Обряды в православии

Церковные таинства и обряды

Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли к нам из седой древности. Пост существовал еще в Ветхом Завете. Посты — учреждение христианской церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Соблюдать пост — это значит не есть скоромного (молочной и мясной пищи), говеть — постовать, постничать, поститься, то есть соблюдать ряд пищевых запретов и другие ограничения. Пост основан на примере Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне. Пост пришел в Россию вместе с христианством, отсюда берет начало то особое уважение к Посту, которое существовало ранее в русской церкви и в русском народе.
В прошлом государственное законодательство на Востоке и Западе покровительствовало постам. На дни Великого поста закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, к этому времени приурочивались дела боготворительности, даже рабовладельцы освобождали рабов от работ, а некоторых отпускали на свободу.
На протяжении многих веков люди видели в кратковременном голодании большую пользу. Медики, изучавшие опыт предков (голодание, диеты), подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека: свидетельством этому является также то, что предки наши были сильные, здоровые и крепкие люди.
А в народе говорят: «С поста не мрут, а от обжорства дохнут», «Что человек ест, таков он и есть», «Никто с поста не умирает», «Великий пост всем прижмет хвост», «Великий пост как узлом затянуло», «Пост — не мост, не объедешь», «Кто все четыре поста постится, за того все четыре Евангелиста» и подшучивали: «Все посты постимся, а никуда не годимся».
Но посты строго соблюдались. Даже знаменитый Пифагор посвящал учеников в тайны своей философии только после того, как они проходили курс голодания. Исповеди (покаянию в ошибках, заблуждениях, грехах) всегда предшествуют посты.
Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.
Многодневные: Рождественский (или Филиппов), Великий пост, Петров пост, Успенский пост.
Народ подметил, что «Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий и постлакомка (Успенский).
Рождественский пост. Его еще называют «святая четыредесятница», ибо длится он сорок дней — с 28 ноября по 6 января — и предшествует Рождеству Христову. Другое название его — «филипповский пост», в просторечье — филипповки, так как в день его начала, 27 ноября, празднуется память Святого апостола Филиппа. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому — Петрову посту. Строгость его усиливается со 2 января, то есть в дни предпразднества Рождества Христова и достигает высшей степени в последний день, в сочельник. В этот день пост хранится до вечерней звезды.
Великий пост. Пост начинается в понедельник на следующий день по окончании Масленицы — масленичного заговенья — и длится семь предпасхальных недель, заканчивается в субботу Страстной недели, накануне Пасхи. Масленица — неделя перед Великим постом.
Суть Великого поста заключается в том, что. православные христиане посредством говения, то есть воздер-жания в пище, напитках, особой постовой молитвы и покаяния подготавливаются к встрече Светлого Хри-стова Воскресения — Пасхи.
Особенно строгий пост должно соблюдать в первую и последнюю недели Великого поста, когда благословляется сухоядение, а некоторые христиане не вкушают пищи от одного до трех дней. К этому времени зима уже изрядно подбирала все, особенно мясные припасы, и приходилось «попоститься». Переход на пост совершается постепенно: масленице предшествовали недели, носившие названия всеедных (сплошных) и пестрых, а саму Масленицу еще звали сырною: скоромное ели, а к мясному уже не прикасались. Рыбу ели только в Благовещение да в Вербное воскресенье.
Петров пост. Пост апостолов Петра и Павла, называемый Петровым, или апостольским. Петров пост идет по церковному календарю вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня — 50 дней после Пасхи — и заканчивается 11 июля (28 июня по старому стилю), в канун дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост. Пост в честь Успения Пресвятой Богородицы начинается 14 августа, заканчивается в канун дня Успения Пресвятой Богородицы 27 августа (14 августа по старому стилю). В народе его называли госпожинки. По строгости пощения он приближается к Великому посту, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня.
Однодневные. Кроме основных постов, постились по средам и пятницам в течение всего года. Не постились в светлую седмицу (неделя после Пасхи); в неделю Пятидесятницы; в Святки (от Рождества Христова до Богоявления, кроме Крещенского сочельника); в сырную неделю.
Предусмотренные религией посты не только восстанавливают здоровье, но и способствуют духовному, нравственному очищению. Посты, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. И в настоящее время церковь обращает внимание не столько на воздержание от пищи, сколько на духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, тщеславия, высокомерия» надменности, различных искушений.
Необходимо воздерживаться от всякого рода развлечений, вечеринок, танцев, рассказывания анекдотов, сквернословия и т.п. «Ошибается тот, кто считает, что пост в воздержании от пищи. Истинный пост есть уда-ление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение почетен, прекращение клеветы, лжи, клятвопре-ступления» (Иоанн Златоуст).
Но иногда в глубокую старину христианский пост предусматривал полный отказ от пищи на несколько недель (около сорока дней). Сегодня известно, что это предельные сроки физиологического голодания. По преданиям, две тысячи лет тому назад Иисус Христос убеждал страждущих в необходимости прибегнуть к очищению организма от грехов и болезней через пост: «Во время поста избегайте сынов человеческих, а вернитесь в общество Ангелов Матери Земли вашей… Ищите чистый воздух в лесу и в поле… Ангел воздуха изгонит из тела вашего все нечистоты, которые оскверняли его снаружи и изнутри». Считалось, что посты и воздержание — рецепты духовного и физического здоровья.
По Христу, есть еще два Ангела, которые помогают человеку исцелиться во время поста: Ангел воды и Ан-гел солнечного света.
Философия христианского поста актуальна и сегодня.
Итак, в православном церковном календаре около двухсот дней занято постами, и соблюдение их было обязанностью каждого верующего, кроме больных, рожениц и детей.

