Образ женщины в православии
Содержание
Какой должна быть современная женщина-христианка?
Чем Небо ближе, тем недостижимее
Святые жены-мироносицы – пример женского служения Церкви и Христу Богу. Когда одолевают бытовые житейские проблемы или рабочие дела, вспоминаешь об их смиренном подвиге. Вспоминаешь, что именно из их уст прозвучали главные слова жизни каждого христианина: «Христос воскресе!» Тихая и послушная смелость этих святых женщин, не испугавшихся опасностей, которые могли с ними случиться в день крестной смерти Спасителя, окрасила радостную новость о Воскресении в нежные и сокровенные тона!
В современном суетном мире, конечно же, важно каждой девушке, женщине помнить о своем месте и в семье, и в храме. Помнить о том, что нет ничего важнее семьи, что никакие сторонние дела не должны заслонять истинную реализацию женщины – в семье и материнстве. Зачастую в семье самые мудрые решения принимает женщина. Может быть, это происходит в силу сочетания мягкости, заложенной природой, и известной твердости, проявляющейся в вопросах защиты своей семьи и детей.
Так и святые жены-мироносицы проявили свою женскую природу, показав искренние чувства в нелегкие последние минуты земной жизни Спасителя и позаимствовав у испуганных мужчин смелость и отвагу.
Меня вдохновляет пример жертвенности Пресвятой Богородицы. Особенно сильно я проникаюсь Ее святым образом в самый тяжелый день в году – в Страстную Пятницу. В тот момент, когда священник читает канон о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, трудно сдержать слезы: смиренное и в то же время разрывающееся от горя сердце Матери не оставляет равнодушным никого… Ее сильная любовь к своему божественному Сыну слита воедино со смирением и послушанием Ему.
Если говорить о ежедневных заботах и делах, то еще в детстве меня всегда удивляла моя бабушка. Не было и дня, чтобы она оставила утреннее или вечернее молитвенное правило! При нынешнем ритме жизни для меня это и сейчас пусть небольшой, но очень важный подвиг.
В творчестве я вдохновляюсь духовно-музыкальными сочинениями монахини Иулиании (Денисовой). Хор под ее чутким руководством так искренне и тонко исполняет молитвенные песнопения и духовные канты. Мне часто хочется позаимствовать у нее работоспособности и самоотверженности в нелегком регентском деле.
Недавно мне задали вопрос: «Легко ли быть матушкой, да и просто христианкой в современном обществе?» Я задумалась. На первый взгляд это легко. Гонений нет, храмы открыты, в обществе православие уважается и приветствуется. Но иногда получается – чем все ближе и доступнее, тем и недостижимее. Привыкаешь, забываешь, расслабляешься. Не живешь и не молишься, как в последний день своей земной и грешной жизни. Приходится себя постоянно одергивать, напоминать себе цель человеческого существования. Получается, именно в этом и состоит подвиг современных христиан и христианок, в частности: в ежедневной работе над собой и своей душой, в победе над леностью, в умении не прятаться за бесконечной чередой житейских проблем.
Нужно всегда помнить: что невозможно человеку, возможно Богу. Будем же уповать на Божию милость, ни на секундочку не теряя веры в любовь Творца к каждому Своему творению!
Матушка Александра,
супруга настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы
села Шаталовка иерея Ярослава Демедюка,
преподаватель старооскольской Православной гимназии
Христианка должна нести свой крест
Современная женщина-христианка всегда должна быть образом женственности и своим поведением нести проповедь Христову, говорить о своей вере. Молодой женщине сейчас трудно ходить в платках и длинных юбках, да и не это главное. В наш век эмансипации, когда женщина пытается занять роль мужчины, ей не хватает мягкости, понимания, теплоты. Женщина должна обращать на это внимание и не доминировать – этим она будет показывать образ христианки, мироносицы. Давайте вспомним, какими были жены-мироносицы – они не стремились проповедовать. Они помогали, прислуживали, но не брали на себя роль мужчины. В этом главное в позиционировании женщины-христианки – показать христианский образ другим женщинам, которым не хватает смирения. Доминирующие женщины все же приходят к выводу, что им хочется быть не на первом месте, но чтобы их пожалели и относились как к женщине.
Во многих светских праздниках не находишь своего места – например, в странном празднике 8 марта. Когда я узнала о празднике жен-мироносиц – вот он, наш женский праздник! – тогда стала праздновать его постоянно. Приятно сердцу, когда в храме дарят цветы, для меня этот праздник один из самых важных. Когда ты не первый год в храме, светские праздники становятся неуютными…
Если бы жены-мироносицы появились в наше время, как бы их встретил современный мир?.. Православные женщины отличаются от светских. Отношение к ним людей, далеких от Церкви, отстраненное, потому что когда ты видишь человека более правильного, праведного, тебе становится неуютно, неудобно, некомфортно. Женщинам в семьях, где муж и дети неверующие, нелегко. В своей семье, живущей по законам современного языческого мира, она несет миссию как жена-мироносица, она терпит упреки мужа – «ты ходишь в церковь, носишь попам деньги» – это настоящий крест.
На светской работе, единственном источнике заработка, коллектив богохульствует, а она терпит насмешки и критику своих коллег… Это тоже крест – не роптать, не вступать в полемику. В современном мире, в нашей сегодняшней России христианке тяжело – от мира исходит враждебность. А как детям объяснить христианские ценности, внушить, что они живые и действительные, когда вокруг в СМИ, в интернете, по телевидению все говорит против? Православным женщинам нелегко, но таков их крест.
Ангелина Каменева,
регент хора Александро-Невского собора
Бог не отходит от доброй души
Идеал женщины-христианки – что во времена земной жизни Спасителя, что в наши дни – не меняется. И по сути мы, женщины, не меняемся внутренне. Как сотворил Господь Еву, какие качества он в нее вложил, то лучшее есть в нас и сегодня. Любящее верное сердце, помощница своему супругу, добрая, искренняя, кроткая – так сотворил нас Бог, и изменить это просто невозможно, как законы физики. Все остальное – наносное, внешнее. Это люди сами себе придумали, что настал новый век – нужна другая жизнь, другие люди. Сейчас многие говорят, что мы, женщины, должны заявлять о своих правах, бороться за какие-то новые прогрессивные идеалы, свободные от предрассудков, заниматься самореализацией и стремиться к свободе во всем… А ведь Господь сотворил идеальных людей. И сообразно их идеальным качествам отвел им соответствующие роли в обществе, при этом сохранив им настоящую свободу воли. Мы же только деградируем, стремясь к переменам. Поэтому чтобы современной женщине-христианке действительно самореализоваться, необходимо как раз таки стремиться вернуться к первозданному своему образу.
Яркий пример для нас – это жены-мироносицы, святые подвижницы. И чем бы они ни занимались, независимо от происхождения и рода деятельности, они всегда следовали за Христом. Сегодня, конечно, послушания женщины не ограничиваются воспитанием детей и заботой о домашнем очаге. Но любая работа никогда не может помешать исполнять заповеди Христа.
По милости Божией я работаю директором Православной гимназии и стараюсь по мере сил исполнять свой труд добросовестно. Конечно же, часто бывают и авралы, и какие-то проблемы возникают. Не сорваться, не потерять себя трудно. Поэтому очень важно понимать, что нужно полагаться не только на свои силы, но помнить, что на все – Воля Божья. Поэтому всегда в трудной ситуации обращаюсь к Господу, прошу помощи и заступничества Богородицы, святых. Если то-то не получается, анализирую – правильно ли поступаю, как это отразится на моем духовном состоянии. Конечно, стараюсь сохранять твердость, стойкость – руководителю без этого нельзя. Но при этом девизом для меня стали слова монаха Симеона Афонского: «Бог никогда не отходит от той души, которая борется за то, чтобы стать добрее». Главное, о чем стараюсь заботиться даже на рабочем месте – о спасении своей души. А все остальное приложится.
