Образование и просвещение
Содержание
- Лекция В.К. Бацына «Новое качество образования»
- Чем образование отличается от просвещения
- Как правильно пишется
- Какое правило применяется
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
- Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
- Понятие образования.
- Система образования.
- Структура образования.
- Функции образования.
- Культурно-просветительное образование
Лекция В.К. Бацына «Новое качество образования»
05 Декабря 2007 7:25
Начиная лекцию после продолжительного общения участников семинара с Александром Изотовичем Адамским (в рамках установочной лекции), Владимир Константинович Бацын отметил, что его выводы по сути те же самые, что представлял А.И.Адамский, хоть и пришел к этим выводам из других оснований, с которыми начал знакомить.
Чем отличается «просвещение» от «образования»? Так выглядел бы вопрос про суть общего образования с обще жизненной точки зрения. «Чем мы занимаемся: просвещением или образованием? Образование – это сокровище или капитал?» — с этих вопросов начал лекцию Владимир Константинович, пояснив, что речь идет об ином понимании образования (в отличие от просвещения). Оценка качества образования не может быть единственной, она зависит от субъекта. Итак, сокровище и капитал: что из этого – образование.
«Сокровище» в обычном смысле этого слова – сундук, наполненный драгоценностями. До тех пор, пока эти драгоценности лежат в сундуке, непонятно насколько богат человек, даже самому обладателю этих сокровищ. Для того, чтобы эти сокровища приносили реальный доход, они должны быть превращены в капитал. «Я это знаю» — это и есть сокровища. Но если эти знания применятся (написана статья и получен гонорар, например) – это уже капитал. Иными словами, если знания конвертируемы в успех, деньги или иные формы приращения человека, то это есть капитал.
Образование в силу некоторых причин традиционно остается сокровищем. Какая связь между знаниями и будущим успехом человека? На этот вопрос не могут ответить и сами учителя.
Задача – превратить образование в капитал, для чего в первую очередь нужно научить человека превращать в капитал сокровище знаний. Таким образом, человеческий капитал становится самовозрастающим ресурсом.
Качество образования: кто из заказчиков сильнее?
Говоря о качестве и результативности, нужно понимать, прежде всего, кому нужно качественное образование. Ответов несколько:
· государству
· обществу (а также этно- и социокультурным сообществам)
· личности
· рынку труда
Но на каждый ответ есть несколько вопросов.
Государство – заказчик на качественное образование. Но кто выражает интересы государства? Кому именно это нужно? Как выражается этот заказ, эта нужда в качестве образования?
Какое именно образование нужно обществу? Как это возможно узнать?
Личность как заказчик может говорить о качествах личности. Какие качества нужны? Ответов на такой вопрос столько же, сколько и личностей.
Рынок труда – то пространство, куда любой человек (с любым образованием) приходит. На рынке труда как раз ценятся в первую очередь не знания, а человеческий капитал (он и покупается). Капиал – спосоность человека быть капитализируемым, т.е. доходным для самого себя.
Говорить о системе образования как о заказчике – некорректно. Не может быть у образования никаких собственных целей, поскольку миссия системы образования состоит в реализации разных интересов. Здесь появляется один существенный сюжет: разные интересы нужно каким-то образом увязать. При появлении разных интересов появляется необходимость в политических действиях: начинается образовательная политика.
В.К.Бацын предложил свое видение разных интересов относительно образования, пригласив к обсуждению этого: «Это не окончательный тезис, предлагаю обсудить. Здесь очень много внутренних связок».
Качество образования глазами государства (госзаказ на гражданина)
Если формально отвечать на вопрос, кто есть гражданин, то ответ будет таким: гражданин – человек, имеющий паспорт государства. Неформальное отношение к понятию заставляет задуматься над тем, что гражданин, живущий в гражданском обществе, и гражданин, живущий в системе крепостничества – разные граждане. В какой степени мы можем считать себя гражданами? Насколько российское государство заинтересовано в том, чтобы в нем жили граждане? Как следствие – какая задача стоит перед школой: воспитание граждан или воспитание подданных.