Статья знакомит читателя с 7 таинствами православной веры. Описывается каждое таинство, его смысл и назначение.

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние, или святая исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Священство
  • Соборование, или елеосвящение

Таинство Крещения. Смысл обряда Крещения младенцев

  1. Таинство крещения — первый серьезный церковный обряд в жизни человека. До этого обряда, человек не имеет право принимать участие ни в каких других таинствах и обрядах
  2. Согласно правилам, таинство крещения может совершаться в любом возрасте. Но, в современной практике, принято крестить ребенка еще в младенческом возрасте
  3. Это, по словам верующих, защищает его от всевозможных болезней. И, в случае несчастья, ребенок попадет в Рай, а не в Чистилище
  4. В православной церкви практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Это символизирует Отца, Сына и Святого духа
  5. В таинстве крещения берут участие крестные ребенка. Крестные родители — люди, которые обязуются приобщить ребенка к православной вере, оказывать всевозможную помощь в воспитании.

Крестными не могут быть:

  • Монашествующие
  • Собственные родители детей
  • Пара, которая состоит в браке
  • Люди другого вероисповедания

Крестить ребенка можно в любом возрасте. Но, православная церковь, рекомендует крестить детей, начиная с 8го дня от роду. На счет этого, постоянно ведутся споры в церковной среде.

Во-первых, в раннем христианстве, практиковалось крещение только сознательных людей, которые понимали суть таинства и добровольно соглашались на крещение.

Во-вторых, крещение совсем маленького ребенка чревато психологическими травмами, ведь младенец большую часть времени проводит во сне, его будет пугать новая обстановка, люди и внезапное погружение в воду.

Таинство Крещения

Таинство Миропомазания

Миропомазание совершается сразу после обряда крещения. Его может совершать только канонический православный священник. Миропомазание символизирует снисхождение Святого Духа на верующего. После этого таинства, человек полноценно приобщается к православной церкви. Процесс таинства предусматривает помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног верующего. Таинство миропомазания, также, совершается при короновании на царство, и для иноверцев, которые принимают православие.

Таинство Миропомазания

Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души

Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Причастие или Евхрастия. Смысл обряда Причастия

  • Причастие или Евхрастия, является основным обрядом христианского богослужения. Происходит причастие, когда прихожане вкушают хлеб и вино из рук священника, которые символизируют Тело и Кровь Христову
  • Таинство причастия необходимо, как напоминание верующим о самопожертвовании, любви к ближним. В этом таинстве важная роль отведена сопровождающим молитвам, поклонам и песнопениям. Причастие сопровождается проповедью священника
  • Регулярное причастие, согласно православной церкви, способно приблизить человека к Богу. После такого обряда могут отступить болезни, неприятности, ссоры в семье. Верующий человек должен причащаться, как минимум, один раз в месяц

Причастие происходит только после таинства покаяния.

