Религиозное понятие. Это добродетель, направленная на победу над вожделением, особенно интимным, так как вожделеть человек может и материальные ценности, а не только плотские удовольствия.

В религии понятие целомудрия тесно связано с понятием греха. Защититься от греха добродетельному и религиозному человеку помогает обет или зарок. Обет существует как стимул для выполнения задуманного, будь то победа на бранном поле или духовное развитие.

Обет целомудрия

Обет целомудрия дается непосредственно Богу и считается невозвратным. Давший подобный обет уже не имеет права вступать в брак и иметь детей, а также заниматься интимом навсегда. Обет целомудрия могут давать и мужчины и женщины, и в монашестве и в миру. Мона̀шество, а также ѝночество – переводится как «уединённое, одинокое жительство».

Также существуют сходные понятия: аске́за (от греч. «упражнение»), как вид духовной практики, целью которой является достижение определённого духовного состояния либо приобретение сверхъестественных способностей, признана во всех религиях и культурах; целибат (букв. «безбрачие»), брахмача́рья – половое воздержание; самоконтроль над желаниями, стремление к чистоте помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах.

Обет целомудрия, возможно, один из самых сложных обетов, так как он идет в разрез с самой природой человека. Выбравший этот путь столкнется с множеством соблазнов и сложностей в обуздании своих естественных желаний.

Пояс целомудрия

Пояс целомудрия, по́яс ве́рности или «венециа́нская решётка» – кожаное или металлическое устройство, механически делающее половой акт невозможным.

Понятие «пояс целомудрия» упоминается впервые в древнегреческих текстах. Якобы он был создан для того, чтобы уберечь рабынь от нежелательной беременности, которая мешала бы использовать их труд.

Исторически сложилось, что упоминаний о поясе целомудрия больше всего приходится на эпоху средневековья. Когда муж отлучался из дома, чтобы его жена не подвергалась соблазну измены, ей на бедра одевался кожаный или металлический пояс, спереди крепилась полоска металла или кожи, проводилась через промежность и закреплялась сзади. Ключ от пояса вручался мужу. Сегодня считается, что пояс верности – это выдумка, если опираться на логику и представления, сколько можно проходить в кожаных или металлических «стрингах», не повредив кожных покровов, не говоря уже о невозможности соблюдать хотя бы частичную гигиену. Но история знает массу примеров истязания людей, особенно во имя сохранения целомудрия женщины. Но подобные пояса со временем стали создаваться не только для хранения женской верности. Разные модели поясов для мальчиков, препятствующие мастурбации до сих пор хранятся в некоторых европейских музеях.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Клятва безбрачия — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова ОБЕТ

  • почти клятва
  • монах даёт … безбрачия
  • «Присяга» монаха
  • «Хранить … молчания»
  • «Честное пионерское» Богу
  • «честное пионерское», данное Богу
  • … безбрачия монаха
  • … безбрачия, даваемый монахом
  • … молчания
  • … назорейства
  • … целомудрия монашки
  • вид зарока больше не пить
  • дать … безбрачия
  • зарок
  • зарок инока
  • зарок монаха
  • зарок от замужества
  • зарок пред ликом Всевышнего
  • зарок при постриге
  • клятва
  • клятва Богу
  • клятва Всевышнему
  • клятва Господу
  • клятва безбрачия
  • клятва будущего монаха
  • клятва инока
  • клятва монаха
  • клятва рыцаря
  • клятва самому себе
  • клятва, данная Богу
  • клятва, зарок монаха
  • клятва, обещание
  • клятва, присяга, зарок, обещание, слово, посул, обязательство
  • клятвенное обещание
  • монастырская клятва
  • монах дает … безбрачия
  • монашеская клятва
  • монашеский зарок
  • монашеское обязательство
  • обещание
  • обещание «завязать»
  • обещание Богу
  • обещание монаха
  • обещание самому себе
  • обещание, данное Богу
  • обязательство
  • посулы
  • посулы схимника
  • принять … внебрачия
  • религиоз. клятва
  • религиозная клятва
  • схима
  • торжественная клятва
  • торжественное «ни за что на свете!»
  • торжественное обещание
  • торжественное обещание, данное священником
  • торжественное обязательство
  • торжественный зарок монаха
  • целибат
  • что дают, вступая в монастырь
  • что такое схима

Целибат

Учение о целибате послужило одним из поводом для раскола между католицизмом и православием. Однако учение о целибате (от лат. caelebs – неженатый) не стало догматом Католической церкви. Обет безбрачия для всего духовенства ввел папа Григорий VII в конце XI в. для того, чтобы не дробить между наследниками священнослужителей земельную собственность и тем самым сохранить ее для Церкви. Другой его целью было укрепление церковной дисциплины. Григорий VII, суровый аскет и великий реформатор, в пору глубокого обмирщения Церкви хотел, чтобы священнослужители посвящали себя исключительно духовной, пастырской стезе. Но обет целибата приживался среди духовенства с трудом и утвердился только в середине XIII в. Тридентский собор вновь вынужден был вынести специальное постановление о целибате. Впоследствии оно вошло в Кодекс канонического права 1917 г. и закреплено в переработанном папой Иоанном Павлом II Кодексе 1983 г. Бурные споры о целибате на II Ватиканском соборе и даже возникновение движения священников-контестаторов, требовавших отмены этого обета, не поколебало позиции Церкви. Папа Павел VI после Собора в 1967 г., а затем Синод епископов в 1971 г. подтвердили незыблемость целибата как лучшего средства выражения послушания духовенства Христу. Сегодня вновь поднимается вопрос об отмене целибата, но папа Бенедикт XVI решительно пресекает полемику в Церкви по этому вопросу и твердо стоит на его защите.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >