Обращение к фараону

Египет

Египет

НАЗВАНИЕ В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово «мицраим» представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом можно видеть указание на две части страны: Верхний и Нижний Е. Но слово «мицраим» употребляется и как обозначение только Нижнего Е., в Ис. 11 и Иер. 44непосредств. за ним следует название Патрос (Пафрос), т.е. Верхний Е. (ср. Иез. 30:14.16). Сами египтяне называли свою страну Кемет («черная»), по темному цвету пахотной земли, резко отличающейся от светлой земли пустынь. Совр. название Е. происходит от греч. айгюптос, этимология которого точно не установлена. Возможно, речь идет об одном из обозначений Мемфиса (Хи-куптах?), др.-егип. столицы на левом берегу Нила выше Каира.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Собственно Е. – это страна, через которую протекает Нил. Е. расположен в зоне жаркого, засушливого климата. Уровень осадков в Александрии едва составляет 190 мм в год, в Каире – 300 мм, а в Асуане дождей практич. не бывает. Древний Е. представлял собой вытянутый в длину оазис – от зап. долины Нила простирается Сахара (Ливийская пустыня), равнинная пустыня с каменистыми возвышенностями и песчаными дюнами. Вдоль Нильской долины расположены многочисл. оазисы. На востоке, между долиной Нила и Красным морем, простирается Аравийская пустыня. Там границей страны служил Вади-эль-Ариш (поток Египетский – Числ. 34:5; Нав. 15:4; Ис. 27:12; 3Цар. 8 – в Синод. пер. – «река Египетская»). На юге Е. граничил с Нубией, эта граница проходила на уровне первого Нильского порога около Сиены. Когда Иезекииль предсказывает, что Е. превратится в пустыню от Мигдола до Сиены на границе с Эфиопией (Иез. 29:10; Иез. 30:6), то этим он обозначает наибольшую протяженность страны с севера на юг. Первонач. Средиземное море доходило до областей, располож. сев. Каира. Приносимые рекой отложения создали Нильскую дельту и отодвинули побережье к северу. Географически Е. делится на долину Нила и его дельту, политически – на Верхний и Нижний Е. Река ⇒ Нил – жизненная артерия Е., жизнь которого всецело зависит от нее. Поэтому греки (Геродот) называют Е. «даром Нила». Без Нила эта страна превратилась бы в пустыню (Ис. 19:5–9). С гор на востоке, находящихся между долиной Нила и Красным морем, египтяне доставляли темный камень для саркофагов (напр., порфир). В известняковых пещерах на зап. берегу добывали прекрасный алебастр. С Синайского полуо-ва среди проч. поступали медь и малахит. Во время разливов Нил приносит плодородный ил, ежегодно обогащая им почву. На этой плодородной земле уже в древности возделывались пашни и сады. Во время странствования по пустыне израильтяне с тоской вспоминали об огурцах, дынях, репчатом луке и чесноке Е. (Числ. 11:5). Наиб. типичными для Е. зерновыми культурами были ячмень и пшеница (Исх 9 и след.), из егип. льна ткали тонкое полотно (Ис. 27:7). Контраст между густонасел. долиной Нила и приграничными пустынями очень велик. Всего в нескольких километрах от русла реки плодородная черная земля переходит непосредств. в пустыню. Слепящее солнце и горячий сухой воздух определяют климат Е., который смягчается в летние месяцы регулярными сев. ветрами, но зимой прохлада и облака со Средиземного моря достигают только дельты Нила. Чистотой воздуха страна обязана окружающей ее пустыне. Дождь в Верхнем Е. выпадает очень редко, в Каире бывает всего 4–6 дождливых дней в году. Орошение пашен было возм. только из реки – по большим и малым каналам – или грунтовыми водами. Воду черпали с помощью водоподъемных колес, которые приводились в действие ногами (Втор. 11:10: «…поливал ее при помощи ног твоих…»), или при помощи утяжеленной с одного конца жерди («шадуф»), наподобие колодезного «журавля». Возделываемая площадь плодородной долины и дельты Нила ненамного больше, чем, напр., тер. Голландии. Египтяне развили здесь высокую культуру, отличавшуюся аристократич. самодостаточностью. Они с презрением взирали на народы пустынь, называя их «жителями песков» и «стрелками из лука». В Быт. 46:34 содержится след. характерное замечание: «…мерзость для Египтян всякий пастух овец».

НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Египтяне принадлежали к народам, происходящим от Хама (Быт. 10:6), и псалмы говорят о Е. как о «земле Хамовой» (Пс. 104:23) или о «шатрах Хамовых» (Пс. 77:51). С течением столетий чужеземные народы и завоеватели (гиксосы, ливийцы, нубийцы, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки) привнесли свой вклад в культуру Е. Предполагают, что народ и язык возникли в результате смешения коренного африканского населения с каким-то семитским племенем, проникшим сюда в доист. времена. Егип. рисуночное письмо иероглифами («священной резьбой») часто использовалось для украшения зданий и монументальных скульптур, но не годилось для скорописи, поскольку иероглифы представляли собой рисованные знаки. Поэтому вскоре из него развилось иератическое (жреческое) и демотическое (народное) письмо. Ключом для расшифровки егип. письма послужил камень из Розетты (Рашида в зап. части дельты Нила). На нем обнаружились надписи (195 г. до Р.Х.) одинакового содержания, выполненные иероглифами, демотическим письмом и по-греч. Появление иероглифов в III тысячел. до Р.Х. совпадает с началом ист. времени; первые письм. источники, имена и надписи знаменуют собой завершение доист. периода. Иероглифич., как и евр. или финик., письмо состояло первонач. из одних только согласных, а гласные и окончания добавлялись при чтении. Поэтому была разработана система вспомогат. средств для чтения, значков, которые указывали, напр., означает ли след. слово название народа или имя собств. Глаголы тоже были распределены особым образом; так, напр., все виды деятельности, выполняемые руками или ногами, отмечались одним и тем же значком.

РЕЛИГИЯ Религия египтян никогда не представляла собой единого целого. Египтяне видели откровения божеств. сил в животных, растениях, источниках и горных вершинах. Главными божествами были ⇒ Амон, Птах и бог солнца Ра (или Атум); другие известные боги – Осирис и Гор. Египтяне верили в загробную жизнь и придавали большое значение ритуалу захоронения. Об этом свидетельствуют пирамиды, гробницы и обычай бальзамировать умерших. Внешним признаком почитания богов были храмовые сооружения (зачастую – колоссальные), считавшиеся обиталищами отдельных божеств. К этому прибавлялись храмы умерших фараонов, напр. царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри или храм Рамсеса II в Фивах. Жрецы, отправлявшие богослужения в храмах, получали все большую власть, особенно в период Нового царства. Жрецы бога Амона, с которыми теперь объединились до этого самостоят. жрецы местных святилищ, стали руководить всей религ. жизнью страны. Дело дошло даже до образования независимого теократич. государства в Фивах, во главе которого встал верховный жрец Амона. Этому процессу сопутствовало обогащение храмов и растущее великолепие их убранства.