Причастие или Евхрастия

Таинство венчания. Правила обряда венчания

При заключении брака, верующие христиане воссоединяются таинством венчания. Люди, которые согласны на данный обряд, должны искренне верить в вечность брака на земле и на небесах. При совершении обряда, Святой Дух снисходит на пару, и невидимой силой скрепляет их узы. Чтобы таинство венчания прошло правильно, необходимо соблюдать правила:

  • К венчанию допускаются люди, которые имеют свидетельство о браке
  • Женщина и мужчина должны искренне любить друг друга, мужчине отводиться главенствующая роль в семье
  • Пара и их свидетели должны быть крещеными православными
  • На протяжении жизни можно венчаться только три раза
  • Венчание имеет возрастное ограничение. Мужчине должно быть больше 18 лет, женщине — больше 16
  • Проводить венчание можно на протяжении всего года, кроме дней Великих постов и важных праздников (Пасхи, Рождества, Троицы и других). Дни недели, в которые проводится венчание — понедельник, среда, пятница и воскресенье
  • Лучшим временем для венчания считается годовщина свадьбы или время после рождения детей.

В церкви венчаться можно:

1 Если оба молодожена члены церкви, ибо если вы верующие разных религий – Церковь Вас просто не обвенчает. Так Вы должны быть крещеными и носить нательный крестик.

2 Перед тем как обвенчаться Вам предстоит расписаться в ЗАГСЕ, ибо вы должны будете предоставить свидетельство священнослужителю.
Это объясняется просто – если вас расписал ЗАГС, значит есть уверенность в том, что любой из Вас не расписан с кем то другим.
Так же ЗАГС не расписывает умалишенных и не признает близкородственные связи, так же как и Церковь.

Венчаться в Церкви нельзя, если:

  1. Людям, которые в свое время приняли духовный Сан
  2. Монахиням и монахам
  3. Виновникам расторжения предыдущего брака (например по причине измены)
  4. Людям, которые уже находились в браке более 3 раз
  5. Вышли за пределы возрастных границ. Для мужчин – это 70 лет, а для женщин – 60
  6. Нет согласия родителей. Дети православных родителей не могут обвенчаться без согласия на то своих родителей

Таинство венчания. Правила обряда венчания

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.

Священство

Таинство Соборования или Елеосвящения

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.

Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Христианские обряды (стр. 1 из 4)

Введение.

В настоящее время Русская православная церковь по-прежнему занимает в нашей стране ведущее место по числу сторонников вероисповедания, хотя уже с 1917 года является отделенной от государства. Русская православная церковь (РПЦ) является самостоятельной церковью. Ее возглавляет патриарх, избираемый поместным собором пожизненно.

Православному христианину в течение его жизни полагается отправлять достаточно большой круг разного рода богослужений, то есть обязанностей в соответствии с канонами и обычаями своей веры. В последние годы растет число людей принимающих крещение, скрепляющих свой брак церковным венчанием, провожающих в последний путь своих близких в соответствии с православными обычаями.

Наряду с этим увеличивается состав богослужения, оно становится все более сложным и многообразным. Как нужно исполнять свой христианский долг, правильно подготовится к приобщению к Святым Таинствам, в чем заключается их обрядовая и духовная сторона?

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 годов. Это представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Все основные положения веры объявляются богоявленными и вечными.

Таинства христианства.

Таинства — культовые действия, во время которых “сообщается верующим невидимая благодать божья ”, то есть происходит оживление религиозного сознания путем напоминания содержания и смысла основных положений вероучения.

Православная и католическая церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Первоначально в христианстве было всего два таинства – крещение и причащение. Все семь были признаны официально только в 1279 году на соборе в Лионе. Все таинства являются заимствованными из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты.

Крещениеявляется одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Во многих языческих религиях практиковали обряд омовения водой как очищение от злых духов. Христианство толкует крещение как смерть для греховной жизни и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической – просто обливают водой. Православная традиция говорит о том, что вода должна быть без примесей. Примесью считается и подогрев, поэтому если крещение происходит зимой, по строгим требованиям канона, вода должна быть естественной (уличной) температуры. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день. Недобросовестный священник мог дать младенцу такое имя, которое уже вышло из обихода или звучит странно для современников.