Елена Гринева,
директор старооскольской Православной гимназии
Беседовали Александр Гончаров, Юлия Кривоченко
Знакомство, ухаживание
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Сколько должен длиться добрачный период, знакомство? Опытные священники говорят, что как минимум год. Почему год? Во-первых, срок все-таки немалый, можно друг друга узнать. Во-вторых, за год полностью сменяется природный цикл. Известно, что психосоматическое состояние человека очень зависит от времени года.
Психологам хорошо известен термин «осенняя депрессия». У А.С.Пушкина осень, наоборот, являлась периодом подъема, весной он впадал в тоску. Таким образом, чтобы лучше узнать характер человека, нужно видеть его душевное состояние в течение года.
Даже если человек неискрен с вами или хочет казаться лучше, чем есть на самом деле, он вряд ли сможет притворяться долгое время.
Приведу пример. В одну из воинских частей, где были зафиксированы факты грубых, неуставных взаимоотношений, приехали журналисты. Их поселили в общей казарме и разрешили вести съемку. Вначале солдаты вели себя образцово. Но очень скоро стали срываться, через неделю вообще перестали стесняться камер, и дедовщина, издевательство над младшими, предстала перед журналистами в самом неприкрытом виде.
В добрачный период очень хорошо не просто гулять за ручку под луной, а вместе совершить какую-нибудь поездку или принять участие в общем деле. Один мой знакомый диакон говорил: «Существует очень быстрый способ узнать, сможешь ли ты жить в супружеской жизни с твоим избранником. Купи два билета до Владивостока и прокатись с ним туда и обратно в одном купе (а это 7 суток туда и 7 обратно). Если вы выдержите это, значит, скорее всего, сможете выдержать и жизнь в браке». Можно просто сходить вместе в поход или совершить паломническую поездку. Как у Высоцкого: «Если сразу не разберешь, плох он или хорош, парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его, пусть он в связке в одной с тобой, там поймешь, кто такой».
Одним словом, постарайтесь лучше узнать своего избранника.
Очень важный фактор — семья: как воспитан человек, кто его родители. Если юноша хамит своим родителям, он так же будет вести себя и с вами. От того, как сами родители строят свои взаимоотношения, тоже многое зависит. Строя собственную семью, человек часто использует родительский пример.
Как юноша или девушка общаются не с вами, а с друзьями, вообще с людьми, уступают ли место старшим в транспорте, — все это может о многом сказать.
Есть еще способ узнать о правильности выбора: обратиться к тому, кто старше и опытнее вас, еще лучше — к священнику. В идеале жених и невеста должны иметь одного духовника. Со стороны часто виднее. Со мной в семинарии, в Троице-Сергиевой лавре, учился юноша, назовем его Коля. Он дружил с девушкой. Однажды он показал ее своим друзьям, спрашивая совета. Все его отговаривали на ней жениться. С самого начала было видно, что она человек светский и не сможет быть матушкой, женой священника. Но Николай не послушал совета друзей (может быть, потому, что они были его ровесниками) и женился. Довольно скоро этот брак распался.
Скажу немного, как нужно вести себя девушкам, чтобы правильно выйти замуж. Я остановился именно на девушках, так как мужчинам в этом плане гораздо легче. Это вообще большая проблема. Женское население в нашей стране преобладает, а в церквях тем более в основном женщины.
Известна фраза: успех женщины — не много мужчин, а один (настоящий). Шансы выйти замуж за хорошего человека у девушки, которая не стремится любой ценой привлечь взоры мужчин, гораздо выше, чем у той, которая пользуется успехом у противоположного пола. Наоборот, так называемые «роковые женщины» чаще всего несчастны в браке или вообще не выходят замуж, потому что привлекают неспособных на серьезные отношения.