Народ принимал участие в почитании главных богов только по большим праздникам, во время пышных процессий. В остальных случаях искали утешения у домашних и менее значит. богов. Егип. имена иногда включали имена богов. Так, в ВЗ египтянка, жена Иосифа, носит имя Асенефа («послушная богине Нут»). Она была дочерью Потифера («подаренный богом солнца Ра»), священника илиопольского. Илиополь (Гелиополь, Он) – один из древних егип. городов, центр поклонения солнцу (Быт. 41:45). Иезекииль возвещает суд Господа над идолами егип. столицы Мемфиса (Иез. 30:13), где было главное место поклонения богу Птаху и его земному воплощению – черному быку Апису. Назв. в Иез. 30:17 город Бубаст был «домом богини-кошки Баст». Фивы, столица Верхнего Е., обозначена в Наум. 3 как Но-Аммон (город Амона). Над этим божеством также возвещается суд (Иер. 46:25). О высочайшем уровне др.-егип. иск-ва свидетельствуют пирамиды, храмы, настенная живопись, рельефы, скульптуры, а также ювелирные украшения и предметы быта. Технич. решение сложных архитектурных задач, особенно при сооружении пирамид, и сегодня вызывает восхищение. (Ср. цвет. вклейки 3,4,28,30.) В др.-егип. лит-ре заметное место занимают религ. сочинения, посвящ. гл. обр. сюжетам загробной жизни. Пророчества и книги премудрости позволяют провести сравнение с ВЗ (так, напр., Притч. 22– Притч. 23 почти дословно совпадают с более ранним «Поучением Аменемопе»). кроме того, до нас дошли рассказы и стихи; большое распространение в результате переводов, выполненных в новейший период, получила, в частн., др.-егип. любовная лирика. Этими знаниями мы обязаны тому обстоят-ву, что в жарком, сухом климате Е. прекрасно сохранился такой относит. недолговечный материал, как папирус. Во главе государства стоял ⇒ фараон. Это слово происходит от егип. перо, «большой дом, дворец». Данное словосочетание так же ассоциировалось со словом «царь», как ныне, говоря «Святой престол», мы подразумеваем Папу римского. Для израильтян и ассирийцев это слово приобрело значение почти что имени собств., ср. «фараон, царь Египетский» (Исх. 6:13). Только дважды этот титул стоит в Библии рядом с именем собств.: фараон ⇒ Нехао (4Цар. 23:29.33) и фараон Вафрий (Иер. 44:30).

ИСТОРИЯ Счет егип. правящих династий принято вести на основе данных Манефона, егип. жреца, который прим. в 270 г. до Р.Х., при Птолемеях I и II, написал историю Е. на греч. языке, перечислив 30 династий. Историю Др. Е. подразделяют на периоды Древнего, Среднего и Нового царств.

А. ЭПОХА РАННЕГО ЦАРСТВА

В додинастич. период закладываются основы исторического Е. Возникают поселения и культовые сооружения. Егип. культура испытывает различные иноземные влияния; появляется иероглифич. письмо. Фараон Нармер (или его преемник Менес) основал I династию. В период правления двух первых династий егип. культура переживает взлет.

Б. ПЕРИОД ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

В это время (или в эпоху пирамид; III-VI династии, прим. в 2640–2255 гг. до Р.Х.) наблюдается блистат. подъем в экономич. и культурной жизни Е., строятся большие пирамиды (IV династия): сначала ступенчатая – Джосера (ок. 2650 г. до Р.Х.), затем три высочайших – Хеопса, Хефрена и Микерина. При VI династии начинается упадок, а позднее наступают смута и гражданская война. За этим следует Первый переходный период (ок. 2255–1991 гг. до Р.Х.). В результате крушения Древнего царства происходят полит. и религ. перемены, правят одноврем. несколько династий. В пределы страны, прежде всего в район дельты, просачиваются азиат. племена. Затем новые цари захватывают власть в Среднем Е. (IX-X династии) и пытаются восстановить порядок. Но у них возникает конфликт с царями г. Фивы в Верхнем Е., которые затем объявляют себя независимыми (XII династия).

В. ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Среднее царство (2134–1785 гг. до Р.Х.) охватывает XI и XII династии. Аменемхет, основатель XII династии, стремился восстановить сильное гос-во, проводя реформы. Он боролся за усиление центр. власти и покровительствовал развитию сельского хоз-ва. Юж. граница была раздвинута, и пояс стратегич. укреплений стал защищать вост. часть дельты от вторжений азиат. кочевников. Была расширена ирригац. система, большие достижения отмечались в области архитектуры (начато сооружение храма Амона в Фивах). Благодаря созданию колос. дамб на Ниле, увеличилась площадь пахотных земель. Период Среднего царства считается классич., золотым веком литературы. На период XII династии, вероятно, приходится и путешествие Авраама в Е. (Быт 12 и след.). Если исходить из ранней датировки ⇒ исхода израильтян из Египта, то пребывание Иакова и Иосифа в Е. падает на время правления фараонов XII династии. Но не искл., что оно пришлось на период господства гиксосов (см. ниже). Во Второй переходный период (ок. 1785–1551 гг. до Р.Х.; XIII-XVII династии) правители из XIII династии быстрой чередой сменяли друг друга. При XIV династии в Нижнем Е. опять появилось множество удельных властителей. Пришедшие из Палестины гиксосы правили в Фивах как XV династия. Затем XVI династия гиксосов господствовала одноврем. с XVII династией местных правителей, властвовавших в Фивах. Позднее фиванским фараонам этой династии удалось изгнать гиксосов из Е. и воссоединить страну. Гиксосам приписывают появление в егип. войске лошадей, боевых колесниц и проч. новшеств.