Причащение, или святая евхаристия (“благоденственная жертва”), занимает важное место в христианском культе. По легенде, этот обряд был установлен самим Христом на тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой. Истоки этого обряда лежат в древних верованиях и основаны на симпатической магии (путем поедания части объекта придать себе качества этого объекта). Впервые обряд вкушения хлеба и вина как способа приобщения к божественным силам возник в Древней Греции. Ранние христиане этого обряда не знали. Только в 787 году Никейский собор официально закрепил это таинство в христианском культе.

Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. Исповедь является сильнейшим способом контроля за мыслями и поведением верующего. В результате исповеди и покаяния должно следовать прощение грехов. Отпущение грехов – прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает путь исправления грехов (отлучение от церкви – полное или временное, предписание поститься, молиться в течении определенного времени). В раннем христианстве исповедь была публичной – вся община судила о степени проступка верующего. Только с XII века вводится тайная исповедь, при которой верующий кается в своих грехах одному священнику. Тайна исповеди гарантируется. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедаются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник – исповедующегося. Таким образом, священник говорит с “душой” человека, не обращая внимания на его внешний облик, который может вызвать разные чувства. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки. Личность исповедующегося для него не является тайной, как и для других присутствующих.

Проблема соблюдения тайны исповеди всегда решалась непросто. Нарушение тайны исповеди для “предотвращения большего зла” допускалось в случаях, когда на исповеди раскрывались сведения о противоправительственных действиях. В 1722 году Петр Великий издал указ, по которому все священники были обязаны доносить властям о каждом выявленном случае бунтарских настроений, замыслов против государя и прочего подобного. Духовенство с готовностью выполняло этот указ. С другой стороны, церковь присвоила себе право решать вопросы о прощении за антисоциальные поступки – убийства, воровство и т. д.

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого якобы передается благодать божья. Древнее магическое происхождение этого обряда не вызывает сомнений. Помазание же как посвящение практиковалось уже в Древнем Египте и у иудеев. В Новом Завете нет ни слова о миропомазании, но оно было введено в христианский культ, очевидно, с учетом его психологического воздействия.

Брак как таинство утвердился только в XIV веке. Обряд этот в христианских церквях относится к самым красивым и торжественным действиям, призванным оказать глубокое эмоциональное воздействие. Очень многие неверующие люди идут на совершение этого обряда из-за его красоты и торжественности.

Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом – елеем, которое якобы является священным. Православная церковь считает, что с помощью этого обряда совершается исцеление от болезней. Католики проводят его как благословение умирающего. Связь с древними магическими обрядами прослеживается в церемонии елеосвящения – читается семь апостольских посланий, произносится семь эктений (прощений), совершается семь помазаний больного елеем.

Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает “благодать” новому священнику, возложив на его голову свои руки. В отдаленном виде этот обряд напоминает обряды инициации в древние времена. Подобные действия проводили и проводят различные закрытые общества (рыцарские ордена, масоны). Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.

Христианские обряды.

Молитва. Церковь требует постоянно молится, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы – в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы из более ранних религий – у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных – церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним “без протокола”.

Иконы. Православная и католическая церковь придают большое значение культу икон. В раннем христианстве шли ожесточенные споры об иконах, которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства. Действительно, в культе икон сохраняются пережитки фетишизма. Это проявляется в тех правилах, которые нормируют уход за иконой и оговаривают случаи ее уничтожения. Сжигать или как-то по-другому уничтожать икону нельзя. Если она пришла в ветхость и из-за этого больше вводит в искушение, чем придает святости, ее надо ранним утром пустить по речной воде – Бога сам распорядится ее судьбой. Именно так и поступили с идолом бога Перуна в Киеве, когда князь Владимир с дружиной впервые крестил своих подданных. Фетиши-идолы должны были творить чудеса, это же требуется от икон – они “плачут”, покрываются “кровавым потом”, «сами собой” светлеют или темнеют и т.д. В католицизме больше скульптурных изображений божеств и святых, а в православии именно иконопись является ведущим религиозным искусством. Поэтому чудесных историй, связанных с иконами в православии больше.

Крест. Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест – свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных – шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.