· владение гражданами государственным языком
· включенность граждан в единый исторический, социально-экономический и культурный контекст (Но при этом государству нужен свой контекст, в который оно включено. Государству важно, чтобы его любили. Гражданам важно понимать, за что любить)
· приверженность граждан политическим ценностям, развитость у них соответствующих качеств (способность и готовность к их отстаиванию и защите и т.д.)
· создание благоприятных стартовых условий (психосоматических, социальных, интеллектуальных, культурных и т.д.) для становления самореализующихся и конкурентоспособных граждан (но, например, самореализующийся советский человек – само по себе абсурдно звучит).
· модернизация традиционных обществ через включение их юных членов в становление информационного общества
· место и роль государственного (общенационального) стандарта
Это может быть неактуально для города Красноярска, но актуально для края. Культурно-религиозные этнические ценности.. в какой степени, и нужно ли, сохранять культурную идентичность живущих в государстве народов? Например, во Франции, этого нет Для сохранения своей идентичности – за пределами школьной программы сохраняются языки (гасконцев например). Строго говоря, государству не нужны и не важны русские калмыки татары… ему нужны граждане. Но вот обществу нужно и важно сохранение традиций. Вопрос «Что транслируется в школах» – это вопрос общества. И если государство и обращает на это внимание, то только из боязни волнений.
Качество образования (гражданский заказ):
· способность к сохранению, воспроизводству и развитию системы духовных и материальных ценностей, особенно представляющих собою наследие и достояние
· способность к «горизонтальному» диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т.д.) в интересах укрепления гражданского мира, сотрудничества и развития
· обогащение содержания образования включением в него возможностей для формирования практического социального, социокультурного и социально-экономического опыта учащихся
· нацеленность на формирование и развитие гражданского общества
· реализация образовательных программ, адекватных потребностям территориального сообщества
· подключение детей к открытой образовательной сети
Что такое традиция, какое значение она имеет, к чему восходит – это пока неважно. Итак, есть два противоположных тезиса: 1) искоренить русское (например) сознание и воспитать космополитическое сознание; 2) только истинно русский человек должен выходить из школы. Какие образовательные программы нужны? Ограничить ли образование передачей некоторого знания? Ввести ли освоение принципами овладения мира?
По сути ребенок ходит в школу, чтобы школа помогла найти самого себя. Остальные цели привносятся заказчиками. Весь вопрос в том, в какой мере это способствует развитию самого себя. А в какой мере и как образование влияет на социально-экономическую, культурную, политическую ситуацию, например, в Красноярском крае? Что происходит в крае благодаря существующей системе образования? Если что-то меняется, то эффективность системы образования видна. Что изменится в РФ если изменится система образования? Создать гражданское общество «сверху» невозможно. И если образование решает задачу воспитания граждан, то эффект должен быть заметен. В определенном смысле сегодняшние региональные проекты модернизации системы образования – попытка ответить на вопрос о том, как вложенные в образование средства поменяют ситуацию (и в чем ситуацию). Денег не жалко, если известно, что будет в результате, а проекты регионов гарантируют некое иное качество.
Персональный заказ:
· Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание, реализация принципа «himselfmade man»). Образование должно подготовить человека к простому правилу: человек – хозяин самого себя.
· Принцип LLL (life long learning). Образование не бывает на всю жизнь.
· Человек есть цель и средство самого себя
Итак, если суммировать все интересы, а затем сопоставить этот список со списком тех дел, которыми занимается учащийся 11 лет в школе, то увидим, что они не связаны. В жизни нам не пригождаются те умения, которые получили в школе, но при этом встречается множество ситуаций, к которым мы оказываемся не готовы.
Так для чего существует система образования?
Учебная и образовательная программы.
«Образовательная программа – не сумма учебных программ, а то, что образует человека. Образование — это все то, что происходит за пределами школы в связи с тем, что происходит с ребенком в школе», — отметил Владимир Константинович. По идее школьная образовательная программа должна научить детей осваивать уличную образовательную. программу (как там жить, за стенами школы, а не здесь, в искусственных школьных условиях). Но создать такую программу школа сама по себе не может, потому что школа реализует чей-то заказ (такова е миссия).