Г. ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА

В последующие пять столетий (прим. 1552–1070 гг. до Р.Х.; XVIII-XX династии) Е. переживал период полит. могущества – он стал мировой империей. Аменхотеп I завоевал Сирию. Тутмос I, фараон XVIII династии, раздвинул юж. границу до 4-го Нильского порога и вышел к Евфрату. Цари ханаан. и аморрейских городов-государств были превращены в вассалов и обложены данью. С 1360 г. до Р.Х. на тер. Сирии и Палестины стали вспыхивать восстания против егип. господства. Религ. и внутриполит. перемены ослабляли могущество Е. Фивы в то время не являлись единств. столицей; находившийся на севере Мемфис был расположен удобнее для управления (прежде всего азиат. областями). Главным божеством этой эпохи был Амон, временами – также и Атон (солнечный диск – при т.н. фараоне-еретике Эхнатоне в период Телль-Амарны (⇒ Телль-Амарна, II). Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возможно, была дочерью фараона, упомянутой в Исх. 2:5. Тутмос III вплоть до смерти жены выполнял лишь роль супруга царицы, но затем, став полновластным правителем, прославился как завоеватель, победивший (в 1482 г. до Р.Х.) в битве при Мегиддо царя сир. г. Кадеша и его союзников. Если это тот фараон, о котором говорится в Исх. 2:15.23, то фараоном, при котором произошел исход, следует считать Аменхотепа II (ок. 1400 г. до Р.Х.). Однако на основании сведений из Исх. 1 о том, что евреи при жизни Моисея строили Пифом и Раамсес, можно предположить, что исход совпал с периодом правления Рамсеса II (т.е. ок. 1280–1250 гг.). Время правления Аменхотепа IV (он именовал себя Эхнатоном, 1364–1347 гг.) называют периодом Телль-Амарны – по многочисл. глиняным табличкам, которые были обнаружены в одном из хранилищ в Телль-Амарне. После смерти Эхнатона правление над Е. принял его военачальник Хоремхеб, перенесший столицу в Мемфис. После смерти Хоремхеба престол перешел к др. военачальнику – Парамессу, который под именем Рамсеса I основал XIX династию. В период правления XIX династии (ок. 1300–1200 гг. до Р.Х.) Сети I (сыну Рамсеса I) удалось восстановить господство над Сирией. Сети воевал с хеттами, вел большое строительство в сев. части дельты и имел там одну из своих резиденций. Его сын Рамсес II стал повелителем обширной империи и произвел на потомков столь сильное впечатление, что девять других царей были названы в его честь. Он распорядился соорудить великолепную столицу дельты – Пер-Рамсес (город Рамсеса, в соотв. с Исх. 1построенный евреями, след., исход приходился именно на его царствование; см. выше) и развернул в период своего правления, длившегося 66 лет, широкое строительство по всему Египту и Нубии. От времени правления его преемника Мернептаха сохранилась т.н. «израильская» стела, в надписи на которой фараон увековечил свои победы в Ханаане. Эта надпись содержит первое внебибл. упоминание об Израиле и доказывает, что израильтяне ок. 1230 г. до Р.Х. действительно уже жили в Ханаане, покинув Е. самое позднее ок. 1250 г. до Р.Х. при Рамсесе II. Эта более поздняя датировка исхода подкрепляется и результатами археол. изысканий. В период XX династии Вост. Средиземноморье было потрясено нашествием воинств. народов, которые смели с лица земли Хеттское царство в Малой Азии, поглотили древние ханаан. и аморрейские города-государства Палестины и угрожали Е. со стороны Ливии и Палестины. Рамсес III отразил все нападения этих «народов моря», в число которых включают и филистимлян. Но его потомки оказались неспособными правителями. Период расцвета Е. постепенно приближался к концу. Смещался центр тяжести и во внутр. политике: верховные жрецы бога Амона в Фивах становились все могуществ., так что в конце концов один из их череды (Херихор) вырвал власть у Рамсеса XII.

Д. ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ

Период поздн. Е. начинается с 1070 г. до Р.Х., когда к власти пришла XXI династия. Страна снова оказалась раздел. на две части: Смендес (Несубанебджед) был фараоном в Танисе, а преемники Херихора, как наследств. первосвященники (верховные жрецы), правили в Фивах в Верхнем Е. Т.о., власти одной половины Е. могли править только с разрешения властей другой половины в условиях общего государства. Этими особыми обстоят-вами объясняется осторожная азиат. политика династии. Израиль смог достичь такого расцвета при Давиде и Соломоне потому, что Е. в это время был занят собств. проблемами. Нагляд. примером внешней политики XXI династии может служить отношение фараона к царю Соломону в первый период его правления. Фараон завоевал Газер и присоединил его к Израильскому царству в качестве приданого своей дочери, жены Соломона (3Цар. 9:16; ср. 3Цар. 3:1; 3Цар. 7:8; 3Цар. 9:24; 3Цар. 11:1). Проведя «полицейскую акцию» в юго-зап. Палестине (Газер) и заключив союз с могуществ. Израильским гос-вом, Е. обеспечил безопасность на своей азиат. границе; при этом оба государства получили экономич. выгоду. Егип. фараоны вынуждены были опираться на отряды иноземных наемников.