В связи с предвзятым отношением автора к религии, просьба вынести лишь инфу о параллелях в ритуалах :ngel:
Первоначально христиане заимствовали из магических церемоний и языческих мистерий древности два таинства — причащение и крещение. Затем возникли и другие — миропомазание, елеосвящение, исповедь, брак и священство.
Причащение
В таинстве причащения, или святой евхаристии (от греческого eucharistia — благодарственная жертва), причащающийся, вкушающий под видом хлеба и вина плоть и кровь Христа, приобщается тем самым к богу и получает залог вечной жизни. По учению христианской церкви, причащение — самое священное из таинств, ибо если в других таинствах Христос сообщает верующим в него те или иные дары своей благодати, то здесь он предлагает самого себя — свое тело и кровь.Таинство причастия, по христианскому вероучению, установлено самим Христом на тайной вечере.
Истоки этого таинства лежат в первобытных магических верованиях, согласно которым вкушение тела высшего существа способно передать вкушающему совершенные свойства этого существа и что непосредственное вкушение его плоти и крови может быть заменено поеданием животного, растения, предмета и т.д., в котором это существо воплощено. Подобные представления были крайне распространены у первобытных народов. Этим объясняются и обычаи древнего людоедства. Каннибалы пили кровь убитого врага как носительницу его жизненной силы. Во всей Океании была распространена вера, что, съев печень убитого, приобретешь его силу и храбрость. Аналогичные сведения сообщали путешественники в XVII-XIX веках о туземцах Новой Каледонии, индейцах Южной Америки, коренных жителях многих районов Африки.Постепенно кровавые жертвоприношения были заменены символическими жертвоприношениями. В этом случае роль жертвы выполняли фигурки из теста, зерен, злаков и т.д. В Индии из риса и зеленых злаков изготовляли изображение богини, имеющее форму усеченного конуса. Это изображение всячески украшали, делали ему подношения, приносили в жертву барана или козла. Затем участники обряда падали перед изображением на колени, после чего разбивали статую на куски и поедали ее. В Мексике два раза в год, в день весеннего и зимнего солнцестояния, из теста изготовлялась фигура бога Витцлипутцли, которую сперва чествовали по-царски, а затем разбивали и съедали.В Древней Греции и Риме существовало богоедство в форме вкушения хлеба и вина.
Крещение
Таинство крещения также играет в христианстве исключительно важную роль, так как оно — единственное таинство, признание которого является непременным условием принадлежности к христианской вере. Крещение означало прием нового члена в христианскую общину или в церковь. Значение крещения, однако, не сводится только к символу. Оно есть одновременно и мистический акт, который обеспечивает крещаемому ряд всевозможных земных и небесных благ.
Согласно христианскому катехизису, “видимая сторона” таинства, то есть сама процедура крещения, заключается в том, что младенца троекратно погружают в купель (у православных), обливают водой (у католиков), окропляют ею (у протестантов). При крещении у православных священник также читает три заклятия-запрещения, адресуя их дьяволу, дует в рот, лоб и грудь новорожденного, взывая к богу, дабы изгнать нечистого. Потом производиться обряд “очищения от дьявола”, во время которого священник и крестники новорожденного трижды плюют на пол — как бы на сатану. После крещения ребенка нарекают именем, чаще всего того святого, память которого отмечается в день крещения.Крещение очищает новорожденного от греха его прародителей и отгоняет дьявола, вследствие чего человек рождается вновь и получает право на вечную жизнь в небесном царстве.
Теория “вторичного рождения” человека приписывается самому Иисусу Христу (Евангелие от Иоанна). В посланиях Павла подробно разъясняется смысл христианского учения о втором “рождении” человека посредством крещения: оно связывается с верой в воскресение, а само крещение рассматривается как смерть во Христе, которая гарантирует верующему одновременно и совместное с Христом воскресение в новую жизнь.
Еще у первобытных племен существовали многочисленные аналогичные обряды и представления. Они были неотъемлемой частью таинств посвящения первобытных народов. Прием в члены тайных союзов, вступление юноши, достигшего половой зрелости, в члены общины и т.д. сопровождались символическими обрядами мнимой смерти и нового рождения. Идея “второго рождения” была распространенной и в Древнем мире. В мистериях того времени “смерть” и “второе рождение” были связаны с идеей мистического приобщения к божеству посредством магического повторения подобных событий в его жизни. Ведь практически все боги древних мистерий были по своему происхождению божествами ежегодно “умирающей” и “воскрешающей” растительности. В ритуалах и обрядах “смерти” и “воскресения” Древнего мира налицо сотериологическая направленность. Другими словами, эти обряды в языческих мистериях своей целью имели достижение религиозного “спасения” с помощью сверхъестественного спасителя — сотера. Эту-то идею, как и символизирующие ее обряды, и заимствовали впоследствии первые христиане, в качестве спасителя избрав персону Христа.