Елена Овчинникова
«Эврика – Зеркало»
Все «СМИ об образовании»
Чем образование отличается от просвещения
Зачем наши предки использовали столько разных понятий — смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, доблестный? Зачем русам своя земля? Ответы русского землепроходца Виталия Сундакова.
— Вы не раз утверждали, что наша культура удивительна и волшебна. В чем ее уникальность? Способна ли она сыграть роль в новом мироустройстве?
Начну с последнего вопроса. Пророки, социологи, и разного рода исследователи утверждают, что русская культура последний рубеж, отделяющий живущих на этой планете людей от полного расчеловечивания. Взгляните. Все существующие парадигмы — экономические, моральные, религиозные, политические — нивелированы или близки к окончательному краху. Даже если и существует какое-либо племя, свято соблюдающее традиции и культы предков, что оно может противопоставить общецивилизационному проекту, который ныне воплощается на нашей планете? Один вирус, одна бомба и нет племени. Послушайте мировые новости! Если сравнить наш дом, нашу Землю например с джакузи, а страны с людьми, то выяснится, что один из принимающих ванну по капле выдавливает в воду утонченные ароматизаторы, другой портянки стирает, третий сковородку от рыбы и жира отмывает.
Мир очень изменился, стал динамичнее. За пару часов можно оказаться на другой стороне планеты, за пару минут отыскать в Интернете любую информацию. Технология объезжает, обходит мораль, двигаясь исключительно по законам «рыночной экономики». И культура как система табу, ограничений и запретов оказывается в стороне. Оглянитесь и вы увидите, какие разрушения принесли лживые идеи в отношениях мужчины и женщины, в обращении с природой, в степени уважения к старикам. Если не соблюдаются, система мер табу и запретов — все превращается в помойку. Как можно называться культурным человеком, не зная культа собственного народа? Даже словосочетанье «культурный человек» в головах современников несет иной смысл — человек умеющий кушать 12-ю столовыми приборами за сервированным столом и соблюдающий этикет. В новых образах как в Зазеркалье. Мода смешивается с политикой и это называют культурой.
Семейные ценности — часть культуры?
Скорее уменьшенная ее копия. Культура семьи и культура государства не могут отличатся друг от друга. Семьи создают и делегируют полномочия государству, которое, в свою очередь, оберегает и обеспечивает семьи. Так должно быть. Но на деле все иначе. И одна из причин нарушение традиций, подмена слов и смыслов. Понабрались от западных моделей. Сегодня у нас не здравницы, а больницы, не министерство просвещения, а министерство образования.
Что же плохого в слове «образование»?
Образовать — значит создать. С этим вполне могут справиться муж с женой создав ребенка. Но после этого его нужно просветить. А не преобразовывать — подгонять под нужные образы. Под чужие, навязанные, которые не в нашей традиции не в нашей культуре. А отсутствие устойчивого образа делают человека безобразным.
Официальную историю России давно критикуют за фактические нестыковки, выдуманные события. Татаро-монгольское иго — обман, Петр 1 — после возвращения из земель немецких оказался подменой. Существует мнение, что отголоски правды можно найти в русском языке. Как их распознать? Есть ли методики, приемы? Кто-то исследует эту тему? Созрели ли выводы?
- Рынок против семьи
- Что такое «фостерная семья» или бизнес на детях
- Семья и общество
- «Шведская семья» – это вам не «шведский стол»
- Семья Марусенко названа лучшей многодетной семьей Минска
Никак не распознать, пока не выучим русский язык. Ложь настолько прочно сидит в нескольких поколениях соотечественников, что, даже говоря на одном языке — мы говорим на разных. Люди не знают смысла слов. Простой вопрос, — чем отличаются смелый от храброго? Храбрый от отважного? Отважный от бесстрашного? Бесстрашный от доблестного? Это разные понятия. Для чего вносить в язык новые слова? Хороший, замечательный, чудесный, удивительный, волшебный, прекрасный. Разве они об одном и том же? А ответ на поверхности — когда не хватало слов, чтобы точно описать ту или иную грань чего-либо придумывали новое слово, чтобы раскрыть новый смысл. Сейчас повсюду «ок», «фигня». Язык примитивизируется, а с ним и носители. Большинство слов люди просто не понимают, потому что не изучают их русским способом. Никакая западная метода не поможет понять его. Кому взбрело в голову рубить слово на корень, окончание, приставку, суффикс? Сумасшествие. Чтобы люди вспомнили великий и могучий я строю школу русского языка. Потому что он — плазма, основа. Из него возникли все языки мира. Это не версия, а научно исследованный и доказанный факт. Бессмысленно говорить о патриотизме, государственном устройстве, геополитике, просвещении пока мы не научимся своему языку. Как построить башню до небес, — если строители не понимают друг друга? Эта беда. Ее необходимо срочно решать. Поэтому я отложил большинство своих проектов и занялся этим.