В результате предводитель ливийских воен. поселенцев Шешонк (библ. Сусаким) воцарился в 950 г. до Р.Х. в Бубасте и основал XXII династию. Он укрепил свою власть внутри страны и вел захватнич. политику в Азии. Сусаким – первый фараон, назв. в Библии по имени (3Цар. 11:40). Из сообщения о его походе в Палестину в 925 г. до Р.Х. (ср. 3Цар. 14:25), сохранившегося на стенах храма в Карнаке, следует, что он завоевал прежде всего города сев. областей Израиля и пустыни Негев. Надпись на стеле в Мегиддо подтверждает, что Сусаким покорил Израиль и Иудею. Только разгром иуд. царем Асой войска под командованием эфиоплянина (т.е. кушита) Зарая, посланного преемником Сусакима Осорконом I (ок. 897 г. до Р.Х.), положил конец захватнич. политике Е. в Азии. Наследники Осоркона I были малоспособными правителями, они вернулись к умеренной внешней политике. Найденная археологами во дворце Амврия и Ахава в Самарии алебастровая ваза Осоркона II свидетельствует, что Е. и Израиль поддерживали отношения друг с другом. При наследниках Осоркона II Е. постепенно распадался на враждующие друг с другом отд. государства. Наряду с XXII главной династией правила и XXIII династия – обе, вероятно, относились друг к другу терпимо. В бессилии этого распадавшегося государства пришлось убедиться Осии, последнему царю Израильского царства, который в 725–724 гг. до Р.Х. обратился к «Сигору, царю Египетскому» с просьбой о помощи в противостоянии Ассирии (4Цар. 17:4). Предположит. Сигора можно отождествить с Осорконом IV, последним фараоном XXII династии (ок. 730–715 гг. до Р.Х.). Настоящими властителями в Нижнем Е. были Тефнахт и его преемник Бокхорис (Бокенранф) (XXIV династия). Они правили в Саисе в зап. части дельты. Между тем в Нубии (Куш) возникло гос-во, управлявшееся царями егип. происхождения. Они также поклонялись Амону из Фив, и царь Пианхи из Куша в конце концов завоевал (ок. 730 г. до Р.Х.) Нижний Е. Осоркон III (XXIII династия) покорился, нубийская столица Напата стала столицей Е. Царь Шабака из кушитской XXV династии (ок. 712–698 гг. до Р.Х.) еще раз покорил всю страну и сверг Бокхориса. Он занял дружественно-нейтральную позицию по отношению к Ассирии. Но его наследники из XXV династии ввязывались в многочисл. столкновения с ассирийцами, не имея представления об их действит. воен. мощи. Когда ассир. царь Синаххериб (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х. напал на иуд. царя Езекию, войско кушитского фараона Шабатаки под командованием Тахарки (библ. Тиргака) было брошено навстречу ассирийцам, и в результате Е. потерпел тяжелое поражение (4Цар. 19:9; Ис. 37:9). Ассир. царь высмеивал Е., называя его «тростью надломленной», которая прокалывает руку каждому, кто пожелает на нее опереться (4Цар. 18:21). После дальнейших сражений Тахарки и Тануатамона с Ассирией это противоборство закончилось в 664–663 гг. до Р.Х. тем, что Ашшурбанипал опустошил свящ. Фивы, разграбил сокровища храмов и изгнал кушитов на их родину на юге Е. (ср. Наум. 3:8–10). Псамметих I из Саиса (в зап. части дельты) основал XXVI (Саисскую) династию (664–525 гг. до Р.Х.). Будучи царем г. Саиса, он ловкими действиями добился верховной власти. Псамметих и его наследники восстановили внутр. единство и экономич. благополучие Е. В своей внешней политике XXVI династия была озабочена сохранением полит. равновесия в Зап. Азии. Псамметих I и Нехо (библ. ⇒ Нехао, 610–595 гг. до Р.Х.) поддерживали коалицию с Ассирией в противовес возрождавшему свою мощь Вавилону. Когда Нехо шел на помощь находившейся на грани краха Ассирии, иуд. царь Иосия выступил против него в сражении при Мегиддо (4Цар. 23:29). Иосия пал в битве, но судьба Ассирии была предрешена. Когда разгромл. Вавилоном Ассирия потеряла власть над Сирией и Палестиной, Е. посчитал себя наследником ее палест. владений, но в 605 г. вся тер. Сирии и Палестины досталась вавилонянам после поражения при Каркемише, нанесенного Е. Навуходоносором (Иер. 46:2). Т.о., иуд. царь ⇒ Иоаким сменил свою вассальную зависимость от Е. на такую же зависимость от Вавилона. В 601 г. до Р.Х. между Е. и Вавилоном вновь разгорелся открытый конфликт. К этому времени и иуд. царь Иоаким восстал против Навуходоносора (4Цар 24 и след.), вне сомнения рассчитывая на помощь Е., которая, однако, заставила себя ждать. Поэтому Навуходоносору в 597 г. до Р.Х. удалось беспрепятственно занять Иерусалим. Фараон Априй (библ. Вафрий, 589–570 гг. до Р.Х.) отказался от политики невмешательства и поспешил на помощь восставшему против Вавилона ⇒ Седекии (Иер. 37:5; Иез. 17:11–21). Но эта помощь оказалась неэффективной, поскольку в 587 г. до Р.Х. Иерусалим вновь подпал под власть вавилонян. Фараон Амасис (Яхмос II, 570–526 гг. до Р.Х.), как и было предсказано Иеремией (Иер 46 и след.), подвергся нападению Навуходоносора, стремившегося воспрепятствовать всем дальнейшим попыткам вмешат-ва Е. в азиат. дела. Впоследствии происходит сближение Е. с Вавилоном, продолжавшееся до тех пор, пока обе державы не оказались завоев. Мидией и Персией. В 525 г. до Р.Х. Е., как ранее и его союзники, подпадает под власть перс. царя Камбиса. Перс. господство продолжалось с 525 по 332 г. до Р.Х.: персы считаются XXVII династией. Вначале правление персов было справедливым и стабильным. Но неоднократные восстания привели в дальнейшем к ужесточению перс. политики. В 404–343 гг. до Р.Х. последним местным правителям, фараонам XXVIII-XXX династий, удалось ненадолго добиться некоторой независимости, пока персы были заняты своими проблемами в других частях империи. Затем Персия вновь покорила Е. на 11 лет, пока в 332 г. до Р.Х. не явился в качестве «освободителя» Александр Македонский.

Е. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

Этот период длился в общей сложности с 332 г. до Р.Х. по 641 г. по Р.Х. Сначала Е. был эллинистич. монархией под властью династии Птолемеев (332/1–30 гг. до Р.Х.), потом подпал под рим. господство (30 г. до Р.Х. – 395 г. по Р.Х.). С 395 г. Е. находился под властью Византии до завоевания его арабами в 641–642 гг. по Р.Х.

ЕГИПЕТ В БИБЛИИ Египет в Библии представлен «домом рабства», из которого Господь освобождает Свой народ (Исх. 20:2; ср. также Откр. 11:8). Пророки, прежде всего Исаия и Иеремия, упрекают иуд. царей в стремлении искать помощи у Е. в борьбе против Ассирии, а затем – против Вавилона. Ассир. военачальник во времена Езекии был прав, говоря, что Е. подобен надломленной трости, которая прокалывает руку опирающемуся на нее: таким и фараон оказывается для всех, кто хочет на него положиться (4Цар. 18:21; ср. Ис. 30:1–17; Ис. 31 и др.).

Египетская Книга Мёртвых и Библия.

Говорят древнеегипетские религиозные писания являются первой религиозной литературой в мире. В Египте найдено множество рукописей религиозного содержания написанных на папирусе. Начало написания некоторых датируют тремя тысячами лет до нашей эры. Вообще это неправильное название — Книга Мёртвых. Оно появилось потому что арабы находя древние рукописи называли их писаниями мёртвых людей. Сами же египтяне называли свои рукописи Книгой Воскрешения. В дальнейшем Книга Мёртвых будет называться мной Книгой Воскрешения.

Рукописи представляли собой свод законов, которые должен был соблюдать каждый египтянин для того чтобы после смерти попасть в Рай. Даже в одних рукописях давалось подробное описание пути после смерти для достижения Рая. Каждый египтянин обязан был с начала жизни думать о своей будущей смерти, он должен был построить гробницу, купить Книгу Воскрешения, купить кучу всяких атрибутов, которые его будут сопровождать в загробном мире.

Древнеегипетская религия это предтеча, мать библейских религий. Египетская элита для подчинения больших масс людей зомбировала население страны писаниями типа Ветхого, Нового Заветов и Корана. Бедным слоям населения писали гимны подобные библейским псалмам. Население побогаче покупало более объёмные труды. Существовала специальная каста писцов. Например рукопись длинной четыре метра стоила три осла. Самая длинная рукопись длинной 42 метра найдена в одной из царских гробниц. Это был хороший бизнес в те времена. Сегодня процветает нечто подобное. Люди стараются построить пошикарнее себе могилу, поставить побольше свечек в церкви. У многих богатеев имеются личные часовни.

Многие библейские псалмы и заповеди скомпилированы с древнеегипетской Книги Воскрешения(Книга Мёртвых). То есть все библейские писания писались людьми очень хорошо знакомыми с древнегипетскими рукописями. Что интересно в Древнем Египте титул главного писца носил Фараон. Только он мог писать новые религиозные писания и исправлять старые. Фараон это был бог в человеческом воплощении, через него происходила связь с богами. Ни одну рукопись никто не мог исправить или дописать кроме Фараона. Если часть текста терялась, египтяне указывали что текст отсутствует, но не дописывали.

Древнеегипетская Элита при помощи Книги Воскрешения усмиряла рабов. Им придумали мифологизированных коммуникантов, множество разных богов и богинь при помощи которых элита навязала египтянам выгодные им правила поведения. Например как будет смотреть куча бедняков на богача в шелках который их обобрал? Ведь и убить могут. Поэтому и придумали рабам заповеди — не убивай, не воруй, терпи, не греши и т.д. Ну и конечно самый главный элемент надувательства — Страшный суд после смерти и Рай, и Ад. Позже всё это перешло в библейские религии.