Скажу о потере девственности до брака. Знаю точно, что даже очень испорченные парни хотели бы жениться на девственнице. Еще бы! Каждому приятно быть первым, а не пятым или одиннадцатым. Жалко, что сохранивших девство все меньше и меньше. Каждая связь до брака не проходит бесследно для души и сердца, и женщина, вступив в брачный союз, тащит за собой шлейф своей прошлой греховной жизни. Это очень мешает в браке. Девушке, которая ведет себя и одевается скромно, не вызывающе, намного легче удачно выйти замуж.
Все сказанное вовсе не означает, что девушка должна напоминать что-то бесформенное, замотанное до глаз платком. Господь создал мужской пол и женский и дал каждому свои признаки и красоту. Сложилось совершенно ложное представление о том, как должна выглядеть православная женщина. Когда я учился в семинарии, с нами в одних стенах находились регентская и иконописная школы. И вот некоторые девушки (в основном иконописицы) одевались так: мешковатая юбка до самого пола, потертая джинсовая куртка, на голове платок, замотанный крест-накрест, на ногах походные ботинки. Часто картину дополнял рюкзак за плечами. Но большинство девиц старались одеваться по-другому, как говорится, скромно, но со вкусом. Кстати, многие потом вышли замуж за семинаристов.
Красота в женщине не должна быть искажаема и скрываема, но не должна и соблазнять окружающих.
Образ современной православной женщины
Доклад Пелагеи Тюренковой на I Форуме Православных женщин.
Ваше Святейшество, досточтимые отцы, дорогие сестры и… братья!
С огромной благодарностью к устроителям, сегодня мы открываем Первый Форум православных женщин. Мне хотелось бы поднять тему собирательного образа сегодняшней главной героини – образа современной православной женщины. Точнее, двух его аспектов – нынешнего искажения и необходимости последующего медиаформирования.
Сегодня, будучи окруженной тысячей красивых и активных воцерковленных дам, особенно трудно поверить в то, что в сознании подавляющего большинства «внешних» людей православная женщина может быть двух «видов»: либо одинокая неудачница (семейное положение: разведена, воспитывает одного взрослого ребенка; род занятий – либо при церкви, либо на малооплачиваемой работе; внешний вид – неопрятная юбка, угрюмость, платочек, кроссовки, рюкзачок). Либо – толстая замученная мать многодетного семейства – в вечном безденежье, при унылом муже и сопливых детишках в одежках с соседского плеча.
Любые «исключения» из сложившихся в умах нецерковных граждан «правил» вызывают лишь осуждение, из серии ныне почти уже пережитого «попа на Мерседесе».
Почему за последние 20 лет сформировалось именно такое мнение – вопрос долгий и непростой, а некоторые настаивают на том, что он еще и спорный: мол, образчик нечесаной Фотиньи, читающей в метро молитвослов, обернутый в позапрошлогодний МК – дела давно минувших дней. Я занимаюсь этой темой не первый год и всегда с надеждой вслушиваюсь в аргументы тех, кто «не встречал» женщин, из смирения и традиции обернутых поверх джинс аляповатым платком или положившим на голову целлофановый пакет… К моему глубокому сожалению, спор почти всегда приходится выигрывать. Вспоминается комментарий одной ярой оппонентки, которая призналась, что увидела проблему только после того, как ее подруга попросила сводить ее в храм. Когда она увидела обычно аккуратную и более чем миловидную девушку, нацепившую на себя почти лохмотья, а на недоуменное «Что с тобой?» ответившую: «Ну так мы же в церковь!»
Надо признать, что мы самолично проложили тропу последовательной маргинализации образа современной православной женщины. Вопрос в том, как сойти с протоптанной колеи и во всеуслышание заявить, что женщина, находящаяся в церковной ограде, оказалась тут не из-за убогости, а наоборот. Она может не только «молиться, поститься и слушать радио Радонеж». Стать православной женщиной не так-то просто, а, следовательно, почетно. Что воцерковленность, патриархальная семья и дети (не один и даже не два), соблюдение традиций и постов не мешает ей иметь хорошее образование, прекрасную работу и ухоженную внешность. Она счастлива.