Христианская процедура крещения представляет собой магическую церемонию. Троекратное погружение тела в воду, одевание младенца в чистую рубашку с целью сохранения чистоты его души и т.д. — все это пережитки гомеопатической магии, основанной на вере в то, что “подобное производит подобное”, “следствие похоже на свою причину”.
Обычай дуть на младенца, на воду, масло, чтобы придать им благодать и одновременно отогнать сатану, плевать на сатану во время крещения также есть пережиток древней веры — веры в то, что человеческое дыхание и слюна обладают особой колдовской силой. У племени баниора в Уганде, к примеру, жрец на третий день после рождения ребенка представлял его духам и просил у них всяческих благ для новорожденного, сопровождая каждую просьбу плевками.
По сути же, первобытным магическим обрядом является и церемония “пострижения власов”. Стрижка волос у ребенка при крещении и бросание их в купель есть пережиток древнего верования в то, что, возлагая к ногам божества одушевленную частицу своего тела, обладающую чудесным свойством роста, человек устанавливает с ним прочные отношения. В древности у многих народов существовал обычай жертвовать волосы богам. Так, в финикийских храмах Астарты была даже специальная должность — галаб-элим — божьего цирюльника. Статуи, изображающие богов в древних храмах, нередко бывали засыпаны мужскими и женскими волосами сверху донизу.
Центральную роль во всех обрядах играла вода, которой люди издавна приписывали волшебные качества. Христианские теологи объясняли крещение водой тем, что Иисус Христос святил Иорданские воды, приняв первое крещение от Иоанна Крестителя. Однако магический обряд омовения водой в действительности гораздо раньше Христа и христианства. За много столетий до возникновения христианства и рождения самого мессии древние египтяне окунали младенцев в воду, зороастрийцы из Ирана несли новорожденных в храм, где жрецы купали их в специальных сосудах с водой, римляне совершали омовение мальчика на девятый день после его появления на свет, а девочки — на восьмой. Обряды купания новорожденного в воде, окропления его водой известны у народов Древней Мексики, Китая, Японии, Тибета, Новой Зеландии, Африки… Практически во всех дохристианских религиях существовали обряды ритуального омовения новорожденного, своей целью имевшие очищение его от злых духов.
Миропомазание и елеосвящение
“Миропомазание — есть такое таинство, через которое преподается крестившемуся дух святой. В христианском катехизисе подробно разъясняется смысл помазания миром или елеем (то есть маслом или жиром) отдельных частей тела. Помазание “чела” означает освящение ума, помазание “персей” — освящение сердца или желаний, помазание очей, ушей и уст — освящение чувств, помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.
Если приводить сравнение, то среди “примитивных” племен была распространена вера в то, что жир является седалищем души. Считалось, что жир, как вещество, в котором содержится жизненная сила животного может передать человеку определенные качества этого животного. Для этого достаточно было съесть кусок жира с заключенной в нем волшебной силой или просто прикоснуться к нему, обмазаться им. Арабы Восточной Африки, например, мазались львиным жиром, чтобы стать храбрыми, как львы, а аборигены Андаманских островов при посвящении юношей выливали на них свиной жир, чтобы придать им крепость и силу.
Постепенно из магического передатчика свойств духа, обитающего в животном или человеке, жир превратился в вещество, обладающее само по себе волшебными качествами. В Индии существовало, к примеру, поверье, что мазь, изготовленная из жира убитых мальчиков, обладает сверхъестественными свойствами. В средневековой Европе сечи из трупного жира считались одним из главных элементов ведьминского аксессуара.
Вера в волшебную силу жира привела к тому, что заговоренным жиром стали “лечить” больных. Например, на острове Буру его жители мазали тело кокосовым маслом для защиты от бесов болезни.
Исповедь
Помимо помазания елеем с целью облегчения физических и душевных недугов, у первобытных и древних народов широко применялась и так называемая исповедь, т.е. перечисление вслух своих грехов для “очищения” и избавления от них. Обычай этот и весьма древний, существовавший задолго до появления христианства.