Но самое главное, при помощи религиозных басен древнеегипетская элита заставляла рабов добровольно делать обрезание, таким образом меняя биологическое поведение и снижая интеллект рабам. Чем глупее раб, тем он безопаснее.

Если вы почитаете Коран и гимны Книги Воскрешения вы сразу уловите общий монотонный стиль написания, найдёте многочисленные повторы для программирования нейронной сети мозга.

Элита Египта поступила очень хитро, они не стали навязывать народам свою старую религию. Они придумали новую религию, они заменили многих богов на библейских персонажей, придумали новые названия, новую топографию местности. Даже возможно иврит для Торы они тоже придумали.

Они ловят людей на инстинктивном стремлении к доминированию. Они подбрасывают правителям библейские сказки, те их жадно хватают, потому что писания позволяют держать в рабстве большие массы людей. С евреями вообще интересно, их дурят, рассказывают басни о вымышленном народе, а в реальности мозг детей подвергают эпигенетической мутации.

Библия это усовершенствованная древнеегипетская Книга Воскрешения. Точно также как и египтянам в древности христианам за соблюдение правил обещают Рай после смерти, евреям обещают власть над миром, мусульманам обещают сексуальные утехи в Раю. Каждой группе с определённым биологическим поведением даются обещания сообразно их биологического поведения. Если еврей любит деньги, значит ему обещано много денег. Если мусульманин любит секс, значит ему обещано много женщин. Если христианин хочет ничего не делать и жить вечно, значит ему обещаны Рай и воскрешение.

Люди выбирают инстинктивно, неосознанно то что им выгодно. Это прекрасно использует элита, потому что она обладает намного большими знаниями чем обычные люди.

«срезали виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое» — этот сюжет с гигантской виноградной кистью впоследствии пользовался популярностью у живописцев:
Никола Пуссен, «Осень. Дары земли обетованной»
Результаты разведки привели к замешательству израильтян, а призванные вдохновить народ разведчики начали сеять панику: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие… Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.» (Числ.13:28-34).
Иными словами, народ встретился с новым искушением — страхом перед неизвестностью и активными действиями. Иисус Навин пытался призвать сородичей к безоговорочному доверию Богу (которое одно только и может прогнать страх): «если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Числ.14:8-9).
Народ упорствует, звучат призывы восстать против Моисея, Аарона и Иисуса, вернуться в Египет — после чего Бог уже во второй раз (после поклонения золотому тельцу) грозит уничтожить маловеров, чтобы произвести новый избранный народ от Моисея: «доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?», и снова Моисей в молитве просит сохранить израильтян, несмотря на их угрозы побить его камнями: «Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе».
Молитва Моисея услышана: «прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее». В Землю Обетованную, к которой подошли так близко, не войдет никто из поколения вышедших из Египта, за исключением тех, кто младше 20 лет, а также оставшихся верными Иисуса Навина и Халева (также участника разведки из колена Иудина). Разведчики, распространявшие демотивационные речи в народе, «умерли, быв поражены Господом».
Поскольку народ Израиля оказался не готов, морально и духовно, освободиться от психологии рабства, взять за себя ответственность и сражаться за свое будущее, уповая на Бога, своего Избавителя — Бог назначает срок, за который народ должен будет обрести эту зрелость и веру: «По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.» (Числ.14:20-34). Число сорок символически означало «срок, достаточный для совершения чего-либо»; фактически странствования продлились еще 38 лет, но вместе с предшествующим периодом от начала Исхода — как раз сорок лет.
Еще один интересный комментарий: «Эту ночь великого ропота и противления, ночь с 8 на 9 число месяца Ав (соответствует июлю-августу), Бог назначил для поста и плача всем поколениям сынов Израиля, вплоть до окончательного избавления в конце времен. В эту ночь при каждом последующем отступлении народа возобновлялся также и прежний гнев Божий и свершались новые кары: именно в ночь на 9 Ава был разрушен вавилонянами первый Храм (586 г. до н.э.), а римлянами — второй Храм (70 г. н.э.). За разрушением Храма всякий раз следовало лишение народа государственности и изгнание из Святой земли.» (Щедровицкий)
Упомянутые десять раз, когда народ роптал против Господа: 1) при Чермном море; 2) в Мерре (где была горькая вода); 3) в пустыне Син (где жаловались на голод, перед явлением манны и перепелов); 4) при несоблюдении закона о неоставлении манны до утра; 5) при несоблюдении закона о несобирании манны в субботу; 6) в Рефидиме (где жаловались на жажду, и Моисей извлек воду из скалы); 7) при Синае (золотой телец); 8) в Тавере (где ропот был наказан пожаром в стане); 9) в Киброт-Гаттааве (где пали евшие перепелов); 10) в Кадес-Варни (откуда были посланы разведчики).
Поскольку с первого раза евреи категорически не понимали волю Господа, они решились на военную вылазку в сторону Ханаана вопреки прямому указанию Господа и предупреждению Моисея, и без благословения в виде Ковчега завета (который всегда должен был сопутствовать израильтянам); были разбиты войсками амаликитян и ханаанеев и вернулись с поражением.
***
Восстание Корея и расцветший жезл Аарона
Новая волна политической борьбы возмущения в народе и оспаривания духовной власти Моисея и первосвященнической — Аарона началась с восстанием левита Корея, которого поддержали также «и Дафан и Авирон… сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ.16:1-3).
«»Все общество, все святы»… Весьма интересно, что подобными методами пропаганды из века в век пользуются тоталитарные властители: они без устали повторяют, что якобы народ в целом «безгрешен», «всегда прав» или «угоден Богу». Все это им «дает основание» попирать нравственные заповеди — «во имя народа». То же относится ко всякого рода лжеучителям, внушающим своим приверженцам уверенность в их особой избранности и святости…» (Щедровицкий)
И снова по молитве Моисея и Аарона Бог не поражает весь народ, но подчеркнуто сверхъестественная кара постигает зачинщиков: Корей, Дафан и Авирон проваливаются под землю, а их сподвижников поглощает огонь из кадильниц, которые они воскурили, посягнув на право, данное только священническому роду Аарона.
Чтобы еще раз наглядно показать, что Богу угодно видеть своими священниками только Аарона и его потомков, был поставлен «божественный эксперимент»: в скинии перед Ковчегом завета возложено по жезлу (сухому деревянному посоху) от каждого колена, а жезл Аарона представлял левитов. На следующий день жезл Аарона»расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали», и впоследствии, как явственное свидетельство богоизбранности рода Аарона, хранился в Ковчеге завета вместе с другими святынями.