Надеюсь, все понимают, что данный случай из разряда тех, когда мы видим «большое через малое» и, ведя разговор о стоптанных башмаках, на самом деле говорим о намного более важном, даже, не побоюсь утверждать, что о миссии. Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи Митрополитом, поделился с журналистами тем, что был потрясен, получив от зрителей своей программы «Слово пастыря» письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят. Тогда владыка подверг критике тех верующих, которые с чрезмерным пренебрежением относятся к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом : «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие — это не убожество, это красота жизни!»
Сформировав адекватный образ православной женщины, мы должны поставить перед собой глобальную цель конкурировать с такими популярными женскими медиаобразами, как «Cosmo-girl» и «женщина-Vogue». На арену журнального рынка, который, будем честны, уже воспитывает и будет воспитывать наших дочерей, должен выйти образ «ortho-woman»: консервативной девушки (женщины), которая отлично вписывается в современные реалии, но опирается на вечные ценности, проповедуемые Православием.
Мы уже делаем первые шаги в этом направлении: православный женский журнал «Славянка» выходит в отличном полиграфическом качестве. Однако контент-наполнение опять же опускает нас на грешную землю. Мой любимый пример – это комментарий священника к статье о женщине за рулем:
«Мы не имеем права осуждать женщину, которая покупает автомобиль и начинает водить: это вынужденная мера, иначе она просто не сможет исполнять своих обязанностей перед мужем и детьми».
Или описание одной матушки:
«Она не станет блистать остроумием и привлекать к себе внимание своим личным мнением и рассказами. Как школьница, она говорит только тогда, когда ее спрашивают».
В сочетании с обложками, на которых размещены фото красивых женщин, но сделанные для семейного архива, это производит то самое убогое впечатление.
Кто-то возразит, что, мол, мы живем честно, и если светский глянец «отфотошопит» кавер-героиню до неузнаваемости, то задача православной журналистики – передать сиянье ее глаз и т.п. Однако известно, что в православных изданиях не брезгуют тем, чтобы пририсовать женщине на картинке из фотобанка юбку вместо брюк. Или заставить героиню материала, пришедшую на фотосъемку в штанах – обмотаться специально припасенным для таких случаев куском материи. И это нормально! Мы должны соответствовать заданной планке, но во всем! Благо для этого у нас есть все ресурсы, ведь даже первая леди страны соглашается появляться исключительно на обложках православных журналов, а это о многом говорит!
Как должна выглядеть православная женщина?
Тема одежды православных женщин в последее время привлекла пристальное внимание.
Я обобщила информацию по этой теме из интернета, подобрал цитаты, добавил свои мысли и представляю ее вашему вниманию.
Буду очень признателен за конструктивную критику и предложения.
Эта статья о том, как должна выглядеть православная женщина и мать.
Православная женщина должна выглядеть так, чтобы:
1. Угодить Господу
2. Быть примером для детей и окружающих
3. Нравиться супругу
Начнем по порядку.
Как должна выглядеть женщина, чтобы угодить Богу?
Вот что говорят по этому поводу Святые Отцы, Священное Писание.