Когда вы намерены открыть школу? Кто в ней будет преподавать?
Мне приходится рассчитывать только на себя, хотя был бы рад любой помощи. Сейчас мы построили на территории Кремля двухэтажное здание. Пока без половиц, дверей. Как заработаю, — продолжу строительство. Сам начну готовить преподавателей. Организуем курсы выходного дня, образовательные семинары, вебинары.
О поддержке государства не спрашиваю…
Государства? А что это? Я могу написать государству? Есть адрес? Почтальон не принесет мне от него письмо. Государство, Родина, Отчизна тоже разные слова. И к каждому из них у русских свое отношение.
Вряд ли можно оспорить тот факт, что наша страна от войн пострадала больше остальных. Возвращение к национальному самосознанию вы предлагаете начинать со своих отцов, дедушек, прадедов. Но корни нашего народа после пяти войн 20 века основательно подрублены. Как отыскать сведения о своих предках, после того как расспросили всю родню об их жизни? Как вы искали своих?
Половину своей родни я проспал. Спохватился, когда их не стало. Вспоминал по обрывкам, заставлял родных напрячь память. По капле выдавливал детали жизни. Поясню, почему это было важно для меня. Под страхом смертной казни при Петре 1 и Екатерине Романовой под предлогом переписи в столицу свозили родовые книги и … сжигали. В языке сохранилась поговорка «у тебя на роду написано». Такова была традиция — вести книгу рода. Но захватчикам не нужен народ, у которого в жизнеописаниях семей, записана вся история страны. Поэтому и стирали память — кострами из родовых книг. Сегодня чрезвычайно сложно отыскать в архивах упоминания о своих пращурах. Но опускать руки нельзя. Необходимо начинать писать родовые книги прямо сейчас. Каждому, кто считает себя русским. Даже если ты сирота, — опиши из какого ты детдома, чем занимаешься в жизни. А когда появится семья, — расскажи и о ней. Подрастут дети, — научи их вести родовые книги. Никто кроме нас этого не начнет. Нужно выйти в мир яви. И если кто-то попытается вновь извратить нашу историю, вывести лжеца на чистую воду будет раз плюнуть. Все ходы записаны.
Эти знания влияют на самооценку?
Конечно. Зная жизненный путь своих предков, с каким восторгом и уважением мужчина будет относиться к своему сыну. Иная мера ответственности. Ведь в его руках будущее — внуки, правнуки, праправнуки. Во времена войны солдаты шли в атаку с криком «За Родину!». А что будут, кричать, не дай Бог, случись война, наши современники? «За жилплощадь!». Разве это ценно?
Сегодня и война изменилась. В России активно действует «пятая колона». Неужели опять до репрессий может дойти?
Не думаю. Общественное порицание инструмент гораздо более эффективный. Сегодня ни Макаревичу, ни Собчак, ни Борису Гребенщикову не позавидуешь. А определить представителя пятой колоны просто. Если человек говорит, что Украина воюет с Россией — то, конечно же, в информационной войне он на стороне врага. Или другой пример — чиновник долгое время работал в правительстве. Не сделал ничего и сейчас в оппозиции критикует действия власти. Стоит ли слушать его советы? Никакой Сталин в наше время не понадобиться. Достаточно здравомыслия.
Уже не раз звучало мнение об изменении двух статей конституции РФ — о ЦБ и идеологии. В Интернете идет сбор подписей. Это конструктивный путь?