Образ «неоплодотворенного плодоношения» жезла Аарона в Средние века сделал миндаль символом девственной чистоты. Интересно (и для меня довольно неожиданно!) христианское толкование этого образа: чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и часто встречается в иконографии и гимнографии, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа Обручника (по св. Иерониму, Иосиф был избран в мужья для Марии по аналогичному жребию — его жезл, оставленный в Храме, расцвел).
Расцветший жезл Аарона как прообраз Пресвятой Богородицы:

  • рождение Девы Марии от безплодных родителей (в католической традиции — через непорочное зачатие): «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет — Христа, всех Зиждителя».
  • рождение от Девы Марии Господа через непорочное зачатие от Св. Духа:»прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога» (Канон в честь введения во Храм Пресвятой Богородицы)
  • непорочность самой Богородицы: «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший», «цвет нетления», «неувядаемый цвет», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».

Жезл Аарона — лишь один из ветхозаветных прообразов Богородицы. Пример отражения в иконографии: икона»Богоматерь с пророками»: вокруг Марии мы видим Моисея, Исайя, Иакова и Аарона с расцветшим жезлом в руке.
И еще: «Расцветший жезл — мертвое дерево, вновь обретающее жизнь, — может рассматриваться как центральный символ всей Библии. Ибо это — знак воскресения из мертвых и Мессии, и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека. Аарон — прообраз Христа, «Первосвященника вовек». Именно его жезл и расцвел, что ознаменовало будущее воскресение Мессии.» (Щедровицкий)
***
Грех Моисея и Аарона
Среди испытаний, пережитых в районе Кадеса, маловерие коснулось и самих Моисея и Аарона, когда народ снова охватило волнение по поводу нехватки воды.
«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.» (Чис.20:7-12)
Мне вначале было совсем не очевидно, чем именно здесь так сильно провинился Моисей, а тем более Аарон; ниже комментарии, раскрывающие эту тему; кроме того, нужно вспомнить особую духовную связь между этими братьями-пророками, начавшуюся с Исходом, когда Аарон был «устами» Моисея.
«Теперь Моисей получает повеление «сказать» скале — в отличие от похожего события в Рефидиме, когда он должен был «ударить в скалу» (Исх.17:6). Источающая воду скала — образ «каменного сердца», которое под воздействием Духа становится источником «воды живой». …Однако Моисей, измученный многолетним противлением отцов (т.е. поколения Исхода), не удержался от того, чтобы излить гнев на их сыновей (нового поколения, выросшего за 40 лет в пустыне). В данном случае — гнев собственный, а не Божий. Это — единственный случай, когда Моисей обратился к народу со своими, а не Господними, словами.» (Щедровицкий)

«Рассматриваемое с точки зрения проявления Божественного Правосудия, осуждение на смерть старца Моисея и Аарона может быть рассматриваемо в то же время и с точки зрения божественного милосердия: влияние смертного начала — плоти стало уже брать в Моисее перевес над его несокрушимым прежде духом. Дальнейшее пребывание устаревшего вождя с молодым, полным сил и необузданной энергии, израильским народом могло бы оказаться и не по силам для законодателя, и не в прежней мере благотворным для народа. То же нужно сказать и об Аароне…» (Лопухин. Толковая Библия).
В то время (уже на исходе 40-летнего странствия по пустыне) израильтяне приблизились к границам царства Едомского (Едом, или Эдом, к югу от Ханаана и Мертвого моря, где жили идумеи — потомки Исава — Эдома, «Красного», сына Авраама и брата Иакова) и попросили у местного царя разрешения пройти по его территории, но он не пропустил их. Можно провести параллель с историей прародителей израильтян и идумеев; подобным образом Иаков, возвращаясь в Ханаан с обретенной на чужбине семьей и стадами, приветствовал своего брата Исава. Идумеи могли бы помочь израильтянам или даже воссоединиться с ними, но не сделали этого; тем не менее, они остаются братским народом, с которым не благословляется война, и израильтяне идут в обход, вдоль юго-восточных границ Едома.
В этих краях Аарон посвящает в первосвященники своего сына Елиазара и принимает свою смерть на горе Ор — по слову Господа, так и не увидев земли обетованной. Мариам, сестра Моисея и Аарона, умирает еще раньше, в Кадесе.
Гора Ор находится на территории современной Иордании:

(Фото: romti.livejournal.com/1644084.html)
В Исламе Аарон почитается как пророк Харун Абуль-Фарадж — «Отец утешения», на месте его предполагаемой могилы на горе Ор (горе Аарона, Джабаль-Харун) находится исламское святилище XIV века. В византийскую эпоху здесь была трёхнефная базилика, капелла с остатками постамента и греческой надписью «Аарон».

Потомками Аарона были родители Иоанна Крестителя — праведные Захария (священник, из рода Аарона) и Елисавета, а также сама Дева Мария (ее мать, св. Анна, была дочерью священника Матфана).
По слову ап. Павла, Аарон как первосвященник — предшественник Иисуса Христа; но священство Аарона, основанное на законе — преходяще, ему на смену идёт Иисус Христос — священник «по чину Мелхиседека» (Евр. 7).
***
Медный змей
У границы царства Едомского хананеи из города Арада выступили против израильтян. Но израильтяне побеждают их по молитве Господу и предают их города «заклятию» (объявленное «заклятым» подлежало уничтожению и не могло быть добычей; впрочем, согласно Щедровицкому, под заклятием подразумевалось не уничтожение народа, а изгнание с захваченной территории).
Вскоре поднимается очередная волна малодушия: «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (т.е. манна небесная!)». Как постоянно подчеркивается в ветхозаветных текстах,восстание против воли Бога всегда приводит к трагическим событиям: на этот раз на стан нападают огненные змеи (евр. «ха нахашим ха серафим» — название может указывать на смертельное воспаление от укусов).
Это приводит к покаянию: «И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и , ужаленный, взглянув на него, останется жив.» (Чис.21:5-8)

У многих народов, включая израильтян, змей был символом темных демонических сил (в частности, искусивший Еву змей в Эдемском саду). Египтяне изображали поверженного змея в знак победы над ним Солнца. Возможно, медный змей, пригвожденный к знамени, был понятным для народа знаком победы над змеями. Впоследствии медный змей, евр. «Нехуштан», стал одним из символов израильских блужданий по пустыне и спасительного действия Бога. Он хранился в скинии, а после в построенном вместо нее Храме. В какой-то период израильтяне начали поклоняться ему, как идолу, и при царе Езекии он был уничтожен.
В Новом Завете Христос сравнивает Свой крест с медным змеем, вознесенным в пустыне, подобно знамени спасения: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3,14). Таким образом, Медный змей — это прообраз Иисуса Христа, принявшего на Себя грехи человечества; укусы змеев представляют раны, которые наносит грех, а исцеление возможно только по вере, при обращении ко Кресту Христову — как получали исцеление израильтяне, глядя на медного змея.