— Истинная красота познается не по внешнему виду,а по нравам и пристойному поведению (св.Иоанн Златоуст)
— На женщине не должно быть мужской одежды,и мужчина не должен одеваться в женское платье,ибо мерзок пред Господом Богом твоим всяк делающий сие (Втор.22;5)
— Никакому мужу не одеваться в женскую одежду,ни жене в одежду,мужу свойственную (62 правило 6-ого Вселенского Собора)
— ..если женщина растит волосы, для нее это честь (1Послание св.ап.Павла к Кор.11;15)
— Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,не золотые уборы. или нарядность в одежде.но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,что драгоценно перед Богом»(1Петр.34 3-4)
— Какая-то скромность. Умеренность, простота и естественность наблюдаема была в одежде. Одежда, по мнению христиан, имеет только две цели, которым и должна быть сообразна. Именно, содержать тело в надлежащей теплоте, защищая его от вредного влияния воздуха, и прикрывать неприличные части тела… Одежда для блеска и пышности не могла быть допущена и введена в употребление для детей (Святитель Василий Великий)
— Один цвет любезен в женщинах – это добрый румянец стыдливости… Придай красоте твоей бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями. А красильные вещества побережем для стен… (Святитель Григорий Богослов)
Как видим, Господь через своих угодников дал образ, к которому должна стремиться женщина.
В первую очередь, женщина (как и мужчина) должна быть довольна той внешностью, которой наделил ее Творец. Это значит, что женщина не должна изменять цвет своих волос с помощью краски, цвет глаз — с помощью линз, цвет губ — с помощью помады, и изменять черты своего лица и тела с помощью пластической хирургии.
Во-вторых, женщина своим видом не должна соблазнять людей, вводить их в грех. Чрезмерно открытая одежда соблазняет мужчин на блуд и прелюбодеяние, женщин — на осуждение.
Горе тому, через кого соблазн приходит на землю!
И в-третьих, женщина должна носить женскую одежду.
Недаром Господь создал мужчину и женщину, а не человека пола «унисекс», как это модно сейчас говорить. Именно этим словом обозначается стиль одежды, одинаковой как для мужчин, так и для женщин: штаны, рубашки, галстуки. С английского слово переводится как «унивесальный пол».
В природе универсальный пол встречается у мух, с биологической точки зрнеия это называется гермафродизм. К счастью, люди не гермафродиты. Мужчины и женщины отличаются телесно, психически и по предназначению.
Внешность женщины сильно влияет на ее духовный мир. Облачаясь в мужские одежды, женщина забывает предназначение, данное ей Богом, — деторождение, — и начинает стремиться к другим идеалам — учеба, карьерный рост, богатство, слава. Проходят годы, и умная, успешная, но бездетная женщина начинает чувствовать себя несчастной.
«Что же теперь, — возмутятся многие, — монашеские рясы одевать?»
Как-то епископ в Троице_- Сергиевой Лавре, увидев женщин, одетых во все черное, хотя и не было поста. Сказал: «Почему, вы, православные мои, так мрачно одеты, стоите с такими понурыми лицами? Найдите золотую середину, чтобы выглядеть и благочестиво, и празднично, радостно, опрятно. Потому что вера православная – это радость, надежда на милосердие Божие, отсутствие уныния».
Да, православие — религия радостная, и проповедующие ее должны одеваться так, чтобы это поняли окружающие. Мы проповедуем Господа своим видом.
Сами подумайте, кто захочет стать православным, если будет видеть перед собой православных христиан с постными минами в черных одеждах? Он подумает: «Это не религия, это мучение!»
Так давайте же проповедовать окружающим своим видом радостную весть: Христос Воскрес!!!
Конечно, это не означает, что одежда должна быть «кричащая», привлекающая к себе чрезмерное внимание, не забывайте, женщина должна быть скромной.
А еще нужно не забывать, что замужняя женщина должна носить головной убор. Необязательно платок, это может быть шарфик, шляпка, бандана, наконец.
Православная женщина везде и всегда должна выглядеть хорошо, аккуратно. В обществе, в храме — понятно, но почему она не может расслабиться дома и одеть, что хочется? Есть много тому причин.
Во-первых, Бог вездесущ, Он и на улице, и дома. Если женщина на улице выглядит хорошо, а дома как замарашка, не будет ли это лицемерием перед Богом? Или на улице вы Его любите сильнее, чем дома?