Возможно один из бескровных путей. Наш президент из-за действующего законодательства не может этого сделать. Даже в том ограниченном законодательном пространстве он делает все что может. Вспомните последние предложения В. Путина, — создавайте Общественный Народный Фронт. Против кого фронт? Или в послании к Федеральному собранию предлагает решить задачу обретения Россией суверенитета. И никто из журналистов не переспросил — «Позвольте. Разве мы колония?» В условиях, когда большинство СМИ в кармане у «денежных мешков», чрезвычайно трудно вести разъяснительную работу. Свою позицию журналисту придется определять самостоятельно. Можно писать о подвигах предков. Но сам-то кто он? Нужно помнить — идет война на выживание. Не можешь мечом махать. Возьми перо в руки.
Что же защищать? Банковский кредит? Однокомнатную квартиру?
Свою землю. Дом. Часто в Интернете я предлагаю провести игру. Представьте, что вы президент. Издайте указ и обоснуйте его полезность. Вопрос, как правило, возвращают мне. Мое предложение — отменить крепостное право и, наконец, принять декрет о земле. Как бы нас не убеждали этого де-юре, до сих пор не произошло. Если взять всех моих родственников отдавших жизнь за эту землю и положить их тела рядом. Какой будет площадь? Почему я обязан кому-то платить за землю? Почему я русский должен у кого-то ее покупать? У нас самая большая территория, девять часов летишь — пусто. Возможно, для Европы, в которой за каждую пядь земли нужно зубами грызть, нынешняя модель налогообложения и сгодиться. Но не у нас. Если вдуматься, то напротив государство и правительство должно платить людям желающим взять землю в управление. Упорядочить ее. Тогда и пожаров не будет, потому что есть, кому следить за своей землей. Почему бы ни решить эту задачу? Тогда точно будет что защищать. Пора участвовать в жизни своей страны. Я могу собрать всех своих знакомых и спросить, принимали ли они участие в формировании хоть какого-нибудь закона? Нет. Депутаты принимают какие-то законы без нашего ведома. И ставят перед фактом. А люди считают, что от них ничего не зависит. Да от них и зависит. Одно слово, один гвоздь, один кирпич от каждого — и дом готов.
В последние годы в России появляются новые пророки, адепты — Трехлебов, Данилов, Патер-Дий А. Хиневич и другие. Это своеобразные информационные агенты? Как относится к ним?
Присмотреться, и ни в коем случае не канонизировать. Люди бросаются от одного адепта к другому, а они возможно и ненамеренно тащат как лебедь рак и щука в разные стороны. А пророки еще будут появляться. Но не верить же всем подряд.
Для многих постояльцев Интернета В. Сундаков пример достойный подражания. Могли бы составить свой портрет?
Ответ трудный, потому что занимался Сундаков самыми разными делами. Певец колыбельных цивилизаций. Борец за русскую культуру. Автор обучающих проектов для детей. Путешественник. Журналист. Поэт. Но есть определения, под которыми я готов подписаться кровью. И каждое из них требует определенных знаний и навыков. Сундаков — мужчина, муж, отец, дед, русский, россиянин. На тренингах когда прошу определить себя, особи мужского пола говорят «Я мужчина». И какой у тебя чин? В нашей традиции у мальчика были разные социальные статусы в 12 лет, в 15. Историки, не понимая этого, считают одного и того же исторического персонажа разными людьми. У него статус меняется. Сын Князя, Князь и Великий Князь. Или мне поп представляется — «отец Пафнутий». Я ему отвечаю — «отец Виталий». Вы воцерковлены? — спрашивает. При чем тут церковь? У меня есть дети на воспитании, а у вас? Какой вы отец? Или русский. Многие русские знают, какова территория нашей страны? Сколько ресурсов здесь добывается? Собирают в голову всякий мусор — как живут звезды, что ела на завтрак английская королева, когда случится Апокалипсис. Горько и обидно за своих соотечественников. Они словно заколдованные. Сегодня 90 % россиян живет с переломом души. И нет лекаря. Нет костра, у которого бы мы все могли собраться, послушать, о чем толкуют люди. Чтобы привлечь внимание человек что, должен застрелиться, повеситься, эпатировать?