Федор (Фиделио) Бруни. Медный змий, окончательный эскиз одноименной картины (1839).
Интересная программа из цикла «Библейский сюжет» о Бруни, его картине и значении этого сюжета; художник стремился подчеркнуть, как по-разному реагируют люди, атакованные змеями (= грехами), на открывшуюся им возможность спасения: кто-то настолько погружен в свои страдания или отчаяние, что не в силах обратиться к спасительному образу, хотя для исцеления довольно лишь взгляда на него.
К истории медного змея обращался и писатель-символист Федор Сологуб: стихотворение Медный змий, о чем я узнала также благодаря выпуску программы «Библейский сюжет».
***
Весь сорокалетний период странствования Израиля по пустыне можно разделить следующим образом:

  • от Египта до Синая — 2 месяца
  • у горы Синай — чуть больше года
  • странствование по пустыне от Синая до степей Моавитских — 38 лет,
  • в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной — около 10 месяцев.

Перечисление мест, где останавливались израильтяне (те, что определены на карте, отмечу курсивом):

  • Станы в Египте: город Раамсес — исходный пункт; Сокхоф, в дне пути от Раамсеса; Ефам, близ крепости того же имени; Пигахироф, пред Ваал-Цефоном и Мигдолом, близ Чермного моря.
  • Станы по пути к Синаю: Мерра (где была «горькая вода»); Елим; стан у Чермного моря; стан впустыне Син; Дофка у египетских рудников; Алуш; Рефидим (где случилась битва с амоликитянами); на равнине Эр-Раха у горы Хорив / Синай.
  • Станы по пути от Синая к земле обетованной: Киброт-Гаттаава («гробы похотения» — где погибли объевшиеся перепелов); Асироф; Кадес (в пустыне Фаран).

Осев в северной части пустыни Фаран в оазисе Кадеш (греч. Кадес), израильтяне, вопреки воле Моисея, предпринимают военную вылазку в сторону Негева (южн. Палестина), но встречают сопротивление хананеев. После этого они возвращаются в пустыню к заливу Элат и оттуда, минуя Едом, направляются в Заиорданье, на равнины Моава.

  • Станы во время 38-летнего странствования по пустыне: Фимна; Риммон-Фарец; Ливна; Рисса; Кегелаф; на горе Шафер; Харада; Макелоф; Тахаф; Тарах; Мифка; Хашмона; Мосероф; Бене-Яакан; Хор-Агидгад; Иотвафа; Аврона; Ецион-Гавер; Кадес
  • Последние станы от Кадеса: у горы Ор, у пределов земли Эдомской; Салмон; Пунон; Овоф;Ийм-Аварим, на пределах Моава; Дивон-Гад; Алмон-Давлафаим; на горах Аваримских, пред г.Нево; на равнинах моавитских, у Иордана, против Иерихона.

***

Аарон | Библейская энциклопедия Брокгауза

Аарон

Значение имени точно не установлено, возможно соответствует египетскому «великое имя». Аарон был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20; Чис 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх 7:7). Аарон был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис 1:7). Она родила ему четырех сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона говорить к народу вместо его косноязычного брата. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх 4:16) и его пророком (Исх 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (стихи 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских Аарон владеет жезлом (Исх 7:9,19; Исх 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (глава 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарон и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (стих 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (главы 28; 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – все это устанавливается Самим Богом (Чис 4:18). В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой → Телец). Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). Особое положение Аарона подчеркивает прежде всего наперсник с 12 драгоценными камнями, а также урим и туммим. В день посвящения старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10:1 и следующие). О том, как строго Бог относится к священническому служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон, как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (стих 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (стих 3). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис 12). Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертвенного воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвел (главы 16; 17). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр 9:4). В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца. Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис 20:23-29). Аарону недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других – Моисея, Мариами, народа. Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнические одеяния. В Евр 7:1 – Евр 9:1 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр 5:6; Евр 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 года до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона.

Эхнатон: как меняли духовные скрепы в Древнем Египте

Второй сын фараона Аменхотепа III вообще не должен был становиться правителем Египта. Его старший брат Тутмос умер, не дожив до смерти отца, и наследником стал принц Аменхотеп. В 1352 году до нашей эры он был коронован в столице Древнего Египта Фивах как Аменхотеп IV. Он сразу приказал заложить в этом городе храм Атона. Это божество было известно в Египте, но лишь, как воплощение Ра, бога Солнца.

Новый фараон рассудил, что для усиления власти необходимо сделать так, чтобы весь Египет поклонялся единому богу, а не разным. Ему не нравилось, что в каждом городе жители сами решали, кто из богов для них наиболее важен. Свою новую религию Аменхотеп IV создал на основе культа Атона. Изображался этот бог в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались руками. Рядом с ним никогда не появлялись животные или люди кроме фараона и его семьи. Объяснялось это тем, что хоть Атон и заботится обо всех живых существах, но своего сына, то есть фараона — он ставит первым среди них.

Сын божий на троне Древнего Египта

Чтобы укоренить новый культ, Аменхотеп даже сменил своё имя. Теперь правитель Египта называл себя Эхнатон, то есть «Полезный для Атона». Отныне подданные, обращаясь к фараону, прославляли нового бога. Был заложен город — Ахетатон, то есть «Горизонт Атона». Монарх лично принимал участие в проектировании новой столицы. Как только ударными темпами были построены храмы и новый дворец, фараон с семьей переехал туда. Многие придворные поддержали начинания правителя и поменяли свои имена. Ими двигало не столько желание попасть под покровительство к новому верховному божеству, сколько стремление угодить фараоновой прихоти.

Изображение Атона. (en.wikipedia.org)

Египтяне не понимали, пугаться им или радоваться. С одной стороны, уменьшалось налоговое бремя, так как фараон, как верховный жрец, определил размер налогов для всех подданных. Раньше с кого и сколько собирать решали жрецы крупных храмов. Поборов стало меньше, но чиновники Эхнатона принялись активно пользоваться служебным положением, превращая города, куда их назначали, в свои личные кошельки.

На поклонение старым привычным богам власть смотрела всё с большим неодобрением. Дошло до того, что Эхнатон распорядился изменить летописи, вымарывая из них упоминания прежних богов. Это не помогло. Египтяне продолжили молиться по-прежнему, что подтверждают найденные даже в Ахетатоне многочисленные амулеты, посвященные другим богам.

Фараон Эхнатон и его семья поклоняются Атону. (en.wikipedia.org)

Интересно, что при таком «абстрактном» (не имеющем лица и даже тела) богом как Атон, древнеегипетское искусство сделало шаг в сторону натурализма. Именно в этот период, который археологи называют «Амарнским», в честь городка Амарна, что сейчас на месте Ахетатона, фараона и его семью стали изображать в движении, а не исключительно сидящими на тронах. Также в скульптурах и фресках появляются сцены из ежедневной жизни монарха. Вместо парадных портретов фараона в образах воина или великого правителя его начали изображать человеком, у которого есть такие же дела как и у обычных людей: молитвы, еда, семейная жизнь. Стала развиваться и литература: помимо гимнов Атону ученые нашли много любовной лирики, относящейся к этому периоду.