Во-вторых, дома — муж. Вы же старались выглядеть хорошо, когда очаровывали его? Так почему сейчас вы все бросили, «забили» на свою внешность, ходите перед ним в старом халате и с непричесанной головой. Или вы думаете, теперь он от вас никуда не денется? Не боитесь ли вы, что он потеряет к вам интерес?
В-третьих, дома дети. Мама для ребенка — идеал. Девочки стараются копировать маму, мальчику ищут себе жену, похожую на маму. Какой бы вы хотели видеть свою дочь через пару десятков лет, какую жену вы бы хотели для своего сына? Представили? Вот и будьте такой!
Итак, православная жена и мама должна выглядеть так, чтобы нравиться супругу и быть примером для детей. А еще своей внешностью она не должна приносить соблазн в мир, она должна выглядеть скромно, но в то же время празднично, красиво, чтобы в любой момент ей не стыдно было предстать перед Господом.
НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
? юбки и платья.
При ношении юбок и платьев необходимо обратить внимание на отсутствие разрезов, так как мелькающие открытые части тела порой несут больше соблазна, чем полностью открытые.
Невоцерквленным людям и новоначальным, которые негативно относятся к традиции хождения женщин в храм в платье, юбке, а не в брюках, следует, прежде всего, помнить о том, что своим внешним видом они могут смущать и отвлекать от молитвы других прихожан. Поэтому носить юбки в храм, особенно приступая к таинствам, следует хотя бы из уважения к окружающим.
Воцерквленным женщинам необходимо задуматься о том, чтобы носить юбки не только в храме, но и повседневной жизни. Нельзя быть христианкой быть только храме, а выйдя из храма перестать ей быть. Вот как об этом писал Иоанн Златоуст: «Но я недоумеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение… Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди которого вращаются».
? одежда для храма
Необходимо особенно следить за тем, чтобы одежда для храма была достойная, чистая и опрятная. Порой мы просто не задумываемся о том, что, пренебрегая своим внешнем видом, мы смущаем находящихся рядом людей и создаем о православных весьма странное впечатление, которое отталкивает неверующих или колеблющихся людей, особенно молодых.
Мягкие приглушенные тона в одежде для храма гораздо более уместны, чем яркие и сочные. Человек автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.
На воскресные и праздничные службы следует одеваться празднично. Литургия — это праздник, и в России был обычай на воскресную службу в храм одевать самое лучшее, красивое, нарядное (но не слишком броское), в дореволюционном русском языке даже было интересное выражение «кобеднишная одежда». А сегодня часто приходят в храм в спортивной и даже пляжной одежде.
? чего следует избегать
Прежде всего, следует избегать таких «выставляющих напоказ» видов одежды как короткие выше колена юбки, модные коротки брюки и топы, брюки и юбки с заниженной талией, глубокие вырезы, открытые плечи, прозрачные ткани. Нежелательны также чрезмерно обтягивающая одежда, обувь на высоких каблуках, неопрятная одежда с рваными краями в стиле «гранж».
Одежда не должна содержать символов, враждебных христианству, это относится к вошедшим в моду демоническим образам и мистическим символам. Следует избегать часто встречающихся на одежде иностранных надписей не совсем приличного содержания.
А как вы считаете, нужен ли в православии строгий дресс-код? Обсудим на форуме?
Газета «Вестник» №11
Как известно, в православной культуре человек является «образом и подобием Божиим», а женщина, по Божественному замыслу, — женой и матерью. В годы советской власти было сделано все, чтобы люди забыли о Замысле Господа. Но в настоящее время наблюдается рост интереса к православной культуре и традициям России. Стоит заметить, что каждая культура вырабатывает свое представление о том, как должен выглядеть человек: и мужчина, и женщина.
Внешний вид — это продолжение нашего внутреннего мира. Достоинства и недостатки обязательно проявляются в общем облике человека, в том числе и в одежде. Именно она может многое рассказать о человеке.