Первобытные наделяли слово особой, колдовской силой и поэтому, переведя свои грехи в слова, человек надеялся от них избавиться, переложить их на какой-нибудь предмет. Так, китоловы-малагаси, перед тем как выйти на промысел в море исповедовались друг перед другом в самых сокровенных грехах. Если кто-нибудь накопил слишком много грехов, ему не разрешали выходить в море.
Обычай очищения от грехов с помощью слова и козла существовал у древнееврейских племен. Раз в год все члены этих племен от мала до велика собирались в центре поселения, где первосвященник, подойдя к заранее подобранному черному козлу и возложив на него обе руки, начинал громко перечислять грехи и преступления своих соплеменников. По окончании этой процедуры козла прогоняли в пустыню, чтобы он унес с собой грехи и вместе с ними погиб там без воды и еды. Отсюда и пошла известная поговорка “козел отпущения“.
Венчание
Получили распространение в исторические эпохи, предшествовавшие возникновению христианства, и различные обряды и ритуалы, сопровождающие вступление человека в брак. В той или иной форме брак всегда “освящался”. В христианском обряде венчания, в его “видимой стороне”, нет ничего, что не имело бы соответствующих аналогов в языческих религиях. Обручение, обручальные кольца, свадебные дары, венки и т.п. — все это существовало в свадебных ритуалах первобытных и древних народов и имело своей целью обеспечить венчающихся мужчину и женщину сверхъестественной благодатью и плодовитостью.
Христианский обряд венчания, как и все другие христианские ритуалы и таинства, совершает особая священная персона — епископ или пресвитер, который распоряжается божественной благодатью и переносит ее на других лиц посредством определенных манипуляций, сопровождаемых молитвами-заклинаниями.
Священство
“Под именем священства как таинства разумеется такое священнодействие, в котором через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица низводится на это лицо божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную ступень церковной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей. Называется еще это таинство рукоположением, возведением в священный сан, благословением пресвитерства, таинством святительским”.
Это таинство, как и все остальные христианские таинства, имеет свою “видимую сторону”, состоящую в том, что епископ, которому принадлежит монопольное право посвящения, возлагает руки на посвящаемого в духовный сан.
Как способ передачи сверхъестественных волшебных свойств возложение рук применялось во многих дохристианских культах. Он был обычным у древних иудеев. Применялся он и в культе Митры. На клагенфурстском рельефе, на других митраистких памятниках Митра изображается в виде возлагающего руки на голову бога солнца.
В основе подобных представлений о передаче разного рода благодетельных свойств через руки лежит первобытное представление о самостоятельной силе рук и пальцев. Среди народов, сохранивших первобытный уклад жизни в конце XIX века, был распространен, например, обычай, согласно которому пальцы убитого врага, подвергшиеся специальной препарации, давали есть воинам, дабы придать им храбрости, смелости и доблести. У многих племен также считалось, что достаточно палец лишь пососать, чтобы получить от него чудодейственные свойства.
Эти-то верования и обычаи и были в специфической форме восприняты христианством.
Взаимоотношения христианства и язычества
На первых порах факт преемственности и связи язычества и христианства не вызывал возражений у ранних христиан и даже всячески ими подчеркивался, ибо способствовал притоку в христианские общины и церкви новых членов из числа поклонников языческих богов и богинь. По мере же развития христианства и особенно со времени превращения его в государственную религию Великой Римской империи отношение к этому факту меняется. Обнаружив в богах и богинях древности, в языческой обрядности конкурентов Христу и христианскому культу, отцы церкви сочли идею преемственности и исторической связи христианства и язычества опасной и предали ее забвению в анафеме. Изменилась и политика христианской церкви в отношении языческих религий: после кратковременного периода сосуществования христианства и язычества началась длительная эпоха гонений и преследований язычников.
Однако полностью уничтожить популярность языческих верований и обрядов среди населения тех стран, где господствующей религией стало христианство, не удалось. Наибольшим интересом здесь пользовалось и продолжает пользоваться ушедшее, если так можно выразиться, в подполье языческое колдовство. Подобное происходит еще и потому, что борьба с всевозможными ведьмами, колдунами, чернокнижниками, волхвами и т.п. занимала значительное место в деятельности христианской церкви.