Тогда же появились отдельные изображения жены фараона — Нефертити. До этого подобное было не принято в египетской традиции — жена всегда изображалась вместе с мужем. Первые опыты египетских портретистов и скульпторов были не очень удачными — Нефертити изображали с мужским лицом, и только по одежде и регалиям можно было догадаться, что это не фараон, а его жена. Но постепенно люди искусства научились изображать супругу своего правителя так, как положено, и появились знаменитые портреты царицы и сегодня поражающие женской красотой. Правда, некоторые пошли еще дальше, и начали изображать фараона в стиле унисекс: с женоподобной фигурой, толстым животом и вытянутым черепом. Ученые предполагают, что это сделано для того, чтобы приблизить образ правителя к Атону, которому было чуждо само понятие пола.

Эхнатон и его семья (барельеф). Источник: en. wikipedia.org

Самому фараону половые проблемы были отнюдь не чужды. Не смотря на красоту, Нефертити не справлялась с главной обязанностью царицы — рождением сына. Она подарила мужу шестерых дочерей, и только потом на свет появился наследник, Тутанхатон. Судя по современным исследованиям ДНК мумий, его матерью была не жена, а родная сестра Эхнатона. Так с помощью ближайшей родственницы фараон решил проблему престолонаследия. Он рассчитывал, что сын продолжит его дело, поэтому и воспитывал его как рьяного почитателя Атона.

О внешней политике Эхнатона известно хорошо, так как во время раскопок в руинах Ахетатона нашли много дипломатической корреспонденции тех времен на глиняных табличках. Фараон вёл активную переписку с другими «Великими монархами», которыми считались лидеры Вавилона, Ассирии, Митанни и государства хеттов. В начале своего царствования у Эхнатона возник конфликт с правителем Митанни, который был очень недоволен тем, что фараон отправил ему две позолоченные статуи, вместо цельнозолотых. Эта странная претензия послужила поводом для войны между Египтом, Митанни и хеттами, где стороны конфликта менялись с невероятной скоростью, равно как и цели воюющих сторон. Три основных участника войны постоянно заключали за спинами друг друга секретные договоры, а их вассалы регулярно меняли своих хозяев, перебегая туда, где им казалось будет выгоднее. Но по итогу всего правления Эхнатона Египет остался примерно в тех же границах, что и при Аменхотепе III.

Борьба с коррупцией под видом борьбы с культом

Эхнатон правил 17 лет и после смерти во время эпидемии, был похоронен в Ахетатоне со всеми почестями, положенными сыну Атона. Всего через пару лет после его смерти началось возвращение старых порядков. Поначалу регенты юного фараона еще продолжали курс Эхнатона, но уже при восшествии на престол Тутанхатон сменил имя на Тутанхамон. Всем стало ясно, что возвращается старый культ бога Амона. После переезда фараона и его двора обратно в Фивы, рабы начали разбирать город Ахетатон и все храмы Атона для постройки новых зданий.

Руины Ахетатона. (en.wikipedia.org)

Тутанхамон правил недолго и окончательно растоптать культ Атона не успел. Его сановник Эйе, ставшим фараоном всего на четыре года, тоже не справился с этой задачей. Стереть культ Атона из памяти потомков удалось только следующему правителю Египта Хоремхебу. Он подошёл к делу так рьяно, что распорядился вымарать имена Эхнатона, Тутанхамона и Эйе из всех записей, вписав себя сразу после Аменхотепа III.

Историки считают, что такое уничтожение нового культа было необходимо для борьбы с коррупцией. Эхнатон был настолько увлечен своими религиозными и градостроительными планами, что отдал многое на откуп высшим чиновникам, а это привело к росту коррупции в Египте. Проблема была настолько велика, что Хоремхеб воздвиг стелу с особым указом отрезать нос любому проворовавшемуся чиновнику. Такими памятниками древнеегипетские фараоны отмечали лишь самые важные указы и государственные события, вроде окончания войн. Хоремхеб весьма неплохо справился с вымарыванием всех следов культа Атона из хроник Египта. Настолько неплохо, что следы существования самого Эхнатона были обнаружены лишь в XIX веке.

После этого открытия в науке началась дискуссия о том, был ли Эхнатон приверженцем монотеизма, еще до того как сформировался иудаизм. Свою лепту в этот спор внёс даже Зигмунд Фрейд. По его теории Моисей был жрецом Атона, которого заставили покинуть Египет после смерти Эхнатона. После такого заявления начали искать сходство между гимнами, посвященными Атону и библейскими псалмами. Сегодня ученые считают, что в культе Атона были некоторые черты, присущие более поздним формам монотеизма, но всё ещё оставались немало деталей типичных языческих верований. Говорить о том, что культ Атона был предшественником.

Моисей и Аарон перед фараоном

Когда Господь сказал Моисею, что Он посылает его к фараону, чтобы тот отпустил народ Божий, то Моисей ответил: «О Господи!… Я тяжело говорю и косноязычен… пошли другого, кого можешь послать». Тогда Господь указал Моисею на его брата Аарона и сказал: «Разве нет у тебя Аарона брата, левитянина? Я знаю, что он может говорить… а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога». После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «Так говорит Господь, Бог Израилев: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне»». Но фараон сказал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу… для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? Ступайте на свою работу». И фараон стал поступать с израильтянами с еще большей жестокостью и велел надзирателям умножить работу для них. Много знамений и чудес совершил Господь на глазах у фараона, но сердце его было ожесточено, и он не хотел отпускать народ Божий. Девять ужасных наказаний Господних постигло весь народ египетский: вода в реке Нил превратилась в кровь, жабы покрыли землю Египетскую, персть земная сделалась мошками, множество песьих мух появилось в Египте, моровая язва, на людях и на скоте воспаление с нарывами, град, саранча и тьма по всей Египетской земле… Но фараон все время ожесточал свое сердце, хотя и сам страдал от наказаний, но народу израильскому не разрешал уйти. Тогда Моисей и Аарон стали угрожать ему последним, десятым наказанием.

Читайте более подробно: Исход 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.

Когда Господь сказал Моисею, что Он посылает его к фараону, чтобы тот отпустил народ Божий, то Моисей ответил: «О Господи!… Я тяжело говорю и косноязычен… пошли другого, кого можешь послать».

Тогда Господь указал Моисею на его брата Аарона и сказал: «Разве нет у тебя Аарона брата, левитянина? Я знаю, что он может говорить… а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога».

После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «Так говорит Господь, Бог Израилев: „Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне“». Но фараон сказал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу… для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? Ступайте на свою работу». И фараон стал поступать с израильтянами с еще большей жестокостью и велел надзирателям умножить работу для них.

Много знамений и чудес совершил Господь на глазах у фараона, но сердце его было ожесточено, и он не хотел отпускать народ Божий.

Девять ужасных наказаний Господних постигло весь народ египетский: вода в реке Нил превратилась в кровь, жабы покрыли землю Египетскую, персть земная сделалась мошками, множество песьих мух появилось в Египте, моровая язва, на людях и на скоте воспаление с нарывами, град, саранча и тьма по всей Египетской земле… Но фараон все время ожесточал свое сердце, хотя и сам страдал от наказаний, но народу израильскому не разрешал уйти. Тогда Моисей и Аарон стали угрожать ему последним, десятым наказанием.

Читайте более подробно: Книга Исход 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.