В Ветхом Завете тоже говорится о внешнем виде человека. После грехопадения Господь сделал одежду для Адама и Евы, чтобы решить проблему стыда и сделать возможным общение с Творцом. В современном мире понятие стыда очень условное. То, что когда-то считалось совершенно неприемлемым, сейчас вариант нормы, более того, непристойный внешний вид вызывает в нынешнем обществе если не восхищение, то одобрение. Но для верующей православной женщины такое одобрение ничего не значит. Она не зажата рамками современной моды, не стремится показаться лучше других, чем-то выделиться. Ее красота не в нарядах: ее облик — это внешнее проявление ее духовного мира, смирения, любви, доброты, скромности. Это совсем не означает, что необходимо уходить в крайности и выделяться своим видом. Если православная женщина будет носить одежду, подобную монашеской, или выглядеть неряшливо, то это тоже будет крайностью, как и в случае с чрезмерным украшением себя. Задача же православной женщины на собственном примере показать, что для того, чтобы быть женственной и по-настоящему красивой, совсем не нужно удивлять всех своей внешностью.
Самый яркий, самый святой пример, который нужно запечатлеть в своей душе каждой христианке, — Образ Пресвятой Девы Марии. В повествованиях о земной жизни Богородицы о Ней говорится так: «Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Ее жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивною красотою.
Одежда Ее была всегда чужда роскоши и скромная; поступь была величественная и твердая; взгляд серьезный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусственное и простое.
Вся красота Ее Божественной души отпечатлевалась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души. В каждом деле Она исполнена кроткого величия и целомудрия».
Скромность и простота Богородицы никак не умаляют Ее как женщину, а, напротив, возвышают перед теми, кто любит себя украшать. Образ Пресвятой Девы — Высший идеал непреложных духовных ценностей: смирения и терпения. Именно это должна учитывать каждая православная женщина.
Обратимся к святому образу Царицы Александры Феодоровны. Ее пример настоящей женщины, жены, матери стал очень близким и достойным подражания. Для характеристики ее достоинств достаточно лишь процитировать строки из ее дневника: «Любовь раскрывает в женщине многое, чего не видят посторонние глаза. На ее недостатки она набрасывает вуаль и преображает даже самые простенькие ее черты».
Царица Александра пишет: «Хорошая жена — это благословение Небес, лучший дар для мужа, его ангел и источних неисчислимых благ: ее голос для него — сладчайшая музыка, ее улыбка освещает ему день, ее поцелуй — страж его верности, ее руки — бальзам его здоровья и всей его жизни, ее трудолюбие — залог его благосостояния, ее экономность — его самый надежный управляющий, ее уста — лучший его советник, а ее молитвы — его адвокат перед Господом».
Какая она мать — видно из этих строк: «Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью. Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила…»
Каким потрясающим внутренним содержанием обладает женщина, произносящая такие слова. В ней воплощен Божественный замысел о женщине, и ее внешность отодвигается на задний план. На основе этих примеров можно сказать, что жизнь по Законам Божиим неизменно преображает душу, транслируя внутреннее преображение на внешний вид, который, как правило, очень гармонирует с духовным миром женщины. Прежде всего — это скромность в украшениях, опрятность, хороший вкус и совершенное отсутствие желания выделиться и привлечь к себе внимание.
Когда женщина идет в храм, она непременно должна выглядеть красиво, торжественно, а не соблазнительно, вольно. В дореволюционной Росси было выражение «кобеднишная одежда», означавшее самый лучший наряд, надевавшийся для посещения церкви, обедни.
Сегодня одежда православной христианки — это одна из форм проповеди. И эта проповедь непременно должна проникнуть в сердца тех женщин, для которых в порядке вещей вызывающие наряды, яркий макияж и всяческие излишества в украшениях и поведении. Ведь этому противостоят настоящая женственность, красота, хорошие манеры и вкус, кротость, целомудрие и необычайное сияние, рвущееся из самой глубины доброго и чистого сердца, осененного всеобъемлющей Любовью Христовой.
Надежда Игрунова
Добавить комментарий