За вилы браться?
Нет. Просто проснутся. Расколдоваться. Хочешь, чтобы жизнь была счастливой? Симбиоты твоего счастья твои родные, близки и друзья. Мне возражают — мне некогда заниматься семьей — нужно на работу. Я ради семьи и работаю. А как же семья и твое счастье? Брось ты такую работу. Не нужно слушать совет человека, который живет не так, как хотелось бы жить вам.
- «Культ семьи — национальная идея Беларуси»
- Семья и общество
- Что такое дружная семья
- Что такое «фостерная семья» или бизнес на детях
- Семья Марусенко названа лучшей многодетной семьей Минска
Выбор в безошибочном написании слова «просвящение» – «просвещение» зависит, прежде всего, от понимания его лексического значения. Давайте разберемся, что оно означает и как правильно пишется.
Как правильно пишется
Правильно – просвещение.
Какое правило применяется
Слово «просвещение» происходит от глагола «просвещать», то есть, «образовывать, распространять знания». Нести знания в «темные» людские массы – подобно зажжению света в темном месте, освещение его. Отсюда и «просвещение», где слово «свет» является основополагающим, следовательно, и проверочным: просвещение – свет (щ/т – чередование). Поэтому пишется – «просвещение».
Корень «свя-» имеет совсем другое значение – «мир, земля, вселенная», оно не является однокоренным и проверочным к слову «просвещение».
Примеры предложений
- Просвещение – залог благополучия и процветания страны.
- Бухгалтер предприятия был человек просвещенный.
Проверь себя: «Везде» или «визде» как пишется?
Как неправильно писать
Ошибка – писать слово с буквой «я» в корне, просвящение.
Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
Понятие образования.
Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.
Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:
- как систему знаний;
- как процесс обучения и формирования знаний;
- как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.
В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.
Система образования.
Система образования состоит из:
- дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
- общеобразовательные учреждения (школы);
- учреждения высшего профессионального образования (вузы);
- учреждения среднего специального образования (ПТУ);
- частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
- дополнительное образование (институты повышения квалификации).
Структура образования.
Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:
Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:
- дополнительное образование (курсы, кружки);
- самообразование (самостоятельное обучение).
Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:
- очная;
- заочная;
- экстернатура;
- индивидуальный план;
- дистанционная форма.
Функции образования.
При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:
- Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
- Собственно, обучение.
- Подготовка квалифицированных специалистов.
- Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
- Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).
В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.
Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.
Культурно-просветительное образование
Смотреть что такое «Культурно-просветительное образование» в других словарях:
-
Культурно — просветительное образование — Культурно просветительное образование, в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно просветительных учреждений; клубных работников (методистов ≈ организаторов клубной работы, руководителей коллективов… … Большая советская энциклопедия
-
Культурно — просветительные училища и школы — Культурно просветительные училища и школы, средние специальные учебные заведения для подготовки культурно просветительных работников, библиотекарей. В 1973 в СССР было 116 К. п. у. и ш. См. Культурно просветительное образование, Библиотечно… … Большая советская энциклопедия
-
Культурно-просветительная работа — в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К. п. р. является составной частью … Большая советская энциклопедия
-
Культурно-просветительные училища и школы — средние специальные учебные заведения для подготовки культурно просветительных работников, библиотекарей. В 1973 в СССР было 116 К. п. у. и ш. См. Культурно просветительное образование, Библиотечно библиографическое образование … Большая советская энциклопедия
-
Образование (издательство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Книгоиздательство «Образование» Страна … Википедия
-
Образование в Могилёве — Содержание 1 Могилёв в составе Великого княжества Литовского 2 Могилёв в составе Российской империи … Википедия
-
Гуманитарное образование — совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… … Большая советская энциклопедия
-
Дополнительное образование детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанн … Википедия
-
Искусств институты — готовят творческие и педагогические кадры в области музыкального, театрального, изобразительного искусства и культурно просветительной работы. В 1971 в СССР было 8 И. и.: Дальневосточный педагогический (организован в 1962), Уфимский… … Большая советская энциклопедия
-
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия
Добавить комментарий